Нужны ли нам «черные ящики» в автомобилях? Правительство изменит законы для установки «черных ящиков» в авто

Правительство РФ поддержало идею установки с 2020 г. во все новые автомобили «черных ящиков», которые будут фиксировать, сохранять и передавать информацию о движении транспорта по сигналам ГЛОНАСС. Вице-премьер Аркадий Дворкович уже распорядился создать межведомственную рабочую группу для подготовки необходимой законодательной базы.

Предложение о создании «Единой государственной среды передачи навигационной информации, получаемой от тахографов и иных технических устройств с измерительными функциями» (ЕГСНИ), было озвучено на совещании у вице-премьера Дмитрия Рогозина в начале октября. Как говорится в тексте протокола, ЕГСНИ можно применять также и «для фиксации нарушений ПДД и привлечения нарушителей к административной ответственности». Редакция сайт ответила на самые важные вопросы о «черных ящиках» для автомобилей.

С чего все началось

Впервые о необходимости установки бортовых самописцев в автомобили заговорили в 2012 году. Тогда Минтранс обратился к правительству с просьбой проработать возможность интеграции «черных ящиков» в бортовую систему машин «к 2015-2016 году». Вопрос был отложен из-за нестабильной экономической ситуации. Представители Минтранса признавали, что реализацию инициативы сдерживали не только экономические факторы, но и отсутствие государственных стандартов, регулирующих возможности использования «черных ящиков» и право доступа к зафиксированной ими информации. В частности, эксперты говорили о том, что на законодательном уровне должно быть четко прописано, какие параметры может фиксировать самописец, в каких случаях можно использовать информацию и кто может иметь к ней доступ.

Что у них внутри и как они работают



Скорее всего, «черный ящик» будет работать от электросети автомобиля, плюс будет иметь резервный источник питания. Программный код устройства должен быть серьезно защищен от взлома. Самописец должен записывать данные, полученные с датчиков ускорения, проскальзывания колес, двигателя, других систем автомобиля, а также фиксировать даже разговоры пассажиров.

К примеру, в 96% новых автомобилей в США, по информации NHTSA, уже используется технология EDR (Event Data Recorder), которую и называют «черным ящиком». Это электронный чип, который перезаписывает непрерывный цикл информации, поступающий из всевозможных датчиков и управляющих модулей машины. В случае ДТП, EDR оставляет данные за пять секунд до аварии и секунду после нее. Таким образом удается понять, с какой скоростью двигалась машина, работали ли тормоза, через какое время выстрелили подушки безопасности, были ли пристегнуты ремни. Получить все эти сведения можно только подключив к автомобилю специальное считывающее устройство. Благодаря этой технологии можно воссоздать картину аварии максимально подробно. Более очевидная польза - возможность максимально быстро среагировать на аварию.

Не противоречит ли это закону



Главный вопрос к «черным ящикам» с юридической точки зрения - тотальный контроль над каждым автовладельцем, что затрагивает права и свободы граждан - основы Конституции России. Ровно об этом же в свое время спорили в Америке. Так, например, сбор данных с машин, на которых эти устройства были установлены еще на заводе, по заявлениям представителей компаний, в США мог осуществляться только с разрешения владельца транспортного средства.

С другой стороны, в тексте протокола по итогам совещания у Рогозина отмечено, что ЕГСНИ можно применять также и «для фиксации нарушений ПДД и привлечения нарушителей к административной ответственности». Соответственно, о разрешении речь, скорее всего, не идет. Вероятно, рабочей группе придется отдельно заняться юридической составляющей.

Чем опасны самописцы на борту автомобиля



Кроме возможного нарушения Конституции, автомобилистов волнуют еще два вопроса. Первый - то, что данными с «черных ящиков» могут пользоваться страховые компании, которые начнут собирать информацию о том, как ездит водитель, и регулировать в зависимости от этого тарифы на страховку.

Второй - возможное попадание данных к мошенникам. Маршрут перемещения, записи разговоров в автомобиле и так далее - все это можно использовать против владельца машины.

Чем отличается «черный ящик» в автомобиле и в самолете



Если в авиации к аварии чаще приводит отказ тех или иных систем, то в автомобиле - человеческий фактор. Соответственно, в записи самолетного разговора есть большой смысл, тогда как важность автомобильного не так очевидна.

