Конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной группы «Виды транспорта. План-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему: НОД Транспорт средняя группа

Познавательная деятельность. «На чём люди ездят?»

Цель: Обобщить понятие «ТРАНСПОРТ» , познакомить с классификацией транспорта: наземный, воздушный, водный.

Воспитатель заходит в группу с красивой коробкой.

Воспитатель: Здравствуйте ребята, к нам в группу пришла посылка. И с посылкой ещё записка, хотите узнать, что в этой посылке:

Читает. Для того, чтобы узнать, что в ней нужно отгадать загадки?

1. По волнам плывёт отважно, не сбавляя быстрый ход,

Лишь гудит машина важно. Что такое? (пароход)

(Кто отгадал достаёт из коробки игрушку и выставляет на стол)

2. Он старательно фырчит, кирпичи на стройку мчит.

Грузы развозить привык. Сильный, мощный (грузовик)

3. Не машет крылом, а летает, не птица, а всех обгоняет (самолёт)

4. Что за чудо – длинный дом! Пассажиров много в нём.

Носит обувь из резины и питается бензином. (автобус)

5. Он бензин на завтрак пьёт, громко как медведь ревёт.

Есть колёса и мотор, чтоб лететь во весь опор.

Над дорогой вьётся пыль – это мчит (автомобиль)

На столе выставлены «ВСЕ ОТГАДКИ»

Воспитатель: перечисляет все отгадки.

Как можно назвать одним словом?

Какой ещё транспорт не назвали? (вертолёт, велосипед, дерижабль…)

(если дети затрудняются подсказка картинка)

Воспитатель дополняет, уточняет ответы детей. У транспорта, у каждого своё назначение.

Для чего нужен, например, Автобус? Трактор? Самолёт? Пароход?

Воспитатель объясняет, что автобус, машина, трамвай, троллейбус ездят по земле – значит это НАЗЕМНЫЙ транспорт. Самолёт, вертолёт летают по воздуху – значит это ВОЗДУШНЫЙ транспорт. Пароход, лодка, корабль передвигаются по воде – значит это ВОДНЫЙ транспорт.

Воспитатель показывает 3 стульчика с картинками: небо, вода, дорога. Каждый ребёнок получает картинку одного вида транспорта. По просьбе воспитателя раскладывают по стульям (водный, воздушный, наземный транспорт)

Воспитатель: А сейчас поиграем. Игра называется «Правильно – неправильно» .

Я показываю вам транспорт и называю, что он делает. Если я говорю правильно, вы поднимаете зелёный флажок и разрешаете мне движение. А если я ошиблась – вы поднимаете красный флажок. Запрещаете движение.

САМОЛЁТ – летит, плывёт, прыгает, взлетает, разговаривает, гудит.

КОРАБЛЬ – скачет, дерётся, плывёт.

ПОЕЗД – едет, гудит, стоит, смеётся.

Воспитатель: Очень хорошо. А сейчас физкультминутка. «Карусели»

Я буду говорить на каком виде транспорта мы едем, а вы показываете. Только запомните, движение у нас без аварий, это значит двигаться мы будем как? МЕДЛЕННО!!!

Карусели, карусели, мы с тобой в машину сели… (Самолёт, поезд сели)

Воспитатель: Молодцы! А сейчас садитесь на стульчики и посмотрите на экран. (презентация «Транспорт» , Д/и «Четвёртый лишний» )

Воспитатель: Очень хорошо, садитесь за столы. Вас там ждут красивые книжки (пособие по программе «Успех» «Я узнаю окружающий мир» стр. 26)

Что нового вы сегодня узнали? Какой бывает транспорт? Правильно наземный, водный, воздушный. Соедините водный транспорт с водой, воздушный с небом, а наземный с дорогой.

Что бы вы ещё хотели узнать о транспорте, чего не знаете.

Может быть, что-то нарисовать или слепить? Или аппликацию сделать?

(Выслушивает ответы детей, комментирует) .

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе

по теме «Едем, плывем, летим».

(Ф.И.О., должность, квалификационная категория, место работы)

Задачи приоритетной образовательной области: «Речевое развитие». «Ознакомление с окружающим».

Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы ;

Закрепить умение использовать в речи обобщающие слова;

Развитие фонематического слуха;

Развитие речевого дыхания;

Закрепить умение строить сложноподчиненные предложения;

Развивать внимание, память, мышление и воображение;

Упражнять в умении грамматически правильно изменять предложение;

Закреплять умение составлять описательный рассказ об игрушке;

Закреплять умение образовывать прилагательные с помощью уменьшительных суффиксов;

Закрепить произношение звуков –ц-,-р-.-с-.

Задачи ОО в интеграции : «Социально – коммуникативное развитие»:

формировать положительную мотивацию на занятии;

Воспитывать навыки речевого общения друг с другом, умение слушать товарища.

«Художественно - эстетическое»:

Воспитывать любовь к природе, умение видеть ее красоту.

«Познавательное развитие»:

Закрепить лексическую тему "Транспорт";

«Физическое развитие»

Закреплять умение детей выполнять движения в соответствии с текстом.

Предпосылки учебной деятельности: развивать любознательность, внимание, дисциплинированность.

Развивающая среда для педагога: магнитофон, ноутбук.

Развивающая среда для детей: осенние листья, вырезанные из цветной бумаги, корзинка с шишками, конверт с раскрасками, картинки по теме «Осень», игрушка-белочка.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Целевые

ориентиры

(характеристики)

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам пришли гости, они очень любознательные, добрые. Вы узнали их? Конечно же они вам знакомы. Это ваши родители. А пригласила я их потому, что сегодня двери нашего садика открыты не только для детей, но и для взрослых. Гости улыбаются вам. И вы улыбнитесь гостям. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь и мне. (Установление эмоционального контакта).

Дети и воспитатель встают в круг.

Ребята. сегодня мы провожаем осень- красу. Давайте вспомним все. Что мы знаем об этом прекрасном времени года. Я предлагаю вам отправиться в путешествие по осеннему лесу. А назовем мы наше путешествие «Как мы следы осени искали». На чем можно отправиться путешествовать? (ответы детей).

В: верно! А как можно одним словом назвать средства передвижения? (транспорт).

В: отправляемся!

2.Речедвигательная игра «Поиграем». (И. Токмакова.)

На лошадке ехали (цок-цок-цок).

До угла доехали (цок-цок-цок).

Сели на машину, налили бензина (с-с-с).

На машине ехали (р-р-р), до реки доехали.

Тр-р! Стоп! Разворот! На реке пароход.

Пароход не везет. Надо сесть в самолет.

Самолет летит, в нем мотор гудит (у-у-у).

Познавательное развитие

Речевое развитие

Коммуникативный вид деятельности.

групповая

проявляет инициативу и самостоятельность в общении

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Целевые

ориентиры

(характеристики)

В: вот мы и добрались до лесной опушки. Посмотрите как здесь красиво! (дети рассматривают осенние листья). Какое время года напоминают вам эти листья? (осень). Какие приметы осени вы знаете? Начинайте свой ответ со слова «осенью….»

Осенью желтеют листья.(и т.п.).

Осенью птицы улетают в теплые края.

В: а почему они улетают? (птицам холодно и голодно).

Как называют этих птиц? (перелетные).

В: ребята, вы сказали, что осенью опадают листья. А почему они опадают? (потому, что холодно. Деревьям нечем питаться.)

В: а как питаются деревья? Они кушают суп, конфеты? (нет! Они корнями пьют воду, вода по стволу идет к веткам и листьям. Осенью дерево засыпает и сбрасывает листья.)

В: как называется явление природы, когда опадают листья? (листопад).

В: ребята, давайте представим, что мы осенние листики, и станцуем танец листьев. (дети берут бумажные листики, которые до начала занятия разложены у них под стульями).

Музыкальная физминутка.(муз. Бетховена «Сладкая греза).

Мы листочки, мы листочки.

Мы на дереве сидели. Дунул ветер, полетели.(встают со стульев, кружатся).

Мы летали, мы летали (произвольные движения).

Все листочки так устали.

Перестал дуть ветерок и уселись мы в кружок.(присаживаются).

Ветер снова вдруг подул, и листочки с земли сдул. (встают, бегут на стульчики.

5.В: а теперь мы спрячем листики под стульчики, снова превратимся в детей и поиграем в игру «Подбери слово».

