Правовое регулирование поставки автотранспортных средств для государственных нужд. Белый дом запретил аренду и лизинг мощных машин

Наш законопроект предлагает внесение изменений в ряд существующих Федеральных законов и установление запрета для чиновников, сотрудников госкорпораций и компаний под государственным контролем покупать легковые автомобили стоимостью свыше 1,5 миллиона рублей, что позволит значительно повысить эффективность расходования бюджетных средств и средств юридических лиц с государственным (муниципальным) участием.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении дополнений в законодательные акты Российской Федерации, касающихся установления предельной начальной (максимальной) цены автомобиля при размещении заказов на поставку товаров для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, а также при осуществлении закупок товаров отдельными видами юридических лиц.

Статья 1
Дополнить Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 30, ст. 3105; 2007, № 17, ст. 1929, № 31, ст. 4015; 2009, № 19, ст. 2283; 2010, № 19, ст. 2291) статьей 19.2 «Ограничения закупки отдельных видов товаров, работ и услуг» следующего содержания:
«1. Не допускается размещение заказов, предметом которых является передача в собственность, владение и (или) распоряжение автомобилем для государственных, муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений, начальная (максимальная) цена единицы которого превышает полтора миллиона рублей, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

2. На основании распоряжения Правительства Российской Федерации отдельному заказчику может быть предоставлено право размещения заказа, предметом которого является передача в собственность, владение и (или) распоряжение автомобилем для государственных, муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений, начальная (максимальная) цена единицы которого превышает полтора миллиона рублей. При этом в таком распоряжении должны быть указаны наименование заказчика, которому предоставляется такое право, количество автомобилей с указанием начальной (максимальной) цены за автомобиль с ее обоснованием в соответствии со статьей 19.1 настоящего федерального закона, источник финансирования, а также обоснование выдачи такого разрешения.

3. Правительство Российский Федерации вправе определить достаточные требования к отдельным видам товаров, работ и услуг и (или) установить перечень отдельных видов и (или) категорий товаров, работ, услуг, на которые не допускается размещение заказов без соответствующего распоряжения Правительства Российской Федерации
Для целей настоящей статьи под достаточными требованиями понимаются требования к количеству, качеству, потребительским свойствами и иным характеристикам товаров, работ и услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ и услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.»

Статья 2
Внести в статью 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 30, ст. 4571; № 50, ст. 7343) следующие изменения:

1) дополнить частью 4.1 следующего содержания:
«4.1. Не допускается осуществление закупок, предметом которых является передача в собственность, владение и (или) распоряжение автомобилем, начальная (максимальная) цена единицы которого превышает полтора миллиона рублей, за исключением случаев, предусмотренных абзацем 3 настоящей части.
Для целей настоящей статьи под легковыми автомобилями понимаются транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей и багажа и конструктивно имеющие помимо места водителя до восьми мест для пассажиров.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации отдельному заказчику может быть предоставлено право осуществления закупки, предметом которого является передача в собственность, владение и (или) распоряжение автомобилем, начальная (максимальная) цена единицы которого превышает полтора миллиона рублей. При этом в таком распоряжении должны быть указаны наименование заказчика, которому предоставляется такое право, количество автомобилей с указанием начальной (максимальной) цены за автомобиль с ее обоснованием, источник финансирования, а также обоснование выдачи такого разрешения.»

2) дополнить пунктом 4.2. следующего содержания:
«4.2. Правительство Российский Федерации вправе определить достаточные требования к отдельным видам товаров, работ и услуг и (или) установить перечень отдельных видов и (или) категорий товаров, работ, услуг, на которые не допускается размещение заказов без соответствующего распоряжения Правительства Российской Федерации.
Для целей настоящей статьи под достаточными требованиями понимаются требования к количеству, качеству, потребительским свойствами и иным характеристикам товаров, работ и услуг, позволяющие удовлетворить потребности юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего федерального закона, но не приводящие к закупкам товаров, работ и услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Президент Российской Федерации

