Парковка начинающим водителям в городе. Как научиться парковаться? Уроки правильной парковки. Не хватает места для соседа

Это геометрия. Если увидите правильно все точки, на которые нужно просто ориентироваться, можно спокойно научиться парковаться. Если вы научитесь четко работать по ориентирам, вам любая парковка будет несложной.

Если есть место больше, чем ваш автомобиль на 1:4 длины или ширины машины – вы туда влезаете без проблем.

Если место впритирку, то придется делать некоторые манипуляции. Это тоже не проблема!

Подъезжаете. Если рядом есть другие машины, приостанавливаетесь, убеждаетесь в том, что для вас места хватить. Потом предупреждаете всех аварийным сигналом, чтобы никто не стал на ваше место первым.
Проезжаете вперед, приостанавливаете автомобиль в первой точке, по которой нужно ориентироваться. Она на уровне вашего препятствия.

Остановили автомобиль у первой точки. Около этого ориентира должен находиться правый задний угол авто. Выкручиваем колеса в упор направо и закручиваем автомобиль так, чтобы задняя середина четко “смотрела” на второй ориентир заднего дальнего угла (точка 2).

В этот момент выпрямляете колеса и сдаете назад, пока правое крыло не переехало условную линию, за которую вы хотите заправить свой автомобиль.

Выкручиваете колеса в упор налево, сдаете назад и заправляете машину.

Когда будете выходить, внимательно изучите обстановку на дороге. Чтобы не открыть дверь в тот момент, когда кто-то будет проезжать по проезжей части.

Въезд на парковку

Сдайте назад до упора. Чтобы максимально освободить расстояние перед машиной.

Выкручиваем колеса в упор налево. Выводим автомобиль за передний угол (точка 1).

Дальше выводим автомобиль на прямых колесах за среднюю стойку. Выкручиваем колеса вправо и вливаемся в общий поток.

Если места у вас ограничено, а припарковаться нужно, например, между двумя автомобилями или транспортным средством и забором, нужно определить для себя три ориентира: 1 – первое ограничение, 2 – второе ограничение, 3 – глубина парковки.

Утыкаемся серединой переднего бампера в дальний угол ограничения (1).

После этого аккуратно сдаем назад.

Когда правый передний угол стает на одну линию с серединой ширины парковки (3), начинайте двигаться вперед.

Чтобы выйти с машины и не повредить ни свой, ни соседний автомобиль, нужно дополнительно взять ширину 1:3/1:4 ширины транспортного средства.

Обязательно нужно вывести средство передвижения за переднюю ось.

Вывертываем колеса в ту сторону, куда вы хотите поехать и куда разрешают ПДД. Если понимаете, что упретесь впереди стоящую машину, возможно, потребуется сдать еще раз вперед, еще круче выкрутить колеса вправо, и только после этого выезжать вперед.

Алгоритм парковки задним ходом

Когда заезжаете передним ходом, лишаете себя свободного маневрирования при выезде. Поэтому лучше ставить автомобиль задним ходом к поребрику, а передней частью к проезжей части.


Вам необходимо проехать вперед, и выставить заднею часть автомобиля на уровне первого ограничения (1).

С заднего хода сдаем назад и разворачиваем машину так, чтобы задняя часть уперлась в угол другого ограничения (2).

Подали вперед. И как только увидите в зеркалах заднего вида парковку, начинаем заправлять автомобиль назад.

Картинка в зеркалах должна продолжаться. Направляем при этом центр автомобиля на середину ширины парковки.

Владение навыками правильной парковкиобязательное условие для любого автовладельца. Особенно это относится к отечественным автолюбителям – ведь, например, считается вполне допустимым касание бампера соседней машины в процессе парковки, а вот в наших краях, конечно, ничего подобного не наблюдается.

Разумеется, в любой автошколе вас научат, как правильно парковаться, поскольку именно этот навык является одним из обязательных при сдаче практических экзаменов. Однако, для того, чтобы полностью преодолеть «парковочную» неуверенность, понадобится некоторый опыт вождения, терпение и привыкание к определенным правилам – особенно при парковке задним ходом (в том числе и параллельной парковке). Именно этим полезным правилам, приемам, чувству габаритов автомобиля, умелому использованию ориентиров и прочим нюансам будет посвящен наш материал.

Привыкаем к чувству габаритов

В качестве «плацдарма» для тренировок по правильной парковке лучше всего подойдет специальная в виде стоек и колышков, которые условно будут обозначать соседние автомобили. Расстояние между этими объектами в идеале должно в два раза превышать длину вашей машины. Вообще одним из главных условий для правильной и безопасной парковки является умение чувствовать габариты своего автомобиля – а это не такая уж простая задача, как может показаться на первый взгляд.

Умение интуитивно чувствовать размер своего авто, некоторых частей которого (например, фар и бамперов) попросту не видно водителю в процессе парковки, приходит не сразу – для этого необходим определенный стаж вождения. Однако когда этот навык будет со временем освоен – парковать машину без столкновений и прочих неприятных моментов даже в сложных условиях станет значительно легче. Привыкая к чувству параметров своей машины, нужно помнить об искажении зеркал и некоторых особенностях посадки, которые являются индивидуальными для каждой .

Потренировавшись с колышками и стойками, вы сможете достаточно быстро научиться определять габаритные границы вашей машины. Помните о том, что такие тренировки могут значительно сэкономить ваши финансы в будущем, ведь столкновение с учебной стойкой – это ничто по сравнению, например, с бампером чужого дорогого автомобиля. Практикуясь на площадке, отрабатывайте и передний, и задний заезды в размеченный участок – это позволит избежать любых досадных казусов в дальнейшем.

Основы правильной парковки

Паркуясь, водитель должен держать под контролем общую ситуацию вокруг машины – для этого необходимо научиться правильно рассредоточить внимание. Если вы паркуетесь задним ходом – используйте не только поворот головы, не забывайте также о зеркалах заднего вида. Когда вы поворачиваете голову назад, обзор увеличивается, но все равно нет возможности увидеть препятствия, расположенные ниже уровня стекол. Зеркала, безусловно, имеют более узкий обзор, однако при этом они обладают более целенаправленным обзорным сектором, что позволяет точнее приблизиться к препятствию (или же отдалиться от него) – другими словами, маневренность транспортного средства значительно увеличивается.

