Конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной группы «Виды транспорта. Конспект познавательной НОД в подготовительной группе «Транспорт

НОД в подготовительной группе ДОУ. Подготовительная группа

Программные задачи:
1. Формировать знания о транспорте, его видах
2. Развивать умение детей различать наземный, воздушный и водный транспорт.
3. Развивать мыслительную деятельность, внимание.
5. Воспитывать познавательный интерес Организационный момент.
Ребята, прежде чем начать наше занятие, я хочу предложить вам отгадать загадки .
1. Этот конь не ест овса,
Вместо ног - два колеса.
Сядь верхом и мчись на нём,
Только лучше правь рулём.
(Велосипед)

2. Чудесный длинный дом,
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином...
(Автобус)

3. Не летает, но жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука,
Два блестящих огонька.
(Машина)

4. Удивительный вагон!
Посудите сами:

Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками.
(Троллейбус)

5. Что ж, дружочек, отгадай,
Только это не трамвай.
Вдаль по рельсам быстро мчится
Из избушек вереница.

6. Поднимает великан
Много груза к облакам.
Там, где встанет он, потом
Вырастает новый дом.
(Подъемный кран)

7. Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает,
Отправляется в полет быстроходный...
(Вертолет)

8. Вот стальная птица,
В небеса стремится,
А ведёт её пилот.
Что за птица?
(Самолёт)

Молодцы, вы угадали все загадки. А теперь назовите все это одним словом / Транспорт
Правильно, тема нашего сегодняшнего занятия «Транспорт»

Беседа «Виды транспорта»
Транспорт бывает разным не только по внешнему виду, но и по предназначению, а еще по месту передвижения.
Как вы думаете, кокой транспорт называется воздушным? / Ответы детей
Воздушный транспорт – это транспорт, который передвигается по воздуху. Назовите воздушный транспорт / Самолет, вертолет, парашют, дирижабль, аэроплан, воздушный шар.

Воздушный транспорт - это самый быстрый вид транспорта. В основном воздушный транспорт применяется для пассажирских перевозок на расстояниях свыше тысячи километров. Также осуществляются и грузовые перевозки, но их доля очень низка. Чаще всего авиатранспортом перевозят скоропортящиеся продукты и особо ценные грузы, а также почту.
А какой транспорт называется водным? / Ответы детей
Водный транспорт – это транспорт, который передвигается по воде. Назовите водный транспорт. / Подводная лодка, корабль, байдарка, лодка, плот


Водный транспорт отличается способностью перевозить очень большие грузы. Водный транспорт жизненно важен там, где невозможны сухопутные перевозки: между континентами, островами, а также в слабо освоенных районах. Скорость движения на водном транспорте относительно невысока, поэтому в настоящее время он почти не используется для пассажирских перевозок.
А какой транспорт называется наземным? / Ответы детей
Наземный транспорт – транспорт, передвигающийся по земле. Назовите наземный транспорт / Ответы детей
Наземный транспорт подразделяется на разные виды транспорта: безрельсовый, автомобильный, железнодорожный


Это самый распространенный вид транспорта. Используют наземный транспорт для разных нужд. Например, легковой автомобиль для поездок на небольшие расстояния. Поезда, трамваи, троллейбусы, электрички нужны для перевозки пассажиров и называются общественным транспортом. Различные самосвалы, грузовики и камаз называют грузовым транспортом, так как они используются для перевозки грузов. Мотоциклы, велосипеды называют двухколесным транспортом и используют их для поездок по местности. А также существует специальный транспорт, его используют люди разных профессий. К такому транспорту относятся скорая помощь, полицейский автомобиль, трактор, пожарная машина, мусоровоз, комбайн и т.д.


Мы с вами познакомились с разными видами транспорта. Сейчас посмотрим хорошо ли вы умеете различать воздушный, водный, наземный транспорт.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»


Здорово! Вы молодцы! А теперь хочу дать вам домашнее задание. Воспитатель раздает детям дорожные знаки.


На следующее занятие приготовьтесь рассказать об этих дорожных знаках. Тема нашего следующего занятия «Безопасность дорожного движения».

КОНСПЕКТ НОД в старшей компенсирующей направленности

для детей с ТНР по теме «Транспорт».

Программные задачи

Познание: познакомить детей с разнообразием видов транспорта в зависимости от среды передвижения и назначения;

формировать понятия: наземный, воздушный, водный; грузовой, пассажирский, специальный;

развивать мыслительную и речевую активность детей, используя технологию наглядного моделирования.

