Камаз датчик включения фары заднего хода. Не горят фонари заднего хода. В чем причина? Место выключателя в схеме включения света

String(10) "error stat"

Каждый автомобилист, скорее всего, осведомлён, что одна из важнейших его обязанностей при езде по дорогам общего пользования заключается в оповещении других участников движения о намерении совершить тот или иной манёвр. К примеру, для указания о желании повернуть влево или вправо используются специальные указатели, управляемые специальным рычагом.

Однако прогресс не стоит на месте, и некоторые оповестительные сигналы подаются машиной автоматически. Ярким примером этому служит задний ход машины, при реализации которого задние фары бело-лунного цвета загораются автоматически и заблаговременно. Происходит это благодаря наличию в конструкцию автомобиля специального датчика. Именно о принципах его работы и ремонта поговорим в приведённой ниже статье.

Устройство и принципы работы датчика

Движение задним ходом – одна из важнейших среди имеющихся возможностей любого автомобиля. Именно включение задней скорости позволяет машине двигаться обратно без использования разворота на 180 градусов. Благодаря такой возможности, водитель не только может удобно располагаться в парковочных зонах в процессе движения на машине, но и существенно экономить своё время при выполнении целого ряда манёвров.

Сдавая назад, автомобилисту важно не только внимательно следить за соблюдением ПДД и контролем расположения стоящих позади объектов, но и быть уверенным в том, что каждый сторонний участник движения осведомлён о желании с его стороны двигаться обратным ходом. К счастью всех автолюбителей, процесс оповещения в этом плане полностью автоматизирован и происходит посредством использования датчика заднего хода, установленного непосредственно в конструкции автомобиля. Учитывая столь важную функцию этой составляющей машины, каждый автовладелец должен следить за его исправным состоянием и, при необходимости, ремонтировать.

Работает датчик включения заднего хода по несложному принципу, суть которого заключается в следующем:

  1. Автомобилист, желая продвинуться в обратном направлении, включает заднюю передачу;
  2. Рычаг КПП, достигая определённого места, переводит включатель/выключатель (датчик) фар заднего хода в положение «ВКЛЮЧЕНО» и они, соответственно, загораются;
  3. После того, как манёвр завершён, водитель меняет заднюю скорость на первую или нейтральную, что и отключает ранее включённые фары.

Электрическая схема датчика заднего хода довольно-таки проста, если ни сказать, что примитивна. Её работа, как правило, основана на использовании концевого переключателя, который представляет собой некоторую кнопку, расположенную на пути движения рычага КПП по пути хода задней скорости и прижимающуюся/отжимающуюся при включении/отключении таковой. То есть, задаваясь вопросом по поводу того, как поменять датчик заднего хода, стоит быть готовым к частичному разбору коробки передач, ибо данный узел устанавливается именно в неё или в пределах её функционирования.

Возможные неисправности

Ремонт датчика заднего хода – пожалуй, именно то, от чего не застрахован никто. Случается так, что узел требуется заменить лишь по той причине, что он попросту не работает. Как же действовать в такой ситуации? В первую очередь, важно понять – почему датчик неисправен или работает некорректно.

На сегодняшний день принято выделять следующие возможные неисправности узла:

  • произошло окисление контактов в каком-то месте электронной цепи;
  • датчик «разболтался» или вышел из строя;
  • случился «пробой» в электроцепи идентификатора;
  • контакт датчика и монтажного блока нарушен;
  • его предохранитель перегорел;
  • перегорели лампы задних фар («стопари»).

Симптоматика неисправности датчика заднего хода, наверное, понятна всем – соответствующие фары находятся в нерабочем состоянии или функционируют крайне некорректно. Эксплуатировать автомобиль в таком состоянии просто недопустимо, поэтому первоочередно при появлении проблемы с узлом стоит задуматься о том, где находится датчик заднего хода и как правильно его отремонтировать. Об этом более детально поговорим ниже.

