Конспект игры-занятия по правилам пожарной безопасности «Огонь — друг или враг. Урок физики "автомобиль и здоровье человека"

«Компьютер друг или враг…»

Цели: содействовать определению места и роли компьютера в жизни современного человека.

Задачи: 1. Выделить условия и определить правила для безопасного пользования ПК;

2. Научить упражнениям, снимающим зрительное напряжение;

3. Ориентировать на общение с другими людьми, развитие своих способностей.

Оборудование: опорные 3 таблички «компьютер», «друг-помощник», «враг-вред»,

Ход занятия :

Наш классный час я начну с загадки. Слушайте внимательно! Если знаете ответ - отвечайте хором.

Он рисует, он считает,

Проектирует заводы,

Даже в космосе летает

И дает прогноз погоды.

Миллионы вычислений

Может сделать за минуту.

Догадайтесь, что за гений?

Ну, конечно же … (компьютер)

Еще 20 лет назад компьютер был редкостью. Слово «компьютер» произошло от греческого «компьюто», что означает: считаю, вычисляю. Так эту машину назвали потому, что вначале она использовалась для сложных математических расчетов. Тогда называли ЭВМ, и была очень большая по размеру, примерно с наш класс.

II . Мотивация

Ребята! Сегодня мы с вами будем участниками научной группы. И проведем очень важное исследование. А начнем мы со сказки.

(презентация – сказка)

В некотором царстве- тридевятом государстве жил-был царь…

И было у него два сына: Старший и Младший. Так он их называл.

Старший умный был детина, ну младший ни так, ни сяк, просто был дурак.

Чтобы от века не отстать, чтоб детям помочь умнее стать,

Чтоб могли сыновья в современном мире жить

Решил Царь ребятам компьютеры купить

Самые крутые, подключил им Интернет

безлимитный, высокоскоростной.

Долго ли сказка сказывается, да не скоро дело-то делается.

Прошло много лет, что же случилось с сыновьями царя?

Старший сын

У меня один лишь друг,
Компьютером его зовут.
Целый день с ним провожу,
На прогулки не хожу.
Спортом я не занимаюсь,
И совсем не закаляюсь,

Я с друзьями не общаюсь,
Я учуся целый день,
И поверьте, мне не лень
За компьютером сидеть,
Фильмы, игры поглядеть.
На все сайты без разбора
Выхожу вплоть до упора.

Плохо стал соображать,

Отчего вдруг? – не понять.
Стало плохо с головою…
И с глазами …Что со мною?!

Посмотрите каким стал старший сын

Младший сын

У меня есть новый друг
Его компьютером зовут.
Дружу я с ним давно,
И расскажу вам про него.

Он все по папочкам разложит,

Через принтер все размножит

Электронные файлы услуг

Инструмент "на все руки",

И лекарство от скуки,

И учитель, и преданный друг.

До чего же энергичный

Электронный человек

Мой попутчик симпатичный

В двадцать первый век

Посмотрите, каким стал младший сын.

Обращение царя:

Дорогие сотрудники исследовательской группы!

Помогите, пожалуйста, ответить на вопрос:

Почему совершенно одинаковые компьютеры по – разному повлияли на моих детей?

Уважаемые коллеги. Итак, вот наше первое дело.

Что будем делать?

Что вы думаете по данному поводу?

Нам нужно дать царю обоснованный, полный ответ.

Да, действительно, компьютер прочно вошел в нашу жизнь не только как техническое средство. Всеобщая компьютеризация сильно влияет на человека. А каково это влияние, положительное или отрицательное? Кем является компьютер человеку? Другом или врагом?

Итак, тема нашего исследования « Компьютер - враг, друг, помощник?»

Уважаемые коллеги, давайте выделим из рассказа сыновей основные области, в которых Компьютер нанес особый вред или принес пользу.

    Компьютер и здоровье

    Компьютер и общение

    Компьютер и компьютерные игры

Продолжите фразу, компьютер – это друг, с ним я могу ……

(Играть, рисовать, песни петь, фотографии рассматривать, решать задачи, примеры, писать упражнения, писать и отправлять письма, отыскивать нужные знания в Интернете)

Задание: Улыбнитесь друг другу. Запомните свои чувства, скажите приятные слова, дотроньтесь до руки. Теперь улыбнитесь компьютеру. Вы испытали приятные чувства, тепло от общения?

Как правильно назвать ПК (Персональный компьютер) друг или помощник?

Вывод: С ПК интересно учиться, познавать окружающий мир. Но не что не заменит радость общения с другом, сверстником. Только друг тебя поймет, с тобой помечтает, сможет приготовить сюрприз, сможет успокоить. Компьютер помогает человеку и работать, и учиться, развиваться через игры. Но главное, чтобы он не заменял дружбу, общение, не мешал развивать ваши способности и таланты. Кто- то футболист, певица, художник, натуралист, швея ….

