Как называется темное время суток. Движение в темное время. Встречный разъезд. И в светлое время суток это абсолютно правильно

Под недостаточной видимостью рассматривается состояние, вызванное сторонними факторами и расположением автомобиля, при которых водитель не может различить наблюдаемый объект при дистанции до него менее чем триста метров.

К снижению указанного расстояния могут приводить следующие явления природы:

  • туман;
  • дождь;
  • снегопад;
  • метель;
  • сумерки;
  • дым;
  • пыль;
  • брызги воды и грязи;
  • ослепляющее солнце.

Допустимая дистанция, определенная значением в 300 метров, принята исходя из расчета тормозного пути при разрешенной скорости в 90 км/ч. С учетом коэффициенте сцепления равного 0,35 для влажного дорожного полотна.

Движение в условиях недостаточной видимости

Вождение автомобиля в условиях недостаточной видимости можно свести к четырем основным категориям:

  • Во время дождя;
  • При тумане;
  • При ослеплении солнцем;
  • Под влиянием иных погодные явления.

Во время дождя

Важная особенность при вождении в дождливую погоду - снижение сцепления покрышек с покрытием дороги. На мокрой поверхности коэффициент сцепления падает в полтора - два раза, ухудшается управляемость машины, а тормозной путь увеличивается.

Особое внимание необходимо обратить на такие опасности, как:

  • асфальтобетонное дорожное полотно , скрытое под опавшими листьями деревьев или грязью;
  • период сразу после начала и по окончания дождя.

При движении с высокой скоростью по мокрой дороге, между дорожным покрытием и колесами автомобиля может образоваться водяной клин, или как его еще называют «эффект аквапланирования».

В отличие от движения с низкой скоростью, когда вода между поверхностью дороги и шиной автомобиля вдавливается в рисунок протектора, на высокой скорости этого не происходит.

Признаком начала аквапланирования может служить внезапно возникшая легкость в управлении авто. Для борьбы с явлением необходимо применить торможение двигателем.

При тумане

В случае когда видимость ограничена туманом, от водителя требуется много больше внимания и опыта, чем при езде в дождливую погоду. Зачастую при авариях, вызванных туманом, количество поврежденных автомобилей измеряется десятками, множество людей получают травмы.

В случае густого тумана нужно немедленно прекратить движение и ждать улучшения погодных условий.

Для этого погодного явления может иметь следующее воздействие на водителя:

  • значительно снижет расстояние видимости;
  • формирует обман зрения;
  • нарушает ориентирование в пространстве;
  • искажается восприятие скорости и расстояние до объектов;
  • сильное напряжение оказывает влияние на психику водителя.

В случае продолжения движения, необходимо:

  • замедлить скорость так, чтобы её значение не превышало половину видимого расстояния в метрах;
  • использовать ближний свет вместе с противотуманными фарами;
  • для увеличения расстояния видимого перед автомобилем , периодически приближать глаза к лобовому стеклу.
  • открыть окно водительской двери, прислушиваться к шумам , издаваемым транспортными средствами.

Ни в коем случае не следует:

  • приближаться к впередиидущему авто;
  • осуществлять стоянку авто в пределах дороги;
  • осуществлять обгон или опережение.

При ослеплении солнцем

Прямые солнечные лучи, направленные в глаза уменьшают обзорность водителя, снижают его концентрацию и приводят к переутомлению. Особенно это актуально утренний и вечерний период, солнце находится прямо над горизонтом и солнечные лучи падают параллельно земле.

В случае когда дорожное покрытие, чередуясь, проходит сквозь солнечные и затененные участки, у водителя возникает резкое ухудшение видимости. В таких случаях от водителя потребуется усиленное внимание.

При солнечных лучах, направленных в заднюю часть автомобиля, трудноразличимыми становятся цвета сигналов светофора , и задних фонарей впередиидущих транспортных средств. При боковых солнечных лучах, на проезжей части образуются области с малоконтрастной тенью.

Оптимальным решением будет использование противосолнечного козырька, закрывающего от прямых солнечных лучей.

Под влиянием иных погодных явлений

При выпадении первого снега дорожное покрытие представляет особую опасность. Снег быстро накатывается и образует ледовое покрытие либо накат, что, вместе с существенно уменьшившейся видимостью, приводит к росту числа аварий.

Видимость на дороге имеет важнейшую роль.

До девяноста процентов информации необходимой для безопасного продолжения движения, водитель получает благодаря зрению. Устройство человеческих глаз требует времени на адаптацию к темноте. Однако, ночью зрение в значительной степени притупляется.

