Лимузины ссср: на чем передвигались советские вожди. Выставка правительственных автомобилей: От Николая Второго до Иосифа Сталина. ЗиСы в броне

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и советские легковушки с восьмицилиндровыми моторами существовали и продолжают существовать – вспоминаем славных носителей славных V-образных агрегатов.

К онечно, подавляющее большинство таких машин – это большие черные седаны для партийной элиты. Однако в разработке в Союзе были и такие «народные» экземпляры, на которые любо-дорого посмотреть и сегодня. Но начнем мы все же с «БЧС».

Этот красивый черный седан пришел на смену устаревшему ЗИС-110, который не попал в нашу подборку лишь потому, что его 8 цилиндров под капотом располагались в ряд, а не под углом. Зато ЗИЛ-111 получил новый мотор с аналогичной маркировкой, который располагал 6 литрами рабочего объема, двумя сотнями лошадиных сил и крутящим моментом в 442 Нм. В паре с ним работал двухдиапазонный гидротрансформаторный «автомат».

На базе этого седана чуть позже был разработан и фаэтон ЗИЛ-111В – наследник представительского кабриолета ЗИС-110В.

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4

Это, в свою очередь, наследник ЗИЛ-111 – уже в то время нужно было следить за автомобильной модой, чтобы не «проспать» актуальные веяния дизайна. Новый седан получил и новый мотор – разумеется, с той же маркировкой, что и сам седан. Этот карбюраторный агрегат выдавал уже 300 сил при выросшем до 7 литров объеме, а крутящий момент увеличился до 559 Нм. Дополнительную ступень получила и автоматическая трансмиссия, с которой работал новый мотор.

Конечно, на базе ЗИЛ-114 тоже было выпущено несколько специальных модификаций. Одна из таких – универсал ЗИЛ-114А, получивший медицинскую специальность. В СССР такие машины называли «Черными докторами».

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Это укороченная версия лимузина ЗИЛ-117, получившая ту же техническую основу, что и оригинал. Семилитровый мотор ЗИЛ-114 при снизившейся массе машины обеспечивал более уверенную динамику, а уменьшение базы положительно сказалось на управляемости.

ЗИЛ-117 тоже не избежал популярности в качестве основы для специальных машин. Помимо экземпляров для спецслужб был выпущен и двухдверный фаэтон с матерчатым тентом – такие машины участвовали в парадах на Красной площади.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Лимузин, который должен был получить имя ЗИЛ-115 как законный преемник предыдущего автомобиля подборки, из-за смены системы индексов стал носить название ЗИЛ-4104. Такое же название получил и его мотор – V 8 объемом 7,7 литра. Этот агрегат получил небольшую прибавку в мощности относительно предшественника – она выросла до 315 л.с., зато крутящий момент увеличился заметнее, до 608 Нм. Мотор сохранил и основные особенности: алюминиевый блок с чугунными гильзами, два клапана на цилиндр, гидротолкатели клапанов и карбюраторную систему питания.

Правительственный лимузин традиционно отправился служить в различные ведомства, получая различные модификации. Помимо фаэтона ЗИЛ-41044 существовал и «короткий» седан ЗИЛ-41041, и «Черный доктор» ЗИЛ-41042, и спецверсия ЗИЛ-41072 «Скорпион», и многие другие спецмашины.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Эта машина стала косметическим обновлением ЗИЛ-4104: это ясно даже из названия. Сохранив техническую часть и кузов неизменными, она получила новую светотехнику, модернизированный вариант оформления передка и иную стилистику хромированных элементов на кузове.




Это последнее обновление ЗИЛ-4104: такие автомобили выпускались до 2002 года, а после стали производиться штучно по спецзаказам. Машину вновь оставили неизменной технически, но освежили снаружи, сделав экстерьер строже и «квадратнее».

Этот автомобиль, в отличие от большинства зиловских машин, не стал серийным. Изначально он должен был стать заменой «короткого» ЗИЛ-41041, получив современную внешность и новую техническую начинку. Облик новой машины был заметно «демократичнее», чем у остальных представителей семейства, а вот оснащение им не уступало.

1 / 2

2 / 2

Под капот поместили все тот же мотор ЗИЛ-4104 объемом 7,7 литра и мощностью 315 л.с., а главным техническим отличием новой машины было отсутствие рамы – ее планировали перевести на несущий кузов. Однако развития автомобиль не получил, оставшись существовать в двух экземплярах, на которых отрабатывали технические решения и варианты внутреннего оснащения.

