Сколько по правилам боковой интервал. Какой должна быть дистанция на дороге в городе? Но и от

9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.

Комментарии

Водитель обязан соблюдать:

  • дистанцию до движущегося впереди ТС, позволяющую избежать столкновения;
  • необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.

Правила не указывают точную величину безопасной дистанции, так как она зависит от:

  • технического состояния автомобиля;
  • состояния дорожного покрытия;
  • погодных условий;
  • прочих факторов.

При движении в плотном транспортном потоке необходимо прогнозировать возможное экстренное торможение движущегося впереди транспорта и обращать внимание на ТС, движущееся сзади.

Несоблюдение дистанции является наиболее распространенной причиной столкновения транспортных средств, движущихся в попутном направлении. Дистанция измеряется расстоянием между следующими друг за другом транспортными средствами, и она должна быть тем больше, чем выше скорость движения. При однородном транспортном потоке, движущемся с постоянной скоростью, и при одинаковых характеристиках тормозных систем, минимально безопасной дистанцией теоретически может быть расстояние, которое пройдет автомобиль за время реакции водителя и время срабатывания тормозного привода. Если принять это время равным 2 с, то при скорости 60 км/ч безопасная дистанция составит 33 м. В темное время суток, в туман, гололед и дождь безопасное расстояние рекомендуется увеличивать.

На практике же, говорить о конкретной дистанции без учета давления в шинах, скорости и направления ветра, степени износа тормозных колодок, а также многих других факторов нельзя. Надо стремиться к развитию в себе ощущения расстояния не в метрах, а в количестве необходимого пространства для каждого конкретного случая. Хороший водитель умеет еще ощущать скорость и время, и опять же не в километрах в час и не в секундах-минутах, а в их количестве как таковом.

В начале самостоятельных поездок водитель-новичок должен периодически задавать себе вопрос: "А смогу ли я вовремя остановиться в случае резкого торможения той машины, за которой я сейчас еду?" В то же время, не стоит провоцировать других водителей на лишнее для них перестроение у себя перед носом из-за неоправданно большой дистанции. Иными словами, для каждого конкретного случая дистанция должна быть адекватной!

Что же касается безопасного бокового интервала, то он нужен для того, чтобы не царапать машины, движущиеся параллельно в попутном и во встречном направлении.

Задачи

Можно ли так двигаться мотоциклистам?

1 - да
2 - да, при соблюдении безопасного интервала
3 - нет

Решение:: Правила не запрещают движение мотоциклистов в два ряда при условии, что будет обеспечен необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения (пункт 9.10 Правил).

Не обеспечивая безопасный боковой интервал, водители рискуют быть оштрафованными на 500 рублей по части 1 статьи 12.15 КоАП РФ.

п. 9.1 - определение количества полос движения на проезжей части;
п. 9.2 - расположение ТС на дорогах с 4 и более полосами;
п. 9.3 - правила использования средней полосы на трёхполосных дорогах;
п. 9.4 - правила использования крайней левой полосы;
п. 9.5 - расположение на проезжей части тихоходных ТС;
п. 9.6 - движение по дорогам с трамвайными путями посередине;
п. 9.7 - наезд на прерывистые линии разметки;
п. 9.8 - выезд на дорогу с реверсивным движением;
п. 9.9 - случаи использования для движения тротуаров и обочин;
п. 9.10 - дистанция и интервал;
п. 9.11 - особенности движения тихоходного транспорта;
п. 9.12 - объезд препятствий на дорогах с двухсторонним движением.

Анекдоты

  • В навороченную иномарку сзади въезжает черная "Волга". Из иномарки вылезают крутые ребята и бейсбольными битами начинают бить по "Волге". Из "Волги" и выходят омоновцы с автоматами.
    Братки: - Ой здравствуйте, не поверите, мы все стучим, стучим… Не знаем кому деньги за ремонт отдать!
  • Сообщение по радио: "Сегодня на главном проспекте города Мерседес-600 переехал Запорожец. В ходе разбирательства выяснилось, что Запорожец затянуло под Мерседес воздушным потоком..."

