Должностная инструкция водителя школьного автобуса газелиг. Водитель автобуса имеет право. Сопровождение колонны правоохранителями

УТВЕРЖДАЮ
Директор школы:
______________ //
Приказ № ____ от ____________


Должностная инструкция
водителя автобуса


1.Общие положения

1.1. Водитель школьного автобуса назначается и освобождается от работы директором учреждения.

1.2. Водитель школьного автобуса подчиняется непосредственно директору учреждения.

1.3. Водитель школьного автобуса должен знать:

Правила дорожного движения, штрафные санкции за их нарушение;

Основные технические характеристики и общее устройство автобуса, показания приборов и счетчиков, элементы управления (предназначение клавиш, кнопок, рукояток и т.д.);

Сроки проведения очередного технического обслуживания, технического осмотра, проверки давления в шинах, износа шин, угла свободного хода рулевого колеса и т.п., согласно инструкции эксплуатации автобуса.

1.4. В своей деятельности водитель школьного автобуса руководствуется требованием БДД, правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

1.5. Водитель школьного автобуса соблюдает Конвенцию ООН «О правах ребёнка».


2. Функции

2.1. Основным направлением деятельности водителя школьного автобуса является осуществление перевозки пассажиров – учащихся в соответствии с приказом и по установленным маршрутам, обеспечение сохранности транспортного средства, контроль за его состоянием и принятие мер к своевременному ремонту.

2.2. Выполнять расписание движения автобуса по обслуживаемому маршруту.

2.3. Знать особенности обслуживаемого маршрутов, расположение остановочных и контрольных пунктов, опасные участки маршрута, требующие особого внимания при движение расположение заправочных пунктов, пунктов оказания технической и медицинской помощи


3. Должностные обязанности

3.1. Автобус для перевозки обучающихся должен быть оборудован спереди и сзади предупреждающим знаком «Дети», поясами безопасности для каждого пассажира, а также двумя огнетушителями и двумя медицинскими аптечками с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.

3.2. Водитель обязан не допускать воздействия на людей, находящихся в салоне автобуса следующих опасных факторов:

Резкое торможение автобуса (кроме экстренного для предотвращения ДТП);

Удар при столкновении с другими транспортными средствами или препятствиями;

Отравляющее воздействие угарного газа при нахождении в автобусе с работающим двигателем во время длительных стоянок или при возникновении неисправности системы выпуска отработавших газов;

Отравляющее воздействие паров бензина при подтекании топлива вследствие неисправности системы питания двигателя;

Воздействие высокой температуры и продуктов горения при возникновении пожара;

Наезд проходящих транспортных средств на детей при их выходе на проезжую часть дороги.

3.3. Водитель перед выездом в рейс должен в установленном порядке пройти медицинский осмотр с отметкой в путевом листе и соответствующей записью в журнале предрейсовых медицинских осмотров, а также инструктаж по безопасности дорожного движения.

3.4. Водитель обязан лично убедиться:

В технической исправности автобуса;(внешнее и внутренне состояние салона, заправку его топливом, маслом и охлаждающей жидкостью);

Состояние зеркал заднего вида, автомашин;

Исправность аварийных выходов, агрегатов, систем, узлов и приборов, влияющих на безопасность движения;

Работу вентиляции, отопления;

В наличии необходимой путевой документации;

В правильности оформления путевого листа;

В наличии спереди и сзади на кузове автобуса предупреждающего знака «Дети»;

В наличии двух исправных огнетушителей и двух укомплектованных медицинских аптечек;

В наличии и исправности поясов безопасности на каждом пассажирском месте.

3.5. Водитель в установленном порядке обязан представить автобус на технический осмотр перед выходом в рейс.

3.6. Водитель обязан обеспечить безопасную посадку обучающихся и воспитанников в автобус на специально оборудованных посадочных площадках со стороны тротуара или обочины дороги.

3.7. Количество пассажиров школьного автобуса не должно превышать числа посадочных мест. Каждый пассажир школьного автобуса во время поездки должен быть пристегнут поясом безопасности.

3.8. В школьном автобусе разрешается перевозить только обучающихся согласно утвержденному списку и взрослых сопровождающих, назначенных соответствующим приказом. Водитель обязан убедиться, что сопровождающие заняли места в салоне автобуса.

3.9. В школьном автобусе запрещается перевозить иных пассажиров, кроме детей и сопровождающих лиц.

3.10. Допускать перевозку пассажиров, стоящих в проходах между сидениями автобуса не разрешается.

3.11. Запрещается выезжать в рейс без специально назначенных приказом по школе сопровождающих лиц, покидать рабочее место водителя во время посадки и высадки пассажиров.

3.12. В случае заболевания, плохого самочувствия или обнаружения технической неисправности автобуса, угрожающей безопасности движения, немедленно известить ответственное лицо (директора учреждения) о невозможности выезда на линию.

3.13. В пути следования запрещается:

Отклоняться от графика и заданного маршрута движения;

Отвлекаться от управления автобусом;

Курить, вести разговоры;

Пользоваться сотовым телефоном;

Допускать в автобус посторонних лиц.

3.14. Перед началом перевозки детей убедиться в наличии сопровождающих взрослых.

3.15. Движение начинать при наличии путевого листа и двигаться по утвержденной схеме маршрута движения, проявляя особое внимание к опасным участкам.

3.16. Перевозку детей осуществлять в светлое время суток с включенным ближним светом фар. Выбирать скорость движения в зависимости от дорожных, метеорологических и других условий, но не превышая 60 км/ч. В исключительных случаях – прекращать движение, оставив включенными свет фар, габаритных огней или аварийную сигнализацию

3.17. Осуществлять посадку и высадку пассажиров только после полной остановки транспортного средства, а начинать движение только с закрытыми дверями и не открывать их до полной остановки.

3.18. Останавливать автобус по просьбе пассажиров, а в случае их плохого самочувствия оказывать помощь, используя имеющиеся в аптечке медикаменты.

3.19. Не выходить из кабины автобуса при посадке и высадке детей, запрещается осуществлять движение задним ходом.

3.20. Не оставлять автобус без присмотра за пределами видимости на любой максимальный срок, дающий шанс его угона или кражи каких-либо вещей из салона.

3.21. В обязательном порядке запирать автобус при любых случаях выхода из салона. При выходе из автобуса (посадке) необходимо убедиться в отсутствии потенциальной опасности.

3.22. Следить за техническим состоянием автобуса, выполнять самостоятельно необходимые работы по обеспечению его безопасной эксплуатации (согласно инструкции об эксплуатации), своевременно проходить техническое обслуживание в гараже и технический осмотр.

3.23. В случае возникновения неисправности автобуса в пути съехать с проезжей части дороги, включить наружное освещение, предупредить пассажиров об опасности выхода их на проезжую часть дороги, выставить знак аварийной остановки. Если неисправность устранить самому не возможно сообщить директору школы о необходимости приезда подменного автобуса.

3.24. В случае необходимости дозаправки автобуса топливом на линии высадить пассажиров вне территории АЗС с соблюдением установленных правил, заправку осуществлять при выключенном двигатели.

3.26. Не употреблять перед или в процессе работы алкоголь, психотропные, снотворные, антидепрессивные и другие средства, снижающие внимание, реакцию и работоспособность организма человека.

3.27. Категорически не допускать случаев подвоза каких-либо пассажиров или грузов по собственному усмотрению, а также любых видов использования автобуса в личных целях без разрешения руководства. Всегда находиться на рабочем месте в автобусе или в непосредственной близости от него.

3.28. Ежедневно вести путевые листы, отмечая маршруты следования, пройденный километраж, расход топлива и количество времени.

3.29. Внимательно следить за окружающей дорожной обстановкой. Запоминать номера и приметы автомобилей в случае их длительного следования «на хвосте» автобуса. Сообщать непосредственному начальнику все свои подозрения, касающиеся вопросов безопасности, вносить свои предложения по ее повышению.

3.30. Иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать им для проверки документы, указанные в Правилах дорожного движения.

3.31. При дорожно-транспортном происшествии, в случае причастности к нему:

Немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки (мигающий красный фонарь), не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;

Принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, вызвать «скорую медицинскую помощь», а в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа) и возвратиться к месту происшествия;

Освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. Предварительно в этом случае, а также при необходимости доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение, зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и приметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;

Сообщить о случившемся в милицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников милиции.

