Какие автомобили собирают в украине

Напряженная ситуация в Украине отразилась на отечественном автопроме. Предприятия по изготовления транспорта бьют антирекорды, а импортные автомобили простаивают на сладах, ожидая лучших времен. Несмотря на то, что украинский авторынок потерял в этом году более 30% объема, наши производители все же находятся средства и силы для новых разработок.

АиФ.ua составил рейтинг самых ярких презентаций украинского автопрома, которые состоялись в этом году. В списке в основном значится военная техника, поскольку именно такой вид транспорта в Украине нынче стараются производить в первую очередь.

«Богдан» переквалифицировался на эко-направление

К эко-направлению обратилась корпорация «Богдан», которая совместно с поляками из фирмы URSUS начала работу над созданием электрического городского автобуса . Презентации новинки еще не было, но именно в 2014 году стало известно о разработке.

Говорят, от своего прототипа на дизеле электробус отличаться особо не будет. Сходства не будет в пассажировместимости: если обычный бус способен перевозить более 100 человек, то «Богдан» Е701 будет вмещать в себя до 70 пассажиров. Отличие также имеется в обеспечении электробуса энергией - разработчики предусмотрели для транспорта тяговый электродвигатель. Мощность его составляет 235 кВТ, а питаться он будет от четырех батарей. Конечные остановки «Богданов» планируется оборудовать системой быстрой подзарядки батарей, чтобы транспорт работал на полную мощность.

Надежда Чернигова - троллейбусы

2 млн грн - именно столько стоит новинка Черниговского автомобильного завода из корпорации «Эталон». Сотрудники предприятия в 2014 году освоили производство этого вида общественного транспорта и представили два образца на суд горожан.

Троллейбусы «Эталон» Т12110 по сложившейся традиции назвали (каждая новинка завода получает название в честь цветка). Рисунки с изображением цветка появились даже на передней маске транспортных средств.

Интересно, что презентация троллейбуса прошла накануне Дня города в Чернигове. Специально к празднику «Эталон» передал городу два транспортных средства в кредит.

Суровый «Барс» от Черкасского автозавода

Был представлен корпорацией «Богдан» в середине декабря. Скорость до 100 км/ч по пересеченной местности, турбодизель мощностью 160 л.с. и расход топлива в количестве 1,5 л на 100 км - таковы характеристики новинки от Черкасского автомобильного завода.

Презентация «Барса» прошла перед руководством Национальной гвардии, а главным его предназначением назвали работу в зоне проведения антитеррористической операции. Бронемашина способна защитить экипаж благодаря крепкому корпусу из стальных листов - они расположены под углом и тем самым охватывают весь автомобиль.

В качестве дополнительной комплектации у «Барса» есть тепловизор, кондиционер, печь vebasto, GPS-навигатор, прибор ночного видения, радиозащита, фильтры «Циклон» и боевые модули, которые крепятся на крыше.

«Южмаш» презентовал автомобиль-радар

Презентацию посетил сам президент Украины Петр Порошенко. Он побывал на заводе «Южмаш» во время визита в Днепропетровск.

МКС-1 был создан на базе американского фургона Chevrolet Express. Внешне ничем не примечательный, автомобиль скрывает все свои секреты внутри. МКС - это мобильный комплекс, созданный для контроля и наблюдения. Используя авто в качестве радара, можно следить за ситуацией на государственной границе не только на суше, но и в акватории моря.

«В Украине готовы массово выпускать подобные автомобили разведки на мощностях «Южмаш», притом на любых шасси, - писали СМИ. - Комплекс наблюдения настолько малогабаритный, что его могут разместить как в кузове КрАЗ Spartan, так и в бронированных VW Transporter, Crafter, Mercedes-Benz Vito, Sprinter и т.д.».

Надежность для туристов - автобус «Атаман»

Вскоре на отечественных дорогах будет колесить новый туристический транспорт производства ПАО «Черкасский автобус». - комфортабельные транспортные средства, оборудованные всем для длительных путешествий. Их впервые презентовали на 10-м международном салоне грузовых и коммерческих автомобилей TIR-2014.

Интересно, что модель А096 более усовершенствована по сравнению с представителями такого же ряда автобусов. Сидячих мест - 35. Кресла оснащены ремнями безопасности, откидными подлокотниками и столиками. Каждый пассажир также имеет возможность регулировать угол наклона спинки.

Машина-трансформер на базе КрАЗа

В начале ноября «АвтоКрАЗ» презентовала на основе самосвала типа 511С4. Представление новинки состоялось на международной выставке вКоммунТех-2014» в Киеве.

Автомобиль называют трансформером за его многофункциональность и возможность работать круглый год - как в теплое время года, так и в холода. Зимой КрАЗ выбирают в качестве снегоуборочной машины, которая не только очищает дороги от снега, но и покрывает тротуары и проезжую часть инертными материалами и антигололедными реагентами. Летом коммунальный транспорт - отличный автомобиль-самосвал для перевозки разных типов груза.

