Пдд сигналы машин. Применение специальных звуковых и световых сигналов – кому разрешено

Вопрос Ответ
Да, Правила дорожного движения разрешают использовать специальные звуковые и световые сигналы, но это строго регламентируется действующим законодательством.
Причина применения специальных сигналов обусловлена тем, чтобы была возможность оповещать других участников дорожного движения.
Синий проблесковый маячок может использоваться:

Скорой медицинской службой.

Полицией (в т. ч. и ГИБДД). Противопожарной службой.

Аварийно-спасательной службой. Прокуратурой.

Службой перевозок Центробанка и Гохрана.

Автоинспекцией военного ведомства. Спецслужбой Минсвязи.

Спецслужбой Минюстиций.

Федеральной Службой Охраны.

Сине-красный проблесковый маячок может использоваться:

Полицией.

Федеральной Службой Охраны.

Федеральной Службой Безопасности.

Автоинспекцией военного ведомства.

Им должны принять все необходимые меры по обеспечению беспрепятственного проезда специального транспорта.
Такой маячок используется в случаях, когда:

Выполняются строительные работы;

Ремонтируется дорога;

Происходит погрузка, транспортировка и разгрузка сломанных (разбитых) ТС;

Перевозятся потенциально опасные грузы;

Перевозятся детские группы;

Производится сопровождение ТС, перевозящих опасные грузы;

Производится сопровождение пешеходов или велосипедистов, организованных в соответствующие группы.

Чтобы привлечь внимание очевидцев, которые могли бы заметить попытку нападения на автомобиль со специальным сигналом. Маячок включается со специальной звуковой сиреной.

Правилами дорожного движения разрешено применение специальных звуковых и световых сигналов.

Однако порядок применения жестко регламентирован действующим законодательством.

В случае несанкционированной установки и использования средств спецсигналов автовладелец рискует получить штраф (см. ниже).

Общая информация

Специальные сигналы применяются для оповещения иных участников дорожного движения. Каждый из них несет свою функцию, если одни являются просто предупреждающими, то вторые требуют от остальных участников дорожного движения совершения каких-либо действий.

Спецсигналы, указанные в третьем разделе ПДД можно использовать, только имея на то соответствующее разрешение.

Список структур, имеющих право на применение световых и звуковых сигналов, устанавливается правительством РФ. В свою очередь, должностные лица установленных структур определяют конкретный список автомобилей, на которых будут установлены средства для подачи световых (звуковых) спецсигналов.

Типы спецсигналов

На территории Российской Федерации используются следующие типы спецсигналов:

  • Синий проблесковый маячок. Может сопровождаться звуковым сигналом.
  • Синий и красный проблесковые маячки. Может сопровождаться звуковым сигналом.
  • Желтый или оранжевый проблесковый маячок.
  • Бело-лунный проблесковый маячок. Может сопровождаться звуковым сигналом.

Таковой список определен третьим разделом Правил дорожного движения. Этим же разделом установлены правила пользования световыми и звуковыми спецсигналами.

Синего и сине-красного цвета

Синий проблесковый маячок могут использовать:

  1. Скорая медицинская служба.
  2. Полиция (в том числе и ГИБДД).
  3. Противопожарная служба.
  4. Аварийно-спасательные службы.
  5. Прокуратура.
  6. Служба перевозок Центробанка и Гохрана.
  7. Спецслужба Министерства связи.
  8. Спецслужба Министерства юстиций.

Из них, проблесковый маячок красного света могут использовать:

  1. Полиция.
  2. Автоинспекция военного ведомства.

При этом красный маячок может использоваться только совместно с синим, а не вместо него.

Включать синий (сине-красный) спецсигнал можно только при выполнении важного, экстренного служебного задания: поимка преступника, следование к больному или к месту пожара и т.д. В том числе использовать сине-красный маячок можно при сопровождении организованной колонны транспортных средств (или одного ТС). В таком случае сопровождаемые ТС приравниваются к тем, на которых включены спецсигналы.


При использовании синих или сине красных маячков водитель может не соблюдать сигналы светофора, правила дорожных знаков, разметки и прочее. В том числе он может двигаться по встречной полосе дорожного движения. Единственное, водителю запрещено нарушать сигналы дорожного регулировщика, однако тот при виде автомобиля с включенными спецсигналами обязан незамедлительно обеспечить проезд для него. Пользоваться своим преимуществом водитель может только при условии, что он убедится в безопасности дорожного движения, так как с него не снимается ответственность за совершенное ДТП.

