Шестерня заднего моста зил 130

Главная передача задних мостов всех модификаций автомобилей ЗИЛ-130 двойная, состоящая из пары конических шестерен со спиральными зубьями и пары цилиндрических шестерен с косыми зубьями. Число зубьев конических шестерен 13 и 25, цилиндрических шестерен 14 и 46. Общее передаточное число главной передачи 6,32.

Ведущая коническая шестерня 11 установлена в стакане 7 на двух конических роликоподшипниках. Между внутренними кольцами подшипников имеются распорная втулка 33 и две шайбы 8, которые подбирают так, чтобы при затягивании крепежной гайки до отказа подшипники приняли правильное рабочее положение. На заводе подшипники ведущей конической шестерни регулируют с предварительным натягом. При правильно отрегулированных подшипниках без учета трения сальника 2 момент, необходимый для проворота ведущей шестерни, равен 0,1-0,35 кгс*м.

Ведомая коническая шестерня 12 напрессована на вал и прикреплена к его фланцу заклепками. Ведомую коническую шестерню, собранную с валом и внутренними кольцами роликоподшипников, устанавливают в картер главной передачи со стороны опор дифференциала, наружные кольца роликоподшипников устанавливают с внешней стороны картера вместе с крышками 15 и 32. Под крышками помещены стальные прокладки 13 для регулировки подшипников. На заводе эти подшипники регулируют с предварительным натягом.

При правильно отрегулированных подшипниках момент, необходимый для проворачивания вала ведомой конической шестерни, равен 0,1-0,35 кгс*м.

Рис. Задний мост ЗИЛ-130: 1 — ведущей шестерни; 2 - сальник; 3 - крышка; 4 - шайба ведущей шестерни; 5 — прокладка; 6 - передний роликоподшипник вала ведущей конической шестерни; 7 - стакан подшипников вала ведущей конической шестерни; 8 — регулировочные шайбы подшипников вала ведущей конической шестерни; 9 — задний роликоподшипник вала ведущей конической шестерни; 10 — прокладка для регулировки зацепления конических шестерен; 11 — ведущая коническая шестерня; 12 - ведомая коническая шестерня; 13 — регулировочные прокладки; 14 - правый роликоподшипник промежуточного вала; 15 — крышка правого подшипника; 16 - ведущая цилиндрическая шестерня; 17 — картер главной передачи; 18 - крышка подшипника дифференциала; 19 - опорная шайба полуосевой шестерни; 20 - правая чашка коробки дифференциала; 21 - ведомая цилиндрическая шестерня; 22 - полуосевая шестерня; 23 - левая чашка коробки дифференциала; 24 - роликоподшипник коробки дифференциала; 25 - регулировочная гайка подшипника дифференциала; 26 - полуось; 27 - картер моста; 28 - сателлит с бронзовой втулкой; 29 - опорная шайба сателлита; 30 - крестовина сателлита; 31 - левый подшипник промежуточного вала; 32 - крышка левого подшипника; 33 — распорная втулка; 34 - тормозная камера; 35 - кронштейн крепления тормозной камеры и вала разжимного кулака; 36 - тормозной вал с разжимным кулаком; 37 — тормозной барабан; 38 - сальник ступицы; 39 - шпилька крепления колес; 40 - гайка крепления наружного колеса; 41 - колпачковая гайка крепления внутреннего колеса; 42 - сальник; 43 - замочная шайба; 44 - гайка подшипника ступицы колеса (внутренняя); 45 - штифт гайки; 46 - гайка подшипника ступицы колеса (внешняя); 47 — отверстие под болт-съемник полуоси; 48 - ступица; 49 - цапфа; 50 - роликоподшипник; 51 - маслоуловитель; 52 - опора разжимного кулака; 53 - масленка для смазки втулки разжимного кулака; 54 — разжимной кулак; 55 - щиток тормоза; 56 - суппорт; 57 - ось колодки; 58 тормозная колодка

Затем в картер главной передачи устанавливают ведущую коническую шестерню в сборе со стаканом, проверяют зацепление конических шестерен со спиральными зубьями, и, если нужно, регулируют его.

Для регулировки зацепления служат стальные прокладки 10, располагаемые между торцом картера редуктора и торцом стакана 7 подшипников вала ведущей шестерни перемещением ведущей конической шестерни не удается отрегулировать зацепление, то перемещают ведомую коническую шестерню, перекладывая регулировочные прокладки боковых крышек с одной стороны на другую. Общее количество прокладок под крышками должно оставаться постоянным, чтобы не нарушалась регулировка конических роликоподшипников вала ведомой конической шестерни. Зацепление конических шестерен со спиральными зубьями проверяют по контакту на краску.

При правильном зацеплении конических шестерен со спиральными зубьями боковой зазор у широкой части зуба равен 0,15-0,4 мм.

Дифференциал

Дифференциал с четырьмя сателлитами, симметричный. На заводе подшипники дифференциала регулируют с предварительным натягом.

Для получения необходимого предварительного натяга подшипников дифференциала гайки с обеих сторон затягивают на один паз от положения, соответствующего нулевому осевому зазору.

При регулировке всех конических роликоподшипников следует иметь в виду, что при чрезмерном затягивании подшипники могут выйти из строя.

