История появления правил дорожного движения. История светофора. Необычные правила дорожного движения в разных странах

Совсем недавно широко известной «зебре» исполнилось 65 лет. Да-да, пешеходный переход, обозначенный белыми полосами, в начале 1950-х не был чем-то само собой разумеющимся. Вспоминаем интересные факты о «зебре» и рассказываем, какой же она должна быть.

  1. Первая «зебра» появилась 31 октября 1951 года в английском городе Слоу – именно тогда, согласно большинству источников, пешеходный переход через улицу был официально оформлен белыми полосами, нанесёнными на полотно дороги.
  2. До появления «зебры» переходы отмечались металлическими кружками, которые были не слишком хорошо заметны водителям. Именно поэтому было решено найти им замену. Было научно обосновано, что продольные белые полосы подсознательно заставляют водителя снижать скорость.
  3. В 1930-х годах, задолго до появления на дорогах белых полос, ПДД в Великобритании, как таковых, ещё не существовало. Чтобы хоть как-то обезопасить пешеходов, министр транспорта сэр Хор-Белиша приказал ставить у дорог оранжевые маяки на полосатом столбе, обозначающие переход. До сих пор «зебра» в Англии дублируется «маяками Белиши».
  4. В Германии «зебра» появилась в сентябре 1953 года, через пару лет после британской.
  5. В СССР «зебру» ввели только в середине 1960-х, наряду с другими элементами дорожной разметки.
  6. Знак «пешеходный переход», которым принято дублировать «зебру» в России, не так уж общеупотребим, как кажется. Без него обходятся многие пешеходные переходы в Японии, США, Германии, Англии… А там, где он встречается (как в перечисленных, так и в других странах мира), он выглядит зачастую совершенно непохожим на российский вариант.
  7. «Зебра» – далеко не единственный формат обозначения перехода. Например, в Берлине и Лондоне его обозначают пунктирными линиями, а в США кроме привычного нам вида, есть ещё пять разновидностей разметки – сплошные линии вдоль перехода или сочетание их с «зеброй», пунктирные линии, диагональная «зебра», а также сплошное белое поле перехода, именуемое «solid». Впрочем, и классическая «зебра» в Европе и США встречается довольно часто.
  8. В Германии пешеходы имеют право переходить проезжую часть не только по «зебре», но и вообще в любом месте дороги, если позволяет транспортная ситуация и нет специальных ограничений. Приоритет пешехода – не только на «зебре», но и на любом перекрёстке, даже лишённом разметки.

«Зебра» у нас и у них

Статьи / Дороги

Война автострад, мир выбоин: как строятся дороги в разных странах

Изданная в 1816 году книга рассказывала, что основание дороги должно быть выложено из крупных камней, а поверх них нанесено несколько слоёв гравийной крошки, залитой гудроном. Для сцепления слоёв между собой их надлежит...

48138 7 0 02.10.2016

В последние годы стало трендом ругать качество проектирования дорожных переходов в России. Скажем, в 2012 году российская блогосфера прямо-таки фонтанировала постами, сравнивающими «зебры» у нас и на Западе. Действительно, общая в России заметно отстаёт от развитых стран, и пешеходные переходы, в частности, оформляются зачастую безобразно, а точнее преступно, учитывая печальную статистику. У нас не считается обязательным ставить перед переходами светофоры, если полос движения в одном направлении больше одной, и дополнять такие переходы островками безопасности посередине проезжей части, как не считается обязательной и подсветка зебры в тёмное время суток. У нас видна тенденция к отказу от «зебр» на загруженных улицах и возведению заборов вдоль полотна, а также замене «зебр» на надземные или подземные переходы – якобы это меньше тормозит поток, а на самом деле делает «пробку» неконтролируемой и лишь «телепортирует» её на пару километров дальше. А ведь такой отказ, помимо снижения упорядоченности трафика, создаёт дополнительные трудности пожилым и пешеходам с детьми и провоцирует пересечение проезжей части в совсем неподходящих местах. С недавнего времени бордюрный камень около переходов стали опускать на уровень полотна, но далеко не повсеместно – часто можно видеть, что путь к переходу перекрывает бордюр в 15-20 сантиметров высотой…

Этот перечень типично российских «косяков» можно продолжать долго, но к правильному и неправильному оформлению пешеходного перехода мы ещё вернёмся, а пока заметим, что мир неидеален повсюду. Вот всего пара примеров. Это почти безупречный с точки зрения инфраструктуры улиц Токио – здесь мы видим пресловутый надземный переход, хотя, казалось бы, в этом месте ничего не стоит организовать нормальную «зебру». А это Берлин, где, как мы знаем, пешеход имеет право пересекать дорогу почти где угодно, но конкретно на этой улице с четырьмя полосами движения в каждую сторону такая «либеральность» может быть оправдана только с учётом широко известной осторожности и аккуратности немцев в принципе.

