Устройство рулевой тяги ваз 2107

Классические модели Волжского автозавода отличаются высокой надежностью. Рулевой механизм автомобиля ВАЗ 2107 имеет сложное устройство и обеспечивает надежное управление в разных дорожных условиях. В процессе модернизации машины была разработана и установлена травмобезопасная колонка с составным валом. Размер установленного на ней руля позволяет водителю легко совершать маневры. Полный поворот колеса от упора и до упора – 3,5 оборота. Рулевая колонка передает усилие на привод через составной вал.

Механизм рулевой автомобиля ВАЗ 2107 достаточно информативен, в тоже время не утомляет и не усложняет управление машиной. Несколько затруднен поворот руля (несмотря на довольно большой диаметр) на стоянке, однако после начала движения сопротивление значительно ослабевает. У исправного рулевого механизма есть небольшой люфт, предельное значение которого определено правилами дорожного движения и руководством по эксплуатации. Система тяг и большое количество деталей в редукторе обуславливают это явление. В целом рулевое на семерке довольно надежное.

Устройство механизма рулевого и принцип действия

Система управления на ВАЗ 2107 по многим деталям унифицирована с первой моделью. Устройство и конструкция рулевого управления претерпели лишь небольшие изменения, в его состав входят:

  • механизм, передающий усилие от водителя на исполнительную часть;
  • привод рулевой непосредственно осуществляет поворот колес на требуемый угол.

Механизм рулевого управления в свою очередь состоит из следующих деталей и узлов:

  1. вал составной с карданной передачей;
  2. руль, (диаметр 520 мм) точнее колесо рулевое с колонкой;
  3. редуктор червячный.

Система включает в себя такие элементы;

  1. сошка;
  2. средняя и две боковые тяги и шарнирами шаровыми;
  3. рычаг маятниковый;
  4. рычаги поворотные.

Наружные тяги состоят из двух частей, позволяющих изменять их размер для регулировки угла схождения.


Работа системы в целом выглядит следующим образом: водитель вращает руль, размер которого позволяет выполнять это действие с небольшим усилием. Через составной вал в действие приводится червячный редуктор, понижающий число оборотов. Рулевой механизм автомобиля ВАЗ 2107 смазывается маслом ТАД-17, заправленным в редуктор. Вращение червячной шестерни вызывает перемещение двухгребневого ролика, что вызывает поворот вторичного вала.

Сошка, насаженная на него, поворачивается и увлекает за собой систему тяг. Эти детали воздействуют на рычаги и осуществляют синхронный поворот колес на заданный угол. Руль, который имеет удобный для водителя размер, в средней части имеет панель включения звукового сигнала. Устройство рулевого управления автомобиля ВАЗ 2107 имеет достаточно большой ресурс при правильном и своевременном выполнении регламентных работ.

Техническое обслуживание и ремонт

Автомашина ВАЗ 2107 имеет довольно надежное рулевое управление, система проверена годами эксплуатации. Диаметр рулевого колеса подобран удачно, его размер позволяет минимизировать нагрузку на водителя при управлении автомобилем. Оборудование нуждается в периодическом осмотре и обслуживании:

  1. Механизм при проведении ТО тщательно осматривается на предмет увеличения люфта и повышения износа шаровых шарниров. Руль, размер которого оптимальный, поворачивается из стороны в сторону. Отсутствие реакции со стороны колес при отклонении колеса от начального положения более чем на 5 градусов свидетельствует о значительном износе.
  2. Масло в картере червячного редуктора меняется через каждые 60 тыс. км пробега. Устройство проверяется на отсутствие течей эксплуатационной жидкости через сальники.
  3. Рычаг маятниковый рулевого управления автомобиля ВАЗ 2107 осматривается при медленном повороте руля из стороны в сторону. Перемещения деталей в вертикальной плоскости не допустимы.

Любые неисправности рулевого подлежат немедленному устранению: механизм и привод частично демонтируются. Производится дефектация деталей, вся рулевая система проверяется с особой тщательностью. Узлы со следами значительной выработки подлежат замене.

Автомобили ВАЗ, которые относятся к классическим моделям, отличаются приятной надежностью. Это относится и к рулевому механизму.

Он устроен достаточно сложно, однако его конструкция позволяет маневрировать и обеспечивать надежное управление автомобилем даже с самых сложных дорожных условиях.

Процесс модернизации привел к тому, что был установлен составной вал и травмобезопасная колонка. За счет размера рулевого колеса, водитель без проблем совершает необходимые маневры. От упора до упора для полного поворота руля требует 3,5 оборота. Усилие от рулевой колонки передается на привод по средствам составного вала.

Актуальный рулевой механизм на ВАЗ 2107, продукте Волжской автомобильной компании, достаточно информативен, не позволяет водителю утомляться при длительных поездках. Имеются определенные трудности при поворотах на стоянке, однако как только начинается движение автомобиля, сопротивление слабеет, поворачивать руль становится проще.

Есть еще один нюанс — при исправном механизме рулевого управления наблюдается небольшой люфт. Но его предельное значение соответствует правилам дорожного движения. Это обусловлено тем, что имеются рулевые тяги на ВАЗ 2107 и внушительное количество элементов в редукторе.

Вообще же рулевое управление семерки можно считать надежным.

Устройство механизма

Чтобы выполнить ремонт рулевой колонки на автомобиле ВАЗ 2107, сначала необходимо разобраться в его устройстве, а также принципе работы.

Семерка во многом схода с «копейкой». Потому устройство и конструкция получили незначительные изменения. В состав конструкции входят:

  • Механизм, который передает усилие водителя на исполнительные составляющие;
  • Рулевой привод, который осуществляет поворот на заданный водителем угол.

В свою очередь, механизм рулевого управления состоит из:

  • Составного вала с карданной передачей;
  • Руля (рулевая колонка вместе с рулевым колесом диаметром 520 мм);
  • Червячного редуктора рулевого механизма ВАЗ 2107.

Система управления имеет следующие компоненты:

  • Сошка;
  • Маятниковый рычаг;
  • Поворотные рычаги;
  • Рулевые тяги на ВАЗ 2107 (одна средняя, две боковые).

Наружные тяги включают в себя две части, что позволяет менять их размер, регулируя угол схождения.

Принцип действия рулевого механизма выглядит так:

  1. Водитель начинает вращение рулем, размер колеса которого обеспечивает достаточно простое выполнение этой задачи;
  2. По средствам составного вала активизируется червячный редуктор, который понижает число оборотов;
  3. Рулевой механизм смазывается специальным маслом (ТАД 17), залитым в редуктор;
  4. Червячные шестерни вращаются, что вызывает перемещение двухгребневого ролика;
  5. От этого, в свою очередь, поворачивается вторичный вал;
  6. Насаженная на вторичный вал солка совершает поворот, тянет за собой систему тяг;
  7. Эти компоненты оказывают воздействие на рычаги, осуществляющие синхронный поворот колес на необходимый, заданный водителем угол.

