Буквы на покрышках. Что означают цифры и символы на автомобильных шинах? Как обозначается дата изготовления шины

Вы хотите выбрать шину для вашего авто, но плохо разбираетесь в маркировке шин? Это не проблема! В данном разделе, мы поможем вам разобраться: какие бывают параметры шины, что они означают, и какая именно покрышка подходит для вашего автомобиля.

Подобрать шины / каталог шин

Расшифровка маркировки шин.

195/65 R15 91 T XL

195 - это ширина шины в мм.

65 - Пропорциональность, т.е. отношение высоты профиля к ширине. В нашем случае оно равно 65%. Проще говоря, при одинаковой ширине, чем больше этот показатель, тем шина будет выше и наоборот. Обычно эту величину называют просто - «профиль».

Поскольку профиль шины это величина относительная, то важно учитывать при подборе резины, что если вы вместо типоразмера 195/65 R15 захотите поставить автошины с размером 205/65 R15, то увеличится не только ширина покрышки, но и высота! Что в большинстве случаев недопустимо! (за исключением случаев, когда оба этих типоразмера указаны в книжке по эксплуатации авто). Точные данные по изменению внешних размеров колеса вы можете рассчитать в специальном шинном калькуляторе.

Если это соотношение не указано (например, 185/R14С), значит оно равно 80-82% и шина называется полнопрофильной. Усиленные шины с такой маркировкой обычно применяют на микроавтобусах и легких грузовичках, где очень важна большая максимальная нагрузка на колесо.

R - означает автошину с радиальным кордом (по сути, сейчас почти все шины делаются именно так).

Многие ошибочно полагают, что R- означает радиус шины, но это именно радиальная конструкция автошины. Бывает еще диагональная конструкция (обозначается буквой D), но в последнее время ее практически не выпускают, поскольку ее эксплуатационные характеристики заметно хуже.

15 - диаметр колеса (диска) в дюймах. (Именно диаметр, а не радиус! Это тоже распространенная ошибка). Это «посадочный» диаметр покрышки на диск, т.е. это внутренний размер шины или наружный у диска.

91 - индекс нагрузки. Это уровень предельно-допустимой нагрузки на одно колесо. Для легковых автомобилей он обычно делается с запасом и при выборе шин не является решающим значением, (в нашем случае ИН - 91 - 670 кг.). Для микроавтобусов и небольших грузовиков этот параметр очень важен и его обязательно необходимо соблюдать.

Таблица индексов нагрузки шины:

T - индекс скорости шины. Чем он больше, тем с большей скоростью вы можете ездить на данной покрышке, (в нашем случае ИС - Н - до 210 км/ч). Говоря про индекс скорости автошины хочется отметить, что этим параметром производитель покрышек гарантирует нормальную работу резины при постоянном движении машины с указанной скоростью в течении нескольких часов.

Таблица индексов скорости:

Маркировка американских шин:

Существуют две различные маркировки американских шин. Первая очень похожа на европейскую, только перед типоразмером ставится буквы «P» (Passanger - для легковой машины) или «LT» (Light Truck - лёгкий грузовик). Например: P 195/60 R 14 или LT 235/75 R15. И другая маркировка автошины, которая принципиально отличается от европейской.

Например: 31x10.5 R15 (соответствует европейскому типоразмеру 265/75 R15)

31 - внешний диаметр шины в дюймах.
10.5 - ширина шины в дюймах.
R - автошина радиальной конструкции (более старые модели автошин были с диагональной конструкцией).
15 - внутренний диаметр шины в дюймах.

Вообще говоря, если не считать непривычных нам дюймов, то американская маркировка автошин логичная и более понятная, в отличае от европейской, где высота профиля покрышки непостоянна и зависит от ширины автошины. А тут все просто с расшифровкой: первая цифра типоразмера - внешний диаметр, вторая - ширина, третья - внутренний диаметр.

Дополнительная информация указываемая в маркировке на боковине шины:

XL или Extra Load - усиленная шина, индекс нагрузки которой выше на 3 единицы, чем у обычных автошин того же типоразмера. Другими словами если на данной шине указан индекс нагрузки 91 с пометкой XL или Extra Load, то это значит, что при данном индексе, шина способна выдержать максимальную нагрузку в 670 кг вместо 615 кг (смотреть таблицу индексов нагрузки шин).

