Тех обслуж автомобиля. Техническое обслуживание и ремонт автомобиля

Техническое обслуживание автомобиля - это совокупность различных мер, служащих для поддержания автомобиля в технически исправном состоянии и надлежащем внешнем виде, а также направленных на обнаружение и своевременное устранение потенциальных скрытых неисправностей. Соответственно, технически исправное транспортное средство должно обеспечивать наивысший уровень комфорта, безопасности, надежности, экономичности и удобства в использовании своему владельцу.

Отличие проведения техобслуживания автомобиля от ремонта состоит в том, что оно носит профилактический и упреждающий характер. Необязательно ждать, пока случится поломка в вашем транспортном средстве - можно побеспокоиться об этом заранее. Само по себе сервисное обслуживание и его необходимость сомнений ни у кого не вызывают. Это абсолютно естественное занятие, так как во время эксплуатации машины происходит её износ. Любая поездка, если рассматривать ее с технической точки зрения, представляет собой какую-либо вибрацию автомобиля, воздействие солнечных лучей, влаги, пыли, трения и множества других факторов, перечислять которые можно очень долго. При эксплуатации автомобиля все его агрегаты постоянно находятся во взаимодействии, которое влечет за собой деформацию и износ всех деталей. Наступает время, когда требуется пройти ТО.

Важно помнить! После каждого проведения гарантийного обслуживания авто обязательно требуйте от автосалона проставить все необходимые отметки в сервисной книжке или другие документы и договора, с перечнем проведенных работ и оказанных услуг.

Иначе в дальнейшем при проведении гарантийного ремонта или желание вернуть неисправный автомобиль, у Вас могут возникнуть серьезные проблемы с сервисным центром. Так как будет сложно доказать факты Вашего обращения в автоцентр и оказанных услуг по гарантийному обслуживания.

Специально для автовладельцев мы подготовили руководство по сервисному обслуживанию автомобилей, в котором рассмотрим все возможные нюансы и особенности, которые существуют на данный момент.

Руководство по гарантийному, сервисному обслуживанию автомобилей

Подразумевается, что после покупки автомобиля, вы должны совершать обслуживание у официального дилера, на указанных им сертифицированных станциях технического обслуживания автомобиля вашей марки. Иначе вы можете лишиться гарантии на ремонт вашего транспортного средства.
Сплошь и рядом основанием для лишения права на гарантийное (то есть бесплатное) обслуживание является также несанкционированная установка на ваше авто любых дополнительных аксессуаров и оборудования.
Понять автодилеров можно. Любая дополнительная продукция и услуги по ее установке (магнитола, сигнализация, антикоррозийное покрытие) в салоне стоят, как правило, дороже, чем аналог на рынке. И эта дополнительная полученная с вас прибыль послужит так называемой компенсацией в тот момент, когда настанет гарантийный случай и дилеру придется выполнить гарантийный ремонт. Также не редки случаи, когда установка дополнительного оборудования ведет к серьезной поломки машины и в дальнейшем будет сложно установить по какой причине сломался автомобиль.
Точно так же ситуация обстоит с плановым сервисным обслуживанием, когда стоимость элементарной замены масла в двигателе и простенькая проверка работы всех систем обходятся потребителю в несколько раз дороже, чем такая же работа, заказанная у частного лица или на недорогой станции ТО, не снабженной раскрученным брендом.

Тут уж каждый выбирает то, что его душа желает. Хочешь спать спокойно и не иметь в дальнейшем проблем с гарантийным обслуживанием авто - плати больше. Уверен в своем личном мастере или в себе самом и видишь, что машина ведет себя идеально - можно попробовать отказаться от дорогостоящих процедур в салоне, заменив их аналогичными, но дешевыми по стоимости работами у частного лица.

Основные виды ТО, которые нужно выполнять при эксплуатации авто

Своевременное сервисное обслуживание автомобиля жизненно необходимо для обеспечения соответствующей всем правилам безопасности эксплуатации. В действующей в Российской Федерации транспортной системе по классификации существует четыре основных разновидности ТО:
- ежедневное обслуживание
- первое техническое обслуживание
- второе техническое обслуживание
- сезонное обслуживание

Ежедневное обслуживание

Ежедневная диагностика являет собой, прежде всего, контроль показателей и состояние таких устройств как: спидометр, различные датчики, уровень тормозной жидкости в системе и контроль уровня масла в двигателе, исправность рулевого управления, контроль уровня освещения фар, исправность работы авто сигнализации.
Проверка этих данных однозначно относится к прямым обязанностям любого уважающего себя автомобилиста. Плюс к этому, если вы хотите, чтоб кузов авто не ржавел как можно дольше и долгие годы радовал вас своим блеском, то помните о необходимости регулярной комплексной мойки как снаружи, так и в салоне.
Перед каждой поездкой недавно купленного нового автомобиля рекомендуется проверять следующие вещи: спидометр, все датчики, уровень тормозной жидкости и исправность работы тормозов, состояние кузова, правильное положение зеркал, состояние и хорошую обзорность номерных знаков, исправность всего электрооборудования, хорошую работу рулевой колонки.
Услуги по ежедневному ТО никто вместо вас выполнять не будет. И глупо надеяться на то, что ваш автомобиль сохранит хороший внешний вид, и будет работать бесперебойно лишь потому, что он новый и находится на гарантии, а вы сами относитесь к нему откровенно наплевательски.

Первое техническое обслуживание

Первое ТО включает в себя помимо всего перечисленного в ежедневном обслуживании еще следующие пункты:
- выполнение крепежных работ
- очистительные процедуры
- смазочные работы
- полный контроль и диагностику работы автомобиля
- регулировку исправного оборудования
Нетрудно догадаться, что основной целью первого гарантийного обслуживания автомобиля являются превентивные меры, направленные на предотвращение возможных поломок, которые могут быть локальными, но в итоге вывести из строя весь автомобиль полностью. Либо же эти поломки или выявленные недостатки могут увеличить расход любых горюче-смазочных материалов, жидкостей, элементов или существенно сказаться на повышении уровня загрязнения окружающей среды.

Второе техническое обслуживание

Если разобраться, то второе ТО имеет под собой похожие цели, что и ежедневное и первое технические обслуживания. Но существенно возрастает сложность всех работ и их объем.
Различные крепежные, регулировочные, смазочные работы или диагностика исправности какой-либо системы, как правило, проводятся на более тщательном уровне, что требует частичной разборки или снятия каких-либо деталей. Диагностика и регулировка при проведении требуют подключения различного специального оборудования на специализированных станциях технического обслуживания.

