Как правильно купить и оформить битый автомобиль. Возврат машины: как это сделать

Александр Лукашенко торжественно открыл завод белорусско-китайской компании «БелДжи». Это уже второе предприятие по сборке китайских легковушек и джипов Geely на территории Белоруссии. Ещё недавно легковые автомобили в стране не производились, а все попытки наладить сборку машин известных мировых марок заканчивались безрезультатно. Теперь белорусские власти планируют расширять в стране выпуск легковых авто и продавать их на российском рынке по 120 тыс. ежегодно. Однако эксперты такие планы называют нереалистичными. О перспективах развития белорусско-китайского автопрома - в материале RT.

  • Александр Лукашенко во время посещения завода «БелДжи»

Белорусский президент Александр Лукашенко 17 ноября торжественно открыл завод белорусско-китайской компании «БелДжи». В тот же день с его конвейера сошёл первый серийный кроссовер Geely Atlas NL3. Лукашенко прошёл по сборочному цеху, пообщался с руководством завода и с рабочими.

«Наши китайские друзья откликнулись на мою просьбу и помогли создать этот прекрасный завод. Более того, ещё и прокредитовали. Поэтому прежде всего я хочу сегодня сказать, что моя мечта сделать свой легковой автомобиль осуществилась», — заявил глава Белоруссии.

Лукашенко рассказал, что помочь открыть завод он просил лично председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпина.

«Совсем скоро мне представится такая возможность, и я лично смогу поблагодарить его, что он помог нам создать это производство», — отметил белорусский лидер.

Китайский опыт

Выпуск в постсоветской республике легковушек под маркой Geely оказался одним из самых масштабных проектов китайского бизнеса в Белоруссии. Белорусско-китайское СЗАО «БелДжи» было создано в 2011 году. Его акционерами стали ОАО «БелАЗ» (51,49%), Zhejang Jirun Automobile Co., Ltd. (33,47%), СЗАО «Союзавтотехнологии» (9,01%) и CITIC International Investment Limited (6,03%).

В феврале 2013 года на территории ОАО «Борисовский завод «Автогидроусилитель» был собран первый автомобиль (седан Geely SC7). Однако поначалу это было небольшое «отвёрточное» производство: легковушки собирались из крупноузловых китайских машинокомплектов, причём это были те модели, которые в самом Китае уже были сняты с производства.

В конце марта 2015 года началось строительство нового завода, на котором доля белорусских комплектующих должна быть намного выше. Предприятие разместилось недалеко от Борисова на площади около 120 га. Проектная мощность на первом этапе составит 60 тыс. машин в год. На площадях СП планируются к производству по полному технологическому циклу кроссоверы NL3, NL4 и седан FE3.

На конвейере нового завода уже собрано 222 автомобиля. До конца года завод выпустит ещё 1700 машин. С 2018 года прогнозируется рост производства и реализации. В 2018 и 2019 годах объём производства должен составить 25 тыс. и 35 тыс. единиц соответственно.

  • Пресс-служба Президента Республики Беларусь

Сейчас сборка автомобилей локализована на 30%. По словам белорусского вице-премьера Владимира Семашко, к июлю 2018 года уровень локализации должен составлять не менее 50%.

Однако перспективы развития проекта, по мнению экспертов, неоднозначны.

«С одной стороны, Белоруссия — страна с развитой машиностроительной отраслью, производящая очень многое: от тяжёлых грузовиков и ракетных шасси до сельскохозяйственной и коммунальной техники. С другой, в Белоруссии никогда не производили легковые автомобили, а у них своя специфика. Причём за 25 лет независимости попыток наладить сборку легковушек было множество (первым был Ford), но все они провалились по разным причинам. И гарантировать успех китайскому проекту тоже никто не может», — прокомментировал ситуацию в беседе с RT белорусский аналитик автомобильного рынка Павел Провалинский.

Эксперт также отметил, что китайский концерн Geely Automobile Holdings Ltd. скупил профильные активы по всему миру (Volvo, Proton, Lotus) и имеет доступ к современным технологиям. Однако Geely только в Китае находится в лидерах продаж, а на мировых рынках у этой марки очень слабые позиции. Причина в низкой конкурентоспособности по ряду позиций. Этот недостаток, по мнению эксперта, может унаследовать и белорусское производство.