Основная часть.

Продолжите фразу. Когда компьютер- враг, т.е. может причинить вред…

(излучение, чрезмерное увлечение играми, вирусы из Интернета, напряжение зрения, неподвижная поза и т.д.)

Как уменьшить вредное влияние ПК?

Вначале мы выясним, как правильно организовать рабочее место? Следует сказать, что многое нам известно при организации рабочего места для письма.

Нужен компьютерный (стол), нужной высоты (стул), устойчивая (опора для ног).

Освещение должно быть (слева).

Монитор устанавливается чуть (ниже) уровня глаз.

Расстояние от монитора до тебя такое, что можно коснуться (кончиками) пальцев вытянутой (руки) .

Советы, чтобы уберечь здоровье.

1. Работать за современными компьютерами с хорошо освещенным рабочим столом.

2. Для учащихся 2 - 5 классы непрерывная продолжительность занятий с компьютером не должна превышать 15 минут

3. Каждый час вставать из-за компьютера и делать комплекс упражнений для позвоночника.

4. Каждый час делать комплекс упражнений для кистей рук.

5. Каждые полчаса делать гимнастику для глаз.

Упражнения для снятия напряжения глаз при работе с компьютером:

(Упражнения выполняются несколько раз с детьми)

· «Открыть-закрыть глазки» На счет 1-4 закрыть глаза с напряжением, на счет 1-6 раскрыть глаза.

· «Слежу за пальчиком» Посмотреть на кончик указательного пальца, удаленного от глаз на расстоянии 25-30 см, на счет 1-4 медленно приблизить его к кончику носа, затем медленно удалять на то же расстояние.

· «Чудо восьмерка» Перемещать взгляд на рисунок на плакате «лежащая восьмерка».

· “Метка на стекле»: Переводить взгляд с красной большой точки на стекле на выбранный предмет вдали за окном.

Выполняя эти советы, ваш компьютер будет другом. Послушайте, какие советы будут вредными.

Вредные советы:

Никогда не мойте руки,

монитор, клавиатуру.

Это глупое занятие

не приводит ни к чему.

Вновь испачкаются руки.

Монитор, клавиатура.

И зачем же тратить силы,

время попусту терять.

Хочешь зрение улучшить

сядь поближе к монитору,

Лучше сразу носом ткнуться и

И сидеть часов так десять.

И тогда уж через месяц

Будет глаз как у орла.

Нет приятнее занятья,

Чем, сутулясь сильно-сильно

Посидеть у монитора.

Тренируйся ежедневно,

И наступит день счастливый-

Вас в какое-нибудь царство

Примут главным горбуном.

А как нужно правильно поступить в следующих ситуациях?

№1. Тебе пришло письмо "Ты хочешь выиграть суперподарок? Это легко: тебе всего лишь нужно заполнить анкету", профессия родителей, номера их мобильных телефонов, домашний адрес. Как правильно нужно поступить?

№2 Отправь СМС сообщение по данному номеру и выиграй приз!

Помните: через Интернет можно попасть в сети мошенников, поэтому ни в коем случае не отвечайте на данные сообщения!

А вы любите компьютерные игры? А какие? А что вас в них привлекает? Выявим положительные и отрицательные факторы влияния компьютерных игр на ребенка

Положительные факторы

Отрицательные факторы

РАЗВИТИЕ ЛОГИКИ

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

ВНИМАНИЕ

СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ

РАЗВИТИЕ МЕЛКИХ МЫШЦ РУКИ

ПОДДЕРЖКА ИНТЕРЕСА К УЧЁБЕ

ВООБРАЖЕНИЕ

УМЕНИЕ НАХОДИТЬ ЗАКОНОМЕРНОСТИ

НЕЖЕЛАНИЕ ОБЩАТЬСЯ С ЛЮДЬМИ, ОТСУТСТВИЕ ДРУЗЕЙ

ПАДЕНИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

ЖЕСТОКОСТЬ И НАСИЛИЕ

ИСКРИВЛЕНИЕ ПОЗВОНОЧНИКА

ТРАВМА КИСТИ

БОЛЕЗНИ ГЛАЗ

ТОРМОЗИТ ТВОРЧЕСТВО

БЕССОННИЦА И НОЧНЫЕ КОШМАРЫ

ССОРЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ОПАСНОСТЬ СЕТЕВЫХ ИГР

«КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ»

Чтобы не стать компьютерным рабом, соблюдайте три простых правила:

1. Обязательно занимайтесь каким-нибудь активным видом спорта.

2. Играйте по принципу «Поиграл и хватит» – не больше одного часа в день. Без тормозов даже на машине далеко не уедешь.