Сезонное техобслуживание

Когда речь идет о сезонном техобслуживание автомобиля, то в первую очередь имеется в виду, что эксплуатация любого транспортного средства в различные времена года имеет свои особенности, к которым нужно подготовиться.
Учитывая тот факт, что живем далеко не на экваторе и сезонные колебания температур и общих погодных условий очень значительна, то однозначно можно сказать, что, проживая в нашем климате, любой автолюбитель должен проводить тщательное и регулярное сезонное ТО. Проводиться оно должно не реже двух раз в год.
Как только начинаются морозы или хотя бы заморозки, то сразу вырастает аварийность на дорогах. Тут есть много моментов, которые вроде бы всем известны, но практика показывает, что далеко не все о них регулярно вспоминают.
Например, что масло (как и любая другая жидкость) меняет на морозе свою плотность и поэтому при эксплуатации автомобиля зимой нужно заливать в двигатель специальное масло.
Что понятие "все сезонная" резина - это рекламный ход маркетологов, а на самом деле такой резины не существует. А те, кто на ней ездят очень часто в деталях имеют возможность рассмотреть задний бампер впереди едущего авто после столкновения на скользкой дороге.
Что в бачок для стеклоомывателя наливается не вода, а специальная жидкость, рассчитанная на определенное количество градусов ниже нуля.
Существует еще много других нюансов, которые касаются сезонного технического обслуживания автомобиля и которые имеют в наших широтах большое значение.

Регламент проведения ТО на станциях технического обслуживания

Есть также понятие определенного регламента проведения технического обслуживания автомобиля и его ремонта. Бытует расхожее мнение, что этот регламент и порядок проведения ТО устанавливают салоны или маркетологи, заботясь в основном о своих карманах.
Это все миф. Правила проведения ремонта и обслуживания у официального дилера составляется на заводе-изготовителе. И время, через которое проводится первое и второе технические обслуживания, устанавливается инженерами завода. Периодичность проведения тех или иных работ всегда указана в сервисной книжке вашего автомобиля и хотите вы или нет, но прочесть ее хотя бы по диагонали придется. Периодичность выполнения тех или иных работ определяется несколькими параметрами: временным интервалом, временем и пробегом, километрами пробега.

Но нужно признать, что существуют моменты, о которых вы можете просто не знать. Перечень работ может быть существенно сокращен и, соответственно, он будет выполнен в неполном объеме.
Еще один нюанс состоит в том, что опытные в этом деле автолюбители советуют находиться рядом с мастером, который проводит вам плановое сервисное обслуживание автомобиля и следить за его работой.
Естественно, что вы можете не знать всех нюансов работ, которые будут произведены над вашим железным конем на станции технического обслуживания. Собственно, вы можете вообще не разбираться в автомобилях.
Но этого и не требуется. Мастер тоже не в курсе, насколько хорошо вы знаете автомобильное дело. Просто бывают случаи, когда новый автомобиль работает отлично, никаких нареканий нет, все как говорится хорошо. Вам поменяют масло, а точнее не вам, а вашему автомобилю и сочтут на этом всю работу сделанной. А зачем, если и так все ездит?
Вывод один. Во время проведения гарантийного обслуживания вашего автомобиля будьте неподалеку и время от времени подходите и осматривайте работу мастера, даже если она для вас также понятна как китайский иероглиф. Эта нехитрая уловка несомненно хорошо скажется на безотказной работе вашего авто.


К атегория:

Механик гаража

Примерный перечень основных операций технического обслуживания автомобилей


Ежедневное техническое обслуживание

Контрольные работы.

1. Осмотреть автомобиль и выявить наружные повреждения. Проверить его комплектность, состояние кабины, платформы (кузов), стекол, зеркал заднего вида, противосолнечного козырька, оперения, номерных знаков, исправность механизмов дверей, запорного механизма опрокидывающейся кабины, запоров бортов платформы, капота двигателя и багажника, состояние рамы, рессор, колес, шин, опорно-сцепного устройства и буксирного прибора.

2. Проверить действие таксометра, приборов освещения и сигнализации, звукового сигнала, стеклоочистителей, устройств для обмыва ветрового стекла, системы вентиляции, а в зимнее время - системы отопления и устройства для обогрева ветрового стекла.

3. Проверить состояние гидроусилителя, привода рулевого управления и свободный ход рулевого колеса.

4. Проверить осмотром герметичность гидроусилителя рулевого управления, привода тормозов, системы питания, смазки и охлаждения, механизма подъема платформы автомобиля-самосвала.

5. Проверить работу агрегатов, узлов, систем и контрольно-измерительных приборов автомобиля на ходу. Остановить двигатель и проверить на слух работу фильтра центробежной очистки масла. При необходимости устранить неисправности.

Уборочные и моечные работы.

6. Произвести уборку кабины и платформы (кузова).

7. Вымыть и высушить автомобиль, а в случае необходимости подвергнуть его санитарной обработке.

8. Обтереть зеркала заднего вида, фары, подфарники, указатели поворотов, задние фонари и стоп-сигнал, стекла кабины, а также номерные знаки.

Смазочные, очистительные и заправочные работы. 9. Проверить Уровень и при необходимости долить масла в картер двигателя.

10. У автомобилей с дизельным двигателем проверить уровень масла в топливном насосе высокого давления и регуляторе числа оборотов.

11. Проверить уровень жидкости в системе охлаждения и при необходимости долить воду. При постановке автомобиля на стоянку слить конденсат из фильтра-влагомаслоотделителя и воздушных баллонов пневматического привода тормозов, отстой из топливных фильтров, топливного бака (у автомобилей с дизельными двигателями). В зимнее время слить воду из системы охлаждения двигателя и пускового подогревателя, а перед пуском двигателя заполнить систему охлаждения горячей водой или подключить двигатель к системе подогрева.

12. Проверить уровень топлива в баке и при необходимости заправить его топливом.

1. Проверить осмотром состояние пола, подножек, сидений, стекол окон и дверей салона автобуса.

2. Проверить герметичность пневматической системы и действие механизмов открывания дверей.

3. Проверить действие сигнализации из салона к водителю, приборов освещения в салоне и подножек, габаритных фонарей и маршрутных указателей.

4. Проверить исправность системы вентиляции, а в холодное время года и системы отопления салона.

5. Проверить осмотром состояние основания кузова, пневматических баллонов подвески и рессор.

6. У автобусов, работающих без кондуктора, проверить состояние накопительных касс и компостеров.

7. Проверить исправность оборудования громкоговорящего устройства.

