Догнать и обезвредить: история спецавтомобилей ГАЗ для КГБ. Что скрывали лучшие автомобили советских спецслужб — от «догонялок» до «чёрного доктора

На чем сотрудники КГБ догоняли шпионов January 11th, 2018

С большим удивлением для себя узнал, что оказывается КГБшники в СССР имели машины, внешне мало чем отличающиеся от обычных, а внутри нашпигованные всякими современными техническими штучками. И пусть эти штучки не ракеты с пулеметами как у агента "007", но по тем временам это тоже было очень круто для автомобиля.

Ну вот например...



Скрытное наблюдение

Автопарк КГБ времен холодной войны разительно отличался от всего того, что можно было увидеть во время официальных мероприятий. Для оперативной работы сотрудников КГБ и других органов госбезапасности всегда выбирали автотранспорт, максимально далекий от эскортных автомобилей со спецсигналами и атрибутикой, обозначающей ведомственную принадлежность.

Первым в автопарк специального назначения попал доработанный под требования органов госбезопасности легендарный автомобиль ГАЗ-М-20 «Победа». М-20Г стал первым автомобилем в неофициальном списке «догонялок» - машин для наружного наблюдения и преследования.

Внешних отличий от базовой версии автомобиля практически не было - все изменения, внесенные в конструкцию автомобиля, находились внутри. От гражданской версии автомобиля «Победа» машина оперативников КГБ отличалась более мощным, форсированным 90-сильным двигателем, основой для которого послужила бензиновая 3,5-литровая рядная «шестерка» от автомобиля ГАЗ-12.

Форсированный двигатель передавал крутящий момент на задний привод через усиленную механическую коробку и укороченные полуоси - все эти изменения способствовали ускорению разгона, а также внушительной максимальной скорости - почти 130 километров в час.

«Волга» особого назначения

Каждый флагман Горковского автомобильного завода получал модификацию с доработанным двигателем и так называемым «спецнабором» - доработкой тормозных механизмов, специальными покрышками, устойчивыми к проколу, и другими вспомогательными средствами.

Легендарная газовская «Ласточка», купить которую можно и сегодня, в специальной версии для группы наружного наблюдения могла догнать любую «посольскую» машину. Сотрудники дипломатических миссий различных государств передвигались в основном на мощных машинах отечественного производства и могли запросто «сбросить хвост», случае если оперативники передвигались на обычной, не подготовленной для скоростного преследования машине.

ГАЗ-23 дорабатывали с учетом возможностей зарубежных автомобилей: под капот спецверсии устанавливался двигатель V-8 объемом 5,5 литра с облегченным алюминиевым блоком цилиндров от «генеральского» лимузина - ГАЗ-13 «Чайка». Однако в подкапотное пространство такой двигатель помещался с трудом - для удобства монтажа и максимально простого обслуживания двигатель пришлось установить с минимальными допусками и на два градуса наклонить относительно оси.

Мощность обновленной силовой установки составляла внушительные для такой машины 195 лошадиных сил. Оборотной стороной медали стал расход топлива: прибавившая в весе машина при спокойной езде потребляла от 18 до 20 литров бензина, а при длительной работе с педалью газа расход топлива мог «подскочить» и до 25 литров на 100 километров пути.

За восемь лет производства гражданской версии ГАЗ-23 стал для оперативников КГБ практчически родным: всего органы государственной безопасности получили 603 таких автомобиля.

Главным требованием КГБ при закупке таких машин неизменно был аутентичный гражданский внешний вид: ничто в экстерьере автомобиля не должно было выдавать специально подготовленную для слежки и погони версию.

Строго следуя прописанным в техническом задании данным, специалисты завода вместе с представителями заказчика скрывали все следы «гоночного» автомобиля - в целях соблюдения правил, у «Волги» особого назначения переделали даже выхлопную систему с разветвлением на две трубы.

Для этого выпускные тракты системы переваривалась и соединялась особым образом рядом с редуктором, а снаружи оставалась стандартная хромированная насадка.