На фото: Под капотом ЗиЛ-4102 Опытный ‘1988

ЗИЛ-118 «Юность»

ЗИЛ-118 «Юность» — это не легковой автомобиль, а микроавтобус, но обойти его вниманием мы просто не могли: уж слишком шикарной была его внешность – правда, только в первой инкарнации. Истории этой любопытнейшей машины , а здесь предлагаем просто полюбоваться на этот образец стиля своего времени и класса.

На фото: ЗиЛ-118 «Юность» ‘1962–70

Заканчивая речь о зиловских машинах, можно передохнуть от черных седанов: в истории завода были и спортивные машины. Одна из таких – ЗИЛ-112С: стремительный родстер со стеклопластиковым кузовом. На него могла устанавливаться не одна, а целых две разных V -образных «восьмерки». Первая имела 6 литров рабочего объема и развивала 240 л.с., а вторая – уже 7 литров, которые давали в разное время от 270 до 300 лошадиных сил. Максимальная скорость родстера составляла около 270 км/ч, а разгон до сотни занимал менее 5 секунд.



ГАЗ-13 «Чайка» — это еще одна легенда советского автопрома. Вобрав в себя стилистику зарубежных машин того времени, она выглядела роскошно, смело и солидно одновременно. Мотор ГАЗ-13 был под стать внешности: 5,5-литровый V 8 выдавал 195 л.с. и 412 Нм. Он имел два клапана на цилиндр и алюминиевый блок, а сочетался с трехступенчатой автоматической трансмиссией. Кроме него на автомобиль устанавливался двигатель ГАЗ-13Д, имевший при том же объеме и крутящем моменте уже 215 л.с.

На фото: ГАЗ-13 «Чайка» ‘1959–81

Разумеется, не обошлось без различных модификаций и на базе газовских машин. Так, например, Чайка имела открытую версию с мягким верхом, носившую индекс ГАЗ-13Б.

На фото: ГАЗ-13Б «Чайка» ‘1961–62

Преемница первой Чайки, новая машина под индексом ГАЗ-14 стала выглядеть совсем иначе – строже, проще и угловатее, приблизившись по своей стилистике к зиловским лимузинам. Сдвоенные передние фары, длинный и низкий профиль, дозированное количество хрома – такой стала Чайка во втором поколении. Под капотом при этом прописался мотор ГАЗ-14, разработанный на основе все того же ГАЗ-13 и имевший 5,5 литров, но чуть больше мощности и крутящего момента – 220 л.с. и 450 Нм соответственно. Питал его не один, а сразу два карбюратора.

На фото: ГАЗ-14 «Чайка» ‘1976–89

На базе «второй» Чайки были созданы как традиционный фаэтон для парадов под индексом ГАЗ-14-05, так и «Черный доктор» ГАЗ-РАФ-3920.





На фото: ГАЗ-14-05 и ГАЗ-РАФ-3920

Отдельная каста мощных газовских машин с V 8 – это автомобили для спецслужб, так называемые . ГАЗ-23 – седан на базе ГАЗ-21, получивший усиленный кузов, адаптированный для установки слегка модернизированного силового агрегата от Чайки. Мотор ЗМЗ-23 имел 5,5 литров объема и 195 л.с. мощности, разгоняя седан до ста километров в час за 16 секунд и обеспечивая максимальную скорость в 160 км/ч. Разумеется, под новые технические реалии был доработан не только кузов, но и тормозная система, и трансмиссия, и ходовая часть.

На фото: ГАЗ-23 «Волга» ‘1962–70

Этот седан пришел на смену ГАЗ-23. Новая «догонялка» тоже получила модернизированный двигатель от Чайки и автоматическую КПП: с 5,5-литровым ЗМЗ-2424 она, по разным данным, разгонялась до 160-180 км/ч.

Логическим развитием модели стал ГАЗ-24-34, получивший кузов от ГАЗ-24-10, в который по отработанной схеме установили V 8 и трехступенчатый «автомат», попутно доработав все основные узлы автомобиля.