8. Произвести уборку салона, очистить обивку спинок и подушек сидений.

9. Очистить ящики для использованных билетов.

Первое техническое обслуживание.

Контрольно-диагностические, крепежные и регулировочные работы. Общий осмотр автомобиля.

1. Осмотреть автомобиль. Проверить состояние кабины, платформы (кузова), стекол, зеркал заднего вида, оперения, номерных знаков, исправность механизмов дверей, исправность запоров бортов платформы, капота двигателя и багажника, а также буксирного прибора.

2. Проверить действие стеклоочистителей, устройства для обмыва ветрового стекла, действие системы вентиляции, а в зимнее время - системы отопления и устройства для обогрева и обдува ветрового стекла.

Двигатель, включая системы охлаждения и смазки.

3. Проверить осмотром герметичность систем смазки и охлаждения двигателя и пускового подогревателя, а также крепление на двигателе оборудования и при необходимости устранить неисправности.

4. Проверить состояние и при необходимости отрегулировать натяжение приводных ремней.

5. Проверить и при необходимости закрепить трубопроводы и приемные трубы глушителя.

6. Проверить и при необходимости закрепить двигатель.

Сцепление.

7. Проверить действие оттяжной пружины и при необходимости отрегулировать свободный ход педали сцепления.

Коробка передач.

8. Проверить и при необходимости закрепить коробку передач и ее узлы.

Гидромеханическая передача.

9. Проверить крепление гидромеханической передачи..

10. Проверить люфт в шарнирных и в шлицевых соединениях карданной передачи, состояние и крепление промежуточной опоры и при необходимости закрепить фланцы карданного вала.

Задний мост.

11. Проверить крепление и отсутствие подтеканий в соединениях заднего моста.

12. Проверить и при необходимости закрепить картер редуктора, фланцы полуосей и крышки колесных передач.

13. Проверить герметичность системы усилителя рулевого управления.

14. Проверить крепление и шплинтовку гаек шаровых пальцев, сошки, рычагов поворотных цапф, состояние стопорных шайб гаек шкворней и при необходимости устранить неисправности.

15. Проверить крепление рулевого колеса, люфт рулевого управления, а также люфт в шарнирах рулевых тяг.

Тормозная система.

16. Проверить состояние й работу компрессора и создаваемое им давление.

17. Проверить состояние и герметичность трубопроводов и приборов тормозной системы и при необходимости устранить утечку воздуха или тормозной жидкости.

18. Проверить эффективность действия тормозов.

19. Проверить шплинтовку пальцев штоков тормозных камер пневматического привода тормозов, величину свободного и рабочего хода педали тормозов и при необходимости отрегулировать тормоза.

20. Проверить и при необходимости устранить неисправности тормозного крана пневматического привода тормозов.

21. Проверить исправность привода и действие ручного тормоза и при необходимости отрегулировать его.

Ходовая часть.

22. Проверить осмотром состояние рамы, узлов и деталей подвески и буксирного прибора.

23. Проверить и при необходимости закрепить стремянки, пальцы рессор и колеса.

24. Проверить состояние шин и давление воздуха в них, при необходимости довести давление до нормы; удалить посторонние предметы, застрявшие в протекторе.

25. Проверить состояние и действие запорного механизма, упора-ограничителя и страхового устройства опрокидывающейся кабины.

26. Проверить состояние и действие замков, петель и ручек дверей кабины.

27. Проверить и при необходимости закрепить платформу к раме автомобиля.

28. Проверить и при необходимости закрепить крылья, подножки и брызговики колес.

Обслуживание системы питания и электрооборудования. Система питания.

29. Проверить осмотром состояние приборов системы питания, герметичность их соединений и при необходимости устранить неисправности.

30. У автомобилей с дизельным двигателем проверить действие привода насосов-форсунок или насоса высокого давления, а также работу служебного и аварийного останова двигателя.

Электрооборудование.

31. Очистить аккумуляторную батарею от пыли, грязи и следов электролита, прочистить вентиляционные отверстия, проверить крепление и надежность контакта наконечников проводов с выводными штырями, уровень электролита в аккумуляторной батарее и при необходимости долить дистиллированную воду.

32. Проверить действие и при необходимости устранить неисправности звукового сигнала, ламп щитка приборов, освещения и сигнализации, контрольно-измерительных приборов, фар, подфарников, задних фонарей, стоп-сигнала и переключателей света, а в зимнее время приборов электрооборудования системы отопления и пускового подогревателя.

33. Смазать узлы трения и проверить уровень масла в картерах агрегатов и бачках гидропривода автомобиля в соответствии с картой смазки, проверить уровень тормозной жидкости в бачке гидропривода и жидкости в бачках устройства для обмыва ветрового стекла и противозамора-живателя (в зимнее время). При необходимости долить жидкости и масла (или заменить по графику).

34. Прочистить сапуны коробки передач и мостов.

35. Промыть воздушные фильтры гидровакуумного усилителя тормозов.

36. Спустить конденсат из воздушных баллонов пневматического привода тормозов.

37. У автомобилей с дизельным двигателем слить отстой из топливного бака и корпусов фильтров тонкой и грубой очистки топлива, проверить уровень масла в топливном насосе высокого давления и регуляторе числа оборотов.

38. При работе в условиях большой запыленности заменить масло в картере двигателя, слив отстой из корпусов масляных фильтров и очистив от отложений внутреннюю поверхность крышки корпуса фильтра центробежной очистки масла; промыть ванну и фильтрующий элемент воздушных фильтров двигателя и вентиляции его картера, фильтр грубой очистки, если не проворачивается его рукоятка; очистить от пыли и грязи сетки окон забора воздуха на картере гидромеханической передачи.

Проверка автомобиля после обслуживания.

39. Проверить после обслуживания работу агрегатов, узлов и приборов автомобиля на ходу.

Дополнительные работы по автомобилям-самосвалам и тягачам.

1. Проверить осмотром состояние надрамни-ка, брусьев надрамника и шарнирных соединений устройства подъема платформы, опорно-сцепного устройства и буксирного прибора.

2. Проверить состояние и герметичность соединений маслопрово-шлангов, действие устройства подъема платформы, состояние предохранительного упора платформы и при необходимости устранить неисправности.

3 Проверить состояние заднего борта и действие его запорного устройства.

4. Проверить состояние и при необходимости закрепить: надрамник; коробку отбора мощности; крышки осей опрокидывания платформы; соединения штока и цилиндра устройства подъема платформы; держатель запасного колеса.

5. Проверить уровень масла в баке механизма подъема платформы и при необходимости долить или заменить его (по графику).

