Неисправности механической коробки передач: выявление и возможности устранения. Какие они одинаково-разные: неисправности коробки передач.

Механическая трансмиссия: признаки основных неисправностей

Механическая коробка переключения передач, как один из основных агрегатов автомобиля, вызывает ряд вопросов, связанных с ее функциональными особенностями у автолюбителей. Ключевыми, в данном случае, становятся следующие вопросы:

  • Какими могут быть основные неисправности механической КПП;
  • Каким образом производится процесс ремонта КПП в общих случаях;
  • Исходя из каких показателей складывается стоимость проводимых ремонтных работ механической КПП, и почему сроки завершения работ по ее восстановлению не возможно определить однозначно.

Эта группа вопросов наиболее распространена, и ответы на них мы приведем ниже.

Немного истории

Конструкция самых первых устройств имела всего две передачи. Этот механический агрегат появился практически одновременно с изобретением и экспериментальной сборкой самодвижущегося экипажа, который был оснащен бензиновым двигателем, и являлся, по сути, весьма примитивным средством передвижения. Конструкция первого устройства состояла из двух различных по диаметру шаров, которые располагались непосредственно на ведущей оси, и соединялись ремнем с моторным валом. При возникновении необходимости регулирования крутящего момента, ремень устанавливался на различные шкивы посредством рычагов.

Гораздо позднее, попытки усовершенствовать прообраз сегодняшней механической КПП, привели к замещению ремней цепью, а шкивов – звездочками, что делало самоходные экипажи более похожими на велосипед, у которого есть возможность переключать скорости, нежели на автомобиль. Однако, невзирая на кажущуюся простоту, именно эта идея, только несколько модернизированная, до нашего времени используется в механических трансмиссиях, конструкциях которых с течением времени многократно усложнилась, но при этом осталась в рамках уже более чем вековой концепции.

Можно с уверенностью сказать, что трансмиссия современного автомобиля не имеет самых важных конструктивных элементов. По своей значимости все они – совершенно одинаковы, с единственным отличием в том, что одна часть из них конструктивно более сложные, а вторая – несколько попроще.

Именно по этому, соблюдая принцип равнозначности, обсудим детали КПП по порядку, начав – от двигателя.

Муфта сцепления

По сути, муфта сцепления, является узловой конструкцией, которая управляет значением крутящего момента, передаваемого на коробку передач двигателем. Работа муфты осуществляется за счет силы трения, которая возникает между ведущим диском (иначе называемым – маховиком для работы стартера) и ведомым (так называемым – фрикционным) диском, который сопряжен с входным валом механической КПП посредством шлицевого соединения. Площадь взаимодействия, а так же усилие прижатого в полной мере фрикционного диска, должны обеспечивать полноценную, исключающую потери, передачу крутящего момента. Конструкция корпуса муфты (корзины сцепления) а так же и самого диска способствует усилению прижима ведомого диска сквозь вилку выжимного подшипника, вплоть до возникновения разрыва кинематической связи.

  • Снижена динамика начинающегося движения либо ускорения при установленных нормативных оборотах двигателя (отсутствует мгновенная реакция автомобиля, «ведет» сцепление):
  • Проскальзывание, а проще – пробуксовка, фрикционного диска, вызванного снижением значения силы трения, вследствие его засаливания или критичного износа;
  • Коробление, деформация диска, вызванные последствиями его перегрева (при этом обязательно будут иметь место износ и засаливание).
  • Потрескивание и шум (до скрежета) при выжиме педали сцепления:
  • Свойственно при наличии признаков разрешения одной и более пружинных пластин корзины сцепления.
  • Начало движения (при условии плавной работы со сцеплением) происходит рывками:
  • Разрушены демпфирующие пружины фрикционного диска.

При наличии вышеперечисленных признаков, ремонт неисправностей связан с демонтажем коробки передач, а так же корзины сцепления, и заключается исключительно в замене поврежденной детали на новую запчасть КПП .

Коробка передач

Предназначение агрегата – преобразование крутящего момента (показателя частоты вращений двигателя), с соблюдением пропорциональности передаточного отношения зубчатых колес, которые находятся в активной фазе зацепления. Конструктивно агрегат является редуктором с органом управления.

