Какое масло лучше заливать для генератора. Моторные масла для генераторов и электростанций

25.03.2019

Планируете покупку генератора для дома или предприятия? Тогда Вы знаете, что для обеспечения его работы нужно позаботиться о топливе и масле для генератора.

Чтобы генератор исправно заводился и работал в любых условиях эксплуатации, нужно серьезно подойти к вопросу выбора ГСМ.

В зависимости от типа установленного двигателя, в качестве топлива может использоваться солярка или бензин. От качества составов напрямую зависит исправность работы деталей, а также уровень их износа. Не применяйте этилированное топливо, так как его использование влечет за собой образование твердых частиц в результате сгорания, что приведет к поломке двигателя.

Производители генераторов дают следующие рекомендации:

  • для дизельных электростанций подходит отечественное дизельное топливо первого и высшего сорта: летнее Л-0.2-40, Л-0.2-62 и зимнее 3-0.2 минус 35, 3-0.2 минус 45;
  • для бензогенераторов применяется бензин, рекомендуемый производителем в инструкции. Четырехтактные двигатели работают на чистом бензине (без масла), а двухтактные – на смеси бензина с маслом. Для двигателей с боковым расположением клапанов используйте бензин с октановым числом не менее 77 (А-80, АИ-92, АИ-95, АИ-98). Если двигатель генератора имеет верхнее расположение клапанов (маркировка OHV), топливо должно иметь октановое число не менее 85 (АИ-92, АИ-95, АИ-98).

Совет профессионала : чтобы топливо не закончилось в самый неподходящий момент, и объект не остался без электроэнергии, надо позаботиться о достаточном запасе. Исходить нужно из периодичности использования генератора, а также из количества расходуемых литров в час. К примеру, переносные агрегаты могут потреблять около 1 -2 литров в час, а мощные стационарные установки – более 10 литров в час.

Масло для бензогенератора и дизель генератора

Масло – это неотъемлемый расходный материал для электростанции. Оно служит для смазывания трущихся деталей редуктора и двигателя, снижая их износ.

Во время работы оборудования нужно поддерживать достаточный уровень масла в картере, чтобы избежать остановки двигателя и серьезных поломок.

Кроме того, отработанный состав требует замены после обкатки (после первых 5 часов работы), также каждые 20 – 50 часов работы и при сезонном техобслуживании генератора.

Но бездумно заливать первое попавшееся масло для генератора нельзя, ведь для каждого типа двигателя и условий эксплуатации предназначен конкретный состав. Знающий человек может легко определить это, ознакомившись с информацией на упаковке. Чтобы и для Вас это не составило труда, расскажем подробнее о том, как читается маркировка.

По системе API (Американского Института Нефтепродуктов) составы маркируются двумя буквами. По первой букве определяется тип используемого топлива: S - для бензиновых, С - для дизельных. Вторая буква в маркировке обозначает качественные характеристики масла, в зависимости от использования особых присадок. К примеру, масла с маркировкой А, В и С относятся к низкому классу.

Для дизель генераторов рекомендуют использовать качественные масла с маркировкой CD, CE или CF-4, для бензиновых – SJ, SL. Кроме того, для 2-х и 4-хтактных двигателей используются разные масла (информация об этом указана на упаковке).

По составу различают минеральные, синтетические и полусинтетические масла. В них имеются особые присадки, придающие такие качественные характеристики как вязкость и текучесть. Заметим, что при разных температурных условиях эти свойства могут меняться, поэтому для каждого состава определен свой температурный диапазон эксплуатации.

К примеру, минеральное масло отлично подходит для использования при плюсовой температуре, но как только температура опускается ниже нуля, оно может кристаллизироваться, и двигатель генератора не заведется. Именно поэтому важно различать масла по сезону использования. Для этого существует стандарт SAE.

Чтобы Вы не запутались в сложных значениях индексов, мы представим всю информацию в таблице:

Рекомендации, представленные в таблице, являются приближенными, так как для каждой марки двигателя внутреннего сгорания каждый производитель дает список наиболее подходящих масел и присадок. Все зависит от степени форсированности, теплонапряженности двигателя и других индивидуальных характеристик. Информацию о составах для Вашего генератора Вы найдете в инструкции.

Совет профессионала : Используя всесезонные (или как их еще называют мультитемпературные) масла типа SAE10W30 при температуре воздуха свыше +4 °С, будьте готовы к их чрезмерному расходу по сравнению с летними маслами. В связи с этим, придется проверять уровень масла и доливать его чаще, чем обычно, чтобы исключить износ трущихся частей двигателя.

При смене минерального масла на синтетическое (и наоборот) рекомендуется полностью слить старое и залить новое, чтобы избежать несовместимости присадок при смешивании. Так Вы сможете избежать серьезных проблем в работе двигателя и связанного с ними ремонта .

Какое масло лить в генератор?

Итак, с выбором основных расходных материалов мы разобрались. Теперь перейдем к вопросу о том, что еще пригодится при работе. К сожалению, таким мелочам не все покупатели уделяют внимание, а зря. Отсутствие таких важных приспособлений как, например, удлинитель может стать причиной простоев.

Чтобы у Вас была возможность работы на значительном расстоянии от источника электроэнергии, рекомендуем приобрести удлинитель. Он пригодится на стройке, в мастерской, в быту для подключения к генератору электроинструмента, насоса и другого оборудования. Длина провода у разных устройств может составлять от 10 до 50 метров.

В случае, когда электростанция будет использоваться постоянно на предприятии или в жилом здании, а также будет задействоваться в качестве резервного источника электропитания для осветительных и бытовых приборов, нужно приобрести токопроводящий провод для соединения всех потребителей с генератором.

При этом следует учесть количество жил: двухжильный кабель подходит для установки, вырабатывающей ток с напряжением в 220 В, трехжильный – для оборудования, выдающего 380 В.

