Новый комментарий. Автомобили известных диктаторов мира

В силу понятных причин, промышленность нацистской Германии ассоциируется исключительно с военной техникой. Но на самом деле, в Третьем Рейхе выпускали и довольно интересные гражданские автомобили.

Тридцатые годы ХХ века – не самый простой период в истории Германии. Страна только-только начала приходить в себя от Великой депрессии, которая напрямую отразилась на жизни граждан.

Неудивительно, что на этих настроениях населения активно играли нацисты, захватившие власть в стране. Автомобильная промышленность – отнюдь не исключение. Это – одна из тех областей, в которой правители Третьего Рейха пытались показать превосходство своей идеологии над другими, и наглядно продемонстрировать, как новая власть может сделать жизнь людей лучше при помощи автомобилей.

Сегодня мы расскажем, о том, какие же машины были популярными в Германии того периода, а еще вы узнаете, на каком автомобиле ездил вымышленный советский разведчик Отто фон Штирлиц. На всякий случай оговоримся: мы всячески осуждаем нацистскую идеологию, и ни в коем случае не пытаемся данной публикацией обелить деятельность Третьего Рейха. Итоги Второй Мировой войны и Нюрнбергского процесса пересмотру не подлежат! Мы лишь приводим любопытные примеры техники того периода, и рассматриваем эти автомобили исключительно с исторической точки зрения.

Mercedes-Benz 770

Mercedes-Benz 770

При фразе "автомобили Третьего Рейха" в голове у многих сразу возникает довольно устойчивый образ - Адольф Гитлер едет на машине. Надо признать, ничего удивительного в таких ассоциациях нет – нацистская пропаганда активно показывала фюрера в своих фильмах и тележурналах. Чаще всего в них лидер нацистов разъезжал на Mercedes-Benz 770K с номерами "1А 148 461".

На момент появления в 1930 году Mercedes-Benz Typ 770, известный также как Großer Mercedes ("Большой Мерседес") был действительно самым большим и дорогим автомобилем немецкой марки. Под капотом этой машины размещался 7,6-литровый двигатель, развивавший 150 л.с. в обычной версии и 200 л.с. – на версии с наддувом. Трансмиссия – 4-ступенчатая механика. Разумеется, в отделке салона "Большого Мерседеса" применялись только самые лучшие материалы, в том числе – кожа и дерево. А еще у 770-го была версия кабриолет.

В общем Mercedes-Benz Typ 770 был непростым автомобилем, а, учитывая начальную цену в 29 500 рейхсмарок, позволить его мог не каждый. Зато машину очень полюбила элита, причем не только нацистская. Например, на таком автомобиле ездили рейхспрезидент Пауль фон Гинденбург, японский император Хирохито, Папы Римские Пий XI и Пий XII. Ну, а в 1931 году список пополнил и Адольф Гитлер. Причем фюрер предпочитал именно открытую версию автомобиля.

Maybach SW38

Точно так же, как и в наши дни, автомобили Maybach занимали в нацистской Германии видное положение, и были одними из самых престижных. Правда, тогда Maybach был не подразделением Mercedes-Benz, а отдельной компанией – Maybach-Motorenbau (именно этим объясняются две буквы "М" на эмблеме марки). Но уже к 30-м годам Maybach имел за плечами настоящую историю и славу первопроходца, ведь именно Вильгельм Майбах когда-то помогал Готтлибу Даймлеру в создании первого автомобиля в мире.

В общем, нет ничего удивительного в том, что семейство автомобилей SW, получившее прозвище "маленький Maybach", оказался самым массовым довоенным автомобилем марки. Первая версия – Maybach SW35 - появившаяся в 1935 году, оснащалась 3,5-литровым мотором мощностью 140 л.с. Но таких автомобилей было построено всего 50 штук.

Гораздо большего внимания заслуживает Maybach SW38, оснащенный 3,8-литровым 140-сильным двигателем и 4-ступенчатой трансмиссией, который выпускался с 1936 по 1939 год. Кузов этого автомобиля был создан в ателье Херманна Шпона. Причем в разные годы выпустили несколько версий: был и четырехдверный кабриолет, и двухдверный автомобиль с открытым верхом, и особый родстер. Неудивительно, что летом 2016 года один из таких автомобилей ушел на торгах Sotheby"s за 1 072 500 долларов.

Кстати, в 1939 году Maybach выпустил новую модификацию автомобиля семейства SW - 42. Это был уже седан с принципиально иным кузовом и двигателем объемом 4,2 литра, мощность которого из-за особенностей тогдашнего техрегламента осталась той же – 140 л.с. Правда, обрести массовое распространение и популярность этой модели помешала всё та же очевидная причина – война.

Volkswagen Käfer

Volkswagen Käfer

Если партийные бонзы Третьего Рейха ездили на "Мерседесах" и "Майбахах", то простые бюргеры должны были получить автомобиль попроще. Этим нацисты хотели продемонстрировать рост благосостояния граждан. Именно поэтому Фердинанд Порше по заказу Гитлера занялся разработкой по-настоящему "народного автомобиля". Собственно, название марки Volkswagen именно так и переводится.