Мистика

Чавинда - мистическое место в Мексике, где, согласно мнению местных исследователей, имеет место "пересечение миров", и потому различные аномальные и труднообъяснимые явления там случаются гораздо чаще, чем в среднем по миру. Один из нашумевших и необъяснимых случаев произошел в 1990-е годы. Группа кладоискателей отправилась в Чавинду на поиски золота. На полпути к предполагаемому месту нахождения клада с их новыми автомобилями стало происходить что-то невероятное. Они почти мгновенно (в течение 1 дня) превратились в развалюхи, сколько их ни чинили в дороге - ничего не помогало. Один из автомобилей вообще перестал быть видимым для других участников экспидиции, и его дважды ударил грузовик, водитель которого таращил глаза от удивления. В общем, аномалия продолжалась до тех пор, пока неверящие ни во что кроме золота мексиканцы не дали себе слово, что прекращают поиски.

В соответствии с пунктом 9.10 ПДД, во время движения водитель должен обеспечить дистанцию с движущимся впереди него транспортом, с помощью которой можно было бы избежать столкновения. Кроме того, он должен соблюдать боковой интервал, необходимый для обеспечения безопасности движения.

Безопасная дистанция и интервал: от чего зависят эти показатели

Начнем с разъяснения того, что, собственно, обозначают термины «дистанция» и «интервал», и чем они отличаются. Под дистанцией следует понимать расстояние, соблюдаемое между двумя транспортными средствами (впереди/сзади идущим и движущимся за ним/впереди него) во время движения либо при остановке (стоянке). Интервал аналогично подразумевает расстояние, только сбоку от одного ТС до другого ТС.

Соответственно, безопасный боковой интервал означает расстояние, при наличии которого остальные участники движения могут двигаться свободно, не провоцируя аварийные ситуации и не царапая машины друг друга.

Безопасная дистанция подразумевает соблюдение расстояния, достаточного для полной остановки автомобиля в случае экстренного торможения (без столкновения с другим ТС). Здесь также важно обращать внимание на сзади движущийся автомобиль и учитывать это при торможении.

Обеспечение этих двух расстояний зависит не только от общей интенсивности движения.

Но и от:

  • скорости самого транспортного средства (чем больше показатели скорости, тем больше должна выдерживаться дистанция);
  • технических характеристик автомобиля, его исправности и особенностей;
  • погодных условий и состояния дорожного покрытия (при дождливой, снежной, туманной погоде, гололеде и в темное время суток следует придерживаться увеличенной дистанции);
  • самочувствия водителя;
  • прочих влияющих факторов, в том числе, давления в шинах, степени износа тормозных колодок и состояния покрышек, загруженности автомобиля, скорости (направления) ветра, прочее.

Умение спрогнозировать ситуацию приходит не сразу. Для этого необходимо время и опыт вождения. Особенно сложно ориентироваться водителю при плохой погоде либо в условиях плотного потока движения.

Здесь важно понимать, что безопасность дистанции (интервала) может зависеть от способности водителя вовремя среагировать и нажать на тормоз.

Как правило, чтобы транспортное средство полностью остановилось, требуется время, равное двум-трем секундам. Это приблизительные цифры, которые могут отличаться для водителей-новичков и профессионалов, и могут зависеть от однородности транспортного потока, наличия постоянной скорости у всех автомобилистов и характеристик тормозных систем. Таким образом, при движении со скоростью 60 км в час величина безопасной дистанции может составлять порядка 30-35 метров.

В целом, можно сказать, что конкретных цифр, которые можно было бы использовать в отношении безопасной дистанции, пока не установлено, поскольку это зависит от множества факторов (см. выше). Каждый отдельный случай требует индивидуального подхода водителя и зависит только от него самого: он должен сам рассчитать, сколько ему потребуется времени (места), чтобы остановить автомобиль, тем самым обеспечив безопасную дистанцию.

Как показывает практика, наибольшее число аварий связано именно с неправильным выбором безопасного бокового интервала и дистанции. Нарушение ПДД в этой части влечет за собой наложение штрафа на водителя в размере 1500 рублей (1-я часть статьи 12.15 КоАП РФ «Нарушение правил расположения ТС…»).

Вопрос: Как выбрать в зимнее время количество полос и боковой интервал между автомобилями? Если при попутном движении не помещается 2 грузовых ТС, или, например, большие автобусы, то следует ли считать, что в попутном направлении дорога имеет одну полосу для движения ?

Ответ. Вопрос остается актуальным не только во время зимы, когда часть дороги оказывается «выключенной» из проезжей части по причине снежных заносов, но и для дорог, на которых разметку не видно (стерлась или ее там никогда не было).

На вопрос о количестве полос на проезжей части дает ответ :

«Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева …».

Когда на дороге отсутствует разметка и соответствующие знаки, для чего нужно иметь представление о количестве полос?

