За рулем выбор аккумулятора. Лучший гелевый автомобильный аккумулятор. Как сделать правильный выбор аккумулятора

Иноземное на Руси в почете. Вывески типа «Иностранец Василий Федоров» привлекали благосклонное внимание соотечественников еще при Гоголе. И сегодня многие больше доверяют товарам, на которых марка написана латиницей. Возможно, поэтому из шести «россиян» не стесняются кириллицы лишь Зверь и Тюменский Медведь, а остальные носят ненашенские названия - AKOM, Titan Euro Silver, Tyumen Battery Premium, SilverStar. Впрочем, по имени, как и по одежке, только встречают - надо посмотреть участников в деле.

Наша «сборная» далеко не во всех видах соревнований проигрывает соперникам. Российские аккумуляторы выглядят на мировой арене не так уж слабо. Хотя и «сборная мира» выставила звездный состав: Bosch, Delkor, Exide Premium, Mutlu Silver Evolution, Topla и VARTA Blue Dynamic.

Основные критерии оценки батарей

Резервная емкость. Показывает, долго ли холодной дождливой ночью продержится автомобиль, у которого испортился генератор. Измеряется в минутах. Чем выше результат, тем лучше.

Лучший результа т - у батареи Tyumen Battery Premium: 110 минут. Худший результат показал Delkor - 91 минута.

Приведенная энергия пуска заявленным током. Характеризует энергию батареи в пусковом режиме. Измеряется в килоджоулях. Чем выше результат, тем лучше.

Лучший результат - у батареи Tyumen Battery Premium: 29,13 кДж. Худший результат показал SilverStar - 7,58 кДж.

Приведенная энергия пуска единым током. Позволяет сравнить токовые характеристики всех батарей в одинаковых условиях, вне зависимости от их паспортных данных. Измеряется в килоджоулях. Чем выше результат, тем лучше.

Лучший результат - у батареи Tyumen Battery Premium: 35,39 кДж. Худший результат показал SilverStar - 6,88 кДж.

Приведенная энергия пуска единым током при -29 ºС. Аналогично предыдущим испытаниям, но при температуре -29 ºС. Измеряется в килоджоулях. Чем выше результат, тем лучше.

Лучший результат - у батареи Tyumen Battery Premium: 10,44 кДж. Худший результат - полный отказ батарей АKOM, SilverStar и Delkor.

Прием заряда при постоянном внешнем напряжении. Показывает способность батареи восстанавливаться после глубокого разряда. Все батареи выдержали испытание с большим запасом, показав примерно равные результаты.

Примечание. Технические измерения проводили специалисты НИИЦ АТ 3 ЦНИИ Минобороны РФ. Результаты испытаний относятся к конкретным экземплярам батарей.

Методика расстановки по местам

В каждом виде испытаний лучшему и худшему результатам присваивали соответственно 5 баллов и 1 балл. Остальные участники получали промежуточные баллы согласно тому положению, которое они заняли между лидером и аутсайдером. К примеру, если при замере резервной емкости лидер показал результат 110 минут, а аутсайдер - 91, то участник с результатом 103 минуты получал, пропорционально своему результату, 3,53 балла. И так - для всех видов испытаний. Итоговый балл представляет собой среднее арифметическое четырех промежуточных оценок. Балл за показатель «цена/качество» при подведении итогов не учитывался. Средний балл за выступление зарубежных и российских участников испытаний рассчитывали как среднее арифметическое шести соответствующих результатов.

ЧИСТАЯ ПОБЕДА

Весной батареи увезли в подмосковные Бронницы - в лабораторию НИИЦ АТ 3 ЦНИИ Минобороны России. Протокол , появившийся в конце июля, окатил бальзамом душу автора-патриота. Батарея Tyumen Battery Premium показала максимально возможный результат, выиграв все этапы испытаний. Мало того, и по соотношению цены и качества она оказалась лучшей. Такого успеха не добивалась ни одна батарея за все годы проведения наших аккумуляторных экспертиз.