«Черный ящик» в самолете - система регистрации и записи данных о техническом состоянии воздушного судна, показаниях измерительных приборов, запись переговоров экипажа. Устройство помещается в очень прочный короб из термоустойчивых титановых сплавов. Едва ли автомобильные самописцы будут столь же устойчивы к внешним воздействиям.

К сожалению, в наше время, ДТП (дорожно-транспортные происшествия) становятся повседневными участниками городских хроник происшествий. Для снижения риска и предотвращения ДТП ежедневно разрабатываются новые правила, принципы и устройства. Но, что делать тем, кто уже попал в ДТП, к счастью, отделавшись легким испугом, что не скажешь о личном транспорте, восстановление которого требует значительных затрат. Для этих целей правительство Российской федерации ввело закон об обязательном автостраховании, призванное взять на себя бремя расходов на восстановление ТС (транспортного средства) после ДТП. Но, и этот закон действует не всегда – особенно в спорных моментах (отсутствие свидетелей и т.п.). В своей идее я предлагаю исправить этот недостаток. А именно, оснащать автомобили недорогими аналогами авиационных «черных ящиков». Предупрежу сразу, данная статья не является инструкцией к действию, она призвана дать информацию к размышлению.


Правда, название «черный ящик» весьма условно, так как в авиации подобное устройство (бортовой самописец, или точнее – бортовое устройство регистрации рабочих параметров) призвано, в первую очередь, регистрировать рабочие параметры всех систем (основных систем) летательного аппарата (рабочие параметра двигателя, электропроводки, топливной аппаратуры и т.п.), то наш автомобильный «черный ящик» будет, в первую очередь, выступать видеосвидетелем.


Для создания собственного автомобильного «черного ящика» нам понадобится:


  • компьютер на базе Intel Pentium II 300MHz и выше;

  • винчестер от 4 Gb (с хорошей вибростойкостью);

  • пара устройств UPS (источники бесперебойного питания для компьютера);

  • Mobile rack (устройство переноса винчестера);

  • пара USB web-камер;

  • клавиатура+мышь+коврик по вкусу;

  • умелые руки и небольшая смекалка.

«Черный ящик»


«Сердцем» «черного ящика» будет компьютер, операционная система может быть любой, главным критерием работы должна быть штатная поддержка web-камер.


Для начала разберем системный блок и соберем его собственное подобие, с учетом того, что системный блок будет располагаться в багажнике, поэтому ударопрочность, влаго — и пылестойкость данного ящика должна быть удовлетворительной.


Сделав системный блок, монтируем его в багажнике (если нет места, то есть штатные места под сидениями и т.п.), снабдив его хорошей вентиляцией, приступаем к установке web-камер. Камеры нужно установить так, чтобы был максимальный угол обзора. Я советую разместить их в лобовой и задней части автомобиля (камер, может быть больше двух, все зависит от количества USB-портов в системном блоке). Соединяем камеры с системным блоком при помощи обычных USB разъемов. Техническая сторона системы готова.


Программное обеспечение
ПО призвано сохранять изображение с камер на винчестер компьютера, т.е., фиксировать все то, что происходит перед «глазами» камер.


Нам необходимо, чтобы:


  • система вела непрерывное видеонаблюдение с интервалом «последние 30 минут »;

  • изображение запоминалось в распространенном видеоформате с отметкой на кадре текущей даты и времени (часы – минуты — секунды);

  • была достаточно надежной (минимум программных ошибок);

  • программа обеспечивала, минимум, 10 кадров/сек при разрешении 640х480 и выше.

Сейчас ПО, отвечающего нашим требованиям, достаточно много, начиная от специальных программ для создания видеонаблюдения с помощью WEB-камер, до общих программ использования WEB-камер. Но, в общем, трудности с написанием подобной программы не возникнет.