Так, в темное время суток, или в сумерках водитель намного хуже различает сложившуюся на дороге обстановку. Искажается восприятие цветов. Зеленый кажется более светлым чем красный, а тот в свою очередь – черным. Скорость реакции снижается в несколько раз. В среденем на время от 0,6 секунды и более.

Если для ночного движения можно воспользоваться дальним светом фар, то в условиях сумерек он уже плохо освещает дорогу. Необходимо включить противотуманные фары, понизить скорость двигателем и повысить внимание.

Скорость при недостаточной видимости

При движении в солнечную погоду по сухому дорожному покрытию, т. е. в идеальных условиях, водители могут осуществлять движение со скоростью, разрешенной правилами дорожного движения применительно к участку дороги.

Однако в условиях скользкого дорожного полотна или недостаточной видимости необходимо снижать скорость до безопасного значения применительно к конкретным условиям.

При сложных условиях движения, выбор скоростного режима носит субъективный характер. С какой скоростью проехать опасный участок дороги определяет водитель, руководствуясь своим опытом и ощущениями.

Актуальным остается универсальное правило:

скорость безопасного движения — это скорость, тормозной путь при которой, будет иметь дистанцию меньшую чем видимость.

Правила ПДД недостаточная видимость

Под недостаточной видимостью, понимают ухудшение видимости, вызванное временным состоянием природных условий (окружающей среды).

Сокращение видимости из-за метеоусловий является наиболее опасным, ведь в большинстве случаев не представляется возможным при помощи дорожных знаков донести необходимое предупреждение.

Дальность видимости, определённая правилами считается предельной дистанцией на которой возможно различить пешехода на фоне дорожного покрытия.

Дистанция в 300 метров принята из расчета возможности осуществить остановку автомобилей при сближении на максимально допустимой скорости в 90 км/ч , при условии значения коэффициента сцепления характерного для влажного дорожного покрытия.

Водитель, находясь в условиях недостаточной видимости должен руководствоваться пунктами 19.1 – 19.8 правил дорожного движения. Ошибка при определении недостаточной видимости часто приводит к отсутствию возможности оперативно принять верное решение в сложной дорожной ситуации.

Чем недостаточная видимость отличается от ограниченной?

С первого взгляда найти различие между недостаточной и ограниченной видимостью нелегко. Но правила дорожного движения содержат исчерпывающее определения этих терминов, так:

Видимость, ограниченная постоянными или временными препятствиями на дороге по пдд.

К постоянным можно отнести:

  • горы;
  • холмы;
  • постройки;
  • извилистые повороты.

К временным:

  • остановившиеся транспортные средства;
  • ремонтные работы;
  • прочие препятствия.

Условиями же недостаточной видимости являются временным природные явления, такие как:

  • дождь;
  • снег;
  • туман;
  • сумеречное время.

При этом интенсивность этих явлений должна ограничивать видимость дороги на дистанцию менее 300 м. Недостаточная видимость, это результат, ограниченного освещения вызванный природными явлениями, а ограниченная – результат физического ограничения обзора.

Где нужна видимость и какой она должна быть?

Казалось бы, хорошая видимость требуется во всех случаях, но применительно к разным условиям требования будут значительно различаться между собой.

Условно ситуации можно разделить на такие пункты, как:

  • движение в потоке без маневров . Скорость либо дистанция должны соответствовать условиям безопасного движения, для своевременного принятия мер во избежание аварийных ситуаций;
  • при выполнении маневра обгона. Необходимо правильно оценить расстояние как до автомобилей, движущихся навстречу, так и для движущихся сзади по ходу движения;
  • видимость для выезда с прилегающей . Потребуется оценить расстояние до движущихся попутно транспортных средств.
  • видимость при повороте налево. Необходимо будет прикинуть расстояние до приближающихся слева автомобилей, а после пересечения полосы сделать такую же оценку по правую сторону.

Для выполнения безопасного маневра необходимо расчетное время умножить на максимально возможную скорость движения. Вероятность дорожно-транспортного происшествия будет тем ниже, чем больше останется запаса при расчете.

Что делать если видимости недостаточно?

При покупке нового автомобиля необходимо убедиться в наличии противотуманных фар в выбранной комплектации. В последнее время большая часть иностранных авто имеет их в базовой комплектации.

