Расход гсм рк летнее время. Нормативы расхода топлива от Минтранс РФ. Основание для списания расходов

Посмотрите нормы расхода топлива на 2017 год Минтранс РФ (последняя редакция) , которые помогут вам безопасно списать расходы на ГСМ.

Разберемся, какие нормы расходов топлива на 2017 год применять компании, где найти эти нормативы, выясним, сколько может тратить на топливо компания, заправляя свой автопарк. Какие на этот счет есть разъяснения из налогового ведомства. Все это вы найдете в нашей статье.

Чтобы быстрее найти ответ на свой вопрос, используйте рубрикатор :

Для чего нужны нормы расхода топлива в 2017 году

Сразу скажем, что, по мнению налоговиков, компания обязана соблюдать нормы расхода топлива на 2017 год, который утвердил Минтранс РФ в последней редакции (Распоряжение Минтранса России от 14.03.08 № АМ-23-р в ред. от 14.07.15).

Но в Минфине думают иначе, в одном из последних писем (письмо от 19.08.16 № 03-03-06/1/48789) чиновники из финансового ведомства сделали такое разъяснение. При компенсации сотруднику расходов на ГСМ компания вправе следовать нормативам, но не обязана.

Обращаем внимание, что Налоговый кодекс тоже не требует от компании при налогообложении прибыли нормировать расходы на ГСМ по квотам, которые утвердил Минтранс.

В отдельной статье посмотрите, .

Как без риска компенсировать работнику использование его личного имущества

За использование в работе личного имущества сотрудника компания платит компенсацию. Это выгодно, ведь такую выплату можно учесть в расходах по налогу на прибыль, при этом, она освобождена от страховых взносов и НДФЛ.

Но ревизоры с особым вниманием проверяют компенсации за личное имущество и при любой удобной возможности доначисляют налоги и взносы. Чтобы снизить риски, безопаснее перепроверить, правильно ли компания оформляет такие выплаты.

Использование авто в служебных целях на правах аренды в 2017 году

Еще одним способом компенсировать сотруднику расходы за использование его личного авто — это аренда транспортного средства. Для этого компания заключает договор аренды с работником и берет его транспорт во временное пользование.

При этом, авто можно арендовать «с экипажем» и тогда им будет управлять сам работник, Либо без него, это когда за транспорт будет отвечать лицо, назначенное компанией. Все, что нужно в обоих случаях — это заключить договор аренды, в котором важно согласовать размер арендных платежей (компенсации), и передать авто по акту.

Обращаем внимание на важный момент: арендные платежи работодатель должен включить в доход работника и обложить их НДФЛ по ставке 13% (п. 1 ст. 224, п. 1 ст. 226 НК РФ).

Как оформить свои нормативы по расходам на ГСМ в 2017 году

На практике, большие затраты на ГСМ в компании, для которой перевозки не являются основным видом деятельности, обязательно привлекут внимание контролеров. Налоговики сразу поставят вопрос об экономической целесообразности таких затрат и попросят документально их подтвердить (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Налоговый учет расходов на ГСМ в 2017 году

Напоминаем, что в законе нет положения, которое бы обязывало компанию соблюдать нормы расхода топлива. В нем лишь указано, что эти расходы можно отнести на прочие производственные (реализационные) расходы (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Смотрите, стоимость топлива израсходованного за месяц, компания может включить в расходы на последнее число месяца (письмо Минфина России от 30.01.13 № 03-03-06/2/12). А предъявить НДС к вычету можно только при наличии счета-фактуры от продавца или АЗС (письмо Минфина от 03.08.10 № 03-07-11/335).

Это при использовании общей системы налогообложения Если компания применяет УСН, то в расходы списывается стоимость приобретенных и оплаченных ГСМ (подп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Расходы на проезд по платным дорогам и плата в системе «Платон»

Любая компания, у которой есть служебные машины или которая использует личный транспорт сотрудников для служебных целей, может столкнуться с расходами на платные дороги.

Не говоря уже об организациях, которые занимаются перевозками, в том числе грузовиками максимальной массой более 12 т, — для них ввели отдельную плату по системе «Платон».

