Что было внутри конструкций шаубергера - документ. Виктор шаубергер все гениальное просто

Никитин А.В.

Как работает двигатель Виктора Шаубергера?

Многие, интересующиеся неопознанными летающими объектами (НЛО) почти автоматически начинают интересоваться и вполне земными разработками в этом направлении. Тем более, что материала на эту тему хоть отбавляй. И непременно находят разработки дисковых летательных аппаратов немецких ученых времен второй мировой войны. В том числе и «диск Белонце». И как следствие, приходят, пожалуй, к самой загадочной разработке – двигателю В.Шаубергера. Двигатель был, а чертежей, позволяющих воссоздать его, почти не осталось. Автор разработки сделал это намеренно.

Как утверждают очевидцы, двигателю для работы нужны были только вода и воздух.

«Шаубергер подчеркивал, что при определенных условиях вихрь становился самоподдерживающимся, как природный смерч, существование которого определяется только наличием разности давления между внешней средой и внутренним конусом смерча. Для этого необходимо было подавать к вихрю тепло, которое бы поглощалось им и поддерживало его вращение. Для этого и служил теплообменник. Когда двигатель выходил на самодостаточный режим, мотор-стартер отключался, в двигатель по трубопроводам подавались вода под определенным давлением и воздух. Одновременно вихревые двигатели вращали валы электрогенераторов, которые могли использоваться для питания системы управления и подзарядки аккумуляторных батарей Диска Белонце».

Разработка В.Шаубергера опередила время и потому осталась непонятой современниками. Да и сейчас при анализе принципов работы этого двигателя можно встретить большое количество откровенных «сказок», никак не объясняющих ничего, только еще больше запутывающих путь к пониманию. Для понимания нужен начальный объем информации не только о самом двигателе, но и о других разработках и исследованиях, которые могут помочь в осмыслении всей картины.

Давайте постараемся еще раз охватить некоторые основные аспекты этой проблемы, и, надеюсь, что-то поймем….

В начале, вот этот рисунок.

Генератор «Торнадо» В.Шаубергера. Основа двигателя. Рабочим телом в двигателе служит вода.

Почему-то в основном рассматривается только рисунок ротора. Красиво, 24 изогнутых «рога» по кругу. Их быстро приравнивают к лопастям турбины и начинают с ней сравнивать. Сам «рог» имеет изогнутый конец, причем изгиб направлен против вращения ротора. Вот этого уже не хотят замечать.

Рис. 1. Генератор «торнадо» В.Шаубергера.

Давайте посмотрим чуть внимательней. «Рог» полый. Канал начинается у основания ротора. Заканчивается канал на канавках, параллельными стоками. Явно показано сужение канала в плоское сечение выхода. Зачем?

Разрезы А-А и В-В явно пытаются объяснить нам конфигурацию выхода и показать опору, удерживающую изгиб.

Направление выхода струй направлено вниз и чуть навстречу движению. Почему? На этот вопрос ответить, кажется, можно. Скоростные струи выходящие из каналов не разгоняют ротор, как это кажется многим, и не тормозят его, но, возможно, немного разгоняют статор двигателя в направлении вращения ротора. Зачем? Чтобы снизить обратный реактивный импульс статора. При вращении ротора возникает обратный крутящий момент на статоре, это приводит к вращению всей конструкции. Чтобы предотвратить это, на вертолетах ставят хвостовой винт, или применяют соосную схему вращения двух винтов в противоположные стороны. Шаубергер решил эту задачу иначе. Он направляет струю на статор, заставляя его вращаться в ту же сторону, что и ротор, тем самым, останавливая вращение всего двигателя при работе. И одновременно решает вторую задачу, направляя отработанный поток обратно к входному каналу ротора, замыкая круговорот рабочей среды в двигателе.

И никакого вихря, как это представляют себе многие, в камере двигателя не возникает. Поток от вихревых струй, стекая по канавкам статора, двигается вдоль стенки камеры к центру. Там он забирается ротором.

Если это так, то, что это за линии на основном виде начинаются от перекрывающего конуса идут через среднюю часть жидкости и заканчиваются на периферии у канавок статора? Возможно, это сетка. Она предотвращает кручение и быстрое перемещение жидкости в камере. А возможно это и фильтр…

Следующая тонкость. Разрез в центре рисунка. Показаны несколько каналов тока, но направления движения в них противоположны. Почему? И эта точка в центре верхнего сопряжения…. Это видимо сопряжение ввода «рога» в среднюю часть ротора.

Обратим еще раз внимание на разрез А-А, самый нижний рисунок в правом углу. Рисунок имеет странность. По средней линии тока есть три различные линии. Одна отражает вращение потока, вторая отслеживает среднюю линию, а третья? Она странным образом уходит вниз канала выхода струи. Скорее всего, это – трубка.

Короткая трубка, выходящая одним концом в правой нижней части узкой части рога, а вторым концом она входит в среднюю часть канала и там заканчивается. Она соединяет вакуумную среднюю часть вихря и внешнюю среду. Причем, трубки, видимо, две. В среднюю часть вихря засасывается воздух. Он снижает разность давлений и участвует во вращении вихревой струи. Таким образом, центральный вихрь, обратный основному вращению, как в трубе Ранке, здесь – воздушный, а основной вихрь – жидкость. Воздух, разогнавшийся вместе с основным вихрем, прижимается к стенке и выносится вместе с жидкостью по основному каналу. Вот зачем нужна сетка. Она останавливает поток и позволяет воздуху уйти из объема жидкости. Теперь понятно и второе назначение опоры на разрезе В-В. Опора, кроме прочего, держит трубки обратного тока. Насколько видно из рисунка, В.Шаубергер предполагал, что воздух пройдет по центральной части вихря до входа, а трубки доводят его лишь до начала последнего витка спирального канала. И, видимо такие же трубки стоят на вводе, начинаются они из центральной зоны сопряжения в верхней части ротора. На верхнем конусе. Там воздух. Это выход обратного тока вихревого канала. Значит, воздух есть во всей центральной части на всем протяжении вихря «рога».

И последнее. Как мы видим, витых каналов в виде рога — два. Один имеет 2,5 – 3 оборота правой спирали по широкой траектории уже ранее использованной им, другой вариант имеет 3,5-4 оборота по более крутой левой спиральной траектории. Угол наклона струи и ее степень закрутки различны. Возможно, это траектории для различных вариантов двигателя. Но, если учитывать узкий участок отрицательного сопротивления «рога» на графике, то, возможно, что «рогов» в реальности должно быть не 24, а 48. Из них 24 «правых» и столько же «левых». Они работают на разных скоростях, расширяя общий участок низкого динамического сопротивления системы для различных режимов работы.

Вот теперь главный вопрос. Что дает такая схема и что двигает такой двигатель? Или движитель?

А пока, еще один очень известный рисунок. Генератор вихря. В нем есть несколько «хитростей». Непонятно, откуда берется внешний вихревой поток. Он противоположен внутреннему потоку. Если внешний поток задается вращением генератора, то почему внутренний поток имеет противоположное вращение? Почету канал тока имеет такой вид?



Рис.2.Генератор вихревого потока В.Шаубергера.

Разберемся…

Пусть рифленый диск вращается. По волне канала тока начнется перекачка воздуха на внешнюю сторону диска. Возникает внешний вихревой поток. Он сжимается к выходу из вихревой камеры и в соответствии с замыслом В.Шаубергера набирает аксиальную скорость. Теперь мы знаем, что одновременно с этим потоком в емкости вихреобразователя возникает второй вихрь из низкоскоростных частиц с обратным направлением вращения. И над вращающимся диском скорее всего стоит неподвижный сеточный диск. Если бы вихревая камера была цилиндрической, то получилась бы классическая труба Ранке (см. ниже). Но камера коническая. Давление в противовихре растет и воздух устремляется в единственно возможном направлении – в сужающийся канал. При этом он также набирает аксиальную скорость, ускоряясь от внешнего вихря. На выходе генератора мы имеем сложный высокоскоростной вихрь очень сложной структуры с вихревыми нитями, внешним и внутренним потоками. Кстати сказать, очень прочная опора для летательного аппарата. Вихрь сохраняет свои размеры и на достаточном удалении от выхода из генератора. Но, вот этого –то скоростному летательному аппарату типа вертолета совсем не нужно. Это подошло бы для реактивных самолетов, но скорость вылета вихря явно меньше скорости самолета. Такой двигатель впору для кораблей и лодок. А начинать летать на таком двигателе уже позновато…

Но, нам он необходим для понимания возможного хода рассуждений В.Шаубергера при реализации идеи двигателя. Первое, что мы видим, обратный ток в вихре Шаубергеру был хорошо известен, и его наличие он не мог не учитывать в схеме двигателя.

Вот теперь попробуем разобраться с самим двигателем. Материала много и нет смысла переписывать первоисточники. Для объяснения серия больших цитат из разных источников. Мне кажется, они достаточно хорошо объяснят все.

