Мотоциклы вермахта - история в фотографиях. Новый комментарий

На момент написания статьи в журнале Популярна Мехника (Popular Science) за июнь 1944, у сына Stith-а все еще был этот велосипед, который Генри построил для него. Позже, изобретение пропало бесследно...

RASC Triumph. Великобритания. 1927.

Этот оригинальный трехколесный мотоцикл с движителем 3x2 был создан в 1926 году на базе Triumph 500 SV Модель P Mk2. Он был пределан из обычного по заказу Service Corps королевской армии (RASC), и изготовлен в одном экземпляре. Не известно, как он показал себя на испытаниях, но хочется предположить, что внедорожные способности были неплохими. Идея не получила развития из-за совершенствования конструкции обычныхмотоциклов. RASC Triumph сейчас хранится в музее транспорта армии (Museum of Army Transport, Beverley) в Великобритании, и они сожалеют, что вряд ли он когда-либо будет полностью восстановлен и продемонстрирован, потому что они не в состоянии найти аутентичные 11" дюймовые шины задних колёс.

Так выглядел стандартный Triumph SD, 1-cyl. SV 500cc, 1921-1927 гг.

OEC. Великобритания. 1928 год.

Компания OEC (Osborn Engineering Co.) располагалась в Gasport, Hants, Великобритания. В 1928 году она изготовила два прототипа гусеничных мотоциклов. Такой байк мог эксплуатироваться как с гусеницей поверх колёс задней тележки, так и без нее. Второе заднее колесо было связано внутренним зубчатым ремнем с цепным приводом первого колеса. Машины были предложены армии и частным покупателям как тракторы. Компания уже готова была продавать такие мотоциклы, но проект никого не заинтересовал.

Tractorcycle. Италия. 1931 год.

"Итальянский полугусеничный мотоцикл на манёврах близ Рима. 1931 год." согласно информации из Большой Советской Энциклопедии.

На самом деле впервые фото было напечатано в журнале Популярная Механика (Popular Science), за февраль 1931. Этому мотоциклу, даже посвящена статья "Tractor cycle for rough ground" (Трактор цикл для бездорожья). Подпись к фото: "Итальянская милиция испытывает мотоцикл совместно с "боевым танком", в качестве индивидуального средства передвижения по пересеченной местности. Они находят его превосходство над лошадьми в скорости передвижения."

Перевод статьи " =onepage&q&f=false">Tractor cycle for rough ground":
Трактор цикл для бездорожья.

Наблюдатель во время маневров фашистской милиции недалеко от Рима, Италия, увидел человека на мотоцикле новой конструкции, съехавшего с дороги, и свободно продолжившего движение по пашне, а затем вверх по склону холма, усеянного валунами. Это были испытания новейшей техники для мотоциклистов связи.

Вместо заднего колеса, странный мотоцикл приводится в движение гусеницей, как у трактора. Зажимы на гусенице дают уверенную тягу, независимо от типа покрытия. Гусеничная тележка может свободно наклоняться вперед или назад, огибая неровности поверхности. Крутящий момент на гусеницу передаётся цепным приводом. Усиленная, треугольная рама поддерживает гусеничный движитель, достаточно далеко от спинки сиденья так, чтобы его качения не мешали водителю.

Хотя предназначен в основном для использования в военных целях, это изобретение может оказаться полезным для туристов, геодезистов и других областей, чья работа или отдых заставляет ехать их в глушь по пересечённой местности. В дизайне обложки для этой статьи, наш художник изобразил подъем трактора-мотоцилка по каменистому склону. Багаж в задней части закреплен на крыле, так что мотоцикл может осуществлять поставки в труднодоступные регионы страны."

На обложке указанного журнала нарисован тот же "Tractorcycle", но в гражданском амплуа.

Славным продолжателем идеи Tractorcycle сегодня является Alpen Scooter, но о нём по хронологии чуть ниже.

Victoria. Германия. 1930-е.

Гусеничный мотоцикл с движителем 3x2, 3-х местный, производство Victoria-Werke AG в Нюрнберге. 1930-е. Фото из "Wheels & Tracks" №74, 2001.

В основу лег вот этот Victoria Boxer модель KR VI.

Технические характеристики гусеничного мотоцикла Victoria:
Год выпуска: 1927 - 1932
Максимальная скорость: 120 км / ч
Четырехтактный двигатель - оппозитный двигатель
Количество цилиндров: 2
Объем: 596 см3
Диаметр/Ход поршня: 77 мм х 64 мм
Мощность/оборотов: 18 л.с. / 4000 мин-1
24 л.с. спортивная модель
Количество передач: 3
Независимая передняя амортизационная вилка патент Victoria.
Шины 26 х 3 и 27 х 3,5

Ниже представлены фотографии Victoria Boxer модель KR VI 1928 года с байкерского слёта в Нюрнберге в 2005 году.

BMW Speziel TR500 с коляской "Sneekrad". Германия. 1936 год.

BMW Speziel TR500 "Sneekrad" создан по заказу Вермахта на базе популярной модели BMW R12 инженером Riemerschmidt в 1936 году, в одном экземпляре. Как управлять этим агрегатом? Можно предположить, что очень сложно.

Испытания мотоцикла BMW "Sneekrad"/"Снегоход" с люлькой. 1936 год. Фото Kurt Worner.+ схема

А так выглядел стандартный BMW R12 Afrikakorps.

Мотоциклы Мерсье Motochenilles. Франция. 1937 год.

Мерсье Motochenilles Тип 1. Мотоцикл Мерсье с передней гусеницей был создан в 1937 году в Буа-Коломб, Франция. Мерсье получил заказ от швейцарской армии и создал этот прототип для испытаний. Так получилось, что испытывался он не для швейцарской, а для французской армии. Двигатель объемом 350 см3 и мощностью 11 л.с. был слабоват, хотя позволял подниматься на склоны крутизной до 42°. Коробка передач 3-х ступенчатая. Всего было изготовлено 3 прототипа разных типов для французской армии.

Мерсье Motochenilles Тип 1 и Мерсье Motochenilles Тип 2. 1937 год.

Мерсье Motochenilles тип 3 и тип2. Фото из книги "L"Automobile sous l"Uniforme", François Vauvillier, published by Massin, Paris, 1992.

Мотоцикл Мерсье Motochenilles Тип 3, 1937 года. Этот прототип принадлежит Марио Сальваторе, г.Экс-ле-Бен, Франция. Фото J M M at Rétromobile, Paris, 2007 02.