Приятно, что в середине таблицы, на местах с четвертого по шестое, тоже наши: Тюменский Медведь, Зверь и Titan Euro Silver.

Но бочка меда была все же подпорчена: AKOM и SilverStar выступили плохо. Это сулило «россиянам» проигрыш в общем зачете, однако «иноземцы» тоже подкачали.

Откровенный провал корейского аккумулятора Delkor, выступившего хуже всех, привел к тому, что средний балл «россиян» (2,96) оказался выше, чем у «сборной мира» (2,75). (Кстати, в последнее время довольно часто стали попадаться компоненты с громкими именами, но сомнительного исполнения.) А по соотношению цены и качества победа российских аккумуляторов еще убедительнее: 2,76 против 1,87 балла.

Так что же, долой импорт? Нет, пока не долой. До полного импортозамещения на рынке аккумуляторов нам далековато: четыре домашних бренда спрос не удовлетворят.

Но это никак не умаляет значимости события: лучшие российские батареи честно выдержали все испытания. Прогресс!

Как выбрать АКБ?

Что важнее? Цена, габариты, бренд, ампер-часы, ток? Главное: брать надо такую батарею, которая гарантированно уместится в отведенной ей нише, будь то моторный отсек, багажник или подпольное пространство. Одновременно определяем полярность: смотрим на старую батарею и соображаем, где «плюс» и где «минус» - справа или слева? Будьте внимательны: на подавляющем большинстве автомобилей длины штатных проводов не хватит, чтобы подключить аккумулятор не той полярности.

Выбирая бренд, руководствуйтесь списком наших победителей последних лет , вычеркнув новичков и аутсайдеров. Марка батареи, как правило, определяет ее цену. Заявленные ток и емкость зависят от габаритов. Не слушайте знатоков, которые говорят про нежелательность избыточных амперов или ампер-часов. Можете смело ставить батарею с током хоть 1000 А - запас карман не тянет.

Если у вас была установлена , ориентированная в основном на работу с системой «старт-стоп», то и менять ее следует только на AGM. Обратная замена допустима, но нецелесообразна экономически.

Даже только что купленную новую батарею надо зарядить . Обратите внимание на таблицу с результатами замеров: в графе «Резервная емкость» в скобках приведены параметры батарей на момент продажи! К сожалению, до сих пор под видом новенького аккумулятора нам любят подсовывать «почти новые», с которых в лучшем случае сотрут пыль. Чем меньше циферки в скобках, тем дольше батарея провалялась без обслуживания на складе. Поэтому сразу под капот ей нельзя: нужна зарядка.

В ТОП-10 вошли лучшие аккумуляторы для авто 2016-2017 годов , которые были выбраны на основании проведённых тестов для АКБ и отзывов владельцев.

Аккумулятор №10. Deka


Цена от 12 тысяч рублей

Линейка серии Deka открывает десятку лучших аккумуляторных батарей. При тестировании АКБ показали себя с хорошей стороны – они способны выдерживать глубокий разряд и при этом отдавать достаточно мощности, чтобы произошёл запуск двигателя. Чтобы справится с этой задачей, производители применяют только высококачественный свинец для сплава пластин. Используемые в производстве кальциевые и AGM технологии также повышают производительность аккумуляторов этой линейки. К недостаткам Deka можно отнести завышенную цену устройств, стоимость которых начинается от 12 тысяч рублей.

№9. Banner


Цена 4 тысячи рублей

Banner – лучший вариант по надёжности, но не самый дешёвый. Применение инновационной технологии полного кальция позволяет производить запуск при глубоком разряде АКБ. Banner, обладающие отличной мощностью, способны обеспечить бесперебойную работу автомобилям с очень высокой потребностью в энергии. Также австрийский продукт, по результатам тестирования, показал хорошую устойчивость по отношению к температуре до минус 30 градусов, что обеспечивает холодный старт двигателя. Качество Banner подтверждает тот фактор, что многие немецкие автопромы устанавливают на автомобили именно аккумуляторы данного бренда. Средняя стоимость устройства – 4 тысячи рублей.