Увидев световые маячки синего и красного цветов, и услышав звуковой сигнал, иные участники дорожного движения должны обеспечить беспрепятственный проезд спецтранспорту: принять к обочине, уступить дорогу на повороте (перекрестке) и т.д.

Пешеходы и велосипедисты, которые собирались пересечь дорогу по оборудованному переходу, должны остановиться и дождаться, пока проедут ТС с включенными спецсигналами.

Всем водителям запрещается обгонять машину с включенными маячками. Исключение – когда указанная машина стоит на месте. В таком случае водители должны притормозить до такой скорости, чтобы иметь возможность немедленно остановиться (как правило, стоящая машина с включенными синими маячками сообщает об опасности впереди).

Желтого или оранжевого цвета

Оранжевый проблесковый маячок могут использовать транспортные средства:

  • При выполнении строительных работ;
  • При ремонте дорожного полотна;
  • При погрузке, перевозке и разгрузке сломанных (разбитых) транспортных средств;
  • При перевозке опасных грузов: легковоспламеняющихся (бензин, дизельное топливо), крупногабаритных, ядовитых и пр.;
  • При перевозке организованной группы детей;
  • При сопровождении транспортных средств, перевозящих опасные грузы;
  • При сопровождении организованной группы велосипедистов или пешеходов.

Включать маячок можно непосредственно при выполнении указанных действий.


Желтый и оранжевый специальные сигналы не дают никаких преимуществ водителям перед остальными участниками дорожного движения. Они лишь сообщают о повышенной опасности транспортного средства и акцентируют на этом внимание остальных водителей. В то же время, при выполнении строительных, ремонтных и некоторых других работ транспортным средствам разрешается немного отступать от требований нескольких дорожных знаков и видов разметки. Например, они могут игнорировать знак «Остановка и стоянка запрещены».

Бело-лунного цвета

Проблесковые маячки бело-лунного цвета могут устанавливаться только на автомобилях почтовой связи и транспортных средствах, перевозящих ценные грузы: деньги, драгоценные металлы и прочее. Так, указанный сигнал используют автомобили инкассаторской службы.

Маячок бело-лунного цвета включается только при прямой опасности нападения на указанное транспортное средство (например, при попытке ограбить). Водитель при этом не получает преимущества перед иными участниками дорожного движения: он также должен соблюдать требования дорожных знаков, разметки и прочих правил дорожного движения.

Бело-лунный маячок служит для привлечения внимания, чтобы очевидцы могли заметить попытку нападения на транспортное средство со спецсигналом. Вместе с маячком всегда включается специальная звуковая сирена.

Ответственность за незаконную установку специальных сигналов

Как указано выше, за несанкционированную установку и использование средств для подачи спецсигналов в отношении ответственных лиц может быть применено административное наказание согласно статье 12.4 КоАП. Так, пункт 2 статьи предусматривает следующую ответственность за незаконную установку перечисленных выше спецсигналов:

  • Физическое лицо – штраф 5 000 рублей;
  • Должностное лицо, которое допустило машину к использованию (при условии, что автомобиль принадлежит какой-либо организации) – штраф 20 000 рублей;
  • Юрлицо, которому принадлежит авто – штраф 500 000 рублей.

При этом во всех случаях помимо штрафа за проблесковый маячок предусмотрено снятие и безвозвратная конфискация средств для подачи спецсигналов. Ответственное лицо может быть наказано даже в том случае, если водитель не включал специальные сигналы, а просто двигался по дорогам общего пользования на указанном транспортном средстве. Если это возможно, средства для подачи специальных сигналов будут конфискованы прямо на месте, если нет – машину отправят на штрафстоянку.


ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ СВЕТОВЫХ И ЗВУКОВЫХ СИГНАЛОВ, УСТАНОВЛЕННЫХ НА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВАХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ

I. Общие положения

1. Инструкция о порядке применения специальных световых и звуковых сигналов, установленных на транспортных средствах органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, регламентирует порядок применения специальных световых (проблесковых маячков) и звуковых сигналов водителями транспортных средств органов внутренних дел и внутренних войск МВД России (далее - органов и войск МВД России).