Система питания
Тут нам очень пригодятся UPS-устройства, так как они имеют штатные преобразователи 12/220В, т.е. им вполне хватает 12В, выдаваемых автомобильным генератором тока (или аккумуляторной батареей). Более того, данные устройства снабжены стабилизатором напряжения, что очень хорошо отразиться на «черном ящике». Итак, берем UPS, вынимаем аккумулятор (есть свой автомобильный аккумулятор на 12В), а схему переделываем так, чтобы она «обманывала» датчик входного напряжения и датчик преобразования 12/220В включался сразу, а не при пропадании напряжения в сети. Более того, данная система позволит использовать в автомобиле устройства, использующие 220В переменного тока (это один из бонусов «черного ящика»).


Итоги
Вот в целом и все – автомобильный «черный ящик» создан. Использование монитора – дело добровольное, он необходим для контроля работоспособности и устойчивости системы. Винчестер лучше сделать на съемных салазках, чтобы обеспечить максимально быстрое и удобное изъятие винчестера из «черного ящица». И еще много разного по вашему вкусу и смекалке. Хочу напомнить, что данная статья не является подробной инструкцией к действию, а лишь информацией к размышлению.


Как итог приведу принцип работы системы: во время работы автомобиля, изображение с WEB-камер поступает на компьютер, где непрерывно сохраняются последние 30 минут, т.е. во время движения камеры призваны контролировать и фиксировать все, что происходит вокруг автомобиля. Естественно, если, не дай бог, случиться ДТП с вашим участием и возникнет спорный момент, то изображение с камер будет дополнительным свидетельством вашей правоты.


Почему подобная система построена на базе компьютера? Есть разнообразные методы и способы, начиная с простых видеомагнитофонов, заканчивая специальными устройствами видеозаписи. Но, система, построенная на базе компьютера, решает ряд дополнительных задач, которые я рассмотрю в одной из следующих статей по идеям бизнеса (забегу вперед – компьютер «умеет» всё).


Принципы заработка
Так как это идея бизнеса, то на этой идее нужно как-то заработать. Подобного рода системы очень популярны среди людей, которые боятся попасть в ДТП и при этом возникнет спорная ситуация (кто кого подрезал, скрытие с места преступления и т.п.) – поэтому основной источник доходов – это монтаж подобного рода систем на автомобили.


Подсчитаем затраты:


  • системный блок с винчестером — от 3000 рублей;

  • пара камер – от 1500 до 3000 рублей;

  • UPS – от 1500 рублей;

  • Провода, периферия – от 500 рублей;

  • умелые руки и смекалка – бесплатное приложение к вам.

Монтаж и сборка системы – это ваши затраты, которые вы включите в стоимость установки системы.


Итого: первоначальные затраты составят от 6000 рублей (~200 долларов),т.е. это стоимость средней автомагнитолы с акустикой.


Согласитесь, очень маленькая цена в сравнении с потраченными нервами и временем в судах с попыткой доказать свою правоту. Ведь при наличии подобного рода «черного ящика» существенно экономится время на разборы ДТП.


Сначала установите систему у себя, затем у друзей, затем начните сотрудничать с автосервисом (где часто бывают автомобили после аварии), не бойтесь того, что они самостоятельно могут реализовать эту схему, у вас же она уже отработана:).


Первоначально Вы можете устанавливать системы за сумму от 7000…8000 рублей, эта сумма покроет ваши расходы, затем Вы можете устанавливать абонентскую плату за обслуживание системы (смена винчестера, проверка, диагностика и т.п.) и, рано или поздно, вы можете вырасти в небольшую фирму, предоставляющую весь , касающийся автосервиса.


Главным плюсом вашего бизнеса основанном на данной статье — это необычность, оригинальность, гибкость (вы можете воплощать очень смелые проекты при помощи компьютера), низкая себестоимость комплектующих и достаточно, на мой взгляд, высокий спрос, так как подобную систему можно поставить в любой автомобиль, как отечественный, так и иностранный. Подобную систему легко монтировать (при должном умении, не сложнее, чем установка автомагнитолы).


Еще одно применение подобной системы – контроль за передвижением, так как достаточно увеличить интервал записи с последних 30 минут до, например, 40…50 минут и всегда можно будет сказать — где был водитель, на каких улицах и т.п.


В общем, проявите полет фантазии и смекалку, и даже старый компьютер сможет послужить вам с огромной пользой и источником дохода.


