Модернизированная нива. Автоваз модернизировал переднюю подвеску lada4x4

«Автомобиль не коньяк, с возрастом лучше не становится», - однажды сказал создатель «Нивы» Пётр Михайлович Прусов. При этом патриарх отечественного автопрома признавался: никто не предполагал, что его детище продержится на конвейере 40 лет! По самым оптимистичным прогнозам, модель должна была выпускаться максимум до 2006-го.


Сейчас датой отставки называют 2021 год. И чтобы продлить «вечную молодость», вазовцы подготовили весьма объёмный пакет доработок, самой заметной составляющей которого станет новый интерьер. Полностью новый! Заново спроектированы передняя панель и климатическая установка. До этого такой подарок «Ниве» перепадал - только не падайте - в 1994 году.

Нынешняя Lada 4×4 будет выпускаться, пока не закончится действующее Одобрение типа транспортного средства, поэтому текущая модернизация - далеко не последняя

Вот только из-за кризиса радикальное обновление салона было решено отложить. На сколько? Вазовцы пожимают плечами: «Скорее всего, до 2017-го, но может случиться всякое». Пока денег хватило лишь на мероприятия по «снижению трудоёмкости обслуживания и повышению надёжности известных слабых мест шасси». Итак, в августе этого года 3- и 5-дверные Lada 4x4 получат:

Независимое крепление переднего моста

В начале семидесятых, проектируя свой первый внедорожник, инженеры из Тольятти сомневались: не будет ли несущий кузов испытывать повышенных нагрузок от переднего ведущего моста? В результате долгих споров родилось компромиссное решение - редуктор закрепили непосредственно на двигателе. Эту конструкцию нивоводы называют «привязанным» мостом.

Комментируя «отвязку» переднего моста от двигателя, вазовцы загадочно добавляют: «Теперь можно устанавливать любой мотор». Но появится ли новый движок под капотом Lada 4x4, не говорят

Получилось надёжно, но... В том, что классические «Нивы» отчаянно трясутся на холостых оборотах, виновато как раз характерное крепление - так как силовой агрегат потяжелел, конструкторам пришлось поставить более жёсткие опоры. Другая «фирменная особенность» машины, клевок при старте, тоже является последствием принятого решения - это «приходит» реактивный момент от моста.

Интересно, что способ «отвязки» редуктора на заводе придумали давным-давно - например, Chevrolet Niva (это, напомним, вазовская «Нива» второго поколения) изначально имела независимый от двигателя мост. Но на серийных Lada 4x4 старую задумку реализовали только сейчас. Трястись и шуметь модель-ветеран стала действительно меньше.

Новый ступичный узел

На первых полосах тольяттинских газет чаще других встречается реклама «Установка нерегулируемых ступиц на Lada 4x4». Да-да, проверять и регулировать величину зазора конического ступичного подшипника на «Нивах» нужно каждые 10-15 тысяч км! А автомобилисты старой закалки, не решившиеся на установку тюнинг-комплекта, не ленятся повторять данную операцию через 6-7 тысяч...

Новые передние ступицы - с двухрядным радиально-упорным подшипником, который, наконец, избавит нивоводов от постоянных хлопот. Притом вазовцы уверяют: их конструкция - надёжнее тех, что предлагали мастера тюнинга, так как рассчитана на предельно жёсткие ударные нагрузки и качественно защищена от попадания грязи и влаги.

Модернизированную подвеску

Как говорил бывший главный конструктор автогиганта Владимир Губа, «Lada 4x4 - как старая квартира. Начинаешь делать ремонт, берёшься за одно, а следом вылезает другое...» Так, изменение ступичного узла позволило переработать конструкцию поворотного кулака, а модернизация последнего - скорректировать кинематику передней подвески.

Пока пакет доработок получили только машины, поставляемые на экспорт. Модернизированные внедорожники для внутреннего рынка (включая версию Urban) начнут выпускать примерно через месяц

В ходе доводки передние пружины сделали жестче, а амортизаторы пришлось переделать полностью - это газонаполненные (!) СААЗ, клапаны для которых поставляет ZF. Из мелочей отметим новые подушки стабилизатора, что больше не должны «выдавливаться» из обойм на бездорожье, и новые тормозные диски - их конструкция аналогична переднеприводным моделям.