Сначала :

«Если Л. Гербранд, … стремился достичь увеличения мощности гидроэлектростанций только путем спрямления потока воды к турбине и постепенного сужения водовода, с тем чтобы вода приобрела как можно большую скорость поступательного движения, то Шаубергер снабдил сужающийся водовод еще и винтовыми направляющими, закручивающими поток воды в продольный вихрь, а в конце водовода он помещает осевую турбину принципиально новой конструкции. (Патент Австрии №117749 от 10.05.1930 г.)


Рис.3. Турбина В.Шаубергера

Особенностью этой турбины (см. рис. 3.) является то, что она не имеет лопастей, которые в обычных турбинах пересекают поток воды и, разрывая его, затрачивают при этом много энергии впустую на преодоление сил поверхностного натяжения и сцепления молекул воды. Это ведет не только к потерям энергии, но и к появлению кавитационных явлений, обуславливающих эрозию металла турбины.
Турбина Шаубергера имеет коническую форму со спиралеобразованными лезвиями в виде штопора, ввинчивающегося в закрученный поток воды. Она не рвет поток и не создает кавитацию. Неизвестно, была ли такая турбина где-либо реализована на практике, но в ее схеме, безусловно, заложены очень перспективные идеи.»

Теперь большая цитата из :

«Почему турбина в различных описаниях обозначается «сосущей», можно сделать вывод из описания экспериментов, проведённых в 1952 г. в Техническом Колледже Штутгарта профессором Францем Поппелом (Franz Poppel) . Эксперименты проводились по заказу Совета Министров ФРГ с целью проверки теорий Шаубергера, поскольку его представления о движении противоречили классической механике и термодинамике. Эксперименты дали необъяснимые с точки зрения последних наук результаты. Одним из таких результатов явилось обнаружение режима прокачки воды по медной трубе, изготовленной в виде точной копии рога антилопы куду (правосторонняя сужающаяся спираль), при котором величина силы трения воды в трубе осциллировала в зависимости от режима прокачки воды, а в одном из режимов оказалась отрицательной.

Ниже приведены фотография этой трубы и графики силы трения воды в трех трубах (прямой стеклянной, прямой медной, спиральной медной) в зависимости от скорости потока прокачиваемой через них воды. Сплошной линией изображаются измеренные значения, пунктиром помечены расчётные.



График силы трения в спиральной медной трубе Шаубергер объяснял с помощью простого принципа движения, называемого им имплозией. По его мнению, этот принцип было бы разумно использовать в различных машинах, преобразующих энергию. Его отличие от разрушительной эксплозии, использующейся, к примеру, в двигателях внутреннего сгорания и других машинах, заключается в том, чтобы с помощью механизмов упорядочивать микро движения атомов и молекул, создавая им условия движения по естественным для пространства кривым. В этом случае их движение получает поддержку от движения в пространстве, которое порождается всеми взаимодействующими телами.



Рис.5. График зависимости силы трения потока в трубах.

В случае с сосущей трубой энергия поперечных столкновений не используется, а демпфируется опорой трубы. Однако даже в этом случае сила трения в спиральной медной трубе меньше силы трения в прямой трубе из того же материала . Осцилляции силы трения в спиральной трубе показывают режимы соответствия динамических параметров столкновений атомов и молекул трубы и воды на разных уровнях масштабов. В одном из режимов, отбираемой из этих столкновений энергии достаточно для движения всей воды в трубе без насоса. При этом режиме по ходу течения должно происходить внутреннее упорядочение и охлаждение воды, как в случае с обтеканием камня в реке. К сожалению, в книге нет сведений о проведении температурных измерений во время тестов в Штутгарте.


Рис.6. В.Шаубергер

…По утверждению автора , существуют свидетельства того, что одну из энергоустановок Шаубергера, изготовленную им для работы в собственном доме, сорвало с фундамента, выбросило через крышу, и она разбилась. То же самое произошло с промежуточным вариантом другой установки, изготавливаемой на заводе в Германии по его чертежам. Ниже приведены фотографии его установок, поясняющие способ использования движения в форме конических спиралей.


Рис. 7. Энергоустановка В Шаубергера со снятой крышкой.

Одной из возможных причин неудач с этими установками явилось не только отсутствие модели, …что не позволяло сделать эффективный контроль преобразования энергии, но и вероятно другое рабочее вещество. Шаубергер экспериментировал также с воздухом, как с теплоносителем.»

…«Одним из наиболее близких к сосущей турбине Шаубергера устройств по конструкции и принципу действия является так называемый «сверхединичный» двигатель Ричарда Клема . В 1972 году Ричард Клем объявил об изобретении автомобильного двигателя закрытого типа, который производил мощность 350 лошадиных сил и работал сам по себе. Двигатель весил около 200 фунтов и содержал растительное масло, которое при работе нагревалось до 150 градусов по Цельсию. Внутри двигателя находится конус, закрепленный на оси. Вал, на котором укреплен конус, пустой внутри и переходит в спиральные полые каналы внутри конуса. Они обвивают конус и заканчиваются у его основания соплами (форсунками).



Рис.8. Двигатель Р. Клема

Жидкость подается в центральную ось под давлением 300-500 фунтов на квадратный дюйм, проходит по спиральным каналам и выпрыскивается через форсунки. Чем больше давление жидкости, тем быстрее вращается конус. При работе жидкость нагревается, что требует наличия теплообменника для отдачи тепла в окружающую среду. При некоторой скорости конус начинает самостоятельное вращение, независимое от насоса. Скорость вращения вала достигает 1800-2300 оборотов в минуту.

По идее данной работы, сверхединичность двигателя Клема получается за счёт преобразования некоторых составляющих его рабочего вещества в менее энергоёмкие формы. Высвобождающаяся разность энергий идёт на нагрев рабочего вещества и его ускоренное движение по одному из вышеописанных механизмов. Для подтверждения этой идеи необходим химический анализ рабочего вещества. На тот факт, что оно подвергается преобразованиям, указывает наличие фильтра после насоса.»

Теперь снова цитата из :

«…Исследуя циклические сепараторы для очистки газа от пыли, французский инженер-металлург Ж. Ранке в конце 20-х годов XX века обнаружил необычное явление: в центре струи газ, выходящий из циклона, имел более низкую температуру, чем исходный. Уже в конце 1931 г. Ранке получает первый патент на устройство, названное им «вихревой трубой» (ВТ), в котором осуществляется разделение потока сжатого воздуха на два потока — холодный и горячий. Вскоре патентует это изобретение и в других странах .
В1933 г. Ранке делает доклад во Французском физическом обществе об открытом им явлении разделения сжатого газа в ВТ . Но научной общественностью его сообщение было встречено с недоверием, так как никто не мог объяснить физику этого процесса. Ведь ученые еще совсем незадолго до того поняли неосуществимость фантастической идеи «демона Максвелла», который для разделения теплого газа на горячий и холодный должен был выпускать через микроотверстие из сосуда с газом быстрые молекулы газа и не выпускать медленные. Все решили, что это противоречит второму началу термодинамики и закону возрастания энтропии.


Рис.9. Вихревая труба Ранке.

Более 20 лет открытие Ранке игнорировалось. И лишь в 1946 г. немецкий физик Р. Хильш опубликовал работу об экспериментальных исследованиях ВТ, в которой дал рекомендации для конструирования таких устройств. С тех пор их иногда называют трубами Ранке — Хильша.

И еще одна цитата из :

…Еще Виктор Шаубергер — гениальный австрийский самородок, лесник, на досуге занимавшийся физикой, много времени посвятивший в 20-е годы осмыслению вихревого движения, заметил, что при самопроизвольном раскручивании воды, вытекающей в трубу из ванны, время опорожнивания ванны уменьшается. А это значит, что в вихре возрастает не только тангенциальная, но и осевая скорость потока.

…он пытался объяснить (это) тем, что в вихре в кинетическую энергию осевого движения струи превращается энергия теплового движения молекул в ней. Он указывал, что хотя такое мнение противоречит второму началу термодинамики, но другого объяснения не найти, а снижение температуры воды в водовороте -экспериментальный факт.

Исходя из законов сохранения энергии и импульса, обычно полагают, что при закручивании струи в продольный вихрь часть кинетической энергии поступательного движения струи превращается в энергию ее вращения, и думают, что в результате аксиальная скорость струи должна уменьшаться. Это, как утверждают, например, в , должно вести к уменьшению дальнобойности свободных затопленных струй при их закручивании.
Более того, в гидротехнике обычно всячески борются с завихрениями жидкости в устройствах для ее перелива и стремятся обеспечить безвихревое ламинарное течение. Обуславливают это тем, как рассказывается, например, в , что появление вихревого шнура в потоке жидкости влечет за собой образование воронки на поверхности жидкости над входом в сливную трубу. Воронка начинает энергично засасывать воздух, попадание которого в трубу нежелательно. Кроме того, ошибочно полагают, что появление воронки с воздухом, уменьшающее долю сечения входного отверстия, занятую жидкостью, уменьшает и расход жидкости через это отверстие.
…несмотря на уменьшение доли сечения отверстия, занятой потоком жидкости, последняя при вращении потока вытекает через отверстие быстрее, чем без вращения.
Однако нас интересует здесь не столько турбина Шаубергера, сколько его утверждение о том, что энергия теплового движения молекул воды в вихревом потоке может трансформироваться в кинетическую энергию потока воды . В этом отношении наиболее интересны результаты опытов, поставленных в 1952 г. В. Шаубергером вместе с профессором Францем Попелем в Техническом колледже Штутгарта, о которых рассказывает в Йозеф Гассльбергер из Рима.
Исследуя влияние формы канала водовода и материала его стенок на гидродинамическое сопротивление закрученному потоку воды в нем, экспериментаторы обнаружили, что лучшие результаты достигаются при медных стенках. Но самое удивительное, что при конфигурации канала, напоминающей рог антилопы, трение в канале с увеличением скорости воды уменьшается, и после превышения некоторой критической скорости вода течет с отрицательным сопротивлением, то есть засасывается в канал и ускоряется в нем .

