Как обкатать лодочный мотор. Обкатка лодочного мотора Mercury – основные этапы

Если вы нашил ответ на вопрос какой лодочный мотор купить и уже стали счастливым его обладателем, то поговорим сегодня о том, что нужно делать сразу после его покупки. Сегодня мы поговорим о приготовлении топливной смеси, первом запуске и обкатке. Если вы хорошо знакомы с подвесными лодочными моторами или вы моторист, то эта статья не для вас. Если же все это для вас не очень привычные, но вы бы хотели разобраться в этих вопросах, то садитесь поудобнее. Постараемся рассказать что и как.

Правильный порядок обкатки подвесного лодочного мотора

И работают на бензине А92 и А95. Моторы же и мощностью до 35 л.с. предпочитают А76, свыше 35 л.с. уже А92 или А95. Для смазки мотора рекомендуется применять только масло TCW3 . Его необходимо смешивать непосредственно с топливом. Для моторов Yamaha рекомендуется масло , для Mercury - Quicksilver , для моторов Johnson масло Johnson и Evinrude . Соотношение бензина и масла для моторов Yamaha должно быть 100:1, в моторах Mercury, Johnson и Evinrude 50:1.

Смешивание топливной смеси

Обязательно остановите мотор перед заправкой. Смешивание топлива с маслом необходимо производить вне помещения. Не курите при смешивании и не смешивайте вблизи открытого огня. Не допускайте появления искр во время смешивания. Старайтесь не допустить появления электрической искры при контакте топливного шланга и топливного бака или металлической воронкой.

В емкость, соответствующей по объему, требуемой для заправки сначала влейте немного бензина, затем влейте все необходимое масло, а затем уже долейте необходимое количество бензина. Закройте емкость колпачком и тщательно перемещайте смесь. Залейте топливную смесь в бензобак подвесного лодочного мотора, закройте крышку топливного бака и воздушные кран, до установки мотора на лодку.

Запуск мотора

НЕ ЗАПУСКАЙТЕ мотор со снятой крышкой, за исключением случаев его технического обслуживания или аварийного запуска. Также не допускайте открытого контакта волос, одежды с движущими частями мотора.
НЕ ЗАПУСКАЙТЕ мотор вне воды. Это может повредить водяной насос или привести к перегреву подвесного лодочного мотора.

Лодочный мотор всегда запускается на передаче . Учтите это. Если обороты при старте будут высокие, лодка резко сорвется с места. Всегда запускайте мотор на малом газу и перед запуском обязательно убедитесь, что впереди нет препятствий. Перед запуском откройте винт-пробку вентиляции бака. Для этого поверните ее против часовой стрелки с полной амплитудой. Ни в коем случае не отсоединяйте эту пробку от бака. Это может привести к протечке топлива, а в следствии к пожару.

Кран на топливопроводе необходимо открыть повернув ручку крана. Она должна быть в вертикальном положении. Рычажок газа устанавливаем в положение СТАРТ.

При запуске мотора на холодную зачастую требуется использовать воздушную заслонку. Перед запуском закройте ее. Медленно потяните ручку стартера пока он не запуститься, а затем потяните сильнее. Шнур стартера должен перемотаться до того, как отпустить ручку. Это предотвратит повреждение стартера. Повторите это действие пока мотор не запуститься. Как только запустился, плавно перемещайте воздушную заслонку, пока он не заработает ровно. Сразу после запуска проверьте работу индикатора водяного насоса. Если поток воды равномерный, то насос работает правильно.

При запуске прогретого мотора, воздушную заслонку трогать не стоит. Если же и "на теплую" мотор не хочет запускаться, то тогда повторите все действия по запуску мотора "на холодную" .

Обкатка мотора

Для защиты нового подвесного мотора в первые часы его работы, в топливную смесь необходимо добавить больше масла. Это позволит приработаться внутренним узлам без их чрезмерного износа.

Топливная смесь на обкатку для должна быть 1:50, для , - 1:25. Еще раз повторимся, НЕ ЭКСПЛУАТИРУЙТЕ лодочный мотор вне воды. Это приведет к выходу из строя водяного насоса и перегреву.

