Машины да винчи. Самоходная машина леонардо да винчи. Изобретение шариковых и роликовых подшипников

Оптика была популярна во времена Леонардо и имела даже философский оттенок. Здесь представлено несколько машин для изготовления зеркал и линз. Вторая сверху предназначена для создания вогнутых зеркал, третья - для их шлифовки, четвертая - для производства плоских зеркал. Первая и последняя машины дают возможность шлифовать зеркала и линзы, делать их поверхность гладкой, одновременно преобразуя вращательное движение в переменное.

Известен также проект (выполненный Леонардо между 1513 и 1516 г. во время его пребывания в Риме) большого параболического зеркала, имеющего множество граней. Он был задуман для нагревания котлов в прачечной путем концентрации солнечной энергии.

АРТИЛЛЕРИЯ

Килевидные снаряды

Экспериментируя с потоками воды, Леонардо пришел к выводу о влиянии воздуха на траекторию полета пушечных ядер. Эту проблему он решил с помощью килевидных снарядов, актуальных и в наши дни. Они имели аэродинамический контур и направляющие крылья.

Пулемет Скорострельные орудия

Эта конструкция была названа ученым "мушкет в форме органной трубы". На телеге устанавливались три стойки со стволами (по 11 стволов на каждой) мощностью в 33 заряда. Установка вращалась. Когда одна стойка стреляла, вторая перезаряжалась, а третья остывала, то мощность огня повышалась и создавалась непрерывность обстрела. Орудие снабжалось винтовым механизмом, регулирующим подъемник.

Большое внимание Леонардо уделял проектированию автоматического огнестрельного оружия. Для повышения мощности и скорости огня он расположил веером множество стволов.

ТКАЦКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Пластинчатый шпиндель

.....................................................................

Реальная инновация Леонардо в ткацкой сфере - это пластинчатый шпиндель, который дает возможность машине тянуть, скручивать и наматывать одну нить на три разные катушки. Шпиндель и пластина (ребро) движутся одновременно, но каждый из них делает разное число оборотов. Ребро скручивает нить и дает ей возможность наматываться на катушку быстрее, чем это делает шпиндель, Шпиндель движется переменно, вращаясь. Он "приходит и уходит", за счет чего, нить наматывается в спирали по всей длине катушки.

Машина для изготовления канатов

Текстильная промышленность всегда была широко развита в Тоскане и Ломбардии. Леонардо изучал машины для намотки, изготовления канатов и обработки тканей. Чтобы сделать веревку (канат) надо было переплести несколько прядей (каждая прядь состоит из отдельных нитей). Для этого Леонардо разработал машину, приводимую в движение рукояткой. При помощи блоков (воротов) она поворачивала устройство, к которому были прикреплены переплетаемые пряди (на этом рисунке - только три пряди). В машине, изображенной на этом рисунке, прядей гораздо больше. Они собраны в полукруг барабана, на котором поворачиваются блоки (вороты).

МЕХАНИЗАЦИЯ ТРУДА

Дноуглубительный снаряд (драга)

Для очистки каналов Леонардо изобрел драгу, помещаемую между двумя лодками и снабженную четырьмя лопастями. Лопасти приводились в движение рукоятью. По замыслу, собранный со дна ил складывался на плот, укрепленный между двумя лодками. При повороте колеса трос, привязанный к берегу, наматывался на барабан, что автоматически передвигало установку.

Ось вращения барабана можно было перемещать вертикально и тем самым регулировать глубин}" выборки грунта.

Пидравлическкая пила

Поток воды приводил в движение колесо, которое, в свою очередь, двигало вертикальную пилу и тележку со стволом дерева. Таким образом, весь процесс распиливания становился автоматизированным.

АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕ

Коробка передач

Этот механизм предназначен для выработки различных скоростей, необходимых для работы часов, станков и транспортных средств. Он имеет отношение к современной коробке

передач.

Три зубчатых колеса жестко соединены друг с другом и выстроены вдоль радиуса наибольшего из них, названного "планетарио ". Центральное колесо приводится в движение извне при помощи рукоятки и передает момент движения соседнему колесу. Только среднее колесо независимо от "планетарио ", другие два жестко с ним связаны. В момент предачи движения от центрального колеса к внешнему, "планетарио " поворачивается, но со скоростью, меньшей по сравнению с первоначальной. Вращение внешнего колеса на его собственной оси относительно окружности "планетарио " называется "эпициклоидальной кривой".

Автомобиль

На этом знаменитом рисунке прототип современного автомобиля. Самодвижущаяся телега движется с помощью сложного арбалетного механизма, который передает энергию приводам, соединенным с рулем. Задние колеса имеют дифференцированные приводы и могут двигаться независимо. Четвертое колесо соединено с рулем, при помощи которого можно управлять телегой. Первоначально это транспортное средство предназначалось для увеселения королевского двора и относилось к тому ряду самодвижущихся машин, которые были созданы другими инженерами средневековья и Возрождения.

АНЕМОМЕТР


Это и есть те самые "легкие и прочные мосты", обещанные Леонардо в его письме к Моро. Они без особого труда могли быть построены из доступных материалов (небольших стволов деревьев). удобны в транспортировке (при помощи канатов) и предназначались, в основном, для военных целей. Облегчая форсирование рек, такие мосты способствовали быстрому и скрытному передвижению поиск, что создавало фактор неожиданности и вело к успешному исходу сражения. Леонардо разнил законы статики и сопротивления материалов и использовал их и конструкции данных мостов.

Мост изготовлен из бревен, связанных вместе канатами, собранными таким образом, чтобы полнились две арки. Перекладины их соединяющие определяют ширину моста. Доски, которые образуют мостовую, закреплены на этих перекладинах.

АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ ПОВОЗКА

Эта повозка использовалась для перевозки артиллерийских орудий; посредством захвата клещами и канатами ствол орудия закреплялся, а затем приподнимался с помощью винтового механизма. Повозку передвигали животной силой.

ВЕЛОСИПЕД


Рисунок этого велосипеда, найденный среди бумаг Леонардо, был слишком неожиданным чтобы не вызвать недоверие и сомнение ученых. Он явился на свет в течение реставрационных работ Атлантического Кодекса после разъединения двух половинок листов, наклеенных Помпео Леони в конце XVI века на один лист, отнесенный к названному Кодексу. Рисунок, находясь на обратной стороне листа, который Леони разделил пополам, оставался невидимым более трехсот шестидесяти лет, и никто, естественно, не мог за это время что-то дорисовать или дописать в него.

Согласно одной из версий, рисунок мог быть сделан Салаи , учеником и моделью Леонардо. Его имя на самом деле всего лишь слово, написанное на листе. Ученик копировал рисунок мастера. Цепной привод с зубчатыми колесами несомненно восходит к рисунку да Винчи из Мадридского Кодекса, который никто не знал до 1966 г.