Социализация : показать детям значимость использования транспорта для облегчения жизни человека.

Чтение художественной литературы : развивать интерес к художественному слову в процессе чтения стихов, загадок.

Физическая культур а: развивать моторику рук, формировать правильную осанку.

Коммуникация : воспитывать организованность, умение действовать в коллективе.

Здоровье : следить за осанкой, обеспечить разумную смену деятельности.

Безопасность: закреплять назначение цветов светофора, учить детей безопасным правилам жизни.

Музыка: упражнять детей в ритмичном движении, создавать хороший эмоциональный настрой.

Коррекционная работа: развивать мыслительную и речевую активность детей.

Материал: картинки с изображением различных видов транспорта, схемы, игрушки, два телефона.

Ход.

На стенде перед детьми предметные картинки с изображением различных видов транспорта: автобус, троллейбус, различные пароходы, самолёт, вертолёт и т.д.

В. Ребята, посмотрите на эти картинки, назовите, что вы видите. (Пароход, самолёт и т.д.)

Как можно, одним словом назвать все эти картинки? (Транспорт) Вы видите, что на доске некоторые картинки перевёрнуты, там тоже изображены транспортные средства, какие вы узнаете, если отгадаете мои загадки:

Дом по улице идет, на работу всех везет не на тонких курьих ножках, а в резиновых сапожках. (Автобус). Как вы догадались?

Посмотрите внимательно на автобус, автомобиль и поезд. Что в них общего? (колёса). А зачем им колёса? (Чтобы передвигаться, ехать.) А где передвигается автомобиль, автобус и поезд? (По земле.)

Как называется транспорт, который передвигается по земле? (Наземный ) . Повторяем хором и индивидуально.

Весь наземный транспорт мы будем обозначать вот эти знаком. Ставлю на доску схематичное изображение наземного транспорта.

Назовите еще наземный транспорт.

Что за птица: песен не поёт, гнезда не вьёт, людей и груз везёт. (Самолёт). А как вы догадались? (Потому что самолёт похож на птицу, он летает, но он не вьёт гнезда, а перевозит людей и грузы).

Где передвигается самолёт? (По воздуху). Как бы вы назвали одним словом транспорт, который передвигается по воздуху? (Воздушный ). Правильно, давайте повторим хором. Весь воздушный транспорт мы будем обозначать вот этим знаком. Ставлю на доску схематичное изображение воздушного транспорта. Назовите ещё воздушный транспорт.

По волнам дворец плывет, на себе людей везет. (Корабль)

Почему вы так думаете? (Ответы детей).

А где передвигается корабль, лодка? (по воде). Значит, как можно назвать весь этот транспорт? (Водный). Правильно, давайте повторим хором. Весь водный транспорт мы будем обозначать вот этим знаком. Ставлю на доску схематичное изображение водного транспорта. Назовите ещё водный транспорт.

Для чего нужен транспорт? (Для передвижения людей и грузов).

Давайте представим себе, что мы отправляемся в путешествие. Мы с вами хотим посетить столицу нашей Родины. Как она называется? (Москва).

На чём мы можем добраться до Москвы? (Дети выбирают транспортное средство). Значит, на каком транспорте нам удобнее всего добраться до Москвы, назовите этот транспорт одним словом. (На наземном).

А теперь давайте подумаем, на чем мы могли бы с вами отправимся в более далекое путешествие. Предложите куда? (Показать на глобусе). Как мы можем туда добраться? На чём? А почему на самолете? (самый быстрый). (Дети выбирают воздушное транспортное средство, закрепляем понятие «воздушный транспорт»).

Ребята, наше путешествие подходит к концу и нам необходимо из … вернуться домой по океану. На чём мы будем добираться, как вы думаете? (На корабле). Какой это вид транспорта? (Закрепляем понятие «водный транспорт»). Вот мы и вернулись из путешествия.

Итак, ребята, что нового вы сегодня узнали о транспорте? Каким он бывает? (Транспорт бывает наземный, воздушный, водный). По какому признаку мы сегодня разделили весь транспорт на три группы? (По месту передвижения).

А сейчас мы с вами поиграем, чтобы проверить, как вы запомнили эти виды транспорта.

Дидактическая игра «Найди свой домик»

Скажите, куда прилетают самолёты, где они приземляются? (На аэродроме, аэропорте). Здесь у нас будет аэродром. (Воспитатель на стул картинку со схематичным изображением воздушного транспорта).