Все пластиковые детали устойчивы к высоким температурам, что исключает возгорание, также большинство изделий имеет заземляющие контакты. Приобретая такие устройства, Вы можете быть уверены в безопасности работы всей электросистемы. Чтобы колебания напряжения, выдаваемого электрогенератором, не стали причиной поломки такой высокочувствительной техники как компьютеры, медицинское оборудование и системы сигнализации, рекомендуем приобрести стабилизатор .

При обслуживании генератора рекомендуется надевать на руки перчатки, чтобы не обжечься о раскаленные части, а также не испачкаться при заливке топлива и масла в баки. Не забудьте также про канистры для масла и топлива. Такие емкости очень удобны и для хранения, и для транспортировки. У них есть удобные ручки, а горлышко плотно закручивается крышкой, чтобы жидкость не пролилась.

Наиболее удобны сдвоенные канистры, у которых один отсек предназначен для масла, а другой (большего объема) – для бензина. Эти канистры есть в ассортименте Husqvarna, Champion, Stihl. В зависимости от объема бака Вашего генератора, а также от среднего расхода топлива, Вы можете выбрать емкость объемом от 1 до 6 литров.

Для того чтобы поддерживать рабочие качества двигателя и его долговечность, необходимо:
а) применять качественные моторные масла
б) своевременно проводить смену масла и масляных фильтров.

Нужно заметить, что масла более низко качества (индекс CD/SF, CC и CD) допустимы лишь в случаях, когда невозможно приобрести высококачественное масло. Однако срок до очередной смены масла должен быть сокращен вдвое, относительно того, что указан в технической документации на дизель.

Чтобы обеспечить экономичный расход масла, чтобы исключить образование нагара на клапанах и поршнях, массовая доля сульфатной зольности должна быть в пределах 1% – 1,85%.

Вязкость масла

Различный опыт эксплуатирования двигателей говорит за применение всесезонных моторных масел. Ведь их можно использовать в широком температурном диапазоне. В этих сортах масел к более жидкому маслу добавляются специальные температурные загустители. При низкой температуре эта добавка ведет себя нейтрально и позволяет легко проворачивать коленвал в ответственные минуты пуска. А по мере нагрева двигателя добавка соответственно повышает вязкость масла.

Различные виды масла имеют разную вязкость основы, а также интенсивность действия загустителя. Для умеренного климата подходит масло с вязкостью SAE 15W-40. Для климата с суровыми зимами – SAE 10W-30.

Вискозиметр – прибор для определения вязкости масла

Надо помнить! Масла низкой вязкости (10W-30) применяются в районах с суровыми зимами, где температура не поднимается выше -5° по Цельсию. Но применение масел низкой вязкости на постоянной основе способно сократить ресурс двигателя.

Эксплуатация в условиях арктического холода

В случаях исключительных, например, если двигатель должен работать непрерывно, в окружающей среде с температурой минус 25°С, без дополнительного подогрева и в не отапливаемом помещении, следует применять синтетические моторные масла СС, СЕ качество по API , с необходимым диапазоном вязкости для использования при низких температурах таких, как SAE 5W-20, SAE 5W-30.

Непременно проследите за тем, чтобы используемое в двигателе масло отвечало по качеству тем характеристикам, которые указаны поставщиком в сертификате качества.

Замечание. Если вы используете синтетическое моторное масло, то это не значит, что у вас есть достаточные основания для того, чтобы увеличить срок его замены в картере двигателя. Тот срок службы масла, который рекомендуется в технической документации, следует строго выдерживать. Увеличение же этого срока ведет за собой сокращение ресурса двигателя вследствие коррозии деталей, износа и образование нагара.

Важно: зольность!

Величина сульфатной зольности моторного масла должна составлять значение не большее 1,85 процентов. Этот предел установлен для всех видов моторных масел, которые рекомендуются применять в двигателях Cummins . Масла с более высокой зольностью способны привести к повреждению клапанов, поршней и чрезмерному расходу масла.

Игнорирование этой рекомендации может привести к закоксовыванию штока клапана, что серьезно грозит зависанием его в открытом положении. А это последнее станет причиной потери мощности. Может привести к прогару клапана, к прогару седла клапана, к удару клапана о дно поршня. Даже – обречь на разрушение головки и поршня. Может привести к закоксовыванию поршневых колец, а следовательно, к дальнейшему заклиниванию их в канавках поршня, к повышенному дымлению, увеличению расхода масла и топлива. Однако всех этих и многих других неприятностей и неполадок можно избежать, если следовать данным рекомендациям.

Для двигателей, которые работают на природном газе, сульфатная зольность используемого моторного масла должна находиться в диапазоне 0,03 – 0,85 %. Следует категорически избегать применения в двигателях этого вида беззольных моторных масел.

Очень важно: избегайте смешивания дизельного топлива с бензином или спиртом, поскольку подобная смесь взрывоопасна!

Замечание. Топливо не должно содержать воду и механические примеси. Нечистое топливо значительно снижает период службы топливного оборудования, в особенности зимой, приводит к повреждению элементов фильтра и утрате им способности правильно функционировать. А это в свою очередь ведет к тому, что загрязнения вредят и другим важным деталям топливного оборудования. Прежде всего, нужно следить за чистотой заправки бака. Заправляться рекомендуется предварительно отстоянным топливом. В зимнее время рекомендуется держать бак, насколько это возможно, полным. Для чего чаще делать дозаправку бака. Что позволяет избегать высокого содержания воды в топливе, способной конденсироваться на стенках полупустого бака и постоянно стекать в дизельное топливо.

Использование топлива в разных климатических условиях

Cummins для использования в своих двигателях рекомендует следующее дизельное топливо: No.2-D, которое соответствует требованиям стандарта D-975 (США, общество по использованию материалов ASTM ). Согласно этому стандарту для дизельного топлива No.2-D минимальное цетановое число равняется 40.

Чтобы облегчить пуск двигателя в зимнее время года, а также чтобы предотвратить детонацию и снизить дымность отработанных газов при эксплуатации в условиях высокогорья рекомендуется использовать топливо с цетановыми число более сорока.

