Как снизить расход топлива в зимнее время. Класс машины и объём мотора. аккуратная манера вождения

Вопреки распространенному мнению, двигатель внутреннего сгорания на морозе работает легче, чем в летнюю жару. Это объясняется физическими особенностями процесса сгорания топлива. Оказывается, охлажденный воздух обладает большей плотностью, а также обеспечивает сдвиг порога детонации. В результате КПД и тягово-динамические характеристики мотора повышаются, что, по идее, должно приводить к падению расхода топлива. Но практика показывает прямо противоположный эффект – всем хорошо известно, что зимой «прожорливость» машины серьезно возрастает. Почему же это происходит? Существует несколько причин:

    Прогрев двигателя. В холодное время года мотор прогревают дольше, чем летом. А так как большинство автолюбителей параллельно включают печку салона, то процесс еще больше затягивается. Если водитель совершает частые, но короткие поездки, то двигатель может вообще не успевать как следует прогреваться. А холодный мотор потребляет заметно больше топлива, чем горячий.

    Электропотребители. Современные автомобили просто напичканы электронными системами. Например, многие модели «Ягуар», которые широко представлены на сайте https://www.avtopoisk.ru/car/jaguar, имеют в штатном или опционном оснащении обогреватели стекол, сидений, руля, зеркал, форсунок омывателя, двигателя и пр. А энергия для работы этих систем в любом случае берется из топливного бака, пусть и через посредничество генератора.

    Дорожная обстановка. Даже неглубокий снег может серьезно усложнить движение автомобиля. Негативно на экономичности машины сказывается и малейшие пробуксовки колес. Также стоит учитывать, что зимние шины обладают большим сопротивлением качению, чем летние.

    Застывшая в подшипниках консистентная смазка, которая затрудняет вращение колес.

    Увеличенный вес авто. Зимой багажники наполняются различным инвентарем – лопаты, зимняя одежда, песок и многое другое утяжеляют машину. Плюс часто добавляется вес налипшего снега.

    Падение средней скорости. Зимой очень часто приходится ехать медленно на пониженных передачах, что плохо влияет на экономичность автомобиля.

Что же делать, чтобы уменьшить аппетиты «железного коня» в холодное время года? Существует несколько простых советов:

    Не прогревайте авто слишком долго на холостых оборотах. Достаточно погонять мотор минуту-другую и начинать движение на небольших оборотах. Так и мотор прогреется быстрее, и бензина в баке останется больше.

    Полностью очищайте машину от снега. Это и автомобиль облегчит, и безопасность повысит.

    Лейте в мотор мало по сезону. В идеале вообще лучше использовать специальное зимнее масло.

    Вытащите из багажника весь лишний инструмент. Наверняка там лежит множество вещей, которые могут понадобиться только летом.

Многие автолюбители задаются вопросом: почему в зимний период очень сильно увеличивается расход топлива и как сделать, что бы двигатель меньше потреблял топлива? Сегодня рассмотрим несколько причин.

Например, воздушный фильтр не добавляет расхода топлива, если он, просто, не забит. Поэтому меняйте его почаще – хотя бы раз на десять тысяч километров, не экономьте на такой копеечной запчасти.

Что же увеличивает расход топлива.

Когда температура понижается и находится ниже нуля градусов, то двигателю требуется больше времени, чтобы добраться до оптимальной рабочей температуры, которая практически на всех моторах составляет по датчику температуры 90 градусов. Всё это время, пока двигатель прогревается, он находится не в оптимальном режиме: газофазы вывернуты на максимум, опережение зажигания, топливоподача – всё на максимум.

Чтобы двигатель прогревался быстрее, у вас должен быть исправен термостат. На современных моторах сейчас термостат электронный, то есть он управляется от датчика температуры. Этот датчик очень часто показывает неверные данные, особенно, если у вас автомобиль начинает плохо прогреваться, и температура не падает даже на ходу – это говорит о том, что неправильно работает термостат. Так как термостат электронный – в первую очередь меняют датчик. Если датчик заменен и всё продолжилось, тогда всё дело в термостате. Термостат очень часто сейчас идет под замену. У многих автомобилей, очень много бракованных приборов.

