План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: беседа на тему: профессия - водитель. Беседа: Профессия шофёра

Внеклассное занятие по профориентационной деятельности "Труд водителя".

Автор: Севостьянова Наталья Васильевна, воспитатель Нижнетагильская специальная коррекционная общеобразовательная школа – интернат № 15

Описание работы: данное внеклассное мероприятие по профессиональной ориентационной деятельности может быть полезно воспитателям групп продленного дня и классным руководителям. Занятие предназначено для учащихся 8 – 9 классов.
Цель: знакомство воспитанников с профессией водителя.

Задачи:
1. Дидактическая: знакомство с историей возникновения профессии водителя; повторение ранее изученных правил дорожного движения.
2. Воспитательная: формирование положительного отношения к профессии водителя; формирование положительных черт характера.
3. Коррекционная: коррекция мышления, речи воспитанников.

1. Вводная часть. Организационный момент.

Добрый день, дорогие ребята, уважаемые взрослые!
- Добрый день!
- Разрешите наше занятие начать.
- Нарисуйте на листочках по одному кружку или красного цвета, или черного цвета, или синего цвета.

- Спасибо!
- По цвету кружков можно определить ваше настроение.
(Вывешивание таблицы «Соответствие цвета настроению»)
(Подведение итога)
- Сейчас поиграем в игру, которая называется «Доскажи словечко».
(Повторение правил игры «Доскажи словечко»)
- Нет конца у строчки,
Где стоят три точки.
Кто придумает конец,
Тот и будет … .
- … молодец.
- Там, где есть машин поток,
Дорожных знаков много,
Постовой свистит в свисток,
Значит там... .
- … дорога.
- Чтобы я тебя повез,
Мне не нужен овес.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резину,
И тогда, поднявши пыль,
Побежит … .
- … автомобиль.
- Знает правила движенья,
Как урок учитель.
Плюс сноровка при вождении,
Звать его … .
- … водитель.
- Молодцы!
- Что такое дорога?
- Дорога – это … .
«Дорога – это ездовая полоса, накатанное или нарочно подготовленное протяжение для передвижения транспорта и людей»)
- Что такое автомобиль?
- Автомобиль – это … .
«Автомобиль – это транспортная безрельсовая машина главным образом на колесном ходу, приводимая в движение собственным двигателем, используемая для перевозки по дорогам людей и грузов»)
- Кого называют водителем?
- Водитель - … .
(Вывешивание таблицы с текстом
«Водитель (шофер) – человек, управляющий автомобилем)
(Подведение итога)

2.Основная часть.