Следующая новость

Правительство РФ одобрило идею об оснащении всех эксплуатируемых в стране автомобилей черными ящиками — специальными устройствами, которые записывают и передают данные о движении, скорости и состоянии транспортного средства в ГИБДД. Сценарий изменений нормативно-правового регулирования для обеспечения возможности внедрения интеллектуальных телематических систем (ИТС) разработает межведомственная группа, в которую войдут представители Минпромторга, Минтранса, МВД, Минкомсвязи, Минфина, МЧС, «Банка России», некоммерческого партнерства ГЛОНАСС и группы «АвтоНет», сообщили «Известия».

Что такое черный ящик

Пока что готового аналога авиационного черного ящика для автомобилей, который записывал и передавал бы не только данные о скорости, местоположении и состоянии автомобиля, но и разговоры тех, кто находится в салоне, не существует. Неизвестно, какие именно данные будут собирать и как их предполагается хранить, разработкой этой системы как раз должна заняться межведомственная группа.

«Мы считаем целесообразным разработку двух дорожных карт: одну по совершенствованию нормативного правового и нормативно-технического регулирования и вторую — по интеграции создаваемой системы с другими государственными информационными и информационно-навигационными системами», — заявил президент ГЛОНАСС Александр Гурко.
Самописец для легковых машин можно собрать вручную — инструкции опубликованы в интернете. Это обойдется автомобилисту в семь-восемь тысяч рублей, в зависимости от того, какую информацию он будет фиксировать.

Сейчас существуют различные «умные» системы наблюдения и тахографы, устанавливаемые в машины, например БУ 1201 (используется системой «Платон») или ЭРА ГЛОНАСС — так называемая система экстренного реагирования при авариях, аналог европейской eCall. С 2020 года ЭРА ГЛОНАСС станет обязательным атрибутом для всех автомобилей, выпускаемых на территории Таможенного союза. Тот же видеорегистратор тоже, по сути, черный ящик. Правда, данные, полученные им, остаются исключительно в распоряжении автовладельца.

Овчинка выделки не стоит

По мнению главы общественной системы «Обеспечение безопасности дорожного движения» Константина Крохмаля, внедрить черные ящики стоило бы в общественный транспорт и такси, также система поможет ловить нарушителей ПДД. Но разработка подобной системы и новых бортовых устройств — дорогостоящее мероприятие.

«Автомобиль — это продукт массового потребления, в России их огромное количество. Овчинка выделки не стоит. Но идея абсолютно правильная — насколько я понимаю, весь общественный транспорт будет оборудован черными ящиками, это правильно. Второе — обязательно должны быть оборудованы такси, потому что водитель несет ответственность не только за себя и пассажиров, но и за окружающих. И самый главный момент — это, конечно, нарушители. Доказать нарушение скоростного режима и так далее бывает очень непросто», — пояснил Крохмаль «Коммерсанту ».

Другой эксперт, гендиректор информационно-аналитического агентства Infoline Иван Федяков считает, что для рынка подобные траты будут неподъемными.

«Придется разрабатывать данную систему с нуля, думать, как ее внедрять, как работать над ее ошибками, как обновлять эти системы, потому что это все-таки не софт, который можно обновить через интернет. И за это придется немало заплатить, а в условиях не вполне благоприятной экономической ситуации в нашей стране эта плата может стать просто неподъемной для участников рынка. Будь то обычный автолюбитель, или, если за это придется заплатить автоконцернам, на фоне того, что объемы продаж автомобилей в этом году стремительно падают, и мы рискуем разменять худший 2009 год», — сказал он.

Рынок ждет

Директор по развитию бизнеса АО «Группа Т-1» Игорь Хереш наоборот считает, что лучше России не ждать появления зарубежных аналогов черных ящиков и взяться за дело самостоятельно. Создание среды для развития ИТС может обеспечить отечественным компаниям временное преимущество, благодаря которому они смогут создать и довести до нужного уровня свои продукты раньше, чем конкуренты.

