Типы кузовов легковых автомобилей. Tипы кузовов легковых автомобилей и их подробный обзор Типы кузовов легковых

За последние два десятка лет конструкторы автопрома разработали немалое количество новых типов кузовов, к примеру, в 90-х годах их было в два раза меньше. Всё чаще мы встречаем кузова, которые объединяют в себе самые лучшие качества нескольких стандартных типов. Ведь именно тип кузова автомобиля очень часто определяет его .

В настоящее время эксперты насчитывают около 15 разновидностей автомобильных кузовов. Не каждый автолюбитель может похвастаться знанием их названий, не говоря уже о преимуществах или недостатках того или иного типа. А при - кто владеет информацией, тот сделает удачную покупку.

Что это такое, какие его функции и виды

Итак, для начала давайте разберёмся с назначением автомобильного кузова.

Кузов - это основная часть машины, так сказать, определённая форма, позволяющая перемещать в ней людей, грузы и т. д. Именно форма этой неотъемлемой части автомашины определяет её функциональность, количество пассажиров, которых можно усадить в салон и т. д.

Основное преимущество универсала - большой объём багажника!

Задняя дверь этого типа кузова наклонена под небольшим углом вместе со стеклом. Хэтчбеки самые популярные среди европейцев. Сегодня можно встретить автомашину любого класса с таким типом кузова. Он более компактный, нежели седан, и не такой громоздкий, как универсал.

Дополнительное место для груза можно получить, сняв полку, которая закрывает багажник, и сложив задние кресла.

На самом деле, хэтчбек - это великолепный вариант машины, которая может перевозить грузы и при этом выглядеть достаточно представительно. Он небольшой и функциональный, а что ещё требуется от хорошего авто.

К этому типу относят автомашины, у которых крышка багажника оснащена небольшим выступом и открывается с . Это позволяет кузову быть схожим с седаном, что увеличивает продажи модели.

Этот кузов оснащён пятью или шестью большими дверями, одна или две из которых относятся к задним. В автомашине расположено два или три ряда кресел. По сути, это универсал, который отличается наличием полного привода, большими габаритными размерами, высоким клиренсом. На вы спокойно можете .

Этот тип закрытого кузова легкового автомобиля отличается от внедорожника высотой дорожного просвета и компактностью. всё больше пользуются популярностью у городских граждан, так как позволяют передвигаться по нашему некачественному дорожному покрытию с наименьшими потерями.

Однообъёмные

Классификация автомобилей по типу кузова также включает в себя однообъёмные кузова. К ним относятся минивэны, микровэны и компактвэны.

Минивэн

Характеризуется тремя рядами кресел и большими габаритными размерами. Очень часто они оснащены сдвигающимися боковыми дверями. Впервые их стали выпускать в 80-х годах. Они считаются весьма популярными среди европейских и американских семьянинов.

Увеличенная копия хэтчбека с . В нём нет третьего ряда пассажирских кресел. Автомашины с этим кузовом вскоре будут достаточно часто кататься по нашим дорогам.

Что-то среднее между и микровэном. Могут быть оснащены третьим рядом кресел. Компактвэн выглядит более аккуратно, чем минивэн. Его начали выпускать в середине 90-х годов.

Аббревиатура SUV

Очень часто можно встретить автомашины класса SUV. При создании этого класса подразумевалось, что его представителей будут рекомендовать любителям активного семейного отдыха. На сегодняшний день тип кузова характеризуется высоким клиренсом, вместительным багажником, поэтому отлично подходит для небольших поездок на природу.

Отметим, что эта машина не обязательно должна быть полноприводной.

Кузова грузовиков

Типы кузовов грузовых автомобилей могут относиться либо к закрытым, либо к открытым. К первому типу принадлежат:

  • тентовый фургон,
  • шторный полуприцеп,
  • фура,
  • контейнер,
  • рефрижератор,
  • изотермический фургон.

Между собой они отличаются материалом, из которого изготовлены, габаритными размерами и особыми свойствами (например, изотермическими).

К открытым кузовам относят:

  • бортовой кузов,
  • самосвал,
  • шаланду,
  • контейнеровоз,
  • низкорамник.

Помните , что от его типа кузова зависит вместительность, компактность, комфорт и многое другое. Перед выбором хорошенько подумайте и взвесьте все за и против!

Сейчас на производстве транспортных средств изготавливаются различные типы автомобильных кузовов. Этот параметр во многом определяет стоимость машины, а также целевую аудиторию ее покупателей, условия эксплуатации и физические возможности.

Типы кузова автомобилей

Потому с конструкторской точки зрения тип кузова - это один из важнейших нюансов при проектировании.

Различные типы кузовов дифференцируются в зависимости от компоновки, уровня нагруженности той или иной детали или же самой конструкции. Если говорить о кузове легкового автомобиля, то он, скорее всего, будет пассажирский или грузопассажирский с полукаркасной или, вообще, бескаркасной, компоновкой.

По компоновке дифференцируют такие виды автомобилей:

  • Однообъемные . Здесь и двигатель, и все люди, которые находятся внутри, а также перевозимый в автомобиле груз находятся внутри единой пространственной системы.
  • Двухобъемные . Силовые аппараты размещены обособленно (как правило - под капотом), а все пассажиры вместе с водителем и перевозимые в автомобиле грузы - вместе.
  • Трехобъемные . Этот тип кузова характеризуется отделением силовых аппаратов, а также багажного отсека - они находятся в разных пространственных системах, а все пассажиры - в собственной.