Вы уже догадались, что сегодня на занятии мы будем говорить о труде водителя.
(Вывешивание таблицы с текстом
«Тема: ТРУД ВОДИТЕЛЯ»)
- Цель нашего занятия …
(Вывешивание таблицы с текстом
«Цель: познакомиться с профессией водителя»)
- Профессия водителя тесно связана с историей развития самодвижущихся транспортных средств. Исторически водители существовали с момента появления первых машин. Первые водители (шоферы) появились в Европе в конце XVIII века. Они управляли паровыми повозками, которые могли развивать скорость не более 7 километров в час. Самый-самый первый автомобиль сконструировал француз Николя Кюньо в 1770 году (показ портрета Николя Кюньо и рисунка сконструированного им автомобиля). Но это был всего лишь прообраз той машины, которую в 1885 году сконструировал немецкий инженер Карл Бенц, - первый автомобиль с бензиновым двигателем (показ портрета Карла Бенца и рисунка сконструированного им автомобиля). Машина передвигалась немного быстрее пешехода. Люди смеялись над этим механическим уродцем и называли его «самобеглая коляска». В России первый автомобиль появился 120 лет назад в 1895 году. Каждая транспортная новинка вызывала удивление и даже опаску со стороны мирных жителей, предпочитавших отдавать ее управление и личную безопасность в руки опытного водителя, прекрасно знающего правила передвижения. Первые водители смотрелись, как монстры, в своих очках, фуражках с наушниками и длинных балахонах, зашнурованных высоких сапогах - это были люди нового автомобильного века (показ портрета первого водителя). Позднее появились такси, а затем грузовые автомобили, автобусы. Автомобили начали свое завоевание мира. Сейчас мы даже представить себе не можем жизнь без транспорта и без людей, работающих на машинах. На сегодняшний день в нашей стране водитель автотранспорта - одна из самых массовых профессий.
- Легко ли быть водителем? Ответим на этот вопрос после прочтения отрывка из произведения Н. Носова «Как Незнайка катался на газированном автомобиле».
- «Однажды, когда Торопыжки не было дома, Незнайка забрался в автомобиль, который стоял во дворе, и стал дергать за рычаги и нажимать на педали. Сначала у него ничего не получалось, потом вдруг машина зафыркала и поехала. Коротышки увидели это в окно и выбежали из дома.
- Что ты делаешь? – закричали они. – Убьешься!
- Не убьюсь, - ответил Незнайка и тут же наехал на собачью будку, которая стояла посреди двора.
Трах – трах! Будка рассыпалась в щепки. Хорошо еще, что Булька успел выскочить, а то Незнайка и его раздавил бы.
- Вот видишь, что ты наделал! – закричал Знайка. – Остановись сейчас же.
Незнайка испугался, хотел остановить машину и потянул какой – то рычаг. Но машина, вместо того чтобы остановиться, поехала еще быстрей. На дороге попалась беседка. Трах – та – ра – рах! Беседка рассыпалась на кусочки. Незнайку с ног до головы забросало щепками. Одной доской его зацепило по спине, другой треснуло по затылку.
Незнайка схватился за руль и давай поворачивать. Автомобиль носится по двору, а Незнайка кричит во все горло:
- Братцы, откройте скорее ворота, а то я тут все во дворе переломаю!
Коротышки открыли ворота, Незнайка выехал со двора и помчался по улице. Услышав шум, со всех дворов выбегали коротышки.
- Берегитесь! – кричал им Незнайка и мчался вперед.
Знайка, Авоська, Винтик, доктор Пилюлькин и другие коротышки бежали за ним. Но где там! Они не могли его догнать.
Незнайка колесил по всему городу и не знал, как остановить машину.
Наконец машина подъехала к реке, свалилась с обрыва и кубарем покатилась вниз. Незнайка вывалился из нее и остался лежать на берегу, а газированный автомобиль упал в воду и утонул».
- Легко ли быть водителем?
- … .
- Как получить профессию водителя?
- Невозможно стать шофером, не имея водительских прав, поэтому первая ступенька - это автошкола. Вторая ступенька - это практика: по некоторым расчетам, мастерство шофера начинается после 30 тыс. наезженных километров. При желании можно существенно расширить водительские рамки, продолжив образование в высших учебных заведениях в отрасли автотранспорта и стать, например, инженером автомобилестроения или инженером по строительству дорог.
- Какие требования предъявляются к водителю?
- Водитель должен знать правила дорожного движения.
- А вы знаете правила дорожного движения?
- Да.
- Проведем блиц – опрос. При опросе вы должны будете быстро и правильно ответить на вопросы.
Вопросы блиц – опроса.
1. Какой сигнал светофора запрещает движение? (Красный.)
2. Сигнал светофора, разрешающий движение. (Зеленый.)
3. Часть улицы, предназначенная для транспорта. (Проезжая часть.)
4. Часть улицы, предназначенная для пешеходов. (Тротуар.)
5. Место пересечения дорог. (Перекресток.)
6. Как переходить дорогу с односторонним движением?
7. Как переходить дорогу с двухсторонним движением?
8. Как пересекать перекресток?
9. Человек, идущий пешком. (Пешеход.)
10. По какой стороне тротуара должен ходить пешеход? (По правой.)
11. По какой стороне дороги должен идти пешеход, если нет тротуара? (По левой, навстречу идущему транспорту.)
12. Сколько всего существует поворотов? (Правый и левый.)
- Какими качествами должен обладать водитель?
- Водитель управляет сложной дорогостоящей машиной, в создании которой участвовали многие инженеры и рабочие, поэтому он должен хорошо знать устройство машины, чтобы ухаживать за ней, т. е. обслуживать и ремонтировать, уметь управлять ею в различное время суток, года. Водитель должен обладать такими качествами как внимательность, наблюдательность, бдительность, осторожность, предусмотрительность, уравновешенность, терпение, быть физически выносливым человеком.
- А вы физически выносливы?
- Да.
- Предлагаю это проверить.
(Выполнение детьми физических упражнений
под «Песню шофера» в исполнении Л. Агутина)
- Молодцы!
- Предлагаю вашему вниманию видеозапись о профессии водителя.
(Просмотр детьми видеозаписи о профессии водителя)
- Как работает водитель?
- Водитель постоянно следит за дорогой, за средствами регулирования (светофором, дорожными знаками, линиями разметки), за показаниями приборов, за транспортом, который движется навстречу и опережает.
- За кем внимательнее всего следит водитель?
- Внимательнее всего водитель следит за пешеходами.
- В течение дня водитель преодолевает большие расстояния. Он устает и внимание его ослабевает. Следует всячески помогать водителю в работе.
- Какую помощь мы можем оказать в работе водителю?
- От пешеходов требуется немногое – выполнять правила дорожного движения самому и удерживать от неправильных действий на улице других пешеходов.
- Выполняя важную, работу водитель рассчитывает, что вы будете дисциплинированны на улице и дороге, а он убережет вас от несчастных случаев.