«Прежние меры государства по регулированию рынка телематических услуг были своевременными и удачными, поэтому мы имеем развитый рынок автомобильной телематики, хотя еще семь-восемь лет назад мы сильно отставали от других стран. Та же ЭРА ГЛОНАСС у нас уже работает, а европейский ее аналог — eCall — пока нет, хотя проект eCall стартовал раньше. Поэтому я считаю, что государству и в дальнейшем необходимо формировать среду для появления новых все более сложных и специализированных телематических сервисов. Рынок ждет этих шагов от регуляторов», — объяснил свою точку зрения Хереш.

Черные ящики в авто — это нарушение Конституции

Некоторые эксперты высказались кардинально против этой идеи. Зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству Вячеслав Лысаков и зампред комитета ГД по транспорту и строительству Алексей Русских посчитали ее нарушением одного из основных положений Конституции — о правах и свободах граждан.

«Эти черные ящики будут определять не только местоположение машины, но и стиль езды водителя, и скорость на протяжении всей поездки. То есть, по сути, будет тотальный контроль над каждым автовладельцем», — рассказал Лысаков «Национальной службе новостей».

«Мое мнение, если эта идея останется в таком виде, как представлена сейчас, то это нарушает права и свободы граждан и однозначно увеличивает стоимость автомобиля», — согласился Русских, его слова цитирует РИА «Новости».

Мы созрели для черных ящиков в автомобилях

Есть и другое мнение. Председатель МРОО «Движение автомобилистов» Армен Оганесян считает, что идея оснащения самописцами не лишена смысла. Во-первых, это поможет снизить смертность в ДТП.

«Наличие такого устройства в автомобилях граждан — это огромный плюс, потому что при экстренной ситуации кнопка SOS ЭРА ГЛОНАСС автоматически срабатывает и дает координаты человека, дает информацию о том, что с ним. Кроме того, мы должны все-таки понимать, что эта система дает информацию о том, как товарищ ехал до этой определенной ситуации: он превысил скорость или, наоборот, спокойно ехал, в соответствии с требованиями ПДД. Вся эта информация способствует дальнейшему быстрому реагированию. Я думаю, мы уже созрели для того, чтобы данные устройства у нас были установлены в автомобилях. Поэтому я считаю, что это одно из редких положительных действий в сторону автомобилистов, которые мы наблюдаем со стороны властей», — сказал эксперт телеканалу «360».

По его мнению, стоимость автомобилей при этом вырастет незначительно — всего на пять-семь тысяч рублей. Что касается сохранности полученных системой данных, этот вопрос должно отработать правительство.

«Есть закон о персональных данных. Если обеспечится сохранность данных, то никакой опасности не будет. <…> В стране должен работать закон, все должны ходить под этим законом. А когда работают „понятия“, и кто-то больше подвержен действию закона, чем другой, это уже неправильно и приводит к бардаку», — заявил Оганесян.

Следующая новость

Для слежки за автомобилями предложено использовать навигационную систему ЭРА-ГЛОНАСС, изначально разрабатывавшуюся для помощи людям, попавшим в ДТП


В правительстве РФ родилась идея радикального решения проблемы нарушения российскими автомобилистами правил дорожного движения. Министры полагают, что начиная с 2020 года все новые машины должны оборудоваться «черными ящиками» - устройствами, которые на основе сигнала системы ГЛОНАСС будут следить за движением автомобиля и передавать всю информацию в МВД.

Как сообщают «Известия» , инициатива была озвучена заместителем министра транспорта РФ Алексеем Цыденовым на совещании у вице-премьера Дмитрия Рогозина. Известно, что план получил поддержку, и в результате Минпромторгу, Минкомсвязи, Минэконому, Минтрансу и госкомпании АО «ГЛОНАСС» было поручено изучить проект и подготовить предложения по его реализации.

Технические тонкости: из спасателей в контролеры

Подготовка тотальной слежки за всем российским автотранспортом оформлена правительством как формирование «Единой государственной среды передачи навигационной информации, получаемой от тахографов и иных технических устройств с измерительными функциями» (ЕГСНИ). Реализовывать концепцию предполагается на базе первоначально создавалась для помощи людям, попавшим в ДТП: аббревиатура «ЭРА» расшифровывается как «экстренное реагирование при авариях».

При создании системы предлагалось, что датчик ГЛОНАСС будет передавать спасателям и медикам точные координаты машины, попавшей в аварию. Однако теперь власти хотят использовать возможности точного определения каждого автомобиля для слежения за транспортом в целом.