Во-первых, это нужно чтобы не выехать на встречную полосу, когда это запрещено (на дорогах с двусторонним движением в четыре и более полосы прямо запрещает выезжать на встречную полосу, даже в том случае, если разметка на дороге отсутствует).

Таким образом, т.е. во-вторых, количество полос на дороге необходимо знать для прояснения вопросов приоритета во время и для безопасного выполнения этого маневра.

Каким путем для себя выяснить, где заканчивается попутная половина проезжей части? Для этого мысленно делим вдоль проезжую часть пополам, и «отсекаем» ее левую половину – это будет встречная половина проезжей части.

Далее, берем ширину своего автомобиля и соотносим ее к ширине «своей» попутной половины проезжей части. Прикидываете, сколько ваших машин (или примерно таких) по ширине войдет в это пространство, плюс небольшой запас на безопасный боковой интервал, примерно полметра. Все эти расчеты достаточно условны, не следует пытаться выяснять какие-то точные цифры или разграничения.

Когда дорога не размечена (или под снегом) и нет знаков, определяющих движение по полосам, условную ширину полосы для движения целесообразно брать исходя из ширины вашего (т.е. своего) транспортного средства, но с учетом габаритных размеров соседних машин, плюс нужно учесть боковой интервал (об этом ниже). Для чего это нужно?

«Соседей» с дороги никуда не уберешь, они, ведь, тоже участники движения. И среди них может быть крупногабаритный транспорт, например, автобус, троллейбус, большой грузовик. Вы же, в свою очередь, управляете своим! автомобилем, и траекторию движения выбираете исходя из габаритов ВАШЕГО транспортного средства с учетом окружающей обстановки в данный момент времени.

Там, где не помещаются рядом два автобуса, могут поместиться автобус и легковой автомобиль. Или могут свободно разместиться два легковых автомобиля. И соответственно, там, где для автобуса проезжая часть состоит из одной полосы, для легковушек этих полос уже будет две. Зимой, на заснеженной дороге, рядом этим двум легковым машинам уже может стать «тесно», и для них летние две полосы «превращаются» в одну зимнюю.

После снегопадов, когда дороги должным образом не очищены, четыре реальные полосы движения фактически превращаются в две! И мы видим, как два попутных ряда сливаются в один, машины движутся в одной колее. Но даже эти обстоятельства не отменяют пункт 8.5 ПДД (требование занять крайнее положение перед поворотом направо, налево или разворотом).

Боковой интервал

Теперь о выборе бокового интервала. Какой величины должен быть боковой интервал? Боковой интервал при рядном движении – это расстояние между бортами транспортных средств. Транспортные средства, в свою очередь, могут двигаться как попутно, так и навстречу друг другу, и в любом случае боковой интервал – это расстояние между их бортами.

ПДД о величине бокового интервала упоминают лишь условно:

: «Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения ».

Этот необходимый боковой интервал и должен обеспечить безопасное «соседство» смежных транспортных средств, исключить их боковое столкновение. Условно принято считать, что между попутно движущимися с равной скоростью автомобилями, безопасный боковой интервал должен быть не менее 0,5 метра.

Зависит ли боковой интервал от скорости движения и от ширины автомобиля? Да, зависимость прямая. Чем выше скорость и чем автомобиль шире, тем боковой интервал должен быть больше. Несоблюдение безопасного бокового интервала чревато боковым столкновением (еще говорят, машины «притерлись» боками).

В каких еще случаях следует увеличивать боковой интервал? Вообще, каких либо определенных ситуаций для этого не предусмотрено, но интервал целесообразно увеличивать на изгибах дороги, во время опережения и обгона (особенно длинномеров), на встречном разъезде, на параллельных поворотах, при движении по кольцу (не стоит «прижиматься»).

Также целесообразно увеличить боковой интервал на скользкой, заснеженной либо покрытой наледью дороге.

Возвращаясь к вопросу читателя в начале статьи о количестве полос движения и выборе бокового интервала, предположим, ваш автомобиль догоняет автобус или троллейбус по заснеженной дороге (проезжая часть ограничена снежными заносами), и есть необходимость его объехать (опередить).

Смотрите на ширину своей половины проезжей части. Если есть возможность опередить слева, не выезжая на встречную половину дороги (т.е. не обгон), значит, смещаетесь левее и опережаете. Если такой возможности нет (узкая дорога), а объехать едущий автобус необходимо, тогда нужно быть уверенным, что выезд на встречную полосу на этом участке дороги не запрещен, и действуете по ситуации.