ВИНТ САМОЛЕТА


Модель представляет собой основу, в которую вставлен винт, сделанный из льняного холста.

Леонардо полагал, что если очень быстро раскрутить винт (в своих записках он не объяснял с помощью какого источника энергии или силы), то конструкция взвинтится, приподнимаясь в воздух.

Это один из наиболее известных рисунков Леонарда да Винчи, в котором некоторые ученые видят прародителя современного вертолета.

ВИНТОВОЙ ПОДЪЕМНИК

Колонна, одним концом поставленная на телегу и другим концом помещенная под каркасом подъемника, поднимается при помощи вертикального винта, прикрепленного к самой колонне. Люди на верхней платформе крутят винт и, подняв колонну, ставят ее в заданную точку с помощью приспособления, которое передвигает весь механизм.

ВЫДВИГАЮЩАЯСЯ ЛЕСТНИЦА

Леонардо создал портативную лестницу для штурма, одной из составных частей которой являлся "зубчатый винтовой" механизм. Он удлинял, укорачивал, поднимал и опускал лестницу.

Леонардо, после наблюдения за сценами сражений, проектирует лестницу как военную машину, идеально подходящую для штурма стен осажденных дворцов и крепостей, так как для противника было бы очень трудно отразить атаку.

В наши дни данный механизм находит применение при спасении людей на пожарах.

ГИДРОСКОП

Прибор представляет собой весы с двумя чашами. На одну чашу весов помещался воск, а на другую губка в количестве, необходимом для уравновешивания. Губка, по мере впитывания влаги из воздуха, становилась тяжелее и под весом ее тяжести чаша опускалась, а вертикальный отвес указывал значение влажности на отметках горизонтально расположенной перекладины.

КРЫТАЯ ТЕЛЕЖКА ДЛЯ АТАКИ ВРАЖЕСКИХ УКРЕПЛЕНИЙ

Защищенная штурмовая установка на передвижной колесной платформе. Приблизившись к стене на соответствующее расстояние, при помощи веревок можно было опустить мостик (закрытый остроконечной крышей) на крепостную стену, что позволяло атакующим добраться до противника не подвергаясь опасности.

ЛЕБЕДКА С ТРЕМЯ СКОРОСТЯМИ


г \ч- /,..;,


Лебедка, изобретенная Брунеллески, представляет собой прочную структуру, приводимую в движение при помощи пары быков. Посредством двух горизонтальных колес вертикальный столб приводит в движение горизонтальный цилиндр, который, в свою очередь, тащит другой горизонтальный цилиндр. К этим горизонтальным цилиндрам, которые имеют разные диаметры, монтированы веревки, служащие для поднятия грузов. В зависимости от веса поднимаемого груза можно выбрать три разные скорости подъема. Машина была также снабжена устройством безопасности, которое препятствовало вращению цилиндров в обратную сторону. Винтовое устройство позволяет поднимать или опускать столб, приводящий в движение всю конструкцию. Данная операция, в свою очередь, позволяет изменить направление вращения горизонтальных цилиндров и, таким образом, переключаться от подъема к опусканию груза, без необходимости отпрягать животных и впрягать их снова в противоположном направлении.

МАСЛЯНЫЙ ПРЕСС

Традиционным сельскохозяйственным механизмом Тосканы являлся масляный пресс. Он был снабжен элементарными технологическими приспособлениями, облегчающими ручной труд (противовесы и колесные механизмы).

Верхний горизонтальный рычаг, изгибающийся справа и с противовесом слева, своим поступательным движением вращая зубчатое колесо, которое является материнским винтом по отношению к вертикальной спирали, создает давление на мешок, содержащий оливки.

МАШИНА ДЛЯ УСТАНОВКИ КОЛОНН

Основание столба опирается на пару колес, которые приводятся в движение как горизонтальным, так и наклонно расположенным канатом. Горизонтальный канат требует меньшего усилия, что обусловливается суммарным трением нижних и верхних колес. Это усилие остается постоянным т.к. насколько оно увеличивается внизу, настолько же уменьшается наверху. При использовании наклонно расположенной веревки по мере передвижения нагрузка увеличивается и в конце полностью переноситься на саму веревку.

МОДЕЛЬ ПРОПОРЦИЙ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА ПО ВИТРУВИЮ

После освоения основ арифметики и грамматики юный Леонардо попадает в мастерскую Верроккио где изучает искусство рисования и скульптуры. Часто в мастерских приходилось реализовывать проекты разных архитекторов, поэтому были необходимы более глубокие знания геометрии обязательные также в изучении человеческих пропорций и перспективы.

Леонардо всегда интересовал мир геометрии, о чем свидетельствуют его многочисленные рисунки.

Известный рисунок Леонардо да Винчи человек, вписанный в круг и квадрат, представляет собой ни что иное как иллюстрацию теорий Витрувия (жил в I веке до н.э.), являющихся основой для изучения архитектуры.

Архитектор Витрувий в своем произведении об архитектуре полагал, что меры человека природой распределены таким образом, что «если ты настолько раздвинешь ноги, что понизишься головой на 1/14 своей высоты, и настолько раздвинешь и поднимешь руки, что вытянутыми пальцами ты коснешься линии самой верхней части головы, то знай, что центром крайних точек раздвинутых членов тела будет пупок и пространство, находящееся между ногами, составит равносторонний треугольник».

МОСТ С СОВМЕЩЕННЫМИ ПРОЛЕТАМИ

Два находящихся друг над другом пролета моста соединены между собой перекрестьем балок в форме Андреевского креста.

Скрещенные балки концами совмещены друг с другом и представляют собой сетку вертикальных ромбов, каждый из которых усилен дополнительной балкой по вертикали.

В верхний угол фигуры, представляющей Андреевский крест, вогнаны (вставлены) горизонтальные балки, на которых держится верхний пролет моста.

Давление, оказываемое весом самих балок, позволяет диагоналям быть в постоянном натяжении/напряжении, что призвано придать им дополнительную прочность. Это создает превентивное натяжение, которое должно противостоять силе тяжести всего моста. Этот принцип, по словам Леонардо, и делает всю конструкцию по истине <нерушимой>.

ОДОМЕТР НА ТЕЛЕЖКЕ


Устройство для точного подсчета расстояния. Формой напоминает тачку, имеет два зубчатых колеса: вертикальное проходит одну зарубку всякий раз, как поворачивается ступица колеса на земле. Каждый раз, как вертикальное зубчатое колесо заканчивает оборот, внутренний выступ двигает другое, горизонтальное колесо. В нем есть отверстия, через которые выпадает в специальный контейнер камень, когда устройство проходит еще одну зарубку. Сбор и подсчет этих камней дает возможность подсчитать количество оборотов колеса на земле и тем самым измерить расстояние.