Как проходит процесс обкатки по времени

Первые 15 минут необходимо дать мотору поработать на холостом ходу. Все это время следите на . Она должна идти ровно.

С 15 минут и до 2 часов мотору можно давать обороты до 3500. Это примерно 1/2 хода ручки газа. Каждые 15 минут необходимо немного менять обороты в пределах 3500 и опять же следить на струей системы охлаждения.

С 2 часов до 4 часов . Допускаются обороты до 4500. Это 2/3 хода ручки газа. Опять же каждые 15 минут меняйте обороты в пределах 4500. Следите за струей системы охлаждения.

С 4 часов и до 7 часов периодически можно пользоваться полным газом, но не дольше чем на 2 минуты и снова возвращаться на 3/4 газа. Обороты мотора опять же следует менять каждые 15 минут. Продолжаем контролировать струю системы охлаждения.

От 7 часов и до 10ч . Все еще не стоит постоянно давать работать мотору на полном ходу. Обороты меняем каждые 15 минут. Не крутите двигатель выше максимально рекомендуемых.

После обкатки мотору требуется . В него должно быть включена проверка состояния всех узлов.


В практике нередко встречаются моторы, умерщвленные по причине "необкатанности". Стоит ли вообще серьезно подходить к этому? Ведь, нередко, у пользователя совсем нет в запасе 6-10 часов для полного цикла обкатки, как этого требуют производители подвесных лодочных моторов.
Разные производители по-разному регламентируют порядок обкатки, количества масла в топливе и т.д. Некоторые производители рекомендуют лить больше масла и придерживаться щадящего режима с постепенным увеличением нагрузки. Некоторые просто настаивают на постепенном увеличении оборотов.
Попробуем разобраться, зачем все это нужно.
И, естественно, предполагаем, что добросовестный покупатель все же прочитает инструкцию по эксплуатации (кому досталась инструкция на английском - может просто картинки посмотреть - обычно нарисовано доходчиво) и поинтересуется у продавца о порядке прохождения обкатки лодочного мотора.
Для своего собственного спокойствия, что бы по ночам спать крепко и не думать о моторе, усвоим, что происходит в нем после первого запуска.

Процессу приработки подвергаются три узла. Это:
- коленчатый вал с его подшипниками;
- пара цилиндр и поршневые кольца;
- шестерни редуктора.

Коленчатый вал подвесного лодочного мотора может быть собран либо на подшипниках качения (обычно двухтактные моторы), либо на подшипниках скольжения (обычно четырехтактные моторы). Учитывая высокое качество подшипников качения - шариковых, роликовых, игольчатых - обкатывать их желания не возникает - в них нет особых усилий на трение. Исключение могли бы составить роликовые подшипники, имеющие "колотые" обоймы (обойма подшипника изготавливается в размер и раскалывается по насечкам или отверстиям - такие подшипники устанавливаются на неразборных коленчатых валах). Но из практики достоверно известно, что ныне выпускаемые роликовые подшипники с колотыми обоймами работают дольше шариковых за счет большего пятна контакта, передающего усилие. Качество скола обоймы при этом таково, что ступеньки не остается при сборке.
На четырехтактных моторах, как правило, используются подшипники скольжения. При этом между движущимися частями находится масло и непосредственного контакта металлических деталей не происходит. Средние и большие подвесные четырехтактные моторы имеют масляный насос, подающий масло для смазки под давлением. Малые четырехтактные моторы насоса не имеют и смазка осуществляется масляным туманом, создаваемым вращающимся коленвалом. При этом нужно иметь ввиду, что применение рекомендованного масла обязательно. Двухсильный подвесной лодочный мотор Honda работает на промывочном масле примерно 1 минуту. Дальше клин со всеми вытекающими последствиями.

Пара трения - гильза и поршневые кольца.