1 — картер; 2 — сошка; 3 — нижняя крышка картера; 4 — регулировочные прокладки; 5 — наружное кольцо подшипника вала червяка; 6 — сепаратор с шариками; 7 — вал сошки; 8 — регулировочный винт; 9 — регулировочная пластина; 10 — стопорная шайба; 11 — вал червяка; 12 — верхняя крышка картера; 13 — уплотнительная прокладка; 14 — втулка вала сошки; 15 — сальник вала червяка; 16 — сальник вала сошки.


1 — картер рулевого механизма; 2 — уплотнитель вала; 3 — промежуточный вал; 4 — верхний вал; 5 — фиксирующая пластина передней части кронштейна; 6 — кронштейн крепления вала рулевого управления; 7 — верхняя часть облицовочного кожуха; 8 — втулка подшипника; 9 — подшипник; 10 — рулевое колесо; 11 — нижняя часть облицовочного кожуха; 12 — детали крепления кронштейна

Ремонт и техническое обслуживание

Годами эксплуатации было доказано, что рулевое управление на автомобилях ВАЗ 2107 обладает внушительной надежностью. Однако это не отнимает тот факта, что машине требуется периодический осмотр и ремонт.

  1. При проведении технического обслуживания важно проверить увеличение люфта, а также повышенный износ шаровых шарниров. Для этого нужно повернуть из одной стороны в другую руль. Если колеса не реагируют, когда руль поворачивается на 5 градусов относительно своего начального положения, это говорит о сильном износе. Здесь потребуется ремонт рулевой колонки на ВАЗ 2107.
  2. Чтобы не потребовался срочный и достаточно дорогой ремонт рулевого редуктора на автомобиле ВАЗ 2107, необходимо менять в картере червячного редуктора масло. Делается это с периодичностью в 60 тысяч километров. Через сальники может наблюдаться течь, потому их тщательно проверяют 2-3 раза за год. Это одно из слабых мест системы.
  3. Маятниковый рычаг следует осмотреть путем медленного вращения рулевого колеса из стороны в сторону. Если детали перемещаются в вертикальной плоскости, значит, требуется оперативное вмешательство.

При обнаружении любых неисправностей, поломки следует немедленно устранить.

Для этого привод и механизм рулевого управления демонтируют полностью, либо частично. Все зависит непосредственно от характера поломки.

Проверьте, какие детали имеют дефекты, что вышло из строя. Инспекция требуется для каждого составляющего элемента механизма. Если детали износились, пытаться их отремонтировать не имеет смысла. Выход только один — выполнение полноценной замены износившихся компонентов рулевой системы на автомобиле волжской компании.

При возникновении проблем с рулевым управлением, желательно обратиться на профессиональные станции технического обслуживания.


Своими руками допускается замена редуктора, но процесс сложный и требует хотя бы минимального опыта и навыков.

ВАЗ «семерка» — это настоящая классика отечественного автомобилестроения. В отличие от современных LADA, они более надежные и долговечные, что доказано огромным присутствием этих автомобилей на наших дорогах.

Конечно, ВАЗ 2107 уже давно устарел, он не имеет гидроусилителя, для поворотов и маневров приходится прикладывать достаточное усилие. Но для ценителей это не проблема.

  • 1. Боковая тяга рулевого привода;
  • 2. Сошка;
  • 3. Опорная шайба пружины вкладыша шарового пальца:
  • 4. Пружина вкладыша шарового пальца.
  • 5. Шаровой палец;
  • 6. Вкладыш шарового пальца;
  • 7. Защитный колпачок шарового пальца;
  • 8. Средняя тяга рулевого привода;
  • 9. Маятниковый рычаг;
  • 10. Регулировочная муфта боковой тяги;
  • 11. Нижняя шаровая опора передней подвески;
  • 12. Нижний рычаг передней подвески;
  • 13. Правый поворотный кулак;
  • 14. Верхний рычаг передней подвески;
  • 15. Рычаг правого поворотного кулака;
  • 16. Стяжные хомуты регулировочной муфты;
  • 17. Кронштейн маятникового рычага;
  • 18. Правый лонжерон кузова;
  • 19. Втулка оси маятникового рычага;
  • 20. Уплотнительное кольцо втулки:
  • 21. Ось маятникового рычага;
  • 22. Игольчатый подшипник верхнего вала;
  • 23. Труба кронштейна крепления вала рулевого управления:
  • 24. Верхний вал рулевого управления;
  • 25. Держатель включения сигнала;
  • 26. Наконечник провода;
  • 27. Нижнее контактное кольцо;
  • 28. Ступица колеса;
  • 29. Держатель нижнего контактного кольца:
  • 30. Провод от нижнего контактного кольца;
  • 31. Пружина включателя сигнала;
  • 32. Включатель звукового сигнала;
  • 33. Пробка маслоналивного отверстия:
  • 34. Картер рулевого механизма:
  • 35. Метки для установки ролика (сошки) в среднее положение;
  • 36. Промежуточный вал рулевого управления;
  • 37. Фиксирующая пластина передка кронштейна;
  • 38. Облицовочный кожух вала рулевого управления;
  • 39. Рычаг переключателя стеклоочистителя и смывателя;
  • 40. Рулевое колесо:
  • 41. Рычаг переключателя указателей поворота;
  • 42. Рычаг переключателя света фар:
  • 43. Кронштейн крепления вала рулевого управления;
  • 44. Уплотнитель вала рулевого управления:
  • 45. Левый лонжерон кузова:
  • 46. Нижняя крышка картера рулевого механизма;
  • 47. Регулировочные прокладки;
  • 48. Ось ролика вала сошки;
  • 49. Шариковый подшипник ролика;
  • 50. Ролик;
  • 51. Верхняя крышка картера рулевого механизма:
  • 52. Пластина регулировочного винта;
  • 53. Стопорная шайба;
  • 54. Контргайка;
  • 55. Регулировочный винт;
  • 56. Червяк;
  • 57. Подшипники червяка;
  • 58. Вал червяка;
  • 59. Сальник вала червяка:
  • 60. Втулка вала сошки;
  • 61. Сальник вала сошки;
  • 62. Вал сошки.