Результатом трудов стал Käfer, или в переводе – "Жук". Впервые новую модель показали весной 1939 года на выставке в Берлине, хотя тогда "Жук" еще не был "Фольксвагеном", а выпускался под маркой KdF-Wagen. Автомобиль заднемоторной конструкции оснащался 25-сильным двигателем с воздушным охлаждением и был предельно простым в обслуживании и производстве. Разумеется, публика была к такой машине очень и очень благосклонна.

Volkswagen Käfer

Правда, с покупкой Volkswagen Käfer был связан интересный нюанс. Хотя номинальная цена машины составляла 990 рейхсмарок, купить автомобиль за наличные было нельзя. Вместо этого нужно было приобрести специальную "Накопительную книжку" и каждую неделю вклеивать туда специальные марки. Любой пропущенный платеж означал потерю всех вложенных средств. Тем не менее, немцы всё равно тянулись за "Народным автомобилем",

Правда, в 1939 году более 330 000 человек всё равно остались без желанного "Жука". Причина – завод, где выпускался Käfer, уже был полностью переведен на военные рельсы. Лишь в 60-х годах руководство Volkswagen пошло навстречу обманутым вкладчикам и предложило им скидку на новые машины. Ну, а сам "Жук" благополучно пережил этот период, и с различными изменениями выпускался аж до 2003 года. Правда, последний экземпляр этой модели был сделан не в родной Германии, а в Мексике.

Opel Kadett

Еще одним "народным автомобилем", появившемся в Третьем Рейхе был Opel Kadett. Этот автомобиль был построен на базе другой модели Opel - Olympia, и с 1937 года выпускался на заводе в Рюссельсхайме.

Надо сказать, что Opel Kadett оказался очень прогрессивным автомобилем для своего времени. Во-первых, модель унаследовала от "Олимпии" конструкцию с цельнометаллическим несущим кузовом. Во-вторых, машина отличалась очень передовым дизайном. Чего стоят одни только фары, интегрированные в крылья! Наконец, в-третьих, и по оснащению Opel Kadett давал фору многим конкурентам. Например, здесь устанавливались гидравлические тормоза для всех четырех колёс, а в салоне присутствовал, например, датчик остатка топлива и давления масла.

В движение Opel Kadett приводился 1,1-литровым четырехцилиндровым мотором мощностью 23 л.с. Хотя это немного, за счет своей небольшой массы в 750 кг автомобиль мог разогнаться до 90 км/ч, что считалось очень хорошим показателем. А еще Opel Kadett стоил 2100 рейхсмарок – пусть это дороже "Жука", зато машину можно было сразу купить.

Впрочем, нашим читателям Opel Kadett будет интересен еще по одной причине. Дело в том, что именно эта модель стала основой для будущего советского автомобиля "Москвич-400". Причем никакого секрета в этом нет. Дело в том, что по репарациям советская сторона получила техническую документацию и оборудование завода Opel в Бранденбурге. И хотя оригинальный Opel Kadett производился в другом месте – на заводе в Рюссельсхаме, советский Завод малолитражных автомобилей благодаря помощи немецких конструкторов фактически воссоздал модель и дал ей имя "Москвич-400". Кстати, говорят, что выбор в пользу Opel Kadett также не был случайным – якобы эта модель понравилась Иосифу Сталину.

Mercedes-Benz G4

Mercedes-Benz G4

Если вам по душе шестиколёсный внедорожник-монстр Mercedes-Benz G 63 AMG 6x6 , то вам наверняка понравится и его дальний родственник - Mercedes-Benz G4. Этот автомобиль изначально создавался в Третьем Рейхе для нужд армии. В движение автомобиль изначально приводился пятилитровым восьмицилиндровым двигателем мощностью 100 л.с. и имел сложную систему полного привода.

Военным автомобиль не понравился. Зато в Рейхсканцелярии пришли в восторг, и с 1938 года стали использовать его для выездов на оккупированные территории, в первую очередь – в Чехословакию и Австрию. К тому моменту Mercedes-Benz G4 уже оснащался другим мотором V8 – 5,2-литровым 115-сильным агрегатом. А в течение следующих двух лет его заменили на 5,4-литровую "восьмерку" мощностью 110 л.с.

В общем, из "внедорожника" Mercedes-Benz G4 довольно быстро превратился чуть ли не в парадный лимузин. К тому же, эта модель была одна из моделей, на которой ездил лично Адольф Гитлер. Причем одну машину фюрер подарил генералиссимусу Испании Франсиско Франко. Правда, тираж G4 был довольно небольшим: всего за все время производства было выпущено лишь 57 автомобилей. Из них до наших дней дожило лишь три автомобиля. Один из них, машина, принадлежавшая Франко, сейчас хранится в автомобильной коллекции испанской королевской семьи. Другой автомобиль, на котором Гитлер принимал парад в аннексированной Судетской области, хранится в музее техники в Зинсхайме. Наконец, третья машина находится в американском Голливуде, где её неоднократно использовали при съемках фильмов.

А как же BMW? Неужели в период нацистской диктатуры баварцы не выпускали автомобили? Выпускали. Правда, нельзя забывать, что, во-первых, BMW стала автомобильной компанией лишь в 1929 году, а до этого занималась производством авиационных двигателей и мотоциклов. Во-вторых, назвать полностью "баварскими" автомобили BMW того времени будет не совсем верно. Дело в том, что в 1929 году BMW приобрела завод в Айзенахе, который находится в другой части Германии – Тюрингии.