ПАРАШЮТ

Модель сделана на основе деревянной рамы в форме квадрата, в углах которого фиксируются такие же деревянные направляющие, сходящиеся в одной точке в центре относительно базовой рамы. По направляющим закрепляется материал, так чтобы он закрывался, образовывая форму вытяжного колпака. К четырем углам базовой рамы крепились веревки, в нижней точке которых привязывался человек.

«Если у человека есть тент из плотной ткани, каждая из сторон которого составляет 12 дайн руки (длина руки равна 60 см) и высота - 12, то он может прыгнуть, не разбившись, с любой значительной высоты".

В действительности же представляется затруднительным, чтобы парашют Леонардо позволил безопасный спуск, поскольку воздух, который собирается в куполе, не найдя выхода, разорвал бы на куски всю конструкцию.

ПОВОРОТНЫЙ МОСТ

По замыслу Леонардо, этот мост представляет собой единый пролет параболической формы, прикрепленный к одному берегу реки при помощи вертикального шарнира, на котором он вращается. Перекидывание моста на другой берег осуществляется за счет канатов и лебедок, а также колес и металлических валиков, обеспечивающих его скольжение. Кроме того, для него предусмотрен кессон, являющийся противовесом при балансировке и маневрировании подвешенного в воздухе моста в процессе его опускания на противоположный берег. В основном мост предназначался для военных целей, однако имел большую важность также и для использования в мирных целях, в особенности при пересечении судоходных каналов и небольших ответвлений моря в портах.

ПОВОРОТНЫЙ ПОДЪЕМНЫЙ КРАН

В работе этого подъемного крана предусмотрены три основных движения: поднятие, перемещение и вращение груза.

Рабочий, отвечающий за поднятие, находился на нижней платформе, где веревка накручивалась и скручивалась с барабана до необходимой длины. На верхней платформе находился рабочий, отвечающий за операции перемещения груза и его вращения, которые осуществлялись при помощи штурвала и длинного винта с правосторонним вращением с одной стороны и с левосторонним с другой.

Вращение производилось с земли при помощи веревок, закрепленных за два кольца в крайних точках горизонтальной выносной стрелы крана.

ПОДЪЕМНЫЙ КРАН (БРУНЕЛЛЕСКИ)



Размер этого подъемного крана был, по крайней мере, 20 метров в высоту. Вероятно, он использовался при заключительной фазе строительства закрытие отверстия в верхней точке купола церкви Санта Мария дель Фиоре , или для позиционирования тяжелых каменных блоков при строительстве лантерны (восьмигранный фонарь, замыкающий купол Брунеллески). Вертикальный столб подъемного крана, управляемый длинным штурвалом, мог вращаться на 360 градусов. Груз и противовес передвигались одновременно (сходясь или расходясь) так, чтобы сохранять кран в постоянном равновесии с его собственным вертикальным столбом. Колесо в основании этого столба служило для уменьшения трения, создаваемого вращением базовой платформы. Груз поднимался или опускался с помощью вертикального винта, снабженного тремя растяжками, что обеспечивало ровное удержание груза в одной плоскости во время его переноса. Чтобы подъемный кран работал, были необходимы 4 группы рабочих: первая - поворачивала подъемный кран, две другие приводили в движение винты для радиального передвижения груза и противовеса, и четвертая группа приводила в движение вертикальный винт.

ПОДЪЕМНЫЙ КРАН НА ТЕЛЕГЕ

Вращающийся подъемный кран-башня, который не предусматривает перемещение грузов вдоль башенной стрелы. На подлинном рисунке фигурирует надпись «для прикрепления к пеньковым канатам» и, если бы их не было четыре штуки, что, таким образом, делает кран неподвижным, казалось бы, что он может перемещаться с помощью телеги, на которой монтирован.

До сих пор остается загадкой функция этого подъемного крана. Принимая во внимание очень маленькие размеры башенной стрелы, возможно предположить, что кран предназначался для строительства башен, куполов и колоколен.

ПОДЪЕМНЫЙ КРАН С КОЛЬЦЕВОЙ ПЛАТФОРМОЙ №1

Фонарь купола (самая верхняя часть купола в виде восьмигранника) был сооружен после смерти Брунеллески (1446) с использованием замысленной им машины. Основная часть представляла собой подъемный кран, две слегка отличающиеся версии которого использовались на практике.

В первой своей версии машина располагалась в центре отверстия в куполе с окружностью внутреннего основания по периметру восьмигранника, в форме которого возводились стены фонаря. Подъемный кран представлял собой выносную стрелу, поворачивающуюся на 360 градусов, с системой винтов, которая помимо поворота позволяла поперечное перемещение грузов. Платформа подставки поднималась с помощью винтов. Подъемный кран поднимал и с большой точностью располагал тяжелые мраморные блоки, которые составляют нижнюю часть фонаря.

ПОДЪЕМНЫЙ КРАН С КОЛЬЦЕВОЙ ПЛАТФОРМОЙ №2

Модель данного подъемного крана представляет собой вторую версию машины, которая использовалась при строительстве фонаря купола (самая верхняя часть купола в виде восьмигранника).

Этот подъемный кран, кроме поворачивающейся выносной стрелы, также имел лебедку и снасти, которые позволяли поднимать и позиционировать грузы внутри диаметра базовой платформы. Передвижение крана было возможно благодаря колесам, расположенным в нижней и центральной частях кольца базовой платформы.

ПРОЖЕКТОР

Идея прожектора возникла из сценических потребностей. Он представлял собой ящик, с одной стороны которого располагалась большая стеклянная линза, а внутри находилась свеча. Так Леонардо создавал "интенсивный и широкий свет".

РЕЗАТЕЛЬНАЯ МАШИНА


Работа этой машины была полностью автоматизирована: падающий отвес разматывал трос и при помощи приводов и рычагов приводил в движение тяжелый резак, который поднимался и опускался, а также ту часть материала, которую предстояло резать. Полная автоматизация не только облегчала труд человека, но также и давала стандартную продукцию, что является прообразом современного производства.

СЕПАРАТОР МУКИ

Леонардо прикладывал свои усилия также для совершенствования процессов перемалывания зерна. На многих его рисунках изображены мельницы, которые используют более эффективно силу водного течения или ветра.

На представленном рисунке Леонардо спроектировал любопытную машину для перемалывания зерна, которое по желобу скатывалось в матерчатый рукав. Далее этот рукав начинал вибрировать при помощи шеста, соединенного с приводами мельничного колеса так, чтобы мука высыпалась из мешка, отделяясь от шелухи.