3.32. Перед неохраняемым железнодорожным переездом следует остановить автобус, и, убедившись в безопасности проезда через железнодорожные пути, продолжить движение.

3.33. При движении в организованной колонне запрещается обгон других транспортных средств колонны.

3.34. Во избежание отравления угарным газом запрещаются длительные стоянки автобуса с работающим двигателем.

3.35. При работе на линии (маршруте) напоминать учащимся, пассажирам не оставлять свои вещи в салоне, производить их осмотр на конечных остановках, перед подачей автобуса на посадку, при заезде в гараж;

3.36. При обнаружении подозрительных посторонних предметов принять меры по эвакуации учащихся, пассажиров, отведению, по возможности, автобуса в безопасное место, вызвать милицию и сообщить о случившимся директору учреждения. По возможности, записать адреса и телефоны пассажиров, учащихся, которые могут сообщить милиции информацию о людях, оставивших подозрительные предметы в салоне. До прибытия представителей компетентных органов не трогать подозрительные посторонние предметы;

3.38. При возникновении неисправностей автобуса следует принять вправо, съехать на обочину дороги, остановить автобус в безопасном месте, высадить пассажиров, не допуская их выхода на проезжую часть дороги, и, в соответствии с требованием ПДД, выставить аварийные знаки безопасности. Движение продолжать только после устранения возникшей неисправности.

3.39. Нахождение пассажиров в буксируемом автобусе не допускается. Перед выездом на линию (маршрут) убедиться в отсутствии посторонних подозрительных предметов в салоне и багажных отсеках, проверить экипировку автобуса огнетушителями, молоточками для разбивания стекол или состояние шнуров, наличие или укомплектованность медицинских аптечек, исправность средств внутренней связи беспрепятственного открытия всех дверей;

3.40. В случае совершения террористического акта, в первую очередь самостоятельно, либо с помощью пассажиров, принять меры соответствующие обстановке по предотвращению паники, спасению жизни учащихся, пассажиров, их эвакуации в безопасные места, тушению пожара, оказанию первой медицинской помощи и отправке пострадавших в лечебные учреждения. Одновременно, допустимыми способами, в том числе через пассажиров (учащихся), организовать сообщение в пожарную часть, медицинские учреждения, милицию и руководству отдела образования.

3.41 . По прибытию из рейса водитель обязан:

Сообщить директору школы о результатах поездки;

Установленным порядком пройти послерейсовый медосмотр;

Провести техническое обслуживание автобуса и устранить все выявленные неисправности;

Сообщить директору школы о готовности к следующему рейсу.

4.Ответственность

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин должностной инструкции и Правил внутреннего трудового распорядка учреждения, законных распоряжений механика отдела образования, директора учреждения, в том числе за не использование прав, предоставленных настоящей инструкцией, приведшее к дезорганизации образовательного процесса водитель школьного автобуса несёт дисциплинарную ответственность в порядке, определённом трудовым законодательством РФ. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

5.2. За виновное причинение учреждению или участникам образовательного процесса ущерба (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, а также не использование прав, предоставленных настоящей инструкцией, водитель школьного автобуса несёт материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.


5. Взаимоотношения. Связи по должности

Водитель школьного автобуса:

6.1. Работает по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утверждённому директором учреждения.

6.2. Получает от директора школы информацию нормативно-правового и организационного характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

Утверждено приказом БОУ «Должанская сош»

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ №18 ДИ/ТР

ВОДИТЕЛЯ ШКОЛЬНОГО АВТОБУСА

1.1. Водитель школьного автобуса назначается и освобождается от должности директором БОУ «Должанская сош» .

1.2. Водитель школьного автобуса подчиняется непосредственно заместителю директора школы по административно-хозяйственной работе.

1.3. Водитель школьного автобуса должен знать:

Правила дорожного движения, штрафные санкции за их нарушение;

Основные технические характеристики и общее устройство автобуса, показания приборов и счетчиков, элементы управления (предназначение клавиш, кнопок, рукояток и т.д.);

Порядок установки и снятия систем сигнализации, характер и условия их срабатывания;

Сроки проведения очередного технического обслуживания, технического осмотра, проверки давления в шинах, износа шин, угла свободного хода рулевого колеса и т.п., согласно инструкции эксплуатации автобуса.

1.4. В своей деятельности водитель школьного автобуса руководствуется «Методическими рекомендациями по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности перевозок организованных групп детей автомобильным транспортом» (утв. Роспотребнадзором, МВД РФ 21.09.2006), приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 г. №2 Об утверждении положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», приказом Министерства транспорта РФ от 09 марта 1995г. № 27 «Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами БОУ «Должанская сош» (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора школы), настоящей должностной инструкцией.

Водитель школьного автобуса соблюдает Конвенцию ООН «О правах ребёнка».

Основным направлением деятельности водителя школьного автобуса является осуществление перевозки пассажиров – учащихся и работников общеобразовательного учреждения в соответствии с приказом и по установленным маршрутам, обеспечение сохранности транспортного средства, контроль за его состоянием и принятие мер к своевременному ремонту.

Водитель школьного автобуса обязан:

3.1. Обеспечивать корректное плавное профессиональное вождение автобуса, максимально обеспечивающее сохранность жизни и здоровья пассажиров и технически исправное состояние самого автобуса; не применять без крайней необходимости звуковые сигналы и обгоны впереди идущих автомобилей; предвидеть любую дорожную обстановку; выбирать скорость движения и инстанцию, исключающие возникновение аварийной ситуации.

3.2. Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства. При возникновении в пути неисправностей, с которыми запрещена эксплуатация транспортных средств, должен устранить их, а если это невозможно, то следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности.

3.3. Ежедневно перед выходом в рейс проходить медицинское освидетельствование с отметкой в путевом листе.

3.4. При перевозке детей устанавливать на транспортном средстве спереди и сзади опознавательные знаки «Перевозка детей».

3.5. Перед началом перевозки детей убедиться в наличии сопровождающих взрослых у каждой из дверей транспортного средства.

3.6. Движение начинать при наличии приказа, путевого листа и двигаться по утвержденной схеме маршрута движения, проявляя особое внимание к опасным участкам.

3.7. Перевозку детей осуществлять в светлое время суток с включенным ближним светом фар. Выбирать скорость движения (а при сопровождении – старшим по его обеспечению) в зависимости от дорожных, метеорологических и других условий, но не превышая 60 км/ч.

3.8. Осуществлять посадку и высадку пассажиров только после полной остановки транспортного средства, а начинать движение только с закрытыми дверями и не открывать их до полной остановки.

3.9. Не выходить из кабины автобуса при посадке и высадке детей, запрещается осуществлять движение задним ходом.

3.10. Сдавать забытые и потерянные пассажирами вещи на хранение ответственному за это работнику учреждения.

3.11. Не оставлять автобус без присмотра за пределами видимости на любой максимальный срок, дающий шанс его угона или кражи каких-либо вещей из салона. Парковать автобус лишь на охраняемых стоянках.

3.12. В обязательном порядке ставить автобус на сигнализацию при любых случаях выхода из салона. Во время движения и стоянки все двери автомобиля должны быть блокированы. При выходе из автобуса (посадке) необходимо убедиться в отсутствии потенциальной опасности.

3.13.Следить за техническим состоянием автобуса, выполнять самостоятельно необходимые работы по обеспечению его безопасной эксплуатации (согласно инструкции об эксплуатации), своевременно проходить техническое обслуживание в гараже и технический осмотр.

3.15. Строго выполнять все распоряжения директора школы и его заместителя по административно-хозяйственной работе. Обеспечивать своевременную подачу автобуса.

3.16. Сообщать своему непосредственному руководителю правдивую информацию о своем самочувствии.

3.17. Не употреблять перед или в процессе работы алкоголь, психотропные, снотворные, антидепрессивные и другие средства, снижающие внимание, реакцию и работоспособность организма человека.

3.18. Категорически не допускать случаев подвоза каких-либо пассажиров или грузов по собственному усмотрению, а также любых видов использования автобуса в личных целях без разрешения руководства. Всегда находиться на рабочем месте в автобусе или в непосредственной близости от него.

3.19. Ежедневно вести путевые листы, отмечая маршруты следования, пройденный километраж, расход топлива и количество времени.

3.20. Внимательно следить за окружающей дорожной обстановкой. Запоминать номера и приметы автомобилей в случае их длительного следования «на хвосте» автобуса. Сообщать непосредственному начальнику все свои подозрения, касающиеся вопросов безопасности, вносить свои предложения по ее повышению.

