Топливный насос высокого давления или, как часто можно встретить в специализированной литературе и сети интернет, ТНВД, — один из важных и достаточно сложных узлов, как всех дизельных двигателей, так и еще пока малой части бензиновых моторов — тех из них, в которых осуществляется прямой впуск топлива в камеру сгорания.
Устройство, принцип работы и виды.
Из названия данного узла можно понять, что его основная задача состоит в том, чтобы подавать в движок топливо под высоким давлением (если представляете работу , то в нем топливо через форсунку подается этим давлением непосредственно в камеру сгорания, где в данный момент находиться сжатый воздух).
Поршень вытесняет количество топлива, равное объему, образованному его движением. При постоянной скорости топливо, порванное поршнем, одинаково во всех восходящих гонках. Ход поршня, будучи таким же, приводит к тому, что количество топлива, поступающего в цилиндр двигателя, равно для всех последовательных инъекций.
Мощность, требуемая дизельным двигателем, особенно быстрее, более используемая в тяге, всегда меняется. Было показано, что мощность двигателя на заданной скорости связана с количеством впрыскиваемого топлива за цикл. Чтобы отрегулировать мощность двигателя для нагрузки, чтобы он не упаковывался, когда груз падает или не останавливается при увеличении нагрузки, необходимо автоматически контролировать количество впрыскиваемого топлива. Эта величина может быть изменена либо путем изменения хода поршня элемента впрыскивающего насоса, либо путем выпуска части топлива, перемещаемого поршнем.
Виды ТНВД.
В силу этой своей задачи топливный насос высокого давления является достаточно сложным механизмом. При этом само конструкционное исполнение ТНВД делится на насколько видов:
- рядного типа,
- распределительного типа,
- магистрального типа.
В чем их отличия?
Два первых типа по своей конструкции очень схожи.
Импульсные системы впрыска используют эти две установки впрыска топлива, впрыскиваемые насосом, поэтому насосы для инъекций могут быть двух типов: переменный ход или постоянный ход поршня. Эти насосы используют различные устройства для механической регулировки хода поршня элементов насоса.
Чтобы получить изменение хода, распределительный вал перемещается в осевом направлении, а на поршень воздействует другой профиль Затем начальный. Недостатком этого механизма является то, что рулон имеет очень маленькую контактную поверхность с кулачком, что приводит к высокому удельному прессованию, что приводит к быстрому износу ролика и кулачка. Небольшая поверхность контакта обусловлена очень малой шириной ролика.
Топливный насос высокого давления рядного типа (фото).
Топливный насос высокого давления распределительного типа (фото).
В их основе лежит плунжерная пара (цилиндр и шток), совместная работа которых, приводимаяв действие от коленчатого вала через кулачковый механизм (вал), создает необходимое давление топлива. Разница состоит лишь в том, что в топливном насосе рядного типа количество плунжеров равно количеству цилиндров двигателя, соответственно, каждый плунжер обслуживает свой цилиндр. А в ТНВД распределительного типа — нет. К примеру, на обычном 4-цилиндровом двигателе при распределительном виде топливного насоса высокого давления чаще всего можно встретить 1-плунжерный механизм, который обслуживает все цилиндры. Система работает так, что в определенный момент времени плунжер подает необходимую порцию топлива под давлением к соответствующему цилиндру.
В устройстве, показанном на фиг. Можно перемещать другой валик 2 промежуточного поршневого штока. Промежуточный шток можно наклонять во время работы двигателя с помощью управляющего стержня 3 под регулятором скорости. Можно видеть, что между поршневым роликом и кулачком управления вставлен зажим, который может управляться регулятором через стержень, пока он не будет иметь рулон 3, Команды.
Когда промежуточный вал находится на оси поршня, ход, который он печатает на ручке, а поршень максимален. Когда ролик перемещается в боковом положении, его смещение по вертикали меньше, поэтому ход поршня также уменьшается до такой же степени. Насосы, которые имеют постоянный ход поршня, управляют потоком, выгружая часть топлива в выпускной камере цилиндра насоса во время хода подачи.
Устройство ТНВД рядного типа.
- штуцер напорной магистрали
- седло клапана
- пружина клапана
- корпус насосной секции
- нагнетательный клапан
- впускное и выпускное отверстия
- наклонная поверхность плунжера
- плунжер
- втулка
- рычаг управления плунжером
- возвратная плунжерная пружина
- пружина толкателя
- роликовый толкатель
- кулачок
- зубчатая рейка
Устройство ТНВД распределительного типа.
Такая конструкция схематически представлена на рисунке 85а ниже. Инжекционный насос использует конический канал для выпуска, образуя кольцевой проход, открытие которого контролируется иглой с переменным сечением. Во время хода резания часть топлива с поршневым топливом течет обратно через канал рядом с иглой. Количество разряда может быть увеличено или уменьшено путем изменения открытия канала; Эта вариация достигается путем втягивания или продвижения иглы в конический канал. Корпус иглы навинчен, его движение контролируется вручную или автоматически, когда рычаг иглы находится в общении с рычагом управления скоростью двигателя.
- шестерня привода регулятора подачи топлива
- входное отверствие топлива
- выходное отверстие топлива
- регулировочный винт
- электромагнитный запорный клапан
- распределительный блок
- штуцеры нагнетательных трубопроводов
- плунжер-распределитель
- кулачковая шайба
- ролик
- лопастной топливоподкачивающий насос
- фланец
Что из них лучше? — сказать сложно, так как у насосов и рядного, и распределительного типа есть свои неповторимые достоинства: рядный ТНВД за счет меньшей нагрузки на каждый плунжер имеет более длительный срок службы, зато система распределительного типа создает более равномерную подачу топлива.
Недостатками этой системы являются: быстрая резьба игольной резьбы и трение между нитью игловодителя и уплотнительной прокладкой, через которую она проходит. Это трение создает недостатки, что иногда приводит к неправильной настройке. Всасывающий клапан управляется поршневым штоком посредством штока 1 и эксцентрика. Когда поршень инжекторного насоса начинает ход его перемещения, клапан подталкивается под давлением жидкости на своем сиденье, но не может закрываться действием стержня 1, Из топлива выгружается.
