НОД «Транспорт» (средняя группа). Конспект познавательной НОД в подготовительной группе «Транспорт

ИРИНА ЧЕЧЕТКИНА
Конспект познавательной НОД в подготовительной группе «Транспорт»

Программное содержание :

1. Расширять представления о видах транспорта (наземный, водный, воздушный, специальный) ; познакомить с профессиями людей , работа которых связана с данными видами транспорта .

2. Познакомить детей с историей развития автомобильного транспорта . Закреплять знания детей о современном транспорте .

3. Совершенствовать диалогическую речь, обогащать и активизировать словарь :

колесница, карета, паровая машина, «самодвижущийся автомобиль» , виды транспорта :

наземный, воздушный, водный, пассажирский, грузовой, специальный.

4. Развивать познавательно -мыслительную активность детей : производить мыслительные

операции (сравнение, обобщение) ; развивать творческое мышление.

5. Воспитывать усидчивость, уважение к людям, работающим на транспорте .

Материал : презентация «Транспорт : водный, наземный, воздушный» , набор картинок различных видов транспорта и людей разных профессий, работающих на нём (шофер, водитель, лётчик, капитан, индивидуальные карточки с заданием (рисование по точкам, простые карандаши, игра «Картинки-половинки» , пожарная машина в чудесном мешочке.

Предварительная работа :

1. Чтение книг В. Зубкова «От колеса до робота» , «Машины вокруг нас» , «Великие открытия» .

2. НОД по следующим темам : «Наземный транспорт » , «Водный транспорт » , «Воздушный транспорт » , «История колеса» .

3. Виртуальная экскурсии по улицам города в мини-музее «Борисоглебск – моя малая родина» .

Ход НОД:

1. Организационный момент.

Сегодня в д/с пришла посылка, адресованная детям нашей группы . Давайте посмотрим, что в ней? (разрезанные картинки) . Наверное, её содержимое как-то связано с темой нашего разговора. Здесь картинки-половинки, чтобы узнать, что на них нарисовано, нужно их собрать. Назови, что изображено у тебя на картинке? (самолёт) . А у Виты? (автобус) . А у Андрея? (пароход) . Как одним словом можно назвать изображённое на картинке? (транспорт ) .

Есть и водный, и воздушный, тот, что движется на суше

Грузы возит и людей, что же это, скажи скорей!

Вы догадались, о чём пойдёт речь сегодня? (1 слайд с записью песни «Мы едем, едем, едем» ). Сегодня мы узнаем всё о транспорте , какой он бывает, зачем и для чего нужен.

2. Основная часть.

Для чего нужен транспорт ? (чтобы перевозить людей и грузы - СЛАЙД № 2) . А как называются профессии людей, которые водят машины? (водитель, шофер) . А поездом и электричками кто управляет? (машинист - СЛАЙД № 3) . Какие бывают поезда? (скорый, товарный, пассажирский) .

Назовите виды наземного транспорта (автобус, троллейбус, трамвай, грузовик - СЛАЙД № 4) . Почему его так называют? (он передвигается по земле) .

Ребята, а какой транспорт ходит под землёй ? (подземный) .

Где изготавливают машины? (на автомобильном заводе) .

Отгадываем загадки.

1. Где встречается такое, что земля над головою? (Метро) СЛАЙД

2. Спозаранку за окошком стук, и звон, и кутерьма -

По прямым стальным дорожкам ходят разные дома. (Трамвай)

3. По асфальту едет дом, ребятишек много в нём,

А над крышей вожжи - он без них не может. (Троллейбус)

О чём были загадки? (о наземном транспорте ) - А вы не задумывались, были ли машины много лет тому назад? Как они выглядели? Хотите узнать, как они появились?