Признаки и причины неисправностей

  • Агрегат самопроизвольно выключает (выбивает) передачу:
  • Изношены фиксаторы положения рычага, ввиду попадания частиц грязи в узел выбора позиции передачи;
  • Износ либо деформация элементов синхронизатора, или же частичное, либо полное разрушение его упругих элементов.
  • Невозможно включить передачу:
  • Возможная поломка, либо деформация привода перемещения шестерен (как правило, конструкционные возможности синхронизаторов МКПП, гарантируют при выжатом сцеплении включение любой скорости стоящего автомобиля).
  • Затруднено включение всех, без исключения, передач:
  • Может быть вызвано сильным загрязнением или же деформацией элементов привода перемещения шестерен;
  • Подводка, скручивание шлицов первичного вала, вызванные перегревом либо ударными нагрузками (в этом случае, если и скорость включается с применением усилия, то существенный ремонт практически неизбежен).
  • Во время осуществления движения четко слышен гул или же ощущается вибрация (а возможно – и одновременно гул с вибрацией):
  • Является следствием разрушения подшипников валов КПП, или же дефект в эвольвенте зубчатого зацепления, наличие зазоров в моменте зацепления (в этих случаях, как правило, исчезает пятно контакта), вплоть до полного разрушения непосредственно зуба (разрешение подшипников, неминуемо приводит и к полному или частичному разрешению зубьев шестерни).

Окончательная диагностика возникшей неисправности может быть установлена только после разборки КПП в условиях ремонтной мастерской. При этом следует учитывать, что при всех перечисленных неисправностях, и, в частности, самопроизвольном выключении передачи, невозможности либо затрудненности ее включения может понадобиться заменить синхронизатор на вал вторичный КПП , либо провести работы по ремонту демультипликатора, при которых также может понадобиться заменить синхронизатор или вал выходной демультипликатора . При этом обязательно учтите, что в РФ на сегодняшний день действуют строгие нормы по сертификации данного вида запчастей, требующие использования только сертифицированных продуктов, которым в настоящий момент на территории РФ является синхронизатор демультипликатора Артикул 12JS160T-1707140 .

Для тех, кто имеет в собственности грузовой транспорт, и сталкивается с его обслуживанием, так же интересна будет информация о том, какие оригинальные синхронизаторы используются для КПП грузовых автомобилей .

Сертифицированных новинок для грузового транспорта на авторынке сейчас практически нет. Исключение составляет новый зарегистрированный Артикул 12JSD200TA синхронизированной Китайской КПП для грузовиков , что было вызвано стремительно растущим количеством выведенных на рынок России китайских грузовиков SHACMAN (Shaanxi), которые были выпущены в адаптированной под условия РФ экспортной версии этой марки автомобилей.

Особенности трех видов приводов.

Как известно, схема передачи крутящего момента от коробки передач на колеса машины, имеет существенные различия для различных видов привода. Автомобили, конструкция которых оснащена задним приводом, работает согласно схеме «КПП – карданный вал – главная передача с дифференциалом – полуоси». Для переднеприводных моделей автомобилей (расположение двигателя в которых – поперечное) свойственна схема «КПП с встроенным дифференциалом – два приводных вала (с шарнирами равных угловых скоростей)». Полноприводные модели машин оснащены раздаточной коробкой передач.

Задний привод

Задним типом привода оснащались первые поколения автомобилей. Современное автомобилестроение в выпускаемых моделях, запущенных в массовое производство, отдает предпочтение переднеприводным конструкциям.

Карданная передача

Ее предназначение в общей конструкции – передача крутящего момента от неподвижной (относительно) коробки передач на входной вал главной передачи заднего моста, в то время как непосредственно задний мост зависимой подвески – перемещается по вертикальному вектору и имеет незначительную возможность горизонтальных перемещений.

Конструкционно – карданный вал является полой трубой, которая соединена с двумя элементами, служащими соединительным звеном к КП и заднему мосту, непосредственно через два карданных шарнира. Силовым элементом в карданной передаче являются крестовины с игольчатыми подшипниками. Конструктивная разработка подшипников и тип их смазки предусматривают длительный срок их эксплуатации, при условии отсутствия повреждений сальников крестовин. Промежуточная опора (иначе – подвесной подшипник) и эластичная муфта используются для снижения автоколебаний передачи (в сборе).

Признаки и причины неисправностей

  • Неисправность в карданной передаче может быть только одна – разрушение и износ игольчатого подшипника крестовины вследствие попадания в него частиц грязи или повышенной влажности.

Эта неисправность ярко проявляется на переменных нагрузках (в момент торможения или ускорения), а так же смене направления движения, в виде ощутимых ударов или щелчков. Когда производится равномерное движение, хруст или гул могут издавать как задний мост, так и подшипник промежуточной опоры.

Передний привод

Популяризация передних приводов стала возможной ввиду стремительного развития возможностей автомобильной промышленности, значительного уменьшения габаритов двигателей, а так же новым техническим концепциям в компоновке узлов трансмиссии.