С момента, когда клапан сел на свое сиденье, топливо больше не выгружается в бак, а поступает к инжектору. Эксцентрик 2, который контролирует действие стержня 1, может управляться вручную или автоматически, и в этом случае он связан с контроллером скорости двигателя.
Топливный насос высокого давления магистрального типа (фото).
Теперь перейдем к ТНВД магистрального типа. Данный тип топливного насоса, а точнее вся система подачи топлива еще иногда встречается под названием “Common Rail”. Главное отличие его от рассмотренных ранее видов в том, что топливо насосом под давлением здесь нагнетается не в камеру сгорания, а в топливную рампу (аккумулятор). Оттуда топливо распределяется по цилиндрам. Момент впрыска при этом контролируется электромагнитной форсункой, которая открывается по команде бортового компьютера. Сам же ТНВД применяемый в такой системе может иметь одну и более плунжерную пару и приводиться в действие от коленчатого вала.
Эксцентрик регулирует момент, когда всасывающий клапан падает на свое сиденье. Более близкое закрытие производится ранее, поэтому полезный ход поршня увеличивается, поэтому расход топлива, подаваемый на форсунку, выше. Контактная площадка 5 воздействует на шток клапана 2 Ручным или автоматическим вращением эксцентрик 4, тампон 5 рано или поздно касается стержня и контролирует момент открытия клапана.
Топливо выгружается через вытянутый канал с пунктирными линиями на рисунке. Как правило, всасывающий клапан не используется в качестве выпускного клапана из-за относительно больших поверхностей, которые требуют больших усилий для открытия, и, следовательно, мощных механизмов. Из-за этого выпускной клапан обычно имеет относительно небольшую поверхность, но не настолько мал, чтобы позволить топливу проходить через него. Если на выпускном клапане была слишком маленькая поверхность, давление впрыска упало бы слишком медленно, когда инъекции должны были быть завершены, что приведет к «сильному капельку» из инжектора в цилиндр, что является серьезным дефектом для системы инъекции.
Устройство ТНВД магистрального типа.
- приводной кулачковый вал
- ролик
- плунжерная пружина
- плунжер
- штуцер напорной магистрали (к топливной рампе)
- выпускной клапан
- впускной клапан
- электромагнитный клапан дозирования топлива
- фильтр тонкой очистки топлива
- перепускной клапан
- штуцер обратного топливопровода
- штуцер впускного топливопровода
Завершая обзорное описание видов ТНВД можно еще отметить тот факт, что оба первых типа топливных насосов по своей сути чисто механические узлы. Их работа построена на применение механических законов и может работать вовсе без применения электронных узлов. Система же с магистральным типом ТНВД относиться к более новому поколению, где во всем начинает властвовать электроника.
Инжекционные насосы с инжекционными инсультами с постоянным ходом. Постоянная поршня поршня и постоянный клапан поршня. Аспирация, управляемая поршневым всасывающим клапаном. Ротационный поршневой насос-нагнетатель является частью категории импульсного насоса с постоянным ходом поршня. Количество впрыскиваемого топлива регулируется вращением поршней насоса. Этот тип насоса позволяет даже в случае высоких скоростей очень строгую регулировку потока, поэтому он очень распространен.
В настоящее время около 75% высокоскоростных дизельных двигателей используют варианты насосов, полученные из этого типа, построенные многими заводами в нескольких странах. Ротационный поршневой насос обычно состоит из всех цилиндров, имеющих двигатель, каждый элемент состоит из поршня и цилиндра. Насосные элементы монтируются в одном корпусе с обычной конструкцией быстродействующих тяговых двигателей. Для двигателей с большим количеством цилиндров, например, в 12-цилиндровых двигателях, элементы сгруппированы вместе, шесть в корпусе и два тела связаны один за другим на одном и том же валу.
Ремонт и регулировка топливного насоса высокого давления.
Ремонт и регулировка топливной аппаратуры высокого давления — достаточно сложная задача, требующая как теоретической, так практической подготовки. Совсем мало автомобилистов пытается самостоятельно лезть в ее настройки и уж тем более ремонтировать. Чаще всего дизельными топливными насосами занимаются специализированные станции ремонта и диагностики, которые обеспечены необходимым оборудованием и квалифицированными кадрами.
В других типах два тела монтируются бок о бок. С мощными двигателями на цилиндре каждый элемент помещается на блок цилиндров перед цилиндром, который его подает. Ротационные поршневые насосы могут приводиться в действие специальным распределительным валом или самим распредвалом двигателя.
Корпус снабжен: захватным ухом, штепсельной вилкой для слива масла, масляным излишним соединением и крышкой бокового козырька. Каждый элемент заблокирован запорным болтом, а регулировка расхода топлива осуществляется вращением поршня, управляемым стойкой. Поршень элемента имеет выемку, оканчивающуюся сверху спиральным краем, служащую для регулировки потока. Перемещение связывается с верхней частью поршня через вертикальный боковой канал или через вертикальное и поперечное отверстие.
Единственная задача, на которую можно отважиться самостоятельно, — регулировка оборотов холостого хода (ее описание довольно часто можно встретить в инструкции по эксплуатации автомобиля) – советую прочитать статью . Как правило, она подразумевает под собой подтяжку троса акселератора до достижения необходимых параметров. Однако даже такая простая процедура не всегда доступна для обычных автолюбителей на двигателях с электронным управлением впрыска. Ведь здесь кроме самой механической регулировки чаще всего необходимо выполнять еще и электронную настройку системы, которую без специального оборудования не произведешь.
Рис. 86 - Ротационные поршни впрыскивающего насоса. Каждый цилиндр насоса закрыт сверху с помощью выпускного клапана специальной формы, который прижимается винтовой пружиной. Трубка форсунки инжектора оставляет ее. В верхней части камеры расположена всасывающий насос, который соединен с системой подачи и цилиндр элементом насоса, через два отверстия, расположенные в стенке.