3.21. Иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать им, а также дружинникам и внештатным сотрудникам милиции для проверки документы, указанные в Правилах дорожного движения.

3.22. Проходить по требованию сотрудников милиции освидетельствование на состояние опьянения. В установленных случаях проходить проверку знаний Правил и навыков вождения, а также медицинское освидетельствование для подтверждения способности к управлению транспортными средствами.

3.23. При дорожно-транспортном происшествии, в случае причастности к нему:

Немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки (мигающий красный фонарь), не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;

Принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, вызвать «скорую медицинскую помощь», а в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа) и возвратиться к месту происшествия;

Освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. Предварительно в этом случае, а также при необходимости доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение, зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и приметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;

Сообщить о случившемся в милицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников милиции.

3.24. Не допускать случаев занятия посторонними делами в рабочее время. Проявлять творческий подход к своим непосредственным обязанностям, стараться быть полезным школе в ее текущей хозяйственной деятельности, проявлять разумную конструктивную инициативу.

Водитель школьного автобуса имеет право:

4.1. Требовать от пассажиров соблюдения норм поведения, чистоты, пристегиваться ремнем безопасности.

4.2. Представлять на рассмотрение администрации предложения, направленные на повышение безопасности и безаварийности эксплуатации автобуса, а также по любым другим вопросам своей деятельности.

4.3. Получать от директора школы и его заместителей информацию, необходимую для осуществления своей деятельности.

4.4. Требовать от администрации оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.

4.5. Повышать свою квалификацию, посещать семинары, курсы, проходить стажировку.

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за неиспользование прав, предоставленных настоящей инструкцией, приведшее к дезорганизации образовательного процесса водитель школьного автобуса несёт дисциплинарную ответственность в порядке, определённом трудовым законодательством РФ. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

5.2. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, а также неиспользование прав, предоставленных настоящей инструкцией, водитель школьного автобуса несёт материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Водитель школьного автобуса:

6.1.Работает по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утверждённому директором школы.

6.2.Получает от директора школы и его заместителя по административно-хозяйственной работе информацию нормативно-правового и организационного характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

Ответственный за безопасность дорожного движения,

Для того чтобы правильно оформить все требования к профессии и ответить на вопросы, касательные прав и обязанностей водителя автобуса, существует такой документ, как должностная инструкция. Она составляется в соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации, а также другими законодательными проектами, которые принимают участие в формировании трудовых отношений.

Содержание должностной инструкции

Весь документ поделен на несколько разделов, каждый из которых включает в себя пункты, раскрывающие его. Должностная инструкция состоит из таких частей как:

  • общие положения - в данном разделе описываются основные моменты, которые касаются профессии водителя автобуса, кто может претендовать на эту должность;
  • профессиональные навыки - перечисляются те знания и умения, которыми должен обладать работник для вступления на данную должность;
  • обязанности водителя - в разделе прописываются те обязанности, которые должны строго выполняться в ходе осуществления рабочей деятельности;
  • требования к безопасности на рабочем месте;
  • что нельзя делать водителю автобуса на рабочем месте;
  • права - указываются права сотрудника, которыми он может пользоваться для защиты себя и улучшения условий работы;
  • ответственность - находясь на рабочем месте, водитель обязательно несет ответственность за совершенные им действия, которые могут наказываться в той степени, насколько серьезное было нарушение;
  • оценка работы - для повышения квалификации, повышения в должности или начисления премии, руководство должно в первую очередь оценить непосредственно работу своего сотрудника, в разделе перечисляются основные критерии, на которые обращается внимание в первую очередь.

Общие положения

Это самый главный раздел должностной инструкции, потому что тут описываются самые важные особенности работы специалиста, например, кому он подчиняется, кто может уволиться, обозначается место работы и т.д. Эти положения типовые, а поэтому подходят как для водителей школьного автобуса, так и для работников ГУП Мосгортранса. Основные моменты по должности водителя автобуса:

Профессиональные навыки

Для каждой профессии разработан свой минимум знаний и навыков, в том числе и для водителей, поскольку зачастую бывает мало просто иметь категорию. В каждой организации и автопарке обязанности могут меняться, от них зависят и требуемые профессиональные навыки. Водитель автобуса должен знать:

  1. Инструкцию по эксплуатации автобуса, его внутреннее устройство и принцип работы.
  2. Способы устранения поломок автобуса.
  3. Правила дорожного движения.
  4. Также водитель должен изучить закрепленный за ним маршрут на предмет опасных участков дороги и интенсивного движения.
  5. Стоимость и способы оплат проезда, действующие на настоящую дату.
  6. Как оформляются документы, связанные напрямую с его деятельностью, например, путевые листы и другие билетно-учетные документы.
  7. Инструкцию по охране труда при работе с автотранспортом, а в частности с автобусом.
  8. Инструкцию при действии во время столкновения с террористической угрозой.
  9. Правила поведения во время дорожно-транспортного происшествия.
  10. Правила работы с горюче-смазочными материалами.
  11. Способы вызова скорой помощи, а также адреса медицинских пунктов.

Обязанности

Водитель автобуса обязан:

  1. Согласно рабочему графику прибывать на автобусную стоянку в трезвом виде, опрятно одетым и ждать медицинского осмотра. При себе обязательно нужно иметь водительские документы, если зрение слабое и врачом было прописано ношение очков или контактных линз, то их наличие также обязательно.
  2. Перед сменой получать у диспетчера путевой лист с согласованным маршрутом и графиком. Также получить талоны для заправочных станций.
  3. Перед началом работы осмотреть общее состояние автобуса и проверить количество топлива. При обнаружении неполадок с транспортом, нужно обязательно сообщит об этом начальству и подать заявку на ремонт, если решить проблему самостоятельно не получается.
  4. Организовывать в салоне порядок, осуществлять высадку и посадку пассажиров на автобус, останавливаясь на каждой автобусной остановке.
  5. Поддерживать чистоту в кабине, бережно относиться к технике, предоставленной работодателем.
  6. При необходимости носить рабочую форму.

Обратите внимание, это только примерный перечень обязанностей водителей. Руководитель организации или подразделения сам разрабатывает требования, поэтому этот раздел в разных организациях может включать и иные пункты.

Требования к безопасности на рабочем месте

На рабочем месте необходимо соблюдать правила безопасности:

Что нельзя делать водителю

Водителю запрещается:

  1. Приступать к управлению автобусом в состоянии наркотического или алкогольного опьянения, в состоянии отсутствия сна на протяжении долгого времени. Также нельзя перед работой принимать лекарственные препараты, которые могут иметь побочные действия в виде ухудшения зрения, головокружения или рассеянности внимания.
  2. Осуществлять движение транспорта с открытыми или неисправными дверями.
  3. Впускать в кабину водителя посторонних людей.
  4. На ходу совершать продажу билетов, употреблять пищу, пить или курить, а также пользоваться телефоном. Все это делается только во время остановок.
  5. Совершать остановку в непредусмотренном для этого месте.
  6. Меняться с другим водителем без уведомления диспетчера.
  7. Развешивать внутри или снаружи автобуса объявления, содержащие постороннюю информацию, без наличия разрешения.

Права

Водитель автобуса имеет право:

Ответственность

Водитель несет ответственность:

  1. За нарушение трудового распорядка, за опоздание на работу, не выход на нее.
  2. За подвергание пассажиров и пешеходов опасности. А также за грубое обращение с ними без ведомой на то причины.
  3. За несоблюдение графика времени остановок или несоблюдение маршрута.
  4. За несоответствие денежных средств на конец смены и проданных билетов, при отсутствии кондуктора.
  5. За перерасход топлива, использование транспорта в своих личных целях.
  6. За работу без водительского удостоверения.
  7. За неправильное оформление или отсутствие сдачи отчетной документации.
  8. За нарушение правил безопасности и нарушение правил дорожного движения.
  9. За ненадлежащее выполнение своих рабочих обязанностей или полный отказ от них.
  10. За возврат транспортного средства на стоянку без причин, в неположенное для этого время.
  11. За совершение всех действия того лица, которое находилось в кабине водителя или на его рабочем месте. Кроме уполномоченных на это лиц.

Оценка работы

При оценке работы водителя автобуса учитывается:

Должностная инструкция является важным документом, поэтому с ней обязательно нужно ознакомиться. В ней находятся ответы на все вопросы, так она составлена с учетом всех моментов, которые могут затрагиваться при работе. Также сотрудник может предложить вносить коррективы в инструкцию , если на его усмотрение, если в ней присутствуют какие-то неточности, руководство обязательно примет такое предложение в рассмотрение.

