Чиновникам запретили покупать дорогие автомобили. Будет ли эффект? Онф добился ограничения стоимости покупки автомобилей для федеральных чиновников

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о ситуации, сложившейся в сфере государственных закупок, благодарит за представленные предложения, которые будут приняты во внимание в том числе при дальнейшей работе по совершенствованию Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее — Закон N 44-ФЗ), и сообщает.

Согласно положениям части 3 статьи 14 Закона N 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительство Российской Федерации вправе установить запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

Так, в настоящее время постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 г. N 656 установлен запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Указанным постановлением в том числе установлен запрет на закупки легковых автомобилей иностранного происхождения для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Кроме того, во исполнение плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году (распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. N 98-р) распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2015 г. N 496-р было утверждено выделение дополнительных бюджетных ассигнований в размере 10,74 млрд рублей на обновление парка транспортных средств для государственных нужд. В соответствии с указанным распоряжением Правительства Российской Федерации 32 федеральным органам исполнительной власти были направлены средства федерального бюджета на закупку автомобильной техники исключительно отечественного производства.

Также обращаем внимание, что в соответствии со статьей 19 Закона N 44-ФЗ Правительством Российской Федерации принят ряд нормативных правовых актов, регулирующих нормирование в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе устанавливающих отдельные требования к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельным ценам товаров, работ, услуг):

Постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 2014 г. N 1047 "Об общих требованиях к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов";

Постановление Правительства Российской Федерации от 20 октября 2014 г. N 1084 "О порядке определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, в том числе подведомственных им казенных учреждений" (вместе с "Требованиями к определению нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, в том числе подведомственных им казенных учреждений");

Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2015 г. N 476 "Об утверждении общих требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения";

Постановление Правительства Российской Федерации от 19 мая 2015 г. N 479 "Об утверждении требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения";

Постановление Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2015 г. N 927 "Об определении требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)";

Постановление Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2015 г. N 926 "Об утверждении Общих правил определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)".

Обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России — федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделенный компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

О закупках легковых автомобилей иностранного происхождения для государственных (муниципальных) нужд и нормировании в сфере закупок

В соответствии с требованиями части 3 статьи 14 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе и Постановление Правительства РФ от 14.07.2014 N 656 (ред. от 31.01.2015) «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлен запрет для приобретения для государственных и муниципальных нужд легковых автомобилей, происходящих из иностранных государств. При этом согласно пункту 7 части 5 статьи 63 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона должны быть указаны условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Об ограничениях по закупке иностранных автомобилей

Документ не означает полный отказ от сотрудничества с иностранными компаниями и от иностранных автомобильных брендов. Под техникой иностранного производства подразумеваются машины, собранные за пределами России.


Правительство ограничит закупку иностранной медтехники, если ее аналоги существуют в РФ Новости@ «Другой документ касается медицинской техники. Мы должны будем потратить еще довольно значительное время, чтобы окончательно согласовать, какую технику мы можем ограничить с точки зрения приобретения у иностранных производителей», — сказал Дворкович.

Качество и цены будут прямо влиять на объемы госзакупок По словам Медведева, качество и цены отечественных аналогов зарубежной техники будут прямо влиять на объемы госзакупок. Таким образом он прокомментировал подписанное постановление об ограничении закупок иностранной техники для государственных и муниципальных нужд.

Покупка автомобиля

Новое постановление должно дать новый толчок развитию местного производства, призванного заменить импорт, и поспособствовать более тесным отношениям с иностранными партнерами. Причем это касается не только легковых авто, но и всей автомобильной техники.
Чиновникам запретили покупать иномарки за бюджетные деньги КарелИнформ 17:57 Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление, вводящее запрет на государственные и муниципальные закупки на электронной площадке Сбербанка иностранных марок автомобилей, произведенных за пределами России. Он считает, что деньги должны идти на поддержку отечественного автопрома.
Запрет касается не только автомобилей для чиновников, но также общественного транспорта, спецтехники для экстренных служб, бюджетных организаций и коммунальных предприятий.

