Обязательная установка самописца в автомобиле. Тотальный контроль: зачем автомобили хотят оборудовать черными ящиками

Вице-премьер Аркадий Дворкович дал указание создать межведомственную группу, которая должна разработать правовую основу для реализации проекта так называемых интеллектуальных телематических систем (ИТС) иди попросту «черных ящиков». В рамках этого проекта предусмотрено, что все автомобили в России должны быть оснащены бортовыми устройствами, которые отслеживают абсолютно все, что происходит с машиной.

О бюджете проекта говорить рано, пока еще все находится на этапе формирования идей.

Что это - автомобильный большой брат в маленьком «черном ящике» или надежное подспорье для каждого автомобилиста? Насколько нужен такой проект в принципе?

И насколько он актуален в России сейчас, в условиях падающего автомобильного рынка?

Мнения экспертов

Во-первых, государство постоянно, оброками, данью и прочими способами, включая налоги, пытается обложить автомобилистов.

В том числе для того, чтобы возместить абсолютно безумные затраты на ЭРА-ГЛОНАСС, которая, кстати, и без того собирает много информации об автомобиле. На самом деле, «черные ящики» по большому счету не нужны.

Во-вторых, еще непонятно, будут ли эти ящики внедряться на автомобили, выходящие на рынок. Неясно также, будут ли «черные ящики» внедряться в действующие автомобили, что критично для современных систем.

В-третьих, не совсем понятно, что мы за это все получим. Если появятся дополнительные сервисы бесплатные - это хорошо. Но я сильно сомневаюсь, что такое произойдет.

Все это - желание заработать на автомобилистах. У нас 40 миллионов автомобилей: если по 3 тысячи (как нам обещали ранее) пойдет на «черный ящик» для каждой машины, то сумма набежит солидная.

Может быть в США такое еще и возможно,

но у нас, с учетом возраста нашего автопарка, внедрение «черных ящиков» займет очень много денег и времени.

Честно говоря, у меня нет ощущения, что запись всех параметров в «черном ящике» будет как-то помогать. Скорее, это будет использовано нашими спецслужбами для слежки за автомобилями.

«Черный ящик», на мой взгляд, поменяет саму суть личного автотранспорта, который ассоциируется со свободой. Лично я не хочу, чтобы за мной следили.

В любом случае, говорить о массовом внедрении «черных ящиков» на наши автомобили к 2020 году нельзя. Может на новые автомобили они и смогут их устанавливать, но пройдет лет так тридцать или сорок, прежде чем ящики появятся у всех.

Лично мне все это напоминает так называемые «прожекты на светлое будущее», не имеющие ничего общего с реальными, осуществимыми проектами.

Рационального, с технической точки зрения, тут ничего нет вообще!

А сама задача понятна - следить за гражданами и за автомобилями соответственно.

Естественно инициатива МВД будет прикрываться благими пожеланиями, которых мы услышим много. Не менее очевидно, что здесь преследуется и чисто экономический интерес, ведь почему бы не заставить платить за эти дорогущие системы всех автовладельцев в обязательном порядке? Наверняка соответствующая аппаратура слежения будет производиться одной компанией (максимум двумя), которая, конечно же, будет иметь отношение к отдельным чиновникам, к государственным структурам.

На мой взгляд, правительственные чиновники просто ищут очередной способ опосредованно ввести еще один налог, а заодно и за гражданами последить.

Они вообще не нужны, ни сейчас, ни потом, никогда!

«Черные ящики» по сути - это система слежки.

Разговоры о том, что такие ящики устанавливаются везде за рубежом - это абсолютная чушь. Нигде они там не устанавливаются.

У нас и без того есть приборы, которые отслеживают движение автомобиля, есть система ЭРА-ГЛОНАСС, в конце концов. Зачем еще какие-то «черные ящики»?

Я считаю, что все это делается во имя еще одного, относительно легального способа отъема денег. Никаких других причин здесь быть не может.

Государство пытается разными способами контролировать человека, а «черные ящики» один из них.

Зачем контролировать? Просто чиновники хотят себя полностью обезопасить.