Двухобъемный вид автомобиля

По принципу распределения нагрузки внутри транспортного средства все кузова классифицируются следующим образом:

  • Несущие. Берут на себя всю нагрузку сразу.
  • Полунесущие. Принимают лишь часть нагрузки, а все остальное берет на себя рама.
  • Разгруженные. Принимают только тот вес, который суммарно составляют все пассажиры и перевозимые грузы.

Сегодня каждый тип кузова легкового или грузового транспортного средства имеет свое уникальное имя. Однако далеко не все из них являются понятными во всем мире. Например, в определенных государствах некоторые типы автомобильных кузовов имеют собственные эндемические наименования. В нижеприведенном списке речь пойдет о наиболее популярных разновидностях кузова легкового или грузового транспортного средства.

Седан

Кузова данного типа - это система с трехобъемной компоновкой. Они все подразумевают наличие 4 дверей и 2 рядов сидений. При этом высота крыши не должна меняться вдоль всей ее длины.

Стоит отметить, что автомобили с кузовом типа седан на данный момент являются наиболее популярной моделью в мире. Потому они имеют множество подтипов и подвидов у различных автопроизводителей. Также седан имеет альтернативные названия в некоторых государствах. Например, на Британских островах он называется «салун», в Италии – «Берлина», а во Франции - просто «Берлин». Внимания заслуживает и тот факт, что у некоторых автомобилей с типом кузова седан имеется удлиненная база. Чаще всего это машины бизнес-категории. В их названии также можно встретить латинскую букву L. Это сокращение от слова Long.


Вид кузова автомобиля — седан

Купе

Такой кузов подразумевает наличие 2 или 4 сидений, расположенных в 1 или в пару рядов. При этом задние сиденья используются достаточно редко (этим аргументируются их крайне малые габариты).

Компоновка у таких машин 3-объемная, однако сзади крыша является довольно покатой, что делает данный тип кузова более спортивным по сравнению с вышеописанным седаном. В обиходе такие автомобили достаточно часто именуют «два плюс два» из-за редкого использования задних сидений. Также имеется особая разновидность данного кузова, которая называется хардопкупе. Её особенность заключается в том, что между передними и задними боковыми окнами полностью отсутствует стойка, а потому, когда они открываются, образуется одно большое автомобильное окно. Название типа «Купе» актуально во всех государствах мира за исключением итальяноговорящих - там используют наименование «Берлинетта».


Вид кузова автомобиля — купе

Лимузин

Изначально такой тип автомобильного кузова, как лимузин, представлял собой закрытую модель с трехобъемной компоновкой. Также классически лимузины имеют несколько рядов сидений (3, 4, 5 или более).

Одна из примечательных особенностей такой разновидности - это наличие прозрачной или непрозрачной перегородки, которая отделяет водителя от всего остального салона, где во время езды находятся пассажиры. Также стоит отметить, что лимузин может быть как самостоятельным типом автомобильного кузова, так и сильно удлиненной и измененной разновидностью таких популярных видов, как седан, внедорожник или же хэтчбек. В большинстве стран принято называть данную модель французским словом лимузин. Однако португальцы предпочитают свое собственное название - «Эспада».


Вид кузова автомобиля - лимузин

Хэтчбек

Основной особенностью кузова машины под названием хэтчбек является наличие 1 или же 2 пар дверей с одной дополнительной. Все хэтчбеки имеют двухобъемную компоновку и оснащаются одним рядом сидений или же паро (в первом случае дверей - 3, а во втором - 5).

Дополнительная дверь представляет собой видоизмененную крышку багажного отделения, которая, кстати, в некоторых случаях может быть изготовлена в изогнутой форме и напоминать крышку багажника самых обыкновенных седанов (в Соединенных Штатах Америки такие кузова носят имя «ночбек»). Сегодня автомобили типа хэтчбек являются наиболее популярными в Европе и представлены в категориях — «Эй», Би», «Си» и «Ди» стандартной европейской классификации. Оно и неудивительно, ведь хэтчбек является невероятно удобной моделью легкового автомобиля и отлично подойдет для семейных поездок. Это нечто среднее между такими типами кузовов машин, как универсал и седан - он более практичный, чем седан, и менее габаритный, чем универсал. Стоит также отметить, что конструкция кузова транспортных средств типа хэтчбек может быть легко переоборудована и превращена в свою грузопассажирскую разновидность – для этого нужно всего лишь убрать перегородку между багажником и задними сиденьями и уложить ее на пол легкового автомобиля.


Вид кузова автомобиля - хэтчбек

Универсал

Автомобили-универсалы в достаточной мере похожи на хэтчбеки, описанные в предыдущем пункте. Они также имеют двухобъемную компоновку, 2 ряда сидений, а количество их дверей равняется 3 или 5.

Однако есть несколько нюансов, благодаря которым их можно отличить от хэтчбеков. Например, соизмеримая с транспортными средствами типа седан длина, а также больший угол наклона окна задней двери. Тем не менее во многих случаях эти параметры у универсалов одной марки не отличаются от идентичных показателей хэтчбеков другого производителя. Так что в любом случае привилегия выбирать тип кузова той или иной модели остается за конструктором, который эту модель разработал. Стоит отметить, что универсал (как и хэтчбек) также может быть превращен в грузопассажирский автомобиль. Для этого требуется всего лишь сложить сиденья из заднего ряда.