Прогресс - налицо. Эффект «козления», наконец, безоговорочно капитулировал! Вдобавок здорово выросла скорость движения по ямам и буграм: на старой машине ехать по разбитому асфальту можно со скоростью 60-80 км/ч, а на новой вполне комфортно валить под сотню. Надёжность? Обещано, что даже жёсткие «продубасы» не убьют подвеску раньше, чем через 90 тысяч километров пробега.

Новые боковины кузова

То, что при штамповании боковин кузова теперь используется новая оснастка, - это действительно важно. Стали меньше зазоры, аккуратнее переходы... И чтобы установить колонки аудиосистемы, больше не нужно, как прежде, орудовать дрелью и болгаркой! В каркасе двери появились штатные места под динамики и проводку.

Интерьер внедорожника регулярно обновлялся по мелочи (например, внедрялись новые обивки дверей, появились потолочная и центральная консоли), но глубокой реорганизации салона не было вот уже 22 года

Ещё одним действительно важным нововведением стала замена стеклоподъёмника, ведущего свою родословную от «копеек». Со старым механизмом «бесфорточные» боковые стёкла - широкие и тяжёлые - перекашивались и подклинивали. Между прочим, на решение этой, казалось бы, простой проблемы заводу потребовалось больше 15 лет...

Скажем честно: смысл всех этих обновлений поймут только заядлые нивоводы. Нерегулируемые подшипники? После этих слов владелец «Нивы» запрыгает от радости, а современный автомобилист недоумённо пожмёт плечами: какими они ещё должны быть? А уж то, что раньше инсталляция акустики была проблемой, - вообще находится за гранью понимания.

Но, поверьте, то, что модернизация модели-ветерана движется крохотными шажками (на заводе их называют «фазами») - вина отнюдь не конструкторов. Все решения, что серийно внедрены на внедорожники Lada 4x4 этим летом, были анонсированы разработчиками 7 лет назад. Однако маркетологи дали «добро» и выделили средства только сейчас. Как говорится, лучше поздно...

В 2015 году LADA 4х4 вошла в первую десятку рейтинга самых продаваемых автомобилей в России, заняв по итогам 6 месяцев 8-ю строчку рейтинга. С января по июнь 2015 года продано 19 724 внедорожника, что на 1048 машин больше, чем в прошлом году, когда модель не входила в ТОР-10.

Учитывая популярность легендарной модели, АВТОВАЗ продолжает реализацию программы обновления LADA 4х4. За последние два года в конструкцию и технологию было внесено более 10 улучшений.

В линии окраски внедрена технология нанесения катафорезного грунта; начато применение вторичного полиэфирного грунта – благодаря этому стойкость покрытия возросла примерно в 5 раз.

С внедрением дневных ходовых огней улучшилась активная безопасность LADA 4х4.

Автомобиль получил новые опции: кондиционер, обогрев передних сидений, электростеклоподъемники, атермальные стекла.

В системе охлаждения двигателя появились пружинные хомуты, что повысило герметичность системы.

Благодаря внедрению карданных валов с шарнирами равных угловых скоростей улучшен виброакустический комфорт.

Увеличена длина щеток стеклоочистителя, с 330 до 410 мм, что расширило зону очистки ветрового стекла.

Применены двухструйные жиклеры омывателя лобового стекла (повышена эффективность омывателя).

В системе подвески силового агрегата установлен динамический виброгаситель, что повысило комфорт автомобиля.

Улучшен механизм открывания капота: тросик получил более прочную оболочку.

На 2015-2016 годы запланирован ряд нововведений, которые улучшат комфорт и качество автомобиля.

Предусмотрено применение ступичного узла по типу переднеприводных автомобилей. Это избавит автомобиль от увеличенного осевого зазора в ступичных подшипниках и необходимости регулировки каждые 5000-10000 км.

Перенос точки крепления катушек задних ремней безопасности, внедрение новых ремней позволит исключить дребезжание катушки и заедание ремня.

На двери задка появится новая литая обивка, что позволит устранить дребезг и потертости на пластике.

Планируется изготовление нового потока штампов наружной панели боковины: это стабилизирует кузовные зазоры и снизит усилие закрывания двери. На автомобиле появится модуль гидропривода сцепления, благодаря чему повысится герметичность и надёжность узла.

Пятидверная LADA 4х4 вслед за трехдверной модификацией получит АБС и систему крепления детских кресел ISOFIX.

