Масло моторное api acea. Расшифровка автомобильных масел по стандарту API. Категории масел для ДВС на дизеле

Нормальная эксплуатация каждого двигателя внутреннего сгорания напрямую связана с тем, как подобраны моторные масла их марки и характеристики под тот или иной агрегат. Грамотный выбор масла, залог долговечности, безотказности и надёжности мотора, именно поэтому необходимо разобраться, что представляет собой классификация моторных масел и как правильно ей пользоваться.

На сегодняшний день рынок автомасла предлагает огромное количество товара. Непосвященному пользователя довольно трудно разобраться в изобилии производителей, большом количестве параметров продукции, её виды, классы и другие технические характеристики, понятные профессионалу. Тем не менее, дабы не ошибиться и не навредить, надо хотя бы изучить маркировку масел.

Прочитав описание с этикетки, можно получить достаточно много информации о товаре: кто производитель, в каких силовых установках можно использовать, состав продукции, температурный режим эксплуатации и пр. Знание о том, какие бывают моторные масла, позволит снизить риски, связанные с покупкой подделки, и нанесением вреда от неверного применения в силовой установке.

Маркировка смазок

Покупая масло, первое, о чем необходимо поинтересоваться пользователю, это для каких целей оно предназначено. После можно приступать к выбору производителя и технических характеристик продукции. Все данные, указанные о товаре на этикетке, желательно сравнить с данными в официальной технической документации. Маркировка моторного масла расшифровка его характеристик, все эти данные есть на официальном сайте, либо у сертифицированного представителя.

Как правило, этикетка на масле должна содержать информацию:

  • Данные о производителе;
  • Официальное название масла;
  • На какой основе изготовлена смазка;
  • Данные классификаций API, SAE, ACEA и др.;
  • Партия и ее номер;
  • Дата производства масла.

В настоящее время существует большое количество производителей масла, начиная от именитых, хорошо известных фирм, до маленьких цехов, которые выпускают продукцию без каких либо на то разрешений. Что бы уберечь себя от покупки такой продукции, не надо гнаться за низкой ценой, лучше приобрести смазку в офисе у легального поставщика, заранее узнав о его местонахождении на официальном сайте.

Как правило, при покупке, вопросы о названии товара и фирме изготовителе возникают реже всего. Достойный производитель продукции у всех на слуху, основная проблема, как не попасть на подделку. С номером партии и датой изготовления тоже все просто. Масло, продукт длительного хранения, но использовать материал с просроченной датой не стоит.

Основные вопросы появляются, когда начинаешь расшифровать обозначение цифровой информации и букв, нанесенных на этикетку. Правильно расшифровать и понять, насколько подходит масло для двигателя, и какой из продуктов наиболее качественный - вот основная задача автолюбителя.

Основа смазки

Существуют следующие виды автомобильных масел:

  1. Минеральные.

Производятся путём переработки природного натурального материала, нефти. Смазки характеризуются высокой вязкостью, невысокими смазывающими свойствами, нестабильны к резким перепадам температур. Основное достоинство, данные типы моторного масла обходятся дешевле. Недостаток, повышенный расход и быстрая потеря свойств и характеристик, как следствие, при эксплуатации требуют частой замены.

  1. Полусинтетические.

Эти виды моторных масел производятся за счет добавления в основу минерального масла различных присадок синтетического характера. Продукт получается с улучшенными свойствами, взятыми у синтетических и минеральных масел, является универсальным средством смазки любому типу двигателя.

  1. Синтетические.

Это искусственный продукт, со стойкой химической структурой, получается путем органического синтеза нефти. Производство дорогое, но продукт имеет большое преимущество перед остальными типами смазок: длительный срок хранения и эксплуатации, меньшая испаряемость, средняя вязкость, стабильная работа в широком диапазоне температур, хорошие очистительные свойства. Масло может применяться для любого типа двигателей (как дизельных, так и бензиновых) в том числе и высокофорсированных.

Вязкость смазки

Выбирая масло для своей силовой установки, основной характеристикой, на которую необходимо обратить внимание в первую очередь, является вязкость. На данный момент, основной системой, спецификация моторных масел которой осуществляется по вязкости, является SAE (Сообщество Автомобильных Инженеров).

Масла стандартизированы по вязкости для использования в различных условиях. Степень вязкости, согласно стандартизации, характеризуется четырьмя параметрами:

  • Кинематический параметр, определяется при 40-100°С, учитывается способность масла протекать через отверстия определённого сечения за установленный промежуток времени;
  • Пусковой параметр, характеризуется сопротивлением масла при запуске установки в холодную погоду при определённых температурах;
  • Параметр, при котором мало может передвигаться по системе, при минусовой температуре не замерзая. Замеряется при температуре −15°С до −40°С. Имитирует движение масла при запуске мотора.
  • Динамический параметр. Описывает показатели вязкости масла при высокой температуре. Температура снятия показаний 150°С. Имитируется работа в жаркую погоду с перегревом двигателя.

Согласно классификации SAE, необходимо проводить градацию масла в соответствии с сезонностью его применения. Под действием окружающей среды, а точнее в результате изменения её параметров, меняются свойства и характеристики смазки. Так, в летний период вязкость масла ниже, в зимний период может увеличиваться во много раз, поэтому масла делят на:

  • Летнее;
  • Зимнее;
  • Всесезонное.

Летняя смазка

Продукт имеет большую вязкость, благодаря чему возможно обеспечить хорошую смазку трущихся деталей и довести процесс трения до минимальных характеристик. Недостатком является то, что при уменьшении температуры окружающей среды, температура масла в двигателе так же уменьшается, и оно густеет. Это усложняет запуск силовой установки.

Цифровое обозначение летних смазок от 20 до 60 единиц говорит о классе вязкости с учетом температуры с шагом 10. Классификация моторных масел (SAE) имеет следующие примеры маркировок: SAE 20…..SAE 60, цифровое обозначение говорит о min и max вязкости при температуре работы двигателя от 100°С до 150°С.

Зимняя смазка

Зимнее масло маркируется цифрами от 0 до 25 с шагом 5. После цифры ставится буква «W», указывающая на сезон применения - зима («winter»). Для определения минимальной температуры использования масла необходимо от числового значения отнять 40. Пример: 5W говорит о −35°С, 10W говорит о −30°С. Это min температура, когда можно осуществить прокачку жидкости по системе двигателя.

Еще одним важным показателем для зимнего моторного масла является минимальная температура, при которой возможно провернуть двигатель для его завода.

Для определения этой температуры надо от указанного на этикетке числа отнять 35. Например, для масла 10W нижняя граница температуры равна −25°С.

Всесезонная смазка

Данный вид смазки имеет наибольшую популярность, поскольку даёт владельцу больше удобств и избавляет от необходимости менять масло в зависимости от сезона.