Листья осенью что делают? (падают, опадают, летят, ложатся, шуршат, хрустят, шелестят, желтеют, краснеют, сохнут, погибают….).

Листья осенью какие? (красивые, сухие, желтые, красные, багряные,оранжевые, разноцветные, золотые, коричневые, легкие, пурпурные……).

Осень бывает какая? (красивая. ранняя, поздняя,теплая, холодная, дождливая, ветреная, хмурая, пасмурная, богатая, урожайная, щедрая, золотая, яркая, разноцветная…..).

Ребята, а кто там на дереве прячется? Давайте посмотрим. (Белочка!).

А как называется ее домик? (дупло).

Что белочка делает? (собирает шишки).

Зачем? (делает запасы на зиму).

Ребята. как жаль, что мы не взяли фотоаппарат! Белочке так хочется, чтобы мы запомнили какая она красивая. Я придумала как нам порадовать белочку. Давайте расскажем ей какая она.

6. Составление описательного рассказа.

Кто хочет сделать звуковой подарок белочке? (иди, Лера.)

Это белочка. Она маленькая и очень красивая. На голове у белочки

есть ушки, они маленькие. С желтыми кисточками на кончиках. Глазки у белочки, как бусинки, черные, блестящие. Носик похож на уголек. У белочки коричневая шерстка. Она мягкая, пушистая и очень теплая. Лапки маленькие, но сильные, поэтому она очень ловко прыгает с ветки на ветку. У белочки большой пушистый хвост. Им она управляет, как рулем. Когда прыгает по деревьям. Мне очень понравилась белочка-шалунья.

В.: Умница, Лера. Белочка довольна твоим рассказом. Смотрите, ребята. как заблестели у нее глазки. Ребята, а белочка приготовила нам сюрприз. Посмотрите какие раскраски со своим силуэтом она нам дарит. Мы, когда вернемся из путешествия, закрасим их и получившиеся портреты отправим по лесной почте белочке. Пусть полюбуется какая она красавица! Давайте поблагодарим белочку, попрощаемся с ней и вернемся на самолете в детский сад. (Спасибо! До свидания!). Садимся в самолет, отправляемся в полет!



Речевое развитие ,

Социально – коммуникативное развитие,

Художественно - эстетическое»

«Познавательное развитие»

«Физическое развитие»

Познавательно -

Исследовательская

деятельность, двигательная деятельность

групповая

активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах; складываются предпосылки грамотности;

обладает элементарными представлениями из области живой природы, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Заключительная часть (рефлексивный этап)

Целевые

ориентиры

(характеристики)

Дети под музыку возвращаются на воображаемом самолете.

В:ребята, понравилось вам наше путешествие?

Как оно называлось? (Как мы следы осени искали).

А что больше всего понравилось? (ответы детей).

Все вы сегодня молодцы! Вы очень старались. Мне особенно понравилось как Лера составляла рассказ, как старались Вася, Катя……..

А вам, уважаемые гости, понравилось у нас? (Очень!). Тогда фото на память. Давайте за руки возьмемся, очень мило улыбнемся! Родители фотографируются с детьми.

Дорогие, гости, мы благодарим Вас за внимание!

Познавательное развитие

речевое развитие

коммуникативная деятельность

групповая

может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

НОД в подготовительной группе ДОУ. Подготовительная группа

Программные задачи:
1. Формировать знания о транспорте, его видах
2. Развивать умение детей различать наземный, воздушный и водный транспорт.
3. Развивать мыслительную деятельность, внимание.
5. Воспитывать познавательный интерес Организационный момент.
Ребята, прежде чем начать наше занятие, я хочу предложить вам отгадать загадки .
1. Этот конь не ест овса,
Вместо ног - два колеса.
Сядь верхом и мчись на нём,
Только лучше правь рулём.
(Велосипед)

2. Чудесный длинный дом,
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином...
(Автобус)

3. Не летает, но жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука,
Два блестящих огонька.
(Машина)

4. Удивительный вагон!
Посудите сами:

Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками.
(Троллейбус)

5. Что ж, дружочек, отгадай,
Только это не трамвай.
Вдаль по рельсам быстро мчится
Из избушек вереница.