Стойка может вращать поршень во время работы двигателя через зубчатый сектор. Это может варьировать расход топлива, который насос посылает на форсунку. Из-за значительных преимуществ он представляет. Насосы для инъекций поршневого ящика теперь имеют почти общий характер.
Ну, а в заключении хотелось бы отметить тот факт, что ТНВД — достаточно дорогая деталь двигателя, поломка которой очень часто достаточно сильно бьет по карману автовладельца.
Основными причинами, которые приводят к поломкам топливного насоса, можно назвать некачественное топливо и несоблюдение регламента проведения диагностики. Так что в качестве совета:
Инъекции насос поршневого клапан работает следующим образом: цилиндр заполнен топливом в конце хода вниз поршень открывают отверстия для подачи. В начале восходящего хода насос не отбрасывает, так как изначально отверстия для топлива открыты. Когда давление в цилиндре преодолеть натяжение пружины выпускного клапана, топливо направляются к форсунке, называемый активного ход путешествия ч 3. Это продолжается до края поршня спиральных входных отверстий открытого и топлива отправляется обратно через эти отверстия, на стороне низкого давления.
1. старайтесь заправляться только на проверенных автозаправочных станция;
2. как только пробег автомобиля потребует проведения обслуживания — не откладывая, загляните на станцию диагностики.
Топливный насос высокого давления VЕ. По мере все большего ужесточения норм на выброс вредных веществ транспортными средствами, традиционные механические ТНВД дизелей оказываются не в состоянии обеспечить необходимую точность дозирования топлива и скорость реагирования на изменяющиеся условия движения. Это привело к необходимости электронного регулирования все большим числом составных частей топливной системы дизеля.
Корректировка дозы впрыскиваемого топлива достигается путем вращения поршневого ящика вокруг его собственной оси. В результате, если при полной нагрузке длина спиральной рампы является максимальной, а поршень. Реверсирует максимальную дозу, при вращении поршневого выдвижного ящика полезный ход поршня уменьшается из-за уменьшения высоты спиральной рампы в подающих отверстиях. Полезный ход отменяется, и насос не заправляется топливом, когда канал подачи поршня поступает через подающие отверстия, обеспечивая постоянное соединение между цилиндром насоса и этими отверстиями.
Фирмами Bosch, Diesel Kiki и Nippon Denso разработан ряд систем электронного управления топливоподачей на базе топливного насоса VЕ, которые обеспечили дальнейшее совершенствование процесса топливоподачи – повышение точности дозирования топлива в отдельные цилиндры, уменьшение межцикловой нестабильности процесса сгорания, уменьшения неравномерности работы дизеля на режимах холостого хода. В отдельных системах устанавливается быстродействующий клапан, который позволяет разделить процесс впрыска на две фазы, что уменьшает жесткость процесса сгорания.
Что касается регулировки дозы топлива, вводимой в цилиндр двигателя, следует отметить. Что эту настройку можно сделать, изменив либо конец инъекции, момент начала инъекции, либо и то, и другое. В первом случае начало впрыска остается постоянным независимо от режима работы двигателя. Конец впрыска может быть изменен, и также будет изменен ход нагнетания насоса.
В комбинированной процедуре регулировки начинается как начало впрыска, так и окончание впрыска. Используемый процесс настройки влияет на процесс сгорания и экономичность двигателя. Таким образом, если конец инъекции не изменяется, то при пониженных скоростях сжигание увеличивается в расширении, увеличивая тепловые потери. Если инжекция постоянно поддерживается, то при низких оборотах время впрыска увеличивается, что приводит к быстрому увеличению давления в двигателе до того, как поршень достигнет земли.
Точное регулирование не только способствует контролю за выбросом токсичных веществ, но и обеспечивает увеличение мощности и более плавную работу двигателя. Некоторые модели имеют электронное регулирование рециркуляции отработавших газов.
В электронных системах применяются топливные насосы распределительного типа, с дополнением управляемых исполнительных устройств для регулирования положения дозатора и клапана автомата опережения впрыскивания топлива.
Заправка осуществляется с помощью клапана, который прерывает соединение между линией высокого давления и цилиндром инжекторного насоса в интервале между двумя полезными ударами. Когда ход на выходе останавливается, клапан устанавливается на сиденье под действием собственной пружины, предотвращая аспирирование топлива из трубы высокого давления, что не позволяет возобновить инъекцию.
Выпускной клапан также выполняет вторую функцию: он разряжает линию высокого давления из-за высоких остаточных давлений, но, в частности, обеспечивает внезапное прекращение инъекции, что улучшает явление капель. Размер насоса обозначается буквенным символом, который включен в общий символ насоса. Как правило, символ размера помещается между символом, который идентифицирует количество секций накачки и тот, который выражает значение диаметра поршня.
Электронный блок управления получает сигналы от множества датчиков, таких как положения педали акселератора, частоты вращения вала двигателя, температуры охлаждающей жидкости и топлива, подъема иглы форсунок, скорости движения автомобиля, давления наддува и температуры воздуха на впуске и др.
Эти сигналы обрабатываются в электронном блоке управления. Результирующий выходной сигнал посылается в ТНВД, обеспечивая подачу оптимального количества топлива к форсункам и оптимальный угол опережения впрыскивания в соответствии с эксплуатационными условиями. Если подключается дополнительная нагрузка (например, включают кондиционер воздуха), то в электронный блок управления приходит соответствующий сигнал, и дополнительная нагрузка компенсируется увеличением подачи топлива. Электронный блок управления также контролирует работу свечей накаливания в трех стадиях – период накаливания, установившийся режим работы свечей накаливания и период после накаливания, в зависимости от температуры.