Плата за проезд прямо не предусмотрена в НК РФ. Налоговики могут счесть такие расходы экономически неоправданными. Ведь компания могла воспользоваться бесплатным альтернативным проездом, который обязаны обеспечить власти или собственник (ст. 37Федерального закона от 08.11.07 № 257-ФЗ).

В то же время пункт 12 Временных правил, утв. постановлением Правительства РФ от 27.08.99 № 973, дает компаниям аргументы в подтверждение обоснованности таких затрат. Ведь проезд по платной дороге снижает расход ГСМ, износ шин, затраты на ремонт и вероятность ДТП.

Какими документами подтвердить расходы на топливо

Расходы на приобретение ГСМ для собственных и арендованных автомобилей учитываются одинаково. Для учета стоимости ГСМ в налоговых расходах нужны документы, которые подтвердят, что вы купили ГСМ и использовали транспорт и топливо в служебных целях.

При покупке топлива

Перечень документов зависит от способа приобретения топлива:

Служебное назначение

Список документов будет зависеть от того, если ли в машине электронная система контроля:

Чтобы признать при расчете налога на прибыль ГСМ, надо установить нормы списания. В 2017 году в РФ выгодно применять нормы Минтранса, хотя можно разработать свои. Оформляйте путевые листы (образец есть у нас).

Нужно ли нормировать ГСМ в 2017 году в РФ

Налоговый кодекс РФ не требует, чтобы компании и предприниматели при расчете налога на прибыль списывали расходы на горючее по нормам. Так что такие расходы можно признавать полностью (подп. 11 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ). Однако при расчете налога на прибыль признают только обоснованные расходы (ст. 252 Налогового кодекса РФ), поэтому на проверке инспекторы затребуют документы, подтверждающие обоснованность затрат. Например, данные о контрольных замерах расхода топлива.

Сложностей с подтверждением обоснованности не будет, если признавать расходы на горючку в налоговом учете по нормам. Возьмите их из распоряжения Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р. За счет повышения надбавок они стали выгоднее.

Можно разработать и свои нормы, утвердив их в приказе. Сделайте это с учетом марки, технических характеристик и условий эксплуатации каждой машины, которая есть у компании. Превышать в налоговом учете свои нормы тоже опасно. Если налоговики снимут сверхлимитные расходы, отменить доначисления не получится даже в суде (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 сентября 2015 г. № А53-24671/2014).

Как оформить приказ об утвреждении норм ГСМ

Посмотрите примерный образец приказа, которым можно изменить привычные нормы ГСМ:

Важно!

В налоговом учете расходы на ГСМ списывают как материальные или прочие. Все зависит от цели использования транспорта. Так, если транспорт используют для перевозки грузов, расход бензина, газа или солярки включите в материальные расходы. Если же транспорт используют в служебных целях, стоимость топлива списывают на прочие расходы.

Надо ли оформлять путевой лист

Чтобы списать расходы на бензин, нужен правильно оформленный путевой лист. Можно использовать утвержденную форму или разработать документ самостоятельно (постановление Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78, ст. 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Автотранспортные компании составляют их ежедневно на каждую смену (раздел 2 Указаний, утв. постановлением Госкомстата № 78). Остальные вправе установить другую периодичность, но не реже одного раза в месяц (п. 10 приказа Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152, письмо Минфина России от 30 ноября 2012 г. № 03-03-07/51).

Как заполнить путевой лист

Компании, которые не являются автотрансопртными, могут сами разработать форму путевого листа. Возьмите за основу унифицированную формы и упростите ее. Вот образец упрощенного путевого листа:

Какие надбавки можно установить

Как списывать топливо в бухучете

Стоимость топлива, которая списывается на расходы, зависит от метода оценки МПЗ (ФИФО, по средней себестоимости) (п. 16 ПБУ 5/01).

При списании ГСМ в бухучете сделайте проводку:

ДЕБЕТ 20 (23, 26, 44...) КРЕДИТ 10-3

  • списана стоимость израсходованного топлива (на основании путевого листа).

Если выбран вариант в пользу нормирования, то для учета расходов можно использовать, во-первых, самостоятельно разработанные нормативы, во-вторых, данные завода-изготовителя автомобиля.

А в-третьих — нормы, утвержденные .