6. Поднимает великан
Много груза к облакам.
Там, где встанет он, потом
Вырастает новый дом.
(Подъемный кран)

7. Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает,
Отправляется в полет быстроходный...
(Вертолет)

8. Вот стальная птица,
В небеса стремится,
А ведёт её пилот.
Что за птица?
(Самолёт)

Молодцы, вы угадали все загадки. А теперь назовите все это одним словом / Транспорт
Правильно, тема нашего сегодняшнего занятия «Транспорт»

Беседа «Виды транспорта»
Транспорт бывает разным не только по внешнему виду, но и по предназначению, а еще по месту передвижения.
Как вы думаете, кокой транспорт называется воздушным? / Ответы детей
Воздушный транспорт – это транспорт, который передвигается по воздуху. Назовите воздушный транспорт / Самолет, вертолет, парашют, дирижабль, аэроплан, воздушный шар.

Воздушный транспорт - это самый быстрый вид транспорта. В основном воздушный транспорт применяется для пассажирских перевозок на расстояниях свыше тысячи километров. Также осуществляются и грузовые перевозки, но их доля очень низка. Чаще всего авиатранспортом перевозят скоропортящиеся продукты и особо ценные грузы, а также почту.
А какой транспорт называется водным? / Ответы детей
Водный транспорт – это транспорт, который передвигается по воде. Назовите водный транспорт. / Подводная лодка, корабль, байдарка, лодка, плот


Водный транспорт отличается способностью перевозить очень большие грузы. Водный транспорт жизненно важен там, где невозможны сухопутные перевозки: между континентами, островами, а также в слабо освоенных районах. Скорость движения на водном транспорте относительно невысока, поэтому в настоящее время он почти не используется для пассажирских перевозок.
А какой транспорт называется наземным? / Ответы детей
Наземный транспорт – транспорт, передвигающийся по земле. Назовите наземный транспорт / Ответы детей
Наземный транспорт подразделяется на разные виды транспорта: безрельсовый, автомобильный, железнодорожный


Это самый распространенный вид транспорта. Используют наземный транспорт для разных нужд. Например, легковой автомобиль для поездок на небольшие расстояния. Поезда, трамваи, троллейбусы, электрички нужны для перевозки пассажиров и называются общественным транспортом. Различные самосвалы, грузовики и камаз называют грузовым транспортом, так как они используются для перевозки грузов. Мотоциклы, велосипеды называют двухколесным транспортом и используют их для поездок по местности. А также существует специальный транспорт, его используют люди разных профессий. К такому транспорту относятся скорая помощь, полицейский автомобиль, трактор, пожарная машина, мусоровоз, комбайн и т.д.


Мы с вами познакомились с разными видами транспорта. Сейчас посмотрим хорошо ли вы умеете различать воздушный, водный, наземный транспорт.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»


Здорово! Вы молодцы! А теперь хочу дать вам домашнее задание. Воспитатель раздает детям дорожные знаки.


На следующее занятие приготовьтесь рассказать об этих дорожных знаках. Тема нашего следующего занятия «Безопасность дорожного движения».

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию
по теме: «Транспорт» (в старшей группе).

Черепанова Елена Викторовна, Детский сад № 32 г. Челябинск

Задачи:
1. Познакомить детей с новым дорожным знаком: «Осторожно, дети!».
2. Расширять знания о видах транспорта и его назначении: наземный, водный, воздушный.
3. Продолжать обогащать лексику словами, обозначающими профессии людей, связанных с транспортом: водитель, лётчик, машинист, велосипедист, тракторист, крановщик и т.д.
4. Развивать у детей логическое и ассоциативное мышление, внимание, смекалку и речевую активность.
5. Воспитывать культуру поведения в общественном транспорте.
Словарная работа: велосипедист, мотоциклист, машинист, тракторист, крановщик.

Обогащение словаря: пассажирский транспорт, транспорт специального назначения, наземный транспорт, воздушный транспорт, водный транспорт, пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина.

Оборудование: дорожные знаки – «Остановка автобуса»; «Осторожно, дети!»; плоские геометрические фигуры (квадраты, круги); игрушки – машины (автобус, маршрутное такси, легковая автомашина, машина скорой помощи, полицейская машина, пожарная машина); иллюстрации; картинки; магнитная доска; круги из картона для ответа детей (красный и зелёный); эмблемы для детей.