ТАНК




Идея крытого вагона-платформы, атакующего вражеские ряды во главе наступающих войск, возникла в средние века и была с энтузиазмом подхвачена в XIV столетии. Леонардо да Винчи разработал тяжелый фургон в форме черепахи, вооруженный со всех сторон пушками и окованный броней. Проблему перемещения этой платформы надеялись решить при помощи парусов, но вместо этого Леонардо предложил поместить внутрь вагона 8 человек, приводящих его в движение, используя передаточный механизм, соединенный с колесами. Он даже подумывал о замене людей лошадьми, но мысль о том, что животные могут запаниковать, находясь в таком тесном и шумном пространстве, разубедила его.

ТЕЛЕГА-КОСИЛКА

Леонардо упоминал и платформы, оснащенные косами, которые существовали еще в Древнем Риме и были им усовершенствованы: "Эти "косилки" были разнообразны и часто причиняли огромные повреждения как союзникам, так и врагам... против этих повозок должны быть выставлены стрелки из луков и арбалетов, метатели пращей и всех видов дротиков, пик, камней, огня. Все это, а также барабанный бой и крики испугает лошадей, и те, скинув узду, понесут..."

ТЕЛЕЖКА С ДУБИНКАМИ

Рисунки тележек с вооружениями часто встречаются в манускриптах Леонардо. Здесь представлена тележка с дубинками. С помощью системы передач механическое движение колес при их вращении передается на вертикальную ось, соединенную с четырьмя выносными стрелами-дубинками. При вращении дубинки поражают кавалерию противника.

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТТАЛКИВАНИЯ ПРИСТАВНЫХ ЛЕСТНИЦ ПРОТИВНИКА

Леонардо разработал много простых, но в то же время эффективных систем обороны. Например, если противник пытался поставить вдоль стен приставные лестницы, чтобы взобраться по ним при штурме, то их можно было оттолкнуть при помощи длинного стержня, спрятанного в стене и выдвигающегося наружу при помощи рычага. Рисунок, на котором изображено устройство для отталкивания приставных лестниц противника, говорит сам за себя.

ЭКСКАВАТОР №1


Экскаваторы Леонардо были предназначены скорее для подъема и транспортировки вырытого материала, чем для рытья, как такого. Это облегчало труд рабочих. Существует версия, по которой экскаваторы разрабатывались для реализации проекта отведения р. Арно . Предполагалось вырыть ров шириной 18 м и длиной 6 м. Рисунки дают представление о размерах машины и канала, который предстояло выкопать. Подъемный кран со штангами разной длины был интересен тем, что мог использоваться с несколькими противовесами на двух или более уровнях экскавации. Стрелы крана поворачивались на 180° и перекрывали всю ширину канала. Экскаватор устанавливался на рельсы и, по мере продвижения работ, передвигался вперед при помощи винтового механизма на центральном рельсе.

ЭКСКАВАТОР №2

В течение периода войны между Флоренцией и Пизой Леонардо поступил запрос от правительства Флоренции относительно возможности отклонения течения реки Арно с целью затопления города Пизы и, таким образом, вынуждения ее к капитуляции. Леонардо посвящает время изучению пизанской территории с особым вниманием к ее гидрографическим аспектам,

К участию в проекте могут быть отнесены и два рисунка экскаватора, найденные в Атлантическом Кодексе (Codice Atlantico ). Два листа указывают на различное функционирование двух гигантских механизмов: таким способом Леонардо мог особо подчеркнуть превосходство им предложенного механизма (экскаватор №1) по сравнению с традиционным (экскаватор №2, представленный на рисунке).

Согласно же версии других ученых, проект нового экскаватора может быть отнесен к исследованиям Мастера, проводимым в первые годы начала XVI века с целью углубления и расширения реки Арно для преобразования ее в судоходную.

15 апреля 1452 года в чудесном местечке Северной Италии Винчи близ Флоренции родился выдающийся создатель и невероятный творец XV века Леонардо да Винчи. Уже более 500 лет исторических и технологических изменений сохраняют отголоски оригинальности и величия итальянского гения. «365» решил вспомнить 10 изобретений, которые оставил после себя великий творец, опередивший свое время.

Леонардо да Винчи «Витрувианский человек», 1492

Подшипник

Создавая на бумаге проекты невероятных механизмов, Леонардо да Винчи продумывал каждый из них до мельчайших деталей, без которых невозможна была бы сама мысль создать задуманное. Так, например, появилась маленькая, но очень важная практически для любого подвижного механизма деталь – подшипник. Он уменьшает трение и делает возможным вращательные и линейные движения. По мнению некоторых исследователей, идея подшипников появилась еще в Древнем Риме, однако наброски были впервые обнаружены в тетрадях Леонардо да Винчи. Они же стали основой почти всех его изобретений.

Вертолет

Что может быть прекраснее и волшебнее состояния полета? Неудивительно, что, будучи еще молодым человеком, Леонардо, восхищенный способностью птиц, стремится сделать и для человека возможным полет. Возможно, Леонардо даже не предполагал, какой невероятной экономией времени и потрясающими возможностями окажется такая летательная способность для человека. Так Леонардо создает несколько зарисовок летающих агрегатов. Один из наиболее знаменитых – летательный аппарат с несущим винтом (прототип современного вертолета). В основе конструкции пятиметровый льняной винт, пропитанный крахмалом, который должен был раскручиваться группой из четырех человек. Такой вот незамысловатый вертолет стал первой воздушной машиной Леонардо.

Первый Парашют

В условиях предполагаемого полета предприимчивый Леонардо предусмотрел необходимость создания устройства для прыжков с любой высоты. В форме пирамиды с прочным деревянным каркасом в 12 ярдов (10,97 метров) первый парашют, согласно записям Леонардо, мог позволить человеку прыгать с больших высот без вреда для своего здоровья. Современные естествоиспытатели подтверждают эффективность пирамидального парашюта.

Самоходная тележка

Рисунок самоходной тележки да Винчи

Возможно, именно благодаря Леонардо да Винчи Италия прославилась своими автомобильными брендами. Ведь еще в XV веке Леонардо изобретает «самоходную тележку», которую называют первым автомобилем. Благодаря сложному пружинному механизму повозка могла двигаться самостоятельно, как заводная, пока разматывалась пружина. У повозки было два независимых друг от друга колеса сзади и одно спереди. Отдельно находилось маленькое колесико, которое отвечало за направление движения. Согласно чертежам Леонардо, повозка могла двигаться только направо. Однако, это лишь предположение. При жизни Леонардо повозка не была построена.

Первый велосипед

Создание первого велосипеда также относят к гению Да Винчи. Двухколесный передвижной механизм из дерева по идее создателя должен был управляться человеком. Однако, руль у предка современного велосипеда не поворачивался и специального сиденья тоже не было предусмотрено. Но движение колес с помощью цепи уже было описано Леонардо в своих рукописях.