Не забывайте также об особенностях вашего автомобиля – например, машины с задним приводом имеют минимальный разворотный радиус, а вот полноприводные – наоборот, самый максимальный. Старайтесь мысленно представить траекторию движения вашей машины в процессе парковки, прикиньте в уме, как движутся передняя и задняя оси – четко представляя эту картину, вам будет значительно легче овладеть искусством правильно парковаться.

Разновидности и нюансы

Разумеется, наиболее простым видом парковки является прямая или линейная парковка, когда автомобиль паркуется вдоль какого-либо объекта – например, бордюра или забора – по прямой линии. Осуществляя прямую парковку, старайтесь не становиться «впритирку» к стоящему впереди транспортному средству, если таковое имеется, поскольку в этом случае процесс выезда с парковочного места может стать для вас весьма проблематичным. Передним ходом прямую парковку можно делать только при наличии достаточного пустого пространства, однако в большинстве случаев этого пространства в вашем распоряжении не будет и линейно парковаться придется задним ходом, что позволит более точно вписаться в имеющееся свободное место.

Обязательно помните о том, что после открытия дверей припаркованной машины, им ничего не должно мешать – например, высокие парапеты или низкие ограждения, которых не видно через боковые стекла. Именно на таких объектах лучше всего концентрировать внимание при помощи зеркал заднего вида, иначе их можно не заметить и повредить двери при открывании.

В целом старайтесь выбирать такие места для парковки, где отсутствует риск , шин или ходовой части. Также не забывайте разворачивать колеса в сторону дороги, если автомобиль припаркован на подъеме, или же в сторону бордюра, если парковка произошла на спуске. Это необходимо для случаев внезапного или при парковке на особо крутых участках – при правильном расположении колес машина не сползет вниз, ни при каких обстоятельствах.

Передним ходом чаще всего происходит парковка автомобилей перпендикулярно либо под определенным углом к тротуару. При таком варианте важно не забывать о небольшом радиусе движения задних колес в момент поворота, благодаря чему автомобиль «притирается» к соседнему. Поскольку этот вариант не особенно удачен из-за слишком длинной траектории парковки, можно увеличить радиус задних колес при помощи контрсмещения, что позволит избежать прижимания к рядом стоящей машине. Иными словами, если ваше авто заходит на парковку с правой стороны, то перед самым поворотом слегка возьмите влево. Тактика контрсмещения используется так же при парковке с разворотом на 180 градусов – в данном случае такой прием помогает избежать езды почти по кругу (для чего, кстати, тоже не всегда можно найти свободное пространство).

Если при парковке вы столкнулись с определенными сложностями и оказались не в состоянии запарковаться в один этап – сообщите об этом водителю задней машины, дабы избежать возможного конфликта. Если же вы вообще не уверены, что сможете правильно припарковаться – лучше поищите другое место для парковки, с менее сложными условиями.

Бывают случаи, когда выехать с места парковки достаточно трудно, так как обзорный сектор закрыт другими машинами. Хорошо, если рядом есть парковщик, а если его нет – попробуйте обратиться за помощью к соседям-водителям или, на крайний случай, к прохожим. Когда рядом нет вообще никого – включите заднюю передачу и очень медленно и осторожно начинайте выезжать, глядя через правое плечо, но при этом не оставляя без внимания и передние габариты вашего авто. В следующий раз, когда увидите чужой автомобиль, так же медленно выезжающий с парковки – остановитесь и пропустите его. Это может стать не только помощью коллеге-автолюбителю, но и взаимовыгодным обменом в том случае, если и вам самому как раз нужно будет место на этой парковке.

Параллельная парковка задним ходом

Парковаться задним ходом не так уж сложно, как это может прозвучать. Разумеется, в процессе движения «задом наперед», имеется некоторый риск задеть рядом стоящие автомобили, однако существует множество случаев, когда осуществить парковку можно лишь этим способом. Кроме того, такой вариант, при необходимой сноровке, достаточно удобен для правильного маневрирования и при его помощи можно с наиболее высокой точностью занять именно то свободное парковочное место, которое было запланировано изначально. Например, припарковаться параллельно передним ходом возможно только в тех случаях, когда имеется довольно большое пустое пространство между передним и задним соседними автомобилями. Если же его нет – вы рискуете задеть чужую машину или оставить свою с задней частью, выступающей на проезжую часть.

Итак, первым делом вы должны поравняться с автомобилем, стоящим впереди выбранного вами парковочного места. Дистанция между ним и вашим авто не должна быть меньше 50 см и не превышать 1 метра. Затем прикиньте зону безопасного поворота – она устанавливается по правому . Проведите от него воображаемую линию вверх, к стеклу – эта «метка» и будет для вас условным указателем безопасного поворота. Начинайте двигаться задним ходом, пока эта линия не сравняется с концом машины, стоящей справа.

Затем выкручивайте руль вправо до упора и двигайтесь задним ходом до того момента, пока не станет виден правый передний край автомобиля, стоящего сзади – тогда следует остановиться и поставить прямо колеса вашей машины. После этого продолжайте двигаться назад, пока не станет видна задняя часть авто, припаркованного впереди вас. Теперь до конца выворачивайте руль влево и еще немного продолжайте движение назад, чтобы машина приняла параллельное бордюру положение.

Вот, собственно, и всё! Остается только выровнять машину таким образом, чтобы уравнять расстояния от машин, припаркованных спереди и сзади от вашей.

Видео — передняя парковка автомобиля

Видео — задняя парковка автомобиля

Видео — параллельная парковка автомобиля

Заключение!

Как видите, никаких сверхзадач перед вами не стоит. Но, разумеется, чтобы научиться параллельной парковке задним ходом, необходимо будет потренироваться. Кстати, в заключение запомните еще один полезный совет: чтобы вычислить размер места, необходимого для парковки задним ходом, необходимо прибавить 1,1 м к длине вашего автомобиля – и тогда вы сможете припарковаться без лишних проблем, как для себя, так и для соседних машин.

  • Новости
  • Практикум

Дороги в России: не выдержали даже дети. Фото дня

В последний раз этот участок, расположенный в небольшом городке Иркутской области, ремонтировали 8 лет назад. Дети, чьи имена не называются, решили исправить данную проблему самостоятельно, чтобы можно было кататься на велосипедах, передает портал «УК24». О реакции местной администрации на фотографию, которая уже стала настоящим хитом в сети, не сообщается. ...