Смазку главной передачи и ступиц задних колес, следует производить согласно карте смазки. При очередном техническом обслуживании после 20 000 км пробега нужно проверить затяжку гайки крепления фланца ведущей конической шестерни и гаек крепления чашек дифференциала. Момент затяжки гайки крепления фланца должен быть равен 20-25 кгс*м, а момент затяжки гаек крепления чашек дифференциала - 8-11 кгс*м.

При техническом обслуживании необходимо проверять регулировку подшипников ступиц задних колес.

Ступица должна вращаться свободно, но не иметь заметного зазора. Для регулировки конических подшипников ступицы колес нужно затягивать гайку крепления подшипников до начала торможения ступицы, проворачивая при этом ступицу в обоих направлениях для того, чтобы ролики правильно установились по коническим поверхностям колец. Затем надо отпустить гайку приблизительно на 1/6 оборота до совпадения штифта гайки с ближайшим отверстием в замочной шайбе.

По окончании регулировки нужно затянуть контргайку ключом до отказа.

Необходимо периодически промывать воздушные каналы сапуна; засорение их может вызвать повышение давления в картере заднего моста, что может привести к течи масла.

Главная передача ЗИЛ-130 шасси (рис. 42) - двухступенчатая, состоит из пары конических зубчатых колес со спиральными зубьями и пары цилин­дрических зубчатых колес с косыми зубьями (на некоторых автомо­билях главная передача - одинарная, гипоидная, с передаточным числом 6,33). Число зубьев конической пары зубчатых колес 13 и 25, цилиндрической пары 14 и 46. Общее передаточное число главной передачи 6,32.
Коническая шестерня 11 установлена в стакане 7 на двух кониче­ских роликоподшипниках. На заводе подшипники конической шестер­ни регулируют с предварительным натягом. Между внутренними коль­цами установлены распорная втулка 36 и две регулировочные шайбы 8, толщину набора которых подбирают с таким расчетом, чтобы обеспечить требуемый предварительный натяг подшипников. При правиль­но отрегулированных без учета трения сальника 2 подшипниках мо­мент, необходимый для поворота шестерни, равен 1-3,5 Н*м (0,1- 0,35 кгс*м).


Рис. 42. Задний мост ЗИЛ-130:
1 - фланец шестерни; 2 - сальник; 3 -- крышка; 4 - шайба шестерни; 5 - прокладка; 6 - передний конический подшипник вала конической шестерни; 7 - стакан подшипника вала конической шестерни; 8 - регулировочные шайбы подшипников вала конической ше­стерни; 9 - задний конический роликоподшипник вала конической шестерни; 10 - проклад­ка для регулировки зацепления конических зубчатых колес; 11 - коническая шестерня; 12- коническое колесо; 13 - регулировочные прокладки; 14 - правый конический роли­коподшипник промежуточного вала; 15 и 35 - крышки соответственно правого и левого подшипников; 16 - цилиндрическая шестерня; 17 - картер главной передачи; 18 - крышка подшипника дифференциала; 19 - опорная шайба полуосевого колеса заднего моста ЗИЛ-130; 20 - правая чашка дифференциала; 21 - цилиндрическое колесо; 22 - полуосевое зубчатое колесо; 23 - левая чашка дифференциала; 24 - роликоподшипник дифференциала; 25 - регулировочная гайка подшипника дифференциала; 26 - тормозная камера; 27 - тормозной вал с разжимным кулаком; 21 - кронштейн крепления тормозной камеры и вала разжимного кулака; 29 - полуось; 30 - картер моста; 31 - сателлит с бронзовой втулкой; 32 - опорная шайба са­теллита; 33 - крестовина сателлитов; 34 - левый конический роликоподшипник промежу­точного вала; 36 - распорная втулка; 37 - тормозной барабан; 38 - сальник ступицы; 39 — шпилька крепления колес; 40 - гайка крепления наружного колеса; 41 - колпачковая гайка крепления внутреннего колеса; 42 - сальник заднего моста ЗИЛ-130; 43 - замочная шайба; 44 - гайка подшипника ступицы колеса; 45 - штифт гайки; 46 - гайка подшипника ступицы колеса; 47 - отверстие под болт-съемник полуоси; 48 - ступица; 49 - цапфа; 50 - роликопод­шипник; 51 - маслоуловитель; 52 - опора разжимного кулака; 53 -- масленка для смазы­вания втулки разжимного кулака; 54 - разжимной кулак; 55 -- щиток тормоза; 50 - суп­порт; 57 - ось колодки; 58 - тормозная колодка.