Позитивный момент, пожалуй, один: применение этой технологии для коммерческих перевозок. К примеру, в отдаленных уголках России разобраться в ДТП бывает достаточно сложно, а «черные ящики» как раз в таких случаях могут пригодиться.

На гражданском личном транспорте это, я думаю, будет очень долго внедряться. Сегодня все владельцы смартфонов, по сути, находятся под колпаком. А тут еще и всех владельцев частных авто под надзор поставят. Как в третьей части «Терминатора», с помощью ноутбука можно было управлять любым автомобилем - к этому мы рано или поздно придем. С одной стороны, такой контроль будет осуществляться органами власти, а с другой - к информации в «черных ящиках» могут получить доступ мошенники. Лично я не верю, что эта информация будет защищена.

По информации газеты «Известия» , Минтранс отложил на неопределенный срок обязательное введение «черных ящиков» в легковых автомобилях. Об этом изданию сообщил источник в ведомстве. Ранее предполагалось, что с 2015–2016 годов все новые автомобили, которые продаются на российском рынке, будут оснащены бортовыми самописцами. Но нужны ли они на автомобилях в России? На этот вопрос «За рулем.РФ» попросил ответить главного аналитика Некоммерческого партнерства «ГЛОНАСС» Андрея Ионина .

-Тема использования в России автомобильных «черных ящиков» (Event Data Recorder, EDR - защищенных устройств записи технических параметров работы узлов и агрегатов), лишь затронутая в статье «Известий», на самом деле имеет несколько различных аспектов для обсуждения.

Первый - техническая возможность создания таких устройств. Такая возможность действительно есть, и ряд автопроизводителей (например, GM) по собственной инициативе и в своих целях уже с 1995 года устанавливают «черные ящики» в свои автомобили, в первую очередь, премиум-класса и большой грузоподъемности, поскольку устройства пока достаточно дороги - около 1000 долларов. При этом перечень записываемых параметров и протоколы записи у разных автопроизводителей различны.

Второе - государственное регулирование в этой сфере. Наиболее далеко здесь продвинулись Соединённые Штаты, где после нескольких лет непростых обсуждений установлены национальные стандарты (протоколы и набор записываемых параметров) к «черным ящикам», которые станут обязательными для новых автомобилей со следующего года, и законодательно прописан порядок доступа к этой информации в случае ДТП.

В России вопрос установления национальных требований к «черным ящикам» и срокам обязательного оснащения ими пока не выходил даже за рамки идеи и самого предварительного обсуждения. И, конечно, никакой нормативной базы на национальном уровне здесь не было и нет. Важно и другое: в России уже с 1 января 2015 года работает государственная система «ЭРА-ГЛОНАСС» , которая решает ключевую задачу для попавших в ДТП - передачу экстренного вызова и координат ДТП в службы реагирования. Устройства «ЭРА-ГЛОНАСС» станут обязательными для новых автомобилей с 1 января 2017 года. Такой системы в США нет. Поэтому простой перенос американских стандартов на российскую почву просто неэффективен. Более того - в российской ситуации для ускорения внедрения любых инновационных решений в части безопасности на транспорте и минимизации расходов граждан и бюджета на эти цели разумно использовать возможности проекта «ЭРА-ГЛОНАСС». Например, реализация идеи автомобильного «черного ящика» в России возможна путем расширения обязательного функционала устройства «ЭРА-ГЛОНАСС», в первую очередь, подключения его к бортовому компьютеру для снятия технических параметров (наличие внутренней памяти уже является обязательным для устройств «ЭРА-ГЛОНАСС»). Однако до сих пор такое развитие проекта «ЭРА-ГЛОНАСС» не обсуждалось.

Третий отдельный вопрос - это перечень технических параметров для записи. Например, в США среди таких обязательных для записи параметров: скорость ТС, управление педалью газа, включение/выключение основного тормоза, использование ремня безопасности водителя, использование подушек безопасности и другие. Все они, очевидно, имеют прямое отношение к разбору причин и обстоятельств ДТП. Запись же голосовой информации из салона автомобиля, что, конечно, в наибольшей степени волнует граждан, не рассматривается - здесь аналогия с «черными ящиками» для самолетов не работает.

