Какие авто выпускают в украине. Уборочное авто борется за чистоту улиц. Что убивает отечественный автопром

В советские времена УССР производила различную двух- и четырёхколесную технику – от обычных велосипедов вроде легендарной «Украины» до тяжелых грузовиков и больших автобусов. Выпускались и легковушки – заднемоторные и заднеприводные же Запорожцы, переднеприводная Таврия и луцкие внедорожники. С тех пор многое изменилось, но сегодня украинский автопром переживает не лучшие времена. Как так вышло, и каковы причины?

Р азвал Советского Союза и последовавшие за ним экономические и геополитические перемены повлияли и на автомобильную промышленность теперь уже независимой Украины. Тем не менее, пережив несколько взлётов и падений, вплоть до недавнего времени украинские автомобильные заводы собирали и выпускали десятки, а то и сотни тысяч автомобилей. Увы, все это осталось в прошлом – похоже, из нынешнего крутого пике производители из «незалежной» уже вряд ли смогут выбраться. По крайней мере, один из бывших лидеров рынка – завод ЗАЗ – спастись и выжить может разве что чудом.

Светлое прошлое

В 2008 году, на пике подъема украинского авторынка и промышленности, один только Запорожский автомобилестроительный завод экспортировал свыше 70 000 автомобилей! Для сравнения: в 2017 году весь первичный автомобильный рынок (приобретенных новых машин – как произведённых в стране, так и импортных) составил чуть более 80 000 штук. То есть, в былые времена сам ЗАЗ продавал за пределами Украины больше автомобилей, чем сейчас покупают «на первичке». А количество выпущенных тогда в Запорожье машин сегодня вызывает ностальгию и удивление – в 2006 году на ЗАЗе произвели 193 тысячи автомобилей, в 2007-м — 282 (!) тысячи, а в последнем «благополучном» перед кризисом 2008 году на предприятии было собрано 258 тысяч новых машин под марками ЗАЗ, ВАЗ, Opel, Chery и Chevrolet. То есть, всего один завод выпускал в несколько раз больше, чем сегодня покупают в Украине новых автомобилей всех марок вместе взятых. А украинское государство в тот период даже входило в ТОП-20 самых «автомобилестроительных» стран мира, выпуская ежегодно до 400 000 (!) новых автомобилей.

1 / 4

2 / 4

Для многих украинских автомобилистов отечественные Sens и Lanos стали первой «новой иномаркой» – конечно, с поправкой на локализацию

3 / 4

Для многих украинских автомобилистов отечественные Sens и Lanos стали первой «новой иномаркой» – конечно, с поправкой на локализацию

4 / 4

Для многих украинских автомобилистов отечественные Sens и Lanos стали первой «новой иномаркой» – конечно, с поправкой на локализацию



Славута – настоящий народный автомобиль, не имевший альтернативы на первичном рынке. К сожалению, это детище ЗАЗа со временем оказалось не нужно потенциальным потребителям

За несколько лет на ЗАЗе выпустили почти 130 000 Лад разных моделей!

1 / 5

2 / 5

В Запорожье почти целое десятилетие выпускали переднеприводные Самары

3 / 5

В Запорожье почти целое десятилетие выпускали переднеприводные Самары

4 / 5

В Запорожье почти целое десятилетие выпускали переднеприводные Самары

5 / 5

В Запорожье почти целое десятилетие выпускали переднеприводные Самары

Благодаря тому, что Украина работала в рамках сотрудничества со странами Таможенного союза, произведённые автомобили и даже собранные на ЗАЗе «иномарки» облагались нулевой пошлиной. Это позволило китайскому производителю Chery продать в странах СНГ свыше 20 000 автомобилей украинской сборки. Но счастье было недолгим: Российская Федерация путём введения утилизационного сбора довольно быстро «выдавила» украинских производителей со своего рынка. А ведь в Россию ЗАЗ поставлял около 90% от общего количества экспортных автомобилей! Остальные 10% практически в равных долях распределяли между собой Беларусь, Казахстан, Сирия, Азербайджан и Узбекистан. Всего же в период с 2007 по 2012 годы Запорожский завод экспортировал свыше 230 000 своих машин. То есть, невзирая на кризис 2008-го и связанное с ним падение рубля и гривны, а также сокращение внутреннего украинского рынка, ЗАЗ оставался на плаву.



Семь бед – один ответ

А затем по ситуации в Запорожье больно ударили глобальные геополитические события. После начала боевых действий в Сирии там стало не до украинских машин (да и ), а вскоре в Киеве прошел очередной Майдан… Присоединение Крыма к РФ и начало АТО на востоке Украины привели к довольно закономерному результату — ЗАЗ, как и другие украинские автозаводы, в 2014 году практически полностью прекратил поставку автомобилей в Россию. Это же повлияло и на экспорт украинской продукции в страны Средней Азии — ведь туда машины ехали транзитом по территории РФ…

Кроме того, страны Таможенного Союза перестали признавать украинский Сертификат качества СТ-1, что тут же закрыло ЗАЗу и другим производителям практически все оставшиеся рынки сбыта.

