Шрек, огр из Украины: анатомия броневика КрАЗ. Броневик КрАЗ Spartan: ожидания и проблемы

Спартан как и его «младший братишка» — Кугуар, призван защитить солдат проходящих службу в горячих точках по всей планете. Как и , КРАЗ Спартан построен по лицензии Канадско - Эмиратской организации Streit Group. Кроме брони класса 6A, броневик Spartan оснащается тепловизором, системой ночного видения и собственной системой вооружения. Последняя может включать в себя противотанковый комплекс «Сармат» способный поражать танки противника на расстоянии до 6км. Краз Спартан закупаемый украинской армией обходится в 400 000$ за машину. В других странах бронемашина Spartan может иметь еще более высокую стоимость, ведь там ее сборка скорее всего будет не налажена.

Spartan построен на шасси Ford 550, полная масса украинской бронемашины составляет 8 970кг.
Бронированный гигант имеет длину в 6020мм, ширину в 2438мм и высоту в 2378мм. При колесной базе в 3516мм, дорожный просвет обозреваемого броневика - 510мм. По просьбе солдат модернизированный Spartan получил защиту для спины оператора турели, а также систему позволяющую дистанционно управлять пулеметом и ракетами турели. Также модифицированные машины стали оснащаться лебедками, ведь вытащить такую тяжелую машину силами одних солдат и без техники может оказаться очень сложно. Броневик KRAZ обут в не боящиеся пуль шины размером: 335/85 R20. Зрительно отличить Spartan от Cougar можно по четырем боковым дверцам более крупной машины, взгляните на фото Спартана, а теперь посмотрите на Кугуар, о котором уже писал ранее.

Технические Характеристики КРАЗ Спартан

Под капотом Spartan установлен Фордовский турбодизельный V8 объемом в 6.7л. Возможно 400л.с вам покажутся недостаточными для настолько тяжелой машины, но 1085Ньютонов крутящего момента - это просто гигантская тяга, причем она доступна уже с 1 600 оборотов. Максимальная скорость в 110км также вполне достаточна для техники подобного типа. За смену передач в Спартане отвечает шестискоростная МКП. Топливный бак вмещает 254л дизельного топлива.

Спартан на самом деле впечатляющий автомобиль, но грустно от того, что подобные машины сегодня используются на еще недавно мирной - украинской земле. Хочется верить, что вскоре боевые действия на востоке Украины прекратятся и все наши люди снова будут жить в мире, приходить на парады и автомобильные выставки, где смогут восхищаться столь грозными и воинственными автомобилями как KRAZ Spartan.

Последние несколько лет колесная бронетехника становится популярней гусеничной. Собственно говоря, два главных минуса всегда были проходимость и высокое давление на почву, не позволявшее нести серьезную броню. Но появление керамической брони позволило сделать защиту боевых машин намного более легкой, чем раньше, – легкой в смысле веса, а не уровня защиты… Наши друзья из журнала «Колеса» изучали нашумевший в мире украинский броневик КрАЗ Шрек, который не уступает европейским и американским аналогам. Далее прямая речь.

Экскурс в историю
Кременчугский автозавод начинал работу над созданием современных бронированных машин еще в советское время. Так, в 1988 году проходил испытание КрАЗ-6Э6316 с колесной формулой 8х8. Правда, это был не броневик, а всего лишь макет: на кабину была навешана имитация брони для того, чтобы определить, как будет вести себя машина с этим дополнительным весом, и разработать систему крепления настоящей брони.

Но ничто не проходит бесследно, и уже в 1990-е годы в локальных "горячих точках" появились импровизированные броневики на основе КрАЗов, созданные, в общем-то, в кустарных условиях. Выбор именно этого шасси был неслучаен – машины действительно обладали высокой проходимостью, хорошей выживаемостью и грузоподъемностью. Таким образом, первыми применили на практике советские наработки мелкие частники, как это и обещали народу отцы Перестройки.

Индийский «бронеКрАЗ»
И только в 2012 году "промышленный" броневик на базе автомобиля КрАЗ-5233ВЕ (4х4) создала индийская компания Shri Lakshmi Defence Solution. Боевая машина получила название КрАЗ-01-1-11/SLDSL, рулевое управление в ней располагалось, как и положено в индийской армии, справа. Двигатель индусы оставили ЯМЗ-238ДЕ2 мощностью 330 л.с. Тут в источниках имеются разночтения: сами индусы называют его украинским, ряд же российских специалистов утверждает, что это не просто российская разработка Ярославского завода, но и производился он на территории РФ.