Порядок списания ГСМ

Для упрощенной системы налогообложения стоимость приобретенных ГСМ списывается в расходы на день их оплаты поставщику.

Для общей системы налогообложения стоимость всех ГСМ, израсходованных за месяц, включается в расходы на последнее число месяца.

Расход ГСМ в 2017 году

Расход горюче-смазочных материалов утверждены в рекомендациях Минтранса РФ.

Существуют повышающие коэффициенты для использования транспорта в зимнее время года. Размеры коэффициентов в зависимости от региона могут достигать 20% от нормы:

  • Москва, Брянская область, Республика Татарстан - 10%;
  • Кировская область - 12 %;
  • Оренбургская область - 15 %;
  • для Республики Саха - 20 %.

Также расход ГСМ зависит от количества человек, проживающих в городе, в котором зарегистрирован автомобиль. Приведем примеры некоторых норм в зависимости от численности населения:

  • до 100 тыс. чел. - 5 %;
  • от 100 до 250 тыс. чел. - 10%;
  • от 250 тыс. чел. до 1 млн. чел. - 15 %;
  • от 1 до 5 млн. чел. - 25%;
  • свыше 5 млн. чел. - 35%.

Еще один критерий, увеличивающий норму расхода ГСМ - возраст и пробег автомобиля. Чем они выше - тем выше повышающий коэффициент:

  • для авто свыше 5 лет в эксплуатации или пробегом больше 100 тыс. км. - 5 %;
  • для авто свыше 8 лет в эксплуатации или пробегом больше 150 тыс. км. - 10 %.

Расчет норм ГСМ

Для легковых автомобилей норма расхода топлива рассчитывается по формуле:

Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D),

где Qн - нормативный расход топлива в литрах;

Hs - базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля в л/100 км;

S - пробег автомобиля в км;

D - коэффициент (надбавка или снижение) к норме, в %.

Расход ГСМ для некоторых транспортных средств на 2016 год приведены в таблице:

ГСМ

Норма

Реагенты, обеспечивающие надежность работы автомобиля

5 % - для Евро-4;

6% - для Евро-5;

7% - для Евро-6

Сжиженные газы (пропан)

1,22 +/- 0,10 л СНГ к 1 л бензина - для авто, работающих на СУГ;

1 +/- 0,1 куб. м СПГ (КПГ) - для авто, работающих на КПГ;

до 2,64 л/100 км- для автомобилей, работающих на СУГ (при установке фургонов);

до 2 куб. м/100 км - для автомобилей, работающих на КПГ.

Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов - до 2.л. /100 км

Дизельное топливо

Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов - до 1,3.л. /100 км

Как рассчитать нормы по ГСМ

В ООО «Нева» на балансе числится легковой автомобиль Лада Granta Лифтбек, зарегистрированный в городе Оренбургской области с населением 1 млн. человек.

Пробег в зимнее время составил 200 км. Расход компания определяет согласно рекомендациям Минтранса РФ.

Норма расхода топлива для легкового автомобиля Лада Granta Лифтбек составляет: Hs = 8,2 л/100 км.

Надбавка за работу в городе с населением 1 млн. чел. (D) составляет 15%, а за работу в зимнее время D = 15%.

Нормативный расход топлива будет равен:

Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D) = 0,01 x 8,2 x 180 x (1 + 0,01 x (15 +15)) = 19,2 л.

Нормирование расходов на ГСМ

В Налоговом кодексе нет условий на нормирование топлива на автотранспорт. Но в то же время любые расходы на топливо должны быть подтверждены путевыми листами. Формы путевых листов можно разработать самостоятельно. Все обязательные реквизиты есть в приказе Минтранса России от 18.09.2008 № 152. Предусмотрите в них обязательно данные о медосмотрах. И добавьте туда еще такой реквизиты, как «поездки».

  • См. также нормы расходов на ГСМ

Поэтому нормировать или нет затраты на ГСМ, фирмы и предприниматели решают самостоятельно. Если выбран вариант в пользу нормирования, то для учета расходов можно использовать, во-первых, самостоятельно разработанные нормативы, во-вторых, данные завода-изготовителя автомобиля. А в-третьих — нормы, утвержденны . Последние обязательны лишь для автотранспортных фирм. Обычные же компании и предприниматели могут использовать их по желанию.