Автомобили типа универсал имеют различные названия в зависимости от локации. К примеру, в Великобритании их называют «Истэйт Кар», во Франции - «Брик», в Португалии - «Каринха», В Италии - «Джиадинетта», в Германии - «Комби», а в Дании - «Стэйшнкар». Распространенная в Соединенных Штатах разновидность данной модели, в которой демонтированы задние кресла, и отсутствуют задние боковые окна, именуется «Седаном Диливэри». Среди автопроизводителей тоже достаточно модным является называть универсалы своими именами. Например, так называются универсалы следующих марок:

  • «Ауди» - «Авант»;
  • БМВ - «Туринг»;
  • «Опель» - «Караван»;
  • «Пежо» - «СВ»;
  • «Ровер» - «Турер»;
  • «Сиат» - «Варио»;
  • «Шкода» - «Комби»;
  • «Фольксваген» - «Вариант».

«Ауди» - «Авант»

Кабриолет

Кабриолет (бэгтоп) представляет собой 3-объемную модель кузова со складывающейся крышей (твердой или же из ткани). При этом кабриолеты со съемной крышей носят собственное имя - хардтоп.

Помимо этого, существует отдельная разновидность кабриолета, называемая родстером. Он представляет собой укороченный вариант модели кабриолет с 1 рядом сидений и мягкой крышей. В Италии (в отличие от всех остальных государств) эта спортивная вариация кабриолета называется «Барчетта».

Также есть две разновидности кузова машины, которые по своей конструкции очень близки к кабриолетам, а именно: тарга (автомобиль с 1 или 2 рядами сидений, в котором часть крыши демонтируется), а также брогам (автомобиль с 2 рядами сидений, в котором крыша откидывается только над водительским сиденьем и тем, что рядом с ним).


Вид кузова автомобиля - кабриолет

Минивэн

Минивэн (или как его называют в Европе – «Пипл Кэрриер») - это особый тип кузова машины, который имеет однообъемную компоновку и предназначен для перевозки 6 (или даже более) человек. Его отличает более высоко расположенная крыша, а также наличие 3 или 4 рядов сидений в салоне, на которых размещаются пассажиры.

Также есть распространенная разновидность минивэна, которая была разработана на базе кузовов типа фургон. Она получила собственное название - «Микроавтобус» и предназначается для транспортировки 10-16 (или даже больше) человек. Как правило, все пассажиры заходят внутрь микроавтобуса через открывающуюся сбоку дверь (особенно в тех моделях, которые используются в качестве единиц общественного транспорта).


Вид кузова автомобиля - минивэн

Фургон

В них отсутствуют боковые окна сзади, но зато есть специальная прозрачная или же непрозрачная перегородка, разделяющая кабину, в которой сидит водитель и отсек, где находятся грузы. Североамериканская разновидность фургона называется «Вэн». По сути, к категории автомобилей с типом кузова «фургон» можно отнести те же хэтчбеки или универсалы, в которых были демонтированы или сложены задние сиденья, а боковые окна возле этих сидений отсутствуют.


Вид кузова автомобиля - фургон

Пикап

Пикапы - это автомобили с 3-объемной компоновкой, в которых вместо багажника и пассажирских сидений находится большая платформа для перевозки грузов (в абсолютном большинстве случаев - открытая). При этом водительская кабина отделена от этой платформы перегородкой.

Как правило, все модели пикапов, которые собираются в наши дни, были созданы на базе стандартных типов легкового авто или же внедорожников. Пикапы отличает высокая проходимость, большие колеса и приличная высота днища над поверхностью земли. Во многом благодаря этим особенностям пикапы завоевали большую популярность в Соединенных Штатах Америки, Австралии и прочих государствах, жителям которых часто приходится перемещать внушительные грузы в условиях бездорожья или же проселочных грунтовых дорог.


Вид кузова автомобиля - пикап

Внедорожник

Внедорожники (джипы) - это автомобили 2-объемной компоновки с пассажирским типом кузова. При этом внутри внедорожника, как правило, может быть 3 или даже 4 ряда сидений, а также 3 пары дверей (реже - 5).

Главное отличие внедорожника от всех остальных типов кузова заключается в больших размерах и возможности ездить практически где угодно. Все его системы настроены соответствующим образом. Потому внедорожники, как правило, приобретают те автомобилисты, которым часто приходится ездить по дикой местности, через леса, поля и болота. По сути, внедорожник представляет собой автомобиль типа «Универсал», оборудованный средствами повышенной проходимости по пересеченной местности. Наряду с автомобилями типа пикап и фургон легковой автомобиль типа «внедорожник» имеет полностью разгруженный кузов - большую часть веса приходится принимать на себя раме машины.


Вид кузова автомобиля - внедорожник

Кроссовер

Кроссоверы представляют собой уменьшенную разновидность внедорожников.

Помимо своих габаритов, они отличаются перераспределенной нагрузкой (в данном случае большая ее часть приходится на кузов, а не на раму машины), а также сниженными параметрами дорожного просвета. В основном все кроссоверы, которые сейчас выпускаются автопроизводителями, базируются на авто класса гольф. В народе автомобили типа кроссовер часто называют паркетниками.


Вид кузова автомобиля - кроссовер

Современные автомобили выпускаются с разнообразными вариантами кузова. Их обозначение не всегда одинаково, в некоторых случаях налицо применение нескольких трактовок. В нашей статье мы разберем основные типы кузова легковых автомобилей.

Автокузовы: их предназначение и виды

ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год!

За прошедшие 20 лет автоконструкторам передовых стран удалось внедрить в производство немало оригинальных кузовных разновидностей. Все чаще встречаются такие, которые группируют в себе отборные качества нескольких автокузовов. Если раньше их было намного меньше, то сегодня количество отдельных типов кузова не только увеличилось, но они стали решающим звеном в определении цены и размера выпускаемой машины.