1 / 6

2 / 6

ZAZ Vida – украинский вариант Chevrolet Aveo

3 / 6

ZAZ Vida – украинский вариант Chevrolet Aveo

4 / 6

ZAZ Vida – украинский вариант Chevrolet Aveo

5 / 6

ZAZ Vida – украинский вариант Chevrolet Aveo

6 / 6

ZAZ Vida – украинский вариант Chevrolet Aveo

Статьи / Практика

Евроинтеграция: почему украинцы ездят на авто с иностранными номерами?

От редактора: Без лишней необходимости редакция предпочитает не менять авторского стиля. Автор статьи - житель Украины, а там, вне зависимости от взглядов, принято говорить «в Украине»....

14469 7 2 25.11.2015

Сложилась парадоксальная ситуация: Украина признаёт белорусские сертификаты и разрешает ввозить сделанные в Белоруссии автобусы и грузовики с нулевой пошлиной, а украинские автозаводы не могут продавать там свою продукцию из-за ограничений, связанных с тем, что Беларусь не признаёт украинские сертификаты.

При этом украинские автопроизводители так и не получили необходимой поддержки родного государства в урегулировании столь важного вопроса. Фактически и ЗАЗ, и другие остались «сам на сам» с этой проблемой, а весь потенциальный рынок стал равен внутриукраинскому, причем уже без Крыма и почти без Донбасса. К тому же «первичка» за последние годы и без этих «форс-мажоров» упала в несколько раз, «танцуя» в районе 70-80 тысяч новых автомобилей в год. А ведь, напомним, один лишь ЗАЗ в лучшие времена мог спокойно производить свыше 200 тысяч машин…

И если в 2013 году на ЗАЗе все же выпустили свыше 20 000 автомобилей, то в непростом с точки зрения политической ситуации 2014-м – уже только 13 000. После чего объемы производства упали катастрофически: в 2015-м в Запорожье удалось изготовить менее 4 000 машин, а в 2016-м — смехотворные 526 штук… В прошлом, 2017-м, на ЗАЗе сделали почти 1 700 автомобилей, но реально ситуацию это уже не спасает — при таких, с позволения сказать, «объемах производства» работа завода, в который инвестировали свыше 380 миллионов долларов, становится просто нецелесообразной. Вдобавок в стране за последние годы заметно выросли тарифы на энергоносители — газ, электричество, коммунальные услуги, что осложняет и без того невеселую ситуацию. А еще предприятие имеет внушительный долг перед кредиторами, который достиг 3 миллиардов гривен.

Таким образом, к своему 155-летнему юбилею старейший машиностроительный завод Украины дожил в не самой лучшей форме, официально прекратив выпуск ZAZ Lanos в ноябре 2017-го. Чуть более полутора тысяч произведенных в прошлом году автомобилей c «космической» себестоимостью даже не покрыли затрат на электроэнергию, налоги, охрану и зарплату 1 100 оставшихся сотрудников – то есть, функционирование предприятия искусственно поддерживали на номинальном уровне за счет дотаций со стороны владельцев – корпорации «УкрАвто».

И перспективы, увы, особо не просматриваются, причем не только на внешних рынках. Национальный автомобиль оказался не нужен ни самому государству, ни его гражданам, которые вследствие экономических неурядиц не очень-то могут себе позволить новую машину даже за 7-8 тысяч долларов. Но свято место пусто не бывает: даже не выехавшие на заработки украинцы достаточно давно и активно переключились на так называемые «евробляхи» — . Поскольку власть не особо препятствует украинским автомобилистам в их стремлении не платить налоги, в стране насчитывается уже около полумиллиона (!) «псевдоиностранцев». В западных областях, как правило, ездят на автомобилях, зарегистрированных в соседних Польше, Венгрии, Словакии и Чехии, ну а в остальных регионах чаще всего отдают предпочтение «литовцам» и даже такой экзотике как «болгары» — благо, украинские и болгарские госномера даже визуально отличаются несильно.

1 / 5

2 / 5

В западных регионах Украины «евробляхи» стали неотъемлемым элементом дорожного потока и даже пейзажа. Особенно много их в приграничной зоне

3 / 5

В западных регионах Украины «евробляхи» стали неотъемлемым элементом дорожного потока и даже пейзажа. Особенно много их в приграничной зоне

4 / 5

В западных регионах Украины «евробляхи» стали неотъемлемым элементом дорожного потока и даже пейзажа. Особенно много их в приграничной зоне

5 / 5

В западных регионах Украины «евробляхи» стали неотъемлемым элементом дорожного потока и даже пейзажа. Особенно много их в приграничной зоне



Болгарские госномера (слева) очень похожи на украинские, причем две первые буквы СВ якобы указывают на учет в Черниговской области!