Коническое колесо 12 заднего моста ЗИЛ-130 напрессовано на вал и прикреплено к его фланцу заклепками. Коническое колесо в сборе с валом и внутренними кольцами роликоподшипников устанавливают в картер главной пере­дачи со стороны опор дифференциала. Наружные кольца роликопод­шипников устанавливают с внешней стороны картера вместе с крышка­ми 15 и 35. Под крышками помещены стальные прокладки 13 для ре­гулировки подшипников. На заводе эти подшипники регулируют с предварительным натягом. При правильно отрегулированных под­шипниках момент проворачивания вала конического колеса равен 4-6 Н м (0,4-0,6 кгс м).
Затем в картер главной передачи ЗИЛ-130 устанавливают коническую ше­стерню в сборе со стаканом, проверяют зацепление конической пара со спиральными зубьями и, если нужно, регулируют его. Для регули­ровки зацепления служат стальные прокладки 10, располагаемые меж­ду торцом картера редуктора и торцом стакана 7 подшипника вала шестерни.
Если перемещением конической шестерни заднего моста ЗИЛ-130 не удается отрегулиро­вать зацепление, то перемещают коническое колесо, перекладывая регулировочные прокладки боковых крышек с одной стороны на дру­гую. Общее число прокладок под крышками должно оставаться по­стоянным, чтобы не нарушалась регулировка конических роликопод­шипников вала конического колеса, Зацепление конической пары со спиральными зубьями проверяют по контакту на краску. Форма и расположение пятна контакта на зубьях колеса при правильном за­цеплении показаны в табл. 1. При правильном зацеплении конической пары со спиральными зубьями боковой зазор у широкой части зуба равен 0,15-0,4 мм.

На современных легковых и грузовых автомобилях ("Волга", ГАЗ-53А, ГАЗ-66 и других) все чаще применяют гипоидные главные передачи, а на грузовых автомобилях большой грузоподъемности (МАЗ-500, МАЗ-503, МАЗ-504) введена разнесенная главная передача.

В гипоидной главной передаче ось ведущей шестерни 14 смещена вниз относительно оси ведомой шестерни 1 (рис. 131). Это позволяет снизить центр тяжести автомобиля и улучшает его устойчивость. При одинаковой долговечности гипоидная передача имеет меньшие размеры, чем обычная коническая. Но у гипоидной передачи несколько ниже коэффициент полезного действия и, кроме того, для нее применяется специальное масло.

В разнесенной главной передаче первоначальное снижение числа оборотов производится с помощью пары конических шестерен главной передачи, и окончательное снижение скорости вращения и увеличение крутящего момента производится с помощью колесных планетарных передач, смонтированных в ступицах 10 колес (рис. 132).


Такая компоновка позволяет уменьшить размеры первой пары главной передачи, дифференциала и полуосей благодаря снижению нагрузок на детали этих устройств.

На грузовых автомобилях ГАЗ-53А и ГАЗ-66, не имеющих системы централизованной подкачки шин, отсутствуют сальники у внутренних концов полуосей. Поэтому смазка подшипников ступиц колес осуществляется с помощью масла, поступающего к ним из картера главной передачи, что упрощает их техническое обслуживание.

Использование на автомобиле ГАЗ-66 кулачкового дифференциала 2 (см. рис. 131) повышенного трения значительно улучшает проходимость этого автомобиля. Коэффициент блокировки - отношение тягового усилия небуксующего колеса к суммарному усилию на буксующем и небуксующем колесах - у кулачкового дифференциала равен 0,8, а у шестеренчатого - 0,55. Проводившиеся испытания показали, что замена обычного дифференциала дифференциалом повышенного трения увеличивает в два раза тяговое усилие на крюке автомобиля, движущегося по скользкой дороге, если одно из ведущих колес буксует.

Во время эксплуатации шестерни главной передачи изнашиваются, а при нарушении зацепления шестерен и отсутствии смазки может произойти поломка зубьев. Зацепление зубьев шестерен нарушается в результате износа подшипников и упругой деформации валов при их перегрузке.

Техническое обслуживание главных передач должно обеспечить нормальную работу без повышенного шума шестерен и значительного нагрева картера (температура масла должна быть не выше 60° С). При трогании автомобиля с места и при движении по инерции не должны появляться стуки в ведущем мосту. Не допускается течь масла, которая может произойти из-за неплотностей пробок, сальников, прокладок разъемов и закупорки сапунов.

В эксплуатационных условиях, во время текущего обслуживания, производят подтяжку креплений, регулировку конических роликовых подшипников и смазку; в условиях ремонтных мастерских осуществляется регулировка относительного положения конических шестерен.

При ТО-1 проверяют крепление картера 21 (рис. 133), редуктора и боковых крышек подшипников 20 на автомобиле ЗИЛ-130, затяжку гаек 6, шпилек полуосей 4 к ступицам 2 колес, герметичность и состояние картера моста, а также уровень масла в картере. В случае необходимости масло доливают до уровня контрольной пробки на всех автомобилях.

Гипоидную главную передачу грузовых автомобилей ГАЗ можно смазывать только маслом ТС-14,5 с присадкой хлорэф 40 (ТУ ТНЗ--128-63). Применение других масел, используемых для смазки главных передач, в том числе высококачественных трансмиссионных масел с присадками и гипоидного масла по ГОСТ 4003-53, предназначенного для легковых автомобилей, недопустимо, так как это приведет к быстрому изнашиванию и поломке зубьев шестерен. На автомобилях ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131 в картеры главных передач заправляется масло, применяемое для смазки коробки передач.

В картер 11 (рис. 132) главной передачи и редуктор колесной передачи автомобиля МАЗ-500 заливают трансмиссионное автотракторное масло (нигрол). В редуктор масло заливают через заливное отверстие в крышке 1, закрываемое пробкой 4. При этом смазываются ведущая 2 и ведомая 5 шестерни и сателлиты 3 редуктора колесной передачи.