Возвращение в Украину
Разработка оказалась достаточно удачной, и на ее основе завод-производитель при участии индийской стороны и канадской компании Streit Group создал бронеавтомобиль KrAZ Shrek One (KrAZ MPV), положивший начало семейству подобных изделий. По всей видимости, название Shrek было выбрано не только в честь одноименного мультперсонажа (огромного зеленого великана-огра), но и по созвучию с индийским словом Shri – как дань уважения идеям индийских инженеров.

Высокая степень заимствования индийских разработок объясняется, по всей видимости, тем, что украинской армии срочно потребовалась современная техника – начался вооруженный конфликт на юго-востоке Украины. Новый броневик был впервые представлен на оружейной выставке KADEX-2014 в мае 2014 года в Астане (Казахстан) и в июне того же года – на Eurosatory-2014 в Париже. На тот момент стоимость машины составляла около $1 млн.

Анатомия Шрека
Сегодня Шрек 4х4 – это многоцелевое транспортное средство с противоминной защитой, предназначенное для оперативного и безопасного перемещения личного состава, техники и оборудования, а также их огневой поддержки. Несущей конструкцией также является собранный из бронелистов кузов, та же броня, между листами которой проложено 25 мм взрывозащитного материала, те же восемь амбразур (по четыре с каждой стороны), плюс дополнительная амбразура в корме.

Уровень защиты вертикальных стенок и пуленепробиваемых стекол сопоставим с уровнем 3А (STANAG 4569) по стандартам НАТО. А взрывозащитный материал превосходит по уровню защиты натовский стандарт (STANAG 4569) 2 уровня. Баллистическая защита брони – B6+/STANAG 4569 Level 2. Противоминная защита выдерживает взрыв двух зарядов, эквивалентных 14 кг тротила под любым колесом или 7 кг тротила непосредственно под днищем.

Двигатель – все тот же ЯМЗ-238Д, однако могут быть установлены двигатели Cummins и Deutz. Раздаточная коробка – механическая двухступенчатая, коробка передач девятиступенчатая китайского производства – Fast Gear 9JS150TA-B. Шины Michelin 445.65R22.5/16.00R20 по технологии RunFlat, да еще и с централизованной подкачкой.

Напомним, что шины, созданные по такой технологии, имеют усиленное и широкое бортовое кольцо, теплостойкий состав резины и усиленный каркас. Они позволяют проехать до 80 км на пробитом колесе без потери маневренности. Вероятно, возможность подкачивать их изнутри может увеличивать этот пробег еще сильнее. К слову, шины RunFlat сейчас широко применяются и для гражданских автомобилей.

Но вернемся к Шреку. На машине установлена аппаратура для связи и наблюдения, включая камеры заднего вида ночного видения с дальностью обзора до 500 м. Доля комплектующих украинского производства достигает 70%. А возможность установки дополнительного оборудования позволила тут же создать модификации: KrAZ Shrek One Ambulance (медицинскую машину) и KrAZ Shrek One RCV (машину для разминирования, оснащенную краном-манипулятором).

Где воюет броневик KrAZ Shrek?
Возможно Шрек и дорабатывался Украиной под участие в военных действиях на востоке, но в зону АТО было передано пока всего 5 таких машин. Это при том, что завод-изготовитель способен выпускать 25 таких изделий в месяц. Так что проблема тут наверняка не в цене, которая с переходом к серийному выпуску была снижена до $300-400 тыс.

С другой стороны, Шрек создавался для более мирных целей – в ранних описаниях в качестве возможного направления использования броневика значатся, дословно, «миротворческие миссии ООН». А может, он оказался более подходящим для тропических условий, во всяком случае, усиленный кондиционер вряд ли потребуется в центрально-европейском климате.

Не делал бронированных машин. Наверное, потому что в Союзе и понятия такого не было. Обходились БТР и БМП.

Теперь в «портфеле» КрАЗа, как минимум, шесть моделей бронеавтомобилей. И по состоянию на конец 2015 года четыре из них уже выпускаются серийно. Основные заказчики – Вооруженные силы и Национальная гвардия Украины.

Несмотря на популярность «кразовских» броневиков, информации об их технических возможностях в открытых источниках очень мало. А та, что есть, часто противоречит друг другу. Поэтому решила собрать все факты воедино и еще раз их перепроверить.

КрАЗ-6322 «Рапотор»

Первый КрАЗ с элементами бронирования можно было увидеть на выставке военной техники в Абу-Даби еще в 2007 году. Тогда завод показал модель КрАЗ-6322 «Рапотор» с бронированным отсеком для десанта.


Автомобиль предназначался для Индии и стран Персидского залива. На фото с выставки видно, что бронирован лишь отсек для личного состава. Кабина, как и прежде, была уязвима для всех видов огнестрельного оружия.