Под капотом у автомобиля 6-цилиндровый дизельный двигатель экологического стандарта EURO-4. Максимальная скорость - 70 км/ч. Объем бака - 250 л.

«Карпатами» называют не только футбольные клубы

Машина на шасси грузовика Mercedes-Benz Atego под названием на выставке «Львовский товаропроизводитель» оказалась туристическим автобусом. Новинка была представлена в начале октября этого года.

Как стало известно, транспортное средство будет доступно в нескольких вариантах: с пневматической или рессорной подвеской колес, с двигателем на 150 и на 220 л. с., с пассажировместимостью на 38 или на 48 человек. Ориентировочная цена автобуса А102 «Карпаты» - около 45 тыс. евро.

Уборочное авто борется за чистоту улиц

Еще одна новинка, которая была представлена от «АвтоКрАЗ» в этом году, - вакуумный подметально-уборочный . Посетители выставки «КоммунТех-2014» в Киеве смогли оценить достоинства отечественного продукта.

«Изюминка» автомобиля - в уборочном и подметальном оборудовании. За счет специальных щеток ширина всасывающего раструба значительно увеличивается, благодаря чему КрАЗ может убирать большие по площади территории.

Транспортное средство весит 21 т. Оснащено 6-цилиндровым дизельным двигателем мощностью 229 л.с. Максимальная скорость - 80 км/ч.

  • © / Инна Кожухарь

  • © / Инна Кожухарь

  • © / Инна Кожухарь

  • © / Инна Кожухарь

  • © / Инна Кожухарь

  • © / Инна Кожухарь

  • ©

В этом году Украина празднует 20 лет Независимости. Интересно, что именно столько украинских автомобилей выпущено отечественными автопредприятиями в разные годы!

В этом году Украина празднует 20 лет Независимости. Интересно, что именно столько моделей* украинских автомобилей выпущено отечественными автопредприятиями в разные годы! На их примере вспомним самые яркие этапы становления и развития украинской автопромышленности.

* Украинские автомобили - созданные в Украине или собиравшиеся на отечественных автозаводах мелкоузловым методом.

До независимости

ЗАЗ-965 «Запорожец» (1960-1969 гг.)

Родоначальник украинских автомобилей пришелся по душе потребителям благодаря простоте и доступности (в первый г. в. он стоил 1800 рублей, а в завершающий - 2200). «Горбатому» прощали мелкие технические шалости - перегрев двигателя, капризную «печку», недолговечную подвеску. А еще это была первая машина, которую государство массово (и бесплатно!) выдавало инвалидам.

ЗАЗ-966, -968 «Запорожец» (1967-1994 гг.)

Новому «Запорожцу» быстро придумали прозвище: «ушастый» - за торчащие воздухозаборники. Габариты выросли, но этот украинский автомобиль не стал более престижным - он по-прежнему замыкал иерархическую лестницу советского легкового типажа. Первый «ушастый» отличался экономичностью - всего 5,9 л/100 км. Все последующие заднеприводные модели из Запорожья (ЗАЗ-966В, ЗАЗ-968, ЗАЗ-968А, ЗАЗ-968М) вплоть до 1994 г. были всего лишь его рестайлингами.

«Старт» (1963-1967 гг.)

Украинские автомобили имеют единственный серийный украинский микроавтобус (выпущено более сотни единиц), который своим появлением произвел фурор в советском автопроме в первую очередь благодаря материалу кузова - пластику. В его создании принимали участие Харьковский автодорожный институт и Северодонецкая авторемонтная база. Он базировался на агрегатах «Волги» ГАЗ-21, машинокомплекты для производства поступали с «ГАЗа», а распространялся по линии Минкультуры.

ЛуАЗ-969 «Волынь» (1966-1998 гг.)

Первый серийный переднеприводный советский автомобиль - ЛуАЗ-969, точнее, его серийная версия ЛуАЗ-969В. С 1971 г. начался выпуск ЛуАЗа с колесной формулой 4х4. Компактный, обладающий отличной проходимостью внедорожник понравился колхозникам и жителям глубинки. Он базировался на агрегатах машин из Запорожья, поэтому совершенствовался параллельно с «Запорожцами», вместе с ними получая новые моторы. По проходимости у ЛуАЗа и сегодня немного конкурентов, поэтому даже на подержанные «Волынянки» есть спрос.

ЛуАЗ-967 ТПК (1965-1991 гг.)

Также украинские автомобили имели и плавающие модели. Армейская версия гражданского ЛуАЗ-969 была плавающей. Транспортер переднего края (ТПК) имел необычное расположение органов управления - по центру. Это объяснялось лучшей центровкой на плаву и возможностью разместить по бокам двое носилок для раненых. Рулевая колонка могла опускаться для управления транспортером лежа - при движении под огнем на поле боя. На «гражданке» ближе познакомились с ТПК уже после распада СССР, когда демилитаризованные амфибии поступили в продажу.