№8. Exide


Цена 5 тысяч рублей

Линейка из Exide представлена неплохими аккумуляторными батареями с лучшей ёмкостью. АКБ рассчитаны на автомобили с большим потреблением энергии. Они обладают большей мощностью, в отличие от аналогов на 30%, и имеют увеличенные эксплуатационные характеристики. Как утверждают производители Exide, их батареи обладают высокой пусковой мощностью и устойчивостью при всех погодных условиях. Но как показали результаты теста, аккумулятор не привёл к запуску двигателя при температуре минус 30 градусов. Стоимость данных зарядных устройств составляет 5 тысяч рублей и выше.

№7. Optima


Цена 14 тысяч рублей

Optima – лучшие АКБ от американского производителя. В суровых зимних условиях можно рассчитывать на запуск двигателя с первого раза, благодаря очень большому току пуска Optima Batteries. Отличаются эти аккумуляторы и своеобразной спиральной компоновкой, что обеспечивает меньшую скорость самостоятельного разряда, а также минимальный износ при частом повторении циклов перезарядки. При производстве Optima Batteries используется технология AGM: сепаратор из стеклоткани пропитывают электролитом, благодаря чему устройство становится защищённым от ухудшения электротехнических параметров.

Также в результате тестирования было выяснено, что данные аккумуляторы довольно прочные и устойчивые к механическим воздействиям – в случае ДТП средней тяжести, при частичном разрушении корпуса, возможен запуск двигателя. Данные АКБ полностью необслуживаемые. К минусам этой линейки продукта можно отнести его завышенную цену –14 тысяч рублей.

№6. Vortex


Цена 3,5 тысяч рублей

Vortex – один из лучших аккумуляторов для автомобилей по результатам тестирования на 2016-2017 гг. Устройство имеет высокие токовые характеристики и хорошо себя ведёт при низких температурах, обеспечивая запуск двигателю. Его рекомендуют для автомобилей, требующих повышенной мощности. Даже в случае глубокого разряда батарею можно будет восстановить. АКБ надёжно защищён от внешних источников искрообразования, благодаря системе фильтров «пламегасителей», которые встроены в крышку. Vortex вполне оправдывает свою стоимость и находится в средней ценовой категории – 3,5 тысяч рублей.

Аккумулятор №5. Aktex


Цена 2,7 тысяч рублей

Aktex является лучшим бюджетным вариантом и при этом с высокими характеристиками работоспособности. Изготовление продукта происходит с помощью гибридной технологии с использованием кальция и сурьмы. Это делает АКБ более устойчивым к глубокому разряду при низких температурах. Помимо этого, кальциевые отрицательные пластины сводят к минимуму самостоятельный разряд. По «резервной ёмкости» Aktex являются абсолютными лидерами среди аналогов. Однако при температуре -30 градусов батарея не гарантирует запуск двигателя. Цена такого агрегата составляет порядка 2,7 тысяч рублей.

№4. Tudor


Цена 3-3,5 тысяч рублей

Tudor – одни из самых востребованных АКБ на российском рынке, благодаря высоким показателям эксплуатационных характеристик. В производстве зарядных устройств для автомобиля компания использует специальную технологию СМЕТ, которая заключается в добавлении кальция в пластину аккумулятора методом растяжки, что обеспечивает лучшую прочность пластины. За счёт этого батарея менее подвержена коррозии и осыпанию, а значит и прослужит более долгий срок. Также, благодаря этой технологии, пластины приобретают лучшую пусковую мощность и двигатель запускается при температурах ниже 30 градусов. В среднем данные АКБ способны находиться в эксплуатации до 4-5 лет. Это лучший выбор по соотношению цена–качество. Средняя стоимость Tudor – 3-3,5 тысяч рублей.