Сначала заметим, что при правильно выбранном зазоре и сохранении теплового режима (в чем приличных производителей лодочных моторов не упрекнуть) поршень не изнашивается, поэтому и не обкатывается. В процессе эксплуатации изнашивается пара гильза и кольца. Здесь важным моментом при обкатке является наличие просвета между кольцами и гильзой. Теоретически, кольца могут иметь отклонение от правильной окружности, в результате может быть просвет. При этом величина просвета (неприлегания к гильзе) колец более 30 градусов от всей окружности критична и считается браком. Сделаем чудовищное предположение, что производитель подвесных лодочных моторов, к примеру, Yamaha выпускает бракованные кольца. В таком случае, действительно, при несоблюдении режима обкатки может появиться проблема. Как это происходит. При наличии просвета во время рабочего хода поршня, после воспламенения газ, образовавшийся после сгорания топлива, создает большое давление (которое и заставляет вращаться коленчатый вал мотора) и имеет высокую температуру.

Если кольца прилегают хорошо, то они:
1. Хорошо отдают тепло цилиндру (который, в свою очередь, охлаждается водой);
2. Не пропускают выхлопные газы, имеющие высокую температуру, соответственно, особенно и не нагреваются.

В противном случае поршневые кольца подвесного мотора сильно нагреваются, в результате чего происходит изменение структуры металла, из которого они изготовлены - происходит "отпускание". Металл становится мягче, переставая прижиматься должным образом к цилиндру. В результате - снижение компрессии, прорыв выхлопных газов, падение мощности, при запущенном процессе - заклинивание поршня. Поэтому. Обкатывать этот узел необходимо.

Pедуктор.

Шестерни редуктора практически всеми производителями выпускаются из качественного металла путем нарезания зубьев. Такие шестерни дают при обкатке минимальное количество металлической стружки, и выход из строя редуктора вряд ли возможен. Есть, конечно, отклонения. Например, Mercury производит некоторые шестерни, используя метод порошковой металлургии. Т.е. шестерни спекаются из металлической крошки. Это быстро и технологично, но поверхность зубьев после спекания не обрабатывается и остается достаточно шероховатой. Поэтому редукторы с такими шестернями дают во время приработки большое количество металлической стружки, которая не сказывается благоприятно на дальнейшую жизнь этого узла. Помереть, может быть, сразу и не помрет, но, пережевывая металлические крупинки, сократит срок своей службы. В принципе, каким бы образом не были выполнены редукторы, сама по себе обкатка или отсутствие таковой практически не сказывается на процессе приработки. Частицы металла, которым суждено стереться с шестерен, сотрутся, все равно за какой срок это произойдет - при меньшей нагрузке позже или при большей нагрузке быстрее. Главное здесь отношение владельца лодочного мотора. Для облегчения жизни редуктора нужно соблюдать несколько простых правил. Первое. Вовремя менять масло. Первый раз сразу после обкатки подвесного мотора, далее два раза в сезон. Второе. Использовать при смене масло специально для этого предназначенное. Объем требуемого масла очень мал, экономить тут нет никакого смысла (кроме того, использование специализированных масел, чаще всего, снижает расход топлива - до нескольких процентов). Третье. Для некоторых редукторов выпускаются пробки со встроенным магнитом. Если в масло попадают частички металла, то они прилипают к пробке и легко могут быть удалены после выкручивания. При возможности используйте их.
Учитывая вышесказанное, предполагаем, что вряд ли с Вашим лодочным мотором случится что-либо, если Вы не выдержите режим обкатки до конца. Но, все же, рекомендуем придерживаться его.