На автомобиле применяется травмобезопасное рулевое управление с промежуточным карданным валом и противоугонным устройством- Оно унифицировано с рулевым управлением автомобиля ВАЗ-2105, за исключением рулевого колеса. В рулевом управлении различают рулевой механизм и рулевой привод. Рулевой механизм передает усилие от рулевого колеса на рулевой привод, а привод осуществляет передачу этого усилия на управляемые колеса. Рулевой механизм состоит из червячного редуктора, рулевого колеса 40, составного рулевого вала и деталей его крепления. Редуктор рулевого механизма с червячной передачей, которая включает в себя глобоидальный червяк 56 и двухгребневой ролик 50; передаточное число редуктора 16, 4. Детали редуктора расположены в алюминиевом картере 34, который крепится к левому лонжерону 45 кузова тремя болтами. Два отверстия под болты крепления картера имеют овальную форму для правильной установки рулевого механизма на автомобиль. При такой установке угол между валом 58 червяка и горизонталью не должен превышать 32 . а зазор между валом 58 и педалью тормоза должен быть не менее 5 мм. В картере 34 на двух радиально-упорных подшипниках 57 установлен червяк 56. Подшипники не имеют внутренних колец. Их роль выполняют беговые дорожки, выполненные на торцах червяка. Зазор в подшипниках червяка регулируется прокладками 47, установленными под нижней крышкой 46. На выходе из картера вал червяка уплотняется сальником 59. На шлицевой части вала червяка выполнена кольцевая канавка для стяжного болта вилки карданного шарнира. В зацеплении с червяком находится двухгребневой ролик 50. Он вращается на оси 48 на двухрядном шариковом подшипнике 49 Концы оси после ее запрессовки в отверстие вала 62 расклепываются с применением электроподогрева, т.е. это соединение неразъемное. Вал сошки своей цилиндрической шлифованной частью установлен в двух бронзовых втулках 60 и на выходе из картера уплотняется сальником 61. На конические шлицы вала сошки насажена в одном определенном положении сошка 2. Это достигается сдвоенным шлицем на валу и сдвоенной впадиной в отверстии сошки. Зацепление червячной пары выполнено со смещением осей ролика и червяка на 5, 5 мм. что позволяет регулировать беззазорное зацепление по мере износа ролика и червяка. Это обеспечивается осевым смещением вала сошки при помощи регулировочного винта 55. Его головка заходит в Т-образный вырез вала сошки вместе с пластиной 52, которая обеспечивает нужную посадку головки винта. Регулировочный винт 55 ввернут в верхнюю крышку 51, фиксируется от проворачивания шайбой 53 и затянут контргайкой 54. При заворачивании регулировочного винта в крышку вал сошки опускается, и выбирается зазор в зацеплении ролика с червяком. Для определения точности регулировки зазора в подшипниках червяка и в зацеплении ролика с червяком пользуются динамометром, который измеряет момент сопротивления (трения) проворачиванию. При этом сначала замеряют момент трения вала червяка без установки вала сошки. Он должен быть в пределах 2-5 кгс-см. Подбором толщины регулировочных прокладок 47 устанавливают нужный зазор (момент трения) в подшипниках червяка. Затем после установки вала сошки и регулировки зазора в зацеплении проверяют момент трения червяка, который должен быть равен 7-9 кгс-см при повороте вала червяка на 30 как влево, так и вправо от среднего положения и снижаться плавно до 5 кгссм при повороте от угла 30 до упора. На верхнем торце картера 34 рулевого механизма и на валу 58 чер6яка выполнены метки (риски) 35, при совмещении которых ролик 50 устанавливается в среднее положение, а управляемые колеса занимают прямолинейное направление. При таком положении спица рулевого колеса должна располагаться горизонтально- Это говорит о правильном соединении вала червяка с промежуточным валом. Детали червячного редуктора смазываются смазкой ТАД - 17и. которая заливается через отверстие, закрываемое пробкой 34, под обрез заливного отверстия (0, 215 л). Рулевое колесо изготовлено из пластмассы, армированной стальным каркасом. В ступице 28 рулевого колеса нарезаны шлицы со сдвоенной впадиной, а на валу 24 - со сдвоенным шлицем, что обеспечивает соединение колеса с верхним валом 24 только в одном положении. Колесо крепится на валу 24 гайкой, которая после затяжки кернится в одной точке. Снизу к ступице 28 крепится пластмассовый держатель 29 нижнего контактного кольца 27. по которому скользит контакт переключателя. Этот контакт проводами соединяется с обмоткой реле включения звукового сигнала. К спице рулевого колеса при помощи винтов крепится держатель 25 включения сигнала. Он изолирован от "массы". Нижнее контактное кольцо 27 соединяется с проводами 30, наконечники которых (поз. 26) вмонтированы во включатель 32 звукового сигнала. Между включателем 32 и спицей установлены пружины 31. При нажатии на включатель 32 наконечники 26 проводов замыкают на "массу" нижнее контактное кольцо, т.е. обмотку реле включения звукового сигнала. При отпускании включателя под действием пружин 31 контакты размыкаются. В целях безопасности водителя вал рулевого управления выполнен составным. Он состоит из верхнего вала 24 и промежуточного 36 с карданными шарнирами. Верхний вал вращается на двух игольчатых подшипниках 22 с резиновыми втулками. Подшипники завальцованы в трубе 23 кронштейна 43. Ближе к нижней опоре на валу 24 приварено кольцо с пазом противоугонного устройства. Промежуточный вал по концам имеет два неразборных карданных шарнира на игольчатых подшипниках. Вилки шарниров насажены на шлицы вала 8 червяка и верхнего вала 24 и зафиксированы стяжными болтами. Кронштейн 43 крепления вала рулевого управления крепится четырьмя болтами к кронштейну панели кузова. Нижние болты ввертываются в приварные гайки кронштейна панели до отрыва головок. Под нижние болты установлены фиксирующие пластины 37. жесткость концов которых рассчитана на определенную нагрузку. Верхние болты приварные и кронштейн 43 крепится к ним гайками с фигурными и пружинными шайбами. При столкновении автомобиля нагрузка на болты крепления кронштейна 43 увеличивается, и под ее воздействием концы пластин 37 деформируются. При этом кронштейн 43 проскакивает через передние болты крепления, поворачиваясь относительно верхних болтов крепления. Вследствие чего рулевое колесо уходит из зоны грудной клетки водителя, что уменьшает вероятность тяжелого травмирования. Вал рулевого управления закрывается облицовочным кожухом 38, состоящим из верхней и нижней частей, соединенных между собой винтами. Рулевой привод включает в себя сошку 2. среднюю 8 и боковые тяги 1. маятниковый рычаг 9, поворотные рычаги 15. Указанные детали связаны между собой шаровыми шарнирами. Сошка соединяется со средней и боковой тягами. Она имеет упор, ограничивающий угол поворота передних колес. Средняя тяга 8 цельная, на концах имеет гнезда для размещения деталей шаровых шарниров. Боковые тяги составные. Каждая из них состоит из двух наконечников, соединенных между собой резьбовой регулировочной муфтой 10. Муфта фиксируется на наконечниках тяги двумя стяжными хомутами 16. Такая конструкция боковых тяг позволяет изменять их длину, что необходимо для регулировки схождения управляемых колес. Наружные наконечники боковых тяг шарнирно соединяются с поворотными рычагами 15, которые крепятся болтами к поворотным кулакам. Гайки болтов стопорятся отгибанием фиксирующих пластин на грань гайки. Внутренний наконечник правой боковой тяги соединен шарнирно с маятниковым рычагом, а левой боковой тяги - с сошкой. Все шаровые шарниры тяг однотипны. Шаровой шарнир тяги состоит из стального пальца 5, сферическая головка которого опирается на конусный разрезной вкладыш 6, изготовленный из пластмассы с высокими противозадирными свойствами. Пружина 4, поджимая вкладыш к сферической головке пальца 5, автоматически поддерживает беззазорное соединение между ними. Снизу в гнезде наконечника за- вальцована шайба 3, являющаяся опорой для пружины. Конусная часть пальца заходит в коническое отверстие поворотного рычага (сошки или маятникового рычага) и крепится корончатой гайкой, которая шплинтуется. Шаровые шарниры при сборке заполняются смазкой ШРБ-4 и герметизируются снизу опорной шайбой 3, сверху - армированным защитным колпачком 7. Пополнение или замена смазки при эксплуатации не требуется. Если защитные колпачки в хорошем состоянии и обеспечивают чистоту внутри шарниров, то срок службы последних практически неограничен. При исправном шарнире наконечник тяги должен иметь осевое перемещение относительно пальца на 1-1, 5 мм и не должен иметь ощутимого люфта. Кронштейн маятникового рычага крепится с внутренней стороны правого лонжерона 18 двумя болтами с самоконтрящимися гайками. Кронштейн отлит из алюминиевого сплава - В его сквозной проточке расположены две пластмассовые втулки 19, на которых поворачивается ось 21 маятникового рычага. К торцам втулок поджаты шайбы. Верхняя шайба насажена на лыски оси и поджата корончатой гайкой моментом, который обеспечивает поворот рычага с усилием 1 -2 кгс, приложенным на его конце- Нижняя шайба поджата к втулке самоконтрящейся гайкой моментом 10 кгс-м- Этой же гайкой на оси неподвижно закреплен маятниковый рычаг 9. Между торцевыми поверхностями шайб и корпуса кронштейна маятникового рычага установлены уплотнительные кольца 20. При сборке полость между втулками заполняется смазкой ЛИТОЛ-24- Этой же смазкой смазываются сами втулки. При исправном рулевом управлении свободный ход рулевого колеса не должен превышать 5 (18-20 мм по ободу колеса), а усилие на рулевом колесе при повороте колес на гладкой плите не более 20 кгс.