«Все это делалось для того, чтобы запутать даже опытных шпионов. Внешний вид создавался один в один по образу и подобию серийных авто. Отличия можно было обнаружить лишь во время движения: черные "Волги" двигались по улицам значительно быстрее и выделялись на фоне остальных автомобилей басовитым рокотом двигателя», - отметил в интервью телеканалу «Звезда» историк кандидат технических наук Сергей Макоевский.
Обычная механическая коробка передач не могла «переварить» крутящий момент мощного V-8 - для решения этой проблемы в ГАЗ-23 специалистами была установлена усиленная автоматическая коробка передач с гидротрансформатором и индикацией передач на русском языке.

В результате опергруппы КГБ, сутками напролет разрабатывавшие зарубежных шпионов и их окружение, получили в свое распоряжение практически гоночную машину: разгон до 100 километров в час у ГАЗ-23 занимал всего 16 секунд, а максимальная скорость машины составляла 170 километров в час.

Советский «маслкар»

С одного из самых популярных и массовых в автопарке Комитета государственной безопасности автомобиля - ГАЗ-24-25 - начинается история персональных доработок, вносимых в цеху при службе технического обеспечения КГБ СССР. Двигатель и ходовую нового автомобиля решили не менять, однако с появлением 24-й «Волги» в серийном производстве специалисты техотдела КГБ приступили к экспериментам, связанным с оснащением «догонялки» нового поколения.

Все доработки, включая комплект «специального оснащения» - радиопеленгаторы, фотоаппаратару и систему беспроводной связи «Алтай» размером с офисный чемодан и общим весом более 100 килограммов, - устанавливались специалистами 9-го Управления КГБ СССР тайно: ни производитель, ни какие-либо третьи лица сведений о доработке не получали, а все данные о «спецпродукции» находились под грифом секретности.

Контроль качества

Собранные для КГБ СССР «Волги» лишь внешне походили на обычные «гражданские» автомобили. Однако уже на заводе ведомственные автомобили получали двойную окраску, качественную шумоизоляцию, а кузов для повышения прочности проваривали сплошным швом.

Для надежной работы электрооборудования на борту большинства автомобилей устанавливался второй аккумулятор повышенной емкости.

Особая «прыть» последних автомобилей, собранных для КГБ СССР, включая наиболее быструю версию - ГАЗ-31-013, - обеспечивалась не только доработанным двигателем ЗМЗ-505, десять на 220 лошадиных сил, но и специальной трехступенчатой автоматической КПП. Мощный двигатель, который с началом преследования мог длительное время без проблем для водителя «крутиться» возле красной зоны тахометра, и проворная КПП позволяли тяжелому седану с группой наружного наблюдения держать темп и поспевать даже за самыми мощными импортными автомобилями с шести- и восьмицилиндровыми двигателями.

Расход топлива, несмотря на улучшения, доработки и смену поколений, меньше не стал: тяжелая «Волга» с мощным двигателем по-прежнему потребляла не менее 20 литров высокооктанового бензина.

Особенности «наружки» и аэродинамики

Историки отмечают, что «Волги», собранные для КГБ СССР и раскрытые объектами наблюдения, подвергались серьезным косметическим изменениям.

«Такая машина сначала снимались с оперативной работы, а после загонялись в цех, где ее перекрашивали в другой цвет. Одну и ту же машину могли перекрашивать по два-три раза», - отметил в интервью телеканалу «Звезда» военный историк Евгений Белаш.

Под конец «боевой службы» такие автомобили еще раз подвергались серьезным изменениям - на вторичный рынок после нескольких дней в механическом цеху выходили машины, максимально приближенные к заводской комплектации: «боевая Волга» лишалась не только секретного оборудования для связи и слежения, но и мощной V-образной «восьмерки» - вместо мощного двигателя моторный отсек занимал штатный четырехцилиндровый агрегат.

На протяжении долгих лет аэродинамика и набор скорости советской «Волги» оставались предметом резкой критики. Вину за это пытались возложить на «рубленый» дизайн с прямыми линиями. Однако эксперименты по оснащению восстановленных кузовов современными двигателями V-8 показали, что самый массовый в истории ГАЗ четырехдверный седан оказался способен развивать скорость под 300 километров в час.