В связи с тем, что украинские автовладельцы не могут (или не хотят) позволить себе новый автомобиль запорожского (или вообще украинского) производства, ЗАЗ оказался на грани закрытия. Это не только повлияет на судьбы его работников, но и скажется на ситуации в «смежных отраслях». Ведь у одного лишь Запорожского автомобилестроительного завода насчитывается около 600 поставщиков деталей и комплектующих! Не стоит забывать и о том, что за последнее десятилетие ЗАЗ уплатил в бюджеты разных уровней около 7,5 миллиардов гривен, обеспечивая работой почти 20 000 своих сотрудников.

У ЗАЗа в странах СНГ было несколько сотен поставщиков комплектующих

Не ЗАЗом единым

А что другие украинские производители? К настоящему времени их практически не осталось: к примеру, черкасский завод «Богдан», где собирали «десятки», автомобили Hyundai и даже «китайцев», окончательно прекратил выпуск «гражданской» продукции еще летом 2014-го. В то же время остановился и Кременчугский автосборочный завод (КрАСЗ), входивший в корпорацию АИС и занимавшийся крупноузловой сборкой автомобилей SsangYong и Geely.

1 / 5

2 / 5

Богдан-2110 – «десятка» украинского производства из российских машинокомплектов, выпускавшаяся до 2014 года

3 / 5

Богдан-2110 – «десятка» украинского производства из российских машинокомплектов, выпускавшаяся до 2014 года

4 / 5

Богдан-2110 – «десятка» украинского производства из российских машинокомплектов, выпускавшаяся до 2014 года

5 / 5

Богдан-2110 – «десятка» украинского производства из российских машинокомплектов, выпускавшаяся до 2014 года

1 / 5

2 / 5

В Луцке собирали и классические Жигули, и Нивы, и Самары

3 / 5

В Луцке собирали и классические Жигули, и Нивы, и Самары

4 / 5

В Луцке собирали и классические Жигули, и Нивы, и Самары

5 / 5

В Луцке собирали и классические Жигули, и Нивы, и Самары



На ЛуАЗе когда-то собирали и автомобили Hyundai!

В 2017 году ЧАО «Еврокар» — украинский производитель автомобилей Volkswagen, Audi, SEAT и Skoda — выпустил чуть более 6 000 автомобилей, став, по сути, «последним из могикан» среди производителей легковушек в Украине. Увы, сборочное производство, расположенное в приграничном селе Соломоново Закарпатской области, также ощущает на себе сложившуюся ситуацию, пережив сокращение персонала и балансируя на грани безубыточности. Но при этом размер кредитного портфеля у «Еврокара» составляет почти 2,7 миллиарда гривен — то есть, практически столько же, сколько должен своим кредиторам АвтоЗАЗ.

1 / 5

2 / 5

Завод «Еврокар» с 2001 года осуществляет на Украине сборку автомобилей VW Group

3 / 5

6 / 6

В мае 2006 года в Соломоново запустили новый завод по мелкоузловой сборке автомобилей Skoda Octavia Tour

До 2014 года в Соломоново готовились к запуску в производство моделей Rapid и Rapid Spaceback — как для внутреннего украинского рынка, так и для поставок в Россию. Как нетрудно догадаться, после известных событий планируемые объемы производства от 50 000 до 100 000 автомобилей в год так и остались несбыточной мечтой. А сейчас изготавливать кузова Шкод в Украине и вовсе невыгодно — это требует примерно вдвое больших затрат, чем при классическом импорте.

Но и с собранными из чешских комплектующих деталей автомобилями не все так гладко: при импорте из стран ЕС в Украину нужно уплатить 7,3% акциза, который украинский производитель вынужден платить дважды — при ввозе сваренного в Чехии кузова и продаже уже собранной в Украине машины. А поскольку стоимость кузова достигает 70% в цене машины, особого выигрыша у производителя автомобилей Skoda перед импортёрами нет.



Такой VW Golf SportWagen из США украинцы в прошлом году могли приобрести за 18 тысяч долларов

Не будем забывать и о том, что время от времени на украинском рынке вполне легально «всплывают» очень интересные предложения — например, оказавшиеся в центре «дизельного скандала» американские универсалы VW Golf SportWagen 2015 года выпуска, которые украинские дилеры продавали примерно по 18-20 тысяч долларов — то есть, почти вдвое дешевле аналогичного Гольфа для европейского рынка! А еще украинский производитель автомобилей Skoda испытывает конкуренцию со стороны… своих же моделей, но со вторичного рынка! Ведь благодаря действующим с августа 2016 года по закону №1389-19 льготам на «растаможку» автомобилей, соответствующих нормам Евро-5 (то есть, с 2010 года и выше), украинцы стали гораздо активнее ввозить из-за границы достаточно свежие машины иностранного производства — в том числе и те самые Skoda Octavia A5 и A7.