Помимо удобства пользования во время недостаточной видимости, появится возможность использовать противотуманные фары вместо дневных ходовых огней. Они могут состоять из наборов светодиодов, располагающихся у фар.

Возможно дополнительно установить на автомобиль дневные ходовые огни в виде колец, так называемые, ангельские глазки.

https://my.mail.ru/mail/zemfira-ionova/video/1223/1392.html» align=»center» mode=»normal»]

Как увеличить видимость?

Столкнувшись с ухудшением погодных условий, можно попробовать улучшить видимость несколькими способами:

  • снизить скорость, так чтобы её значение соответствовало возникшим условиям движения. Её значение должно составлять менее половины от дистанции, на которую просматривается дорога;
  • включить дополнительное освещение. Противотуманные фары, ближний или дальний свет. В обязательном порядке предварительно оборудовать автомобиль противотуманными фарами в случае их отсутствия;
  • повысить внимательность за рулем. Не фиксировать взгляд на одной точке, что повышает утомляемость. Периодически приближать глаза к лобовому стеклу. При необходимости допускается двигаться высунув голову в окно водительской двери.

Что может мешать видимости?

Служить помехами для видимости могут как постоянные или временные препятствия, так и меняющиеся погодные условия.

Видимость дороги определяется такими параметрами, как:

  • погодные условия (дождь, снегопад, туман);
  • темное время суток (рассвет, закат, сумерки);
  • физическими характеристиками дорожного полотна (радиусами горизонтальных и вертикальных кривых);
  • интенсивностью застройки и зеленых насаждений.

Стоит помнить, недостаточная видимость, это результат снижения уровня освещенности и нехватки света в целом.

Видимость, соответствующая сложившимся дорожным условиям занимают лидирующие позиции при соблюдении безопасности дорожного движения. Чем более ограниченной она становится, тем большее внимание и осторожность должен проявлять водитель. Также стоит отметить, что выбор стиля вождения в большой степени зависим от видимости во время движения.

Независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы:

  • На всех механических транспортных средствах — фары дальнего или ближнего света, на велосипедах — фары или фонари, на гужевых повозках — фонари (при их наличии);
  • На прицепах и буксируемых механических транспортных средствах — габаритные огни.

Какие внешние световые приборы Вы можете использовать при движении в темное время суток на неосвещенных участках дорог?

Ответ. При движении в темное время суток на неосвещенных участках дорог Вы должны использовать, в зависимости от дорожных условий, скорости движения и наличия впереди встречных и попутных ТС, фары ближнего или дальнего света.

Какие внешние световые приборы Вы должны использовать при движении в темное время суток на освещенных участках дорог населенного пункта?

Ответ. В населенных пунктах Правила предписывают Вам использовать при движении в темное время суток на освещенных участках дорог только фары ближнего света. Движение с включенными габаритными огнями запрещено, так как они недостаточно хорошо обозначают Ваше ТС для других участников движения. Фары дальнего света , учитывая его ослепляющее воздействие на других водителей, использовать также запрещено.

Какие внешние световые приборы должны быть включены в тоннеле с искусственным освещением?

Ответ. В тоннеле с искусственным освещением должны быть включены, в зависимости от наличия встречных или попутных ТС, фары ближнего или дальнего света. Движение только с габаритными или дневными ходовыми огнями запрещено, так как они не обеспечивают безопасности движения при внезапном отключении освещения.

Какие внешние световые приборы должны быть включены в темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на буксируемых механических транспортных средствах?

1. Дневные ходовые огни.
2. Габаритные огни.
3. Задние противотуманные фонари.

Ответ. На буксируемых механических ТС и на прицепах в темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены габаритные огни.

Достаточно ли в светлое время суток включения дневных ходовых огней для обозначения транспортного средства при движении в тумане, когда видимость дороги менее 300 м?

1. Достаточно.
2. Недостаточно.

Ответ. Яркость светодиодов, используемых в дневных ходовых огнях, считается достаточной для обозначения ТС вместо ближнего света фар при движении в светлое время суток . Однако при движении в тумане и других условиях недостаточной видимости на ТС должны быть включены фары дальнего или ближнего света.

Разрешается ли использовать в светлое время суток противотуманные фары вместо ближнего света фар?

Ответ. В дневное время для обозначения ТС водитель может использовать

Всегда намного сложнее, чем обычно, а когда часы переводят на летнее время, аналогичные трудности возникают и по утрам. Даже если вы не устали, длинная дорога играет против вас, и через пару часов можно увидеть мираж в стоп-сигналах грузовика, за которым вы проехали более 100 миль. К счастью, благодаря несложным операциям с вашим автомобилем и советам по правильному вождению вы можете сделать ночную поездку более приятной и комфортной.

