Соединение трубок на двигатель 245 топлива. Дизельные двигатели грузовых автомобилей и тракторов. Запасные части, регулировки и ремонт

___________________________________________________________________________

Детали топливной системы дизельного двигателя Д-245

Топливная система (система питания) Д-245 автомобилей ЗИЛ-5301 Бычок, ГАЗ-3309, МАЗ-4370 Зубренок, в соответствии с комплектацией дизелей, состоит из топливного насоса, форсунок, трубок низкого давления, топливопроводов высокого давления, впускного коллектора, выпускного коллектора, турбокомпрессора, фильтра грубой очистки топлива, фильтра тонкой очистки топлива, воздухоочистителя, топливного бака, охладителя надувочного воздуха, глушителя.

В схеме топливной системы указано средство облегчения пуска дизеля в условиях низких температур окружающей среды - свеча накаливания.

Рис.1 – Схема системы питания (топливная система) дизелей Д-245

1 - топливный бак; 2 – фильтр грубой очистки топлива; 3- трубки топливные низкого давления; 4 – топливный насос высокого давления; 5 – топливоподкачивающий насос; 6 – трубки топливные высокого давления; 7 - фильтр тонкой очистки топлива (неразборный); 8 – воздухоочиститель; 9 - фильтр тонкой очистки топлива (со сменным фильтрующим элементом); 10 – свеча накаливания; 11 – впускной коллектор; 12 – выпускной коллектор; 13 – глушитель; 14 – форсунка; 15 – трубка отвода топлива в бак; 16 - головка цилиндров; 17 – турбокомпрессор; 18 – трубка пневмокорректора; 19 – охладитель надувочного воздуха.

Устройство топливного насоса высокого давления ТНВД дизеля Д-245

На двигателях Д-245 автомобилей ЗИЛ-5301 Бычок, ГАЗ-3309, МАЗ-4370 Зубренок устанавливаются топливные насосы высокого давления ТНВД-773.

Топливный насос высокого давления представляет собой блочную конструкцию, состоящую из четырех насосных секций в одном корпусе, имеющую кулачковый привод плунжеров и золотниковое дозирование цикловой подачи топлива.

Для проверки давления открытия нагнетательных клапанов подайте в головку насоса топливо и, постепенно увеличивая давление, наблюдайте, при каком давлении начинается истечение топлива из сливных трубок. Если это значение не укладывается в пределы 0,04...0,08 МПа, замените нагнетательный клапан или его пружину.

Для регулировки угла начала подачи топлива ТНВД 773 Д-245 необходимо вывернуть штуцер нагнетательного клапана, вынуть его из седла и установить специальное приспособление.

Определить нижнее положение плунжера, затем, вращая кулачковый вал в соответствии с направлением вращения, установите равный 5,45±0,05 мм. Зафиксируйте соответствующее этому положению кулачкового вала значение угла.

При упоре рычага управления регулятором в болт ограничения максимального скоростного режима проведите предварительную регулировку начала выключения подачи топлива. Момент начала движения рейки в сторону выключения подачи топлива должен соответствовать табличному значению. В ином случае регулировку осуществляйте болтом ограничения максимального скоростного режима.

Проверьте величину подачи топлива секциями ТНВД Д-245 автомобилей ЗИЛ-5301 Бычок, ГАЗ-3309, МАЗ-4370 Зубренок на номинальном режиме при давлении воздуха 0,8+1 МПа в полости мембраны корректора по наддуву. Неравномерность подачи по секциям не должна превышать допустимые 3%.

При необходимости отрегулируйте путем разворота корпусов секций топливного насоса 773 или изменением числа регулировочных прокладок под корпусом корректора.

При положении рычага управления на упоре в болт ограничения максимального режима, проверьте соответствие частоты вращения полного выключения подачи топлива. Эта регулировка ТНВД 773 производится изменением предварительной длины пружины регулятора, после чего проверьте выключение подачи топлива рычагом снова.

При отклонении рычага останова на 40-45° от исходного положения подача топлива из всех форсунок при любой частоте вращения кулачкового вала и при любом положении рычага
управления регулятором должна полностью выключаться.

При соответствующей максимальному крутящему моменту частоте вращения подача топлива и давлении воздуха Рк = 0,8-5-1 МПа проверьте цикловую подачу топлива на перегрузки. Регулировку хода штока корректора топливного насоса проводите корончатой гайкой корректора.

Усилие затяжки пружины корректора ограничивается внутренней гайкой прямого корректора. Регулировку антикорректора произведите изменением преднатяга пружины обратного корректора гайкой 12 и ограничением его хода винтом 13.

Рис.2. Внешний вид регулятора ТНВД-773 двигателя Д-245

1 - корректор по наддуву; 2 - болт останова; 3 - рычаг останова; 4 - кронштейн; 5 - болт; 6 - болт регулировки максимальной частоты вращения; 7 - рычаг управления; 8 - болт регулировки
минимальной частоты вращения, 9 - защитный колпак

Рис.3. Регулятор ТНВД-773 дизеля Д-245 в разрезе

1 - корпус регулятора; 2 - крышка регулятора; 3 - крышка смотрового люка; 4 - корпус мембраны; 5 - крышка мембраны; 6 - державка грузов; 7 - груз регулятора; 8 - муфта; 9 - толкатель обратного корректора; 10 - ползун; 11 - главный рычаг регулятора; 12 - рычаг обратного корректора; 13 - пружина обратного корректора; 14 - винт обратного корректора; 15 - рычаг кривошипа; 16 - кривошип; 17 - пружина кривошипа; 18 - серьга; 20 - корпус корректора; 21- корректор; 22 - пружина прямого корректора; 23 - гайка прямого корректора; 26 - гильза главной пружины; 27 - главная пружина; 28 - стакан главной пружины; 29 - ось рычага управления с кулачком; 30 - двуплечий рычаг; 31 - поводок рейки; 32 - тяга рейки; 33 - стартовая пружина; 34 - мембрана; 35 - тарелка мембраны; 36 - втулка штока; 37 - шток; 38 - стопорная шайба; 39 - пружина корректора по наддуву; 40 - наконечник штока; 41 - пружина возвратная; 42 - рычаг выключения подачи; 58 - болт; 62 - пробка.

Цикловую подачу при частоте вращения кулачкового вала 500 мин"1 и промежуточных значениях давления в полости мембраны корректора по наддуву регулируйте изменением предварительного натяга пружины 39 корректора или вращением нижнего корпуса пружины. После окончания регулировки необходимо завернуть стопорный винт.

Регулировку цикловой подачи для ТНВД-773 при отсутствии давления воздуха производите вращением штока 37 при открученной пробке 62 и отогнутой стопорной шайбе 38.

Регулировку величины цикловой подачи на минимальном скоростном режиме холостого хода (18...23 мм3/цикл) производите болтом 8 (рис. 2) при частоте вращения 400 мин"1. Неравномерность подачи топлива по секциям насоса не должна быть более 35% для четырех-секционных и 40% для шестисекционных.

Пусковая подача топлива при 100 мин"1 не должна быть менее 160-180 мм3/цикл. Если пусковая подача недостаточна, то можно вывернуть болт 58 (рис. 3) ограничения пусковой подачи топлива.

Начало выключения пусковой подачи должно быть при частоте вращения кулачкового вала 225±25 мин"1 и полное выключение пусковой подачи - не более чем 280 мин"1. Эту регулировку для ТНВД-773 производите отгибанием планки крепления левого конца пусковой пружины 33.

Форсунки и топливный фильтр дизелей Д-245

Форсунка Д-245 (Рисунок 28) предназначена для впрыскивания топлива в цилиндр дизеля. Она обеспечивает необходимый распыл топлива и ограничивает начало и конец подачи топлива.

На дизелях применены форсунки 455.1112010-50 или 172.1112010-11.01 с осевым подводом топлива, со съемным прижимным фланцем. Значения давления начала впрыскивания для форсунок: 455.1112010-50 – 24,5 МПа; 172.1112010-11.01 – 25,0...26,2 МПа.