В отличие от механических, в электронно-управляемых ТНВД повышенная частота вращения коленчатого вала на холостом ходу, определяется управляющей диафрагмой. Приводимый диафрагмой тросик управляет рычагом повышенной частоты вращения на топливном насосе. При неработающем двигателе рычаг находится в положении повышенной частоты вращения. Во время запуска двигателя в диафрагменном блоке создается разрежение, управляемое электронным блоком управления посредством электромагнитного клапана. По мере прогрева двигателя электронный блок открывает клапан, в диафрагменном блоке создается разрежение, вследствие чего рычаг повышенной частоты вращения с помощью тросика возвращается в нормальное положение холостого хода.
В целях снижения выбросов оксидов азота ТНВД с электронным управлением оборудованы системой рециркуляции отработавших газов. Отбор части отработавших газов во впускной тракт управляется электронным блоком управления посредством клапанов системы рециркуляции. Вакуумным насосом в клапане рециркуляции создается разрежение, которое зависит от частоты вращения двигателя, нагрузки и высоты над уровнем моря.
Упрощенная схема электронного регулирования одноплунжерного топливного насоса типа VE фирмы Bosch дизельного двигателя приведена на рис. 17
Рис. 17. Схема системы электронного управления одноплунжерного ТНВД:
1 – датчик начала впрыска; 2 – датчик ВМТ и частоты вращения коленчатого вала; 3 – расходомер воздуха; 4 – датчик температуры охлаждающей жидкости; 5 – датчик положения педали подачи топлива; 6 – блок управления; 7 – исполнительное устройство ускорителя пуска и прогрева двигателя; 8 – исполнительное устройство управления клапаном рециркуляции отработавших газов; 9 – исполнительное устройство управления углом опережения впрыска; 10 – исполнительное устройство привода дозирующей муфты; 11 – датчик хода дозатора; 12 – датчик температуры топлива; 13 – ТНВД
Основным регулирующим элементом системы является электромагнитное исполнительное устройство 10, которое перемещает дозирующую муфту ТНВД.
Управление процессами топливоподачи осуществляется с помощью блока управления 6. В блок управления поступает информация от различных датчиков: начала впрыска 1, установленного в одной из форсунок впрыска топлива; верхней мертвой точки и частоты вращения коленчатого вала 2; расходомера воздуха 3; температуры охлаждающей жидкости 4; положения педали топлива 5 и др. В соответствии с заданными в памяти блока характеристиками управления и полученной информацией от датчиков блок управления выдает выходные сигналы на исполнительные механизмы управления цикловой подачей и углом опережения впрыска топлива. Таким образом, регулируется величина цикловой подачи топлива от холостого хода до режима полной нагрузки, а также во время холодного пуска.
Потенциометр исполнительного устройства посылает сигнал обратной связи в электронный блок управления, определяя точное положение дозирующей муфты. Угол опережения впрыскивания топлива регулируется подобным же образом.
Электронный блок управления формирует сигналы, обеспечивающие протекание регуляторных характеристик, стабилизацию частоты вращения холостого хода, рециркуляцию ОГ, степень которой определяется по сигналам датчика массового расхода воздуха. При этом в блоке управления сопоставляются реальные сигналы датчиков со значениями в запрограммированных полях характеристик, в результате чего на сервомеханизм исполнительных устройств передается выходной сигнал, обеспечивающий требуемое положение дозирующей муфты с высокой точностью регулирования.
В систему заложена программа самодиагностики и отработки аварийных режимов, что позволяет обеспечить движение автомобиля при большинстве неисправностей, кроме выхода из строя микропроцессора.
В большинстве случаев для одноплунжерных насосов распределительного типа в качестве исполнительного устройства, регулирующего цикловую подачу. используется электромагнит 6 (рис. 18) с поворотным сердечником, конец которого соединен через эксцентрик с дозирующей муфтой 5. При прохождении тока в обмотке электромагнита сердечник поворачивается на угол от 0 до 60°, соответственно перемещая дозирующую муфту 5, с помощью которой происходит изменение цикловой подачи.
Рис. 18. Развернутая схема одноплунжерного насоса с электронным управлением:
1 – ТНВД; 2 – электромагнитный клапан управления автоматом опережения впрыскивания; 3 – жиклер; 4 – цилиндр автомата опережения впрыскивания; 5 – дозатор; 6 – электромагнитное устройство изменения подачи топлива; 7 – электронный блок управления; 8 – датчики температуры, давления наддува, положение подачи топлива; 9 – педаль управления; 10 – возврат топлива; 11 – подача топлива к форсунке
Управление автоматом опережения впрыска осуществляется быстродействующим электромагнитным клапаном 2, который регулирует давление топлива, действующего на поршень автомата. Клапан работает в импульсном режиме «открыт - закрыт», модулируя давление в зависимости от частоты вращения вала двигателя. Когда клапан открыт, давление уменьшается, и угол опережения впрыскивания также уменьшается. Когда клапан закрыт, давление увеличивается, перемещая поршень автомата в сторону увеличения угла опережения впрыска. Отношение импульсов определяется электронным блоком в зависимости от режима работы и температурного состояния двигателя. Для определения момента начала впрыска одна из форсунок имеет индукционный датчик подъема иглы.
В качестве исполнительных механизмов, воздействующих на органы, управляющие подачей топлива в ТНВД, применяются пропорциональные электромагнитные, моментные, линейные или шаговые электродвигатели, которые служат в качестве непосредственного привода дозатора топлива в насосах распределительного типа.
В качестве примера на рис. 19 приводится исполнительный механизм, управляющий подачей топлива, в котором используется электромагнит 2 с поворотным сердечником, конец которого соединен через эксцентрик с дозирующей муфтой 3. При прохождении тока в обмотке электромагнита сердечник поворачивается на угол от 0 до 60°, соответственно перемещая дозирующую муфту 3. Контроль за ее перемещение производится с помощью датчика 1.