Правила пересадки

Открывая завод «БелДжи», Александр Лукашенко сообщил, что в Белоруссии разрабатывается проект указа, направленный на стимулирование покупки белорусами легковых автомобилей, произведённых на этом заводе.

«Мы думаем, какие есть возможности, чтобы помочь купить этот автомобиль. Автомобиль в семье нужен, поэтому нужно придумать, как вас поддержать. Думаю, мы найдём хорошие варианты: лизинг, кредит под небольшие проценты, отсрочка платежа. В ближайшее время документ выйдет», — сказал белорусский президент.

  • Пресс-служба Президента Республики Беларусь

По словам Лукашенко, в планах наращивать объёмы производства.

«Мы же будем увеличивать мощность в два раза. Думаю, что 60 тысяч автомобилей мы продадим и пойдём на 120 тысяч», — сказал Лукашенко.

Чтобы обеспечить гарантированный сбыт новых машин, импортные машины в государственных органах Белоруссии будут постепенно заменяться на собранный в стране автомобиль Geely.

«Я уже запретил по вертикали всем госслужащим покупать импортные автомобили. Мы уже несколько десятков закупили Geely, и сейчас постепенно будет идти замена — от правительства до председателя райисполкома, — рассказал Александр Лукашенко. — У нас это уже происходит, и мы это сделаем».

Белорусский президент отметил, что и сами работники завода должны пересаживаться на произведённую ими машину. Это будет хорошим показателем качества автомобиля.

Однако перспектива продаж Geely на внутреннем рынке вызывает у экспертов определённые сомнения.

«Сами белорусы — большие консерваторы, для них автомобиль — это исключительно «европеец», «японец» или «кореец». А к продукции китайского автопрома белорусский потребитель относится со смесью иронии и недоумения, — поясняет Провалинский. — К тому же местный рынок уже насыщен. В тучные годы каждый, кто хотел, пригнал себе машину из Европы. Теперь доходы сильно упали, и обновления автопарка пока не предвидится».

Экспорт в Россию

Основным рынком сбыта продукции белорусско-китайского автопрома, по планам руководства Белоруссии, должна стать Россия.

«Главным рынком станет Россия, мы будем туда отправлять абсолютное большинство из этих 120 тысяч», — заявил белорусский вице-премьер Владимир Семашко.

Те же намерения подтвердил и премьер-министр Белоруссии Андрей Кобяков.

«На первом этапе на заводе планируется выпускать 60 тысяч автомобилей в год с перспективой увеличения мощностей до 120 тысяч. При этом до 90% продаж предполагается на экспорт, в Россию», — заявил Кобяков в интервью телеканалу ОНТ.

Однако специалисты автомобильного рынка не уверены в успехе этого предприятия.

По данным эксперта, по итогам 2016 года продажи собранных в Белоруссии Geely составили 5721 автомобиль: 976 — в Белоруссии и 4745 — в России. В РФ позиции этого бренда скромные: в 2015 году было продано 11 617 машин Geely (производства Белоруссии и Китая), в 2016-м — менее 5000.

Ранее китайская корпорация пыталась наладить выпуск легковушек в России, но в 2016 году сборка автомобилей Geely в РФ была прекращена.

Препятствием для масштабных продаж Geely белорусской сборки в России может стать и собственная стратегия развития автопрома РФ, рассчитанная на производство в России автомобилей мировых концернов, считают эксперты. Ежегодные бюджетные вливания в российский автопром оцениваются в сумму до $3 млрд.

Начнем с важного события в истории белорусского машиностроения. Первый серийный белорусский легковой автомобиль сошел с конвейера. Так символично и торжественно сегодня в Борисовском районе открыли завод «БелДжи». В церемонии принял участие и Президент Александр Лукашенко. Это уникальный проект производства легковых автомобилей в стране, который отвечает всем мировым требованиям автопрома. Мощности позволяют выпускать 60 тысяч авто в год. В дальнейшем показатель планируют удвоить. И если для потребителя легковое авто - это средство передвижения, то для производителя, тем более на европейском континенте, это роскошь. Найти свое место на плотном рынке сейчас непросто, так что инвесторы очень тщательно выбирают себе партнеров по бизнесу в этой сфере. Точкой отсчета для Беларуси стал 2014. Тогда с китайской корпорацией был подписан контракт о строительстве. Всего два с половиной года и принципиально новое производство вписано в белорусские пейзажи. А еще в стратегическую и для нас инициативу Китая «Новый Шелковый путь». Пока на заводе производят одну модель кроссовера. В следующем году линейка белорусских Geely пополнится еще одним внедорожником и седаном. О перспективах амбициозного проекта - Андрей Кривошеев.