Инфо

В Вологодском УФАС уже был один случай, когда Управление отказало заказчику в согласовании аукциона с одним участником именно из-за того, что в конкурсной документации участника не было акта экспертизы, выдаваемого Торгово-промышленной палатой Российской Федерации. Кроме того, в аукционной документации были обнаружены и другие нарушения законодательства.


Так, в извещении заказчик указал, что местом поставки товара является автосалон поставщика на территории г. Вологды. Закон о контрактной системе запрещает в описании объекта закупки включать требования к товарам, при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта.

Таким образом, приобретение автомобиля Hyundai H1 корейской сборки за счёт бюджетных средств для нужд бюджетного учреждения в рамках электронного аукциона в рамках 44-ФЗ противоречит требованиям действующего законодательства РФ о контрактной системе. В то же время, если у бюджетного учреждения есть утверждённое Положение о закупке товаров, работ, услуг, принятое бюджетным учреждением в порядке части 2 статьи 15 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе, то приобретение данное автомобиля возможно бюджетным учреждением за счёт, например, внебюджетных средств, так как Закон № 223-ФЗ о закупках не содержит в настоящее время подобных ограничений.

Бюджетное учреждение приобретение импортного автомобиля

Я этот документ подписал», — заявил премьер-министр Дмитрий Медведев на встрече с вице-премьерами. «На приобретение товаров и услуг из федерального бюджета выделяются колоссальные средства. Исходя из общих соображений, лучше, когда они достаются отечественным компаниям, а не иностранным производителям. В том случае, конечно, когда отечественные компании способны конкурировать с иностранными производителями по качеству и ценовому критерию», — приводит слова Д. Медведева «Интерфакс». Российским чиновникам запретили покупать автомобили иностранного производства TUT.BY 11:42 Это не значит, что российское государство полностью откажется от сотрудничества с иностранными компаниями — скорее, документ поспособствует развитию производственной кооперации российских и иностранных предприятий, в том числе в виде локализации производства.

Внимание

Во-вторых, все перечисленные машины должны быть произведены в рамках промышленной сборки или на территории особой экономической зоны. В-третьих, они должны быть произведены с использованием не менее пяти производственных операций из приложенного списка: монтаж силового агрегата, монтаж передней полуоси (передней подвески), монтаж задней подвески, монтаж выхлопной системы, монтаж рулевого механизма, монтаж электрооборудования, монтаж элементов экстерьера, сварка кузова, окраска кузова, сборка кузова, проведение контрольных испытаний готовых моторных транспортных средств.

С 1 января 2015 года это требование вырастет до 6 операций, с 1 января 2016 года – до 8 операций. В обязательном порядке машины должны проходить контрольные испытания.

С 1 января 2017 года к госзакупкам допустят автомобили, произведенные с использованием всех 11 перечисленных операций.
Стоит пояснить, что речь идет не о запрете иностранных брендов, а о технике, которая производится на территории других стран. Медведев запретил госзакупки импортных автомобилей Ведомости 01:58 Документ устанавливает запрет на государственные и муниципальные закупки различных видов техники иностранного производства, причем речь не только об автомобилях чиновников, но и об общественном транспорте, спецтехнике экстренных служб, бюджетных организаций и коммунальщиков.


Он не означает отказа от сотрудничества с иностранными компаниями, отметил премьер: «наоборот, он предусматривает развитие производственной кооперации российскими предприятиями, в том числе и в виде локализации производства по целому ряду технических образцов».
Ответить с цитированием Вверх ▲ 07.09.2016, 08:19 #4 т.е. в конкурсной документации я не могу написать, что авто 2013 года и мол на нем ездили 3 года.. и типа ступичные подшипники должны быть изношены не более чем на 85% Ответить с цитированием Вверх ▲ 07.09.2016, 10:00 #5 Начинать надо с того, по какому закону у вас идут закупки.Бюджетное учреждение вообще-то в теории может иметь несколько КФО (КВФ), некоторые из которых не обязательно расходуются по 44-ФЗ.К примеру доходы от оказания платных услуг, если у вас такие есть и остаток на 150 тыс.руб., думаю самый вариант переделать план ПФХД и купить за счет платных. По платным можно закупать по 223-ФЗ, который намного «проще». По 44-ФЗ опять же есть суммы, которые позволяют заключать прямые договора, опять же мы не знаем, использовали вы эти суммы или нет.
Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина РФ от 24.08.2007 N 74н, расходы по оплате договора, предметом которого является приобретение автомобиля, должны быть отражены в смете доходов и расходов по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ. Поэтому единственным аргументом, который вы можете привести для отказа вышестоящей организации, является отсутствие необходимой суммы расходов по данной статье.