6103kb. 16.12.2011 05:02

1.doc

Содержание.

ВВЕДЕНИЕ. 3

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: 4

7.Охрана труда. 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ. 26

ВВЕДЕНИЕ.

ВАЗ-2107 - легковой заднеприводной автомобиль, последняя модель «классики», выпускаемый ОАО «Волжский автомобильный завод» с 1982 года. Автомобиль создан на основе базовой модели семейства - ВАЗ 2105. В эту модель был установлен двигатель увеличенного объема 1,6 л. с распределённым впрыском (в целях соответствия нормам экологичности Euro-2, введеными в РФ в 2006 г.), что в целом изменило подкапотную компоновку в сторону труднодоступности агрегатов.

Для европейского рынка, согласно требованиям о защите окружающей среды, с 1991 года выпускают седан ВАЗ-21073, оснащаемый 1,7-литровым двигателем мощностью 84 л.с. с системой центрального впрыска и каталитическим нейтрализатором. Для китайского рынка производили модель ВАЗ-2107 серии N71 с 66-сильным 1,45-литровым короткоходным двигателем ВАЗ-21033-10, работающим на бензине А-76 (остальные "семерки" работают только на бензине с октановым числом не ниже 91).

С 2001 г. была принята новая программа комплектации моделей, для модели ВАЗ 2107 появились исполнения - "стандарт" и "норма", для ВАЗ 21074 - "норма" и "люкс".

ВАЗ-2107 является одной из самых продаваемых моделей на российском авторынке из-за доступной цены, простоты конструкции и распространённости автозапчастей.

В мае 2008 года сборка ВАЗ-2107 налажена на аргунском заводе «Пищемаш» в Чеченской республике.

^

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:


1. Назначение, устройство и принцип работы рулевого управления. Принципиальная схема рулевого управления.

Рулевое колесо - пластмассовое, армированное стальным каркасом. На рулевом колесе установлен включатель звукового сигнала, контактная часть которого закрыта пластмассовой крышкой.

К фланцу трубы верхней опоры вала прикреплен переключатель указателей поворота и света фар.

Рулевое управление - травмобезопасное с рулевым механизмом, включающим в себя червячный редуктор.

Рулевой механизм включает в себя рулевое колесо, рулевой вал, червячный редуктор и детали крепления.

Рулевой привод состоит из трех тяг - средней 3 (рис.1) и двух боковых 1, а также сошки 2, маятникового рычага 4 с кронштейном 10 на лонжероне и поворотных рычагов 9 поворотных кулаков 7.

Вал рулевой колонки составной. Он состоит из промежуточного вала 16 с карданным шарниром и вала 14 рулевой колонки. На верхнем конце вала 14 на конических шлицах закреплено рулевое колесо 18, на нижнем конце установлен карданный шарнир.

Угол поворота колес ограничен двумя упорами на сошке, которые при максимальных поворотах рулевого колеса упираются в корпус редуктора.

Ступица рулевого колеса содержит отверстие со сдвоенной впадиной. Вал же в свою очередь содержит сдвоенный шлиц с одной стороны. За счет этого руль крепится только в одном единственном положении гайкой. А с другой стороны вал присоединяется к валу червяка рулевого редуктора.

Картер рулевого механизма прикреплен к левому лонжерону 22 кузова с внутренней стороны моторного отсека тремя болтами. Между картером и лонжероном устанавливают регулировочные шайбы, которыми при сборке добиваются соосности вала червяка и вала руля.

Наконечники крайних тяг с помощью шарниров присоединены к рычагам 9 поворотных кулаков, к маятниковому рычагу 4 и к рулевой сошке.

В картере 7 (рис.2) расположен червяк 6, который находится в зацеплении с двухгребневым роликом 14 вала 13 сошки. Передаточное число червячной пары 16,4. Червяк вращается в верхнем 16 и нижнем 17 подшипниках, шарики которых расположены на беговых дорожках торцов червяка. Осевой зазор в подшипниках червяка регулируют подбором прокладок 18 между картером и крышкой 19. Вал сошки вращается во втулке 12, запрессованной в картер рулевого механизма. На верхнем конце вала на игольчатом подшипнике вращается ролик 14, а на нижний конец вала с коническими шлицами надета сошка 8, закрепленная гайкой 9. В шлицевом отверстии сошки выполнены две сдвоенные впадины, а на валу - два сдвоенных выступа. Поэтому сошку можно установить на вал только в одном положении.

Зацепление ролика с червяком регулируют винтом 2. Осевой зазор между головкой винта и пазом вала устраняют подбором регулировочных пластин.

Шаровой шарнир тяги состоит из стального пальца 1 (рис.3), сферическая головка которого охватывается коническим разрезным пластмассовым вкладышем 4, который поджат пружиной 5 к корпусу 3. За счет этого создается натяг в соединении пальца с вкладышем и наконечником тяги. Кронштейн 10 (см. рис.1) маятникового рычага прикреплен двумя болтами к правому лонжерону кузова напротив картера рулевого механизма.

В кронштейне 2 (рис.4) установлены две пластмассовые втулки 8, в которых вращается ось 9. Торцовое уплотнение втулок обеспечивается уплотнителями 7 и шайбами 6 и 10.