На фото: ГАЗ-24-34 «Волга» ‘1987–93

Этот малоизвестный автомобиль должен был стать представительской машиной нового поколения, не просто сменив на посту Чайку, но став куда более современным и технологичным, а заодно и компактным. Судите сами, сколько технических новшеств было заложено в автомобиль на стадии создания: полный привод с принудительной блокировкой межосевого дифференциала, дисковые тормоза всех колес, гидроусилитель, климат-контроль, оригинальное остекление кузова… и это лишь малая часть интересных технических решений – подробно мы рассказывали о

На фото: Под капотом ГАЗ-3105 «Волга» ‘1992–96

К сожалению, стать серийным новому ГАЗ-3105 было так и не суждено: прекращение государственного финансирования и появившаяся конкуренция с зарубежными моделями сделали модель слишком затратной для разработки. Ставший убыточным автомобиль остался в прошлом как образец того, на что был способен консервативный горьковский завод при условии достаточного стимулирования.

Если вы понимаете, что вашей потребностью является благотворительная помощь, то обратите внимание на эту статью.
К вам обратились за помощью те, кто без вашего участия может лишиться увлекательного дела.
Многие дети, мальчишки и девчонки, мечтают стать пилотами на трассе.
Они ходят на занятия, где под руководством опытного тренера изучают приемы скоростного вождения.
Только постоянные упражнения позволяют правильно обгонять, выстраивать траекторию и выбирать скорость.
В основе победы на трассе лежит хорошая квалификация. И, конечно, профессиональный карт.
Дети, которые занимаются в кружках, полностью зависят от взрослых, потому что отсутствие денег и сломанные запчасти не позволяют участвовать в соревнованиях.
Сколько удовольствия и новых ощущений испытывают ребята, когда они попадают за руль и начинают управлять машиной.
Может быть, именно в таком кружке растут не только чемпионы России, но даже будущие чемпионы мира в этом виде спорта?!
Вы можете помочь детской секции картинга, которая находится в городе Сызрань. У них в настоящее время просто бедственное положение. Все держится на энтузиазме руководителя: Краснова Сергея.
Прочитайте моё письмо и посмотрите фотографии. Обратите внимание на то, с каким увлечением работают мои воспитанники.
Они любят этот развивающий вид спорта и очень хотят продолжать обучение.
Обращаюсь к вам с просьбой помочь выжить секции картинга в городе Сызрани.
Раньше в городе было ДВЕ станции юных техников, и в каждой была секция картинга. Картинг был ещё и во Дворце пионеров. Сейчас в городе нет ни одной стации, и кружок во Дворце пионеров тоже уничтожили. Закрыли - не поворачивается сказать, просто уничтожили!
Мы боролись, писали письма, везде ответ у них один. Лет пять тому назад я ездил к губернатору Самарской области на прием. Он не принял, а приняла меня заместитель.
Вот после этого нам дали помещение, где мы и базировались. У нас очень много детей хотят заниматься картингом, но очень плохая материальная часть не позволяет набирать детей.
Да и большая часть картингов требует ремонта. Вот в таком положении находится наш кружок.
Мы обращались и к мэру города Сызрань за помощью. Второй год ждем помощи. Решили обратиться через интернет к вам за помощью.
Связаться со мной,посылки по адресу,446012 Самарская обл.г.Сызрань,ул.Новосибирская 47, можно через соцсети СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ КРАСНОВ.или пишите на почту Ютуб канал https://www.youtube.com/channel/UC4AHkKA-LDAwjALyHr0JzEw/videos?view_as=subscri
ber Всегда, находясь на волне успеха, надо творить дела милосердия, подавать милостыню. А если Господь помогает в тяжелых обстоятельствах, то не забывать после о благодарности. Тогда и Он не забудет о ваших нуждах.

В самом начале уходящей недели в столичных «Сокольниках» прошла автомобильная выставка, посвященная 95-летию Гаража особого назначения - автопарка правительства России. В мы рассказали об автомобилях Николая Второго и Иосифа Сталина, во о лимузинах Никиты Хрущева и Леонида Брежнева, а в этой повествуем о кортежах первого президента Советского Союза Михаила Горбачева, первого президента России Бориса Ельцина и его преемника - Владимира Путина.

После перехвата власти у Михаила Горбачева Борис Ельцин чуть ли не первым делом пересел с легендарных автомобилей завода ЗИЛ (Завод имени Лихачева) - до смерти Сталина завод назывался ЗИСом (Завод имени Сталина), - производившего роскошные бронированные лимузины для первых на протяжении 50 лет, на немецкие Мерседесы. Несколько позже его примеру последовали министры с главами регионов. Однако в 1997 у Ельцина проснулись патриотические чувства - он, как и генсеки до него, пересел на отечественный ЗИЛ, на котором потом ездил вплоть до своей отставки.