Так же могут быть неисправны свечи накала. Они долго разогреваются и двигатель не выходит на оптимальную температуру. Первые 3-4 минуты свечи накала помогают дизельному двигателю как следует разогреться, чтобы было нормальное воспламенение. А если они работают плохо – двигатель выходит на эти режимы не оптимально. К тому же, у вас может плохо работать подкачивающий насос, если он у вас есть. Если его нет, то тогда работоспособность свечей накала стоит на первом месте. Очень внимательно к ним относитесь, вовремя меняете – они стоят недорого. Не надо экономить, иначе вы больше заплатите за топливо.

Следующий момент зимой: следите за работоспособностью вашего генератора. Плохо работающий генератор вызывает недостаток энергопотребления вашего мотора. Все современные двигатели и вообще электронные системы потребляет очень много электричества и его недостаток, если ваш генератор работает плохо, не выдает достаточное количество тока. Хорошо себя зарекомендовали генераторы JCB . Аккумулятор плохо подзаряжается, отдает свой ток и, естественно, это сказывается на мощности мотора.

Это, пожалуй все основные причины увеличения расхода топлива, если ваш мотор и топливная система исправны. Кстати, по поводу топливной системы: если вы очень давно не меняли топливный фильтр, а особенно зимой – может увеличиться расход из-за недостаточности поступления топлива в систему впрыска. Бензиновых моторов это касается в меньшей степени, а вот дизельных — в большей. Поэтому, вовремя обслуживайте свой автомобиль.

Любой двигатель – дизельный или бензиновый не может потреблять одинаковое количество топлива в теплое и холодное время года. Естественно, в мороз двигателю требуется больше усилий для выхода в рабочий режим и если вы живете в городе, то зимой двигатель будет потреблять больше топлива однозначно. Конечно же не на 50%, если увидите такие показатели, то вам нужно об этом задуматься.

Наличие транспортного средства, оснащенного двигателем внутреннего сгорания, предусматривает его регулярную заправку бензином или дизелем. При этом, денежные средства, которые тратятся на приобретение горючего, составляют одну из основных статей расходов, связанных с эксплуатацией автомобиля. Естественно, что после нескольких заездов на автозаправочные станции у любого автовладельца возникает желание не только сократить затраты на заправку автомобиля, но и как уменьшить расход топлива. При этом самым оптимальным решением является приобретение экономичного транспортного средства, однако, коль выбор уже сделан, то остается только полагаться на личные ощущения и/или прислушиваться к мнению более опытных водителей и автомехаников.

Причины чрезмерного расхода топлива

Основные причины большого расхода топлива кроются в техническом состоянии автомобиля. Если он находится в неудовлетворительном техническом состоянии, то никакие ухищрения (экономная езда, использование различных присадок и экономителей топлива) не помогут решить эту проблему. Среди большого количества поломок, которые могут способствовать увеличению потребления горючего, чаще всего встречаются неисправности:

  • силового агрегата (вышла из строя свеча зажигания, растянулся ремень привода газораспределительного механизма, сбилось зажигание и др.);
  • одного из датчиков, контролирующих работу системы впрыска топлива (лямбда-зонд, датчик массового расхода воздуха, датчик кислорода и пр.);
  • подвески, тормозной системы или трансмиссии.
  • не менее часто имеет место использование фильтров, засоренных грязью: воздушного и/или топливного;
  • перерасходу бензина или дизеля способствует и злоупотребление длительным прогревом силового агрегата. На практике не стоит прогревать мотор автомобиля более трех минут. Этого времени вполне достаточно чтобы разогнать моторное масло по всем узлам и парам трения. По истечении 3-х минут можно начинать движение на небольших оборотах (до 2000 об/мин) – при этом расход горючего будет меньше, а двигатель прогреется быстрее;
  • в вопросе экономии топлива не последнее место занимает давление в шинах автомобиля, которое необходимо регулярно контролировать и поддерживать в пределах, указанных в руководстве по его эксплуатации. Имеет значение также тип (зимние, летние, всесезонные), рисунок протектора и величина износа шин, установленных на автомобиле;
  • существенно влияет на потребление бензина или дизеля и неправильно выставленный угол развала/схождения колес. Его рекомендуют проверять через каждые 15…20 тысяч километров пробега;
  • к увеличенному расходу горючего приводит также чрезмерное увлечение наружным обвесом (тюнингом). Особенно это касается элементов, выполненных кустарным методом. Но и штатный багажник, «мухобойка», накладные арки и другие элементы обвеса значительно ухудшают аэродинамику автомобиля, что также приводит к его перерасходу;
  • ухудшают аэродинамику автомобиля и открытые окна, особенно при движении со скоростью более 60 км/час;
  • нельзя сбрасывать со счетов манеру вождения каждого конкретного водителя. Чрезмерно агрессивный стиль управления автомобилем, с постоянным резким набором скорости и не менее резким торможением, вызывает неоправданно большой расход бензина или дизеля;

Кроме того, в случае, если без видимых причин значительно увеличился расход бензина/дизеля, необходимо посетить лицензированное СТО, где пользуясь специальными приборами, опытные специалисты смогут определить и устранить неисправность.