Если утвержденной сметой доходов и расходов вашего учреждения предусмотрены расходы на приобретение автомобиля, то в пределах установленной суммы он может быть приобретен, независимо от того, какого он производства: отечественного или импортного.
Для легковых автомобилей, которые можно будет приобретать по системе госзакупок, устанавливаются отдельные требования. Во-первых, в постановлении есть 9 видов легковых транспортных средств, на которые будет распространяться запрет: новые легковушки с моторами с искровым зажиганием объемом не более 1 л, от 1 до 1,5 л и более 1,5 л, новые жилые автофургоны с поршневым ДВС с мотором более 1,5 л, новые автомобили с поршневым ДВС объемом более 1,5 л, предназначенные для медицинских целей, новые транспортные средства с дизельным или полудизельным двигателем объемом не более 1,5 л, от 1,5 до 2,5 л и более 2,5 л, а также новые транспортные средства с прочими двигателями для перевозки людей. Также перечень видов транспортных средств содержит новые машины для перевозки не менее 10 человек, оснащенные различными силовыми агрегатами, новые грузовые автотранспортные средства, тягачи и самосвалы.
Исходя из этой нормы, закупить автомобиль путем проведения запроса предложений возможно лишь при условии, что поставка такого же товара являлась предметом контракта, расторгнутого заказчиком в соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, или объектом закупки путем проведения электронного аукциона, который был признан несостоявшимся в соответствии с ч. 4 ст. 71 Закона N 44-ФЗ.3) Исчерпывающий перечень оснований закупки товаров, работ и услуг у единственного контрагента содержится в ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Этот перечень не предусматривает возможность закупки автомобиля у единственного поставщика, кроме случая, когда сумма закупки не превышает ста тысяч, а для определенных категорий заказчиков — четырехсот тысяч рублей (п.п. 4, 5 названной части).

Постановление Правительства РФ от 7 сентября ограничивает покупку автомобилей за счет бюджета, тогда как личный автопарк губернаторов остается дорогостоящим.

ИА «Блокнот» выяснил, что российские губернаторы не пострадают от ограничений, вводящихся на служебный автотранспорт. У многих из них в личном пользовании находятся автопарки, стоимость которых намного превышает размер официального дохода.

Накануне, 7 сентября, было опубликовано постановление правительства N927, подписанное премьер-министром Дмитрием Медведевым 2 сентября и озаглавленное: "Об утверждении правил в целях исключения возможности государственных закупок с избыточными потребительскими свойствами". Постановление подготовлено Минфином во исполнение закона №44-ФЗ и направлено на повышение эффективности госзакупок и исключение возможности растраты бюджетных средств.

Согласно данному постановлению, начиная со следующего года чиновники не могут заказать на бюджетные деньги автомобиль мощностью более 200 лошадиных сил и дороже 2,5 млн руб.

При этом у многих губернаторов, избирающихся или переизбирающихся на выборах 13 сентября, в декларациях указаны гораздо более дорогие транспортные средства, которые, при желании, могут стать достойной заменой представительским машинам.

Согласно декларациям за 2014 год, наиболее дорогим авто располагает врио губернатора Камчатского края Владимир Илюхин. При годовом доходе 10,3 млн руб. он в прошлом году приобрел Mercedes G-класса. Его минимальная стоимость на официальном сайте производителя составляет 5,9 млн руб.

Бывший губернатор Краснодарского края Александр Ткачев (в апреле его место занял Вениамин Кондратьев, не имеющий декларации за прошлый год) при доходе в 9 млн руб. водит Toyota Land Cruiser Prado, минимальная стоимость которого 1,9 млн руб. В собственности его супруги находится Mercedes-Benz GL-класса, его стоимость - 4,8 млн руб.