2. Выдача разрешений на установку специальных световых и звуковых сигналов на транспортные средства органов внутренних дел и войск МВД России осуществляется главным государственным инспектором безопасности дорожного движения Российской Федерации или его заместителями, а также главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения субъектов Российской Федерации, районов и городов по месту регистрации транспортных средств. Выдача разрешений осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 января 1996 г. N 3 "Об упорядочении использования специальных сигналов и особых государственных регистрационных знаков на автотранспорте" (СЗ РФ, 1996, N 3, ст. 184; 1997, N 6, ст. 738).

3. Установка специальных световых и звуковых сигналов на транспортных средствах органов и войск МВД России осуществляется согласно ГОСТ Р 50574-93 "Автомобили, автобусы и мотоциклы специальных и оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования".

Запрещается размещать и использовать проблесковые маячки на задней и передней панели салона автомобиля.

4. Дополнительные проблесковые маячки красного цвета могут устанавливаться только на транспортных средствах органов и подразделений ГИБДД МВД России, а также военной автомобильной инспекции внутренних войск МВД России.

II. Порядок применения специальных световых и звуковых сигналов

5. Водители транспортных средств органов и войск МВД России могут применять специальные световые и звуковые сигналы только в необходимых случаях для обеспечения выполнения неотложных служебных заданий, в том числе:

5.1. При следовании:

На места совершения преступлений, административных правонарушений, дорожно - транспортных происшествий, массовых беспорядков;

К местам пожаров, стихийных бедствий, катастроф, аварий;

К объектам, находящимся под охраной (контролем) органов внутренних дел, при срабатывании на них охранной (охранно - пожарной) сигнализации;

При проведении учений (тренировок).

5.2. При получении сообщений:

О случаях использования оружия;

Об установке взрывных устройств либо их срабатывании.

5.3. При получении приказа (распоряжения, указания) о преследовании преступников, скрывающихся на транспортном средстве, при задержании водителя, не выполнившего законное требование сотрудника милиции об остановке транспортного средства, а также водителей мотоциклов, участвующих в групповом передвижении и создающих помехи для дорожного движения.

5.4. При доставлении в лечебные учреждения пострадавших лиц.

5.5. При осуществлении сопровождения (эскортирования) автомобилей специального назначения.

5.6. При сопровождении в установленном порядке транспортных средств с крупногабаритными, тяжеловесными и (или) опасными грузами, а также колонн транспортных средств.

5.7. В других случаях, когда в условиях недостатка времени выполнение неотложного служебного задания не может быть обеспечено другими средствами и способами.

III. Особенности использования специальных световых и звуковых сигналов

6. На транспортных средствах органов внутренних дел МВД России, имеющих специальную цветографическую окраску, при выполнении неотложного служебного задания специальный световой сигнал должен быть включен на всем пути следования автомобиля. В период с 7 до 23 часов в населенных пунктах и в любое время суток вне них одновременно со специальным световым сигналом должен быть включен специальный звуковой сигнал.

7. При следовании колонн автомобилей, оборудованных специальными световыми и звуковыми сигналами, или при сопровождении колонн транспортных средств одновременно с включенным специальным световым сигналом звуковой сигнал с соблюдением требований пункта 6 настоящей Инструкции могут использовать только водители головной и замыкающей машины колонны или сопровождения.

8. Применение специальных световых и звуковых сигналов не освобождает водителей от ответственности за совершение по их вине дорожно - транспортных происшествий.

9. При проезде перекрестков, при обгоне транспортных средств, в том числе с выездом на полосу встречного движения, и в других случаях одновременное включение специальных световых и звуковых сигналов производится водителями заблаговременно в зависимости от конкретной дорожной обстановки. При необходимости проезда регулируемого перекрестка на запрещающий сигнал светофора водитель должен снизить скорость движения вплоть до остановки с целью обеспечения безопасности и убедиться, что другие участники дорожного движения восприняли специальные световые и звуковые сигналы и приняли необходимые меры предосторожности.

10. При движении транспортных средств органов и войск МВД России с включенным синим специальным световым сигналом его водители должны строго придерживаться требований раздела 3 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 47, ст. 4531).

11. При необходимости для дополнительного оповещения участников дорожного движения о проезде автотранспорта с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами следует пользоваться громкоговорящей установкой.