Рис. 19. Электромагнитный исполнительный механизм ТНВД распределительного типа:
1 – датчик хода дозатора; 2 – исполнительное устройство (электромагнит); 3 – дозирующая муфта; 4 – клапан изменения угла начала впрыска с электромагнитным приводом; 5 – плунжер; 6 – шаровой наконечник; а – разрез исполнительного механизма; б – схема принципа действия
Форсунка. Момент начала впрыска топлива является очень важным параметром, определяющим оптимальную работу дизеля. Это позволяет уточнить величину угла опережения впрыска в зависимости от нагрузки и частоты вращения, управлять рециркуляцией отработавших газов и различными исполнительными механизмами. Для определения начала впрыска топлива в системах электронного управления одноплунжерного ТНВД применяется форсунка с датчиком подъема иглы (рис. 20).
В корпус форсунки встроен датчик подъема иглы, состоящий из катушки возбуждения 2 и штока (якоря) 3.На катушку возбуждения электронным блоком управления подается опорное напряжение таким образом, что ток в электрической цепи поддерживается постоянным, независимо от изменений температуры. Этот ток создает вокруг катушки магнитное поле. Как только игла форсунки поднимается, якорь 3 изменяет магнитное поле, вызывая изменение сигнала напряжения.
Рис. 20. Схема форсунки с датчиками подъема иглы:
1 – регулировочный винт; 2 – катушка возбуждения; 3 – шток; 4 – провод; 5 – электрический разъем
Во время перемещения иглы магнитный поток в катушке изменяет свою величину и индуцирует сигнал, напряжение которого пропорционально скорости перемещения иглы, но не величине перемещения. В определенный момент подъема иглы возникает пиковый импульс, который воспринимается электронным блоком управления и используется для управления углом опережения впрыска. Этот сигнал сравнивается с хранящимися в памяти электронного блока значениями для соответствующих эксплуатационных условий работы дизеля. Электронный блок управления посылает обратный сигнал на электромагнитный клапан, соединенный с рабочей камерой автомата опережения впрыскивания и давление, действующее на поршень автомата, изменяется, в результате чего поршень перемещается под действием пружины, изменяя угол опережения впрыскивания.
На смену обычным стандартным форсункам в электронных системах впрыска пришли двухпружинные форсунки. Применение таких форсунок позволяет снизить шум при работе двигателя.
Двухпружинные форсунки имеют две пружины, расположенные в корпусе форсунки одна после другой. Сначала только одна пружина оказывает воздействие на иглу, обеспечивая ее открытие в начале повышенного давления.
Вторая пружина при этом входит в контакт с упорной втулкой, препятствуя дальнейшему подъему иглы. При дальнейшем повышении давления упорная втулка поднимается, сжимая обе пружины и обеспечивая таким образом больший подъем иглы. Схема двухпружинной форсунки показана на рис. 21.
Рис. 21. Двухпружинная форсунка с датчиком подъема иглы для двигателей с непосредственным впрыском топлива:
1 - корпус форсунки, 2 - датчик подъема иглы, 3 - первая пружина, 4 - направляющий элемент, 5 - вторая пружина, 6 - нажимной штифт, 7 - гайка крепления распылителя.
Работа форсунки. В начале процесса впрыска происходит первоначальный подъем иглы, что позволяет подать в камеру сгорания только небольшое количество топлива. При дальнейшем увеличении давления впрыска игла форсунки поднимается полностью, и происходит основной впрыск топлива. Такой двухстадийный впрыск, обозначенный кривой на рис. 22, обеспечивает более мягкий процесс сгорания и ведет к уменьшению шума.
Рис. 22. Сопоставление характеристик подъема иглы форсунки:
а - стандартная форсунка; б - двухпружинная форсунка; h 1 - начальный ход; h 2 - основной ход.
Максимальное давление впрыска, достигаемое электронным управлением топливоподачей на базе топливного насоса VЕ составляет 150 кгс/см 2 . Однако ресурсы этой конструктивной схемы по напряжениям в сложном кулачковом приводе практически исчерпаны. Более совершенными являются ТНВД следующего поколения – VP-44.
Топливный насос высокого давления VP-44. Такиенасосы используются на моделях дизелей Opel Ecotec, Opel Astra, Audi, Ford, BMW, Daimler-Chrysler. Давление впрыска, развиваемое насосами такого типа достигает 1000 кгс/см 2 .
Схема топливной системы с этим ТНВД представлена на рис. 23.
Рис. 23. Система непосредственного впрыска дизельного двигателя с ТНВД VP-44:
1 – топливный бак; 2 – фильтр тонкой очистки топлива; 3 – ТНВД; 4 – ЭБУ ТНВД; 5 – электромагнитный клапан управления подачей топлива; 6 – электромагнитный клапан угла опережения впрыска; 7 – автомат опережения впрыска; 8 – ЭБУ двигателя; 9 – форсунка с датчиком подъема иглы; 10 – свеча предпускового подогрева с закрытым нагревательным элементом; 11 – ЭБУ свечей накаливания; 12 – датчик температуры охлаждающей жидкости; 13 – датчик частоты вращения коленчатого вала; 14 – датчик температуры воздуха на впуске; 15 – массовый расходомер воздуха; 16 – датчик давления наддува; 17 – турбокомпрессор; 18 – привод клапана системы рециркуляции ОГ; 19 – привод клапана регулирования давления наддува; 20 – вакуумный насос; 21 – аккумуляторная батарея; 22 – приборная панель с указателем расхода топлива, тахометром и т.д.; 23 – датчик положения педали акселератора; 24 – концевой выключатель (на педали сцепления); 25 – контакты стоп-сигнала; 26 – датчик скорости автомобиля; 27 - блок управления круиз-контролем; 28 – компрессор кондиционера; 29 – диагностический дисплей с выводами для диагностического тестера.
Особенностью приведенной системы является совмещенный блок управления как для ТНВД, так и для других систем двигателя. Блок управления состоит из двух частей, оконечные каскады питания электромагнитов которых расположены на корпусе ТНВД.
Общий вид ТНВД VP-44 показан на рис. 24.