Специфические работы по автобусам и легковым автомобилям.

1. Проверить состояние каркаса, пола, обивки сидений и спинок, запоров окон и люков, поручней, кронштейнов и при необходимости устранить неисправности.

2. Проверить состояние, крепление и действие габаритных фонарей, ламп освещения указателя маршрута и маршрутного номера.

3. Проверить состояние дверей и механизмов их открывания, а также сигнализации из салона к водителю.

4. Проверить исправность пневматической подвески.

5. Проверить состояние ферм, лонжеронов основания кузова и регуляторов его положения.

6. У автобусов, работающих без кондуктора, проверить состояние компостеров и накопительных касс, их крепление, а также исправность механизма подачи билетов.

Второе техническое обслуживание

Контрольно-диагностические, крепежные и регулировочные работы.

Общий осмотр автомобиля.

1. Осмотреть автомобиль. Проверить состояние кабины, платформы (кузова), зеркал заднего вида, оперения, номерных знаков, исправность механизмов дверей, запоров бортов платформы, капота двигателя и багажника, а также буксирного прибора.

2. Проверить действие контрольно-измерительных приборов, стеклоочистителей, устройств для обмыва, обогрева (в зимнее время) и обдува ветрового стекла.

Двигатель, включая системы охлаждения (отопления) и смазки.

3. Проверить осмотром герметичность системы охлаждения двигателя, системы отопления и пускового подогревателя и при необходимости устранить неисправности. Промыть (2 раза в год) систему охлаждения.

4. Проверить состояние и действие привода жалюзи (шторки) радиатора, термостата и устройства для отключения вентилятора, а в зимнее время - утеплительного чехла и при необходимости устранить неисправности.

5. Проверить и при необходимости закрепить радиатор, его облицовку, жалюзи и капот.

6. Проверить и при необходимости закрепить вентилятор.

7. Проверить состояние и при необходимости отрегулировать натяжение приводных ремней.

8. Проверить осмотром герметичность системы смазки и при необходимости устранить неисправности.

9. Проверить 2 раза в год состояние цилиндро-поршневой группы двигателя.

10. Проверить и при необходимости закрепить головки цилиндров двигателя.

11. Проверить и при необходимости отрегулировать зазоры между стержнями клапанов и коромыслами клапанного механизма (толкателями) двигателя.

12. Проверить и при необходимости закрепить трубопроводы и приемные трубы глушителя, поддон картера двигателя и поддон картера сцепления; у автомобилей с дизельным двигателем - воздушный нагнетатель и регулятор числа оборотов коленчатого вала.

13. Проверить и при необходимости закрепить компрессор.

14. Проверить и при необходимости закрепить двигатель на раме.

15. При подготовке к зимней эксплуатации проверить состояние и действие пускового подогревателя и других вспомогательных средств облегчения пуска двигателя, установленных на автомобиле, и при необходимости устранить неисправности.

Сцепление.

16. Проверить действие оттяжной пружины, свободный и полный ход педали, работу сцепления и усилителя привода; при необходимости отрегулировать сцепление и усилитель привода.

Коробка передач.

17. Проверить осмотром состояние и герметичность коробки передач, очистить сапун.

18. Проверить и при необходимости закрепить коробку передач и ее узлы; проверить состояние и действие дистанционного управления.

Гидромеханическая передача.

19. Проверить и при необходимости отрегулировать механизм управления золотниками и закрепить крышку подшипников.

20. Проверить и при необходимости отрегулировать давление масла в системе.

21. Проверить исправность датчика контрольной лампочки температуры масла.

Карданная передача.

22. Проверить люфт в шарнирных и шлицевых соединениях карданной передачи, состояние и крепление промежуточной опоры и при необходимости устранить неисправности.

23. Проверить и при необходимости закрепить фланцы карданных валов.

Задний мост.

24. Проверить осмотром герметичность соединений и состояние картера заднего моста, очистить сапун.

25. Проверить состояние и при необходимости закрепить редуктор заднего моста и колесные передачи.

Рулевое управление и передняя ось.

26. Проверить правильность расположения передней оси и состояние ее балки.

27. Проверить герметичность системы усилителя рулевого управления.

28. Проверить и отрегулировать величину схождения передних колес. В случае неравномерного и повышенного износа шин проверить величину развала, продольного и поперечного наклонов шкворней и углы поворота передних колес, а также их балансировку.

29. Проверить и при необходимости закрепить картер рулевого механизма, рулевую колонку и рулевое колесо.

30. Проверить люфт рулевого управления, люфт в шарнирах рулевых тяг и шкворневых соединениях, крепление сошки.

31. Проверить крепление и шплинтовку гаек шаровых пальцев и рычагов поворотных цапф, крепление гаек шкворней.

32. Проверить состояние карданного вала привода рулевого управления и при необходимости закрепить его.

Тормозная система.

33. Проверить работу компрессора и создаваемое им давление.

34. Проверить состояние и герметичность соединений трубопроводов и приборов тормозной системы и при необходимости устранить утечку воздуха или тормозной жидкости.

35. Проверить и при необходимости закрепить привод тормозного крана, главный тормозной цилиндр, гидровакуумный или пневматический усилитель.

36. Проверить и при необходимости закрепить воздушные баллоны.

37. Снять ступицы с тормозными барабанами. Проверить состояние тормозных барабанов или дисков, колодок, накладок, пружин и подшипников колес и при необходимости заменить их.

38. Проверить и при необходимости закрепить тормозные камеры, кронштейны тормозных камер и опоры разжимных кулаков, опорные тормозные диски передних и задних колес.

39. Заменить смазку в ступицах колес, установить ступицы на место и отрегулировать подшипники.

40. Закрепить фланцы полуосей.

41. У автомобилей с пневматическим приводом тормозов проверить шплинтовку пальцев штоков тормозных камер, отрегулировать свободный и рабочий ход педали тормоза и зазоры между тормозными колодками и барабанами колес.

42. У автомобилей с гидравлическим приводом тормозов проверить действие гидровакуумного или пневматического усилителя, величину свободного и рабочего хода педали тормоза; при необходимости долить жидкость в главные тормозные цилиндры привода передних и задних колес; установить требуемую величину свободного хода педали и отрегулировать зазоры между тормозными колодками и барабанами колес. В случае попадания воздуха в систему гидравлического привода удалить воздух из системы.

43. Проверить исправность привода и действие ручного тормоза и при необходимости произвести регулировку и крепление тормоза.

44. Проверить состояние и крепление привода моторного тормоза, легкость хода тяги и открывания заслонки.

Ходовая часть.