118 гектаров. Два года назад здесь корчевали пни и ровняли песок. Сегодня собирают машины. Завод-гигант с глобальной заявкой на востребованность и лидерство в Евразии. Амбициозно? Оправданно. Производство под Борисовом полностью выдерживает стандарт мирового автопрома. Построено с перспективой и быстро.

Сроки на создание завода рекордные даже по мировым меркам, говорит главный технолог Павел Гурецкий. Полный цикл: от сварки до стенда на выставке и ключей хозяину. На каждом этапе – современные технологии. Станки, материалы, начинка или, как говорят автовладельцы, «рабочая лошадка подкована» или «полный фарш». Специалисты «БелДжи» собирали лучшее, что есть в мире. Акцент на европоставщиков.

Павел Гурецкий, главный технолог СЗАО «БелДжи»: «Мы делали особый акцент на то, чтобы оборудование и система качества соответствовали самым строгим стандартам отрасли. Цель – подтвердить все международные требования. Поэтому основное оборудование – европейских производителей. Потребитель должен быть уверен, что процессы все и качество на этом предприятии самого высокого уровня».

Например, «варят» новенькие белорусские кроссоверы истинные баварцы. Точнее, баварские роботы. Именно такие стоят на заводе Porsche в Германии. Покраской заняты тоже немецкие роботы, те самые, что придают цвет североамериканским GM («Дженерал моторс»), и в мировом масштабе от Америки Латинской до Евразии красят самолеты. На сборке работает шведский электроинструмент. Мало кто знает, но те же «скандинавы» помогали строить БАМ - Байкало-Амурскую магистраль. Такой промышленный интернационал явно порадует владельца. Садишься в белорусский кроссовер и ощущаешь себя и патриотом, и хранителем традиций, и человеком мира.

Приятная слуху автомобилиста, заводчанина и государства арифметика большого дела:

8 часов одной смены - это 120 автомобилей. Будут заказы - готовы работать в две смены.

На первом этапе это 60 000 автомобилей в год. Перспектива - 120 000. Первые серийные в продаже обещают уже в ноябре.

Едем с Geely дальше. Новое производство - это 1500 новых рабочих мест. С ними жодинско-борисовский конгломерат окончательно становится столицей белорусского автопрома. Не забываем про Минск, Могилев, Гомель и Лиду, но на 10 000 населения - это самый автомобилецентричный регион страны.

Общий объем инвестиций - около 400 миллионов евро. Деньги вложены с расчетом на весь необъятный евразийский рынок и премиальный евросоюзовский, готовы конкурировать ценой и качеством.

Пилотная линейка - это три модели: два кроссовера и компактный седан. Но завод возвели универсальным. Сейчас мировая автомода на экономные и стильные городские «паркетники» с хорошей начинкой. Но если завтра мода качнется к универсалам, купе или мощным спорткарам, готовы выпускать и такие.

Кстати, ворчать на «угловатость» первых Geely в Беларуси больше не придется. К изящному облику новых авто приложили руку лучшие дизайнеры.

Владимир Павлович, заместитель директора СЗАО «БелДжи»: «Это уже не те китайские производители, которые занимались копированием брендов. Сегодня кроссовер NL3 – это совместная разработка того же шведского дизайнера, который работает на ту же «Вольво», входящую в концерн Geely. Уровень компонентов, электронной начинки - это уровень мировых лидеров».

В цехах "БелДжи" можно с легкостью снимать научную фантастику. Например, здесь, где идет сварка и трудятся немецкие роботы. Траектория и грация их движений завораживает. Цепкая рука захватывает крышу, наносит герметик, устанавливает на место и виртуозно меняет инструмент. Аналогов в Беларуси просто нет. И даже на автозаводах в Китае, специалисты которых отладили линию, оборудование постарше.

Чен Вэньань, заместитель директора по производству СЗАО «БелДжи»: «По сравнению с китайскими заводами Geely эта сварочная линия с роботами более передовая. Все процессы автоматизированы. Оборудование настроено на три модели автомобилей без переналадки. Основные специалисты, управляющие персоналом на производственной линии, прошли стажировку в Китае. И таких более 90 человек».