Водолазный костюм

Леонардо Да Винчи своими изобретениями позволил человечеству освоить все среды обитания. Не стала исключением и вода. Сделанный из кожи костюм, маска, унизанная стеклянными отверстиями, и специальная система дыхания через тростниковые трубки позволили бы находиться под водой довольно долгое время.

Робот-рыцарь

Детально изучая анатомию человека, Леонардо да Винчи пришел к выводу, что мышцы двигают костями. Этот незамысловатый принцип стал основой для робота-рыцаря XV века. Безусловно, роботы XXI века дадут фору механизму Леонардо по своим техническим возможностям. Однако этот проект был осуществлен, и есть некоторые сведения о возможностях этой машины. Робот ходил, сидел и даже двигал челюстями.

Ткацкий станок

В свое время Леонардо помог многим портным, облегчив их кропотливый труд созданием ткацкого станка, или прядильного аппарата. Ключевым моментом в этом механизме была автоматизация процесса вытяжки и намотки нити, что ранее делалось только вручную.

Пожалуй, многие знают Леонардо да Винчи больше как изобретателя военных механизмов, несмотря на то, что он всячески отрицал насилие. Однако, будучи устроителем пиров у покровителя Людовико Сфорца, Да Винчи получал жалование меньше, чем придворный карлик, поэтому он старался привлечь внимание богатых властелинов-воителей к своим боевым изобретениям. Таким образом, следуя потребностям своего времени, Леонардо создавал изобретения, которые должны были служить защитой от возможных нападений.

Пулемет

«33 ствольный орган», или пулемет да Винчи, очень отдаленно напоминает современный вид пулемета. Он мог выдавать залпы через короткие промежутки времени, но не мог быстро выпускать пули из одного ствола. Интересна сама мощность конструкции: три стойки по 11 стволов с 33 зарядами на каждой. Сама установка вращалась, а смена трех стоек могла позволить осуществлять непрерывный огонь. Пока одна стойка стреляла, вторая перезаряжалась, а третья остывала.

Колесцовый замок для пистолета

Колесцовый замок – одно из немногих изобретений, созданных Леонардо да Винчи, которое получило признание и широко использовалось современниками творца. Колесцовый замок пришел на смену фитильным. Такой вид замка стал более устойчив к влаге, более надежен, убрал необходимость использования открытого огня, а также исключил своеобразный эффект задымления для стреляющего из такого пистолета.

Великий, таинственный, чудаковатый и рассеянный гений Леонардо да Винчи оставил свой вклад во всех сферах знания и искусства. К сожалению, почти все его изобретения были забыты, а человечеству пришлось заново «изобретать велосипед».

Текст: Елена Рыбакова

Леонардо да Винчи [Настоящая история гения] Алферова Марианна Владимировна

«Автомобиль» Леонардо

«Автомобиль» Леонардо

Чертеж самодвижущейся повозки, который сохранился в Атлантическом кодексе, обычно называют «автомобилем» Леонардо.

Как именно работает эта схема, долгое время не удавалось понять, пока к разгадке не подключили компьютеры. Прежде считалось, будто в «автомобиле» использовался «арбалетный принцип». Однако выяснилось, что это не так, – после долгого изучения конструкции стало ясно: движителем служат плоские пружины, подобные тем, которые используются в механических часах. Пружины намотаны внутри бочкообразных барабанов, которые расположены в задней части рамы «автомобиля». Подобная пружина, кстати, приводит в движение механизм каретки в пишущей машинке. В качестве движителя ничего, кроме пружины, Леонардо предложить не мог в эпоху до двигателя внутреннего сгорания. А те пружины, которые считались приводными в прежних неудачных попытках построить «автомобиль», на самом деле относятся к системе управления автомобилем.

В 2004 году Паоло Галлуцци, директор Института и музея истории науки во Флоренции, возглавил проект постройки действующей модели изобретения Леонардо. Галлуцци и команда инженеров четыре месяца разрабатывали цифровую модель, чтобы убедиться, что машина будет работать. Размеры конструкции Леонардо составляли 1,68 метра в длину и 1,49 метра в ширину. Именно такая модель и была построена. Однако машина показалась слишком опасной – после того как отпускали тормоз, она проезжала около 40 метров с большой скоростью. Поэтому решено было построить модель в масштабе в одну треть от натуральной величины. Как видно на видео в Интернете, после завода машина резво катится сама по себе.

«Автомобиль»

При «расшифровке» внешне не всегда четких изображений авторам реконструкции удалось обнаружить удивительные детали. Так, при оцифровке «автомобиля» был найден придуманный Леонардо тормоз. Специалисты в области автомобилестроения считают, что изобретение тормоза для автопрогресса оказалось почти таким же важным, как создание двигателя внутреннего сгорания.

Машина работает, как детские игрушки, заводясь вращением колеса в противоположном движению направлении. При этом пружины внутри барабанов расходятся, накапливая энергию. После отпускания тормоза пружины, накрученные на барабаны, начинают сжиматься и приводят в действие колеса.

Одной из главных трудностей при постройке реконструированного «автомобиля» оказался выбор материалов. Необходимо было подобрать сорта дерева для деталей, при этом оно должно было быть очень твердым – особенно для винтов. Пришлось пригласить для консультации реставраторов мебели. Рама и многие детали механизмов были сделаны из пяти различных типов древесины.

«Автомобиль» также имеет программируемое рулевое управление, которое осуществляется путем установки в определенных местах между шестернями деревянных блоков. Машина может поворачивать только направо, что удобно в городе с односторонним движением. На самом деле, если уж быть точными, перед нами не автомобиль, а роботизированная тележка. Повозка предназначалась для театральных представлений – на ней самостоятельно должна была выезжать какая-нибудь Победа или Слава. До появления настоящего автомобиля оставались еще столетия.

Как же после Леонардо шло изобретение машины, без которой мы уже не мыслим современной жизни? Попробуем оценить – хотя бы кратко – тот путь, что прошли изобретатели и инженеры, прежде чем Генри Форд запустил в серию свою первую машину.

В 1770 году француз по имени Николя Куньо разработал машину с паровым двигателем, которая могла ездить со скоростью трех километров в час – это меньше, чем развивает средний пешеход, если, конечно, он не спит на ходу.

Возможно, одним из самых значительных изобретений в истории техники стало создание двигателя внутреннего сгорания. Эта честь принадлежит Августу Отто. Основная идея немецкого инженера состояла в том, что перед зажиганием рабочую смесь подвергают сжатию, а взрыв выгоднее производить в крайнем верхнем положении поршня. Изготовленный по чертежам Отто двигатель назвали четырехтактным, так как процесс в нем совершался в течение четырех ходов поршня.

Спустя всего несколько лет соотечественник Отто, Готлиб Даймлер, изобрел двигатель, работающий на бензине. Он применил особое устройство, карбюратор, в котором бензин испарялся, пары смешивались с воздухом и поступали в цилиндр двигателя. С этого времени началось подлинное рождение современного автомобиля.