Рис. 24. Топливный насос высокого давления VP-44:
1 – топливоподкачивающий насос; 2 – датчик частоты и положения вала насоса; 3 – кулачковая шайба; 4 – блок управления; 5 – штекерная колодка; 6 – нагнетательные плунжеры; 7 – ротор-распределитель; 8 – электромагнитный клапан управления подачей; 9 – нагнетательный клапан; 10 – электромагнитный клапан установки момента начала впрыскивания; 11 – устройство опережения впрыскивания; 12 – датчик угла поворота приводного вала ТНВД
Контур низкого давления. Топливоподкачивающий насос 17 (рис. 25) в ТНВД VP-44 шиберного типа аналогичный рассмотренным выше. Давление топлива, создаваемое топливоподкачивающим насосом на стороне нагнетания, зависит от частоты вращения колеса насоса. В то же время это давление при возрастании частоты вращения увеличивается непропорционально. Клапан регулирования давления 2 располагается в непосредственной близости от топливоподкачивающего насоса. Клапан изменяет давление нагнетания, создаваемое топливоподкачивающим насосом, в зависимости от требуемого расхода топлива.
Топливо от топливоподкачивающего насоса поступает к насосной секции ТНВД и устройству опережения впрыскивания.
Рис. 25. Гидравлическая схема ТНВД VP-44:
1 – блок управления работой дизеля; 2 – клапан регулирования давления; 3 – поршень клапана регулирования давления; 4 – клапан дросселирования перепуска; 5 – отводной канал; 6 – дроссель; 7 блок управления ТНВД; 8 – поршневой демпфер; 9 – электромагнитный клапан управления подачей; 10 – нагнетательный клапан; 11 – форсунка; 12 – электромагнитный клапан установки момента начала впрыскивания; 13 – ротор-распределитель; 14 – насосная секция ТНВД с радиальным движением плунжеров; 15 – датчик угла поворота приводного вала ТНВД; 16 – устройство опережения впрыскивания; 17 – топливоподкачивающий насос
Если создаваемое давление топлива превышает определенную величину, торцевая кромка поршня 3 открывает отверстия, расположенные радиально, и через них поток топлива сливается по каналам насоса к подводящему пазу. Если давление топлива слишком мало, эти радиальные отверстия закрыты вследствие преобладания сил пружины. Предварительный натяг пружины определяет, таким образом, величину давления открытия клапана.
Для охлаждения топливоподкачивающего насоса и удаления из него воздуха топливо проходит через привинченный к корпусу насоса клапан дросселирования перепуска 4.
Этот клапан осуществляет отвод топлива через отводной канал 5. В корпусе клапана находится нагруженный пружиной шарик, который позволяет вытекать топливу только по достижении определенной величины давления в канале.
Дроссель 6 очень малого диаметра, связанный с линией отвода, расположен в корпусе клапана параллельно основному каналу отвода топлива. Он обеспечивает автоматическое удаление воздуха из насоса. Весь контур низкого давления ТНВД рассчитан на то, что в топливный бак через клапан дросселирования перепуска всегда перетекает некоторое количество топлива.
Контур высокого давления. В контур высокого давления входят ТНВД, а также узел распределения и регулирования величины и момента начала подачи с использованием только одного элемента - электромагнитного клапана высокого давления.
Насосная секция ТНВД с радиальным движением плунжеров создает требуемое для впрыскивания давление величиной до 1000 кгс/см 2 . Она приводится через вал и включает в себя (рис. 26):
• соединительную шайбу;
• башмаки 4 с роликами 2;
• кулачковую шайбу 1;
• нагнетающие плунжеры 5;
• переднюю часть (головку) вала-распределителя 6.
Рис. 26. Примеры расположения плунжеров:
а – для четырех или шести цилиндров; b – для шести цилиндров; с – для четырех цилиндров; 1– кулачковая шайба; 2 – ролик; 3 – направляющие пазы приводного вала; 4 – башмак ролика; 5 – нагнетающий плунжер; 6 – вал-распределитель; 7 – камера высокого давления
Крутящий момент от приводного вала передается через соединительную шайбу и шлицевое соединение непосредственно на вал-распределитель. Направляющие пазы 3 служат для того, чтобы через башмаки 4 и сидящие в них ролики 2 обеспечить работу нагнетающих плунжеров 5 сообразно внутреннему профилю кулачковой шайбы 1. Количество кулачков на шайбе соответствует числу цилиндров двигателя. В корпусе вала-распределителя нагнетающие плунжеры расположены радиально, что и дало название этому типу ТНВД. На восходящем профиле кулачка плунжеры совместно выдавливают топливо в центральную камеру высокого давления 7. В зависимости от числа цилиндров двигателя и условий его применения существуют варианты ТНВД с двумя, тремя или четырьмя нагнетающими плунжерам.
Корпус-распределитель (рис. 27) состоит из:
• фланца 6;
• плотно вставленной в фланец распределительной втулки 3;
• расположенной в распределительной втулке задней части вала-распределителя 2;
• запирающей иглы 4 электромагнитного клапана 7 высокого давления;
• аккумулирующей мембраны 10, разделяющей полости подкачки и слива;
• штуцера 16 магистрали высокого давления с нагнетательным клапаном 15.
Рис. 27. Корпус-распределитель:
1 – плунжер; 2 – вал-распределитель; 3 – распределительная втулка; 4 – запирающая игла электромагнитного клапана высокого давления; 5 – канал обратного слива топлива; 6 – фланец; 7 – электромагнитный клапан высокого давления; 8 – канал камеры высокого давления; 9 – кольцевой канал впуска топлива; 10 – аккумулирующая мембрана, разделяющая полости подкачки и слива; 11 – полость за мембраной; 12 – камера низкого давления; 13 – распределительная канавка; 14 – выпускной канал; 15 – нагнетательный клапан; 16 – штуцер магистрали высокого давления
В фазе наполнения (рис., 28, а) на нисходящем профиле кулачков радиально движущиеся плунжеры 1 перемещаются наружу, к поверхности кулачковой шайбы. Запирающая игла 4 при этом находится в свободном состоянии, открывая канал впуска топлива. Через кольцевой канал 9 камеры низкого давления и канал иглы топливо направляется от топливоподкачивающего насоса по каналу 8 вала-распределителя и заполняет камеру высокого давления. Излишек топлива вытекает через канал обратного слива.