В правительстве РФ принципиально согласились с идеей оснащения всех автомобилей «черными ящиками» - специальными устройствами, записывающими и передающими данные о движении и состоянии транспортного средства. 28 октября вице-премьер Аркадий Дворкович распорядился создать межведомственную рабочую группу, которая подготовит сценарий изменений нормативно-правового регулирования для обеспечения возможности внедрения интеллектуальных телематических систем (ИТС). В рамках организации ИТС обсуждается оснащение всех эксплуатируемых в РФ автомобилей бортовыми устройствами, контролирующими состояние всех систем автомобиля.

Курирующий транспортный комплекс вице-премьер Аркадий Дворкович дал поручение создать межведомственную рабочую группу министерствам (Минпромторг, Минтранс, МВД, Минкомсвязь, Минфин, МЧС), Банку России, некоммерческому партнерству ГЛОНАСС и группе «АвтоНет» Национальной технологической инициативы. Речь идет о формировании единой среды сбора, обработки и передачи практически любой информации о местоположении и состоянии автомобиля. Конкретные пакеты информации будут определяться потребностями: возможна передача данных о нагрузке на ось грузового автомобиля (это решает вопрос взвешивания перевозимых грузов), стиле езды конкретного водителя (для составления договора страхования), необходимости ремонта или замены определенных узлов (для автосервиса).

Новая инфраструктура ИТС позволит также осуществлять все процессы управления трафиком, предусмотренные возможностями «Интеллектуальных транспортных систем», которые сейчас строятся в Москве, Петербурге и Казани. Речь идет об «умных» системах наблюдения, распознающих транспортные средства, системе «Умный общественный транспорт», позволяющей оптимизировать маршруты и интервалы, системе «Умная парковка» и т.д.

О бюджете проекта пока речь не идет - обсуждаются лишь идея и прорабатывается порядок ее реализации. Как видно из письма замглавы Минтранса Алексея Цыденова, действующими госпрограммами (например «Развитие транспортной системы» на период до 2020 года) инвестиции в ИТС не предусмотрены, а субъекты создают их за свой счет и исходя из собственных потребностей.

Глава АО «ГЛОНАСС» Андрей Недосеков предложил провести тестовые испытания предлагаемого технического решения и по результатам определиться с целесообразностью развертывания системы и производства оборудования на территории РФ.

Президент Некоммерческого партнерства ГЛОНАСС Александр Гурко заявил «Известиям», что для реализации намеченных планов необходимо сформировать проектный консорциум российских предприятий и организаций.

Мы считаем целесообразным разработку двух «дорожных карт»: одну по совершенствованию нормативного правового и нормативно-технического регулирования и вторую - по интеграции создаваемой системы с другими государственными информационными и информационно-навигационными системами.

Оснащение автомобилей «черными ящиками» в последнее время стало часто обсуждаемой темой. Потому что многие машины, например грузовики и пассажирские автобусы, сейчас и так предписано оснастить тахографами и терминалами «Глонасс». Большегрузные авто комплектуются еще и «Платонами» - устройствами взимания оплаты за использование федеральных дорог. С 2020 года обязательным атрибутом для всех автомобилей, выпускаемых на территории Таможенного союза, станет и терминал ЭРА-ГЛОНАСС (это система помощи при дорожно-транспортных происшествиях, что понятно из названия - ЭРА расшифровывается как «экстренное реагирование при авариях»). Иными словами, идея «черного ящика» для авто уже так или иначе реализуется. Но происходит это довольно фрагментарно и порой несогласованно - в результате владелец большегрузного грузовика, например, должен устанавливать три разных устройства. Поэтому сейчас дискуссии о недалеком будущем транспортной телематики свелись главным образом к тому, как лучше собирать и хранить весь объем информации, получаемой от машин, и как ее в дальнейшем использовать. Идеи высказываются самые разные: от дистанционного контроля за соблюдением правил дорожного движения до обеспечения возможности дистанционного отключения двигателя угнанного автомобиля.