Имеют ли право бюджетное, казенное учреждение и органы местного самоуправления приобретать бывший в употреблении автомобиль у юридических, физических лиц или у индивидуальных предпринимателей? Если имеют право, то каков механизм приобретения? Каков порядок приобретения указанного автомобиля в случае, когда его цена будет находиться в пределах 100 тыс. руб., и в случае, когда его стоимость будет превышать указанный предел?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Субъекты, указанные в вопросе, не лишены права приобрести автомобиль, бывший в употреблении. Осуществление закупки должно производиться в соответствии с положениями от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что органы местного самоуправления, казенные и бюджетные учреждения осуществляют любые закупки товаров, работ, услуг в соответствии с положениями от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) (п. 3 ч. 1 ст. 1, п. 6 ст. 3, ч. 1 ст. 15 указанного Закона).
В свою очередь, N 44-ФЗ предусматривает возможность закупать товар, не являющийся новым (то есть бывший в употреблении). Эта возможность буквально следует из ст. 33 указанного закона, устанавливающей правила описания заказчиком объекта закупки в документации о закупке. В соответствии с Закона N 44-ФЗ поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки. Каких-либо особых требований для случаев приобретения автомобильного транспорта не содержит ни N 44-ФЗ, ни иные нормативные правовые акты законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, заказчик вправе приобрести транспортное средство, бывшее в употреблении (с пробегом), при условии, что соответствующие указания о товаре содержатся в документации о закупке, а также в проекте контракта (смотрите также Министерства экономического развития РФ от 31.07.2015 N Д28и-2235, Министерства экономического развития РФ от 30.12.2015 N Д28и-3862).
В соответствии с Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее также - контрагент).
Согласно Закона N 44-ФЗ заказчик выбирает способ определения контрагента в соответствии с положениями главы 3 "Осуществление закупок" этого Закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 этого федерального закона.
Таким образом, приоритетным способом определения контрагента для целей осуществления закупок в соответствии с N 44-ФЗ является открытый конкурс. Вместе с тем Закона N 44-ФЗ устанавливает, что заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством РФ, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований N 44-ФЗ.
Соответствующий Перечень (утвержден Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р) включает позицию "Средства автотранспортные, прицепы и полуприцепы" (код 29 по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК034-2014 (КПЕС 2008), принятому и введенному в действие Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст).
Поэтому мы полагаем, что закупка автомобиля должна производиться заказчиками, указанными в вопросе, путем проведения электронного аукциона либо путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного контрагента в случаях, когда это возможно в соответствии с положениями N 44-ФЗ. Применение открытого конкурса в этой ситуации неправомерно (смотрите также Минэкономразвития России от 20.05.2015 N Д28И-1440, ФАС России от 02.12.2015 N К-1659/15, от 14.05.2015 N ).
Относительно возможности использования в приведенной ситуации иных способов определения контрагента, помимо проведения электронного аукциона, отметим следующее:
1) В соответствии с Закона N 44-ФЗ заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок в соответствии с положениями параграфа 3 главы 3 этого Закона при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятисот тысяч рублей.
2) Закупка товара путем проведения запроса предложений может осуществляться лишь в случаях, перечисленных в Закона N 44-ФЗ. Исходя из этой нормы, закупить автомобиль путем проведения запроса предложений возможно лишь при условии, что поставка такого же товара являлась предметом контракта, расторгнутого заказчиком в соответствии с Закона N 44-ФЗ, или объектом закупки путем проведения электронного аукциона, который был признан несостоявшимся в соответствии с Закона N 44-ФЗ.
3) Исчерпывающий перечень оснований закупки товаров, работ и услуг у единственного контрагента содержится в Закона N 44-ФЗ. Этот перечень не предусматривает возможность закупки автомобиля у единственного поставщика, кроме случая, когда сумма закупки не превышает ста тысяч, а для определенных категорий заказчиков - четырехсот тысяч рублей (п.п. 4, 5 названной части).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Дмитрий Медведев ввел новые ограничения для госзакупок чиновников: теперь ограничения по мощности и цене автомобилей - до 200 лошадиных сил (л. с.) и до 2,5 млн руб.- будут распространяться на услуги аренды, лизинга и вызова такси. Новые правила также распространятся на ФГУПы, которых в РФ около 1,2 тыс. Ранее эксперты предупреждали, что запрет на закупки дорогих машин можно будет обойти с помощью аренды и лизинга.