Рис. 28. Принципиальная схема подачи топлива (позиции на рис. соответствуют позициям рис. 27)
В фазе нагнетания (рис.28, б) плунжеры 1 при закрытой игле 4 перемещаются на восходящем профиле кулачков к оси вала-распределителя, повышая давление в камере высокого давления.
Благодаря этому топливо под высоким давлением движется по каналу 8 камеры высокого давления. Затем топливо через распределительную канавку 13 (рис. 27), которая в этой фазе соединяет вал-распределитель 2 с выпускным каналом 14, штуцер 16 с нагнетательным клапаном, магистраль высокого давления и форсунку поступает в камеру сгорания двигателя.
Дозирование топлива с помощью электромагнитного клапана высокого давления.
Для дозирования цикловой подачи в контур высокого давления ТНВД встроен электромагнитный клапан высокого давления 7.
К электромагнитному клапану высокого давления по сигналу блока управления ТНВД в катушку электромагнита подается напряжение, и якорь перемещает иглу 4, прижимая ее к седлу. Если игла прижата к седлу, топливо поступает только в выпускной канал высокого давления 14 соединенный с нагнетательным клапаном, где давление резко повышается, а от него к форсунке. Дозирование подачи топлива определяется интервалом между моментом начала подачи и моментом открытия электромагнитного клапана и называется продолжительностью подачи. Продолжительность закрытия электромагнитного клапана, определяемая блоком управления, регулирует таким образом величину цикловой подачи топлива. После окончания впрыска, электромагнит клапана обесточивается, при этом электромагнитный клапан высокого давления открывается, и давление в контуре снижается, прекращая подачу топлива к форсунке.
Избыточное топливо, которое нагнетается вплоть до прохождения роликом плунжера верхней точки профиля кулачка, направляется через специальный канал в пространство за аккумулирующей мембраной. Скачки высокого давления, которые при этом возникают в контуре низкого давления, демпфируются аккумулирующей мембраной. Кроме того, это пространство сохраняет аккумулированное топливо для процесса наполнения перед последующим впрыскиванием.
Для остановки двигателя с помощью электромагнитного клапана полностью прекращается нагнетание под высоким давлением. Следовательно, не требуется дополнительный остановочный клапан, как это имеет место в распределительных ТНВД с управлением регулирующей кромкой.
Демпфирование волн давления с помощью нагнетательного клапана с дросселированием обратного потока. Нагнетательный клапан 15 с дросселированием обратного потока в конце очередного впрыскивания топлива предотвращает новое открытие распылителя форсунки, что исключает появление подвпрыскивания, которое возможно в результате появления волн давления или их отражений. Подвпрыскивание отрицательно сказывается на токсичности ОГ.
С началом подачи конус клапана открывает клапан. Теперь топливо нагнетается через штуцер и магистраль высокого давления к форсунке. По окончании нагнетания давление топлива резко падает, и возвратная пружина прижимает конус клапана к его седлу. Обратные волны давления, возникающие при закрытии форсунки, гасятся дросселем нагнетательного клапана, что предотвращает подвпрыскивание топлива в камеру сгорания.
Устройство опережения впрыскивания топлива. Наиболее благоприятно процесс сгорания, равно как и лучшая отдача дизеля по мощности, протекает только в том случае, когда момент начала сгорания соответствует определенному положению коленчатого вала или поршня в цилиндре. Задачей устройства опережения впрыскивания является увеличение угла начала подачи топлива при повышении частоты вращения коленчатого вала. Это устройство, состоящее из датчика угла поворота приводного вала ТНВД, блока управления и электромагнитного клапана установки момента начала впрыскивания, обеспечивает оптимальный момент начала впрыскивания соответственно условиям эксплуатации двигателя, чем компенсирует временной сдвиг, определяемый сокращением периода впрыскивания и воспламенения при увеличении частоты вращения.
Устройство опережения впрыскивания, оснащенное гидравлическим приводом, встроено в нижнюю часть корпуса ТНВД поперек его продольной оси (рис. 29).
Рис.29. Устройство опережения впрыскивания:
1 – кулачковая шайба; 2 – шаровая цапфа; 3 – плунжер установки угла опережения впрыскивания; 4 – подводной/отводной канал; 5 – регулировочный клапан; 6 – шиберный топливоподкачивающий насос; 7 – выход топлива; 8 – вход топлива; 9 – подвод от топливного бака; 10 – пружина управляющего поршня; 11 – возвратная пружина; 12 – управляющий поршень; 13 – кольцеобразная камера гидравлического упора; 14 – дроссель; 15 – электромагнитный клапан установки момента начала впрыскивания (в закрытом положении)
Кулачковая шайба 1 входит своей шаровой цапфой 2 в поперечное отверстие плунжера 3 так, что поступательное движение последнего превращается в поворот кулачковой шайбы. В середине плунжера находится регулировочный клапан 5, который открывает и закрывает управляющие отверстия в плунжере. По оси плунжера 3 расположен нагруженный пружиной 10 управляющий поршень 12, который задает положение регулировочного клапана.
Поперек оси плунжера находится электромагнитный клапан 15 установки момента начала впрыскивания. Блок управления ТНВД воздействует на плунжер устройства опережения впрыскивания с помощью этого клапана (рис. 30), на который непрерывно подаются импульсы тока постоянной частоты и переменной скважности. Клапан изменяет давление, действующее на управляющий поршень.