За последние годы не было сделано каких-либо фундаментальных изобретений, позволяющих в корне изменить ситуацию с ездой в тёмное время суток. Более того, ряд исследований доказал бесполезность и неэффективность ряда приёмов и устройств, например, очков с жёлтыми линзами, о которых наверняка уже многие слышали. По крайней мере, один достоверный источник - книга «Судебная экспертиза: видимость и безопасность на дороге», аргументировано доказывает, что такие очки никак не влияют на вашу способность видеть в тёмное время суток. Тем не менее, существует несколько простых приёмов, которые помогут сделать ночное вождение гораздо легче.

Прежде чем отправиться в путь, проверьте несколько параметров своего автомобиля.

Если вы часто передвигаетесь в тёмное время суток или готовитесь к длительной поездке, примите несколько превентивных мер, которые обеспечат приемлемый уровень комфорта в условиях плохой видимости. Рассмотрим эти меры подробнее.


Откорректируйте свет фар вашего автомобиля

Со временем световой поток фар несколько тускнеет, и дело здесь связано вовсе не с проблемами в электрике автомобиля, а с необходимостью их своевременной регулировки. Плохо откорректированные фары могут ослепить водителей встречных машин, вызвать блики, привести к искажению реальной дорожной обстановки, а также существенно ухудшить видимость в условиях дождя или снега.

Регулировка угла наклона фар - довольно простой процесс, поскольку большинство современных автомобилей оснащены сервоприводами, позволяющими сделать это за пару минут прямо из салона машины.

Для более сложных случаев вам понадобится ровная площадка, на которой будет стоять автомобиль, ровная светлая стена впереди, рулетка, уровень, скотч и набор ключей или отвёрток, подходящий для вашей машины. Для начала подгоните автомобиль на расстояние примерно 3 метра от стены, далее - включите фары и с помощью скотча отметьте на стене точку от светового пучка каждой фары. После этого с помощью уровня проверьте, горизонтальна ли линия между этими двумя отметками.

Следующий этап - обозначьте вокруг отметок область радиусом не более 12 см, в которой и следует добиваться горизонтальной плоскости между световыми потоками каждой из фар, после чего приступайте к непосредственной регулировке. В подкапотном пространстве над каждой из фар имеется регулировочный винт, который позволяет выполнить эту процедуру.


После этого видимость многократно улучшится. Всё, что вам требуется делать - это проверять правильность настройки не реже одного раза в год.


Очистите фары и лобовое стекло


Год от года стёкла на фарах теряют былую прозрачность, на них образуется желтоватая плёнка, которая существенно ухудшает видимость. Даже примитивная полировка фар позволяет существенно увеличить интенсивность светового потока, проходящего через них.

Можно заплатить 850 рублей и приобрести специализированный комплект для полировки в любом автомагазине, или воспользоваться мелкозернистой наждачной бумагой, тканью для полировки и зубной пастой для достижения аналогичного результата. В случае с сильно замутнёнными фарами такая процедура позволит достичь невероятной разницы в освещённости.

Кроме того, необходимо обратить внимание на чистоту . Это может показаться довольно примитивным советом, если бы не негативное влияние даже малейшего загрязнения на видимость в тёмное время суток. Причём речь идёт не только о наружной, но и о внутренней поверхности. Такого рода загрязнения возникают, например, от известкового налёта, образующегося при высыхании конденсата внутри салона, а также при попытке протереть стекло рукой. В результате объекты, видимые через лобовое стекло, особенно ночью, кажутся смазанными, и оценить расстояние до них становится сложнее.


Настройка зеркал


Большинство водителей знает, что существует способ настройки внутрисалонного зеркала заднего вида, который позволяет уменьшить блики от фар, но мало кто догадывается, что аналогичную процедуру можно провести и для боковых зеркал. Если вы часто передвигаетесь в тёмное время суток, то целесообразно немного отступить от общепринятых правил настройки зеркал заднего вида и несколько приподнять их со стороны водителя.

Такая операция приводит к тому, что вам придётся регулярно наклоняться вперёд, чтобы получить хороший обзор при смене полосы движения, но зато идущий позади автотранспорт не будет ослеплять вас светом фар.