А вот как это комментируют в интернете:

по свидетельству очевидцев таким волгам в багажник клали 2 мешка с песком — чтоб рессоры загрузить, они тогда шли плавно и ровно, а еще был курьёз, когда только начали ставить автоматы, оставили 2 педали, специалисты посмотрели и отправили обратно на завод — ибо палево, любой агент, проходя мимо, мог увидеть, что машина кгбшная и определить, кто за ним следит, переделали на 3 педали — одна пустая была)

Ещё говорили, что 3х ступенчатые автоматы выпускали у нас и чуть не разработали наши...но тут поручиться не могу.

А еще ставили роторные движки:

В основном на РПД-шках были ВАЗ 21019 с двухсекционным роторно-поршневым двигателем ВАЗ-411 (ширина ротора 70мм) мощностью в 120 л.с., а позже и ВА3 413 мощностью в 140 лошадей (ширина ротора 80 мм.) Еще 413 двигатель ставили на ГАЗ-21, -24 и -3102. Машины очень шустрые и не такие уж ломающиеся, в отличие от самых первых тестовых моделей. около 60 тыс ресурс, и 20 тыс при форсировке. на максимуме около 200 коней можно с движка снять. А если ездить аккуратно то до 100 тыс ходили. ...довелось покататься на 2108 с 415 движком. динамика офигенная.

источники

На модификации ГАЗ-2424 и ГАЗ-2434, в народе прозванные «догонялками», устанавливали «чайковские» моторы V8 (5,33 л, 195 л. с.)
-ЗМЗ-24-24: устанавливался на ГАЗ-24-24. Один четырёхкамерный карбюратор. 195 л.с.
-ЗМЗ-503.10: то же самое, но модернизированное, устанавливалось на ГАЗ-24-34 и 31013. 195 л.с. По моим наблюдениям, более распространён, чем следующий вариант.
-ЗМЗ-505.10: «горячая» версия ЗМЗ−503, облагороженная двухкарбюраторным питанием от ГАЗ-14. Мощность судя по всему 220 л.с. как у ГАЗ-14, или немного менее того. Ставился на 24-34 и 31013.

Топливо - АИ-98 или АИ-95. Это по данным на 1979 год. Для справки, на ГАЗ-13 топливо было АИ-93.

Трансмиссия

АКПП отличалась от «Чайки» механизмом переключения. Картер свой, с удлинителем. Любопытно, что в своё время разработана она была на основе американской АКПП Ford-O-Matic Drive для установки на ГАЗ-21.

Разрез гидромеханической передачи ГАЗ-13 (без трансформатора).
Из американских корней ГАЗ-овского автомата секрета не делалось, утверждение об этом встречалось мне в литературе советского периода. Кстати там же упоминается, что прототипом для АКПП ЗиЛ стала крайслеровская трансмиссия с автомобиля Crown Imperial 1953 года.


Задний мост

Картер штатный. Главная пара - насколько я знаю, от «Чайки» (точнее, от ГАЗ-23, на ранних «Чайках» стояла другая главная пара, потом стали ставить именно 23-ю). Передаточное число 3,38:1.

Передняя подвеска

Подвеска посути штатная, пружины усиленные. Амортизаторы свои.

Задняя подвеска

Штатная. Амортизаторы телескопические, по всем прочитанным материалам говориться, что рессоры брали от универсала. Однако, управляемость этой машины была плоха. Но в повороте при нажатие на педаль акселератора, об этом недочете можно было забыть. Так как машина отвечала пробуксовкой, дымом и свистом покрышек.

Первая машина была сделана на базе ГАЗ-24, а вторая - на основе ГАЗ-2410. Внешне такие модели можно было отличить по двум выхлопным трубам.

Так же для развесовки.
Плита из свинца (или чугуна) в багажнике массой как говорят 90 кг в качестве балласта для развесовки - судя по всему, правда. По центру багажника в глубине для нее был сделан постамент.