Хотя, если вы «побродите» с помощью просмотра улиц по европейским, азиатским или североамериканским городам, вы увидите, насколько грамотно организованы пешеходные переходы в большинстве случаев. Вот перекрёсток в том же Берлине, где вместо привычной нам «зебры» применены пунктирные линии (равно как и совершенно обычным для Берлина образом отсутствует знак «пешеходный переход»), но для водителей этот переход не может остаться незамеченным, благодаря трём (!) светофорам.

А это Токио, напряжённый перекрёсток в самом центре, и здесь для комфортного перемещения людей через улицу сделано всё возможное, причем «зебры» периодически встречаются во все стороны от этого перекрёстка на удалении не более 150-200 метров друг от друга.

А в Нью-Йорке на похожем перекрёстке, заснятом в час пик, мы видим, что сигналы светофоров ещё и дублируются регулировщиком.

Разные детали «конструктора», из которых состоит хороший пешеходный переход, могут встречаться не в комплексе, а по отдельности. Яркий пример – островки безопасности, так редко строящиеся в России. А в Германии, в силу описанной выше «приоритетности» пешехода, островки попадаются довольно часто – как раз без привязки к «зебре» или её производным. Такое же «обособление» островка безопасности можно встретить и в Лондоне, хотя в английской столице он гораздо чаще применяется всё-таки в комплексе перехода со светофором, ну а образцовый (пусть и не слишком живописный в конкретном случае) пешеходный переход в Англии — это островок, «ниспадающий» тротуар, «зебра», пунктирная линия, локальное освещение и маяки Белиши.

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4

Необычные «зебры»

Если пройтись по пешеходным переходам в принципе, не останавливаясь на «зебрах», то безусловно, одним из самых экзотических окажется этот в Шанхае, близ башни Oriental Pearl TV Tower – фактически это второй, пешеходный «ярус» города, со всех сторон имеющий подъёмы с эскалаторами. Тот редкий случай, когда надземный переход однозначно круче «зебры», но представьте, какими средствами сие достигнуто.

Что до собственно «зебры», то периодически делаются попытки каким-либо образом её модифицировать, сделать более информативной. Почему бы и нет – ведь, например, велосипед «изобретается» до сих пор. Похожим образом, вероятно, подумал в начале 2000-х Тони Кавалери из Бельгии – и придумал зебру, которая автоматически загорается, если на неё наступает человек. Свечение возможно благодаря специальному составу краски и активируется с помощью датчиков движения. Заметим, что в октябре 2016-го к идее светящегося полотна вернулись в Польше – в городе Лидзбарк-Варминьски к юбилею Ван Гога построили светящуюся велодорожку, а чуть ранее такие дорожки уже были созданы в Великобритании и Северной Ирландии.

Нередки эксперименты и с «объёмными» пешеходными переходами. По запросу «объёмная зебра» можно найти немало примеров того, как художники придают 3D-эффект полосам, дабы сделать переход более заметным, причем немало случаев такого креативного подхода зафиксировано и в России. Но эти изыски, при всей их любопытности, стоит относить всё же именно к творчеству, ибо в целом мир пришёл к довольно точным выводам относительно того, как именно нужно обустраивать пешеходные переходы – не «объёмные» и не «флуоресцентные», а самые обычные. И как переходы точно не нужно делать.

Далее изложим те пункты относительно организации пешеходных переходов, которые подчёркиваются многочисленными исследователям этой темы, и которые кажутся нам справедливыми – тем самым мы резюмируем всё, о чем говорилось выше.

Что такое правильная зебра

  1. Если пешеходный переход пересекает несколько полос движения, он должен быть оборудован светофорами и островком безопасности.
  2. Тротуар и бордюр в районе перехода должны быть опущены на уровень полотна – это облегчает выход на «зебру». Ещё лучше, если сама «зебра» приподнята над дорогой вровень с тротуаром.
  3. Знак «пешеходный переход» должен быть установлен в месте, где он не будет закрыт деревьями или крупногабаритным транспортом, в идеале – прямо над дорогой. Ядовито-жёлтая рамка вокруг знака не спасает.
  4. «Зебра» должна быть подсвечена в тёмное время суток.
  5. Переход может быть дополнен кнопкой «по требованию».
  6. Надземный или подземный переход в черте города не может служить адекватной заменой «зебре» – грамотно спроектированная «зебра» со светофором служит средством упорядочивания трафика. Отказ от обычных наземных переходов не ускоряет движение потока, а лишь переносит дорожную «пробку» в другое место.
  7. «Зебре» не место за городом, особенно в том случае, если это «зебра» на многополосном шоссе, без светофоров и островка безопасности (см. п. 1). В этом случае более уместны надземные переходы типа пешеходных мостов.