Много, много лет тому назад древние люди носили грузы на себе, таскали волоком по земле. Потом, чтобы передвинуть груз стали подкладывать брёвна и толкать их длинными палками-жердями. Это было очень тяжело. И тогда человек изобрёл колесо, с чего всё и началось. Люди построили повозки на сплошных деревянных колёсах (Слайд) . Их медленно тащили по дорогам быки и волы. Чтобы быстрее ехать, в повозки стали впрягать лошадей – так родилась колесница (Слайд) . Древние греки вставили в деревянные колёса спицы, чтобы сделать повозки легче и быстроходнее. Но на колеснице было ездить неудобно, т. к. она была неустойчивая, и ездить на ней можно было только стоя. Позже колесницы заменили каретами. Четырёхколёсные, закрытые, они могли перевозить много людей, их вещи : багаж, почту. Но на большие расстояния кареты без остановок ездить не могли, потому что лошади уставали, не могли обходиться без пищи и воды, люди тоже уставали от тряской езды. Появилась паровая машина. И это необычное изобретение человек назвал «автомобиль» , что значит, сам движется – «самодвижущийся» . Едет такая машина по городу, на ней медный котёл подвешен, а водитель сидит на скамейке и крутит руль. Проедет немного, остановится – это значит, пар в котле кончился. Нет пара – машина не работает. Приходилось водителю слезать с машины и работать кочегаром – разжигать топку и кипятить воду. С тех пор такого водителя – кочегара стали называть шофёром. Такая машина тоже была неудобна, т. к. топилась дровами, котёл мог взорваться, что создавало опасность для шофёра и пешеходов. Поэтому вскоре на смену паровой машине пришёл первый автомобиль, у которого был мотор, и он заправлялся бензином. У этой машины колёса были разные : два больших задних колеса и одно маленькое переднее колесо. На ней мог ездить только один шофёр, который с помощью ручки управлял автомобилем. Позже у автомобиля появилась крыша, колёса сделали одинаковыми по размеру, и их стало четыре. Для прочности деревянные колёса со спицами обтянули железными обручами, но не было не дверей, не стёкол и они часто ломались. Постепенно у машин появились двери, стёкла, они стали перевозить больше пассажиров, но, самое главное, на колёса надели резиновые надувные шины. С каждым годом бензиновых автомобилей становилось всё больше. Менялся их внешний вид, улучшалась конструкция , возросла скорость движения, машины стали более удобными, как для шофёра, так и для пассажиров.

Задание 1 : обвести по точкам современный автомобиль простым карандашом

Представьте себе, что вы инженеры – конструкторы , создаёте автомобиль будущего. Каким он будет? Я надеюсь, что в будущем мы увидим такие машины на наших дорогах. 2. Моделирование транспорта будущего . Из каких знакомых частей ты его составил?

3. Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять - будем транспорт называть : (шагать на месте)

По земле пассажиров возят машина, автобус и поезд (вращать перед собой воображаемый руль)

Самолет стремится в полет (поднять руки в стороны и покачивать ими как самолет крыльями)

А корабль по морю плывет (соединить ладони перед грудью, затем развести руки в стороны волнообразным движением, имитируя морские волны)

Основная часть (продолжение) .

Ребята, какой вы знаете воздушный транспорт ? (самолёт, вертолёт, дирижабль) . Слайд

Почему транспорт называется воздушный? (потому что он летает по воздуху) .

Для чего нужен воздушный транспорт ? (Чтобы быстрее перевозить людей и грузы) .

Кто управляет самолётом? (пилот) . Слайд.

Где приземляются самолёты? (аэропорт, аэродром) . Отгадайте загадки.

Крыльев нет, но эта птица

Полетит и прилунится. (Ракета) Слайд.

Смело в небе проплывает, обгоняя птиц полёт.

Человек им управляет, что такое? (Самолёт) Слайд.

Трещит, а не кузнечик,

Летит, а не птица, Везёт, а не лошадь. (Вертолёт) Слайд.

Молодцы! Про какой транспорт загадки ? (про воздушный)

Игра "Летает - не летает" (называю транспорт , если воздушный дети показывают "крылья", а если нет - хлопают в ладоши)

Вертолёт, метро, самолёт, ракета, трамвай, автобус, троллейбус, спутник, парашют, лодка.

Сказка про самолёт в стихах (с рассматриванием иллюстраций, если останется время) .

Как называется транспорт , который передвигается по воде? (водный) .