Первое производство автомобилей было основано Карлом Бенцем в 1888 году в Германии. К началу XX века массовое производство автомобилей началось во Франции и США. Поначалу паровые, бензиновые и электрические двигатели конкурировали друг с другом в автомобилестроении, пока к 1910 году бензиновые не оказались вне конкуренции.

В наше время модели автомобилей на электрическом приводе вновь возвращаются в производство.

И уже предлагаются первые образцы автомобилей на автопилоте… Почти как у Леонардо.

Тем временем ученые, изучающие наследие Мастера, ведут спор, прототипом чего является «автомобиль» Леонардо, – машин, что заполонили наши улицы, или автоматов вроде марсохода «Спирити». Однако спор этот не выиграть никому: «авто» Леонардо столь далекий предок современных машин, что свою родословную от него могут вести и современные «форды» или «БМВ», и путешествующий по Красной планете «Спирити».

Из книги Крёстный отец Кремля Борис Березовский, или история разграбления России автора Хлебников Павел

Народный автомобиль Несмотря на все ухищрения и маневры, к которым прибегали директора российских предприятий на ваучерных аукционах, следует отметить вот какое любопытное обстоятельство: для того чтобы контролировать российскую компанию, совершенно не обязательно

Из книги Непутевые заметки о США автора Симоненко Константин

История 3.1 “Как я покупал автомобиль” Пролог. Автомобиль – не роскошь, а средство передвижения. Эту простую истину я понял уже на второй день своего пребывания в Америке. Общественного транспорта здесь нет как класса. Есть метро, грязное, неудобное и оставившее у меня

Из книги Большой Приз Монте-Карло автора Тринтиньян Морис

Один автомобиль утонул в гавани Въезжая в тоннель, я увидел на краю трассы маршала, размахивавшего желтым, с вертикальными черными полосами, флагом. На языке сигналов это означало:«Внимание, на трассе разлито масло.»Инстинктивно я убрал газ. В тоннеле было немного дыма.

автора

«А мне говорили - автомобиль!» Свою главную книгу я задумал в 58 м году, а писать начал в 63 м. Очень скоро понял, что этот замысел заведет меня далеко. В надежде легализовать его, я уже на начальной стадии заключил с «Новым миром» договор на роман «Жизнь солдата Ивана

Из книги Записки военного советника в Египте автора Мурзинцев Василий Куприянович

Глава 6 Автомобиль или вертолет? Вечером 3 августа мы с Юрой, как обычно, до захода солнца слушали радио. Прослушав последние известия, вошли в мэльгу, разделись и стали ждать Ахмеда Фергали с ужином.Уже больше года нахожусь в полку, но никак не могу привыкнуть к позднему

Из книги Хроники Фрая автора Фрай Стивен

Автомобиль В семействе шоу «На природе» появился шестой шотландец, Дэйв Мак-Нивен, наш штатный музыкальный руководитель и композитор. Естественно, виделся я с ним очень редко. Стоило его чувствительному уху один раз уловить мои попытки изобразить пение, как наши

Из книги Гарантия успеха автора Кожевникова Надежда Вадимовна

22. Самый длинный автомобиль Среди студентов консерватории существовала своя иерархия: на самой низкой ступени стояли те, кто мог рассчитывать только на диплом об окончании высшего учебного заведения, - и все, и дальше карабкайтесь как сумеете. Чуть выше располагались

Из книги Автопортрет: Роман моей жизни автора Войнович Владимир Николаевич

«А мне говорили – автомобиль!» Свою главную книгу я задумал в 58-м году, а писать начал в 63-м. Очень скоро понял, что этот замысел заведет меня далеко. В надежде легализовать его, я уже на начальной стадии заключил с «Новым миром» договор на роман «Жизнь солдата Ивана

Из книги 50 самых знаменитых привидений автора Гильмуллина Лада

Автомобиль-фантом на Малой Никитской Встречу с московским автомобилем-призраком, хоть он и невидимый, пожалуй, выдержит только человек с железными нервами - очень уж необычен этот фантом. Говорят, что увидеть (точнее, услышать) этот призрак можно в безлунную ночь, чаще

Из книги Нежнее неба. Собрание стихотворений автора Минаев Николай Николаевич

Автомобиль («Пуская в воздух клубы дыма…») Пуская в воздух клубы дыма И за собой взметая пыль, Как сатана неудержимо Проносится автомобиль. С ужасным хрипом и гуденьем, Распугивая им народ, Каким-то жутким привиденьем Он перед взором промелькнет. Когда идешь через

Из книги Фердинанд Порше автора Надеждин Николай Яковлевич

47. Автомобиль на тележных колесах Его мало интересовали тракторы, хотя сопровождающие его специалисты делали упор именно на тракторах. Мол, железный конь, который революционизирует все советское хозяйство.– А как же автомобили?И ему показали грузовик АМО.Порше узнал в

Из книги Коко Шанель автора Сердюк Мария

54. У немцев будет дешёвый автомобиль! В стране началось строительство скоростных дорог – автобанов. Одновременно по распоряжению Гитлера была упрощена процедура получения водительских прав и отменены все налоги, касающиеся автотранспорта. Автолюбители получили от

Из книги Океан времени автора Оцуп Николай Авдеевич

56. Форд и его автомобиль Факт остается фактом – Генри Форд всегда относился к Фердинанду Порше с некоторым недоверием, если не с пренебрежением. Он явно недооценил талант европейского коллеги. И совершенно напрасно.А вот Порше, напротив, искренне восхищался Фордом. И

Из книги автора

73. Французский автомобиль Порше От него не требовали невозможного. Только обычной работы рядового конструктора. Иногда – совета. Но выполненные им чертежи мгновенно исчезали в кабинете главного конструктора, а советы выслушивались с преувеличенным вниманием. Все

Из книги автора

Разочарование в любви и первый автомобиль Да вот только когда Коко увидела его в следующий раз, он уже был женат на знатной красотке Диане Листер, дочери британского лорда. Габриэль проиграла в этой неравной битве.Услышав новость, мадемуазель Шанель сделала вид, что ей

Из книги автора

Автомобиль Сергею Оцупу Яростный рев сомкнутых уст, Гневная дрожь, рванул, понес, И на песке примятом хруст Мягких и розовых колес. Сердце исправное стучит, Клапанов мерен перебой, Сверху для бега все ключи: Сердце стучит само собой! Только столбов мгновенный ряд, Да

Различные механизмы

Именно в голове Леонардо да Винчи родилась идея автомобиля. К сожалению, чертежи кузова не были до конца прорисованы, потому что во время разработки своего проекта мастер был очень увлечен двигателем и ходовой частью.