Зато BMW удалось довольно быстро наладить там выпуск автомобилей, и уже к середине 30-х годов марка радовала покупателей довольно интересными машинами. Такими, как, например, BMW 326 - четырехдверной моделью, выпускавшейся в кузове седан и кабриолет. Автомобиль оснащался двухлитровым шестицилиндровым мотором мощностью около 50 л.с., сочетавшимся с четырехступенчатой трансмиссией. Максимальная скорость – 115 км/ч, что по тем временам считалось очень неплохим показателем.

BMW 326 оказалась довольно успешной моделью. С 1936 до 1941 года было произведено 15 936 автомобилей, несмотря на довольно высокую цену. Например, за кабриолет, считавшимся небольшим, просили 6 650 рейхсмарок. Неудивительно, что в 1940 году в BMW планировали заменить 326-ую новой моделью, построенной по той же схеме - BMW 332. Однако начавшаяся Вторая мировая война оставила от этих планов лишь три предсерийных прототипа.

Удивительная находка сделана на Балтийской косе осенью 2004 года. Около погранзаставы «следопыты» обнаружили останки легковой машины. Они были разбросаны в радиусе нескольких десятков метров и слегка присыпаны землей.

Внимательно изучив металлические фрагменты и сравнив с архивными фотографиями, «охотники за сокровищами Третьего рейха» поняли: перед ними все, что осталось от знаменитой служебной машины Адольфа Гитлера, на которой он катался в ставке «Вольфшанце» в 1943-1944 годах.

Тайна блиндажа

Из хорошо сохранившихся деталей нам достались колесный колпак с остатками черного обвода вокруг «мерседесовской» эмблемы, два декоративных обода на колесные диски и дверная ручка с замком… Остальное уже ушло в частные коллекции России и Германии.

«Черный копатель» Алексей (фамилию по его просьбе называть не будем) делится впечатлениями:

В тот день мы работали у самого кордона, под носом у пограничников. Нелегально. Разрешения нам никто не давал. Потому что пропуск на раскопки в этой зоне мы в жизни бы не получили. Хоть к самому шефу ФСБ в Москве обращайся… Старались не шуметь, чтобы не привлекать внимание. Нас интересовало, главным образом, оружие или его фрагменты.

Различные военные регалии - ордена, медали, нашивки, жетоны «смертников». Все это необыкновенно ценится среди немецких и московских коллекционеров, которым мы продаем свои находки. Так вот, с помощью металлоискателя мы обследовали местность возле полузасыпанного блиндажа. От него тянулись два заросших окопа. Чуть поодаль - старая воронка. Или от бомбы, или от снаряда. Довольно глубокая.

Почти сразу в наушниках раздалось пронзительное пищание. Ясно, здесь покоится что-то большое. Стали откапывать. Увы, всего проржавевшая канистра для бензина с еле различимой надписью на боку: «Wehrmacht 20 L». Потом нашли еще две каких-то железки. Для нас интереса они не представляли. Когда стали «прощупывать» землю возле воронки, нас ожидало множество находок. Фляги, противогазные коробки, штык-нож. А затем - просто целый каскад сюрпризов.

Под ногами вся земля «пищала». Скоро стало ясно, что все это - части и фрагменты какого-то автомобиля. Похоже, в него попала бомба, разметав взрывом части кузова в радиусе десятков метров.

Через некоторое время мы поняли: автомобиль был легковой, но очень большой по размерам, и, скорее всего, с кузовом кабриолет. То есть с мягким верхом. Потому что большой цельнометаллической крыши мы так нигде и не нашли.

Показать это место мы не можем - пока не обследовали засыпанный блиндаж. Надеемся найти еще что-нибудь интересное… Ведь рядом стояла машина Гитлера!

Ручка и колпак

Рассматриваем находки, принесенные «черными копателями». То, что это запчасти от «Мерседеса» - никакого сомнения. На слегка поблекшем от времени никелированном колпаке с черной окантовкой хорошо видна знакомая трехлучевая звезда. Точно, «Мерседес»... Но какой? В конце 30-х годов прошлого столетия их выпускали множество - 7 типоразмеров, десятки всевозможных модификаций. Так что определить модель «Мерседеса» по ручке и колпаку довольно непросто. Но попробуем...

Взять хотя бы дверную ручку. Судя по характерному расположению штока - правая. Внизу - замок и замочная скважина. Вероятно, это ручка водительской передней дверцы. Оттянув рукоятку - она на пружинках (что удивительно, механизм отменно действует до сих пор) - можно посмотреть, как эта хитроумная штуковина работает. Да, сейчас так не делают…

Хромированное покрытие кое-где сохранилось. Местами силуминовая деталь изъедена коррозией. Все-таки в земле пролежала шестьдесят лет.

Памятуя о словах «черного копателя» Алексея («очень большая, скорее всего открытая машина»), обращаемся к монографии Яна Мелина «Гросс-Мерседесы».