15 образцов современного кузова легкового авто – такое количество называют эксперты. И не каждый из любителей может похвастаться тем, что знает названия современных кузовов, их предназначение, преимущества и недостатки.

Что же определяет кузов, почему он так важен и зачем нужно столько разных типов? Всем автомобилистам известно, что кузов является основным элементом машины, определяющим ее форму и дающий возможность перевозить людей, грузы и так далее. От кузова зависит, сколько пассажиров поместится в салон, что можно будет положить в багажник и т.п.

Если рассматривать группирование кузовных моделей в автомобилестроении конкретно, то отличия касаются следующего:

  • Предназначения;
  • Конструктивных особенностей;
  • Параметра нагруженности;
  • Комплектации, компоновки и так далее.

Примечание. Следует знать, что у «легковушек» кузова бывают пассажирской бескаркасной или полукаркасной конструкции.

Что касается компоновки кузова, то различают на сегодняшний день следующие виды:

  • 1-объемные, которые подразумевают расположение пассажиров, багажа и мотора в едином пространственном объеме;
  • 2-объемные, подразумевающие нахождение багажа и людей в салоне, а ДВС под капотом. Характеризуется данные виды кузова удобными размерами и наличием большого, вместительного багажного отсека;
  • 3-объемные. В данном случае в салоне предусматривается нахождение людей, под капотом — мотора, а для груза предназначен багажник. Считаются в меньшей степени разноцелевыми среди остальных видов кузова, так как их трансформация ограничена выступающим передком и задней частью.

Что касается степени нагруженности:

  • Различают несущий кузов, предназначенный воспринимать все нагрузки;
  • Различают полунесущий кузов, воспринимающий лишь те нагрузки, которые приходятся на раму;
  • Различают разгруженный кузов, воспринимающий только груз и массу пассажиров.

Типы кузовов: закрытые и открытые

Категория машин с закрытым кузовом

В эту группу входят классический седан, хэтчбек и его подтипы, лимузин, купе, минивэн и другие машины, подразумевающие закрытую конструкцию.

Седан

Наиболее распространенный тип кузова седан. Он бывает 2-х или 4-х дверным, хотя в некоторых случаях и 5-дверным. Среди отличительных особенностей этого кузова отметим:

  • Обязательное наличие двух полноразмерных рядов кресел;
  • Багажник седанов структурно отделен от салона, автомобиль не имеет подъемной двери сзади;
  • Седан – типичный 3-объемный кузов.

Седаны названы, по праву, классическими авто и сегодня пребывают в производственной линейке большинства автоконцернов. Популярность на них велика среди потребителей, конкурировать с ними машинам с иным типом кузова сложно.

Седаны могут быть собраны на удлиненной базе. В этом случае их маркируют буквой L и обозначают, как люксовый класс.

Примечание. К дополнительным разновидностям седана можно отнести тудор. Это конструкция, оснащенная 2-я дверьми, но от купе отличается наличием 2-х полноразмерных рядов сидений. К таким машинам относится и наш легендарный «Запорожец».

Хэтчбек

2-объемный грузопассажирский кузов хэтчбек, оснащенный 2-я, 5-ю или реже 3-я дверьми. Этот закрытый тип кузова отличается следующими параметрами:

  • Имеет дверцу сзади и разнится от универсала более коротким задним свесом;
  • Задняя дверь хэтчбеков всегда имеет небольшой наклон;
  • Считаются самыми популярными типами кузова в Европе. Там они выпускаются практически в любом классе;
  • Среди основных преимуществ хэтчбеков можно выделить их компактность по сравнению с седанами и маневренность в сравнении с универсалами.

Хэтчбеки легко трансформируются, если снять их заднюю полку, закрывающую багажное отделение. Сложив дополнительно задние кресла, получим вместительное дополнительное место.

Примечание. Своеобразным подтипом хэтчбека принято называть микровэны. При этом название вовсе не говорит о том, что эти автомобили меньше. Напротив, это увеличенный образец хэтчбека с просторным салоном. В последнее время становится все более популярным в России.

Универсал

Универсал имеет такие же дверные варианты, как и хэтчбек. Особенности следующего порядка его выделяют:

  • Это грузопассажирский 2-объемный кузов, собранный на основе седана, только с наличием задней двери, как у хэтчбека. Задний свес у универсалов бывает схож с седановским или сделан еще длиннее;
  • Багажник универсала всегда большой и объединен с салоном.

Примечание. Чтобы легко превратить легковой универсал в грузопассажирский, достаточно сложить задние сидения.

Впервые универсал был выпущен легендарной компанией Форд. Из современных автомобилей российского автопрома к таким относится Лада Ларгус.

Лифтбек

Лифтбек – тип кузова, представляющий собой нечто среднее между хэтчбеком, универсалом и седаном. Выделяется:

  • От хэтчбека – большей длиной задней части;
  • От остальных 2-объемных конструкций — особой покатостью крыши (Шкода Октавия).

Примечание. Бытует мнение, что секретом высоких продаж лифтбеков является их некоторая схожесть с седаном.

Купе

Еще один тип кузова, относящийся к этой категории, называется купе. Отличается следующими особенностями:

  • Наличием всего одного ряда сидений (если купе и оснащен вторым рядом сидений, то место всегда с плохой вместимостью – 0,93 куб. метра свободной зоны);
  • 3-объемные автомобили этого типа часто выглядят, как спортивные, хотя встречаются и люксовые модели представительского купе (Порше 911, Кадиллак Эльдорадо).