Какой водный транспорт вы знаете ? (корабль, лодка, пароход) . СЛАЙД.

Кто управляет кораблём? (капитан) . Как называется место, куда приплывают корабли? (порт) . СЛАЙД.

Где можно встретить водный транспорт ? (море, река, океан) .

Игра «Угадай по звуку» (если дети затрудняются отгадать транспорт по звуку , то загадываю им загадки)

1. На море, в реках и озёрах я плаваю, проворный, скорый.

Среди военных кораблей известен лёгкостью своей. (Катер)

2. Сначала дерево свалили, потом нутро ему долбили,

Потом лопатками снабдили и по реке гулять пустили. (Лодка)

3. Маленькая лошадка сто человек перевозит. (Паром)

4. От ветра он не прячется, а грудь подставив, катится. (Парусник)

5. Под водою дом плывёт, смелый в нём народ живёт,

Даже под полярным льдом может плавать этот дом. (Подводная лодка)

6. Плывёт белый гусь - брюхо деревянное, крыло полотняное. (Яхта)

Молодцы! Звуки, производимые каким транспортом , вы пытались отгадать? (водным)

Игра "Третий лишний" – ребёнок с помощью компьютерной мыши выбирает ответ, в зависимости от него появляется весёлый или грустный смайлик с командой попробуй ещё раз.

Отгадайте по описанию транспорт , который спрятан в чудесном мешочке.

Это транспорт окрашен в ярко-красный цвет. Очень он нужен для выполнения специальной и опасной работы. На нем передвигаются сразу несколько человек – бригада. У этой машины есть сирена, чтобы она быстро могла проехать к опасному месту. Этот вид транспорта можно вызвать по телефону 01.

ИНТЕРНЕТ – обучающий мультфильм про специальный транспорт – 1 мин . 20 с.

Подведение итогов НОД

Что нового мы сегодня с вами узнали?

Что вам понравилось больше всего? – Как вы думаете, где вам могут пригодиться полученные сегодня знания?

Поощрение детей за работу.

Интегрированное занятие «Транспорт. Виды транспорта»

Образовательная область «Познавательное развитие, коммуникация, художественное творчество, физическое развитие»

Цель: Продолжать знакомить детей с видами транспорта, их назначением.

Задачи:

1.Обучающие -Закреплять знания детей о видах транспорта. -Совершенствовать речь как средство общения. -Обогащать словарный запас детей по теме «Транспорт». -Осуществлять правильный подбор прилагательных к существительным, употреблять множественное число существительных. -Продолжать учить проговаривать и запоминать пальчиковые игры. 2.Развивающие -Развивать интерес детей к нетрадиционным формам рисования (крупой). -Отрабатывать аккуратность при наклеивании крупы. -Развивать познавательный интерес: наблюдательность, внимание,память, мышление. -Развивать мелкую моторику руки у детей посредством пальчиковых игр, имитации видов транспорта, работы с крупой.

3.Воспитательные -Воспитывать интерес к процессу и результату работы, желание довести начатое дело до конца.

ход:

I . Организационный момент.

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Но сначала я загадаю загадки, а вы постарайтесь их отгадать. Тогда мы узнаем, на чем отправимся в путешествие. Слушайте внимательно.

Дом по улице идет, На работу всех везет. Не на курьих тонких ножках, А в резиновых сапожках. (Автобус).

2.Не летает, не жужжит Жук по улице бежит. И горят в глазах жука Два блестящих огонька. (Автомобиль).

3.Этот конь не ест овса, Вместо ног два колеса. Сядь верхом и мчись на нем, Только лучше правь рулем. (Велосипед).

4.Ходит город- великан На работу в океан. (Корабль).

5.Летит птица-небылица, А внутри народ сидит И меж собою говорит. (Самолет). 6.Железные избушки Прицеплены друг дружке. Одна из них с трубою, Везет всех за собою. (Поезд).

Воспитатель. Молодцы ребята! Вы назвали самолет, автомобиль, автобус, корабль. А как можно назвать все эти машины одним словом?