Получается, что этот производитель не пострадал так сильно, как ЗАЗ, лишь по той причине, что полномасштабное производство автомобилей Skoda так и не было налажено. Именно поэтому в трудные для украинской экономики времена «Еврокар» вошел не столь отягощенным производственной инфраструктурой, как завод в Запорожье. Да и масштаб предприятий отличается – а падать, как известно, больнее всего именно с большой высоты.

В начале 2018 года автомобильная отрасль Украины демонстрирует небывалый рост производства: +94% к объему выпущенных легковых автомобилей за январь-февраль в сравнении с аналогичным показателем прошлого года. Увы, в абсолютных цифрах статистика вызывает скорее смех сквозь слёзы — за первые два месяца произведено чуть более 1 000 легковушек, большинство из которых, как нетрудно догадаться являются автомобилями марки Skoda, собранными на «Еврокаре». Ну а для ЗАЗа, судя по всему, впору сочинять эпитафию.

Очень жаль.

За последние десять лет украинское автопроизводство уменьшилось стремительными темпами. Так, по данным Ассоциации автопроизводителей Украины «Укравтопром» в мае этого года с заводов Украины вышло только 442 автотранспортных средства. Эта цифра в десять раз меньше объемов производства в мае десятилетней давности. Впрочем, и она продолжает снижаться. Ведь уже пятый месяц подряд статистику формируют только авто марки Skoda, производимые методом крупноузловой сборки на заводе «Еврокар» в Закарпатье. В мае таким образом были собрани 374 машины — это на 39 процентов меньше, чем в предыдущем месяце. А по сравнению с маем прошлого года снижение составило 43,5 процента, отмечают в «Укравтопроме».

За чертой рентабельности

Несмотря на тот факт, что эта статистика не содержит данных Кременчугского автомобильного завода (КрАЗ), прекратившего раскрывать информацию о собственном производстве с августа 2016 года, опрошенные эксперты единогласно подтверждают — цифры адекватно отражают то непростое положение, в котором последнее десятилетие находится украинский автомобильная промышленность.

Так, руководитель компании AUTO-Consulting Олег Омельницкий отмечает, что такие производители как Запорожский автомобильный завод (ЗАЗ), «Богдан Моторс» и КрАЗ полностью остановили производство легковых авто, а объемы производства на «Еврокаре» сильно упали. «Производство, еще оставшееся сейчас в Украине, находится далеко за гранью рентабельности и сохраняется только при поддержке материнских компаний», — рассказывает Омельницкий. По его словам, положение в производстве автобусов и грузовых машин чуть менее проблемное из-за меньшей зависимости от конвейерного метода, но речь идет, все равно, о падении показателей в разы.

По словам председателя Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олега Назаренко, сравнение с ситуацией десятилетней давности дает понимание масштабов падения украинского автопроизводства. В 2008 году украинский рынок авто достиг своего максимума, и тогда из около 623 тысяч проданных в стране новых легковушек чуть меньше двух третей было изготовлено на украинских заводах. В 2017 году, по данным AUTO-Consulting, в Украине продали чуть больше 80 тысяч авто, но за этот год было изготовлено 7296 легковушек.

2008 год: начало непрерывного падения

Больше всего ударили по украинским производителям экономическая турбулентность 2008 года и последствия противостояния с Россией, первые из которых проявились задолго до аннексии Крыма и войны на Донбассе, отмечают эксперты. Так, по словам Омельницкого, еще в 2012 году введение Россией утилизационного сбора на авто уменьшило привлекательность украинских машин для российского рынка. «Еще тогда РФ фактически начала торговую войну против наших автомобилей», — рассказывает эксперт. По его словам, после этого последовали другие недружественные торговые меры: остановка автовозов, запрет транзита в Казахстан. После начала войны поставки в Россию окончательно прекратились, а транзитные маршруты на рынки Средней Азии и Кавказа были перекрыты.

Впрочем, не меньшие проблемы ждали производителей и на внутреннем рынке. Прекращение кредитования физических лиц после финансового кризиса 2008 года нанесло сокрушительный удар по покупательной способности украинцев, потерявших таким образом возможность массово покупать новые автомобили, рассказывает Назаренко. По его словам, это ударило именно по бюджетному сегменту, к которому ранее принадлежало большинство моделей украинского производства.

«Евробляхы» и евростандарты

Еще одним вызовом для украинских автопроизводителей стала жесткая конкуренция с легально и нелегально импортированными западными авто. Так, десятилетия назад из-за подписания соглашения со Всемирной торговой организацией (ВТО) Украина была вынуждена уменьшить ввозные пошлины на иномарки с 25 до 10 процентов и убрать ряд преференций для отечественных производителей, рассказывает Омельницкий. А подписание соглашения о зоне свободной торговли с ЕС заставило украинскую сторону ввести экологический стандарт Евро-5, добавляет Назаренко. «Поэтому в Украине прекратили собирать такие марки, как Geely, Chery и Daewoo, чьи двигатели не соответствовали новым требованиям», — объясняет эксперт.