Сходство со Sport купе придает и косой силуэт крыши сзади. Машины с типом кузова купе очень изящны и престижны, но назвать их комфортабельными сложно из-за тесноты.

Лимузин

Лимузин тоже относится к закрытым типам 3-объемного кузова. Вот его особенности:

  • Это автомобиль высшего, представительского класса, собранный на основе седана, но с более удлиненной колесной базой;
  • В лимузинах всегда есть перегородка за передним сидением, а вот у длиннобазных седанов ее нет.

Лимузины выпускаются 4-дверными, в салоне предусмотрено несколько рядов сидений.

Минивэн

Минивэн бывает 1-объемный, реже 2-объемный. Вот его особенности:

  • Кузов этого автомобиля представляет собой нечто среднее между универсалом и маленьким автобусом (нередко его называют универсалом повышенной вместимости);
  • Дверь на второй ряд сидений, как правило, сдвижная;
  • Минивэны называют еще бескапотными кузовами или небольшим фургоном (перевод с англ.);
  • Минивэны могут быть оборудованы также и третьим рядом сидений (Хонда Одиссей, Тойота Сиенна).

Преимуществом минивэнов называют их габаритные размеры и вместительность. Идеальный семейный автомобиль, впервые выпущенный в 80-е годы.

Примечание. Существует также кузов под названием компактвэн. Это некий середняк, похожий и на минивэн и на микровэн (копия хэтчбека). Такие автомобили подразумевают оснащение третьим рядом сидений. Экстерьер компактвэна в разы аккуратнее смотрится, чем у минивэна. Новая разновидность кузова, которую стали выпускать лишь в начале 90-х годов.

Внедорожник

Один из популярных автомобилей начала нового века. Особенности кузова в следующем:

  • 2-объемный кузов оснащается 5-ю или 6-ю габаритными дверцами;
  • Наличие рядов кресел – 2 или 3.

В принципе, внедорожник является тем же универсалом, но его отличают особенности технического характера: полный привод, огромные габариты и большой дорожный просвет. Идеальная машина для прохождения по бездорожью.

Кроссовер

Разновидность внедорожника, но с отличиями:

  • Меньшая высота клиренса;
  • Большая компактность.

В последнее время кроссоверы очень популярны. Их все больше покупают для городских джунглей, ведь компактный автомобиль позволяет легко маневрировать под светофорами и передвигаться даже по некачественному асфальту.

Пикап

3-объемный тип кузова с открытой грузовой площадкой. Относится, скорее, к грузопассажирским вариантам авто, а не к легковым. Отличается следующими особенностями:

  • Багажник (грузовая площадка) отделяется от салона жесткой перегородкой;
  • Автомобили с таким кузовом суперпроходимы.

Любимые рабочие лошадки фермеров из Америки и Австралии. Теперешние машины с подобной разновидностью кузова большей частью собираются на базе внедорожника.

Категория машин с открытым кузовом

В эту группу входят такие машины, как кабриолет, родстер, брогам и другие.

Кабриолет

Открытый автомобильный 3-объемный кузов. Похож на купе, но отличается от него наличием мягкой тентовой крышей, складываемой за задними сидениями.

Другие особенности:

  • Крыша складывается так, что остаются неподвижными двери и боковые стекла;
  • Яркий пример таких машин – Пежо 206 СС.

Примечание. Принято различать также купе-кабриолеты. У этих авто вместо тентовой крыши металлическая, и она складывается в багажник.

Родстер

Открытый 3-объемный кузов, как и у кабриолета. Следующие особенности его выделяют:

  • Наличие одного ряда сидений и мягкой открывающейся крыши;
  • Яркий образец таких машин – Мини Купер Родстер.

Фаэтон

Это 4-дверный кузов со складной мягкой крышей. Другие его особенности:

  • Рассчитан на 5-6 посадочных мест;
  • Не имеет боковых подъемных стекол.

Примечание. Фаэтоны нередко путают с 4-дверными кабриолетами высшего класса.

Брогам

Тип 3-объемного кузова, отличающийся следующим:

  • Наличием закрытой зоны верха. Она предназначена для задних пассажиров;
  • Наличием свободного пространства над головой водителя.

Купе де виль, как нередко называют брогам, в наше время не столь популярен. Но при желании его изготавливают на заказ.

Тарга

Тип 3-объемного кузова, редко встречающегося на дорогах. Отличительные особенности:

  • Считается одним из вариантов 2-местного родстера типа Sport, но с жесткой фиксацией лобового стекла и наличием цилиндрического фрейма сзади кресел;
  • Открытая, складываемая в багажник, средняя часть крыши. Задняя часть верха кузова полностью закрыта стеклом;
  • Яркий образец – Порше 911 Тарга.

Примечание. Тарга – это пассажирский кузов, снабженный очень мощной средней стойкой.

Кроме описанных открытых типов кузова известны еще спайдер, ландо и шутингбрейк.

Итак, узнав немало о типах и разновидностях автомобильных кузовов, читатель может сделать правильный выбор. Хотелось бы напомнить, что кроме приведенной выше информации было бы полезно изучить статьи, где подробно описываются преимущества и недостатки различных конструктивных особенностей определенного автомобиля, а также инструкцию по уходу за кузовом своими руками.

Производители выпускают автомобили в самых разных типах кузова, что позволяет подобрать покупателям модель под определенные потребности.Некоторые виды кузовов автомобилей являются более популярными и пользуются спросом, другие – менее распространены, есть и типы, которые уже не встретить. В целом, можно насчитать более 20 вариаций кузовов легковых автомобилей.