Ремонт датчика: замена и диагностика неисправности

Полная замена датчика заднего хода – однозначно, не то, что следует делать первоочередно при неправильной работе «стопарей». Перед демонтажем старого узла и монтажом нового важно исключить возможность ручного ремонта цепи и лишь после этого прибегать к замене. В типовом варианте порядок ремонта датчика выглядит так:


Отметим, что в большинстве случаев ремонт датчика заднего хода автомобиля заканчивается либо на первом, либо на втором шаге ремонта. Учитывая абсолютную несложность ремонтных мероприятий, стоит лишь провести их правильно и в должной мере, тогда проблемы с узлом дискомфорта уж точно не доставит.

Пожалуй, наиболее важная информация по рассматриваемому вопросу подошла к концу. Надеемся, сегодняшний материал дал ответы на интересующие вас вопросы. Удачи на дорогах и в ремонте!

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Схема стоп сигнал КамАЗ несколько сложнее, чем у других автомобилей. Это связано с применением нескольких датчиков, которые обеспечивают включение стоп сигналов при работе нескольких тормозных систем. Хотя тормозная система и называется КАмаЗовской, но она применяется сейчас и на других автомобилях благодаря своей надёжности. Принципиальная электрическая схема у всех таких автомобилей идентична и отличается только конструктивно. В состав схемы стоп сигнал КамАЗ входят датчики, промежуточное реле, зуммер и контрольная лампа стояночного тормоза, и конечно сигнальные лампы в задних фонарях тягача и прицепа. Датчики устанавливаются на контурах тормозной системы в районе тормозного крана и срабатывают при изменении давления в контуре. На последних моделях в качестве датчика стоп сигнала применяется кнопочный выключатель, установленный под педалью, как и на большинстве автомобилей. При изменении давления в любом из контуров, а при наличии кнопочного выключателя, при нажатии на педаль, замыкаются контакты датчика и соединяют обмотку промежуточного реле с массой автомобиля.

При этом ток от предохранителя проходит через обмотку реле, контакты одного из датчиков на корпус автомобиля. Контакты реле замыкаются и подают питание на сигнальные лампы в задних фонарях. При приведении в действие стояночного тормоза, кроме сигнальных ламп, начинает мигать контрольная лампа стояночного тормоза. Это происходит за счёт того, что прерыватель стояночного тормоза и контрольная лама получают минус через датчик стояночного тормоза. Так как все датчик соединяются с катушкой промежуточного реле, то при замыкании любого датчика на всех датчиках появляется минус. Для того что бы контрольная лампа не включалась, при срабатывании других датчиков, в схему включается диод, который предотвращает попадание минуса на провод датчика стояночного тормоза. В процессе эксплуатации возможны некоторые неисправности. Самая распространённая, для всех автомобилей, это когда сигнальные лампы сигналов торможения не горят. В этом случае надо проверить горят лампы при постановке на стояночный тормоз или нет. Если лампы горят то неисправен датчик или оборван провод от него до реле. Для проверки необходимо отключить провод от датчика и соединить его с массой автомобиля. Если сигнальные лампы загорят, то неисправен датчик. В противном случае имеется обрыв в проводе. В случае если лампы не горят, при постановке на стояночный тормоз, то необходимо проверить исправность предохранителя, сигнальных ламп и реле. Неисправные элементы необходимо заменить. Причиной неисправности так же может быть обрыв провода соединяющего реле с сигнальными лампами. Если сигнальные лампы горят при нажатии на педаль тормоза, но не горят при постановке на стояночный тормоз, то необходимо проверить исправность датчика, соединительного провода и диода. Начать лучше с проверки диода, который находится на плате сигнальных ламп панели приборов, около контрольной лапы стояночного тормоза. Если при постановке на стояночный тормоз на диоде появляется минус, то датчик и соединительный провод исправны. В противном случае надо отключить провод от датчика и соединить его с массой автомобиля. Если минус на диоде не появится, то необходимо устранить обрыв в проводе, если появится сменить датчик. Ещё одна неисправность, когда сигнальные лампы горят постоянно. В отличие от описанных ранее, это характерно только для стоп сигнала КамАЗа. Причин может быть несколько. Первая это замыкание плюсового провода на провод сигнальных ламп, в практике встречается, если проводка была оплавлена в процессе замыкания плюсового провода на массу автомобиля. Вторая причина это залипание контактов реле сигнальных ламп. Для проверки достаточно вынуть и поставить обратно в гнездо это реле. При исправности реле будет слышен характерный щелчок. Неисправное реле необходимо заменить. Третья причина может быть в отсутствие питания на контрольную лампу стояночного тормоза и её реле прерывателя. В этом случае плюс через обмотку реле сигнальных ламп, контрольную лампу стояночного тормоза, питающий провод контрольной лампы и через один из потребителей, получающий питание этим же проводом, попадает на минус. При этом цепь замыкается, и реле сигнальных ламп срабатывает. Для проверки достаточно отключить питающий провод от прерывателя контрольной лампы. Реле должно разомкнуться и сигнальные лампы потухнуть. Возможными причинами могут быть неисправность предохранителя или обрыв в проводе. Последней причиной можно назвать соединение любого провода от датчиков с массой автомобиля. Как и на всех автомобилях в стоп сигнал КамАЗ, так же возможно перегорание предохранителя сигнальных ламп. Поиск неисправности зависит от момента, когда перегорает предохранитель. Для поиска необходимо снять автомобиль со стояночного тормоза и отпустить педаль тормоза. Если предохранитель будет сгорать сразу при установке, то короткое замыкание надо искать под панелью приборов от предохранителя до реле сигнальных ламп. Если предохранитель перегорит при нажатии на педаль тормоза, то короткое замыкание в проводе от реле до задних фонарей или в розетке прицепа.