3. Заключительная часть.

А теперь мне хотелось бы знать, какое настроение у вас в конце нашего занятия. Нарисуйте на листочках по одному кружку или красного, или синего, или черного цвета.
(Практическая работа воспитанников)
- У кого в конце занятия настроение улучшилось?
- … .
- Почему?
(Подведение итога занятия)
- Наше занятие закончено. Спасибо.

Транскрипт

1 Конспект непрерывной непосредственно организованной образовательной деятельности для средней группы по ознакомлению с трудом взрослых (старший дошкольный возраст) «Знакомство с трудом взрослых» Программные задачи: -Формировать представления о разнообразии профессий. -Продолжать знакомить воспитанников с действиями людей разных профессий и предметами, необходимых для труда. -Формировать представление о ценности любого труда взрослых. -Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать уважение к труду взрослых. Предварительная работа: Чтение стихотворения В.В. Маяковского «Кем быть?». Рассматривание иллюстраций с разными профессиями людей. Настольная развивающая игра «Профессии». Экскурсия в магазин, на почту, в библиотеку. Методические приемы: беседа, отгадывание загадок, сюрпризные моменты, игровой момент, вопросы к детям, художественное слово, показ упражнений, разъяснения, рассказ воспитателя. Материалы: Книга В.В.Маяковского «Кем быть?», карточки с картинками, «волшебный сундучок», картинки повара, матроса, продавца, милиционера и т.д. ; инструменты для каждой профессии: художнику - кисточку, повару половник, шоферу машину, музыканту скрипку и т.д., цветок с профессиями, мольберты. Ход: - В круг широкий, вижу я, Встали все мои друзья. Мы сейчас пойдем направо, А теперь пойдем налево, В центре круга соберемся, И на место все вернемся. Улыбнемся, подмигнем, И заниматься мы начнем. Ребята, кому из вас хочется вырасти поскорее и стать взрослым?

2 - Скажите, а куда каждый день ходят ваши мамы и папы, взрослые? (взрослые, мамы и папы ходят на работу) - Для чего люди ходят на работу? (чтобы зарабатывать деньги, строить дома, водить машины, выращивать хлеб.) - Кем работают ваши родители? (спросить каждого ребенка) - Какую пользу они приносят? (они шьют одежду, учат детей, лечат заболевших, готовят пищу, перевозят грузы.) - Правильно. А теперь послушайте стихотворение В.В. Маяковского «Кем быть?» У меня растут года Будет и семнадцать. Где работать мне тогда, Чем заниматься? Нужные работники, Столяры и плотники. Столяру хорошо, А инженеру лучше Инженеру хорошо, А доктору лучше. - О чем говорится в стихотворении? (в стихотворении говорится о профессиях) - А что означает слово «профессия»? «Профессия» означает: дело, работа, занятие. Люди работают тем, кем им нравится работать, занимаются тем, что у них лучше получается. -На свете есть много профессий. А у меня сегодня есть волшебный сундучок, который хочет проверить, много ли вы знаете профессий. Чтобы его открыть нужно сказать вот такие слова: «Сундучок, сундучок, приоткрой-ка свой бочок» Загадки «Профессии» *** Скажите, кто так вкусно Готовит щи капустные Пахучие котлеты Салаты, винегреты Все завтраки, обеды? Дети: повар. Мы учим детишек писать и читать Природу любить