Гассльбергер согласен с Шаубергером, что тут вихрь трансформирует тепло воды в кинетическую энергию ее потока. Но отмечает, что «термодинамика, как обучают в школах и университетах, не разрешает такого преобразования теплоты при низких разностях температур». Однако, указывает Гассльбергер, современная термодинамика не способна объяснить и многие другие природные явления .
И вот тут-то теория движения может помочь понять, почему вихревое движение обеспечивает, казалось бы, вопреки сложившимся представлениям термодинамики, превращения тепла закручиваемого потока вещества в энергию его аксиального движения в соответствии с формулой (6.4). Закручивание потока в вихре заставляет часть тепла, являющегося частью внутренней энергии системы, преобразовываться в кинетическую энергию поступательного движения потока вдоль оси вихря. Почему именно вдоль оси? Да потому, что тогда вектор скорости приобретаемого поступательного движения оказывается перпендикулярным к вектору мгновенной тангенциальной скорости вращательного движения частиц в потоке и не меняет величины последней. При этом соблюдается закон сохранения момента количества движения потока.
Кроме того, ускорение частиц в направлении, перпендикулярном к направлению их основного (кругового) движения в вихре, ведет к релятивистскому возрастанию их поперечной, а не продольной массы. О необходимости раздельного учитывания поперечной и продольной масс элементарных частиц*(Это напоминает раздельное вычисление продольного и поперечного эффекта Доплера.) много писали в начальном этапе становления СТО (см., например, .) А именно продольная масса (соответствующая в данном случае тангенциальной скорости движения частиц в вихре) определяет величину центробежных сил при круговом движении. При превращении части внутренней энергии системы в кинетическую энергию аксиального (осевого) движения тел в ней центробежные силы не возрастают. Поэтому энергия возникающего аксиального движения оказывается как бы ушедшей из задачи о круговом движении, что математически равнозначно уходу ее из вращающейся системы без какого-либо излучения фотонов.
Но закон сохранения импульса системы требует, чтобы в случае приобретения вихревым потоком аксиального импульса какое-то другое тело (например корпус вихревого аппарата) одновременно приобретало такой же по абсолютной величине импульс в противоположном направлении.
В замкнутых вихревых аппаратах, например в вихревых трубах, а также когда контакт вихревого потока со стенками аппарата отсутствует (как в некоторых случаях свободных закрученных струй) обратный импульс вынуждена приобретать осевая часть потока, имеющая меньшую тангенциальную скорость, чем периферийная часть.»

Вот оно, объяснение такой схемы. Это движитель, преобразующий движение вихревой струи в поступательное движение ротора, в нашем случае – вверх. Потому и такой угол наклона рогов ротора.

Теперь мы можем попробовать объяснить принцип его работы.

Начальным двигателем системы является электродвигатель в верхней части рисунка 1. Он раскручивает ротор вихревого движителя В.Шаубергера. Возникает центробежная сила и жидкость начинает двигаться по каналам «рогов». Самоускорение движения жидкости в каналах приводит к появлению силы реакции на стенки «рога». Сила реакции направлена от периферии ротора к центру по средней линии наклона «рога» к ротору. Это и подъемная сила. Она стремится поднять ротор, а вместе с ним и весь аппарат. При достижении определенной скорости вращения динамическое сопротивление потока становится отрицательным. С этого момента скорость вращения ротора поддерживается потоком внутри «рога». Теперь уже поток, создавая большой перепад давлений на периферии по отношению к основанию «рога» поддерживает скорость вращения ротора для обеспечения необходимой центробежной силы, компенсирующей перепад давлений. Электродвигатель больше не нужен. Теперь на мощности вихревого потока уже можно не только создавать подъемную силу, но и вырабатывать электроэнергию. Так, кажется, мог рассуждать В.Шаубергер.

Вполне закономерно, что «горючим» для этого двигателя является тепло. Необходимs горячая вода и воздух в больших количествах для обеспечения соответствующей мощности движителя. Для работы этого движителя нужен мощный нагреватель, а не охладитель. И мощная теплозащита корпуса. Не зря В.Шаубергер замерял температуру в водоворотах у камней горной речки….

Интересен и запуск движителя. В начале вся камера должна быть заполнена водой. Запускается электродвигатель, и по мере разгона ротора вода из камеры выпускается до рабочего уровня с одновременным заполнением свободного объема горячим воздухом под большим давлением. Избыточное давление позволяет увеличить теплоемкость воды, т.к. повышается ее температура кипения. Регулируя давление воздуха можно добиться оптимального режима работы. Одновременно с этим регулируется и положение нижнего запорного клапана, ограничивающего подачу воды в ротор для получения устойчивого воздушного канала обратного хода. Это увеличивает скорость течения вихревого потока. Отвод воздуха по трубкам в начале и конце канала обратного тока не позволяет разрывать водный поток и тяга в канале вихревого стока сохраняется. Образованный сифон должен работать устойчиво. Вот почему сделано сужение вихревого канала у статорных канавок. Оно прерывает вихревое движение жидкости и делает его ламинарным. Вихрь остается только внутри «рога».
Обсуждение на форуме «Наука» ]

Виктор Шаубергер Гениальный австрийский самородок, лесник, на досуге занимавшийся физикой, много времени посвятивший в 20-е годы осмыслению вихревого движения, заметил, что при самопроизвольном раскручивании воды, вытекающей в трубу из ванны, время опорожнивания ванны уменьшается. А это значит, что в вихре возрастает не только тангенциальная, но и осевая скорость потока. Кстати, этот эффект давно подметили и любители пива. На своих соревнованиях, стремясь как можно быстрее отправить содержимое бутылки в рот, они сначала обычно сильно раскручивают пиво в бутылке, прежде чем ее запрокинуть.

До второй мировой войны Шаубергер работал на лесозаготовках, где впервые применил вихревые технологии на практике для сплавления бревен тяжелых пород, которые не способны держаться на воде. Во время войны Шаубергер был заключен в концентрационный лагерь, где был принужден работать над проектом летающего диска, используя свои идеи.


Двигатель Repulsin Шаубергера, на базе которого был создан диск Белонце, потреблял только воду и воздух, а принцип его действия включал в себя имплозию (Implosion). Шаубергер работал с специалистами по имплозии из числа заключенных концлагеря.


Аппарат был уничтожен в конце войны, Шаубергер попал в США. Отказавшись от предложения восстановить двигатель и не сумев найти поддержки для разработки других своих изобретений, он в 1958 году уехал в Европу, где вскоре умер.


Шаубергер работал с вихревыми потоками. Он обнаружил, что при определенных условиях (конусообразная форма вихря, скорость, температура...) поток становится самоподдерживающимся, то есть для его формирования больше не нужна внешняя энергия. Более того, можно использовать уже энергию самого вихря.

Как работает двигатель Виктора Шаубергера?

Двигатель был, а чертежей, позволяющих воссоздать его, почти не осталось. Автор разработки сделал это намеренно. Как утверждают очевидцы, двигателю для работы нужны были только вода и воздух.

Шаубергер подчеркивал, что при определенных условиях вихрь становился самоподдерживающимся, как природный смерч, существование которого определяется только наличием разности давления между внешней средой и внутренним конусом смерча. Для этого необходимо было подавать к вихрю тепло, которое бы поглощалось им и поддерживало его вращение. Для этого и служил теплообменник. Когда двигатель выходил на самодостаточный режим, мотор-стартер отключался, в двигатель по трубопроводам подавались вода под определенным давлением и воздух. Одновременно вихревые двигатели вращали валы электрогенераторов, которые могли использоваться для питания системы управления и подзарядки аккумуляторных батарей Диска Белонце.

Генератор «Торнадо» В.Шаубергера. Основа двигателя. Рабочим телом в двигателе служит вода.

Почему-то в основном рассматривается только рисунок ротора. Красиво, 24 изогнутых «рога» по кругу. Их быстро приравнивают к лопастям турбины и начинают с ней сравнивать. Сам «рог» имеет изогнутый конец, причем изгиб направлен против вращения ротора. Вот этого уже не хотят замечать.


Рис. 1. Генератор «торнадо» В.Шаубергера.

Давайте посмотрим чуть внимательней. «Рог» полый. Канал начинается у основания ротора. Заканчивается канал на канавках, параллельными стоками. Явно показано сужение канала в плоское сечение выхода. Зачем?

Разрезы А-А и В-В явно пытаются объяснить нам конфигурацию выхода и показать опору, удерживающую изгиб.