Фильтр грубой очистки топлива служит для предварительной очистки топлива от механических примесей и воды. Фильтр грубой очистки состоит из корпуса, отражателя с сеткой, рассеивателя, стакана с успокоителем. Слив отстоя из фильтра производится через отверстие в нижней части стакана, закрываемое пробкой.

Фильтр тонкой очистки топлива служит для окончательной очистки топлива. Фильтр тонкой очистки – неразборный. Возможна установка разборного фильтра со сменным бумажным фильтрующим элементом (Рисунок 4).

Топливо, проходя сквозь шторы бумажного фильтрующего элемента, очищается от механических примесей. В нижней части корпуса фильтра находится отверстие с пробкой для слива отстоя.

Воздухоподводящий тракт двигателя включает воздухоочиститель и патрубки, соединяющие воздухоочиститель с турбокомпрессором, охладителем надувочного воздуха и
впускным коллектором (рисунок 1).

Для очистки всасываемого в цилиндры воздуха служит воздухоочиститель сухого типа с применением бумажных фильтрующих элементов, изготовленных из специального высокопористого картона. Воздухоочиститель имеет две ступени очистки - основной и контрольный бумажные фильтрующие элементы.

Воздух под действием разрежения, создаваемого турбокомпрессором дизеля, проходя через воздухоочиститель, очищается от пыли и поступает в нагнетательную часть турбокомпрессора, откуда под давлением, проходя через охладитель наддувочного воздуха, подается в цилиндры дизеля.

Для контроля за степенью засоренности воздухоочистителя и определения необходимости проведения технического обслуживания во впускном тракте двигателя установлен датчик сигнализатора засоренности воздушного фильтра.

По мере засорения воздухоочистителя растет разрежение во впускном трубопроводе и при достижении величины 6,5 кПа срабатывает сигнализатор. При срабатывании сигнализатора следует обслужить воздухоочиститель.

Промывку фильтра грубой очистки топлива Д-245 производите через каждые 40 тыс. км пробега в следующей последовательности:

Закройте кран топливного бака;

Отверните гайки болтов крепления стакана;

Снимите в соответствии с рисунком 16 стакан 3;

Выверните ключом отражатель с сеткой 2;

Снимите рассеиватель;

Промойте отражатель с сеткой, рассеиватель и стакан фильтра в дизельном топливе и установите их на место.

Замену фильтра тонкой очистки топлива Д-245 производите через каждые 40 тыс. км пробега в соответствии с рисунком 4, для чего:

Слейте топливо из фильтра, отвернув пробку 4 в нижней части корпуса;

Отверните фильтр 1 со штуцера 8 в корпусе 2 и установите вместо него новый фильтр ФТ024-1117010, поставляемый в сборе с прокладкой 7, которую предварительно смажьте
моторным маслом;

После касания прокладки 7 установочной площадки А на корпусе 2 доверните фильтр еще на ¾ оборота. При этом, доворачивание фильтра производите только усилием рук;

Рис.4 - Замена фильтра тонкой очистки топлива дизеля Д-245

1 – фильтр ФТ024-1117010; 2 – корпус; 3 – кронштейн; 4 - пробка (для слива отстоя); 5-штуцер отводящий; 6 – пробка (для выпуска воздуха); 7 – прокладка; 8 – штуцер.

Замену фильтрующего элемента фильтра тонкой очистки топлива в соответствии с рис.5 производите через каждые 40 тыс. км пробега, для этого:

Закройте краник топливного бака;

Слейте топливо из фильтра, отвернув пробку 4 в нижней части корпуса, отверните гайки крепления крышки и снимите крышку 1;

Выньте из корпуса фильтрующий элемент 2;

Промойте дизельным топливом внутреннюю полость корпуса фильтра 3;

Соберите фильтр с новым фильтрующим элементом;

Откройте краник топливного бака и заполните систему топливом.

Рис.5 - Замена фильтрующего элемента фильтра тонкой очистки топлива Д-245

1 - крышка фильтра; 2 - элемент фильтрующий; 3 - корпус фильтра; 4 - пробка.

Для заполнения топливной системы необходимо удалить из нее воздух (прокачать систему) и сделать следующее:

Топливная система с неразборным фильтром тонкой очистки 3 (Рис.6)

Отверните пробку 4, расположенную на болте крепления отводящего штуцера, на 2..3 оборота.

Прокачайте систему с помощью подкачивающего насоса 2, заворачивая пробку при появлении топлива без пузырьков воздуха.

Отверните пробку 1 на корпусе топливного насоса.

Топливная система Д-245 со сменным фильтрующим элементом фильтра тонкой очистки 5 (Рис.6):

Отверните пробку 6 на крышке фильтра 5.

Прокачайте систему с помощью подкачивающего насоса 2, заворачивая пробку при появлении топлива без пузырьков воздуха.

Отверните пробку 1 на корпусе топливного насоса.

Прокачайте систему с помощью подкачивающего насоса до появления топлива без пузырьков воздуха, заворачивая при этом пробку 1.


Рис.6 - Удаление воздуха из системы питания

1- пробка (для выпуска воздуха); 2 - насос подкачивающий; 3 – фильтр топливный неразборный; 4 – пробка; 5 – фильтр топливный разборный; 6 – пробка.

Министерство образования республики Башкортостан

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

Зауральский агропромышленный колледж

453630, Республика Башкортостан, г. Баймак, ул. Юбилейная 21

Методическая разработка урока

по предмету

«Тракторы и автомобили»

Тема: Система питания дизельного двигателя Д-245

Преподаватель спецдисциплин

Карачурин Вилюр Зиганнурович

г. Баймак 2017год.

План урока

Тема урока: Система питания дизельного двигателя Д-245

Цель урока: Изучить устройство и работу системы питания дизельного двигателя марки д -245.

Развивать репродуктивные …

Наглядные пособия: Плакаты №14,15,16; книга В.А. Родичева «Устройство СХ тракторов», «Грузовые автомобили»; ПК с мультимедейном проигрывателем; макеты; стенд системы питания дизеля; детали СП.

Тип урока: Комбинированный.

Ход урока.

    Организационный момент.

А) Проверить наличие учебных принадлежностей учащихся.

Б) Принять доклад от дежурного учащегося.

В) Оформит журналы.

    Повторение пройденного материала

А) Чем отличается смесеобразование в дизеле и карбюраторном двигателе?

Б) На каком принципе основана работа карбюратора (показать на проекторе схему простейшего карбюратора) ?

В) Дайте определение понятий «бедная смесь» и «обогащенная смесь».

Г) Какими устройствами обеспечивается работа карбюратора на различных режимах работы двигателя (показать на проекторе схему работы простейшего карбюратора) ?

Д) Используя уч. плакат назовите детали карбюратора, отмеченные позициями 5 и 13, 7 и 8, 12 и 17 (повесить плакат №7) .

Е) Как работает пневмоцентробежный ограничитель частоты вращения (на проекторе показать схему карбюратора К-135) ?

    Объяснение новой темы

А) Общее сведения и схема работы системы питания дизеля.

На проекторе показать общую схему системы питания дизеля Д-245

Общее устройство (рис. 44 по книги В.А. Родичева «Грузовые автомобили»). Во время работы двигателя топливо из топливного бака 12 засасывается топливоподкачивающим насосом 10 через фильтр 11 грубой очистки, где отделяются крупные механические примеси.

Далее оно нагнетается подкачивающим насосом через фильтр 9 тонкой очистки в топливный насос 7 высокого давления. Последний подает топливо через топливопровод 6 под большим давлением к форсункам 4, которые впрыскивают его в распыленном состоянии в камеру сгорания. В топливный насос подается избыточное количество топлива. Излишки топлива отводятся из топливного насоса по топливопроводу 15 во впускную часть подкачивающего насоса через перепускной клапан.