Рис.1. Рулевое управление:

1 - боковая тяга; 2 - сошка; 3 - средняя тяга; 4 - маятниковый рычаг; 5 - регулировочная муфта; 6 - нижний шаровой шарнир передней подвески; 7 - правый поворотный кулак; 8 - верхний шаровой шарнир передней подвески; 9 - правый рычаг поворотного кулака; 10 - кронштейн маятникового рычага; 11 - подшипник верхнего вала рулевого управления; 12, 19 - кронштейн крепления вала рулевого управления; 13 - труба кронштейна крепления вала рулевого управления; 14 - верхний вал рулевого управления; 15 - картер рулевого механизма; 16 - промежуточный вал рулевого управления; 17 - облицовочный кожух вала рулевого управления; 18 - рулевое колесо; 20 - фиксирующая пластина передка кронштейна; 21 - стяжной болт крепления карданного шарнира; 22 - лонжерон кузова


Рис.2. Картер рулевого механизма:

1 - пластина регулировочного винта вала сошки; 2 - регулировочный винт вала сошки; 3 - гайка регулировочного винта; 4 - пробка маслоналивного отверстия; 5 - крышка картера рулевого механизма; 6 - червяк; 7 - картер рулевого механизма; 8 - сошка; 9 - гайка крепления сошки к валу; 10 - шайба пружинная; 11 - сальник вала сошки; 12 - втулка вала сошки; 13 - вал сошки; 14 - ролик вала сошки; 15 - вал червяка; 16 - верхний шариковый подшипник; 17 - нижний шариковый подшипник; 18 - регулировочные прокладки; 19 - нижняя крышка подшипника червяка; 20 - ось ролика; 21 - шариковый подшипник ролика; 22 - сальник вала червяка; В, С - метки


Рис.3. Шаровой шарнир тяги:

1 - шаровой палец; 2 - грязезащитный колпачок; 3 - корпус шарнира; 4 - вкладыш; 5 - пружина; 6 - заглушка


Рис.4. Кронштейн маятникового рычага:

1 - маятниковый рычаг; 2 - корпус кронштейна; 3 - шайба; 4 - регулировочная гайка; 5 - шплинт; 6 - верхняя шайба; 7 - уплотнитель; 8 - втулка; 9 - ось рычага; 10 - нижняя шайба; 11 - самоконтрящаяся гайка
2. Основные показатели и регулировочные данные. Диагностирование технического состояния .
Проверяем состояние рулевого управления на автомобиле ваз 2107 при появлении признаков неисправностей (стуки, повышенный люфт или тугое вращение рулевого колеса) или при периодических осмотрах автомобиля ваз 2107.

Последовательность выполнения проверки технического состояния и регулировки рулевого механизма автомобиля ваз 2107

1. Устанавливаем автомобиль ваз 2107 на смотровую яму или эстакаду.

2. Покачиваем на автомобиле ваз 2107 рулевое колесо поочередно в обе стороны. Свободный ход рулевого колеса (до начала поворота колес автомобиля ваз 2107) не должен превышать 5° в одну сторону, что соответствует перемещению обода колеса на 18-20 мм. Усилие поворота колеса не должно быть более 196 Н (20 кгс), при рекомендованном давлении в шинах и асфальте под колесами.

Люфт или тугое вращение рулевого колеса на автомобиле ваз 2107 устраняется регулировкой зацепления в редукторе рулевого механизма или подтяжкой ослабленных резьбовых соединений деталей рулевого механизма.

3. Нажав на педаль тормоза, покачиваем рулевое колесо влево - вправо и убеждаемся в отсутствии стуков деталей. Если стуки в рулевом управлении автомобиля ваз 2107 слышны, то их причина - слабая затяжка резьбовых соединений или износ шаровых шарниров рулевых тяг.

4. Проверяем состояние деталей рулевого управления снизу автомобиля ваз 2107.

5. Перед проверкой деталей рулевого управления автомобиля ваз 2107 ветошью очищаем грязезащитные чехлы шарниров рулевых тяг и детали рулевого механизма.

6. Проверяем надежность крепления кронштейна маятникового рычага и редуктора рулевого механизма к кузову автомобиля ваз 2107, при необходимости подтягиваем болты крепления маятникового рычага и редуктора рулевого механизма к кузову автомобиля ваз 2107.

7. Проверяем отсутствие осевого и радиального люфтов оси маятникового рычага, покачивая его руками. При обнаружении люфтов в оси маятникового рычага заменяем маятниковый рычаг в сборе.

8. Осматриваем состояние грязезащитных чехлов шарниров рулевых тяг. Трещины, разрывы или отслоение чехла от металлической окантовки не допускаются.

9. Проверяем перемещение рулевых наконечников вдоль оси пальцев. Величина перемещения рулевых наконечников не должна превышать 1 - 1,5 мм.

10. Поверяем отсутствие люфтов в шаровых шарнирах, резко покачивая рулевые тяги руками.

11. При обнаружении дефектов рулевых тяг, заменяем рулевые тяги.

3. Техническое обслуживание рулевого управления
Ежедневно перед выездом необходимо проверить величину свободного хода рулевого колеса.

Через каждые 10 000 км пробега проводится проверка состояния рулевого управления в целом. Для проверки (выполняемой с помощником) автомобиль ставят на осмотровую канаву или эстакаду, очищают детали рулевого механизма и провода от загрязнения, устанавливают передние колеса в положение, соответствующее движению по прямой. Поворачивая рулевое колесо в обе стороны, необходимо снизу проверить: отсутствие стуков в шарнирах, соединениях и рулевом механизме; надежность крепления картера рулевого механизма, рулевой сошки и кронштейна маятникового рычага; отсутствие свободного хода в шарнирах тяг и кронштейне маятникового рычага; отсутствие осевого перемещения вала червяка; с помощью динамометра величину усилия, необходимого для поворота рулевого колеса (усилие не должно превышать 20 кгс при установке передних колес на гладкой плите); крепление регулировочных муфт боковых тяг. Внешним осмотром проверяется шплинтовка гаек шаровых пальцев, состояние защитных резиновых чехлов, отсутствие утечки масла из картера рулевого механизма.

Через 60 000 км пробега проверить уровень масла в картере рулевого механизма и при необходимости долить масло до уровня заливного отверстия.
^ 4.Неисправности и дефектация.