ЗАЗ-1102 «Таврия»/Tavria Nova (1988-2007 гг.)

Переднеприводный ЗАЗ-1102 стоял в очереди на конвейер целых девять лет. И проблемы были далеко не технического характера: в то же время налаживался выпуск ВАЗ-2108 на Волжском автогиганте, и все денежные ресурсы автопрома были направлены туда. Но этот украинский автомобиль все-таки выпустили, и его даже экспортировали, в том числе в Европу. В 1998 году, после создания СП «АвтоЗАЗ-Дэу», машина была модернизирована при участии корейских специалистов.

В годы независимости

ЗАЗ-1103 «Славута» (1998-2011 гг.)

Одну из главных проблем «Таврии» - скромную вместительность должна была решить ЗАЗ-1103 «Славута». Интересно, что сначала ЗАЗ-1103 планировался как седан, но в итоге потребители получили более практичный автомобиль с кузовом лифтбек. Это последняя машина собственной разработки «ЗАЗа», которая ушла с конвейера в историю. «Славута» была надежной и доступной, а украинские автомобили получили первую семейную модель.

ЗАЗ/Daewoo Lanos (с 1997 г.)

Впервые Lanos пришел из Южной Кореи на стапели крупноузловой сборки Ильичевска через год после международной премьеры на Женевском автосалоне. Впоследствии машину выпускали на польском FSO, принадлежащем «УкрАвто», а потом в Запорожье, где автомобиль получил более 50% украинских деталей. Его производят полномасштабным методом (штамповка, сварка, окраска, сборка) в двух кузовах - седан и пятидверный хэтчбек. В Украине это авто получило репутацию как семейной, так и служебной машины, такси. Коммерческий фургон на базе Daewoo Lanos впервые был показан публике в 2005 г.

ЛуАЗ-1301 (2002 г.)

Конструировать внедорожник на замену ЛуАЗ-969 начали еще в 1984 году. Над созданием нового облика машины работали КБ «ЛуАЗа» и НАМИ с 1988 г. Окончательные формы и техническую начинку вездеход из Луцка получил в 2002-м, тогда же он и должен был пойти в серию. Унификация по агрегатам с «Таврией» упрощала подготовку производства. Завод даже объявил конкурс на название для авто и пообещал приз - естественно, сам вездеход. К особенностям модели можно отнести пневматическую регулировку клиренса, пластиковые панели крыльев и боковин. В 2006 году «ЛуАЗ» признал, что производство ЛуАЗ-1301 как собственного продукта не сможет быть рентабельным, поэтому на конвейер машина так и не попала. Так на нескольких предсерийных машинах закончилась славная история всех луцких внедорожников.

ЗАЗ-11055 (1993-2011 гг.)

Коммерческие украинские автомобили на базе «Таврии» начали разрабатывать еще в 1990 году. Серийно пикап ЗАЗ-11055 стал производиться только в 1993-м, и длился выпуск лишь два года. Только после прихода на «АвтоЗАЗ» корейцев в 1999 году появился модернизированный грузовичок на узлах «Таврии-Нова». Эти авто экспортировались в Сирию, была также версия с правосторонним расположением руля. ЗАЗ-110557 хоть и был фургоном с жестким пластиковым верхом, но назывался «Таврия» Pick-Up.

ЗАЗ-1105 «Дана» (1995-1997 гг.)

Этот украинский универсал переднеприводного семейства ЗАЗа продержался в серии только два года. Причина - плохое качество сборки и комплектующих, а главное - ограниченная покупательская способность населения в то время. Хотя в первый период производства «Дана» шла на экспорт и даже выпускалась в праворулевом варианте со шкалой приборов, оцифрованной в милях.

Opel Astra (G) (2003-2009 гг.)

Для мелкоузловой сборки седана Opel Astra (G), который после появления нового поколения модели получил приставку Classic, на Запорожском автозаводе создали отдельный сборочный конвейер. Кроме того, машину сваривали на специальных стапелях, а красили на общей с «Тавриями» линии. Во время производства в Украине эта Astra обеспечивала львиную долю продаж среди всех моделей Opel в Украине.

ВАЗ-21093/21099 (с 1987 г.)

Один из самых популярных украинский автомобилей на постсоветском пространстве 90-х устарел, но спрос на него среди украинцев есть и сегодня. Для его поддержания в 2003 году мелкоузловую сборку пятидверного хэтчбека 21093 и седана 21099 перенесли из России на «ЗАЗ» (по заказу корпорации «Богдан»), хотя в Тольятти продолжают выпускать их модернизированные версии - Samara 2115 и 2114.

ВАЗ-2110/2111 (с 1996 г.)