Директор по развитию бизнеса АО «Группа Т-1» Игорь Хереш отметил, что создание государством среды для развития ИТС может обеспечить российским компаниям значимое временное преимущество, благодаря которому они смогут создать и довести до нужного уровня свои продукты раньше, чем их зарубежные конкуренты.

Прежние меры государства по регулированию рынка телематических услуг были своевременными и удачными, поэтому мы имеем развитый рынок автомобильной телематики, хотя еще 7–8 лет назад мы сильно отставали от других стран, - говорит Игорь Хереш. - Та же ЭРА-ГЛОНАСС у нас уже работает, а европейский ее аналог - eCall - пока нет, хотя проект eCall стартовал раньше. Поэтому я считаю, что государству и в дальнейшем необходимо формировать среду для появления новых всё более сложных и специализированных телематических сервисов. Рынок ждет этих шагов от регуляторов.

Правительство РФ поддержало идею установки с 2020 г. во все новые автомобили «черных ящиков», которые будут фиксировать, сохранять и передавать информацию о движении транспорта по сигналам ГЛОНАСС. Вице-премьер Аркадий Дворкович уже распорядился создать межведомственную рабочую группу для подготовки необходимой законодательной базы.

Предложение о создании «Единой государственной среды передачи навигационной информации, получаемой от тахографов и иных технических устройств с измерительными функциями» (ЕГСНИ), было озвучено на совещании у вице-премьера Дмитрия Рогозина в начале октября. Как говорится в тексте протокола, ЕГСНИ можно применять также и «для фиксации нарушений ПДД и привлечения нарушителей к административной ответственности». Редакция сайт ответила на самые важные вопросы о «черных ящиках» для автомобилей.

С чего все началось

Впервые о необходимости установки бортовых самописцев в автомобили заговорили в 2012 году. Тогда Минтранс обратился к правительству с просьбой проработать возможность интеграции «черных ящиков» в бортовую систему машин «к 2015-2016 году». Вопрос был отложен из-за нестабильной экономической ситуации. Представители Минтранса признавали, что реализацию инициативы сдерживали не только экономические факторы, но и отсутствие государственных стандартов, регулирующих возможности использования «черных ящиков» и право доступа к зафиксированной ими информации. В частности, эксперты говорили о том, что на законодательном уровне должно быть четко прописано, какие параметры может фиксировать самописец, в каких случаях можно использовать информацию и кто может иметь к ней доступ.

Что у них внутри и как они работают



Скорее всего, «черный ящик» будет работать от электросети автомобиля, плюс будет иметь резервный источник питания. Программный код устройства должен быть серьезно защищен от взлома. Самописец должен записывать данные, полученные с датчиков ускорения, проскальзывания колес, двигателя, других систем автомобиля, а также фиксировать даже разговоры пассажиров.

К примеру, в 96% новых автомобилей в США, по информации NHTSA, уже используется технология EDR (Event Data Recorder), которую и называют «черным ящиком». Это электронный чип, который перезаписывает непрерывный цикл информации, поступающий из всевозможных датчиков и управляющих модулей машины. В случае ДТП, EDR оставляет данные за пять секунд до аварии и секунду после нее. Таким образом удается понять, с какой скоростью двигалась машина, работали ли тормоза, через какое время выстрелили подушки безопасности, были ли пристегнуты ремни. Получить все эти сведения можно только подключив к автомобилю специальное считывающее устройство. Благодаря этой технологии можно воссоздать картину аварии максимально подробно. Более очевидная польза - возможность максимально быстро среагировать на аварию.

Не противоречит ли это закону



Главный вопрос к «черным ящикам» с юридической точки зрения - тотальный контроль над каждым автовладельцем, что затрагивает права и свободы граждан - основы Конституции России. Ровно об этом же в свое время спорили в Америке. Так, например, сбор данных с машин, на которых эти устройства были установлены еще на заводе, по заявлениям представителей компаний, в США мог осуществляться только с разрешения владельца транспортного средства.