Мерсье Motochenilles Тип 3 с бронещитом на испытаниях. 1937 год. Бронещит значительно ухудшал ходовые характеристики, и без того плохо-управляемого, шасси.

Lehaitre. Франция. 1938 год.

Тракторцикл (tractor-cycle), как его называет изобретатель, J. Lehaitre из Парижа, мог развивать до40 км/ч по твердой ровной поверхности. Поворот осуществляется перекосом гусеницы и наклоном корпуса водителя.

American Tuscan. США. 1967 год.

Одной из главных проблем всех полугусеничных мотоциклов, была стабилизация вертикального положения на малых и больших скоростях при движении по пересечённой местности. Этим объясняется отсутствие интереса к данной технике со стороны индивидуальных потребителей. Gyro Transport Systems из США попробовала решить эту проблему, применив гироскопическую стабилизацию. Но и это революционное решение не подстегнуло продвижение "Тракторциклов" в массы.

Разработан Gyro Transport Systems в 50-е годы XX века.
Произведен American Tuscan в Солт-Лейк-Сити, штат Юта в 1967 году. Его двигатель мощностью 20 л.с. позволял взбираться на склоны крутизной до 45° благодаря гусенице. Самобалансировался встроенным гироскопом, что позволяло не бояться завала на бок во время движения. Вместо переднего колеса могли установливаться лыжи. Дополнительно оснащался фарой-искателем. Коробка передач 4-х ступенчатая.
Единственный прототип Tuscan был собран в 1965 году по заказу Службы охраны лесов США для Рейнджеров, но так и остался в одном экземляре. Компания готова была продавать их частным лицам по предоплате в размере 400$, но он никого не заинтересовал.

Технические характеристики Tuscan

Ёмкость бака: 15 л
Максимальная нагрузка: 200 кг
Максимальная скорость: 72 км/ч

Самодельный гусеничный мотоцикл "Муравей".

Гусеничный мотоцикл "Муравей", самодельный, из России. 1980-е. Предназначен для передвижения по бездорожью, преимущественно летом и в межсезонье, зимой по снегу (толщина покрова до 25 см), а также по льду и насту. Проходимость мотоцикла, в принципе, - «везде». Исключение составляют только водные преграды глубиной свыше 30 см (заливает систему зажигания) да топь, где человек увязает по колено. На мотоцикле возможна перевозка груза до 30 кг, а на прицепе - до 80 кг, летом - на колесном (с широкопрофильными шинами), зимой - на санях. Масса мотоцикла 110 кг.

Alpen Scooter. Италия. 1980-е.

Снегход Alpen Scooter выпускался компанией Pozzo di Recoaro. С начала 80-х использовался горными войсками итальянской армии. В комплект прицепного оборудования входят: передняя лыжа, санки, носилки на лыжах, гусеница для грунта и гусеница для льда. На ранних вариантах объем двигателя составлял 200 см3, позже устанавливались более мощные силовые агрегаты объемом 250 и 300 см3.

Alpen Scooter раннего выпуска в музее. Двигатель объёмом 200 сс.

Alpen Scooter. На снегу переднее колесо сменяют лыжи.

Alpen Scooter с полным комплектом прицепного и навесного оборудования. На заднем плане трицикл Moto-Guzzi 3x3 "Mulo Meccanico".

Alpen Scooter с гусеницей на асфальте.

Alpen Scooter Croce Rossa Italiana (Итальянского Красного Креста).

Но на этом история гусеничных мотоциклов не умирает. Немецкий дизайнер Тильман Шлутц (Tilmann Schlootz) разработал дизайн-проект гусеничного мотоцикла BAAL. Вот что он пишет о своей разработке.

В основу концепции положена гибкая резиновая гусеница, которая гарантирует максимальную степень сцепления с поверхностью и способна очень легко менять направления движения. Чтобы сделать управляемость удобнее и интереснее, водитель контролирует направление движения не только руками, но и ногами.

Несмотря на то, что у прототипа хитроумная конструкция и материалы, которые хорошо адаптируются к любому покрытию, в системе не используются сложные датчики или регулируемые подвески. Конструкция рамы отводит много места для двигателя, и машина может быть укомплектована различными типами традиционных топливных систем, а также высокотехнологичными топливными элементами. В демонстрационной машине используется двигатель массового производства объемом 500 куб. см, которыми комплектуют вездеходы-ATV.


Впервые мотоциклетная часть была сформирована летом 1935 года на полигоне в Мюнстере во время маневров танковой дивизии. Сводный мотоциклетный батальон образовали из многочисленных мотоциклетных подразделений вермахта. В ходе учений батальон показал хорошую маневренность и огневую мощь.

Вскоре были сформированы новые мотоциклетные части. Это были как мотоциклетные батальоны(Auflaerungs-regiment(motorisie rt)) так и мотоциклетные роты в составе мотопехотных полков и разведывательных пол¬ков и дивизионов. Несколько кавалерийских полков также усилили мотоциклетными ротами и батальонами.


-3-

В 1936-37 г.г. сформировали три мотоциклетных батальона, которые вошли в состав 1-й. 2-й и 3-й танковых дивизий. 2-й мотоциклетный батальон 2-й танковой дивизии в ходе аншлюса Австрии совершил трудный марш из Линца в Вену, потеряв из-за поломок всего несколько машин. В 1938-39 г.г. формирование новых частей продолжилось.


-4-

1 сентября 1939 года к участию в польской кампании привлекли мотоциклетные батальоны 1-й. 2-й и 3-й танковых дивизий. 6-й мотоциклетный батальон, приданный 1-й легкой дивизии. а также 1-й мотоциклетный батальон 7-го разведывательного полка 2-й легкой дивизии. В 3-й легкой дивизии 11. мотоциклетный батальон входил в состав 9-го мотопехотного пол¬ка. В 9-м разведывательном полку (Aufklaerungs-Regiment (motorisiert))4-й легкой дивизии мотоциклы были собраны в составе I. батальона.