А куда приплывают пароходы, чтобы пассажиры могли сойти на берег? (К пристани, в порт). А здесь у нас будет пристань. (Воспитатель ставит на стул картинку со схематичным изображением водного транспорта).

А куда отправляется после работы наземный транспорт? (В гараж, депо). Здесь у нас будет место для наземного транспорта - гараж или депо. (Воспитатель ставит картинку со схематичным изображением наземного транспорта).

Каждому из вас я дам одну картинку, на которой будет изображено какое-нибудь транспортное средство. Вы внимательно посмотрите на картинку, подумайте, кем вы будете – лётчиком, капитаном или водителем. Все вы отправитесь на работу – повезёте людей и грузы. По моему сигналу, вы закончите работу и вернёте транспорт туда, где он должен находиться. Встаньте около того стула, где находится схема соответствующего транспорта.

Когда дети выполняют задание, воспитатель проверяет, спрашивает, почему тот или иной ребёнок встал около той или иной схемы. Повторяя игру, воспитатель предлагает поменяться картинками, а сам по ходу игры меняет схемы на стульях.

Игра повторяется 3 раза.

В. Давайте вместе с моряками сделаем зарядку.

(пальчиковая гимнастика).

«Мы на лодочке плывем».

Ветер по морю гуляет,

Ветер лодочку качает.

Весла в руки мы берем,

Быстро к берегу гребем.

К берегу пристала лодка

Мы на берег спрыгнем ловко.

И поскачем по лужайке

Будто зайки, будто зайки.

В. Давайте вместе с водителями поиграем. Все и водители, и пешеходы должны знать, что обозначают цвета светофора. А вы их знаете?

Динамическая пауза игра: «Красный, желтый, зеленый».

Дети выполняют движения в соответствии с цветом кружка, который показывает воспитатель.

Красный цвет: дети стоят на месте.

Желтый цвет : хлопают в ладоши.

Зеленый цвет : двигаются по группе.

В. А вместе с пилотами полетаем.

(физкультминутка).

Руки в стороны в полет, отправляем самолет.

Левое крыло вперед, правое крыло вперед,

Раз, два, три, четыре - полетел наш самолет.

Давайте сядем на свои стульчики и отдохнём. Вы сегодня узнали, что транспорт можно разделить на три группы, в зависимости от того, где он передвигается. А теперь давайте вспомним, для чего нужен транспорт. (Перевозить грузы и пассажиров). Если на транспорте перевозят грузы, какой это транспорт? (грузовой). А если транспорт перевозит пассажиров, то это какой? (пассажирский).

А еще есть транспорт, который помогает людям выполнять определенную работу. Послушайте. Сейчас наши дети прочтут стихи о таком транспорте.

Пожарная машина

Спешит машина красная,

Не выключая фар,

На службу на опасную,

Спешит тушить пожар

Подъемный кран

Поднимает великан

Груды груза к облакам.

Там, где встанет он, потом

Вырастает новый дом.

Поливальная машина

С оранжевым боком, с оранжевым светом,

Машина проедет по улицам летом.

Она подметает, и чистит и моет.

И снег убирает, но только зимою.

Асфальтовый каток

Вот асфальтовый каток

Для строительства дорог.

Чтоб разглаживать морщины

Лучше не найти машины!

Экскаватор

Экскаватор чем хорош?

У него огромный ковш.

Он усталости не знает,

Целый день себе копает.

Самосвал

Можно нагрузить немало

В мощный кузов самосвала.

Отвезёт он всё, что нужно

Быстро, весело и дружно!

Трактор

Этот трактор сильный очень,

Не боится ям и кочек.

Он сегодня нам помог

Домой доехать без дорог.

Скорая помощь

Посторонитесь! Дорогу! Дорогу!

Скорая помощь летит на подмогу.

Где-то случилась большая беда,

Скорая помощь мчится туда.

Дидактическая игра «Диспетчер»

В. Сейчас мы поиграем в диспетчера. Диспетчер – это тот человек, который по телефону принимает заявки на разные виды машин и отправляет их по назначению. (Воспитатель дает трубку ребенку, а сам описывает ситуацию, а ребенок называет машину, которую нужно отправить по вызову).

  1. Нужна помощь больному человеку;
  2. Пассажиры опаздывают на поезд;
  3. Требуется бетон на стройку;
  4. Нужно выкопать котлован для строительства дома; и т.д.