3. Всегда помните мудрость: «Всё мне позволено, но не всё полезно». Конфету из мусорного ведра тоже можно достать – но станете ли вы её есть?

Итог занятия .

Итак, почему же так по-разному повлиял компьютер на сыновей Царя?

Вот и завершается наша увлекательная встреча.

А теперь мне хотелось бы узнать, насколько полезна была эта работа?

Какие знания, полученные на занятии, вам пригодятся?

На что будете обращать внимание при работе с ПК?

Компьютер облегчает нашу жизнь. Без него современную жизнь трудно представить. Поэтому необходимо научиться жить с ним дружно. Сегодня мы познакомились с простейшими упражнениями, помогающими сохранить и укрепить здоровье при работе на персональном компьютере.

Давайте, вместе прочитаем вот это стихотворение.

Не нужно бояться умных машин,
Ведь пользу большую несут они в жизнь.
"Лишь ты позаботься о личном здоровье", –
Такие компьютер нам ставит условия.

Перефразируя одно из эзоповских выражений, можно сказать: самое прекрасное и удивительное, что создал человек, – это автомобиль; самое ужасное и неотвратимое, что он создал, – это тоже автомобиль. В чем же проблема? Как мог homо sapiens допустить, чтобы автомобиль стал хозяином ситуации и чтобы человек вынужден был приспосабливаться к господству машины?

Сущность проблемы

“Ходоки” стали преданием. Сегодня мы экономим время, покрывая значительные городские пространства с большим или меньшим комфортом в собственном автомобиле, на такси, в общественном транспорте. Благодаря техническому прогрессу иногда вовремя приезжают скорая медицинская помощь, пожарная машина и другие службы спасения. Здесь автомобиль – наш помощник и друг.

Но когда в открытое окно даже ночью врываются выхлопные газы, когда нервы предельно напрягаются в автомобильной пробке или в толпе людей на остановке общественного транспорта, когда мы с риском для жизни перебегаем улицу на мигающий зеленый, когда просачиваемся между машинами к входу в здание, когда слышим ужасающие цифры погибших под колесами автомобилей, когда нас одолевают болезни, вызванные гиподинамией, когда...

…Тогда появляется ностальгия по тому времени, когда человек мог наслаждаться свежим воздухом, тишиной, размеренным ритмом жизни. Люди постепенно привыкают к зависимости от автомобиля, покорно приспосабливаются к своей участи. Человек стал заложником машин и механизмов. Особенно агрессивен индивидуальный автотранспорт, который размножается с неимоверной силой и заполоняет улицы, площади, дворы, газоны, тротуары, загрязняет воздух, воду, почву, захватывает наземное, подземное и надземное городское пространство. Новые дороги, мосты, паркинги, тоннели становятся малы для растущей лавины частных автомобилей.

Вместе с тем выжить в городской круговерти без помощи автомобиля мы уже не в силах. Мало того, укоренилась психология престижности автомобиля в противовес общественному транспорту – для неимущих. Каждый автовладелец хочет с комфортом доехать от двери до двери. Вездесущий сервис выдвинул лозунг: “Жить, не выходя из машины”. В малоэтажной Америке не выходят, а выезжают из дома, надобность в тротуарах там отпала.

Как выйти из этой ситуации? Ведь на самом деле симбиоз автомобиля и человека неотвратим. И если мы когда­то упустили время и не справились с нарастающими угрозами ущемления прав и чувств человека, то, может, хоть сейчас перестанем безропотно приспосабливаться…

Когда и где мы упустили, выпустили на волю монстра?

Корни проблемы

Мечта человечества сбылась, когда появилось колесо. С тех пор средства передвижения постоянно совершенствовались. Стремительно ускорялось появление новых транспортных образцов, хотя и старые не уходили. В настоящее время впереди колес можно еще увидеть рикшу, лошадь или осла.

Новые средства передвижения потребовали создания соответствующих пространственных условий. Появились нескончаемо длинные улицы­коридоры, мудреные развязки. А ведь совсем недавно в Древнем Риме градостроители ратовали за создание уличных пространств, которые несли бы на себе требуемые эстетические и семантические характеристики. Прямолинейные отрезки улиц не могли быть длиннее 250–400 метров в зависимости от значимости улицы. Даже незначительный поворот этих улиц визуально закреплялся триумфальной аркой или другими заметными объемами. Пересечения главных улиц как места кульминации особых свойств городского пространства отмечались постановкой тетрапилов. Большое значение в формировании улиц имело раскрытие боковых или перпендикулярных визуальных осей. Площадифорумы были недоступны для всадников. Среда создавалась для человека.