Самый типичный случай гибели на пешеходном переходе – это остановившийся один ряд при продолжении движения в другом. Ни пешеход, ни водители в движущемся ряду очень часто не видят опасности. По данным ГИБДД , в 2015 году на пешеходных переходах произошло 58 221 ДТП. Есть и хорошие новости – ещё несколько лет назад эта цифра была на 8 000 – 10 000 выше. Но до момента, когда российская «зебра» станет совершенно безопасной, ещё далеко. Тем, кто проектирует переходы, нужно в корне менять взгляд на предмет проектирования. А участникам движения – и водителям, и пешеходам – быть предельно внимательными друг к другу.

Когда мы перемещаемся на автомобиле по России, многие вещи на дороге могут показать для нас странными. Часто они совершенно непонятны и приходится несколько раз направлять свой взгляд, для того чтобы проверить, что наши глаза не врут. Тем не менее наши домашние дорожные нелепости крошечные, по сравнению с невероятными в мире. Практически в каждой стране есть положение, форма или знак, которые отличаются своим абсурдом и подойдут для съёмок скрытой камерой, а не для помощи в обеспечении безопасности правового регулирования. Ниже наиболее интересных примеров в разных странах мира.

США

Соединённые Штаты - одна из большого числа различных местных государственных единиц, что преуспевают в мировом рейтинге странных вещей. И хотя многие из этих положений не используются в течение многих лет, в юридическом смысле они всё ещё действуют и на них могут ссылаться при проверке водителей.

1.

Так, автодрайверам в Пенсильвании, на пути которых встретится всадник на лошади, необходимо тщательно наблюдать за реакцией животного. Если лошадь испугается автомобиля, водитель должен остановить машину и накрыться одеялом. В случае если это не помогает и лошадь по-прежнему боится идти, автомобиль должен спрятаться в близлежащих кустах.

2.

В штате Алабама, в свою очередь, запрещено водить машину босиком. Возможно, само правило не очень странное, но интересен факт, почему оно вообще появилось. Такое решение было принято после того, как один преступник заявил, что он не смог остановить автомобиль, потому что была слишком горячей.

В этом же штате есть такое необычное правило дорожного движения, как запрет на управление автомобиля с завязанными глазами.

3.

В штате Калифорния нельзя практиковать свои навыки каскадёра. Вы нарушите закон, если будете прыгать из автомобиля, который движется со скоростью 100 км/час.

На видео - некоторые нюансы ПДД в США:

4.

Также одно из самых странных правил можно встретить в Мемфисе, Нью-Орлеане и Алабаме. В этих штатах женщины могут водить только небольшие автомобили и при условии, что он будет обозначен красным флагом, чтобы предупредить других .

5.

В штате Делавэр запрещено переодеваться в автомобиле. На Озёрной улице в Миннеаполисе, штат Миннесота, нельзя кататься на красном автомобиле, а в воскресенье по улицам города Денвер запрещено двигаться на чёрных машинах.

6.

В Массачусетсе незаконным является наличие гориллы на заднем сидении вашего автомобиля.

7.

На Аляске водителям запрещено перевозить собаку, привязанную к . Такой запрет связан с историей о кандидате в президенты США Митте Ромни, который в одном из интервью упомянул, что во время ежегодной поездки на отдых из-за недостатка места в салоне он прикрепил специальную клетку на крышу автомобиля и посадил туда собаку. Симус - ирландский сеттер - 12 часов провёл в такой поездке. Когда дело дошло до выборов, многие избиратели оценили такое поведение Ромни, как негуманное.

Филиппинские чудеса

8.

Азиатская «кухня»

Азия во многом удивляет среднего европейца.

9.

В Таиланде, например, есть положение, которое требует, чтобы водители носили футболки.

10.

Полиция должна уведомить своего руководителя о каждом, кто получил взятку. Также в той стране нельзя поворачивать налево, за исключением некоторых перекрёстков, где это указано.

11.

В Саудовской Аравии женщинам вообще не разрешается водить автомобиль. Исключение составляют лишь некоторые дороги, в основном частные.