Согласно маркировке, всесезонные смазки имеют две цифры, разделённые между собой буквой «W». Как пример, 10 W 40. 1-я цифра указывает на минимальную температуру запуска мотора зимой, 2-я цифра - максимальная температура эксплуатации в летний период.

Классификация смазки (API)

Классификация моторных масел API (Американский Институт Нефти), это возможность определить по индексу, для какого типа силовой установки предусмотрена смазка. Классификатор международный, индекс имеет две буквы, первая характеризует тип мотора: бензин («S»), дизель («С»), вторая буква характеризует состояние и особенности.

API стандарт для бензиновых двигателей внутреннего сгорания:

  • SC, SD, SE - силовые установки до 1972 г.выпуска.
  • SF - агрегаты выпущенные с 1973 по 1988 год.
  • SG - тяжелые условия эксплуатации, моторы 1989 - 1994 г.выпуска.
  • SH - тяжелые условия эксплуатации, установки 1995-96 г.выпуска.
  • SJ - моторы 1997-2000 г.в. То же, что и SH, но улучшены экономические показатели качества масла и бензина.
  • SL - современные машины до 2004 г.в. Бережно относятся к топливу.
  • SM - для марок, выпускаемых с 2004 года. При написании SL+, более стойкие к окислению.

API стандарт для дизельных двигателей внутреннего сгорания:

  • CB - моторы до 1961 года выпуска, топливо содержит много серы.
  • CC - до 1983 года выпуска, для работы в суровых условиях.
  • СD - транспортные средства 1983 - 1990 г. выпуска.
  • CE - до 1990 года выпуска, установлены турбины.
  • CF, CG-4 - моторы с турбинами, 1990 - 1998 г. выпуска.
  • CH-4 - узкая направленность, моторы с 1998 г. выпуска, нормы США.
  • CI-4 - современные агрегаты с турбиной и EGR-клапаном.
  • CI-4+ - современные моторы с турбиной и EGR-клапаном, нормы США.

Классификация смазок (ACEA)

Моторное масло классификация, которого проходит по стандарту Ассоциации Европейских Автомобильных Производителей (ACEA) учитывает износостойкость. Происходит это в связи с тем, что на рынке Европы преобладают силовые установки, имеющие иные конструкции и условия эксплуатации.

По ACEA классификации предусмотрено 12 классов и систематизация моторных масел по трём категориям:

  1. «А/B» - бензиновые/дизельные силовые установки легковых автомобилей (A1/B2-12, A2/B4-12 и т.п.);
  2. «С» - дизельные/бензиновые агрегаты с катализатором, (С1-12, С4-12 и т.д.);
  3. «Е» - дизельные моторы грузовой и тяжёлой техники (Е4-12, Е9-12).

Чем выше цифра после буквы, тем лучше и современней свойства масел. Маркировки A1, B1 A5, B5 - сберегающие энергию. А2, В2, А3, В3, В4 - для использования на обычных автомобилях.

Классификация смазок по ГОСТ

В нашем регионе все моторные масла классифицируются в соответствии с требованиями ГОСТ 17479.1-85, согласно этой классификации, все смазки можно разделить на:

  • Классы по вязкости кинематической;
    • Летний сезон маркируются цифрами от 6 до 24 с шагом 2;
    • Зимний сезон маркируется цифрами 6, 5, 4, 3;
    • Всесезонный класс: 3/8, 4/6, 4/8, 4/10 (первая цифра - отвечает за зиму, вторая - за лето).

Видно, что означают цифры - они говорят о вязкости, чем число выше, тем гуще смазка, измеряется в единицах мм 2 /с.

Для указания, что в моторном масле имеется специальная присадка загуститель, иногда используют букву «з» в маркировке. Пример: 4з/10.

  • Классы по назначению, исходя из области их применения.

По применению смазки делят на 6 групп от «А» до «Е».

Индекс «1» указывает на бензиновые моторы, «2» - на дизельные, в случае отсутствия индекса масло будет расшифровываться, как универсальное.

Если есть необходимости замены импортной смазки нашей и наоборот, можно воспользоваться специальными таблицами, которые помогут подобрать аналоги масел SAE/ГОСТ. Как пример, классификация масла 5W30 будет соответствовать маслу по ГОСТ 4/12, 15W50 - 6з10.

Классификация смазок (ILSAC)

Совместная организация, основанная Японией и Америкой ILSAC (Международный Комитет по Стандартизации и Одобрению Смазки) занимается стандартизацией и испытанием моторных масел. Существует 5 стандартов: от ILSAC GF-1 до GF-5. Стандарты полностью соответствуют API, отличаются лишь тем, что все масла являются всесезонными и соответствуют высоким характеристикам энергосбережения.

Соответствие ILSAC относительно API и SAE:

Специально для японских автомобилей, с установленными турбинами на силовые установки выделен отдельный класс JASO DX-1, он соответствует высоким требованиям экологии.

Классификация смазки по марке автомобиля

В связи с тем, что конструкции силовых установок разных производителей отличается друг от друга коренным образом, некоторые основные концерны, выпускающие автомобили придумали личную систему, классифицирующую моторное масло по марке автомобиля. Такие крупные производители, как VW, BMW, GM и др. пользуются собственными одобрениями.

Автомобильные масла классификация которых разработана определенным концерном, обязательно имеют инструкцию со специальной пометкой. Кроме того, их номера наносятся на этикетку, а рядом указывают класс моторного масла и его свойство.

Рассмотрим примеры:

Допуски VAG

У немецкого автомобильного концерна Volkswagen есть своя маркировка моторных масел.

  • VW 500.00: масло с повышенной энергетической эффективностью (5W-30, 10W-30 и др.);
  • VW 501.01: для всех сезонов, моторы до 2000г.выпуска;
  • VW 502.00: всесезонное, для моторов до 2000г.выпуска с турбиной;
  • VW 503.00: бензин, с увеличенным промежутком пробега до 30 тыс. км., SAE 0W-30;
  • VW 504.00: бензин, с 3-х компонентным нейтрализатором;
  • VW 505.00: моторы TDI до 2000г.выпуска;
  • VW 506.00: моторы V6 TDI и 4-х цилиндровые TDI с 2002 г.выпуска;

Допуски Mercedes

Характеристики моторных масел автомобилей Mercedes-Benz тоже имеют свою маркировку.

  • MB 229.1: дизельные и бензиновые моторы с 1997г. выпуска;
  • MB 229.31: соответствует SAE (0W, 5W) с требованиями по ограничению серы и фосфора;
  • MB 229.5: экономия энергии с увеличенным сроком, для дизельных и бензиновых моторов.