В современных автомобилях используется множество различных видов контроллеров и датчиков. Такие устройства могут быть управляющими и исполнительными. Если по каким-то причинам контроллер выходит из строя, это может доставить неудобства в плане управления автомобилем. Что представляет собой датчик заднего хода и какие функции он выполняет — ответы на эти и другие вопросы представлены ниже.

[ Скрыть ]

Описание ДЗХ

Назначение

Начнем с предназначения. ДЗХ представляет собой устройство, предназначенное для активации белых ламп, свидетельствующих о включении задней передаче в автомобиле. Устройство используется для включения фонарей заднего хода, что позволяет другим участникам дорожного движения знать о намерениях водителя и маневрах, которые он собирается совершить.

В том случае, когда на улице темно, белые фары позволят также предупредить водителей автомобилей, идущих сзади о том, что ваша машина находится на их пути. Это, в свою очередь, позволяет предотвратить возможные происшествия и аварийные ситуации на дороге. Где стоит это устройство — расположение может незначительно отличаться, но как правило, контроллер расположен на коробке передач.

Конструкция и принцип действия

Сам ДЗХ состоит из корпуса, контактов для подключения, штока, движущегося шарика, а также возвратной пружины.

Что касается принципа действия, то он заключается в следующем:

  1. Водитель переключает рычаг трансмиссии в положение активации задней скорости.
  2. При этом вилка переключения рычага коробки передач прижимается к контроллеру.
  3. Далее, устройство осуществляет замыкание кабеля на массу.
  4. После этого осуществляется активация источника освещения, установленного в , который предупреждает других водителей о том, что автомобиль начал движение задним ходом.

Признаки неисправности

Какие признаки неисправности могут свидетельствовать о поломке ДЗХ:

  1. Одна из проблем, которая случается чаще всего — окисление контактов на выводах или проводке. Такая неполадка актуальна для многих автовладельцев. Чтобы решить такую проблему, необходимо произвести тщательную очистку контактов, после чего установить их на место. При выполнении этих работ аккумулятор следует отключить.
    Если же контакты неработоспособны из-за того, что они перегорели, то их в любом случае придется менять. Но прежде чем произвести замену, необходимо выяснить, по какой причине произошло перегорание, скорей всего, суть проблемы кроется в скачках напряжения в бортовой сети.
  2. Устройство разболталось в посадочном месте. В ходе эксплуатации транспортного средства контроллер может незначительно выйти из места установки, такая проблема обычно обусловлена высокими вибрациями. В данном случае вам нужно будет просто более надежно зафиксировать девайс в месте монтажа.
  3. Еще одна причина неработоспособности — отсутствие контакта с бортовой сетью в коробке передач. В данном случае необходимо произвести диагностику состояния контактов, а также электроцепей. При необходимости вышедшие из строя компоненты нужно либо зачистить, либо поменять.
  4. Следующая проблема — нет контакта между разъемом подключения, а также предохранительным монтажным блоком. В этом случае вам также нужно произвести диагностику состояния контактов, а также очистить и поменять провода, если в этом есть необходимость.
  5. Выход из строя предохранительного устройства. В данном случае проблему позволит решить только замена предохранителя. Если же эта деталь часто выходит из строя, то причина может заключаться в тех же скачках напряжения. Необходимо более внимательно проверить электроцепь.
  6. Свет заднего хода может не включаться из-за того, что перегорел сам источник освещения, то есть лампа. В данном случае вам придется демонтировать обивку оптики в багажнике и произвести замену вышедшего из строя устройства.
  7. И, наконец, последняя причина неработоспособности — поломка ДЗХ. В таком случае вы не сможете его отремонтировать, поскольку ремонту такие девайсы, как правило, не подлежат. Контроллер нужно будет поменять (автор видео — канал Ремонт авто своими руками).

Проверка работоспособности

Для диагностики работоспособности устройства вам понадобится загнать авто на яму или эстакаду, чтобы получить доступ к ДЗХ. Процедура проверки осуществляется с помощью тестера — омметра. Как вариант, можно использовать мультиметр, только настроить его в режим измерения Ом.

Тестирование девайса осуществляется следующим образом:

  1. Сначала необходимо добраться до ДЗХ и отключить разъем, подключенный к нему.
  2. Затем к штекеру девайса нужно будет подсоединить щупы тестера, после чего прибор настраивается в режим замера сопротивления.
  3. Включите зажигание и переведите рычаг трансмиссии в режим задней передачи.
  4. Запустите силовой агрегат и посмотрите на дисплей тестера. Если показания, выдаваемые на экран, составляют 0 Ом, при этом тестер подал соответствующий звуковой сигнал, это свидетельствует о том, что устройство полностью работоспособное. Если фары заднего хода не включаются, то проверяйте лампочки, предохранитель, цепь подключения, а также контакты.
  5. Если же тестер в результате проверки показал бесконечность, то это говорит о том, что контроллер вышел из строя, соответственно, его надо менять (автор видео о диагностике и замене — Игорь К).

Инструкция по замене своими руками

Теперь подробнее о том, как выполняется замена.

Рассмотрим процедуру на примере автомобиля ВАЗ 2110:

  1. Сначала авто загоняется на яму. Место вокруг установленного девайса необходимо очистить от грязи, так как после снятия устройства вся пыль и мусор попадут в трансмиссию. А это, в свою очередь, может привести к ее выходу из строя.
  2. Далее, снимается защита картера, для этого необходимо будет выкрутить несколько болтов.
  3. Теперь вам потребуется небольшая емкость, в нее вы соберете масло из коробки передач. При демонтаже ДЗХ из посадочного места выйдет часть смазывающей жидкости, которую впоследствии нужно будет залить обратно.
  4. Отключите разъем питания от контроллера и выкрутите его из места установки.
  5. Затем произведите очистку гнезда, чтобы новый девайс без проблем установился в посадочное место. Установите новый контроллер, не забудьте про уплотнительное кольцо.
  6. Далее, вам необходимо будет залить в трансмиссию нужный объем смазывающей жидкости, то есть то, что вы слили, нужно залить обратно. Но если в смазке, которую вы собрали при снятии ДЗХ, имеются следы продуктов износа, к примеру, металлическая стружка, или осадок, то нужно задуматься о замене жидкости. Или, как минимум, залить в коробку нужно не собранное масло, а новое.
  7. Затем вам остается только произвести сборку всех элементов в обратной последовательности и проверить работоспособность установленного ДЗХ.