Направление выхода струй направлено вниз и чуть навстречу движению. Почему? На этот вопрос ответить, кажется, можно. Скоростные струи выходящие из каналов не разгоняют ротор, как это кажется многим, и не тормозят его, но, возможно, немного разгоняют статор двигателя в направлении вращения ротора. Зачем? Чтобы снизить обратный реактивный импульс статора. При вращении ротора возникает обратный крутящий момент на статоре, это приводит к вращению всей конструкции. Чтобы предотвратить это, на вертолетах ставят хвостовой винт, или применяют соосную схему вращения двух винтов в противоположные стороны. Шаубергер решил эту задачу иначе. Он направляет струю на статор, заставляя его вращаться в ту же сторону, что и ротор, тем самым, останавливая вращение всего двигателя при работе. И одновременно решает вторую задачу, направляя отработанный поток обратно к входному каналу ротора, замыкая круговорот рабочей среды в двигателе.

И никакого вихря, как это представляют себе многие, в камере двигателя не возникает. Поток от вихревых струй, стекая по канавкам статора, двигается вдоль стенки камеры к центру. Там он забирается ротором.

Если это так, то, что это за линии на основном виде начинаются от перекрывающего конуса идут через среднюю часть жидкости и заканчиваются на периферии у канавок статора? Возможно, это сетка. Она предотвращает кручение и быстрое перемещение жидкости в камере. А возможно это и фильтр…

Следующая тонкость. Разрез в центре рисунка. Показаны несколько каналов тока, но направления движения в них противоположны. Почему? И эта точка в центре верхнего сопряжения…. Это видимо сопряжение ввода «рога» в среднюю часть ротора.

Обратим еще раз внимание на разрез А-А, самый нижний рисунок в правом углу. Рисунок имеет странность. По средней линии тока есть три различные линии. Одна отражает вращение потока, вторая отслеживает среднюю линию, а третья? Она странным образом уходит вниз канала выхода струи. Скорее всего, это – трубка.

Короткая трубка, выходящая одним концом в правой нижней части узкой части рога, а вторым концом она входит в среднюю часть канала и там заканчивается. Она соединяет вакуумную среднюю часть вихря и внешнюю среду. Причем, трубки, видимо, две. В среднюю часть вихря засасывается воздух. Он снижает разность давлений и участвует во вращении вихревой струи. Таким образом, центральный вихрь, обратный основному вращению, как в трубе Ранке, здесь – воздушный, а основной вихрь – жидкость. Воздух, разогнавшийся вместе с основным вихрем, прижимается к стенке и выносится вместе с жидкостью по основному каналу. Вот зачем нужна сетка. Она останавливает поток и позволяет воздуху уйти из объема жидкости. Теперь понятно и второе назначение опоры на разрезе В-В. Опора, кроме прочего, держит трубки обратного тока. Насколько видно из рисунка, В.Шаубергер предполагал, что воздух пройдет по центральной части вихря до входа, а трубки доводят его лишь до начала последнего витка спирального канала. И, видимо такие же трубки стоят на вводе, начинаются они из центральной зоны сопряжения в верхней части ротора. На верхнем конусе. Там воздух. Это выход обратного тока вихревого канала. Значит, воздух есть во всей центральной части на всем протяжении вихря «рога».

И последнее. Как мы видим, витых каналов в виде рога - два. Один имеет 2,5 – 3 оборота правой спирали по широкой траектории уже ранее использованной им, другой вариант имеет 3,5-4 оборота по более крутой левой спиральной траектории. Угол наклона струи и ее степень закрутки различны. Возможно, это траектории для различных вариантов двигателя. Но, если учитывать узкий участок отрицательного сопротивления «рога» на графике, то, возможно, что «рогов» в реальности должно быть не 24, а 48. Из них 24 «правых» и столько же «левых». Они работают на разных скоростях, расширяя общий участок низкого динамического сопротивления системы для различных режимов работы.

Вот теперь главный вопрос. Что дает такая схема и что двигает такой двигатель? Или движитель?

А пока, еще один очень известный рисунок. Генератор вихря. В нем есть несколько «хитростей». Непонятно, откуда берется внешний вихревой поток. Он противоположен внутреннему потоку. Если внешний поток задается вращением генератора, то почему внутренний поток имеет противоположное вращение? Почету канал тока имеет такой вид?



Рис.2.Генератор вихревого потока В.Шаубергера.

Разберемся… Пусть рифленый диск вращается. По волне канала тока начнется перекачка воздуха на внешнюю сторону диска. Возникает внешний вихревой поток. Он сжимается к выходу из вихревой камеры и в соответствии с замыслом В.Шаубергера набирает аксиальную скорость. Теперь мы знаем, что одновременно с этим потоком в емкости вихреобразователя возникает второй вихрь из низкоскоростных частиц с обратным направлением вращения. И над вращающимся диском скорее всего стоит неподвижный сеточный диск. Если бы вихревая камера была цилиндрической, то получилась бы классическая труба Ранке (см. ниже). Но камера коническая. Давление в противовихре растет и воздух устремляется в единственно возможном направлении – в сужающийся канал. При этом он также набирает аксиальную скорость, ускоряясь от внешнего вихря. На выходе генератора мы имеем сложный высокоскоростной вихрь очень сложной структуры с вихревыми нитями, внешним и внутренним потоками. Кстати сказать, очень прочная опора для летательного аппарата. Вихрь сохраняет свои размеры и на достаточном удалении от выхода из генератора. Но, вот этого –то скоростному летательному аппарату типа вертолета совсем не нужно. Это подошло бы для реактивных самолетов, но скорость вылета вихря явно меньше скорости самолета. Такой двигатель впору для кораблей и лодок. А начинать летать на таком двигателе уже позновато…

Но, нам он необходим для понимания возможного хода рассуждений В.Шаубергера при реализации идеи двигателя. Первое, что мы видим, обратный ток в вихре Шаубергеру был хорошо известен, и его наличие он не мог не учитывать в схеме двигателя.

Вот теперь попробуем разобраться с самим двигателем. Материала много и нет смысла переписывать первоисточники. Для объяснения серия больших цитат из разных источников. Мне кажется, они достаточно хорошо объяснят все.

«Если Л. Гербранд, … стремился достичь увеличения мощности гидроэлектростанций только путем спрямления потока воды к турбине и постепенного сужения водовода, с тем чтобы вода приобрела как можно большую скорость поступательного движения, то Шаубергер снабдил сужающийся водовод еще и винтовыми направляющими, закручивающими поток воды в продольный вихрь, а в конце водовода он помещает осевую турбину принципиально новой конструкции. (Патент Австрии №117749 от 10.05.1930 г.)


Рис.3. Турбина В.Шаубергера

Особенностью этой турбины (см. рис. 3.) является то, что она не имеет лопастей, которые в обычных турбинах пересекают поток воды и, разрывая его, затрачивают при этом много энергии впустую на преодоление сил поверхностного натяжения и сцепления молекул воды. Это ведет не только к потерям энергии, но и к появлению кавитационных явлений, обуславливающих эрозию металла турбины.

Турбина Шаубергера имеет коническую форму со спиралеобразованными лезвиями в виде штопора, ввинчивающегося в закрученный поток воды. Она не рвет поток и не создает кавитацию. Неизвестно, была ли такая турбина где-либо реализована на практике, но в ее схеме, безусловно, заложены очень перспективные идеи.»

Теперь большая цитата]:

«Почему турбина в различных описаниях обозначается «сосущей», можно сделать вывод из описания экспериментов, проведённых в 1952 г. в Техническом Колледже Штутгарта профессором Францем Поппелом (Franz Poppel) Эксперименты проводились по заказу Совета Министров ФРГ с целью проверки теорий Шаубергера, поскольку его представления о движении противоречили классической механике и термодинамике. Эксперименты дали необъяснимые с точки зрения последних наук результаты. Одним из таких результатов явилось обнаружение режима прокачки воды по медной трубе, изготовленной в виде точной копии рога антилопы куду (правосторонняя сужающаяся спираль), при котором величина силы трения воды в трубе осциллировала в зависимости от режима прокачки воды, а в одном из режимов оказалась отрицательной.

Ниже приведены фотография этой трубы и графики силы трения воды в трех трубах (прямой стеклянной, прямой медной, спиральной медной) в зависимости от скорости потока прокачиваемой через них воды. Сплошной линией изображаются измеренные значения, пунктиром помечены расчётные.



График силы трения в спиральной медной трубе Шаубергер объяснял с помощью простого принципа движения, называемого им имплозией. По его мнению, этот принцип было бы разумно использовать в различных машинах, преобразующих энергию. Его отличие от разрушительной эксплозии, использующейся, к примеру, в двигателях внутреннего сгорания и других машинах, заключается в том, чтобы с помощью механизмов упорядочивать микро движения атомов и молекул, создавая им условия движения по естественным для пространства кривым. В этом случае их движение получает поддержку от движения в пространстве, которое порождается всеми взаимодействующими телами.



Рис.5. График зависимости силы трения потока в трубах.