К сожалению, при Владимире Путине разрушительные коллаборационистские тенденции только усилились: спецслужбы и даже мелкие чиновники пересели с отечественных «Волг» на немецкие Мерседесы и американские Форды, а известнейший завод, некогда производивший спецтранспорт и представительские автомобили для всего коммунистического блока, ныне превращен в руины.


Цех производства лимузинов ЗИЛ, закрыт в 2000-ом году




Производственные цеха завода ЗИЛ в наши дни

Гараж Михаила Горбачева



Кортеж Михаила Горбачева в его бытность президентом СССР

В 1985-ом году умирает последний достойный генсек Советского Союза Константин Черненко, на место которого быстро взбирается Михаил Горбачев. Тогда впервые с высоких трибун зазвучали призывы перестраиваться и модернизироваться по западному образцу. Далеко не все в то время понимали, что Горбачев уже поставил «крест» на СССР - если не большинство, то точно многие продолжали строить города, заводы, совершенствовать производство, вообщем, делать всё необходимое для «светлого будущего», которое через несколько лет архитекторами «Перестройки», по сути, будет выброшено на «помойку». Так оно было и в КБ ЗИЛа, где в аккурат с восхождением Горбачева в 1985 году появилась последняя версия советского лимузина – ЗИЛ-41047.

ЗИЛ-41047 (315 л.с.)




ЗИЛ-41047 - советский бронированный лимузин премиум-класса, предназначавшийся для перевозки руководства СССР и первых лиц стран всего социалистического блока. Автомобиль выпускался с 1985-го по 2002-ой год. Технически идентичен модели ЗИЛ-41045. Отличия от собратьев и предшественников лишь в дизайне кузова, да и те незначительные. Но отметим один любопытный факт, а именно: во время своего производства лимузин ЗИЛ-41047 был самым длинным серийным легковым автомобилем в мире: габаритная длина - 6339 мм,что лишь на 7 мм короче самого длинного в истории Cadillac Series 75 1974-76 модельных годов.

В 1994 году немецкая фирма Trasco, мечтавшая о престижных заказах из России, изготовила два бронированных лимузина на основе модели ЗИЛ 41047. Боковые стёкла здесь, в отличие от заводских броневиков, впервые стали опускающимися. Но при этом немцы недостаточно усилили подвеску - и машины, получившие обозначение 41047ТБ (Траско Бремен), поездив совсем немного, отправились в ремонт на ЗИЛ и впоследствии использовались как резервные. Всего в Бремен было отправлено три автомобиля ЗИЛ-41047. Третий лимузин пришел на фабрику забронироваться и пройти огневые тесты... Броню поставили, тесты прошёл - основные параметры обстрела выдержал. Однако возвращать образец на Родину не стали: у российских властей исчез интерес на отечественные «членовозы» - Ельцин плотно засел в немецкие лимузины.

ГАЗ 24-34 (195 л.с.)




ГАЗ-24-34 «Волга» - мощный легковой автомобиль, производившийся в СССР специально для кортежей и в качестве быстрых «догонялок» КГБ. Машина выпускалась с 1985-го по 1993-ий год на Горьковском автомобильном заводе. Для автомобиля в качестве основы использовался серийный ГАЗ-24-10. При рабочем объеме двигателя ЗМЗ-505 в 5,53 литра, «догонялка» спокойно развивала мощность в 195 л.с. и разгонялась до 182 км/ч. Разумеется, в продажу для рядовых граждан или «номенклатурных» работников не поставлялся.

ГАЗ 31013 (195 л.с.)




ГАЗ-31013 «Волга» - еще одна советская «догонялка» КГБ, пришедшая на смену ГАЗ-24-34. Внешне ГАЗ-31013 мало чем отличается от ГАЗ-3102 - сделано это по причинам профессиональной конспирации.

Сотрудники спецслужб, да пожалуй, и простые граждане, которым довелось управлять «догонялкой» - про нее вспоминают с гордостью. Уже тогда по многим параметрам ГАЗ-31013 превосходил Mercedes-Benz E500, который появился намного позже. Объем двигателя ЗМЗ-505.10 равен 5,53 литра. Мощность двигателя была несколько скромнее, чем у Мерседеса, всего 195 л. с. при 4-х тыс. об/мин, но крутящий момент равный 405 Нм при 2200 об/мин впечатляет. Наша машина разрабатывалась собственными силами и умами, тогда как для разработки «штутгардского волка» привлекались инженеры компании Porsche. Отметим, что в нулевые на эти машины начали ставить и импортные двигатели, поэтому можно встретить «догонялку» и 220-ью лошадиными силами.