КПП переднеприводного автомобиля оснащена встроенным дифференциалом. С коробки передач на колеса, непосредственно через карданный вал, в котором привычные крестовины замещены шарнирами равных угловых скоростей (ШРУС), осуществляется передача крутящего момента. В конструкции данного вала использованы два шарнира – внутренний и наружный, которые принято именовать «гранатой». Необходимо признать, что ШРУС пока остается наиболее уязвимым элементом трансмиссии переднеприводного автомобиля, в особенности, если имеет место повреждение защитных манжет.

Признаки и причины неисправностей

  • Различимый хруст материалов при повороте, щелчки, равномерный гул:
  • Начинающееся разрешение, связанное с попаданием частиц грязи или излишней влаги в «гранату», а так же ее износ;

Иными причинами, способными вызвать преждевременный износ шарнира при ненарушенной целостности защитного кожуха (при условии, что шум или гул присутствуют постоянно) могут стать излишне резкое торможение или ускорение при поворотном маневре, а так же боковые удары при боковом соскальзывании или повороте.

Ремонт данной неисправности возможен при обнаружении повреждений защитной манжеты на ранней стадии, еще до возникновения устойчивых шумовых признаков. Он будет заключаться в доскональном удалении смазки с полной промывкой всех деталей, с последующей заменой смазки и манжеты. В иных случаях может потребоваться полная замена вала или шарнира. Следует помнить, что характерной особенностью разрушения ШРУСа является возможность взрывного момента в самое неподходящее время, что может привести к масштабным последствиям как для самой КПП, так и для всего автомобиля в целом.

Полный привод

Конструктивные возможности полного привода предусматривают передачу крутящего момента с коробки передач на межосевой дифференциал (на раздаточную коробку), а после этого – на межколесные дифференциалы обоих мостов (переднего и заднего), и далее – непосредственно на колеса:

Раздельные дифференциалы мостов и раздаточная коробка, способствуют управлению каждым из этих узлов по отдельности, используя возможность блокировки или небольшого подтормаживания дифференциалов.

В конструкциях «брендовых» внедорожников, раздаточная коробка имеет постоянную систему подключения к обоим мостам, а так же способная перераспределять крутящий момент по его осям, в зависимости от сиюминутной нагрузки на ту или иную ось. Это перераспределение осуществляется в автоматическом режиме (самоблокирующийся дифференциал, многодисковая фрикционная муфта, вискомуфта), или же в ручном режиме – при передаче команды на электрический или гидравлический привод. Необходимо заметить, что кроме обозначенных возможностей, они оснащены понижающей передачей, встроенной в раздаточную коробку (так называемый планетарный редуктор). У некоторых моделей внедорожников наряду с выше перечисленными, так же имеется возможность отключения одного из двух мостов (как правило – это задний мост).

Таким образом, нельзя не признать, что автомобилю с полным приводом свойственны все те же неисправности, которые, по сути, присущи заднеприводным и переднеприводным автомобилям, однако при этом, он может иметь еще и неисправности как механического происхождения (которые могут быть следствием ошибок при выборе режима эксплуатации), так и электронного. Именно поэтому, возникновение любых посторонних и не характерных шумов, равно как и несвойственное «поведение» машины в ходе ее эксплуатации, должны стать поводом для немедленного обращения к специалистам.

Осознавая необходимость как принудительного, так и профилактического обслуживания автомобиля, следует помнить немаловажную деталь – не все автосервисы принимают на ремонт и обслуживание раздаточные коробки, даже если ремонт обычных МКПП они все-таки производят. Ремонт «раздатки», который требует наличия специального оборудования и приспособлений, могут выполнять только специализированные автосервисы, в которых имеются высококвалифицированные специалисты узкой направленности. Именно поэтому, необходимо заранее позаботиться о том, чтобы у вас в любое время была информация о такой мастерской, в которую вы могли бы своевременно обратиться.

Организационные детали ремонта и обслуживания МКПП, и их стоимость

Обращаясь в автосервис с необходимостью провести ремонт МКПП или ее обслуживание, учитывайте, что до начала работ общую ее стоимость вам однозначно назвать не смогут, поскольку до осмотра еще не будет известен размер затрат на приобретение заменяемых деталей. Набор тех запчастей, которые подлежат замене, будет определен только в процессе дефектовки КПП, уже после того, как агрегат будет снят с автомобиля, следовательно, и общая сумма их стоимости станет известна только по окончании формирования их перечня. А до этого момента вам может быть названа только сумма оплаты за сами ремонтные работы.

Каков же порядок проведения ремонтных работ МКПП, и из каких составляющих формируется стоимость этого ремонта?