В случае с сосущей трубой энергия поперечных столкновений не используется, а демпфируется опорой трубы. Однако даже в этом случае сила трения в спиральной медной трубе меньше силы трения в прямой трубе из того же материала. Осцилляции силы трения в спиральной трубе показывают режимы соответствия динамических параметров столкновений атомов и молекул трубы и воды на разных уровнях масштабов. В одном из режимов, отбираемой из этих столкновений энергии достаточно для движения всей воды в трубе без насоса. При этом режиме по ходу течения должно происходить внутреннее упорядочение и охлаждение воды, как в случае с обтеканием камня в реке. К сожалению, в книге нет сведений о проведении температурных измерений во время тестов в Штутгарте.


Рис.6. В.Шаубергер

…По утверждению автора, существуют свидетельства того, что одну из энергоустановок Шаубергера, изготовленную им для работы в собственном доме, сорвало с фундамента, выбросило через крышу, и она разбилась. То же самое произошло с промежуточным вариантом другой установки, изготавливаемой на заводе в Германии по его чертежам. Ниже приведены фотографии его установок, поясняющие способ использования движения в форме конических спиралей.


Рис. 7. Энергоустановка В Шаубергера со снятой крышкой.

Одной из возможных причин неудач с этими установками явилось не только отсутствие модели, …что не позволяло сделать эффективный контроль преобразования энергии, но и вероятно другое рабочее вещество. Шаубергер экспериментировал также с воздухом, как с теплоносителем.»

…«Одним из наиболее близких к сосущей турбине Шаубергера устройств по конструкции и принципу действия является так называемый «сверхединичный» двигатель Ричарда Клема. В 1972 году Ричард Клем объявил об изобретении автомобильного двигателя закрытого типа, который производил мощность 350 лошадиных сил и работал сам по себе. Двигатель весил около 200 фунтов и содержал растительное масло, которое при работе нагревалось до 150 градусов по Цельсию. Внутри двигателя находится конус, закрепленный на оси. Вал, на котором укреплен конус, пустой внутри и переходит в спиральные полые каналы внутри конуса. Они обвивают конус и заканчиваются у его основания соплами (форсунками).



Рис.8. Двигатель Р. Клема

Жидкость подается в центральную ось под давлением 300-500 фунтов на квадратный дюйм, проходит по спиральным каналам и выпрыскивается через форсунки. Чем больше давление жидкости, тем быстрее вращается конус. При работе жидкость нагревается, что требует наличия теплообменника для отдачи тепла в окружающую среду. При некоторой скорости конус начинает самостоятельное вращение, независимое от насоса. Скорость вращения вала достигает 1800-2300 оборотов в минуту.

По идее данной работы, сверхединичность двигателя Клема получается за счёт преобразования некоторых составляющих его рабочего вещества в менее энергоёмкие формы. Высвобождающаяся разность энергий идёт на нагрев рабочего вещества и его ускоренное движение по одному из вышеописанных механизмов. Для подтверждения этой идеи необходим химический анализ рабочего вещества. На тот факт, что оно подвергается преобразованиям, указывает наличие фильтра после насоса.»

Теперь снова цитата:

«…Исследуя циклические сепараторы для очистки газа от пыли, французский инженер-металлург Ж. Ранке в конце 20-х годов XX века обнаружил необычное явление: в центре струи газ, выходящий из циклона, имел более низкую температуру, чем исходный. Уже в конце 1931 г. Ранке получает первый патент на устройство, названное им «вихревой трубой» (ВТ), в котором осуществляется разделение потока сжатого воздуха на два потока - холодный и горячий. Вскоре патентует это изобретение и в других странах.

В1933 г. Ранке делает доклад во Французском физическом обществе об открытом им явлении разделения сжатого газа в ВТ. Но научной общественностью его сообщение было встречено с недоверием, так как никто не мог объяснить физику этого процесса. Ведь ученые еще совсем незадолго до того поняли неосуществимость фантастической идеи «демона Максвелла», который для разделения теплого газа на горячий и холодный должен был выпускать через микроотверстие из сосуда с газом быстрые молекулы газа и не выпускать медленные. Все решили, что это противоречит второму началу термодинамики и закону возрастания энтропии.


Рис.9. Вихревая труба Ранке.

Более 20 лет открытие Ранке игнорировалось. И лишь в 1946 г. немецкий физик Р. Хильш опубликовал работу об экспериментальных исследованиях ВТ, в которой дал рекомендации для конструирования таких устройств. С тех пор их иногда называют трубами Ранке - Хильша.

Исходя из законов сохранения энергии и импульса, обычно полагают, что при закручивании струи в продольный вихрь часть кинетической энергии поступательного движения струи превращается в энергию ее вращения, и думают, что в результате аксиальная скорость струи должна уменьшаться. Это, как утверждают, должно вести к уменьшению дальнобойности свободных затопленных струй при их закручивании.

Более того, в гидротехнике обычно всячески борются с завихрениями жидкости в устройствах для ее перелива и стремятся обеспечить безвихревое ламинарное течение. Обуславливают это тем, что появление вихревого шнура в потоке жидкости влечет за собой образование воронки на поверхности жидкости над входом в сливную трубу. Воронка начинает энергично засасывать воздух, попадание которого в трубу нежелательно. Кроме того, ошибочно полагают, что появление воронки с воздухом, уменьшающее долю сечения входного отверстия, занятую жидкостью, уменьшает и расход жидкости через это отверстие.

…несмотря на уменьшение доли сечения отверстия, занятой потоком жидкости, последняя при вращении потока вытекает через отверстие быстрее, чем без вращения.

Однако нас интересует здесь не столько турбина Шаубергера, сколько его утверждение о том, что энергия теплового движения молекул воды в вихревом потоке может трансформироваться в кинетическую энергию потока воды. В этом отношении наиболее интересны результаты опытов, поставленных в 1952 г. В. Шаубергером вместе с профессором Францем Попелем в Техническом колледже Штутгарта.

Исследуя влияние формы канала водовода и материала его стенок на гидродинамическое сопротивление закрученному потоку воды в нем, экспериментаторы обнаружили, что лучшие результаты достигаются при медных стенках. Но самое удивительное, что при конфигурации канала, напоминающей рог антилопы, трение в канале с увеличением скорости воды уменьшается, и после превышения некоторой критической скорости вода течет с отрицательным сопротивлением, то есть засасывается в канал и ускоряется в нем.

Антилопа Куду

Гассльбергер согласен с Шаубергером, что тут вихрь трансформирует тепло воды в кинетическую энергию ее потока. Но отмечает, что «термодинамика, как обучают в школах и университетах, не разрешает такого преобразования теплоты при низких разностях температур». Однако, указывает Гассльбергер, современная термодинамика не способна объяснить и многие другие природные явления.

И вот тут-то теория движения может помочь понять, почему вихревое движение обеспечивает, казалось бы, вопреки сложившимся представлениям термодинамики, превращения тепла закручиваемого потока вещества в энергию его аксиального движения в соответствии с формулой (6.4). Закручивание потока в вихре заставляет часть тепла, являющегося частью внутренней энергии системы, преобразовываться в кинетическую энергию поступательного движения потока вдоль оси вихря. Почему именно вдоль оси? Да потому, что тогда вектор скорости приобретаемого поступательного движения оказывается перпендикулярным к вектору мгновенной тангенциальной скорости вращательного движения частиц в потоке и не меняет величины последней. При этом соблюдается закон сохранения момента количества движения потока.

Кроме того, ускорение частиц в направлении, перпендикулярном к направлению их основного (кругового) движения в вихре, ведет к релятивистскому возрастанию их поперечной, а не продольной массы. О необходимости раздельного учитывания поперечной и продольной масс элементарных частиц*(Это напоминает раздельное вычисление продольного и поперечного эффекта Доплера.) много писали в начальном этапе становления СТО) А именно продольная масса (соответствующая в данном случае тангенциальной скорости движения частиц в вихре) определяет величину центробежных сил при круговом движении. При превращении части внутренней энергии системы в кинетическую энергию аксиального (осевого) движения тел в ней центробежные силы не возрастают. Поэтому энергия возникающего аксиального движения оказывается как бы ушедшей из задачи о круговом движении, что математически равнозначно уходу ее из вращающейся системы без какого-либо излучения фотонов.

Но закон сохранения импульса системы требует, чтобы в случае приобретения вихревым потоком аксиального импульса какое-то другое тело (например корпус вихревого аппарата) одновременно приобретало такой же по абсолютной величине импульс в противоположном направлении. В замкнутых вихревых аппаратах, например в вихревых трубах, а также когда контакт вихревого потока со стенками аппарата отсутствует (как в некоторых случаях свободных закрученных струй) обратный импульс вынуждена приобретать осевая часть потока, имеющая меньшую тангенциальную скорость, чем периферийная часть.»

Вот оно, объяснение такой схемы. Это движитель, преобразующий движение вихревой струи в поступательное движение ротора, в нашем случае – вверх. Потому и такой угол наклона рогов ротора.

Теперь мы можем попробовать объяснить принцип его работы.