Данное видео поможет взглянуть на профессию водителя автобуса изнутри, чтобы узнать все тонкости и особенности такой работы.

Обязанности водителя автобуса при перевозке пассажиров

Когда и кем утвержден документ

Сборник инструкций для водителей, осуществляющих пассажирские автоперевозки, закреплен Приказом, выпущенным Министерством транспорта 1 января 1986 года.
Документ включает в себя следующие подразделы:

  • общие обязанности, распространяющиеся на водителей, занимающихся перевозками людей;
  • обязанности водителя, осуществляемые до выполнения рейса и в момент движения автотранспорта;
  • требования при выполнении рейсов в сложных условиях;
  • требования при работе в вечернее и ночное время при недостаточном естественном освещении;
  • особенности, которые необходимо учитывать при работе в весенне-летний период;
  • особенности работы водителей в осенне-зимний период;
  • правила эвакуации людей при наступлении экстренного случая;
  • обязанности водителя при перевозке в автобусе детей;
  • обязанности, возникающие при перевозке людей и требования, предъявляемые к транспортному средству;
  • условия безопасного проезда при движении автотранспорта с пассажирами, продолжительность которого составляет более 1 рабочей смены;
  • правила оказания первой помощи пострадавшим при аварии и в иных чрезвычайных ситуациях.

Что должен знать водитель

Водитель любого автобуса, перевозящего людей обязан знать:

  • правила дорожного движения. На знание ПДД периодически проводятся проверки;

Кроме этого при пересадке с одного автотранспорта на другое водитель должен пройти переподготовку с учет не только технических знаний, но и правил движения.

  • правила эксплуатации автобуса, на котором работает;
  • правила использования средств оповещения пассажиров при осуществлении регулярных рейсов;
  • технику безопасности при движении и остановке автотранспортного средства, а так же правила пожарной безопасности;
  • способы выявления и устранения неисправностей автотранспорта, являющегося рабочим местом водителя;
  • порядок вызова экстренной помощи при невозможности устранить неисправность самостоятельно;
  • способы связи с персоналом, обслуживающим перевозку пассажиров. Быстрая связь может потребоваться при необходимости изменения маршрута движения, при наступлении чрезвычайных обстоятельств и так далее. Для связи могут использоваться сотовый телефон или рация;
  • маршрут движения, места остановок для посадки (высадки) пассажиров, опасные участки на пути следования автобуса, пути объезда в случае ремонтных работ на дороге, а так же расположение лечебных учреждений, заправочных станций и станций контроля технического состояния автобуса на маршруте;
  • правила перевозки людей в автобусе, а так же правила провоза багажа и ручной клади, разработанные и утвержденные Министерством транспорта РФ;
  • правила по тарифам и взиманию платы за проезд в регулярных маршрутах;
  • особенности вождения транспорта в зимнее время или при наступлении плохой погоды;
  • порядок действий при возможности террористического акта или обнаружения в салоне автобуса оставленных предметов;
  • режим труда и отдыха, который требуется соблюдать водителю при длительных поездках;
  • порядок прохождения предрейсового медицинского осмотра;
  • перечень документов, которые необходимо иметь при совершении рейса и предъявлять сотрудникам автоинспекции для проверки;
  • нормативные акты, действующие в транспортной компании и личную должностную инструкцию.

О заключении договора фрахтования автобуса для перевозки детей читайте здесь.

Обязанности водителя автобуса при перевозке людей

Обязанностями водителя, осуществляющего перевозку людей автобусами, являются:

  • необходимость прохождения определенных процедур перед выполнением рейса, к которым относятся:
    • проверка технического состояния транспортного средства. Проверке подлежат: внутреннее и внешнее состояние автобуса, который должен быть в чистом виде, наличие топлива в баке, соответствие шин погодным условиям, наличие зеркал для заднего вида, исправность всех устройств, влияющих на безопасность движения, корректную работу аварийных выходов, системы вентиляции и отопления салона, наличие инструментов, огнетушителей, аптечки первой помощи;
    • прохождение медицинского контроля перед отправкой в рейс. Медицинский работник обязан осмотреть водителя на общее состояние здоровья, при необходимости замерить температуру тела, проверить артериальное давление, при наличии подозрений взять пробу на алкоголь или наркотики;
    • получение документов: свидетельство о регистрации, путевой лист, полис ОСАГО, маршрутную карту или договор на заказную перевозку, список пассажиров (для перевозки по заказу).
  • во время движения автотранспортного средства:
    • четкое следование указанному в документах маршруту и указаниям диспетчерской службы;
    • слежение за посадкой и высадкой пассажиров. При этом начинать движение можно только с закрытыми дверями. Исключением из этого правила являются ледовые переправы, движение по которым требуется осуществлять с открытыми дверями;
    • резкое торможение и быстрый разгон допускаются только в экстренных случаях. Во всех остальных ситуация водитель обязан соблюдать плавность хода автобуса и не допускать резкого маневрирования;
    • соблюдать скоростной режим, рекомендованный не только дорожными знаками, но и погодными условиями;
    • во время движения не отвлекаться на пассажиров и иные действия;
    • в случае обнаружения неисправности остановиться, сообщить пассажирам и диспетчерской службе, при необходимости вызвать помощь;
    • при ДТП оказать пострадавшим первую помощь.
  • после прибытия в пункт назначения или окончания регулярных рейсов:
    • сообщить механику, ответственному за выпуск автотранспорта на линию, обо всех выявленных недостатках или неисправностях автобуса;
    • сдать документы диспетчеру, который обязан проставить соответствующие отметки после окончания перевозки или рабочей смены.

На предприятии

Если осуществляется перевозка людей, работающих на предприятии, и для этого используется собственное транспортное средство, то водитель автобуса обязан:

  • перед рейсом произвести осмотр автотранспорта и убедиться в его исправности;
  • пройти медицинское освидетельствование;
  • получить у диспетчера (ответственного сотрудника) документы на перевозку с указанием маршрута движения, приблизительного времени отправления и прибытия (путевой лист);
  • произвести доставку людей. При этом требуется четкое соблюдение ПДД, скоростного режима, правил безопасности;
  • сдать диспетчеру путевой лист и указать такие параметры, как пробег, совершенный за перевозку, количество оставшегося бензина и так далее.

Школьного транспорта

При перевозке детей школьными автобусами водитель обязан:

  • проверять техническое состояние автобуса перед осуществлением каждой перевозки;
  • проходить медицинский контроль перед перевозкой;
  • производить посадку (высадку) детей исключительно в полностью безопасных местах;
  • не производить перевозку при неработающих стеклоочистителях в темное время суток или плохую погоду;
  • не перегружать автобус. Максимальное количество маленьких пассажиров должно соответствовать количеству посадочных мест;
  • не допускать открытия окон в салоне, так как открытое окно может стать причиной причинения ущербу здоровью ребенка;
  • не производить перевозку детей без старших, являющихся сопровождающими и отвечающих за безопасность детей во время движения;
  • не превышать скорость движения. Максимальная скорость для школьного автобуса – 40 км/ч.

Маршрутного автобуса

Маршрутные автобусы должны двигаться строго по указанному маршруту с соблюдением всех остановок, указанных в документации.
Водитель маршрутного автобуса обязан:

  • проверить исправность автобуса перед выходом в рейс;
  • пройти медицинское освидетельствование перед выпуском на линию;
  • получить документы и при отсутствии кондуктора билеты для пассажиров;
  • строго соблюдать указанный маршрут;
  • сообщать пассажирам о прибытии на остановку;
  • производить остановку исключительно в специально оборудованных местах;
  • ограничивать вместимость автобуса по своему усмотрению;
  • не начинать движение от остановки с открытыми дверями;
  • производить продажу билетов исключительно на остановках;
  • соблюдать все правила дорожного движения.