Р
ис. 44. Схема системы питания дизеля Д-245:

1 - воздушный фильтр; 2 - турбокомпрессор; 3 - глушитель; 4- форсунка; 5 - трубопровод; 6 - топливопровод высокого давления; 7- топливный насос высокого давления; 8 – топливопровод низкого давления; 9-фильтр тонкой очистки топлива; 10- подкачивающий насос низкого давления; 11 - фильтр грубой очистки топлива; 12- топливный бак; 13- поршень; 14-впускной клапан; 15- топливопровод перепуска излишнего топлива; К. - компрессор; Т. - турбина; - отработавшие газы; - воздух; - направление движения топлива.

Воздух, поступающий в цилиндры двигателя, проходит вначале предварительную очистку в воздушном фильтре 1, а затем нагнетается под давлением турбокомпрессором 2. Отработавшие газы выходят из цилиндров через выпускной трубопровод 5 и глушитель 3.

Система питания дизеля включает в себя топливный насос и форсунки, имеющие трущиеся пары с весьма малым зазором - в десятки раз меньше толщины человеческого волоса. При попадании в них механических примесей быстро изнашиваются или выходят из строя прецизионные детали топливного насоса и форсунки, изготовленные с высокой точностью.

Продиктовать:

Система питания дизеля включает в себя: топливный бак, фильтры грубый и тонкий очистки, подкачивающий насос низкого давления, топливный насос высокого давления, форсунки, топливопроводы, воздушный фильтр, выхлопная труба с глушителем шума и впускной, выпускной коллекторы. На некоторых дизелях устанавливают турбокомпрессоры.

Показать все перечисленные узлы и агрегаты на стенде системы питания дизеля и проследовать путь воздуха и топлива от начала до конца.



Б) Устройство и работа насоса высокого давления.

Топливный насос высокого давления.

Продиктовать:

Топливный насос служит для подачи в цилиндры двигателя точно отмеренных порций топлива в определенный момент и под высоким давлением.

На изучаемых дизелях тракторов и автомобилей семейства гр. авто. «Бычок» или тр. МТЗ устанавливают четырехсекционные топливные насосы 4УТНМ-Т. Они состоят из секций, число которых соответствует числу цилиндров.

Показать: 1. –макет насосной секции.

2. – принцип подачи топлива.

3. – конец подачи топлива.

Р
ис. 45. Насосная секция:

1 - зубчатый венец; 2- отсечной паз (прорезь); 3- впускное отверстие; 4- седло клапана; 5 - втулка; 6 -осевой канал; 7 - перепускное отверстие; 8 - плунжер; 9- рейка; 10- поворотная втулка; 11 - стяжной винт; А - плунжерная пара; Б - надплунжерное пространство; В - нагнетательный клапан; Г - канал.



Продиктовать:

Насосная секция (рис. 45) включает в себя плунжерную пару, толкатель, кулачок вала топливного насоса и нагнетательный клапан В . Основа секции плунжерная пара А . Она состоит из втулки 5 и перемещающегося внутри нее плунжера 8.

Втулка и плунжер изготовлены из легированной стали. Показать плунжерные пары. Во время работы в плунжерной паре создается высокое давление топлива. Плунжер с большой точностью притирается к гильзе. Зазор между ними в десятки раз тоньше человеческого волоса (0001…0002 мм). Раскомплектовывать детали плунжерной пары не разрешается.

Втулка выполнена с утолщением в верхней части, в котором имеется два противоположных боковых отверстия. Верхнее впускное отверстие 3 служит для заполнения надплунжерного пространства Б топливом, а нижнее перепускное отверстие 7 для перепуска топлива. Оба отверстия втулки соединены с П-образным каналом Г топливного насоса. В верхней части плунжера находятся соединенные осевой 6 и боковой каналы, а также отсечной паз 2, который выполнен по форме винтовой линии. С его помощью можно менять порции подаваемого топлива без изменения общего хода плунжера. Кольцевая выточка в средней части плунжера служит для равномерного распределения по гильзе дизельного топлива, выполняющего в данном случае роль смазки.

В нижней части плунжера имеются выступ и выточка. Выступ ходит в пазы поворотной втулки 10, на которой помещен зубчатый ненец 1, соединенный с рейкой 9 насоса. Зубчатый венец крепят к втулке винтом 11. Нижнюю выточку используют для закрепления в нем тарелки пружины, которая необходима для перемещения плунжера вниз. Плунжер перемещается вверх под действием толкателя, который получает движение от кулачка валика топливного насоса.

Чтобы обеспечить четкое начало и окончание подачи топлива в цилиндр, на гильзу устанавливают нагнетательный клапан В., состоящий из седла 4 и точно подогнанного к нему стержня клапана. Под усилием пружины клапан плотно закрывает выход к форсунке.

Под действием толкателя и пружины плунжер совершает возвратно-поступательное движение. При движении плунжера 1 (рис. 46, а) вниз топливо из впускной части 4 П-образного канала проходит в втулку 2. При движении вверх плунжер перекрывает впускное отверстие втулки (рис. 46, 6), и топливо, открывая нагнетательной клапан 5, проходит под большим давлением в форсунку. Как только кромка отсечного паза совмещается с перепускным отверстием втулки (рис. 46, в), топливо из надплунжерного пространства попадает по каналам плунжера и перепускное отверстие 7 втулки в П-образньий канал и далее через перепускной капан 9 (рис. 46, г) к подкачивающему насосу.




Рис. 46. Схема работы секции топливного насоса:

а - заполнение втулки топливом; б - подача топлива в форсунку; в - конец подачи топлива (отсечка); г - П-образный канал в голове насоса; д - рабочее положение плунжера; е - положение плунжера при выключенной подаче топлива; 1 - плунжер; 2- втулка; 3- седло нагнетательного клапана; 4- впускная часть П-образного канала; 5-нагнетательный клапан; 6 - пружина; 7- перепускное отверстие втулки; 8 - штуцер для входа топлива; 9- перепускной клапан; А - момент отсечки топлива.

Давление в надплунжерном пространстве падает, и под действием пружины 6 нагнетательный клапан опускается в гнездо.

Разгрузочный поясок при посадке клапана отсасывает часть топлива из топливопровода высокого давления, давление в последнем резко падает, и четкая подача топлива форсункой прекращается. Таким образом, рабочий ход плунжера длится от конца закрытия верхней кромкой плунжера впускного окна втулки до начала открытия перепускного окна кромкой отсечного паза. Подачу топлива за один нагнетательный ход плунжера называют цикловой подачей.

Продолжительность рабочего хода плунжера можно менять, повернув его в гильзе на соответствующий угол (рис. 46, д). Момент начала подачи топлива при этом не изменяется, а конец подачи топлива наступает раньше или позже (в зависимости от положения плунжера в гильзе). Чем ближе к верхнему торцу плунжера кромка отсечного паза, обращенная в сторону перепускного отверстия, тем раньше заканчивается подача топлива. Наименьшее расстояние от кромки паза до торца плунжера соответствует выключению подачи топлива (рис. 46, е).

Подачу топлива каждой секцией регулируют поворотом втулки 5 (см. рис. 45) относительно зубчатого венца 1, для чего предварительно ослабляют стяжной винт 11. Порции топлива, подаваемые всеми секциями насоса, меняют передвижением зубчатой рейки 9 насоса, которая с помощью зубчатых венцов и поворотных втулок 5 поворачивает одновременно все плунжеры вокруг их оси.

На рис. 47 представлен общий вид секции топливного насоса и объединенного с ним регулятора частоты вращения коленчатого вала. Устройство и действие регулятора будет рассмотрено ниже.

Показать макет насоса рядного типа

Корпус 1 насоса представляет собой монолитную конструкцию с несъемной головкой. Он разделен литой горизонтальной перегородкой на две части. В верхней части корпуса имеются четыре вертикальные расточки для установки секций топливного насоса.





Рис. 47. Устройство топливного насоса высокого давления:

1 - корпус; 2 - штуцер; З - нагнетательный клапан; 4- плунжер; 5 - рейка; 6 - пружина; 7 - основной рычаг регулятора; В - промежуточный рычаг; 9-винт номинальной подачи топлива; 10- муфта; 11 - груз; 12 - рычаг управления; 13 - эксцентрик; 14- кулачки; 15 - кулачковый вал; 16- шлицевая втулка; 17 - толкатель.