-5-

Впервые в бой мотоциклетные части вермахта вступили в сентябре 1939 года в Польше. В первый же день войны мотоциклистам пришлось преодолевать пересеченную местность. 3-я танковая дивизия шла через Тухольский бор. а 2-я танковая дивизия насту-пала в гористой местности. В дальнейшем мотоциклисты сумели добиться успехов. 4 сентября 1939 года мотоциклетные части успешно действовали под Пётркувом. Отсутствием мотоциклетного батальона в составе 4-й танковой дивизии можно в какой-то мере объяснить провал первой атаки дивизии на Варшаву 8/9 сентября. Неразвитая дорожная сеть в Польше не позволила в полной мере раскрыть возможности мотоциклетных частей, однако сухая погода благоприятствовала колесному транспорту. Непроходимыми для мотоциклистов оказалась Кампиновская пуша и некоторые районы вокруг Кельце. Командующие 1-й и 3-й легкой дивизии докладывали, что мотоциклы без привода на колесо коляски очень сильно вязнут в песке. Только легкие мотоциклы могли двигаться по бездорожью. однако такие машины использовали в основном курьеры.


-6-

Кампания в Польше показала, что мотоциклетные части очень уязвимы для ружейного огня, а отсутствие тяжелого вооружения не позволял мотоциклистам уверенно бороться с противником. Опыт польской кампании заставил разработать мотоциклы с приводом на колесо коляски, а также пониженными передачами. Такими машинами стали Zuendapp KS750 и BMW R75.
Основные 1И1П.1 мотоциклов
Основными поставщиками мотоциклов для вермахта и войск СС были заводы BMW в Мюнхене и Zuendapp в Нюрнберге. Кроме того, мотоциклы поставляли другие фирмы: Ardie. DKW. NSU. Victoria. Triumph и др.


-7-

BMW
Заводы Bayerischen Motoren Werke в период 1-й Мировой войны поставляли императорской армии самолетные моторы. В 1922 году фон Фриц сконструировал четырехтактный двухцилинлровый оппозитный двигатель воздушного охлаждения М2В15. Фирма BMW освоила выпуск мотоциклов. и в середине 20-х голов XX века появились первые удачные машины с бело-голубой эмблемой


-8-


-9-

Среди легких мотоциклов следует отметить BMW R39 образца 1925 года с двигателем OHV объемом 250 смЗ и мощностью 6.5 л.с. а также R2. выпускавшийся в период с 1931 по 1936 г.г. и оснащенный двигателем OHV емкостью 200 смЗ. У этих мотоциклов ведущее колесо было подрессорено, а при¬вод осуществлялся с помощью карданного вала. Рама и передняя вилка штампованные. Первые заказы для армии фирма BMW выполнила в конце 20-х годов. Для рейхсвера выпускались мотоциклы R52 и R62. оснащенные двигателями объемом 500 и 750 смЗ и мощностью 12 и 18 л.с, соответственно. Очередной крупный заказ был размещен в 1932 году, когда рейхсвер заказал мотоциклы BMW R4 с одноцилиндровым двигателем объемом 400 смЗ и мощностью 12/14 л.с. Этот достаточно простой, а потому надежный мотоцикл планировалось использовать для учебных целей и для оснащения курьерской службы. На практике R4 встречались и в боевых частях, особенно в первые годы войны.
Другими, менее распространенными моделями были BMW R3 с двигателем объемом 200 смЗ. а также R20 и R23 с двигателями объемом 200 и 250 смЗ и мощностью 8 и 10 л.с. соответственно."
Следующей моделью легкого мотоцикла стал BMW R35. выпуск которого начался в 1937 году. R35 оснащался одноцилиндровым двигателем объемом 350 смЗ и мощностью14 л.с В Польше R35 получил прозвище «ослик». У мотоцикла была передняя вил¬ка телескопического типа. Двигатель располагался продольно, а привод на заднее колесо обеспечивался через кар¬данный вал. Главные элементы двигателя: головка цилиндра, картер и поршень изготавливались из алюминиевых сплавов. Это обеспечивало хорошее охлаждение двигателя и снижало массу машины. Мотоцикл оснащался четырехступенчатой коробкой передач и сухим сцеплением. Карданный вал передавал крутящий момент на заднее колесо через коническую передачу. Распредвал. расположенный в головке цилиндра, управлял работой клапанов и отбирал мощность от коленчатого вала с помощью цепной передачи. Карбюратор SUM. магнето OHV. Три горловины карбюратора попеременно включались с помощью перепускного устройства. Бензобак емкостью 12 л изготавливался из металлического ли¬ста методом штамповки. Рама также штампованная. Тормоза полудисковые. механические. Армейская модификация оснащалась металлическим кожухом, закрывающим двигатель снизу. Хромированные части закрашивались черной матовой краской RAL Antracit Schwarz. Мотоциклы этого типа выпускались до октября 1940 года. В 1947 году выпуск R35 наладили в СССР под маркой ЭМВ 47.Среди реквизированных машин встречались мотоциклы BMW R5/51/ 61, оснащенные нестандартными колясками фирм Stoewe или Royal.Завод BMW одновременно выпускал и тяжелые мотоциклы для мотоциклетных частей вермахта. Особенно удачной моделью был BMW R12. который в период с 1935 по 1941 год выпустили серией в 36000 штук. На мотоцикле стоял двухцилиндровый двигатель объемом 750 смЗ и мощностью 18 л.с. Приемистый двигатель позволял использовать мотоцикл как в одиночном варианте, так и оснащать его коляской. Передняя вил¬ка имела новый для того времени телескопический амортизатор.В 1938-1941 годах выпускались еще два типа мотоциклов: BMW R61 и R71. На этих машинах стояли двухцилиндровые двигатели объемом 600 и 750 смЗ мощностью 18 и 22 л.с. R61 и R71 по популярности уступали R12. Перед войной оба типа мотоциклов выпускались на экспорт по заказу голландской армии.
Однако самым известным армейским мотоциклом стал BMW R75. Этот мотоцикл был создан для участия в конкурсе внедорожников. Первый серийный R75 был собран на заводей в Айзенахе в мае 1941 года. До октября 1944 года было выпущено 16545 мото-
циклов этого типа. BMW R75 выпускался как в одиночном варианте, так и в варианте с коляской. Коробка пере¬дач имела специальные пониженные передачи, "задний ход. обеспечивала привод колеса коляски, ведущие коле¬са имели гидравлические тормоза.

Мотоциклы во Вторую мировую войну были самостоятельной боевой единицей. Германия создала первые мотоциклетные батальоны ещё в 1935 году. Успешно использовались мотоциклы и Красной армией, и союзниками.