Рис. 30. Электромагнитный клапан установки момента начала впрыскивания:
1 – седло клапана; 2 – направление закрытия; 3 – игла клапана; 4 – якорь электромагнита; 5 – катушка; 6 – электромагнит
Регулирование начала впрыскивания. В зависимости от условий эксплуатации двигателя (нагрузка, частота вращения коленчатого вала, температура охлаждающей жидкости) блок управления работой дизеля устанавливает необходимый угол опережения впрыскивания, который определяется соответствующим полем характеристик. Для обеспечения необходимого угла опережения впрыскивания кулачковая шайба поворачивается на определенный угол.
Регулятор начала впрыскивания в блоке управления ТНВД постоянно сравнивает действительное значение момента начала впрыскивания с заданным. Если различие этих сигналов выше допустимого, регулятор изменяет момент начала впрыскивания с помощью электромагнитного клапана установки момента начала впрыскивания. Информацию о действительном моменте начала впрыскивания передает сигнал датчика угла поворота приводного вала ТНВД или, в качестве альтернативы, сигнал датчика подъема иглы распылителя форсунки.
Установка раннего опережения впрыскивания. На неработающем двигателе плунжер 3 (рис. 29) установки угла опережения впрыскивания благодаря возвратной пружине 11 устанавливается на позднее впрыскивание. При работающем двигателе давление топлива внутри ТНВД изменяется клапаном регулирования давления в зависимости от частоты вращения коленчатого вала. Давление топлива, проходящего через дроссель 14 в кольцеобразную камеру 13 гидравлического упора, сдвигает при закрытом электромагнитном клапане 15 управляющий поршень 12 в направлении положения «раньше», преодолевая силу пружины 10 поршня. Благодаря этому на более ранний угол опережения впрыскивания сдвигается и регулировочный клапан 5, связанный с управляющим поршнем, открывая канал 4, ведущий к камере за плунжером 3.
Топливо, поступая через этот канал, оказывает давление на плунжер, перемещая его в направлении положения «раньше». Осевое перемещение плунжера 3 преобразуется через шаровую цапфу 2 в поворот кулачковой шайбы 1 относительно вала привода ТНВД, что ведет к более раннему набеганию роликов на кулачки и обеспечивает более раннее начало впрыскивания. Возможность установки более раннего утла опережения впрыскивания составляет до 20° угла поворота кулачковой шайбы (соответственно 40° угла поворота коленчатого вала).
Установка позднего опережения впрыскивания. Электромагнитный клапан 15 установки момента начала впрыскивания открывается, если он воспринимает сигнал от блока управления ТНВД. При его открытии снижается управляющее давление в кольцеобразной камере 13 гидравлического упора.
Управляющий поршень 12 перемещается силой пружины 10 в направлении положения «позже». Когда регулировочный клапан 5 открывает управляющее отверстие, соединенное с каналом 4, тогда топливо начинает вытекать из полости за плунжером 3. Сила пружины 11 и реактивный момент на кулачковой шайбе 1 давят теперь на плунжер 3 в направлении положения «позже», т. е. к исходному положению.
Регулирование управляющего давления. Так как электромагнитный клапан 15 способен быстро открываться и закрываться, он работает как регулируемый дроссель и постоянно влияет на управляющее давление так, что плунжер 3 может занимать любое положение в рабочем диапазоне «раньше - позже». При этом отношение времени открытия электромагнитного клапана к общей продолжительности рабочего цикла перемещения иглы электромагнитного клапана определяется блоком управления ТНВД.
Например, если управляющий плунжер должен быть установлен в положение «раньше», это отношение изменяется блоком управления так, чтобы уменьшался период открытого положения клапана. В этом случае через электромагнитный клапан проходит некоторое количество топлива, и плунжер двигается в сторону положения «раньше».
1. Название работы.
2. Схема системы питания с одноплунжерными распределительными топливными насосами высокого давления ТНВД без электронного управления фирмы Bosch VE.
3. Схема системы питания с одноплунжерными распределительными топливными насосами высокого давления ТНВД с электронным управлением фирмы Bosch VE.
4. Схема топливного насоса Bosch VE
5. Топливный насос низкого давления и регулирующий клапан.
6. Фазы топливоподачи.
7. Схема работы всережимного регулятора.
8. Одноплунжерные распределительные топливные насосы высокого давления с электронным управлением.
9. Форсунка с датчиком подъема иглы.
10. Двухплунжерная форсунка с датчиком полъема иглы для двигателей с непосредственным впрыском топлива.
11. Устройство опережения впрыска.
1. Достоинства и недостатки систем питания с с одноплунжерными распределительными топливными насосами высокого давления ТНВД без электронного управления фирмы Bosch VE.
2. Достоинства и недостатки систем питания с с одноплунжерными распределительными топливными насосами высокого давления ТНВД с электронным управлением фирмы Bosch VE.
3. Назначение топливного фильтра тонкой очистки топлива.
4. Назначение и конструкция топливного насоса низкого давления и регулирующий клапан.
5. Устройство и принцип работы форсунки систем питания с одноплунжерными распределительными топливными насосами высокого давления ТНВД без электронного управления фирмы Bosch VE.
6. Устройство и принцип работы форсунки систем питания с одноплунжерными распределительными топливными насосами высокого давления ТНВД с электронным управлением фирмы Bosch VE.
7. Назначение и виды свечей накаливания. Преимущества и недостатки.
8. Назначение и принцип работы автоматического регулятора частоты вращения.
9. Устройство форсунки систем питания с одноплунжерными распределительными топливными насосами высокого давления ТНВД с электронным управлением фирмы Bosch VE.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 13.
СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
"КОММОН-РЕЙЛ"
Цель работы:
1. Изучить назначение, общую схему и принцип действия аккумуляторной топливной системы питания дизельного двигателя с электронным управлением "Коммон-Рейл".
2. Изучить конструкцию и работу узлов и механизмов аккумуляторной топливной системы питания дизельного двигателя с электронным управлением "Коммон-Рейл.
Оборудование:
автомобили детали системы питания; стенд М – 107,съемники и приспособления для выполнения разборочно-сборочных работ; динамометрический ключ; наборы рожковых, торцевых и накидных ключей, плакаты, учебная литература.