Итог. В. Что нового вы узнали? Какой бывает транспорт? Вы молодцы! Я горжусь вами!

Январь 2013 г.


Конспект непосредственно – образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию
по теме: «Транспорт» (в старшей группе).

Черепанова Елена Викторовна, Детский сад № 32 г. Челябинск

Задачи:
1. Познакомить детей с новым дорожным знаком: «Осторожно, дети!».
2. Расширять знания о видах транспорта и его назначении: наземный, водный, воздушный.
3. Продолжать обогащать лексику словами, обозначающими профессии людей, связанных с транспортом: водитель, лётчик, машинист, велосипедист, тракторист, крановщик и т.д.
4. Развивать у детей логическое и ассоциативное мышление, внимание, смекалку и речевую активность.
5. Воспитывать культуру поведения в общественном транспорте.
Словарная работа: велосипедист, мотоциклист, машинист, тракторист, крановщик.

Обогащение словаря: пассажирский транспорт, транспорт специального назначения, наземный транспорт, воздушный транспорт, водный транспорт, пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина.

Оборудование: дорожные знаки – «Остановка автобуса»; «Осторожно, дети!»; плоские геометрические фигуры (квадраты, круги); игрушки – машины (автобус, маршрутное такси, легковая автомашина, машина скорой помощи, полицейская машина, пожарная машина); иллюстрации; картинки; магнитная доска; круги из картона для ответа детей (красный и зелёный); эмблемы для детей.

Предшествующая работа:
1.наблюдение за транспортом;
2.рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме «Транспорт»;
3.подвижные игры: «Трамвай»; «Автомобили и светофор»; «Поезд»;
4.дидактические игры: «Угадай по описанию»; «На чём я путешествую»; «На воде, в воздухе, на земле»;
5.беседы с рассматриванием машин специального назначения. Воспитатель: Ребята! Вы любите путешествовать?
Ответы детей.
Воспитатель: Мы сегодня с вами отправляемся в путешествие. А поедем мы на автобусах. Но, как же нам найти автобусную остановку?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! Правильно! Нам нужно найти с вами дорожный знак – «Автобусная остановка».
(дети находят дорожный знак)
Воспитатель: Но наши автобусы не совсем обычные! Они представляют собой геометрические фигуры. Мальчики садятся – не в жёлтые и круглые, а девочки – не квадратные и красные.
Кто управляет нашими автобусами?
Ответы детей .
Воспитатель: В городе очень много транспорта движущегося по улицам города. Что необходимо знать всем водителям и пешеходам, что бы не случилось аварии?
Ответы детей: (правила дорожного движения).
Воспитатель: Молодцы! И каждый водитель знает дорожный знак – «Осторожно, дети!».
(Воспитатель показывает знак)
Какой он формы?
Ответы детей.
Воспитатель: Какого цвета?
Ответы детей.
Воспитатель: Кто изображён внутри знака?
Ответы детей.
Воспитатель: Сегодня, когда пойдёте домой расскажите родителям с каким знаком вы познакомились? А может вы его где-то увидите?
Ответы детей.
Воспитатель: Но, а мы с вами сядем поудобнее и поедем путешествовать.
Как называют людей, которые едут в пассажирском транспорте?
Ответы детей: (Пассажиры).
Воспитатель: Правильно пассажиры. Но, а каждый культурный пассажир должен знать, что разрешается, а что запрещается в транспорте.
И пока мы едем, поиграем в речевую игру – «Будь внимателен!».
Я начну фразу, а вы будите показывать кругами правильный ответ (красный – запрещается, зелёный – разрешается).
Игра: «Будь внимателен!»:
- Ехать зайцем, как известно … (запрещается),
- Уступить старушке место … (разрешается),
- Всех расталкивать, кричать … (запрещается),
- А тихонечко стоять … (разрешается),
- Брать мороженое в автобус … (запрещается),
- Ну, а яблоки в пакете … (разрешается),
- В мяч играть на остановке … (запрещается),
- Обходить автобус сзади … (разрешается),
- Ну а спереди, конечно … (запрещается).