BMW R75

Большое распространение в армии Вермахта получил мотоцикл BMW. Это произошло благодаря моделям R12 и R71. Но самым известным мотоциклом Второй мировой стал BMW R75, получивший прозвище «Сахара» из-за того, что его поставляли в Африку в армию Роммеля.

Мотоцикл повышенной проходимости имел четырёхтактный оппозитный двигатель объёмом в 745 см3 мощностью в 26 л. с., кардан, гидравлический задний тормоз и девять скоростей: семь вперёд и две назад. Мотоциклист мог остановиться на «Сахаре» среди болота или песка и без пробуксовки съехать с места.

Оборотной стороной совершенства R75 стала его стоимость. Мотоцикл обходился по цене двух автомобилей Volkswagen.

BMW R75 мог буксировать противотанковую пушку PaK-35/36 калибром 37 мм или прицеп с 81-миллиметровым миномётом или с противотанковым ружьём. На коляску устанавливали пулемёты MG-34 и MG-42 или огнемёт. На коляске и на мотоцикле располагались кронштейны для ёмкостей с боеприпасами, канистр и маскировочных сетей.
Мотоцикл использовался в разведподразделениях, в мотоциклетно-стрелковых частях и стал одним из символов фашистской агрессии.

DKW

К 1944 году Германия стала больше использовать лёгкие мотоциклы. Самыми популярными были DKW RT125 и DKW NZ350.

123-кубовый двухтактный DKW RT125 был взят на вооружение в 1941 году и стал шедевром инженерной мысли. В 1943 году была выпущена военизированная версия мотоцикла с более ёмким баком и картером, отлитым из чугуна. Двигатель выдавал 6,4 л.с. и разгонял мотоцикл до 75 км/час.

DKW NZ350 производился только для армии. Благодаря низким передаточным числам КП он легко шёл по грязи на невысокой скорости. При весе в 145 кг и мощности в 11,5 л. с. мотоцикл развивал скорость в 105 км/час.
Обе модели выпускались до конца войны и были настолько удачными, что их клоны разошлись по всему миру.

На основе DKW RT125 в СССР были разработаны «Минск», М1А «Москва» и К-125, а DKW NZ350 стал прототипом «ИЖ-350».

NSU «Kettenkrad»

Этот мотоцикл на гусенице вошёл в историю под названием «Кеттенкрад» (Kettenkrad - трак, «Kraftrad» - мотоцикл), был разработан изобретателем Хайнрихом Эрнстом Книпкапмом и производился компанией NSU. «Кеттенкрад» оснащали 1,5-литровым двигателем Opel Olimpia мощностью в 36 л. с. Мототрактор развивал скорость 65 км/час по шоссе и до 40 км/час – по пересеченной местности.

Изначально разрабатывался для десанта, действовавшего в тылу врага, но позже стал выполнять функции тягача. Мог тянуть артиллерийское орудие весом до полутоны, либо прицеп.

Занимался буксировкой самолётов на аэродромах, прокладывал линии связи – сзади легко помещалась катушка с проводом.
После войны уцелевшие экземпляры использовали в сельском хозяйстве. Всего с 1940 по 1949 год было произведено 9 тыс. экземпляров.

«М-72»

История легендарного мотоцикла «М-72» началась в 1940 году. Известно, что мотоцикл скопировали с BMW R71. По одной версии, чертежи мотоцикла передали Советам немцы, по другой – мотоциклы были тайно вывезены из Германии через третьи страны. Надо признаться, не мы одни копировали BMW. Этим грешили американцы и даже японцы.

Мотоцикл «М-72» увидел свет в цехах Московского мотоциклетного завода в 1941 году. «М» – означало Москва. Производство было одобрено лично Сталиным.
«М-72» был оснащён оппозитным нижнеклапанным двигателем объёмом 746 см3 с мощностью в 22 л. с. и разгонялся до 85 км/час. Масса с коляской составляла 380 кг. К сожалению, на советском оборудовании инженеры не могли выдержать немецкую точность изготовления деталей, и мотоцикл проигрывал BMW в надёжности.

Осенью 1941 года производство было перенесено в Ирбит, в Тюмень и в Горький. В Ирбите производство «М-72» пришлось организовывать в цехах пивзавода, остальные места оказались занятыми. Мотоциклы собирали буквально под открытым небом и параллельно монтировали оборудование.

Первая партия мотоциклов была выпущена в феврале 1942 года. За год в Ирбите было выпущено 1587 мотоциклов, в Горьком - 1284 мотоцикла, в Тюмени – 187.
В 1943 году выпуск «М-72» увеличился, а в 1944 стал рекордным - 5380 штук.
Всего за годы войны ИМЗ выпустил 9800 мотоциклов.

На коляску «М-71» можно было установить ручной или станковый пулемёт, огнемёт, 50- и 82-миллиметровые миномёты, противотанковое ружьё, некоторые мотоциклы оборудовали бронещитами.
В армии срочно создавались разведгруппы и мотоциклетные отделения, полки и бригады. Всего за годы войны были сформированы не менее 49 крупных мотоциклетных соединений.
Из работников Московского мотоциклетного завода была сформирована отдельная мотострелковая бригада особого назначения (ОМСБОН).

Нarley Davidson WLA-42

Своих мотоциклов не хватало, и тут на помощь пришел Лэнд-лиз. Всего СССР получил 35 тыс. мотоциклов. 5 тыс. из них были направлены в НКВД и в милицию. Остальные – на фронт. Советская армия получала американские «Индианы», английские «Велосетты» и «Матчлессы», но самым лучшим стал Нarley Davidson WLA-42, поставки которого Наркомвнешторг «выбил» в 1943 году.

Мотоцикл оказался надёжен и непривередлив к топливу. 740-кубовый V-образный продольный двигатель развивал мощность в 25 л. с., высокий ветровик защищал от дождя. Мотоцикл был оснащён боковыми сумками, кобурой, площадками для ног и мог разогнаться до 110 км/час. За безотказность и неприхотливость солдаты прозвали его «Валуем».

«Валуи» поставлялись в страну разобранными, их сборкой занимались заводы в Москве и в Серпухове. Производство колясок для них было налажено на ГАЗе. В 1944 году было выпущено 11 000 колясок, но этого оказалось мало, потому что только «Валеуев» в этом году было завезено в страну больше 14 тыс. штук.
Всего за годы войны в США было выпущено 90 тыс. экземпляров «Харли». Производство «Валуя» продолжалось до 1951 года.