M+S или маркировка покрышки M&S (Mud + Snow) - грязь плюс снег и означает, что шины всесезонные или зимние. На многих летних покрышках для внедорожников указывается M&S. Однако эти шины нельзя эксплуатировать в зимнее время, т.к. зимние шины имеют совсем другой состав резины и рисунок протектора, а значок M&S указывает на хорошие показатели проходимости автошины.

All Season или AS всесезонные шины. Aw (Any Weather) - Любая погода.

Пиктограмма * (снежинка) - резина предназначена для использования её в суровых зимних условиях. Если на боковине шины нет этой маркировки, то эта автошина предназначена для использования только в летних условиях.

Aquatred, Aquacontact, Rain, Water, Aqua или пиктограмма (зонтик) - специальные дождевые шины.

Outside и Inside ; ассиметричные шины, т.е. важно не перепутать какая сторона наружная, а какая внутренняя. При установке надпись Outside должна быть с наружной стороны автомобиля, а Inside - с внутренней.

RSC (RunFlat System Component) - шины RunFlat - это покрышки, на которых можно продолжать движение на автомобиле со скоростью не более 80 км/ч при ПОЛНОМ падении давления в шине (при проколе или порезе). На этих шинах, в зависимости от рекомендаций производителя, можно проехать от 50 до 150 км. Разные производители автошин используют различные обозначения технологии RSC. Например: Bridgestone RFT, Continental SSR, Goodyear RunOnFlat, Nokian Run Flat, Michelin ZP и т. д.

Rotation или стрелка эта маркировка на боковине шины означает направленную шину. При установке покрышки нужно строго соблюдать направление вращения колеса, указанное стрелкой.

Tubeless - бескамерная шина. При отсутствии данной надписи покрышка может использоваться только с камерой. Tube Type - обозначает, что эта покрышка обязательно должна эксплуатироваться только с камерой.

Max Pressure ; максимально допустимое давление в шине. Max Load - максимально допустимая нагрузка на каждое колесо автомобиля, в кг.

Reinforced или буквы RF в типоразмере (например 195/70 R15RF) означают, что это усиленная шина (6 слоёв). Буква С в конце типоразмера (например 195/70 R15C) обозначает грузовую шину (8 слоёв).

Radial эта маркировка на резине в типоразмере означает, что это авторезина радиальной конструкции. Steel означает, что в конструкции шины присутствует металлический корд.

Буква E (в кружочке) - шина соответствует европейским требованиям ECE (Economic Commission for Europe). DOT (Department of Transportation - Министерство транспорта США) - американский стандарт качества.

Temperature А, В или С термостойкость авторезины при высоких скоростях на испытательном стенде (А - наилучший показатель).

Traction А, В или С - способность шины к торможению на влажном дорожном полотне.

Treadwear ; относительный ожидаемый километраж пробега по сравнению со специальным стандартным тестом США.

TWI (Tread Wear Indiration) - указатели индикаторов износа протектора автошины. Маркировка на колесе TWI также может быть со стрелкой. Указатели располагаются равномерно в восьми или шести местах по всей окружности покрышки и показывают минимально допустимую глубину протектора. Индикатор износа выполняется в виде выступа с высотой 1.6 мм (минимальная величина протектора для легких автомобилей) и располагается в углублении протектора (как правило, в водоотводящих канавках).

DOT - Закодированный адрес производителя, код размера шины, сертификат, дата выпуска (неделя/год).

Посмотрите на комбинацию букв/цифр на шине. Большинство размеров шин начинаются с буквы или букв, которые обозначают тип автомобиля и/или характер эксплуатации, для которого они разработаны. Общие индикаторы:

  • P225/50R16 91S
    • P = Когда размер шины начинается с "P", это значит, что размер шины указан в системе "P-metric", которая предназначена для использования в преимущественно пассажирских автомобилях. Сюда входят легковые автомобили, минивэны, "паркетные" внедорожники и легкие пикапы (обычно грузоподъемностью 250 - 500 кг). Размеры в системе "P-metric" начали использовать в конце 1970-х годов, на сегодняшний день они используются чаще всего.
    • /50R16 92S = Если сначала не стоит буква с тремя цифрами за ней, тогда это шина с метрическим размером (также называется "Euro-metric" потому, что эти размеры произошли из Европы). Кроме того, что система "Euro-metric" используется на европейских машинах, она также применяется на фургонах и "паркетных" внедорожниках. Размеры в системе "Euro-metric" эквивалентны размерам в системе "P-metric", но, как правило, слегка отличаются в максимальной допустимой нагрузке.
  • T125/90D16 98M
    • T = Если размер шины начинается с "T", это значит, что шина "Запасная" ("запасное колесо-докатка") и ее можно использовать, пока спущенную основную шину не заменят или отремонтируют.
  • LT245/75R16 108/104S
    • LT = Если размер шины начинается с "LT", это значит, что размер шины указан в системе "Light Truck-metric", предназначенной для использования на транспортных средствах, способных перевозить тяжеловесные грузы или буксировать большие трейлеры. Сюда относятся средние и тяжелые (грузоподъемностью 750 - 1000 кг) грузовые автомобили-пикапы, "паркетные" внедорожники и полноразмерные фургоны. Шины с обозначением "LT" – "младшие братья" шин, которые используются на 18-колесном тягаче и разработаны с учетом значительной резервной нагрузки, чтобы выдерживать дополнительную нагрузку от перевозки тяжелых грузов.
  • 50R16LT 112/107Q, 8.75R16.5LT 104/100Q или 31x10.50R15LT 109Q
    • LT = Если размер шины заканчивается на "LT", это значит, что шина относится к ранним систем маркировки – "Numeric" (числовой), "Wide Base"(с широким основанием) или "Flotation" (флотационной), разработанных для использования на транспортных средствах, способных перевозить тяжелые грузы, а также на прицепных трейлерах (числовая система маркировки). Диаметр обода этих шин начинается с 16,5 дюймов (с широким основанием), шины большого размера позволяют автомобилю преодолевать поверхности из грязи и песка (флотационные). Сюда входят легкие, средние и тяжелые (обычно, грузоподъемностью 500 кг, 750 кг и 1000 кг) грузовые автомобили-пикапы и "паркетные" внедорожники. Шины с обозначением "LT" в конце также являются "младшими братьями" шин, которые используются на 18-колесном тягаче и разработаны с учетом значительной резервной нагрузки, чтобы выдерживать дополнительную нагрузку от перевозки тяжелых грузов.
  • /70R15C 104/102R
    • C = Если шина с размером в системе "Euro-metric" заканчивается на "C", это означает, что шина – коммерческого назначения и должна быть использована на фургонах или развозных машинах, которые способны перевозить большие грузы. В дополнение к маркировке буквой "C" в размере шины, они также маркируются соответствующим сервисным описанием и "диапазоном нагрузок" (диапазон нагрузок B, диапазон нагрузок С или диапазон нагрузок D).
  • ST225/75R15
    • ST = Если размер шины начинается с "ST", это значит, что это шина с размером "Special Trailer Service" и предназначена для использования на автоприцепах общего назначения и для перевозки лодок или автомобилей. Эти шины нельзя использовать на автомобилях, фургонах или пикапах.

Посмотрите на трехзначное число. Оно обозначает ширину профиля шины в миллиметрах.

  • P225/50R16 91S. 225 указывает на то, что ширина шины – 225 миллиметров от самой широкой части внешней стороны до самой широкой стороны внутренней при установке и измерении на колесе определенного размера.
  • Посмотрите на две цифры после ширины профиля шины. Это отношение высоты шины.

    • P225/50R16 91S. 50 обозначает, что высота шины (от посадочного обода до наружного края колеса) составляет 50% от ширины профиля. Это значение -- высота профиля шины, а также называется ее серией, профилем и отношением высоты профиля шины к его ширине. Чем больше это значение, тем больше боковина шины, и наоборот. Мы знаем, что ширина профиля шины – 225 мм, а высота – 50% от 225 мм. Соответственно, умножив 225 на 50% (0,50), мы получим высоту профиля 112,5 мм. Если бы размер шины был P225/70R16, тогда умножив 225 на 70% (0,70), получим высоту профиля 157,5, что на 45 мм больше.
  • Посмотрите на букву, которая следует за цифрами – она обозначает радиальную конструкцию шины.

    • P225/50R16, P225/50ZR16. R в P225/50R16 91S указывает на то, что шина имеет радиальную конструкцию и нити корда в слоях каркаса располагаются радиально. На сегодняшний день это самый популярный тип шин. 98% всех проданных шин – радиального типа.
    • Если в размере шины вместо R стоит D (225/50D16), это значит, что шина имеет диагональный тип каркаса, а ее конструкция состоит из перекрещивающихся слоев корда. Шины с этой конструкцией предназначены для использования в качестве запасных и для грузовых автомобилей малой грузоподъемности.
    • Если вместо R стоит B (225/50B16), значит, шина имеет не только диагональный каркас, как ранее, но и усилена ремнями в районе протектора. Этот тип конструкции шин называют "Belted". Сегодня шин с такой конструкцией почти не осталось.
  • Посмотрите на индекс скорости. На сегодняшний день единственный тип шин, в размер которых включен индекс скорости, – это шины "Z-speed rated". В этом случае, после двух цифр, используемых для идентификации отношение высоты профиля шины к его ширине стоят буквы ZR, которые определяют индекс скорости (Z) и внутреннюю конструкцию шины (R). Начиная с 1991, все другие типы маркировки индекса скорости указываются в сервисном описании (о котором вы скоро узнаете).