Начальным двигателем системы является электродвигатель в верхней части рисунка 1. Он раскручивает ротор вихревого движителя В.Шаубергера. Возникает центробежная сила и жидкость начинает двигаться по каналам «рогов». Самоускорение движения жидкости в каналах приводит к появлению силы реакции на стенки «рога». Сила реакции направлена от периферии ротора к центру по средней линии наклона «рога» к ротору. Это и подъемная сила. Она стремится поднять ротор, а вместе с ним и весь аппарат. При достижении определенной скорости вращения динамическое сопротивление потока становится отрицательным. С этого момента скорость вращения ротора поддерживается потоком внутри «рога». Теперь уже поток, создавая большой перепад давлений на периферии по отношению к основанию «рога» поддерживает скорость вращения ротора для обеспечения необходимой центробежной силы, компенсирующей перепад давлений. Электродвигатель больше не нужен. Теперь на мощности вихревого потока уже можно не только создавать подъемную силу, но и вырабатывать электроэнергию. Так, кажется, мог рассуждать В.Шаубергер.

Вполне закономерно, что «горючим» для этого двигателя является тепло. Необходимs горячая вода и воздух в больших количествах для обеспечения соответствующей мощности движителя. Для работы этого движителя нужен мощный нагреватель, а не охладитель. И мощная теплозащита корпуса. Не зря В.Шаубергер замерял температуру в водоворотах у камней горной речки….

Интересен и запуск движителя. В начале вся камера должна быть заполнена водой. Запускается электродвигатель, и по мере разгона ротора вода из камеры выпускается до рабочего уровня с одновременным заполнением свободного объема горячим воздухом под большим давлением. Избыточное давление позволяет увеличить теплоемкость воды, т.к. повышается ее температура кипения. Регулируя давление воздуха можно добиться оптимального режима работы. Одновременно с этим регулируется и положение нижнего запорного клапана, ограничивающего подачу воды в ротор для получения устойчивого воздушного канала обратного хода. Это увеличивает скорость течения вихревого потока. Отвод воздуха по трубкам в начале и конце канала обратного тока не позволяет разрывать водный поток и тяга в канале вихревого стока сохраняется. Образованный сифон должен работать устойчиво. Вот почему сделано сужение вихревого канала у статорных канавок. Оно прерывает вихревое движение жидкости и делает его ламинарным. Вихрь остается только внутри «рога».

Так это выглядит в теории. И как мы сегодня видим, реальная основа для таких рассуждений есть. Кажется, что все уже понятно…







Этот рисунок на пшеничном поле - иллюстрация процессов, происходящих в торнадо и призывает к следующему основному выводу: вращающиеся минивихри, из которых состоит торнадо притягиваются друг к другу и стремятся к главному центру вращения. А здесь нарисованы именно минивихри. Обратите внимание- возле каждого основного кружка старательно нарисовано несколько дополнительных, прямо указывая, что здесь изображено несколько мини- процессов, продвигающихся по спирали к центру. Совершенно определенно, что здесь нарисован на плоскости объемный процесс (вихрь - торнадо - смерч).



Мало о чем говорит. А ведь именно этот скромный изобретатель из Австрии открыл практически новую эру в технике, оставив после себя богатое наследие, окутанное ореолом таинственности и таящее в себе больше вопросов, чем ответов. Природу его открытий не могут до конца разгадать до сих пор. А все попытки собрать двигатель Шаубергера своими руками или в лабораторных условиях не достигают того эффекта, какой был у его создателя.

Виктор Шаубергер был потомственным лесничим. Не имея специального технического образования, но обладая природной смекалкой и наблюдательностью, рассматривая то, как движется вода в лесных ручьях, Шаубергер пришел к интересному выводу, фактически заново сделав открытие, которое до него было известно древним египтянам, грека, инкам. А именно: в горных реках, благодаря естественному завихрению, вода не только самоочищается, но и получает при этом дополнительную энергию. Закручиваясь, вода способна течь снизу вверх. Ведь, к примеру, лосось и форель, направляясь к месту нереста, легко преодолевают пороги высотой до 10 м, хотя для этого необходима недюжинная физическая сила. Именно благодаря завихрениям вода поднималась, например, в без всяких насосов.

В результате в 1921 г. был создан первый двигатель Шаубергера. Это была всасывающая турбина, в которой вода, закручиваясь, поднималась вверх в направлении сужающегося сопла, увеличивая при этом свою энергию. Вода же и являлась топливом для этого двигателя.

А в 1930 г. им был изобретен первый вихревой теплогенератор, тепло в котором вырабатывалось за счет энергии крутящейся воды.

Разработки австрийского изобретателя-самоучки не могли не заинтересовать нацистов.


В 1934 г. состоялась встреча Шаубергера с Гитлером. В ходе беседы, касающейся, в основном, сельскохозяйственных проблем, фюрера заинтересовал работающей Шаубергера, и диктатор предложил сотрудничество, получив при этом отказ. Последствия этой встречи имели неприятные для изобретателя последствия. После аннексии Германией Австрии в 1938 г. нацисты приложили все усилия к розыску Шаубергера. Сначала естествоиспытатель был помещен в психиатрическую клинику, а затем работал над созданием дискового вихревого двигателя под надзором эсэсовцев в как говорили у нас - в «шараге».

Первый двигатель Шаубергера под названием Repulsin A диаметром 2,4 м при проведении испытаний взорвался, что едва не стоило жизни его создателю, обвиненному в саботаже. Следующая модель, Repulsin B, оказалась более удачной.

Первоначально двигатель Шаубергера планировали устанавливать на подводных лодках, но потом от этой идеи отказались и создали Flugkreisel («Летающая юла»), внешне напоминающий Первый прототип этого аппарата поднялся в воздух в 1943 г. Доработки «тарелки» проводились вплоть до конца войны. После поражения Германии двигатель Шаубергера попал в руки победителям, а его создатель был приглашен для работы в канадском филиале британской компании AVRO. Но Шаубергер предпочел остаток своей жизни посвятить использованию вихревых технологий во имя мира (создание генераторов, систем для очистки воды и воздуха).

Буквально накануне своей смерти Виктор Шаубергер получил несколько соблазнительных предложений, которые им, как глубоко порядочным человеком, были отклонены, поскольку он не хотел, чтобы его изобретения служили войне. Именно по этой причине вихревой двигатель Виктора Шаубергера практически так и не нашел широкого применения.

– это австрийский талантливый ученый (1885-1958). Он – отец вихревого двигателя, на его основе была сконструирована летающая тарелка. Этот ученый говорил, что для человека очень важно быть во взаимодействии с природой.

В интернете о Шаубергере существует две точки зрения. Первая – он талантливый изобретатель летательных аппаратов – «летающих тарелок». Вторая – гениальный изобретатель, черпавший вдохновение и , благодаря своим наблюдениям за тем, как устроена природа. Но на самом деле обе эти точки зрения справедливы.

Виктор Шаубергер родился в маленьком городе Плёкенштен. Его дядя – последний императорский егерь в Бад-Ишле во времена правления Франца Иосифа I, императора Австро-Венгрии. Отец будущего ученого – главный лесничий. Он хотел, чтобы сын поступил в университет, изучать лесоводство. Но Виктор не согласился, рассуждая, что преподаватели только исказят его естественное видение природы, поэтому он поступил в простое лесное училище.

Тайная наука Гитлера

Наблюдения Шаубергера

Виктор Шаубергер часто наблюдал за лесными ручьями, благодаря чему им было совершено необыкновенное открытие, которое ранее сделали греки, инки, египтяне: вода завихряется в естественных водостоках воды, и благодаря этому самоочищается, в ней сохраняется целебная сила, она получает . Благодаря энергии закрученной воды, она может течь снизу вверх – как происходит во многих реках, и как это происходило в старинных водопроводах. Древние не имели электронасосов, но, тем не менее, они тоже, как и современные люди, использовали водопровод. Например, на острове Крит в Кносском дворце вода поднималась снизу вверх по керамическим трубам, преодолевая уклон. Стенки труб благодаря спиральным водотокам никогда не зарастали отложениями солей, чего нельзя сказать о наших трубах.

Виктор несколько раз видел следующее чудо природы: лунной холодной ночью в водовороте горного ручья округленные камни размером 15 см со дна водоема всплывают вверх. А поднимаются при этом только отшлифованные камни в форме яйца, а угловатые остаются лежать на дне.

Наука долго не могла объяснить данные парадоксальные открытия и игнорировала их.

Все наблюдения Шаубергера, в дальнейшем помогли в его разработках.

Третий рейх - Операция НЛО

Изобретения Шаубергера

Шаубергер в 30 годы 20 века создал первый вихревой теплогенератор, который вырабатывал тепло за счет энергии воды, которая крутится. Большинство ученых обвиняли его, что не он создает собственные изобретения, так как он не ученый.

Изучая воду, Шаубергер пришел к мысли изучать двигатель, принцип его действия основывался на имплозии (процесс, который происходит в вихре).

Его принципы имплозии противоположны тем, по которым сегодня развиваются двигатели, которые основаны на эксплозии. Имплозия применяет самоподерживаемые вихревые потоки газа или любой жидкости, которые упорядочиваются, собираются при обороте, снижают температуру данного вещества, в котором возникают.

Летающая тарелка Серла

Работа на нацистов

Во время Второй мировой войны, нацисты очень хотели в ней выиграть, поэтому им нужно было применить еще не используемую энергию воздуха и они завербовали австрийского ученого на службу.