С другой стороны, в тексте протокола по итогам совещания у Рогозина отмечено, что ЕГСНИ можно применять также и «для фиксации нарушений ПДД и привлечения нарушителей к административной ответственности». Соответственно, о разрешении речь, скорее всего, не идет. Вероятно, рабочей группе придется отдельно заняться юридической составляющей.

Чем опасны самописцы на борту автомобиля



Кроме возможного нарушения Конституции, автомобилистов волнуют еще два вопроса. Первый - то, что данными с «черных ящиков» могут пользоваться страховые компании, которые начнут собирать информацию о том, как ездит водитель, и регулировать в зависимости от этого тарифы на страховку.

Второй - возможное попадание данных к мошенникам. Маршрут перемещения, записи разговоров в автомобиле и так далее - все это можно использовать против владельца машины.

Чем отличается «черный ящик» в автомобиле и в самолете



Если в авиации к аварии чаще приводит отказ тех или иных систем, то в автомобиле - человеческий фактор. Соответственно, в записи самолетного разговора есть большой смысл, тогда как важность автомобильного не так очевидна.

«Черный ящик» в самолете - система регистрации и записи данных о техническом состоянии воздушного судна, показаниях измерительных приборов, запись переговоров экипажа. Устройство помещается в очень прочный короб из термоустойчивых титановых сплавов. Едва ли автомобильные самописцы будут столь же устойчивы к внешним воздействиям.

Сам себе режиссер

По крайней мере, в случае аварии извечные российские вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?» могут потерять актуальность. Начнем с ответа на второй вопрос - перед поездкой надо установить в своей машине миниатюрный черный ящик и нажать на Record. А кто виноват в ДТП, разобраться органам дознания будет не в пример легче, располагая видеосвидетельством произошедшего.

Мысль записать дорожный инцидент «на пленку» не нова. Кто-то, едва оправившись от шока, обводит место происшествия мобильником в дрожащей руке - какой-никакой видеоролик. Но после драки кулаками не машут, надо бы запечатлеть развитие событий за несколько секунд до столкновения или иного форс-мажора. Перефразируем слова инспектора из анекдота про асфальтовый каток и «мерс»: «Ну покажи, как подрезал, как обгонял!» Но кто может похвастать даром провидца и включенной в нужный момент видеокамерой, которая к тому же всегда под рукой?

Хвала небесам, этот черный ящик бесстрастно фиксирует все происходящее в поле его зрения. Фишка в том, что камера работает в цикличном режиме. При полном заполнении памяти автоматически стирается прежняя информация, на освободившееся место ведется свежая запись. Заминка перед очередным циклом совсем небольшая, 1,5–2 с. Поэтому, строго говоря, размер карточки SD или MMC (в диапазоне от 128 Мб до 2 Гб) не критичен. Главное не забыть, попав в передрягу, остановить запись.

В установке камеры нет ничего сложного. Первым делом на передней панели поближе к ветровому стеклу крепится подставка. Лучше не снимать сразу защитную пленку с клейкой «подошвы», а сделать пристрелочную запись. Просмотреть, что получилось на экране телевизора или компьютерного монитора, и уточнить угол обзора.

Подставку, скорее всего, хозяин машины тревожить больше не будет. А значит, дальнейший монтаж сведется к нехитрой операции: затянув до упора боковой фиксатор, настраиваем нужное положение видеорегистратора в вертикальной плоскости. Для точной юстировки создатели прибора предусмотрели лазерную указку, включаемую нажатием на центральную кнопку. Направляем луч повыше капота: красная точка по-снайперски точно замирает на корме впередистоящей машины. В самый раз!

Питается камера от прикуривателя или трех батареек ААА. Их хватает надолго: только после трех часов работы заморгал красный светодиод, сигнализирующий о снижении напряжения.

Нет подставам!