Предпочтение немецкой марке авто отдает и губернатор Архангельской области Игорь Орлов. Задекларировав всего 2,7 млн годового дохода, он ездит на Mercedes-Benz M-класса стоимостью 3,3 млн руб., а его супруга - на Lexus GX стоимостью почти 3 млн руб.


Автомобиль стоимостью, превышающей годовой доход, - 2,3 млн руб. - имеет врио губернатора Амурской области Александр Козлов. ЕгоToyota Land Cruiser 2012 года стоит минимум 2,9 млн руб.

Самая странная ситуация с доходами и транспортными средствами у врио Брянской области Александра Богомаза. Губернатор задекларировал 3 млн собственного дохода и 695 млн руб. у супруги. Семья обладает солидным автопарком из 90 транспортных средств: 55 единиц сельхозтехники, 13 легковых автомобилей, 10 грузовиков, 4 автоприцепа и 8 других авто.

Неясна ситуация с автопарком врио губернатора Калужской области Анатолия Артамонова. Задекларированный годовой доход чиновника и его супруги составляет 5,1 млн руб. При этом в собственности Артамонова находится ГАЗ 21, от технического состояния которого стоимость может варьироваться от 50 тыс. до 3 млн рублей. Он также располагает снегоходом Turbo Touring (Т-660) стоимостью 220 тыс. руб.В свою очередь, его супруга владеет Lexus RX минимальной стоимостью 2,9 млн руб.

Врио губернатора Александр Дрозденко при задекларированном годовом доходе в 3 млн руб. и 6 млн руб. у супруги имеет в собственности квадроцикл «Ямаха-700» стоимостью 700 тыс руб, мотоцикл «Triumph America» стоимостью 797 тыс. руб, два прицепа и снегоход «SKI-DOO SKANDIC WT 900 ACE» за 1 млн руб. Его жена владеет Land Rover Range Rover Sport, минимальная стоимость которого составляет 3,9 млн руб.


Проверить наверняка, какие автомобили губернаторы приобрели за бюджетные деньги, достаточно сложно. Все госзакупки публикуются на одноименном сайте, однако заказ служебного авто обычно делается от имени администрации региона или отдельной организации (например, ФГУПа), а не от имени чиновника. При этом губернатор может пользоваться автомобилем как личным, а находиться он будет в собственности госорганизации.

Кроме того, постановление не распространяется на большинство автомобилей класса люкс, поскольку их закупка происходит через аренду и лизинг. Под ограничение попадают только автомобили с бензиновым, а не с электрическим или дизельным двигателем. Наконец, стоимость и затраты на обслуживание служебного автомобиля обычно не выкладываются в общий доступ, а отражаются только в закрытых документах организаций, в чьем хозяйстве они находятся.

Это такая огромная брешь, через которую все чиновники продолжат закупать люксовые авто за счет средств бюджета, - полагает юрист РосПила Любовь Соболь.

Наличие у губернаторов (к примеру, Александра Богомаза, Игоря Орлова или Александра Козлова) таких дорогих транспортных средств в личном пользовании, превышающих годовой доход, – повод для тщательной проверки, заявила ИА «Блокнот» Соболь.

Бывает, что чиновник зарабатывает в бизнесе, а потом приходит в политику, и у него остается дорогостоящее имущество за счет предыдущих накоплений. Но зачастую доходы, оказавшиеся ниже стоимости автомобиля, дают повод для проверки. Зачастую госслужащие переписывают свой бизнес, который они ведут по факту, на родственников или супругов. Если это дальние родственники, то их доходы вообще не публикуются в декларации, - говорит юрист.

Таким образом чиновники избегают обвинений в конфликте интересов, могут передавать родственникам средства, заработанные незаконными путями, а также дорогие автомобили, которыми они пользуются сами.

Вчерашнее постановление Медведева устанавливает и общие требования к стоимости смартфонов (для руководителей ведомств и их заместителей - не более 15 000 руб). Мебель ценных пород, отделка натуральной кожей будут разрешены исключительно высшим чиновникам. А требования к компьютерам, ноутбукам, планшетам, принтерам, грузовым автомобилям и автобусам могут быть установлены федеральными государственными органами самостоятельно.