Допуски BMW

  • BMW Longlife-98: автомобили с 1998г. выпуска, аналог ACEA A3/B3;
  • BMW Longlife-01: для автомобилей с 2001г. выпуска;
  • BMW Longlife-01 FE: для автомобилей в тяжелых эксплуатационных условиях;
  • BMW Longlife-04: для современных моторов.

Выбирая масло для своей силовой установки необходимо придерживаться нескольких важных критериев:

  • Производить замену масла в установленные сроки;
  • Подбор масла по химическому составу: синтетика, минералка, полу синтетика;
  • Исходя из классификации API и ACEA, подобрать нужные параметры: вязкости, присадок;
  • По данным этикетки определить, марку автомобиля, для которого подходит смазка;
  • Учитывать дополнительные обозначения, пример: масло может обозначаться пометкой «Long Life» - машины с увеличенным интервалом замены масла;
  • Обратить внимание на совместимость с моторами, имеющими турбину, промежуточный охладитель воздуха, управление фазами газораспределительного механизма и др.
  • При замене масла менять и масляный фильтр.

Сентябрь 18th, 2016 Admin

Всем владельцам автомобилей необходимо уметь разбираться в моторных маслах, уметь читать информацию, скрытую в маркировке, написанной на этикетке. Правильный выбор и использование продукта хорошего качества дает вам гарантию на стабильный и продолжительный срок службы двигателя автомобиля. Свойства смазывающего продукта должны отвечать по всем условиям завода-изготовителя. Работа масел проходит под высоким давлением и в большом температурном диапазоне, по этой причине к ним выдвигаются такие жесткие требования.

Чтобы сделать проще процесс подбора масла для определенного вида двигателя по необходимым характеристикам и требуемым условиям, выработано несколько видов международных норм. Мировые изготовители масел пользуются всеми признанными классификациями.

Классификация автомобильных моторных масел:

  • ILSAC;
  • ГОСТ;
  • ACEA.

Чаще применяют 3 разновидности классификации – API, ГОСТ и ACEA.

Выделяют 2 главные категории моторных масел, привязанных к виду двигателя: дизельные или бензиновые. Также есть и универсальное масло. На упаковке обязательно имеется информация по назначению продукта. В состав каждого моторного масла входит минеральное масло, которое составляет основную его часть, и необходимое количество присадок.

Жидкость для смазки разделяют по химическому составу на:

  • Синтетическую.
  • Минеральную.
  • Полусинтетическую.

На таре, рядом с другой информацией, всегда пишется химический состав.

Что может быть написано на канистре с маслом:

  1. Присутствующие присадки API и ACEA.
  2. Классификация плотности SAE (вязкость).
  3. Штрих-код.
  4. Рекомендации производителей автомобилей.
  5. Спец. категории моторных масел.
  6. Дата изготовления и номер партии.
  7. Псевдонимная маркировка (не имеет ничего общего со стандартной маркировкой, является частью маркетинга, к примеру, fully synthetic и тому подобное).

Чтобы выяснить, какое именно масло идеально подойдет для мотора вашего автомобиля, мы поможем разобраться в более значимой маркировке.

Классификация моторных масел по SAE: таблица

Главные свойства, которые указаны в разметке на таре продукта, – параметры плотности по классификации SAE – международные нормы, регулируемой вязкости масел зависимости от сезонного изменения температуры воздуха.

Из-за этого масла разделяют на 3 вида, которые отличаются по своей структуре:

  • Зимние масла более жидкие и позволяют без затруднений запустить двигатель автомобиля при низкой температуре воздуха. Обозначается показатель SAE такого вида символом «W» (к примеру, 0W, 5W, 10W и так далее). Для того чтобы выяснить предельное значение, следует вычесть число 35. При плюсовой температуре воздуха такое масло не подходит для применения, так как по структуре оно становиться слишком жидким и не сможет образовывать смазывающий слой, т.е. не будет выполнять функции своего предназначения.
  • Летние масла используются при температуре воздуха от 0˚ и выше, так как вязкость у них довольно велика, чтобы при высокой температуре текучесть не превосходила нужного показателя для эффективной смазки частей мотора. В зимний период года невозможно будет запустить двигатель с маслом высокой вязкости. Маркируются летние масла числовым обозначением без букв (к примеру, 5,10,15 и т.д.; больше число – сильнее вязкость).
  • Всесезонные масла являются самыми востребованными из-за способности осуществлять функции своего предназначения как в холодное, так и в теплое время года. Предельные значения таких масел можно посмотреть в схеме, где расшифрованы показатели SAE. Такой тип масла обозначают двойной маркировкой (к примеру, SAE 15W-40).

Характеристика вязкости – самая первая и значимая составляющая маркировки и спецификации смазывающей жидкости, но существуют и другие. Делать выбор смазывающей жидкости, применяя только данные по вязкости, – неверно. Также необходимо учитывать соотношение свойства продукта и условия его применения.

Все масла обладают не только вязкостью, но и многими другими различными эксплуатационными свойствами (противоизносные, моющие и антиокислительные свойства, коррозийная активность и другие). Эти свойства дают возможность определять область их назначения.

Классификация моторных масел по API: таблица

Основными показателями в классификации по API являются: вид двигателя и режим его работы, действующие свойства масла и год введения в эксплуатацию. Разделяются масла по стандарту на 2 категории:

  1. Категория «S» – для двигателей, работающих на бензине.
  2. Категория «C» – предназначена для дизельного мотора.

Как расшифровать маркировку моторного масла API?

Начинаться обозначение API может с буквы «C»или «S». Они указывают, для какого типа двигателя предназначено масло. Следующая буква определяет класс продукта, который показывает уровень действующих свойств.

По этой классификации разъяснения маркировки моторных масел выглядит так:

  • Сокращенное обозначение ЕС, расположенное сразу после API, указывает на масла, сберегающие энергию.
  • За аббревиатурой указывающие римские цифры несут информацию об уровне экономии топлива.
  • Буквой «С» определяются масла для двигателей, работающих на дизельном топливе.
  • Буквой «S» обозначают масла для бензиновых моторов.
  • Универсальное масло отмечено буквами обеих категорий через черточку с наклоном (к примеру, API SL/CF).
  • После букв «S» или«C» указывают степень эксплуатационных качеств, обозначается она буквами от «А» (самый маленький показатель) до «N» и т.д. (чем выше по алфавитному порядку значение 2-й буквы, тем выше класс продукта).
  • Для дизельных двигателей масла по маркировке API делят на двухтактные и четырехтактные (обозначается в конце цифрой «2» или «4» соответственно).

Моторные масла, прошедшие ряд проверок SAE/API и имеющие соответствие нормам действующих разновидностей качества, указываются в виде круглого знака на этикетках. В верхней части знака располагается обозначение – «API Service», в центральной – степень вязкости по SAE, снизу – степень энергосбережения (если она есть).