Продолжатся и работы по улучшению виброакустического комфорта.

Автомобиль получит новую решетку радиатора и плафон подсветки багажника.

Параллельно с улучшением серийной LADA 4х4 АВТОВАЗ разрабатывает новое поколение внедорожника. К этой работе привлечены участники фан-клубов LADA 4х4. В июне 2015 года группа владельцев LADA 4х4 посетила научно-технический центр АВТОВАЗа. Эксперты фан-клуба ознакомились с макетами перспективного автомобиля и подтвердили, что инженеры АВТОВАЗа работают в верном направлении, создавая современный, просторный автомобиль с высоким уровнем проходимости. Кроме того, сотрудники АВТОВАЗа и владельцы LADA 4х4 совместно выработали 11 наиболее важных направлений модернизации выпускаемой сегодня модели: повышение коррозионной стойкости кузова, улучшение характеристик мотора, снижение шумов и вибраций, оптимизация электросхемы и т.д. АВТОВАЗ и фан-клуб договорились о регулярных встречах – это поможет улучшить легендарный внедорожник и повысит клиентоориентированность компании.

Дополнительная информация:
Группа АВТОВАЗ входит в состав Альянса Renault-Nissan-Mitsubishi и производит автомобили по полному циклу производства и автокомпоненты для 4-х брендов: LADA, Renault, Nissan, Datsun. Производственные площади Группы расположены в г. Тольятти - ПАО «АВТОВАЗ» и в г. Ижевск - ООО «ЛАДА Ижевск».
Бренд LADA представлен в сегментах В, В+, SUV и LCV, которые составляют 5 модельных семейств: Vesta, XRAY, Largus, Granta и 4x4. Марка занимает 20% российского рынка легковых автомобилей. Официальная дилерская сеть Бренда является самой крупной в России - около 300 дилерских центров.

Модернизированная подвеска на автомобиле Lada 4x4

Преимущества модернизированной подвески LADA 4x4

1.Наличие отрицательного плеча обката обеспечивает:
- стабильность и безопасность торможения на скользких покрытиях;
- стабильность поведения автомобиля в повороте при различных режимах движения и типах дорожного покрытия;
- стабильность работы системы АБС;
- повышение критерия уровня управления автомобилем (чувство безопасности).

2. Применение рядного ступичного подшипника обеспечивает:
- сокращение номенклатуры комплектующих изделий;
- стабильность качества сборки, исключения дефекта «повышенный люфт, износ и разрушение подшипника в эксплуатации»;
- уменьшение трудоемкости сборки ступичного узла в МСП;
- исключение обслуживания и регулировочных операций при техническом обслуживании автомобиля (каждые 5 тыс. км);
- исключение неконтролируемого износа и разрушения ступичного узла;
- стабильность работы системы АБС вследствие уменьшения осевого зазора;
- стабильность и безопасность движения на высоких скоростях;
- возможность увеличения динамических показателей силового агрегата.

3. Изменённая ступица обеспечивает фиксацию ступичного подшипника и тормозного диска.

4. Изменённый тормозной диск обеспечивает возможность его замены без разборки ступичного узла, адаптирован к серийным тормозам.

Изменение управляемости автомобиля на скользких покрытиях в зависимости от плеча обката передней подвески



Модернизированная подвеска
Плечо обката -15 мм. Для удержания прямолинейной
удержание рулевого колеса от вращения в пределах 10
градусов. Автомобиль сам стабилизируется.

До модернизации
Плечо обката +18 мм. Для удержания прямолинейной
траектории при торможении на легком «миксте», требуется
доворот и удержание рулевого колеса на угол 60 градусов.

Модернизированная передняя подвеска с мостом, пружинами и амортизаторами




1. Адаптация поперечины для установки двигателя 21217(Е-5) и крепления переднего моста
2. Изменённый стабилизатор для крепления моста
3. Амортизаторы с газонаполнением, синтетическим маслом и изменёнными характеристиками
4. Измененная передняя пружина и опора пружины
5. Изменённый передний кулак со ступичным узлом и тормозами
6. Измененные тормоза
7. Изменённые шаровые пальцы

Кулак со ступицей


Состав изделия:
1. Диск тормозной
2. Защитные кожухи
3. Ступичный подшипник
4. Стопорные кольца
5. Болт крепления колеса
6. Кулак
7. Ступица
8. Тормоз передний в сборе