В 1940 году Министерство вооружений Третьего Рейха выставляет задание, согласно которому необходимо создать легкий и маневренный тягач, способный работать в стесненных условиях гор. Грузоподъемность ограничена значением в 500 кг. Второе серьезное ограничение - возможность транспортировки самолетом.

За разработку тягача берется компания Neckarsulmer Fahrzeugwerke, AG, более известная как NSU. Буквально за несколько месяцев, под руководством видного немецкого конструктора Эрнста Книпкампа, экспериментальный цех завода выдает на государственные испытания машину, весьма необычного вида.

Kettenkraftrad передвигается вдоль окопа.


В сжатые сроки инженерно-конструкторский отдел спроектировал и изготовил 11 образцов тягача. Решению задачи помогло то, что Эрнст Книпкамп уже пытался предложить Вермахту похожий транспорт несколькими годами ранее, но тогда попытки не увенчались успехом. В том же, 1940-м году мототягач успешно проходит испытания и принимается на вооружение Вермахта. Основная проблема, которую был призван решить тягач - буксировка и перевозка грузов в трудных условиях гор. Установка гусеничного движителя решила сразу несколько проблем: уверенное сцепление с дорогой, позволявшее реализовывать мощный двигатель от автомобиля, малая ширина, обеспечивавшая возможность маневрирования на узких участках и вне дорог, а так же возможность «танкового» разворота на месте.


Постановочная фотография для печати. 1941г


Сердце NSU Kettenkrad HK 101 SdKfz2 - автомобильный, рядный 4-цилиндровый бензиновый двигатель Opel Olympia мощностью 36 л.с. и объемом 1,3л. Трансмиссия включала сухое однодисковое сцепление, 3-ступенчатую коробку передач, демультипликатор и двойной дифференциал. В ходовую часть входили переднее управляемое колесо мотоциклетного типа, гусеничный движитель, состоящий из пяти сдвоенных обрезиненных катков и цепной ленты, шириной 170 мм с резиновыми подушками. В передней части корпуса машины находилось место водителя, еще два сиденья были оборудованы в кормовой части корпуса. Сухая масса мотоцикла составляла 1235 кг. Он мог перевозить груз в 325 кг и буксировать прицепы массой до 450 кг. Топливные баки общей емкостью 42 литра, размещенные по бокам от сиденья водителя, обеспечивали запас хода в 260км по шоссе и 175км по пересеченной местности.


Где-то на восточном фронте. Осень 1943г.


Шахматное расположение катков позволяло распределять нагрузку между осями тягача - это увеличивало ресурс частей, снижало вес конструкции и уменьшало удельный вес на грунт. Так же улучшалась плавность движения машины. Изобретатель подвески - Эрнст Книпкамп. Именно этот тип подвески (названный в честь автора) будет позднее применен на танках «Тигр» и «Пантера».


Рабочее место водителя. Наши дни


Вопреки распространенному мнению, рулевое колесо брало на себя лишь часть нагрузки при повороте - руль не только поворачивал колесо, но и воздействовал на гусеничные дифференциалы, «притормаживая» требуемую гусеницу. Таким образом, опытный водитель мог развернуть трехметровую машину на пятачке диаметром 4 метра.


Двухстороннее движение по лесной просеке.


В частях Вермахта машине отдали должное. Сочетание простоты обслуживания, малых размеров и легкости управления завоевали признание со стороны всех солдат, в руках которых данный тягач находился. Малая ширина позволяла ездить там, где невозможно было применение ни одного другого средства передвижения. Солдаты в шутку называли его «Гусеничной лошадью». На фото выше по лесной просеке идет двухстороннее движение, в котором Kettenkrad чувствует себя преотлично среди повозок, даже невзирая на распутицу. На титульной фотографии статьи мототягач едет по дну противотанкового рва. Свойства машины позволяли ей передвигаться и при полном отсутствии дорог.


Горными дорогами. 1942г.


Но и своего изначального назначения мототягач не утратил. Стоит сказать, что горно-егерские дивизии Вермахта до появления описываемого тягача передвигали всю технику либо на лошадях, либо собственными руками. К примеру «облегченная» гаубица весила чуть менее 800кг. Не удивительно, что «гусеничный» мотоцикл оказался столь востребован.



Kettenkraftrad хоть и разрабатывался для парашютно-десантных войск Люфтваффе, тем не менее никогда не десантировался на парашюте. Подобные технологии лишь удел будущего. Как правило, он доставлялся на захваченный десантниками аэродром.


Как тягач, Kettenkrad мог тащить легкое орудие или же специальный штатный прицеп даже в условиях сильной распутицы. На большинстве архивных фотографий тягач занят буксировкой и везет пассажиров - настоящая «рабочая фронтовая лошадка».



Явно перегруженный Kettenkrad. Если самолет пуст, то нештатная нагрузка составляет «всего» 5 человек (вместо штатных двух) и 5,2 тонны. Если самолет загружен, то на сцепке буксируется до 10 тонн. Вероятно персонал аэродрома намерено утяжеляет тягач.


Однако были у тягача и недостатки. Главный из которых - сложность обслуживания подвески. Несмотря на высокую надежность узлов, их ремонт не был редкостью и в этом случае все катки подвески необходимо было снимать. Однако на скромном тягаче это были еще «цветочки». По-настоящему механики наплачутся через несколько лет, когда на вооружение поступит танк «Тигр» с 4-мя рядами катков.

Следующий недостаток - православные нечистоты нашей Родины. Вернее их осеннее и зимнее состояние. Зачастую, с утра под тягачом необходимо было развести костер, чтобы привести в движение смерзшиеся за ночь катки. Поздние модификации мототягача комплектовались паяльной лампой, которая «размораживала» не только движитель, но и прогревала картер. Однако несмотря на этот недостаток машина очень высоко ценилась в первую очередь на Советско-Германском фронте. Особенно проходимость машины сыграла свою роль осенью 1941-го года, когда Вермахту приходилось наступать по дорогам, вусмерть разбитыми отступающей Советской армией. Именно события первой осени Великой Отечественной Войны заставили Немецкое руководство пересмотреть планы производства неприоритетного «горного» тягача и вместо нескольких сотен в год начать производить тысячи.


Пассажиры веселятся, а водитель явно нервничает - есть от чего.