Используя моторные масла по необходимой спецификации, вы повышаете износоустойчивость и снижаете риск поломки мотора. При этом уменьшается расход топлива и «угар» масла, двигатель работает тише, а его ходовые качества улучшаются (в особенности при холодной температуре), меньше изнашиваются система очистки выхлопа и катализатор.

Классификации ILSAC, ГОСТ, АСЕА – что означает и как расшифровать

Классификация и обозначение моторных масел по ILSAC

Совместная разработка Америки и Японии – классификация ILSAC. Международным комитетом по стандартизации и испытаниям было выведено 5 нормативов смазывающей жидкости:

  • ILSAC GF-1,
  • ILSAC GF-2,
  • ILSAC GF-3,
  • ILSAC GF-4,
  • ILSAC GF-5.

Они подобны классам по API и отличаются лишь тем, что соответствующие масла классификации по ILSAC являются энергосберегающими и универсальными по всем сезонам. Такая классификация выступает лучшим вариантом для японских автомобилей.

Классификация и обозначение моторных масел по ГОСТ

В соответствии с ГОСТ 17479.1-85, масла для двигателей разделяют на:

  • группы по действующим свойствам;
  • категории по кинематической вязкости.

По вязкости масла разделяют на следующие классы:

  • Зимний период года – 3, 4, 5, 6.
  • Летний период года – 6, 8, 10, 12, 14, 16, 20, 24.
  • Универсальные – 3/8, 4/6, 4/8, 4/10, 5/10,….6/16 (1-ая цифра обозначает зимний класс, а 2-ая – летний).

Чем больше числовое обозначение во всех описанных выше классах, тем выше уровень вязкости.

Масла для двигателей подразделяются на 6 групп по сфере использования и помечаются буквами от «А» до «Е».

Масла с цифровым показателем «1» указывают на свое предназначение для использования в двигателях, работающих на бензине, «2» – для дизельных моторов, а отсутствие цифрового показателя говорит об универсальности жидкости.

Классификация и обозначение моторных масел по АСЕА

Объединение автопроизводителей Европейских стран разработало классификацию АСЕА. В ней отмечены их категории и предназначение, а также эксплуатационные свойства масел для двигателей. Эта спецификация также разделена по применению в бензиновых и дизельных типах двигателей.

Последние нормативы разделяют масла на 3 разновидности и 12 групп:

  • А/В – дизельные и бензиновые двигатели легковых машин, микроавтобусов и фургонов (А1/В1-12, А5/В5-12 и т.п.)
  • С – дизельные и бензиновые моторы с каталитическим конвертером (С1-12…. С4-12).
  • Е – грузовые автомобили с дизельным двигателем (Е4-12…. Е9-12).

Кроме классификации моторного масла, в маркировке по АСЕА отмечается номер издания (обновления тех. требований) и год введения в эксплуатацию. Отечественные масла дополнительно проходят сертификацию ГОСТ.

Группы масел в категории ILSAC, их соответствие стандартам API:

  • ILSAC GF-1 (устаревшая категория) – качество масла подобно классификации API SH; по вязкости SAE 0W-20, 5W-35, 10W-40.
  • ILSAC GF-2 – аналогично по качеству продукта API SJ, по плотности SAE 0W-20, 5W-25.
  • ILSAC GF-3 – соответствует разновидности API SL, выпущен в эксплуатацию в2001 г.
  • ILSAC GF-4 и ILSAC GF-5 – аналогичны SM и SN.

Также в соответствии со стандартом ILSAC для японских машин с турбированными дизельными двигателями, разработана категория JASO DX-1. Такая маркировка масел рассчитана на двигатели новых машин с высокими нормами экологичности и вмонтированными турбинами.

Спецификации и допуски моторных масел

В спецификации ACEA и API выражены минимальные основные требования, принятые изготовителями присадок и масел и производителями автомобилей. Характеристики масла при эксплуатации отличаются, поскольку у разных марок автомобилей моторы устроены по-разному. Часть ведущих производителей двигателей создали свой персональный метод классифицирования масел (упрощенное название – допуск), который вносит дополнения в систему классификации АСЕА. Производители двигателей, такие как: BMW, Mercedes-Benz, Porsche, Renault, Ford, Fiat, GM – предпочтительно пользуются личными одобрениями при выборе моторных масел.

Разберемся в более известных и чаще используемых допусках, которые указаны на таре моторных масел.

Допуски моторного масла для VAG

Моторное масло – VW 500.00 – сберегающее энергию (SAE 10W-30, 5W-30, 5W-40 и т.д.) Для бензиновых моторов (до 2000 года выпуска) рассчитано VW 501.01 – подходит для любого сезонного периода. VW 502.00 – предназначается для применения в турбированных двигателях.

Масло для моторов, работающих на бензине с вязкостью SAE 0W-30, – VW 503.00 – требующее более редкую замену (до30.000 километров). Для двигателя автомобиля, у которого система выхлопа с трехкомпонентным нейтрализатором, – VW 504.00.

Допуск масел VW 505.00 для двигателей TDI предусмотрен для таких авто, как AUDI, VOLKSWAGEN, SKODA работающих на дизеле (до 2000 года выпуска). Моторам PDE с насос-форсункой – масла с допуском VW 505.01.

Для автомобилей, работающих на дизельном топливе (выпущенных после 2002 года), рекомендуется масло энергосберегающее с вязкостью 0W-30 – VW 506.00 – более редко требует замены (до50.000 километровв 4-х цилиндровых двигателях TDI). Для двигателей, работающих на дизельном топливе с насос-форсункой и турбированных PD-TDI, – допуск VW506.01 – редко требующее замены масло.

Допуски моторного масла для Мерседес

Личные допуски-разрешения имеются также и у производителей авто MERCEDES-BENZ. Разрешение МВ 229.1 обозначает масло для двигателей MERCEDES, работающих на бензине и на дизеле, с 1997 года выпущенных в производство. Разрешение МВ 229.31, ограничивающее содержание фосфора и серы, введено в применение позже, имеет соответствие с SAE 0W и SAE 5W. Многофункциональное масло для двигателей, работающих как на бензине, так и на дизельном топливе с увеличенным сроком эксплуатации, а также энергосберегающее, имеет разрешение МВ 229.5.

Допуски моторного масла для BMW (БМВ)

Для автомобилей, выпуска с 1998 года, предлагается использовать масла с обозначением допуска «BMW Long life-98», которые соответствуют нормам АСЕА А3/В3, с увеличенным эксплуатационным сроком. «BMW Long life-01» – допуск масла, рекомендован для двигателей автомобилей, выпуск которых приходится на конец 2001г. При повышенной нагрузке двигателя в сложных условиях рекомендуется использовать масла с допуском «BMW Long life-01 FE». В современных автомобилях BMW применяют моторные масла с допуском «BMW Long life-04».