Воспитатель: Молодцы ребята, знаете правила культурного и безопасного поведения.
Вот мы и приехали к первой остановке – «Автостоянка».
Что такое автостоянка?
Ответы детей.
Воспитатель: Посмотрите и назовите, какие машины стоят на нашей автостоянке?
Ответы детей: (автобус, маршрутное такси, легковой автомобиль, машина скорой помощи, пожарная машина, полицейская машина).
Воспитатель :Ребята! Помогите мне распределить все машины по видам транспорта. Какие?
Ответы детей: (пассажирский и специальный транспорт).
Игра: «Раздели машины на группы».
Воспитатель: Рассмотрите машины пассажирского транспорта. Почему эти машины относятся к пассажирскому транспорту?
Ответы детей.
Воспитатель: На каком из данных видов транспорта вы будите добираться до дома?
Ответы детей.
Воспитатель: Рассмотрите машины специального транспорта.
Если случилась беда и кто-то заболел, то какой номер вы набирается?
Ответы детей: (103).
Воспитатель:
Ответы детей: (скорая помощь).
Воспитатель: Если у вас случился пожар, то какой номер вы набираете?
Ответы детей: (101).
Воспитатель: И какая к вам приезжает машина?
Ответы детей: (пожарная машина).
Воспитатель: Если к вам забрались воры, то какой вы будите набирать номер?
Ответы детей: (102).
Воспитатель: И какая машина спешит к вам на помощь?
Ответы детей: (полицейская машина).
Воспитатель: Любой транспорт: пассажирский, специальный, передвигается по воде, по суше, по воздуху.
И следующая остановка называется «Разновидность транспорта».
Если транспорт передвигается по воздуху, то какой это транспорт?
Ответы детей: (воздушный).
Воспитатель: Если транспорт передвигается по воде, то какой это транспорт?
Ответ детей: (водный).
Воспитатель: Если транспорт передвигается по суше, то какой это транспорт?
Ответы детей: (наземный).
Воспитатель: Рассмотрите пожалуйста иллюстрации воздушного и водного транспорта, и постарайтесь угадать загадки.
Загадки:
Вот стальная птица
В небеса стремится,
А ведёт её пилот,
Что за птица … (самолёт).

Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает,
Отправляется в полёт
Наш Российский … (вертолёт).

На море, в реках и озёрах
Я плаваю, проворный, скорый.
Среди военных кораблей
Известен лёгкостью своей … (катер).

Ходит город – великан
На работу в океан … (корабль).

Физ.минутка - «Транспорт».

Идёт на взлёт, идёт на взлёт,
Винты вращая вертолёт (круги рукой над головой).
Идут туда (правой рукой показать влево)
Идут сюда (левой рукой показать вправо)
По звонким рельсам поезда (параллельное вращение рук по кругу)
И пароходы, корабли (соединить кисти рук треугольником)
Уходят в море от земли (движение рук вперёд от себя).

Воспитатель: а теперь пришла пора вернуться нам в наши автобусы.
А пока мы возвращаемся – поиграем.

Игра: «Закончи предложение».

1. Самолёт летит высоко, а ракета … (выше),
2. Самолёт летит далеко, а ракета … (дальше),
3. Самолёт большой, а ракета … (больше),
4. Велосипедист едет быстро, а машина … (быстрее),
5. Машина тяжёлая, а трактор … (тяжелее).

Воспитатель: Но, ни одна машина не может передвигаться без помощи человека.
Я буду показывать картинки с транспортом, а вы назовите профессии людей, которые управляют этим транспортом.
Автобус (водитель автобуса);
Велосипед (велосипедист);
Мотоцикл (мотоциклист);
Скорая помощь (водитель скорой помощи);
Поезд (машинист);
Самолёт (лётчик);
Трактор (тракторист);
Кран (крановщик).
Итог:
Воспитатель: Вот мы и приехали, понравилось вам наше путешествие? (А что понравилось больше всего? А всё ли у нас получилось? А почему всё получилось?)
Ответы детей.
Воспитатель:
- Какие виды транспорта вы запомнили?
- Каким видом транспорта вы пользуетесь, когда едете домой?
Ответы детей.
Воспитатель: (Хвалит детей и дарит им маленький подарок)
(В конце занятия детям вручается маленький подарок – эмблема).

ИРИНА ЧЕЧЕТКИНА
Конспект познавательной НОД в подготовительной группе «Транспорт»

Программное содержание :

1. Расширять представления о видах транспорта (наземный, водный, воздушный, специальный) ; познакомить с профессиями людей , работа которых связана с данными видами транспорта .

2. Познакомить детей с историей развития автомобильного транспорта . Закреплять знания детей о современном транспорте .

3. Совершенствовать диалогическую речь, обогащать и активизировать словарь :

колесница, карета, паровая машина, «самодвижущийся автомобиль» , виды транспорта :

наземный, воздушный, водный, пассажирский, грузовой, специальный.