Советы по вождению в ночное время, облегчающие езду


Даже если все узлы вашего автомобиля настроены оптимально, биологические особенности вашего зрения таковы, что ночное вождение гораздо сложнее, чем в светлое время суток. Для того, чтобы облегчить этот процесс, необходимо следовать нескольким простым советам.

Переведите взгляд на линию разметки, если встречный автотранспорт вас ослепил.

Это довольно старый совет, который появился, наверное, одновременно с автомобильными фарами, но он по-прежнему не утратил актуальности. Также не стоит переводить взгляд на солнце и не акцентировать внимание на встречном потоке автомобилей.

Если вы находитесь на широкой открытой дороге, то лучшим решением будет смотреть перед собой, однако по сложной извилистой трассе или серпантину стоит перевести взгляд на краевую линию горизонтальной дорожной разметки, отделяющую проезжую часть от обочины. Это позволит вам правильно ориентироваться по полосам движения, а также предотвратит ослепление, если встречный автомобиль не отключит вовремя дальний свет фар. Стоит, однако, помнить, что неосвещённая обочина - источник повышенной опасности, поскольку она может скрывать ямы, выбоины, вовремя не убранные дорожные материалы, а также стоящий автомобиль, поэтому не стоит слишком близко прижиматься к краевой линии.


Давайте глазам отдых


При длительной езде по загородной трассе можно достичь такого состояния, когда вы просто будете безучастно смотреть на дорогу, не в состоянии сконцентрировать при этом внимание. Для того, чтобы предотвратить такую ситуацию, следует время от времени переводить взгляд в сторону и акцентироваться на окружающих объектах и автомобилях. Держите глаза в постоянном движении, это поможет избежать чрезмерной усталости и засыпания. Этот совет аналогичен правилу 20-20-20 для снятия напряжения глаз при длительной работе за компьютером.

Если в вашем автомобиле есть функция регулировки освещённости панели приборов, следует уменьшить её до максимально низкого уровня, сохраняя при этом видимость показаний приборов. Это уменьшает количество бликов на лобовом стекле и позволяет глазам сосредоточиться на дороге.

Если вышеперечисленные советы не помогли, и вы теряете концентрацию - откройте окно и проветрите салон, свежий воздух поможет взбодриться.


Увеличьте дистанцию до соседних автомобилей


Тот факт, что вы являетесь опытным водителем, ещё не позволяет проявлять излишнюю самоуверенность при вождении в тёмное время суток. Увеличьте расстояние до впереди идущего автомобиля немного больше, чем вы привыкли — это не только позволит вам избежать столкновения при экстренном торможении, но и гарантирует, что вы не будете слепить другого водителя светом своих фар.

Если вы едете по затяжному спуску, то увеличьте дистанцию ещё больше, поскольку световой поток ваших фар находится непосредственно на уровне глаз впереди идущего автомобилиста и отражается в его зеркалах заднего вида.

Не стоит забывать и о том, что в условиях плохой освещённости видимость препятствий на дороге значительно снижается, поэтому целесообразно снизить скорость, чтобы избежать впоследствии наездов на выбоины и деформации колёсных дисков.

Стоит помнить и ещё одно важное правило - разъезда со встречным транспортным средством. Дело в том, что ночью на неосвещённых участках автодорог практически невозможно определить тип движущегося на встречу транспорта. И это касается вовсе не размеров автомобиля, а ситуации с неисправностью осветительных приборов, из-за которой у машины будет гореть только одна фара, что позволит спутать её с мотоциклом. Поэтому если навстречу вам движется объект с одной фарой, всегда перемещайте свою машину в сторону так, чтобы можно было разъехаться с ним с учётом возможных габаритов.

Общепринятым правилом вежливости в тёмное время суток является своевременное отключение дальнего света фар, чтобы не ослеплять встречный автотранспорт. Что касается поворотов, то это следует делать заранее, чтобы не подвергать опасности других водителей. Ночное вождение никогда не было приятным времяпрепровождением, но вы можете максимально облегчить этот процесс. Это не вопрос привычки или предпочтений- следование вышеперечисленным советам позволит существенно повысить вашу безопасность.

В Правилах Дорожного Движения рассматривается большое количество определений, одним из них является «Недостаточная видимость». В данной статье попробуем разобраться, что же это такое, чем отличается от других подобных определений, каких правил следует придерживаться при вождении в таких условиях.

Данному понятию посвящен раздел 1.2 общих положений ПДД, в котором всего одно предложение.

  • идет снег;
  • туман
  • дождливая погода;
  • сумерки.