Допуски моторного масла для Рено

В 2007 году производителями RENAULT были разработаны допуски, соответствующие главным требованиям АСЕА:

  • Renault RN0700 – АСЕА А3/В4 или АСЕА А5/В5.
  • Renault RN0710 соответствует условиям АСЕА А3/В4.
  • Renault RN0720 соответствует условиям АСЕА С3 (некоторые вспомогательные от Renault).
  • Допуск RN0720 создан для применения в современных автомобилях, работающих на дизельном топливе с наличием сажевого фильтра.

Допуски моторных масел для Форд (FORD)

Масло для двигателей классификации SAE 5W-30, получившее разрешение Ford WSS-M2C913-A, рассчитывается для начального применения и последующей замены. Такое масло имеет соответствие всем требованиям и нормам по следующим классификациям: АСЕА А1-98, ILSAC GF-2 и еще вспомогательным требованиям Ford.

Масло, которое имеет разрешение Ford М2С913-В, соответствует необходимым нормативам АСЕА А1-98 и В1-98, ILSAC GF-2 и ILSAC GF-3, рекомендуется для первичного применения и последующей замены в автомобилях с дизельными и бензиновыми моторами.

В 2012 году был разработан и введен допуск-разрешение Ford WSS-M2C913-D. Моторные масла с таким показателем предлагаются для всех автомобилей Ford с дизельным двигателем. Исключением являются модели Ford Ка TDCi, запущенные в производство до 2009 года, и двигатели выпуска от 2000 до2006 г. Допуск предусматривает повышенный эксплуатационный период масла и заправку топливом с высоким содержанием серы или био-дизельным горючим.

Моторное масло, получившее допуск Ford WSS-М2С934-А, рассчитано на увеличенный эксплуатационный период и предназначается для использования в автомобилях с дизельным мотором и сажевым фильтром (DPF). Масло, которое соответствует допуску Ford WSS-М2С948-В, отвечает стандартам по классификации АСЕА С2 (для дизельных и бензиновых моторов с катализатором). Наличие этого допуска говорит о том, что вязкость масла соответствует SAE 5W-20 с пониженным сажеобразованием.

Выбирая моторное масло необходимо учитывать следующее:

  • Выбор соответствующего химического состава масла – синтетическое, полусинтетическое или минеральное.
  • Нормативы классификации вязкости по SAE (зимние, летние или универсальные).
  • Набор присадок, соответствующий требованиям (формулируются в классификациях АСЕА и API).
  • Обратить внимание, для каких именно марок автомобилей предназначается продукт (эту информацию можно рассмотреть на этикетке тары).
  • Важно не упускать из вида дополнительные показатели и допуски масла (к примеру, обозначение Long life говорит о том, что масло подходит для использования в автомобилях с увеличенным сервисным сроком замены).
  • В особенностях некоторых составов можно определить сочетание с двигателями, у которых имеются интеркулер, турбонадув, регулировка высоты подъема клапанов, фазами ГРМ и охлаждением газов рециркуляции.

Выпускаемые на мировой автомобильный рынок и рынок горюче-смазочных материалов, имеют стандарты и нормативы. Одним из самых важных стандартов является система спецификации API. Данная классификация автомобильных масел, используемых для защиты двигателей внутреннего сгорания, была разработана Американским институтом нефти (American Petroleum Institute, API), от которого и получилась всемирно известная аббревиатура. Основными параметрами при стандартизации и классификации моторного масла по категориям являются область применения смазочной жидкости, а также эксплуатационные показатели продукта.

Данное объединение единственное в Соединенных Штатах, которое обладает статусом национальной неправительственной организации. В поле деятельности института входят исследования всех процессов, регулирующих функциональные рабочие аспекты в сфере нефтяной и газовой промышленности.

Американский институт нефти, разрабатывающий спецификации масла по API, образовался в 1919 году. Его первоначальными задачами были взаимодействие с государственными структурами в решении проблем на национальном уровне, помощь в продвижении реализации собственных нефтяных продуктов страны во внутренней и внешней торговле, увеличение заинтересованности и спроса к национальной нефтепромышленности по всем категориям сбыта.

Также одним из направлений развития института нефти была определена разработка стандартов и нормативов. Первые стандарты и спецификации API были показаны широкой аудитории в 1924 году. Сегодня в современных производственных мощностях организация поддерживает свыше 500 нормативов и стандартов, которые функционируют во всех сферах нефтяной и газовой промышленности. Целью спецификаций является содействие в безопасности использования оборудования, материалов и проверенных инженерно-технических практик.

Смазочные жидкости использовались задолго до появления и развития современной научно-технической базы. Ранее в качестве смазывающих элементов применялись жиры растительного или животного происхождения. В середине прошлого века натуральные масла заменили продукты нефтяной переработки. С этого момента прогресс развития масел для двигателей резко усилился. В молекулярной структуре смазывающих веществ появились модификаторы вязкости. Благодаря им моторные масла стали подразделяться на классы и виды, функционирующие в определенных температурных условиях, появились универсальные типы масел, которые впоследствии получили допуски и спецификации API.

Со временем структурный состав и технические параметры претерпели множество изменений, но главная задача моторных смазывающих жидкостей осталась неизменной. Масло для двигателей должно защищать детали и узлы от трения и преждевременного износа путем обволакивания последних масляной пленкой, проникая во все зазоры и технические промежутки.

Масла по спецификации API была разработана Американским институтом нефти в 1969 году. Данная классификация разделила смазывающие материалы на следующие группы:

  • смазки, применяемые в двигателях с бензиновым топливом, имеют маркировку в виде литеры "S" (Service);
  • смазки, применяемые в двигателях с дизельным топливом, имеют маркировку в виде литеры "С" (Commercial);
  • трансмиссионные смазки, имеют маркировку "GL";
  • масла, использующиеся в двухтактных двигателях, маркировка "Т".

Также существует категория смазочных жидкостей, имеющих маркировку "ЕС" (Energy Conserving). Данная группа характеризуется как энергосберегающая категория масел. Многочисленные тесты и исследования дали гарантированное подтверждение этой категории.

Моторные масла различаются по области эксплуатации и качеству изготовления. Это было учтено в спецификациях API. Исходя из этого, в разных группах имеются смазочные материалы, которые были распределены по качественным параметрам и эксплуатационным свойствам. На упаковочной таре маркировка таких продуктов выглядит следующим образом: API SM, API CF и т.п.