Аккумулятор №3. Topla


Цена 5 тысяч рублей

Topla входит в тройку лучших аккумуляторных батарей для авто. Они очень популярны на российском рынке и хорошо зарекомендовали себя, благодаря своёй надёжности, качеству и долговечности. Данные АКБ производят с помощью технологии Ca/Ca, продлевающей срок службы и повышающей электротехнические показатели устройства. Topla отличают не только долговечность, но и пусковые характеристики в суровых зимних условиях. Средняя стоимость такой батареи составляет 5 тысяч рублей.

№2. Varta


Цена 7-12 тысяч рублей

Varta считается одним из признанных лидеров среди других аккумуляторов для авто. Батарея повышенной ёмкости обеспечивает уверенный пуск двигателя даже при температуре минус 30 градусов. Запатентованная технология решётки Power Frame отвечает за долговечность и высокую устойчивость к коррозии устройства. У Varta более высокие эксплуатационные характеристики, чем у аналогов. Помимо всего эти АКБ являются более экологичными и дают примерно на 20% меньше выбросов парниковых газов. Благодаря губчатому фильтру, который выступает в качестве пламеотсекателя, исключается возможность воспламенения случайной искрой. Срок эксплуатации составляет в среднем 5-7 лет, а стоимость колеблется в пределах 7-12 тысяч рублей.

Лучший аккумулятор №1. Bosch


Цена от 7 тысяч рублей

Bosch становится лидером рейтинга лучших АКБ для автомобилей. Аккумулятор с увеличенной ёмкостью и уменьшенной скоростью саморазряда обладает высокими эксплуатационными характеристиками. Батарея обеспечивает пуск при температуре до минус 30 градусов. В случае глубокой разрядки батарея способна к восстановлению. Производители продукта также позаботились и об экологии, обеспечив сниженный уровень испарения электролита. Минусом этого устройства является быстрое повреждение при работе в составе электрической сети с неидеальными характеристиками, например, с неисправным генератором. Также стоит отметить, что АКБ серии Bosch далеко не самые дешёвые, их стоимость начинается от 7 тысяч рублей и выше.

Причин искать новый аккумулятор для своего автомобиля может быть много. Основная - крайний износ или отказ старого: постоянно снимать на подзарядку батарею или «прикуривать» автомобиль по утрам людям быстро надоедает. При доработках автомобиля часто приходится устанавливать дополнительный аккумулятор или более емкий на замену штатному - это нужно для питания лебедки внедорожника или мощной аудиосистемы шоу-кара.

Что нужно знать при выборе аккумулятора? Во-первых, варианты его конструкции:

  • Свинцово-кислотные аккумуляторы - простейший и самый старый тип. Они состоят из шести банок, в которых свинцовые пластины погружены в раствор серной кислоты. Такие аккумуляторы дешевы, возможность замены электролита позволяет «реанимировать» их в ряде случаев. Ряд моделей, однако, выпускается необслуживаемыми (без возможности вывернуть пробки банок). Они стойко переносят перезаряд, но при глубоком разряде могут необратимо потерять емкость или вообще перестать набирать заряд (происходит разрушение пластин).
  • Гелевые аккумуляторы вместо жидкого электролита используют загущенную кремниевыми соединениями кислоту. Благодаря этому они не только герметичны, но и продолжают работать при любом угле наклона. Гелевые аккумуляторы способны сохранять работоспособность при глубоком разряде, но более требовательны к условиям заряда. Кроме того, их цена наиболее высока.
  • Выполненные по технологии AGM аккумуляторы сочетают в себе элементы конструкции и стандартных батарей, и гелевых: в них используется жидкий электролит, пропитывающий наполнитель (обычно - стекловолокно) между пластинами. Они могут работать практически при любом наклоне (переворачивать вверх дном не рекомендуется). Аккумуляторы AGM стойки к вибрациям, так как наполнитель не дает пластинам разрушаться. Но, в отличие от обычных и гелевых батарей, они чувствительны и к глубокому разряду, и к перезаряду одновременно.