После замены этой модели рестайлинговой («Приора») ВАЗ-2110/2111 начали выпускать в Украине - на заводе «Богдан Моторс» в Черкассах. Возвращение «десятого» семейства ВАЗа было положительно воспринято рынком как в Украине, так и в России, куда автомобиль начал экспортироваться в 2009 году. С недавних пор официальное название производимых в Черкассах седана и универсала - Богдан-2110 и Богдан-2111. В планах завода - выпуск этой модели с автоматической коробкой передач.

Hyundai Elantra XD (с 2000 г.)

Третье поколение популярного корейского седана в Украине начало производиться на мощностях Черкасского автомобильного завода, начиная с 2009 года, мелкоузловым способом. Панели приходят из Кореи, а сваривают, красят кузов и собирают автомобиль на «Богдан Моторс». Изначально модель конструировалась с учетом всех основных требований американского потребителя, так как главным ее рынком стали США. С возвращением модели на украинский рынок у покупателей появилась возможность купить добротную, технически вполне современную машину по цене автомобиля на класс меньше. Один из главных козырей Hyundai Elantra XD - комфортная подвеска, сглаживающая большинство неровностей и позволяющая поддерживать на проселочной дороге удобную скорость.

Skoda Octavia Tour (1997-2010 гг.)

После выхода в 2005 году нового поколения Skoda Octavia руководство концерна VW планировало снять с производства первое поколение Octavia. Но из-за высокой популярности ее продолжили выпускать под названием Skoda Octavia Tour. До 2010-го машину производили в Украине, Чехии, России, Казахстане, Польше, Индии. На заводе «Еврокар» в Соломоново она собиралась мелкоузловым методом (на базе окрашенных кузовов). В начале 2000-х базовая Skoda Octavia была одной из самых доступных иномарок ценой около $12000.

Skoda Octavia А5 (с 2004 г.)

Второе поколение Skoda Octavia - Skoda Octavia А5 также выпускается на «Еврокаре». Дорестайлинговая версия собиралась крупноузловым методом, а после снятия с производства Octavia Tour - мелкоузловым. Начиная с осени нынешнего года, кузов автомобиля будут сваривать и красить в Украине, а затем собирать полностью на конвейере. В 2010-м машина подверглась рестайлингу, во время которого изменились передняя и задняя оптика, бамперы, появились новые двигатели.

Hyundai Tucson (с 2004 г.)

В последние годы этот корейский кроссовер прочно занимал первую строчку в рейтингах продаж в классе компактных кроссоверов, поэтому было решено наладить сначала крупноузловую, а потом и мелкоузловую сборку в Черкассах на «Богдан Моторс». Украинский Tucson ничем не отличается от своих корейских «собратьев». Данные украинские автомобили выпускаются в моно- или полноприводной версиях с бензиновыми или дизельным двигателями и продаются наряду с моделью, которая сменила их на конвейере в Корее в 2010 году - Hyundai ix35.

ZAZ Forza (с 2011 г.)

Взамен устаревшему семейству «Таврия-Славута» на Запорожском автозаводе начался выпуск нового автомобиля - ZAZ Forza. Технически модель является аналогом китайской Chery A13 (в Росcию она поставляется под маркой Chery Bonus), но содержит более 50% украинского труда и комплектующих (сварка, покраска кузова, сборка автомобиля, отечественные салон, выхлопная система, сборка двигателя и т. д.). Машина выпускается в кузовах седан и хэтчбек в трех различных комплектациях.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

В советские времена УССР производила различную двух- и четырёхколесную технику – от обычных велосипедов вроде легендарной «Украины» до тяжелых грузовиков и больших автобусов. Выпускались и легковушки – заднемоторные и заднеприводные же Запорожцы, переднеприводная Таврия и луцкие внедорожники. С тех пор многое изменилось, но сегодня украинский автопром переживает не лучшие времена. Как так вышло, и каковы причины?

Р азвал Советского Союза и последовавшие за ним экономические и геополитические перемены повлияли и на автомобильную промышленность теперь уже независимой Украины. Тем не менее, пережив несколько взлётов и падений, вплоть до недавнего времени украинские автомобильные заводы собирали и выпускали десятки, а то и сотни тысяч автомобилей. Увы, все это осталось в прошлом – похоже, из нынешнего крутого пике производители из «незалежной» уже вряд ли смогут выбраться. По крайней мере, один из бывших лидеров рынка – завод ЗАЗ – спастись и выжить может разве что чудом.

Светлое прошлое

В 2008 году, на пике подъема украинского авторынка и промышленности, один только Запорожский автомобилестроительный завод экспортировал свыше 70 000 автомобилей! Для сравнения: в 2017 году весь первичный автомобильный рынок (приобретенных новых машин – как произведённых в стране, так и импортных) составил чуть более 80 000 штук. То есть, в былые времена сам ЗАЗ продавал за пределами Украины больше автомобилей, чем сейчас покупают «на первичке». А количество выпущенных тогда в Запорожье машин сегодня вызывает ностальгию и удивление – в 2006 году на ЗАЗе произвели 193 тысячи автомобилей, в 2007-м — 282 (!) тысячи, а в последнем «благополучном» перед кризисом 2008 году на предприятии было собрано 258 тысяч новых машин под марками ЗАЗ, ВАЗ, Opel, Chery и Chevrolet. То есть, всего один завод выпускал в несколько раз больше, чем сегодня покупают в Украине новых автомобилей всех марок вместе взятых. А украинское государство в тот период даже входило в ТОП-20 самых «автомобилестроительных» стран мира, выпуская ежегодно до 400 000 (!) новых автомобилей.