Первая литера в маркировке соответственно указывает на тип двигателя, вторая - определяет показатель уровня эксплуатационных характеристик. Следует отметить закономерное соотношение второй литеры в маркировке: чем дальше от начала латинского алфавита стоит буква, тем выше уровень масла по спецификации API.

Также имеет место категория масел с допусками к применению как в бензиновых двигателях, так и в дизельных агрегатах. Такой продукт соответствующим образом маркируется, например, как API SN/CH. Данный пример указывает на то, что смазка подойдет и для бензинового мотора, и для дизельного, но изготовителем предпочтение отдается силовым агрегатам с бензиновым топливом.

Начальные спецификации S-категории

SA. Самый первый вид стандарта масляной жидкости, который использовался в двигателях вплоть до 30-х годов прошлого века. Не содержит присадок. Применение в более современных двигателях может быть оправдано только по рекомендациям изготовителя силового агрегата. В противном случае, масло с данной спецификацией может нанести вред устройству.

SB. Маркировалось масло после 30-х годов для двигателей с малой нагрузкой. Не рекомендуется современным агрегатам.

SC. Смазочный материал для двигателей, изготовленных в период с 1964 по 1967 гг. Характеризовался слабыми антикоррозийными свойствами.

SD. Данная спецификация по API моторного масла выпускалась до 1971 года и отличалась от предыдущей улучшенными параметрами.

SF. Период эксплуатации 1981-1989 гг. Обладало повышенными свойствами к противостоянию износа, образованию нагара и кислотной устойчивостью.

SG. Спецификация применялась с 1989 по 1995 гг. В составе масла появились присадки.

SH. Может заменять предыдущие спецификации. Имеет набор присадок в составе, хорошо препятствует нагару, высокие антикоррозийные свойства.

Современные спецификации

SJ. Эксплуатируется по сей день. Стандартизация была проведена в 1995 году. Обладает хорошими смазывающими и защитными параметрами.

SL. Предназначено для применения в силовых агрегатах, которые были изготовлены с соблюдением норм экологичности 2000 года. Способствует сокращению расхода топлива.

SM. Спецификация API SM была ориентирована во время разработки на увеличение энергосбережения и соблюдения норм экологичности. Масло обладает высокими защитными параметрами. Максимально противостоит окислительным процессам, препятствует образованию шлаков и нагара на стенках двигателя. Подходит для моторов с турбиной.

SN. Спецификация API SN - современнейшая классификация масел, соответствующая всем последним требованиям экологичности, безопасности и надежности функционирования двигателя внутреннего сгорания. Уменьшено содержание фосфора в процентном соотношении. Влияет на расход топлива в пользу экономии.

Спецификация С-категории

Спецификации СА, СВ, СС, CD, СЕ - технически устарели и не рекомендуются к использованию в современных двигателях.

Наибольшей популярностью пользуются спецификации API CF:

  • API CF 4 - для четырехтактных дизелей с высокими нагрузками;
  • API CF 2 - для двухтактных двигателей.

Самая последняя спецификация в дизельной категории маркируется как CJ 4. Содержит соответствие всем мировым стандартам и требованиям.

Исходя из требований двигателя автомобиля моторное масло подбирается по двум основным критериям: уровень эксплуатационных свойств по API и вязкость по SAE.

Какое лучше использовать?

Производители моторов на стадии проектирования определяются с марками масел в зависимости от условий работы и конструктивных особенностей. После чего проводятся ресурсные испытания двигателей и выдаются рекомендации по использованию. Так, перед выбором нужно заглянуть в инструкцию по эксплуатации, что именно необходимо. Масло, указанное в инструкции, - правильный выбором.

Если не желаете заливать оригинальное фирменное масло, то можно обойтись неоригинальным. И чтобы не лишиться гарантии, следует выбирать его с допуском и одобрением авто концерна. Одобрение авто производителя - один из главных ориентиров при выборе. В обозначении одобрения указывается не только название марки машины, но и специальный индекс, который сопоставим с тем, что значится в автомобильной документации.

Российское законодательство не ограничивает право владельца автомобиля использовать технические жидкости любого бренда. Главное, чтобы спецификации продукта соответствовали рекомендациям завода-изготовителя. В случае поломки мотора, в которое заливали неоригинальное, но удовлетворяющее основным требованиям масло, дилер может отказать в гарантийном ремонте только, если экспертиза установит, что оно было поддельным.


Используйте масло, которые рекомендовано заводом изготовителем. Если выбираете самостоятельно, то оно подбирается по двум основным параметрам: по группе и классу качества. Также будет полезно узнать .

Классификация по SAE

Основное свойство моторного масла является вязкость и ее зависимость от температуры в широком диапазоне. Приведем стандартную классификацию по SAE: 10W-40. Первое обозначение "10W" обозначает температуру применения, а "40" - вязкость. О каждом параметре поговорим отдельно.

О вязкости масла говорят самые заметные цифры на канистре - это классификация по SAE. Два числа, разделенные буквой W, обозначают, что оно всесезонное. Первые цифры указывают на минимальную отрицательную температуру, при которой двигатель можно провернуть. Например, при обозначении 0W-40 нижний температурный порог равен -35 о С, а у 15W-40 он составляет -20 о С. Число после дефиса говорит о допустимом диапазоне изменения вязкости при 100 о С.


Диапазоны работоспособности зимних, летних и всесезонных масел


Со средним климатом рекомендовано использовать "универсальное" 10W - оно подойдет для большинства машин. Если зимы суровые, то следует заливать масло класса не ниже 5W (лучше всего будет - 0W). Для летней эксплуатации подойдет 10W.
  • при пробеге автомобиля менее 50% от планового ресурса (новый двигатель) необходимо применять масла классов 5W30 или 0W20. Это обусловленно тем, что у новых двигателей нет износа, все зазоры минимальны, поэтому подшипники работу при меньшей вязкости.
  • при пробеге автомобиля более 50% от планового ресурса (технически исправный двигатель) целесообразно применять масла класса 5W40. Это обусловленно тем, что при больших износах несущая способность компенсируется ростом вязкости.

Современные моторы требуют масло низкой вязкости, т.к. оно обладает низкими энергосберегающими свойствами и позволяет экономить топливо. С конвейеров заливают жидкости с вязкостью не выше 30. Если пробег машины большой и заметен увеличенный расход , то следует заливать масло с повышенным индексом вязкости.

Классификация по API

Классификация масел по условиям их применения и уровням эксплуатационных свойств неоднократно дополнялась, но принцип разделения на две категории - "S" и "С" сохранился. К категории "S" (Service) относятся масла для бензиновых двигателей, к категории "С" (Commercial) - предназначенные для дизелей.