Дети. Самолет, корабль, автомобиль- это транспорт.

II . Воспитатель. Правильно! Садитесь за столы на свои места. Воспитатель. Транспорт бывает нескольких видов: наземный, воздушный, водный. Прежде чем отправиться в путешествие, выполним задание «Расположи картинки правильно». На картинках изображено несколько видов транспорта. Нужно эти картинки с транспортом расположить правильно на небе, на воде и на дороге (на земле). Ребенок работает у доски.

Воспитатель. Почему автобус и автомобиль расположили на дороге? Дети. Автобус и автомобиль-это наземный вид транспорта. Воспитатель. Теплоход и катер расположили на воде (т,е, на картинке). Почему? Ответы детей. Теплоход и катер относятся к водному транспорту. Воспитатель. Почему самолет и вертолет расположили на небе? Дети. Самолет и вертолет летают высоко в небе по воздуху. Воспитатель. Молодцы, правильно!

Воспитатель. Представьте, что альбомный лист –это пространство. –дорога на суше, река и небо. Сначала мы поедем не наземном транспорте. Каждый может выбрать и нарисовать – машину, автобус, велосипед, мотоцикл –по своему желанию. Я, например поеду на автобусе(рисует контур простым карандашом в левом нижнем углу).

Полетим на самолете (или вертолете)(рисует в верхнем правом углу). И вернулись на нем в свой любимый детский сад. Вот такое получилось у нас кругосветное путешествие. Осталось только раскрасить рисунок красками, но сначала поиграем в игру «Один – 3,5».

Я называю транспорт и считаю- 1, а вы будете считать 3 и 5.

Например:

Одна машина – 3 машины, 5 машин.

По цепочки дети считают, правильно образовывая нужное слово.

Корабль- Лодка- Самолет- Автобус- Вертолет- Теплоход-

Трамвай - Катер – Велосипед - Мотоцикл –Такси- Поезд.

А теперь отдохнем немного. Потихонечку встаем .

Физкультминутка

От зеленого причала оттолкнулся теплоход.(руки вперед)

Он назад шагнул сначала,(шаг назад) А потом шагнул вперед.(шаг вперед)

И поплыл, поплыл по речке, Набирая полный ход(вращательные движения руками –«моторчик»)

Пальчиковая гимнастика .

Будем пальчики сгибать, Будем транспорт называть: Автомобиль и вертолет, Трамвай, метро и самолет. Все пальцы в кулачки зажали, Пять видов транспорта назвали.

III . Воспитатель. А сейчас приступайте к рисованию. Сначала простым карандашом намечаем в левом нижнем углу наземное транспортное средство, потом в центре - водное транспортное средство, а наверху справа - воздушное. Затем раскрашиваем свои рисунок красками. (в случае затруднений воспитатель оказывает индивидуальную помощь)

IV . Какие замечательные рисунки у вас получились! Оля, расскажи, на каком виде транспорта ты путешествовала, Максим, а ты? Кто запомнил, к какому виду транспорта относится катер? А самолет? Что больше всего вам понравилось в сегодняшних заданиях? Молодцы. Наводим порядок на своих местах и идем играть.

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе

по теме «Едем, плывем, летим».

(Ф.И.О., должность, квалификационная категория, место работы)

Задачи приоритетной образовательной области: «Речевое развитие». «Ознакомление с окружающим».

Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы ;

Закрепить умение использовать в речи обобщающие слова;

Развитие фонематического слуха;

Развитие речевого дыхания;

Закрепить умение строить сложноподчиненные предложения;

Развивать внимание, память, мышление и воображение;

Упражнять в умении грамматически правильно изменять предложение;

Закреплять умение составлять описательный рассказ об игрушке;

Закреплять умение образовывать прилагательные с помощью уменьшительных суффиксов;

Закрепить произношение звуков –ц-,-р-.-с-.

Задачи ОО в интеграции : «Социально – коммуникативное развитие»:

формировать положительную мотивацию на занятии;

Воспитывать навыки речевого общения друг с другом, умение слушать товарища.

«Художественно - эстетическое»:

Воспитывать любовь к природе, умение видеть ее красоту.