Обратите внимание на последний пункт - сумерки, согласно ПДД, это время, когда солнце заходит за линию горизонта, соответственно, можно видеть на довольно большую дистанцию, не включая фар. Сумерки бывают как ночные, так утренние.

Особенности ограниченной видимости

В ПДД есть другие определения, которые нужно четко различать:

  • ограниченная видимость - это когда поле зрения водителя ограничено ландшафтом, постройками, деревьями, изгибами дорожного полотна. То есть ограниченный обзор остается в любое время суток и на таких отрезках пути автолюбитель должен придерживаться установленного , также имеется запрет на различные маневры - разворот и обгон;
  • темное время суток - зависит от поры года. Имеется в виду время, когда солнца нет на горизонте, говоря простым языком, - ночь.

Ну и есть светлое время суток, когда отпадает необходимость в дополнительном освещении, хотя согласно ПДД все в России обязаны ездить со включенными ходовыми огнями (ДХО), даже когда на улице нестерпимо жарит солнце.

Как правильно двигаться в данных условиях?

В принципе, в ПДД нет никаких особых требований относительно вождения в подобных условиях. Единственное, что требуется от водителя, - выбирать скоростной режим с учетом дорожной обстановки и качества покрытия.

Также сказано, что нужно включать внешние световые приборы, исходя из обстоятельств:

  • ближний свет - в условиях города, вне города для избежания ослепления водителей встречных ТС, на подъеме;
  • дальний свет - вне города при условии, что вы не идете на обгон или по встречной нет транспорта на расстоянии 150-200 метров;
  • противотуманные фары - снег, туман, дождь, их включают совместно с ближним светом.

Кроме того, необходимо оставить включенными задние противотуманные фары, а если совершаете вынужденную остановку, то габариты тоже должны гореть.

Также, водители прибегают к простому правилу выбора скоростного режима - скорость не должна превышать половины видимости в метрах. То есть, если дорога в условиях тумана просматривается на 20 метров, то двигаться нужно не быстрее 10-ти метров в секунду или 36-40 км/час. В любом случае водитель обязан учитывать длину тормозного пути, которая будет увеличиваться на скользкой, мокрой или заснеженной трассе.

Огромное значение имеет соблюдение дистанции. Не стоит слишком близко приближаться к впереди идущим транспортным средствам. Учитывайте, что время реакции значительно снижается при длительном вождении в одном скоростном режиме. В сумерках, когда темнеет быстро, препятствия различать сложнее, поэтому вовремя включайте освещение.

Придерживаясь таких правил, вы сможете уберечь себя и пассажиров от ДТП.

Основной проблемой движения в ночное время является снижение видимости. В связи с этим, самое главное, и в то же время самое простое, что можно и нужно сделать, - это снизить скорость движения.

С какой же скоростью можно безопасно передвигаться на автомобиле в темное время суток?

Давайте возьмем для примера движение в вечернее время по городу с ближним светом фар. Фары ближнего света освещают пространство примерно в 30~50 метрах перед автомобилем (в зависимости от загрузки, настроек и т. п.) - совсем не так далеко, как хотелось бы, ведь, как мы уже обсуждали, водителю необходимо смотреть вперед за 100~150 метров. Получается, что, если вдруг на дороге будет некое затемненное плохо различимое препятствие, то заметить его водитель сможет лишь в свете фар своего автомобиля, то есть за те самые 30~50 метров. Если помните из предыдущих глав, остановочный путь среднестатистического водителя со скорости 60 км/ч составляет 35~40 метров. Таким образом, если ближний свет фар освещает лишь 30 метров перед автомобилем, то максимально допустимая скорость в этом случае никак не может превышать 60 км/ч, поскольку в противном случае водитель просто не успеет остановиться вовремя - когда препятствие возникнет в поле зрения, будет уже поздно. Да, есть водители, которые в нужный момент где-то подсветят дальним светом фар, или у них хорошая скорость реакции, и все в таком духе. Но мы сейчас говорим о начинающих водителях, не обладающих какими-то специальными навыками, сверхчеловеческой реакцией и способностью мгновенно оценивать дорожную обстановку. Более того, у таких водителей нет опыта развития ситуаций в условиях реальной жизни. Как я уже говорил в предыдущих главах, все ситуации на дороге повторяются, но для того, чтобы это увидеть, нужно накопить определенный опыт.

Таким образом, основным критерием безопасности движения в темное время суток является достаточная скорость, которая позволит остановить автомобиль или, как минимум, радикально изменить направление движения после того, как в поле зрения водителя неожиданно возникнет препятствие.