Уровни эксплуатационных свойств по API в порядке возрастания требований к качеству подразделяются в категории "S" на классы (SA, SB, SC, SD, SE, SF, SG, SH, SJ, SL, SM и SN). Чем вторая буква дальше от начала алфавита - тем лучше. Для бензиновых двигателей самой современной является маркировка SN, а для дизелей - CF. Для обозначения универсальных масел, которые применяются для бензиновых двигателей и дизелей, принята двойная маркировка, например SN/CF.

Все жидкости качеством выше SL можно отнести к энергосберегающим - они позволяют экономить топливо. Разница при реальной эксплуатации составит 2-3%. Вряд ли вы ее почувствуете.


Следует выбирать масло самого последнего класса по классификации API. На упаковке должно быть обозначение маркировки не ниже класса SM или SN. Именно данный класс дает лучшие характеристики работы двигателя и снижают расход на угар.

Далее остаётся выбрать бренд. Тут выбор широкий: отечественные масла сравнимы со многими иностранными - ведь при их производстве используют современные базовую основу и пакеты присадок. Главное не нарваться на подделку и покупать в фирменных магазинах. Или выбирайте в жестяных банках, которые трудно подделать.

Бесперебойная работа двигателя – залог длительного эксплуатационного срока любого автомобиля. Любая некорректность работы двигателя может привести к длительному и, что более важно, дорогостоящему ремонту. Поэтому так важно вовремя и правильно проводить обслуживание двигателя и следить за износом его деталей, так как износ деталей является одной из самых частых причин поломок. Несвоевременная замена масла может впоследствии привести к серьёзным поломкам и излишнему износу деталей двигателя, не говоря уже о повышении расхода топлива. Такой, казалось бы, простой шаг – своевременная замена и правильный подбор масла, в разы увеличивает срок службы любого двигателя.

Классифицировать можно по основным характеристикам:

  • область применение масла (предназначенное для бензиновых или дизельных двигателей либо универсальное),
  • вязкость (классификация по по вязкости масла (с учетом изменения вязкости масла при изменении температуры окружающей среды); различают всесезонные (наиболее популярные в странах СНГ и Европы), зимние и летние масла),
  • тип (определяется в зависимости от метода производства и исходного сырья; различают минеральные, полусинтетические и синтетические масла).

Классификация по типам масла

Минеральные масла состоят из смеси различных углеводородов.

Производят минеральные моторные масла из тяжелых высококипящих фракций нефти.

Чтобы улучшить качество минерального масла его подвергают специальной обработке для перестройки молекул (называемой гидрокрекинг) высокой температуре и высокого давления с добавлением катализаторов и водорода. Данный процесс все время совершенствуется, и современные минеральные масла отличаются значительно более высоким качеством по сравнению с их предшественниками, производимыми 10 и более лет назад.

Синтетические масла производятся методом химического синтеза. Синтетические масла отличаются от минеральный более высокой однородностью и повышенной стабильностью.

как пример можно рассмотреть влияние температуры на свойства минеральных и синтетических масел

Минеральные масла подвержены повышенному влиянию температур и требуют использования специальных присадок, однако это приводит к уменьшению срока службы масла и, как следствие, более частым его заменам. Синтетические масла менее зависят от температур и позволяют сохранить достаточную плотность и вязкость как при отрицательных температурах, так и при повышенных, что обеспечивает уменьшение износа деталей и,в общем и целом, обеспечивает экономию топлива.

Производить замену синтетических масел необходимо реже, однако и цена таких масел зачастую на порядок выше по сравнению с другими видами моторных масел за счет дороговизны используемого для производства сырья и оборудования.

Несмотря на все плюсы использования синтетических масел, они могут быть использованы не для всех двигателей.

К примеру, для старых автомобилей (с двигателями с сальниковой набивкой) применение такого масла недопустимо.

Существует также и третий (промежуточный) тип — полусинтетические моторные масла, получаемые путем смешивания минерального и синтетического масел. Такие масла по своим техническим характеристикам лучше минеральных (выше индекс вязкости, меньшая предрасположенность к образованию отложений при эксплуатации при высоких температурах и т.д.). Полусинтетические масла обеспечивают лучшую (по сравнению с чистым минеральным маслом) защиту двигателя и снижают расход топлива (в среднем на 3-5%). Цена полусинтетических масел ниже синтетических, что делает их очень популярными среди потребителей.

присадки для масла в двигатель

Высокие требования к качеству смазочных характеристик моторного масла привели к появлению огромного количества присадок, которые добавляются в масло для улучшения его свойств.

Зачастую масло может содержать сразу несколько видов присадок, каждая из которых влияет на определенное свойство масла.

К примеру, добавление «моющей» присадки не допускает пригорания деталей, в частности поршневых колец и т.д., а также очищает и уменьшает отложения на деталях масляной пленки, так называемого «лака», противоизносная присадка позволяет уменьшить износ трущихся деталей, образовывая более стойкую масляную пленку на поверхности трения.

В зависимости от поставленных целей и потребностей двигателя можно подобрать оптимальное моторное масло с необходимыми свойствами за счет оптимально подобранной комбинации присадок.

На современном рынке покупателям предлагается много различных присадок и добавок, которые можно добавить в моторное масло. Однако, с такими присадками стоит быть предельно осторожными, поскольку улучшая одно свойство моторного масла, мы можем значительно ухудшить другое. Например, добавляя моющую присадку для очистки двигателя, мы можем ухудшить противоизносные свойства масла и, как следствие, спровоцировать излишний износ комплектующих двигателя.

Классификация моторного масла по вязкости

Определяется согласно методике общества автомобильных инженеров Америки SAE.

Маркировка согласно классификации SAE состоит из букв и цифр или только цифр.

Рассмотрим как расшифровать данную маркировку и какой вязкости масло выбрать для вашего автомобиля.

Летние сорта моторного масла содержат в маркировке вязкости только цифры (20, 30, 40, 50 и 60). Буква W (от англ. Слова Winter - зима) – обозначает зимний сорт масла. В стандарте SAE J300 перечислено 6 классов вязкости для зимних сортов масла (OW, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W).

Стоит отметить, что у минеральных масел температура замерзания на порядок выше по сравнению с синтетическими маслами и это стоит принимать во внимание при выборе масла в регионах с суровой зимой.

Например, в регионах где зимой температура может опускаться ниже -30°С рекомендуется использовать синтетическое или как минимум полу-синтетическое масло что бы предотвратить его замерзание.

Некоторые синтетические масла могут обеспечить запуск двигателя и при -40 °С, так как у них температура замерзания ниже -50°С, в то время как минеральное масло сильно загустеет и может полностью замерзнуть уже при -30-35°С.

Большинство среднестатистических водителей меняют масло в среднем раз в год, поэтому всесезонные сорта моторного масла наиболее популярны и распространены в странах с умеренным климатом и относительно небольшим сезонным перепадом температур.