Кузов – элемент несущей части, обеспечивающий размещение пассажиров и грузов, и очень часто выступающий в качестве остова для закрепления основных агрегатов и узлов автомобиля. По сути, кузов – это основа, объединяющая все составные элементы в единое устройство, называемое автомобилем.

Существует несколько критериев, по которым они разделяются между собой:

  • Назначение (пассажирский, грузопассажирский, грузовой);
  • Компоновка (одно-, двух- и трехобъемная);
  • Степень нагруженности (несущий, полунесущий, разгруженный);
  • Конструкция (открытый, закрытый);

В большинстве случаев для определения типа кузова используется его компоновка и конструкция, а также некоторые конструктивные особенности. Стоит отметить, что существуют и виды, которые запросто можно одновременно отнести к двум разным типам.

Кузова-однообъемники

Однообъемные кузова отличаются увеличенным пространством для размещения пассажиров и обеспечения максимальной комфортабельности. Основным представителем этой категории авто являются минивэны. Отметим, что однообъемными легковые авто считаются лишь условно. По определению такая компоновка подразумевает, что отдельного пространства под установку силового агрегата нет (по сути, мотор установлен в салоне и отделен от пассажиров небольшой перегородкой).

Что касается же легковых авто, относящихся к этому классу, то у них двигатель располагается в отдельном моторном отсеке, но форма кузова сделана так, что визуально отсек для мотора объединен с салоном. Из-за таких конструктивных особенностей их компоновку нередко называют полутораобъемной.

Минивэн

Минивэн – тип кузова автомобиля с большими габаритными размерами, что позволяет установить три ряда сидений. Отсек для размещения груза находится в салоне, за сиденьями. Часто конструктивно предусматривается возможность складывания последнего ряда сидений для увеличения грузового пространства. Доступ к нему осуществляется через заднюю дверь.

Микровэн

Микровэн – еще один представитель с однообъемным кузовом. В отличие от минивэна у него габаритные размеры значительно меньше, поэтому используется два ряда сидений, но при этом сами автомобили все так же высокие и комфортабельные для пассажиров.

Компактвэн

Компактвэн – промежуточный вариант межу первыми двумя. Может иметь как два, так и три ряда сидений. Все три типа обладают закрытой конструкцией с жесткой крышей.

Минивэн Mercedes Benz V-klasse II
Микровэн Honda N-WGN
Компактвэн Chevrolet Orlando

Кузова с двухобъемной компоновкой

Двухобъемный тип кузова автомобиля отличается наличием отдельного отсека для размещения силовой установки. Что касается грузового отсека, то он совмещен с салоном и для доступа к нему используется задняя дверь. Автомобили с этим видом кузова могут быть как трех-, так и пятидверными.

Универсал

Универсал – автомобиль, отличающийся увеличенным задним свесом и неизменным уровнем крыши. Есть вариации с тремя и пятью дверьми. Основное достоинство универсалов – увеличенное пространство для груза и возможность трансформации в грузопассажирский вариант за счет складывания заднего ряда сидений. Задняя дверь может быть цельной, открывающейся вверх, а также двухстворчатой, с боковым открытием.

Хэтчбек

Хэтчбек – один из самых сейчас популярных видов кузова. От универсала отличается меньшим задним свесом, что сказывается на объемах грузового отсека. Производители нередко размещают заднее стекло под углом, обеспечивая плавный переход от крыши к корме. Задняя дверь, выполненная заодно со стеклом, у хэтчбека – только цельная, с открытием вверх.

Внедорожник

Внедорожник – автомобиль повышенной проходимости с двухобъемной компоновкой. Зачастую кузов у него – разгруженный, поскольку в конструкции несущей части используется рама. Родоначальником этого класса являются универсалы, поэтому по конструкции кузова они во многом схожи. Но стоит отметить, что существуют разные вариации внедорожников, поэтому судить только по компоновке – не совсем верно. К примеру, для военных целей нередко создаются такие авто с открытым по конструкции кузовом. Также на базе внедорожников выпускаются пикапы, которые уже имеют трехобъемную компоновку.

Кроссовер

Кроссоверы – сравнительно «молодой» класс автомобилей. По сути, это – хэтчбек, но с повышенными показателями проходимости за счет увеличенного клиренса. В отличие от внедорожника у этих авто кузов является несущим.

Лифтбек

Лифтбек – тип кузова автомобиля, сочетающий в себе определенные черты двух- и трехобъемной компоновок. Дело в том, что визуально у авто с таким кузовом имеется отдельный багажный отсек. Особенность же заключается в том, что крышка багажника объединена с задним стеклом (поэтому ее называют задней дверью), из-за чего при ее открытии одновременно получается доступ и к грузовому отсеку, и к салону. При этом конструкция задней двери может быть цельной или составной (можно открыть только крышку багажника или поднять ее вместе со стеклом). В общем, лифтбек – спорный тип кузова автомобиля, и однозначно отнести его к какой-то конкретной компоновке невозможно.

Универсал Skoda Octavia
Хэтчбек Honda Civic
Внедорожник Ford Expedition

Кроссовер Jaguar F Pace
Лифтбек Audi S7 Sportback

Типы с трехобъемной компоновкой

Отличительной особенностью трехобъемной компоновки является наличие отдельного от салона грузового отсека, закрываемого своей отдельной крышкой, не объединенной с элементами, относящимися к салону. Эти автомобили могут быть как открытой, так и закрытой конструкции с двумя или четырьмя дверьми (крышка багажника в этом случае не является дверью).