12. За нарушение порядка применения специальных световых и звуковых сигналов, определенного настоящей Инструкцией, водители транспортных средств органов и войск МВД России, а также должностные лица, ответственные за использование этих транспортных средств, привлекаются к дисциплинарной ответственности.

P.S.
В соответствии с пунктом 38 Правил по охране труда в подразделениях Государственной противопожарной службы Министерства Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий (утверждены приказом от 31 декабря 2002 г. N 630): "... применение специальных сигналов на пожарных автомобилях регламентируется нормативными правовыми актами МВД России.
Запрещается пользование специальным звуковым сигналом при
следовании автомобиля не на вызов (пожар) и при возвращении в
подразделение ГПС."

Казалось бы, избитая тема. Но рядовые водители (особенно малоопытные) очень часто впадают в ступор, наблюдая движение транспортных средств с включенными «мигалками» и «сиренами» (или «крякалками»).

При этом дорожная ситуация меняется мгновенно, и она требует четкого принятия решений, а не копания в знаниях, полученных при обучении в автошколе и сокрытых в укромных уголках памяти. В крупных городах подобное положение вещей – это бич водителя, мгновенно приводящий к пробке или затору.

Предлагаем детально разобраться в ситуации с применением спецсигналов – как в теории ПДД, так и в реальной практике дорожного движения. Отметим сразу то обстоятельство, что теория и практика организации дорожного движения несколько разнятся в подходах к решению проблемы «мигалок».

Типы «мигалок»

Правила знают только три типа проблесковых маячков («мигалок»).

1. Проблесковый маячок синего (или синего и красного) цвета

Знакомьтесь, это — самый привилегированный маячок. Водители транспорта, оснащенного такими «мигалками» — это короли дороги. Им позволительно игнорировать львиную долю ПДД.

Синие проблесковые маячки устанавливаются на специальных автомобилях «великолепной четверки» — служб 01, 02, 03, 04. на поверхностях таких авто наклеиваются специальные цветографические схемы (например, «03», «Скорая помощь»; «02», «Полиция» и пр.).

Подобными же счастливчиками являются транспортные средства, перевозящие правительственных чиновников и парламентариев федерального уровня, а также высших должностных лиц уровня субъектов Российской Федерации. Правда, цветографические схемы им не полагаются.

Как дополнительный к синему, красный цвет «мигалки» достался автомобилям ГИБДД, ВАИ, ФСО, ФСБ, которые предназначены (преимущественно) для выполнения функций сопровождения или участия в составе организованных транспортных колонн.

Узнать такие транспортные средства тоже не трудно: и на их поверхности наносятся специальные цветографические схемы (например, ДПС, ВАИ и пр.).

2. Проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета

Такая «мигалка» должна монтироваться на три типа специальных автомобилей, предназначенных для:

  • осуществления работ по содержанию, ремонту или строительству дорог;

  • эвакуации или перемещения транспортных средств;

  • перевозки крупногабаритных, опасных или тяжеловесных грузов (или сопровождения таких транспортных средств).

Данный проблесковый маячок тоже дает водителю некие права по игнорированию отдельных разделов ПДД именно из-за их неповоротливости или опасности перевозимого груза.

3. Проблесковый маячок бело-лунного цвета

Автомобили ФПС (Федеральной почтовой связи), а также транспорт, предназначенный для перевозки ценностей (например, инкассация) могут снабжаться «мигалкой» цвета чайной розы (или ряженки).

Это самый бесправный проблесковый маячок.

Королевские права «синих ведерок»

Иными словами, водитель спецавтомобиля с включенной синей (или синей и красной) «мигалкой» имеет законное право проигнорировать:

  • все линии разметки;
  • любые сигналы светофора;
  • правила маневрирования;
  • принципы расположения ТС на проезжей части;
  • любые скоростные ограничения;
  • требования, касающиеся обгона, опережения, встречного разъезда, остановки и стоянки;
  • правила проезда перекрестков (кроме тех, на которых действуют сигналы регулировщика);
  • правила проезда особых участков дороги (пешеходных переходов, железнодорожных переездов, жилых зон и пр.).

Иными словами, подавляющая часть требований, которые предъявляются к рядовому водителю, могут быть с легкостью проигнорированы владельцами включенного «синего ведерка».