  • Первым этапом станет снятие агрегата с автомобиля. Учитывайте, что стоимость этой процедуры для тех моделей, в которых для демонтажа КПП требуется снятие подрамника (а так же и последующая его установка), будет несколько выше.
  • На втором этапе будет произведен разбор и диагностика всех механизмов КПП, а так же последующая их дефектовка. Именно на этом этапе определится перечень необходимых запчастей, а так же объем будущих работ и их стоимость.
  • Третьим этапом станет закупка деталей. Именно на этой ступени станет известна общая сумма стоимости заменяемых элементов, и, собственно – конечная сумма стоимости всего процесса ремонтных работ.
  • На четвертом этапе производится непосредственно ремонт и обслуживание МКПП.
  • И окончательный, пятый этап работ, предусматривает обратную сборку агрегата, его установку на автомобиль, и проведение тест-драйва.

Таким образом, мы видим, что стоимость работ складывается из трех составляющих:

  • Стоимости демонтажа и последующего монтажа агрегата;
  • Стоимости заменяемых деталей;
  • Стоимости работ по ремонту.

Закажите бесплатный звонок

Заказать звонок

Сцепление.

Сцепление пробуксовывает (полностью не включается) .

Признак: при трогании с места автомобиль медленно набирает скорость не соответствующую частоте вращения коленчатого вала двигателя

Причины: замасливание дисков, износ фрикционных накладок ведомого диска, ослабление силовых пружин, отсутствие свободного хода педали сцепления.

Сцепление ведет (полностью не выключается).

Признак: затруднено включение передач, слышен скрежет зубьев шестерен при включении передач.

Причины: коробление дисков сцепления, поломка одной из нажимных пружин, срыв фрикционной накладки и заклинивание ее между дисками, большой свободный ход педали, наличие воздуха в гидроприводе сцепления, выжимные рычаги находятся не в одной плоскости.

С любой из этих неисправностей автомобиль не допускается в эксплуатацию, так как создается опасность дорожно-транспортного происшествия. При пробуксовке сцепления автобус при подъеме в гору не преодолеет подъем и может скатиться назад. При неполном выключении (ведет) сцепления затрудняется переключение передач, водитель отвлекается от наблюдения за дорогой, нервничает. При подъеме не включится пониженная передача, и автобус может скатиться назад.

Механическая коробка передач.

Самопроизвольное выключение передач.

Причины: износ подшипников валов, износ зубьев включаемых шестеро на конус, разрегулировался Дистанционный привод механизма включения передач, износ фиксаторов механизма включения. При самопроизвольном выключении передач водитель при езде по ровной дороге отвлекается от управления при подъеме в гору эта неисправность может вызвать скатывание автобуса назад.

Затрудненное включение передач.

Причины: заедание ползунов износ подшипников валов, забоины зубьев шестерен, износ синхронизаторов, мал уровень масла, заедание штоков механизма включения. При затрудненном включении пере. дач водитель также отвлекается от управления, а ори подъеме в гору не может включить нужную передачу и преодолеть подъем, что может вызвать скатывание автобуса назад.

Гидромеханическая коробка передач.

При работающем двигателе не включается передача (рычаг управления установлен в положение А или ПП).

Причины: неисправен пульт управления, обрыв в обмотке электро-магнита, неисправен микропереключатель главного золотника.

Не включается задний ход.

Причина: неисправен электромагнит первой передачи или электромагнит заднего хода.

Сильные рывки при автоматическом переключении передач.

Причина: нарушилась регулировка переключателя периферий-ных клапанов.

Отсутствие наката у автобуса при отпущенной педали управления дроссельными заслонками.

Причина: нарушилась регулировка положения включателя автоматической нейтрали.

Не включается прямая передача при автоматическом переключении передач .

Причина: нарушилась регулировка главного золотника.

Не блокируется гидротрансформатор (отсутствует характерный толчок) при автоматическом переключении передач.

Причина: заело главный золотник.

Не разблокируется гидротрансформатор, а при остановке двигатель останавливается .

Причина: заедание глав-ного золотника в крайнем переднем положении.

Карданная передача.

Рывки при трогании автобуса с места или стуки во время движения при резком изменении частоты вра-щения коленчатого вала двигателя.

Причины: износ подшипников и крестовины кардана, шлицев валов и вилок, ослабление крепления фланцев карданов с фланцами ведомого вала коробки передач и ведущей шестерни главной передачи.

Сильные стуки при движении автомобиля накатом с большой скоростью.

Причины: ослабление крепления или износ подшипника промежуточной опоры карданной передачи.

Сильная вибрация при движении автомобиля с большой скоростью.