В нижней половине корпуса 1 насоса на двух шариковых подшипниках размещен кулачковый вал 15 (общий для всех секций насоса). На кулачковом валу расположено четыре кулачка, развернутых один относительно другого под углом 90 0 . Между вторым и третьим кулачками вала находится эксцентрик 13, который служит для привода подкачивающего насоса.

Кулачковый вал топливного насоса высокого давления приводится в действие шестерней привода с помощью шлицевой втулки 16, которая связана шпонкой с кулачковым валом и соединяется с шестерней 1 (рис. 48, а) привода посредством шлицевой шайбы 2 и двух болтов 3. Шестерня 1 свободно посажена на ступице установочного фланца, В центральное отверстие шестерни запрессована бронзовая втулка, которая прижимается буртиком к торцу установочного фланца. Шайба 2 относительно втулки устанавливается в определенном положении благодаря пропущенному («слепому») шлицу. Это положение обеспечивает снятие и установку топливного насоса без нарушения установленного момента подачи топлива.

О

бщий момент подачи топлива
насосными секциями изменяют поворотом шлицевой шайбы относительно шестерни насоса. Для этого в шайбе просверлены ряд отверстий на одном радиусе через 21°. На переднем торце ступицы шестерни имеются резьбовые отверстия через 22,5°. При таком расположении можно совместить только два противоположных отверстия (рис. 48, 6).



Рис. 48. Привод топливного насоса высокого давления:

а- устройство привода; б - вид спереди; 1 - шестерня; 2 - шлицевая шайба; 3 - болт; 4- шлицевая втулка.

П
ри повороте шлицевой шайбы по ходу часовой стрелки до совмещения следующей пары отверстий момент подачи топлива к форсунке происходит на 3° раньше. Если повернуть шайбу против хода часовой стрелки, то угол начала подачи топлива соответственно уменьшится.

При нормальной работе топливного насоса каждая секция начинает подачу топлива к форсункам за несколько градусов до прихода поршня в ВМТ при такте сжатия.

Если общий момент начала подачи топлива секциями насоса можно изменить, переставив болты крепления шлицевой шайбы к шестерне топливного насоса, то момент начала подачи топлива каждой секции изменяют регулировочным болтом толкателя 17 (см. рис. 47).

Масло для смазывания деталей топливного насоса подается под давлением из общей смазочной системы двигателя.

В отличие от рассмотренного ранее топливный насос дизеля КамАЗ - двухрядный V -образный: по четыре секции в каждом ряду. Кулачковый вал такого насоса вращается в конических роликовых подшипниках, установленных в прикрепленных к корпусу насоса крышках. Осевой зазор в конических подшипниках устанавливают подбором регулировочных прокладок.

В) Устройство и работа регуляторов частоты вращения коленчатого вала.

Регулятор .

Продиктовать:

К корпусу топливного насоса высокого давления в задней части прикреплен механический, всережимный регулятор. Он предназначен для изменения количества подаваемого топлива

В цилиндры дизеля в зависимости от нагрузки и поддерживания тем самым определенной частоты вращения коленчатого вала на всех скоростных режимах.

Показать на макете РЧВ коленчатого вала:

Регулятор имеет четыре груза 11 (см. рис. 47), соединенных осями со ступицей, которая свободно сидит на кулачковом валу 15 топливного насоса. Вал со ступицей связан спиральной пружиной, которая уменьшает неравномерность вращения грузов регулятора. По хвостовику кулачкового вала свободно передвигается муфта 10 регулятора с упорным шарикоподшипником.

В корпусе задней части регулятора на оси установлены основной 7 и промежуточный 8 рычаги. В верхней части промежуточный рычаг соединен тягой с рейкой 5 насоса. Промежуточный и основной рычаги связаны болтом, который обеспечивает необходимый угловой свободный ход между ними. Основной рычаг 7 соединен пружиной б регулятора с рычагом управления 12. В заднюю стенку корпуса регулятора ввернуты винт 9 номинальной подачи топлива (жесткий упор) и винт прекращения подачи топлива.

Для снижения количества несгоревших частиц топлива (дымности) в отработавших газах дизеля и уменьшения эксплуатационного расхода топлива в регуляторе установлен противодымный корректор по наддуву (на рисунке не показан).

Работа регулятора (рис.49) заключается в следующем. При пуске дизеля рычаг 2 управления поворачивается вокруг оси до упора (назад). При этом растягивается пружина 4 регулятора. Под действием усилия пружины рычаг 6 перемещается влево, а вместе с ним промежуточный рычаг 5 и рейка 3 топливного насоса (через тягу) тоже перемещаются влево, увеличивая подачу топлива.

После пуска дизеля повышение частоты вращения коленчатого вала приводит к увеличению центробежных сил грузов 10, которые, преодолевая усилие пружины 4, перемещают своими рычажками муфту 9, а через нее и рычаг 5 с рейкой топливного насоса вправо, уменьшая подачу топлива.

При постоянной нагрузке дизеля устанавливается равновесие между усилием пружины 4 регулятора и центробежной силой грузов 10 - определенная частота вращения коленчатого вала. При изменении нагрузки это равновесие нарушается, и промежуточный рычаг 5 перемещается вместе с рейкой 3 насоса, изменяя подачу топлива и сохраняя постоянной частоту вращения коленчатого вала. Во время работы автомобиля водитель с помощью педали управления подачей топлива (акселератора) изменяет величину растяжения пружины 4 и, следовательно, частоту вращения коленчатого вала.

При полной номинальной нагрузке дизеля головка винта 8 номинальной подачи топлива касается основного рычага 6 регулятора, и устанавливается номинальная частота вращения коленчатого вала.

Г) Устройство и работа форсунок.

Форсунка (рис. 50).

Продиктовать:

С помощью форсунок топливо поступает в камеру сгорания двигателя в мелкораспыленном состоянии и под большим давлением.

Показать на макет:

На дизелях устанавливают многодырчатые форсунки с малым диаметром распыливающих отверстий. Все детали форсунки смонтированы в стальном корпусе 5. Основная часть форсунки - распылитель, состоящий из корпуса 2 и иглы 3. Корпус и игла изготовлены из легированной стали, тщательно обработаны и имеют большую твердость рабочих поверхностей. Для получения минимального зазора иглу и корпус подбирают парами и притирают. Заменить одну из этих деталей нельзя. Игла прижата к коническому седлу корпуса пружиной 7 с помощью штанги 6.

___________

Рис. 6 Форсунка

а - устройство; б - схема работы; 1 - гайка распылителя; 2 - корпус распылителя; 3 - игла распылителя; 4- штифт; 5 - корпус; 6 - штанга; 7- пружина; 8 – регулировочной винт; 9 – контргайка; 10- колпак; 11-штутцер для топливопровода; 12-сетчатый фильтр; А - канал; Б камера распылителя.

___________________________

Пружину регулируют винтом 8 на определенное давление. Он ввернут в донышко стакана, который сам завернут в корпус форсунки. От самоотвинчивания винт предохранен контргайкой 9. Сверху он закрыт колпаком 10, в котором находится резьбовое отверстие для подсоединения сливной трубки, через которую отводиться топливо в топливный бак, просочившееся в полость пружины.

В процессе работы двигателя топливо поступает из топливного насоса по трубке высокого давления через канал А. в камеру Б. Когда давление топлива в камере превысит усилие пружины, сила, действующая на иглу снизу, приподнимает ее, и топливо поступает к распыливающим отверстиям и через них впрыскивается в камеру сгорания в мелкораспыленном виде. Далее давление в камере распылителя резко падает, и игла под действием пружины 7 быстро закрывает выходное отверстие форсунки.

Д) Устройство и работа топливного бака и топливных фильтров.

Топливный бак.