Шаубергер как раз исследовал в то время принципы вихревой динамики и разрабатывал водные шлюзы, чтобы транспортировать древесину. Благодаря данному изобретению стало возможным перемещать очень тяжелые бревна по воде, что раньше было невозможно. Ему удалось этого достичь, с помощью контролирования за вихревыми потоками и температурой воды. После этого успеха, им были разработаны летающие диски с высокими скоростями и другие гидроэлектрические проекты, в том числе и вихревой двигатель.

Шаубергер в 1942 году приехал на завод «Мессершмитт» (город Аугсбург), в котором он продолжал свои работы. Производство летательного аппарата в этом заводе закончилось печально. После запуска созданного образца и достижения максимальной скорости вращения турбины двигателя, случилось расплавление. Может быть, это случилось из-за необычных методов отливки или из-за применения сплавов низкого качества при создании турбины. Шаубергеру стало казаться, что кто-то приказал полностью прекратить создавать летательный аппарат по его конструкции.

У ученого были на это основания. После разрушения его второго аппарата, собранного на заводе «Мессершмитт», компания «Эрнст Кубижнак», находящегося в Вене получила распоряжение Гитлера отремонтировать аппарат Шаубергера, но дело так и не было сдвинуто с мертвой точки. Работы приостановили почти на год. Шаубергером в 1944 году было получено указание набрать из концлагеря Маутхаузен ученых, чтобы воплотить в жизнь все его проекты.

Во второй половине 1944 года Шаубергер усердно работал над созданием чертежей и рабочих моделей. Тогда он начал создавать летающий диск Рудольфа Шривера. Продолжал работать над созданием своего летательного аппарата «Репульсин». В апреле 1945 года данный аппарат был готов. Испытания диска ученый хотел провести 6 мая, но в этот день обнаружил, что офицеры СС, которые были ответственны за операцию, исчезли. Все работы команда Шаубергера прекратила 8 мая 1945 года. Как гласит официальная версия, «Репульсин» Шаубергера так и не поднялся в воздух.

После окончания Второй мировой войны, те исследовательские материалы Шаубергера, которые уцелели, попали к советским и американским военным.

Дальнейшие работы ученого после войны

Шаубергер и дальше после войны работал над собственным изобретением, им был усовершенствован принцип работы генератора, который был основан на воде, преобразовал действие вихрей, являвшихся источником энергии первых летательных аппаратов. В конце 50 годов 20 века канадские и американские компании пригласили его в Северную Америку, пообещав, что будущие разработки и применение его технологий станут хорошо финансировать. Но как только он узнал, что не станет сотрудничать с военной отраслью, расторгнул договор.

Говорили, что один американский консорциум забрал патенты и записи Шаубергера и разрешил ему уехать при условии, что тот подпишет документы, в которых даст обещание не разрабатывать в дальнейшем свои проекты.

Когда Шаубергер вернулся в Австрию в 1958 году, он умер через пять дней после приезда, он был сломлен и так и не смог реализовать мечты о дополнительных разработках и исследованиях.

Теории работы двигателя Шаубергера

Одна из теорий, как работает двигатель этого талантливого ученого, была такой:

Турбина, по сути, униполярный двигатель, упрощенный вариант генератора напряжения. У турбины имеется выпускное и впускное отверстия. Поставщиком является простой атмосферный воздух. Воздух всасывается в турбину через впускное центральное отверстие, а сквозь промежуток между дисками он выбрасывается с помощью работы лопастей и центробежной силы. Вначале турбину надо разогнать, а потом она станет работать сама. Для этого ее нужно прикрепить на вал пускового двигателя со стороны верхнего диска, в процессе работы с того же вала можно снять избыточную мощность.

Сила, которая вращает диск, заключается в зарядах ионов воздуха. Попадающий воздух в промежуток между дисками отдает собственный заряд верхнему диску. Заряды, как гласят законы физики, стремятся удалиться друг от друга максимально, из-за этого от центра к периферии проходит электрический ток. Тот самый ток отклоняется нижнего , увлекая за собой диск. Лопасти играют роль воздушного центробежного насоса. Воздух на входе отдает собственный заряд диску, а во время выхода из турбины воздух снова забирает заряд и срывает его с кончиков лопастей. Итак, диск как будто подключен к батарее, в его центре всегда много зарядов, а на периферии их не хватает, из-за этого от центра к периферии всегда течет постоянный электрический ток. Данный ток заставляет вращаться турбину, так как турбина по сути – это униполярный двигатель.

Вторая теория:

Летательный аппарат Шаубергера действовал на основе спиралеобразной турбины, которая располагалась в искривленной опорной плите. Пространство между опорной плитой и турбиной было в форме завитка, похожего на изогнутый рог антилопы. Турбина, быстро вращаясь, распространяла воздух по всей поверхности под влиянием центробежной силы.

Движение воздуха в виде воронки, которое создавалось формой пространства между плитами, приводило к его быстрому «сгущению» и охлаждению, создавая вакуум с очень высоким давлением и вызывая уменьшение объема, который втягивал в турбину больше воздуха. Машине был нужен маленький стартер, но при раскручивании турбины до скорости вращения 15000 – 20000 оборотов в минуту, происходило отключение мотора, и аппарат начинал двигаться сам по себе. Если данный аппарат присоединить к коробке передач, то он способен генерировать электричество, а если его отключить, то он сам сможет набирать высоту.





Другие изобретения Шаубергера

  • Одно было предназначено, чтобы очищать воду.
  • Другое могло генерировать электрические разряды высокой мощности.
  • Третье было предназначено для «биосинтеза» водородного топлива из воды.
  • Четвертое – производило «естественным» образом холод или тепло.
  • Пятое – «летающая тарелка», представлявшая собой необычный двигатель.
  • Последнее изобретение, работало, скорее всего, основываясь на принципе антигравитации.

Документы Шаубергера, описание конструкций его летающей тарелки, из-за характера его творческого процесса, трудно было расшифровать. К тому же, многие считают, что его идеи не стали развивать из-за интересов к добыче ископаемого топлива.

В настоящее время Виктора Шаубергера очень уважают исследователи из Движения Зеленых, потому что его труды основаны на применении экологически устойчивых источниках питания.

Одной из "изюминок" диска Белонце являлся оригинальный вихревой двигатель В.Шаубергера (V. Schauberger) . В течении всей жизни Шаубергер работал над теорией использования энергии движущегося вихревого потока жидкости или газа. Так давайте же познакомимся поближе с работой этого замечательного инженера.

Виктор Шаубергер

Виктор Шаубергер родился в Австрии 30 июня 1885 года. Первые упоминания о его деятельности относятся к началу 20-х годов, когда Шаубергер, работая егерем в лесозаготовительной компании, спроектировал и смонтировал водные желоба со спиральными насечками подобными орудийным. Когда бревна опадали в желоба, они вращались вокруг своей оси и перемещались подобно снарядам, что ускоряло скорость перемещения брёвен.

В 1930 - м году Шаубергер спроектировал электрогенератор, турбина которого принципиально отличалась от конструкции обычных водяных турбин. Генератор был установлен вблизи лесопилки и успешно использовался в течении 3 лет, но конкретных сведений о его работе не сохранилось. В начале Второй Мировой Виктор Шаубергер был интернирован в нацистский концентрационный лагерь, где был привлечён к работе над "Диском Белонце" , предложив для него оригинальный вихревой двигатель .

Основная идея двигателя Шаубергера - создание вихря внутри камеры сгорания. Вихрь создаёт разряжение, засасывающее воздух через турбину, реализуя рабочий цикл "механическая энергия+тепло >>> миниторнадо+тепло >>> тяга+механическая энергия".

Эту концепцию Шаубергер называл Имплозией, антивзрывом, поэтому часто встречающаяся фраза "принцип действия основывался на взрыве" скорее всего, означает искаженный термин Имплозия. Действительно при нём вещество не разлетается в стороны, как при взрыве (эмплозии) , а наоборот стремиться стянуться в одну точку (к основанию вихря).

Но, я думаю, лучше расскажет Михаил Коваленко:

"...Законы физики (а для нашего рассматриваемого случая -термодинамики) потому и называются законами, что они едины как для Виктора Шаубергера, так и для всех. Я, сразу задумался, а по какому термодинамическому циклу мог работать и работал ли вообще, этот двигатель. К сожалению, перебирать не из чего - Цикл Карно. Т.е., сжатие-подвод тепла- расширение-полезная работа. А вот, изобары, изохоры, адиабаты в этом цикле могут идти по-разному и называются те циклы - цикл дизеля, цикл карбюраторного двигателя, цикл газовой турбины и.т.д. Другого - нет. Хотя, реализация в "железе" самого Цикла Карно - это виртуозность и "хитрость" инженера. Так, как же "схитрил" Шаубергер?