Когда оказалось, что быстро мчащиеся колесницы представляют угрозу для человека, в Древнем Риме был изобретен тротуар, дублирующий проезжую часть улицы. Очевидно, это и явилось предвестником последующих уступок в признании приоритета транспортных средств. В средневековье Леонардо да Винчи подтвердил первостепенность средств передвижения, предложив создавать двухъярусные тротуары, где верхний уровень отводился богатым, дабы защитить их от грязи изпод колес. Однако именно Леонардо в своих рассуждениях о “правильном зодчестве” на первое место ставил триаду “человек – жизнь – здоровье”. Исходя из этого, он предложил свою концепцию Идеального города, в котором наземные улицы отдавались благородным людям, а для повозок отводились улицы под землей.

И все же максимальная ширина улиц пока еще определялась удобством общения людей, идущих по противоположным сторонам улицы, а также возможностью разойтись двум повозкам. Мы любим бывать на таких улочках, уютных, сомасштабных человеку, где за каждым поворотом открывается ожидаемая неожиданность.

Но уже в конце XIX века Камилло Зитте в своей книге “Художественные основы градостроительства” (Вена, 1889) с горечью отмечал, что технические достижения привели к непомерно прямолинейным улицам “длиной в несколько часов”, к абсолютно регулярным площадям, к потере “художественных эффектов” в застройке, к лидирующей роли в формировании городской среды “дорожных инженеров”. Он считал, что “прямая линия никого не возбуждает”, а большие незастроенные пространства неблагоприятно влияют на психику людей. К. Зитте призывал “искусственно предусматривать разные уличные изгибы, повороты, нерегулярность”. Эта своего рода “вынужденная нерегулярность, преднамеренная случайность” будет способствовать сохранению человечности городской среды.

Следует заметить, что К. Зитте ратовал в основном за сохранение эстетически гуманного городского пространства. О физической и экологической опасности тогда практически еще не задумывались. Ведь медики в то время утверждали, что человек не вынесет в автомобиле скорость, превышающую 40 км в час.

Прошло более века, и сегодня мы живем под лозунгом “Все для автомобиля!”. Ущемление физического, психического и морального достоинства человека растет вместе с техническим прогрессом.

Попытки решения проблемы

Догадался ведь человек, что удобнее всего провести чистую воду в дом сразу на кухню, а использованную отвести по скрытым трубам, уйдя от сточных канав посреди улиц. Найти правильное решение было просто. Вода движется сама по себе, а потребляем мы ее в определенных точках. А от автомобиля человек практически неотделим: мы всегда или в нем, или рядом с ним. Решение этой проблемы оказалось гораздо сложнее.

В современной, казалось бы, тупиковой ситуации при утверждении, что виной всему является индивидуальный транспорт, против его агрессии повсеместно проводятся общественные акции. Так, создано неформальное общественное объединение “Москвичи за трамвай”. В 1999 г. в Нижнем Новгороде прошла акция “Уступи дорогу человеку”. Горожанами горячо поддерживается проведение Международного дня без машин (22 сентября). В 2003 г. несколько общественных организаций и активистов объединились в общественное движение “Россия без машин”.

Общественное мнение стремится подстегнуть государственные органы в принятии конструктивных мер. Однако на деле укоренилась такая практика: не способные или не желающие предвидеть грядущие угрозы автомобиля власть имущие впопыхах ищут возможность решения лишь отдельных конфликтов. И лишь тогда, когда эти конфликты проявляются с наивысшей силой. В результате появились многоярусные развязки, магистралидублеры, тоннели, ограниченное количество пропускных пунктов через улицу для пешеходов, “лежащие полицейские”, заграждения из цепей и высоких глухих заборов на автотрассах. Решили, что удобнее изолировать человека от транспорта путем размещения ряда городских функций под землей, обеспечив там искусственное освещение, воздух из кондиционеров, лабиринты витрин различных коммерческих услуг. А где­то там, где господствует автомобиль – солнечный свет, бездонное небо, шелест листвы и искристость снега. Справедливо ли это? Но сегодня человек сам покорно на все это идет. И мы, архитекторы, ему помогаем.