На этом знаменитом рисунке прототип современного автомобиля. Самодвижущаяся трехколесная телега движется с помощью сложного арбалетного механизма, который передает энергию приводам, соединенным с рулем. Задние колеса имеют дифференцированные приводы и могут двигаться независимо. Кроме большого переднего колеса, было еще одно - маленькое, поворотное, которое размещалось на деревянном рычаге. Первоначально это транспортное средство предназначалось для увеселения королевского двора и относилось к тому ряду самодвижущихся машин, которые были созданы другими инженерами средневековья и Возрождения.

Леонардо изобразил пару волов, которые тащат геометрически увеличивающееся колесо. Таким образом, сила, необходимая для того, чтобы сдвинуть колесо с места, уменьшается с ростом его диаметра.

В верхней части рисунка показана передача движения на ось телеги. Рукоять поворачивает зубчатое колесо, которое приводит в движение проекторный механизм, соединенный с осью телеги и повышающий ее скорость. Движение передается только на одно колесо, так что другие могут двигаться с различной скоростью. В наши дни тем же целям служит дифференциал.

Здесь изображены два привода (конический и цилиндрический), которые передают движение на зубчатые колеса разного диаметра. Каждое имеет свою скорость, равную времени, затрачиваемому на завершение полного оборота. Эта система основана на тех же принципах, что и переключатель скоростей в современных машинах. Во времена Леонардо такое устройство могло быть использовано для работы мельниц и различного оборудования.

Этот механизм предназначен для выработки различных скоростей, необходимых для работы часов, станков и транспортных средств. Он имеет отношение к современной коробке передач. Три зубчатых колеса жестко соединены друг с другом и выстроены вдоль радиуса наибольшего из них, названного "планетарио". Центральное колесо приводится в движение извне при помощи рукоятки и передает момент движения соседнему колесу. Только среднее колесо независимо от “планетарио”, другие два жестко с ним связаны. В момент предачи движения от центрального колеса к внешнему, ”планетарио” поворачивается, но со скоростью, меньшей по сравнению с первоначальной. Вращение внешнего колеса на его собственной оси относительно окружности “планетарио” называется "эпициклоидальной кривой".

Гений Леонардо да Винчи: машины и механизмы

1452 15-го апреля в деревушке Винчи близ Флоренции родился Леонардо, внебрачный сын нотариуса Пьеро да Винчи (р. 1426) и крестьянки Катерины, также родившейся вне брака.

Отец Леонардо был нотариусом и происходил из семьи, которая обосновалась в Винчи еще в XIII столетии. Четыре поколения его предков также были нотариусами, и входили в число состоятельных горожан, носящих титул «сеньор», который уже по наследству перешел к отцу Леонардо.

В эпоху Возрождения на незаконнорожденных детей смотрели терпимо. Однако в дом отца Леонардо был взят не сразу, а в возрасте приблизительно четырех с половиной лет. Вероятно потому, что первая жена Пьеро оказалась бесплодной. Впоследствии отец Леонардо был женат еще трижды и стал отцом двенадцати детей.

Мальчику было около пятнадцати лет, когда он начал обучение в мастерской видного флорентийского живописца и скульптора Андреа дель Верроккьо, в которой трудились художники, скульптуры и кузнецы. Элементарное инженерное искусство являлось составной частью работы художника. Как правило, мальчики поступали на обучение к мастеру в возрасте четырнадцати лет или около того и служили ему лет шесть, после чего им позволялось вступить в гильдию живописцев гильдию Святого Луки и обзавестись собственной мастерской. Леонардо жил в доме Верроккьо и продолжал там жить уже после того, как был принят в гильдию Святого Луки в 1472 году в возрасте двадцати лет.

В том же году Леонардо внес свой вклад в работу своего учителя «Крещение Христа» (Галерея Уфицци, Флоренция). Леонардо написал ангела на левой стороне картины и часть пейзажа. Он использовал масляные краски, которые явились новшеством в Италии, и с их помощью он превзошел своего учителя в использовании света и краски. Некоторые думают, что талант Леонардо вызывал зависть учителя. Однако наиболее вероятно, что Веррокьо был рад передать искусство живописи Леонардо, чтобы уделить больше времени скульптуре и другим проектам.

Вскоре после этого Леонардо пишет свою первое самостоятельное полотно (может быть при участии Веррокьо) «Благовещение». Оно, конечно, уступает более зрелым работам Леонардо по многим аспектам, что не удивительно: гению всего 20 лет. Кроме того, как и многие другие картины «Благовещение» носит следы позднейшего вмешательства другой кисти.

Первый датированный рисунок Леонардо "Пейзажный рисунок долины Арно" (1473 год) как и «Благовещение» находится сейчас в галерее Уффици во Флоренции.

Затем Леонардо вступает в период жизни, наполненный темой Мадонны с младенцем: «Мадонна с гвоздикой» (Мюнхенский музей), «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» (обе Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Кроме законченных картин осталось большое количество эскизов: мадонна с кошкой, мадонна с тарелкой фруктов и др.

В 1481 году Леонардо получает заказ на «Поклонение волхвов». Эта картина предназначалась для алтаря монастыря Сан Донато а Скопето, монахи которого были клиентами отца Леонардо. Полотно было начато мастером, но заброшено в стадии наброска, поскольку случилось событие, которое заставило Леонардо желать перемен.

Флоренция считалась республикой, однако фактически ею управляло семейство Медичи. Они покровительствовали искусству, но к Леонардо это не относилось. Скорее всего, уже тогда ему мешала репутация, которую он приобрел в ранней молодости и которая с годами только укреплялась: блестящий и многосторонний, но медлительный и неблагонадежный, склонный бросать работу недоделанной.

Папа Сикст IV, предварительно посоветовавшись с Медичи, пригласил лучших тосканских художников для работы в Ватикане. Среди приглашенных были все видные художники, кроме Леонардо. Он не мог отделаться от чувства, что во Флоренции, находящейся под властью Медичи, у него нет будущего.

В 1482 году Леонардо поехал в Милан играть на лютне при дворе Лодовико Сфорца. Инструмент, который он взял с собой и рисунки которого сохранились, был сделан из конского черепа и оправлен серебром. Столь странная причуда была как раз в духе Леонардо: безобразное его привлекало; однако форма инструмента была выбрана не просто так полость черепа давала хороший резонанс и усиливала звук

Настоящей же причиной, по которой Леонардо покинул Флоренцию, было желание найти в Лодовико Сфорца лучшего покровителя, чем Медичи. Чтобы расположить к себе Сфорца, мастер написал ему письмо, в котором ничего не говорилось о музыке, а об искусстве упоминалось лишь вскользь: Леонардо предлагал себя в качестве военного эксперта и изобретателя оружия. В этом он ошибся: Лодовико предпочитал войнам интригу и яд.