Документы для учета ГСМ при УСН

Какой автомобиль используется

Основание для списания расходов

Автомобиль, принадлежащий организации

Стоимость ГСМ учитывается при «упрощенке» по статье «расходы на содержание служебного транспорта» (подп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ)

Автомобиль, принадлежащий индивидуальному предпринимателю

Бизнесмены могут использовать личные автомобили в своей предпринимательской деятельности, законодательством это не запрещено. При этом возникающие расходы можно списать при упрощенной системе налогообложения. Стоимость ГСМ можно отразить как расходы на содержание служебного транспорта (подп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Для подтверждения этих расходов нужны накладные, чеки, квитанции и путевые листы, свидетельствующие о том, что транспорт использовался в производственных целях (п. 2 ст. 346.16 и п. 1 ст. 252 НК РФ). Затраты на техническое обслуживание автомобилей относятся к материальным расходам на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 254 НК РФ. Особых условий для списания подобных расходов в пункте 2 статьи 346.17 НК РФ нет. Достаточно оплаты. Что же касается ремонтных расходов на автомобили, то их можно учесть в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ, причем также сразу после оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Если автомобили используются в производственной деятельности, то затраты как на их обслуживание, так и на ремонт будут обоснованными

Машина, арендованная у сотрудника

ГСМ при аренде автомобиля можно списать на расходы в качестве либо материальных затрат (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), либо затрат на содержание служебного транспорта (подп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Обратите внимание: чтобы затраты на бензин и ремонт фирма могла учесть при УСН, в договоре аренды нужно сразу указать, что затраты на содержание автомобиля несет именно арендатор. Кроме того, в расходах можно учитывать и выплачиваемую арендную плату сотруднику (подп. 4 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Индивидуальный предприниматель не вправе заключить сам с собой договор на аренду транспортного средства, поскольку это влечет за собой прекращение обязательства (ст. 413 ГК РФ)

Личная машина сотрудника, используемая им в служебных целях

В этой ситуации стоимость ГСМ нельзя учесть как отдельную статью расходов. Учитывается лишь общая сумма выплаченной компенсации сотруднику, причем в пределах норм (подп. 12 п.1 ст. 346.16 НК РФ). Для легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя до 2000 куб. см включительно это не более 1200 руб. в месяц. А для легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя свыше 2000 куб. см — 1500 руб. Это прописано в пункте 1 постановления Правительства РФ от 08.02.2002 № 92.

При этом указанные суммы включают в себя все расходы, которые несет сотрудник, эксплуатирующий автомобиль. То есть в эти 1200 или 1500 руб. включаются ГСМ, техническое обслуживание, ремонт и т. п. (письмо Минфина России от 16.05.2005 № 03-03-01-02/140). Поэтому вы можете утвердить любую сумму компенсации работнику, но учесть при упрощенной системе сможете лишь установленную норму.

Более того, надо принимать во внимание тот факт, что эта норма утверждена законодателями в расчете на полный месяц использования автомобиля в служебных целях. Если, например, сотрудник ездил на машине всего 2 дня из 22 рабочих дней в месяце, то и компенсацию, которую можно списать на расходы, надо уменьшить в 11 раз. Это специалисты Минфина России уточнили в своем письме от 16.05.2005 № 03-03-01-02/140

Учет стоимость ГСМ при УСН

Документ

Для чего нужен

Как оформлять

Путевой лист

Путевой лист — ключевой документ, который подтверждает обоснованность и необходимость разъездов на автомобиле. Его нужно оформлять на каждый автомобиль отдельно. Срок действия путевого листа может быть от одного дня до одного месяца

Унифицированные формы путевых листов утверждены постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78, но они обязательны лишь для автотранспортных предприятий. Поэтому если ваша организация таковой не является, то вы можете разработать бланк «путевки» самостоятельно (письмо Минфина России от 25.08.2009 № 03-03-06/2/161). И утвердить свою форму в качестве приложения к учетной политике. Главное, чтобы в разработанном вами образце были обязательные реквизиты, предусмотренные приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152.