Идеи не возникают из ничего. Давайте посмотрим, что делалось в то время. Уже работают, и заметьте, не макеты, а боевые газотурбинные двигатели. Они установлены на немецком истребителе Мессершмит-262. Что здесь интересно. В 1938 г. в Германии изготовлен газотурбинный двигатель Р. 3302 фирмы БМВ с осевым компрессором, а в Англии, с центробежным. (в Германии, есть и с центробежным). А теперь, взгляните на одно поразительное сходство в изображении колеса центробежного компрессора J-31 (американский, но скопировали у англичан), и ротора с «двигателя» Шаубергера.

О чем, это может свидетельствовать? Я полагаю, о преемственности технических решений (не путать с плагиатом!). Идея центробежного ротора турбины - уже пройденный этап и многим доступна. Она становится материалом для широкого круга изобретателей...

Что решает сделать Шаубергер ? Идея, захватывающая - он решает объединить рабочее колесо компрессора и колесо турбины в.. единый узел - колесо с радиальными завихрителями. Зачем завихрители ? Шаубергер прекрасный механик и ему знакомо свойство вращающегося волчка - Кориолисово ускорение. Конечно же оно. Для получения полезной работы, его колесо должно иметь положительный вращающий момент. Можно установить сопла на концах колеса, отклоняющие поток на 90 градусов по касательной. Но, это уже есть- в газовых турбинах (используются на кораблях). Надо придумать что-то новое...

И оно появляется. Это завихрители-"штопоры". Завихритель создает волчкоподобную струю, которая срываясь с его конца отклоняется на 90 градусов вниз благодаря направляющему ножу. При этом, благодаря кориолисовому ускорению, струя или вихрь отклоняется одновременно на 90 градусов в плоскости вращения колеса и движется по касательной к его окружности. Получилось, как бы наличие виртуальных лопаток турбины (обратите внимание на стрелку, показывающую направление вращения колеса и крутку штопоров).

Теперь, необходимо поднять скорость истекающего вихря и получить положительную реакцию от него на колесо. Впрыскивается спирт и поджигается спиртовоздушная смесь. Почему спирт? Да тут, без таинств. Идет война, бензин нужен фронту, тем более что немцы получают его синтетическим способом из угля (дефицит). А спирт идет под ракетную программу- его много и он дешев...

Так, скорее всего, и появилась концептуальная модель, диаметром около 1 метра, которую Вы видите на фотографии. Вероятнее всего она была захвачена на одном из полигонов, скорее всего Пенемюнде. Двигатель пострадал от пуль, на фотографиях видны вмятины.

В корпусе двигателя находился ротор (рисунок вверху), лопасти которого представляли собой спиралевидные стержни прямоугольного сечения.(Представьте себе 24 размещённых по окружности штопора для открывания бутылок). Над корпусом были закреплены мотор-стартер и генератор в кожухе.

Рабочим телом в двигателе служила вода. Мотор-стартер приводил в движение ротор, который формировал быстровращающийся водяной тор (бублик). При этом рабочее тело при отбрасывании за счет центробежной силы к периферии проходило сквозь "штопоры" ротора и получало вращение вдоль оси каждой из лопастей.

Шаубергер подчеркивал, что при определенных условиях вихрь становился самоподдерживающимся, как природный смерч, существование которого определяется только наличием разности давления между внешней средой и внутренним конусом смерча. Для этого необходимо было подавать к вихрю тепло, которое бы поглощалось им и поддерживало его вращение. Для этого и служил теплообменник. Когда двигатель выходил на самодостаточный режим, мотор-стартер отключался, в двигатель по трубопроводам (расположенные вероятно под днищем, на фотографии, в центре слева, в руке - теплообменник) подавались вода под определенным давлением и воздух (возможно через тёмную щель). Одновременно вихревые двигатели вращали валы электрогенераторов, которые могли использоваться для питания системы управления и подзарядки аккумуляторных батарей Диска Белонце.

Итак, сфомированные ротором 24 мини-торнадо,огибали внутреннюю поверхность верхней части двигателя (смахивающего на медный таз на фотографии) по очень интересной траектории вырывались на внутренний конус двигателя и продвигались к выходному отверстию В итоге вся эта масса вращающегося воздуха /воды, напоминала шарики подшипника и, продвигаясь ниже, стягивалась к центру, в конце концов вылетая через сопло внизу конструкции. (Более подробно с принципами работы можно ознакомится здесь)

Многие загадки природного смерча до сих пор не разгаданы, некоторые ученые говорят об образовании в теле смерча зоны левитации (потери веса) и образовании на стенках вращающегося хобота высокой разности потенциалов. Иногда пишут, что двигатель Шаубергера создавал вокруг себя определенную зону левитации, вследствии чего Диск Белонце терял вес или его значительную часть. Но скорее всего, в Диске Белонце использовался эффект Коанда, который возникает, например, при движении самолёта. Воздушный поток, обтекая верхнюю часть крыла, создает над ней область низкого давления, которая поднимает самолет. Впрочем, специалисты утверждают что эта версия тоже, не выдерживает критики.

Но давайте вернёмся к комментарию Михаила Коваленко:

"... Вроде бы все отлично. Завихрители хорошо держат пламя, не позволяя ему сорваться и уйти вниз по потоку. Условия перемешивания горючей смеси - идеальны. Колесо должно выйти на самоподдерживающиеся обороты, но....... Виктор Шаубергер не учел степень сжатия рабочей среды в процессе подвода к ней тепла. Если, уже в ту пору, немцы получали сжатие воздуха в несколько атмосфер позади центробежного компрессора газотурбинного двигателя (их турбореактивные двигатели на Месершмитах), то в схеме Шаубергера, такого достичь принципиально нельзя. Я не думаю, что бы его двигатель даже близко подошел к режиму энергетического самообеспечения из-за больших потерь энергии на закручивание струй завихрителями Сорвавшись с них и отклонившись направляющим кожухом струя бесполезно теряет свою энергию вращения.

В обычной турбине, реакция струи газа, приложена к лопатке турбинного колеса и имеет две составляющие -касательную и осевую. Первая из них и раскручивает колесо. Вторая, компенсируется осевой тягой копрессора турбины. В схеме Шаубергера, все гораздо сложнее. Реакция силы Кориолиса приложена, по моему мнению,к направляющему конусу, а не к "штопору". Сл-но, непосредственно колесо, не получит положительного вращающего момента от струи, и гипотетическая самораскрутка не будет достигнута. К сожалению, векторное построение действующих сил, для рассматриваемого случая, выходит за рамки простой дискуссии.

С точки зрения термодинамики тепловых машин, этот двигатель - "мертворожденный". Однако, сама по себе, идея с самоотклонением вихря силой Кориолиса для получения положительной реакции струи на колесе, заслуживает вне всяких сомнений - восхищения, а сам "двигатель" достоен быть представленным в Лондонском Музее Науки и Техники. А на табличке, под ним, я бы написал слова - "РВВРД- роторно-вихревой воздушно-реактивный двигатель Шаубергера.

Недоумение вызывает, если говорить о Двигателе реальном, и примитивность конструкции «двигателя» Шаубергера , его модельность, в сравнении с уже сушествующими и работающими турбореактивными двигателями. Скажем, с Jumo 109-004B-1 установленном на Мессершмите-262 тягой 900!!! Кг. и 8-ми ступенчатым осевым компрессором. (Кстати 12 двигателей Jumo стояло и на Диске Белонце)

Без сомнения «двигателю» Шаубергера, до них, как примусу до Сатурна-5. Но, Шаубергер предложил построить практически плоский! газотурбинный двигатель. Устоять перед этим было трудно. И, вероятно, целью Шаубергера было, продемонстрировать принцип своей идеи - однороторного турбодвигателя.
Идея, была скорее заблуждением (в отношении реакции отклоненного вихря), но уж очень красивой!А ответ на вопрос, "Как летать с его использованием?" начинается с вопроса - а где реальный двигатель? "
Послесловие

После войны Шаубергер работал над концепцией источника энергии, основанного на создании водяного вихря и замкнутом цикле "теплота-миниторнадо-механическая энергия-теплота". Также он продолжал разрабатывать теорию гидротурбин и гидроустановок вихревого типа. В 1952 году Шаубергер и профессор Франц Пепель в Штуттгардском Техническом Колледже провели ряд опытов по исследованию поведения водяных взвесей нерастворимых веществ в спиральном водном потоке. Эти опыты были направлены на создания очистных сооружений, основанных на явлении отжимания частиц из водяного объема в центр спирали, в зону меньшего давления.

В 1958 году Шаубергер был приглашен в США, где ему было предложено провести работу по воссозданию Диска Белонце и вихревого движителя , т.к. сохранились опытные образцы движителя времен войны. Но он отказался, сказав, что до подписания соглашения о разоружении ничего нельзя обнародовать и что его открытие принадлежит будушему.

Некоторые источники указывают, что Шаубергер, скорее всего просто не обладал всей информацией, необходимой для постройки нового двигателя. А его подневольные помощники были уничтожены в Маутхаузене, о чём он писал в письме другу, датированным августом 1958-го года.

Одно время он был помещен в психиатрическую клинику, но из-за своевременного вмешательства друзей, был освобожден с неповрежденным рассудком. Виктор Шаубергер возвратился в Австрию и через 5 дней, 25 октября 1958 года, умер от сердечного приступа. (Отказ от таких предложений очень вреден для здоровья.)