Какие имеет права

Водители автобусов, помимо обязанностей имеют следующие права:

  • вне очереди получать питание в столовой автобазы или на конечных и промежуточных станциях;
  • отклоняться от существующего графика движения при городском маршруте не более чем на 5 минут, в пригородных маршрутах на 7 минут, при осуществлении междугородних перевозок на 10 минут, при работе на международных маршрутах не более (менее) чем на 30 минут;
  • самостоятельно контролировать наличие билетов у пассажиров и осуществлять взимание штрафов при отсутствии документов на проезд;
  • на маршрутах, проходящих за пределами города, производить высадку (посадку) пассажиров вне оборудованных мест. При этом должны четко соблюдаться правила движения в области остановки и стоянки;
  • контролировать поведение пассажиров при перевозке и при необходимости принимать меры по урегулированию обстановки;
  • требовать от руководства транспортной компании, в которой водитель работает соблюдения режимов труда и отдыха при работе с пассажирами.

Ответственность за нарушение должностных обязанностей

Водитель самостоятельно несет ответственность:

  • за несоблюдение ПДД;
  • за неисполнение правил, предусмотренных нормативными актами, в том числе ответственность за исполнение правил перевозки пассажиров;
  • за безопасность пассажиров в пути следования;
  • за сохранность доверенного в управление транспортного средства;
  • при выполнении регулярной перевозки за сохранность выручки от продажи билетов при отсутствии кондуктора;
  • за перерасход топлива по собственной вине, то есть в ситуации когда невозможно доказать обоснованность перерасхода нормы бензина;
  • за самовольное использование автобуса не по назначению. Например, в личных целях.

Ответственность устанавливается в рамках российского законодательства.

Водитель автобуса, осуществляющего перевозку людей, должен знать, не только как управлять транспортным средством, но и как вести себя в той или иной ситуации, а так же как оказать первую помощь пострадавшим пассажирам.

Для этого водители проходят постоянные стажировки и переобучения. Водитель несет ответственность перед пассажирами за безопасность перевозки и перед владельцем автобуса за сохранность принадлежащего ему имущества.

Управление образования администрации района

Login

Должностные инструкции работников, обеспечивающих безопасность дорожного движения при перевозках детей школьным автобусом.

Председатель ПК Директор МБОУСОШ № 2

Г.И.Погиба ____ Л.Л.Тюрина

Должностная инструкция водителя школьного автобуса

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Водитель автобуса принимается на работу и увольняется с работы директором школы.

Водитель автобуса подчиняется непосредственно директору школы.

К управлению школьным автобусом допускается водитель:

1, 2 класса, имеющий удостоверение на право управления транспортными средствами

не допустивший в течение календарного года грубые нарушения ПДД и трудовой дисциплины;

не имевший случаев отстранения от управления автотранспортными средствами по причине нетрезвого состояния;

прошедший: инструктаж по охране труда; специальный инструктаж о порядке,

условиях и особенностях движения и работы на маршруте; медицинский осмотр и не имеющий противопоказаний по состоянию здоровья к работе на маршруте.

Продолжительность рабочей смены водителя, занятого на перевозках детей, не должна превышать 8 часов.

В своей работе водитель автобуса руководствуется Положением о порядке осуществления «школьных маршрутов» в Краснодарском крае, Положением об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов (приказ министра транспорта РФ от 09.03.95 г. №27), требованиями законодательных актов, относящихся к обеспечению безопасности дорожного движения, а так же Уставом школы, Правилами внутреннего трудового распорядка школы и настоящей инструкцией.

2. ФУНКЦИИ

Основными направлениями деятельности водителя автобуса являются:

Осуществление перевозки детей по школьному маршруту: МБОУСОШ № 2 – х. Зозулин – х.Цуревский и обратно.

Осуществление поездок учащихся на спортивные соревнования, предметные олимпиады, экскурсии и т.д.;

Поддержание в исправном техническом состоянии школьного автобуса;

Осуществление выполнения своих должностных обязанностей без нарушений ПДД и совершении ДТП.

3. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Водитель школьного автобуса выполняет следующие должностные обязанности:

перед выездом на маршрут проводит проверку технического состояния автобуса;

своевременно проводит заправку автобуса топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью;

проходит предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр с соответствующей записью в путевом листе и журнале регистрации медицинских осмотров;

проходит периодические медицинские освидетельствования в установленные сроки и имеет при себе медицинскую справку соответствующей формы;

при движении по маршруту имеет в салоне автобуса график движения и схему маршрута с указанием опасных участков;

осуществляет перевозку детей в светлое время суток с включением ближнего света фар;

выбирает скорость движения в зависимости от дорожных, метеорологических и других условий, но при этом во всех случаях скорость не должна превышать 60 км/ч;

не выходит из кабины автобуса при посадке и высадке детей;

не осуществляет движение задним ходом;

следит за тем, чтобы окна в салоне автобуса при движении были закрыты;

несёт ответственность за то, чтобы количество перевозимых в автобусе детей вместе с сопровождающими не превышало числа оборудованных для сидения мест;

не перевозит пассажиров в попутном направлении вместе со школьниками;

по графику проводит ТО-1 и ТО-2 автобуса;

при появлении неисправности в работе двигателя и систем автобуса принимает вправо, съезжает на обочину дороги, останавливает автобус. Движение продолжает только после устранения возникшей неисправности;

при получении учащимся травмы, оказывает первую помощь пострадавшему, при необходимости доставляет его в ближайшее лечебное учреждение и сообщает об этом администрации школы;

проходит инструктаж не реже одного раза в месяц с соответствующей регистрацией в журнале учета инструктажей;

ежегодно проходит обучение по 20-ой программе (техминимум) по ПДД и повышению профессионального мастерства по установленным программам;

соблюдает правила ТБ и противопожарной безопасности при работе на маршруте;

знает порядок действий при возникновении пожара в автобусе, ДТП, по эвакуации детей из автобуса, оказании первой медицинской помощи пострадавшим, захвате автобуса террористами;

несет ответственность за нарушение нормативных актов по обеспечению безопасности дорожного движения и Положения о порядке осуществления «школьных маршрутов» в Краснодарском крае;

3.21 отвечает за техническое состояние автобуса, устраняет неисправности, возникшие на маршруте, требующих разборки механизмов;

3.22 знает способы обнаружения и устранения неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации автобуса, порядок проведения технического обслуживания, способы предотвращения ДТП, правила подачи автобуса под посадку и высадку детей;

3.23. осуществляет правильное оформление путевых листов.

4. ПРАВА

Водитель автобуса имеет право:

на обеспечение соответствующим инструментом, оборудованием, материалами, спецодеждой по установленным нормам;

при выявлении на маршруте недостатков в состоянии и содержании дороги, угрожающих безопасности движения, в зависимости от обстоятельств, прекратить движение на маршруте;

проводить инструктаж с учащимися по соблюдению ими правил ТБ и поведения при осуществлении движения по маршруту;

в случае обнаружения неисправностей в механизмах автобуса при поведении предрейсового или послерейсового осмотра не выезжать на маршрут, поставив при этом в известность администрацию школы;

на обеспечение необходимыми путевыми документами (путевыми листами, графиком движения, схемой маршрута с указанием опасных участков).

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

за неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин правил внутреннего трудового распорядка школы, законных приказов и распоряжений директора школ и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе — за неиспользование предоставленных прав. Водитель автобуса несёт дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

За нарушение правил эксплуатации автобуса, пожарной безопасности, охраны труда, правил при перевозке учащихся водитель автобуса привлекается к административной ответственности в порядке и случаях, предусмотренных административным законодательством.

6. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ. СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ .
Водитель автобуса:

работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 40 — часовой рабочей недели и утверждённому директором школы;

получает от директора школы информацию нормативно — правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;

проходит инструктаж, проводимый директором школы, не реже одного раза в месяц.

С инструкцией ознакомлен _______________________________

26 августа 2015 года в г. Краснодаре на Театральной площади делегации муниципального образования Апшеронский район во главе с главой муниципального об …

» >Парк школьных автобусов пополнен

  • 1. Должностная инструкция заведующего детского сада. 2. Должностная инструкция заместителя заведующего детского сада по воспитательной и методической …

    » >Должностные инструкции работников детского сада.

  • Должностные инструкции работников, обеспечивающих безопасность дорожного движения при перевозках детей школьным автобусом. СОГЛАСОВАНО …

    Более новые статьи:

    • в соответствии с постановлениям Правительства РФ №1176 от 17.12.2013 г. «О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации» и № 1 …

    » >Постановление администрации от 29.11.2013 №1773 «Об утверждении Порядка организации подвоза обучающихся»

  • 1. Общие положения 1.1. Термины, содержащиеся в настоящих Правилах, имеют следующие определения: Автобус -автотранспортное средство для перево …

    » >Положение об организованных перевозках обучающихся СОШ №.