Ограничения внесены в новую редакцию постановления (№927), принятого в сентябре 2015 года. Напомним, тогда Дмитрий Медведев запретил руководителям министерств закупать за госсчет автомобили дороже 2,5 млн руб. и смартфоны дороже 15 тыс. руб. В марте 2016 года это постановление уточнили, введя лимит мощности для автомобилей глав ведомств (200 л. с. для арендуемых автомобилей и 150 л. с.- для такси).

Заявленная цель постановления - не допустить закупки товаров и услуг «с избыточными потребительскими свойствами». Кроме того, в Белом доме готовятся лимитировать размер контрактов на телекоммуникационные услуги, офисные приложения и информационную безопасность - такие графы есть в постановлении, но конкретных цифр в нем пока не указано. Постановление распространили помимо федеральных ведомств также на закупки федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП): в РФ их 1,2 тыс., по данным Росимущества, причем в следующие три года из них должны быть акционированы 318.

Новая редакция постановления - третья по счету попытка ограничить мощность и стоимость закупаемых автомобилей. Ранее эксперты предупреждали, что запрет на закупки дорогих машин можно будет обойти с помощью аренды и лизинга (см. “Ъ” от 7 сентября 2015 года) - новое постановление закрывает эту возможность.

Отметим, ранее правительство уже пыталось нормировать предельные цены на товары для собственного потребления чиновников - автомобили и предметы мебели. Такие нормы есть в законе о госзакупках, но Счетная палата не раз заявляла, что система нормирования не работает. Как отметил заместитель главы Минфина Алексей Лавров, с 2017 года контролировать начальные максимальные цены контрактов готовится казначейство - но для этого нужен каталог товаров, работ и услуг, создание которого откладывается минимум на два года (см. “Ъ” от 24 ноября и 30 сентября).

По данным Минэкономики, объем рынка госзакупок с января по сентябрь составил 3,2 трлн руб. (на такую сумму министерства и подведомственные организации заключили контракты), аналогичные показатели были в 2015 году. Из этой суммы в 2016 году 56 млрд руб. (меньше 2%) пришлось на «услуги, связанные с сухопутным транспортом». Среднее снижение цен при госзакупках составило 8,9%.

Софья Окунь


Минэкономики не хочет делить закупочные полномочия с Минфином


В конце ноября Минэкономики выступило против предложения «Открытого правительства» передать регулирование сферы закупок Минфину и взамен предлагает Белому дому расширить полномочия самого экономического министерства. ФАС при этом позицию Минфина и «Открытого правительства» поддерживает. Участники рынка считают, что такое ведомственное перетягивание полномочий не решит реальных проблем закупочной отрасли.

Постановление Правительства РФ от 7 сентября ограничивает покупку автомобилей за счет бюджета, тогда как личный автопарк губернаторов остается дорогостоящим.

ИА «Блокнот» выяснил, что российские губернаторы не пострадают от ограничений, вводящихся на служебный автотранспорт. У многих из них в личном пользовании находятся автопарки, стоимость которых намного превышает размер официального дохода.

Накануне, 7 сентября, было опубликовано постановление правительства N927, подписанное премьер-министром Дмитрием Медведевым 2 сентября и озаглавленное: "Об утверждении правил в целях исключения возможности государственных закупок с избыточными потребительскими свойствами". Постановление подготовлено Минфином во исполнение закона №44-ФЗ и направлено на повышение эффективности госзакупок и исключение возможности растраты бюджетных средств.