Такие привилегии даруются водителю по одной причине: он наделен особыми государственными полномочиями при выполнении специального оперативного задания. Для максимально эффективного решения поставленных задач государство и выдает подобный карт-бланш, позволяющий столь фривольно относиться к требованиям ПДД.

«Синие ведерки» — почти Боги

Право водителей «синих ведерок» игнорировать добрую часть ПДД – это только одна сторона вопроса. Вторая часть проблемы – это преимущество перед другими участниками дорожного движения, которое даруется таким водителям.

Однако в процессе реального движения оперативные спецслужбы с включенными «мигалками» синего (или синего и красного) цвета вступают в неминуемый конфликт с другими участниками дорожного движения, которые в тот самый момент могут пользоваться преимуществом. К таким участникам можно отнести:

  • водителей, едущих по зеленому светофору или по главной дороге;
  • пешеходов, передвигающихся по пешеходному переходу;
  • вагоновожатых (водителей трамваев), которые в подавляющем числе случаев пользуются преимуществом перед безрельсовыми транспортными средствами и пр.

Кроме того, не заметить световой сигнал – «мигалку» — очень легко. Поэтому, для того чтобы воспользоваться своим преимуществом, водители спецавтомобилей должны включать (параллельно со световым) специальный звуковой сигнал – «сирену» или «крякалку». Только в этом случае – при сочетании обоих сигналов – простым смертным водителям и пешеходам предписывается уступать дорогу «синим ведеркам».

Некоторые водители полагают, что при появлении «сирены» и «мигалки» нужно немедленно остановиться на обочине или на краю проезжей части. Однако это далеко не так.

Согласно ПДД, водителю предписывается уступить дорогу таким спецавтомобилям и предоставить им возможность беспрепятственного проезда. И на многополосной дороге, к примеру, достаточным действием будет перестроение на соседнюю полосу с продолжением движения по намеченному маршруту.

Однако при наличии двухполосной дороги останавливаться как раз и придется, так как только в этом случае водитель сможет предоставить преимущество «синему ведерку».

И не стоит забывать, что преимуществом пользуется не только такой спецавтомобиль, но и все сопровождаемые им транспортные средства (например, в составе организованной транспортной колонны). Узнать такие ТС можно по включенному на них ближнему свету фар.

Не все «синие ведерки» запрещено обгонять

Пресловутый водительский стереотип – нельзя обгонять синюю «мигалку». А некоторые автолюбители, вообще, доходят до абсурда, когда отказываются от обгона автомобиля ДПС, на котором даже не включен проблесковый маячок. Внесем ясность.

Правила вводится однозначный запрет на обгон только следующих транспортных средств:

  • спецавтомобилей с цветографическими схемами, на которых включен синий (или синий и красный) проблесковый маячок, а также специальный звуковой сигнал;
  • транспортных средств, сопровождаемых указанным выше спецавтомобилем.

Следовательно, если поверхности автомобиля с «мигалкой» и «сиреной» не оснащены какими-то цветографическими схемами, выдающими его принадлежность к спецслужбам, то обгонять такие транспортные средства разрешается (например, машину депутата).

Правда, сделать это без нарушения скоростного режима, скорее всего, не получится.

И еще момент. Запрещается именно обгон, а не опережение спецавтомобилей, оснащенных световым и звуковым сигналами. Поэтому движение по соседней (не встречной!) полосе с целью опережения такого авто не будет считаться нарушением ПДД.

«Синее ведерко»: снижай скорость

Включенная «мигалка» говорит о какой-то нестандартной ситуации на дороге. И если спецавтомобиль спешит куда-то, ему должно уступать дорогу. Это нормально. Но вот он добрался до своей цели и расположился в пределах дороги с включенным проблесковым маячком. Что Правила говорят по этому поводу?

Рядовой водитель, приближаясь к таком транспортному средству, обязан снизить скорость до такой степени, чтобы иметь возможность незамедлительно остановиться при первой же необходимости. Это могут быть требования оказания помощи, участия в составлении протокола и многого другого.

Желтый (или оранжевый) проблесковый маячок

Отметим сразу же: никакого преимущества в движении такая «мигалка» своему обладателю не предоставляет. Возникает вопрос о смысле использования проблескового маячка. И он есть.

1. Проблесковый маячок желтого (или оранжевого) цвета предупреждает других участников движения об опасности перевозимого груза (в силу его химических свойств, размера или массы) или опасности при проведении работ, осуществляемых в пределах дороги.