  • Учитывайте диаметр шины и колеса.

    • P225/50R16 91S. 16 указывает на то, что шина подходит для диска диаметром 16 дюймов.
    • Шины, диаметр которых указан в дюймах (P225/50R16, также как и 8, 10, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 20, 22, 23, 24, 26 и 28) на сегодняшний день наиболее распространены и на большинстве автомобилей, минивэнах, фургонах, "паркетных" внедорожниках и легких грузовых автомобилях малой грузоподъемности. Хотя и не так часто, но на сегодняшний день еще используется два дополнительных "уникальных" типа диаметров шин/колес.
      • Шины и диски, диаметр которых имеет шаг в 0,5 дюйма (8.00R16.5LT, также как и 14.5, 15.5, 17.5, 19.5) используются на некоторых тяжеловозах, легких грузовых автомобилях большой грузоподъемности и крытых фургонах.
      • Если диаметр шин и дисков выражен в миллиметрах (190/65R390, также как и 365, 415), эта система называется миллиметрической. Michelin использовал миллиметрическую систему для своих шин TRX, которые применялись в ограниченном количестве на разных автомобилях в конце 1970 и 1980 годов.
      • Система Michelin PAX – это интегрированная система шины/колеса, выполненная по технологии RunFlat; она была представлена в Северной Америки в качестве оригинального оборудования. Например, размеры шины и диска системы PAX указаны в миллиметрах – 235/710R460A 104T (235 мм – ширина профиля шины, наружный диаметр шины – 710 мм и 460А мм – диаметр обода), буква "A" в 460A указывает на то, что шины с асимметричными бортами, наружный (450 мм) и внутренний (470 мм) борт имеют разные диаметры.
      • Все эти "уникальные" диаметры шины/колеса были разработаны специально под проект шины/колеса или для определенного автомобиля потребовались шины или колеса специфического размера. Бортовые профили всех этих шин и колес по форме отличаются от традиционных "дюймовых ободов".
  • Расшифровка маркировки шин

    Основные параметры маркировки приведены на следующем рисунке:

    Пример: 195/65 R15 91 T XL

    195 - это ширина шины в мм.

    65 - Пропорциональность, т.е. отношение высоты профиля к ширине . В нашем случае оно равно 65%. Проще говоря, при одинаковой ширине, чем больше этот показатель, тем шина будет выше и наоборот. Обычно эту величину называют просто - «профиль».

    Например, можно рассмотреть две шины: первая - 195/70 R14 и вторая - 195/65 R14 и вычислить их диаметр (по сути, высоту). Общая формула следующая:

    High

    Prop

    Width

    Подставляя два любых известных параметра, можно вычислить третий. Расчет для первой шины:

    High

    0.70

    Откуда высота High = 0.70 * 195 = 136,5 мм. (это высота с одной стороны, ее еще надо умножать на 2).

    Учтем, что диаметр 14 дюймов равен 355,6 мм.

    Тогда полная высота шины 195/70 R14 будет 136,5 * 2 + 355,6 = 628,6 мм

    Расчет для второй шины:

    High

    0.65

    Откуда высота = 0.65 * 195 = 126,75 мм. (это высота с одной стороны, ее еще надо умножать на 2).

    Диаметр 14 дюймов равен 355,6 мм.

    То есть, полная высота шины 195/65 R14 будет 126,75 * 2 + 355,6 = 609,1 мм

    Таким образом, высота над землей оси автомобиля будет различаться на (628,6-609,1)/2 = 9,75 мм. То есть, разница около 1 см.

    Поскольку профиль шины это величина относительная, то важно учитывать при подборе резины, что если вы вместо типоразмера 195/65 R15 захотите поставить автошины с размером 205/65 R15, то увеличится не только ширина покрышки, но и высота! Что в большинстве случаев недопустимо! (за исключением случаев, когда оба этих типоразмера указаны в книжке по эксплуатации авто). Точные данные по изменению внешних размеров колеса вы можете рассчитать в специальном шинном калькуляторе.