Почти все восьмицилиндровые «Волги» отправлялись в гараж особого назначения (ГОН), их использовали в качестве машин сопровождения. Это был волк в овечьей шкуре. Ежегодно завод выпускал около 100 «догонялок». Специально для КГБ малыми партиями собирали восьмицилиндровые «Волги» с одной выхлопной трубой и селектором управления автоматом, замаскированным под рычаг механической коробки передач (чтобы никто не догадался). Мощность «чайковского» мотора в таком случае падала до 160 л. с. На некоторые партии машин для спецслужб устанавливали роторные двигатели. Интересно то, что, хотя информация о «Волгах» для спецслужб в советское время являлась закрытой, моторы ЗМЗ, которые на них монтировали, открыто демонстрировали на нескольких автомобильных выставках. Правда, не указывали, для каких машин они предназначены.

Информация конечно не вся, но все что знал максимально изложил...
Строго не судите)))

В цехе малых серий, в котором делали и саму Чайку. По советской классификации имел обозначение ГАЗ-24-24, в документах КГБ именовался машиной сопровождения, в народе его звали «догонялкой».

Волга Газ 24 с двигателем V8


Выпускался с 1968 года. В 1985 году, когда на конвейер встала , на ее базе стали выпускать аналогичную машину ГАЗ-24-34.

Автомобили с мотором повышенной мощности на ГАЗе выпускали с 30-х годов XX века. Сначала это была «эмка» с импортным силовым агрегатом FORD V8. После войны производилась с двигателем ГАЗ-12 ЗИМ мощностью 90 л. с. После Победы — с двигателем V8 от Чайки, имевшая индекс ГАЗ-23.

Двадцать третью Волгу сменила ГАЗ-24-24. Основным заказчиком автомобилей было девятое управление КГБ, которым нужна была мощная машина, способная сопровождать правительственные ЗИЛы и Чайки, идти на равных с немногочисленными иномарками, имевшимися в СССР, а еще быть внешне неотличимой от выпускавшихся в то время Волг.


Исходя из этого задания было принято решение устанавливать в слегка модифицированные Волги моторы и КПП от Чаек. Кроме КГБ, некоторое количество машин было приобретено членами Политбюро и другими партийными чиновниками высшего ранга. Незначительное количество машин досталось спортсменам. Автомобиль поставлялся и спецслужбам союзных социалистических стран.

Особенности конструкции

Автомобиль ГАЗ 24 V8 overpower (с англ. переводится как сверхмощный) отличался от обычной Волги мелкими деталями, известными только специалистам. Во-первых, антеннами спецсвязи. Во-вторых, рычагом коробки передач. У 8-цилиндровой Волги была автоматическая коробка передач, напольный рычаг был изогнут у основания. Отличались еще и педали. Часть машин комплектовалась двумя педалями (газ и тормоз), часть тремя, из которых две были спаренными (псевдосцепление и тормоз). Выхлопная система тоже имела свои отличия.

Установленный на газ 24 двигатель v8


У мощной машины было 2 выпускных коллектора, которые в районе глушителя соединялись в 1 выхлопную трубу. Пятое отличие — это чуть более низкая посадка автомобиля, связанная с более высокой массой машины.

Мощный 8-цилиндровый двигатель Чайки был почти вдвое тяжелее 4-цилиндрового от Волги, поэтому стандартная ГАЗ 24 требовала некоторых конструктивных доработок.

Усиливались передние лонжероны, пружины передней подвески, стабилизатор поперечной устойчивости. Кстати, по оценкам специалистов, кузов ГАЗ-24 подвергался меньшему количеству модификаций, если сравнивать с кузовом ГАЗ-21. Это связано с тем, что при проектировании Волги 24 конструкторы заложили запас прочности под возможные модели двигателей с 6 и 8 цилиндрами.

Процесс установки на ГАЗ 2410 мотора COUPE CUSTOM V8


Крупногабаритный двигатель едва влезал в подкапотное пространство Волги, поэтому его установка осуществлялась с наклоном 13 градусов влево. Из-за больших размеров мотора Чайки потребовались изменения в рулевом механизме и воздушном фильтре. Гидроусилитель руля был выполнен с отдельным рабочим цилиндром, а на стандартной Волге он был интегрированным (встроенным).