3 Стариков уважать. Дети: учитель. Встаем мы очень рано Ведь наша забота Всех отвозить по утрам на работу Дети: шофер. Кто, скажите мне, такой Охраняет наш покой За порядком он следит, Хулиганить не велит? Дети: милиционер. Не водитель, но в автобусе Нам билеты отрывает Остановки сообщает Как его все называют? Дети: кондуктор. Ждет сотрудников отряд В детском садике ребят Кто же мам в нем замещает Кто из вас, детишки, знает? Дети: воспитатель, няня, врач, муз. руководитель -Профессии бывают разные И все они очень важные Повар, плотник и шофер. Педагог, маляр, монтер Все профессии важны Все нужны - Молодцы! Давайте посмотрим что еще есть для нас в сундучке. «Сундучок, сундучок, приоткрой-ка свой бочок» (достаем цветочек с названиями профессий. Дети отрывают лепесток и говорят: «Повар готовит еду».) Игра «Что делает?» - Молодцы! Постановка проблемной ситуации - Ребята, трудно представить, что мы будем делать без врачей, когда заболеем. - Что бы мы носили, если бы не было портных?!

4 - Что бы ели, если бы не труд людей, которые выращивают хлеб, овощи, фрукты. - Какой пустой, неуютной была бы наша комната, если бы не столяры и плотники. Подвижная игра «Кому нужен этот предмет?» (на ковре лежат указка, жезл, книга, половник, руль, скрипка, кисточка, ведро, метла, стетоскоп) Дети под музыку двигаются по кругу. Музыка останавливается - дети берут предметы и говорят, кому нужен этот предмет. - Молодцы! Пословицы о труде. - Объясните, как вы понимаете пословицы. 1. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Дети: обязательно нужно потрудиться, чтобы что-то получилось. 2. Труд человека кормит, а лень портит. Дети: не будешь работать станешь плохим человеком, ленивым. -Главное в жизни человека- труд. Вы вырастите и тоже захотите кем-нибудь стать. Давайте с вами поделимся кем вы хотите стать. Выход на продуктивную деятельность (рисование «Кем я хочу быть)


Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Все профессии важны, все профессии нужны» Составил: Ягина Олеся Юрьевна МБДОУ 48 Задачи. 1. Расширить представление детей о разнообразии профессий,

ГБОУ школа 1015 СП ДО 3 Конспект непосредственной организационной деятельности: ОБЖ. Тема: «Профессии» В старшей группе - «Сказка» Провела: Мирошниченко Е.С. Москва январь 2017год Задачи: вызвать интерес

Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеообразовательной школы 10 «ОЦ «ЛИК» городского округа Отрадный Самарской области «детский

Отчет о проведении игры путешествия на тему: «Моя будущая профессия». Средняя группа 2. Воспитатель: Прикащенкова Мария Юрьевна. 1 сентября, в средней группе 2 «Пчелка» была проведена играпутешествие на

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение ЦРР детский сад комбинированного вида 11 «Капелька» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Что мы знаем о профессиях»

Конспект фронтального лексико-грамматического занятия для подготовительной группы по теме «Профессии» Новоселова Людмила Тема: «Профессии». Цель: закрепление знаний по теме «Профессии». Задачи: 1. Продолжать

Администрация городского округа Саранск Департамент по социальной политике Управление образования муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Саранск «Детский сад 47»

Структурное подразделение государственного бюджетного образовательного учреждения Самарской области средняя общеобразовательная школа 8 городского округа Отрадный Самарской области детский сад 4 План-конспект

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 90» муниципального образования города Братска Выпуск 19/2015 год Тема номера: «Все профессии важны, все

СП «Детский сад» Солнышко» ГБОУ СОШ с.новое Мансуркино м.р.похвистневский, Самарской области План-конспект НОД в рамках образовательной области «Труд» (ознакомление с трудом взрослых) детей 6-7 лет «Профессия

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 49 «ФЕЯ» Конспект организованной образовательной деятельности для подготовительной группы по теме: «Профессии

МБДОУ Детский сад 8 «Аленушка» Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы «Все профессии важны, все профессии нужны»

Показ открытого интегрированного занятия в средней группе совместно с детьми с нарушением слуха и детьми с сохранным слухом по теме «Все профессии нужны, все профессии важны» для слушателей семинара (сурдапедагогов,