«Познавательное развитие»:

Закрепить лексическую тему "Транспорт";

«Физическое развитие»

Закреплять умение детей выполнять движения в соответствии с текстом.

Предпосылки учебной деятельности: развивать любознательность, внимание, дисциплинированность.

Развивающая среда для педагога: магнитофон, ноутбук.

Развивающая среда для детей: осенние листья, вырезанные из цветной бумаги, корзинка с шишками, конверт с раскрасками, картинки по теме «Осень», игрушка-белочка.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Целевые

ориентиры

(характеристики)

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам пришли гости, они очень любознательные, добрые. Вы узнали их? Конечно же они вам знакомы. Это ваши родители. А пригласила я их потому, что сегодня двери нашего садика открыты не только для детей, но и для взрослых. Гости улыбаются вам. И вы улыбнитесь гостям. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь и мне. (Установление эмоционального контакта).

Дети и воспитатель встают в круг.

Ребята. сегодня мы провожаем осень- красу. Давайте вспомним все. Что мы знаем об этом прекрасном времени года. Я предлагаю вам отправиться в путешествие по осеннему лесу. А назовем мы наше путешествие «Как мы следы осени искали». На чем можно отправиться путешествовать? (ответы детей).

В: верно! А как можно одним словом назвать средства передвижения? (транспорт).

В: отправляемся!

2.Речедвигательная игра «Поиграем». (И. Токмакова.)

На лошадке ехали (цок-цок-цок).

До угла доехали (цок-цок-цок).

Сели на машину, налили бензина (с-с-с).

На машине ехали (р-р-р), до реки доехали.

Тр-р! Стоп! Разворот! На реке пароход.

Пароход не везет. Надо сесть в самолет.

Самолет летит, в нем мотор гудит (у-у-у).

Познавательное развитие

Речевое развитие

Коммуникативный вид деятельности.

групповая

проявляет инициативу и самостоятельность в общении

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Целевые

ориентиры

(характеристики)

В: вот мы и добрались до лесной опушки. Посмотрите как здесь красиво! (дети рассматривают осенние листья). Какое время года напоминают вам эти листья? (осень). Какие приметы осени вы знаете? Начинайте свой ответ со слова «осенью….»

Осенью желтеют листья.(и т.п.).

Осенью птицы улетают в теплые края.

В: а почему они улетают? (птицам холодно и голодно).

Как называют этих птиц? (перелетные).

В: ребята, вы сказали, что осенью опадают листья. А почему они опадают? (потому, что холодно. Деревьям нечем питаться.)

В: а как питаются деревья? Они кушают суп, конфеты? (нет! Они корнями пьют воду, вода по стволу идет к веткам и листьям. Осенью дерево засыпает и сбрасывает листья.)

В: как называется явление природы, когда опадают листья? (листопад).

В: ребята, давайте представим, что мы осенние листики, и станцуем танец листьев. (дети берут бумажные листики, которые до начала занятия разложены у них под стульями).

Музыкальная физминутка.(муз. Бетховена «Сладкая греза).

Мы листочки, мы листочки.

Мы на дереве сидели. Дунул ветер, полетели.(встают со стульев, кружатся).

Мы летали, мы летали (произвольные движения).

Все листочки так устали.

Перестал дуть ветерок и уселись мы в кружок.(присаживаются).

Ветер снова вдруг подул, и листочки с земли сдул. (встают, бегут на стульчики.

5.В: а теперь мы спрячем листики под стульчики, снова превратимся в детей и поиграем в игру «Подбери слово».

Листья осенью что делают? (падают, опадают, летят, ложатся, шуршат, хрустят, шелестят, желтеют, краснеют, сохнут, погибают….).

Листья осенью какие? (красивые, сухие, желтые, красные, багряные,оранжевые, разноцветные, золотые, коричневые, легкие, пурпурные……).

Осень бывает какая? (красивая. ранняя, поздняя,теплая, холодная, дождливая, ветреная, хмурая, пасмурная, богатая, урожайная, щедрая, золотая, яркая, разноцветная…..).