При ТО-2 дополнительно проверяют состояние сапунов картеров мостов и подтягивают болты крепления редуктора к балке заднего моста; на автомобилях ГАЗ-53А и ГАЗ-66 подтягивают болты муфты подшипников ведущей шестерни, а на ЗИЛ-130 крепят крышку 13 (см. рис. 133) передних подшипников ведущей конической шестерни и проверяют ее прокладку 14.

Через одно ТО-2 на автомобиле ЗИЛ-130 снимают редуктор, проверяют крепление ведомой цилиндрической шестерни 23 и затяжку крышек подшипников 25 дифференциала, а на ГАЗ-53А и ГАЗ-66 проверяют затяжку гайки фланца ведущей шестерни. В картерах ведущих мостов автомобилей ГАЗ-53А, ГАЗ-66 ЗИЛ-130, МАЗ-500, "Волга" меняют масло.

Через одно ТО-2 также проверяют состояние и затяжку конических роликовых подшипников ступиц колес. При этом тщательно промывают в бензине и осматривают роликоподшипники 3 (см. рис. 130) ступиц передних ведущих колес и роликоподшипники 1 (см. рис. 133) задних ведущих колес. Подшипник заменяют при появлении коррозионного (пятнистого) износа или выкрашивания деталей. Далее проверяют состояние сальников 8 и 9 подшипников закладывают в ступицы задних колес автомобилей ЗИЛ-130 ступицы передних и задних ведущих колес ГАЗ-66, имеющих цен-рализованную подкачку шин, тугоплавкую консистентную смаз-у 1-13с или ЯНЗ-2. Как отмечалось выше, подшипники ступиц ведущих колес автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66, не имеющих централизованной подкачки шин, смазываются маслом, перетекающим "з главной передачи. Поэтому при ее заправке в картер моста необ-одимо поочередно поднять каждое колесо не менее чем на 200 мм , чтобы масло заполнило ступицу колеса.

Для регулировки подшипников 1 (см. рис. 133) необходимо поднять домкратом мост так, чтобы шина не касалась земли. Затем вынимают полуось 4, отвертывают контргайку 5, снимают стопорное кольцо 7 и наружный сальник 8, на 1 / 2 - 1 / 3 оборота, отвертывают регулировочную гайку 5, чтобы проверить, свободно ли вращается колесо. Если свободному вращению мешает заедание тормозных колодок 10 или заедание сальников 8 и 9, то эти еисправности должны быть устранены. После этого регулировочную гайку 3 затягивают до тугого вращения колеса на подшипниах. При затягивании гайки необходимо проворачивать колесо для обеспечения равномерного размещения роликов в подшипниах. Подшипники затянуты правильно, если колесо после толчка укой сразу останавливается. Далее регулировочная гайка отртывается у автомобилей ЗИЛ-130 на 1 / 6 оборота, у ГАЗ-53А ГАЗ-66 на 1 / 8 оборота и закрепляется с помощью замочной шайбы и контргайки. После правильной регулировки подшипников колесо должно вращаться свободно, без заметной качки и осевых перемещений.

Подшипники 9 (см. рис. 132) ступицы 10 ведущего колеса МАЗ-500 смазываются маслом, заправляемым для смазки шестерен редуктора колесной передачи. Регулировка затяжки подшипников осуществляется гайкой 8, которая стопорится шайбой 7 и контргайкой 6.

С целью увеличения срока службы шестерен гипоидной главной передачи необходимо систематически контролировать и регулировать установку конических подшипников 9 (см. рис. 131). Регулировка затяжки подшипников ведущей шестерни гипоидной передачи производится только в том случае, если осевой зазор шестерни превышает 0,03 мм .


Этот зазор замеряется индикатором при отсоединенном карданном вале или покачиванием фланца рукой. Для того чтобы снять муфту 8 с ведущим валом 11, необходимо вытащить полуоси 6 и 17, снять картер 15 редуктора в сборе, отвернуть винт 7 упора ведомой шестерни и снять масляную трубку, отвернуть гайки 5 подшипников дифференциала, снять крышки 16 подшипников и вынуть дифференциал 18. Далее отвертывают болты, крепящие муфту 8 к картеру 15 редуктора. Муфту устанавливают в слесарные тиски и без ее разборки проверяют достаточна ли общая толщина регулировочных прокладок 12. Для этого гайку 10 вала 11 ведущей шестерня расшплинтовывают и завертывают до отказа. Если прокладок недостаточно, то ведущая шестерня будет проворачиваться с большим сопротивлением. В этом случае регулировка сводится к правильному подбору общей толщины прокладок путем их снятия или добавления. Общее их количество изменяется на одну-две с тем, чтобы подшипники имели небольшой натяг.



Для проверки муфту собирают и устанавливают в тисках, но без сальника и крышки. Гайку вала ведущей шестерни затягивают до отказа, причем одна из ее прорезей должна совпасть с отверстием в валу для шплинта (отвертывать гайку для того, чтобы совпали прорезь и отверстие, нельзя). При правильно отрегулированной затяжке подшипников момент для проворачивания ведущей шестерни (при снятом сальнике) должен составлять 58,8399 - 137,293 н · м (6 - 14 кГм ).