В случаях, когда двигатель постоянно эксплуатируется при отрицательных температурах воздуха, рекомендуется применение смеси дизельного топлива No. 1-D и дизтоплива No. 2-D, эта смесь более подходит для зимних условий работы двигателя.

Замечание: Можно использовать дизельное топливо No. 1-D. Однако следует знать, что при этом снижается экономичность.

Зимой настоятельно рекомендуется применять то топливо, температура застывания которого на десять градусов ниже прогнозируемой минимальной температуры окружающей среды. Под температурой застывания подразумевается температура, при которой в данном топливе начинается кристаллизация парафина.

Вязкость дизельного топлива не должна быть ниже значения 1,3 сантистокса, то есть: 1,3 мм/с при температуре 40 градусов Цельсия. Это на должном уровне обеспечит смазывание деталей топливной аппаратуры.

Замечание. Отечественные дизельные топлива, которые выпускаются согласно ГОСТ 305-82, вполне отвечают требованиям, которые были изложены выше. И совершенно пригодны для применения в двигателях Cummins.

Хранение топлива

Многие виды топлива от длительного, несколько месяцев и более, хранения ухудшают свои свойства. Если генератор работает в режиме резервирования, то лучше всего хранить ровно такое количество топлива, которого бы уверенно хватило на поддержание постоянной работы генератора в течение достаточного времени. Желательно, чтобы в течение полутора лет тестирование двигателя в норме проходило при полном баке.

Полезные статьи:

Чтобы обеспечить ровную работу, необходимо исключить перегрузки дизельного генератора. Кроме того, для нелинейных нагрузок должен быть достаточный запас по...


Принципы работы дизельного двигателя в дизель-генераторе Основным отличием дизеля от бензинового двигателя является то, как образуется топливовоздушная смесь. Топливо в...


К поломкам и отказам генераторов можно отнести: обрыв или короткое замыкание в обмотке статора; обрыв или замыкание в обмотке возбуждения; нарушение...

МОТОРНЫЕ МАСЛА

Для обеспечения долговечности и надежного пуска двигателя необходимо использовать масла, соответствующие по уров-ню эксплуатационных свойств его конструкции, а по вязкости — температурам окружающей среды.

Вязкость — свойство масла, связанное с внутренним трением между его слоями. Она умень-шается с ростом температуры масла и наобо-рот. Диапазон рабочих температур всесезонных моторных масел составляет от -35°С (холодный пуск зимой) до +15°-180°С (температура масла в поддоне картера двигателя летом при его работе с полной нагрузкой), что приводит к измене-нию вязкости в сотни раз. Если она будет слиш-ком низкой при высоких температурах, прочность масляной пленки между трущимися по-верхностями и давление в системе смазки будут недостаточными. Это приведет к увеличению износа пар трения. Чрезмерно высокая вязкость при отрицательных температурах может привести к тому, что стартер не прокрутит коленвал, будет невозможен пуск двигателя. Возможно также масляное "голодание" на первых минутах его работы из-за того, что масло не будет прокачиваться по системе смазки.

Температура масла в двигателе зависит от температуры окружающего воздуха и конструкции ДВС. Чем теплее на улице, тем больше оно нагрето, несмотря на то, что температура охлаждающей жидкости в двигателе поддержи-вается в определенных пределах.

В связи с вышеперечисленным масла разбиты на классы по вязкости (см. ниже), для каждого из которых рекомендуются определенные температурные диапазоны применения, несколько различающиеся для разных моделей двигателей.

Зимние масла обладают небольшой вязкостью для обеспечения холодного пуска двигате-ля при низких температурах. Они не обеспечивают надежного смазывания двигателя в лет-них условиях эксплуатации.

Летние масла благодаря большой вязкости надежно смазывают двигатель при высоких температурах, но не обеспечивают холодный пуск при температуре окружающего воздуха ниже 0°С.

Всесезонные масла при низких температурах обладают вязкостными свойствами зимних, а при высоких — летних масел. Для достижения таких вязкостно-температурных характеристик маловязкие масла загущают специальными присадками, позволяющими им меньше "разжи-жаться" при высоких и "густеть" при низких тем-пературах. Летние и зимние масла практически вытеснены всесезонными, так как нет необходимости заменять их при наступлении другого сезона. Кроме того эти масла могут обладать энергосберегающими свойствами.

Эксплуатационные свойства (их уровень) определяют возможную область применения масла (тип и степень форсирования двигателя). К ним относятся: противоизносные, моюще-диспергирующие, антиокислительные, антикоррозионные и энергосберегающие и другие свойства.

Вид масла зависит от его основы (базового масла), в которую вводятся пакеты присадок для улучшения эксплуатационных свойств. В качестве базовых масел используются мине-ральные (полученные переработкой нефти), синтетические (полученные путем органичес-кого синтеза природного газа), а также их смесь. Соответствен-но моторные масла подразделяются на минеральные (Mineral), синтетические (Fully Synthetic) и частично синтетические (Semi Synthetic) — в обиходе полусинтетические. Минеральные имеют невысокую стоимость при приемлемых эксплуатационных качествах, но относительно узкий температурный диапазон применения. Большую стоимость "синтетики" определяет сложность технологических процессов его изготовления, но этот вид масла обладает лучшими свойствами, прежде всего малым изменением вязкости от температуры. Частично синтетические масла являются компромиссом между названными выше видами, имея лучшие свойства, чем минеральные, при более низкой цене, чем "синтетика".

Классификация моторных масел.

А) Классификация моторных масел по ГОСТу 17479.1-85

Разделяет масла на классы по вязкости и группы по назначению и уровню эксплуатационных свойств.