4. Развивать познавательно -мыслительную активность детей : производить мыслительные

операции (сравнение, обобщение) ; развивать творческое мышление.

5. Воспитывать усидчивость, уважение к людям, работающим на транспорте .

Материал : презентация «Транспорт : водный, наземный, воздушный» , набор картинок различных видов транспорта и людей разных профессий, работающих на нём (шофер, водитель, лётчик, капитан, индивидуальные карточки с заданием (рисование по точкам, простые карандаши, игра «Картинки-половинки» , пожарная машина в чудесном мешочке.

Предварительная работа :

1. Чтение книг В. Зубкова «От колеса до робота» , «Машины вокруг нас» , «Великие открытия» .

2. НОД по следующим темам : «Наземный транспорт » , «Водный транспорт » , «Воздушный транспорт » , «История колеса» .

3. Виртуальная экскурсии по улицам города в мини-музее «Борисоглебск – моя малая родина» .

Ход НОД:

1. Организационный момент.

Сегодня в д/с пришла посылка, адресованная детям нашей группы . Давайте посмотрим, что в ней? (разрезанные картинки) . Наверное, её содержимое как-то связано с темой нашего разговора. Здесь картинки-половинки, чтобы узнать, что на них нарисовано, нужно их собрать. Назови, что изображено у тебя на картинке? (самолёт) . А у Виты? (автобус) . А у Андрея? (пароход) . Как одним словом можно назвать изображённое на картинке? (транспорт ) .

Есть и водный, и воздушный, тот, что движется на суше

Грузы возит и людей, что же это, скажи скорей!

Вы догадались, о чём пойдёт речь сегодня? (1 слайд с записью песни «Мы едем, едем, едем» ). Сегодня мы узнаем всё о транспорте , какой он бывает, зачем и для чего нужен.

2. Основная часть.

Для чего нужен транспорт ? (чтобы перевозить людей и грузы - СЛАЙД № 2) . А как называются профессии людей, которые водят машины? (водитель, шофер) . А поездом и электричками кто управляет? (машинист - СЛАЙД № 3) . Какие бывают поезда? (скорый, товарный, пассажирский) .

Назовите виды наземного транспорта (автобус, троллейбус, трамвай, грузовик - СЛАЙД № 4) . Почему его так называют? (он передвигается по земле) .

Ребята, а какой транспорт ходит под землёй ? (подземный) .

Где изготавливают машины? (на автомобильном заводе) .

Отгадываем загадки.

1. Где встречается такое, что земля над головою? (Метро) СЛАЙД

2. Спозаранку за окошком стук, и звон, и кутерьма -

По прямым стальным дорожкам ходят разные дома. (Трамвай)

3. По асфальту едет дом, ребятишек много в нём,

А над крышей вожжи - он без них не может. (Троллейбус)

О чём были загадки? (о наземном транспорте ) - А вы не задумывались, были ли машины много лет тому назад? Как они выглядели? Хотите узнать, как они появились?

Много, много лет тому назад древние люди носили грузы на себе, таскали волоком по земле. Потом, чтобы передвинуть груз стали подкладывать брёвна и толкать их длинными палками-жердями. Это было очень тяжело. И тогда человек изобрёл колесо, с чего всё и началось. Люди построили повозки на сплошных деревянных колёсах (Слайд) . Их медленно тащили по дорогам быки и волы. Чтобы быстрее ехать, в повозки стали впрягать лошадей – так родилась колесница (Слайд) . Древние греки вставили в деревянные колёса спицы, чтобы сделать повозки легче и быстроходнее. Но на колеснице было ездить неудобно, т. к. она была неустойчивая, и ездить на ней можно было только стоя. Позже колесницы заменили каретами. Четырёхколёсные, закрытые, они могли перевозить много людей, их вещи : багаж, почту. Но на большие расстояния кареты без остановок ездить не могли, потому что лошади уставали, не могли обходиться без пищи и воды, люди тоже уставали от тряской езды. Появилась паровая машина. И это необычное изобретение человек назвал «автомобиль» , что значит, сам движется – «самодвижущийся» . Едет такая машина по городу, на ней медный котёл подвешен, а водитель сидит на скамейке и крутит руль. Проедет немного, остановится – это значит, пар в котле кончился. Нет пара – машина не работает. Приходилось водителю слезать с машины и работать кочегаром – разжигать топку и кипятить воду. С тех пор такого водителя – кочегара стали называть шофёром. Такая машина тоже была неудобна, т. к. топилась дровами, котёл мог взорваться, что создавало опасность для шофёра и пешеходов. Поэтому вскоре на смену паровой машине пришёл первый автомобиль, у которого был мотор, и он заправлялся бензином. У этой машины колёса были разные : два больших задних колеса и одно маленькое переднее колесо. На ней мог ездить только один шофёр, который с помощью ручки управлял автомобилем. Позже у автомобиля появилась крыша, колёса сделали одинаковыми по размеру, и их стало четыре. Для прочности деревянные колёса со спицами обтянули железными обручами, но не было не дверей, не стёкол и они часто ломались. Постепенно у машин появились двери, стёкла, они стали перевозить больше пассажиров, но, самое главное, на колёса надели резиновые надувные шины. С каждым годом бензиновых автомобилей становилось всё больше. Менялся их внешний вид, улучшалась конструкция , возросла скорость движения, машины стали более удобными, как для шофёра, так и для пассажиров.