Признаться, поначалу трудно было перебороть скепсис по отношению к крохе стоимостью около $100. Смажется картинка на колдобинах и в резких виражах - глодал червь сомнения. Да что вообще можно рассмотреть на видео с разрешением наладонного компьютера, 320х240 точек? Оказалось, очень даже многое. Мы намотали десятки километров по улицам Москвы на яркокрасной Mazda6, а потом прокрутили маршрут на экране монитора. Наш самописец оказался на редкость расторопным. Изображение четкое, не дрожит. Угол охвата в 60 градусов (две полосы движения с гаком) вбирает большинство потенциальных угроз - от лихачей до шальных пешеходов, перебегающих дорогу. Номера впереди идущих машин отчетливо читаются с расстояния 6–7 метров. Прекрасно видны сигналы светофора на дальней стороне перекрестка, вплоть до поворотных стрелок. Учтите только, кино будет немое, микрофона у камеры нет. На выходе получаем файлы в формате avi, которые можно прокрутить на компьютере. Карточка памяти объемом 2 Гб вмещает около шести часов записи.

Не подкачала матрица прибора и в ночное время на загородном шоссе. Изображение не засвечивалось от встречных фар. Цифры на задних номерных знаках можно было различить на дистанции 3–4 метра.

Назовем несколько типичных ситуаций, в которых пригодится видеосоглядатай.

Вариант первый - подстава. По крайней мере, та ее разновидность, при которой злоумышленник засветится спереди. Допустим, вы едете в крайнем левом ряду, справа вас обгоняет автомобиль-«перехватчик», резко перестраивается влево и жмет по тормозам… Скорее всего, наличие видеокомпромата подействует на негодяя отрезвляюще. Кстати, в нашу «хронику» попал черный Accord, совершивший похожий маневр, - видимо, спешил человек очень…

Другая ситуация, когда видеозапись не помешает, - пешеход бросается через дорогу прямо перед авто, вдали от зебр и перекрестков. Подобное реалити-шоу устроила шустрая старушка, вынырнувшая с сумкой-тележкой изза припаркованных у обочины машин. В тот момент я мысленно поблагодарил Mazda6 за острый руль и цепкие тормоза…

Третий эпизод - проезд светофора на мигающий зеленый или на желтый. Без аргументов черного ящика попробуйте доказать инспектору, что вы не нарушали правила.

Должен сказать, мерцающий зеленый огонек камеры (идет запись) магическим образом прибавляет уверенности сидящему за рулем. Водитель знает, что в критической ситуации ему теперь есть чем подкрепить свои слова. Интересно, а как оценивают появление новинки должностные лица ГИБДД, юристы, представители страховых компаний?

Комментарий автоюриста Сергея Радько

- Каково в целом отношение к появлению в автомобиле видеорегистратора?

Только положительное. Камера позволит объективно фиксировать дорожнуюобстановкуивсю окружающую ситуацию, можнопредъявить эту запись в случае вменения нарушения или совершения ДТП. Не секрет, что доказательственная база, связанная с нарушением правил дорожного движения, зачастую строится только на показаниях сотрудников ГИБДД, и расхожая фраза «у суда нет оснований не доверять показаниям инспектора», получившая в последнее время широкое распространение в практике, будет применяться очень осторожно, так как показания участников процесса легко проверяются. Имеет значение и психологический фактор - осознание того факта, что действия любого инспектора или водителя могут быть зафиксированы и продемонстрированы, станет сдерживающим обстоятельством.

- Будут ли сотрудники ГИБДД принимать в расчет показания этого прибора, устанавливая виновного в ДТП?

Ни одно из доказательств не имеет заранее установленной силы, а потому трудно сказать, насколько велико будет доверие к записи, сделанной видеорегистратором, однако наличие такой записи однозначно не позволит сотрудникам ГИБДД произвольно трактовать обстоятельства происшествия. Можно предположить, что такие записи помогут значительно увеличить объективность результатов рассмотрения материалов по делам об административных правонарушениях, ведь сделанная камерой запись является объективным свидетельством обстоятельств, в отличие, например, от показаний и объяснений водителей, так как люди могут давать неправильные или неточные показания в силу разных причин - неправильное восприятие событий, умышленное искажение обстоятельств и проч.