Что такое «Гросс-Мерседесы»? Эти машины выпускались небольшими партиями. Обслуживали, главным образом, верхушку Третьего рейха. Оснащались великолепными 12-цилиндровыми движками с нагнетателями «Рутс». И стоили раз в тридцать дороже обыкновенной массовой малолитражки. Не машина - шедевр.

Выпустили их всего 88 штук. О местонахождении каждой из них сейчас доподлинно известно почти все. Потому что аукционная цена каждого изделия теперь зашкаливает за миллион евро. Летопись этих легендарных машин ведут профессиональные историки, энтузиасты-коллекционеры, архивариусы компании «Даймлер-Бенц».

Известно, что несколько образцов этих автореликвий погибло в Берлине под развалинами рейхсканцелярии в мае 1945 года. Штук 10 после войны попали в Советский Союз. Еще столько же увезли за океан предприимчивые янки. Дюжина «Гроссов» сейчас экспонируется во многих странах мира. Несколько машин числится без вести пропавшими…

Книга Мелина - самый полный каталог машин этого класса. Листаю страницы дальше. Кузов имеет заводское обозначение W-150. Модель производилась с 1938 по 1943 годы. Пик выпуска пришелся на 1939 год, когда из заводских ворот предприятия в Зидельфингене выехали 44 автомобиля: пульман-лимузины, кабриолеты «F» и седаны.

Тщательно изучаю фотографии. Рассматриваю фрагменты автомобилей с увеличительным стеклом. Здесь важна каждая деталь. Удивительное дело, но ТАКИХ ручек ни на одном «сто пятидесятом» кузове нет. Они принципиально другие.

На всех «Гросс-Мерседесах», чтобы открыть дверь, ручку надо повернуть вниз. Они работают в точности как на старых советских грузовиках «ЗИЛ» и «ГАЗ» или на современных «УАЗиках». А лежащая передо мной ручка - «отжимного» действия. Такие устанавливались когда-то на «Победах» и «ЗИМах». И еще один штрих: характерная полукруглая скоба «копытцем», в которую «вписали» дверной замок с замочной скважиной.

«Копытца» для фюрера

Есть! Нашел! Вот точно такие же дверные ручки с «копытцем». Но устанавливались они лишь на спецмашинах с бронированными кузовами, которые заказывала рейхсканцелярия. Больше никаких подробностей в книге Мелина я не обнаружил.

Что касается особенной конструкции ручки, то, скорее всего, она была сделана так в целях безопасности. Даже если шальной пулей или осколком сорвет ручку, то сам замок останется целым и невредимым. Дверь можно будет легко закрыть на ключ и без проблем отомкнуть.

А теперь про спецзаказ. Итак, 17 сентября 1943 года на завод приходит заявка на изготовление 10 бронированных автомобилей. Однако по непонятным причинам машин изготовили всего 7. Из них: 6 - четырехдверных седанов и всего ОДИН (всего один!) туренваген.

Туренваген - по немецкой классификации - большая семиместная машина со складывающимся верхом. Стеклянной перегородки за сиденьем водителя она не имела. Кстати, именно туренвагенам Гитлер и отдавал особое предпочтение. Ибо обожал ездить рядом с шофером. И считал, что лимузины с отделенным от водителя салоном - пережитки буржуазного строя.

Однако прокатившаяся по рейху череда покушений на фюрера заставила службу безопасности предпринять необходимые меры и, насколько возможно, защитить броней некоторые части открытого кузова «Гросс-Мерседеса».

На машину установили пуленепробиваемые стекла толщиной 40 мм. В дверях поставили 3-миллиметровые металлические листы. А к полу прикрутили стальные крупповские плиты (6 миллиметров толщиной), способные защитить седоков от взрыва малой противотанковой мины. Хотя, если разобраться, и тогда подобная защита смысла особого не имела. Достаточно шарахнуть фаустпатроном по туренвагену сверху - и пассажиры престижного «экипажа» мигом превратятся в суповой набор…

Броневик с «ушами»

По данным Мелина, единственный в подобной комплектации бронированный туренваген был изготовлен в конце 1943 года. На многочисленных снимках, сделанных в 1943 году на заводской территории, отлично просматриваются характерные дверные ручки и колесные колпаки с четкой окантовкой.

Еще одна характерная деталь. На туренвагене последней серии почему-то установили подфарники старого образца, которые применялись на машинах конца 20-х годов. Они не были интегрированными в переднее крыло, а стояли торчком, как уши. Почему, сказать сложно. Может, на заводских складах в 1943 году не нашлось подходящей оптики?

Или, возможно, «уши» поставили специально - для лучшего освещения дороги. В условиях светомаскировки, например.

Туренваген со «стоячими» подфарниками попадается на фотографиях в книге Мелина дважды: в сборочном цехе и во время поездки этой же самой машины по разбомбленному Кенигсбергу (значит, он все же попал в Восточную Пруссию и вполне мог закончить свой путь на Балтийской косе) осенью 1944 года.

Кстати, упоминаемый нами туренваген не имеет ничего общего с «Мерсами», на которых катался Адольф на своих празненствах и парадах в Берлине. Хотя внешне они немного похожи. В «парадной» машине было преду­смотрено место, где фюрер мог стоять в полный рост. Соответственно, в салоне имелись небольшие поручни.