Причина: нарушение балансировки карданного вала.

Любая из перечисленных неисправностей может вызвать обрыв карданного вала. При обрыве карданного вала в переднем конце он может упереться в покрытие дороги и вызвать опрокидывание автобуса. При обрыве карданного вала в заднем конце может произойти обрыв шлангов трубопроводов привода тормозных механизмов и водитель не сможет своевременно остановить автобус.

Главная передача.

Повышенный нагрев масла в редукторе заднего моста (температура масла не должна превышать 70-75° С).

Причины: работа заднего моста под большими нагрузками при недостаточном уровне масла; тугая затяжка подшипников, отсутствие зазоров в зацеплении конических шестерен; загрязнение трущихся деталей.

Повышенный шум в центральном редукторе или в колесных передачах.

Причины: износ шестерен, плохое качество масла или недостаточный уровень, масла образование выбоин и выкрашивание зубьев шестерен.

В данной статье рассмотрены неисправности механической коробки передач. Неисправности автоматической коробки , роботизированной коробки и вариатора, будут освещены на других страницах.

Механическая коробка передач , устанавливаемая на современные легковые автомобили, имеет существенные различия в конструкции и, соответственно, индивидуальные неисправности. Вместе с тем, можно выделить общие неисправности механической коробки передач. Условно их можно разделить на неисправности собственно коробки передач и неисправности механизма переключения передач. К общим неисправностям коробки передач относятся:

  • износ муфт синхронизаторов;
  • износ шлицевого соединения муфт синхронизаторов;
  • износ шестерен;
  • пониженный уровень масла в коробке;
  • износ подшипников ведущего, ведомого, промежуточного валов;
  • износ сальников.

Неисправности механизма переключения передач включают:

  • ослабление крепления, заедание или повреждение троса (тяги) привода;
  • износ или повреждение штока переключения передач;
  • износ вилки переключения передач.

Основными причинами указанных неисправностей являются:

Неисправности коробки передач можно установить по внешним признакам:

Шум в коробке передач может проявляться в разных условиях – в нейтральном положении, при включении передач, при работе коробки. Каждый из этих шумов свидетельствует об определенных неисправностях механической коробки передач.

При диагностировании необходимо помнить, что одному внешнему признаку может соответствовать несколько неисправностей коробки передач. Поэтому установление конкретной неисправности производится, как правило, при демонтаже и разборке коробки. Проведение дефектовки и ремонта коробки предполагает высокую квалификацию исполнителя.

Внешние признаки и соответствующие им неисправности механической коробки передач

Признаки

Неисправности

шум в нейтральном положении
  • износ подшипника ведущего вала;
шум при включении передач
  • износ или деформация блокирующего устройства;
  • износ муфт синхронизаторов;
  • неполное выключение сцепления
шум при работе коробки
  • износ подшипников;
  • износ муфт синхронизаторов;
  • низкий уровень масла в коробке
затрудненное включение передач
  • износ муфт синхронизаторов;
  • износ шестерен;
  • низкий уровень масла в коробке;
  • износ или повреждение штока переключения;
  • ослабление крепления или повреждение троса (тяги) привода;
  • неполное выключение сцепления
самопроизвольное выключение передач
  • ослабление резьбовых соединений крепление коробки передач;
  • заедание троса (тяги) привода;
  • износ муфт синхронизаторов;
  • износ шлицевых соединений муфт синхронизаторов;
  • износ шестерен;
  • износ штока переключения;
  • износ вилки переключения;
  • износ подшипников ведомого (промежуточного) вала
подтекание масла
  • ослабление резьбовых соединений крепления коробки передач;
  • износ сальников

Трансмиссия любого автомобиля – это система, выполняющая функции преобразования, распределения и доведения крутящего момента от двигателя до ведущих колес. Коробка передач является наиболее важным элементом данной системы.

КПП: функции и основные типы

Коробка передач автомобиля предназначена для преобразования и распределения крутящего момента двигателя для последующего доведения его до ведущих колес, а также для изменения объема тяговых усилий при различных условиях движения транспортного средства. Кроме того, она призвана обеспечить разобщенную работу ведущих колес и двигателя (например, при прогреве двигателя или его работе на нейтральной передаче).

На данный момент существует четыре основных типа коробки:

  1. механические;
  2. роботизированные;
  3. автоматические;
  4. вариатор.

Механическая КПП («механика», МКПП) имеет самый простой принцип работы. Она представляет собой цилиндрический редуктор, для которого предусматривается ручной способ переключения передач.