Читайте также

Литые диски на "Волгу" ГАЗ-24

Корпус воздушного фильтра сделали ниже. Стандартная для Волги механическая коробка передач со сцеплением была не в состоянии «переварить» огромный крутящий момент 8-цилиндрового мотора, поэтому в Волгу 24 ставили автоматическую коробку передач. Передаточное число главной передачи уменьшали до 3,38.

Пример пятиступенчатой коробки передач для Волги газ 24


Коробка передач была трехступенчатая, с гидротрансформатором. Рычаг коробки имел 4 положения: задний ход, нейтраль, движение и пониженный ряд (если переключать спереди назад). Как и у многих того времени, режима парковки в коробке нет. На месте автомобиль с работающим двигателем удерживался ножным или стояночным тормозом.

Учитывая тот факт, что такие машины собирались в цехе малых серий, все переоборудование осуществлялось исключительно вручную. Окраска с несколькими слоями эмали и лака, антикоррозийная обработка кузова была такой же, как у Чайки, то есть существенно качественнее конвейерного варианта.
Машины, собираемые под заказ партийных чиновников, часто оснащали кондиционером, салон обивали велюром или плюшем, ставили электростеклоподъемники.

Особенности эксплуатации

В повседневной эксплуатации мощные Волги были сложнее обычных. В связи с тем, что на передние колеса приходилась значительно большая нагрузка, управляемость на дороге ухудшилась. Изменилась и развесовка. После установки мощного двигателя большая часть веса теперь приходилась на передние колеса, задние были постоянно разгружены. Даже на асфальте при резком открытии дроссельной заслонки задние колеса срывались в пробуксовку. На скользких покрытиях эта проблема преследовала водителей постоянно. Особенно опасен был срыв колес в пробуксовку при прохождении поворотов, машину сразу заносило.

Частично эту проблему решал балласт — бетонные или металлические балки, укладывавшиеся в багажник. В багажном отделении сохранившихся экземпляров можно встретить чугунные или свинцовые плиты массой 90 кг, иногда дополняемые бордюрными камнями или крышками от водопроводных люков.


Дополнительная тяжесть несколько ухудшала динамику, зато позволяла более-менее контролировать машину на дороге. Проблему управляемости усугублял гидроусилитель руля. Уплотнения постоянно текли, из-за чего и так невысокий коэффициент усиления постоянно падал. Водители на многих машинах самостоятельно отключали гидроусилитель. На ровной прямой Волга легко разгонялась до 160 км/час. Но стандартные тормоза не справлялись с нагрузкой и остановить машину было проблематично.

Кстати, вопрос максимальной скорости такого автомобиля до сих пор достоверно не выяснен. Завод-изготовитель гарантировал максимальную скорость 160 км/час, но известно, что Волга V8 могла идти 170 и даже 180 км/час.

Также нет точных данных о количестве выпущенных Волг-«догонялок». В официальной статистике ГАЗа они не учитывались, но примерно их должно было быть произведено от 1000 до 2000 экземпляров.

Готовый к установке на ГАЗ 24 двигатель и коробка передач


Существенным недостатком мощного мотора был и расход топлива (до 30 л на 100 км). С такой прожорливостью бензобака хватало на 100-200 км пути. Двигатель питался только бензином сорта «Экстра» АИ-95. В Советском Союзе его не производили, а закупали в Финляндии. Распределялся он по специальным талонам среди чиновников, которым по рангу были положены ЗИЛы или Чайки. Некоторое количество продавали спортсменам.


Советского Cоюза больше нет, а три буквы КГБ сегодня звучат как «страшилка» из давно минувших времен. Однако, все еще живы ветераны разведывательных служб и память о их противостоянии в послевоенные годы. Вместе с ними живет и интерес автомобильных коллекционеров к машинам, на которых проворачивались настоящие шпионские операции. В СССР такие машины (те кто о них знал) любя называли «догонялки».

1. Сколько всего было спецмашин в СССР?


За весь советский период на ГАЗе по заказу КБР было сделаны сотни машин. Первой была «Победа» М20Г в 6-цилиндровой модификации, с механической коробкой передач. Всего таких было выпущено 100 штук. Второй была «Волга»-23, которых было выпущено 603 штуки для КГБ. После этого была 24 и 25 модели с мотором от «чайки», а также их модификации.