45. Проверить правильность расположения (отсутствие перекосов) переднего и заднего мостов, состояние рамы, буксирного прибора, крюков, подвески.

46. Проверить и при необходимости закрепить хомутики, стремянки, пальцы рессор, амортизаторы, реактивные штанги и балансиры. Проверить герметичность амортизаторов.

47. Проверить состояние дисков и крепление колес, шин и давление воздуха в них; при необходимости произвести перестановку шин; довести давление воздуха до нормы; удалить посторонние предметы, застрявшие в протекторе. Проверить и при необходимости закрепить запасное колесо.

Кабина, платформа (кузов) и оперение.

48. Проверить состояние и крепление узлов и деталей опрокидывающейся кабины и при необходимости устранить неисправность.

49. Проверить состояние и действие системы вентиляции (в зимнее время), а также состояние уплотнителей дверей и вентиляционных люков. В зоне холодного климата при подготовке к зиме утеплить кабину и принять меры по устранению обмерзания ветровых стекол.

50. Проверить и при необходимости закрепить кабину, платформу, крылья, подножки и брызговики.

Обслуживание систем питания и электрооборудования.

51. Проверить работу двигателя и состояние приборов системы питания и электрооборудования.

Система питания карбюраторных двигателей.

52. Проверить крепление и герметичность топливного бака, соединений трубопроводов, карбюратора и теплового насоса и при необходимости устранить неисправности.

53. Проверить действие привода, полноту закрывания и открывания дроссельной и воздушной заслонок.

54. Проверить при помощи манометра работу топливного насоса без снятия с двигателя.

55. Проверить уровень топлива в поплавковой камере карбюратора.

56. При подготовке к зимней эксплуатации:
— проверить на специальных приборах карбюратор, его узлы и детали, включая жиклеры;
— снять топливный насос, разобрать его, очистить и проверить состояние деталей. После сборки проверить топливный насос на специальном приборе;
— проверить исправность и установить заслонку регулирования подогрева горючей смеси в положение, соответствующее времени года.

57. Проверить легкость пуска и работу двигателя. При необходимости отрегулировать минимальные обороты холостого хода.

Система питания дизельных двигателей.

58. Проверить крепление и герметичность топливного бака, соединений трубопроводов, топливных насосов, форсунок (насосов-форсунок), фильтров, муфты привода; при необходимости устранить неисправности.

59. Два раза в год снять и проверить форсунки (насосы-форсунки) на специальном приборе.

60. Проверить исправность механизма управления подачей топлива.

61. Проверить работу служебного и аварийного останова двигателя.

62. Проверить циркуляцию топлива и при необходимости опрессо-вать топливную систему.

63. Проверить надежность пуска двигателя; при необходимости отрегулировать минимальные обороты холостого хода.

64. Проверить работу двигателя, топливного насоса высокого давления (насосов-форсунок), регулятора частоты вращения коленчатого вала и дымность отработавших газов.

65. Один раз в год при подготовке к зимней эксплуатации:
— снять топливный насос высокого давления, проверить и отрегулировать на стенде;
— снять и проверить на приборе топливоподкачивающий насос;
— проверить состояние системы подогрева топлива.

Аккумуляторная батарея.

66. Проверить состояние аккумуляторной батареи по плотности электролита и напряжению элементов под нагрузкой и при необходимости снять батарею для подзаряда. В зоне холодного климата при подготовке аккумуляторной батареи к эксплуатации довести плотность электролита до нормы и утеплить ее.

67. Проверить состояние и крепление электрических проводов, соединяющих аккумуляторную батарею с массой и внешней цепью, действие выключателя аккумуляторной батареи, а также ее крепление в гнезде.

Генератор, стартер и реле-регулятор.

68. Осмотреть и при необходимости очистить наружную поверхность генератора, стартера, реле-регулятора от пыли, грязи и масла.

69. Проверить и при необходимости закрепить стартер, генератор, реле-регулятор и отрегулировать натяжение приводного ремня генератора.

70. После пробега автомобилем 25-30 тыс. км при подготовке к зимней эксплуатации:
а) снять с двигателя генератор, защитную ленту (у генератора переменного тока щеткодержатель), проверить состояние коллектора (контактных колец), щеток, подшипников, при необходимости разобрать генератор и заменить изношенные детали (щетки, нажимные пружины), продуть внутреннюю полость сжатым воздухом, собрать генератор, затянуть шпильки и гайку крепления шкива, проверить генератор на стенде с номинальной нагрузкой и установить на двигатель;
б) проверить работу реле-регулятора и отрегулировать его на напряжение с учетом времени года;
в) снять с двигателя стартер, очистить наружную поверхность от масла и грязи, разобрать стартер для проверки состояния коллектора, щеток и контактов реле стартера. Проверить затяжку винта крепления промежуточного подшипника и износ втулки в крышке со стороны привода; собрать стартер и проверить регулировку хода шестерни привода; проверить работу стартера на стенде в режиме холостого хода и полного торможения, а затем установить стартер на двигатель.

Приборы зажигания.

71. Проверить состояние и при необходимости очистить поверхность катушки зажигания, проводов низкого и высокого напряжения от пыли, грязи и масла.

72. Вывернуть свечи зажигания, проверить их состояние, при необходимости очистить свечи от нагара и отрегулировать зазоры между электродами или заменить свечи.

73. Снять с двигателя и осмотреть прерыватель-распределитель, очистить наружную поверхность его от пыли, грязи и масла; очистить внутреннюю поверхность крышки; проверить состояние контактов и при необходимости отрегулировать зазор между ними; смазать вал, ось рычажка и кулачковой втулки. Установить прерыватель-распределитель на двигатель.

74. При наличии контактно-транзисторной системы зажигания, не снимая прерыватель-распределитель с двигателя, очистить наружную поверхность от пыли, грязи и масла, внутреннюю поверхность крышки, протереть контакты, смазать вал, фильц, ось рычажка и кулачковой втулки.

75. После пробега автомобиля 25-30 тыс. км при подготовке к зимней эксплуатации: снять с двигателя прерыватель-распределитель, разобрать и произвести осмотр подшипника подвижного диска, рычажка прерывателя, валика и кулачка. Собрать прерыватель-распределитель, смазать вал, ось рычажка и кулачковой втулки и проверить на стенде: угол замкнутого состояния контактов прерывателя, угол чередования искрообразования, бесперебойность искрообразования, работу центробежного и вакуумного автоматов опережения зажигания, а затем установить прерыватель-распределитель на двигатель.

Приборы освещения и сигнализации.