Увеличенный свободный ход рулевого колеса

^ Причина неисправности

Метод устранения

Ослабление болтов крепления картера рулевого механизма

Затяните гайки



Затяните гайки

Увеличенный зазор в шаровых шарнирах





Отрегулируйте зазор

Увеличенный зазор в зацеплении ролика с червяком

Отрегулируйте зазор

Слишком большой зазор между осью маятникового рычага и втулками



Увеличенный зазор в подшипниках червяка

Отрегулируйте зазор

^ Тугое вращение рулевого колеса

Причина неисправности

Метод устранения

Деформация деталей рулевого привода

Замените деформированные детали

Неправильная установка углов передних колес

Проверьте углы установки колес и отрегулируйте



Отрегулируйте зазор

Перетянута регулировочная гайка оси маятникового рычага



Низкое давление в шинах передних колес

Установите нормальное давление

Повреждение деталей шаровых шарниров

Проверьте и замените поврежденные детали

Отсутствует масло в картере рулевого механизма

Проверьте и долейте. При необходимости замените сальник

Повреждение подшипников верхнего вала рулевого управления

Замените подшипники

^ Шум (стуки) в рулевом управлении

Причина неисправности

Метод устранения

Увеличенный зазор в подшипниках ступиц передних колес

Отрегулируйте зазор

Ослабление гаек шаровых пальцев рулевых тяг

Затяните гайки

Увеличенный зазор между осью маятникового рычага и втулками

Замените втулки или кронштейн в сборе

Ослаблена регулировочная гайка оси маятникового рычага

Отрегулируйте затягивание гайки

Нарушен зазор в зацеплении ролика с червяком или в подшипниках червяка

Отрегулируйте зазор

Увеличенный зазор в шаровых шарнирах рулевых тяг

Замените наконечники или рулевые тяги

Ослабление болтов крепления картера рулевого механизма или кронштейна маятникового рычага

Затяните гайки

Ослабление гаек крепления поворотных рычагов

Затяните гайки

Ослабление болтов крепления промежуточного вала рулевого управления

Затяните гайки болтов

^ Самовозбуждающееся угловое колебание передних колес

^ Причина неисправности

Метод устранения

Давление в шинах не соответствует норме





Проверьте и отрегулируйте углы установки передних колес

Увеличенный зазор в подшипниках ступиц передних колес

Отрегулируйте зазор

Дисбаланс колес

Отбалансируйте колеса

Ослабление гаек шаровых пальцев рулевых тяг

Проверьте и затяните гайки

Ослабление болтав крепления картера рулевого механизма или кронштейна маятникового рычага



Нарушен зазор в зацеплении ролика с червяком

Отрегулируйте зазор

^ Увод автомобиля от прямолинейного движения в какую-либо сторону

^ Причина неисправности

Метод устранения

Неодинаковое давление в шинах

Проверьте и установите нормальное давление

Нарушены углы установки передних колес



Различная осадка пружин передней подвески

Замените непригодные пружины



Проверьте кулаки и рычаги, негодные детали замените

Неполное растормаживание одного или нескольких колес

Проверьте состояние тормозной системы, неисправность устраните

^ Неустойчивость автомобиля

Причина неисправности

Метод устранения

Нарушены углы установки передних колес

Проверьте и отрегулируйте углы установки колес

Увеличенный зазор в подшипниках передних колес

Отрегулируйте зазор

Ослабление гаек шаровых пальцев рулевых тяг

Проверьте и затяните гайки

Слишком большой зазор в шаровых шарнирах рулевых тяг

Замените наконечники или рулевые тяги

Ослабление болтов крепления картера рулевого механизма или кронштейна маятникого рычага

Проверьте и затяните гайки болтов

Увеличенный зазор в зацеплении ролика и червяка

Отрегулируйте зазор

Деформированы поворотные кулаки или рычаги подвески

Проверьте кулаки и рычаги, замените деформированные детали

^ Утечка масла из картера

Причина неисправности

Метод устранения

Износ сальника вала сошки или червяка

Замените сальник

Ослабление болтов, крепящих крышки картера рулевого механизма

Затяните болты

Повреждение уплотнительных прокладок

Замените прокладки

5.Ремонтные работы: технологический процесс разборки и сборки.

Снятие и установка

Снятие. Отсоедините провода от аккумуляторной батареи и снимите выключатель сигнала, осторожно отогнув отверткой три защелки снизу через окна.

Снимите рулевое колесо. Снимите обе половины облицовочного кожуха вала рулевого управления.

Примечание. Если необходимо снять только картер рулевого механизма, отверните болт крепления нижнего конца промежуточного вала рулевого управления на валу червяка и болты крепления картера к лонжерону кузова.

Снимите щиток приборов и отсоедините штепсельные колодки трехрычажного переключателя от штепсельных колодок пучка проводов.

Отсоедините провода от клемм выключателя зажигания и, отвернув винты крепления и утопив фиксатор замка, снимите выключатель зажигания. Ослабьте хомут крепления корпуса переключателя указателей поворота, света фар и стеклоочистителя и снимите его.

Отверните болт крепления нижнего конца промежуточного вала к валу червяка рулевого механизма.


Рис. 5. Детали рулевого механизма:

1 - картер рулевого механизма; 2 - уплотнитель вала; 3 - промежуточный вал; 4 - верхний вал; 5 - фиксирующая пластина передней части кронштейна; 6 - кронштейн крепления вала рулевого управления; 7 - верхняя часть облицовочного кожуха; 8 - втулка подшипника; 9 - игольчатый подшипник; 10 - рулевое колесо; 11 - нижняя часть облицовочного кожуха; 12 - детали крепления кронштейна
Отверните болты крепления кронштейна 6 (рис. 5) и снимите вал рулевого управления с кронштейном.

Отверните гайки крепления шаровых пальцев боковой и средней тяг к сошке, а затем съемником А.47035 выпрессуйте шаровые пальцы из отверстий в сошке.

Снимите картер рулевого механизма, отвернув предварительно болты его крепления к лонжерону кузова. Отверните винты крепления уплотнителя вала рулевого управления и снимите его.

Установка. Закрепив на щитке передка уплотнитель 2 (рис. 5), установите картер рулевого механизма на лонжерон, не затягивая польностью гайки болтов крепления картера.

Специальным устройством ориентировать картер так, чтобы угол а (рис. 6) не превышал 32°, а зазор между валом и педалью тормоза был не менее 5 мм. Затем польностью затяните гайки болтов крепления картера.

Установите сошку рулевого механизма в среднее положение, для чего совместите метки на картере и на валу червяка.

Установите временно на вал колесо так, чтобы спицы были расположены горизонтально и в этом положении соедините вилку карданного шарнира промежуточного вала рулевого управления с валом червяка, затем прикрепите к кузову кронштейн вала рулевого управления.

Снимите рулевое колесо и наденьте на вал рулевого управления переключатель указателей поворота, света фар и стеклоочистителей.


Рис. 6. Установка рулевого механизма на автомобиль:

1 - болты крепления картера рулевого механизма; 2 - стяжной болт нижнего конца промежуточного вала; 3 - болты крепления кронштейна; 4 - кронштейн вала рулевого управления; 27,5 мм - расстояние от центра отверстия сошки до опорной поверхности картера рулевого механизма при среднем положении сошки
Установите рулевое колесо на вал в первоначальное положение и, нажимая на рулевое колесо, как показано стрелками на рис. 6, проверьте отсутствие радиального перемещения вала. При радиальном перемещении замените верхний вал рулевого механизма или его подшипника.

Проверьте плавность и легкость вращения рулевого колеса в обоих направлениях, затем затяните гайку крепления рулевого колеса и закерните ее в трех точках. Сдвиньте корпус переключателя указателей поворота, света фар и стеклоочистителя в сторону рулевого колеса до упора и затяните хомут крепления переключателя.

Соедините провода с клеммами выключателя зажигания и закрепите выключатель винтами на кронштейне вала рулевого управления.

Присоедините штепсельные колодки переключателя указателей попорота, света фар и стеклоочистителя к штепсельным колодкам пучка провода автомобиля.