Седан

Самым основным представителем такой компоновки является седан. Кузов у такого авто - закрытый, с двумя рядами сидений, четырьмя дверьми и достаточно объемным салоном, что позволяет комфортабельно разместить всех пассажиров. Некоторые автомобили с таким кузовом обладают немного увеличенной колесной базой, что еще больше обеспечивает свободного пространства для пассажиров на заднем сиденье.

Лимузин

Лимузин – автомобиль, чаще всего с трехобъемной компоновкой и значительно увеличенной колесной базой. Особенностью конструкции является наличие перегородки, отделяющей водителя от пассажиров на задних сиденьях. При этом из-за имеющейся базы пространство за водителем позволяет установить до четырех сидений, причем два из них – продольно. Дополнительно авто оснащен большим количеством оборудования и аксессуаров для обеспечения комфортабельности. Выпускаются также лимузины на базе хэтчбеков и внедорожников, то есть с двухобъемной компоновкой.

Купе

Купе – трехобъемный кузов с двумя, реже – четырьмя дверьми. От седана отличается плавным переходом крыши к корме, что уменьшает пространство салона, поэтому его часто делают с одним рядом сидений. Бывают и версии с двумя рядами, но задний при этом не может обеспечить комфортное размещение взрослых пассажиров, поэтому такие сиденья называют «детскими». В современном автомобилестроении «купе» также называют трехдверными хэтчбеками.

Пикап

Пикап – как уже упоминалось, авто с таким кузовом в основном делают на базе внедорожников, хотя есть и версии, в которых за основу взят обычный легковой автомобиль. Особенность заключается в том, что вместо багажного отсека используется грузовая платформа. Это влияет на размеры салона, поэтому в таких авто он называется кабиной. Выпускаются версии как с одним, так и двумя рядами сидений, а кабина может иметь две или четыре двери.

Кабриолет

Кабриолет – открытый кузов с трехобъемной компоновкой. У него отсутствует жесткая крыша, а ее роль зачастую играет убираемый тканевый тент. Обычно основой для создания кабриолета выступают автомобили в кузове купе. Кабриолет имеет два ряда сидений и 4 двери.

Седан Audi A3
Лимузин Mercedes S-klasse
Купе Honda Accord

Пикап GMC Sierra
Кабриолет Maserati GranCabrio

Иные варианты

Выше рассмотрены самые основные типы кузовов автомобилей, использующиеся чаще других. Но существуют и другие версии, встречающиеся значительно реже.

Хардтоп – авто, выпускавшиеся в трехобъемной компоновке, по сути это были те же седаны и купе, но с одной конструктивной особенностью – отсутствие центральных стоек, что улучает внешний вид авто, но негативно сказывается на жесткости кузова.

Таун-кар – автомобиль со значительно увеличенным по высоте салоном. Применялись такие авто в качестве такси.

Родстер – еще одна вариация открытого купе. Но в отличие от кабриолета у такого авто только две двери и один ряд сидений, крыша та же – убираемый тканевый тент.

Купе-кабриолет – переходной вариант между двумя указанными в обозначении типами кузовов. Отличается наличием жесткой складной крыши.

Фаэтон – по сути, тот же кабриолет, но с одной особенностью – отсутствием дверных стекол. Поэтому даже имеющийся убираемый тент не делает салон полностью закрытым.

Ландо – вариация кузова с чертами седана и кабриолета. Особенность его заключается в том, что в передней части салон имеет жесткую крышу, а в районе задних сидений она – тканевая или металлическая, но убираемая.

Брогам – полная противоположность ландо. То есть, у водителя крыша тентовая съемная, а у пассажиров – жесткая, металлическая.

Тарга – тот же родстер, но с металлическим каркасом жесткости позади сидений и жесткой съемной крышей.

Спайдер – еще один представитель родстеров, у авто с таким кузовом лобовое стекло либо вовсе отсутствует, или оно небольшое по высоте (ниже уровня глаз водителя).

Тудор – вариация седана, отличается от него наличием только двух дверей.

Хардтоп Mercedes Benz S-Class Coupe
Родстер Bugatti Veyron
Купе-кабриолет BMW 435i

Ландо Maybach Landaulet
Тарга Porsche 911
Спайдер Mazda MX5 Speedster

Как видно, вариаций кузовов – очень много, и вполне возможно, что количество их будет пополняться новыми видами. Но стоит отметить, что если новые типы и будут созданы, то в любом случае основой для них выступят наиболее распространенные варианты – седаны, купе, хэтчбеки и универсалы.

Autoleek

Любой автомобиль, выпускающийся в мире – это набор механизмов и систем, выполняющих определенную функцию и которые закреплены на остов. Этот остов называется несущей частью.

Поначалу на автомобилях роль несущей части выполняла рама, но со временем при производстве легковых автомобилей от использования рамы отказались, отдав предпочтение . Но рамы используются до сих пор на грузовых автомобилях.

Если брать во внимание легковые автомобили, выпускающиеся на данный момент, то типов их кузовов великое множество.

Какие бывают типы кузова

Каждый тип кузова автомобиля рассчитан на свой сегмент покупателей. В данной статье будет рассмотрено, какие бывают типы кузова авто.

Типы кузовов

Отличаются типы автомобильных кузовов между собой своей конструкцией, и каждый из них имеет свое название.

Выпускаются автомобили в кузовах купе, седан, хэтчбек, универсал, лимузин, пикап, кроссовер, фургон, минивен, внедорожник. Данные типы кузовов применяются как на легковых автомобилях, так и на пассажирских, грузопассажирских, и грузовых автомобилях, а также на авто повышенной проходимости.