Для старой машины лучшим вариантом станет дешевый свинцово-кислотный аккумулятор. Владельцу нового автомобиля, у которого нет оснований опасаться неисправности генератора, можно посоветовать аккумулятор, выполненный по технологии AGM: несмотря на требовательность к условиям цикла заряда/разряда, он обеспечит больший стартовый ток и быстрое восстановление заряда. Гелевые же аккумуляторы из-за высокой цены чаще всего становятся элементом тюнинга автомобилей. Благодаря высокой токоотдаче и переносимости сильного разряда их часто используют для питания мощных аудиосистем (штатный аккумулятор при этом отвечает за питание основной электрики автомобиля).

Также нужно знать полярность аккумулятора , то есть порядок расположения клемм на его корпусе. Большинство моделей автомобилей имеют слишком короткие или неудобно расположенные силовые провода, чтобы на них можно было ставить батареи «неправильного» типа. Если повернуть аккумулятор клеммами к себе, то у батареи с прямой («российской») полярностью плюсовая клемма будет находиться слева, у батареи с обратной («европейской») - справа.

Пусковой ток аккумулятора, указываемый на его этикетке, может измеряться по разным методикам:

  • EN (европейская методика измерения): измеряется максимальный ток, который аккумулятор может отдавать в течение 10 секунд при температуре -18˚С при напряжении не ниже 7,5 В;
  • DIN (немецкий промышленный стандарт): при той же температуре измеряется средний ток за 30 секунд, при этом напряжение не должно падать ниже 9 В;
  • SAE (американский стандарт): ток измеряется при -18˚С в течении 30 секунд, максимальное падение напряжения - 7,2 В.

Как видно из этого описания, наиболее жесткая методика измерения - стандарт DIN (аккумулятор, выдающий ток 365 А по DIN, по методике EN получит маркировку 600 А). Выбирая аккумуляторную батарею, следует ориентироваться на этот показатель, что позволит рассчитывать на уверенный запуск зимой.

Так как автомобильные аккумуляторы в пределах одной и той же производственной линейки могут иметь разную полярность, емкость и цену, мы за основу рейтинга возьмем наиболее востребованный вариант: аккумуляторы с емкостью от 55 до 70 А*ч.

(3 голос(ов), средний: 3,33 из 5)

В былые годы аккумуляторные батареи без подзарядки помирали на глазах. А современные? Ответ дают наши исследования.

Неожиданное продолжение получила наша прошлогодняя экспертиза аккумуляторов (ЗР, 2015, № 10). Специалисты НИИЦАТЗ ЦНИИ Минобороны России , проводившие тогда исследования, предложили ради взаимного интереса оставить у них всю дюжину батарей еще на четыре месяца. Зачем? Чтобы провести испытания, за которые мы еще ни разу не брались. Идея в том, чтобы оценить сохранность заряда батарей европейского типоразмера (242x175x190 мм) после многомесячного хранения в неотапливаемом помещении.

Победители экспертиз «За Рулем»

2016: Tyumen Battery Premium, Exide Premium, Varta
2015: Tyumen Battery Premium, Topla, Exide Premium
2014: Varta, Banner, Bosch
2013: Tyumen Battery Лидер, Mutlu, Royal
2012: Varta, Medalist, Topla
2011: Medalist, Panasonic, Titan
2010: Medalist, Varta, Зверь
2009: Varta, Medalist, А-мега
2008: Bosch, Medalist, Varta
2007: Mutlu, Аком, Medalist
2006: Varta, Medalist, Bosch
2004: Tyumen, Tyumen, Medalist

Само собой, мы тут же согласились — интересно же! Военным спецам тоже интересно, поскольку подобных исследований они не проводили с эпохи древних батарей, залитых черной мастикой. Кстати, тогда результаты были плачевные. Несмотря на тщательный уход за аккумуляторами, включающий регулярное протирание их поверхности раствором соды, уже через месяц хранения заряд пропадал. Виноваты материалы, из которых изготовлены решетки пластин. В сплавах было повышенное содержание сурьмы (5-7%), которая ускоряла процесс электролиза воды, из-за чего быстро менялся состав электролита (вода выкипала). Кстати, поэтому те батареи производили сухозаряженными, а после заливки электролита и подзаряда напряжение разомкнутой цепи падало на глазах. После трех месяцев хранения напряжение снижалось гораздо ниже «ватерлинии» и батареи вновь требовали подпитки электричеством.