Соблюдение – это необходимость. А несоблюдение безопасности чревато столкновением за рамками . По ситуации – это значит принять меры предосторожности, ведь, скользкая дорога значительно увеличивает остановочный путь, а во время переезда снежных межполосных уплотнений во время перестроения автомобиль может занести, и как следствие – потеря управления.

Какого-либо общего алгоритма действий в таких ситуациях не существует – действовать нужно исходя из условий конкретной дорожной обстановки.

Еще нужно понять следующее. Когда дорогу в четыре полосы (на них выезд на встречную полосу запрещен ) замело снегом, и она фактически стала двухполосной (один ряд – ваш, второй ряд — навстречу), то эта дорога НЕ перестала быть четырехполосной. Она по-прежнему таковой является, но в этой ситуации крайние правые полосы могут быть непригодны для движения (под снегом) только в данный момент времени, пока не очистят.

Более того, на скользкой дороге или во время снежных заносов выезжать на встречную полосу иногда бывает очень нежелательно. Поэтому, в каких-то «снежных» ситуациях движение по одной колее след-вслед может быть единственно целесообразным.

Будьте внимательны за рулем.

Достаточно долгий период я думаю об отношениях с людьми. За это время я прошла разные стадии – от полного разочарования, до осознания того, что отношения с людьми – это очень важная часть жизни каждого человека. Вроде прописная истина, а мне пришлось к ней придти… снова.

С юности и до сего момента у меня была одна проблема: будучи человеком закрытым, интровертом, я не умела держать дистанцию в отношениях с людьми. Все контакты сводились к двум крайностям – либо полная отстраненность, либо полное погружение. Приводило это постоянно к каким-то неприятным последствиям. Спустя какое-то время я подошла к понимаю того, что крайне важно соблюдать дистанцию в отношениях, правильную дистанцию…

Так уж случилось, что воспитанием моим занимался , и привело это к тому, что в кругу сверстников я всегда чувствовала себя очень одинокой, потому что не было никого, с кем можно было бы разделить то, что меня интересует. Поэтому, когда я знала, что человек мне не близок, я включала режим “заморозки”, от этого многие люди воспринимали(ют) меня высокомерной тетей, к которой “на драной козе не подъедешь”. Но когда в поле моего зрения появлялся человек, проявляющий хоть крупицу интереса, я рвала всякую дистанцию. Конечно, это происходило не сразу, и не без посторонней помощи, но все равно происходило, и за это я несу ответственность, как взрослый человек.

Последнее приводило к каким-то печальным результатам: отсюда, наверное, мои дурацкие влюбленности, разочарования в друзьях. На самом деле, это же идиотизм странно – обязательно влюбляться в человека, с которым у вас общие интересы. А если ты в своей жизни встретишь не одного такого человека? Или ожидать, что человек, разделяющий твои взгляды и интересы в какой-то одной области, будет созвучен тебе во всех остальных.

Есть хорошее стихотворение Зельвина Горна “ “, оно описывает встречу с особенным человеком. Я вот думаю, о чем он писал: о любви, о дружбе, о том, что называется “родственная душа”? Но, если речь идет не о любви на всю жизнь, то тогда все-таки лучше соблюдать дистанцию, чтобы не переходить граней, которые переходить не нужно, ведь это только все портит. Тогда возникает еще один вопрос – как определить длину дистанции, которая была бы гармонична и способствовала развитию нормальных отношений, а не мешала или разрушала их?

Вот пример из жизни: мы дружим с одной семьей, не могу сказать, что у нас очень много общего, многие вообще удивлены этой дружбе – настолько мы разные. В последнее время я стала ощущать сильный дискомфорт от того, что муж подруги сокращает дистанцию, вполне возможно, что неприятно это и его жене. Нет, он не имеет ко мне ничего такого как к женщине, в этом я уверена, просто он такой человек – сближаясь, перестает соблюдать необходимую дистанцию. И я подумала, что он, наверное, похож на меня… Неприятное открытие – ведь гораздо удобнее замечать недостатки в других.

На днях у меня состоялся неожиданный разговор на эту тему, приведу небольшую цитату:

“Всегда интересно пообщаться с человеком, который на одной волне с тобой – у вас схожие интересы и т.д., но далеко не факт, что если познакомиться с ним ближе, даже в бытовых вопросах с ним будет так же комфортно. Держа дистанцию, намного проще поддерживать общий мир интересов”.