Подбор кадров для завода – вопрос жесткий и принципиальный. Еще на этапе пробной партии конкурс среди слесарей, сборщиков, сварщиков и логистов зашкаливал. Был выше, чем в иных престижных вузах. Техника - высокоточная, взаимный контроль интеллекта человеческого и искусственного. Чтобы полностью исключить и пресловутый человеческий фактор, и не менее знаменитый программный «крэш даун»

С конвейера новенького завода, который что внутри, что снаружи, как с иголочки, уже сошла пробная партия. Автомобили обкатали, проверили, оценили. На автофорумах и в оценочных проектах они даже успели произвести фурор.

Но полновесный серийный выпуск и ровное дыхание завода начинается с этого нажатия…

В первых промышленных партиях кроссоверы в строгом черном и белом исполнении. В уже ставшем классикой «серебре» и дань городскому гламуру - красный. По начинке авто превосходят все известные белорусам Geely, хотя по цене будут не из самых дешевых. Завод пробивается в премиум-класс для среднего класса. Компенсируют расходы приятные ощущения от интерьера и ходовой.

Естественно, запустить завод и не протестировать новинку белорусского автопрома лично белорусский лидер не мог. На специальном заводском треке - вся специфика городской среды: имитация трамвайных рельс, брусчатки и неровностей асфальта. Президент как опытный и заядлый автомобилист тестирует кроссовер по полной.

Geely планирует стать народной маркой не только для потребителей, но и для тех, кто собирает. Уровень локализации, т. е. отечественных деталей, хотят довести минимум до 50%. На первом этапе в атласе будут аккумулятор, стекла и диски, сидения, двигатель, задние фонари, выхлопная и тормозная системы белорусского производства. Это позволит загрузить заказами десятки смежников, гарантирует рабочие места и зарплаты. Например, на первую зиму кроссовер уже "переобули" в бобруйские шины.

Мы наш, мы новый… Geely построим. За всю историю Беларуси республика впервые настолько близка к созданию по-настоящему народного автомобиля. Ведь собирались же, и не раз, и умеем собирать сложнейшее от БелАЗов до всей линейки городской и агротехники. Для «вишенки на торте» белорусского автопрома не хватало малого, точнее, большого китайского партнера и большой Евразии с открытыми для торговли границами.

Белорусские легковые автомобили – это нечто из разряда «часто слышали, но мало ездили». Скудная история белорусского автопрома началась ни рано, ни поздно – в 1997 году. За два года (1997-1999) из поселка Обчак, что под Минском, выплыли американско-белорусские легковые автомобили Ford Escort и микроавтобусы Ford Transit в количестве аж 2280 штук (вместо запланированных 6000 в год). На этом сотрудничество Ford Motors с "Лада ОМС" закончилось, а белорусский автопром стал периодически испытывать более смелых инвесторов:

  • В 2004 году той же фирмой «Лада ОМС» с поддержкой польской компании Intrall Polcka было решено выпускать уже не легковые автомобили, а грузовички «Люблин-3», которые оказались дороже «Газелей» в три раза. Проект скромно прикрылся.
  • С конца 2004 года громко начался многообещающий проект ЗАО «Юнисон» Samand с иранской компанией Iran Khodro. До 2012 с национального конвейера п. Обчак сошли и с трудом продались 550 легковых авто из запланированных 50-60 тысяч в год. На белорусских Samand ездят в основном работники государственных органов и предприятий.
  • В 2011 году опять же в п. Обчак были собраны три экспериментальных кроссовера Chery Riich X1 (другое название - Chery Beat) и проданы по $6700. Цена в два раза ниже рыночной стоимости заставила китайских инвесторов на неопределенное время свернуть тему совместного производства с ЗАО «Юнисон».
  • В 2013 с новыми акционерами ОАО «БелАЗ», корпорацией Geely и СЗАО "СоюзАвтоТехнологии" белорусская компания СЭЗ СЗАО "БелДжи" на территории Борисовского завода организовала сборку автомобилей Geely SC-7 и даже запланировала выпуск Emgrand EX7. За месяц продалось целых 30 авто Geely SC-7 из запланированных 10 тыс. в год.