Возможно, и не стоит так себя уничижать. Поиски радикальных решений проблемы велись постоянно. Правда, большинство их осталось на бумаге. В конце XIX века Артуро Сорияи­Мата, предвидя ведущую роль механических транспортных средств в организации пространства жизнедеятельности, предложил идею линейного города, который может связывать сложившиеся центричные города (рис.1). Такими линиями, считал он, можно покрыть большие пространства, соединив крупные города континента. Вспомним предложение Ле Корбюзье по планировочной организации города на 3 млн человек (1922). Здесь улицы являлись “чем­то вроде длинного заводского коридора со сложной системой городских коммуникаций” (рис. 3). Такая улица со всеми ее атрибутами не прокладывается единовременно, а постоянно формируется (“строится”). Она имеет как минимум три уровня, предназначенных для различных видов транспорта. В идеях архитекторов 20–30х годов прошлого столетия (М. Барщ, М. Охитович, Н. Соколов, Н. Леонидов и др.), прогнозирующих формы социалистического расселения, транспорт имел свои коридоры трассировки, а люди, касаясь его по осевым направлениям, непосредственно контактировали с природным окружением (рис. 2). В концептуальном проекте НЭР (А. Гутнов, И. Лежава и др.) стержневой задачей являлось разделение среды обитания на “мир машин” и “мир человека”. Предусмотрены точки, линии, зоны, где они при необходимости соприкасаются (рис. 4).

Концептуальных вариаций на тему разделения (но не отделения!) пространств человека и автомобиля существует достаточно много. Стоит вспомнить работы и наших соотечественников: диссертационное исследование о городе пешеходов И. Люблинского (1974), дипломные проекты о разделении сфер деятельности человека и машины А. Колонтая (1974), о дифференциации городского пространства по значимости субъектов пользования О. Сатиновой (2004) и А. Майструк (2005).

Все эти примеры говорят о том, что поиски идут в одном направлении. Самое трудное найти пути их реализации. Тем более что мировой опыт свидетельствует: полумеры в самых смелых разработках, направленных на решение транспортных проблем, приносят “лишь временное облегчение больному”. Пример тому город Бостон. Уже в 1950е гг. уличная сеть города не выдерживала транспортных нагрузок. Было решено построить магистральную эстакаду с развязками, спусками и подъемами. Прошло несколько десятков лет, и на ней стали образовываться заторы. Начали строить огромный дорогостоящий тоннель. Технические неполадки усложнили его работу. Однако уже сегодня предрекают, что это не спасет город.

Резюме, или (будем нескромными) наше мнение

1. Если коренным образом не изменить отношение к планировке городского пространства и к формированию в нем путей сообщения, то тупиковая ситуация неминуема. Помимо угрозы для человека автомобиль в городе станет просто неэффективен: низкие скорости, объезды, затруднения с парковкой.

2. Следует признать, что для сложившихся форм расселения в крупных и крупнейших городах, их агломерациях трудно найти и еще труднее реализовать радикальные решения транспортных проблем. Требуются огромные материальные, финансовые затраты, все еще ограничены технические возможности.

3. Необходимо максимально учесть и чужие ошибки, и удачный опыт. Такой опыт имеется – Амстердам, Копенгаген, Стокгольм, Осло, Хельсинки, Торонто, Милан, Богота (Колумбия), Куритиба (Бразилия). В целом этот опыт связан со стимулированием или ограничением использования индивидуальных автомобилей для повседневной езды по городу. При этом акцент делается на развитии комфортного и удобного общественного транспорта, пешеходных зон, велосипедной инфраструктуры.

Мы полагаем, что в сложившихся условиях нельзя принимать однозначные решения. Методы выхода городов из кризисной ситуации должны быть комбинированными. Для конкретных условий необходимо подбирать свой алгоритм комбинаций. В самом общем случае наиболее конструктивными решениями следует считать:

– Формирование в условиях массовой застройки на свободной территории линейных структур вдоль вылетных межселенных путей сообщения со скоростным пассажирским транспортом. Организация в остановочных узлах этих путей сообщения автостоянок­перехватчиков. Такая система будет дороже наших вновь построенных (а скорее изначально архаичных) огромных массивов застройки с лабиринтом улиц. Дороже в первую очередь изза удлинения инженерных сетей. Но известно, что скупой платит многократно больше.

– Создание вдоль заглубленных или другим способом изолированных вылетных магистралей (пространство для машин), по которым люди пешком не ходят, жилых, общественных или производственных комплексов, свободных от автомобилей (пространство для человека). Эти комплексы примыкают к остановочным узлам – фокусам, вокруг которых формируются жизненно важные функции в оптимальной доступности к скоростному общественному транспорту. Возникновение дополнительных местных видов средств передвижения – дело времени. Ведь есть же возможность воздушных сообщений, беспроводной связи. Удачные решения создания свободных от автомобиля комплексов имеются как в реалии, так и в проектах (рис. 5–7).

– Поэтапная целенаправленная реконструкция с разумным реструктурированием сложившегося городского пространства, с постепенным разделением пространств для человека и пространств для автомобиля. Начинать, очевидно, необходимо с четкой социально­функциональной дифференциации городских пространств общего пользования – пешеходные, пешеходно­транспортные, транспортно­пешеходные, транспортные. При этом два промежуточных линейных звена этой системы пространств следует постепенно сводить к узлам, в которых происходят необходимые контакты человека и автомобиля. На первичных этапах реконструкции возможно использование уже известных частных планировочных приемов: создание системы пешеходных пространств, организация улицстоянок, подземных и наземных парковок, создание разноуровневых открытых пространств, всемерное стимулирование альтернативных автомобилю средств передвижения (сегодня это в основном велосипед) и др.