К слову сказать...
В крупных городах практически все улицы с наступлением сумерек достаточно хорошо освещаются, поэтому езда в вечернее время ничем особо не отличается от езды днем. Однако во многих населенных пунктах с наступлением темноты дороги освещаются разве что светом из окон близлежащих домов. Учитывая, что наши соотечественники предпочитают одеваться в одежду темных расцветок, то своевременно заметить пешехода в темное время суток довольно проблематично. В связи с этим совсем не лишним будет, если на одежде человеке будут присутствовать светоотражающие нашивки (рис. 5.1), поскольку это значительно повысит безопасность самого пешехода и облегчит жизнь водителям. Во многих европейских странах ношение в темное время суток одежды со светоотражателями является обязательным и закреплено соответствующими законодательными актами.

Рисунок 5.1 Совсем нелишним будет, если на одежде пешехода будут присутствовать светоотражающие нашивки, поскольку это значительно повысит безопасность самого пешехода и облегчит жизнь водителям.

Обратите особое внимание
В Правилах дорожного движения говорится, что пользоваться дальним светом фар разрешается как в населенном пункте, так и за его пределами, но при этом должна обеспечиваться безопасность как встречных транспортных средств, так и транспортных средств, движущихся в попутном направлении. В связи с этим оговаривается и минимальное расстояние, при котором необходимо переключаться с дальнего на ближний свет фар - не менее 250 метров до встречного транспортного средства. Кроме того, водитель обязан переключиться на ближний свет по первому требованию других участников движения, поскольку он, сам того не осознавая, может ослеплять других водителей (рис. 5.2). В частности, нельзя пользоваться дальним светом фар, если вы едете по дороге за кем-то - свет ваших фар, отражаясь в зеркалах заднего вида едущего перед вами автомобиля, может ослепить его водителя. Помимо того, что пользование световыми приборами четко оговорено в правилах дорожного движения, нужно понимать, что, если вы кого-то ослепите, то это напрямую может коснуться и вашей собственной безопасности, особенно если вы едете по дороге без разделительной клумбы.


Рисунок 5.2 Минимальное расстояние, при котором необходимо переключаться с дальнего на ближний свет фар - не менее 250 метров до встречного транспортного средства. Кроме того, водитель обязан переключиться на ближний свет по первому требованию других участников движения, поскольку он, сам того не осознавая, может ослеплять других водителей.

Когда при движении по дороге вы переключаетесь с дальнего на ближний свет фар, естественно, желательно, чтобы встречный транспорт тоже переключился на ближний свет. Если этого не происходит (а такое бывает), нужно прищуриться и таким образом уменьшить количество света, попадающего в глаза. Вовсе не лишне научиться смотреть мимо фар - это то же самое, что смотреть против солнца, когда мы смотрим не на солнце, а на какой-то предмет. Устремляйте свой взгляд вдаль перед собой, игнорируя яркую точку. При этом существует интересная особенность - фары встречного автомобиля будут освещать обочину с вашей стороны, а значит, если скосить взгляд чуть-чуть вправо, можно контролировать направление движения своего автомобиля.

Как только встречный автомобиль проехал мимо, нужно открыть глаза пошире, за счет чего можно в какой-то мере компенсировать случившееся изменение освещенности.

Если вас всё же ослепили, действуйте, как записано в правилах дорожного движения - остановитесь, не меняя полосы движения и включите аварийную световую сигнализацию. Рулить в таких условиях строго запрещено, поскольку, как правило, народ при этом съезжает совсем не туда, куда нужно. Продолжить движение разрешается лишь после того, как пройдут последствия ослепления и зрение достаточно восстановится (рис. 5.3).


Рисунок 5.3 Если вас ослепили, остановитесь, не меняя полосы движения и включите аварийную световую сигнализацию. Продолжить движение можно будет лишь после того, как пройдут последствия ослепления и зрение достаточно восстановится.

Если в темное время суток вы догоняете едущий впереди автомобиль, но при этом не собираетесь его обгонять, хорошо бы, чтобы линия границы вашего освещения не «набегала» на передний автомобиль - пятно света должно освещать дорогу перед вашей машиной, но не должно освещать следующий автомобиль.