  • Приказы по школе при осуществлении безопасного подвоза учащихся. П Р И К А З (название образовательного учреждения) от«___» ___________20__г. …

    Более старые статьи:

    • Инструкции для водителя школьного автобуса по обеспечению безопасности движения. В сборнике представлены образцы основных документов, необходимых дл …

    » >Инструкции для водителя школьного автобуса по обеспечению безопасности движения.

  • В соответствии с решением заседания комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения в муниципальном образовании Апшеронский район (протокол …

    » >Распоряжение главы администрации «О создании рабочей группы по обследованию школьных автобусных маршрутов».

  • Приказ ДОН №2168 от 10.05.2011_О мерах по обеспечению эффективного использования автобусов и безопасности дорожного движения при организации перевозок …

    » >Нормативные документы по организации перевозок учащихся. Краевой уровень.

  • Положение о порядке передачи, постановки на учет, использования и списания автобусов для перевозки детей, приобретенных за счет средств федерального …

    Инструкция водителя автобуса

    1.2. Водитель автобуса должен знать:

    — Правила дорожного движения и иные акты в области организации дорожного движения;

    — Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, иные нормативные правовые акты, устанавливающие правила эксплуатации автотранспортных средств и перевозки пассажиров;

    — структуру и задачи пассажирского автотранспортного предприятия;

    — основы диспетчерской системы руководства пассажирскими автомобильными перевозками;

    — порядок движения на дороге с выделенной полосой для маршрутных транспортных средств;

    психологические основы деятельности водителя;

    — основы бесконфликтного взаимодействия участников дорожного движения;

    — основы саморегуляции психических состояний в процессе управления транспортным средством;

    — общее устройство автобусов и варианты их компоновки;

    — назначение, устройство, принцип действия агрегатов, механизмов и приборов обслуживаемого автобуса;

    — системы активной и пассивной безопасности автобуса;

    — виды и периодичность технического обслуживания автобусов;

    — нормы расхода топлива и смазочных материалов;

    — причины, способы обнаружения и устранения неисправностей, возникших в процессе эксплуатации автобуса;

    — влияние погодных условий на безопасность управления автобусом;

    — способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий;

    — нормы времени на пробег по маршруту;

    — правила подачи автобусов под посадку и высадку пассажиров и контроля за соблюдением этих правил;

    — средства диспетчерской связи при работе на линии;

    — расписание движения автобуса на линии;

    — порядок оказания технической помощи автобусам на линии;

    — основные формы первичного учета работы автобусов;

    — порядок выдачи и заполнения путевых (маршрутных) листов;

    — правила заполнения билетно-учетного листа, листа регулярности движения на линии;

    — тарифы на проезд в автобусах;

    — виды билетов, применяемых для оплаты пассажирами проезда в автобусах;

    — льготы на проезд в автобусах;

    — порядок расчетов с пассажирами;

    — основы страхования на пассажирском транспорте;

    — мероприятия по экономии топлива и смазочных материалов и опыт передовых водителей автобусов;

    — порядок учета и выдачи талонов на топливо и смазочные материалы;

    — меры предосторожности при заправке автобуса топливом;

    — правила поведения водителей в случаях, когда автобус начинает движение от обозначенного места остановки;

    — порядок действия водителя автобуса в нештатных ситуациях;

    — инструкции о порядке экстренной эвакуации пассажиров при дорожно-транспортных происшествиях и оказании первой медицинской помощи;

    — номера телефонов экстренных служб, полиции, скорой помощи, пожарной команды и т.п.;

    — порядок прохождения предрейсовых медосмотров;

    — режим труда и отдыха водителей автобусов;

    — правила пользования медицинской аптечкой;

    — Правила внутреннего трудового распорядка;

    — правила и нормы по охране труда, санитарии и гигиены, пожарной безопасности;

    1.3. Водитель автобуса должен:

    — обладать культурой общения;

    — проявлять вежливость, тактичность, внимательность, терпение, доброжелательность и предупредительность в отношениях с пассажирами;

    — быть выдержанным, обладать способностью избегать конфликтных ситуаций;

    2. Обязанности

    2.1. Перед началом рабочего дня водитель автобуса:

    — проходит в установленном порядке предрейсовые медицинские осмотры;

    — проводит подготовительные работы перед выездом на линию (проверку технической исправности, состояние колес, шин, подвески, стекол, зеркал, государственных номерных знаков, внешнего вида автобуса и салона, др.);

    — получает путевую документацию и талоны на горюче-смазочные материалы;

    — получает в диспетчерской прогноз погоды и информацию об изменениях в организации движения по маршруту следования;

    — проверяет наличие действительного талона государственного технического осмотра и полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства;

    — проверяет исправность средств связи;

    — получает необходимые документы строгой отчетности, билетно-учетную документацию и разменные деньги для расчетов с пассажирами;

    — одевает форменную одежду;

    — проходит при необходимости инструктаж по охране труда;

    2.2. В процессе работы водитель автобуса:

    — соблюдает Правила дорожного движения;

    — немедленно ставит в известность непосредственного руководителя обо всех недостатках, обнаруженных во время работы;

    — соблюдает расписание и маршрут движения;

    — делает отметки в путевом листе в контрольных пунктах на маршруте;

    — заменяет маршрутные указатели при переходе на другой маршрут;

    — контролирует выполнение пассажирами правил пользования автобусом;

    — обеспечивает экономное расходование автомобильного топлива;

    — контролирует исправность топливной аппаратуры, приборов электрооборудования и других механизмов и систем, от которых зависит расход топлива;

    — оказывает первую (доврачебную) помощь пострадавшим при травмировании, отравлении в аварийных ситуациях и внезапном заболевании;

    — соблюдает требования личной гигиены и производственной санитарии.

    2.3. В течение рабочего дня водитель автобуса:

    2.3.1. Обеспечивает безопасную перевозку пассажиров и соблюдение регулярности движения.

    2.3.2. Производит посадку и высадку строго в пунктах остановок на маршрутах и только через соответствующие двери автобуса во время полной остановки автобуса и при фиксации его стояночным тормозом.

    2.3.3. Осуществляет открытие дверей по прибытии автобуса на остановку и прекращении движения, закрытие дверей только после окончании выхода и входа пассажиров.

    2.3.4. Следит за выходом и входом пассажиров, по возможности не допуская посадки через переднюю дверь лиц, не имеющих на это право.

    2.3.5. Следит за наполнением автобуса в пределах установленной нормы и предупреждает пассажиров об окончании посадки при полном наполнении салона автобуса.

    2.3.6. Объявляет пассажирам:

    — по прибытии автобуса на остановочный пункт — название остановочного пункта;

    — перед отправлением с остановочного пункта — об окончании посадки и название следующего остановочного пункта;

    — на остановочных пунктах перед отправлением, а также в ходе движения — о порядке оплаты и получении билетов;

    — на конечном пункте — о прибытии на конечный пункт и окончании маршрута;

    2.3.7. При выявлении неисправности автобуса, препятствующей дальнейшему движению, содействует скорейшей высадке пассажиров в местах остановки общественного транспорта.

    2.3.8. Продает пассажирам билеты на остановочных пунктах, производит расчеты, ведет учет проданных билетов.

    2.3.9. В случае причинения пассажирами материального ущерба автобусу сообщает в диспетчерскую и следует указаниям оператора.