Способы уменьшения расхода топлива

На практике существует большое количество самых разнообразных приемов, которые позволяют поддерживать нормативно установленный для конкретного автомобиля расход горючего. При этом самым главным условием, обеспечивающим его оптимальную величину, многочисленные эксперты и специалисты считают содержание автомобиля в исправном состоянии.

О том, как снизить расход топлива, расскажут советы опытных водителей и автоэкспертов. По их мнению избавиться от таких проблем поможет:

  • отказ от применения присадок, повышающих октановое число, вместо бензина, рекомендованного изготовителем автомобиля;
  • отключение печки при прогреве двигателя в холодное время года – это позволит сократить потребление топлива примерно на 5%;
  • замена воздушного фильтра через 10…15 тыс. км пробега – особенно в летнее время, когда на дороге много пыли (экономия горючего может составить до 10%);
  • замена свечей зажигания не реже, чем через каждые 15 тыс. км пробега, что даст около 10% экономии топлива;
  • регулярный контроль давления в шинах (снижение расхода горючего до 7%);
  • отсутствие багажника (бокса) на крыше автомобиля и прочих элементов обвеса;
  • торможение двигателем, а не педалью тормоза;
  • регулярная проверка правильности установки углов развала/схождения колес. При этом, кроме экономии топлива, которое может достигать 15%, будет обеспечена и длительная эксплуатация шин.

Примечание: проценты экономии горючего, указанные в тексте, это не что иное, как увеличение его нормативного расхода при несоблюдении рекомендаций.

Кроме того, существуют экономители топлива, помогающие избежать сильного увеличения расхода горючего. Среди них наиболее эффективными средствами считаются:

  • Магнитные экономители Fuel Free и Fuel Saver

Магнитные экономители устанавливаются на шланг подачи топлива в непосредственной близости от узлов его подачи в цилиндры (инжектор, карбюратор, топливный насос высокого давления). Их принцип действия основан на влиянии магнитного поля, которое создается мощными неодимовыми магнитами (сплав бора, неодима и железа), на молекулярную структуру горючего. В момент пересечения магнитных силовых линий у него изменяется структура, уменьшается поверхностное натяжение, увеличивается растворимость кислорода, возрастает поляризация молекул, увеличивается скорость горения, уменьшается детонационная стойкость и другие свойства топлива. Под его воздействием сгорание топлива в камере сгорания становится существенно более эффективным, а количество выхлопных газов уменьшается. По данным изготовителей этих устройств потребление горючего уменьшается примерно на 20%, при этом уменьшается токсичность выхлопа и т. д.

  • Прибор экономии топлива Fuel Shark

Конструктивно Fuel Shark представляет собой электролитический конденсатор большой емкости, который при подсоединении к бортовой сети автомобиля снижает нагрузку на его аккумуляторную батарею. При этом выравнивается работа системы электропитания, что обеспечивает стабильную подачу напряжения к свечам зажигания и получение качественной искры. В результате топливо сгорает более продуктивно. Устанавливается экономитель в гнездо прикуривателя и по заявлению изготовителей экономит до 30% горючего.

  • Кавитатор

Принцип действия кавитатора заключается в преобразовании жидкого топлива в газообразное состояние. Конструктивно он представляет собой трубку переменного сечения, которая устанавливается после бензонасоса. Известно, что топливо на молекулярном уровне имеет длинные цепочки молекул, которые отличаются низкими характеристиками горения. С помощью кавитатора они разрушаются, что способствует более быстрому и эффективному сгоранию топлива. В общем случае экономический эффект достигается за счет того, что при сохранении имеющихся динамических параметров, автомобиль расходует значительно меньше топлива. Кроме того, кавитатор выделяет из топлива тяжелые фракции и оснащен дополнительным фильтром. Поэтому смесь, попадающая в камеры сгорания отличается высокой степенью очистки, что повышает коэффициент полезного действия всей системы и снижает вероятность поломок двигателя.