Как обкатать?!
Используйте только качественное, по возможности рекомендованное производителем масло. Если Вы еще не знаете, чем отличаются масла для подвесных лодочных моторов, поинтересуйтесь.
Придерживайтесь рекомендованного режима обкатки. Примерный режим, в котором можно обкатывать практически все моторы. 2 часа - холостой ход, 2 часа под нагрузкой на малых оборотах, 2 часа на средних оборотах, 2 часа в 3/4 газа, 2 часа периодически на полных оборотах. Порядок обкатки, как правило, указан в мануалах, для моторов Тохатсу его можно найти :
После этого обязательно проведите техническое обслуживание подвесного мотора. Смените масло в редукторе. Не помешает проверка компрессии, величины холостых оборотов.
При обкатке в холодное время года с увеличенным содержанием масла в топливе, возможно, потребуется чистка свечей зажигания или их замена. Если Вы обкатываете мотор в холодное время и в инструкции по эксплуатации рекомендовано увеличение содержания масла - установите более горячие свечи зажигания. Например, вместо штатных свечей зажигания NGK B8HS-10 можно использовать B7HS-10 (на период обкатки). Даже если в Вашем моторе установлен термостат, средний температурный режим будет ниже, а масла больше. Установка более горячих свечей предотвратит усиленное нагарообразование.
Ну и, в целом, относитесь к мотору по-доброму. После запуска - прогрейте его, во время обкатки не допускайте резкого изменения оборотов и нагрузки, после движения на больших оборотах дайте мотору немного поработать на холостых.
Как правильно обкатать лодочный мотор Suzuki, Mercury,Yamaha, Honda, Tohatsu.

В названии статьи не зря упомянуты все бренды, ведь процесс обкатки одинаков для двигателя любого из производителей вне зависимости от мощности и тактности.
Все, что написано ниже относится как к 2-х, так и 4-х тактным моторам, любого из производителей, любой мощности.
Что можно, что нельзя во время обкатки.
1. Если это Ваш первый выход на воду на новом моторе - не рассчитывайте в этот день на полноценную рыбалку (отдых) уделите этот день двигателю и потом он отблагодарит Вас за это.
2. Обкатка двигателя в бочке не представляется возможной. Не верьте продавцам, и сервисам, которые предлагают либо уже обкатанный мотор, либо провести эту процедуру за дополнительные деньги. Ведь полноценная обкатка двигателя должна проходить только под нагрузкой, а не просто на холостых либо средних оборотах в какой либо емкости.
3. Во время обкатки и после нее пользуйтесь только качественными маслами. Это очень важно! Современные двигатели крайне чувствительны к качеству ГСМ. На заметку: например если в инструкции (либо в наклейке на моторе) к 4-х тактному двигателю Suzuki указано лить масло Suzuki 10-W40 не обязательно объезжать весь город, чтобы найти масло именно с такой надписью на банке. Достаточно купить масло с таким же индексом (10W40) другого проверенного производителя и конечно очень желательно, чтобы оно было с пометкой "Для водного транспорта". Обычно такое масло отличается от простого автомобильного способностью сохранять рабочие свойства при попадании большего количества влаги в само масло. И еще не забывайте, что все ваши самостоятельные действия с маслами влекут к снятию мотора с гарантийного обслуживания.
Какие масла лить? Обычно сколько и какие указанно в инструкции - почитайте не ленитесь, но если таковая отсутствует, рекомендуем действовать так: для 2-х тактных двигателей любых кроме моторов с поуровневым сжиганием смеси (системы Optimax от Mercury и E-tec от Evinrude) масло с индексом TC-W3. Для 4-х тактных моторов до 30 л.с. можно полусинтетику (10W30, 10W40) свыше - синтетику 5W30, 0W30.
Какое масло лить в редуктор? До 30 л.с. с индексом SAE 90 (полусинтетика), свыше 30 л.с. с индексом 75W-90 либо другое (синтетика). Причем в редуктор необходимо заправлять, только масло со специальной меткой "Для водного транспорта" - не автомобильное. Сколько лить? В редуктор любого двигателя лить через нижнее отверстие в редукторе пока не польется из верхнего (мотор должен висеть в строго вертикальном положении). Если нет специального прибора - купите в аптеке самый большой одноразовый шприц и пользуйтесь им. В картер 4-х тактного мотора - только по инструкции или по щупу. Потому как моторов много и единого критерия нет.
Сколько добавлять в бензин для обкатки 2-х тактного двигателя? В пропорции: на 25л. бензина один литр масла на обкатке. После обкатки рекомендую пропорцию на 70л. бенза 1 литр масла - не меньше. Если у вас мотор с раздельной смазкой (отдельный бачок для масла в двигателе, например, Yamaha 40VEOS) - во время обкатки дополнительно добавьте в бензин масла в пропорции на 50 литров 1 литр масла.