Предшествующая работа:
1.наблюдение за транспортом;
2.рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме «Транспорт»;
3.подвижные игры: «Трамвай»; «Автомобили и светофор»; «Поезд»;
4.дидактические игры: «Угадай по описанию»; «На чём я путешествую»; «На воде, в воздухе, на земле»;
5.беседы с рассматриванием машин специального назначения. Воспитатель: Ребята! Вы любите путешествовать?
Ответы детей.
Воспитатель: Мы сегодня с вами отправляемся в путешествие. А поедем мы на автобусах. Но, как же нам найти автобусную остановку?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! Правильно! Нам нужно найти с вами дорожный знак – «Автобусная остановка».
(дети находят дорожный знак)
Воспитатель: Но наши автобусы не совсем обычные! Они представляют собой геометрические фигуры. Мальчики садятся – не в жёлтые и круглые, а девочки – не квадратные и красные.
Кто управляет нашими автобусами?
Ответы детей .
Воспитатель: В городе очень много транспорта движущегося по улицам города. Что необходимо знать всем водителям и пешеходам, что бы не случилось аварии?
Ответы детей: (правила дорожного движения).
Воспитатель: Молодцы! И каждый водитель знает дорожный знак – «Осторожно, дети!».
(Воспитатель показывает знак)
Какой он формы?
Ответы детей.
Воспитатель: Какого цвета?
Ответы детей.
Воспитатель: Кто изображён внутри знака?
Ответы детей.
Воспитатель: Сегодня, когда пойдёте домой расскажите родителям с каким знаком вы познакомились? А может вы его где-то увидите?
Ответы детей.
Воспитатель: Но, а мы с вами сядем поудобнее и поедем путешествовать.
Как называют людей, которые едут в пассажирском транспорте?
Ответы детей: (Пассажиры).
Воспитатель: Правильно пассажиры. Но, а каждый культурный пассажир должен знать, что разрешается, а что запрещается в транспорте.
И пока мы едем, поиграем в речевую игру – «Будь внимателен!».
Я начну фразу, а вы будите показывать кругами правильный ответ (красный – запрещается, зелёный – разрешается).
Игра: «Будь внимателен!»:
- Ехать зайцем, как известно … (запрещается),
- Уступить старушке место … (разрешается),
- Всех расталкивать, кричать … (запрещается),
- А тихонечко стоять … (разрешается),
- Брать мороженое в автобус … (запрещается),
- Ну, а яблоки в пакете … (разрешается),
- В мяч играть на остановке … (запрещается),
- Обходить автобус сзади … (разрешается),
- Ну а спереди, конечно … (запрещается).

Воспитатель: Молодцы ребята, знаете правила культурного и безопасного поведения.
Вот мы и приехали к первой остановке – «Автостоянка».
Что такое автостоянка?
Ответы детей.
Воспитатель: Посмотрите и назовите, какие машины стоят на нашей автостоянке?
Ответы детей: (автобус, маршрутное такси, легковой автомобиль, машина скорой помощи, пожарная машина, полицейская машина).
Воспитатель :Ребята! Помогите мне распределить все машины по видам транспорта. Какие?
Ответы детей: (пассажирский и специальный транспорт).
Игра: «Раздели машины на группы».
Воспитатель: Рассмотрите машины пассажирского транспорта. Почему эти машины относятся к пассажирскому транспорту?
Ответы детей.
Воспитатель: На каком из данных видов транспорта вы будите добираться до дома?
Ответы детей.
Воспитатель: Рассмотрите машины специального транспорта.
Если случилась беда и кто-то заболел, то какой номер вы набирается?
Ответы детей: (103).
Воспитатель:
Ответы детей: (скорая помощь).
Воспитатель: Если у вас случился пожар, то какой номер вы набираете?
Ответы детей: (101).
Воспитатель: И какая к вам приезжает машина?
Ответы детей: (пожарная машина).
Воспитатель: Если к вам забрались воры, то какой вы будите набирать номер?
Ответы детей: (102).
Воспитатель: И какая машина спешит к вам на помощь?
Ответы детей: (полицейская машина).
Воспитатель: Любой транспорт: пассажирский, специальный, передвигается по воде, по суше, по воздуху.
И следующая остановка называется «Разновидность транспорта».
Если транспорт передвигается по воздуху, то какой это транспорт?
Ответы детей: (воздушный).
Воспитатель: Если транспорт передвигается по воде, то какой это транспорт?
Ответ детей: (водный).
Воспитатель: Если транспорт передвигается по суше, то какой это транспорт?
Ответы детей: (наземный).
Воспитатель: Рассмотрите пожалуйста иллюстрации воздушного и водного транспорта, и постарайтесь угадать загадки.
Загадки:
Вот стальная птица
В небеса стремится,
А ведёт её пилот,
Что за птица … (самолёт).

Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает,
Отправляется в полёт
Наш Российский … (вертолёт).

На море, в реках и озёрах
Я плаваю, проворный, скорый.
Среди военных кораблей
Известен лёгкостью своей … (катер).

Ходит город – великан
На работу в океан … (корабль).

Физ.минутка - «Транспорт».

Идёт на взлёт, идёт на взлёт,
Винты вращая вертолёт (круги рукой над головой).
Идут туда (правой рукой показать влево)
Идут сюда (левой рукой показать вправо)
По звонким рельсам поезда (параллельное вращение рук по кругу)
И пароходы, корабли (соединить кисти рук треугольником)
Уходят в море от земли (движение рук вперёд от себя).

Воспитатель: а теперь пришла пора вернуться нам в наши автобусы.
А пока мы возвращаемся – поиграем.

Игра: «Закончи предложение».

1. Самолёт летит высоко, а ракета … (выше),
2. Самолёт летит далеко, а ракета … (дальше),
3. Самолёт большой, а ракета … (больше),
4. Велосипедист едет быстро, а машина … (быстрее),
5. Машина тяжёлая, а трактор … (тяжелее).

Воспитатель: Но, ни одна машина не может передвигаться без помощи человека.
Я буду показывать картинки с транспортом, а вы назовите профессии людей, которые управляют этим транспортом.
Автобус (водитель автобуса);
Велосипед (велосипедист);
Мотоцикл (мотоциклист);
Скорая помощь (водитель скорой помощи);
Поезд (машинист);
Самолёт (лётчик);
Трактор (тракторист);
Кран (крановщик).
Итог:
Воспитатель: Вот мы и приехали, понравилось вам наше путешествие? (А что понравилось больше всего? А всё ли у нас получилось? А почему всё получилось?)
Ответы детей.
Воспитатель:
- Какие виды транспорта вы запомнили?
- Каким видом транспорта вы пользуетесь, когда едете домой?
Ответы детей.
Воспитатель: (Хвалит детей и дарит им маленький подарок)
(В конце занятия детям вручается маленький подарок – эмблема).

Конспект НОД в подготовительной группе. «Транспорт»

Задачи:

Образовательные:

1. Активизировать предметный и глагольный словарь по теме «», обобщающие понятия видов транспорта.
2. Закреплять навыки словообразования.
3. Продолжать учить согласовывать существительные и числительные в роде, числе, падеже.
4. Продолжать учить образовывать относительные прилагательные.
5. Обогащать словарь по данной теме новыми словами: морской порт, аэропорт, аэродром, автовокзал, железнодорожный вокзал.

Развивающие:

1. Развивать умение делать умозаключения через составление предложений.
2. Развивать внимание, логическое мышление.

Воспитательные:

1. Создать условия для эмоционально-положительного настроя у детей.

Средства ТСО

Материал: картинки с видами транспорта, дидактические игры «4-лишний», «1-2-5», игрушка водителя и автобуса, схема маршрута, плоскостное изображение Айболита, аптечка, стойки с картинками: автобус, поезд, самолет, корабль.

Ход НОД

1. Организационный момент

Дети входят в группу.

— Посмотрите, сколько гостей, поздоровайтесь и поделитесь своим хорошим настроением.

2. Сообщение темы занятия

Раздается телефонный звонок.

— Ребята, мне только что позвонил Айболит…беда…у него закончились все лекарства, животных лечить нечем? Что делать? Где их взять? (Возьмем аптечку).