Основные виды МКПП

Акцентируем внимание на «механике». Это будет наиболее оптимальным хотя бы потому, что знание МКПП позволит при определенных навыках и умениях осуществить ее текущее обслуживание и даже ремонт.

«Механика» — это ступенчатая коробка передач. Иными словами, принцип работы механики заключается в следующем: крутящий момент двигателя изменяется ступенями — парами взаимодействующих друг с другом шестерен. У каждой ступени определенное передаточное число, преобразовывает скорость вращения коленвала двигателя и обеспечивает вращение с необходимой угловой скоростью.

Число ступеней, которыми комплектуется коробка передач, лежит в основе классификации механических КПП. Так, выделяют:

  1. четырехступенчатые;
  2. пятиступенчатые;
  3. шестиступенчатые и более.

Наиболее оптимальным вариантом у специалистов считается пятиступенчатая КПП, которая и является наиболее распространенной в среде «механики».


Вторым критерием классификации механической коробки является количество валов, используемых при преобразовании и распределении крутящего момента двигателя. Существуют трехвальные КПП (используемые преимущественно на заднеприводных транспортных средствах) и двухвальные (применяемые на переднеприводных автомобилях).

Устройство двухвальной КПП и принцип ее работы

Ограничимся анализом наиболее распространенного вида механической коробки передач — двухвальной. Устройство механической коробки передач включает в себя следующие детали и узлы:

  1. первичный (или ведущий) вал;
  2. блок шестерен первичного вала;
  3. вторичный (или ведомый) вал;
  4. блок шестерен вторичного вала;
  5. механизм переключения передач;
  6. муфты синхронизаторов;
  7. картер;
  8. главную передачу;
  9. дифференциал.

Функции первичного вала сводятся к передаче крутящего момента двигателя (посредством соединения со сцеплением). Блок шестерен первичного вала жестко закреплен на валу.

Вторичный вал располагается параллельно первичному. Его шестерни, свободно вращающиеся на валу, находятся в зацеплении с шестернями первичного вала. Кроме того, на ведомом валу находится в жестко закрепленном состоянии шестерня — элемент главной передачи.

Назначение главной передачи и дифференциала сводится к передаче крутящего момента к ведущим колесам транспортного средства. Механизм переключения обеспечивает выбор необходимой передачи в конкретных условиях движения автомобиля.
Несмотря на то, что устройство коробки (двух — и трехвальной) различаются, принцип их работы один и тот же.


Нейтраль исключает подачу крутящего момента с двигателя на колеса. Перемещение рычага (включение передачи) означает перемещение муфты синхронизатора специальной вилкой. Муфта синхронизирует угловые скорости вторичного вала и соответствующей шестерни. Затем зубчатый венец муфты зацепляет зубчатый венец шестерни, что обеспечивает блокировку шестерни вторичного вала на самом валу. В итоге коробка передает крутящего момента с определенным передаточным числом от двигателя автомобиля на ведущие колеса.

Принцип работы механической коробки при переключении передач абсолютно идентичен.

Основные неисправности МКПП

Неисправности МКПП определяются особенностями ее устройства и эксплуатации. Наиболее распространенными техническими проблемами механической коробки передач являются следующие.

1. Затрудненное переключение (или включение) передач.
Указанная неисправность обусловлена выходом из строя механизма переключения передач, износом и заеданием синхронизаторов или шестерен, недостаточным уровнем или низким качеством трансмиссионного масла в картере.

2. Непроизвольное выключение передач.
Это обстоятельство (именуемое в просторечии — «вылетает скорость») определяется неисправностями блокировочного устройства (например, шариков-фиксаторов) и критическим износом синхронизаторов и шестерен.

3. Устойчивый шумовой фон при работе.
Данную неисправность необходимо конкретизировать. Специалисты выделяют три ее проявления:

  • шум при работе коробки;
  • шум при работе только одной конкретной передачи;
  • шум коробки при нейтральном положении рычага управления.

Общий шум коробки обуславливается изношенностью или повреждением подшипников, шестерен, синхронизаторов, шлицевых соединений, а также пониженным уровнем трансмиссионного масла в картере. Шум при работе одной из передач является показателем изношенности или повреждения конкретных шестерен и синхронизаторов. А вот шумовой фон в позиции «нейтраль» чаще всего свидетельствует об износе подшипника ведущего (первичного) вала.

4. Подтекание трансмиссионного масла.
Эта проблема коробки передач связана с избытком смазки в КПП или общей негерметичностью картера, вызванной повреждением сальников, уплотнительных прокладок, ослаблением крепления крышек.
Чаще всего описанные выше неисправности, связанные с износом и повреждением деталей и узлов, ликвидируются исключительно их заменой. Причем наиболее предпочтительным в этом деле является обращение в специализированный автосервис.