ЗИЛ-41072 «Скорпион» (315 л.с.)








ЗИЛ-41072 «Скорпион» - российский автомобиль сопровождения и охраны, выполненный на основе советского лимузина ЗИЛ-41047. Выпускался с 1989-го по 1999-ый год.

Интересно, что во времена Горбачёва столичные инженеры успели разработать и следующую серию правительственных «членовозов», но тут в ситуацию вмешалась «Перестройка» и последующий за ней распад СССР. И новый ЗИЛ-4102, этакий советский Rolls-Royce, навсегда остался лишь опытным экземпляром.


Презентация ЗИЛ-4102, 1988 год

Вероятно, для новой политической элиты девяностых и зарождающейся элиты нулевых, сделавших из советской сверхдержавы сырьевой придаток стран Запада, огромные суровые ЗИЛы времён четырежды Героя Советского Союза были явно поперек горла, ибо напоминали об индустриальной мощи и славе недавнего прошлого. Исторические карлики не могли похвастаться успехами в промышленности и экономике, а потому цеплялись за все яркое и цветастое - в глазах телезрителей всячески пытались казаться модными, прогрессивными и европейскими. Именно по этой причине ни один президент России не ездил и не ездит на российских автомобилях, а предпочитают им Мерседесы - мол, как и у других европейских лидеров.

Однако тот же Путин старательно забывает, что главы развитых стран, несмотря ни на какие моды, для своих кортежей предпочитают исключительно отечественные автомобили: император Японии ездит на Toyota Century Royal, а его премьер на Lexus LS 600h L, президент Кореи на Hyundai Equus, президент Чехии на Skoda Superb, президент Италии на Maserati Quattroporte и лимузине Lancia Thesis, президент Франции на Citroen DS5, премьер-министр Великобритании на Jaguar XJ Sentinel, британская королева на Bentley State Limousine, председатель КП КНР на FAW Hong Qi HQE, а президент США на Cadillac One. Разумеется, главы карликовых государств и стран так называемого «третьего мира» ездят на Мерседесах и Ауди, как и наш многоуважаемый Владимир Владимирович - так как у них производства и традиций подобных КБ ЗИЛа никогда и не было.

Гараж Бориса Ельцина


В 1983 году, будучи первым секретарём Свердловского обкома КПСС, Борис Ельцин получил в служебное пользование автомобиль ГАЗ-14 «Чайка».

ГАЗ 14 «Чайка» (220 л.с.)




ГАЗ-14 «Чайка» - советский представительский легковой автомобиль высокого класса, выпускавшийся c 1977-го по 1988-ой год. С технической точки зрения, автомобиль был глубоко модернизированным вариантом своего предшественника, ГАЗ-13. При этом новая модель была существенно крупнее, и, по сути, «ушла» в более высокий подкласс, вплотную приблизившись по габаритам, техническим характеристикам и уровням комфорта и оснащённости к моделям ЗИЛ высшего класса. Всего было изготовлено около 1 120 автомобилей данной модели.

ЗИЛ-41052 (315 л.с.)




Советский правительственный лимузин ЗИЛ-41052 является бронированной версией автомобиля ЗИЛ-41047 образца 1985 года, с 1987 до 1999 года было выпущено всего 13 экземпляров модели. Защиту пассажиров обеспечивала стальная бронекапусла с толщиной брони 4–10 мм. На машину устанавливался двигатель V8 объемом 7,7 литра и мощностью 315 л. с. в паре с трехступенчатой автоматической коробкой передач. В 1997-ом году президент России Борис Ельцин пересел с Мерседесов именно на этот лимузин.


На видео: Транспортировка ельцинского лимузина из Москвы в «Ельцин Центр», 20 ноября 2013 года

Отметим, что капсульная конструкция - советское ноу-хау, впервые примененное еще для сталинского ЗИС-115. Надежность традиционной схемы бронирования, когда серийный автомобиль защищался броневыми листами, а стекла заменялись бронированными, оставляла желать лучшего, и советские инженеры придумали оригинальную - капсульную. Это когда сам автомобиль строится вокруг бронированной капсулы. Материалы для бронирования - исключительно отечественного производства. По защищенности ЗИЛ до сих пор превосходят большинство зарубежных аналогов. Но после распада СССР один автомобиль был выкуплен и разобран. Идею скопировали, и теперь она используется повсеместно.