А, вы согласны отправиться со мной в путешествие, чтобы отвезти туда лекарства?

Напомните мне, куда же ехать? Я думаю, он в Америке. (Нет, в Африке).

А, на чем нам туда добраться?
Есть и водный, и воздушный,
Тот, что движется по суше,
Грузы возит, и людей,
Что это? Скажи скорей?(транспорт)

— Путь длинный, нам понадобится разный транспорт.

А, как проехать нам поможет старая карта Айболита. Давайте ее рассмотрим: на чем сначала мы поедем, а потом? (Мы поедем на автобусе, потом – на поезде, полетим на самолете, поплывем на корабле).

— Но, нам придется выполнять по пути задания.

— Ребята, а куда нам надо отправиться, чтобы сесть на автобус? (на автовокзал)

1. Автовокзал

Ребята, перед тем как ехать, надо осмотреть автобус, все ли в порядке?

Игра «Назови где?»

Водитель подошел (к автобусу)
залез куда? (под автобус)
Вылез откуда? (из-под автобуса)
Водитель зашел куда? (за автобус)
Водитель вышел откуда? (из-за автобуса)
Водитель залез куда? (на автобус)
Водитель слез откуда? (с автобуса)
Водитель сел в автобус…отправляемся.
— Куда нам надо ехать, чтобы сесть на поезд? (на железнодорожный вокзал)

Пальчиковая гимнастика

Автобус, троллейбус,
Машина, трамвай,
О них ты на улице не забывай,
В морях корабли, ледоколы, суда,
Они не заходят сюда никогда.
Вот, мы и приехали….

2. Железнодорожный вокзал

Игра с мячом: «Объясни словечко» — словообразование.

— Ребята, что значит «железнодорожный транспорт», это какой?

Молодцы, назовите, какой транспорт я загадала?

Игра: «Сложные слова»

Возит, используя электричество – электровоз
Возит, используя пар – паровоз
Смешивает бетон — бетономешалка
Сам сваливает грузы – самосвал
Сам летает – самолет
Везде ходит – вездеход
Снег убирает – снегоуборочная машина

Игра: «Какой»- относительные прилагательные

Наш вагон очень комфортный, современный
У него окна из стекла, значит они какие?….(стеклянные)
Сиденья из кожи, значит они какие?…….(кожаные)
Поручни из пластмассы, они какие? ….(пластмассовые)
Крыша из металла…(металлическая)
Стены из железа, значит они какие?….(железные)
Двери из дерева…они какие? …..(деревянные)
Ручки из олова какие..(оловянные)

3. Аэропорт. Индивидуальная работа с карточками.

— Посмотрите, у вас билеты, а на них задания. Назовите что у вас, найдите лишний предмет, объясните почему?

Игра: «4 – лишний»

— А, теперь – полетели. Чтобы попасть на корабль, нам надо его попасть куда?(в морской порт)

Физминутка: «Самолет»

Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет,
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед,
Полетел наш самолет
— прилетели.

4. Морской порт. Индивидуальная работа с карточками.

Игра: «1-2-5»- согласование существительных с числительными.

4. Африка. Презентация.

— Ну, вот, мы и доставили лекарства. Посмотрите, как радуются звери. Пора возвращаться. — А, какой волшебный сказочный транспорт вы знаете, чтобы быстрее добраться до сада. Садитесь на ковер-самолет …закрывайте глаза…1,2,3

5. В группе

— Вы помните, как мы добирались до Африки? Давайте расскажем. Отработка приставочных глаголов по схематичному плану.

« На автобусе с автовокзала выехали, по дороге поехали, вокруг елки объехали, к мосту подъехали, на мост заехали, с моста съехали, к железнодорожному вокзалу подъехали. От ЖД вокзала отъехали, через город проехали, вокруг леса объехали, к аэродрому подъехали. На самолете с аэродрома взлетели, по небу полетели, через горы перелетели, в другой город прилетели. На корабле из порта выплыли, по морю поплыли, вокруг острова проплыли, далеко заплыли, в Африку приплыли».

Итог занятия. Оценка деятельности детей.
— Что понравилось. Какие задания запомнились? Про что говорили? Петрова Л.А. учитель-логопед, МБДОУ 27 г. Мурманска