Последний гвоздь в гроб отечественного автопрома забивают нелегальные схемы импорта авто с иностранной регистрацией, которые рядовые украинцы называют «евробляхами». «Если 10 лет назад на европейских номерах ездили только иностранцы, то сейчас, по некоторым оценкам, в Украину таким образом ввезено около 800 тысяч авто», — отмечает Назаренко. По его словам, такие автомобили также в основном занимают нишу бюджетных авто, окончательно вытесняя из него продукцию украинских производителей.

Устаревшие модели

Омельницкий признает: проблема авто, которые производились в Украине, заключалась и в том, что, кроме «Еврокара», занимающегося сборкой Skoda, другие производители производят устаревшие модели машин. Впрочем, самостоятельно наладить производство более конкурентоспособных авто они были и не в состоянии. «Были планы создать альянсы с китайскими производителями — база и современные разработки были. Но для этого также были необходимы соответствующий рынок и условия», — добавляет эксперт.

По его словам, несмотря на распространенное мнение об украинском протекционизме в сфере импорта авто, таможенная ставка в 10 процентов не является чрезвычайной. Впрочем, даже если государство решит ввести льготное налогообложение для автопроизводителей, одних только стимулирующих шагов со стороны правительства будет недостаточно, считает Омельницкий. «Без нормального рынка, без восстановления кредитования для бизнеса и населения и общего улучшения бизнес-климата, инвестиций в производство, автомобилей в Украине не будет», — отмечает эксперт.

Украинский автопром отказался от своей уникальной разработки - "Таврии", и пытается оживиться с помощью корейских и российских технологий.

Украина также охотно предоставляет свои мощности для всех желающих собирать автомобили на ее территории.

Но автопроизводители не спешат обосновываться в нашей стране.

Украинские корейцы

Последний национальный легковой автомобиль Украины - "Таврия", снят с производства на Запорожском автозаводе в начале 2011 года.

В своей новой автомобильной истории Украина отказалась от собственных разработок, предпочитая осваивать уже проверенные технологии зарубежных производителей.

На ЗАЗ "Таврию" заменил автомобиль ЗАЗ Forza, собранный на базе Chery A13.Кроме того, под брендом ЗАЗ по лицензии Chevrolet на заводе собирают Lanos, Chance и Sens.

В начале 2012 года к семейству ЗАЗ присоединится также Сhevrolet Aveo, который будет комплектоваться мелитопольскими моторами и выпускаться под брендом ЗАЗ и другим именем.

По итогам первого полугодия 2011 года модельный ряд ЗАЗ замыкал тройку самых покупаемых брендов в Украине, хотя год назад он был №2.

По итогам первого полугодия 2011 года модельный ряд ЗАЗ замыкал тройку самых покупаемых брендов в Украине, хотя год назад он был №2

К "национальным" моделям можно отнести и коммерческий пикап "Богдан 2310". Он выпускается одноименной корпорацией на базе ВАЗ.

Модели для сборки

К автомобилям, произведенным в Украине, причисляются и собранные на территории нашей страны иномарки.

Перечень автомобилей, которые собирают на территории Украины сегодня, достаточно уборист. Это российская Lada, некоторые модели корейских KIA, Hyundai, Chevrolet и SsangYong, китайцев Geely и Chery. Из европейских марок представлена только чешская Skoda.

Точки сборки сконцентрированы в 5 местах Украины: на заводах ЗАЗа в Запорожье и Ильичевске, в Черкассах на мощностях "Богдана", в Соломоново Закарпатской области на заводе "Еврокар", а также на Кременчугском автосборочном заводе.

Audi - в Херсоне, Mercedes - в Ильичевске

Список брендов автомобилей, которые сходили с украинских конвейеров, был когда-то гораздо более обширным, чем мы видим сейчас.

В середине "нулевых" на автозаводах Украины собирались методом крупноузловой сборки многие европейские автогранды. Например, на заводах ЗАЗ собирались Opel Astra и Mercedes. С завода "Еврокар" в Закарпатье выходили Seat, Audi и Volkswagen.

Причиной такой активности были динамичный внутренний рынок Украины, а также ощутимые импортные пошлины.

На заводах ЗАЗ собирались Opel Astra и Mercedes. С завода "Еврокар" в Закарпатье выходили Seat, Audi и Volkswagen

Например, представители Daimler Chrysler честно признавались: "Такую модель продажи нашей продукции мы используем для того, чтобы избежать высоких таможенных пошлин, которые существуют в Украине на ввозимые готовые машины".