У аккумуляторов следующего поколения саморазряд снизили, уменьшив содержание сурьмы в пластинах до 1,5-2% и применив легирующие добавки. В современных батареях вместо сурьмы используют кальций; такие источники не только дольше удерживают заряд, но и не требуют обслуживания (доливать в них воду нет необходимости).

А как кулоны (именно в этих единицах измеряют электрический заряд, или количество электричества) поведут себя сегодня, в самых современных АКБ?

На свободу с чистой совестью

Испытания проходили в течение 120 суток - с осени 2015 года до зимы 2016-го. Четыре месяца к изначально заряженным батареям никто не прикасался. Ни подзаряда, ни долива, ни протирки! Температура окружающей среды при этом колебалась в пределах 40 с лишним градусов: от-21 до +22 °С. После истечения «срока заключения» батареи без подзарядки поместили в морозильную камеру и продержали еще сутки при -18 °С. А после отправили сдавать норматив — разряд единым током 315 А с контролем напряжения на клеммах через 30 секунд разряда. Результаты — в нашей фотогалерее.

От аккумуляторов требовалось крутануть условный стартер после четырех месяцев забвения. Сделать это сумели все — стало быть, результаты хорошие. Ни одна батарея не просела ниже 8 В — их предкам такое и не снилось. Однако одни участники прошли испытания с огромным запасом, другие — на пределе возможностей. Чемпионка-снова батарея Tyumen Battery Premium ; кроме нее только Exide Premium, Varta Blue Dynamic и Topla сохранили напряжение на клеммах выше 9 В. Любопытно, что Varta Blue Dynamic , откровенно неважно выступившая в основных соревнованиях, после четырехмесячного заключения одумалась и показала третий результат.

Немножко огорчили отечественные изделия. Выиграв в суммарном зачете прошлогодние испытания, здесь они немножко скатились вниз, уступив середину табели о рангах «иностранкам». Правда, разница в числах невелика — всего пара процентов.

Испытания показали, что современные аккумуляторы терпеливо относятся к недостатку внимания. Но всякому терпению приходит конец, поэтому в очередной раз повторяем: перед установкой на автомобиль батарею нужно зарядить. Даже совсем новую, только что купленную. Уверяю вас, ни один продавец этим не озадачивается. Поэтому под видом свежего аккумулятора может скрываться уже уставший. И через неделю-другую эксплуатации он помрет, даже если вначале и крутил стартер. В условиях хронического недозаряда дело кончится сульфатацией пластин со всеми вытекающими отсюда неприятностями. Как всегда, при выборе батареи рекомендуем пользоваться нашей статистикой — в зарулевских экспертизах случайных победителей не бывает. Счастливого пути!

12 МЕСТО

Silverstar Россия
Заявленная емкость, Ач 65
Заявленный ток, А 610
8,03 В
11

11 МЕСТО

Delkor страна не указана
Заявленная емкость, Ач 60
Заявленный ток, А 525
Напряжение на клеммах после 30 — секундного разряда током 315 А 8,21 В
12 Напряжение на клеммах после 30 — секундного разряда током 315 А 8,21 В
Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, №10) 12

10 МЕСТО

AKOM Россия

Заявленная емкость, Ач 62
Заявленный ток, А 540
Напряжение на клеммах после 30 — секундного разряда током 315 А 8,53 В
Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, №10) 10

Напряжение на клеммах после 30 — секундного разряда током 315 А 8,53 В
Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, №10) 10

9 МЕСТО

Titan Euro Silver Россия

Заявленная емкость, Ач 61
Заявленный ток, А 620
Напряжение на клеммах после 30 — секундного разряда током 315 А 8,75 В
Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, №10) 6