Chevrolet Suburban K2500




Mercedes-Benz GE300 / W463 (170 л.с.)




Mercedes-Benz G500 / W463 (296 л.с.)


Mercedes-Benz S600 Pullman / W140 (408 л.с.)




Mercedes-Benz S600L ТБ / W140 (408 л.с.)




Mercedes-Benz S500 ТБ / W140 (326 л.с.)




Mercedes-Benz S600L / W140 (408 л.с.)




Гараж Владимира Путина


В гараже президента России Владимира Путина содержатся несколько бронированных автомобилей, причем почти все они разные. Так, у Путина есть несколько бронированных «пульмановских» «Мерседесов» в старом 220-м кузове и несколько машин в новом 221-м кузове. В списке машин президента числятся советский лимузин ЗИЛ, микроавтобусы Mercedes-Benz и Volkswageln Transporter, а также большое количество мерседесовских «догонялок» серий ML, G и S, причем разных годов выпуска и комплектации. Таким образом, у президента довольно внушительный автопарк.

В случае если организуется заграничная поездка, президентский автомобиль и машины из его кортежа вместе с оперативной группой доставляются на место заранее на грузовом самолете. Получается, что летит не один Путин, а несколько самолетов, включая транспортные. Примечательно, что за границу главным образом летают более старые автомобили. Так, в Китай президент несколько раз летал с Мерседесом из той же серии, которой пользовался еще Ельцин. В Великобританию Путин однажды прибыл вообще с советским ЗИЛом.

Тем не менее, самым популярным автомобилем, на котором передвигается Путин был и остается Mercedes S600 Pullman Guard.

Mercedes-Benz S600 Pullman / W221 (517 л.с.)




Mercedes-Benz S500 Pullman / W220 (306 л.с.)




Mercedes-Benz S500 / W220 (306 л.с.)


Volkswagen Transporter / T5


Mercedes-Benz ML350 / W166 (306 л.с.)


Кортеж Владимира Путина
















Подводя итоги, отметим, что Владимир Путин, к глубочайшему сожалению соотечественников, не оправдал надежды, возложенные на него российскими промышленниками, включая и надежды коллектива завода ЗИЛ - в 99-ом всем почему-то казалось, что раз Путин до «Перестройки» служил в КГБ, то он просто обязан поддержать производство спецтранспорта.

Однако кортеж президента России почти ничем не отличается от кортежей руководителей промышленно-отсталых государств Африки или Средней Азии - те же «пульмановские» Mercedes-Benz S-класса, окруженные спереди и по бокам бронированными «Гелендвагельнами» и мощными мотоциклами марки BMW. Кортежи с похожим составом можно встретить у руководства Бангладеша, Кении, Омана, Марокко, Украины и многих других стран.

«Престиж страны определяется наличием ракет, числом золотых олимпийских медалей и лимузином президента» — это высказывание принадлежит Роберту Кеннеди, младшему брату Джона Кеннеди, убитого прямо на заднем сиденье роскошного Линькольна. К выбору средств передвижения, мировые лидеры всегда относились очень ответственно. Мы собрали пять автомобилей, претендующих на звание лучших правительственных машин двадцатого века.

Автомобильная индустрия довоенного Советского союза целиком и полностью состояла из успешных и не очень попыток копирования американского и военного автопрома. Марка ЗИС не исключение. Взяв за основу подарочный Паккард, советские конструкторы создали первый советский правительственный лимузин, которому суждено было войти в историю как “машина Сталина”. Производство ЗИС-115 велось в обстановке строгой секретности. Именно тогда конструкторы столкнулись с проблемой обеспечения безопасности важного пассажира. В случае с ЗИС, создатели пошли простым путем: сперва собирали бронекапсулу и лишь затем добавляли все остальные детали кузова.

Лимузин имел защиту от автомоматных и пулеметных очередей и имел защиту от осколочных гранат и мин. Еще одной отличительной особенностью салона этой машины от ЗИС-110 было отсутствие перегородки из стекла между передней и основной частями салона. Бытует версия, что Сталин, при посещении завода, где происходила сборка, сказал: «У меня нет секретов от народа и перегородку можно не ставить».