12.

В Японии пешеходы всегда чувствуют себя в безопасности, потому что водитель, который окатил прохожего водой из лужи, рискует получить штраф. Кстати, такое же правило актуально и для Нового Южного Уэльса, где по правилам дорожного движения считается преступлением для водителей автобусов на автобусной остановке плескать грязью на ожидающих пассажиров.

Старая Европа

В Европе также нет недостатка в странных , над которыми можно посмеяться.

13.

В Люксембурге все автомобили в обязательном порядке должны быть оборудованы стеклоочистителями, даже если у вас нет окон.

Британские мужчины имеют законное право мочиться в общественном месте, если делают они это на заднее колесо своего автомобиля.

А в Швейцарии вы не имеете права в воскресенье.

14.

Невероятные правила дорожного движения существуют и на Кипре. Здесь при движении хорошей идеей является наличие напоминания на приборной панели в автомобиле «питание, напитки и сигналы». Ведь в этой стране есть и пить во время движения запрещено. Также здесь нельзя использовать сигнал вблизи больниц.

И не забудьте обратить внимание на позиции кипрского солнца - автомобильные огни должны быть включены/выключены между получасом после захода солнца и получасом до восхода солнца.

15.

Перед запуском двигателя в Дании должна осуществляться водителями, которые имеют основание полагать, что она может быть заминирована. Однако такая проверка заключается не только в осмотре исправности частей автомобиля, а делается для того, чтобы убедиться, что под автомобилем нет детей.

Как вы могли убедиться, во всём мире люди, ответственные за законодательство, имеют большое воображение и чувство юмора. Но пока такие необычные правила дорожного движения не мешают безопасности, можно сделать вывод, что такая правовая уникальность является только частью государственного интереса.

Статья о самых интересных ПДД в мире, по разным странам и регионам. Занимательные факты о правилах дорожного движения. В конце статьи - видео о самых странных штрафах в мире!

Рейтинг интересных фактов о правилах дорожного движения, по странам и регионам

1. США


Ни единожды высмеиваемая страна даже в законодательном плане может дать идею для замечательной книги анекдотов. Например, если в Пенсильвании автомобилист встретит на дороге всадника на лошади, он должен вести себя крайне аккуратно. Если он заметит, что испугал своим появлением лошадь, он должен немедленно остановиться и спрятаться под каким-нибудь пледом, покрывалом или одеялом. Если же даже такая мера не снимет испуг животного, он должен отогнать автомобиль в любое укрытие и дождаться, пока лошадь не уведут с дороги.

Такая защита прав животных не свойственна штату Джорджия, где курам строго запрещено переходить дорогу, несмотря ни на какие личные обстоятельства.

Еще более странные правила в Алабаме, где почему-то запрещают водить машину с завязанными глазами. А после происшествия с горе-преступником, который оправдывался перед гнавшимися за ним полицейскими слишком горячей педалью газа, которую он не смог нажать босыми ногами, теперь всем жителям запретили ездить за рулем босиком.

Очень скучные законы оказались на родине Голливуда – там нельзя попробовать себя в роли каскадера и выпрыгнуть из машины на скорости 100 км/час.

Раем для феминисток станут Алабама, Мемфис и Новый Орлеан, где женщинам дозволено водить маленькие машинки, украшенные красным флагом для обозначения своего «пола».


Дискриминация по цветовому признаку происходит в Миннеаполисе и Денвере. В первом запрещено иметь красные автомобили, во втором – по воскресеньям выезжать на черных.

На Аляске же водителю не разрешат везти собаку привязанной к крыше, даже если вы всего лишь спешите на дачу.

2. Филиппины


Филиппинские пробки в крупных городах по масштабу бедствия превзойдут московские. Сам факт хоть какого-либо движения уже является чудом, не говоря уже о достижении места назначения. И вместо того, чтобы построить новые дороги, автомобильные развязки, эстакады, правительство решило кардинально изменить правила движения. Теперь в Маниле водители выезжают на дорогу по расписанию, которое напрямую зависит от автомобильных номеров.

Автовладельцы, чьи номера заканчиваются на 1 и 2, не вправе садиться за руль по понедельникам. Обладатели знаков с последними цифрами 3 и 4 – по вторникам и так далее до пятницы, когда дома остаются машины на 9 и 0.

Отвести душу можно лишь поздним вечером или ночью, ведь правило действует с 7 часов утра и до 19 часов вечера. Высший балл государству за оригинальность, но «5 +» тем автовладельцам, которые просто покупают себе еще одну машину.