Мы намеренно не касались самых острых в настоящее время проблем парковки автомобилей, особенно в центрах городов. Этот самостоятельный и сложный вопрос требует отдельного обсуждения. В любом случае, если с ответственностью подойти к решению транспортной проблемы, которая благодаря нам как снежный ком катится на наших потомков, необходимо разработать специальную государственную программу, что­то вроде “Мирное сосуществование человека и автомобиля”.


Число датчиков слежения и средств контроля и безопасности в машинах растет. Пора окончательно разобраться, хорошо это или плохо, прогресс это - или новый риск. Итак, каким образом автомобиль уже сейчас может следить за вами?

Как автомобиль следит за вами

Навигационная система постоянно отслеживает текущее местоположение автомобиля во время движения, ведь GPS-регистрацию данных можно использовать для получения информации о пробках или в случае экстренных вызовов.

Скорость, ускорение и время поездки регистрируются различными датчиками. Эта информация поступает, в частности, в систему, управляющую подушками безопасности и в ESP (систему динамической стабилизации). Кроме того, пользу такой сбор данных приносит и в ситуации автономного вождения.

Также собирает данные о водителе и система распознавания усталости. Для этого анализируются данные о том, как водитель использует световые сигналы, как жмет на педали и так далее.

Собранные данные не только поддерживают работу самой системы, но и помогают механикам в мастерской. Для уведомлений о неисправностях также требуется большое количество информации.

Информационный спрут под маской автомобиля

На данный момент законодательно не регулируется, какие данные автомобиль может и должен собирать и передавать. В будущем автопроизводители хотели бы дополнить приборную панель специальной функцией, чтобы водители могли видеть, какая именно информация будет сохранена.

Одним из важнейших и до сих пор юридически не регулируемых вопросов является использование таких данных в суде. В случае серьезных аварий данные о поведении водителя и информация системы распознания усталости могут быть использованы в качестве доказательства.

Страховые компании также заинтересованы в получении информации, сохраненной автомобилем. Уже сейчас некоторые страховщики предлагают оснащать авто передатчиком, который сообщает о поведении водителя за рулем в страховую компанию. Кто ездит аккуратно, будет экономить на страховке.

В будущем возможно такое же техническое развитие ИТ-составляющей автомобиля, как это произошло со смартфонами, по крайней мере, в теории. Остановились вы на своем авто у кафе или приехали к магазину, продающему электронику - на приборной панели вашей машины или на экране смартфона, связанного с системой автомобиля, может появиться соответствующая реклама или другая информация.

Костюнин Михаил

Скачать:

Предварительный просмотр:

МОУ Шатковская СОШ № 1

р.п. Шатки

Конкурсная исследовательская работа: «Наш дом – Земля».

Номинация: «Экология и физика»

Тема: «Автомобиль - «друг» или «враг» человека».

Выполнил: ученик 9 в класса Костюнин Михаил.

Руководитель: учитель физики Крюкова Е.Б.

2014 г.

1. Цели и задачи............................................................................................3 стр.

2. Введение....................................................................................................4 стр.

3. Теоретическая часть.................................................................................5 стр.

4. Практическая часть...................................................................................6 стр.

5. Выводы.......................................................................................................7 стр.

6. Заключение................................................................................................ 7 стр.

7. Литература.................................................................................................8 стр.

Цель:

Провести анализ количественного выброса выхлопных газов в атмосферу, в

Р.п. Шатки зависимости от количества проезжающих автомобилей.

Задачи:

Пронаблюдать и измерить приблизительное число автомобилей

Проезжающих за определенное время через р.п. Шатки;

Вычислить приблизительно, количество выхлопных газов попадающих в атмосферу от проезжающих автомобилей,

- Объектом исследований: являются автомобили, выхлопные газы и окружающая атмосфера.

Предмет исследования: содержание выхлопных примесей отработавших газов автомобилей.

Введение.

Я неоднократно слышал от родителей, учителей, людей старших поколений, что 25-30 лет назад в Шатках было очень мало машин, воздух был намного чище, зеленых насаждений было больше, именно это заинтересовало меня и заставило задуматься над тем, что происходит вокруг меня.

В определенные часы перейти основную автодорогу вне пешеходного перехода или светофора становится все сложнее, учитывая, что на некоторых отрезках дороги пешеходные переходы просто отсутствуют, приходится достаточно долго ждать, когда в потоке машин образуется промежуток. Анализируя эту ситуацию, мне захотелось провести анализ зависимости количества выбрасываемых выхлопных газов автомобилей от их количества.