Исследование: автомобильные выхлопы — не главный загрязнитель воздуха

Как подсчитали участники энергетического форума в Милане, более половины выбросов СО2 и 30% вредных для здоровья твёрдых частиц попадает в воздух вовсе не из-за работы двигателей внутреннего сгорания, а из-за отопления жилого фонда, сообщает La Repubblica. В настоящее время в Италии 56% построек относится к самому низкому экологическому классу G, причем...

АвтоВАЗ выдвинул в Госдуму собственного кандидата

Как сказано в официальном сообщении АвтоВАЗа, В. Держак проработал более 27 лет на предприятии и прошел все этапы становления карьеры - от рядового рабочего до мастера. Инициатива выдвижения представителя трудового коллектива АвтоВАЗа в Госдуму принадлежит коллективу предприятия и была озвучена 5 июня во время празднования дня города Тольятти. Инициативу...

Лимузин для президента: раскрыты очередные подробности

Сайт Федеральной патентной службой продолжает оставаться единственным открытым источником информации об «автомобиле для президента». Сначала НАМИ запатентовал промышленные модели двух автомобилей - лимузина и кроссовера, которые являются частью проекта «Кортеж». Затем намишники зарегистрировали промышленный образец под названием «Панель приборов автомобиля» (скорее всего, именно...

В Сингапуре появятся беспилотные такси

Во время испытаний на дороги Сингапура выйдут шесть модифицированных Audi Q5, способных передвигаться в автономном режиме. В прошлом году такие автомобили беспрепятственно преодолели путь от Сан-Франциско до Нью-Йорка, сообщает Bloomberg. В Сингапуре беспилотники будут двигаться по трем специально подготовленным маршрутам, оборудованных необходимой инфраструктурой. Протяженность каждого маршрута составит 6,4 ...

Названы регионы России с самыми старыми автомобилями

При этом самый молодой автопарк числится в Республике Татарстан (средний возраст - 9,3 года), а самый старый - в Камчатском крае (20,9 года). Такие данные в своем исследовании приводит аналитическое агентство «Автостат». Как оказалось, помимо Татарстана, лишь в двух российских регионах средний возраст легковых автомобилей менее...

В Хельсинки запретят личные автомобили

Для того, чтобы воплотить столь амбициозный план в реальность, власти Хельсинки намерены создать максимально удобную систему, в которой границы между личным и общественным транспортом будут стёрты, сообщает Autoblog. Как рассказала специалист по транспорту мэрии Хельсинки Соня Хейккиля, суть новой инициативы довольно проста: у горожан должна быть...

Внедорожник GMC превратили в спорткар

телье Hennessey Performance всегда славилось своим умением щедро добавлять дополнительных скакунов «прокачиваемому» автомобилю, но в этот раз американцы явно поскромничали. GMC Yukon Denali мог бы превратиться в настоящего монстра, благо, что 6,2-литровая «восьмерка» позволяет это сделать, но мотористы Hennessey ограничились достаточно скромным «бонусом», увеличив мощность мотора...

В ГИБДД Москвы возникла давка из желающих обжаловать штраф

Такая ситуация возникла из-за большого количества штрафов, выписанных в отношении водителей в автоматическом режиме, и малого времени на обжалование квитанций. Об этом на своей странице в Facebook рассказал координатор движения «Синие Ведёрки» Пётр Шкуматов. Как пояснил Шкуматов в разговоре с корреспондентом «Авто Mail.Ru», ситуация могла возникнуть из-за того, что власти продолжили штрафовать...

В Германии улитки стали причиной аварии

Улитки во время массовой миграции ночью пересекали автобан неподалёку от немецкого города Падерборн. К раннему утру дорога не успела высохнуть от слизи моллюсков, что стало причиной аварии: автомобиль Trabant занесло на мокром асфальте, и он перевернулся. Как сообщает The Local, машина, которую немецкая пресса иронично именует «бриллиантом в короне немецкой...

Какой седан выбрать: Camry, Mazda6, Accord, Malibu или Optima

Мощный сюжет Название «Шевроле» является самой историей становления американских автомобилей. Имя «Малибу» так и манит своими пляжами, на которых снимались многочисленные кинофильмы и телесериалы. Тем ни менее, с первых минут в автомобиле «Шевроле Малибу» ощущается проза жизни. Довольно простые приборы... Какую машину выбрать женщине или девушке

Автопроизводители выпускают сейчас огромное разнообразие автомобилей, и какие из них женские модели машин, определить удается не всегда. Современный дизайн стер границы между мужскими и женскими моделями автомобилей. И все же, есть некоторые модели, в которых женщины будут смотреться более гармонично, ...

КАК выбрать и купить автомобиль, Покупка и продажа.

Как выбрать и купить автомобиль Выбор автомобилей, как новых, так и подержанных, на рынке огромен. И не потеряться в этом изобилии поможет здравый смысл и практичный подход к выбору машины. Не поддавайтесь первому желанию купить понравившийся автомобиль, внимательно изучите все...

Шикарные автомобили звёзд

Шикарные автомобили звёзд

Машины знаменитостей должны соответствовать их звездному статусу. Приехать на чем-то скромном и общедоступном им попросту нельзя. Их средство передвижения должно соответствовать их популярности. Чем популярнее человек, тем изысканнее должен быть автомобиль. Звезды, популярные в мировом масштабе Начнем этот обзор со...

Самая дешевая машина в мире – ТОП-52018-2019года

Кризисы и финансовая ситуация не слишком располагают для покупки нового автомобиля, тем более в 2017 году. Только ездить приходится всем, а покупать автомобиль на вторичном рынке готов не каждый. На то есть индивидуальные причины - кому происхождение не позволяет ездить...

На протяжении всей истории автомобилестроения конструкторы из общей массы серийных моделей всегда любили выделить несколько уникальных по характеристикам и возможностям. В нынешнее время такой подход к конструированию автомобилей сохранился. И по сей день многие мировые автогиганты и небольшие компании стремятся, ...

КАК выбрать подержанное авто, какой подержанный автомобиль выбрать.

Как выбрать подержанное авто Желающих купить автомобиль довольно много, однако не у всех есть возможность приобрести новенькую машину в салоне, именно поэтому стоит обратить свое внимание на подержанные автомобили. Их выбор – дело непростое, и порой, чтобы из всего многообразия...