Отдельным недостатком можно поставить высокий центр тяжести - нередко мототягач опрокидывался. Этому способствовала как узкая база, так и внушительная максимальная скорость - до 50км/ч на хорошем покрытии. При этом водитель редко успевал выскочить из седла. Кстати, стоит отметить немалый шум, который издавали гусеницы при езде по ровному асфальту - по дорогам его старались перевозить на грузовом транспорте.


Хороший обзор на тягач сзади. Видны просторные пассажирские сидения, штатный прицеп Sd.Ah 1. Можно обратить внимание на брызговики - Kettenkrad с легкостью достигал скорости 30-40км/ч. Август-сентябрь 1943г.


В первых модификациях при движении по пересеченной местности очень сильно страдало рулевое колесо - в последствии спицованное колесо было заменено на цельное литое. При постоянном движении в распутице переднее колесо иногда попросту снимали - чтобы не собирало перед собой грязь.


На фотографии горные егеря успешно движутся вверх по заснеженному склону. Колесо снято.


Судя по обстановке - территория СССР. Время и место неизвестно.

На переднем крыле виднеется цветок эдельвейса. 1-я горно-стрелковая дивизия Вермахта.


Всего за годы войны было произведено 8871 тягачей разных модификаций. Но и после войны производство продолжилось - из комплектов было собрано не менее 500 единиц, которые поступили на службу в лестничества или же отправились в сельское хозяйство.

Помимо производства оригинальных тягачей, французская компания Babiole после войны производила небольшой трактор на базе описываемого тягача. Инженеры отказались от рулевого колеса и развернули на 180 градусов сиденье водителя. К слову, немцы изначально планировали развернуть на базе предприятий оккупированной Франции дополнительное производство мототягачей, однако в связи с высадкой союзников, этим планам было не суждено сбыться. Как показала история, Французы с пользой для себя использовали переданную им документацию и образцы Kettenkrad.


Vignoble Tracteur - «Виноградный трактор» французского производства.


На территории СССР трофейные тягачи вовсю использовались местным населением. Автору статьи известен случай, когда в середине 90-х старенький Kettenkraftrad был выкуплен у деда в глухой деревне непосредственно из-под самодельного плуга. Дед сам его в 1945 году привел и с конца войны на нем пахал себе огород.

В Бронетанковом музее Кубинки можно посмотреть на сохранившийся экземпляр.

Использованные материалы:
1) Wikipedia
2)
3)
4) Несколько фотографий из поисковика, которые принадлежат их законным владельцам.
5) Pen & Sword «Images of War - Motorcycles at War»

С момента приручения лошади и изобретения колеса человек использовал все возможные средства передвижения в военных целях. Колесницы, телеги, автомобили. Не обошла эта участь и мотоцикл. Мы решили разобраться в эволюции военных мотоциклов от первых моделей с начала XX века до наших дней


Первым военным «мотоциклом» принято считать представленный в 1898 году Фредериком Симсом Motor Scout. Пальма первенства в данном случае досталась британскому детищу спорно, так как изобретение Симса имело четыре колеса, однако по всем остальным показателям это был именно мотоцикл. Имея в своей основе велосипедную раму и седло, Motor Scout Симса был оснащен полуторасильным двигателем французской фирмы De Dion-Bouton , пулеметом системы Максима и бронированным щитком, который защищал грудь и голову стрелка. Помимо водителя-стрелка, Motor Scout мог нести на себе 450 килограммов снаряжения и топлива, которого ему было достаточно на 120 миль пробега. К сожалению, в связи с окончанием Англо-бурской войны изобретение Фредерика Сима не получило широкого распространения в армии.



Первая мировая война

К началу Первой мировой войны идея ввести мотоциклы в армию окончательно укоренилась в умах военачальников всех прогрессивных стран. Основной причиной этого стала вполне рациональная задумка заменить лошадей моторизированной техникой. Именно благодаря этому первыми в армии мотоциклы получили курьеры и вестовые солдаты, однако многие армии не стали ограничивать себя только таким их использованием. Первые мотоциклы, усиленные пулеметами, появились в германской армии. В отличие от изобретения Симса, это были модернизированные гражданские мотоциклы, которые не отличались хорошей броней. Стоит заметить, что попытки создать бронированный мотоцикл продолжались вплоть до пятидесятых годов XX века, однако ни к чему так и не привели. Несмотря на этот недостаток, немецкие «передвижные пулеметные точки» были успешно применены в некоторых операциях на фронтах Первой мировой.

Следующим шагом в развитии военной мототехники стало вполне логичное появление передвижных ПВО. Авиация уже перестала использоваться только в качестве разведки и стала эксплуатироваться наравне с остальной техникой в боевых действиях. В связи с этим появилась потребность отбивать атаки с воздуха, для чего на мотоциклы установили крупнокалиберные пулеметы.

К сожалению, на протяжении Первой мировой войны мотоцикл редко выходил на поле боя. Основным его занятием была перевозка раненых, курьерская служба и оперативная доставка различных грузов, в том числе и топлива для остальной техники.

В Первую мировую мотоцикл редко выходил на поле боя. Основным его занятием была перевозка раненых, курьерская служба и оперативная доставка различных грузов.

Послевоенная лихорадка

После окончания Первой мировой войны все страны-участницы, по достоинству оценившие все плюсы мототехники на поле боя, начали разрабатывать новые виды мотоциклов. Многие из них были чересчур футуристичны для своего времени. Так, например, в 1928 году французы представили новый мотоцикл Mercier. Основным его отличием от прочих коллег по цеху являлось переднее гусеничное колесо, что для того времени казалось весьма свежей идеей. Позже, в 1938 году, также француз, инженер Леэтр, представил свой мотоцикл под названием Tractorcycle. Как следует из названия, Леэтр модернизировал модель 1928 года, сделав свой мотоцикл целиком на гусеничном ходу. Казалось бы, легкая броня и высокая проходимость должны были сделать эту модель идеальным военным мотоциклом, однако существовал ряд серьезных недочетов: большой вес (400 килограммов), низкая скорость (при моторе мощностью 500 кубических сантиметров он развивал скорость всего лишь 30 км/ч) и плохая управляемость. Так как поворот мотоцикла осуществлялся изгибанием гусеницы, при повороте мотоцикл был крайне неустойчив. Позже Леэтр добавил в свою конструкцию боковые колеса, но армия так и не заинтересовалась его разработкой.