Ребята, а кто там на дереве прячется? Давайте посмотрим. (Белочка!).

А как называется ее домик? (дупло).

Что белочка делает? (собирает шишки).

Зачем? (делает запасы на зиму).

Ребята. как жаль, что мы не взяли фотоаппарат! Белочке так хочется, чтобы мы запомнили какая она красивая. Я придумала как нам порадовать белочку. Давайте расскажем ей какая она.

6. Составление описательного рассказа.

Кто хочет сделать звуковой подарок белочке? (иди, Лера.)

Это белочка. Она маленькая и очень красивая. На голове у белочки

есть ушки, они маленькие. С желтыми кисточками на кончиках. Глазки у белочки, как бусинки, черные, блестящие. Носик похож на уголек. У белочки коричневая шерстка. Она мягкая, пушистая и очень теплая. Лапки маленькие, но сильные, поэтому она очень ловко прыгает с ветки на ветку. У белочки большой пушистый хвост. Им она управляет, как рулем. Когда прыгает по деревьям. Мне очень понравилась белочка-шалунья.

В.: Умница, Лера. Белочка довольна твоим рассказом. Смотрите, ребята. как заблестели у нее глазки. Ребята, а белочка приготовила нам сюрприз. Посмотрите какие раскраски со своим силуэтом она нам дарит. Мы, когда вернемся из путешествия, закрасим их и получившиеся портреты отправим по лесной почте белочке. Пусть полюбуется какая она красавица! Давайте поблагодарим белочку, попрощаемся с ней и вернемся на самолете в детский сад. (Спасибо! До свидания!). Садимся в самолет, отправляемся в полет!



Речевое развитие ,

Социально – коммуникативное развитие,

Художественно - эстетическое»

«Познавательное развитие»

«Физическое развитие»

Познавательно -

Исследовательская

деятельность, двигательная деятельность

групповая

активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах; складываются предпосылки грамотности;

обладает элементарными представлениями из области живой природы, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Заключительная часть (рефлексивный этап)

Целевые

ориентиры

(характеристики)

Дети под музыку возвращаются на воображаемом самолете.

В:ребята, понравилось вам наше путешествие?

Как оно называлось? (Как мы следы осени искали).

А что больше всего понравилось? (ответы детей).

Все вы сегодня молодцы! Вы очень старались. Мне особенно понравилось как Лера составляла рассказ, как старались Вася, Катя……..

А вам, уважаемые гости, понравилось у нас? (Очень!). Тогда фото на память. Давайте за руки возьмемся, очень мило улыбнемся! Родители фотографируются с детьми.

Дорогие, гости, мы благодарим Вас за внимание!

Познавательное развитие

речевое развитие

коммуникативная деятельность

групповая

может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

Познавательная деятельность. «На чём люди ездят?»

Цель: Обобщить понятие «ТРАНСПОРТ» , познакомить с классификацией транспорта: наземный, воздушный, водный.

Воспитатель заходит в группу с красивой коробкой.

Воспитатель: Здравствуйте ребята, к нам в группу пришла посылка. И с посылкой ещё записка, хотите узнать, что в этой посылке:

Читает. Для того, чтобы узнать, что в ней нужно отгадать загадки?

1. По волнам плывёт отважно, не сбавляя быстрый ход,

Лишь гудит машина важно. Что такое? (пароход)

(Кто отгадал достаёт из коробки игрушку и выставляет на стол)

2. Он старательно фырчит, кирпичи на стройку мчит.

Грузы развозить привык. Сильный, мощный (грузовик)

3. Не машет крылом, а летает, не птица, а всех обгоняет (самолёт)

4. Что за чудо – длинный дом! Пассажиров много в нём.

Носит обувь из резины и питается бензином. (автобус)

5. Он бензин на завтрак пьёт, громко как медведь ревёт.

Есть колёса и мотор, чтоб лететь во весь опор.

Над дорогой вьётся пыль – это мчит (автомобиль)

На столе выставлены «ВСЕ ОТГАДКИ»

Воспитатель: перечисляет все отгадки.