1. Каменщик строит жилища, Платья работа портного. Но ведь портному работать Негде без теплого крова! 2. Каменщик был бы раздетым, Если б умелые руки Вовремя не смастерили Фартук и куртку и брюки. 3. Повар

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 40» КОНСПЕКТ НОД ПО ПДД Тема: «Улица нашего города» Разработала воспитатель I категории Рыбкина М. А. г. Саранск Тема: «Улица нашего города»

Конспект игры-ситуации в 1 младшей группе с участием родителей. Тема: «Профессия моей мамы водитель маршрутного такси». г. Юрьев-Польский, Владимирская область, МБДОУ Детский сад 4 «Улыбка» комбинированного

«Все профессии нужны, все профессии важны» (организованная образовательная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста) Панова Наталья Викторовна МБДОУ детский сад 5 комбинированного вида "Чебурашка"

ВСЕ ПРОФЕССИИ НУЖНЫ (конспект занятия) педагог Кузнецова С.В., Красноярская общеобразовательная школа 5 Класс: 4«Б» (умеренная степень умственной отсталости) Направление: трудовое воспитание Цель: формирование

Педагогический проект МДОУ д/с 1 «Ромашка» города Фурманова Во 2 младшей группе «Почемучки» «Профессии детского сада» Автор проекта: Воспитатель: Лобуничева О.Ю. Актуальность Дети младшего дошкольного

Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «Здоровое питание». Возраст: старший дошкольный возраст 5-6 лет. Цели и задачи: Формировать у детей понимание того, что здоровье зависит от правильного

Беседа «Все профессии важны». (старшая группа) Цель: формировать первичные представления о труде взрослых. Задачи: 1. Развивать любознательность детей к профессиям взрослых. Показать важность каждой профессии

Тема: «Все профессии нужны все профессии важны». Цель: обобщение детьми старшего дошкольного возраста знаний и представлений об огромном и многообразном мире профессий. Образовательные задачи: расширять

Классный час на тему: «Все профессии важны, все профессии нужны» Цель: Развитие интереса к профессиям Задачи: 1 Выявление уровня знаний учащихся о профессиях; 2 Актуализировать знания о профессиях родителей;

Дорогою добра. 4 кл Тема: «Труд и профессии людей». Цель: стимулировать интерес детей к различным видам трудовой деятельности. Задачи: прививать любовь к труду, посредством включения детей в игровые и

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Воспитатель: Мироян Наталья Борисовна Тема: «Ознакомление с трудом взрослых: профессия Строитель»

МДОУ «Приозерский детский сад» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида 9" Проектная деятельность на тему: «Мамочка любимая, самая красивая!» Воспитатель:

Задачи: Конспект занятия на тему: «День матери» (средняя группа) Расширять знания детей о празднике «День Матери», упражнять детей в умении подбирать слова-признаки, закреплять умение отвечать на вопросы,

ПРОЕКТ «МИР ПРОФЕССИЙ» Панченко А.Н. мл.группа «Василёк» МКДОУ 90 «Калинка» Новосибирск 2014 ПРОБЛЕМА Низкий уровень представлений детей во второй младшей группе о мире профессий взрослых, малая активность

Педагогический проект МДОУ «Детский сад 227» г. Ярославля в первой младшей группе «Теремок» «Профессии детского сада» Авторы проекта: Воспитатели: Алиева Елена Станиславовна Кармакова Валентина Александровна

Тема: «Знакомство с профессией повар». (Познавательное развитие» Выполнила: Филипова. О. А. воспитатель, МДОУ «ЦРР- Д\С 122» Цель: расширить представления детей о профессии повара. Задачи: познакомить

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей 2 «Ёлочка» Конспект экскурсии в

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 40» КОНСПЕКТ НОД ПО ПДД Тема: «Давайте знакомиться мы дорожные знаки» Разработала воспитатель I категории Рыбкина М. А. г. Саранск Тема:

Ханты-Мансийский автономный округ Югра Октябрьский район пос. Унъюган Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Буратино» ПРОЕКТ Проект составили Воспитатели

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 8 города Шебекино Белгородской области» Непосредственно образовательная деятельность в средней группе Тема:

Подготовила воспитатель средней «А» группы МБДОУ «Ровеньский детский сад 1 комбинированного вида Белгородской области» Ендовицкая О.Н. Познание предметного мира: комплексное занятие в средней группе. Тема:

Белоярский район Ханты-Мансийский автономный округ Югра Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Детский сад «Семицветик» г. Белоярский» (МАДОУ «Детский сад «Семицветик»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 5 общеразвивающего вида Непосредственная образовательная деятельность воспитателя с детьми 5-6 лет: «Жители Города добра» Воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 29 Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе Тема: «Профессии моего города» (артист, продавец, строитель)

ГУО «Средняя школа 1 г.вилейки» Игровая программа «Мир профессий» Класс: 4 Учитель: Борисевич С. В. Тема: Мир профессий 2015/2016 Цель: развитие интереса к профессиям. Задачи: - расширить знания детей

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «ШКОЛА 1366» (ГБОУ Школа 1366) ОКПО 63640746, ОГРН 1097746664685, ИНН 7721676165/772101001 1-ая

Конспект организованной образовательной деятельности во второй младшей группе Тема «Знакомство с трудом сотрудников детского сада». Подготовила: воспитатель МАДОУ «Детский сад «Белочка» села Новая Таволжанка

«Все профессии важны, все профессии нужны» Цель: систематизировать знания детей о профессиях. Задачи:Совершенствовать знания о необходимости и важности разных профессий; учить детей связной речи; активизировать

Тема: «Все профессии важны, все профессии нужны! Цель: формирование уважительного отношения к людям различных профессий и развитие нравственных качеств - трудолюбия, ответственности, добросовестности.

Сюжетно ролевая игра «Школа» Цель: Развивать умения детей отражать отношения и взаимодействие взрослых друг с другом, опираясь на ранее полученные знания. Приучать детей к элементарному планированию игры

Принят: Педагогическим советом 1 От 02 сентября 2016г. Перспективное планирование образовательных ситуаций по блоку задач «Ребенок в семье, обществе, патриотическое воспитание детей», реализуемых в образовательной

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Алёнушка» посёлка Эгвекинота» Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида 18 «Сказка» муниципального образования Тимашевский район Педагогический проект «Знакомство с профессией

Учреждение «Отдел образования администрации Волжского муниципального района» Министерства образования и науки Республики Марий Эл «Наша улица» конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению

Тема: Профессия водитель

Цели : дать представление о профессии водителя; познакомить детей с особенностями работы водителей различного транспорта; расширять знания детей о правилах поведения водителей на дороге.

Материал: атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Шофер», картинки с изображением различного вида транспорта, дорожные знаки; картинки: дома, машины, дорога, люди; дидактическая игра «Водители».

Педагог предлагает детям посмотреть на фланелеграф.

Что на нем изображено? (Ответы детей: дорога (проезжая часть), тротуар, дома, детский сад.)

Ребята, это улица города, на которой есть дорога и тротуар. Давайте вспомним, для кого предназначены дороги, а для кого тротуар? (Ответы детей: по дороге ездят машины, а по тротуару ходят люди.)

Педагог продолжает задавать вопросы по фланелеграфу.

Может ли человек ходить по дороге? (Да, только в определенном месте.)

Назовите, какой транспорт можно встретить на дороге? (Грузовой и легковой транспорт, общественный транспорт: троллейбус, автобус, такси; трамвай; специализированные машины, скорая помощь, пожарная машина, снегоуборочная машина, бетономешалка, экскаватор, подъемный кран, полицейская машина, бульдозер.)

Ответы детей сопровождаются отображением людей, машин, транспорта на фланелеграфе.

Дети, кто управляет машиной? (Шофер, водитель автомашины.)

Правильно, шофер. А какие правила движения по дороге для водителя любого вида транспорта вы знаете?

Дети, посмотрите внимательно на нашу улицу на фланелеграфе. Чего не хватает на дороге? (Светофора и пешеходного перехода.)

Давайте подумаем, куда поставить светофор. (На дорогу возле тротуара, возле знака «Пешеходный переход».)

А где должен быть пешеходный переход? (Возле знака «Пешеходный переход».)

Педагог обращает внимание детей на пересечение дорог на фланелеграфе.

А как называется это место? (Ответы детей: место пересечения дорог называется перекрестком.)