Какой хэтчбэк Гольф-класса выбрать: Astra, i30, Civik или всё-таки Golf

Центральные фигуры Местные гаишники не показывают никакой реакции на новый «Гольф». По наблюдениям, им куда больше нравится броская «Хонда» (по всей видимости, редкая на Украине). К тому же традиционные пропорции «Фольксвагена» настолько удачно прячут обновленную кузовную платформу, что обывателю трудно...

  • Обсуждение
  • Вконтакте

Постановка автомобиля на стоянку в зависимости от дорожной обстановки, а так же наличия других участников дорожного движения — это, другими словами, и есть парковка автомобиля .

Очень часто, в зависимости от способа парковки, в маневрах используется . Более того, во многих случаях даже рекомендуется заезжать на место для парковки именно задним ходом, если это не запрещено Правилами. Почему?

Во-первых, во время движения задним ходом в узком пространстве автомобиль более маневренный, чем при движении «передом». Это может показаться странным, но так и есть.

Во-вторых, выезжать с места стоянки передним ходом удобнее, потому что лучше контролируется дорожная обстановка. Разумеется, способ постановки автомобиля на стоянку .

Динамические габариты автомобиля

Автомобиль поворачивается относительно точки, лежащей на продолжении задней оси. Радиус поворота автомобиля регулируется поворотом передних колес. Соответственно, чем колеса повернуты больше, тем меньше радиус поворота. Но не стоит забывать про выступающие части автомобиля – это передние и задние крылья.

Поэтому, когда машина поворачивает, она как будто становится шире. Это явление принято называть изменением габаритной ширины, а само изменение размера — динамическими габаритами автомобиля . При поворотах и, особенно во время парковки, нужно обязательно учитывать эту особенность. Вообще, эту особенность можно отнести к , но здесь главное понять, как автомобиль поворачивает.

Есть одно правило, о котором многие водители постоянно забывают или его игнорируют. Звучит оно так: всегда нужно с уважением относиться к другим участникам дорожного движения. Применительно к парковке автомобиля это правило выглядит примерно так:

  • Соблюдайте требования дорожных знаков;
  • Ставьте автомобиль на стоянку как можно быстрее, чтобы освободить дорогу для проезда других автомобилей;
  • Занимайте на стоянке как можно меньше места, чтобы оставить свободным пространство для парковки других автомобилей;
  • Обеспечьте свободный выезд со стоянки, а так же свободный проход пешеходов;
  • По возможности, паркуйтесь задним ходом, чтобы выезжать с места стоянки передним ходом;
  • Избегайте стоянки на спусках и подъемах, а так же на узких улицах;
  • На парковке открывайте двери аккуратно, чтобы не повредить сами двери и кузова стоящих рядом автомобилей.

Ниже рассмотрим способы парковки легкового автомобиля.

Параллельная парковка задним ходом.

Полное название этого маневра звучит так: постановка автомобиля на стоянку задним ходом между двух автомобилей, припаркованных параллельно тротуару. Прежде чем приступить к такому маневру, следует оценить реальное расстояние между автомобилями. Если оно меньше, чем 1,5 длины вашего автомобиля, то лучше не пытаться втиснуться между ними, а поискать другое место. Если это расстояние больше, чем 1,5 длины вашего автомобиля, то можно приступить к парковке.

Схема движения будет следующей.

    1. Движемся прямо вдоль дороги и останавливаемся рядом с автомобилем, перед которым хотим припарковаться. Остановиться нужно так, чтобы задние колеса вашего автомобиля проехали линию заднего бампера стоящей у тротуара машины. Можно сразу остановить задние колеса на этой линии, но тогда трудно будет повернуть руль на стоящем автомобиле. Ориентироваться можно по задней стойке или спинке заднего сиденья. Расстояние между машинами должно быть примерно около 1 метра.
    2. Начинаем движение назад на минимальной скорости. Удобнее всего сесть полу боком назад. Как только ваши задние колеса поравняются с линией заднего бампера «соседа» (можно ориентироваться по спинке заднего сиденья вашей машины), быстро и продолжаем медленное движение. Одновременно придется еще следить за дорогой, так как левое крыло сейчас будет сильно выступать на проезжую часть.
    3. Когда автомобиль займет положение примерно 40-45 градусов к тротуару (чем длиннее ваш автомобиль, тем угол должен быть меньше), лучше всего остановиться и выровнять колеса в положение «прямо». Определить такой угол можно по двум ориентирам: а). правая средняя стойка вашего автомобиля будет располагаться примерно напротив левого заднего угла стоящего впереди автомобиля; б). в левое боковое зеркало можно увидеть целиком бампер стоящего сзади автомобиля. После этого продолжаем движение назад на прямых колесах.
    4. Когда ваш передний правый угол пересечет линию заднего бампера впередистоящего автомобиля (на схеме это пунктирная линия), останавливаемся и поворачиваем колеса до упора влево.
    5. Удерживаем повернутыми колеса и продолжаем движение задним ходом до тех пор, пока машина не расположится параллельно тротуару. Следим за автомобилем, который находится сзади, чтобы случайно не задеть его. Выравниваем колеса
    6. Парковка завершена. Можно будет немного подать вперед или назад, чтобы у автомобиля, который остался сзади, было место для выезда. Но приближаться вплотную к впереди стоящей машине нежелательно, нужно оставить себе место для выезда.

О том, как выехать с такой парковки, или как начать движение от тротуара в подобной ситуации, можно прочитать в статье .

Парковка под углом к дороге.

Выполняется по ходу прямолинейного движения. Очень часто место стоянки разграничено соответствующей разметкой. Для выполнения этого маневра нужно держать интервал со стоящими у тротуара автомобилями примерно 1,5м.

  1. . Когда ветровое стекло вашего автомобиля поравняется с левым задним углом машины, за которой хотим припарковаться, быстро поворачиваем руль вправо.
  2. Медленно въезжаем на место парковки. Выравниваем колеса так, чтобы оказаться посередине автомобилей или разметки.
  3. Продолжаем в движении выравнивать колеса и двигаемся вперед, пока правое колесо не упрется в бордюр. Если бордюр очень высокий, тогда останавливаемся не доезжая до него.

Перпендикулярная парковка задним ходом.

Есть два способа выполнения этого маневра.