3. Азия


Человеку, оказавшемуся в Азии, кажется, будто он попал на другую планету. Они не так одеваются, не так разговаривают, едят странные вещи, а что творится у них в голове – даже думать страшно.

Их правила не фантастические, не забавные, они просто непонятные. Так, таиландское законодательство требует, чтобы водитель был в футболке. Не в рубашке, не платье, а именно в футболке.

В Южной Корее запрещены повороты налево, кроме редких перекрестков, где особый знак дозволяет это действие.

В Саудовской Аравии запрещено получать водительское удостоверение женщинам. Даже туристок могут запросто выслать из-за страны за нахождение за рулем автомобиля. Редкое исключение сделано для частных автодорог. Мало того, женщины не имеют право ездить даже на велосипеде.

4. Япония


У чрезвычайно культурных и духовных японцев даже правила соответствующие. Так, японских водителей, случайно обрызгавших пешехода из лужи, неминуемо накажут штрафом.

А для пожилых водителей предусмотрен особый знак Koreisha в виде желто-оранжевой груши. Так остальные участники дорожного движения поймут, что рядом с ними автомобилист в возрасте от 75 лет и старше.

5. Европа


Некоторые европейские страны по чувству юмора можно поставить на одну ступень с Америкой, что особенно удивительно в контексте довольно угрюмых англичан. Тем не менее, британец в случае крайне необходимости может справить малую нужду прямо на улице при том условии, если сделает это на заднее колесо собственного автомобиля.

С определенной проблемой сталкиваются работающие швейцарцы . Если они не нашли на неделе время для ухода за автомобилем, им придется запланировать это действие на субботу. Ведь по воскресеньям мыть машину запрещено. А в Церматте можно передвигаться на лошади, велосипеде, электромобиле хоть по центру города, но только не на машине с выхлопом.

Так как на Кипре строго запрещено кушать или пить, находясь за рулем, каждый местный автомобиль увешан милыми наклейками – «еда», «напиток», «сигналы». Последняя «напоминалка» касается территорий, находящихся неподалеку от больниц острова, где звуковые сигналы использовать нельзя.

Также очень внимательно надо следить за перемещениями дневного небесного светила, ведь автомобилисты обязаны включить огни через полчаса после захода солнца и выключить за полчаса до его восхода.

Если в Дании автовладелец по какой-то причине подозревает, что его машина может быть заминирована, он обязан провести ее тщательный осмотр. Причем проверить не только само транспортное средство на наличие неисправностей и чужеродных приспособлений, но и посмотреть по сторонам и даже заглянуть под днище, чтобы рядом не оказалось невинных ребятишек.

Испанским «очкарикам» обязательно придется возить запасную пару очков в машине – этого требует закон.

Не знает границ хитрость итальянских водителей. Чтобы не сдерживать свои страстные порывы ремнем безопасности, они придумали и охотно раскупают футболки с нарисованной на них черной полосой, имитирующей застегнутый ремень.

Зато в Германии свои порывы и эмоции, которых имеется целый перечень, рекомендуется сдерживать, потому что за их проявление можно получить немалый штраф. Любая демонстрация раздражения, от показывания языка или неприличного выражения до оскорбительных высказываний, карается в размере от 200 евро до нескольких тысяч. А еще в Германии нужно очень внимательно отслеживать уровень топлива, потому что за остановку на трассе из-за пустого бензобака также последует наказание.

6. Мексика


Единственная страна, где придется получать водительское удостоверение на управление… ослом. Точно так же, как и автомобиль, осел имеет руководство по эксплуатации в виде 150-страничной книги. После ее изучения владелец получает права, где помимо собственных данных, должен поместить фотографию питомца, официально именуемого рабочим животным.

7. Финляндия


В этой стране туго придется зажиточным автомобилистам, склонным к нарушению ПДД. Ведь действительно весомые нарушения напрямую привязываются к декларации о доходах за прошедший год. Один финский миллионер таким образом умудрился попасть в книгу рекордов Гиннесса, когда за превышение скорости получил штраф в 170 тысяч евро.

8. Китай


В стране поистине страшно быть пешеходом, так как местные ПДД категорически запрещают пропускать пешеходов - причем не только останавливаться при виде ожидающих на тротуаре людей, но даже притормаживать перед законной «зеброй». Поэтому самым страшным китайским аттракционом можно в полной мере назвать обычный переход дороги.