Что должен делать водитель, если впереди перекресток? (Ответ: на перекрестках водители должны быть особенно внимательны. Нередко перед перекрестком вешают знак «Пересечение с равнозначной дорогой». Водитель увидит его и замедлит движение, чтобы не столкнуться с автомашинами, выезжающими с другой улицы. Место перехода улицы часто обозначают специальным знаком - «Пешеходный переход» (показывает детям знак), переход улицы разрешается только в этом месте.)

Ребята, вы хорошо знаете правила дорожного движения, поэтому я предлагаю поиграть в интересную игру - «Водители».

Цели: учить детей правилам дорожного движения; развивать мышление и пространственную ориентацию.

Материал: несколько игровых полей, машин, игрушки.

Ход игры: заранее готовится несколько вариантов несложных игровых полей. Каждое поле - это рисунок разветвленной системы дорог с дорожными знаками. Это даст возможность менять дорожную ситуацию. Например: «Ты водитель автомобиля, тебе нужно отвезти зайчика в больницу, набрать бензина и починить машину. Рисунок машины обозначает гараж, откуда ты выехал и куда должен вернуться. Подумай и скажи, в каком порядке нужно посетить все эти пункты, чтобы не нарушить правила дорожного движения».

В процессе игры педагог контролирует правильность выполнения правил детьми.

Тема. Труд водителя.

Цели. Знакомить детей с профессией водителя, показать ее общественную значимость. Закреплять знания о грузовом, пассажирском, легковом транспорте. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать внимание и уважение к взрослым.

Материал. Игрушечные машинки: легковая, грузовая, автобус. Дидактическая игра «Собери машину», иллюстрации — профессии, игрушечный телефон, шапочки героев из сказки Н. Павлова «На машине».

Ход занятия

I. Психогимнастика «Волшебный стул». Ребенок садится на «волшебный стул», остальные говорят ему ласковые слова.

II. Проблемная ситуация.

Педагог. На столе стоят легковая, грузовая машины, автобус. Я звоню по телефону и прошу прислать за мной такси. Вова, ты — водитель, садись в машину и приезжай за мной. На какой машине приехал Вова?

Дети. Вова приехал на легковой машине.

Педагог. А почему не на грузовой машине?

Дети. Она перевозит грузы, а не людей.

Педагог. А почему не на автобусе?

Дети. Он перевозит много людей, а легковая машина только несколько.

III. Игра «Чего не стало?»

Педагог. Назовите машины, которые находятся у меня на столе.

Дети. Легковая машина, грузовая машина, автобус.

Педагог. Закройте глаза, сейчас какая-то машина уедет. Откройте глаза. Чего не стало?

IV. Физминутка «Светофор» . Педагог поднимает красный флажок — дети стоят на месте, желтый — хлопают в ладоши, зеленый — топают ногами.

V. Беседа.

Педагог. Всеми этими машинами управляет кто?

Дети. Машинами управляет водитель.

Педагог. Эта профессия важна и нужна всем людям. Водитель встает очень рано, когда вы еще спите, и отправляется на работу. Возвращается с работы водитель очень поздно, когда многие уже спят. Водители управляют машинами, которые перевозят грузы, доставляют продукты, людей на работу и домой, следят за машиной и ремонтируют ее, если она ломается. Представьте себе, если бы злой волшебник похитил бы всех водителей, что бы тогда случилось? (Ответы детей.) Профессия водителя очень важна и необходима всем нам.

VI. Пальчиковая гимнастика «Замочек» . Соединить пальчики обеих рук в «замочек» и крепко сжать.

VII. Дидактическая игра «Собери машину».

Педагог. Случилась беда, сломалась машина, нужно ее отремонтировать. (Дети из двух частей собирают целое по образцу.)

VIII. Инсценировка рассказа Павлова «На машине».

Цели. Уточнять представление детям об одностороннем, двустороннем движении; о видах транспорта: воздушном, водном, наземном. Углублять знания о труде водителя. Уточнять знания о дорожных знаках и их назначения. Развивать умение дифференцировать сигналы светофора (транспортного, пешеходного). Воспитывать внимание, умение ориентироваться в сложившейся ситуации.

Материал. Иллюстрации: воздушный, водный, наземный транспорт, дорожные нарушения, дорожные знаки. Перфокарта «А ну-ка, отгадай»; простой карандаш.