Купе

Такой тип кузова как купе в большинстве случаев используется производителями, которые занимаются выпуском спортивных автомобилей. Представляет он собой трехобъемный кузов, то есть конструкцией предусмотрено отведение отдельного объема кузова для двигателя, отдельного объема для пассажиров и объема для багажного отсека.

Все кузова типа купе оборудованы двумя дверьми для пассажиров. Конструктивной особенностью купе является, то, что кузов рассчитан на двух, реже четырех, человек. Причем пространство пассажиров сидящих сзади сильно ограничено. Ярким представителем автомобилей, в которых используется кузов типа купе – Porsche 911 (на фото ниже).

Одним из самых популярных типов кузовов легковых автомобилей является седан.

Данный тип кузова также как и купе является трехобъемным. Но отличается он тем, что кузов типа седан конструктивно длиннее и обладает двумя рядами сидений и позволяет размещаться комфортабельно пассажирам и на передних и на задних сиденьях.

В большинстве случаев седан имеет четыре двери, но выпускались модели и с двумя дверьми. В отечественном производстве представителями четырехдверных седанов являются ВАЗ-2101, 2103, 2105, 2106, 2107, «Волга», а представителем двухдверного седана – «Запорожец». В модельных рядах зарубежных производителей, таких как Volkswagen BMW Audi Toyota Ford и других, также имеются как двух, так и четырехдверные седаны.

Хэтчбек

Последнее время наряду с седанами популярными стали кузова типа хэтчбек.

Конструктивной особенностью хэтчбеков является двухобъемный кузов. Конструкцией кузова не предусмотрено отдельное пространство для багажного отсека. Роль в хэтчбеке играет специальная ниша в пассажирском отсеке, доступ к которой осуществляется через установленную сзади дверь.

Конструкция хэтчбека предусматривает наличие двух или четырех дверей для пассажиров и дополнительной задней дверью для погрузки груза. К представителям трехдверных хэтчбеков относится ВАЗ-2108, Volkswagen Polo, Hyundai i30 и др. Пятидверными хэтчбеками являются ВАЗ-2109, Volkswagen Golf, Hyundai Getz и др.

Универсал

Для людей, которым требуется легковой автомобиль, но с возможностью перевозки грузов выпускаются автомобили с кузовом типа универсал. Автомобили с таким кузовом являются двухобъемными, как и хэтчбеки, но длина кузова у универсала значительно больше.

Универсал

Рассчитаны они на перевозку как пассажиров, так и грузов, но после небольшой трансформации салона, при которой сиденья для пассажиров складываются, тем самым увеличивая объем для груза. В основном выпускаются пятидверные универсалы (ВАЗ-2104, Opel Astra, Volkswagen Passat) но встречаются и трехдверные (Opel Record, Ford Sierra).

Лимузин

В наше время производятся также автомобили, кузов которых похож на седан, но носит название этот тип кузова – лимузин. Также как и у седана, конструкция кузова лимузина является трехобъемной. Но рассчитан этот кузов на комфортабельное размещение пассажиров на задних сиденьях, для чего длина кузова значительно увеличена, по сравнению с седанами.

Также у лимузинов возможно отделение впередисидящих пассажиров от тех кто находится сзади при помощи специальной перегородки. К автомобилям с кузовом лимузин относится «Чайка», Imperial Crown, Lincoln Town Car.

Пикап

Для перевозки грузов также используются автомобили с типом кузова пикап. Примечательны пикапы тем, что кузов имеет кабину для размещения пассажиров и открытую платформу для грузов, причем конструктивно данная платформа соединена с кабиной.

Кабины у пикапов могут быть снащены двумя дверьми и одним или двумя рядами сидений для пассажиров или же четырьмя дверьми. К пикапам относится ВАЗ-ВИС, Dacia Logan Pickup, Mitsubishi L200 (фото ниже).

Кроссовер

С недавнего времени стали популярны автомобили, в конструкции которого используется такой тип кузова как кроссовер.

По сути, данный кузов представляет собой симбиоз кузовов универсал и внедорожник, о котором речь пойдет ниже. Также как и у универсала в кроссоверах используется двухобъемная компоновка с использованием трех или пяти дверей. От внедорожника кроссоверам достался увеличенный клиренс и .

Паркетник

Но в отличие от полноценных внедорожников, кроссоверы не обладают высокой проходимостью, за что в народе получили прозвище «Паркетник». Представителями кроссоверов являются Toyota RAV 4, Land Rover Freelander, .

Фургон

Еще одним автомобилем, предназначенным для перевозки грузов, является фургон.

Кузов типа фургон представляет собой однообъемную, полутораобъемную или же двухобъемную цельнометаллическую конструкцию, в которой кабина для пассажиров объединена с грузовым отсеком, единственное, возможно их отделение перегородкой. К фургонам относятся Lada Largus, Volkswagen Caddy, Fiat Doblo (фото ниже).

Минивен

Очень схожи по внешнему виду с фургонами автомобили с типом кузова минивен, поскольку при их производстве используется одна и та же платформа. Отличаются авто с такими кузовами тем, что рассчитаны они на перевозку пассажиров, для чего салон автомобиля оборудован несколькими рядами сидений.

Особенностями минивена является использование однообъемной и полутораобъемной конструкции. Минивенами являются ВАЗ «Надежда», Volkswagen Sharan, Opel Zafira.

Внедорожник

Также, автопроизводители выпускают автомобили высокой проходимости – внедорожники.