В путевом листе фирме и предпринимателю лучше указывать конкретный маршрут каждой поездки и соответствующий ему расход топлива автомобиля

Накладные, чеки АЗС, выписки со счета

Первичные платежные документы подтвердят, что расходы на ГСМ были фактически оплачены

Перечень документов, которые «упрощенцу» выпишет продавец ГСМ, зависит от того, как приобретают топливо. Если водитель расплачивается на АЗС наличными, то ему выдадут кассовый чек. Безналичные покупки по топливным картам подтвердят отчеты продавца, выписки со счета и ежемесячная накладная

Авансовый отчет

Авансовый отчет необходим, если топливо приобреталось через подотчетное лицо. К отчету работник прикладывает документы об оплате

Расходы, оплаченные подотчетным лицом, считаются оплаченными работодателем на дату утверждения авансового отчета. При условии, что долга перед сотрудником нет

Приказ директора о порядке учета расходов на ГСМ

Документ понадобится, чтобы установить, каким способом «упрощенец» определяет размер расходов по ГСМ в налоговом и бухгалтерском учете при УСН

Приказ составляйте в произвольной форме. В документе надо предусмотреть нормативы ГСМ или указать, что вы списываете расходы на ГСМ в полной сумме.

Обратите внимание: нормировать расходы можно как в налоговом, так и в бухгалтерском учете. А можно и не нормировать. В бухгалтерском учете расходы на ГСМ разрешается списывать в размере фактически понесенных затрат, то есть без нормирования (п. 5 ПБУ 5/01). В налоговом учете обязательных требований к нормированию также не установлено. Фактический расход топлива подтверждает путевой лист

Учет ГСМ в налоговом и бухгалтерском учете при УСН

Вопрос

Ответ

Можно ли расходы на ГСМ не нормировать, а списывать в полной сумме

Можно. Обязательных требований к нормированию стоимости ГСМ ни бухгалтерское, ни налоговое законодательство не предъявляет. При этом, если нормы вы не применяете, будьте готовы обосновать объем списываемого топлива в налоговом учете. Целесообразно установить одинаковый подход к учету расходов на ГСМ в бухгалтерском и налоговом учете. То есть либо и там и там применять нормы, либо не применять

Для списания расходов на ГСМ необходимо учитывать утвержденные нормы расхода топлива. Таблицу с нормами расхода топлива на 2017 год (последняя редакция Минтранса РФ) вы можете скачать в этой статье.

Нормы расхода топлива нужны компаниям и предпринимателям, которые экплуатируют транспортные средства. Их применяют как в статистических целях, так и в экономических. Например, для подсчета себестоимости грузовых перевозок или транспортных услуг. Помимо этого, нормы применяют для расчета налога на прибыль.

Расходы на содержание автотранспорта и приобретение ГСМ относят к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Соответственно, такие затраты уменьшают налогооблагаемую прибыль. Эти расходы не нормированы, предприятие вправе тратить на ГСМ столько, сколько этого требует производственный процесс. При этом в целях списания расходов на ГСМ удобно руководствоваться методическими рекомендациями и нормами Минтранса РФ.

Нормы расхода топлива на 2017 год в последней редакции

Нормы расхода топлива утверждены Минтрансом РФ в 2008 году – распоряжение от 14.03.2008 № АМ-23-р. Последняя редакция – от 14 июля 2015 № НА-80-р.

Нормы расхода топлива на 2017 год: распоряжение Минтранса РФ в последней редакции

Раньше расходы на топливо инспекторы требовали нормировать. Если компания соблюдала нормы Минтранса, претензий не возникало. Но потом Минфин признал, что нормировать расходы не требуется (письмо от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097, подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Зато появились претензии у налоговиков. Чтобы избежать этого, безопаснее придерживаться утвержденных показателей.

Актуальные нормы расходы топлива на 2017 год для всех видов транспортных средств можно посмотреть в распоряжении Минтранса РФ в последней редакции (ссылка выше).

Еще одна частая причина для претензий налоговиков – компенсация за использование автомобилей сотрудников. Нормы компенсации установлены постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 92. Для легковых автомобилей с объемом двигателя до 2 тыс. куб. см – 1200 рублей, с объемом двигателя свыше 2 тыс. куб. см – 1500 рублей. Нормы уже включают возмещение всех затрат: амортизацию, ремонт, бензин, масло, мойку.