Первый способ чаще всего используется на парковочных площадках, имеющих достаточно свободного места, и выполняется следующим образом:

  1. Двигаемся вдоль дороги, слева от припаркованных машин, которые стоят перпендикулярно, предположим, тротуару или в одном ряду парковочной площадки. Замедляем движение. Видим автомобиль, за которым есть свободное место.
  2. Когда передние колеса вашего автомобиля поравняются с правым краем стоящего автомобиля, за которым хотим припарковаться, поворачиваем руль влево до упора и выдвигаемся по дуге, пока машина не займет перпендикулярное положение относительно парковочного ряда. Выравниваем колеса и останавливаемся.
  3. Задним ходом на минимальной скорости сдаем назад. Контролируем движение по зеркалам, или сидя полу боком и смотря в заднее стекло автомобиля. Въехать на место парковки нужно так, чтобы расположиться посередине между двух других машин или в пределах разметки.
  4. Парковка завершена.

Как вариант, чтобы запарковать автомобиль задним ходом, можно повернуть не совсем перпендикулярно, ведь часто места бывает недостаточно, а проехать по траектории, обозначенной зеленой пунктирной линией.

Другой способ этой парковки больше известен как заезд в гараж . Или парковка задним ходом между автомобилями. Выполняется этот маневр следующим образом.

  1. Для начала проезжаем прямо по движению за автомобили, между которыми будем парковаться с интервалом до них 1,5-2 метра. Остановиться нужно так, чтобы задний бампер вашего автомобиля поравнялся с дальним, по направлению движения, краем стоящего автомобиля.
  2. Начинаем медленное движение задним ходом и поворачиваем передние колеса в право до упора. Автомобиль «пошел» по малому кругу. Смотрим в правое зеркало.
  3. Когда между правым боком вашего автомобиля и левым передним углом стоящего уменьшится примерно до 10-20см, выравниваем колеса, поворачиваемся полу боком назад и продолжаем медленное движение, пока ваша правая задняя стойка (спинка заднего сиденья) не поравняется с левым передним углом стоящего автомобиля.
  4. В этот момент снова поворачиваем колеса вправо до упора, въезжаем на парковочное место и выравниваем колеса так, чтобы расположиться посередине между стоящими машинами.

Когда парковочное место ограничено, заехать с первого захода, скорее всего, будет невозможно. Тогда придется выехать немного вперед и повторить заезд. А может быть и так, что парковаться придется в несколько приемов. При этом необходимо учитывать, что на стоянке будут открываться двери, как у вашего автомобиля, так и у соседей. Поэтому стояночный интервал между машинами желательно оставлять достаточным.

Упражнения «Заезд в гараж задним ходом» и «Параллельная парковка» придется сдавать . Но на экзаменационной площадке, как правило, свободного места больше, чем на реальной парковке.

Заезд в бокс на экзамене может выполняться как первым, так и вторым вариантом. Первый вариант немного проще, тем более, что на экзаменационной площадке места достаточно для маневра. Если сдавать экзамен придется по второму варианту, то лучше сначала выполнить (повернуть колеса до упора и пройти дугу на малом радиусе) и потом заехать в «гараж» уже на прямых колесах.


Навигация по серии статей

Это может быть интересно

Если поле под заголовком пустое, вероятно в вашем браузере включен AdBlock.

Еще по теме из раздела:

Самые читаемые разделы сайта

19 комментариев

  1. Яна

    Спасибо вам огромное за эту серию статей! Все так подробно и понятно расписано, теперь на автодроме мои дела пойдут гораздо быстрее!

  2. Alek

    Спасибо! Динамический габарит и практические ориентиры при парковке. Все, что я искал.

  3. Сергей Д.

    Пожалуйста, обращайтесь.

  4. Сергей

    Здравствуйте. Спасибо большое за статью посвященную теме «парковка». Однако не нашел для себя нужного мне ответа. Будьте добры пояснить — а по каким же правилам осуществляется выезд с парковки (парковочного места), существуют ли приоритеты при выезде с парковки (парковочного места) и автомобилем который въезжает на парковку?

    Дело в том, что совсем недавно попал в ДТП на территории парковки, т.е. въезжал на территорию парковки и двигался по «основной» дороге (т.к. знаков приоритета на парковке нет) и наперерез мне внезапно с правой стороны выезда с парковочных мест выезжает автомобиль, не уступая мне дорогу. Соответственно происходит ДТП. Вызвали ГАИ, и т.д. водитель и на месте дтп, и в последствии в отделении ГИБДД свою вину признал, дело закрыли.

    На следующий день я обратился в страховую, подал все документы, где у меня все успешно приняли и т.д. и т. п. и о чудо через 2 недели мне выплатили страховку. И буквально на следующий день после выплат, мне перезванивает инспектор ДПС оформлявший наше ДТП и сообщает, что его руководством АННУЛИРОВАНО ЕГО РЕШЕНИЕ т. к. оно не верно и что виновным в ДТП являюсь оказывается Я, в нарушении правил «помеха справа»,т.е. теперь мне вменяют 100% вину в ДТП как «помеха справа» . . .

    Так кто же прав? Неужели на территории парковки (по определению прилегающей территории) действует «помеха справа». На парковке тоже перекресток проезжих частей (дорог)?

    Пожалуйста, разъясните или подскажите куда обратиться за разъяснениями т.к. теперь меня по повестке вызывают к этому самому «начальству» — дознавателям видимо убеждать меня что я на территории парковки, двигаясь по проезжей части (дороге) и проезжая ПЕРЕКРЕСТОК ПРОЕЗЖИХ ЧАСТЕЙ (ДОРОГ), видимо нерегулируемый и равнозначных дорог, — НЕ УСТУПИЛ ДОРОГУ АВТОМОБИЛЮ СОГЛАСНО ПРАВИЛУ «ПОМЕХА СПРАВА».

    Тем более что автомобиль справа не приближался к выезду с парковки (парковочных мест), а находился без движения и по мере моего приближения вдруг начал движение наперерез мне...

    Заранее спасибо.

    С уважением Сергей, г. Калининград.

  5. Сергей Д.

    Спасибо за статьи! Приходилось поначалу даже заучивать наизусть приёмы парковки, очень помогло.

  6. Сергей Д.

    Пожалуйста, Раиса, пользуйтесь.

  7. Елена

    Здравствуйте! Нашла этот сайт и полностью скопировала всю информацию, чтобы почитать вечерком и вникнуть. Сегодня не выдержала и решила зайти снова на страничку, чтобы сказать большое спасибо автору: всё очень доходчиво объясняется! Картинки, казалось бы простые, но отвечают на вопросы многих новичков. Стерла с компа всю предыдущую информацию и оставила только эту! Единственное чего мне хватило в статье «габариты»: как же все-таки научиться вести машину ровно, выбрать какой-то ориентир или что-то ещё?