Многие автопроизводители ушли из Украины вместе скризисом. В конце 2008 года остановилась сборка продукции Volkswagen. В 2009 году завершился проект Opel на ЗАЗе. Такое решение представители Opel объяснили низким спросом.

Крупноузловой сборкой Audi также занимался и автодилер Vipos на своих мощностях в Херсоне. Проект закрыли в 2009 году. Тогда пошлины на комплектующие подняли с 1% до 10% и ввели дополнительный акциз. Собирать немецкие кары в Украине стало невыгодно, - рассказал в интервью газете "Коммерсант" генеральный директор Автогруппы "Випос" Виктор Постельников.

Производство легковых автомобилей в Украине, тыс.

Производитель

Первое полугодие 2011

Первое полугодие 2008

ЗАО "ЗАЗ"

27,8

Корпорация "Богдан"

40,8

КрАСЗ

13,4

"Еврокар"

19,7

Всего

45,4

223,9

Источник: "Укравтопром"

В целом, Украина заняла 4-е место с конца по производству автомобилей по итогам 2010 года. Тогда в мире было произведено 70 млн. автомобилей, из них на Украину пришлось всего 0,1%.

Преимущества местной сборки

Первое преимущество, которое приходит в голову при словах "местная сборка", - это снижение стоимости автомобиля. Однако это преимущество объективно оценить довольно сложно, поскольку зачастую c началом выпуска автомобилей внутри страны импорт прекращается.

В теории автомобиль должен удешевиться на 5-15%, однако в реальности экономия бывает в пределах 3%. Так, многие автолюбители заметили, что цена собранных в Украине автомобилей ниже всего на 3-6 тыс. грн., чем импортированных.

В теории автомобиль должен удешевиться на 5-15%, однако в реальности экономия бывает в пределах 3%

Ситуация может кардинально поменяться в случае введения более высоких пошлин - на уровне более 40%.

Однако и без пошлин на лицо не менее важное преимущество - большая доступность автомобилей. В условиях дефицита и очередей на новые авто этот "плюс" становится все более существенным. Правда, это преимущество работает только при наличии всех необходимых комплектующих для сборки в Украине.

Чем привлечь автопроизводителя

Некоторые страны мира значительно сократили поток импорта с помощью квот или высоких импортных пошлин, заинтересовав автомобильные корпорации в производстве авто внутри своей страны. Так поступили, например, страны БРИК - Бразилия, Китай, Индия и Россия.

"Автомобильным корпорациям стало невыгодно импортировать автомобили, выгоднее их производить в этих странах. В Индии, например, ввозная пошлина составляет более 100% от стоимости автомобиля", - объясняет пресс-секретарь ассоциации "Укравтопром" Мария Мудренко.

Еще одним неоспоримым преимуществом России и других стран БРИК является масштабный внутренний рынок.

"В России более высокие, чем в Украине, средние доходы граждан. Еще один очень важный фактор - программа по утилизации старых транспортных средств, предусматривающая серьезную скидку тому, кто меняет своё старое авто на новое. Другими причинами можно назвать создание российским правительством благоприятных налоговых условий и относительно стабильной политической обстановки в стране, а также серьезный опыт таких автомобильных гигантов, как АВТОВАЗ, ГАЗ", - говорит руководитель проектов KrestonCGC Александр Куксин.

Результат: сегодня в России представлены собственные производства практически всех мировых автоконцернов, созданы тысячи рабочих мест, а цены на "местные иномарки" снизились на 15-20%.

Спасут ли пошлины Украину?

После снижения импортных пошлин на автомобили в 2009 году доля продаж автомобилей, произведенных и собранных в Украине, стремительно сократилась. Подешевевшие иномарки пришлись украинцам по душе, и они вовсе не стремятся поддерживать украинского производителя себе в ущерб.

Сегодня локальные производители авто говорят о том, что низкие пошлины разрушают отечественный автопром и требуют защиты от государства с помощью высоких импортных пошлин.

Представители автоимпортеров считают, что проблема украинского производства - вовсе не дешевый импорт, а отсутствие финансирования и потеря популярности среди потребителей

"Пока автопроизводителям невыгодно идти в Украину. Но сегодня в Украине разрабатывается комплексная программа по развитию автопрома. Когда в Украине будут созданы привлекательные для инвесторов условия, они непременно сюда придут", - говорит Мария Мудренко.

Представители автоимпортеров считают, что проблема украинского производства - вовсе не дешевый импорт, а отсутствие финансирования и потеря популярности среди потребителей.

Высокие импортные пошлины, по мнению экспертов, не только не помогут отечественному автопрому, но и приведут рынок к полному краху. Кроме того, потребитель будет лишен адекватной возможности выбора.

"У нас принято бороться за "отечественного производителя", но, к сожалению, порой забывают об "отечественном потребителе", - резюмирует Александр Куксин.