1 / 4

2 / 4

Для многих украинских автомобилистов отечественные Sens и Lanos стали первой «новой иномаркой» – конечно, с поправкой на локализацию

3 / 4

Для многих украинских автомобилистов отечественные Sens и Lanos стали первой «новой иномаркой» – конечно, с поправкой на локализацию

4 / 4

Для многих украинских автомобилистов отечественные Sens и Lanos стали первой «новой иномаркой» – конечно, с поправкой на локализацию



Славута – настоящий народный автомобиль, не имевший альтернативы на первичном рынке. К сожалению, это детище ЗАЗа со временем оказалось не нужно потенциальным потребителям

За несколько лет на ЗАЗе выпустили почти 130 000 Лад разных моделей!

1 / 5

2 / 5

В Запорожье почти целое десятилетие выпускали переднеприводные Самары

3 / 5

В Запорожье почти целое десятилетие выпускали переднеприводные Самары

4 / 5

В Запорожье почти целое десятилетие выпускали переднеприводные Самары

5 / 5

В Запорожье почти целое десятилетие выпускали переднеприводные Самары

Благодаря тому, что Украина работала в рамках сотрудничества со странами Таможенного союза, произведённые автомобили и даже собранные на ЗАЗе «иномарки» облагались нулевой пошлиной. Это позволило китайскому производителю Chery продать в странах СНГ свыше 20 000 автомобилей украинской сборки. Но счастье было недолгим: Российская Федерация путём введения утилизационного сбора довольно быстро «выдавила» украинских производителей со своего рынка. А ведь в Россию ЗАЗ поставлял около 90% от общего количества экспортных автомобилей! Остальные 10% практически в равных долях распределяли между собой Беларусь, Казахстан, Сирия, Азербайджан и Узбекистан. Всего же в период с 2007 по 2012 годы Запорожский завод экспортировал свыше 230 000 своих машин. То есть, невзирая на кризис 2008-го и связанное с ним падение рубля и гривны, а также сокращение внутреннего украинского рынка, ЗАЗ оставался на плаву.



Семь бед – один ответ

А затем по ситуации в Запорожье больно ударили глобальные геополитические события. После начала боевых действий в Сирии там стало не до украинских машин (да и ), а вскоре в Киеве прошел очередной Майдан… Присоединение Крыма к РФ и начало АТО на востоке Украины привели к довольно закономерному результату — ЗАЗ, как и другие украинские автозаводы, в 2014 году практически полностью прекратил поставку автомобилей в Россию. Это же повлияло и на экспорт украинской продукции в страны Средней Азии — ведь туда машины ехали транзитом по территории РФ…

Кроме того, страны Таможенного Союза перестали признавать украинский Сертификат качества СТ-1, что тут же закрыло ЗАЗу и другим производителям практически все оставшиеся рынки сбыта.

1 / 6

2 / 6

ZAZ Vida – украинский вариант Chevrolet Aveo

3 / 6

ZAZ Vida – украинский вариант Chevrolet Aveo

4 / 6

ZAZ Vida – украинский вариант Chevrolet Aveo

5 / 6

ZAZ Vida – украинский вариант Chevrolet Aveo

6 / 6

ZAZ Vida – украинский вариант Chevrolet Aveo

Статьи / Практика

Евроинтеграция: почему украинцы ездят на авто с иностранными номерами?

От редактора: Без лишней необходимости редакция предпочитает не менять авторского стиля. Автор статьи - житель Украины, а там, вне зависимости от взглядов, принято говорить «в Украине»....

14469 7 2 25.11.2015

Сложилась парадоксальная ситуация: Украина признаёт белорусские сертификаты и разрешает ввозить сделанные в Белоруссии автобусы и грузовики с нулевой пошлиной, а украинские автозаводы не могут продавать там свою продукцию из-за ограничений, связанных с тем, что Беларусь не признаёт украинские сертификаты.