Продиктовать:

Топливо хранится в баке. На некоторых тракторах и автомобилях кроме основного предусмотрен дополнительный бак.

Топливный бак (рис. 51) состоит из двух штампованных из листовой стали и сваренных половин. Внутри бака вварены перегородки 7, придающие ему необходимую жесткость. В нижней части перегородок имеются вырезы для прохода топлива между отсеками. На верхнюю часть бака вварена горловина 2 для заливки топлива.

В верхнюю часть основного бака вмонтирован поплавковый датчик 1 электрического указателя уровня топлива. Бак оборудован крышкой подобной радиаторной, с двумя клапанами и прокладкой, обеспечивающей герметичность бака.

Топливные фильтры.

Продиктовать.

На двигателях обычно устанавливают два последовательно работающих топливных фильтра: грубой и тонкой очистки.

Фильтр грубой очистки топлива (рис.52) очищает топливо от крупных механических примесей. Фильтр, устанавливаемый на дизеле (рис. 52, а), имеет сетчатый фильтрующий элемент 8 , состоящий из отражателя и латунной сетки с ячейками размером 0,09 мм. Фильтрующий элемент 1 смонтирован на резьбовой втулке, которая ввернута в корпус 3 и прижимает к нему распределитель 5 с восьмью равномерно расположенными по окружности отверстиями.

_

__________________________________________

Рис. 52. Фильтры грубой очистки топлива:

а - дизеля; б - карбюраторного двигателя; 1 - сливная пробка; 2,4-трубки; 3 - корпус; 5- распределитель потока топлива; 6 - нажимное кольцо; 7 - стакан; 8, 10- сетчатый и пластинчатый фильтрующие элементы; 9 - успокоитель;

Фильтрующий элемент находится внутри стакана 7. Стакан закрепляют с помощью нажимного кольца 6 и болтов. Стык между стаканом и корпусом уплотняют паронитовой прокладкой. В нижней части стакана установлен специальный успокоитель 9. В резьбовую втулку стакана ввернута сливная пробка 1.

Во время работы двигателя топливо подводится в фильтр через трубку 2 и отверстия распределителя 5. Затем оно стекает вниз через кольцевую щель между отражателем и стенкой стакана. Часть топлива

по инерции попадает под успокоитель, где оседают круп ные механические примеси и вода, находящаяся в топливе. Через центральное отверстие успокоителя топливо поднимается вверх к сетке фильтрующего элемента. Пройдя через сетчатый элемент, оно очищается от мелких механических примесей и поступает через центральное отверстие корпуса к отводящей трубке 4.

Продиктовать:

Фильтр тонкой очистки топлива (рис. 53) очищает топливо от мельчайших механических частиц и воды.

На карбюраторных двигателях устанавливают односекционный фильтр тонкой очистки топлива. Его размещают между бензиновым насосом и карбюратором. Фильтр состоит из корпуса 1 , стакана-отстойника 5 и фильтрующего элемента 3, который изготавливают из мелкой сетки керамическим или бумажным.

Фильтрующий элемент фильтра у двигателей тракторов и автомобилей типа ГАЗ, ЗИЛ и мтз - разборный.

_____________________________

Рис. 53. Фильтры тонкой очистки топлива:

г –дизеля: 1 - корпус: 2 прокладка: 3-фильтрующие элементы, 4-пружина: 5- стакан-отстойник, 12- продувочный вентиль; 13- пробка сливного отверстия; 14- внутренняя секция фильтрующего элемента: 15- наружная секция фильтрующего элемента: А, Б - вход и выход топлива.

________________________

Продиктовать:

Секция фильтрующего элемента дизеля (рис. 53, г) включает в себя цилиндрический картонный каркас, заключенный в жестяные крышки. Каркас имеет отверстия для прохода топлива. Внутри его размещены фильтрующие шторы, изготовленные из специальной бумаги и свернутые в многогранную винтовую гармошку.

Поток топлива под давлением подкачивающего насоса входит через отверстие А. в корпус фильтра, а затем проходит последовательно через отверстия каркаса и фильтрующих штор. Очищенное от мельчайших примесей топливо через отверстие Б. направляется по топливопроводу низкого давления в топливный насос высокого давления.

В нижней части корпуса предусмотрено отверстие, закрытое пробкой 13, для слива из фильтра загрязненного топлива и попав шей с топливом воды. На крышке корпуса установлен продувочный вентиль 12. Он служит для выпуска Воздуха, попадающего в топливную систему двигателя.

Е) Топливные насосы низкого давления.

Продиктовать:

Топливоподкачивающий насос дизеля (рис. 55, а) установлен на топливном насосе высокого давления и обеспечивает необходимую подачу топлива в его подводящий (П-образный) канал, поддерживая в нем давление 0,08 ... 0,12 МПа. Топливоподкачивающий насос - насос поршневого типа состоит из корпуса 3, внутри которого расположены поршень 8, впускной 7 и нагнетательный 4 клапаны, плотно прижатые пружинами к обработанным седлам. Поршень свободно перемещается в тщательно обработанном отверстии корпуса. Во время работы с одной стороны на поршень действует пружина 6, а с другой - шток 2, конец которого упирается в толкатель 9.

Т

опливо перекачивается насосом за два хода поршня. При вращении валика топливного насоса эксцентрик 1 отходит от ролика толкателя, и поршень перемещается под действием пружины вниз. Топливо, находящееся под поршнем, вытесняется в нагнетательный топливопровод, проходя через фильтр тонкой очистки в топливный насос. В надпоршневом пространстве в это время происходит разрежение, вследствие чего топливо поступает в насос через открывшийся впускной клапан 7 из топливного бака, пройдя через фильтр грубой очистки.

При дальнейшем вращении валика топливного насоса эксцентрик набегает на ролик толкателя, и поршень 8 перемещается вверх, сжимая пружину 6. Под поршнем образуется разрежение, давление над поршнем возрастает. Под давлением топлива впускной клапан 7 закрывается, а нагнетательный клапан 4 открывается, и топливо перетекает из надпоршневого пространства под поршень. Этот ход поршня - вспомогательный, далее процесс повторяется.

Нормальная подача подкачивающего насоса - 1,5 л/мин, давление подачи топлива - 0,15 МПа. На корпусе насоса над впускным клапаном установлен насос ручной подкачки топлива (рис. 55, б). Он состоит из цилиндра 11, поршня 12 и штока с рукояткой 10. Этот насос используют для заполнения системы топливом и удаления из нее воздуха перед пуском двигателя.

Перед прокачкой топлива должен быть открыт продувочный вентиль фильтра тонкой очистки. При перемещении рукоятки с поршнем вверх под действием разрежения, образующегося в цилиндре, открывается впускной клапан 7, и топливо заполняет пространство под поршнем. При движении рукоятки с поршнем вниз (см. рис. 55, б) под давлением топлива впускной клапан 7 закрывается, а нагнетательный клапан 4 открывается, и топливо поступает по нагнетательному топливопроводу к фильтру тонкой очистки. После удаления воздуха из системы рукоятку 10 опускают вниз и во избежание подсасывания воздуха завертывают на крышку цилиндра до упора.

Ё) Воздушные фильтры двигателей.

Воздушные фильтры. При использовании воздушных фильтров уменьшается изнашивание деталей цилиндропоршневой группы в несколько раз, поскольку они очищают воздух от пыли, в которой содержатся твердые частицы. Наибольшее распространение на тракторах и автомобилях получили двухступенчатые инерционно-масляные воздушные фильтры и сухие со сменными фильтрующими элементами.

Показать на макете, и продиктовать:

Двухступенчатый воздушный фильтр сухого типа (рис. 57). Первой ступенью служит воздухозаборник 1 со сбором пыли в бункер, расположенный в крышке 5, а второй ступенью фильтрующий элемент 12. При работе дизеля засасываемый через воздухозаборник 1 и входной воздухопровод 2 воздух проходит через воздушный фильтр 4, где поток воздуха, направляясь через входной патрубок 9 по касательной к корпусу 7 воздушного фильтра, получает вращательное движение. Под действием центробежной силы частицы пыли отбрасываются к стенке корпуса и собираются в бункере. Очищенный от крупных частиц воздух проходит через бумажные фильтрующие элементы 12 и полностью очищенным поступает в выходной патрубок 10 и далее в впускной коллектор дизеля.