76. Проверить крепление и действие подфарников, ламп щитка приборов, задних фонарей и стоп-сигнала, указателей поворотов и звукового сигнала.

77. Проверить установку, крепление и действие фар и при необходимости отрегулировать направление светового потока фар.

78. Очистить от грязи поверхность и клеммы ножного переключателя счета и включателя стоп-сигнала.

Смазочные и очистительные работы.

79. Смазать узлы трения автомобиля в соответствии с картой смазки.

80. Проверить уровень масла в топливном насосе высокого давления и регуляторе числа оборотов коленчатого вала.

81. Слить отстой из корпусов масляных фильтров.

82. Очистить и промыть клапан вентиляции картера двигателя.

83. Промыть фильтрующий элемент воздушного фильтра двигателя и компрессора; заменить в них масло.

84. Заменить (по графику) масло в картере двигателя, промыть при этом фильтрующий элемент фильтра грубой очистки и заменить фильтрующий элемент фильтра тонкой очистки масла или очистить центробежный фильтр.

85. Снять и промыть фильтр насоса гидроусилителя рулевого управления и фильтр гидровакуумного усилителя тормозов.

86. Прочистить сапуны и долить или заменить (по графику) масло в картерах агрегатов и бачках гидропривода автомобиля в соответствии с картой смазки.

Два раза в год при замене сортов масел (в зависимости от времени года) промыть систему смазки двигателя.

87. При подготовке к зимней эксплуатации отключить масляный радиатор.

88. Снять и промыть топливный фильтр-отстойник и фильтр тонкой очистки топлива. У автомобилей с дизельным двигателем снять и промыть корпусы фильтров предварительной и тонкой очистки топлива и заменить фильтрующие элементы.

89. Осмотреть и при необходимости очистить отстойник топливного насоса от воды и грязи.

90. Один раз в год при подготовке к зимней эксплуатации промыть топливный бак; у автомобиля с дизельным двигателем промыть топливный бак дополнительно 1 раз в год; слить отстой из топливного бака.

91. Два раза в год при снятии топливного насоса высокого давле-нйя и регулятора частоты вращения коленчатого вала двигателя заменить в них масло.

92. Промыть фильтрующие элементы влагомаслоотделителя.

93. Спустить конденсат из баллонов пневматического привода тормозов.

94. Проверить и промыть противозамораживатель и заправить его жидкостью.

Проверка автомобиля после обслуживания.

95. Проверить после обслуживания работу агрегатов, узлов и приборов автомобиля на ходу.

Дополнительные работы по автомобилям- самосвалам и тягачам.

1. Проверить действие подъемного устройства платформы, а также исправность ее предохранительного упора.

2. Проверить состояние и при необходимости закрепить надрамник, коробку отбора мощности и другие узлы и детали крепления платформы и ее подъемного устройства, а также держатель запасного колеса.

3. Проверить состояние заднего борта платформы и действие его запорного устройства.

4. Проверить состояние трубопроводов, шлангов и герметичность соединений гидравлической системы подъемного устройства платформы.

5. Слить отстой из корпуса гидроподъемника, промыть фильтрующий элемент масляного бака, проверить уровень масла в нем и при необходимости долить его или заменить (по графику) масло с учетом времени года.

6. У автомобилей-тягачей проверить состояние и крепление опорно-сцепного устройства или буксирного прибора.

Специфические работы по автобусам и легковым автомобилям.

1. Проверить состояние и крепление деталей основания кузова, шпангоутов, боковин, облицовки салона, перегородок, дверей, направляющих роликов дверей, ступенек подножек, пола, рамок окон, сидений, потолочных вентиляционных люков и поручней. Проверить состояние антикоррозийных защитных покрытий и окраски кузова. При небходимости зачистить место коррозии и нанести защитное покрытие.

2. Проверить состояние сидения водителя и механизма регулировки его положения, дверки люка маршрутного указателя и створки капота или дверки моторного отсека.

3. Проверить состояние и действие приборов освещения салона, а также систем вентиляции и отопления. При подготовке к зимней эксплуатации промыть и очистить от накипи систему отопления.

4. Проверить состояние и действие механизмов открывания дверей и при необходимости снять их для проверки состояния деталей.

5. Проверить состояние и при необходимости закрепить узлы и детали подвески и стабилизатора поперечной устойчивости.

6. Проверить состояние и действие замков, петель капота и крышки багажника.

7. У автобусов, работающих без кондуктора, проверить состояние накопительных касс и действие компостеров.

8. Произвести (по графику) дезинфекцию салона автобуса и мойку теплой водой с моющим составом стен, потолка, поручней, окон и Дверей.

К атегория: - Механик гаража

Приведем основные заботы владельца, которые остаются, даже если техника проходит регулярное техническое обслуживание по регламенту, установленному производителем.

Не обязательно это делать самостоятельно – можно ограничится некоторыми контрольными задачами, а остальное заказать в сервисе.


Этого как правило нет в регламентах обязательного технического обслуживания и это Вам могут не предложить в сервисе, если Вы сами это не закажете. А часть пунктов, прежде всего контрольного типа (проверка уровня масла и технических жидкостей и т.п.), владельцу рекомендуется выполнять самостоятельно в ходе текущей эксплуатации ввиду их крайней простоты и реальной необходимости.

Многие из перечисленных задач не только помогут поддерживать опрятный внешний вид техники, но и весьма полезны для поддержания эксплуатационных возможностей техники, профилактики скрипов и преждевременного износа, а зачастую напрямую направлены на предотвращение отказов, аварий или поломок, порой весьма дорогостоящих.