При этом украинские автопроизводители так и не получили необходимой поддержки родного государства в урегулировании столь важного вопроса. Фактически и ЗАЗ, и другие остались «сам на сам» с этой проблемой, а весь потенциальный рынок стал равен внутриукраинскому, причем уже без Крыма и почти без Донбасса. К тому же «первичка» за последние годы и без этих «форс-мажоров» упала в несколько раз, «танцуя» в районе 70-80 тысяч новых автомобилей в год. А ведь, напомним, один лишь ЗАЗ в лучшие времена мог спокойно производить свыше 200 тысяч машин…

И если в 2013 году на ЗАЗе все же выпустили свыше 20 000 автомобилей, то в непростом с точки зрения политической ситуации 2014-м – уже только 13 000. После чего объемы производства упали катастрофически: в 2015-м в Запорожье удалось изготовить менее 4 000 машин, а в 2016-м — смехотворные 526 штук… В прошлом, 2017-м, на ЗАЗе сделали почти 1 700 автомобилей, но реально ситуацию это уже не спасает — при таких, с позволения сказать, «объемах производства» работа завода, в который инвестировали свыше 380 миллионов долларов, становится просто нецелесообразной. Вдобавок в стране за последние годы заметно выросли тарифы на энергоносители — газ, электричество, коммунальные услуги, что осложняет и без того невеселую ситуацию. А еще предприятие имеет внушительный долг перед кредиторами, который достиг 3 миллиардов гривен.

Таким образом, к своему 155-летнему юбилею старейший машиностроительный завод Украины дожил в не самой лучшей форме, официально прекратив выпуск ZAZ Lanos в ноябре 2017-го. Чуть более полутора тысяч произведенных в прошлом году автомобилей c «космической» себестоимостью даже не покрыли затрат на электроэнергию, налоги, охрану и зарплату 1 100 оставшихся сотрудников – то есть, функционирование предприятия искусственно поддерживали на номинальном уровне за счет дотаций со стороны владельцев – корпорации «УкрАвто».

И перспективы, увы, особо не просматриваются, причем не только на внешних рынках. Национальный автомобиль оказался не нужен ни самому государству, ни его гражданам, которые вследствие экономических неурядиц не очень-то могут себе позволить новую машину даже за 7-8 тысяч долларов. Но свято место пусто не бывает: даже не выехавшие на заработки украинцы достаточно давно и активно переключились на так называемые «евробляхи» — . Поскольку власть не особо препятствует украинским автомобилистам в их стремлении не платить налоги, в стране насчитывается уже около полумиллиона (!) «псевдоиностранцев». В западных областях, как правило, ездят на автомобилях, зарегистрированных в соседних Польше, Венгрии, Словакии и Чехии, ну а в остальных регионах чаще всего отдают предпочтение «литовцам» и даже такой экзотике как «болгары» — благо, украинские и болгарские госномера даже визуально отличаются несильно.

1 / 5

2 / 5

В западных регионах Украины «евробляхи» стали неотъемлемым элементом дорожного потока и даже пейзажа. Особенно много их в приграничной зоне

3 / 5

В западных регионах Украины «евробляхи» стали неотъемлемым элементом дорожного потока и даже пейзажа. Особенно много их в приграничной зоне

4 / 5

В западных регионах Украины «евробляхи» стали неотъемлемым элементом дорожного потока и даже пейзажа. Особенно много их в приграничной зоне

5 / 5

В западных регионах Украины «евробляхи» стали неотъемлемым элементом дорожного потока и даже пейзажа. Особенно много их в приграничной зоне



Болгарские госномера (слева) очень похожи на украинские, причем две первые буквы СВ якобы указывают на учет в Черниговской области!

В связи с тем, что украинские автовладельцы не могут (или не хотят) позволить себе новый автомобиль запорожского (или вообще украинского) производства, ЗАЗ оказался на грани закрытия. Это не только повлияет на судьбы его работников, но и скажется на ситуации в «смежных отраслях». Ведь у одного лишь Запорожского автомобилестроительного завода насчитывается около 600 поставщиков деталей и комплектующих! Не стоит забывать и о том, что за последнее десятилетие ЗАЗ уплатил в бюджеты разных уровней около 7,5 миллиардов гривен, обеспечивая работой почти 20 000 своих сотрудников.

У ЗАЗа в странах СНГ было несколько сотен поставщиков комплектующих

Не ЗАЗом единым

А что другие украинские производители? К настоящему времени их практически не осталось: к примеру, черкасский завод «Богдан», где собирали «десятки», автомобили Hyundai и даже «китайцев», окончательно прекратил выпуск «гражданской» продукции еще летом 2014-го. В то же время остановился и Кременчугский автосборочный завод (КрАСЗ), входивший в корпорацию АИС и занимавшийся крупноузловой сборкой автомобилей SsangYong и Geely.

1 / 5

2 / 5

Богдан-2110 – «десятка» украинского производства из российских машинокомплектов, выпускавшаяся до 2014 года

3 / 5

Богдан-2110 – «десятка» украинского производства из российских машинокомплектов, выпускавшаяся до 2014 года

4 / 5

Богдан-2110 – «десятка» украинского производства из российских машинокомплектов, выпускавшаяся до 2014 года

5 / 5

Богдан-2110 – «десятка» украинского производства из российских машинокомплектов, выпускавшаяся до 2014 года

1 / 5

2 / 5

В Луцке собирали и классические Жигули, и Нивы, и Самары

3 / 5

В Луцке собирали и классические Жигули, и Нивы, и Самары

4 / 5

В Луцке собирали и классические Жигули, и Нивы, и Самары

5 / 5

В Луцке собирали и классические Жигули, и Нивы, и Самары



На ЛуАЗе когда-то собирали и автомобили Hyundai!