Меньшие требования предусмотрены для глав структурных подразделений, помощников, специалистов и работников территориальных органов.

Правительство РФ опубликовало постановление, которое ограничивает приобретение автомобилей для федеральных чиновников суммой в 2,5 млн руб. Об этом на заседании дискуссионной площадки «Общество и власть: прямой диалог» второго «Форума действий» ОНФ при обсуждении темы развития инструментов общественного контроля сообщил заместитель председателя Центральной ревизионной комиссии ОНФ, депутат Госдумы Виктор Климов, добавив, что таким образом реализована одна из инициатив Народного фронта по ограничению стоимости автомобилей для государственных служащих. Активисты ОНФ намерены добиться реализации аналогичных ограничений также на региональном и муниципальном уровнях. А руководитель Контрольного управления президента Константин Чуйченко выступил за создание системы проведения таких закупок централизованным образом.

Виктор Климов рассказал, что 24 октября 2014 г. на сайте правительства без всякого анонсирования было размещено подписанное председателем правительства РФ постановление «О порядке определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, в т.ч. подведомственных им казенных учреждений». В соответствии с этим документом, который вступает в силу с 1 января 2015 г., устанавливается, что стоимость автомобиля для руководителя или заместителя руководителя федерального государственного органа должна быть не более 2,5 млн руб., для руководителя федерального агентства, заместителя руководителя федерального агентства или федеральной службы – не более 2 млн руб., для руководителя (заместителя руководителя) структурного подразделения федерального государственного органа – не более 1,5 млн руб. Мощность всех этих транспортных средств ограничивается 200 лошадиными силами.

В июле 2013 г. группа депутатов Государственной думы, в числе которых были активисты ОНФ Виктор Климов и Ольга Тимофеева, внесли в нижнюю палату парламента законопроект, устанавливающий планку в 3 млн руб. для закупок легковых транспортных средств для чиновников и госкомпаний. В данный момент законопроект прошел первое чтение в Госдуме. После взаимодействия экспертов Народного фронта с правительством была достигнута договоренность решить этот вопрос на уровне правительственного подзаконного акта о нормировании госзакупок, в этом случае депутаты обещали отозвать свой законопроект.

Виктор Климов отметил, что в данном правительственном постановлении, которое первоначально чиновники обещали принять почти год назад, не содержится никаких ограничений для региональных и муниципальных чиновников. В Министерстве финансов РФ уверяют, что в данный момент там ведется разработка отдельного постановления, которое также ограничит стоимость закупки автомобилей для региональных и муниципальных чиновников. Активисты ОНФ намерены обратиться к правительству РФ с просьбой ускорить принятие данного нормативного документа.

Руководитель проекта ОНФ «За честные закупки» Антон Гетта предположил, что правительство РФ затягивало с принятием постановления о нормировании госзакупок по причине того, что сами федеральные чиновники никак не желали пересаживаться на недорогие автомобили. «И обнаруженные нами закупки это наглядно демонстрируют. В частности, Министерство экономического развития в конце 2013 г. закупило автомобиль BMW 750 Li xDrive почти за 5 млн руб. В это же время Министерство юстиции РФ закупило три автомобиля за 11,5 млн руб. (3,8 млн руб. за одну единицу), – отметил Гетта. – До сих пор эксперты нашего проекта находят тендеры по приобретению дорогостоящих машин региональными и муниципальными чиновниками. И хотя в целом и наблюдается положительная тенденция – сокращение покупок автомобилей и переориентация заказчиков на более дешевые марки, мы всё же настаиваем на нормировании закупок для чиновников всех уровней».

Участники площадки «Общество и власть: прямой диалог» также поделились другими позитивными примерами общественного контроля. Одним из самых действенных инструментов для активистов Народного фронта стал общественный контроль за госзакупками. Экспертам антикоррупционного проекта ОНФ «За честные закупки» удалось добиться изменения ряда негативных тенденций в проведении закупочной деятельности, рассказал Антон Гетта. «После проведенных в конце 2013 г. экспертами мониторингов тендеров по подготовке новогодних корпоративов, закупке дорогих подарков, роскошных автомобилей ряд расточительных закупок был отменен, заказчики переориентировались на более дешевые модели транспортных средств, выставили на продажу ранее приобретенные за государственный счет дорогостоящие объекты, снизили расходы на информационное освещение органов государственной власти и закупку чартерных авиаперевозок». Недавно антикоррупционный проект ОНФ «За честные закупки» расширил зону общественного контроля, распространив ее на сферу продажи государственного и муниципального имущества.