По вязкости ГОСТ подразделяет масла на следующие классы:

Летние - 8, 10, 12, 14, 16, 20, 24 (цифра ука-зывает вязкость масла в мм2/с: чем она больше, тем выше вязкость);

Зимние — 4, 5, 6;

Всесезонные — имеют двойное обозначение: первая цифра указывает на зимний класс, которому соответствуют низкотемператур-ные характеристики масла, вторая — на летний: 33/8, 43/6, 43/8, 43/10, 53/Ю, 53/12 (буква "з" рядом с цифрой указывает на то, что масло загущено присадками). Группы по эксплуатационным свойствам обозначаются буквами русского алфавита от А до Е (свойства масел улучшаются от А к Е) с индексами: 1 — для бензиновых двига-телей, 2 — для дизелей. Буква без индекса обозначает универсальное масло, пригодное для использования в обоих типах двигателей. Если указаны две буквы, то численный индекс первой указывает на тип двигателя, в котором предпочтительнее использо-вать масло.

Пример обозначения моторного масла по ГОСТу: М-63/12-Е1Д2.

Б) Классификация SAE.

Классификация по SAE определяет применение масла в двигателе внутреннего сгорания с учетом температуры наружного воздуха.

Классификация SAE J-300DEC99 Общества автомобильных инженеров США (Society of Automotive Engineers) разделяет моторные масла по вязкости на 6 зимних и 5 летних классов. Зимние имеют в обозначении букву W (с англ. Winter — зима). Чем больше число, входящее в обозначение класса, тем выше вязкость относящихся к нему масел.

Зимние классы: SAE OW, SAE 5W, SAE 10W, SAE 15W, SAE 20W, SAE 25W;

Летние классы: SAE 20, SAE 30, SAE 40, SAE 50, SAE 60.

Всесезонные масла имеют двойное обозначение, например SAE 10W-30, SAE 15W-40 и т. п.

Буква W после цифры обозначает пригодность масла к эксплуатации в холодных условиях. Для масел данных классов кроме указанной в таблице минимальной вязкости при 100°С определяется также предельная температура перекачиваемости и вязкость при низких температурах. Для каждого класса SAE определена максимальная вязкость при своей температуре(см. приложенную таблицу). Измерение вязкости происходит на имитаторе холодного картера (устройство CCS). Предельная температура перекачиваемости, со своей стороны, показывает самую низкую температуру, при которой масляный насос двигателя может перекачивать масло в системе смазки. Данную температуру можно считать самой низкой температурой безопасного пуска двигателя.

Буквы "HTHS" в таблице расшифровываются как High Temperature High Share Rate, т.е. "высокая температура - высокая прочность на сдвиг". С помощью данного испытания измеряется стабильность вязкости масла в экстремальных условиях при высокой температуре. Большинство имеющихся в продаже в настоящее время моторных масел имеет несколько диапазонов вязкости, т.е., отвечает требованиям к вязкости в определенном классе как при низкой, так и при высокой температуре.

Классификация по API определяет качество основы масла, насколько основа чиста от разного рода примесей, от чего зависит количество оставшегося нагара на деталях мотора при сгорании этого масла.

Классификация моторных масел API была создана и совершенствуется в сотрудничестве API (American Petroleum Institute), ASTM (American Society for Testing and Materials) и SAE. Она определяет пределы различных параметров (в частности, чистоты поршня, износа поршне-вых колец и т.д.) с помощью различных испытательных двигателей.

Классификация API (Американский институт нефти) подразделяет моторные масла на две категории:

S (Service) — для 4-тактных бензиновых двигателей легковых автомо-билей, микроавтобусов и пикапов;

С (Commercial) — для дизелей коммерческих авто-1 транспортных средств (грузовиков), промышленных и сельскохозяйственных тракторов, дорожно-строительной техники, двигателей дизель-генераторов.

Обозначение класса масла состоит из двух букв латинского алфавита: первая (S или С) ука-зывает категорию масла, вторая (от А до L) — уровень эксплуатационных свойств. Чем дальше от начала алфавита вторая буква, тем выше уровень свойств. Класс SL введен только в 2001 г. и отличается от SJ существенно лучшими антиокислительными, противоизносными, противопенными свойствами, а также меньшей испаряемостью.

Универсальные масла для бензиновых двигателей и дизелей имеют обозначения обеих ка-тегорий, например API SG/CD, API SJ/CF.

Энергосберегающие масла обозначаются аббревиатурой ЕС (Energy Conserving) и должны обеспечивать экономию топлива не менее 0,9-2%.

Классы дизельных масел подразделяются дополнительно для двухтактных (СО-2, CF-2) и четырехтактных дизелей (CF-4, CG-4, СН-4).

В настоящее время API сертифицирует моторные масла классов SJ, SL, CF, CF-2,CF-4, CG-4, СН-4. Масла остальных классов по API, отмененных в США, следует использовать, если они допущены производителем автомобилей.

Классификация моторных масел API разделена на две группы:

1. Моторные масла для бензиновых двигателей.

Моторные масла длябензиновых двигателей,где действуют классы SE, SF, SG, SH и SJ.

SE Класс масел для бензиновых двигателей 1972-1980 гг. выпуска.

SF Моющие и противоизносные свойства масел этого класса выше, чем масел класса SE. Соответствуют требованиям для бензиновых двигателей 1981-1988 гг. выпуска.

SG Масла данного класса обладают еще более высокими моющими и противоизносными свойствами, лучше защищают от шламообразования и продле-вают срок службы двигателя. Соответствуют требо-ваниям большинства производителей двигателей начиная с 1989 г.

SH Этот класс был введен в 1993 г. Испытания и пре-дельные показатели совпадают с классом SG, но методика проведения испытаний более требовательная.

SJ Новый класс масел, введенный в 1996 г. Разработан в соответствии с более жесткими требованиями к выбросам и эксплуатационным свойствам новых двигателей.

2. Моторные масла для дизельных двигателей.

Моторныемасладлядизельныхдвигателей,где действуют классы СС, CD, СЕ, CF, CG и СН.

СС Класс масел для двигателей с легким турбонаддувом и без него, работающих в умеренных условиях.

CD Класс масел для скоростных дизельных двигателей с турбонаддувом и высокой удельной мощностью, которые требуют от масел высоких противозадирных свойств и предотвращения образования нагара.