Не могу не согласиться с этим, и, конечно, это вопрос опыта. По своей натуре я человек, который, столкнувшись со сложной ситуацией, в первую очередь стремится уйти вообще от ее решения. Но с годами я понимаю, что этот путь тупиковый, и все равно придется решать эти жизненные задачки.

И вот я, как прилежный землемер (уже не только копатель), хожу по полю с сантиметром или, может, надо бы взять более подходящий инструмент *unknw* ?

В различных странах мира есть конкретные рекомендации относительно безопасной дистанции до движущейся впереди машины. Все они сводятся к тому, что на сухой дороге безопасным будет расстояние, которое автомобиль пройдет за две секунды.

Иными словами, около той точки, мимо которой только что проехала движущаяся впереди машина, Вам советуют оказаться примерно через две секунды. В метрах это расстояние приблизительно равно величине, которая получается, если скорость, с которой движется Ваша машина, разделить на два (например, 60 км/ч: 2 = 30 м).

Рекомендации разумные. При любой скорости движения дистанция получается такой, которая должна обеспечить безопасную оставновку в случае, если впереди идущая машина вдруг резко затормозит. Но есть одна проблема. Если на наших дорогах только и делать, что увлеченно отсчитывать секунды, то дистанция-то будет неплохой, но как быть со всем остальным? Ведь нам надо искать знаки, спрятанные за деревьями и кустами, прогнозировать переключения сигналов светофора, выискивать глазами пешеходов, которые «мечтают» перебежать дорогу именно перед нашей машиной, объезжать ямы и колдобины, а также учитывать прочие особенности национальной езды.

Поэтому вместо системы сухой математики советую Вам развивать у себя чувства времени, скорости и расстояния, применительно к конкретной ситуации. Поверьте, Вы в состоянии именно чувствовать безопасную дистанцию, для этого надо просто периодически задавать себе простой вопрос: «Какая у меня сейчас дистанция? Не слишком ли она мала или велика?» Причем это только на первое время. Позже достаточно будет лишь удерживать движущуюся впереди машину в поле своего периферического зрения, и оно Вам подскажет, оптимальная ли дистанция у Вас в данный момент.

На сухой дороге безопасной дистанцией до движущейся впереди машины считается расстояние, которое пройдет автомобиль примерно за две секунды.

А что делать, если в плотном потоке транспорта машина, движущаяся сзади, приблизилась к Вам на небезопасное расстояние?

Что ж, такое бывает. Водитель той машины хочет, чтобы Вы ехали быстрее или вообще освободили его полосу.

В таких случаях следует немного уменьшить скорость, но только очень плавно. Тем самым Вы увеличиваете дистанцию до впереди идущей машины, что позволит Вам применить в случае необходимости менее эффективное торможение, и водитель сзади идущей машины тоже сможет вовремя остановиться. А вообще стоит подумать, Ваша ли это полоса? В состоянии ли Вы поддерживать скорость и дистанцию, которые применяют большинство водителей при движении по этой полосе. Если Вы сомневаетесь, то лучше перестроиться на другую полосу.

Разумной должна быть не только дистанция, но и боковой интервал. Безопасным интервалом считается расстояние, приблизительно равное половине ширины автомобилф. Для среднестатического легкового автомобиля это: 1,7 м: 2 = 0,85 м, или 85 см. Такое расстояние позволяет водителю вовремя среагировать на внезапное изменение направления движения соседней или встречной машины.

Но есть опять проблемы. Всегда ли возможно поддерживать рекомендованный интервал? Надо ли его увеличивать пли уменьшать в зависимости от ситуации?

При выборе бокового интервала следует учитывать скорость и интенсивность движения, покрытие дороги и погодные условия, а также много других факторов.

При любом ухудшении дорожной ситуации боковой интервал необходимо увеличивать.

А если увеличивать некуда?

Тогда водитель должен следовать правилу: "Чем меньше боковой интервал, тем меньше скорость". Пытаясь проехать через узкую щель между припаркованными машинами, проезжая вплотную мимо стоящего на остановке автобуса и в других аналогичных случаях, когда боковой интервал слишком мал, скорость надо снижать вплоть до скорости движения пешехода. Если в транспортном потоке соседние автомобили зажимают Вас с боков, то и здесь есть выход - пропустите их вперед, для чего достаточно лишь немного снизить скорость.