Член регионального штаба ОНФ в Ульяновской области, руководитель рабочей группы «Честная и эффективная экономика» Рустам Садыков сообщил, что в Ульяновской области с конца сентября 2014 г. по инициативе активистов ОНФ действует постановление правительства об обязательном общественном обсуждении различных закупок товаров, работ и услуг в социальной сфере. «Таким образом, мы ввели в нашей области этот контроль раньше, чем он будет введен на федеральном уровне 1 января 2016 г., – отметил Садыков. – Без согласования с общественностью не могут осуществляться тендеры на строительство и реконструкцию объектов капительного строительства, если начальная максимальная цена контракта выше 100 млн руб., региональных и межмуниципальных автодорог, если начальная максимальная цена выше 500 млн руб., а также услуг общепита для социальных учреждений, организации отдыха детей и их оздоровления, если начальная максимальная цена контракта выше 50 млн руб.». Виктор Климов рекомендовал другим регионам брать пример с Ульяновской области и также внедрить практику общественных слушаний расходов в социально значимых сферах.

Антон Гетта резюмировал итоги дискуссионной площадки, призвав всех желающих к борьбе с коррупцией и расточительством чиновников. «Наше главное направление – максимально привлечь регионы к борьбе против расточительства чиновников, – подчеркнул он. – Региональные активисты ОНФ, участники торгов, журналисты, блогеры и другие общественники уже подхватили повестку проекта «За честные закупки» и стали системно по всей стране отслеживать размещаемые региональными и муниципальными чиновниками тендеры, предотвращать неэффективное расходование бюджетных средств на местах. Они анализируют действующую систему госзакупок, предлагают законодательные поправки, оценивают целесообразность закупок на предмет расточительности и сомнительности, выявляют нарушения в закупочных процедурах, направляют соответствующие запросы в контролирующие органы».

Сразу с несколькими инициативами выступил на дискуссионной площадке помощник президента РФ, руководитель контрольного управления президента Константин Чуйченко. Он предложил проводить закупки централизованно. В этом случае можно будет приобрести товары дешевле и легче проконтролировать сам закупочный процесс. «Сейчас каждый муниципалитет, каждое бюджетное учреждение проводит закупки самостоятельно, – уточнил помощник главы государства. – Непонятно, почему нельзя закупать автомобили сразу с помощью одной структуры, а потом раздавать разным ведомствам. Так можно будет получить скидку за счет большой партии, это будет дешевле для заказчиков и поможет сэкономить бюджетные деньги. Нужно, чтобы закупками занималось меньше структур, чем сейчас. Тогда этот процесс легче будет проконтролировать». При этом Чуйченко уточнил, что такой контроль «нужно осуществлять осторожно, но при этом наступательно и напористо».

По мнению Чуйченко, также должны быть четкие правила для закупок чиновников, «какую кому машину покупать, какой метраж кабинета обустраивать». По мнению помощника президента, осуществляя закупки централизованно и под строгим контролем, можно было бы сэкономить до 10% средств, которые тратятся из бюджета. Общая сумма закупок сейчас – между 11 и 12 трлн рублей.