Нестандартную модель военного мотоцикла создавали и в Италии. Конструкторы компании Guzzi представили трицикл, оснащенный пулеметом и все тем же бронещитом, однако отличительной чертой этого мотоцикла было то, что пулемет оказался направлен назад и развернуть его не было никакой возможности.

В Бельгии тоже пытались создать что-то оригинальное, и в 1935 году концерну FN это удалось. Бельгийские конструкторы представили более простую модель бронированного мотоцикла M86. По сравнению с остальными европейскими «коллегами» M86 получился удачным: мотоцикл был оснащен форсированным двигателем на 600 кубических сантиметров, усиленной рамой, бронелистами, закрывавшими мотоцикл и водителя по бокам и спереди. Также M86 мог нести с собой целиком закованную в броню коляску, на которую был установлен пулемет системы Браунинга. За все время производства было произведено около 100 подобных мотоциклов, которые стояли на вооружении таких стран, как Румыния, Боливия, Китай, Венесуэла и Бразилия. К сожалению, ни одного экземпляра не сохранилось.

Помимо различных малоприспособленных для жизни идей, развивалась и «обычная» мотоиндустрия. Особенно ярко это было заметно в Германии. После окончания Первой мировой войны по условиям мирного договора Германии было запрещено производить все виды вооружения, однако про мототехнику не было ни слова. В связи с этим в Германии начался настоящий рассвет мотостроения. Основным фактором для развития этой сферы являлось то, что мотоцикл мог приобрести средний житель разоренной страны, тогда как автомобиль оставался уделом богатых. Именно это и подстегнуло компанию BMW переключиться с производства запчастей для поездов на мотоциклы и вступить в состязание со вторым крупным производителем мотоциклов в Германии, фирмой Zundapp.

Поначалу BMW не представили ничего нового, устанавливая на свои мотоциклы оппозитный двигатель М2 В15, который фактически копировал английский мотор Douglas, но уже к 1924 году инженеры представляют созданный с нуля первый серийный мотоцикл BMW R32.

Но время шло, и с начала 1930-х годов баварский концерн понял необходимость создания специализированного военного мотоцикла. Именно таким стал BMW R35. В отличие от свих предшественников он имел телескопическую переднюю вилку и более мощный двигатель, объемом 400 кубов. Важным моментом для армии являлась карданная передача, которая отличалась высокой износостойкостью относительно цепной. Конечно, были у R35 и «старые болячки», например жесткая задняя подвеска. Иногда при больших нагрузках рама лопалась, но это не помешало R35 встать в строй. Этот мотоцикл пользовался успехом как в пехоте, моторизированных частях и медсанбатах, так и в полиции. Производство BMWR35 продолжалось до 1940 года, после чего он уступил место узкоспециализированным военным мотоциклам.


БЕЛЬГИЙСКИЙ FN M86


НЕМЕЦКИЙ BMW R32


Одновременно с моделью R35 BMW выпускал модель R12. Фактически это был улучшенный вариант R32. Мотоцикл имел двигатель объемом 745 кубических сантиметров и телескопическую вилку с гидравлическими амортизаторами, что делало его на класс выше, чем R35. Создавая военную версию R12, из конструкции был удален один из двух карбюраторов, что понизило мощность с 20 лошадиных сил до 18-ти. Благодаря низкой цене и хорошим показателям, модель R12 стал самым массовым мотоциклом в немецкой армии. С 1924 года по 1935-й было выпущено 36000 таких мотоциклов. Как и большинство мотоциклов фирмы BMW, R12 выпускался как «соло», так и с коляской. Выпускаемая фирмой «Royal» она была любопытна тем, что не имела ни одного сварочного шва и обладала специально разработанной рессорой для бережной транспортировки раненых.

Последним, но не менее интересным мотоциклом, в ветке довоенных BMW была модель R71. Выпускаемый с 1938 года в четырех модификациях, он был родоначальником советского военного мотопроизводства.

Помимо BMW, в промышленной гонке участвовал и вышеупомянутый мотоконцерн Zundарр, который так же выполнял государственные заказы. Zundарр поставлял три основные модели: К500, КS600 и К800. Большой популярностью среди солдат пользовалась модель К800 с коляской. Благодаря своей дешевизне они легко попали «на вооружение», однако из всей ветки, представленной фирмой Zundарр, только К800 мог состязаться с BMW R12. Также К800 был интересен тем, что только это единственная четырехцилиндровая модель, стоявшая на вооружении в германской армии. Эта особенность была отчасти и недостатком, так как задние цилиндры у К800 плохо охлаждались, что приводило к частому замасливанию свечей.

В России же в ходе и после окончания Первой мировой войны своего мотопроизводства практически не было. Так продолжалось вплоть до 1930-х годов. Именно тогда, в момент технического переоснащения Красной армии, появилась потребность в собственном мотоцикле, который мог бы перенести все тяготы русской погоды. Первыми специально разработанными для армии отечественными мотоциклами были Л300 и ХМЗ 350. Фактически ХМЗ 350 был копией американского Harley-Davidson, однако российский аналог сильно уступал в качестве западному мотоциклу, и от него было решено отказаться. На его замену встал выпускаемый с 1931 года ТИЗ-АМ600. Этот мотоцикл был разработан и поставлялся только в армию. Являясь сочетанием «Харлея» и некоторых британских веяний, ТИЗ-АМ600 был собственной разработкой отечественного автопрома, хоть и не особо выдающейся.

В 1938 году отечественные КБ представляют сразу несколько моделей: Иж-8, Иж-9 и Л-8. Самым ярким и удачным среди представленных мотоциклов был Л-8. Относительно мощный верхнеклапанный двигатель в 350 кубических сантиметров был гордостью отечественного мотопроизвоства. Но несмотря на то что модель Л-8 выпускалась сразу на нескольких заводах по всей России, мотоцикл не отвечал всем потребностям армии. Связано это было с тем, что каждый завод вносил свои поправки в проект мотоцикла, что привело к отсутствию унификации в запчастях и превратилось в серьезную проблему в боевых условиях.


НЕМЕЦКИЙ ZUNDАРР К800



СОВЕТСКИЙ ТИЗ-АМ600



СОВЕТСКИЙ Л-8


Вторая мировая война

Kraftrad («силовое колесо») - именно так в Германской армии называли мотоциклы. Именно отсюда появилось сокращение «Krad» или буквы «К» и «R» в обозначении некоторых мотоциклов. Но обо всем по порядку.