  • Устройство ATW impulse

Прибор ATW impulse предназначен для всех типов автомобилей, оснащенных 12-ти вольтовым аккумулятором и подключается непосредственно к его клеммам. Импульсы, которые вырабатываются устройством, способствуют ускоренной зарядке аккумуляторной батареи, благодаря чему генератор тратит на этот процесс значительно меньше времени и мощности. В свою очередь это снижает нагрузку на двигатель и уменьшается время впрыска горючего. В соответствии с техническими характеристиками, заявленными производителем, потребление топлива снижается на 10…20%. Особо отмечается целесообразность использования прибора с изношенными аккумуляторами. В процессе эксплуатации ATW impulse не только экономит топливо, но и защищает (восстанавливает) пластины аккумулятора, увеличивая его срок службы в 2…3 раза.

Для начала - пара строчек из теории. КПД машин, работающих по циклу Карно, растет с ростом разности температур нагревателя и холодильника. Поэтому один и тот же движок, установленный на стенде, с приходом морозов ведет себя резвее, чем в летнюю жару. Да и присутствие на огромном числе современных автомобилей такого устройства, как интеркулер, он же - охладитель наддувочного воздуха, говорит о том, что холодный воздух двигателю приятнее, чем раскаленный. Охлаждая воздух, мы повышаем его плотность, увеличивая эффективность наддува, улучшаем сгорание, а заодно и отодвигаем порог детонации.

Отсюда, казалось бы, следует, что зимой расход топлива должен падать. Но это звучит несерьезно: ведь даже бухгалтерия на предприятиях спокойно переваривает информацию о том, что в холодное время года аппетиты подотчетных машин резко возрастают. И г-н Карно в этом точно не виноват. А кто же виноват?

Почему расход топлива растет в зимний период?

Кто виноват в повышенном расходе топлива? Ну, давайте загибать пальцы:

Прогрев. В любом случае зимой мотор прогревается дольше, чем летом. А если прогревать его при включенной печке (холодно же!), то процесс затянется еще сильнее. Кстати, именно поэтому часть современных автомобилей (например, Renault Duster) снабжены электрическими подогревателями салона. Само собой, что при коротких, но частых поездках нужны, соответственно, более частые прогревы, иначе мотор все время будет недогретым. А холодный мотор априори потребляет куда больше топлива, чем горячий. В частности, для быстрого разогрева каталитического нейтрализатора топливо туда льется чуть ли не ручьем. Отметим также, что при кратковременных остановках на морозе двигатель обычно не глушат.

Электричество. К упомянутому выше обогревателю салона добавляются более привычные потребители - вентилятор отопителя, обогреватели стекол, зеркал, сидений, форсунок омывателя и т.п. А всю свою энергию автомобиль в любом случае получает из топливного бака, пусть и не напрямую.

Снег. Ехать по снегу, даже неглубокому, все равно что идти по пляжу - тяжело. Пробуксовка, даже кратковременная, - это лишнее сожженное топливо. Какую-то толику, пусть и крошечную, добавляет аэродинамическое сопротивление падающего снега.

Шины. Сопротивление качению зимних шин выше, чем у летних.

Подшипники. Вся консистентная смазка на морозе загустевает, а вращение при этом, естественно, затрудняется.

Багажник. Бывалые водители встречают зиму хорошо подготовленными, а потому багажники их машин заметно тяжелеют. Зимняя одежда, лопата, мешочек с песком, принадлежности для разведения костра, паяльная лампа, примус - у каждого свой список на черный день.

АКБ. Батарее приходится работать на пределе возможностей: холодное масло, большие пусковые токи. Аккумулятор постоянно нужно подзаряжать - генератор нагружается сильнее.

Средняя скорость. Зимой она порой падает так, что основной удар по бюджету приносят не запредельные скорости, а наоборот, излишне низкие, да еще на пониженных передачах.

Как снизить расход топлива зимой?