  8. Сергей Д.

    Здравствуйте Елена.

    Пожалуйста, изучайте.

    Автомобиль следует за взглядом, т.е. куда вы смотрите, туда машина и едет. Чтобы избавиться от «виляния», нужно научиться смотреть на дорогу дальше, т.е. взгляд скользит впереди машины (дальше – ближе – дальше – снова ближе и т.д.) примерно посередине вашей полосы. Не следует «привязывать» свой взгляд к линии разметки.

    Руль нужно держать свободно, без напряжения в кистях рук. Когда автомобиль, все-таки, уклоняется от прямолинейного движения, например, смещается вправо, нужно легким движением немного качнуть руль влево, но не задерживать его в той точке. Т.е. чуть повернули руль влево и сразу же возвращаете его на место. Также и в другую сторону. Потренируетесь – и станет получаться.

  9. Jane

    А кто прав в ситуации, когда выезд с парковки очень сложный (большой уклон и всего одна полоса)? Я стою на уклоне, поворачиваю налево, пропускаю поток движения по главной, с главной дороги начинает заезжать автомобиль (не обращая внимания, что я уже там стою), но заехать некуда, потому что я там уже стою и пытаюсь выехать. Правильно ведь дать автомобилю выехать и только потом заезжать на парковку, не катиться же мне назад?

  10. Сергей Д.

    Здравствуйте Jane.

    Обычно в местах сложного встречного разъезда устанавливают знаки приоритета или .

    Если никаких знаков нет, то водители пользуются негласным правилом: дорогу уступает тот, кто движется на спуск, потому что на подъем выехать гораздо сложнее. Тем более, если выезд с парковочного пространства осуществляется на подъем. Движущийся на подъем проезжает первый.

  11. Лора

    Сергей, подскажите, как почувствовать габариты автомобиля. Езжу уже полгода, а никак не привыкну. Т.е. в ситуациях, где мало места, не могу сориентироваться, проеду или нет...

  12. Сергей Д.

    Здравствуйте Лора.

    Умение чувствовать габариты автомобиля хорошо помогают упражнения из . Например, упражнение « » и « е». Только не следует их практиковать на улице. Попробуйте договориться с автошколой, и позанимайтесь на своей машине на их территории. Там все необходимое для выполнения этих упражнений есть. Заниматься с инструктором или без него – решать Вам, но если не станет получаться, думаю, будет лучше, если преподаватель укажет на ошибки, заодно и разберете их. Удачи в тренировках!

  13. Наталья

    Здравствуйте, Сергей!

    Прежде чем начать водить самостоятельно, сменила 4х инструкторов. С 4м повезло, все начало получаться, только парковка через раз получалась в боевых условиях, хотя на автодроме все на отлично проходило.

    Когда попала на Ваш сайт наконец все окончательно уложилось в голове, спасибо что так все «по полочкам разложили», любой начинающий водитель найдёт здесь ответы на свои вопросы и по парковке и вождению и по разным ситуациям на дороге, всем рекомендую этот сайт, спасибо Вам ещё раз!!!

  14. Сергей Д.

    Пожалуйста, Наталья. Для этого и создан этот сайт. Будут вопросы – обращайтесь.

  15. Екатерина

    Здравствуйте!

    Моя проблема — параллельная парковка задним ходом в городских условиях. За год так ни разу и не рискнула выполнить. В Автошколе училась на Рено Логан, а в реале у меня 7 местный приземистый минивэн, с затемненными стеклами сбоку и сзади. Усложняет ситуацию еще очень уж большой угол поворота---к примеру, при развороте с крайней левой полосы на дорогу я никогда не попадаю---выезжаю на обочину или на крайнюю правую полосу на трехполосном шоссе. Вариант повернуться назад и смотреть через два ряда сидений, поравнялось ли мое заднее колесо с бампером стоящего авто — просто невозможно, особенно вечером. К тому же, пересмотрела кучу роликов, и схем, и не нашла нигде варианта, когда обзор затруднен конструктивно.

    Как ориентироваться только по зеркалам? Что я должна «ловить» в правом зеркале? Если можно, опишите поподробнее, самый первый этап. Заранее спасибо, с уважением, Екатерина.

  16. Сергей Д.

    Здравствуйте Екатерина.

    Сложно что-либо описать или подсказать дистанционно, поскольку вся так называемая «теория парковки по зеркалам» описывает общие правила, ориентированные, в основном, на почти идеальные условия. В реальности оказывается, что места может оказаться чуть меньше, или наоборот, чуть больше необходимого (это лучше), соседние машины могут стоять под разными углами по отношению к бордюру, один широкий, другой узкий и прочие неудобства.

    В правом зеркале ничего ловить не нужно. Остановились параллельно дороге (справа от вас – авто, который после завершения парковки окажется впереди). Начинаете движение назад — важно объехать своим правым задним колесом стоящий справа автомобиль – для этого нужно, чтобы ваши задние колеса переехали линию его заднего бампера.

    После этого, поворачиваете до упора руль вправо, в левом зеркале нужно увидеть полностью передний бампер сзади стоящего автомобиля (его правую фару) – это сигнал к выпрямлению колес (угол к бордюру примерно 40-45 гр). Продолжаете движение назад, только теперь смотрите уже на «передний» авто, пока ваш передний бампер не пересечет линию его заднего бампера. После этого выворачиваете руль влево, сдаете назад и прижимаетесь к бордюру. Выравниваете колеса.

    Вам изначально необходимо опытным путем выяснить и запомнить маневренность вашего авто на разных углах поворота рулевого колеса – его динамические габариты. Нужно запомнить (ощутить) в каком месте располагаются правое переднее и правое заднее колесо. Чтобы с водительского кресла вы чувствовали момент поворота. Развить это чувство помогает упражнение « » передним и задним ходом.

    Попроситесь на автодром, на котором проходили занятия, только теперь уже на своей машине, и потренируйтесь там. Но крутить головой по сторонам, так или иначе, придется.

  17. Илья

    Добрый день. Хотел получить ответ и разобраться какие пункты ПДД действуют в данной ситуации.