    2.3.10. В пути следования и на остановках сообщает оператору диспетчерской:

    — о прибытии к начальному и контрольным пунктам;

    — о месте нахождения (при запросе оператора диспетчерской);

    — о наличии затруднении в движении транспорта по маршруту следования;

    — о забытых пассажирами вещах;

    — о конфликтах с пассажирами, требующих вмешательства полиции;

    — о дорожно-транспортных происшествиях с участием автобуса;

    2.4. Во время работы на линии водителю автобуса запрещается:

    — осуществлять перевозку пассажиров на автобусе, техническое состояние и оборудование которого не отвечают требованиям Правил дорожного движения и Правил технической эксплуатации;

    — принимать пищу в кабине автобуса;

    — вести посторонние разговоры;

    — провозить в кабине людей, багаж, горюче-смазочные материалы;

    — производить размен денег;

    — начинать движение до полного закрывания дверей;

    — открывать двери до полной остановки;

    — отклоняться от маршрута без разрешения линейного диспетчера или уполномоченного на то лица;

    — производить посадку и высадку пассажиров вне остановочных пунктов (за исключением случаев вынужденной остановки автобуса в связи с технической неисправностью или запрещением в установленном порядке дальнейшего движения);

    2.5. Водитель автобуса в конце рабочего дня:

    — заправляет автобус топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью;

    — предъявляет автобус для проверки технического состояния;

    — сообщает об обнаруженных во время работы на линии технических неисправностях автобуса;

    — сдает путевой лист, заказ на перевозку пассажиров автобусом, билетно-учетную документацию, полученные за проданные билеты денежные средства;

    — ставит автобус в зону стоянки;

    — в случае обнаружения забытых пассажирами вещей передает их в диспетчерскую для принятия мер по поиску владельцев;

    — включает стояночный тормоз;

    — закрывает дверь кабины водителя, окна, люки;

    — сдает на хранение форменную одежду;

    — выполняет гигиенические процедуры, производит осмотр (самоосмотр);

    3. Права

    При выполнении своих обязанностей водитель автобуса обладает трудовыми правами, предусмотренными заключенным с работником трудовым договором, Правилами внутреннего трудового распорядка, локальными нормативными актами, Трудовым кодексом РФ и иными актами трудового законодательства.

    4. Ответственность

    4.1. За некачественное и несвоевременное исполнение обязанностей, перечисленных в настоящей инструкции, водитель автобуса привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии со статьей 192 Трудового кодекса РФ.

    4.2. Водитель автобуса несет материальную ответственность за обеспечение сохранности вверенного ему транспортного средства и груза.

    4.3. Водитель автобуса за совершение правонарушений в процессе своей деятельности в зависимости от их характера и последствий несет гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.

    5. Заключительные положения

    5.2. Ознакомление работника с настоящей инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).

    Статья написана по материалам сайтов: skola.su, znaybiz.ru, avtourist-dtp.ru, apruo.ru, obrazec.org.

  • Добавлен на сайт:

    Должностная инструкция водителя автобуса регулярного городского пассажирского транспорта

    [наименование организации]

    Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

    1. Общие положения

    1.1. Водитель автобуса относится к категории рабочих и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

    1.2. На должность водителя автобуса принимается лицо, имеющее среднее общее образование, право на управление автомобилем категории [вписать нужное] и стаж вождения не менее [значение] лет.

    1.3. Водитель автобуса назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].

    1.4. Водитель автобуса должен знать:

    Устройство и правила технической эксплуатации автобуса, технические характеристики автобуса, нормы расхода топливно-смазочных материалов, запасных частей, принцип работы основных агрегатов и систем автобуса, способы определения и устранения неисправностей;

    Правила дорожного движения;

    Схему маршрута, особенности и опасные участки маршрута;

    Порядок вызова техпомощи, подачи заявки на ремонт и оформления возврата автобуса в парк по техническим отказам;

    Порядок работы с микрофоном, перечень обязательных объявлений;

    Действующие формы оплаты проезда в наземном городском пассажирском транспорте общего пользования;

    Способы связи с оперативным персоналом службы движения и работниками парка;

    Порядок оформления путевых листов, билетно-учётных документов;

    Особенности эксплуатации автобуса в осенне-зимних условиях;

    Памятку водителя транспортного средства по предупреждению террористических актов на подвижном составе;

    Влияние погодных условий на безопасность вождения транспортного средства;

    Способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий;

    Сроки проведения очередного технического обслуживания, технического осмотра;

    Основы трудового законодательства;

    Правила внутреннего трудового распорядка;

    Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

    Правила пользования средствами индивидуальной защиты;

    Приемы оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях.

    2. Должностные обязанности

    На водителя автобуса возлагаются следующие должностные обязанности:

    2.1. Выполнение подготовительных работ перед выездом на линию и после возвращения в парк.

    2.2. Прохождение в установленном порядке медицинских осмотров с целью выявления заболеваний, несовместимых с выполнением обязанностей водителя автобуса.

    2.3. Проверка технического состояния автобуса, комплектности и исправности инструмента, состояния салона, внешнего вида, а также работы освещения, громкоговорящей связи и экипировки автобуса перед выходом на маршрут.

    2.4. В случае неисправности автобуса уведомление об этом дежурного мастера и диспетчера с одновременной подачей заявки на ремонт.

    2.5. Осуществление движения автобуса в соответствии с расписанием и схемой маршрута.

    2.6. Поддержание скорости движения по маршруту согласно расписанию в соответствии с состоянием проезжей части дороги, погодными условиями, при этом не нарушая правил дорожного движения.

    2.7. При движении по маршруту осуществление остановки автобуса для высадки и посадки пассажиров на всех остановочных пунктах, указанных в схеме маршрута, независимо от наполнения автобуса.

    2.8. Объявлять с использованием радиоустановки остановочных пунктов и порядка оплаты проезда.

    2.9. Обеспечение входа через передние двери пассажиров с детьми, детей в возрасте до 10 лет, беременных женщин, инвалидов, престарелых.

    2.10. Контроль за соблюдением правил посадки и высадки пассажиров. Начало движения автобуса от остановки возможно только убедившись, что высадка и посадка пассажиров закончена и двери автобуса закрыты.

    2.11. Проявление вежливости и предупредительности в обращении с пассажирами.

    2.12. Осуществление остановки автобуса: при поступлении сигнала из салона от пассажиров или кондуктора; по требованию работников полиции, ГИБДД, работников группы безопасности движения и линейного контроля, а также в других случаях, предусмотренных правилами дорожного движения.

    2.13. Полное освещение салона автобуса в вечернее и ночное время.

    2.14. Сообщение диспетчеру парка о вынужденной длительной остановке на линии. При отсутствии связи с диспетчером сообщение о случившемся водителю следующего по маршруту автобуса.

    2.15. Осмотр после каждого оборотного рейса салона и технических отсеков автобуса с целью выявления посторонних предметов, проверка состояния шин, крепления колес.

    При обнаружении подозрительных предметов осуществление действий согласно "Памятке водителю по предупреждению террористических актов на подвижном составе".

    2.16. Сдача диспетчеру обнаруженных в салоне забытых вещей пассажиров, не представляющих опасности.

    2.17. Определение и устранение возникших во время работы на линии простейших неисправностей. В случае невозможности устранения неисправности собственными силами осуществление вызова технической помощи.

    2.18. По окончании работы на линии получение отметки диспетчера в путевом листе об отправлении автобуса в парк.

    2.19. При прибытии в парк предъявление автобуса для осмотра и приема на хранение мастеру, получение его отметки в путевом листе о сдаче автобуса в установленном порядке.

    2.20. Сдача кассиру после смены суммы выручки от продажи контрольных билетов по установленной форме.

    2.21. Поддержание чистоты в кабине водителя.

    2.22. Выполнение оперативных распоряжений диспетчерского персонала и работников, руководящих движением и осуществляющих контроль над работой автомобильного транспорта на линии.

    2.23. Соблюдение инструкции по отоплению салона в холодное время года.

    2.24. Соблюдение правил дорожного движения, перевозки пассажиров и багажа, данной должностной инструкции, а также иных документов, регламентирующих работу пассажирского транспорта и работу по пассажирским перевозкам.

    2.25. [Другие должностные обязанности].

    3. Права

    Водитель автобуса имеет право:

    3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

    3.2. Отказаться от выезда из автобусного парка или приёмки автобуса на линии, если его техническое состояние не соответствует правилам технической эксплуатации автобуса и не обеспечены безопасные условия труда, при подтверждении технической неисправности мастером ОТК, работником технической помощи или механиком колонны.

    3.3. Ограничивать вход пассажиров в автобус в зависимости от его наполнения (предупреждением по микрофону, закрытием дверей).

    3.4. При ухудшении условий движения (туман, дождь, снегопад, гололед) ставить вопрос перед диспетчером конечной станции, регулирующим маршрут об изменении режима движения.

    3.5. Прекратить движение автобуса в случаях, предусмотренных правилами дорожного движения.

    3.6. Требовать своевременного страхования гражданской ответственности владельца автотранспортного средства и не выходить на линию при отсутствии оплаченного полиса ОСАГО.

    3.7. Передавать управление автобусом только сменщику, а также закрепленному за ним стажеру, указанному в путевом листе, слесарю технической помощи при буксировке автобуса, наставнику-водителю (при наличии у них удостоверения на право управления автобусом).

    3.8. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

    3.9. Вносить на рассмотрение руководства предприятия предложения по улучшению организации и совершенствованию методов выполняемой им работы.