Иногда компании сверх норм оплачивают бензин. Ведь устаревшие нормы покрывают максимум одну заправку автомобиля. Делать так рискованно. Чиновники запрещают списывать бензин (письмо Минфина России от 04.12.2015 № 03-03-06/70852). Поэтому налоговики наверняка снимут расходы.

Чтобы обезопасить расходы, составляйте максимально подробные путевые листы. В них должен быть подробный маршрут. Если его нет, защитить расходы удается только в суде (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.02.2016 № Ф08-626/2016).

Кстати, движение автомобилей можно отслеживать с помощью gps-навигаторов или системы ГЛОНАСС. Распечатанная информация о маршрутах подтвердит расходы (письмо Минфина России от 16.06.2011 № 03-03-06/1/354).

По личным автомобилям сотрудников тоже можно списать расходы на бензин. Для этого с работником заключают договор аренды автомобиля (письмо Минфина России от 15.10.2010 № 03-03-06/1/649).

Утверждение норм расхода топлива в 2017 году

По НК РФ, расходы в целях расчета налога на прибыль должны быть оправданными. Организация может установить свои нормы расхода топлива, которые могут отличаться от тех, которые были утверждены Минтрансом. Однако, если нормы будут сильно отличаться от рекомендованных, это может привести к спорам с налоговой инспекцией. Инспекторы могут признать расходы экономически необоснованными и доначислить налог на прибыль.

При разработке и утверждении в организации приказа о нормах расхода топлива стоит придерживаться рекомендаций ведомства. Однако при этом можно повышать нормы в зависимости от различных факторов. Например, с учетом сезона эксплуатации автомобиля (летнее и зимнее время), численности населения в городе эксплуатации транспорта и возраста транспортных средств. Минтранс разрешает повышать нормы расхода по автомобилям, которые эксплуатируются более 5 лет.

Приказ можно не переутверждать каждый сезон. Проще сразу же указать в документе летние и зимние нормы расхода ГСМ с переодами их действия. Дополнять приказ нужно в таком случае только при обновлении транспортного парка и приобретении новых автомобилей.

Образцы смотрите ниже.

Образец приказа для служебного автотранспорта

Бланк приказа об утверждении норм расхода ГСМ для служебного автотранспорта

Образец приказа об утверждении норм расхода ГСМ в 2017 году

об утверждении норм расхода ГСМ

На период с 1 мая по 31 октября 2017 года приказываю утвердить норму расхода бензина АИ-92 для автомобиля ВАЗ-2109, регистрационный знак К 406 КН 97, в размере 8,2 литра на 100 километров пробега.

Основание – акт о проведении контрольного заезда автомобиля ВАЗ‑2109, согласно которому при фиксированном пробеге в 100 километров фактический расход топлива составил 8,2 литра.

Генеральный директор ________Стеклов____________ В.В. Стеклов

Образец приказа об утверждении норм расхода ГСМ и поправочных коэффициентов (надбавок) к нормам

Бланк приказа об утверждении норм расхода ГСМ и поправочных коэффициентов (надбавок)

Образец приказа об утверждении норм расхода ГСМ и поправочных коэффициентов (надбавок)

При разработке приказа предприятие можно применять повышающие коэффициенты. Если предприятие расположено в городе с численностью населения свыше 5 млн человек, норму расхода ГСМ можно увеличить на 35%. В городах с численностью населения от 1 до 5 млн человек, норму можно увеличить на 25% и т.д.

Расход топлива также можно менять в зависимости от сезона эксплуатации. Надбавки к нормам действуют с разных месяцев в зависимости от региона. К примеру, в Москве с 1 ноября можно списывать на 10 % больше топлива, чем летом.

Минфин разрешает не нормировать расходы на бензин (письмо от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097). Компания вправе списывать топливо по факту. Кроме того, можно установить в приказе собственные ограничения. Причем повысить свои нормы компания вправе даже с октября, если погода резко испортилась.

Общество с ограниченной ответственностью «Персона»

об утверждении норм расхода ГСМ

г. Москва 27.05.2017

1. Базовую норму расхода топлива на легковые служебные автомобили согласно разделу 2 распоряжения Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р.