    Стоянка около магазина, направление движения в одну полосу от которой парковочные места слева и справа. Два автомобиля двигаются задним ходом (красный «Пежо» выезжает с парковки справа, а белый «Ссанг-йонг» выезжает с парковки слева) и совершают ДТП.

    Схема расположения на момент осмотра инспектором: белый автомобиль правый углом заднего бампера(точка со прикосновения), передняя дверь ближе к средней стойке и начало задней двери) красного автомобиля. Угол между машинами примерно 45 град.

    Ситуация спорная т.к. белый автомобиль оборудован камерой заднего вида и водитель утверждает, что в момент движения задним ходом красного автомобиля не было. Водитель красного автомобиля утверждает, что стоял на месте, а маневр белого авто не видел. Но оба водителя подтверждают что до столкновения пропустили автомобиль серого цвета. Инспектор сказал, что нарушение со стороны белого автомобиля (правило правой руки).

    Пожалуйста разъясните: причем тут правило правой руки, и кто же тут виноват? Я считаю, что виновны оба водителя. Не убедились в безопасности своих действий (невнимательность).

    Один водитель согласен на обоюдное, второй говорит НЕВИНОВЕН! В итоге все идут в группу разбора. Мужья в недоумении, жены в трансе. Очень нужен грамотный совет. Заранее благодарю.

  18. Сергей Д.

    Здравствуйте Илья.

    Когда в какой-то ситуации один участник движется задним ходом, то в случае ДТП виновным признают именно его, поскольку ПДД обязывают водителя в данном случае убедиться во всех возможных и невозможных нюансах ().

    В данной ситуации – оба двигались задним ходом, следственно, вина лежит на обоих водителях. Кто больше, а кто меньше виновен, это уже другой вопрос. Оба недоглядели.

    Инспектор, определяя виновного, действует в рамках ПДД, и обвиняя, ему нужно сослаться на какой-то пункт Правил. Отсюда он и сделал единственное заключение, что помеху справа нужно было пропустить вперед. Формально он прав. На территории парковки действует правило правой руки (). А уж, каким ходом двигался автомобиль, передним или задним, в этом пункте не говорится.

    Идти на принцип подталкивают условия выплат по ОСАГО. Когда не виновен в ДТП, то есть шанс получить страховку, а виновен – придется ремонтироваться за свой счет. Таковы условия.

    Если один утверждает, что в момент столкновения на парковке он стоял на месте и не двигался (несмотря на то, что исследование показывает, что он все-таки двигался), то пусть докажет этот факт. Не может доказать, значит, состав его вины тоже имеется.

Тем, кто недавно сел за руль или только собирается это сделать и берет уроки вождения, мы расскажем и покажем на видео, как правильно выполняется парковка задним ходом. Парковка задним ходом для начинающих безопаснее всего отрабатывается на автодроме. Параллельная парковка задним ходом заключается в постановке автомобиля между двумя машинами, припаркованными на проезжей части дороги параллельно бордюру на достаточном расстоянии друг от друга. Обучение этому, как вы понимаете, должно начинаться с теории. Уроки вождения теория и просмотр видео, конечно, не заменят, но это обязательные шаги в освоении техники. К тому же обучение не пойдет хуже, если вам будет знакома хотя бы схема въезда в гараж. Уроки перпендикулярной парковки дается курсантам проще, поэтому начнем с нее.

Перпендикулярная парковка

Допустим парковаться нужно справа по ходу вашего движения между двумя машинами, стоящими перпендикулярно краю дороги. Схема этой парковки не сложна, но чтобы не путаться когда и куда крутить руль сначала представьте себе все на месте, а после вам нужно будет только следовать плану.

Въезд в гараж

Техника въезда в гараж еще проще, чем предыдущая, так как гараж перед воротами имеет обычно больше места для маневра. Способы могут быть различными. Но въезд в гараж передом в разъяснениях не нуждается, поэтому мы рассмотрим въезд в гараж задом. Схема въезда в гараж задом такова:

Предположим, что когда вы подъезжаете к воротам, гараж находится справа от вас. Сначала вам необходимо подъехать как можно плотнее к ближней вам стойке ворот. Остановитесь, когда она покажется в окне правой передней дверки. Поверните руль до упора влево и поезжайте вперед. Остановитесь, когда увидите в правом боковом зеркале другую стойку ворот. Поверните руль в среднее положение, включите заднюю передачу и поезжайте в гараж, контролируя верность въезда по боковым зеркалам. Видео:

Параллельная парковка

Параллельная парковка задним ходом используется в городе очень часто из-за того что, зачастую, не хватает пространства, чтобы въехать на свободное парковочное место передом. А параллельная парковка задним ходом требует меньше места для маневра и позволяет разместиться на меньшем промежутке между стоящими вдоль дороге автомобилями.

  • Подъедьте как можно ближе к автомобилю стоящему впереди и остановитесь, как только правое заднее колесо вашей машины поравняется с бампером, который граничит со свободным парковочным местом.
  • Выкрутите руль до конца вправо.
  • Включите заднюю передачу и двигайтесь назад, поглядывая в левое боковое зеркало. Не забывайте следить за расстоянием между правым боком вашего авто и углом заднего бампера соседнего.
  • Остановитесь, как только в левом боковом зеркале увидите правую фару стоящего сзади автомобиля.
  • Поставьте руль прямо и медленно двигайтесь назад. Контролируйте движение по боковым зеркалам.
  • Как только между правым задним колесом и бордюром останется около полуметра, остановитесь.
  • Поверните руль до упора влево и двигайтесь назад до тех пор, пока ваша машина не станет параллельно бордюру. Не забывайте о стоящем сзади вас автомобиле.

Видео:

Полезные подсказки

  • Параллельная парковка задним ходом, конечно, требует меньшее пространство для выполнения, чем другие. Но и она не позволит вам занять место между стоящими вдоль дороги машинами, если оно короче, чем полторы длины вашей машины.
  • Как бы не казалось вам надежнее обернуться, чтобы оценить ситуацию сзади без посредников, пользуйтесь для езды назад боковыми зеркалами. Стоит лишь немного привыкнуть к ним и необходимость крутить головой отпадет сама собой.
  • Двигаясь назад, никогда не открывайте дверь, чтобы посмотреть. Этим способом измято столько дверок, что зацепив что-нибудь своей, вы никого не удивите.
  • Выезд с парковки задним ходом проще только в том случае если ваша машина припаркована не параллельно краю проезжей части.
  • Выезжая с парковки задним ходом, включите на всякий случай аварийку.