С 1940 года в германской армии начались настоящие реформы. Несмотря на успех почти всех довоенных моделей BMW и Zundарр, командование требовало от производителей абсолютно нового класса: тяжелых мотоциклов. Первыми и единственными в своем роде стали два мотоцикла: BMW R75 и Zundapp KS750. Это были специально разработанные для передвижения по бездорожью «тягловые лошадки». Оборудованные приводом колеса коляски и специальной скоростью для бездорожья, оба мотоцикла зарекомендовали себя как нельзя хорошо. Однако из-за высокой цены эти мотоциклы поставлялись сначала в африканский корпус и парашютно-десантные части, а после 1942 года в войска СС. Также в 1942-м было принято решение выпускать новый усовершенствованный мотоцикл Zundapp KS750 с коляской BMW 286/1, но, к сожалению, этой модели так и не удалось увидеть свет. Его производство должно было начаться после выполнения заказа на производство 40 тысяч R75 и KS750, которых за все время войны было выпущено всего около 17 тысяч.

Чем-то абсолютно новым для немецкой армии стал полугусеничный мотоцикл Sd. Kfz. 2, известный как Kettenkrad. Выпускаемый с 1940-го по 1945-й, Kettenkrad был предназначен для передвижения легких орудий и был больше тягачом, нежели мотоциклом. Внутри этой модели стоял полуторалитровый двигатель фирмы Opel. Всего за годы войны было произведено 8733 подобных агрегатов, которые в основном поставлялись именно на восточный фронт. Гусеничная тяга прекрасно справлялась с русским бездорожьем, но были у них и свои недостатки. Kettenkrad часто переворачивался на резких поворотах, а из-за системы посадки водитель не мог быстро спрыгнуть с мотоцикла. Также на Sd. Kfz. 2 нельзя было заезжать на возвышенности по диагонали.

Несмотря на успех почти всех довоенных моделей BMW и Zundарр, командование требовало от производителей абсолютно нового класса: тяжелых мотоциклов.

О появлении полноценного мотоцикла в российской армии существует легенда: Когда в 1940 году комитету по бронетанковым войскам были представлены все новейшие моторазработки почти всех стран, кто-то из высокопоставленных военных чинов спросил: «На чем наступают немцы?» В ответ ему указали на BMW R71. С этого момента началась разработка мотоцикла М72. Первая партия этих мотоциклов вышла с конвейера в июле 1941 года, уже после вторжения германских войск на территорию СССР. М72, фактически не отличался от R71: он имел простую конструкцию, оппозитный нижнеклапанный двигатель, обеспечивающий низкий центр тяжести, обладающий мощностью в 22 л. с., дуплексную трубчатую раму с использованием труб переменного сечения, переднюю вилку с гидравлическими амортизаторами, карданный привод заднего колеса и питание каждого цилиндра от самостоятельного карбюратора. Конечно, мотоцикл был не быстрым (максимальная скорость М72 - 90 км/ч), но с высоким крутящим моментом, что было большим преимуществом для военной машины.

BMW R71 произвел впечатление и на американских конструкторов. Так, двухцилиндровый двигатель R71 с четырехступенчатой коробкой передач и привод карданным валом на заднее колесо американское производство «посадило» на классическую основу фирмы Harley-Davidson, получив при этом новый мотоцикл Harley-Davidson 42ХА. В основном этот мотоцикл использовался в Северной Африке. В то же время на конвейер встал и Harley-Davidson WLA42. Военный мотоцикл WLA42 был потомком гражданского Harley-Davidson WL и отличался от своего «мирного брата» только усиленными крыльями, воздушным фильтром с масляной ванной и другими сапунами картера, которые не позволяли грязи попадать внутрь двигателя. Также на нем были установлены багажник, кожаные кофры и кобура для автомата Thompson М1А1. Внутри же мотоцикл имел V-образный двухцилиндровый двигатель на 740 кубических сантиметров, что позволяло ему развивать внушительную для того времени скорость в 110 км/ч.

WLA42 поставлялся и советскую армию, где на него часто ставили коляску от отечественных моделей. Однако американцы поставляли в союзные армии и другие мотоциклы, такие как Indian, модели 741 Military Scott и Harley-Davidson WLA45.

Военный мотоцикл WLA42 был потомком гражданского Harley-Davidson WL. Он отличался от своего «мирного брата» усиленными крыльями, воздушным фильтром с масляной ванной и другими сапунами картера, которые не позволяли грязи попадать внутрь двигателя.

Армейские мотоциклы после войны

После окончания Второй мировой войны и окончательного распила Германии между странами-союзницами на арену снова вышел BMW R35, выпускавшийся немцами с 1935-го по 1940-е годы. В советской оккупационной зоне выпуск R35 возобновился в городе Айзенах в 1946 году. Безусловно, мотоцикл был доработан и изменен. В нем сменили электрооборудование и систему питания, а также добавили заднюю подвеску. Именно таким он и начал поступать в СССР. Мощный и неприхотливый, он пользовался большим спросом. Примерно то же самое происходило и с остальными мотоциклами Второй мировой. Их перекраивали и меняли, но суть оставалась та же.

Серьезной новинкой стал показанный в 1995 году «Урал» ИМЗ-8.107, который по сей день пользуется большим спросом. Оснащенный коляской Gear-Up, этот мотоцикл представляет собой дефорсированную версию гражданского ИМЗ-8.017. Этот мотоцикл может быть оснащен пулеметом, что делает его отличным экземпляром военного мотопроизводства.

Также сейчас популярен армейский Harley-Davidson с двухтактным одноцилиндровым двигателем «Ротакс» на 350 кубических сантиметров. Эта модель широко распространяется по всему миру и используется как мотоцикл разведки или сопровождения. Однако, как и большинство современных военных мотоциклов, «Харлей» имеет недостаток: он использует топливо JP-8. По своему составу JP-8 больше похоже на смесь авиационного керосина с дизельным топливом, что делает его непригодным для использования с обычными бензиновыми двигателями. Но есть и исключения. К примеру, мотоцикл HDT M103M1, созданный на базе известного Kawasaki KLR650, использует простое дизельное топливо, что является неоспоримым преимуществом. Также этот мотоцикл может похвастаться высокой экономичностью. При средней скорости 55 миль в час он проходит 96 миль на одном галлоне топлива.