Процесс обкатки: Повторимся, он одинаков для любого двигателя любого из производителей. Обкатка проходит на воде. Мотор закреплен на судне.
1. Первые 15 минут. Заведите мотор и дайте ему поработать на минимально возможных холостых оборотах. После первого старта и в дальнейшем время от времени не забывайте проверять наличие контрольной струи системы охлаждения. Не пугайтесь, если ваш 2-х тактный мотор испускает сизые клубы дыма как автомобиль ГА3-24. Ведь сейчас вы льете масла в бензин в 2,5 раза больше чем нужно, вот оно и дымит.
2. Следующие 50-60 минут. Можно двигаться на оборотах не больше чем 40% от полной мощности. Если нет тахометра, следите по перемещению ручки газ.
3. Следующие 60 минут. Ручка газа в положении не больше чем 75% от полного газа.
4. Последующие 8 часов не давайте полный газ более чем на 5 минут. После 5 минут на полных оборотах 20-30 минут движения на оборотах не более 3/4 газа.

После обкатки необходимо сменить масло в редукторе, а для 4-х тактных двигателей и в картере двигателя. Причем если вы хотите, чтобы ваш мотор оставался на гарантии, делать самому это запрещается, только в автоматизированном сервисном центре.

Информация взята с сайта http://www.uralfishing.ru

Основной смысл в обкатке нового лодочного мотора — неспешная равномерная приработка деталек друг к другу. В процессе правильной обкатки и службы ПЛМ, в цилиндрах на хороших лодочных моторах постепенно повышается. Это связано с приработкой поршневых колец к зеркалу цилиндра.

В какой-то момент срока службы лодочного мотора, она достигает своего пика и остается далее на этом уровне. И уже ближе к выработке ресурса, быстро начинает снижаться.

При достижении определенного порога снижения компрессии, мотор перестает заводиться, ему не сжать топливную смесь. При снижении компрессии, так же заметно падает и мощность.

Вместе с кольцами, в блоке цилиндров идет приработка и всех подшипников коленвала. Для четырехтактных лодочных моторов — разумеется, еще и система газораспределения. Ниже, обкатываются подшипники редуктора и шестерни передач. Для двухтактников, на время обкатки, конечно, надо увеличить количество масла в топливе. Стандартная пропорция — 1:25. То есть, на 25 литров бензина — 1 литр моторного масла.

Все, кроме подшипников и ГРМ, проходит почти полную приработку именно в период обкатки. Много версий, что обкатка не нужна, всего лишь ненамного сократится срок службы мотора и т.д. Да, есть моторы, не требующие обкатку, но речь сейчас идет о типичных распространенных лодочных моторах. С — тоже отдельная история, если не развалятся в период обкатки, то компрессия, почти всегда, недопустимо снижается.

Были случаи, когда на ДК-моторе кольца хорошо ложились к зеркалу цилиндра, но это исключение несколько раз разрушал противовес коленвала, снимавший втихаря стружку с картера. Конечно, для стружки в цилиндр — прямой путь. Блок с впрессованным цилиндром просто выкидывался.

Считается, что десять минут работы на холостых — приемлемое время для первого этапа обкатки лодочного мотора. В принципе, этого достаточно. Далее рекомендуется использовать какие-то сложные схемы, не всегда понятные начинающему водомоторнику.

Тут есть два важных момента: полный газ можно давать, только на короткое время, и, повышать и понижать обороты, следует очень плавно. С минимальных до средних, стоит поднимать в течении полуминуты, не менее. Разумеется, никаких перегазовок, даже при заводе мотора. Лодочному мотору так же необходимо давать отдых раз в час, после чего, начинать обкатку опять с прогрева.

Две важных ошибки: отсутствие прогрева лодочного мотора перед отходом и быстрое выключение после длительного перехода на высоких оборотах. Дайте мотору поработать в обоих случаях минут пять на холостых оборотах. Длительный переход на высоких оборотах — это, конечно, уже после обкатки.