Задание 1 : обвести по точкам современный автомобиль простым карандашом

Представьте себе, что вы инженеры – конструкторы , создаёте автомобиль будущего. Каким он будет? Я надеюсь, что в будущем мы увидим такие машины на наших дорогах. 2. Моделирование транспорта будущего . Из каких знакомых частей ты его составил?

3. Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять - будем транспорт называть : (шагать на месте)

По земле пассажиров возят машина, автобус и поезд (вращать перед собой воображаемый руль)

Самолет стремится в полет (поднять руки в стороны и покачивать ими как самолет крыльями)

А корабль по морю плывет (соединить ладони перед грудью, затем развести руки в стороны волнообразным движением, имитируя морские волны)

Основная часть (продолжение) .

Ребята, какой вы знаете воздушный транспорт ? (самолёт, вертолёт, дирижабль) . Слайд

Почему транспорт называется воздушный? (потому что он летает по воздуху) .

Для чего нужен воздушный транспорт ? (Чтобы быстрее перевозить людей и грузы) .

Кто управляет самолётом? (пилот) . Слайд.

Где приземляются самолёты? (аэропорт, аэродром) . Отгадайте загадки.

Крыльев нет, но эта птица

Полетит и прилунится. (Ракета) Слайд.

Смело в небе проплывает, обгоняя птиц полёт.

Человек им управляет, что такое? (Самолёт) Слайд.

Трещит, а не кузнечик,

Летит, а не птица, Везёт, а не лошадь. (Вертолёт) Слайд.

Молодцы! Про какой транспорт загадки ? (про воздушный)

Игра "Летает - не летает" (называю транспорт , если воздушный дети показывают "крылья", а если нет - хлопают в ладоши)

Вертолёт, метро, самолёт, ракета, трамвай, автобус, троллейбус, спутник, парашют, лодка.

Сказка про самолёт в стихах (с рассматриванием иллюстраций, если останется время) .

Как называется транспорт , который передвигается по воде? (водный) .

Какой водный транспорт вы знаете ? (корабль, лодка, пароход) . СЛАЙД.

Кто управляет кораблём? (капитан) . Как называется место, куда приплывают корабли? (порт) . СЛАЙД.

Где можно встретить водный транспорт ? (море, река, океан) .

Игра «Угадай по звуку» (если дети затрудняются отгадать транспорт по звуку , то загадываю им загадки)

1. На море, в реках и озёрах я плаваю, проворный, скорый.

Среди военных кораблей известен лёгкостью своей. (Катер)

2. Сначала дерево свалили, потом нутро ему долбили,

Потом лопатками снабдили и по реке гулять пустили. (Лодка)

3. Маленькая лошадка сто человек перевозит. (Паром)

4. От ветра он не прячется, а грудь подставив, катится. (Парусник)

5. Под водою дом плывёт, смелый в нём народ живёт,

Даже под полярным льдом может плавать этот дом. (Подводная лодка)

6. Плывёт белый гусь - брюхо деревянное, крыло полотняное. (Яхта)

Молодцы! Звуки, производимые каким транспортом , вы пытались отгадать? (водным)

Игра "Третий лишний" – ребёнок с помощью компьютерной мыши выбирает ответ, в зависимости от него появляется весёлый или грустный смайлик с командой попробуй ещё раз.

Отгадайте по описанию транспорт , который спрятан в чудесном мешочке.