Учитывая то, что бронированный кузов съемный, очевидно, по замыслу разработчиков, автомобиль должен был лишь доставлять его на заданное место.

Но со временем стало понятно, что этого недостаточно. И в ноябре 2014 году КрАЗ представил уже совсем другой «Рапотор» — с бронированной кабиной и топливными баками.

Сегодня КрАЗ «Рапотор» находится на вооружении у Национальной гвардии.

«Кобра» и «Кугуар»


Дальше КрАЗ взялся осваивать самые малые автомобили, которые ему когда-либо приходилось собирать, – «Кобра» и «Кугуар». Правда, тут работы для завода была не так много. Разработкой машин занималась канадская , шасси и моторы брали от Toyota Land Cruiser.

По некоторым подсчетам, в «Кобре» и «Кугуаре» использовалось до 80% импортных деталей. Так что броневики получились не совсем украинскими.

Из двух бронированных авто на базе «Тойоты» решили оставить «Кугуар». В 2014 году автомобиль попал на вооружение к украинским военным и даже участвовал в нескольких парадах – в честь Дня победы и Дня независимости Украины.

«Кугуар» неоднократно подвергался критики. В частности, в июне 2015 года советник президента и волонтер Юрий Бирюков в низком качестве сборки.

КрАЗ Спартан


«КрАЗ Спартан» с боевым модулем «Сармат»

Еще один броневик на неродном для КрАЗа шасси – «Спартан». В его основе – пикап Ford F550. Двигатель тоже «фордовский».

Разработкой «спартанцев», как и «Кугуаров», занималась Streit Group. Первый автомобиль был собран в канадском штате Онтарио на заводе Streit Group’s Canadian Manufacturing Facility в 2013 году.

А уже в 2014-м «Спартан» начали собирать в Кременчуге. Автомобиль Нацгвардия, ВСУ и Госпогранслужба.


На «Спартаны» также было множество нареканий. В частности, фотографии из зоны боевых действий на Донбассе наглядно демонстрировали, что шасси «Форда» не выдерживает бронированного корпуса.

Из-за многочисленных жалоб КрАЗу пришлось усовершенствовать машину. Впрочем, своей вины завод не признал и настаивал на том, что машины ломаются, так как их неправильно эксплуатируют.

КрАЗ Шрек


Бронированный КрАЗ с самым странным названием – «Шрек». В броневике помещается 10 бойцов. Но если уплотнить сидения, можно разместить и больше.

Впрочем, этот бронеавтомобиль предназначен не только для перевозки десанта. Он также имеет вариант скорой помощи и специального автомобиля для разминирования.

Первые КрАЗ Шрек достались Национальной гвардии Украины. Гвардейцы получили броневики в начале 2015 года. Это были первые автомобили подобного класса, которые поступили на вооружение украинской армии.

«Феона» — один из последних бронеавтомобилей, представленных КрАЗом. Впервые его показали на выставки в Абу-Даби в 2015 году.

Об автомобиле мало что известно. В частности, на сайте КрАЗа информации о нем нет вообще.

У броневика одна платформа с «Раптором» — КрАЗ-6322. Но конструктивно это совсем разные автомобили. У «Феоны», в отличие от «Раптора», единый бронированный корпус. Она не боится не только стрелкового оружия, но и мин.

Для рассеивания взрывной волны КрАЗ Феона имеет днище V-образной формы. Внутри – антиосколочная обшивка. А сиденья для повышения безопасности десанта крепятся не к полу, а к потолку.


Самый мощный бронированный КрАЗ – «Ураган». Это единственный украинский бронированный грузовик, который имеет колесную формулу 8X8. То есть все четыре моста «Урагана» — ведущие.

Пока о планах наших военных, закупать подобные броневики, ничего неизвестно. В КрАЗе тоже предпочитают сохранять молчание. На сайте завода даже не указаны технические характеристики бронеавтомобиля. Впрочем, не исключено, что у украинского завода пока нет лицензии на выпуск Ураганов. То же самое относится и к Феоне. Иначе как объяснить отсутствие этих машин в каталоге продукции предприятия.

«Пантера»

«Пантера» — проект арабской Ares Security Vehicles, в котором также поучаствовал КрАЗ. Первые «Пантеры» были построены на шасси КрАЗ-5233 и КрАЗ-6322. Однако сейчас на сайте арабской компании указано, что автомобиль собирается на базе Toyota Land Cruiser. Упоминаний о КрАЗе нет.