Подшипники 3 коробки дифференциала обычно регулируются при ремонте. При этом с помощью гаек 5 регулируют боковой зазор и контакт в зацеплении шестерен 14 и 1. Для этого первоначально устанавливают небольшой боковой зазор в зацеплении шестерен. Затем, предварительно сняв стопорные пластины 4, завертывают гайки 5 до соприкосновения с наружными кольцами подшипников дифференциала. Далее гайки поочередно затягивают до получения небольшой затяжки подшипников, но с сохранением зазора в зацеплении шестерен. Одновременно проворачивают ведомую шестерню 1 для того, чтобы ролики подшипников заняли правильное положение. После этого гайки 5 отпускают, потом снова завертывают до соприкосновения с подшипниками и затем их устанавливают в такое положение, что подшипники не имеют затяжки и осевого перемещения. Регулировка подшипников заканчивается завертыванием каждой гайки на одну выемку, что обеспечивает их предварительную затяжку.

Боковой зазор зубьев шестерен проверяют с помощью индикатора в четырех равномерно расположенных точках. Для увеличения бокового зазора отпускают гайку со стороны ведомой шестерни. Чтобы сохранить затяжку подшипников дифференциала, противоположную гайку затягивают на столько же выемок, насколько была отпущена гайка ведомой шестерни.

Зазор шестерен одного моста не должен изменяться более, чем на 0,1 мм . Чтобы обеспечить соприкосновение гайки 5 с кольцом подшипника 3 и избежать смещения кольца во время работы, необходимо после отвинчивания гаек 5 их снова завинтить. Так, например, если требуется отпустить гайку на одну выемку, то ее следует отпустить на две выемки, а затем затянуть на одну.

Регулировку зацепления конических шестерен главной передачи должны производить квалифицированные рабочие с применением точных измерительных приборов и проверкой на краску по пятну контакта. Размеры боковых зазоров следует выдерживать в соответствии с данными заводов.

Для проверки зацепления по пятну контакта, зубья ведущей естерни покрывают тонким слоем краски. Ведомая шестерня при-рмаживается, чтобы проверка зацепления происходила под небольшой нагрузкой, и ведущая шестерня проворачивается в обе стороны.

При правильной регулировке положения шестерни пятно кон-кта должно располагаться в средней части зуба как в осевом, к и в радиальном направлениях, что обеспечивается подбором егулировочных прокладок 13.

Если пятно контакта расположено ближе к большому торцу зуба (в осевом направлении), необходимо придвинуть ведомую шестерню к ведущей. Если при этом получится слишком малый зазор между зубьями, то ведущую шестерню нужно отодвинуть на соответствующее расстояние. При расположении пятна ближе к малому торцу зуба (в осевом направлении) необходимо отодвинуть ведущую шестерню от ведомой. Уменьшение бокового зазора достигается приближением ведущей шестерни.

При расположении пятна у вершины зуба (в радиальном направлений) нужно ведущую шестерню придвинуть к ведомой. Недостаточный боковой зазор обеспечивается соответствующим отодвиганием ведомой шестерни.

Если пятно располагается у основания зуба, то необходимо отодвинуть ведущую шестерню от ведомой. Если боковой зазор между зубьями будет слишком велик, то ведомую шестерню нужно придвинуть.

У автомобилей ЗИЛ-130 после пробега в 20 000 км при очередном техническом обслуживании проверяют затяжку гайки 12 крепления фланца вала ведущей конической шестерни и гаек 26 крепления подшипников 25, чашек дифференциала 24. Для этого соответственно прикладывают моменты: 196,133 - 245,166 н · м 0 - 25 кГм ) и 78,4532 - 107,873 н · м (8 - 11 кГм ).

Затяжку конических роликовых подшипников 15 регулируют изменением толщины регулировочных шайб 16. Затяжку проверяют прикладыванием крутящего момента 0,980665 - 3,43233 н · м (0,1 - 0,35 кГм ) к фланцу вала ведущей шестерни 18 при снятом сальнике крышки 13 вала.

Затяжку конических роликовых подшипников 20 промежуточного вала главной передачи регулируют изменением общей толщины и перестановкой прокладок 11 под крышками подшипников.

Зацепление конических шестерен главной передачи регулируют изменением общей толщины прокладок 17, устанавливаемых между стаканом подшипников 15 и картером 21 главной передачи. Если при этом не удается отрегулировать зацепление конических шестерен, то прокладки 11 переставляют с одной стороны на другую без изменения их количества.

ЗАДНИЙ МОСТ ЗИЛ-130

ЗАДНИЙ МОСТ ЗИЛ-130

ЗАДНИЙ МОСТ ЗИЛ-130

ЗАДНИЙ МОСТ ЗИЛ-130

ЗАДНИЙ МОСТ ЗИЛ-130

ЗАДНИЙ МОСТ ЗИЛ-130

ЗАДНИЙ МОСТ ЗИЛ-130


ЗАДНИЙ МОСТ ЗИЛ-130


ЗАДНИЙ МОСТ ЗИЛ-130

Главная передача (рис. 42) -двухступенчатая, состоит из пары конических зубчатых колес со спиральными зубьями и пары цилиндрических зубчатых колес с косыми зубьями (на некоторых автомобилях главная передача - одинарная, гипоидная, с передаточным числом 6,33). Число зубьев конической пары зубчатых колес 13 и 25, цилиндрической пары 14 и 46. Общее передаточное число главной передачи 6,32.