Вообще, продолжительную работу на постоянных оборотах, во время обкатки, стоит исключить. Каждые две-три минуты, плавно меняйте положение дроссельной заслонки.

Довольно давно идут споры о возможности или невозможности обкатки лодочного мотора в бочке с водой. Здесь нет ничего тайного. Довольно странно, что эти споры никак не могут разрешиться. Малышей, до 3.5 л.с. вполне можно обкатать и в бочке. Правда, только на начальном этапе, до половины газа.

Много можно услышать про нагрев воды и т.д., но что бы хоть чуть-чуть подогреть водичку, мотор придется гонять неделю, вода быстрее будет остывать сама. Эти моторы не имеют термостата, и можно заметить, что вода из контрольного отверстия выходит довольно прохладная. За исключением, конечно. Часто просто чуть теплая.

Про масло в бочке тоже не понятно. Масло будет всегда на поверхности воды, за исключением режима работы гребного винта, когда он становится миксером. Ну, еще никому не вредила. Моторы помощнее, конечно, обкатать в бочке уже не получится. Можно только провести предварительную обкатку.

А теперь главное — почему только начальные этапы обкатки? Дело в том, что в последующие часы нам придется значительно добавлять оборотов. Мотору в принципе толкать перед собой нечего, он как будто бы пытается сдвинуть стену перед собой. Это будет означать только то, что он будет явно недокручивать. Недокрут, как известно, крайне губителен для любого движка, а для нашего — в период обкатки — тем более.

Можно ставить стендовые обкаточные , но это явно не стоит того. Обкатка на холостых оборотах, обкаткой считаться так же не может. Длительная работа на повышенных холостых оборотах — так же для него губительна. Так что идеальный вариант — прямой путь на воду. И к тому же, не придется нервировать орущим мотором соседей по даче. Лучше в бочке ограничиться проверкой и первым получасом обкатки на холостых.

После завершения процесса обкатки, следует заменить все масла, и .

Михаил Сафронов, для журнала сайт

Покупая новый мотор, если Вы решили для себя, что правильно обкатаете его для того, что бы он служил вам долго и надёжно, смиритесь, что первые 100 часов его работы вам придётся запастись терпением и ограничить себя в желании ездить “как хочу”.

Первые литры бензина многие отечественные и импортные производители лодочных моторов рекомендуют выработать в начале обкатки на холостых оборотах или на малом газу, другими словами при самых низких нагрузках. Другие, в основном зарубежные фирмы, советуют после 5 – 10 минутного прогрева двигателя на холостом ходу переходить к движению на малых оборотах, причем в течение первого часа работы двухтактных моторов необходимо менять режим работы мотора каждые две минуты, прибавляя и убавляя газ. При кратковременном изменении скорости средняя частота вращения не должна превышать 2500-3000 об./ в мин. Через пол часа таких покатушек можно постепенно увеличивать нагрузку, но не доводить мотор до его полных оборотов. Производители же четырехтактных моторов рекомендуют в течение первых двух-трёх часов работы двигателя после прогрева на холостых оборотах полчаса ходить на минимальных оборотах. Затем 1 час управлять мотором на частоте вращения не выше 3000 об/мин. В следующий час можно двигаться с оборотами до 4000, далее 5 часов мотор можно обкатывать в произвольных режимах, но не давая полных оборотов более чем на три – пять минут.

Наиболее эффективным режимом обкатки признаётся переменный режим работы мотора, при обкатке в котором постепенно увеличивают нагрузку. При этом улучшается доступ масла в зоны трения, из точек наибольшего сопряжения интенсивнее вымываются продукты износа. Притирка деталей происходит более качественно и эффективно.