В 2017 году ЧАО «Еврокар» — украинский производитель автомобилей Volkswagen, Audi, SEAT и Skoda — выпустил чуть более 6 000 автомобилей, став, по сути, «последним из могикан» среди производителей легковушек в Украине. Увы, сборочное производство, расположенное в приграничном селе Соломоново Закарпатской области, также ощущает на себе сложившуюся ситуацию, пережив сокращение персонала и балансируя на грани безубыточности. Но при этом размер кредитного портфеля у «Еврокара» составляет почти 2,7 миллиарда гривен — то есть, практически столько же, сколько должен своим кредиторам АвтоЗАЗ.

1 / 5

2 / 5

Завод «Еврокар» с 2001 года осуществляет на Украине сборку автомобилей VW Group

3 / 5

6 / 6

В мае 2006 года в Соломоново запустили новый завод по мелкоузловой сборке автомобилей Skoda Octavia Tour

До 2014 года в Соломоново готовились к запуску в производство моделей Rapid и Rapid Spaceback — как для внутреннего украинского рынка, так и для поставок в Россию. Как нетрудно догадаться, после известных событий планируемые объемы производства от 50 000 до 100 000 автомобилей в год так и остались несбыточной мечтой. А сейчас изготавливать кузова Шкод в Украине и вовсе невыгодно — это требует примерно вдвое больших затрат, чем при классическом импорте.

Но и с собранными из чешских комплектующих деталей автомобилями не все так гладко: при импорте из стран ЕС в Украину нужно уплатить 7,3% акциза, который украинский производитель вынужден платить дважды — при ввозе сваренного в Чехии кузова и продаже уже собранной в Украине машины. А поскольку стоимость кузова достигает 70% в цене машины, особого выигрыша у производителя автомобилей Skoda перед импортёрами нет.



Такой VW Golf SportWagen из США украинцы в прошлом году могли приобрести за 18 тысяч долларов

Не будем забывать и о том, что время от времени на украинском рынке вполне легально «всплывают» очень интересные предложения — например, оказавшиеся в центре «дизельного скандала» американские универсалы VW Golf SportWagen 2015 года выпуска, которые украинские дилеры продавали примерно по 18-20 тысяч долларов — то есть, почти вдвое дешевле аналогичного Гольфа для европейского рынка! А еще украинский производитель автомобилей Skoda испытывает конкуренцию со стороны… своих же моделей, но со вторичного рынка! Ведь благодаря действующим с августа 2016 года по закону №1389-19 льготам на «растаможку» автомобилей, соответствующих нормам Евро-5 (то есть, с 2010 года и выше), украинцы стали гораздо активнее ввозить из-за границы достаточно свежие машины иностранного производства — в том числе и те самые Skoda Octavia A5 и A7.

Получается, что этот производитель не пострадал так сильно, как ЗАЗ, лишь по той причине, что полномасштабное производство автомобилей Skoda так и не было налажено. Именно поэтому в трудные для украинской экономики времена «Еврокар» вошел не столь отягощенным производственной инфраструктурой, как завод в Запорожье. Да и масштаб предприятий отличается – а падать, как известно, больнее всего именно с большой высоты.

В начале 2018 года автомобильная отрасль Украины демонстрирует небывалый рост производства: +94% к объему выпущенных легковых автомобилей за январь-февраль в сравнении с аналогичным показателем прошлого года. Увы, в абсолютных цифрах статистика вызывает скорее смех сквозь слёзы — за первые два месяца произведено чуть более 1 000 легковушек, большинство из которых, как нетрудно догадаться являются автомобилями марки Skoda, собранными на «Еврокаре». Ну а для ЗАЗа, судя по всему, впору сочинять эпитафию.

Очень жаль.

.

Украинский автопром. Динамика производства.

До 2008 года Украина выпускала около 400 тыс. автомобилей в год.

В 2009 году (всего за год!) выпуск автомобилей упал в 6 раз.

До 2013 г. объём производства практически не менялся.

В феврале 2014 года украинские предприятия выдали 5344 автомобилей. Не будь майдана и не приди к власти хунта, в годовом исчислении было бы более 64 тыс.штук . Но за весь 2014 год с конвейеров сошло менее 30 тыс.машин .

Выпуск 2015 года — в 3,75 раз меньше, чем в 2014.

В феврале 2016 года автозаводы страны разродились 179 автомобилями (в годовом исчислении — около 2 тыс.штук ). Из них легковых — 149. Остальные 30 единиц — грузовики некогда автомобильного гиганта «Кременчугского автозавода». Производство автобусов к февралю 2016 года прекратилось полностью. Ни «Богдан», ни «Черкасский автобус», ни донецкий «ЧРЗ-Рута» не выдали вообще ничего.