СЕ Класс масел для дизельных двигателей с сильным турбонаддувом, работающих при исключительно высоких нагрузках.

CF Класс масел для дизельных двигателей легковых автомобилей с турбонаддувом.

CF-2 Этот класс масел в основном совпадает с предыдущим классом, но масла данного класса предназ-начены для двухтактных дизельных двигателей.

CF-4Улучшенный класс масел, заменяющий класс СЕ.

CG-4 Класс масел, предназначенных для высоконагруженных дизельных двигателей тяжелого транспорта.

СН-4 Новый класс масел, предназначенных для тяжелого транспорта.

Г) Классификация АСЕА.

Европейская классификация АСЕА (Ассоциация европейских производителей автомобилей)

АСЕА - Ассоциация европейских производителе автомобилей - разработала классификацию моторных масел, которая лучше отвечает требованиям современны европейских автомобилей и условиям их эксплуатации. Она предъявляет более жесткие, чем API, требования к маслам. Классификация АСЕА разделена по типу двигателя на три основные группы: бензиновые двигатели, дизельные двигатели легковых автомобилей и дизельные двигатели тяжелого транспорта.

Содержит 12 классов и разделяет масло по трем категориям (см. таблицу).

А — для бензиновых двигателей легковых автомобилей (А1-98, А2-96 и АЗ-98);

В — для дизелей легковых автомобилей (В1-98, В2-98, ВЗ-98 и В4-98);

Е — для дизелей грузовых автомобилей (Е1-96, Е2-96, ЕЗ-96, Е4-99 и Е5-99).

Последние две цифры указывают год последнего утверждения класса.

Классы обозначаются следующим образом:

Бензиновые двигателиА1, А2 и АЗ

Дизели легковых автомобилейВ1, В2, ВЗ и В4

Дизели тяжелого транспортаЕ1, Е2, ЕЗ, Е4 и Е5

Цифра после буквы показывает уровень требований данном классе. Чем выше цифра, тем выше требования класса. Исключение составляют, однако, масла классе А1 и В1, которые позволяют сокращать расход топлива, обладают небольшой вязкостью.

Д) Классификация ССМС

Классификация ССМС - Комитета производителей автомобилей стран Общего рынка - была официально отменена в1996 г. и ее заменила новая классификация АСЕ Классификация ССМС еще встречается справочниках и рекомендациях по использованию масел для старых моделей автомобилей. Масла, предназначенные для бензиновых двигателей легковых автомобилей и пикапов, обозначены буквой G, а масла, предназначенные для дизельных двигателей - буквами PC. Моторные масла для дизельных двигателей тяжелого транспорта обозначены буквой D.

Характеристики масел.

Плотность и удельный вес

Плотность вещества - это соотношение его массы к объему (кг/м3).

Удельный вес - соотношение массы определенного объема вещества к массе соответствующего объема воды при 20°С. Плотность и удельный вес зависят от температуры.

Вязкость

Вязкость - это величина, которая характеризует текучесть жидкости. Вязкость зависит от температуры. Вязкостных единиц множество. Кинематическую вязкость в т.н. технической системе единиц измеряют в Стоксах (Ст) или сантистоксах (сСт), а в системе СИ (м2/с) или (мм2/с). Когда величину кинематической вязкости умножают на показатель плотности масла в температуре измерения, получают динамическую вязкость, единицей которой в технической системе является Пуаз (П). В системе СИ динамическую вязкость измеряют в Паскаль-секундах (Пас) или (Нс/м2).

Индекс вязкости

Он характеризует зависимость вязкости масла от изменения температуры. Чем больше индекс вязкости, тем меньше вязкость масла изменяется при колебании температуры.

Температура вспышки

При повышении температуры из масла выделяются пары, которые при поднесении открытого огня вспыхивают. Эта температура называется температурой вспышки, которую можно измерять либо в открытом (Cleveland), либо закрытом тигле (Pensky-Martens).

Температура застывания

Температура застывания - это самая низкая температура, при которой масло еще полностью не потеряло текучесть при наклонении пробирки, в которой его охладили. Температура застывания характеризует момент резкого увеличения вязкости при снижении температуры, или кристаллизации парафина вместе с повышением вязкости в такой степени, что масло становится твердым.

Число нейтрализации

В зависимости от базовых масел и присадок, а также эксплуатационных условий, в результате окисления в смазочных маслах содержатся кислотные и/или щелочные продукты. Общее щелочное число (TBN) или общее кислотное число (TAN) анализируются в лабораторных условиях. Величина этих показателей характеризует количество тех щелочных/кислых продуктов, которое требуется для нейтрализации масла. Кислотное число измеряется в (мг КОН/г) (миллиграмм гидроокиси калия на грамм масла).

БАЗОВЫЕ МАСЛА.

Минеральные масла.

Хорошее минеральное масло является надежным сырьем смазочных масел. Оно обладает стабильными свойствами в частности стабильной растворимостью присадок эффективностью их действия, а также меньше изнашивает прокладки и сальники, особенно старого образца (т.н. сальниковые набивки). В нормальных эксплуатационных условиях смазочные свойства минеральных масел вполне достаточны при условии выбора подходящей вязкости. Однако, на базе минерального масла трудно, а иногда и невозможно разработать смазочный материал, обладающий отличными свойствами при низких температурах и в то же время сохраняющий достаточно высокие смазочные свойства и при высоких эксплуатационных температурах. Вырабатывается из нефтепродуктов.

Частично синтетические масла (полусинтетика).

Свойства минеральных масел можно улучшать заменой части минерального масла на синтетические компоненты. Таким образом, можно производить обладающие хорошими свойствами при низких температурах круглогодичные масла, которые трудно производить на базе одного только минерального масла. Основа - минеральное масло.

Синтетические масла.