КПП оборудовалось «ползущей» передачей специально для движения на малых скоростях (до 5-6 километров в час). А двигатель, чтобы не перегревался, комплектовался системой охлаждения увеличенной емкости.

Туренваген - автомобиль для совершенно иных целей. Его максимально приспособили для дальних поездок. Кстати, он развивал скорость до 180 километров в час и имел запас хода, позволявший без дозаправки преодолевать расстояние от Берлина до Кёнигсберга…

Далее в каталоге Мелина указывается, что туренваген Гитлера получил заводской номер 10 150 003. Правда, автор делает оговорку, что с номерами, которые присваивались «Гросс-Мерседесам» в 1943 году, творится какая-то чехарда (это в бюрократическом-то рейхе!). Мол, в регистрационных книгах значатся машины, которые никогда не выходили из заводских ворот. В то время как реально изготовленные лимузины, сохранившиеся до сих пор, почему-то имеют номера, в каталогах не присутствующие. Загадка да и только...

Хотя известно и другое. В 1945-м, после очередной бомбардировки был разрушен цех в Зиндельфингене, где собирали бронированные «Мерседесы». Почти вся документация погибла.

«Телефункен» на дембель

Как «Мерседес» с заводским номером 10 150 003 мог попасть в конце войны на Балтийскую косу?

В 1942-м, 1943-м и 1944 годах Гитлер частенько наведывался в свою ставку «Вольфшанце» («Волчье логово»), расположенную в нескольких километрах от города Растенбург (всего в часе езды от Кёнигсберга). Для обслуживания рейхсканцлера в гараже ставки постоянно находилось несколько автомобилей.

Например, трехмостовый внедорожник «Мерседес» G-класса. Еще бронированный пульман-лимузин. (Эта машина известна тем, что осенью 1944 года по ней стреляли английские диверсанты - пульманом фюрера воспользовался гауляйтер Эрих Кох, чтобы добраться из Растенбурга в свое поместье под Кёнигсбергом.)

В гараже постоянно находилось и несколько «Мерседесов» со складывающимся верхом - кабриолеты и туренвагены.

Вероятнее всего, при продвижении линии фронта все дальше и дальше на запад администрация «Вольфшанце» не смогла (а может, и не посчитала нужным) эвакуировать машины фюрера в Берлин.

Вначале автомобили перевезли в Кёнигсберг. Потом в Пиллау. Ну а затем, когда советские войска стали интенсивно продвигаться по Замландскому полуострову, машины Гитлера были переправлены через пролив на Фрише Нерунг (Балтийскую косу). Там-то, видно, «Мерседес» Гитлера и нашел свое последнее пристанище - возле штабного блиндажа. В машину угодила бомба…

Но даже если бы она уцелела, легко представить, как бойцы-победители срезали с кресел туренвагена куски натуральной кожи, чтобы сшить потом себе отпадные хромачи и щегольнуть обновкой на дембель. Автобатовцы, скорее всего, поскручивали бы с машины все, что только можно: шланги, трубки, гайки, подшипники. А начальникам, видать, достались бы самые лакомые куски: лучший в то время ламповый радиоприемник «Телефункен» и электрические часы фирмы «VDO»…

И сейчас судьба останков машины Гитлера окутана тайной. Колпак и дверную ручку со знаменитого туренвагена за приличную сумму перекупил известный в Калининграде коллекционер авто старины Владимир Медведев - и даже поделился c журналистами «МОТОРА» выставить эти реликвии на знаменитом аукционе Сотби.




Парадный автомобиль Гитлера в 1939 году

Американский Аукционный дом в Скоттсдейле в середине января 2018 года выставит на торги бронированный автомобиль Mercedes-Benz 770K Grosser Offener Tourenwagen, сообщает портал Worldwide Auctioneers. Этот автомобиль был изготовлен специально для Адольфа Гитлера. Несколько лет эта машина использовалась в качестве парадного автомобиля фюрера Германии и попала на множество архивных кинопленок.

Парадный автомобиль Гитлера был построен в соответствии с требованиями его личного водителя Эриха Кемпка. Так, парадный автомобиль фюрера получил 30-миллиметровые бронированные триплексные стекла, включая и опускаемые стекла в дверях. По требованию Кемпка, после опускания стекол щели закрывались декоративными панелями.

По сторонам и снизу кабина специальной версии Mercedes-Benz 770K была закрыта утолщенными металлическими пластинами и броневым стальным листом - сзади. В зависимости от ожидаемого уровня угрозы жизни Гитлера бронепанель сзади можно поднимать для защиты пассажира или опускать. С конвейера завода парадный автомобиль Гитлера сошел с заводским номером 189744.

В остальном машина серьезных технических изменений не претерпела. Как и все машины Mercedes-Benz модели 770, она относится к «суперавтомобилям» - большим представительским автомобилям. Mercedes-Benz 770K Grosser Offener Tourenwagen 189744 оснащен двигателем объемом 7,7 литра, способным развивать мощность до 230 лошадиных сил.