Что собой представляют белорусско-китайские легковые автомобили Джили (SC-7 и Emgrand EX7), могут рассказать таксисты, которым государство предложило пересесть с поношенных иномарок за руль отечественных моделей. После неформальных испытаний таксисты за собственные средства приобретать машины не спешат, но не против работать водителями таксопарка, сформированного из новых Geely. Белорусы запустили петицию с предложением пересадить чиновников на отечественные авто, которая моментально в интернете набрала более 10 тыс. голосов. Т.е. народ жалеет об упущенных возможностях сборки на своей территории уже известных брендов, о доступных кредитах на любимые иномарки.

Белорусско-китайские легковые автомобили Zotye Z300

Лишь настойчивые китайцы улыбаются в счастливое будущее белорусского автопрома и возлагают большие надежды на возможности завода в п. Обчак. Поэтому General Motors совместно с ЗАО «Юнисон» в очередной раз пытается сразить местное общество автолюбителей грандиозными планами на выпуск новых автомобилей. Нигде, конечно, производителем не отмечено, что Zotye Z300 – это копия Toyota Allion 2007 года, но фанатов японских авто обмануть сложно. Полуторалитровый двигатель от Mitsubishi, трансмиссия – от ZF SACHS, несколько комплектаций – есть и с относительно оригинальным интерьером. Но, вопреки клонированию (или благодаря ему) автолюбители уверены, что Zotye Z300 имеет больше перспектив, чем белорусские седаны Geely, из-за доступности качественных з/ч на рынке для японского «клона».

В общем, выпуская легковые автомобили по госплану, даже с поддержкой такого гиганта, как General Motors, Беларусь не угрожает конкуренцией и разорением ни одному в мире автопроизводителю в ближайшие десятки лет.

При покупке подержанной машины одна из основных задач — не обмануться, будь то подделка документов или правда о техническом состоянии авто. Мы уже подробно говорили о самых популярных и наиболее опасных уловках мошенников в сфере купли-продажи авто, а также способах борьбы с ними. Но что делать, если у машины обнаружился скрученный пробег или товар на поверку оказался совсем не таким хорошим, каким его рекламировал продавец? Благо закон не всегда оставляет этот вопрос на совести нечестных владельцев. О том, какие ошибки совершают белорусы на авторынке, о нюансах правовой сделки купли-продажи авто и можно ли наказать недобросовестного продавца, нам объяснял эксперт — адвокат, кандидат юридических наук Улахович Илья .

Белорус и сам обманываться рад

Приходя на рынок, обычный покупатель мало разбирается в технических тонкостях авто, ему под силу оценить внешнее состояние, отсутствие видимых повреждений, чистоту салона, а также способность машины ехать без лишних звуков и клубов дыма. Остальное — это информация продавца, в том числе и о рекордно малых пробегах, бабушках и редких поездках на дачу, годах выпуска, которые порой расходятся с указанными в ПТС на годик. Разумеется, под предлогом указания модельного года или года продажи. Но суть всех этих попыток — продать заведомо не такой товар, каковым он является в действительности, и, как следствие, получить максимальную прибыль при продаже машины.

Адвокат, кандидат юридических наук Улахович Илья

Наверное, самым популярным видом мошенничества в сфере купли-продажи авто является хищение задатка, т.е. мнимый продавец дает объявление о продаже автомобиля с заниженной ценой, получает задаток без расписки либо с распиской, содержащей ложную информацию, и после получения денег — испаряется. Ко мне нередко обращались в подобных случаях за консультацией, но попытки найти мошенника не всегда заканчивались результативно. Несмотря на то, что вероятность найти мошенника не равна 100 процентам, заявление в правоохранительные органы написать необходимо , — считает юрист.

По мнению адвоката, можно выделить несколько основных видов обмана, среди которых подделка документов, сокрытие технических неисправностей автомобиля или скрученный пробег, а нередко и при расчете наличными происходит подмена настоящих денег на фальшивые банкноты или так называемую «куклу», в которую завернут иной предмет. Но на этот счет у юриста есть однозначное мнение и рекомендация для всех покупателей.