Напряженная ситуация в Украине отразилась на отечественном автопроме. Предприятия по изготовления транспорта бьют антирекорды, а импортные автомобили простаивают на сладах, ожидая лучших времен. Несмотря на то, что украинский авторынок потерял в этом году более 30% объема, наши производители все же находятся средства и силы для новых разработок.

АиФ.ua составил рейтинг самых ярких презентаций украинского автопрома, которые состоялись в этом году. В списке в основном значится военная техника, поскольку именно такой вид транспорта в Украине нынче стараются производить в первую очередь.

«Богдан» переквалифицировался на эко-направление

К эко-направлению обратилась корпорация «Богдан», которая совместно с поляками из фирмы URSUS начала работу над созданием электрического городского автобуса . Презентации новинки еще не было, но именно в 2014 году стало известно о разработке.

Говорят, от своего прототипа на дизеле электробус отличаться особо не будет. Сходства не будет в пассажировместимости: если обычный бус способен перевозить более 100 человек, то «Богдан» Е701 будет вмещать в себя до 70 пассажиров. Отличие также имеется в обеспечении электробуса энергией - разработчики предусмотрели для транспорта тяговый электродвигатель. Мощность его составляет 235 кВТ, а питаться он будет от четырех батарей. Конечные остановки «Богданов» планируется оборудовать системой быстрой подзарядки батарей, чтобы транспорт работал на полную мощность.

Надежда Чернигова - троллейбусы

2 млн грн - именно столько стоит новинка Черниговского автомобильного завода из корпорации «Эталон». Сотрудники предприятия в 2014 году освоили производство этого вида общественного транспорта и представили два образца на суд горожан.

Троллейбусы «Эталон» Т12110 по сложившейся традиции назвали (каждая новинка завода получает название в честь цветка). Рисунки с изображением цветка появились даже на передней маске транспортных средств.

Интересно, что презентация троллейбуса прошла накануне Дня города в Чернигове. Специально к празднику «Эталон» передал городу два транспортных средства в кредит.

Суровый «Барс» от Черкасского автозавода

Был представлен корпорацией «Богдан» в середине декабря. Скорость до 100 км/ч по пересеченной местности, турбодизель мощностью 160 л.с. и расход топлива в количестве 1,5 л на 100 км - таковы характеристики новинки от Черкасского автомобильного завода.

Презентация «Барса» прошла перед руководством Национальной гвардии, а главным его предназначением назвали работу в зоне проведения антитеррористической операции. Бронемашина способна защитить экипаж благодаря крепкому корпусу из стальных листов - они расположены под углом и тем самым охватывают весь автомобиль.

В качестве дополнительной комплектации у «Барса» есть тепловизор, кондиционер, печь vebasto, GPS-навигатор, прибор ночного видения, радиозащита, фильтры «Циклон» и боевые модули, которые крепятся на крыше.

«Южмаш» презентовал автомобиль-радар

Презентацию посетил сам президент Украины Петр Порошенко. Он побывал на заводе «Южмаш» во время визита в Днепропетровск.

МКС-1 был создан на базе американского фургона Chevrolet Express. Внешне ничем не примечательный, автомобиль скрывает все свои секреты внутри. МКС - это мобильный комплекс, созданный для контроля и наблюдения. Используя авто в качестве радара, можно следить за ситуацией на государственной границе не только на суше, но и в акватории моря.

«В Украине готовы массово выпускать подобные автомобили разведки на мощностях «Южмаш», притом на любых шасси, - писали СМИ. - Комплекс наблюдения настолько малогабаритный, что его могут разместить как в кузове КрАЗ Spartan, так и в бронированных VW Transporter, Crafter, Mercedes-Benz Vito, Sprinter и т.д.».

Надежность для туристов - автобус «Атаман»

Вскоре на отечественных дорогах будет колесить новый туристический транспорт производства ПАО «Черкасский автобус». - комфортабельные транспортные средства, оборудованные всем для длительных путешествий. Их впервые презентовали на 10-м международном салоне грузовых и коммерческих автомобилей TIR-2014.

Интересно, что модель А096 более усовершенствована по сравнению с представителями такого же ряда автобусов. Сидячих мест - 35. Кресла оснащены ремнями безопасности, откидными подлокотниками и столиками. Каждый пассажир также имеет возможность регулировать угол наклона спинки.

Машина-трансформер на базе КрАЗа

В начале ноября «АвтоКрАЗ» презентовала на основе самосвала типа 511С4. Представление новинки состоялось на международной выставке вКоммунТех-2014» в Киеве.

Автомобиль называют трансформером за его многофункциональность и возможность работать круглый год - как в теплое время года, так и в холода. Зимой КрАЗ выбирают в качестве снегоуборочной машины, которая не только очищает дороги от снега, но и покрывает тротуары и проезжую часть инертными материалами и антигололедными реагентами. Летом коммунальный транспорт - отличный автомобиль-самосвал для перевозки разных типов груза.