Полная приработка всех рабочих поверхностей заканчивается после 100-150 моточасов. Но уже через 5-7 часов вы почувствуете, что мотор стал работать стабильней, особенно на низких оборотах. Износ деталей двигателя зависит от нагрузки и частоты вращения, особенно в период обкатки, так неправильно выбранное соотношение между частотой вращения и моментом при определенной мощности, по мнению специалистов, может сократить срок службы двигателя в разы. Работа двигателя на лодке характеризуется постоянством частоты вращения и момента и малой сменяемостью переходных режимов. В отличие от своих сухопутных собратьев лодочные моторы большую часть своей жизни работают в тяжелом режиме. Установлено, что приемлемые значения моторесурса и надежности дает режим работы мотора на оптимальной мощности, которая составляет около 75% от максимальной, при этом мотор обладает максимальным коэффициентом полезного действия и даёт минимальный удельный расход топлива, который соответствует частоте вращения и мощности, составляющим 40-60% максимальных, и увеличивается как при их росте, так и при уменьшении. Расход топлива является ещё одним показателем говорящим что обкатка подходит к концу, так удельный расход топлива в процессе обкатки будет постепенно уменьшаться, и при его стабилизации можно судить об окончании активной фазы обкатки.

Из других полезных советов при обкатке следует упомянуть:

  • Использование более “горячих” свечей зажигания;
  • Использование качественного моторного масла, с соблюдением его дозировки;
  • Регулярное обслуживание мотора в ходе обкатки, в виде проверки затяжки винтовых соединений, очистки свечей от нагара, контроля охлаждения).

После приобретения нового лодочного мотора главным вопросом, стоящим на повестке дня, является не только то, как правильно установить ПЛМ на лодку, а то, как грамотно произвести его обкатку. Ведь, каким бы дорогостоящим и качественным ни был мотор, его детали обычно отличаются от заданных размеров. При этом и сотой доли миллиметра достаточно для того, чтобы существенно увеличить трение механизма. Вследствие этого во время эксплуатации нового лодочного мотора происходит срыв больших слоев металла с непритертых друг к другу цилиндров и поршней. Это, в свою очередь, приводит к появлению дефектов и царапин на поверхности деталей и их быстрому износу. Чтобы избежать таких неприятностей, нужно знать, как обкатать лодочный моторправильно, мягко сняв мельчайшую металлическую пыль и не повредив поверхности соприкасающихся деталей. Таким образом, можно создать необходимый зазор, который понадобится впоследствии при тепловом расширении металла и работе на больших скоростях.

Какие приборы рекомендованы на борту при обкатке ПЛМ?

Обкатка двигателя ПЛМ производится при определенных параметрах скорости, оборотов и температуры, отклонение которых чревато выходом двигателя из строя. Поэтому после того, как вы произвели крепление лодочного мотора на плавсредство, не забудьте захватить с собой на борт лодки:

  • тахометр, поможет определить число оборотов, которое невозможно оценить на глаз, а также понять, когда трение вследствие приработки деталей уменьшится, а скорость вращения, соответственно, увеличится;
  • термодатчик дает возможность следить за температурой, которая является важнейшим показателем работы системы. Снижение температуры охлаждающей жидкости до 50-55°С приводит к плохому испарению топлива смыву смазки со стенок цилиндров, что увеличивает износ деталей в 2 раза. А увеличение свыше 90°С может привести к перегреву мотора. В норме температура охлаждающей жидкости должна быть в пределах 80-90 °С.

Этапы обкатки ПЛМ

1. Подготовительный этап

Перед тем,как правильно обкатать мотор, из цилиндров и картера удаляют густую консервирующую смазку, которая защищает детали от коррозионного разрушения. Для этой цели используется обкаточная смесь или бензин. Если пренебречь этим этапом, то смазка будет впитывать в себя продукты износа, увеличивая тем самым абразивное трение.

2. Монтаж и подключение ПЛМ

Запуск ПЛМпроизводится после его установки на лодку. Двигатель располагают по центру и фиксируют при помощи скобы и зажимов, которые закручиваются до упора. Если этого не сделать, то из-за вибрации места соединений могут ослабнуть, что чревато смещением движка, нарушением управляемости плавсредства и даже аварией. Поэтому не стоит пренебрегать такими элементарными правилами безопасности. А еще лучше лишний раз перестраховаться и осуществить креплениеПЛМ к транцу при помощи страховочного троса, который входит в комплект некоторых моделей моторов.