Лучше всего рассчитываться безналичным способом. Конечно, велика вероятность того, что продавец на рынке откажется от такого способа оплаты, ведь это сопряжено в том числе и с техническими проблемами, в частности с необходимостью открытия счета (налоговые вопросы, комиссия банка и т.д.). Кроме того, расчет должен происходить в национальной валюте Республики Беларусь, а в договоре следует указывать реальную сумму сделки, т.к. в случае какого-либо спора заниженная или завышенная цена могут сыграть с вами злую шутку. По большому счету добросовестному продавцу не составит никакого труда открыть счет в банке, а потом получить эти деньги в кассе банка. Зато покупатель в данном случае будет защищен, имея стопроцентное доказательство расчета с продавцом , — уверен адвокат.

Самые популярные ошибки белорусов

Во-первых, нежелание пройти проверку на СТО перед покупкой может повлечь за собой риски нарваться на неисправный автомобиль, а затем не суметь доказать это, если понадобится оспорить сделку. «Причем желательно пройти осмотр у официального дилера той или иной марки и получить официальное заключение с подписью ответственного лица и печатью организации. Ведь в данном случае дилер несет гражданско-правовую ответственность за качество произведенной услуги. Если же обращаться на обычную СТО, то в суде, например, могут сослаться на несертифицированное оборудование» , — говорит Улахович Илья.

Но, по мнению адвоката, более опасным в юридическом плане является покупка автомобиля не у собственника. «Не факт, что у такого субъекта дурные намерения, однако собственник обладает всем объемом полномочий по распоряжению автомобилем, и опасность здесь заключается в том, что собственник в определённых случаях может оспорить полномочия доверенного лица или сделку, заключенную им. То есть покупка авто по доверенности — это лишний повод для беспокойства» , — комментирует адвокат.

Кроме всего прочего, должны вызывать подозрение отсутствие технической документации на автомобиль, например, сервисной книжки, которая якобы утеряна, отсутствие или повреждение технологических наклеек, выбитых на кузове номеров, отсутствие таможенных документов на авто заграничного производства или предложение максимально низкой цены.

Доказать нельзя помиловать

Помню, у моего знакомого был случай. Несколько лет назад он продавал на авторынке свой автомобиль. Рядом с ним расположился , владелец которого на его глазах прикреплял на крышку багажника наклейку — «1.8 Т» (прим. 1,8-литровый турбированный двигатель). Оказалось, что на самом деле там был 1,6-литровый мотор, но продавец нарочно завысил объем, чтобы подзаработать. Не могу судить о разнице в цене автомобиля с двигателем 1,6 л. и 1,8 л., но она точно есть как в «прайсе» производителя, так и в стоимости «растаможки» и является предметом посягательства , — приводит пример адвокат.

Или была в моей практике консультация одной столичной организации, которая приобрела у предпринимателя со скрытыми дефектами мотора и КПП. Как только обман вскрылся, она захотела оспорить сделку купли-продажи и обратилась в суд, но там им отказали в удовлетворении иска по одной простой причине. Невозможно было доказать, когда (до или после покупки) именно автомобиль получил повреждения.

Сам по себе факт продажи заведомо неисправного автомобиля под видом хорошего товара может квалифицироваться как гражданско-правовой либо как уголовно-правовой обман. В первом случае сделку можно признать недействительной и получить свои деньги назад. Во втором — гражданско-правовые последствия могут быть такими же, но в рамках уголовного процесса. Представим, что был куплен автомобиль со скрученным пробегом. Мало установить этот факт на сервисе у официального дилера, нужно еще доказать преступный умысел и корыстные цели продавца.

Сложнее всего установить прямой умысел на совершение хищения. Ведь чаще всего во время проверки информации о преступлении и его расследования складывается ситуация, когда ответственность за причиненный ущерб виновная сторона пытается представить как результат неудачной финансово-хозяйственной деятельности, как следствие коммерческого риска . Неоспоримых доказательств в принципе нет. Это совокупность действий, показаний свидетелей, объявления о продаже, заключение о проверке у дилера, переписка, аудио и видеоданные, а также другие источники информации, указывающие на то, что продавец имел тот самый преступный умысел и корыстные цели , — объясняет специалист.

А как же закон?

Если говорить, например, о скрученном пробеге, то к этому вопросу в западных странах отношение довольно жесткое: в Бельгии или Германии за это можно получить уголовный срок и неплохой штраф впридачу. Оказывается, у нас закон тоже не дремлет.