Как можно назвать одним словом?

Какой ещё транспорт не назвали? (вертолёт, велосипед, дерижабль…)

(если дети затрудняются подсказка картинка)

Воспитатель дополняет, уточняет ответы детей. У транспорта, у каждого своё назначение.

Для чего нужен, например, Автобус? Трактор? Самолёт? Пароход?

Воспитатель объясняет, что автобус, машина, трамвай, троллейбус ездят по земле – значит это НАЗЕМНЫЙ транспорт. Самолёт, вертолёт летают по воздуху – значит это ВОЗДУШНЫЙ транспорт. Пароход, лодка, корабль передвигаются по воде – значит это ВОДНЫЙ транспорт.

Воспитатель показывает 3 стульчика с картинками: небо, вода, дорога. Каждый ребёнок получает картинку одного вида транспорта. По просьбе воспитателя раскладывают по стульям (водный, воздушный, наземный транспорт)

Воспитатель: А сейчас поиграем. Игра называется «Правильно – неправильно» .

Я показываю вам транспорт и называю, что он делает. Если я говорю правильно, вы поднимаете зелёный флажок и разрешаете мне движение. А если я ошиблась – вы поднимаете красный флажок. Запрещаете движение.

САМОЛЁТ – летит, плывёт, прыгает, взлетает, разговаривает, гудит.

КОРАБЛЬ – скачет, дерётся, плывёт.

ПОЕЗД – едет, гудит, стоит, смеётся.

Воспитатель: Очень хорошо. А сейчас физкультминутка. «Карусели»

Я буду говорить на каком виде транспорта мы едем, а вы показываете. Только запомните, движение у нас без аварий, это значит двигаться мы будем как? МЕДЛЕННО!!!

Карусели, карусели, мы с тобой в машину сели… (Самолёт, поезд сели)

Воспитатель: Молодцы! А сейчас садитесь на стульчики и посмотрите на экран. (презентация «Транспорт» , Д/и «Четвёртый лишний» )

Воспитатель: Очень хорошо, садитесь за столы. Вас там ждут красивые книжки (пособие по программе «Успех» «Я узнаю окружающий мир» стр. 26)

Что нового вы сегодня узнали? Какой бывает транспорт? Правильно наземный, водный, воздушный. Соедините водный транспорт с водой, воздушный с небом, а наземный с дорогой.

Что бы вы ещё хотели узнать о транспорте, чего не знаете.

Может быть, что-то нарисовать или слепить? Или аппликацию сделать?

(Выслушивает ответы детей, комментирует) .

Конспект НОД в подготовительной группе. «Транспорт»

Задачи:

Образовательные:

1. Активизировать предметный и глагольный словарь по теме «», обобщающие понятия видов транспорта.
2. Закреплять навыки словообразования.
3. Продолжать учить согласовывать существительные и числительные в роде, числе, падеже.
4. Продолжать учить образовывать относительные прилагательные.
5. Обогащать словарь по данной теме новыми словами: морской порт, аэропорт, аэродром, автовокзал, железнодорожный вокзал.

Развивающие:

1. Развивать умение делать умозаключения через составление предложений.
2. Развивать внимание, логическое мышление.

Воспитательные:

1. Создать условия для эмоционально-положительного настроя у детей.

Средства ТСО

Материал: картинки с видами транспорта, дидактические игры «4-лишний», «1-2-5», игрушка водителя и автобуса, схема маршрута, плоскостное изображение Айболита, аптечка, стойки с картинками: автобус, поезд, самолет, корабль.

Ход НОД

1. Организационный момент

Дети входят в группу.

— Посмотрите, сколько гостей, поздоровайтесь и поделитесь своим хорошим настроением.

2. Сообщение темы занятия

Раздается телефонный звонок.

— Ребята, мне только что позвонил Айболит…беда…у него закончились все лекарства, животных лечить нечем? Что делать? Где их взять? (Возьмем аптечку).

А, вы согласны отправиться со мной в путешествие, чтобы отвезти туда лекарства?

Напомните мне, куда же ехать? Я думаю, он в Америке. (Нет, в Африке).