2. Поправочные коэффициенты (надбавки), учитывающие местные условия эксплуатации легковых служебных автомобилей (на основании раздела 1 распоряжения Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р):

– надбавку за работу в городе с населением свыше 5 млн человек – 35 процентов;

– надбавку за работу в городе с населением от 1 до 5 млн человек – 25 процентов;

– надбавку за работу в городе с населением от 250 тыс. до 1 млн человек – 15 процентов;

– надбавку за работу в городе с населением от 100 тыс. до 250 тыс. человек – 10 процентов;

– надбавку за работу в городе с населением до 100 тыс. человек (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) – 5 процентов;

– надбавку для автомобилей, находящихся в эксплуатации более пяти лет, с общим пробегом более 100 000 км – 5 процентов;

– надбавку для автомобилей, находящихся в эксплуатации более восьми лет, с общим пробегом более 150 000 км – 10 процентов;

– надбавку за использование кондиционера в автомобиле – 7 процентов.

Приказ заверяет подписью руководство предприятия и с его текста знакомят всех водителей, которые работают на предприятии.

Для списания расходов на ГСМ необходимо учитывать утвержденные нормы расхода топлива. Таблицу с нормами расхода топлива на 2017 год (последняя редакция Минтранса РФ) вы можете скачать в этой статье.

Нормы расхода топлива нужны компаниям и предпринимателям, которые экплуатируют транспортные средства. Их применяют как в статистических целях, так и в экономических. Например, для подсчета себестоимости грузовых перевозок или транспортных услуг. Помимо этого, нормы применяют для расчета налога на прибыль.

Расходы на содержание автотранспорта и приобретение ГСМ относят к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Соответственно, такие затраты уменьшают налогооблагаемую прибыль. Эти расходы не нормированы, предприятие вправе тратить на ГСМ столько, сколько этого требует производственный процесс. При этом в целях списания расходов на ГСМ удобно руководствоваться методическими рекомендациями и нормами Минтранса РФ.

Нормы расхода топлива на 2017 год в последней редакции

Нормы расхода топлива утверждены Минтрансом РФ в 2008 году — распоряжение от 14.03.2008 № АМ-23-р. Последняя редакция — от 14 июля 2015 № НА-80-р.

Нормы расхода топлива на 2017 год: распоряжение Минтранса РФ в последней редакции

Раньше расходы на топливо инспекторы требовали нормировать. Если компания соблюдала нормы Минтранса, претензий не возникало. Но потом Минфин признал, что нормировать расходы не требуется (письмо от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097, подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Зато появились претензии у налоговиков. Чтобы избежать этого, безопаснее придерживаться утвержденных показателей.

Актуальные нормы расходы топлива на 2017 год для всех видов транспортных средств можно посмотреть в распоряжении Минтранса РФ в последней редакции (ссылка выше).

Еще одна частая причина для претензий налоговиков — компенсация за использование автомобилей сотрудников. Нормы компенсации установлены постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 92. Для легковых автомобилей с объемом двигателя до 2 тыс. куб. см — 1200 рублей, с объемом двигателя свыше 2 тыс. куб. см — 1500 рублей. Нормы уже включают возмещение всех затрат: амортизацию, ремонт, бензин, масло, мойку.

Иногда компании сверх норм оплачивают бензин. Ведь устаревшие нормы покрывают максимум одну заправку автомобиля. Делать так рискованно. Чиновники запрещают списывать бензин (письмо Минфина России от 04.12.2015 № 03-03-06/70852). Поэтому налоговики наверняка снимут расходы.

Чтобы обезопасить расходы, составляйте максимально подробные путевые листы. В них должен быть подробный маршрут. Если его нет, защитить расходы удается только в суде (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.02.2016 № Ф08-626/2016).

Кстати, движение автомобилей можно отслеживать с помощью gps-навигаторов или системы ГЛОНАСС. Распечатанная информация о маршрутах подтвердит расходы (письмо Минфина России от 16.06.2011 № 03-03-06/1/354).

По личным автомобилям сотрудников тоже можно списать расходы на бензин. Для этого с работником заключают договор аренды автомобиля (письмо Минфина России от 15.10.2010 № 03-03-06/1/649).