Если же вы решите обогнать переднюю машину, просто включите левые указатели поворота и, добавив газу, начинайте маневр. Предположим, что впередиидущий автомобиль едет с дальним светом фар, а вы движетесь за ним, естественно, с ближним светом (рис. 5.4a). В этом случае обогнать передний автомобиль очень легко, поскольку он хорошо освещает дорогу, позволяя оценить обстановку. Как только вы поравняетесь с обгоняемым автомобилем, лучше было бы, чтобы он переключился на ближний свет, а вы - включили дальний и продолжили обгон (рис. 5.4b).

То есть вам нужно просто поменяться ролями: сначала он находился спереди и вы пользовались его дальним светом, а теперь вы находитесь спереди и он пользуется вашим дальним светом (рис. 5.4с). Если вы намерены двигаться дальше с высокой скоростью - не вопрос, жмите себе педаль газа, и, когда вы удалитесь достаточно далеко, он просто снова включит дальний свет фар.


Рисунок 5.4 Если в темное время суток вы догоняете едущий впереди автомобиль, пятно света должно освещать дорогу перед вашей машиной, но не должно освещать следующий автомобиль. Если вы все же решите его обогнать, включите левые указатели поворота и начинайте маневр. Допустим, впередиидущий автомобиль едет с дальним светом фар, а вы движетесь за ним с ближним светом. В этом случае обогнать передний автомобиль очень легко, поскольку он хорошо освещает дорогу, позволяя оценить обстановку. как только вы поравняетесь с обгоняемым автомобилем, лучше было бы, чтобы он переключился на ближний свет, а вы - включили дальний и продолжили обгон.

Совет
Иногда при движении в темное время суток по дороге без дополнительного освещения, свет фар может перекрываться различными перегибами поверхности, вследствие чего не совсем понятно, по крайней мере, на незнакомой дороге, куда она идет дальше. В этом случае хорошей подсказкой могут служить либо деревья, либо столбы, либо дома вдоль дороги - если после перегиба перед вами возникает лес, а просека уходит в сторону, то, разумеется, туда же уходит и дорога (рис. 5.5). Другими словами, нужно смотреть не только на асфальт, но и на массу прочих подсказок, которые помогают определить направление движения. В городе очень неплохими такими подсказками, помимо всего прочего, могут быть троллейбусные провода над дорогой - они всегда блестят и их хорошо видно.


Рисунок 5.5 Иногда при движении в темное время суток не совсем понятно, по крайней мере, на незнакомой дороге, куда она идет дальше. В этом случае хорошей подсказкой могут служить либо деревья, либо столбы, либо дома вдоль дороги - если после перегиба перед вами возникает лес, а просека уходит в сторону, то, разумеется, туда же уходит и дорога.

Обратите особое внимание
Нелишним будет напомнить о необходимости следить за исправностью световых приборов автомобиля и своевременно производить замену перегоревших ламп. Правила дорожного движения запрещают эксплуатацию транспортного средства, если в темное время суток на нем не горит лампа левой фары в режиме ближнего света. Несмотря на это, на ночной дороге всё же существует вероятность встретить «одноглазого Джо» - автомобиль с одной включенной фарой, который издалека легко принять за мотоцикл. В связи с этим, заметив впереди одиночное пятно света, лучше перестрахуйтесь и возьмите чуть правее. Если же вдруг окажется так, что фара не работает на вашем автомобиле, а заменить лампу на месте не представляется возможным, включите противотуманные фары и аварийную световую сигнализацию и таким образом проследуйте к месту стоянки или ремонта, как того требуют всё те же правила дорожного движения.
Еще большую опасность представляют собой комбайны и прочая сельхозтехника, которую по ночам перегоняют по дорогам общего пользования ввиду меньшей интенсивности движения. Горящими огнями в темноте комбайн больше похож на низколетящий вертолет (рис. 5.6), чем на наземное транспортное средство, а выступающие в разные стороны рабочие части комбайна представляют собой серьезную угрозу для участников дорожного движения. Помните о необходимости снижения скорости движения в ночное время и, если что либо, происходящее на дороге, вам не совсем понятно, лучше полностью остановитесь, тогда любая ночная поездка будет безопасной.


Рисунок 5.6 Большую опасность представляют собой комбайны и прочая сельхозтехника, которую по ночам перегоняют по дорогам общего пользования ввиду меньшей интенсивности движения. Горящими огнями в темноте комбайн больше похож на низколетящий вертолет, а выступающие в разные стороны рабочие части комбайна представляют собой серьезную угрозу для участников дорожного движения. Если что-либо на дороге, вам не совсем понятно, лучше полностью остановитесь.