С помощью синтетических базовых масел можно улучшить свойства смазочных материалов. Однако само по себе применение синтетического базового масла не всегда гарантирует высокие свойства, для обеспечения хорошего качества требуется очень внимательный подбор компонен-тов и оптимизация их смеси. Поэтому возможна весьма большая разница в стоимости "однотипных" синтетических масел.

Синтетические масла позволяют достичь следующих свойств:

Отличные свойства при низких температурах, в т.ч. легкий запуск двигателя и смазка в холодных условиях.

Отличные свойства при высоких температурах, в частности,стабильностьпротивокисления,низкая летучесть и расход масла.

Масло вырабатывается из природного газа.

ПРИСАДКИ

С помощью только базовых масел невозможно достичь всех тех свойств, которые современное оборудование и механизмы требуют от смазочных масел. В связи с этим к ним добавляют специальные присадки, которые улучшают свойства высококачественных базовых масел. Однако, необходимо помнить, что даже самые хорошие присадки не способны превратить низкокачественные базовые масла в высококачественные смазочные материалы.

ОСНОВНЫЕ ПРИСАДКИ

Антиокислительные присадки приостанавливают реакцию окисления и исключают каталитическое воздействие примесей на металлические поверхности. Окисление - это цепная реакция, где как продукты окисления, так и примеси, загрязняющие масла, ускоряют реакцию.

Моющие присадки (детергенты и дисперсанты) очищают двигатель.

Дисперсанты не позволяют загрязнениям собираться в комки.

Противокоррозийные присадки обеспечивают образование на металлических поверхностях пленки, предотвращающей коррозию.

Противоизносные присадки образуют на смазывае-мых поверхностях пленку, предотвращающую непосред-ственное соприкосновение металлических поверхностей.

Противозадирные присадки образуют вместе со смазываемыми металлическими поверхностями химическую пленку, которая эффективно предотвращает задиры. Противопенные присадки предотвращают вспенива-ние масел за счет снижения поверхностного напряжения, при этом образующиеся воздушные пузыри легко лопаются.

Присадки, снижающие температуру застывания, предотвращают слипание парафиновых кристаллов и застывание масла.

Присадки, улучшающие индекс вязкости - это высокомолекулярные полимеры, которые замедляют повышение вязкости при понижении температуры.

СКЛАДИРОВАНИЕ И ОБРАЩЕНИЕ СО СМАЗОЧНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ.

Транспортировочная тара должна быть чистой и без воды. Например, бочки лучше хранить на боку или вверх дном, при этом на крышке вода не накапливается и пониженное давление, вызванное колебанием температуры, не может всасывать воду в тару.

Эмульсионные масла, в т.ч. смазочно-охлаждающие жидкости, следует транспортировать и складировать при температуре выше 0°С. Также рекомендуется, чтобы консистентные смазки складировались при температуре выше 0°С.

При транспортировке и складировании смазочных материалов необходимо соблюдать принципы охраны окружающей среды, а также инструкции и указания властей.

Отработанное масло относится к экологически вредным отходам.

Моторные масла для газовых двигателей.

Во многих странах использование газового топлива получает все более широкое распространение благодаря его невысокой стоимости по сравнению с дизтопливом и бензином. К тому же, по сравне-нию с последними, газ обладает еще целым рядом преимуществ:

Химическим составом, обеспечивающим мень-шее содержание двуокиси углерода (СО2) в про-дуктах сгорания, что положительно сказывается на экологии;

Не разжижает и меньше загрязняет частицами сажи моторное масло, что позволяет увеличить пробег между его заменами;

Высокой стойкостью к детонации, что практиче-ски исключает ее вредное воздействие на дета-ли двигателя. Октановое число у газового топли-ва составляет более 100 единиц.

Однако у двигателей, работающих на газовом топливе, имеется и ряд недостатков:

Отработавшие газы содержат большее количе-ство водяных паров, чем в двигателях на жид-ком топливе. Поэтому моторные масла, особен-но некоторые синтетические, должны обладать достаточной водостойкостью;

При сгорании обедненных газовоздушных смесей в отработавших газах возрастает содержание оксидов азота, поэтому масла должны обла-дать достаточной стойкостью к их воздействию (нитрированию);

Особенности смесеобразования повышают чувствительность к образованию в камере сго-рания отложений сгоревшего масла (зольных отложений). Поэтому содержание металлорганических присадок (сульфатная зольность), да-ющих эти отложения у масел для газовых дви-гателей, должно быть ниже.

При выборе моторного масла следует ориентироваться на спецификации (рекомендации) производителя, изложенные в инструкции по эксплуатации.

Желательно также принимать во внимание следующее:

Перечень марок масел, допущенных к применению производителем, посто-янно изменяется. Получают допуск новые марки, некоторые масла его теряют;

Применять масло с более высоким уровнем свойств, чем указанный производителем, не всегда целесообразно. Как пра-вило, стоимость такого масла выше и ком-плекс его свойств несколько иной, что может отразиться на надежности работы элементов системы смазки;

Температурный диапазон применения, указан-ный на упаковке масла, носит лишь рекомен-дательный характер;

Не стоит ориентироваться на цвет масла. Большинство вводимых в него присадок дела- ют его более темным;

Замену масла необходимо производить в сроки, установленные производителем;

Для ДГУ со значительной наработкой замену масла производить чаще, так как условия его работы в изношенных двигателях бо-лее жесткие (прорыв раскаленных газов в картер из-за увеличенных зазоров между пор-шнями и цилиндрами и т. д.).