9. Израиль


Лихачам здесь невероятно просто избежать штрафа за превышение скорости. Достаточно смиренно признаться, что двигались со скоростью 120 км/ч. Магия этой простой цифры в том, что в Израиле она эквивалентна пожеланию здоровья и долголетия, за что полицейские с удовольствием отпускают нарушителя.

10. Уругвай


В Южной Америке праздники и карнавалы любят не только в Рио-де-Жанейро. Поэтому Уругвай - идеальное место для любителей выпить. Только в этой стране нахождение за рулем в нетрезвом состоянии будет для автовладельца… смягчающим обстоятельством, за которое могут отпустить даже без штрафа. Так что здесь можно смело гулять, отдыхать и выпивать, не опасаясь последствий.

Из всего этого можно сделать разные выводы. То ли порадоваться, что высокие чины, ответственные за введение законодательных актов в разных странах, обладают удивительной фантазией и чувством юмора.

То ли опечалиться, что вовсе не здравомыслие и забота о гражданах стоят на первом месте у глав государств.

Видео о самых странных штрафах в мире:

История ПДД началась очень давно, еще задолго до появления первых транспортных средств, практически с появлением первых дорог. Для обозначения маршрута первобытные путешественники надламывали сучья и делали метки на коре деревьев, устанавливали вдоль дорог камни определённой формы. Следующим шагом стало придание придорожным сооружениям конкретной формы, чтобы выделить их на фоне окружающего пейзажа. С этой целью вдоль дорог стали ставить скульптуры. Одну из таких скульптур – половецкую бабу – можно увидеть в музее-заповеднике «Коломенское». После возникновения письменности на камнях стали делать надписи, обычно писали название населённого пункта, в который ведёт дорога. Самые первые дорожные знаки появились на римских дорогах. Первая в мире система дорожных указателей возникла в Древнем Риме в III в. до н. э. Вдоль важнейших дорог римляне ставили мильные столбы цилиндрической формы с высеченным на них расстоянием от Римского форума. Возле храма Сатурна в центре Рима находился Золотой мильный столб, от которого отмерялись все дороги, идущие во все концы необъятной империи.

ПОЯВЛЕНИЕ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ В ЕВРОПЕ И РОССИИ


При французском министре Зулли и кардинале Ришелье были изданы предписания, согласно которым перекрестки улиц и дорог должны быть обозначены крестами, столбами или пирамидами, для того, чтобы облегчить путешественникам ориентировку. В России повсеместное распространение дорожных указателей началось значительно позже, со времён Петра I, повелевшего своим указом «ставить верстовые столбы крашенные и подписанные цифрами, ставить по верстам на перекрёстках руки с надписанием, куда которая лежит». Довольно быстро верстовые столбы появились на всех основных дорогах государства. Со временем эта традиция постоянно совершенствовалась. Уже в XVIII в. на столбах стали указывать расстояние, название местности и границы владений. Верстовые столбы стали красить в чёрные и белые полоски, обеспечивавшие лучшую их видимость в любое время суток.

СОВРЕМЕННЫЕ ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ.


Первые дорожные знаки в современном понимании появились в 1903 году во Франции. Толчком для пересмотра системы дорожного оповещения стало появление первых автомобилей и, соответственно, аварии, которые неизбежно случались то тут, то там. Автомобиль был быстрее конного экипажа и в случае опасности затормозить так быстро, как обычный конь, железный просто не мог. Кроме того, лошадь – живая, она сама способна среагировать, не дожидаясь решения кучера. Впрочем, аварии были довольно редким явлением, но вызывали огромный интерес общественности именно потому, что и были редкостью. Чтобы унять общественность, на улицах Парижа были установлены три дорожных знака: «крутой спуск», «опасный поворот», «неровная дорога». Дорожный знак с изображением символа -"Впереди крутой спуск" впервые появился в середине XIX столетия на горных дорогах Швейцарии и Австрии. Знак изображали на придорожных скалах и изображали на нем колесо или тормозной башмак, используемый на каретах. Знаки стали распространяться вслед за первыми автомобильными правилами движения, которые не могли предусмотреть всего многообразия дорожных ситуаций. Автомобильный транспорт, естественно, развивался не только во Франции, и каждая страна думала над тем, как обезопасить дорожное движение. Для обсуждения этой проблемы представители европейских стран собрались в 1906 году и разработали «Международную конвенцию относительно передвижения автомобилей». Конвенцией прописывались требования к самому автомобилю и основные правила дорожного движения, так же вводилось четыре дорожных знака: «неровная дорога», «извилистая дорога», «перекресток», «пересечение с железной дорогой». Устанавливать знаки следовало за 250 метров до опасного участка. Немного позже, после ратификации конвенции, дорожные знаки появились и в России, и, что характерно, автолюбители на них внимания не обращали. Несмотря на конвенцию, каждая страна принялась придумывать свои знаки дорожного движения, что не мудрено: четырех знаков на все случаи жизни не хватит. Например, Япония и Китай ограничивались парой иероглифов, обозначавших какое-то правило, европейские страны были лишены возможности двумя знаками письменности выразить целое правило, поэтому придумывали символы и образы. В СССР был придуман человечек, переходящий пешеходный переход. Внутри страны со знаками было все понятно, но вот выезжающий за границу человек попадал в неприятную ситуацию, где из множества знаков знакомыми оказывались два-три. Чтобы облегчить жизнь водителям, в 1931 году в Женеве была принята «Конвенция о введении единообразия и сигнализации на дорогах», которую подписали СССР, большинство европейских стран и Япония. Хотя к полному единообразию дорожных знаков это не привело. Так, например, в довоенное время одновременно действовали две системы дорожных знаков: европейская, на основе той самой конвенции 1931 года, и англо-американская, в которой вместо символов использовались надписи, а сами знаки были квадратными или прямоугольными.