Коническая шестерня 11 установлена в стакане 7 на двух конических роликоподшипниках. На заводе подшипники конической шестерни регулируют с предварительным натягом. Между внутренними кольцами установлены распорная втулка 36 и две регулировочные шайбы 8, толщину набора которых подбирают с таким расчетом, чтобы обеспечить требуемый предварительный натяг подшипников. При правильно отрегулированных без учета трения сальника 2 подшипниках момент, необходимый для поворота шестерни, равен 1-3,5 Н « м (0,1- 0,35 кгс м).

Коническое колесо 12 напрессовано на вал и прикреплено к его фланцу заклепками. Коническое колесо в сборе с валом и внутренними кольцами роликоподшипников устанавливают в картер главной передачи со стороны опор дифференциала. Наружные кольца роликоподшипников устанавливают с внешней стороны картера вместе с крышками 15 и 35. Под крышками помещены стальные прокладки 13 для регулировки подшипников. На заводе эти подшипники регулируют с предварительным натягом. При правильно отрегулированных подшипниках момент проворачивания вала конического колеса равен 4-6 Н м (0,4-0,6 кгс м).

Затем в картер главной передачи устанавливают коническую шестерню в сборе со стаканом, проверяют зацепление конической пары со спиральными зубьями и, если нужно, регулируют его. Для регулировки зацепления служат стальные прокладки 10, располагаемые между торцом картера редуктора и торцом стакана 7 подшипника вала шестерни.

Если перемещением конической шестерни не удается отрегулировать зацепление, то перемещают коническое колесо, перекладывая регулировочные прокладки боковых крышек с одной стороны на другую. Общее число прокладок под крышками должно оставаться постоянным, чтобы не нарушалась регулировка конических роликоподшипников вала конического колеса, Зацепление конической пары со спиральными зубьями проверяют по контакту на краску. Форма и расположение пятна контакта на зубьях колеса при правильном зацеплении показаны в табл. 1. При правильном зацеплении конической пары со спиральными зубьями боковой зазор у широкой части зуба равен 0,15-0,4 мм.

Дифференциал с четырьмя сателлитами - симметричный. На заводе подшипники дифференциала регулируют с предварительным натягом. Для получения необходимого предварительного натяга подшипников дифференциала гайки с обеих сторон затягивают на один паз от положения, соответствующего нулевому осевому зазору. При регулировке всех конических роликоподшипников следует иметь в виду, что при чрезмерном затягивании подшипники могут выйти из строя.

Смазывание главной передачи и ступиц задних колес следует проводить согласно карте смазывания. При очередном техническом обслуживании после 20 000 км пробега нужно проверить затяжку гайки крепления фланца конической шестерни. Момент затяжки гайки крепления фланца должен быть равен 250-300 Н м (25-30 кгс м), а момент затяжки гаек крепления чашек дифференциала 120-140 Н м (12-14 кгс м).

При техническом обслуживании необходимо проверять регулировку подшипников ступиц задних колес. Ступица должна вращаться свободно, но не иметь заметного зазора. Для регулировки конических подшипников ступиц колес нужно затянуть гайку крепления подшипников {момент затяжки составляет 60-80 Н*м (6-8 кгс-м)3, проворачивая ступицу в обоих направлениях для предотвращения перекоса роликов, а затем отвернуть гайку приблизительно на 120" (1/3 оборота). Проверить наличие осевого зазора в подшипниках ступицы. Установить замочную шайбу, совместив штифт гайки с ближайшим отверстием в замочной шайбе и вытянуть контргайку [момент вытяжки равен 250-300 Н-м(25-30 кг/м)1. При этом ступица должна свободно вращаться и не иметь заметного (более 0,15 мм) осевого зазора. Необходимо периодически промывать во8- душные каналы сапуна, при их засорении возможно повышение давления в картере заднего моста, что может привести к течи масла.

Рис. 42. Задний мост.

Главная передача и дифференциал гипоидного моста собраны В отдельном картере 14 (рис. 43), который при установке на картер моста центрируется посадочным пояском. Крышка 7 подшипника дифференциала упирается в посадочный поясок задней стенки картера 1

Моста, тем самым увеличивая жесткость опор. После разборки крышки необходимо устанавливать на прежние места с помощью штифтов.

Шестерня 19 стакана 24 установлена в двух конических роликоподшипниках 6 ив одном цилиндрическом подшипнике 2S, расположенном в картере главной передачи. Между распорным кольцом 26 и торцом внутреннего кольца переднего конического роликоподшипника расположены две регулировочные шайбы 25, толщина которых подобрана так, что обеспечивается требуемый предварительный

Таблица 1

Направление перемещения зубчатых колес

Задний ход

Положение пятна контакта на колесе

Движение вперед

Способы доставления правильности зацепления зубчатых колес

Правильный контакт

Придвинуть колесо к шестерне. Если при этом получится слишком малый боковой зазор между зубьями, надо отодвинуть шестерню

Отодвинуть колесо от шестерни. Если при этом получится слишком большой боковой зазор между зубьями, нужно придвинуть шестерню

Придвинуть шестерню к колесу. Если боковой зазор будет слишком мал, следует отодвинуть колесо

Отодвинуть шестерню от колеса. Если боковой зазор будет слишком велик, надо придвинуть колесо

Примечание. Пятно контакта получают путем вращения шестерни в обе стороны при подтормаживании рукой колеса.