Оба не горят, думал лампочки перегорели или провода может не подоткнуты: проверил - лампочки нормальные (спираль целая), провода тоже подходят куда надо. В чем может быть причина?

Re: Лягушка? В смысле выключатель фонарей заднего хода отказал.
Или провод на него одеть забыли, например... У меня так в сервисе одном было: забыли на него провод нацепить, а я думал полетел. ;)

А может и просто отгнили...наконечьники на лягушонке Re: Не горят фонари заднего хода. В чем причина?
Женя, привет!
Получается так что если не ЧЯ, то лягуха. Смысл сводится к тому что один из контактов разъема всегда под плюсом. Следовательно окисляется и отваливается. Посмотри разъемчик. Еще как вариант предохранитель №5 (F16), но тогда и дворники бы не работали и поворотники и еще куча всего...

Re: Re: Не горят фонари заднего хода. В чем причина?
Привет!Спасибо, посмотрю. Предохранитель значит в порядке т.к. дворники и поворотники работают.

А где эта лягушка находится на коробке?
Чего-то в книжке нет, и в интернете ничего не нашел. Ее без ямы удастся поменять в условиях "на улице"?

Ну ты даешь....
О, Господи, просвяти этого человека! Он не знает где лягуха находится!
Она на КПП, слева по ходу, внизу. Торчит в сторону левого колеса. К ней подходит два провода. На земле посмотреть можно. Достаточно снять железяку что под двигателем висит. А может и так можно, не помню.
Если соберешся лягуху менять имей ввиду - потечет масло.

Да, я такой...
Миша, ну откуда мне знать где она находится, если ранее я ремонтировал сам только велосипед:-) да и то советский без коробки передач. Так что приходится задавать глупые вопросы. А так как задать их больше некому (в Питере родственников у меня нет, а из друзей пока только я один на авто), то приходиться все решать через данную конфу. СПАСИБО Вам господа за Ваши ответы. ...А вопросов я думаю еще будет много, но я стараюсь врубаться помаленьку в устройство этого сложного механизма:-)))

Re: Да, я такой...
Это неплохо, когда есть конфа. Ещё лучше когда не жалко потратить 100 рублей и купить "талмуд" по своему авто. Даже если смотреть только картинки на ночь, можно изучить машину за неделю, а если ещё и текст читать, то за месяц можно научиться и карб налаживать.

Олегыч Питерский

У меня в наличии три книги...
Две устройство, а одна - мелкий ремонт. Может конечно я плохо искал, но там я ничего такого не нашел (посмотрю еще раз). Одна книжка специально лежит дома и вчера на ночь я ее читал, так что стараюсь соответствовать. И потом теория это очень хорошо, да вот практика лучше - а ее-то мне и не хватает...поэтому и советуюсь с Вами.

Re: У меня в наличии три книги...
А практика как раз и заключается в сопоставлении того что нарисовано на картинке и что имеется в железе. Не поверю что бы на картинке отсутствовал выключатель фонарей ЗХ. Да не боги горшки обжигат, научишься.
Пешеход всегда прав, пока жив...
Олегыч Питерский

Прежде чем менять лягуху, прозвони её.
Для этого сдёрни с лягухи провода и омметром замерь сопротивление лягушки в положении "задний ход" и любом другом положении. В положении "задний ход" омметр должен показать короткое замыкание (0 Ом), а при выключенном заднем ходе покажет разрыв (бесконечность). В этом случае лягушка исправна, и дело в проводке..
Второй вариант-- замкнуть накоротко провода, идущие к лягушке. Если при включённом зажигании фонари зажглись-- дело в лягушке. Не зажглись-- в проводке.
Но жизни на свете чуть больше, чем смерти,
И света на свете чуть больше, чем тьмы
(с) А.В. Макаревич