Для контроля за степенью засоренности фильтрующих элементов и определения необходимости проведения ТО воздухоочистителей предусмотрен индикатор засоренности (рис. 57, в). Его устанавливают либо на выходном воздухопроводе, либо в кабине. Индикатор засоренности представляет собой прозрачный корпус, под которым установлен поршень с ярко-красной окраской по окружности. Автоматически индикатор срабатывает при загрязнении фильтрующих элементов воздухоочистителя. При этом увеличивается разрежение во впускном трубопроводе и поршень, преодолевая сопротивление пружины, перемещается в прозрачном корпусе. В смотровом окне 14 появляется часть поршня, окрашенная в красный цвет.

_

________________________



Ж) Турбокомпрессор.

Продиктовать:

Мощность дизеля можно повысить, подавая в цилиндры воздух, предварительно сжатый в компрессоре (надувом). Если в цилиндры подано больше воздуха, то можно подать больше топлива, которое полностью сгорит и выделит больше энергии.

Т

урбокомпрессор
(рис. 58) используют для нагнетания воздуха под давлением в цилиндры двигателя. Он состоит из ряда корпусов, соединенных вместе, и колес 5 центробежного компрессора и газовой турбины 8, которые жестко закреплены на общем валу 6.

_______________________________

________________________________

Отработавшие газы по выпускному трубопроводу 9 попадают в камеру газовой турбины и направляются на лопатки рабочего колеса 8 турбины, заставляя его вращаться вместе с валом 6. Далее отработавшие газы выбрасываются в атмосферу через выпускную трубу Б. Закрепленное на валу колесо 3 компрессора, вращаясь, засасывает воздух из атмосферы через воздухоочиститель и под избыточным давлением (0,05 ... 006 МПа) нагнетает его по впускному трубопроводу А в цилиндры двигателя, увеличивая наполнение их воздухом.

Колеса турбины и компрессора вращаются с большой частотой вращения - около 600 с -1 . При незначительной несбалансированности может возникнуть сильная вибрация, поэтому опорой валу служит бронзовый подшипник типа качающейся втулки. Через специальный щелевой фильтр масло нагнетается из масляной магистра ли дизеля к втулке, и по отверстию в ней оно поступает во внутреннюю полость я смазывания трущейся поверхности вала.

4. Повторение пройденного материала

А) Пользуясь, рис. 45, проследите путь топлива от бака до форсунки при работе дизеля.

Б) Что является основой насосной секции?

В) Покажите на макете, как работает регулятор насоса.

Г) Какие виды воздушных фильтров применяют для очистки воздуха?

Д) Чем обеспечиваются очистка топлива и его подача в цилиндры двигателя?

Е) В каких целях на дизелях устанавливают турбокомпрессоры?

5. Домашнее задание

В.А. Родичев «Грузовые автомобили» гл.6. §4.

«СХ тракторы» гл 7 . §1,2,3,4.

Раздаточные материалы

1. Общая схема системы питания дизеля.

2

. Насосная секция

3. Схема работы насосной секции

4

. Схема РВКВ

5

. Насос низкого давления

6. Воздушный фильтр

_

________________________

Рис. 57. Воздушный фильтр сухого типа двигателя КамАЗ:

а - расположение на двигателе; б-устройство; в - индикатор засоренности; 1 - воздухозаборник; 2- входной воздухопровод; 3-выходной воздухопровод;

4-воздушный фильтр; 5-крышка; 6-защитный кожух; 7 - корпус; 8- кронштейн крепления фильтрующего элемента; 9-входной патрубок; 10 -выходной патрубок; 11 - патрубок отсоса; 12- фильтрующий элемент; 13- колпачок; 14-смотровое окно.



7. Турбокомпрессор.



_______________________________

Рис. 58. Схема работы турбокомпрессора:

1- цилиндр; 2- поршень, 3 - впускной клапан; 4 трубопровод; 5-колесо компрессора; 6-вал турбокомпрессора; 7-корпус; 8-колесо турбины; 9-выпускной трубопровод; 10- выпускной клапан; А - Впускной трубопровод; Б - выпускная труба.

________________________________

Топливная система (система питания) Д-245, в соответствии с комплектацией дизелей, состоит из топливного насоса, форсунок, трубок низкого давления, топливопроводов высокого давления, впускного коллектора, выпускного коллектора, турбокомпрессора, фильтра грубой очистки топлива, фильтра тонкой очистки топлива, воздухоочистителя, топливного бака, охладителя надувочного воздуха, глушителя.

В схеме топливной системы Д-245 (рис.1) МТЗ-892, МТЗ-92П указано средство облегчения пуска дизеля в условиях низких температур окружающей среды - свеча накаливания.

Рис.1. Схема системы питания (топливная система) Д-245

1 - топливный бак; 2 – фильтр грубой очистки топлива; 3- трубки топливные низкого давления; 4 – топливный насос высокого давления; 5 – топливоподкачивающий насос; 6 – трубки топливные высокого давления; 7 - фильтр тонкой очистки топлива (неразборный); 8 – воздухоочиститель; 9 - фильтр тонкой очистки топлива (со сменным фильтрующим элементом); 10 – свеча накаливания; 11 – впускной коллектор; 12 – выпускной коллектор; 13 – глушитель; 14 – форсунка; 15 – трубка отвода топлива в бак; 16 - головка цилиндров; 17 – турбокомпрессор; 18 – трубка пневмокорректора; 19 – охладитель надувочного воздуха.

Топливный насос высокого давления ТНВД Д-245

На двигателях МТЗ-892, МТЗ-92П устанавливаются топливные насосы высокого давления ТНВД-773. Топливный насос высокого давления представляет собой блочную конструкцию, состоящую из четырех насосных секций в одном корпусе, имеющую кулачковый привод плунжеров и золотниковое дозирование цикловой подачи топлива.

Для проверки давления открытия нагнетательных клапанов подайте в головку ТНВД топливо и, постепенно увеличивая давление, наблюдайте, при каком давлении начинается истечение топлива из сливных трубок. Если это значение не укладывается в пределы 0,04...0,08 МПа, замените нагнетательный клапан или его пружину.

Для регулировки угла начала подачи топлива ТНВД 773 МТЗ-892, МТЗ-92П необходимо вывернуть штуцер нагнетательного клапана, вынуть его из седла и установить специальное приспособление.

Определить нижнее положение плунжера, затем, вращая кулачковый вал в соответствии с направлением вращения, установите равный 5,45±0,05 мм. Зафиксируйте соответствующее этому положению кулачкового вала значение угла.

При упоре рычага управления регулятором в болт ограничения максимального скоростного режима проведите предварительную регулировку начала выключения подачи топлива.

Момент начала движения рейки насоса в сторону выключения подачи топлива должен соответствовать табличному значению. В ином случае регулировку осуществляйте болтом ограничения максимального скоростного режима.

Проверьте величину подачи топлива секциями ТНВД Д-245 МТЗ-892, МТЗ-92П на номинальном режиме при давлении воздуха 0,8+1 МПа в полости мембраны корректора по наддуву.

Неравномерность подачи по секциям не должна превышать допустимые 3%. При необходимости отрегулируйте путем разворота корпусов секций топливного насоса 773 или изменением числа регулировочных прокладок под корпусом корректора.

При положении рычага управления на упоре в болт ограничения максимального режима, проверьте соответствие частоты вращения полного выключения подачи топлива.

Эта регулировка топливного насоса производится изменением предварительной длины пружины регулятора, после чего проверьте выключение подачи топлива рычагом снова.

При отклонении рычага останова на 40-45° от исходного положения подача топлива из всех форсунок при любой частоте вращения кулачкового вала и при любом положении рычага управления регулятором должна полностью выключаться.