натяг подшипника. При правильно отрегулированных подшипниках момент, необходимый для прокручивания вала, равен 2,5-4 Н-м (0,25-0,4 кгс-м). Между фланцем стакана 24 подшипников и картером 14 главной передачи поставлены регулировочные прокладки 27, от набора которых зависит осевое расположение шестерни.

Для ограничения осевого перемещения колеса 8 в картере главной передачи установлен опорный болт 1б зазор между торцами колеса и опорной накладки 18 должен быть равен 0,15-0,20 мм.

В главной передаче заднего моста к опорной накладке двумя заклепками прикреплен маслосъемник 15, который снимает масло с торца колеса и подает его в карман картера, затем масло по каналу поступает к подшипникам шестерни 19. Масло, попавшее в полость между наружным подшипником и сальником 20, возвращается по каналу в картер. 

Дифференциал состоит из двух чашек 9 и 13, скрепленных болтами, зубчатых колес 10 и четырех сателлитов 12, в которые запрессованы бронзовые втулки. Сателлиты установлены на шипах крестовин И, закрепленных между чашками, а дифференциал - на двух конических роликоподшипниках б с регулировочными гайками 5, которыми устанавливают также положение колеса 8. Регулировка подшипников дифференциала гипоидного и двухступенчатого мостов одинаковая.

Необходимо регулярно добавлять смазочный материал в картер моста и заменять его в сроки, указанные в карте смазывания. Масло наливают через заливное (смотровое) отверстие в верхней стенке картера главной передачи, закрываемое пробкой, до появления течи масла из открытого контрольного отверстия в задней крышке картера моста. Сливают отработанное масло после предварительного прогрева агрегата через сливное отверстие. Заливное отверстие при этом должно быть открыто.

При техническом обслуживании автомобиля после 25 ООО км пробега нужно проверить затяжку гаек крепления фланцев зубчатых колес. Момент затяжки гаек должен быть равен 250-300 И м (25 - 30 кгс м).

Рис. 43. Гипоидный задний мост:

" - картер моста; 2- полуось; 3 - стопорная пластина- стопор гайки подшипника дифференциала; 5 - регулировочная гайка подшипника дифференциала; 6 - конический роликоподшипник; 7 -крышка подшипника дифференциала; 8 - коническое колесо; 9 и 13 - соответственно правая и левая чашки дифференциала; 10 - зубчатое колесо полуоси; Н - крестовина сателлитов: 12 - сателлит; 14 - картер главной передачи; 15 - маслосъемник; 16 - болт; 17 - гайка опорного болта; 18 - опорная накладка: 19-коническая шестерня) 20 - сальник; 21 - фланец шестерни: 22 - гайка крепления фланца; 23 - крышка стакана подшипников; 24 - стака.1 подшипников; 25 - регулировочные шайбы подшипников; 26 - распорное кольцо; 27 - регулировочные прокладки шестерни; 28 - цилиндрический роликоподшипник; 29 - пробка заливного отверстия

Рис. 44. Тягово-сцепное устройство: КАРДАННАЯ ПЕРЕДАЧА ЗИЛ-130

) двойная, состоящая из пары конических шестерен со спиральными зубьями и пары цилиндрических шестерен с косыми зубьями (на некоторых автомобилях главная передача одинарная гипоидная с передаточным числом 6,33).

Число зубьев конических шестерен 13 и 25, цилиндрических шестерен 14 и 46. Общее передаточное число главной передачи 6,32.

Ведущая коническая шестерня 11 установлена в стакане 7 на двух конических роликоподшипниках. На заводе подшипники 6 и 9 ведущей конической шестерни регулируют с предварительным натягом. Между внутренними кольцами имеется распорная втулка 33 и две регулировочные шайбы 8, толщину набора которых подбирают с таким расчетом, чтобы обеспечить требуемый предварительный натяг подшипников. При правильно отрегулированных подшипниках без учета трения сальника 2 момент, необходимый, для поворота ведущей шестерни, равен 0,1-0,35 кгс-м (1 -3,5 Н-м).

Ведомая коническая шестерня 12 напрессована на вал и прикреплена к его фланцу заклепками. Ведомую коническую шестерню, собранную с валом и внутренними кольцами роликоподшипников, устанавливают в картер главной передачи со стороны опор дифференциала. Наружные кольца роликоподшипников устанавливают с внешней стороны картера вместе с крышками 15 и 32.

Под крышками помещены стальные прокладки 13 для регулировки подшипников. На заводе эти подшипники регулируют с предварительным натягом. При правильно отрегулированных подшипниках момент, необходимый для проворачивания вала ведомой конической шестерни, равен 0,4-0,6 кгс-м (4-6 Н-м).

Установив в картер главной передачи ведущую 11 и ведомую 12 конические шестерни, проверяют их зацепление и, если нужно, регулируют.

Для регулировки зацепления служат стальные прокладки 10, располагаемые между торцом картера редуктора и торцом стакана 7 подшипника вала ведущей шестерни.