ИСТОРИЯ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ В РОССИИ.


В России дорожные знаки стали появляться в 1911 году. Журнал Автомобилист № 1, 1911 года писал на своих страницах: "Первый Русский Автомобильный Клуб в Москве с осени настоящего года приступает к расстановке предупредительных автомобильных знаков по шоссейным дорогам Московской губернии. ...Рисунки предупредительных знаков международные, принятые всюду в Западной Европе". К Международной конвенции по дорогам и моторному транспорту Советский Союз присоединился в 1959 году, а с 1 января1961 года стали действовать единые Правила дорожного движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР. Вместе с новыми правилами были введены новые дорожные знаки: число предупреждающих возросло до 19, запрещающих – до 22, указательных – до 10. Знаки, обозначающие разрешённые направления движения, были выделены в отдельную группу предписывающих и получили синий фон и символы белого цвета в виде конусообразных стрел. Многое в этих знаках непривычно современному водителю. Знак «Проезд без остановки запрещён» имел форму круга жёлтого цвета с каймой красного цвета с вписанным в него равносторонним треугольником вершиной вниз, на котором по-русски было написано «Стоп». Знак мог применяться не только на перекрёстках, но и узких участках дорог, где обязывал уступить дорогу встречному транспорту. Действующие с 1973г. знаки привычны современным автолюбителям. Предупреждающие и запрещающие знаки приобрели белый фон и красную кайму, число указательных знаков увеличилось с 10 до 26 за счёт включения в их состав различных указателей.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.


Первые попытки упорядочить дорожное движение предпринимались в Древнем Риме, где на некоторых улицах вводилось одностороннее движение для колесниц. За выполнением этого правила следили специально отведенные надзиратели. В нашей стране Петр Первый издал указ о соблюдении безопасности дорожного движения, в котором регламентировал передвижение на лошадях. За несоблюдение правил человека могли сослать на каторгу. С 1718 года за соблюдение правил движения начали отвечать полицейские. Первые правила дорожного движения звучали достаточно забавно. Например, в России было такое требование, чтобы впереди автомобиля бежал мальчик, громкими криками извещающий о приближении экипажа, дабы добропорядочные горожане не падали в обмороки от ужаса при появлении на дороге движущегося с кошмарной скоростью чудовища. Также, правила предписывали водителям сбавлять скорость и останавливаться, если их приближение будет вызывать беспокойство у лошадей. В Англии впереди кaждогo пaровогo дилижaнcа на раccтоянии 55 мeтров дoлжeн идти человeк с красным флагoм. При встречe с карeтами или всадниками oн должeн предупрeждать о тoм, что за ним следуeт парoвик. Также, мaшинистам стрoго воспрeщaется пугать лошaдей свисткaми. Выпускaть пар из мaшин допускaeтся тoлько в случae отсутствия на дорогe лошaдей.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.

Первые правила движения для автомобилей были введены во Франции 14 августа 1893 г. В 1908 году было придумано выдавать полиции белые трости, которыми полицейские регулировали движение, показывали направление для водителей и пешеходов. В 1920 году появились первые официальные правила дорожного движения: «Об автодвижении по г. Москве и ее окрестностям (правила)». В этих правилах уже досконально регламентировались многие важные вопросы. Упоминались и водительские права, которые должен был иметь водитель. Был введен скоростной режим движения, превышать который было нельзя. Современные правила дорожного движения были введены в нашей стране в январе 1961 года.