А, на чем нам туда добраться?
Есть и водный, и воздушный,
Тот, что движется по суше,
Грузы возит, и людей,
Что это? Скажи скорей?(транспорт)

— Путь длинный, нам понадобится разный транспорт.

А, как проехать нам поможет старая карта Айболита. Давайте ее рассмотрим: на чем сначала мы поедем, а потом? (Мы поедем на автобусе, потом – на поезде, полетим на самолете, поплывем на корабле).

— Но, нам придется выполнять по пути задания.

— Ребята, а куда нам надо отправиться, чтобы сесть на автобус? (на автовокзал)

1. Автовокзал

Ребята, перед тем как ехать, надо осмотреть автобус, все ли в порядке?

Игра «Назови где?»

Водитель подошел (к автобусу)
залез куда? (под автобус)
Вылез откуда? (из-под автобуса)
Водитель зашел куда? (за автобус)
Водитель вышел откуда? (из-за автобуса)
Водитель залез куда? (на автобус)
Водитель слез откуда? (с автобуса)
Водитель сел в автобус…отправляемся.
— Куда нам надо ехать, чтобы сесть на поезд? (на железнодорожный вокзал)

Пальчиковая гимнастика

Автобус, троллейбус,
Машина, трамвай,
О них ты на улице не забывай,
В морях корабли, ледоколы, суда,
Они не заходят сюда никогда.
Вот, мы и приехали….

2. Железнодорожный вокзал

Игра с мячом: «Объясни словечко» — словообразование.

— Ребята, что значит «железнодорожный транспорт», это какой?

Молодцы, назовите, какой транспорт я загадала?

Игра: «Сложные слова»

Возит, используя электричество – электровоз
Возит, используя пар – паровоз
Смешивает бетон — бетономешалка
Сам сваливает грузы – самосвал
Сам летает – самолет
Везде ходит – вездеход
Снег убирает – снегоуборочная машина

Игра: «Какой»- относительные прилагательные

Наш вагон очень комфортный, современный
У него окна из стекла, значит они какие?….(стеклянные)
Сиденья из кожи, значит они какие?…….(кожаные)
Поручни из пластмассы, они какие? ….(пластмассовые)
Крыша из металла…(металлическая)
Стены из железа, значит они какие?….(железные)
Двери из дерева…они какие? …..(деревянные)
Ручки из олова какие..(оловянные)

3. Аэропорт. Индивидуальная работа с карточками.

— Посмотрите, у вас билеты, а на них задания. Назовите что у вас, найдите лишний предмет, объясните почему?

Игра: «4 – лишний»

— А, теперь – полетели. Чтобы попасть на корабль, нам надо его попасть куда?(в морской порт)

Физминутка: «Самолет»

Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет,
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед,
Полетел наш самолет
— прилетели.

4. Морской порт. Индивидуальная работа с карточками.

Игра: «1-2-5»- согласование существительных с числительными.

4. Африка. Презентация.

— Ну, вот, мы и доставили лекарства. Посмотрите, как радуются звери. Пора возвращаться. — А, какой волшебный сказочный транспорт вы знаете, чтобы быстрее добраться до сада. Садитесь на ковер-самолет …закрывайте глаза…1,2,3

5. В группе

— Вы помните, как мы добирались до Африки? Давайте расскажем. Отработка приставочных глаголов по схематичному плану.

« На автобусе с автовокзала выехали, по дороге поехали, вокруг елки объехали, к мосту подъехали, на мост заехали, с моста съехали, к железнодорожному вокзалу подъехали. От ЖД вокзала отъехали, через город проехали, вокруг леса объехали, к аэродрому подъехали. На самолете с аэродрома взлетели, по небу полетели, через горы перелетели, в другой город прилетели. На корабле из порта выплыли, по морю поплыли, вокруг острова проплыли, далеко заплыли, в Африку приплыли».

Итог занятия. Оценка деятельности детей.
— Что понравилось. Какие задания запомнились? Про что говорили? Петрова Л.А. учитель-логопед, МБДОУ 27 г. Мурманска