Поперечина передней подвески

Адаптация поперечины для крепления переднего моста (позиция 1)

Опора пружины передней подвески

Изменение геометрии для исключения
контакта привода колес при динамических
ходах подвески

Пружина передняя


Цилиндрическая пружина с оптимизированными
характеристиками (жесткость и нагрузка) под
параметры автомобиля

Передний стабилизатор

Модернизированное изделие в части подушек крепления штанги на кузове

(введены боковые реборды для исключения выпрессовки из кронштейнов)

и добавлены 2 подушки крепления переднего моста

Палей шаровой нижний с защитным чехлом


Модернизированная конструкция (изменён
материал вкладыша) для увеличения
долговечности и исключения дефектов «скрип»
при эксплуатации. Изменён фланец наружного
корпуса под новый кулак

Амортизатор передней подвески


Гидравлический 2-х трубный амортизатор с
газонаполнением, синтетическим маслом и
изменёнными характеристиками для уменьшения
трения в подвеске (увеличение плавности хода),
улучшения стабильности работы на всех режимах
движения и улучшения показателей
управляемости и устойчивости автомобиля

Конструктивные изменения переднего кулака



1. Изменённый нижний рог кулака для обеспечения отрицательного плеча обката
2. Применение одного 2-х рядного шарикоподшипника взамен 2-х конических
3. Сквозная проточка для фиксации подшипника
4. Изменённая ступица для крепления подшипника и тормозного диска
5. Изменённый тормозной диск

6. Исключение 2-х сальников (6), 2-х втулок сальников (7), грязезащитного кольца (8), демонтажного кольца (9)

С января по август было реализовано более 17,16 тыс. экземпляров Lada 4x4, что позволило модели занять 13 место в рейтинге самых популярных машин на российском рынке. Чтобы еще больше повысить объем продаж на «АвтоВАЗе» доработали подвеску внедорожника. В пресс-службе компании отмечают, что конструктивные изменения благоприятно сказались на надежности и комфорте модели, а также значительно улучшили ее управляемость.

Технические изменения в конструкции Lada 4x4 2016

Инженеры компании установили в передних ступицах новый подшипник, который не нуждается в том, чтобы периодически регулировать его. В отличие от аналогичных деталей, которые устанавливаются в частных мастерских заводской узел гораздо более надежный и долговечный.

Установка нового подшипника повлекла за собой модернизацию поворотного кулака, что в свою очередь положительно повлияло на ходовых качествах автомобиля. Помимо этого, специалисты «АвтоВАЗа» оснастили внедорожник газонаполненными амортизаторами. Чтобы снизить уровень вибраций инженеры использовали независимое крепление редуктора переднего моста.

Модернизацию подвески пережили все версии Lada 4x4 и Lada 4x4 Urban как трех, так и пятидверном исполнении. При этом стоимость автомобилей осталась прежней. Как и ранее цена 3-дверного внедорожника стартует с отметки 465,7 тыс. руб., а 5-дверного - с 509,7 тыс. руб. Модификация с приставкой Urban в названии обойдется минимум в 512,1 и 552,1 тыс. руб. соответственно.

Новые подробности о Lada 4x4 NG 2017

Параллельно с модернизацией шасси нынешней генерации Lada 4x4 ведутся работы по разработке нового поколения модели. На днях ведущий дизайнер «АвтоВАЗа» Стив Маттин поделился очередной порцией информации о грядущей новинке.

Чтобы унифицировать модели в компании планируют значительно сократить количество используемых платформ (на сегодняшний день их пять). Унификация позволит применять единые методики и инструменты качества, существенно экономить на новых проектах и сократить сроки их поставки на конвейер.

Lada 4x4 NG (New Generation) будет создана на базе специального шасси, которое конструктивно имеет много общего с предшественником, но позволит реализовать «обширные функции».

Ожидается, что для внедорожника будет адаптирован мотор ВАЗ-21179, который также входит в линейку двигателей Xray и в будущем начнет устанавливаться на модель Vesta.

Стив Маттин пообещал, что Lada 4x4 NG получит элементы стилистики Vesta и XRay, но при этом сохранит свои узнаваемые классические черты. Новая «Нива» не превратится в городской кроссовер, а останется по прежнему очень практичной, как и положено настоящим внедорожникам.

Опубликовано 10.10.16.
Эту страницу просмотрели 5341 раз