Mercedes-Benz 770K Grosser Offener Tourenwagen 189744

Scottsdale Auction

По хроникам известно, что Mercedes-Benz 770K Grosser Offener Tourenwagen 189744 использовался Адольфом Гитлером в качестве парадного автомобиля с октября 1939-го по май 1941 года. При этом в автомобильном парке фюрера машина прослужила по меньшей мере до июля 1943 года. По крайней мере в это время машину вернули на завод для технического обслуживания и ремонта.

Судьбу машины после возвращения на завод восстановить не удалось. Однако известно, что в 1945 году автомобиль перешел американским войскам и был переправлен в США, в качестве ценного предмета истории. С тех пор машина несколько раз меняла владельцев. Так, с 1983-го по 2002 год автомобиль был представлен в коллекции казино Imperial Palace в Лас-Вегасе.

Какова будет стартовая цена на Mercedes-Benz 770K Grosser Offener Tourenwagen 189744 на аукционе, не уточняется. Организаторы аукциона отметили, что десять процентов выручки от продажи машина будут переведены образовательным и общественным организациям, занимающимся изучением Холокоста.

Обычные версии автомобилей Mercedes-Benz 770 выпускались серийно и пользовались популярностью у первых лиц разных стран. На таких машинах, в частности, ездили председатель Рейхстага Германии Герман Геринг, рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер, а также император Японии Хирохито, премьер-министр Португалии Антониу ди Салазар и каудильо Испании Франсиско Франко Баамонде.

Серийное производство автомобилей Mercedes-Benz 770 велось с 1930-го по 1943 год. Всего было собрано 205 таких автомобилей, только пять из которых, включая автомобиль Гитлера, сохранились до нашего времени. Три машины в настоящее время находятся в частных коллекциях.

Василий Сычёв

Бронированный 400-сильный "туренваген" Адольфа Гитлера.
1942 год.

Эта помпезная машина именовалась "Гроссер-Мерседес", что означало "Большой" или
"Великий Мерседес", а попросту ее называли еще короче - "Гитлер-ваген".
Она относилась к знаменитым творениям, к которым в свое время подходил термин "самый-самый":
770-й "Мерседес" был самым длинным, мощным и тяжелым легковым автомобилем мира,
принадлежавшим самым известным людям планеты.
С другой стороны он являлся воплощением силы и мощи нацистского Третьего рейха, став символом
его безудержного стремления к величию во всем, будь то политика мирового превосходства или
лучшие и самые крупные в мире автомобили.
Пользоваться 770-м "Мерседесом" в нацистской Германии означало входить в элитный круг наиболее богатых и влиятельных слоев правящей национал-социалистической партии, в ближайшее окружение
фюрера или верхушки финансовой и промышленной олигархии.
Заманчивую таинственность модели 770 придавала ее принадлежность самому Гитлеру и его сподвижникам. С момента прихода к власти фюрер проявлял особую предрасположенность к автомобилям "Мерседес-Бенц"
и в разное время пользовался парадными кабриолетами 540К и трехосными фаэтонами G-4.
Правда, в первые дни образования Третьего рейха между руководством концерна "Даймлер-Бенц"
и новым рейхсканцлером отношения сложились натянутые.
Говорят, фюреру просто не нравилось имя австрийской девочки еврейской национальности Мерседес, данное когда-то этим машинам, поэтому, придя к власти, он стал требовать "срочного вливания арийской крови в новые автомобили".
В феврале 1933 года хороший друг фюрера и заодно член правления концерна Якоб Берлин "случайно" встретился с ним на очередном Берлинском автосалоне и намекнул, что имя-то это испанское и означает "милость", напомнив также, что с Испанией у Гитлера складывались самые милые отношения.

Седан 770-й серии выпуска 1943 года, принадлежавший Гиммлеру.

Как аргумент в поддержку своих доводов фюреру тут же вручили "Мерседес-Бенц 770".
Осознав ведущую роль "Даймлер-Бенца" в германском автомобилестроении, Гитлер стал поощрять
все его работы, а фирма верноподданно служила своему фюреру, внося немалые средства в партийную кассу.
Первые четыре "Мерседеса-770" (заводское обозначение W-07) построили еще в 1930 году, будто чувствуя, что через несколько лет столь престижные машины сыграют важную роль в истории фирмы. Сначала же новый автомобиль был создан для противостояния таким же огромным и мощным творениям "Майбаха" и "Хорьха".
Машины снабжались рядным 8-цилиндровым двигателем, который в стандартном исполнении развивал 150 л.с., с нагнетателем - 200 сил, а в особых случаях - 230 л.с.
Эти варианты оборудовали длинными угловатыми открытыми и закрытыми кузовами на 5-7 мест.
Их внешней отличительной особенностью стала слегка клиновидная "шевронная" хромированная решетка радиатора.
До 1938 года их собрали всего 117 экземпляров. Один из них вручили бывшему кайзеру Вильгельму II, жившему в изгнании.
В 1938 году началось изготовление второго поколения 770-й серии с индексом W-150. Внешне машины повторяли традиционный "мерседесовский" стиль 1930-х годов, но стали еще длиннее, мощнее и тяжелее, имели необыкновенно солидную приземистую осанку, которую усиливали широкие массивные крылья и низкие кузова, огромный клиновидный мелкосотовый радиатор, вместительный задний багажник округлой формы и 17-дюймовые дисковые колеса.