Так, ст. 209 Уголовного кодекса Республики Беларусь (УК РБ) под мошенничеством понимает завладение имуществом либо приобретение права на имущество путем обмана или злоупотребления доверием и предусматривает наказание в виде общественных работ, или штрафа, или исправительных работ на срок до двух лет, или ареста, или ограничения свободы на срок до трех лет, или лишения свободы на тот же срок. И это, по словам юриста, вполне жизнеспособная статья, по которой нередко привлекают к ответственности при наличии доказательной базы.

Конечно, на авторынке покупатель сталкивается с рядом рисков, будь то скрытые неисправности и вероятные проблемы с документацией, но и плюсы в этом случае тоже имеются. «Это цена, ведь новый автомобиль, к сожалению, по карману не всем, а самый главный бонус — это то, что покупатель, в отличие от интернет-сделки, воочию может убедиться в качестве предмета сделки. Что касается покупки автомобиля через интернет, то в данном случае я бы рекомендовал в принципе не производить никакую предоплату за «виртуальный» автомобиль, так как случаи мошенничества чаще всего сопряжены с использованием всемирной Сети» , — советует адвокат.

«90% сделок купли-продажи заключается по счет-справкам, и это настоящий анахронизм»

И еще один очень важный момент: рекомендую покупателям оформлять сделку купли-продажи автомобиля не счет-справкой через комиссионный магазин, а договором купли-продажи, в котором покупатель может оговорить некоторые гарантии для себя. Например, в договоре купли-продажи можно предусмотреть, что если автомобиль выйдет из строя в течение месяца после его покупки, то продавец обязан оплатить ремонт. Стороны могут оговорить условия ремонта, пределы его стоимости и все, что сочтут нужным. Так что следует все подробно оговаривать, каждое действие в этой связи подтверждать документами (справки сервиса и т.д.) и не затягивать с предъявлением появившихся претензий, — отмечает юрист.

В соответствии со ст. 445 Гражданского кодекса Республики Беларусь недостатки товара должны быть оговорены продавцом, в противном случае покупатель может требовать уменьшения покупной цены, устранения недостатков и возмещения своих расходов по устранению недостатков.

В случае заключения сделки счет-справкой покупатель априори подтверждает, что автомобиль принят в исправном состоянии. Такой способ покупки — полнейший анахронизм. То есть при покупке автомобиля через комиссионный магазин покупатель, как правило, расписывается в полной исправности автомобиля, и предъявление претензий в дальнейшем будет затруднительно. Кроме того, комиссионер обязан ознакомить покупателя с актом технического состояния автомобиля, а также выдать экземпляр договора комиссии. Но на практике, к сожалению, этого не происходит , — говорит о прописных истинах адвокат, о которых часто забывает сам покупатель.

Избежать проблем поможет и ряд элементарных действий, таких как проверка авто на угон/залог/арест, проверка его технического состояния у дилера, техпаспорта или доверенности, которая должна быть нотариально заверена (если ее выдало физическое лицо), расчет безналичным способом через банк, которые в совокупности гарантируют благополучный исход сделки купли-продажи, а риски сводят к минимуму.

В целом белорусы неохотно обращаются за консультацией перед покупкой автомобиля, и решающий фактор здесь его цена или отношение к этой цене. Почему-то при покупке квартиры сделки заключаются при поддержке юристов, но как дело доходит до автомобиля, причем по цене, сопоставимой со стоимостью той же квартиры, такая консультация уже не нужна. По старинке люди предпочитают обращаться к соседу или родственнику, нежели к специалисту. Но мне бы хотелось, чтобы ситуация менялась и покупатели интересовались как техническим состоянием автомобиля , так и документацией при совершении сделки, а в случае затруднений обращались к экспертам , — считает юрист.

«К сожалению, этот азарт охотника за дешевой и при этом хорошей вещью притупляет бдительность покупателя. Агрессивная реклама достоинств подержанного автомобиля влияет на доверчивых покупателей, как гипноз. И в данном случае хотелось бы дать совет скорее из области психологии, нежели юриспруденции, — автомобилей произведено в достаточном количестве, и заводы по их производству никто не останавливал, поэтому поспешная покупка — рисковая покупка», — резюмирует наш эксперт.

Так что не стоит спешить, но быть бдительным и покупать машины с умом! А покупая, не давать никаких денег вперед, внимательно изучать все документы и заключать сделку только с реальным автовладельцем.

Алина Вислоус