Ход занятия

1. Психогимнастика.

1. «Передача чувств» . Детям дается задание передать по цепочке чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений.

2. «Трубочка». Рот открыт, боковые края языка загнуты вверх.

Язычок вперед тяни,

Да края его загни.

До чего же хороша

Наша трубочка-труба.

3. Гимнастика для глаз. Дети следят за указкой в руках педагога.

4. Пальчиковая гимнастика «Моя семья».

Моя семья

Вот дедушка,

Вот бабушка,

Вот папочка,

Вот мамочка,

Вот деточка моя,

А вот и вся семья.

(Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, на слова «а вот и вся семья» второй рукой охватить весь кулачок.)

II. Педагог предлагает детям выбрать из серии картинок воздушный, водный, наземный транспорт.

Педагог. Почему вы так решили? Какой транспорт движется быстрее всего? Какой медленно? Какой еще медленнее? (Ответы детей.)

III. Беседа.

Педагог . Дети, кто управляет наземным транспортом?

Дети . Им управляет водитель.

Педагог. Если на дорожном светофоре горит красный свет, что делают машины?

Дети. Машины стоят.

Педагог. А на пешеходном светофоре в это же время какой сигнал?

Дети . «Идите».

Педагог. Что делают пешеходы?

Дети. Они переходят дорогу.

Педагог. Также водитель следит за дорожными знаками. О чем водителю рассказывают эти дорожные знаки?

Дети . «Пешеходный переход», «Осторожно, дети!»

Педагог. Где водитель может заправить машину? Покажите знак. А где он может отдохнуть, пообедать?

Дети. «Пункт питания», «Место отдыха».

Педагог. Где можно срочно произвести ремонт?

Дети. Там, где есть знак «Техническое обслуживание».

Педагог. А вот и мастерская (показывает перфокарту «А ну-ка, отгадай».) Нужно соединить отдельные детали машин, нарисованные справа, с той машиной, к которой они относятся.

IV. Физминутка «Светофор».

Педагог. Водителю приходится следить за разметкой на проезжей части дороги. Одну мы знаем — это «Пешеходный переход» (показывает рисунки). Посмотрите, здесь машины движутся в одну сторону — это одностороннее движение. В какую сторону нужно смотреть, чтобы перейти улицу с односторонним движением?

Дети. Надо смотреть в сторону, откуда движется транспорт.

Педагог . Как машины движутся на этом рисунке?

Дети. Машины движутся в обе стороны.

Педагог. Это двустороннее движение. Как в этом случае мы должны правильно переходить дорогу? (Ответы детей.) Чтобы не было столкновений транспорта при двустороннем движении, проезжая часть бывает разделена сплошной или прерывистой линией.

Автомобиль приходится водить и в дождь, и в грязь, и в снег, и в жару, часто по скользким и мокрым дорогам, бывает плохая видимость из-за тумана. В течение дня водитель проезжает большие расстояния, поэтому он устает, внимание к концу дня ослабевает. От пешеходов требуется совсем немного, лишь точно выполнять Правила дорожного движения на улицах и дорогах, быть дисциплинированными. Этим вы окажете водителям большую помощь в их напряженной работе, а себя убережете от опасности. Давайте повторим правила поведения на улице (показывает перфокарту «Это должны знать все!»). Положи фишку на картинку там, где безопасное место для игры. Почему ты положил фишку именно в этом месте? О чем забыли дети на других картинках?

(Ответы детей.)

Педагог. Машину мгновенно не остановить, даже если водитель изо всех сил нажал на тормоза. До полной остановки машина проходит некоторое расстояние. Если машина едет медленно, ее проще остановить, а если она мчится, очень сложно. Помните об этом!

О чем мы говорим на занятии?

Дети. Мы говорим о труде водителя.

Педагог. За чем должен следить водитель?

Дети . Водитель должен следить за знаками, разметкой, светофором...

Педагог. Какое бывает движение?

Дети . Движение бывает одностороннее, двустороннее.

Педагог. Как выделяется двустороннее движение на проезжей части дороги?

Дети . Двустороннее движение выделяется сплошной или прерывистой линией.

(Педагог читает стихотворение С. Маршака «Вот какой рассеянный», дети рассматривают иллюстрации.)