2. Включенная «мигалка» желтого или оранжевого цвета на транспорте, осуществляющем выполнение работ по содержанию, ремонту или строительству дорог, а также эвакуации или перемещения транспортных средств, дает возможность водителю игнорировать ряд требований ПДД (при соблюдении мер безопасности):

а) предписания дорожной разметки;

б) предписания дорожных знаков (за исключением знаков 2.2 «Конец главной дороги»; 2.4 «Уступите дорогу»; 2.5 «Движение без остановки запрещено»; 2.6 «Преимущество встречного движения»; 3.11 «Ограничение массы»; 3.12 «Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства»; 3.13 «Ограничение высоты»; 3.14 «Ограничение ширины»; 3.17.2 «Опасность»; 3.20 «Обгон запрещен»);

в) предписания ПДД в части пунктов 9.4 — 9.8 (правила «полосности» движении), 16.1 (ограничение движения по автомагистрали).

При перевозке крупногабаритных грузов и сопровождении такой перевозки водителю разрешается отступать только от требований дорожной разметки.

Таким образом, «мигалка» желтого или оранжевого цвета позволяет, во-первых, предупредить об опасности транспортного средства; во-вторых, дарует некоторые привилегии своему обладателю, столь необходимые при выполнении профессиональных обязанностей.

Бело-лунная «мигалка» практически бесполезна

Бело-лунный проблесковый маячок – самый бесправный. Он не дает никакого преимущества водителю при движении. Да и включать его можно (вместе со звуковым спецсигналом) исключительно для привлечения внимания при совершении нападении на спецавтомобиль, перевозящий ценные грузы.

Наверное, поэтому некоторые водители таких транспортных средств просто-напросто демонтируют относительно бесполезную «мигалку» и отказываются от ее использования.

Когда вблизи по дороге двигается автомобиль с мигалкой, некоторые теряются и стараются любыми способами освободить трассу, другие, наоборот, продолжают движение как ни в чем ни бывало. Водителю очень важно понимать, когда следует пропускать автомобиль со спецсигналом, а когда нужно проехать самому. Правильная оценка ситуации на дороге позволит избежать аварийной ситуации и нарушения ПДД, которое грозит в 2019 году штрафом.

Когда машины со спецсигналом пропускают

Во избежание путаницы, когда нужно пропустить автомобиль со спецсигналом, законодатели сформировали список конкретных машин, без пропуска которых не обойтись:

  • скорая помощь;
  • пожарная, МЧС;
  • полиция, патруль;
  • ГИБДД;
  • автомобили, которые используются в государственных структурах.

Спецсигналами оснащены также другие транспортные средства, например, транспорт, фигурирующий при ремонте дорог и перевозке опасных и крупногабаритных грузов. Но такие автомобили не всегда имеют привилегии перед другими участниками дорожного движения.

Положения ПДД гласят, что, если на горизонте появилась машина с мигалками, задача водителя – освободить ряд чтобы транспорт проехал.

Однако если нет возможности перестроиться – занята соседняя полоса, – нарушать правила нельзя, а значит, и уступать тоже. Если автомобиль с мигалками, используемый в ремонте дорожного покрытия, стоит посередине дороги, он привлекает к себе внимание, указывая на аккуратный объезд.

Штраф, если не уступил дорогу машине со спецсигналом

Ситуации, когда в 2019 году у водителя может возникнуть потребность, перейдя в другой ряд, уступить дорогу:

  1. Если около перекрестка двигается специальная техника.
  2. Если спецтранспорт переходит в ряд, по которому движется ваш автомобиль.
  3. Машина с мигалками осуществляет маневр поворота.

Допустим, водитель нарушил ПДД и не уступил дорогу машине с мигалками, что ему за это грозит в 2019 году? На самом деле наказание не такое уж большое – штраф, полагающийся за непропуск машины со спецсигналом, в небольших городах России насчитывает всего 500 рублей, в Питере и Москве чуть больше.

Такие штрафные санкции действуют только для тех автомобилей, на кузове которых в дополнение присутствует цветографическая схема. Если же она отсутствует, штраф снижается до 100-300 рублей.