Обозреватели отметили, что речь идет о расширении функций, а не о создании новой системы. Дело в том, что обязательная установка следящих блоков системы ЭРА-ГЛОНАСС с 2020 года прописана в техническом регламенте о безопасности колесных транспортных средств Таможенного союза. В штатном же режиме ЭРА-ГЛОНАСС начала работу с 1 января текущего года. Правда, пока ею оборудуются только отдельные машины: Lada, Mercedes, Bentley и некоторые другие марки.

Между тем, слежка за движением автотранспорта и отправка отчетов в ГИБДД - далеко не все опции, на которые можно «раскрутить» спасательную систему. таким образом, чтобы с ее помощью можно было дистанционно глушить двигатель. Сторонники идеи утверждали, что новшество может помочь при поимке автоугонщиков и прочих преступников.

Определенная неопределенность

В качестве спасательной системы перспективы ЭРЫ-ГЛОНАСС вопросов не вызывают. Однако попытка навесить на нее дополнительный функционал порождает весьма сложные вопросы как технического, так и финансового плана, отмечают обозреватели. Во-первых, это касается информации с которой приходится иметь дело. В России 42 миллиона транспортных средств; передача данных только о разбившихся машинах - один уровень сложности, а отслеживание и анализ поведения всех автомобилей - совершенно другой, подчеркивают эксперты.

Также во властных коридорах пока нет единого представления о том, зачем, собственно, нужно следить за автомобилистами. «Представители Минтранса за манерой вождения, но, правда, нам это преподносилось как инструмент для страхования: чтобы страховщики могли оценивать, как водитель ездит, и могли бы применять понижающие либо повышающие коэффициенты», - рассказал журналистам президент Московского транспортного союза Юрий Свешников.

Открытым остается и вопрос о финансировании проекта: государство уже вложило в создание системы более 3,9 миллиардов рублей, и больше тратить денег, похоже, не намерено. По крайней мере, государственное финансирование проект должен получать лишь первые три года работы, после чего ему придется выйти на самоокупаемость.

Национальная администрация безопасности дорожного движения США выступает с предложением оснащать все новые автомобили устройствами, записывающими показания бортового компьютера до и после аварии (так называемые черные ящики). Однако, несмотря на то, что в настоящее время некоторые автопроизводители уже начали устанавливать черные ящики на свои машины, до сих пор не существует единых стандартов или правительственных рекомендаций для записывающих устройств.

В настоящее время на автомобилях уже используются некоторые системы регистрации и фиксации данных. Это автомобильные тахографы, которые регистрируют все основные показатели грузовых автомобилей, производящих международные автомобильные перевозки, а также автомобильные видеорегистраторы.

Тахограф для грузовиков

Автомобильный тахограф - это бортовое техническое устройство измерения, предназначенное для непрерывной идентификации и регистрации в автоматическом режиме времени, скорости движения и пробега автомобиля, периодов времени труда и отдыха водителей. Идея применения тахографа возникла в Европе в момент бурного развития автомобильных грузоперевозок. Тахограф является обязательным устройством для автомобилей, осуществляющих грузопассажирские международные перевозки.

Фото: wikimedia.org Тахограф является обязательным устройством для автомобилей, осуществляющих грузопассажирские международные перевозки

Тахограф призван обеспечить соблюдение режимов труда и отдыха водителей и контроль скорости движения транспортного средства, при этом показания тахографа являются юридически признаваемыми данными при разбирательстве в суде или транспортном контроле на дорогах. Выдаваемый тахографом документ является основанием для наложения взысканий правоохранительными органами, поскольку он является объективным, автоматически формируемым, защищенным от фальсификаций документом. На сегодняшний день весь новый транспорт, осуществляющий международные перевозки, обязательно должен быть оснащен цифровыми тахографами.

Еврокомиссия внедрила новые требования для тахографов, согласно которым с 1 октября 2011 года все новые тахографы, устанавливаемые на автомобили для международных перевозок, должны быть электронными. Новые требования Еврокомиссии направлены на защиту от мошенничества, более точный учет времени в дороге и уменьшение времени на загрузку данных с тахографов в компьютеры транспортных компаний.