    Если это соотношение не указано (например, 185/R14С), значит оно равно 80-82% и шина называется полнопрофильной. Усиленные шины с такой маркировкой обычно применяют на микроавтобусах и легких грузовичках, где очень важна большая максимальная нагрузка на колесо.

    R - означает автошину с радиальным кордом (по сути, сейчас почти все шины делаются именно так).

    Многие ошибочно полагают, что R- означает радиус шины, но это именно радиальная конструкция автошины. Бывает еще диагональная конструкция (обозначается буквой D), но в последнее время ее практически не выпускают, поскольку ее эксплуатационные характеристики заметно хуже.

    15 - диаметр колеса (диска) в дюймах. (Именно диаметр, а не радиус! Это тоже распространенная ошибка). Это «посадочный» диаметр покрышки на диск, т.е. это внутренний размер шины или наружный у диска.

    91 - индекс нагрузки. Это уровень предельно-допустимой нагрузки на одно колесо. Для легковых автомобилей он обычно делается с запасом и при выборе шин не является решающим значением, (в нашем случае ИН - 91 - 670 кг.). Для микроавтобусов и небольших грузовиков этот параметр очень важен и его обязательно необходимо соблюдать.

    Таблица индексов нагрузки шины:

    T - индекс скорости шины. Чем он больше, тем с большей скоростью вы можете ездить на данной покрышке, (в нашем случае ИС - Н - до 210 км/ч). Говоря про индекс скорости автошины хочется отметить, что этим параметром производитель покрышек гарантирует нормальную работу резины при постоянном движении машины с указанной скоростью в течении нескольких часов.

    Таблица индексов скорости:

    Маркировка американских шин:

    Существуют две различные маркировки американских шин. Первая очень похожа на европейскую, только перед типоразмером ставится буквы «P» (Passanger - для легковой машины) или «LT» (Light Truck - лёгкий грузовик). Например: P 195/60 R 14 или LT 235/75 R15. И другая маркировка автошины, которая принципиально отличается от европейской.

    Например: 31x10.5 R15 (соответствует европейскому типоразмеру 265/75 R15)

    31 - внешний диаметр шины в дюймах.
    10.5 - ширина шины в дюймах.
    R - автошина радиальной конструкции (более старые модели автошин были с диагональной конструкцией).
    15 - внутренний диаметр шины в дюймах.

    Вообще говоря, если не считать непривычных нам дюймов, то американская маркировка автошин логичная и более понятная, в отличае от европейской, где высота профиля покрышки непостоянна и зависит от ширины автошины. А тут все просто с расшифровкой: первая цифра типоразмера - внешний диаметр, вторая - ширина, третья - внутренний диаметр.

    Дополнительная информация указываемая в маркировке на боковине шины:

    XL или Extra Load - усиленная шина, индекс нагрузки которой выше на 3 единицы, чем у обычных автошин того же типоразмера. Другими словами если на данной шине указан индекс нагрузки 91 с пометкой XL или Extra Load, то это значит, что при данном индексе, шина способна выдержать максимальную нагрузку в 670 кг вместо 615 кг (смотреть таблицу индексов нагрузки шин).

    M+S или маркировка покрышки M&S (Mud + Snow) - грязь плюс снег и означает, что шины всесезонные или зимние. На многих летних покрышках для внедорожников указывается M&S. Однако эти шины нельзя эксплуатировать в зимнее время, т.к. зимние шины имеют совсем другой состав резины и рисунок протектора, а значок M&S указывает на хорошие показатели проходимости автошины.

    All Season или AS всесезонные шины. Aw (Any Weather) - Любая погода.

    Пиктограмма * (снежинка) - резина предназначена для использования её в суровых зимних условиях. Если на боковине шины нет этой маркировки, то эта автошина предназначена для использования только в летних условиях.

    Aquatred, Aquacontact, Rain, Water, Aqua или пиктограмма (зонтик) - специальные дождевые шины.

    Outside и Inside ; ассиметричные шины, т.е. важно не перепутать какая сторона наружная, а какая внутренняя. При установке надпись Outside должна быть с наружной стороны автомобиля, а Inside - с внутренней.