Согласно данному постановлению, начиная со следующего года чиновники не могут заказать на бюджетные деньги автомобиль мощностью более 200 лошадиных сил и дороже 2,5 млн руб.

При этом у многих губернаторов, избирающихся или переизбирающихся на выборах 13 сентября, в декларациях указаны гораздо более дорогие транспортные средства, которые, при желании, могут стать достойной заменой представительским машинам.

Согласно декларациям за 2014 год, наиболее дорогим авто располагает врио губернатора Камчатского края Владимир Илюхин. При годовом доходе 10,3 млн руб. он в прошлом году приобрел Mercedes G-класса. Его минимальная стоимость на официальном сайте производителя составляет 5,9 млн руб.

Бывший губернатор Краснодарского края Александр Ткачев (в апреле его место занял Вениамин Кондратьев, не имеющий декларации за прошлый год) при доходе в 9 млн руб. водит Toyota Land Cruiser Prado, минимальная стоимость которого 1,9 млн руб. В собственности его супруги находится Mercedes-Benz GL-класса, его стоимость - 4,8 млн руб.

Предпочтение немецкой марке авто отдает и губернатор Архангельской области Игорь Орлов. Задекларировав всего 2,7 млн годового дохода, он ездит на Mercedes-Benz M-класса стоимостью 3,3 млн руб., а его супруга - на Lexus GX стоимостью почти 3 млн руб.


Автомобиль стоимостью, превышающей годовой доход, - 2,3 млн руб. - имеет врио губернатора Амурской области Александр Козлов. ЕгоToyota Land Cruiser 2012 года стоит минимум 2,9 млн руб.

Самая странная ситуация с доходами и транспортными средствами у врио Брянской области Александра Богомаза. Губернатор задекларировал 3 млн собственного дохода и 695 млн руб. у супруги. Семья обладает солидным автопарком из 90 транспортных средств: 55 единиц сельхозтехники, 13 легковых автомобилей, 10 грузовиков, 4 автоприцепа и 8 других авто.

Неясна ситуация с автопарком врио губернатора Калужской области Анатолия Артамонова. Задекларированный годовой доход чиновника и его супруги составляет 5,1 млн руб. При этом в собственности Артамонова находится ГАЗ 21, от технического состояния которого стоимость может варьироваться от 50 тыс. до 3 млн рублей. Он также располагает снегоходом Turbo Touring (Т-660) стоимостью 220 тыс. руб.В свою очередь, его супруга владеет Lexus RX минимальной стоимостью 2,9 млн руб.

Врио губернатора Александр Дрозденко при задекларированном годовом доходе в 3 млн руб. и 6 млн руб. у супруги имеет в собственности квадроцикл «Ямаха-700» стоимостью 700 тыс руб, мотоцикл «Triumph America» стоимостью 797 тыс. руб, два прицепа и снегоход «SKI-DOO SKANDIC WT 900 ACE» за 1 млн руб. Его жена владеет Land Rover Range Rover Sport, минимальная стоимость которого составляет 3,9 млн руб.


Проверить наверняка, какие автомобили губернаторы приобрели за бюджетные деньги, достаточно сложно. Все госзакупки публикуются на одноименном сайте, однако заказ служебного авто обычно делается от имени администрации региона или отдельной организации (например, ФГУПа), а не от имени чиновника. При этом губернатор может пользоваться автомобилем как личным, а находиться он будет в собственности госорганизации.

Кроме того, постановление не распространяется на большинство автомобилей класса люкс, поскольку их закупка происходит через аренду и лизинг. Под ограничение попадают только автомобили с бензиновым, а не с электрическим или дизельным двигателем. Наконец, стоимость и затраты на обслуживание служебного автомобиля обычно не выкладываются в общий доступ, а отражаются только в закрытых документах организаций, в чьем хозяйстве они находятся.

Это такая огромная брешь, через которую все чиновники продолжат закупать люксовые авто за счет средств бюджета, - полагает юрист РосПила Любовь Соболь.