Смену масляного фильтра проводят вместе с заменой масла. При использовании топлива сомнительного качества и большой наработкой в запыленной местности желательно заменять его чаще, чем масло (в разумных преде-лах). Большое количество продуктов неполно-го сгорания топлива и пыли из воздуха может вывести фильтр из строя раньше времени;

Быстрое (через 4-5 моточасов) изменение цвета масла в двигателе (масло “почернело") не обязательно указывает на потерю его эксплуатационных свойств. Этот эффект, как правило, связан с тем, что качественное мо-торное масло смывает различные отложения в двигателе (нагар, лакообразные отложения и т.п.) и накапливает в себе продукты непол-ного сгорания топлива. Такой двигатель необходимо промыть;

Нельзя смешивать минеральное и синтетическое масло, а также доливать минеральное в синтетическое из-за разной растворимости присадок в минеральной и синтетической основах. Результатом смешивания может быть выпадение присадок в нерастворимый осадок. Поэтому такой "долив" допустим только в крайних случаях, например чтобы доехать до гаража или ав-тосервиса, где смесь, находящуюся в двигателе, необходимо сразу заменить на подходящее масло;

Доливать следует тот же сорт масла, который залит в двигатель. Масла разных производителей содержат различные пакеты присадок, которые могут быть несовместимы. По результатам исследований ЦНИИ Морского фло-та, проводимых с целью изучения возможности "дозаправки" судов маслами в различных портах, даже если они совместимы, то после работы в двигателе не могут смешиваться без потери свойств;

Если в процессе эксплуатации масло заменялось своевременно и имело соответствующее качест-во, промывку двигателя проводить не надо;

Если неизвестно, какое масло заливал прежний владелец ДГУ, перед заменой необходимо промыть систему смазки специально предназначенным для этого промывочным маслом. В противном случае свежее высококачественное масло может смыть большое количество отложений, что приведет к быстро-му засорению фильтра системы смазки;

Добавление в моторное масло различных препаратов может улучшить одни его свойства и резко ухудшить другие, что неблагоприятно скажется на состоянии двигателя. Это связано с тем, что в качественном масле пакет присадок точно сбалансирован, а добавление в него какого-либо препарата, как правило, нарушает этот баланс;

В непрогретом до рабочей температуры масле присадки не успевают нейтрализовать кислоты, образующиеся из продуктов неполного сгорания топлива, что вызывает усиленный коррозионный износ поршней, их колец и цилиндров. Под нагрузкой двигатель ДГУ прогревается быстрее. По-этому в холодное время его прогрев "на мес-те" следует производить не менее 3-5 мин на холостом ходу, потом подать нагрузку небольшими порциями, постепенно ее увеличивая до номинальной до полного прогрева двигателя.

Слишком частых холостых запусков двигателя и повторяющихсяхолодных запусков следует избегать, так как они вызывают чрезмерное разжижение масла топливом и, таким образом, будет требоваться более частая замена масла и будет происходить понижение температуры вспышки до опасного уровня.

В Москве и Московской области рекомендуется использовать зимой масла классов вязкости SAE 5W-30, SAE 5W-40, SAE10W-30, SAE10W-40. Однако, это весьма общие рекомендации, кото-рые не учитывают все условия эксплуатации, конструкцию и состояние двигателя.

ИНТЕРВАЛЫ ЗАМЕНЫ МАСЛА

Для нормальной работы двигателя масло необходимо менять либо через 250 часов работы, либо ежегодно в зависимости от режима работы.

Так как масло имеет тенденцию менять свой состав и стареть, важно соблюдение нижеследующих параметров при замене масла:

1.Вязкость масла не должна превышать10cSt при t= 100°C.

2.При замене масла количество старого должно менее 50%.

3.Температура вспышки масла должна превышать 180°C.

6.Забор образцов масла должен производиться со среднего уровня маслоотстойника двигателя.

Промывка системы смазки двигателя.

В процессе эксплуатации автомобиля может возникнуть необходимость промыть систему смазки. При этом важно правильно выбрать средство и соблюдать правила его применения.

Моторное масло обладает моющими и дис-пергирующими свойствами, достаточными, чтобы смывать образующиеся на деталях двигателя отложения и не давать им выпасть в осадок.

Но в перечисленных ниже случаях таких "способностей" масла может не хватить, и в масляных каналах, а также на внутренних поверхностях двигателя начнут образовываться отложения. Чтобы свежее моторное масло сразу после заливки не загрязнилось и отработало положенный срок, желательно промыть двигатель.

Когда надо промывать систему смазки.

Несвоевременная смена масла. При наработке моточасов на 10-15% больше, чем рекомендовано производителем, присадки в масле, обеспечивающие чистоту двигателя, уже сработались и он начнет загрязняться.

Приобретение подержанной электростанции.

Новый владелец не может достоверно определить, заливалось ли необходимое для данного двигателя моторное масло, своевременно ли проводилась его замена и, соответственно, насколько загрязнена система смазки. Если по ка-ким-то причинам промывка двигателя новым хозяином не проводилась, ему желательно обра-тить внимание на цвет вновь залитого масла. Если оно потемнело после 4-5 часов работы ДГУ, то система смазки значительно загрязнена и требует промывки.

Вынужденный долив (более 20% объема) масла другой марки.

Продукция разных производителей не всегда совместима, особенно когда в работавшее масло доливают свежее, но имеющее другой состав. В таком "коктейле" присадки могут выпасть в осадок, что по-мимо загрязнения приведет к резкому ухудшению способности смеси противостоять износу двигателя.

Если нет того масла, что вам надо, а долив необходим, лучше приобрести масло того же производителя — там, как правило, аналогичный пакет присадок, но в других количествах. Желательно, чтобы основа (минеральная, частично синтетическая или синтетическая) была, как у масла в двигателе. Из всех возможных вариантов наихудшим является долив "минералки" в систему смазки с "синтетикой". В “синтетике” растворимы не все присадки, которые могут присутствовать в “минералке”.

В крайнем случае можно купить масло другого производителя, имеющего ту же основу с аналогичным уровнем эксплуатационных свойств (по классификации API, ACEA).

Вязкость приобретаемого масла (по классификации SAE) должна быть не меньше, чем у залитого в двигатель или допускаемого производителем для данной температуры окружающего воздуха. Иначе в режиме высоких нагрузок малая вязкость может привести к повышенному износу. Слить содержимое системы смазки необходимо при первойже возможности, и перед залив-кой свежего масла промыть двигатель.