При соответствующей максимальному крутящему моменту частоте вращения подача топлива и давлении воздуха Рк = 0,8-5-1 МПа проверьте цикловую подачу топлива на перегрузки. Регулировку хода штока корректора ТНВД Д-245 проводите корончатой гайкой корректора.

Усилие затяжки пружины корректора ограничивается внутренней гайкой прямого корректора. Регулировку антикорректора произведите изменением преднатяга пружины обратного корректора гайкой 12 и ограничением его хода винтом 13.

Рис.2. Внешний вид регулятора ТНВД-773 двигателя Д-245

1 - корректор по наддуву; 2 - болт останова; 3 - рычаг останова; 4 - кронштейн; 5 - болт; 6 - болт регулировки максимальной частоты вращения; 7 - рычаг управления; 8 - болт регулировки минимальной частоты вращения, 9 - защитный колпак

Рис.3. Разрез регулятора ТНВД-773 дизеля Д-245

1 - корпус регулятора; 2 - крышка регулятора; 3 - крышка смотрового люка; 4 - корпус мембраны; 5 - крышка мембраны; 6 - державка грузов; 7 - груз регулятора; 8 - муфта; 9 - толкатель обратного корректора; 10 - ползун; 11 - главный рычаг регулятора; 12 - рычаг обратного корректора; 13 - пружина обратного корректора; 14 - винт обратного корректора; 15 - рычаг кривошипа; 16 - кривошип; 17 - пружина кривошипа; 18 - серьга; 20 - корпус корректора; 21- корректор; 22 - пружина прямого корректора; 23 - гайка прямого корректора; 26 - гильза главной пружины; 27 - главная пружина; 28 - стакан главной пружины; 29 - ось рычага управления с кулачком; 30 - двуплечий рычаг; 31 - поводок рейки; 32 - тяга рейки; 33 - стартовая пружина; 34 - мембрана; 35 - тарелка мембраны; 36 - втулка штока; 37 - шток; 38 - стопорная шайба; 39 - пружина корректора по наддуву; 40 - наконечник штока; 41 - пружина возвратная; 42 - рычаг выключения подачи; 58 - болт; 62 - пробка.

Цикловую подачу при частоте вращения кулачкового вала 500 мин"1 и промежуточных значениях давления в полости мембраны корректора по наддуву регулируйте изменением предварительного натяга пружины 39 корректора или вращением нижнего корпуса пружины.

После окончания регулировки необходимо завернуть стопорный винт. Регулировку цикловой подачи для ТНВД-773 при отсутствии давления воздуха производите вращением штока 37 при открученной пробке 62 и отогнутой стопорной шайбе 38.

Регулировку величины цикловой подачи на минимальном скоростном режиме холостого хода (18...23 мм3/цикл) для насоса производите болтом 8 (рис. 2) при частоте вращения 400 мин"1. Неравномерность подачи топлива по секциям насоса не должна быть более 35% для четырех-секционных и 40% для шестисекционных.

Пусковая подача топлива при 100 мин"1 не должна быть менее 160-180 мм3/цикл. Если пусковая подача недостаточна, то можно вывернуть болт 58 (рис. 3) ограничения пусковой подачи топлива.

Начало выключения пусковой подачи должно быть при частоте вращения кулачкового вала 225±25 мин"1 и полное выключение пусковой подачи - не более чем 280 мин"1. Эту регулировку для насоса производите отгибанием планки крепления левого конца пусковой пружины 33.

Форсунка Д-245 (Рисунок 28) предназначена для впрыскивания топлива в цилиндр дизеля. Она обеспечивает необходимый распыл топлива и ограничивает начало и конец подачи топлива.

На дизелях Д-245 применены форсунки 455.1112010-50 или 172.1112010-11.01 с осевым подводом топлива, со съемным прижимным фланцем. Значения давления начала впрыскивания для форсунок: 455.1112010-50 – 24,5 МПа; 172.1112010-11.01 – 25,0...26,2 МПа.

Фильтр грубой очистки топлива служит для предварительной очистки топлива от механических примесей и воды.

Фильтр грубой очистки состоит из корпуса, отражателя с сеткой, рассеивателя, стакана с успокоителем. Слив отстоя из фильтра производится через отверстие в нижней части стакана, закрываемое пробкой.

Фильтр тонкой очистки топлива Д-245 служит для окончательной очистки топлива. Фильтр тонкой очистки – неразборный. Возможна установка разборного фильтра со сменным бумажным фильтрующим элементом (Рисунок 4).

Топливо, проходя сквозь шторы бумажного фильтрующего элемента, очищается от механических примесей. В нижней части корпуса фильтра находится отверстие с пробкой для слива отстоя.

Воздухоподводящий тракт включает воздухоочиститель и патрубки, соединяющие воздухоочиститель с турбокомпрессором, охладителем надувочного воздуха и впускным коллектором (рисунок 1).

Для очистки всасываемого в цилиндры воздуха служит воздухоочиститель сухого типа с применением бумажных фильтрующих элементов, изготовленных из специального высокопористого картона. Воздухоочиститель имеет две ступени очистки - основной и контрольный бумажные фильтрующие элементы.

Воздух под действием разрежения, создаваемого турбокомпрессором дизеля, проходя через воздухоочиститель, очищается от пыли и поступает в нагнетательную часть турбокомпрессора, откуда под давлением, проходя через охладитель наддувочного воздуха, подается в цилиндры дизеля.

Для контроля за степенью засоренности воздухоочистителя и определения необходимости проведения технического обслуживания во впускном тракте двигателя Д-245 установлен датчик сигнализатора засоренности воздушного фильтра.

По мере засорения воздухоочистителя растет разрежение во впускном трубопроводе и при достижении величины 6,5 кПа срабатывает сигнализатор. При срабатывании сигнализатора следует обслужить воздухоочиститель.

Промывку фильтра грубой очистки топлива Д-245 производите через каждые 40 тыс. км пробега в следующей последовательности:

Закройте кран топливного бака;

Отверните гайки болтов крепления стакана;

Снимите в соответствии с рисунком 16 стакан 3;

Выверните ключом отражатель с сеткой 2;

Снимите рассеиватель;

Промойте отражатель с сеткой, рассеиватель и стакан фильтра в дизельном топливе и установите их на место.

Замену фильтра тонкой очистки топлива Д-245 производите через каждые 40 тыс. км пробега в соответствии с рисунком 4, для чего:

Слейте топливо из фильтра, отвернув пробку 4 в нижней части корпуса;

Отверните фильтр 1 со штуцера 8 в корпусе 2 и установите вместо него новый фильтр ФТ024-1117010, поставляемый в сборе с прокладкой 7, которую предварительно смажьте моторным маслом;

После касания прокладки 7 установочной площадки А на корпусе 2 доверните фильтр еще на ¾ оборота. При этом, доворачивание фильтра производите только усилием рук;

Рис.4. Замена фильтра тонкой очистки топлива Д-245

1 – фильтр ФТ024-1117010; 2 – корпус; 3 – кронштейн; 4 - пробка (для слива отстоя); 5-штуцер отводящий; 6 – пробка (для выпуска воздуха); 7 – прокладка; 8 – штуцер.

Замену фильтрующего элемента фильтра тонкой очистки топлива Д-245 в соответствии с рис.5 производите через каждые 40 тыс. км пробега, для этого:

Закройте краник топливного бака;

Слейте топливо из фильтра, отвернув пробку 4 в нижней части корпуса, отверните гайки крепления крышки и снимите крышку 1;

Выньте из корпуса фильтрующий элемент 2;

Промойте дизельным топливом внутреннюю полость корпуса фильтра 3;

Соберите фильтр с новым фильтрующим элементом;

Откройте краник топливного бака и заполните систему топливом.

Рис.5. Замена фильтрующего элемента фильтра тонкой очистки топлива Д-245

1 - крышка фильтра; 2 - элемент фильтрующий; 3 - корпус фильтра; 4 - пробка.