Беспристрастная видеозапись исключает человеческий фактор и все связанные с ним ошибки. Правда, на практике может возникнуть проблема с приобщением к делу видеозаписей. Однако можно предположить, что в городах компьютеры имеются во всех подразделениях ГИБДД, а потому просмотреть запись окажется возможным.

Конечно, вопрос о допустимости такого доказательства должен решаться в каждом конкретном случае индивидуально с учетом всех обстоятельств дела, однако трудно представить, что какое-то должностное лицо решится прямо проигнорировать запись, на которой четко видны действия участников дорожного движения. При этом будет некоторым образом установлен и паритет в состязательности сторон процесса - ведь показания технических приборов, в том числе и средств фиксации, ныне применяемых сотрудниками ГИБДД (например, измерители скорости, фиксирующие не только скорость, но и сам автомобиль, а также его водителя), признаются доказательствами, а потому вполне объективным выглядит и предоставление возможности другим участникам движения фиксировать дорожную обстановку, в которой они находятся.

- Ваш прогноз - при массовом внедрении видеорегистраторов снизится ли число ДТП и противоправных действий (подставы и т.д.)?

При массовом внедрении можно прогнозировать снижение числа ДТП, однако, поскольку причины этих происшествий в основном заключаются в нарушениях правил дорожного движения, значительного снижения количества нарушений ожидать не стоит - видеорегистратор, скорее, поможет гражданину защитить самого себя в случае неправомерных действий со стороны других лиц. Оказывать же психологическое влияние на других водителей камера будет лишь косвенно, хотя бы потому, что при действующем законодательстве, возлагающем ответственность за нарушение правил дорожного движения именно на водителя транспортного средства, прежде всего необходимо доказать, кто конкретно был за рулем автомобиля в момент нарушения. Если же лицо водителя не зафиксировано, доказать его присутствие за рулем весьма проблематично. Поэтому наибольшее практическое применение данный прибор найдет скорее именно в спорных ситуациях, когда гражданину необходимо доказать свою правоту. Однако все-таки можно предположить, что чем более широкое распространение получит камера, тем более внимательными будут участники дорожного движения друг к другу.

Алексей Саенко, заместитель руководителя юридического департамента ООО «Росгосстрах-Столица»

Помогут ли данные видеорегистратора установить виновного в ДТП? Вопрос интересный. Тут нужно принципиально разделить два момента: первый - административное разбирательство, то есть признание лица нарушившим ПДД, и второй - судебное разбирательство, связанное с исками о возмещении вреда, причиненного в результате ДТП. Сразу оговорюсь, это влияет исключительно на то, какими кодексами и статьями регулируется использование подобных данных. В первом случае вопрос использования тех или иных доказательств регламентируется КоАПом (ст. 26.2):

1. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

2. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Под показания специальных технических средств эта камера не подходит, так как не является измерительным прибором, утвержденным в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющим соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую проверку.

Но КоАП подобную съемку приравнивает к документам (п. 2 ст. 26.7), поэтому эти данные могут быть рассмотрены наравне с прочими доказательствами.

Во втором случае вопрос регламентирован Гражданским процессуальным кодексом (ст. 55):

1. Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Причем аудио- и видеозаписи могут быть на электронном носителе (ст. 77 ГПК).

Таким образом, как при рассмотрении дела об административном правонарушении, так и при решении вопроса о возмещении вреда данные видеорегистратора могут быть использованы и подлежат оценке наряду с другими доказательствами.

Предполагаю, что проблема возникнет лишь в том случае, если другая сторона будет оспаривать достоверность записи (видеофайл может быть смонтирован и с помощью компьютера). Однако экспертиза способна показать, вносились ли изменения в запись - такие технологии уже используются.

Николай Казанцев, председатель регионального Комитета по защите прав автомобилистов:

Считаю, что видеорегистратор может стать важным элементом доказательной базы при возникновении ДТП и, кроме того, дисциплинирует автолюбителей. Ведь, если все ваши действия за рулем фиксируются, поневоле придется следить за соблюдением правил. Это означает, что и количество аварийных ситуаций на дороге при массовом использовании черных ящиков уменьшится.