Установите на вал две половины облицовочного кожуха и скрепите их винтами. Установите на рулевое колесо выключатель звукового сигнала.

Установите на сошке шаровые пальцы средней и боковой левой тяги и закрепите их гайками.

Отрегулируйте схождение передних колес и проверьте усилие на рулевом колесе, которое при повороте колес на месте на гладкой плите не должно превышать 196 Н (20 кгс) (при замере на ободе колеса).

Примечание. Можно отдельно собрать вал рулевого I управления с переключателем указателей поворота, света фар и стеклоочистителя, рулевым колесом и установить этот узел на автомобиль.

Для крепления узла установите спицы рулевого колеса горизонтально и соедините вал червяка с нижним концом промежуточного вала рулевого управления.

Не полностью завернув болты крепления кронштейна, поверните несколько раз рулевое колесо в обе стороны, затем затяните болты крепления кронштейна.
^ Разборка и сборка картера рулевого механизма

Разборка. Слейте масло из картера рулевого механизма. Закрепите картер на кронштейне A.74076/R с опорой А. 74076/1.

Рис. 7. Снятие сошки:

1 - съемник А.47043; 2 - вал сошки рулевого управления; 3 - сошка; 4 - кронштейн A.74076/R
Отвернув гайку крепления рулевой сошки 2 (рис. 8) и сняв пружинную шайбу, съемником А.74043 снимите сошку (рис. 7). Отвернув болты крепления, снимите крышку 12 (рис. 8) картера рулевого механизма вместе с регулировочным винтом 8, регулировочной пластиной 9, стопорной шайбой 10 и контргайкой. Выньте из картера 1 рулевого механизма вал 7 сошки в сборе с роликом.

Отвернув болты крепления, снимите крышку 3 упорного подшипника вала червяка вместе с регулировочными прокладками 4.


Рис. 8. Детали картера рулевого механизма:

1 - картер; 2 – сошка; 3 - нижняя крышка картера; 4 - регулировочные прокладки; 5 - наружное кольцо подшипника вала червяка; 6 - сепаратор с шариками; 7 - вал сошки; 8 - регулировочный винт; 9 - регулировочная пластина; 10 - стопорная шайба; 11 - вал червяка; 12 - верхняя крышка картера; 13 - уплотнительная прокладка; 14 - втулка вала сошки; 15 - сальник вала червяка; 16 - сальник вала сошки
Валом 11 червяка вытолкните из картера наружное кольцо 5 подшипника и выньте вал вместе с сепаратором 6 подшипников. Снимите сальник 15 вала червяка и сальник 16 вала сошки.

Оправкой 67.7853.9541 выпрессуйте наружное кольцо верхнего подшипника (рис. 9).

Рис. 9. Снятие наружного кольца верхнего подшипника червяка с помощью оправки 67.7853.9541: 1 - картер рулевого механизма; 2 - наружное кольцо верхнего подшипника червяка; 3 - оправка 67.7853.9541

Сборку рулевого механизма проводите на кронштейне A74076/R в последовательности, обратной разборке.

Наружное кольцо верхнего подшипника червяка запрессовывайте оправкой 67.7853.9541, переставив насадку на ручке оправки обратной стороной.

Рис. 10. Снятие наружного кольца верхнего подшипника червяка: 1 - картер рулевого механизма; 2 - наружное кольцо верхнего подшипника червяка; 3 - оправка 67.7853.9541

Рис. 11. Контроль момента трения червяка динамометром: 1 - червяк; 2 - головка А.95697/5; 3 - динамометр 02.7812.9501; 4 - кронштейн стенда для ремонта картера рулевого механизма; 5 - картер рулевого механизма
После установки червяка в картер рулевого механизма и закрепления нижней крышки проверьте с помощью динамометра 02.7812.9501 и головки А.95697/5 (рис. 11) момент трения вала червяка; он должен находиться в пределах 19,6-49 Н·см (2-5 кгс·см). Если момент окажется меньше указанного, уменьшите толщину регулировочных прокладок 2 (рис. 10), и если больше - увеличьте.

После установки вала сошки проверьте отсутствие зазора в зацеплении ролика с червяком в положениях вала червяка, повернутого вправо и влево на 30° от нейтрального положения сошки. Возможный зазор в зацеплении установите регулировочным винтом 2 и затяните контргайку 3.

После регулировки зазора в зацеплении ролика и червяка, проверьте динамометром момент трения вала червяка, который должен быть равен 68,6-88,2 Н·см (7-9 кгс·см) при повороте вала червяка на 30° как влево, так и вправо от среднего положения и снижаться плавно до 49 Н·см (5 кгс·см) при повороте от угла 30° до упора.

По окончании сборки проверьте углы поворота сошки от нейтрального положения, которое должны составлять 32°10"±1° как влево, так и вправо, до упора сошки в головки болтов, залейте в картер рулевого механизма 0,125 л трансмиссионного масла.
^ Проверка и ремонт

Тщательно осмотрите, нет ли на рабочих поверхностях ролика и червяка следов износа, заедания или рисок. Изношенные и поврежденные детали замените.

Проверьте величину зазора между втулками и валом сошки, который не должен превышать 0,10 мм. Если зазор больше указанного, то втулки замените, пользуясь оправкой А. 74105.

На внутренней поверхности втулок вала сошки пролегают спиральные канавки, которые имеют выход только на одну сторону втулки. При запрессовке втулки располагайте так, чтобы их торцы, имеющие выход канавок, находились внутри отверстия картера, а выходы канавок были расположены друг против друга. Торцы втулок должны утопать в отверстии картера на 1,5 мм.

Новые втулки перед запрессовкой смажьте трансмиссионным маслом.

После запрессовки в картер окончательно обработайте втулки разверткой А.90336 до размера 28,698-28,720 мм. Монтажный зазор между валом сошки и втулками должен быть в пределах 0,008-0,051 мм.

Проверьте легкость вращения ролика вала сошки на шариковом подшипнике.

Шариковые подшипники червяка и ролика должны вращаться свободно, без заедания и на поверхности колец и шариков не должно быть износа и повреждений.

Проверьте осевой зазор между головкой регулировочного винта 8 (рис. 8) и пазом вала сошки 7. Зазор не должен превышать 0,05 мм. Если он больше, замените регулировочную пластину 9 на пластину большей толщины.

Примечание. В запасные части поставляются регулировочные пластины одиннадцати размеров, толщиной от 1,95 мм до 2,20 мм, увеличение каждого размера составляет 0,025 мм.

Проверьте состояние фиксирующих пластин 5 (рис. 5). Если они деформированы, замените их.
^ Разборка и сборка верхнего вала рулевого управления

Разборка. Отверните стяжной болт вилки карданного шарнира и разъедините промежуточный и верхний вал рулевого управления.

При повреждении верхнего вала или его подшипников развальцуйте места керновки трубы кронштейна и выньте из трубы вал 13 в сборе с подшипниками 10.

Если вал вращается в подшипниках без заедания и в подшипниках не ощущается осевой и радиальный свободный ход, разборка верхнего вала рулевого управления не рекомендуется.