Rolls Royse Phantom

Rolls-Royce Phantom VI увидел свет в 1968 году, и вплоть до конца двадцатого века был главным автомобилем британской монархии. Автомобиль был оборудован алюминиевым кузовом на лонжеронной раме, мотором V8 обьемом в семь литров и множеством опциональных удобств, таких например как кондиционер и электрические стеклоподьемники.

Специально для королевской семьи изготавливались модифицированные модели Rolls Royse, которые имели боле высокий задний ряд сидений, прозрачную крышу и специальные подножки для удобства монарха. Британская королева Елизавета задала тон мировому сообществу и Фантом стал любимым автомобилем правителей множества ближневосточных и азиатских стран.

Nissan Prince Royal



Бурный рост японской автомобильно промышленности в начале 1960-х годов остро поставил вопрос об обеспечении императорского двора подходящей машиной. В 1965 году компания Nissan объявляет о разработке спецавтомобиля для императора. Машина была готова в мае 1966 года. Первый экземпляр был преподнесен как свадебный подарок принцу Акихито. Автомобиль имел двигатель V8, автоматическую коробку передач и гидравлические тормоза, что по тем временам было невиданным техническим откпровением. Nissan Prince был титульным автомобилем японского имераторского дворца вплоть до семидесятых годов, пока не был заменен моделью NIssan President.

Lincoln Continental X100

Автомобиль президента США Джона Кеннеди стал самым роскошным за всю историю правительственного автомобилестроения, но это не уберегло модель от забвения, связанного с печальными событиями 1963 года. Открытый лимузин был создан специально для президента на заводе в Цинциннати и стоил более двухсот тысяч долларов. Continental X100 был оснащен задним сиденьем с гидроприводом, спсобным подниматься на двадцать сантиметров во время парадов, системой кондиционирования, радиотелефоном, подножками для спецагентов и салоном из кожи и велюра.

После убийства Кеннеди, лимузин на несколько лет забыли в правительственном гараже. Тем не менее, он еще послужил первым лицам, участвуя в парадах президентов Джонсона, Никсона, Форда и Картера.

Mersedes Benz W140

Знаменитый “шестисотый”, так сильно отпечатавшийся в российском культурном коде, послужил и в высших эшелонах власти. Удлиненная версия w140 стала самой популярной правительственной моделью конца двадцатого века, став эталоном автомобиля для особо важной персоны. Первым удобства швабского лимузина оценил канцлер Германии Гельмут Колль, за что автомобиль и получил наименований “канцлеровоз”. Тюнинг-ателье прадставляли огромное множество модификаций автомобиля, которые успешно находили покупателей во всех странах мира.


В Интернете были опубликованы первые фотографии макетов автомобилей, разработанных компанией Marussia для кортежа Президента России и других российских чиновников высшего ранга. Впервые после многих лет первые лица государства пересядут на машины отечественного производства. И сегодня мы расскажем про наши автомобили , созданные специально для руководителей страны от сталинских времен до современности.

ЗИС-101 – бронированный автомобиль для Сталина





Владимир Ильич Ленин любил всякие автомобили, но ездил в основном на иностранных машинах, таких как Turcat-Mery 28 и Rolls Royce Silver Ghost – отечественный автопром был уничтожен войной и послевоенной разрухой. А потому первым руководителем советского государства, пересевшим на российский автомобиль, стал Иосиф Виссарионович Сталин. По его заказу на автозаводе ЗИЛ в Москве было создано шикарное авто ЗИЛ-101, которое стало любимой машиной «вождя народов» на многие годы. Машина обладала передовыми на тот момент характеристиками – системой отопления в салоне, встроенным радиоприемником, а также вакуумными усилителями сцепления и тормозов.

ЗИС-110 – первый послевоенный правительственный автомобиль



ЗИС-101 прослужил главным правительственным авто почти десять лет, до 1945 года, когда на смену ему пришел автомобиль ЗИС-110. Изначально эту машину планировалось создать на основе американской Packard 180, но в силу определенных конструктивных особенностей последней некоторые решения были заимствованы от Buick Limited 90 L. В результате появился автомобиль ЗИС-110 и его специальная правительственная версия ЗИС-110Б (бронированная), на котором ездил не только Сталин, Хрущев и другие советские руководители, но и китайский Великий Кормчий Мао Цзе Дун, северокорейский лидер Ким Чер Ир, а также албанец Энвер Ходжа.