Если перемещением ведущей конической шестерни не удается отрегулировать зацепление, то перемещают ведомую коническую шестерню, перекладывая регулировочные прокладки боковых крышек с одной стороны на другую. Общее количество прокладок под крышками должно оставаться постоянным, чтобы не нарушалась регулировка конических подшипников вала ведомой конической шестерни. Зацепление конических шестерен со спиральными зубьями проверяют по контакту на краску. Форма и расположение пятна контакта на зубьях ведомой шестерни при правильном зацеплении показаны в табл. 1.

При правильном зацеплении конических шестерен со спиральными зубьями боковой зазор у широкой части зуба равен 0,15- 0,4 мм.

Дифференциал с четырьмя сателлитами, симметричный. На заводе подшипники дифференциала регулируют с предварительным натягом.

Для получения необходимого предварительного натяга подшипников дифференциала гайки с обеих сторон затягивают на один паз от положения, соответствующего нулевому осевому зазору.

При регулировке всех конических подшипников следует иметь в виду, что при чрезмерном затягивании подшипники могут выйти из строя.

Смазку главной передачи и ступиц задних колес следует производить согласно таблице смазки. При очередном техническом обслуживании после 20 000 км пробега нужно проверить затяжку гайки крепления фланца ведущей конической шестерни.

Момент затяжки гайки крепления фланца должен быть равен 20-25 кгс-м (200-250 Н-м), момент затяжки гаек крепления чашек дифференциала 8-11 кгс-м (80-110 Н-м).

При техническом обслуживании необходимо проверять регулировку подшипников ступиц задних колес.

Ступица должна вращаться свободно, но не иметь заметного зазора. Для регулировки конических подшипников ступиц колес нужно затянуть гайку крепления подшипников [момент затяжки 6-8 кгс-м (60-80 Н-м)], проворачивая ступицу в обоих направлениях с целью предотвращения перекоса роликов, а затем отвернуть гайку приблизительно на 120° (1/3 оборота). Проверить наличие осевого зазора в подшипниках ступицы. Установить замочную шайбу, совместив штифт гайки с ближайшим отверстием в замочной шайбе, и затянуть контргайку [момент затяжки 25- 30 кгс-м (250-300 Н-м)]. При этом ступица должна свободно вращаться и не иметь заметного осевого зазора (более 0,15 мм).

Необходимо периодически промывать воздушные каналы сапуна, при их засорении возможно повышение давления в картере заднего моста, а следовательно, появление течи масла.

Главная передача и дифференциал гипоидного моста () собраны в отдельном картере 14, который при установке на картер моста центрирован посадочным пояском. Крышки 7 подшипников дифференциала упираются в посадочный поясок задней стенки картера 1 моста, тем самым увеличивается жесткость опор. Расточку гнезд картера главной передачи и крышек подшипников дифференциала, а также нарезку резьбы производят в сборе, поэтому после разборки крышки необходимо устанавливать на прежние места с помощью штифтов.

Ведущая коническая шестерня 19 установлена на двух конических подшипниках 28 и одном цилиндрическом подшипнике 29, расположенном в картере главной передачи. Между распорным кольцом 26 и торцом внутреннего кольца переднего конического подшипника расположены две регулировочные шайбы 25, толщина которых подобрана так, что обеспечивается требуемый предварительный натяг подшипников. При правильно отрегулированных подшипниках момент, необходимый для провертывания вала, равен 0,25-0,4 кгс-м (2,5-4 Н-м). Между фланцем стакана 24 и картером 14 главной передачи поставлены регулировочные прокладки 27, от набора которых зависит расположение шестерни 19.

Для ограничения осевого перемещения ведомой шестерни 8 в картере главной передачи установлен опорный болт 16. Зазор между торцами ведомой шестерни и опорной накладки 18 должен быть равен 0,15-0,25 мм.

В главной передаче заднего моста к опорной накладке двумя заклепками прикреплен маслосъемник 15, который снимает масло с торца ведомой шестерни и подает его в карман картера, затем масло по каналу поступает к подшипникам ведущей шестерни 19.

Масло, попавшее в полость между наружным подшипником 6 и сальником 20, возвращается по каналу в картер.

Дифференциал состоит из двух чашек 9 и 13, скрепленных болтами, шестерен 10 полуосей и четырех сателлитов 12, в которые запрессованы бронзовые втулки. Сателлиты установлены на крестовинах 11, шипы которых закреплены в чашах 9 и 13, а дифференциал - на двух конических подшипниках 6 с регулирующими гайками 5, которыми тоже регулируют положение ведомой шестерни 8. Регулировка подшипников дифференциала гипоидного и двухступенчатого мостов одинаковая.

Необходимо регулярно добавлять смазку в картер моста и заменять ее в сроки, указанные в таблице смазки.

Масло заливают через заливное (смотровое) отверстие в верхней стенке картера главной передачи, закрываемое пробкой, до появления течи масла из открытого контрольного отверстия в задней крышке картера моста.

Сливают отработанное масло после предварительного прогрева агрегата через сливное отверстие. Заливное отверстие при этом должно быть открыто.

При техническом обслуживании автомобиля после 25 000 км пробега нужно проверить затяжку гаек крепления фланцев шестерен. Момент затяжки гаек должен быть равен 20-25 кгс-м (200-250 Н-м).