Основы эксплуатация и обслуживания МКПП

При соблюдении правил эксплуатации, правильном техническом и сервисном обслуживании у водителя не должно возникнуть проблем с КПП автомобиля. В этом случае она работает вплоть до окончания срока эксплуатации транспортного средства.


В процессе работы коробки необходимо постоянно контролировать уровень смазки – трансмиссионного масла – и выдерживать необходимый показатель, не допуская ни его превышения, ни занижения. В первом случае в КПП будет концентрироваться избыточное давление, во втором – не будет обеспечиваться должной смазки трущихся узлов и деталей, что приведет к уменьшению срока их работы. Кроме того, важной профилактической мерой является периодическая полная замена смазки , которая осуществляется в соответствии с технической документацией транспортного средства. Этот принцип эксплуатации КПП можно контролировать водителю самостоятельно, без привлечения специалиста.

Весьма часты случаи возникновения механических неисправностей коробки в результате необоснованно агрессивной и грубой работы водителя с рычагом переключения передач. Важно помнить, что переключение скоростей – это смена режимов работы коробки (изменение ступеней). Резкая и быстрая смена передач может привести к быстрому выходу из строя механизма переключения, синхронизаторов , и валов с шестернями.

И еще один момент: важно контролировать, как работает коробка переключения передач. Никто и никогда не заменит человеческий фактор: водителю, ощущающему нестандартность работы КПП, необходимо либо самостоятельно найти и устранить причину неисправности, либо (что предпочтительнее) обратиться к сервис-мену на СТО.


Любая, даже самая незначительная поломка в автомобиле может повлечь за собой волну более серьезных проблем, на исправление которых может быть потрачено больше сил и финансовых средств.

Но, к счастью, коробка передач – это не самая уязвимая часть автомобиля, а сигналы неисправностей можно с легкостью обнаружить, прислушавшись к своему авто.

Каковы признаки неисправности?

Переключение скоростей должно производиться без затруднений и исключительно по желанию водителя. Если панель управления скоростями перестает слушаться и заедает, а также самостоятельно переключает передачи – это главный сигнал о неисправности. В случае, если во время работы авто коробка передач неестественно шумит или сильно нагревается, следует немедленно провести диагностику на обнаружение поломки.

Экспертизу на возможные поломки можно провести только во время движения автомобиля. Коробка передач должна быть послушной к переключениям, и не издавать неестественных звуков. В таком случае она в полном порядке и тогда не нужен ремонт акпп .

Причиной непослушания коробки может стать неисправность сцепления и привода. В случае обнаружения поломки следует проверить и при необходимости отрегулировать их. И только после этого проверять саму коробку на исправность механической части переключателя. Возможно, механизм расстроен и требует регулировки.

Этапы ремонта и регулирования механической части автомобиля

Наиболее востребованным и покупаемым на территории постсоветского пространства считается ВАЗ. Он зарекомендовал себя, как выносливый к длительной эксплуатации и простой в ремонте автомобиль.

Настроить механические детали коробки передач машины ВАЗ-2108 можно таким образом:

1) Освободить стяжной хомут, соединяющий тягу со штоком, ослабив гаечное крепление;

2) Установить его в нейтральное положение;

3) Снять или приподнять чехол, защищающий механизмы коробки передач. Освободив механизм, направить рычаг управления перпендикулярно полу кузова водителя. А его рукоятку рычага расположить на расстоянии равном 1/3 расстояния между сидениями;

4) Удерживая рычаг в установленном положении, максимально затянуть гайку стяжного хомута;

Проверяя механизмы управления скоростной коробкой, особое внимание следует уделить вилкам переключения передач и муфтам ползунов. Они должны быть крепко и надежно закреплены в заданном положении. В случае если крепления ослаблены, их следует максимально подтянуть, предварительно очистив от загрязнений поверхности и отверстия. Серьезные царапины и повреждения как внешние, так и внутренние могут послужить причиной поломки. Особое внимание следует уделить внутренней части этих деталей, проверив на наличие дефектов зубьев муфт синхронизаторов и шестеренок. Со временем они стираются и перестают реагировать на переключения передач, и в случае износа требуют срочной замены.

Как определить изношенность подшипников?

Покачайте их рукой по направлению оси или в вертикальном направлении. В случае если звук не шелестящий, а явно стучащий – подшипник изношен и требует замены.

Если устранить поломку либо заменить детали самостоятельно не получается, можно обратиться в сервисный ремонтный центр СТО.

Передачи выключаются самостоятельно?

Провести диагностику и исправить неполадки можно самостоятельно в собственном гараже.