8 МЕСТО

Bosch Германия

Заявленная емкость, Ач 63
Заявленный ток, А 610
Напряжение на клеммах после 30 — секундного разряда током 315 А 8,92 В
Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, №10) 7

7 МЕСТО

Тюменский Медведь Россия

Заявленная емкость, Ач 62
Заявленный ток, А 560
Напряжение на клеммах после 30 — секундного разряда током 315 А 8,96 В
Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, №10) 4

6 МЕСТО

Зверь Россия

Заявленная емкость, Ач 60
Заявленный ток, А 600
8,98 В
Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, №10) 5

5 МЕСТО

Mutlu Silver Evolution Турция

Заявленная емкость, Ач 63
Заявленный ток, А 550
Напряжение на клеммах после 30-секундного разряда током 315 А 9,0 0 В
Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, №10) 8

4 МЕСТО

TOPLA страна не указана

Заявленная емкость, Ач 66
Заявленный ток, А 620
Напряжение на клеммах после 30-секундного разряда током 315 А 9,02 В
Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, №10) 2

3 МЕСТО

Varta Blue Dynamic Страна не указана

Заявленная емкость, Ач 60
Заявленный ток, А 540
Напряжение на клеммах после 30-секундного разряда током 315 А 9,10 В
Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, №10) 9 Заявленный ток, А 540
Напряжение на клеммах после 30-секундного разряда током 315 А 9,10 В
Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, №10) 9

2 МЕСТО

EXIDE PREMIUM страна не указана

Заявленная емкость, Ач 64
Заявленный ток, А 640
Напряжение на клеммах после 30-секундного разряда током 315 А 9,17 В
Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, №10) 3

1 МЕСТО

Tyumen Battery Premium Россия

Заявленная емкость, Ач 64
Заявленный ток, А 590
Напряжение на клеммах после 30-секундного разряда током 315 А 9,20 В
Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, №10) 1

Кризис ударил по всему, и аккумуляторный рынок не исключение. Покупатели смотрят прежде всего на цену. Даже владельцы пре­стижных машин не спешат разоряться на до­рогие аккумуляторы типа AGM и EFB, которым еще несколько лет назад все предсказывали без­оговорочное господство.

Даже как-то неловко рассуждать про ампе­ры, кулоны и градусы, если массовый потреби­тель выбирает что подешевле. С другой сторо­ны, у бюджетной продукции зачастую хромает качество и экономия может вылиться в копееч­ку... В этот раз мы решили сделать упор на не­дорогие аккумуляторы.

Аккумуляторы подешевле?

Поначалу поиск самых недорогих батарей популярнейшей размерности 242x175x190 мм дал скромный результат - всего пять изделий ценой от 2610 рублей за подольскую АКБ до 3002 рублей за тюменскую. Маловато для полноценной экспертизы. Подняли ценовую планку до 3500 рублей - добавилось еще шесть аккумуляторов. А как же без громких зарубежных имен - Varta, Bosch, Mutlu? Кроме того, за бортом остались и близкие к ним по цене отечественные батареи - например, АкТех. Попутно выяснилось, что некоторые восточные бренды установили на свою продукцию совсем не «кризисные» цены: самым дорогим аккумулятором оказался вовсе не Bosch, а корейский Solite аж за 5000 рублей!

В итоге мы набрали два десятка АКБ. Посмотрим, как цена связана с ампер-часами и кулонами.

Закупку проводили в розничной торговой сети в апреле - мае 2016 года. Результаты исследований относятся только к данной выборке и не могут служить основанием для оценки всей продукции того или иного бренда.

И так сойдет для теста За Рулем 2016?

Общее впечатление от результатов испытаний тягостное. Основных поводов для расстройства - три. Во-первых, продавцы по-прежнему подсовывают залежалый товар, пусть с гарантиями, улыбками и печатями. Во-вторых, неприятно, что на русском морозе из двадцати новеньких батарей одиннадцать провалились. В-третьих, из двух десятков батарей за победу по-настоящему дрались только две - Tyumen Battery Premium и Varta Blue Dynamic. Их отрыв от соперников оказался серьезным. Причем, что любопытно, преимущество очевидное как с учетом цены, так и без него.