Это транспорт окрашен в ярко-красный цвет. Очень он нужен для выполнения специальной и опасной работы. На нем передвигаются сразу несколько человек – бригада. У этой машины есть сирена, чтобы она быстро могла проехать к опасному месту. Этот вид транспорта можно вызвать по телефону 01.

ИНТЕРНЕТ – обучающий мультфильм про специальный транспорт – 1 мин . 20 с.

Подведение итогов НОД

Что нового мы сегодня с вами узнали?

Что вам понравилось больше всего? – Как вы думаете, где вам могут пригодиться полученные сегодня знания?

Поощрение детей за работу.

Познавательная деятельность. «На чём люди ездят?»

Цель: Обобщить понятие «ТРАНСПОРТ» , познакомить с классификацией транспорта: наземный, воздушный, водный.

Воспитатель заходит в группу с красивой коробкой.

Воспитатель: Здравствуйте ребята, к нам в группу пришла посылка. И с посылкой ещё записка, хотите узнать, что в этой посылке:

Читает. Для того, чтобы узнать, что в ней нужно отгадать загадки?

1. По волнам плывёт отважно, не сбавляя быстрый ход,

Лишь гудит машина важно. Что такое? (пароход)

(Кто отгадал достаёт из коробки игрушку и выставляет на стол)

2. Он старательно фырчит, кирпичи на стройку мчит.

Грузы развозить привык. Сильный, мощный (грузовик)

3. Не машет крылом, а летает, не птица, а всех обгоняет (самолёт)

4. Что за чудо – длинный дом! Пассажиров много в нём.

Носит обувь из резины и питается бензином. (автобус)

5. Он бензин на завтрак пьёт, громко как медведь ревёт.

Есть колёса и мотор, чтоб лететь во весь опор.

Над дорогой вьётся пыль – это мчит (автомобиль)

На столе выставлены «ВСЕ ОТГАДКИ»

Воспитатель: перечисляет все отгадки.

Как можно назвать одним словом?

Какой ещё транспорт не назвали? (вертолёт, велосипед, дерижабль…)

(если дети затрудняются подсказка картинка)

Воспитатель дополняет, уточняет ответы детей. У транспорта, у каждого своё назначение.

Для чего нужен, например, Автобус? Трактор? Самолёт? Пароход?

Воспитатель объясняет, что автобус, машина, трамвай, троллейбус ездят по земле – значит это НАЗЕМНЫЙ транспорт. Самолёт, вертолёт летают по воздуху – значит это ВОЗДУШНЫЙ транспорт. Пароход, лодка, корабль передвигаются по воде – значит это ВОДНЫЙ транспорт.

Воспитатель показывает 3 стульчика с картинками: небо, вода, дорога. Каждый ребёнок получает картинку одного вида транспорта. По просьбе воспитателя раскладывают по стульям (водный, воздушный, наземный транспорт)

Воспитатель: А сейчас поиграем. Игра называется «Правильно – неправильно» .

Я показываю вам транспорт и называю, что он делает. Если я говорю правильно, вы поднимаете зелёный флажок и разрешаете мне движение. А если я ошиблась – вы поднимаете красный флажок. Запрещаете движение.

САМОЛЁТ – летит, плывёт, прыгает, взлетает, разговаривает, гудит.

КОРАБЛЬ – скачет, дерётся, плывёт.

ПОЕЗД – едет, гудит, стоит, смеётся.

Воспитатель: Очень хорошо. А сейчас физкультминутка. «Карусели»

Я буду говорить на каком виде транспорта мы едем, а вы показываете. Только запомните, движение у нас без аварий, это значит двигаться мы будем как? МЕДЛЕННО!!!

Карусели, карусели, мы с тобой в машину сели… (Самолёт, поезд сели)

Воспитатель: Молодцы! А сейчас садитесь на стульчики и посмотрите на экран. (презентация «Транспорт» , Д/и «Четвёртый лишний» )

Воспитатель: Очень хорошо, садитесь за столы. Вас там ждут красивые книжки (пособие по программе «Успех» «Я узнаю окружающий мир» стр. 26)

Что нового вы сегодня узнали? Какой бывает транспорт? Правильно наземный, водный, воздушный. Соедините водный транспорт с водой, воздушный с небом, а наземный с дорогой.

Что бы вы ещё хотели узнать о транспорте, чего не знаете.

Может быть, что-то нарисовать или слепить? Или аппликацию сделать?

(Выслушивает ответы детей, комментирует) .