При износе или повреждении вала или его подшипников, замените их новыми.

Сборку проводите в порядке, обратном разборке. После чего закерните в двух точках с обеих сторон трубу кронштейна, чтобы зафиксировать подшипники вала.
6.Моменты затяжки резьбовых соединений рулевого управления автомобиля ваз 2107


Наименование деталей применяемые на автомобиле ваз 2107

Размер резьбы

Момент затяжки, Н-м (кгс-м)

Гайка болта крепления картера рулевого управления

М10х1,25

33,3-41,2(3,4-4,2)

Гайка болта крепления кронштейна маятникового рычага

М10х1,25

33,3-41,2 (3,4-4,2)

Гайки шаровых пальцев тяг рулевого привода

М14х1,5

42,1-53,0(4,3-5,4)

Болт крепления промежуточного вала к верхнему валу и к валу червяка

М8

22,5-27,4 (2,3-2,8)

Гайка крепления рулевого колеса

М16х1,5

31,4-51,0(3,2-5,2)

Гайки крепления кронштейна вала рулевого управления

М8

15,0-18,6(1,53-1,9)

Гайка крепления сошки

М20х1,5

199,9-247,0 (20,4-25,2)

Гайка оси маятникового рычага

М14х1,5

63,7-102,9 (6,5-10,5)

^

7.Охрана труда.


Все работы по техническому обслужива­нию и ремонту автомобиля следует проводить на специаль­но оборудованных постах.

При установке автомобиля на пост технического обслуживания следует затормозить его стояночным тормозом, выключить зажига­ние, включить низшую передачу в коробке передач и под колеса подложить не менее двух упоров.

Перед выполнением контрольно-регулировочных операций следует проверить и за­стегнуть обшлага рукавов, убрать свисающие концы одежды, за­править волосы под головной убор.

При снятии узлов и деталей, требующих больших физических усилий, необходимо пользоваться приспособлениями (съемниками). Обслуживание трансмиссии при работающем двигателе запре­щается.

Выполнять какие-либо работы на автомобиле, вывешенном только на одних подъемных механиз­мах (домкратах, талях и т. д.), запрещается. Нельзя подкладывать под вывешенный автомобиль диски колес, кирпичи, камни и другие посторонние предметы.

Инструмент, применяемый при работах по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля, должен быть исправным. Мо­лотки и напильники должны иметь хорошо насаженные деревян­ные ручки. Отвертывание и завертывание гаек должно произво­диться только исправными ключами соответствующих размеров.

После выполнения всех работ перед пуском двигателя и троганием машины с места нужно убедиться, что все принимавшие уча­стие в работе люди находятся на безопасном удалении, а оборудо­вание и инструмент убраны на свои места.

Не курить и не зажигать открытого огня под машиной; не следует складывать инструмент и детали на раму, подножки и другие места, откуда они могут упасть на работающих; перед съездом с канавы (эстакады) убедиться, что под машиной нет людей, неубранного инструмента или оборудования; следует остерегаться отравления скапливающимися в осмотровых канавах отработавшими газами и парами горючего.

При выполнении проверочно-регулировочных работ, связанных с необходимостью пуска двига­теля в закрытом помещении, необходимо обеспечить отвод газов от глушителя; выполнение этих работ в помещениях, не оборудован­ных вентиляцией, запрещается. Категорически запрещается спать в кабине автомобиля при работающем двигателе, в таких случаях просачивающиеся в каби­ну отработавшие газы нередко приводят к смертельным отравле­ниям.

При работе с электроинструментом необ­ходимо проверять исправность и наличие защитного заземления. Напряжение переносного освещения, используемого при техниче­ском обслуживании и ремонте автомобилей, должно быть не более 12 В. Во время работы с инструментом, питаемым током напряже­нием 127-220 В, следует надевать защитные перчатки и пользо­ваться резиновым ковриком или деревянным сухим помостом. Ос­тавляя рабочее место даже на короткое время, необходимо выклю­чить инструмент. При любой неисправности электроинструмента, заземляющего устройства или штепсельной розетки работу следует прекратить.

Необходимо следить за исправностью электрообо­рудования и отсутствием течи топлива. При загорании автомобиля его следует немедленно удалить со стоянки и принять меры к ту­шению пламени. Для тушения пожара нужно применять густопенный или углекислотный огнетушитель, песок или накрыть очаг пожара плотной материей. В случае возникновения пожара неза­висимо от принимаемых мер нужно вызывать пожарную команду.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Автомобильная промышленность страны постоянно совершенствует конструкцию выпускаемых автомобилей с целью снижения расхода топлива, уменьшения загрязнения окружающей среды, повышения безопасности дорожного движения.

По сравнению с существующими новые модели и модификации автомобилей усложняются, в их системах появляются современные приборы и устройства. Однако эффективное использование автомобилей зависит не только от совершенства конструкции. Во многом оно определяется качеством технического обслуживания при эксплуатации. Кроме того, удовлетворение возрастающих потребностей в автомобильных перевозках не может быть обеспечено только за счет выпуска новых автомобилей. Одним из главных резервов увеличения автомобильного парка является ремонт автомобилей. Таким образом, вопросы устройства, технического обслуживания и ремонта автомобилей тесно взаимосвязаны.

В работе было рассмотрено рулевое управление автомобиля ВАЗ-2107. В частности: устройство рулевого управления, проверка, регулировка, неисправности и ремонт рулевого управления, мероприятия по охране труда при ремонте рулевого управления.

^

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ.

1. Александров Л.А. Техническое нормирование труда на автотранспорте. - М: Транспорт, 1976.

2. Автомобильные эксплуатационные материалы О. И. Манусаджянц.- М. «Транспорт» 1989 г.

3. Автомобили страны советов Л. М. Шугуров, М.«Издательство ДОСААФ» 1980 г.

4. Гмурман В.Е. Руководство к решению задач по теории вероятности и математической статистике. - М: Высшая школа, 1979.

5. Иванов В.Б. Справочник по нормированию труда на автомобильном транспорте. - Киев: Тэхника, 1991.

6. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. Ч. 2. Автомобиль УАЗ - 3303. - М: Транспорт - 1979.

7. Политехнический словарь А. Ю. Ишлинский.- М. «Советская энциклопедия» 1989 г.

8. Селиванов С.С. Механизация процессов технического обслуживания и ремонта автомобилей. - М: Транспорт, 1984.

9. Справочник автомеханика Н. В. Зайцев.- М. «Нива России» 1993 г.

10. Техническая эксплуатация автомобилей: Учебник для Вузов/ под ред. Г.В. Крамаренко. - М: Транспорт, 1983

11. Техническая эксплуатация автомобилей: Методические указания к курсовой работе/ сост. Дажин В.Г, Фомягин Л.Ф. - Вологда:ВоПИ, 1995, 41.

12. Устройство автомобилей Ю. И. Боровских.- М. «Высшая школа», 1988 г.

13. Устройство автомобиля Е. В. Михайловский.- М. «Машиностроение» 1987 г.

14. Устройство автомобиля ВАЗ-2107 и его модификаций Игнатов А.П. -М. “Третий рим” 2000 .