Судебной практике известны длительные судебные прения, в ходе которых сотрудники ГИБДД пытались доказать правонарушение водителя, но ПДД настолько несовершенны, что если водителя защищает знающий юрист, протокол о правонарушении, скорее всего, отзовут. Например, известны случаи, когда собственнику машины выписали штраф за то, что он не уступил дорогу скорой, на которой не был включен маяк по причине неисправности. В суде доказали, что неисправность спецсигнала – отнюдь не проблема водителя, поэтому штраф считается неправомочным.

Могут ли лишить водительского удостоверения

Если правонарушение было очевидным, водителю придется не только внести штраф за непропуск машины, которая едет со спецсигналом, но также на 3 месяца расстаться с правами. Такое возможно если водитель остановлен за нарушение ПДД сотрудником ГИБДД на месте совершения проступка. Постановление невозможно обжаловать, только если водитель не перешел на другую полосу движения автомобилю с включенным маяком, в других ситуациях вернуть водительское удостоверение вполне реально.

Не стоит упускать из виду тот факт, что лишиться прав можно, если вы пропустили машину со спецсигналом и в то же время нарушили другие правила ПДД – задели соседнее транспортное средство или обогнали его, создав тем самым аварийную ситуацию, возможно, пересекли пешеходный переход, не пропустив пешеходов.

Водитель, не пропустивший машину со спецсигналом, находящийся в нетрезвом состоянии, заплатит штраф куда больший, плюс ко всему у него изымут права на период от 1 до 3-х лет.

Для обжалования постановления необходимо обратиться в ГАИ или отнести исковое заявление в суд. Большинство водителей, уверенных в своей правоте, отдают предпочтение второму варианту решения проблемной ситуации, т.к. сотрудники ГИБДД редко выносят решение в пользу автолюбителей.

Для подачи жалобы установлен срок 10 дней после получения постановления о совершенном проступке. К жалобе, написанной от руки, прикладывают постановление, справки и фото с места события.

Как правильно уступать дорогу

Чтобы не попасть впросак и миновать проблемы со штрафами ГИБДД, нужно хорошо знать закон. Если рядом появляется автомобиль с включенными спецсигналами и цветовой схемой на кузове, необходимо уступить движение и перестроиться в другой ряд, но только, если этот маневр не нарушает других правил ПДД. Оценить ситуацию нужно таким образом:

  1. Если ваше транспортное средство в эту минуту стоит, дождитесь, пока проедет машина с мигалкой, и только потом трогайтесь с места.
  2. Если машина двигалась, следует приостановиться и пропустить ее вперед.
  3. При перестройке в другой дорожный ряд учитывайте правила и возможность создания аварийной ситуации – допустить последнего нельзя.

Частая картина, которую можно увидеть на дороге – сотрудники ГИБДД патрулируют на перекрестках, наказывая автолюбителей за проступки, в том числе, если задействована скорая помощь или пожарная машина.

Стоит ли повышать штраф за непропуск машины со спецсигналом

Штрафы за нарушение правила о пропуске автомобиля со спецсигналом постоянно растут. Водители вроде бы и не против, только задают один вопрос: в каких целях повышают штрафные санкции? Если для того чтобы пополнить государственную казну за счет тех, кто нарушил – таким образом правительство решает свои финансовые трудности. Если же такие меры реально снижают количество случаев нарушения ПДД, тогда в этом есть смысл.

Водители обычного транспорта и со спецсигналами жалуются на отсутствие у некоторых автолюбителей элементарного уважения к другим участникам движения на дороге. К примеру, если мигалку включают прямо на перекрестке, когда другой собственник авто уже не в силах вовремя среагировать и пропустить скорую.

Водители «скорых», в свою очередь, мечтают о видеорегистраторах, которые могли бы запечатлеть нарушения ПДД. Не мешало бы перенять иностранный опыт заботы о скорых – в Америке каждая машина оборудована специальным пультом, позволяющим в любое время переключать светофоры на зеленый свет, в связи с чем путь для спасения нуждающихся всегда открыт, а спорные моменты сводятся к минимуму.

Такие небольшие пробелы как раз становятся причиной многих негодований, поэтому повышение штрафа только усугубит ситуацию. Опросы психологов показали, что российские водители в большинстве своем воспринимают других участников движения на дороге в качестве соперников, конкурентов и агрессоров, а за границей к соседям на дороге относятся толерантно, с пониманием и сочувствием.