ПОЯВЛЕНИЕ ПЕРВОГО СВЕТОФОРА.

Первый светофор появился в конце 1868 года в Лондоне на площади у здания английского парламента. Он представлял собой две газовые лампы с красными и зелеными стеклами. Устройство дублировало сигналы регулировщика в темное время суток и тем самым помогало членам парламента спокойно переходить проезжую часть улицы. Автором изобретения был инженер Дж. П. Найт. К сожалению, его детище просуществовало всего четыре недели. Газовый фонарь взорвался, ранив дежурившего около него полицейского. Только через полвека - 5 августа 1914 года - в американском городе Кливленде были установлены новые светофоры. Они переключали красный и зеленый цвет и издавали предупреждающий звуковой сигнал. С тех пор и началось триумфальное шествие светофора по всему миру, 5 августа отмечается как Международный день светофоров. Первый трехцветный светофор появился в 1918 году в Нью-Йорке. Спустя еще какое то время их авторитет признали автомобилисты Детройта и Мичигана. Авторами «трехглазого» выступили Уильям Поттс и Джон Харрис. За океан, в Европу светофор вновь вернулся лишь к 1922 году. Но не сразу в город, где о нем впервые заговорили - в Лондон. Светофоры сначала появились во Франции, в Париже на пересечении Рю де Риволи и Севастопольского бульвара. А затем в Германии, в городе Гамбург на площади Стефанплатц. В Соединенном Королевстве электрический регулировщик появился лишь в 1927 году в городе Вулвергемптон. А вот первый светофор в нашей стране заработал 15 января 1930 года на углу Невского и Литейного проспектов в Ленинграде, а 30 декабря того же года на углу Петровки и Кузнецкого моста в Москве.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ.

С правилами дорожного движения и знаками связано много курьезных случаев и интересных фактов. Остановимся только на двух из них: Например, интересно происхождение слова «шофер»: первый «самодвижущийся автомобиль» предназначался для перевозки пушек и представлял собой трехколесную телегу с паровым котлом. Когда пар кончался, машина останавливалась, и котел нужно было прогревать заново. Для этого под ним на земле разводили костер и ждали, пока вновь образуется пар. Так, большую часть времени водители первых автомобилей нагревали котел и кипятили в нем воду. Поэтому их стали называть шоферами, что в переводе с французского означаете «кочегар». Еще одна история связана с дорожными знаками. На сегодняшний день только в России применяется больше двух с половиной сотен дорожных знаков, охватывающих практически все стороны дорожного движения, и система постоянно развивается и совершенствуется. Не обходилось и без забавных моментов: в какой-то момент из перечня куда-то пропал знак «неровная дорога», вернувшийся в строй только в 1961 году. По какой причине знак пропал, неизвестно, то ли дороги вдруг стали ровные, то ли состояние их было настолько печальным, что особого смысла ставить предупреждение не было.

Как и общее законодательство, правила дорожного движения в разных странах отличаются. Это обуславливается различным менталитетом, культурой и традициями. Есть и общие требования, которые необходимо соблюдать как в России, так и в Австралии. Среди них соблюдение скоростного режима, пристегивание ремня. Но есть и совсем интересные правила, которые нужно соблюдать, чтобы не остаться без прав или не получить штраф. В статье рассмотрим интересные факты о ПДД в разных странах всего мира.

Европа

Северная Америка

Интересные факты о транспорте в Мексике: там осел считается видом личного транспорта, и чтобы владелец мог на нем передвигаться законно, ему нужно получить права. При этом в правах должны быть фотографии и хозяина, и самого осла.

Арабские Эмираты

В Арабских Эмиратах дорожные правила регулируются не только ПДД, но и «черными метками». Максимальное число меток, которое можно получить в течение года – 24. Если их будет больше, то водителя лишают прав и могут привлечь к уголовной ответственности. Есть и такие нарушения, за которые водитель единовременно получает 24 метки. Например, управление автомобилем в состоянии опьянения, опасное вождение, управление ТС, на котором отсутствуют государственные регистрационные знаков, превышение скорости более чем на 60 км/ч, ДТП, в результате которого погибли люди.

США

Австралия

В Австралии дорожная полиция отличается от российской. Полицейские имеют право патрулировать проезжую часть на гражданских машинах и измерять скорость автомобилей, движущихся в любом направлении. При этом пытаться скрыться от полицейских бесполезно – у них очень мощные автомобили, которые не смогут догнать разве что нарушителей на спорткарах.