Фаэтон «Мерседес-Бенц 770» для руководства Третьего рейха.
1938 год.

Мощность мотора в "атмосферном" режиме составляла 155 сил, а с компрессором возрастала до 230 л.с.
В конструкции шасси можно было найти ряд интересных решений: впервые в мире была использована 5-ступенчатая коробка с последней ускоряющей ступенью (передаточное отношение 0,713), рама сваривалась из труб овального сечения, мосты подвешивались на рычагах и пружинах с фрикционными амортизаторами, причем задняя подвеска типа "Де Дион" снабжалась двумя пружинами с каждой стороны. Барабанные тормоза приводились гидропневматической системой.
По сравнению с предыдущей серией колесную базу увеличили на 130 мм, а длина достигла 6 м.
При собственной массе 3400-3600 кг автомобиль разгонялся до скорости 170 км/ч.
Машины комплектовались двумя типами 7-местных кузовов: два самых престижных кабриолета Вир,
фаэтон и "пульман-лимузин", на которых впервые появился электромагнитный механизм
централизованного запирания дверей.
Особый интерес представляет бронированный вариант 770 (W-150II), собиравшийся по заказам лидеров Третьего рейха.
Он известен в двух 7-местных вариантах - "пульман-лимузин" и "туренваген" - 4-дверный фаэтон
с мягким верхом.
Толщина стальных листов, установленных внутри боковых панелей, под полом, во всех дверях и в поперечных переборках достигала 18 мм, толщина пуленепробиваемых стекол - 43 мм.
На 19-дюймовых колесах ставили пулестойкие шины.
Три топливных бака вмещали 300 л бензина.
Все это сказалось на увеличении полной массы до 5420 кг.
Чтобы обеспечить этой 6-метровой громадине скорость 180 км/ч, мощность двигателя в компрессорном режиме достигла рекордной по тем временам величины 400 л.с.
Автомобилей "Мерседес-770" второй серии изготовили 88 экземпляров, в том числе 19 штук для лидеров нацистской Германии и ее ближайших друзей и союзников.

Лимузин «Мерседес-Бенц 770» для диктатора Салазара.
1939 год.

Они принадлежали Гитлеру, Гиммлеру и Герингу, японскому императору Хирохито, финскому
маршалу Маннергейму, испанскому генералу Франко, португальскому диктатору Салазару,
болгарскому царю Борису III, конструкторам Эрнсту Хейнкелю и Бернеру фон Сименсу.
Особого внимания в серии 770 всегда уделяли машинам, которые служили фюреру передвижными
трибунами и парадными экипажами.
Их оригинальной особенностью стало заднее сиденье, приподнимавшееся на 13 см, чтобы народу
было лучше видно своего любимого фюрера, не отличавшегося высоким ростом.
На одном из таких бронированных 7-местных "туренвагенов" с регистрационной табличкой IА-103708
в июне 1940 года Гитлер принимал в Берлине парад, посвященный первому успеху немецко-фашистских войск на западном фронте.
После этого он долгое время хранился в подземном гараже высокогорной альпийской резиденции
фюрера Бергхоф близ Берхтесгадена, где Гитлер хвалился им своим редким гостям.
3 мая 1945 года его захватил 2-й танковый дивизион армии генерала Леклерка.
Автомобиль попал в руки французского капитана, негра из Чада, который передал его своему
начальнику.
Пройдя через руки нескольких хозяев, "Мерседес" Гитлера оказался в стенах самой престижной во Франции автомобильной коллекции в замке Роштайе под Лионом.
И сегодня с благоговением к истории можно полюбоваться этим гигантским иссиня-черным
автомобилем с двумя красными флажками со свастиками на передних крыльях и со щербиной
от пули на левом стекле.
Известно, что такую же машину Гитлер вручил в свое время Сталину.
Только вряд ли мы когда-нибудь узнаем, за какие заслуги, как и судьбу этого уникального подарка.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЯ "МЕРСЕДЕС-БЕНЦ 770" (1942 год)
Число мест - 7. Двигатель рядный 8-цилиндровый с компрессором, рабочий объем - 7655 см3,
мощность - 160/400 л.с. при 3200/3600 об/мин. Коробка передач механическая 5-ступенчатая.
База - 3880 мм. Колея передняя - 1600 мм, задняя - 1650 мм. Длина - 6000 мм.
Масса - 4780 кг. Максимальная скорость - 180 км/ч. Средний расход топлива - 38/55 л на 100 км.

Всех диктаторов в мире объединяет две вещи – кровожадность и любовь к хорошим автомобилям. Разница лишь в том, что одни честно признают свою слабость. А другие лицемерно прикрываются официальными декларациями, в которых уверяют, что ездят исключительно на старых «Жигулях». Тогда как на самом деле передвигаются на люксовых авто.

Например, президент Беларуси не скрывает, что ему принадлежит люксовое авто. А вот его коллега из России Владимир Путин в декларации о доходах уверяет, что в его собственности только три старых советских автомобиля да еще какой-то прицеп. Хотя сам неоднократно был замечен на роскошной немецкой машине.