В случае если коробка передач прилегает к картеру сцепления неплотно, следует потуже затянуть крепежные гайки. Если поломка не исправлена, расслабьте крепление и снимите коробку передач. Обратите внимание на правильность крепления ползунов и вилок переключения передач.

Особое внимание следует обратить на исправность пружины. В случае, если пружина быстро реагирует на осевое направление переключения скорости – она исправна. Замедленная реакция пружины свидетельствует об обратном. Причиной медленной и нерегулярной реакции шарика фиксатора, передающего ползуну заданное движение, может быть износ кромки канавки. В этом случае необходимо заменить ползун на СТО.

Коробка передач при переключении скоростей одновременно включает 2 скорости? Это явный намек на износ замков штоков или толкателя замков. Их следует заменить на СТО, и проблема будет исчерпана.

Часто случается, что передачи не включаются в принципе, несмотря на свободное перемещение рычага управления. Одной из причин такого поведения рычага может стать поломка кулака переключателя передачи или фиксирующих коробку деталей. Устранение этой проблемы возможно в случае полной замены переключателя и кулака в центре СТО.

Неестественные шумы в коробке передач

Одним из признаков неисправности является неестественный шум в коробке, переключающей скорости.

Если такие шумы обнаружены, необходимо:

Проверить картер на наличие сильных загрязнений и устранить их. В случае необходимости добавить смазочного масла в контрольное отверстие до необходимого уровня.

Так же причиной может стать неплотная фиксация крышек подшипников или фланцев карданного вала. В случае обнаружения такой проблемы, следует плотно затянуть гайки.

Провести диагностику крепления двигателя на опорах и плотность прилегания картера коробки переключателя передач к картеру сцепления.

Полностью снять крышку коробки передач. Провести диагностику подшипников на наличие повреждений и износа зубьев шестерен и валов. Часто, при сильном износе подшипников, они начинают издавать сильные шумы во время движения автомобиля и переключения скоростей.

Для того чтобы избежать подобных проблем в ближайшем времени, лучше совершить замену всех шестеренок. Так как нет гарантий того, что через некоторое время не полетит следующая шестеренка, вовремя не замененная. Замену лучше всего провести на СТО.

Если во время движения сцепление выключено не полностью, могут возникнуть шумы. Также причиной может стать неумелое переключение скоростных передач.

При совпадении колебаний двигателя с колебаниями коробки передач шумы могут значительно увеличиваться. В таком случае необходимо перенастроить частоту вращения коленчатого вала мотора и перейти на следующую передачу, полностью отрегулировав частоты, на которых они работают.

Еще один признак – протекание масла из картера в случае ослабления крепежных болтов и пробок. Проблема решается закреплением гаек в нужном положении и полной заменой прокладок.

Коробка передач неестественно перегревается?

Для начала следует разобраться с максимально нормальным уровнем нагрева. Определить его степень можно прикосновением руки. Если рука без особого дискомфорта выдерживает температуру, которую выдает коробка, значит, все нормально. В противном случае, есть появляется вероятность серьезной поломки коробки передач.

  • Основные причины перегревания:
  • Картер недостаточно заполнен маслом.
  • Крепление шестерен перекошено.
  • Валы в подшипниках регулярно заедают.
  • В масло попали металлические частички.

Если не удается провести диагностику самостоятельно, следует обратиться на СТО. Специалисты внимательно осмотрят коробку передач и с легкостью обнаружат причину поломки. В сервисном гараже уделять должное внимание уровню масла в картере и уровню загрязнения его отдельных частей.

А для того, чтобы предотвратить поломки, необходимо проводить регулярную диагностику машины. По возможности подтягивать гаечные крепления и регулировать механизмы коробки передач. Особое внимание следует уделять своевременной очистке картера от налипания грязи и заменять смазывающее масло, заполняя отверстие до необходимого уровня, и сменять фиксирующие прокладки.

Признаки нарушений в работе карданной передачи

Сигналом поломки служат резкие рывки, неестественная тряска и стучащие удары и дребезжание во время запуска авто или во время движения при попытке переключить передачи.

Обнаружив такие проблемы, следует проверить крепление двигателя, коробки передач, сцепления. Кроме того, следует протестировать исправность и диагностику износа и серьезных повреждений резиновых подушек, рессор, шин, равномерность работы двигателя и правильность его расположения на резиновых подушках.

Обслуживание карданной передачи

В случае ослабления крепежных гаек кардан начинает издавать неестественные шумы. Чтобы избежать непредвиденных и серьезных поломок, следует регулярно подтягивать крепления кардана и следить за достаточным количеством смазки.