Для заполнения топливной системы Д-245 необходимо удалить из нее воздух (прокачать систему) и сделать следующее:

Топливная система с неразборным фильтром тонкой очистки 3 (Рис.6)

Отверните пробку 4, расположенную на болте крепления отводящего штуцера, на 2..3 оборота.


Топливная система со сменным фильтрующим элементом фильтра тонкой очистки 5 (Рис.6)

Отверните пробку 6 на крышке фильтра 5.

Прокачайте систему с помощью подкачивающего насоса 2, заворачивая пробку при появлении топлива без пузырьков воздуха.

Отверните пробку 1 на корпусе топливного насоса.

Прокачайте систему с помощью подкачивающего насоса до появления топлива без пузырьков воздуха, заворачивая при этом пробку 1.


Рис.6. Удаление воздуха из топливной системы двигателя Д-245

1- пробка (для выпуска воздуха); 2 - насос подкачивающий; 3 – фильтр топливный неразборный; 4 – пробка; 5 – фильтр топливный разборный; 6 – пробка.

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

Подберем для Вас запчасти ЯМЗ, ТМЗ, ЯЗДА, ДЗВ для Двигателей и Топливной Аппаратуры!

По лучшим ценам и оптимальным срокам поставки!
Проверим более 100 поставщиков!!!

Бесплатно оставьте заявку:

Ваше Имя:

Ваш Город:

Топливные насосы высокого давления для моторов Д-245

Топливный насос высокого давления - это механизм, обеспечивающий поступление дизельного топлива в камеры сгорания цилиндров. Топливный насос числится в ряду главных конструктивных деталей из системы впрыска дизеля.

При этом подача топлива осуществляется определенными дозами и в установленные промежутки времени. Это две задачи, которые идеально должен выполнять ТНВД - нагнетание четко выверенного количества ДТ под давлением и определение назначенного момента впрыска.

Основной компонент насоса - плунжерная пара, она совмещает плунжер (поршень) и втулку (цилиндр). Эти элементы производятся на заводах с особо выдержанной точностью и с использованием самой качественной стали. Между ними сохраняется очень мелкий зазор (прецизионное сопряжение).

По своей конструкции ТНВД различаются:

Рядные насосы - в таких вариациях нагнетание дизеля в каждый цилиндр происходит с помощью отдельной пары поршня и цилиндра;
- распределительные насосы - они оснащаются, как правило, одним либо парой плунжеров, которые работают на все цилиндры;
- магистральные насосы - нагнетают топливо исключительно в аккумуляторы.

ТНВД для силовых агрегатов Д-245.

Дизельные моторы модели Д-245, которые устанавливают на многие грузовики серии ЗИЛ, МАЗ, ГАЗ и другие, оснащают топливным насосом высокого давления маркировки 773.

Конструкция.

Весь механизм имеет блочную конструкцию. ТНВД-773 состоит из 4-х секций, находящихся в одном корпусе. Такое устройство предполагает циклический впрыск дизеля, применяя дозирование с помощью золотника. Топливные насосы данного типа объединяют со специальным регулятором и насосом подкачки топлива в один общий агрегат.

Принцип смазки.

Смазка рабочих деталей ТНВД осуществляется благодаря подаче масла из основной смазочной системы. После прекращения работы масло сливается в картер. После каждой новой установки на мотор топливного насоса его рекомендуется заливать маслом в количестве порядка 250мл. Заполнение ТНВД маслом проводится через сливную масляную горловину. При установке топливного насоса высокого давления предназначенная для него приварочная плита должна иметь чистую поверхность без повреждений и сколов.

Обслуживание.

Регулировочные настройки ТНВД-773 сбиваются при износе и неполадках его рабочих деталей в результате длительной эксплуатации. Поэтому при достижении автомобилем порога в 120-130 тыс. км., пробега рекомендуется тестирование топливного насоса на соответствие характеристикам регулировки. Также во время проведения теста сравнивается точность угла опережения впрыска дизельного топлива. Если в итоге выявлено несоответствие установленным параметрам, требуется внести корректировки.

Чтобы предупредить износ и отклонение деталей от нормы, категорически не рекомендуется допускать работу топливного насоса высокого давления на моторах Д-245 без фильтра либо с загрязненным, забитым фильтрующим элементом. Заправка дизельным топливом, в состав которого входит повышенный процент содержания воды, не допускается.

Стоимость ТНВД и комплектующих.

Новый топливный насос обойдется покупателю в 25-50 тыс. рублей зависимо от завода-изготовителя. Возьмем, к примеру, компанию MOTORPAL - ТНВД ее производства имеют цену 25-35 тыс. рублей.

Стоит также назвать примерную адекватную для нынешнего рынка стоимость главных запчастей, которые могут требовать замены:
- форсунки (1500-3000 р./шт.);
- установочная плита (3000-5000 р);
- шестерня привода ТНВД (3000-5000 р);
- вал редуктора ТНВД для Д-245 (3000-5000 р);
- топливопровод ВД (до 1000 р);
- насос подкачки топлива (1500-3000 р).

Частые проблемы и их предотвращение.

Наиболее часто встречающейся проблемой ТНВД выступает неравномерная и уменьшенная подача топлива. Это вызывает износ большой группы элементов механизма, таких как плунжерные пары, клапаны, рейки и венца втулки. По этой причине также снижается пропускная способность форсунок. Следствие всего этого - потеря мощности и повышенный расход ДТ.

Механизм износится еще при запаздывающем моменте впрыска топлива. Если же произошла поломка кулачкового вала, его подшипников и шпонки - это приводит к абсолютному отказу ТНВД либо, как минимум, ведет к заметным отклонениям. Поэтому важно следить за достаточной затяжкой гайки кулачкового вала во избежание подобных проблем, а также в целом за герметичностью всех узлов.

Регулировки.

В случае сложностей запуска двигателя, характерном дымном выхлопе также потребуется проверка ТНВД на стенде. Угол опережения подачи дизеля составляет 2,5+-0,5 градусов относительно поворота коленвала.

Существует определенный алгоритм проверки установочного угла:

Для начала требуется установка поршня первого цилиндра двигателя в пределах такта сжатия за 40-50 до верхней мертвой точки;
- регулятор должен иметь положение для максимального впрыска;
- нужно открепить трубку высокого давления от штуцера насоса (а именно его первой секции) и присоединить регулировочное устройство;
- в системе низкого давления должен отсутствовать воздух, а с помощью насоса ручной подкачки создается предельное давление вплоть до вылива дизеля сплошным потоком из регулировочной трубки. При этом ТНДВ должен быть заполнен дизельным топливом;
- далее потребуется вращать коленвал при поддержании избыточного давления, пока не прекратится, вылив дизеля;
- на заднем листе маховика имеется фиксатор, который необходимо выкрутить и закрутить противоположной стороной в исходное положение. Если он совпадет с резьбовым отверстием, то поршень фиксирован в правильном положении относительно угла опережения.

Если очевидно несовпадение фиксатора с отверстием маховика, нужно совместить их путем вращения коленвала, после чего немного расслабить крепления привода ТНВД для двигателя Д-245. Далее необходимо повторить вышеописанную процедуру вылива дизеля из контрольной трубы, но перед этим валик насоса нужно провернуть до упирания шпилек в конец паза привода ТНВД. После того, как дизель перестанет течь, гайки зажимаются.

Тест форсунок.

Помимо проверки топливного насоса высокого давления неотъемлемым этапом обслуживания двигателя Д-245 является тестирование форсунок. Начальный и конечный моменты впрыска всегда должны оставаться четкими. Если носок распылителя имеет оставшиеся капли, то произошло отклонение. Данный фактор проверяется при цикличном впрыске амплитудой 60-80 впрысков/мин.

Отрегулировать форсунки достаточно просто путем выравнивания толщины регулировочной шайбы. Чем сильнее сжимается пружина, тем больше увеличивается давление, также и наоборот. Для отклонения давления на 1,5МПа в одну из сторон требуется уменьшение либо увеличение толщины шайбы на 0,1мм.