Первый заказ, который Леонардо получил в Милане в 1483 году поступил не от герцога, а от францисканского братства Непорочного зачатия. Леонардо с товарищами выполнял роспись алтаря для недавно построенной капеллы Непорочного зачатия Девы Марии. Первый вариант центрального полотна, которое выполнил Леонардо - «Мадонна в скалах» - был закончен в I486 году Ожесточенный спор и последующее судебное разбирательство из-за оплаты труда художников длилось более 25 лет. Когда все юридические споры были улажены Леонардо пришлось написать копию картины, поскольку оригинал к тому времени перешел к частному владельцу. В августе 1508 года второй вариант «Мадонны в скалах» (Национальная галерея, Лондон) был передан Братству.

На службе у герцога Леонардо оформляет декорации, как придворный художник пишет портреты (например, «Портрет Чечилии Галерани», Краков, Музей Чарторыжских) работает над колоссальной конной статуей Франческо Сфорца. Несколько лет он занимается разработкой эскизов для статуи и ему понадобилось 11 лет, чтобы изготовить глиняную модель коня высотой более 7 метров.

Сам памятник так и не был отлит, несмотря на то, что все технические сложности были решены. Леонардо даже изобрел по этому случаю специальные плавильные печи. Предназначенная для отливки грандиозного памятника бронза была пущена в 1494 году на изготовление пушек. Модель погибла несколько лет спустя.

В Милане Леонардо начал писать свой «Трактат о живописи», над которым работал до самой своей смерти. Он постоянно прерывал работу над ним ради других занятий, и особенно ради изобретательства: сконструировхт машину для производства напильников, затем прокатный стан, затем станок для выделки сукна, который вдвое увеличивал производительность труда. Однако Сфорца не оценил его изобретения.

Значительную часть времени в миланский период жизни да Винчи занимала архитектура. Он создавал проекты и эскизы храмов и даже был экспертом и консультантом при строительстве Миланского собора. Сохранились свидетельства о небольших платежах мастеру за эти работы, но ни один из его замыслов не нашел практического применения.

«Идеальный город» одна из тем многих рисунков и записей Леонардо. В таком городе, указывал он, улицы должны быть проложены на разных уровнях, причем только по нижним будут ездить повозки и прочие грузовые телеги, а от нечистот город будет очищаться по подземным проходам, проложенным от арки до арки.

Он также разработал канализационную систему для Милана и посоветовал, как перестроить город, чтобы ему не грозила чума. В 1494 году проводил мелиорационные работы в герцогских владениях близ Виджевано.

В 1495 году Леонардо приступает к работе над всемирно известной «Тайной вечерей» и всего через три года заканчивает эту титаническую работу. К 1498 году относится и окончание работ по росписи Сала делле Ассе (Ослиной залы) в Кастелло Сфорцеско. На стенах и сводах Ослиной залы зеленые кроны ив причудливым образом переплетены и опутаны тонкими декоративными веревками. Вероятно Леонардо намеревался выработать собственный символ: одно из значений слова «винчи» - ива.

Правление герцога Сфорца закончилось в 1499 году. Французские войска вторглись в Северную Италию и захватили Милан. Леонардо уезжает из Милана и отправляется в Мантую и Венецию, где выполняет портрет Изабеллы д"Эсте.

В 1500 году Леонардо возвращается во Флоренцию и продолжает развивать тему мадонны: пишет «Св.Анну с Марией и младенцем» (Лувр, Париж), «Мадонну с веретеном» (частное собрание).

Несмотря на дурную славу, идущую о Чезаре Борджиа, в 1502 году поступает к нему на службу в качестве архитектора и главного инженера, сопровождает его в походе в Романыо. На службе у Борджиа Леонардо спроектировал систему рвов и каналов для осушения 5олот в окрестностях

Пьомбино, создал карты окрестностей Ареццо в помощь войскам Борджиа, собирающимся па-пасть на земляков Леонардо, тосканцев.

Весной 1503 года Леонардо оставляет свою службу у Борджиа, возвращается во Флоренцию, начинает портрет Моны Лизы, но откладывает его, поскольку получает осенью 1503 года заказ на фреску с изображением Битвы при Ангиари для зала Большого совета в палаццо делла Синьория. Заказ на вторую фреску «Битва при Кашине» получил Микеланджело. Ни одна из фресок не была закончена, поскольку оба художника вскоре уехали из Флоренции, Леонардо снова в Милан, а Микеланджело в Рим. Из-за экспериментов Леонардо с красками, состояние полотна неуклонно ухудшалось и было полностью утрачено примерно через 60 лет.

Вазари пишет о том, что Леонардо раздражала мелочность заказчиков. По письменной просьбе французского наместника в Милане Шарля д"Амбуаза Леонардо получает в мае 1506 года трехмесячное освобождение от своих обязанностей во Флоренции. Однако тремя месяцеми его пребывание в Милане не ограничилось.

В течение последующих семи лет он писал мало, но много проводил времени за изучением механики, анатомии и математики.

В 1511 году д"Амбуаз скончался. Леонардо вновь остался без покровителя. И в сентябре 1513 года он принял протекцию Джулиано Медичи, с которым уехал в Рим.

Конфликт с высокомерными немецкими мастерами из окружения папы привел к тому, что Леонардо не получил крупных заказов как Рафаэль и Микельанджело. Тем не менее он энергично принялся за проект Льва X по осушению Понтийских болот к югу от Рима и делал для этого подробные зарисовки местности.

В Риме Леонардо провел три года, занимался математикой, зеркалами, делал заметки к трактату об устройстве человеческого голоса, искал новые рецепты масел и лаков для живописи. Луврский «Св. Иоанн Креститель» - последняя картина Леонардо - написана в Риме.

После смерти Джулиано Медичи Леонардо принимает приглашение короля Франциска Первого и в 1517 году отправляется во Францию в качестве художника для королевского двора.

Леонардо живет в небольшом замке недалеко от королевской резиденции, где наконец получает прекрасные условия для своего творчества: работы над записками и проведения научных экспериментов. Здесь он проводит последние два года своей жизни занимаясь гидрографией, мелиорацией и почти ежедневно беседуя с Франциском I на интересующие их обоих темы..

23 апреля 1519 года Леонардо составляет завещание, назначив своим душеприказчиком своего друга художника Франческо Мельци.

Умирает Леонадрдо 2 мая 1519 года в Клу в возрасте 67 лет Могила его в церкви Сен Флоран-тен в Амбуазе была утрачена во время гугенотских войн. Сохранилась лишь запись в церковном регистре: «В галерее этой церкви был похоронен господин Леонардо да Винчи, миланский дворянин, первый живописец, инженер и архитектор короля, государственный мастер механики и бывший главный живописец миланского герцога».

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

(15.IV 1452 - 2.V 1519)