2. Шпионский автомобиль выглядел, как обычная «Волга»?


Советские шпионские автомобиль (как и шпионские авто других стран) внешне были неотличимы от серийных гражданских машин. Однако начинка таких автомобилей всегда значительно превосходила не только серийные модели, но и некоторые опытные образцы. Так, например, «Победа» М20Г была на 10 км\ч быстрее самого скоростного гражданского авто своего времени. Более того, машины КГБ часто получали автоматическую коробку передач. Кстати, даже в этом случае, рычаг автоматической коробки передач внешне выглядел как самый обычный «гражданский».

3. Можно ли было распознать шпионскую «Волгу»?


Сделать это мог только настоящий профессионал. Дело в том, что звук двигателя машин КГБ все-таки отличался от звука двигателя серийных моделей по очевидной причине: звучание 8 цилиндров отличается от 4 и 6. Также, из-за более мощных двигателей такие машины нуждались в двух выхлопных трубах. Конструкторы смогли «изящно» замаскировать их, соединив на выходе в одну, однако заглянув под такую «Волгу» в ней быстро узнавалась совсем не гражданская версия.

4. Разведчики гоняли на черных «Волгах»?


Выражение «черный воронок» настолько плотно вошло в народное сознание с самых темных советских времен, что вместе с ним укоренился миф, будто бы все машины КГБ были черного цвета. Конечно, это не так. Красились шпионские «Волги» в самые разные расцветки, даже под такси. Все для того, чтобы сливаться в потоке автомобилей. Коллекционеры, к которым в руки попадали специальные продукты ГАЗ, рассказывали, что находили на «Волгах» по 5-10 слоев краски. Это указывает на то, что машину могли перекрашивать, если она «засветилась».

Государственные, в том числе специальные «Волги» могли быть черного цвета, однако, как правило, это были кортежные автомобили.

5. Для чего нужны были специальные «Волги»?


С самого начала КГБ позиционировало специальный автомобиль как «машину наружного наблюдения». В первую очередь они были нужны для слежки за гостями из других стран. Иномарки в Советском союзе были редкостью, как правило, на них ездили журналисты и сотрудники иностранных посольств. Для наблюдения за ними и создавались такие машины. Больше всего сотрудников КГБ интересовали иномарки с индексом Д004 – это были американские послы. К слову, на таких номерах обозначала профессию владельца авто, а цифры – страну.

6. «Волга» КГБ была засекречена?


Нет, ни одна машина, поставленная на вооружение КГБ, не была засекречена. Вся техническая документация по улучшенным автомобилям была свободная доступна и не являлась государственной тайной. Так что о создании «заряженных» моделей все знали. Подвох был в том, что засекречена от и до была абсолютно вся дополнительная начинка таких машин, например, средства связи.

К слову, многие из этих аксессуаров не рассекречены КГБ и сегодня, а потому данный вопрос представляет собой этакую область мифов, легенд и писательских фантазий. Были ли у КГБ меняющиеся номера – сказать сложно, но достоверное известно, что автомобиль мог включать фары по отдельности.

7. А как «хоронили» шпионские машины?


Рано или поздно любая «Волга» КГБ вырабатывала свой ресурс или выходила из строя. В этом случае, с машины снималось все дополнительное оборудование и улучшенные механизмы, например, более мощный двигатель менялся на тот, что устанавливали на серийные авто. Так, ветеран советской разведки маскировался в последний раз и уходил на пенсию, попадая на вторичный рынок.

У Советского Союза до самого его конца было много секретов и тайн. Некоторые из них очень страшны и пугающие. Хотите ли вы узнать, и для чего он был создан?

У советских автомобилей, о которых пойдёт речь, были совершенно неожиданные обязанности. Они должны были вести наблюдение за иностранцами и диссидентами, преследовать подозрительные авто и сопровождать машины высших и партийных советских работников. В эту же категорию входили и спецавтомобили для оказания медицинской экстренной помощи тем, для кого были предназначены правительственные кортежи.

ГАЗ М-20Г (1955–1958 гг.)