В целом сегодня «вожди народов» не очень-то любят автомобили, которые делает этот самый народ. И в основном отечественному автопрому предпочитают британский, немецкий и итальянский.

Итак, ниже — автомобили самых известных диктаторов в мире.

Автомобили диктаторов

Адольф Гитлер

Главнокомандующий нацистской Германии (1941 – 1945 гг.)

Автомобиль диктатора

У Гитлера было несколько автомобилей. Но самым любимым его авто считается Mercedes 770, который носил неофициальное название «Большой Мерседес». В конце 1930-х Mercedes стал самым популярным автомобильным брендом у немецких нацистов. И такие автомобили покупали себе многие высокопоставленные чины Вермахта.

Бенито Муссолини


Премьер-министр Италии (1922 – 1943 гг.)

Автомобиль диктатора

Лидер итальянских фашистов Бенито Муссолини, как и его союзник Гитлер, предпочитал отечественный автопром. Диктатор ездил на Alfa Romeo 6C. У этого автомобиля интересная история. После войны он достался американскому майору, который служил в Италии.

Потом военный отправил «Альфу» к себе в Нью-Йорк, где его семья каталась на «фашистском» авто, пока она не поломалась. И ее бросили гнить в гараже.

Об авто вспомнили лишь в 1970 году, когда его за $300 купил местный учитель и выяснил, что это именно то авто, на котором ездил Муссолини.

Иосиф Сталин


Руководитель СССР (1930 – 1953 гг.)

Автомобиль диктатора

Самым роскошным автомобилем в автопарке Иосифа Сталина был американский лимузин Packard Twelve. Машину диктатору в 1935 году подарил посол США. На тот момент это был самый совершенный семиместный автомобиль.

Изначально Packard был выкрашен в белый цвет. Но как только авто доставили в Москву, большевики тут же адаптировали его к советской реальности, перекрасив в черный.

На автомобиле был установлен 8,2-литровый мотор, мощностью 155 л. с. Лимузин мог разогнаться до 130 км в час.

Фидель Кастро


Руководитель Кубы (1959 – 2008 гг.)

Автомобиль диктатора

В коллекции у Фиделя Кастро много интересных машин. Но, пожалуй, самая уникальная — Rolls-Royce Phantom I 1926 года – автомобиль с которого началась новая история британского бренда.

Журналисты также утверждают, что в гараже Кастро стоит старенькая Chevrolet Impala, которая когда-то принадлежала легендарному команданте кубинской революции Эрнесто Че Геваре.

Саддам Хусейн


Пятый президент Ирака (1979 – 2003 гг.)

Автомобиль диктатора

После свержения Саддама Хусейна в его гараже были найдены автомобили на десятки миллионов долларов. Правда, после войны не все уцелели.

Одним из самых роскошных авто в гараже диктатора был Mercedes Benz 600 Landaulet 1978 года. В семидесятые это был несравненный по премиальности и цене автомобиль. Им владели только главы государств, самые богатые бизнесмены и звезды первого эшелона, такие как Элвис Пресли и Джон Леннон.

Муаммар Каддафи


Руководитель Ливии (1969 – 2001 гг.)

Автомобиль диктатора : Saroukh el-Jamahiriya

Saroukh el-Jamahiriya был разработан итальянской компаний TESCO специально для Муаммара Каддафи. В окружении полковника утверждали, что дизайном авто занимался сам диктатор. Одним из его главных условий при разработке авто было использование материалов, производимых в Ливии.

Под капотом у Saroukh трехлитровый двигатель мощностью 230 лошадиных сил. Весьма скромно, как для диктатора.

Ким Чен Ир


Руководитель Северной Кореи (1994 – 2011 гг.)

Автомобиль диктатора : Mercedes-Maybach S600 Pullman

Ким Чен Ир, как и его соратники по кровавым коммунистическим режимам, пытался быть поближе к народу, но любовь к роскошным авто этому мешала – в Северной Корее умеют превращать людей в послушное стадо, но не умеют делать хороших машин. Поэтому приходилось пользоваться достижениями ненавистного «загнивающего» запада.

Любимый автомобиль Ким Чен Ира – Mercedes- Maybach S600 Pullman. В целом журналисты оценивали его коллекцию люксовых авто в $20 млн.

Александр Лукашенко


Президент Беларуси

Автомобиль диктатора : Maybach 57 (или 62)

О том, что Александр Лукашенко ездит на роскошном автомобили, стало известно несколько лет назад. Журналисты подловили его в Минске на Maybach. Правда, информация о конкретной модели в прессе неоднозначная. Одни говорят, что это Maybach 57 (как на фото). Другие — 62.

Сам «бацька» белорусского народа не стал скрывать, что автомобиль принадлежит именно ему. Но президент Беларуси так и не смог внятно объяснить, откуда он у него взялся. Просто сказал, что подарил какой-то российский бизнесмен.

Владимир Путин


Президент России

Автомобиль диктатора

Владимир Путин – один из тех лицемерных лидеров, кто пытается показать, что он близок к народу, а на самом деле живет, как классический миллиардер. По декларации у вождя населения России две старые «Волги», «Нива» и прицеп. На самом же деле Путин передвигается на роскошном Mercedes-Maybach Pullman.