  1. Проверка прочности крепления номерного знака
  2. Проверка работоспособности всех ламп (головной свет в обоих режимах – ближний и дальний, стоп-сигнал, указателей поворота с 4-х сторон, фонаря заднего хода, подсветки номерного знака)
  3. Смазка крепежа при смене колес, при установке защиты картера, выхлопной системы
  4. Проверка затяжки крепления колес
  5. Проверка давления в шинах
  6. Колпачки на ниппели колес
  7. Своевременная установка и снятие знака «Шипы»
  8. Проверка уровня тормозной жидкости
  9. Проверка уровня охлаждающе жидкости
  10. Проверка уровня масла в двигателе
  11. Проверка уровня масла в АКПП (если контрольный щуп)
  12. Определение необходимости досрочной замены моторного масла.
  13. Защитное покрытие клемм аккумуляторной батареи
  14. Проверка уровня заряда аккумуляторной батареи, ее полная зарядка
  15. Контроль уровня заряда батареек в ключе, пульте дистанционного управления сигнализацией
  16. Чистка и смазка дверных петель, замков дверей, капота и багажника
  17. Обработка уплотнителей дверей и багажника силиконовой смазкой
  18. Очистка топливного бака, топливной системы, форсунок впрыска
  19. Чистка дроссельной заслонки
  20. Смазка направляющих тормозного суппорта
  21. Очистка системы кондиционирования
  22. Наружная очистка радиатора
  23. Внутренняя промывка радиатора системы охлаждения
  24. Проверка и регулировка углов установки колес («сход – развал»)
  25. Замена щеток стеклоочистителей или их резиновых элементов
  26. Замена прижимных пружин или каркаса щеток стеклоочистителя в сборе
  27. Продувка замков после мойки струей воздуха
  28. Чернение специальным составом шин и других резиновых декоративных элементов отделки кузова
  29. Обработка очищающим и защитным составом пластмассовых деталей кузова
  30. Очистка хромированных деталей специальным полиролем
  31. Очистка колесных дисков от стойкого налета (тормозной пыли и др.)
  32. Обработка стекол гидрофобными покрытиями
  33. Обработка защитными средствами лакокрасочного покрытия кузова
  34. Мойка, включая очистку специфических мест скопления грязи (как правило скрытых в той или иной степени)
  35. Начальная комплектация автомобиля (аптечка, знак аварийной остановки, огнетушитель, необходимые инструменты, запчасти и принадлежности)
  36. Своевременное восстановление комплектации, замена по сроку годности аптечки и огнетушителя
  37. Межсервисное шприцевание (смазка) для некоторых моделей внедорожников и вездеходов
Проясним детально некоторые моменты.

Проверка прочности крепления номерного знака. Примите себе за правило делать это регулярно. Утрата номерного знака – не редкое явление. Причина как правило в применении крепежа, склонного к самооткручиванию при вибрациях (болтов с короткой резьбовой частью и крупной резьбой), их слабая затяжка, неполное защелкивание пластиковых рамок или их поломка. Низкокачественные подномерные рамки изготавливаются из весьма хрупкой пластмассы, которая разрушается даже при незначительном внешнем воздействии, например, при контакте с сугробом в ходе неосторожной парковки в зимний период. Эксплуатация без номерного знака запрещена, а изготовление дубликата отнимет время и деньги. Можно рекомендовать применение крепежа с болтами с мелкой резьбой нужной длинны, контрящими пружинными шайбами и гайками с полимерной вставкой. Имеет смысл держать в возимом ЗИП один комплект крепежа номерного знака.

Смазка крепежа при смене колес, при установке защиты картера и выхлопной системы. Это делает далеко не каждый владелец и далеко не в каждом сервисе. В тоже время, сломанный крепеж колес, серьезные трудности при снятии защиты картера двигателя при очередной замене масла из-за намертво заржавевшего крепежа – регулярное явление. Использование соответствующей смазки (например, высокотемпературной медной) сильно облегчит последующее откручивание крепежа, избавит от лишней траты времени, нервов и денег.

После смены колес (или иных операций, когда колеса снимали и ставили - например, при смене тормозных колодок или амортизаторов) крайне важно сделать контрольную проверку затяжки самостоятельно или заехав в шинный сервис после небольшого пробега. Нелишним это будет сделать и перед дальней междугородней поездкой. Речь идет не о «затянуть потуже», что чревато поломкой крепежа или последующими затруднениями при откручивании, а именно о достаточности затяжки. Контрольная проверка затяжки колес – важнейшая процедура безопасности, пренебрегать ей нельзя.

Важно так же убедиться в правильной накачке шин. Рекомендуемое производителем давление в шинах может отличаться по осям, оно указано в руководстве по эксплуатации, а нередко продублировано специальной табличкой на внутренней стороне лючка бензобака или на центральной стойке кузова в зоне легкой видимости со стороны водителя. Низкое давление в шинах повышает расход топлива, нарушает управляемость, может в предельных случаях привести к саморазбортовке шин в повороте или на тяжелом бездорожье, их повреждению. Слишком высокое давление шинах снижает тормозной путь и придает жесткость реагирования на неровности с соответствующим снижением комфортности. К сожалению, очень часто встречаются крайне неточные манометры и к выбору в личное пользование надо подходить тщательно. Имеет смысл иметь свой качественный манометр в возимом комплекте ЗИП. Рекомендуем выполнять контрольную проверку давления в шинах одновременно с проверкой крепежа колес при небольшом пробеге после шиномонтажа, а так же периодически, особенно перед междугородними поездками.

После того как Вы убедились в правильности давления накрутите колпачки на ниппели накачки шин. Колпачок не только улучшит внешний вид колеса, но и предотвратит попадание дорожной грязи в сам ниппель. Имеет смысл держать в возимом комплекте ЗИП несколько запасных колпачков.

Проверка уровня технических жидкостей и моторного масла – регулярная процедура. Многие двигателя расходуют моторное масло и это прямо указано в руководстве по эксплуатации. Некоторые даже современные и дорогие автомобили премиум брендов не оснащены системой контроля уровня моторного масла и соответствующим указателем (сигнализатором). Есть ли такой указатель уровня (не путать с указателем давлением) на вашей технике стоит выяснить сразу после приобретения. Впрочем, на датчик надейся, а сам не плошай - проверку уровня по масляному щупу надо делать регулярно. Своевременная доливка моторного масла убережет двигатель от масляного голодания и связанной с этим поломки его или какой-либо из его систем. Перед проверкой щуп надо вытащить, протереть чистой тряпочкой от масла, вставить до конца и вытащить снова, отметив в этот раз визуальным осмотром уровень масла по его следу относительно меток на щупе. Если есть какие-то сомнения (при вытаскивании щупа с корпуса колодца двигателя на щуп может попасть масло и исказить картину), то процедуру повторить.

Определить необходимость досрочной замены моторного масла или сокращения интервалов относительно максимальных регламентных так же необходимо владельцу. К сожалению, в абсолютном большинстве случаев в сервисе Вам предложат приехать по регламенту (для легковых автомобилей это как правило через 1 год или 10 000 или 15 000 км пробега, в зависимости от того, что наступит ранее), «по умолчанию» не выяснив есть ли в вашем случае тяжелые условия эксплуатации и иные основания для перехода на сокращенный интервал обслуживания. Этой теме посвящен отдельный материал в разделе «Полезное» на сайт.

Обработка клемм АКБ специальным составом предотвращает их окисление и вызванных этим негативных процессов в электросети. Вряд ли имеет смыл иметь такой состав у себя в запасе ввиду его очень малого расхода – попросите это сделать дополнительно при составлении заказа в сервисе при ТО.