Легковая «Победа» с 4-цилиндровы двигателем и 50 «лошадками» под капотом привлекала особое внимание и военных, и сотрудников КГБ. По заказу последнего в середине 1950-х на Горьковском автозаводе начали выпускать более мощный и быстроходный спец автомобиль М-20Г. Эта машина внешне ничем не отличалась от серийных автомобилей М-20 и М-20В. А вот над его начинкой поработали, установив 60целиндровый мотор мощностью 90 л.с., 100-литровый бензобак, задний мост от ГАЗ-12 и гидромеханическую трансмиссию. Автомобиль был оборудован специальными звуковыми сигналами и средствами радиосвязи.

Правда, М-20Г на дороге оказался плохо управляемым и чересчур тяжёлым. Но при этом его скорость увеличилась до 132 км/ч, а до «сотни» машина разгонялась всего за 30 секунд. Всего с конвейера сошло около 100 таких авто.

ГАЗ-23 (1962–1970 гг.)

В 1962 году свет увидел ещё один спец автомобиль, созданный на Горьковском автозаводе. Базой для новинки стала серийная модель ГАЗ-21М Волга. На этот автомобиль установили автоматическую трансмиссию от представительской Чайки ГАЗ-13 и 8-цилиндровый двигатель мощностью 195 л.с.

От обычной модели это авто отличалось усиленным кузовом и ходовой частью, литыми тормозными барабанами и тормозными накладками из жаропрочного материала. Кроме этого в спец автомобиле были использованы стекла из триплекса и устройство запирания капота из салона.

Конструкторы увеличили снаряжённую массу авто до 1780 кг, что повлекло повышение расхода топлива. Но при этом время разгона до 100 км/ч сократилось в 2 раза, а максимальная скорость возросла до 160 км/ч.

Спец автомобили ГАЗ-24 (1972–1997 гг.)

Начало 1970-х ознаменовалось появлением нового семейства спец автомобилей, который были выпущены на базе серийных легковых автомобилей ГАЗ-24 Волга. Машины выпускались именно для КГБ СССР. ГАЗ-24-24 получил прозвище «наблюдала». Как правило, он выпускался в неярких цветах, благодаря чему авто терялось в автомобильном потоке. Модель ГАЗ-24-25 прозвали «догонялкой». Её отличительными особенностями был чёрный цвет кузова и улучшенная отделка салона. Предназначался автомобиль в первую очередь для сопровождения правительственных кортежей.


Спецмашина наблюдения ГАЗ-24-24, внешне не отличавшаяся от обычной Волги

Основные агрегаты машинам достались от первой «Чайки», но появились спецсигналы за радиаторной решеткой, сигнально-предупредительные фары на бампере и высокая антенна на крыле справа для мощного радиооборудования. До «сотни» автомобиль разгонялся всего за 15 секунд, а его максимальная скорость увеличилась до 190 км/ч. Всего с 1972 до 1988 года было собрано 1034 таких авто.


На базе модернизированного седана ГАЗ-24-10 собирали спец автомобиль ГАЗ-24-34, на котором был установлен 8-цилиндровый мотор мощностью 220 л.с. На эти автомобили по заказу устанавливали кондиционер, монтировали дорогую обивку и даже механизм, позволяющих менять номерные знаки. В период с 1985 по 1993 годы было выпущено 245 таких авто.


В 1979 году среди спец автомобилей появилась опытная 120-сильная модель ГАЗ-3101 с прямоугольными фарами, преобразованная затем в ГАЗ-3102. На основе этого автомобиля собирали две спецмашины, укомплектованные в соответствии с требованиями КГБ, а потом и ФСБ. Одна из них — ГАЗ-31012 с 195-сильным двигателем — была самой обычной «наблюдалкой».


Вторая же модель была действительно интересной — совершенно секретная и особо прочная машина ГАЗ-31013. Этот автомобиль с низкой посадкой и сегодня считается самым надёжным советским авто. Из особенностей модели стоит отметить усиленный кузов с мощнейшей звукоизоляцией, телескопические антенны и дополнительные световые приборы.