Оставив за скобками «самый правильный» совет типа «Езди на трамвае!» подумаем, а реально ли вообще унять зимние аппетиты? Задача почти невыполнимая: по крайней мере, летних расходов достичь на морозе не получится. Но кое-что сделать все-таки возможно. В первую очередь, начать экономить на мелочах. Какие это мелочи? Перечислим основные:
  • При прогреве мотора не переусердствуйте: достаточно погонять его вхолостую буквально минуту-другую, а затем начать неспешное движение. Так и двигатель прогреется быстрее, и расход топлива сократится.
  • Не ленитесь стряхивать снег с машины-сугроба. Так и безопаснее, да и возить лишние килограммы ни к чему.
  • Обязательно используйте моторное масло по сезону: 10W-40 в мороз поведет себя куда хуже, чем, к примеру, 0W-40.
  • Уберите из машины то, что в ближайшие месяцы точно не понадобится: зачастую там месяцами валяется что-то чисто летнее, а времени вытащить не хватает. Да и багажник на крыше лучше снять и оставить в гараже, если не планируете его использовать зимой.
  • Если на дворе совсем уж холодно, то имеет смысл применить «автоодеяло», сохраняющее тепло в моторном отсеке. При этом ускорится прогрев двигателя, а выключенный мотор будет гораздо медленнее расставаться с накопленным теплом.

Вы заметили, что автомобиль потребляет много горючего зимой и в другое время года? Это важный момент, негативно сказывающийся на бюджете. Он волнует владельцев транспортных средств, которые не хотят выбрасывать деньги на ветер. Если у Вас возникла такая неприятная ситуация, ознакомьтесь с нашей публикацией. В ней мы расскажем, почему появляется проблема и как снизить расход топлива с помощью эффективных методов. После прочтения статьи Вы узнаете много полезной информации и сможете ею воспользоваться для минимизации потерь бензина!

ТОП-5 причин расхода топлива

Давайте рассмотрим причины, из-за которых транспортное средство потребляет много топлива в зимний период. К ним относится:

  1. Охлаждение технических жидкостей и холодный двигатель - после запуска машины нужно подождать, пока будет создана рабочая температура для поездки. В это время автомобиль потребляет много топлива.
  2. Работа печки в салоне, подогрев сидений и лобового стекла - для решения таких задач требуется много энергии. Поэтому двигатель потребляет на порядок больше бензина и дизельного топлива;
  3. Уменьшение давления в шинах - при минусовых температурных показателях давление снижается. В таком случае повышается сопротивление качению.
  4. Езда по заснеженным сугробам, буксование автомобиля - снег создает дополнительное сопротивление, которое нужно преодолеть. На это тратится много энергии. Она компенсируется повышенным расходом бензина.
  5. Снижение скорости движения на скользкой дороге - такой показатель непременно сказывается на бюджете.

Экономия топлива - вопрос, интересующий водителей не только зимой. В другое время года автомобиль также может потреблять много бензина. С чем это связано? К главным объективным причинам относится позднее зажигание, неправильный зазоров в свечах зажигания, износ цилиндропоршневой группы, неотрегулированный развал-схождение, загрязненные топливные форсунки, забитый воздушный фильтр. Генератор так же способен брать на себя часть расхода топлива. Увеличение нагрузки на генератор, может повлечь неисправный АКБ. Учитывая то, что неисправный стартер может полностью исчерпать ресурс АКБ. Используя вы можете исключить неисправность агрегатов.

Также имеются субъективные факторы, из-за которых возникает вопрос, как уменьшить расход топлива. К ним относится перегрузка машины выше нормы, установка спойлеров и обвесов, передвижение на высокой скорости с открытыми окнами, длительная работа климатической и акустической системы.

Как уменьшить расход топлива зимой

Какой расход топлива считается допустимым? Для каждого вида транспортного средства он разный. Такой показатель рассчитывается на основании базовой нормы с учетом эксплуатационных, погодных, дорожных факторов.

Как экономить бензин и дизельное топливо зимой? На этот вопрос у нас имеется развернутый ответ:

  • перед началом зимы обратитесь в сервисный центр. Пусть специалисты отрегулируют развал-схождение колес;
  • регулярно проверяйте давление в шинах - это поможет избежать лишних денежных затрат;
  • избавьтесь от лишнего веса - освободите багажник от всего, что Вам не потребуется;
  • двигайтесь по трассе с постоянной скоростью - избегайте агрессивного вождения;
  • используйте специальный утеплитель двигателя - такое изделие изготавливается из огнеупорных материалов. С его помощью значительно сокращается время на прогрев мотора в мороз.

И еще один момент: периодически обращайтесь в СТО с целью проверки технического состояния транспортного средства. Имеется в виду своевременная замена воздушного фильтра, очистка форсунок от загрязнений, устранение неисправностей газораспределительного механизма. Также нужно использовать масла и жидкости, которые рекомендованы компанией-производителем авто. Когда Вы учтете все нюансы, экономия топлива зимой и в другое время года не будет сложной проблемой.