Бронетранспортер FV103 «Spartan» (англ. «Спартанец») поступил на вооружение армии Великобритании в 1978 году. Первоначально ему отводилась роль носителя ЗРК «Джавелин» и средства транспортировки саперных команд.
Бронетранспортер FV103 «Spartan» выполнен по следующей компоновочной схеме: в передней части корпуса слева расположено отделение управления, справа от него находится моторно-трансмиссионное отделение, а средняя и кормовая части корпуса отведены под десантное отделение.


Как и у базового танка FV101 «Scorpion», корпус бронетранспортера сварен из плит алюминиевой брони, однако в его конструкцию внесены некоторые изменения. Силовое отделение выполнено на 130 мм короче и несколько выше, что позволило увеличить размеры десантного отделения.

Изменена форма кормовой части корпуса, в которой смонтирована большая дверь для посадки и высадки десанта. На внутренней стороне этой двери закреплены емкости для воды и размещена часть боекомплекта. Лобовые детали корпуса не пробиваются 14,5-мм бронебойными пулями с расстояния 200 м, борта и корма защищают экипаж от огня стрелкового оружия и осколков снарядов и мин малого калибра.
На том месте, где на танке «Scorpion» находилась башня кругового вращения с вооружением, на бронетранспортере FV103 установлена командирская башенка. Это позволило увеличить экипаж машины до семи человек: помимо командира, механика-водителя и стрелка в кормовой части машины размещаются еще четыре солдата с полной выкладкой.
Десантники входят в машину и выходят из нее через дверь в задней стенке корпуса. В крыше десантного отделения имеются люки и оптические приборы, однако, общая конструкция бронетранспортера не позволяет солдатам десанта вести огонь изнутри машины.

Бронетранспортер FV103 «Spartan» вооружен пулеметом калибра 7,62 мм, расположенным на командирской башенке. Стрелок располагается между командиром и механиком-водителем и может вести огонь изнутри машины, что стало возможным благодаря использованию системы дистанционного наведения пулемета.
Для командира в башенке смонтирован монокулярный прибор наблюдения с восьмикратным увеличением, а по окружности башенки - несколько перископических приборов наблюдения для обеспечения кругового обзора. В ночное время командир может пользоваться пассивным прибором ночного видения, обеспечивающим опознавание танка на расстоянии до 600 м. Дальность обнаружения цели в дневное время - около 1200 м.
Кроме того, в десантном отделении по бортам корпуса установлены четыре, а в корме - два перископических прибора. Необходимые приборы наблюдения имеются и у механика-водителя.


В качестве дополнительного оборудования на FV103 «Spartan» установлены система кондиционирования, радиолокационная станция слежения за полем боя ZB 298, навигационные приборы, дозиметр и дополнительные средства связи.
На бронетранспортере FV103 «Spartan» используется 6-цилиндровый бензиновый двигатель жидкостного охлаждения «Ягуар» J60 No 1 Mk 100В, развивающий мощность 143 кВт при 4750 об/мин.
Трансмиссия механическая, планетарная с дифференциальным механизмом поворота. Коробка передач обеспечивает по 7 передач переднего и заднего хода.
Машины FV103 «Spartan» последних производственных серий оснащались улучшенной подвеской и 184-киловаттным многотопливным дизельным двигателем «Perkins» Т6/3544, который уже устанавливался на некоторых экспортных танках «Scorpion».

Подвеска бронетранспортера FV103 «Spartan» индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами на передних и задних узлах. Обрезиненные двускатные опорные катки (по 5 на борт) и балансиры изготовлены из алюминиевого сплава. Гусеницы с резинометаллическими шарнирами, траки стальные.
С целью уменьшения шумности на гусеницах и ведущем колесе имеется полиуретановое покрытие, а вентиляторное охлаждение силовой установки осуществляется смешанным (полуосевым-полуцентробежным) воздушным потоком.
Бронетранспортер FV103 «Spartan» оборудован индивидуальным плавсредством, которое крепится по периметру корпуса и в развернутом положении позволяет бронетранспортеру преодолевать вплавь водные преграды. Движение на плаву осуществляется посредством перематывания гусениц.


Технические характеристики бронетранспортера FV103 «Spartan»:
Экипаж, чел.: 3+4;
Масса боевая, кг: 8172;
Длина корпуса, мм: 5125;
Ширина общая, мм: 224;2
Ширина по гусеницам, мм: 2134;
Высота по крыше башни, мм: 2260;
Вооружение: 1 х 7,62-мм пулемет (боекомплект 3000 патронов), 2 х 4 дымовых гранатомёта;
Двигатель: Perkins Т6/3544 6-цилиндровый дизель с ТН;
Мощность двигателя, л. с.: 195;
Максимальная скорость по шоссе, км/ч: 80;
Дальность хода, км: 483;
Преодолеваемые препятствия, м: стенка - 0,5; ров - 2,057; брод - 1,067