Один из лучших автомобилей СССР, который шел на экспорт — ГАЗ-31013

Спец автомобили серии Чайка (1973–1982 гг.)

Когда появился автомобиль ГАЗ- 13 с 8-цилиндровым двигателем мощностью 195 л.с. и автоматической коробкой передач, то места ему в системе КГБ не нашлось. Несколько экземпляров таких машины были поставлены в страны соцлагеря – эскортные «Чайки» с поручнями вдоль крыши с люком и убиравшимися подножками.


Но в 1973 году по заказу 4-го ГУ Минздрава СССР на базе «Чайки» начали создавать вместительные скоростные машины для медслужбы. Они шли последними в правительственных кортежах, их использовали для доставки важных персон в медицинские учреждения.

Собирал ГАЗ-13 «скорая помощь» Рижский автобусный завод. Это были автомобили с полным комплектом медоборудования, с продольными носилками и застеклённым кузовом. Эти машины были окрашены в чёрный цвет, за что их окрестили «Черная докторша». Всего до 1982 года было собрано около двух десятков машин. Несколько из них использовались в качестве похоронных катафалков. Для «простых смертных» эти автомобили были признаны громоздкими и очень дорогими.


ЗИЛ-114ЕА (1975–1979 гг.)

Московский автозавод имени И. А. Лихачева начал выпуск спецмашин для КГБ в 1970-х, а завершил свою деятельность широким модельным рядом спецтехники для охраны, сопровождения и оперативного медобслуживания, а также лимузинами для государственной и партийной верхушки СССР.


ЗИЛ-4104 (1976–2000 гг.)

Базой для спец автомобилей ЗИЛ стал 7-местный лимузин ЗИЛ-4104 мощностью 315 «лошадок», который собирался вручную с 1976 года. На этой базе появились ЗИЛ-41045 и ЗИЛ-41047, и до 2000 ода было собрано 12 таких машин, среди которых были автомобили охраны, связи, сопровождения и медслужбы.


Самым известным в этом семействе был ЗИЛ-4104, который называли «кремлёвская скорая». Его использовали для доставки первой помощи и комфортной доставки элитных пациентов в ЦКБ. Кстати, этот просторный автомобиль с носилками из натуральной кожи и местом для трёх врачей без проблем преобразовывался в катафалк.


Уже в 1980-е это автосемейство пополнилось автомобилем спецсвязи ЗИЛ-41043 с параболической антенной и экранированной защитой. А две последние машины спецсвязи были выпущены в 2000 году.

ЗИЛ-41072 Скорпион (1989/1999 гг.)

В 1987 на ЗИЛе начали создание бронированного лимузина ЗИЛ-41052 для Президента СССР. Через год появился ЗИЛ-4107. В 1987 году увидел свет пятиместный автомобиль сопровождения и охраны ЗИЛ-41072 «Скорпион». Его конструктором был А. Горчаков, а автомобиль сразу прозвали «телохранителе».
Эта машина могла выполнять на дороге роль так называемого «чистильщика». Авто замыкало или возглавляло кортежи важных персон. При необходимости, не сбавляя скорости, «Скорпион» мог отбрасывать в сторону препятствия или посторонние авто, создающие, по мнению охраны, опасность для сопровождаемых персон.


Скорпион играл роль так называемого автомобиля-чистильщика, обычно возглавлявшего или замыкавшего скоростные кортежи первых персон государства. Он мог с ходу, не сбавляя скорости, отбрасывать в сторону посторонние машины или препятствия, которые, по мнению охраны, создавали опасность сопровождаемым лицам.

На машине были предусмотрены спецсигналы, несколько антенн, поручни на крыше и задние стойки, которые позволяли вести внешнее наблюдение, а в случае необходимости и оборону машины. Из выдвижного люка на крыше можно было вести обстрел. Заднее стекло откидывалось, если необходимо было усилить огневую мощь. Длина «Скорпиона» была 6,3 метра, а масса 5,5 тонн. Максимальная скорость машины – 190 км/ч.


Когда ЗИЛ пришёл в упадок, никто в РФ на производство спецтехники и правительственных авто не замахивался – их предпочитают покупать за рубежом.