Для проведения эксперимента я решил подсчитать количество машин проходящих через р.п. Шатки за определенное время и подсчитать, приблизительно, сколько отработанных газов они выбрасывают в атмосферу.

Теоретическая часть.

Загрязнение воздуха вредными выбросами автомобилей в начале ХХI века стало одной из глобальных экологических проблем. Путь ее решения только один - автомобиль должен стать экологически чистым. Важное место здесь принадлежит системам нейтрализации, способным в несколько раз снизить токсичность выхлопных газов. Всего в отработавших газах обнаружено около 280 компонентов. По своим химическим свойствам, характеру воздействия на организм человека вещества, содержащиеся в отработавших газах, подразделяются на несколько групп (Таблица 1. Приложение 1):

1. Нетоксичные: азот, кислород, водород, водяные пары, а также диоксид углерода; 2. Токсичные: оксид углерода, оксиды азота, многочисленная группа углеводородов, альдегиды, сажа. Причем сажа сама по себе нетоксична, но она адсорбирует на поверхности частиц канцерогенные полициклические углеводороды, в том числе наиболее вредный и токсичный бензапирен. При сгорании сернистых топлив образуются неорганические газы - диоксиды серы и сероводород. Токсичные компоненты составляют 0,2-5% от объема отработавших газов, в зависимости от типа двигателя и режима его работы. За долгое время существования проблемы автомобильных выбросов и загрязнения ими атмосферного воздуха было разработано множество методов и способов, позволяющих уменьшить количества выхлопов или снизить их токсичность. Современные нормы токсичности отработавших газов легкового автомобиля. (Таблица1.1. Приложение 1). Определение токсичности выбросов ОГ автомобилей проводят в соответствии со стандартом и оценивают по нормам предельного содержания. Нормы устанавливаются в зависимости от весовой категории автомобиля или рабочего объема (литража) двигателя. Нормы выбросов токсичных компонентов в зависимости от массы транспортного средства. (Таблица 1.2. Приложение 1) Выбросы отработанных газов (ОГ) зависят о марки автомобиля (Таблица 2.2. Приложение 1). Отработанные газы оказывают токсическое действие на организм человека (Таблица 3.1 Приложение 1).Количество отработанных газов автомобилей. В основном определяется массовым расходом топлива автомобилями. Расход по расстоянию нормируется и обычно указывается производителями (одна из потребительских характеристик). В отношении суммарного объема выходящих из глушителя выхлопных газов приблизительно можно ориентироваться на такую цифру - один килограмм сжигаемого бензина приводит к образованию примерно 16 килограммов смеси различных газов.

5 –

Практическая часть исследования.

Я провел следующие наблюдения: в определенное время я посчитал, какое количество различных автомобилей проезжает мимо меня по центральной дороге нашего поселка за 5 мин. Данные полученные при наблюдении я зафиксировал и представил в виде таблицы и посчитал количество выбросов отработанных газов г/мин для каждого автомобиля.

Время суток

Грузовые автомобили (кол-во)

Общее кол-во машин

7:30

14:00

17:00

Кол-во выбросов

В атмосферу (г/мин) одного автомобиля

10,2

10,8

13,8

Затем сделал вычисления расхода топлива для одного автомобиля каждой марки с учетом его движения через весь поселок.

Протяженность Шатков: около7 км = 7000 м

Расход топлива среднего отечественного автомобиля на 100 км: 9,0 л

Расход топлива среднего иностранного автомобиля на 100 км: 12,0 л

Расход топлива среднего грузового автомобиля на 100 км: 20,0 л

Средняя скорость движения автомобилей по Шаткам 50 км/ч = 14 м/с

При движении по Шаткам автомобили расходуют топлива:

Отечественный автомобиль: 9 л: 100 км ×7км = 0,63 л;

Иностранный легковой автомобиль: 12 л: 100 км × 7 км = 0,84 л;

Грузовой автомобиль: 20 л: 100 км × 7 км = 1, 4 л

Среднее время движения автомобиля по Шаткам со скоростью 50 км/ч – 8-9 мин.

Количество выбросов вредных веществ каждой марки автомобилей за 9 мин.

Время суток

Отечественные автомобили (кол-во)

Иностранные легковые автомобили (кол-во)

Грузовые автомобили (кол-во)

Общее кол-во отработанных газов г

7:30

428,4 г

378 г

138 г

944,4

14:00

306 г

313,2 г

41.4 г

660,6

17:00

377 г

270 г

27,6 г

674,6

Итого

2279,6

Итоговая цифра говорит о том что, каждую минуту в атмосферу поселка Шатки выбрасывается 2279,6 г вредных веществ в качестве отработанных газов.