Украинский автопром. Динамика потребления.

В ферале 2014 года на Украине было куплено 15204 автомобиля . Год спустя — 4200 .

Украинский автопром. Nuper!

Уже после написания статьи, я получил данные украинского автопрома за март 2016 года: 305 автотранспортных средств (254 легковушки, 46 грузовиков, 5 автобусов). То есть, за первый квартал выпущено 777 автомобилей (627 легковушек, 140 грузовиков, 10 автобусов). Что позволяет надеяться не на 2 тыс. произведенных машин в год, но аж более, чем на 3 тыс…

Продажи I квартала — 12286 автомобилей . Самыми покупаемыми марками оказались: Лада, Nissan, Renault, Toyota и Volkswagen.

Интеллект, богатства и «ЛуАЗ 969»

Ни дальневосточных мостов. Ни олимпиад. Ни строительства космодрома. Ни космической программы. Ни санкций. Ни сирийских манёвров. Ни затрат на крымскую инфраструктуру, электросеть и мост. Почва — сахар. Море — уникальное. Климат — заглядение. Ископаемых — завались. Научный и инженерный багаж Российской Империи и СССР — отменные. Советское индустриальное наследие — одно из лучших в стране. По территории въётся построенная во времена СССР труба, за которую исправно башляет сосед. В Россию — без визы. В Европу виза на 3 месяца за 3 дня. Житуха!!!

И надо же было страну, где комфортно обитали ученые, инженеры, высоко квалифицированные рабочие и моряки, всего за четверть века превратить в территорию, заточенную под вышиванку, официантов, балаболов, нациков и суржика. Эх…


Производство легковых машин в Украине в последнее время показало высокий рост и его качественные изменения.

На темпы роста в сегменте легковых автомобилей автопрома Украины положительно повлиял ряд факторов. Эксперты отмечают рост внутреннего рынка легковых автомобилей (до40%), в последние годы он стал одним из самых динамичных рынков не только Европы, но и мира. Поэтому в Украине зафиксирован 31%-ый (и выше) рост производства автомобильной техники.

Всего автомобильную продукцию в Украине сегодня выпускают 15 заводов. Крупнейшими производителями легковых автомобилей в Украине являются Корпорация «УкрАВТО» (ЗАО «ЗАЗ»), ЗАО «Еврокар» , Корпорация «Богдан» (ОАО «ЛуАЗ» и ОАО «Черкасский автобус»), Корпорация «АИС» (ООО «КрАСЗ») и другие.

Именно эти компании занимают господствующее положение на украинском рынке. Корпорация УкрАвто держит около 42% авторынка. На основном и дочерних производствах АвтоЗАЗа (УкрАвто) выпускают автомобили ЗАЗ, ВАЗ, Chery, Tata, Daewoo, Chevrolet, Opel и Mercedes-Benz. Второе место (17% рынка) занимает корпорация АИС. На ее Кременчугском автосборочном заводе собирают автомобили ВАЗ, внедорожники SsangYong. Корпорация Богдан (16,8%): в Луцке и Черкассах собирает легковые автомобили ВАЗ, KIA и Hyundai. Около 4% рынка закрепил Атолл Холдинг (на заводе Еврокар выпускаются автомобили Skoda, VW и Seat).

Около 65% всех автомобилей собрано простейшим методом крупноузловой сборки, а сами машины в большинстве представляют недорогие корейские и российские модели. Стоит отметить, что украинский автопром начал развивать технологии производства, совершенствовать технические характеристики продукции (из-за введения экологических норм Евро-2).

На сегодня по объему рынка продаж Украина вышла на 9-е место в Европе (в 2006 году было продано 371019 автомобилей), опередив такие страны, как Австрия, Швеция, Греция, Польшу, Португалию (в 2005 г. Украина занимала 12 позицию).

Стремительное расширение рынка обусловлено ростом доходов населения - на 16%. Банки расширили портфели автокредитов (до $2,5 млрд.), и доля автомобилей, купленных в кредит, за последнее время увеличилась с 30% до 50%. Также увеличились корпоративные закупки - служебный автомобиль стал неотъемлемым пунктом «соцпакета» менеджеров среднего и высшего звена.

Тем не менее, в украинском автопроме проявились факторы, которые, по всей видимости, будут определять развитие отрасли в ближайшем будущем. Спрос на дешевые авто падает за счет переориентации на средний ценовой сегмент, а национальные автомобили находятся в самом низком ценовом диапазоне. Поэтому интерес к автомобилям, которые прошли в Украине полный цикл производства, может уменьшаться. В то же время начался бурный рост продаж иномарок: соотношение продаж иномарки/СНГ достигло 68/32, тогда как ранее пропорция составляла 50/50. Теряют долю рынка российские и украинские брэнды, производителями которых являются украинские компании.