Буксировка прицепа

Буксирование прицепа при движении вперед мало чем отличается от движения без прицепа. Единственное что можно посоветовать владельцам прицепа на дороге – почаще контролировать его положение, глядя в боковые зеркала заднего вида, а также делать поправку на увеличившийся радиус поворота.

Учиться маневрировать задним ходом с прицепом нужно начинать с прямолинейного движения. Остановится для этого следует так чтобы прицеп был на одной линии с автомобилем. Поначалу реакция прицепа на повороты руля покажется вам неадекватной. Чтобы привыкнуть к ответам прицепа, нужны уроки вождения.

Начнем наши уроки прямолинейного движения: включите реверс и медленно поезжайте назад. Положение прицепа контролируйте по боковым зеркалам заднего вида, следя за параллельностью бортов боковинам автомобиля. Через некоторое время прицеп обязательно начнет поворачивать. Чтобы выровнять его поверните руль в ту же сторону, куда повернул прицеп. После того как он выровняется, поставьте руль прямо.

Уроки маневрирования: для того чтобы прицеп повернул в какую либо сторону, нужно повернуть руль в противоположную сторону. Когда прицеп повернется, поверните руль в сторону его поворота, чтобы машина следовала за ним.

Практические уроки вождения лучше проводить на просторной площадке, обозначив коридор для маневрирования полутораметровыми отрезками штапика или дранки (их хорошо видно к тому же о них непросто поцарапать машину).

Но сначала нужно определить максимальный угол между продольными осями прицепа и автомобиля, который допускает движение назад без складывания прицепа. Для этого нужно вывернуть руль до упора в любую сторону и проехать вперед, удерживая его так не меньше половины круга. Далее необходимо остановится, выйти из машины и постараться запомнить получившийся угол между машиной и прицепом. Он и будет максимально возможным для движения назад без складывания. Когда при маневрировании назад прицеп повернул слишком круто и угол поворота превысил максимально возможный для движения без складывания, выверните руль до упора в другую сторону и проедьте еще немного назад. Если угол не уменьшается, а ваш автопоезд продолжает складываться, остановитесь. Поверните руль до упора в обратную сторону и проедьте немного вперед.

Как только угол между продольными осями машины и прицепа станет не больше максимально допустимого, останавливайтесь и продолжайте маневрировать назад. Учитывайте что для разворота автомобиля с прицепом нужно больше места, чем для одного автомобиля. Для разворота автомобиля с прицепом на дороге ширина проезжей части должна быть не меньше суммарной длины автопоезда. Видео:

Все водители без исключения, ежедневно сталкиваются с парковкой своего автомобиля. Бывают легкие места для парковки, а бывают и сложные, что даже опытные водители не совсем понимают, как правильной парковаться. В этом уроке постараемся разобрать наиболее распространенные случаи парковки в городе.

Приведем как схемы, так и видео уроки по парковке передним и задним ходом. Многие инструктора в автошколах используется искусственные ориентиры при обучении параллельной парковке, но когда начинающий водитель пытается повторить тоже самое на реальной дороге в городе, то не находит привычных ориентиров и часто сбивается, не попадая в парковочное место. В данном материале дадим ориентиры, состоящие из окружающих автомобилей, по которым вы сможете выполнить грамотную параллельную парковку.

Разберем схему, как парковаться задним ходом между автомобилями или по простому — схему параллельной парковки. Какие можно найти подсказки.

Многие водители, увидев свободное место парковки сначала проезжают прямо вперед, останавливаются около впереди стоящей машины и начинают сдавать задом. Не совсем верно, задачу себе можно упростить.

Гораздо легче будет, если вы заедите передом в парковочное место и тут же из него вырулите и остановитесь таким образом, чтобы ваше заднее колесо поравнялось с бампером впереди стоящего автомобиля (см. схему на рисунке). Из данного положения гораздо проще выполнить параллельную парковку.

Из этого положения можно поворачивать руль до упора в право и начинать движение задним ходом до того момента, пока не увидите в левом зеркале заднего вида, правую фару сзади стоящего автомобиля.

Как только увидели, останавливаемся, выравниваем колеса и продолжаем движение назад до тех пор, пока наше заднее левое колесо не поравняется с осью левых фар, припаркованных автомобилей (см. схему).

Важно! В любом случае ВСЕГДА контролируйте как движется перед вашего автомобиля, не заденет ли он крыло припаркованного впереди автомобиля. Это наиболее частая ошибка водителей, приводящая к столкновению во время парковки.

Останавливаемся на безопасном расстоянии от заднего автомобиля и если все сделано правильно, то вам остается одно движение вперед, чтобы завершить полностью параллельную парковку и поставить ровно автомобиль.

Видео урок: как правильно парковаться

Упражнение гараж — последовательность выполнения

Существует множество способов выполнения упражнения гараж, но мы рассмотрим наиболее простой и легкий в освоении способ.

Как правило, вы подъезжаете к парковочному месту, когда оно находится справа (по причине правостороннего движения, исключение может составлять лишь большие парковки у торговых центров, где возможно придется парковаться в другую сторону).

  • Проезжаем парковочное место, прижавшись к нему правым бортом и в момент, когда правое зеркало заднего вида будет на середине парковочного места поворачиваем руль влево и отъезжаем так, чтобы в правом зеркале вы видели стойку (в реальном случае — автомобиль, занимающий рядом стоящее парковочное место), выравниваем колеса и останавливаемся (можете сделать наоборот, остановиться, а потом поставить колеса ровно).
  • Начинаем медленно двигаться назад, поворачивая руль вправо. Здесь важно двигаться медленно для того, чтобы вовремя скорректировать направление движение, в случае, если не рассчитали угол поворота руля.
  • Двигаемся назад, контролируя в первую очередь расстояние до стойки в правом зеркале заднего вида, а во вторую — левое зеркало. Конечно, можно пользоваться в данной ситуации только правым зеркалом, но при условии, что вы хорошо чувствуете дистанцию по зеркалам, а также, если вы точно уверены, что с запасом поместитесь в парковочное место (в случае больших парковок). На начальном этапе лучше контролировать оба зеркала.
  • В момент, когда автомобиль встанет параллельно стойкам (или другим автомобилям на парковке), выравниваем руль и докатываемся до конца парковочного места и останавливаемся.

Видео урок поможет вам наглядно понять, как нужно действовать, при выполнении упражнения гараж.