Утверждение норм расхода топлива в 2017 году

По НК РФ, расходы в целях расчета налога на прибыль должны быть оправданными. Организация может установить свои нормы расхода топлива, которые могут отличаться от тех, которые были утверждены Минтрансом. Однако, если нормы будут сильно отличаться от рекомендованных, это может привести к спорам с налоговой инспекцией. Инспекторы могут признать расходы экономически необоснованными и доначислить налог на прибыль.

При разработке и утверждении в организации приказа о нормах расхода топлива стоит придерживаться рекомендаций ведомства. Однако при этом можно повышать нормы в зависимости от различных факторов. Например, с учетом сезона эксплуатации автомобиля (летнее и зимнее время), численности населения в городе эксплуатации транспорта и возраста транспортных средств. Минтранс разрешает повышать нормы расхода по автомобилям, которые эксплуатируются более 5 лет.

Приказ можно не переутверждать каждый сезон. Проще сразу же указать в документе летние и зимние нормы расхода ГСМ с переодами их действия. Дополнять приказ нужно в таком случае только при обновлении транспортного парка и приобретении новых автомобилей.

Образцы смотрите ниже.

Образец приказа для служебного автотранспорта

Бланк приказа об утверждении норм расхода ГСМ для служебного автотранспорта

Образец приказа об утверждении норм расхода ГСМ в 2017 году

об утверждении норм расхода ГСМ

На период с 1 мая по 31 октября 2017 года приказываю утвердить норму расхода бензина АИ-92 для автомобиля ВАЗ-2109, регистрационный знак К 406 КН 97, в размере 8,2 литра на 100 километров пробега.

Основание – акт о проведении контрольного заезда автомобиля ВАЗ‑2109, согласно которому при фиксированном пробеге в 100 километров фактический расход топлива составил 8,2 литра.

Генеральный директор ________Стеклов____________ В.В. Стеклов

Образец приказа об утверждении норм расхода ГСМ и поправочных коэффициентов (надбавок) к нормам

Бланк приказа об утверждении норм расхода ГСМ и поправочных коэффициентов (надбавок)

Образец приказа об утверждении норм расхода ГСМ и поправочных коэффициентов (надбавок)

При разработке приказа предприятие можно применять повышающие коэффициенты. Если предприятие расположено в городе с численностью населения свыше 5 млн человек, норму расхода ГСМ можно увеличить на 35%. В городах с численностью населения от 1 до 5 млн человек, норму можно увеличить на 25% и т.д.

Расход топлива также можно менять в зависимости от сезона эксплуатации. Надбавки к нормам действуют с разных месяцев в зависимости от региона. К примеру, в Москве с 1 ноября можно списывать на 10 % больше топлива, чем летом.

Минфин разрешает не нормировать расходы на бензин (письмо от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097). Компания вправе списывать топливо по факту. Кроме того, можно установить в приказе собственные ограничения. Причем повысить свои нормы компания вправе даже с октября, если погода резко испортилась.

Общество с ограниченной ответственностью Персона

об утверждении норм расхода ГСМ

г. Москва 27.05.2017

1. Базовую норму расхода топлива на легковые служебные автомобили согласно разделу 2 распоряжения Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р.

2. Поправочные коэффициенты (надбавки), учитывающие местные условия эксплуатации легковых служебных автомобилей (на основании раздела 1 распоряжения Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р):

– надбавку за работу в городе с населением свыше 5 млн человек – 35 процентов;

– надбавку за работу в городе с населением от 1 до 5 млн человек – 25 процентов;

– надбавку за работу в городе с населением от 250 тыс. до 1 млн человек – 15 процентов;

– надбавку за работу в городе с населением от 100 тыс. до 250 тыс. человек – 10 процентов;

– надбавку за работу в городе с населением до 100 тыс. человек (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) – 5 процентов;

– надбавку для автомобилей, находящихся в эксплуатации более пяти лет, с общим пробегом более 100 000 км – 5 процентов;

– надбавку для автомобилей, находящихся в эксплуатации более восьми лет, с общим пробегом более 150 000 км – 10 процентов;

– надбавку за использование кондиционера в автомобиле – 7 процентов.

Приказ заверяет подписью руководство предприятия и с его текста знакомят всех водителей, которые работают на предприятии.