Попадание охлаждающей жидкости (ОЖ) в масло происходит из-за негерметичности системы охлаждения. Ее признаком является белесая эмульсия на щупе. Чаще всего при-чиной этого является повреждение прокладки головки блока цилиндров. Даже в небольших количествах антифриз наносит значи-тельный ущерб моторному маслу. Вода и этиленгликоль, содержащиеся в ОЖ, вызывают слипание (коагуляцию) загрязнений, разложение (гидролиз) присадок и ускоренное окисление (старение) масла. Поэтому его работоспособность резко ухудшается, а слипшиеся частицы осадка могут забить сетку маслоприемника, что приведет к масляному "голоданию" двигателя. Двигатель с такой неисправностью лучше не эксплуатировать (по возможности), и после устранения негерметичности промыть систему смазки.

Заливка некачественного масла (подделки).

Основными проявлениями такой ситуации являются:

сильное почернение масла после 4-5 моточасов работы ДГУ при уверенности в чистоте системы смазки;

черный налет на внутренней поверхности клапанной крышки;

повышенный расход масла;

появление сизого дыма из выхлопной трубы;

снижение мощности (двигатель хуже "тянет"). Это вызвано тем, что нагар лишает подвижности поршневые кольца уже через 10 - 15 моточасов работы, что снижает компрессию (давление в цилиндре в конце такта сжатия).

При появлении любого из этих симптомов необходимо немедленно слить суррогат и промыть систему смазки.

Средства для промывки двигателя

Имеющиеся в продаже средства для промыв-ки двигателя можно разбить на две группы.

Добавки в старое масло:

"пятиминутки", промывающие систему смазки при работе двигателя на холостом ходу в течение 5-10 мин. Из-за короткого промежутка времени не все отложения мо-гут быть смыты;

позволяющие эксплуатировать ДГУ 8 - 10 моточасов до замены масла. Это, как прави-ло, маловязкие жидкости, снижающие вяз-кость моторного масла. При их использовании нежелательно давать двигателю высокие на-грузки, так как из-за сниженной вязкости масло хуже проти-востоит износу.

Такие добавки лучше не использовать.

Промывочное масло, заливаемое вместо отработавшего масла, рассчитано на:

кратковременную работу двигателя (до 15 мин) только на холостом ходу. Масло, даже в предварительно прогретом двига-теле может не достигнуть температуры 70-80°С, необходимой для эффективной промывки си-стемы смазки;

непродолжительная работа (20 - 30 мин) при небольшой нагрузке на двигатель. Это позволяет достаточно прогреться промывочному маслу — чем выше темпера-тура, тем лучше промывается система.

Внимание! При попытке промывки двигателя с большой наработкой есть вероятность перекрытия масляных магистралей оторвавшимися фрагментами коксовых масс, что может повлечь выход из строя поршневой системы.

Все промывочные средства универсальные - используются как для бензиновых двигателей, так и для дизелей.

Сливать старое масло лучше из двигателя, полностью прогретого. Держать открытым сливное отверстие желательно не менее 5 мин. Дизель-генератор при этом должен быть расположен горизонтально.

Перед промывкой лучше заменить масляныйфильтр,так как промывочное масло растворит име-ющиеся в нем загрязнения и будет менее эффективно. Фильтр для промывки можно приобрести самый дешевыйиз имеющихся в про-даже, поскольку он будет выполнять только роль заглушки.

При использовании промывочного средства необходимо строго соблюдать инструкцию. Если она не на русском языке, то от приобретения такой "промывки" лучше отказаться.

К промывке двигателей с гидрокомпенсаторами и гидронатяжителями, по мнению специалистов, никаких особенных требований нет.

Реально это около 3-4 лет работы. Естественно, что никакое масло с волшебными присадками не в состоянии служить бесконечно, плюс протечки, плюс сгорание части масла в цилиндрах работающего дизеля, короче масло убывает, а свойства его в процессе эксплуатации под влиянием высоких температур изменяются и не в лучшую сторону. В конце концов, масло для дизельного генератора придется докупать, доливать и просто заменять. Всему свое время. Этот процесс технического обслуживания относится ко всем дизельным генераторам, независимо от мощности и фирмы-производителя.

Производители дизельных приводов генераторов, в обязательном порядке, указывают в паспорте дизеля характеристики масла. Использование рекомендованных масел способствует увеличению сроков эксплуатации дизельного генератора. Все масла можно разделить на минеральные и синтетические. Смесь их называют полусинтетикой. Некоторые фирмы проектируют свои дизели под конкретные масла, например синтетику, о чем делается отметка в паспорте. Поэтому при выборе масла кроме вязкости и сезонности необходимо учесть рекомендации завода-изготовителя.

Масла для ДВС классифицированы по международным таблицам API (институт нефти США). Для дизельных двигателей первая литера маркировки «С», Для бензиновых это «S». Следующая буква означает наличие определенных присадок повышающих качество масла, они идут в порядке латинского алфавита с возрастанием качества и цены. После букв идут цифры II для двухтактных и 4 для четырехтактных дизелей. Поскольку дизеля на генераторах бытового назначения преимущественно четырехтактные то марка масла может выглядеть так, CF-4.

Помимо качества масло характеризуется вязкостью. Она выбирается в зависимости от условий использования дизельгенератора. Температура оказывает существенное влияние на вязкость. С повышением температуры она снижается. Вязкость масла классифицируется международным Обществом автомобильных инженеров и сокращенно обозначается тремя буквами SAE.

Сезонные масла:

  • летние, SAE20, SAE30 и SAE40;
  • зимние, SAE0W;
  • всесезонные, SAE 10W30, SAE 15W40, SAE 20W50.
Специальные добавки в масло для дизельного генератора способствуют сохранению вязкости в определенных температурных диапазонах.

Независимо от маркировки, масла изготавливаются на минеральной и синтетической основе. Хочется обратить внимание, что для дизельгенераторов, установленных под открытым небом или под навесом, лучше использовать в зимний период именно зимнее масло, оно эффективнее всесезонного.