Проверку уровня заряда АКБ (и плотности электролита, где он есть и это позволяет конструкция батареи) имеет смысл сделать перед зимней эксплуатацией. Эксплуатация автомобиля с короткими редкими поездками может не позволить генератору полностью заряжать АКБ в повседневном режиме, а потеря уровня заряда может существенно снизить возможности запуска двигателя в холодное время.

Так же владельцу надо следить за уровнем заряда батареек в ключе и в пульте дистанционного управления сигнализаций – при малейших признаках ослабевания сигнала или при сигнале соответствующего индикатора необходимо заменить батарейки самостоятельно или обратиться в сервис.

Со временем дверные петли, замки дверей, капота и багажника засоряются и в них застаревшая смазка густеет, они начинают работать с ощутимым затруднением и скрипом. Для того чтобы восстановить их эксплуатационные способности их надо промыть и смазать, например, силиконовой смазкой. Перед применением убедитесь, что применение этой смазки допустимо при отрицательных температурах. Эта смазка так же убережет замки от застывания после мойки в зимнее время. Необходимость чистки и смазки дверных механизмов – по фактическому состоянию.

Так же силиконовая смазка весьма положительно действует при обработке резиновых уплотнителей дверей, багажника и капота, а так же иных наружных декоративных резиновых деталей. Зимой уберегает уплотнители от впитывания воды при мойке и примерзания к ним дверей, а летом сохраняет резиновые уплотнители от чрезмерного высыхания и растрескивания. Обработка силиконовой смазкой надолго сохраняет опрятный внешний вид и эластичность резиновых элементов. Вы можете это сделать самостоятельно или отдельно закажите такую обработку в сервисе. Такую обработку имеет смысл делать 1 раз в 3 месяца или немного реже.

Промывка топливного бака с его снятием – редкая процедура. Те не менее на очень старых автомобилях, после длительного использования топлива сомнительного качества или длительного простоя техники это лучше сделать. В текущей эксплуатации в баке так же может накапливаться некоторое количество воды – ее как правило удаляют однократным добавлением в топливо некоторого количества спирта или порции специальных присадок. Разумеется, пользоваться необходимо только проверенными продуктами.

Некоторые стальные топливные форсунки могут быть очищены ультразвуком на специальных установках – этот способ подразумевает их снятие с двигателя. Он более эффективен, чем промывка специальными установками на самом автомобиле.

Очистка дроссельной заслонки может быть оправдана уже после 50 000 км.

Смазка направляющих тормозных суппортов – очень важная операция для поддержания эффективности тормозов. Специальные смазывающие составы предназначены для высоких температур и обеспечивают подвижность элементов тормозной системы. Лишь для некоторых тормозных систем в такой смазке нет необходимости в силу конструктивных особенностей. Не так много смазок подходят для этого, и далеко не все обеспечивают легкость работы механизма длительное время в силу очень жестких условий.

Тепло от испарителя системы кондиционирования способствует образованию плесени и грибковых, что не только портит микроклимат в салоне, но и крайне вредно для здоровья, может провоцировать аллергические реакции. Для этого есть специальные составы в рознично продаже, либо можно заказать эту услугу в сервисе. Несвежий, а зачастую и прямо неприятный затхлый запах из воздуховодов системы отопления и вентиляции прямо указывает на необходимость очистки системы кондиционирования. Как правило это происходит через несколько лет эксплуатации и в последующем имеет смысл делать обработку 1 раз в год.

Радиатор системы охлаждения постоянно подвергается прямому загрязнению. Загрязнение сильно снижает теплоотдачу радиатора, его надо периодически аккуратно очищать, не нарушив герметичность. Необходимость очистки определяется по фактическому состоянию осмотром. Некоторые модели склонны к интенсивному загрязнению радиатора в силу конструктивных особенностей и требуют регулярной его очистки.

При длительной эксплуатации в радиаторе внутри так же могут накапливаться отложения, которые можно удалить только тщательной промывкой со снятием самого радиатора.

Нарушение углов установки колес ведет к неравномерному износу шин. Регулировка так же может потребоваться после некоторых ремонтных работ. Не все автоцентры включают проверку углов установки колес в состав технического обслуживания (ТО), поэтому этот вопрос требует отдельного прояснения владельцем.

Из перечня пунктов по поддержанию в образцовом состоянии внешнего вида автомобиля стоит остановиться на очистке колесных дисков. Тормозная пыль и некоторые другие дорожные загрязнения могут быть весьма стойкими и не полностью удаляются при обычно мойке автомобиля. Для этого нужны специальные очищающие составы и несколько больше ручного труда, чем обычно – только так диск засверкает как новый, вместе с начернеными шинами придавая превосходный внешний вид всему автомобилю или мотоциклу. Кстати, средства для чернения шин могут давать разный визуальный эффект – матовый черный или «жирный» блеск выберете на своё усмотрение (как правило о матовом эффекте указано на упаковке).

Разумеется, предложенный состав забот не включает пункты технического обслуживания, тюнинга, стайлинга, всех забот, связанных с ремонтом, так же таких простых вещей как своевременная заправка топлива в бак, жидкости в бачок омывателя и поддержания порядка в салоне и периодической мойки.

Про мойку необходимо дополнить, что некоторые автомобили могут в силу конструкции иметь места скопления грязи – на внутренней отбортовке крыла, за подкрылком и др. Такие места надо выявить самостоятельно тщательным осмотром или узнать о них по отзывам иных владельцев. Они как правило не затрагиваются при обычной стандартной мойке – пусть Вас не обманывает название «мойка днища», «мойка колесных арок» или название мойки «комплексная», так же, как и с удалением стойкого налета с дисков, о котором написано выше. Это дополнительный и серьезный пункт для заботы, поскольку от накопившейся грязи и влаги в таких местах кузов или иные важные конструктивные элементы преждевременно станут жертвой коррозии. Регулярно очищайте такие места при самостоятельной мойке или укажите на это в моечном сервисе, проследив за исполнением.

Некоторые модели техники, прежде всего вездеходы и внедорожники, имеют точки смазки в трансмиссии, подвеске и рулевом управлении. Эти точки учтены в карте смазки, составленной производителем. При эксплуатации в тяжелых условиях бездорожья и повышенного загрязнения имеет смысл делать промежуточное между регламентными ТО обслуживание (так называемое шприцевание), нагнетая новую чистую смазку специальным ручным устройством под давлением, вытесняя при этом старую смазку, загрязненную.

Успехов и оставайтесь с сайт!