Наличие у губернаторов (к примеру, Александра Богомаза, Игоря Орлова или Александра Козлова) таких дорогих транспортных средств в личном пользовании, превышающих годовой доход, – повод для тщательной проверки, заявила ИА «Блокнот» Соболь.

Бывает, что чиновник зарабатывает в бизнесе, а потом приходит в политику, и у него остается дорогостоящее имущество за счет предыдущих накоплений. Но зачастую доходы, оказавшиеся ниже стоимости автомобиля, дают повод для проверки. Зачастую госслужащие переписывают свой бизнес, который они ведут по факту, на родственников или супругов. Если это дальние родственники, то их доходы вообще не публикуются в декларации, - говорит юрист.

Таким образом чиновники избегают обвинений в конфликте интересов, могут передавать родственникам средства, заработанные незаконными путями, а также дорогие автомобили, которыми они пользуются сами.

Вчерашнее постановление Медведева устанавливает и общие требования к стоимости смартфонов (для руководителей ведомств и их заместителей - не более 15 000 руб). Мебель ценных пород, отделка натуральной кожей будут разрешены исключительно высшим чиновникам. А требования к компьютерам, ноутбукам, планшетам, принтерам, грузовым автомобилям и автобусам могут быть установлены федеральными государственными органами самостоятельно.

Меньшие требования предусмотрены для глав структурных подразделений, помощников, специалистов и работников территориальных органов.

Депутат Госдумы, глава юридической службы КПРФ Вадим Соловьев готовит проект закона о внесении изменений в ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Поправка подразумевает введение ценовой детализации при проведении государственных тендеров на покупку и аренду служебных автомобилей. По предложению парламентария, стоимость покупки автомобиля предлагается ограничить суммой 2 млн рублей. Для годовой аренды также предлагается сумма 2 млн рублей с учетом всех сопутствующих трат на парковку, обслуживание, бензин и заработную плату водителя.

В условиях антироссийских санкций и непростой ситуации в экономике, считает Соловьев, со стороны чиновников крайне безответственными являются приобретение и аренда дорогих автомобилей.

Осенью прошлого года депутаты уже пытались ограничить стоимость автомобилей для чиновников. Вячеслав Лысаков, Ольга Тимофеева и Виктор Климов вносили соответствующий законопроект, ограничивающий стоимость авто суммой 3 млн рублей. Документ даже был 22 ноября прошлого года принят в первом чтении, однако до второго чтения он так и не дошел.

Мы будем вносить поправку, чтобы автомобиль стоил не дороже 2 млн рублей. В большинстве регионов и в муниципалитетах катастрофическая нехватка средств. И получается, что на дорогие служебные автомобили у них деньги есть, а на ЖКХ и другие социальные вопросы нет, - сказал Соловьев. - Поэтому в условиях кризиса с точки зрения экономии средств такие ограничения надо вводить.

Парламентарий напомнил, что в советское время было четкое и логичное разграничение по марках автомобилей в соответствии в занимаемой должностью.

Региональные и федеральные власти уже пытаются вводить свои ограничения на закупку служебного автотранспорта. Так, губернатор Ульяновской области Сергей Морозов издал распоряжение, которым ограничил стоимость авто для высокопоставленных чиновников региона суммой в 1 млн рублей, для госслужащих рангом ниже - в 700 тыс рублей.

В октябре премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление правительства, которым введено ограничение по тратам федеральных чиновников в том числе и на транспорт. Согласно ему, руководитель федерального органа власти и его заместитель (за некоторыми исключениями) не могут тратить на приобретение автомобиля сумму свыше 2,5 млн рублей, руководители структурных подразделений - более 1,5 млн рублей.

Вместе с тем, чиновники по прежнему не ограничивают себя в покупке дорогих авто, а кроме того, многие ведомства теперь не покупают автомобили, но все чаще тратят миллионы рублей на аренду автомобилей класса люкс.