Видеорегистратор

Автомобильный видеорегистратор - это устройство, установленное в автомобиле, основная функция которого - непрерывная запись абсолютно каждой происходящей ситуации на дороге. Каждый кадр видеороликов промаркирован временем, данные видеозаписи являются документальным подтверждением тех или иных событий, которые имели место на дороге. Стоит отметить, что видео, сделанное данным устройством, имеет огромнейший вес в суде, если не сказать более - данного рода материалы оспорить в суде не представляется возможным.

Фото: emagzin.com Современные видеорегистраторы оснащены встроенными GPS-приемниками, ИК-подсветкой, датчиками движения и снимают в FULL HD разрешении

Это устройство зафиксирует все, что происходит непосредственно перед вашим автомобилем, а если установить дополнительные камеры, то он будет регистрировать и то, что происходит внутри или же сзади вашей машины. Современные видеорегистраторы оснащены встроенными GPS-приемниками, ИК-подсветкой, датчиками движения и снимают в FULL HD разрешении.

В нашей стране автомобильный видеорегистратор становится все более востребованным продуктом. Видеозапись происходящего на дороге во время движения автомобиля будет неоспоримым доказательством при возникновении любых проблемных ситуаций. Автомобильный видеорегистратор на сегодняшний день - едва ли не единственный способ противостоять беспределу на дорогах, как со стороны власть имущих, так и, безусловно, сотрудников правоохранительных органов. Камера позволяет объективно фиксировать дорожную обстановку и всю окружающую ситуацию, можно предъявить эту запись в случае обвинения в нарушении или совершении ДТП.

Не секрет, что доказательственная база, связанная с нарушением правил дорожного движения, зачастую строится только на показаниях сотрудников ГАИ, и расхожая фраза "у суда нет оснований не доверять показаниям инспектора", получившая в последнее время широкое распространение в практике, будет применяться очень осторожно, так как показания участников процесса легко проверяются. Имеет значение и психологический фактор - осознание того факта, что действия любого инспектора или водителя могут быть зафиксированы и продемонстрированы, станет сдерживающим обстоятельством.

Наличие записи, сделанной видеорегистратором, однозначно не позволит сотрудникам ГАИ произвольно трактовать обстоятельства дорожно-транспортного происшествия. Можно предположить, что такие записи помогут значительно увеличить объективность результатов рассмотрения материалов по делам об административных правонарушениях. Ведь сделанная камерой запись является объективным свидетельством обстоятельств, в отличие, например, от показаний и объяснений водителей, так как люди могут давать неправильные или неточные показания в силу разных причин - неправильное восприятие событий, умышленное искажение обстоятельств и т.д.

Беспристрастная видеозапись исключает человеческий фактор и все связанные с ним ошибки. Правда, на практике может возникнуть проблема с приобщением к делу видеозаписей. Однако можно предположить, что в городах компьютеры имеются во всех подразделениях ГАИ, а потому просмотреть запись окажется возможным.

Конечно, вопрос о допустимости такого доказательства должен решаться в каждом конкретном случае индивидуально с учетом всех обстоятельств дела, однако трудно представить, что какое-то должностное лицо решится прямо проигнорировать запись, на которой четко видны действия участников дорожного движения.

При этом будет некоторым образом установлен и паритет в состязательности сторон процесса - ведь показания технических приборов, в том числе и средств фиксации, ныне применяемых сотрудниками ГАИ (например, измерители скорости, фиксирующие не только скорость, но и сам автомобиль, а также его водителя), признаются доказательствами. Потому вполне объективным выглядит и предоставление возможности другим участникам движения фиксировать дорожную обстановку, в которой они находятся.

В общем, видеорегистратор может стать важным элементом доказательной базы при возникновении ДТП и, кроме того, дисциплинирует автолюбителей. Ведь, если все ваши действия за рулем фиксируются, поневоле придется следить за соблюдением правил. Это означает, что и количество аварийных ситуаций на дороге при массовом использовании черных ящиков уменьшится. Поэтому в Европе, Америке, Японии и Корее уже в 2012 году планируют стандартно оснащать все автомобили видеорегистраторами.

Автомобильный "черный ящик"