Под капотом у автомобиля 6-цилиндровый дизельный двигатель экологического стандарта EURO-4. Максимальная скорость - 70 км/ч. Объем бака - 250 л.

«Карпатами» называют не только футбольные клубы

Машина на шасси грузовика Mercedes-Benz Atego под названием на выставке «Львовский товаропроизводитель» оказалась туристическим автобусом. Новинка была представлена в начале октября этого года.

Как стало известно, транспортное средство будет доступно в нескольких вариантах: с пневматической или рессорной подвеской колес, с двигателем на 150 и на 220 л. с., с пассажировместимостью на 38 или на 48 человек. Ориентировочная цена автобуса А102 «Карпаты» - около 45 тыс. евро.

Уборочное авто борется за чистоту улиц

Еще одна новинка, которая была представлена от «АвтоКрАЗ» в этом году, - вакуумный подметально-уборочный . Посетители выставки «КоммунТех-2014» в Киеве смогли оценить достоинства отечественного продукта.

«Изюминка» автомобиля - в уборочном и подметальном оборудовании. За счет специальных щеток ширина всасывающего раструба значительно увеличивается, благодаря чему КрАЗ может убирать большие по площади территории.

Транспортное средство весит 21 т. Оснащено 6-цилиндровым дизельным двигателем мощностью 229 л.с. Максимальная скорость - 80 км/ч.

  • © / Инна Кожухарь

  • © / Инна Кожухарь

  • © / Инна Кожухарь

  • © / Инна Кожухарь

  • © / Инна Кожухарь

  • © / Инна Кожухарь

  • ©

К сожалению, Украина не может похвастаться большим количеством автомобильных разработок. А если быть совсем честными, то последним исконно «национальным» автомобилем стала «Славута», производство которой было прекращено еще в 2011 году. И все же, на территории нашей страны есть несколько достаточно крупных предприятий, которые занимаются не только крупноузловой сборкой, но даже производством некоторых моделей авто практически с «нуля».

Еврокар

Этот завод появился в Украине еще в начале 2000—х годов. В его строительство было вложено около 250 млн долларов США. Производственная мощность этого предприятия достигает 80 тыс авто в год. Из них 30 тыс - это крупноузловая и 50 тыс - полноценная сборка. С конвейеров «Еврокара» сходили модели таких марок как Volkswagen, Audi, SEAT. Но больше всего завод известен сборкой автомобилей Skoda.

Некоторые модели Skoda, которые производит/собирает «Еврокар»

ЗАЗ
Он же Запорожский автомобилестроительный завод, который был основан еще в 1963 году. Это одно из немногих украинских предприятий, которое обладает техническими мощностями и ресурсами для полного производства автомобилей. От штамповки кузова и вплоть до сборки авто. Именно ЗАЗ производил легендарный «Запорожец», а затем «Таврию» и «Славуту». Кроме того, из стен именно этого завода выезжали и продолжают выезжать «Ланосы» и «Сенсы», столь обожаемые украинскими таксистами, да и просто автолюбителями, которые не могут позволить себе дорогие иномарки. К слову, сегодня ЗАЗ чуть ли не единственный, кто пытается не только собирать готовые автомобили, но и производить собственные. И хотя та же Forza - это переделанный китайский Chery, а Vida - преемник прошлого поколения Chevrolet Aveo, сам факт наличия на конвейерах завода наполовину отечественных разработок(пусть и адаптированных), не может не радовать. Производственная мощность ЗАЗа превышает 100 тыс автомобилей в год. Правда, из—за кризиса предприятие уже не раз приостанавливало свою работу.

Некоторые модели авто, которые производит/собирает ЗАЗ

Богдан Моторс
Еще один крупный автопроизводитель, основанный в 2005 году. Причем, корпорация«Богдан Моторс» ориентирована не только на выпуск легковых, но и грузовых автомобилей, а также специализированной техники, автобусов и троллейбусов. Суммарная проектная мощность автосборочных заводов, которые входят в холдинг«Богдан», достигает 150 тыс легковых авто и 25 тыс прочих транспортных средств. Кслову, с 2014 года «Богдан Моторс» производит также и военную технику для украинской армии - специализированные грузовики, автобусы и даже разработала бронемашину «БАРС». А вот со сборкой легковых авто ситуация не столь радужная. В апреле 2014 «Богдан Моторс» разорвал контракт с российским «АвтоВАЗом» и прекратил выпуск моделей Богдан-2110, Богдан-2111 и Богдан-2310, которые производились на базе автомобилей «Лада 2110» и «Лада 2111». В то же время, корпорация импортирует и продает на территории Украины автомобили марок Hyundai, Subaru, Great Wall, JAC, Zotye. Часть из них, к слову, корпорация собирает«крупным узлом».