ЗИЛ-111 – автомобиль для кортежей и парадов



ЗИС-110 устарел всего за несколько лет. Построенный с дизайном еще довоенной эпохи, к началу пятидесятых годов он выглядел динозавром на фоне послевоенных авто. А потому в 1959 году был представлен новый автомобиль для высшего руководства страны – ЗИЛ-111 (автозавод в 1956 сменил имя со Сталина на Лихачева). В техническом плане он мало отличался от предшественника, зато выглядел куда более современно. Во время визита в 1963 году в Москву такую машину получил в подарок Фидель Кастро. ЗИЛ-111 стал первым советским авто, для которого были предусмотрены также открытые модификации, специально созданные для парадов.

ГАЗ-13 – прародитель семейства «Чайка»



Несомненно самым известным советским правительственным авто была «Чайка» - серия машин, историю которой следует отсчитывать от появления в 1959 автомобиля ГАЗ-13. Считается, что из трех тысяч выпущенных «Чаек» первого поколения лишь три попали в частные руки (обладателями таких авто стали писатель Михаил Шолохов, первая советская женщина-космонавт Валентина Терешкова и балерина Галина Уланова), остальные использовались в правительственных нуждах в СССР и за границей. К примеру, на ГАЗ-13 ездили руководители ГДР Вальтер Ульбрихт и Эрик Хонекер. Несколько машин было отдано «Интуристу».

ЗИЛ-114 – лимузин к 50-летию Революции



ЗИЛ-114 был основным правительственным лимузином СССР в конце шестидесятых – начале семидесятых годов двадцатого века. Первые автомобили этого поколения сошли с конвейера в 1967 году к 50-летию Октябрьской революции, а всего было изготовлено лишь 113 экземпляров ЗИЛ-114 для самых высших руководителей СССР. В 1971 году на основе этого авто была выпущена более «простая» его версия – ЗИЛ-117 для чиновников рангом пониже.

ГАЗ-14 – «Чайка» номер два



Всего с 1977 по 1988 году было выпущено чуть более тысячи автомобилей ГАЗ-14, каждый из которых собирался вручную, а затем проходил длительные испытания на предмет качества и надежности. Машина предназначалась для чиновников самого высокого уровня, а также руководства армии и других силовых структур. Производство прекратилось в 1988 году на волне горбачевской «борьбы с привилегиями». Причем, одновременно с этим была разрушена конвейерная линия, уничтожена рабочая документация и даже линия по сборке игрушечных моделей ГАЗ-14.



ЗИЛ-115 (позже был переименован в ЗИЛ-4104) стал последней машиной знавшего толк в автомобилях Леонида Ильича Брежнева и последним советским правительственным лимузином. Это авто до сих пор можно считать одним из самых шикарных в мире за всю истории автопромышленности. Кресла в нем были отделаны кожей, а двери – карельской березой. ЗИЛ-4104 в разных модификациях выпускался до 2002 года. А самыми известными его вариантами стали модели Фаэтон (для парадов) и Черный Доктор (реанимационный автомобиль для кортежа Генсека). Интересно, что в 2010 году было выпущено три экземпляра ЗИЛ-4104 (модель ЗИЛ-410441) для юбилейного парада на Красной Площади.

ЗИЛ-4105 – легендарная «Бронекапсула»



Отдельно можно упомянуть модификацию ЗИЛ-4104, получившую маркировку ЗИЛ-4105 и имя «Бронекапсула». В 1980-х годах, когда создавалась эта машина, она была самым защищенным авто в мире. Ведь броня в ней не просто вставлялась в двери и крышу, а была сплошной – сначала на заводе в городе Курган сваривали капсулы из брони, а потом вокруг них создавался автомобиль. ЗИЛ-4105 выдерживал не только обстрел из винтовок и автоматов, но даже взрыв гранаты под бензобаком.

Marussia L2 и Marussia F2 – представительские автомобили для Президента России





На днях в одном из аккаунтов в социальной сети Instagram были опубликованы фотографии, которые принято считать первыми изображениями макетов будущих автомобилей из кортежа Президента России – седана Marussia L2 и внедорожника Marussia F2. Разработкой этих машин, как известно, занимается известная по команде в гонках Formula 1 и одноименному отечественная компания Marussia. Ожидается, что первые такие автомобили сойдут с конвейера в 2018 году и будут выпускаться под маркой ЗИЛ на мощностях этого легендарного завода.