Так, столичный департамент межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями заказывает для своего руководителя Юрия Артюха автомобиль бизнес-класса для ежедневного использования. Как отмечается в тендерной документации, автомобиль будет необходим главе департамента 21,5 часа в сутки, вне зависимости от того, будни это или выходные. На годовую аренду одного автомобиля из бюджета чиновники готовы потратить 8,5 млн рублей. При этом, согласно техническому заданию, исполнитель берет на себя расходы по обслуживанию автомобиля (оплата страховки, бензин, зарплата водителей), оплату парковки на территории правительства Москвы и мэрии.

Еще один заказ, вызвавший недовольство общественности, разместил департамент территориальных органов исполнительной власти (ДТОИВ). Руководители и сотрудники ведомства согласны перемещаться на автомобилях исключительно бизнес-класса, на годовую аренду которых из бюджета выделяется более 20 млн рублей. При этом в техзадании сразу же ограничиваются марки машин: BMW 740Li и 528i и Nissan Teana. Автомобили будут обслуживать департамент 299 дней в году в течение 13,5–16,5 часа ежедневно.

Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов уже подготовил два письма (есть в распоряжении «Известий») в мэрию с просьбой провести проверку этих заказов московских департаментов. Как рассказал «Известиям» сам Кабанов, проверка должна быть проведена по двум пунктам: ценообразование и попытка ухода от требований по приобретению автомобилей российской сборки.

По тендеру департамента межрегионального сотрудничества муниципальный депутат района Северное Измайлово Дмитрий Барановский подготовил отдельное обращение в ФАС, так как, по его мнению, такой автомобиль «имеет избыточные потребильские свойства» и противоречит федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44-й ФЗ).

Второй тендер так же ждет оценка со стороны антимонопольного органа.

«Прошу проверить обоснованность закупок ДТОИВ города Москвы на сумму более 20 млн рублей на оказание услуг по аренде автомобилей с водителями. В конкурсной документации незаконно ограничиваются наименования поставляемой на конкурс техники, все системы и описание конкретизированы до марки - это BMW 740Li. Это видно из технической документации данного конкурса, - пишет в своем обращении в УФАС по Москве муниципальный депутата района Тропарево-Никулино Владимир Гарначук. - Производится закупка услуг по аренде премиального автомобиля с явно излишними характеристиками и с явным нарушением в виде ограничения по марке предоставляемого автомобиля. Прошу проверить законность приобретения услуг по данному конкурсу и возможные нарушения антимонопольного законодательства при его проведении».

В департаменте территориальных органов исполнительной власти не предоставили комментарий по этой закупке.

Проблема действительно существует. Сейчас мы вместе с ОНФ проводим мониторинг сайта государственных закупок и с каждым случаем выявления завышенного тендера на аренду служебного автомобиля пытаемся разобраться отдельно. Но поскольку никаких законов такие тендеры не нарушают, то и повлиять мы можем только на репутацию объявившего тендер чиновника, - прокомментировал ситуацию с закупками машин для чиновников член комитета Госдумы по транспорту Александр Васильев.

Муниципальные чиновники, чувствуя безнаказанность, не стесняются искать разные способы урвать свою долю бюджетных денег. Если их ограничивают в одном из этих способов, они будут искать всё новые и новые, - считает эксперт Национального антикоррупционного комитета Илья Хандриков. - Поэтому ограничения, конечно, нужны, но нужны и санкции. Как карается воровство во всех иных случаях, так логично карать и за подобные траты. Для эффективного решения этой проблемы нужны более серьезные и жесткие меры.

По словам координатора общества «Синие ведерки» Петра Шкуматова, чиновники поняли, что вскоре может вступить в силу запрет на приобретение и аренду дорогих служебных автомобилей, поэтому ищут способы его обойти. Например, не покупать, а заказывать услуги на предоставление дорогих машин с водителем.

Для контроля за чиновниками необходимо принимать закон, который будет определять предельные расходы на одного чиновника и расходы на транспорт, командировки в зависимости от бюджета, выделяемого на департамент, - сказал Шкуматов.