    3.10. Повышать свою профессиональную квалификацию.

    3.11. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].

    4. Ответственность

    Водитель автобуса несет ответственность:

    4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

    4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

    4.3. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

    Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

    Руководитель кадровой службы

    [инициалы, фамилия]

    [подпись]

    [число, месяц, год]

    Согласовано:

    [должность]

    [инициалы, фамилия]

    [подпись]

    [число, месяц, год]

    С инструкцией ознакомлен:

    [инициалы, фамилия]

    [подпись]

    [число, месяц, год]

    В наше время все большую популярность набирают школьные автобусы. Такое веяние Запада значительно упрощает вопрос с «доставкой» детей в школу, а также, снижает уровень опозданий и прогулов.

    Целью школьного автобуса является завоз детей в место обучения, то есть, школу. Из цели выплывает несколько функций, которые выполняет школьный автобус.

    Во-первых, это непосредственно доставка детей. Тут есть множество плюсов:

    • родителям не нужно «заморачиваться» по поводу того, как отвести ребенка в школу;
    • ребенок не опаздывает на занятия, так как автобус вовремя «ходит»;
    • родители могут проконтролировать, что ребенок пошел в школу, посадив его в автобус;
    • детям интересней ехать с одноклассниками в школу, чем с родителями;

    То есть, такой автобус очень упрощает жизнь родителям, прежде всего.

    Во-вторых, еще одной функцией школьного автобуса является возможность использовать его и для других целей. Например, для путешествий классом и различных экскурсий. Известно, что арендовать автобус стоит приличных денег, а, если есть «свой», то можно ездить на экскурсии значительно чаще. Стоит ли говорить о том, что такой досуг нравиться школьникам? Больше экскурсий – больше знаний и интереса к процессу обучения.

    В-третьих, школьный автобус – это может быть и способ небольшого заработка для школы. Например, в выходные дни автобус можно сдавать в аренду для совершенно других целей.

    Поэтому, наравне с основной задачей школьного автобуса, у него есть еще и другие положительные стороны. Следовательно, приобрести такой автобус для школы значит не только повысить уровень школы, но и привлечь новых учеников.

    Схема выглядит примерно так. У водителя есть намеченный маршрут, на котором есть все основные точки остановки. Основные точки – это дома учеников, которых нужно забрать. Только забрав всех, водитель направляется в школу. Все это делается точно в назначенное время.

    Оплата за расходы при доставке детей из дома в школу оплачивают родители. Для этого организовывается отдельный сбор средств, правда, он «символический». В итоге, все остаются довольны.

    Обязанности водителя школьного автобуса

    Водитель школьного автобуса – это не водитель маршрутки или такси. Здесь ответственности намного больше. Имея дело с детьми, следует быть очень аккуратным водителем, внимательным и наблюдательным человеком.

    Для того, чтобы водитель четко осознавал все свои обязанности и задачи, составляется должностная инструкция водителя школьного автобуса. В ней указываются основные функции водителя с целью повысить эффективность такой услуги, а также, минимизации риска возникновения непредвиденных ситуаций, ошибок и несчастных случаев. Такие инструкции для водителя школьного автобуса составляются школой на основе типичной инструкции, которую можно найти в интернете, с личными дополнениями и особенностями.

    Все, что должен делать водитель и каким образом, указывается в такой инструкции. Должностные обязанности водителя школьного автобуса можно разделить на такие аспекты:

    Профессиональные знания. Прежде всего, водитель должен уметь хорошо водить автомобиль. У него, естественно, должны быть права (обязательно соответствующей категории!). Также, водитель должен разбираться в строении автобуса, возможные причины неисправностей и как с ними справиться.

    В задачу водителя входит и уход за автобусом, соблюдение чистоты в нем, регулярная мойка и так далее.

    Правила дорожного движения и их соблюдение – естественное, но важное условие, которое входит в обязанности водителя школьного автобуса.

    Знание своих обязанностей. Водитель обязуется быть ознакомленным с должностной инструкцией и знать, что ему нужно делать на работе и чего делать нельзя. Это позволит избежать недоразумений и сбоев в работе, а также, конфликтов водителя с детьми, их родителями и коллегами из школы.

    Ежедневная проверка транспорта. Каждый день, перед тем, как отправиться на сбор детей, водитель обязан осмотреть автобус, выявить нет ли поломок и так далее. Этот пункт идет отдельно от регулярных технических проверок в автосалонах.

    Соблюдать скорость. При перевозке детей водитель обязуется соблюдать скорость передвижения и обеспечить максимально комфортное передвижение учеников.

    Родительский контроль. При каждой посадке учеников нужно убедиться в том, что его сопровождает взрослый.

    Не оставлять автобус без присмотра, когда в нем находятся дети. Этого категорически нельзя делать, так как дети очень любопытные создания.

    Собственное самочувствие. При возникновении слабости или симптомов болезни, садиться за руль автобуса запрещается. Ведь так, во-первых, можно заразить детей, а, во-вторых, вождение при плохом самочувствии чревато последствиями.

    Естественно, что употребление алкоголя запрещено как в день развозки, так и накануне. То же самое касается и других веществ, влияющих на деятельность головного мозга (психотропные препараты, наркотики, снотворное и так далее). Также, нельзя курить в присутствии детей, а тем более, находясь за рулем или просто в салоне автобуса.

    Отсутствие «левых» пассажиров. Водитель не имеет права подвозить любых других пассажиров, кроме учеников школы. Также, нельзя брать автобус для личных целей, даже в нерабочее время.

    Документация. В обязательном порядке водитель обязан составить оптимальный маршрут, учитывая все основные точки остановки. При этом, стоит учитывать логистику, но и не заставлять учеников идти часть пути пешком.

    Водитель обязан вести журнал, в котором фиксируется каждая остановка и количество детей, которое зашло. В конце пути желательно провести перекличку, чтобы отметить и проверить, все ли ученики приехали на занятия.

    Кроме этого, нужно следить и за расходом бензина автобусом. Необходимо записывать ежедневный километраж и количество потраченного бензина, чтобы подавать данные в бухгалтерию.

    Толерантность. Работая с детьми, нужно соблюдать этикет и культуру. Нельзя грубить и кричать на детей. Следует с пониманием относиться ко всем детям, даже к их «странностям». Категорически нельзя гноить детей, поощрять это со стороны других учеников и так далее. Также, стоит относиться ко всем ученикам одинаково, не выделять «любимчиков».

    Дисциплина. Нельзя позволять детям кричать и шуметь в автобусе. Нужно сделать так, чтобы они соблюдали дисциплину и меры приличия. Воспитание школы начинается с автобуса, так что это очень важный пункт.

    Хорошее настроение. Для того, чтобы дети прибыли в школу в хорошем настроении, следует обеспечить не только комфортную дорогу, но и веселую. Для этого можно включить музыку и телевизор (если ехать сравнительно долго).

    ДТП. При возникновении транспортных происшествий следует действовать быстро. Нужно остановить автобус и включить аварийную сигнализацию. Детей следует сразу вывести из автобуса, а, если есть пострадавшие, то необходимо оказать первую помощь, после чего вызвать медицинских работников. После этого, нужно сообщить сотрудников милиции, а также, позвонить в школу.

    Осторожность. Для того, чтобы снизить риск возникновения ДТП к нулю, стоит сосредоточиться на движении. Нельзя отвлекаться от дороги, заниматься одновременно посторонними вещами и так далее. Осторожность – залог безопасности.

    В общем, такая услуга как подвозка детей в школу – это очень хороший метод для увеличения комфорта учеников и их родителей, а также, отличная профилактика против прогулов и опозданий.

    Кроме очевидной выгоды, наличие школьного автобуса очень полезно и при организации внеклассных занятий, экскурсий, путешествий и прочего. Таким образом, интерес детей к школе возрастает.

    Но, для того, чтобы такая услуга была полезной, водитель школьного автобуса должен ответственно подходить к своим обязанностям. Ему следует придерживаться всех пунктов должностной инструкции, а также, понимать всю ответственность, которую он несет.

    Поэтому, выбирая водителя, администрация школы должна позаботиться о подборе подходящего специалиста. При этом нельзя забывать о человеческом факторе, так что лучше иметь несколько водителей, которые могли бы работать посменно.

    Такая своеобразная «американизация» как школьный автобус – это сравнительно новинка для русских школ, но спрос на нее уже имеется давно. Так что актуальность такой услуги достаточно высока.