Маркировка всесезонного масла содержит и зимний и летний показатель вязкости, которые обычно указываются через черточку, дефис или пробел (например, SAE 10W30, SAE 15W-40 и т.д.).

Стоит обратить внимание, что синтетические масла более текучие, они легче распределяются по маслосистеме и могут легче проникнуть в зазоры и не достаточно плотные соединения и обнаружить подтекание масла проще всего именно при использовании синтетического масла.

К примеру, подтекание сальника, которое многие списывают на излишнюю агрессивность масла, часто сигнализирует об износе кромки манжета и необходимости его замены.

При использовании минеральных или полусинтетических масел стоит внимательнее обследовать элементы двигателя на предмет износа и плотности соединений.

Классификация по уровням эксплуатационных свойств и условиям применения масла

Помимо вязкости и типу масла существует еще и классификация по уровням эксплуатационных свойств и условиям применения масла.

Данная классификация была предложена API (American Petroleum Institute — Американским институтом нефти) в 1947 году.

Потерпев несколько изменений и дополнений данная классификация используется по сей день.

Согласно этой классификации масла делятся на 2 категории: «S» (Service) и «С» (Commercial).

Масла с маркировкой S применяются для четырехтактных бензиновых двигателей, а с маркировкой С – для сельскохозяйственных машин, дорожно-строительной техники и прочих крупногабаритных транспортных средств.

Категория «S» делится на несколько классов по возрастанию требований к качественным характеристикам масла: API SA, API SB, API SC, API SD, API SE, API SF, API SG, API SH и API SJ, API SL, API SM. На сегодняшний день используются не все перечисленные категории, некоторые из них уже признаны устарелыми и более не применяются.

В частности больше не используются следующие классы категории «S»:

  • SA (масла без дополнительных присадок, пригодные для применения в бензиновых и дизельных двигателях),
  • SG (для бензиновых двигателей, выпущенных в конце 80-ых — начале 90-ых годов),
  • SB (масла с легкой антиокислительной и противоизносной защитой для маломощных бензиновых двигателей),
  • SF (для бензиновых двигателей выпуска 80-ых годов),
  • SC (для бензиновых и дизельных двигателей старого образца, которые были выпущены еще в 60-ые),
  • SE (для применения в бензиновых двигателях выпуска 72-79 годов, дополнительно имеют в составе присадки от нагара, коррозии и окисления),
  • SD (для бензиновых двигателей легковых автомобилей конца 60-ых).

Также сейчас существует еще два относительно новых класса масел для современных автомобилей — SL и SM.

Масла класса SL могут применяться в турбированных многоклапанных двигателях (особенно актуально применение данного масла при работе с обедненными топливными смесями), класс SM отличается более высокими антиокислительными и противоизносными свойствами за счет наличия в составе дополнительных присадок.

Категория «С» насчитывает десять классов: СА, СВ, СС, CD, CD-II, CE, CF, CF-2, CF-4 и CG-4. Классы API СA, API СB, API СC, API СD, API СD-II считаются уже устаревшими и на данный момент более не используются.

Однако на полках магазинов все еще можно встретить масла с маркировкой устаревших классов, поскольку автомобили со старыми двигателями все еще находятся в эксплуатации и поэтому производители продолжают выпускать для них моторные масла.

Существует также двойная маркировка (например, SF/CC, SG/CD, SJ/SF-4 и т.д.), которой обозначают универсальное масло, которое можно безопасно применять с одинаковой эффективностью как на бензиновых, так и на дизельных двигателях.

Классификация масел на основе методов испытания

Начиная с 1996 года Европейской ассоциацией автомобильных представителей (ACEA), в состав которой входят такие мировые гиганты автопрома как FIAT, Peugeot, BMW, Volksvagen, Porsche, General Motors Europe, Volvo, и т.д., была введена новая классификация масел на основе методов испытания.

Классификация АСЕА-98 содержит 3 категории моторных масел в зависимости от их назначения — А, В и Е:

  • категория А используется для обозначения уровней качества масла для бензиновых двигателей. Данная категория состоит из трех подкатегорий — А1, А2, А3.
  • категория В используется для обозначения уровней качества масла для дизельных двигателей в небольших фургонах и легковых автомобилях.
  • категория Е используется для обозначения уровней качества масла для применения в тяжелых дизельных двигателях, которые зачастую используются в крупногабаритных грузовых автомобилях.

Учитывая огромный ассортимент масел на рынке, очень важно уметь правильно подобрать масло.

В первую очередь стоит руководствоваться рекомендациями по подбору масла в инструкции по эксплуатации автомобиля.

Основные характеристики, которыми стоит ориентироваться при выборе масла:

  • вязкость (основываясь на климатической зоне и сезоне эксплуатации техники),
  • тип применения (основываясь на рекомендациях по подборе масла от производителя техники, указанных в инструкции по эксплуатации или, возможно, сервисной книжке автомобиля, а также учитывая тип и режим работы двигателя).
  • Для новых автомобилей (при пробеге до четверти от полного заявленного ресурса двигателя) рекомендуется применять масло с вязкостью 10W30 или 5W30 в течение всего года.
  • После пробега четверти планового ресурса двигателя стоит применять масло вязкостью SAE 5W40 круглый год, либо, при возможности, производить замену масла два раза в год и летом использовать масла с маркировкой 15W40 или 10W40, а зимой — 5W30 или 10W30.
  • Для поддержанных автомобилей (после пробега более трех четвертых от планового ресурса двигателя) стоит перейти на масло с маркировкой SAE 5W40 (всесезонно) либо использовать SAE 10W40 или SAE 5W40 зимой и 20W40 или 15W40 летом.
  • Для автомобилей эксплуатируемых в условиях суровой зимы (если температура опускается до минус 25-30°С и ниже) стоит использовать полусинтетическое или синтетическое масло во избежание его замерзания.
  • Для автомобилей, эксплуатируемых в тяжелых условиях, необходимо проводить замену масла чаще в 1,5, а то и два раза.
  • Нельзя доливать в двигатель масло другого типа и даже масло такой же маркировки, но другого производителя.
  • Масло одной маркировки от разных производителей может отличаться по количеству и составу входящих в него присадок, а смешивание разных видов масла может значительно ухудшить его эксплуатационные характеристики.
  • Нельзя смешивать синтетическое и минеральное мало из-за их разной плотности. При переходе с одного вида масла на другое, перед заливкой нового масла, рекомендуется промыть масляную систему использую специальный очищающий состав.
  • При замене масла рекомендуется проводить замену маслофильтров.

Это не обязательное условие, однако выполнение этой рекомендации может значительно продлить эксплуатационный срок двигателя и это несомненно поможет избежать засорения маслосистемы.