Руководители в ранге министра и замминистра не смогут передвигаться на машинах дороже 2,5 млн руб. и мощностью более 200 л.с. Руководители подразделений ведомств смогут рассчитывать лишь на автомобиль не дороже 1,5 млн руб. Помимо машин аналогичные ограничения введены и для других закупок. Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал правительственное постановление, вводящее серьезные ограничения на бюджетные закупки для чиновников ряда товаров, в том числе автомобилей. Соответствующий документ был подготовлен Минфином, чтобы для госслужащих не приобретались товары и услуги с избыточными потребительскими свойствами. Согласно тексту приложения к правилам закупки чиновниками товаров, руководители российских федеральных органов власти начиная с 2016 года не смогут приобрести для себя служебный автомобиль мощностью более 200 л.с. и дороже 2,5 млн руб. Руководство федеральных агентств будет вынуждено довольствоваться служебными автомобилями такой же мощности, но не дороже 2 млн руб. Руководитель и замы структурных подразделений федерального государственного органа смогут позволить приобрести автомобиль, стоимость которого не превышает 1,5 млн руб. Таким образом, закон впервые устанавливает верхнюю планку стоимости машин, приобретаемых чиновниками за счет бюджетных средств. Для всех остальных сотрудников центрального аппарата правительства, а также сотрудников территориальных органов служебные автомобили и вовсе не предусмотрены. «Постановление направлено на повышение эффективности госзакупок и исключение возможности растраты бюджетных средств», - отмечается на сайте правительства. Стоит отметить, что кроме легковых автомобилей требования по закупкам ужесточены, например, для мебели и смартфонов, оргтехники и других товаров. Так, например, цена приобретаемого для министра или замминистра за счет бюджета смартфона не должна превышать 15 тыс. руб. Для помощников - не больше 10 тыс. руб., а для специалистов - 5 тыс. руб. Напомним, что законодательно ограничить чиновников в бюджетных тратах на автомобили впервые предложил оппозиционер Алексей Навальный. Он предлагал ввести предельный лимит в 1,5 млн руб. На сайте «Российской общественной инициативы» (РОИ) его предложение собрало необходимые 100 тыс. подписей, но рабочая группа при правительстве тем не менее отказалась вносить предложение Навального на рассмотрение кабинета министров. Вскоре после инициативы Навального ограничить чиновников в закупках шикарных автомобилей решили и депутаты Госдумы. Так, в ноябре 2013 года в нижней палате парламентарии единогласно одобрили в первом чтении закон, ограничивающий максимальную стоимость автомобилей для чиновников суммой в 3 млн руб. Речь шла не только о покупке таких машин, но и о набиравшей тогда популярность аренде транспортных средств. Однако законопроект так и не был принят. «Постановление направлено на повышение эффективности госзакупок и исключение возможности растраты бюджетных средств, - отмечается на сайте правительства. Заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Виктор Климов отмечает, что эта система ограничений разрабатывалась долго и тяжело. «В результате эти предельные суммы вызывают споры, кто-то считает, что слишком много, кто-то - наоборот, - рассказал «Газете.Ru» один из авторов думского законопроекта Климов. - Да, курсы валют сделали иномарки в России более дорогими, но даже с учетом этого верхнего предела вполне хватит на то, чтобы чиновник мог купить комфортную безопасную машину. Такой предел позволяет отсечь закупку совсем уж роскошных люксовых машин». В июле 2014 года, чтобы поддержать отечественных автопроизводителей, правительство РФ ввело запрет на госзакупку машин и автомобильной техники, которые не производятся в России. Приобретаемый автомобиль с тех пор должен иметь определенный уровень локализации: от 30 до 40%. Кроме того, правительство пообещало увеличивать требуемый уровень локализации - до 60–70% к 2018 году. Между тем нехватки автомобилей, подходящих под ограничения при закупках, чиновники пока не испытывают. Например, в Калининграде на предприятии «Автотор» собираются представительские седаны BMW, а в Калуге на мощностях Volkswagen производятся престижные модели Audi A6 и A8. Активно закупаемые для госслужащих Ford Mondeo и Focus также собираются в России. Однако с наступлением кризиса эти представительские автомобили заметно подорожали. Все автокомпании, работающие в России, уже несколько раз поднимали цены. Повышение цен, по мнению экспертов, будет продолжаться и дальше. Таким образом, не исключено, что вскоре люксовые модели немецких марок могут перешагнуть вводимый сейчас порог в 2,5 млн руб. Для примера: любимая чиновниками BMW 5-Series пока еще укладывается в установленный лимит, поскольку стоит 2 млн 390 тыс. руб. А вот рассчитывать на седан 7-Series чиновники со следующего года уже не смогут, поскольку мощность самого скромного двигателя на этой модели составляет 265 л.с., а стоимость превышает 5 млн руб.