Пробегитесь по первым столбцам таблицы, где отражена резервная емкость новеньких батарей. В скобках мы даем реальный «объем» электричества, за который платит покупатель. По аналогии с заправкой: просишь залить полный бак, а заправщик плеснул только на донышко. Но есть и разница: «ошибка» АЗС ни к чему страшному не приведет, а вот разряженная батарея, как говорят профи, «прокиса¬ет». Зачастую это необратимо: она теряет емкость и утрачивает работоспособность. Мы-то были к этому готовы, поэтому перед началом испытаний, как обычно, зарядили все АКБ под завязку. И вам надо так поступать, прежде чем ставить аккумулятор на машину.

Теперь о «переплатах» за бренд. Чуда не произошло: все малоизвестные батареи дружно скопились в нижней части таблицы. Самое обидное, что цены на многие из них вовсе не копеечные. А первую половину таблицы за¬полнили знакомые имена - на них мы и советуем ориентироваться.

ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ

Резервная емкость. Показывает, долго ли про-держится автомобиль со всеми включенными энерго-потребителями (фары, стеклоочистители, система вентиляции), если у него испортился генератор. Измеряется в минутах. Чем выше результат, тем лучше.

Приведенная энергия пуска заявленным током. Характеризует энергию батареи в пусковом режиме. Измеряется в килоджоулях. Чем выше результат, тем лучше.

Приведенная энергия пуска единым током при-18 и -29 °С. Позволяет сравнить токовые характеристики всех батарей в одинаковых условиях вне зависимости от их паспортных данных. Говоря попросту, чем выше энергия, тем, при прочих равных условиях, в запасе больше попыток уверенного пуска мо¬тора. Измеряется в килоджоулях. Чем выше результат, тем лучше.

Прием заряда при постоянном внешнем напряжении. Показывает способность батареи восстанавливаться после глубокого разряда.

На практике батарея, которая лучше других принимает заряд, будет быстрее заряжаться и при поездках. Все батареи выдержали испытание.

Примечание. Технические измерения проводили специалисты НИИЦ АТ 3 ЦНИИ Минобороны России. Результаты испытаний относятся к конкретной выборке батарей и не могут служить характеристикой всей одноименной продукции в целом.

Все аккумуляторы по местам

Чтобы определить лидеров и аутсайдеров, мы ввели балльную систему оценки. В каждом виде испытаний брали лучший и худший результаты и присваивали им соответ¬ственно пять баллов (максимум) и один балл (минимум). Каждый из остальных участников получал промежуточный балл, пропорциональный своему положению между лидером и аутсайдером. К примеру, если при замере резервной емкости лидер показал результат 112 минут, а аутсайдер - 78, то участнику с результатом 87 минут достается 2,06 балла. При отказе батареи в том или ином виде испытаний она получает 0 баллов.

Суммарный балл по итогам замеров - это среднее арифметическое пяти промежуточных оценок. Затем мы делили его на цену аккумулятора, после чего вновь приводили к пятибалльной шкале. Таким образом, итоговая оценка - это, по сути, соотношение цены и качества.

Вне конкуренции в наших испытаниях ока-зались батареи Tyumen Battery Premium и Varta Blue Dynamic. С учетом гораздо более привлекательной цены на вершину поднялась «си-бирячка». Если бы мы не принимали во внимание цены, первой стала бы Varta. Впрочем, у «иностранки» есть еще одно парадоксальное преимущество перед российской батареей: ее легче найти в продаже. Звучит нелогично, но это так, причем не только в Москве.

Вывод? Нельзя приобретать аккумулятор, глядя только на ценник. Экономия может выйти боком. Лучше потратьте немного времени на то, чтобы ознакомиться с результатами нашей экспертизы. Удачной покупки и стабильного напряжения в бортсети!