6 –

Вывод: цифры полученные при наблюдении и вычислении говорят о том, что экологическая обстановка в Шатках действительно очень тяжелая, учитывая, что число автомобилей растет, но учитывать нужно и то, что за последние годы вдоль дорог нашего поселка было вырублено большое количество деревьев, можно согласиться с тем, что причина вырубки обоснованна, да, деревья старые, при сильных ветрах они представляли реальную угрозу, но они естественным образом очищали воздух, которым мы дышим, а замены им не было сделано.

Заключение.

Проведенные исследования, конечно, имеют большую погрешность измерения, многие цифры округлялись и брались приближенные значения, но результаты тем не менее, говорят о том что проблема загрязнения атмосферы, того воздуха, которым мы дышим, действительно существует. Можно было продолжить мои подсчеты, и высчитать, сколько вредных выбросов в атмосферу происходит за один час, сутки, неделю, месяц, год и т.д. Я думаю, полученные цифры будут очень страшны.

Современный человек не может прожить без автомобиля, потому что растет темп самой жизни, нужно многое сделать, все успеть, то есть отказаться от автомобилей нельзя, они действительно помощники человека.

Но нужно задуматься и начать все – таки принимать меры, для улучшения экологической обстановки, а начать можно с восстановления «зеленой» защиты.

Используемая литература и интернет ресурсы.

1.Справочник по физике и технике. Авт. Енохович Е.С. Изд-во Просвещение 1989 г.

2 . «Физика 7» Авт. Перышкин Изд-во «Дрофа» 2008 г.

Конечно друг! Что это за постановка вопроса? Так отвечали раньше в 100% случаев. Ведь человек придумывал четырехколесного друга явно не для того, чтобы себе навредить. Так друзья мы или враги?

Многие скажут, и вполне обоснованно, что машина помогает нам экономить время, мы на ней можем поехать на дачу или в магазин, да и просто проветриться. Но я нашел интересную статистику. Оказывается, наш четырехколесный приятель - чудовище пострашнее наркотиков и эпидемий. В конце 80-х годов, группой журналистов из Франции было проведено небольшое исследование, которое перевернуло представление об автомобилях в корне. За один 1985 год во Франции, оружие и наркотики унесли более 1600 жизней, а наш верный друг на колесах отправил на тамошние кладбища более 12000 (!) человек, и добавил еще 72 000 искалеченных и инвалидов! Две трети всех этих аварий были совершенны по вине водителей, то есть нас.

Давайте посмотрим вместе с Вами, сколько попадает выхлопных газов в атмосферу от наших машин и посмотрим статистику загрязнения воздуха за последние лет эдак пять. Так вот спешу доложить, что воздух чище не стал, а немного даже загрязнился. В 22 раза, если применить “вокзальную” точность. Ого-го, скажете вы. Да уж, но некоторые выражаются и более емко, правда в несколько иных не литературных формах…

Вы наверняка слышали, о такой интересной науке, как эргономика. Так вот, в ней рассматривается взаимосвязь окружающей среды, человека и машины. То есть требования к водителю повышаются от сложности механизма автомобиля и условий окружающей среды. В общем, говоря по простому, ученые рассматривают изменения или усовершенствование человека, управляющего машиной! Такие вот выводы мы слышим в 21 веке.

На мой взгляд, для более глубокого понимания вопроса, необходимо обратиться к нашей давней знакомой – истории. С ее слов мы узнаем, что в России, до революции, водитель считался чуть ли не аристократом. Даже наличие образования и происхождение оказывало огромное влияние при допуске такого человека до “баранки”. Интересно отметить, что даже первоклассные мастера-механики не допускались до руля, по причине отсутствия вышеперечисленных “атрибутов”. Правда после революции за рулем оказались все, ну или почти все, со всеми вытекающими последствиями…

Давайте теперь задумаемся вместе, а не слишком ли мы заигрались в дружбу с машиной? Выйдя из дома, еще не дописав эту статью, я отметил интересный факт. Даже для того чтобы купить продукты в магазине, который расположен в квартале от меня, я завожу машину, и, вместо пешей прогулки еду за рулем. И я вам хочу сказать совершенно точно, что процентов 99 наших сограждан, поступают именно так. Не большую ли оказываем мы честь технике, лишая себя физической нагрузки, прилежно пополняя печальную статистику?

Дружить с автомобилем надо. Это хороший надежный друг, но дружить надо уметь. Старик Цицерон сказал как-то: “Ни водой, ни огнем мы не пользуемся так часто, как дружбой". Последнее слово, в наше время, совершенно смело можно заменить на “автомобиль”.