3. Обкатка

Обкатка лодочного мотора начинается с прогрева двигателя путем работы на холостом ходу в течение 5-7 мин, после чего лодка приводится в движение на малой скорости. После прогрева 4-тактного двигателя нужно идти не меньше 15 мин на минимальных оборотах. Затем при скорости 3000 об/мин мотор работает в течение 1 часа 45 мин. Спустя 105 мин можно увеличить скорость до 4500 об/мин. Последующая обкатка производится в произвольном темпе, при этом на полном ходу можно идти не более 5 мин подряд. Эксплуатация ПЛМ 2-тактного типа в ходе обкатки на постоянной скорости производится в течение не более 5 мин с закрытым дросселем на скорости в пределах 3000 об/мин. Переменный режим обкатки с постепенным наращиванием нагрузки является более результативным. Он улучшает доступ масла в зону соприкосновения деталей и способствует эффективному выводу продуктов износа из мест наиболее интенсивного трения.

4. Заключительный этап

Обкатка длится 10 моточасов часов. Во время обкатки со временем показатели топливной экономичности постепенно улучшаются. Их стабилизация на определенном уровне означает, что обкатка подошла к концу. Чтобы продлить срок службы мотора, в дальнейшем рекомендуется его использовать в экономичном режиме работы на мощности, которая составляет 75-80% от максимальной.

Можно ли быстро переключаться от одного режима работы мотора к другому?

Резкий переход от большой к малой нагрузке влечет за собой уменьшение циркуляции охлаждающей жидкости, что, в свою очередь, препятствует охлаждению мотора. Во время большого перепада температур зона сопряжения нагревается, что приводит к тепловому расширению алюминиевого поршня и чугунных стенок цилиндров. Им нужно занять какое-то место, но микрозазор, который до обкатки и так был меньше необходимого, не позволяет это осуществить. Это неминуемо ведет к сухому трению, повреждениям и трещинам на трущихся поверхностях, тепловому удару и заклиниванию мотора. Поэтому резкая смена режима эксплуатации лодочного двигателя противопоказана.

Меры предосторожности при обкатке и эксплуатации нового подвесного лодочного мотора

Чтобы обкатка прошла удачно, а агрегат прослужил верой и правдой долгие годы, следует правильно установить лодочный мотор и не перегружать его. Запрещается перевозить лыжника или буксировать другое плавсредство во избежание обрыва и заклинивания поршней, поломки колец или появления задиров на зеркале цилиндра. Чтобы максимально продлить срок эксплуатации двигателя, нужно соблюдать ряд правил. Перечислим их:

  1. Регулярная замена масла в «ноге» (редукторе) мотора до наступления морозов и одновременная проверка вала гребного винта на наличие посторонних предметов, которые случайно могли намотаться на него (леска, проволока). При этом следует контролировать наличие шайб на сливном и заливном винтах, ведь их потеря вызывает протечку в редуктор воды.
  2. Периодическое промывание мотора, работающего в чистой пресной воде для очищения крыльчатки водяной помпы с интервалом в 200 моточасов, а при работе в соленой воде - каждые 100 моточасов.
  3. Чтобы законсервировать мотор для хранения на зимний период, в стабилизатор добавляют бензин. Из двигателя сливают всю жидкость, которая при низких температурах замерзает и может разорвать нижний блок.
  4. В случае повреждения гребного винта его срочно следует заменить на новый, пока вал и редуктор не вышли из равновесия и не вызвали поломку подвесного лодочного мотора.

Рецепт долгой службы вашего двигателя прост. Для этого нужно купить качественный подвесной лодочный мотор в нашем интернет-магазине сайт и выполнить его обкатку согласно вышеизложенным рекомендациям. Соблюдая меры предосторожности при эксплуатации двигателя, вы сможете значительно продлить срок его службы и насладиться качественной охотой, отдыхом или рыбалкой на водоеме с Вашей лодки.