    RSC (RunFlat System Component) - шины RunFlat - это покрышки, на которых можно продолжать движение на автомобиле со скоростью не более 80 км/ч при ПОЛНОМ падении давления в шине (при проколе или порезе). На этих шинах, в зависимости от рекомендаций производителя, можно проехать от 50 до 150 км. Разные производители автошин используют различные обозначения технологии RSC. Например: Bridgestone RFT, Continental SSR, Goodyear RunOnFlat, Nokian Run Flat, Michelin ZP и т. д.

    Rotation или стрелка эта маркировка на боковине шины означает направленную шину. При установке покрышки нужно строго соблюдать направление вращения колеса, указанное стрелкой.

    Tubeless - бескамерная шина. При отсутствии данной надписи покрышка может использоваться только с камерой. Tube Type - обозначает, что эта покрышка обязательно должна эксплуатироваться только с камерой.

    Max Pressure ; максимально допустимое давление в шине. Max Load - максимально допустимая нагрузка на каждое колесо автомобиля, в кг.

    Reinforced или буквы RF в типоразмере (например 195/70 R15RF) означают, что это усиленная шина (6 слоёв). Буква С в конце типоразмера (например 195/70 R15C) обозначает грузовую шину (8 слоёв).

    Radial эта маркировка на резине в типоразмере означает, что это авторезина радиальной конструкции. Steel означает, что в конструкции шины присутствует металлический корд.

    Буква E (в кружочке) - шина соответствует европейским требованиям ECE (Economic Commission for Europe). DOT (Department of Transportation - Министерство транспорта США) - американский стандарт качества.

    Temperature А, В или С термостойкость авторезины при высоких скоростях на испытательном стенде (А - наилучший показатель).

    Traction А, В или С - способность шины к торможению на влажном дорожном полотне.

    Treadwear ; относительный ожидаемый километраж пробега по сравнению со специальным стандартным тестом США.

    TWI (Tread Wear Indiration) - указатели индикаторов износа протектора автошины. Маркировка на колесе TWI также может быть со стрелкой. Указатели располагаются равномерно в восьми или шести местах по всей окружности покрышки и показывают минимально допустимую глубину протектора. Индикатор износа выполняется в виде выступа с высотой 1.6 мм (минимальная величина протектора для легких автомобилей) и располагается в углублении протектора (как правило, в водоотводящих канавках).

    На современных автошинах имеется довольно обширная маркировка: множество разных букв и цифр. Однако, обычному водителю они дадут немного информации, если, конечно, он предварительно не изучил какую-нибудь специальную литературу по маркировке шин. В этой же статье мы с вами рассмотрим самые важные обозначения цифр на шинах автомобиля, какие характеристики покрышки они обозначают и на что следует в первую очередь обращать внимание при покупке. Начнём.

    Итак, существует два типа маркировки шин : европейская (метрическая) и американская (дюймовая).

    Европейская маркировка

    В нашей стране более распространена европейская маркировка шин, поэтому начнём обзор с неё. Для примера возьмём покрышку со следующими параметрами:

    175 — ширина профиля шины в миллиметрах

    80 – высота профиля шины в процентах от ширины (в нашем примере это будет 80% от 175 мм, получается 140 мм)

    R – конструкция шины. R – это шина радиальной конструкции (слои корда шины уложены вдоль линии радиуса). Существуют также диагональные шины, в них корд уложен по направлению борта.

    14 – диаметр внутренней окружности шины в дюймах. Здесь главное не перепутать диаметр с радиусом из-за буквы R, которая стоит перед обозначением диаметра, и, как мы уже выяснили, означает тип конструкции шины, а не её радиус.

    88 – индекс максимальной нагрузки. У каждого значения индекса – своя нагрузка. В данном случае для 88 нагрузка будет 560 кг. Нагрузку для других значений можно посмотреть в таблице.

    Индекс нагрузки 60 65 70 75 80 85 90 95
    250 290 335 387 450 515 600 690
    Индекс нагрузки 100 105 110 115 120 125 130 135
    800 925 1060 1215 1400 1650 1900 2180

    Н – индекс скорости. Он также, как и индекс нагрузки, имеет свои значения (см. таблицу). Здесь же у нас шина с максимальной скоростью 210 км/ч.

    Индекс скорости A1 A2 A3 A4 A5 A6 A7 A8
    Скорость, км/ч 5 10 15 20 25 30 35 40
    Индекс скорости B C D E F G J K
    Скорость, км/ч 50 60 65 70 80 90 100 110
    Индекс скорости K L M N P Q R S
    Скорость, км/ч 110 120 130 140 150 160 170 180
    Индекс скорости T H V W Y VR ZR ZR(Y)
    Скорость, км/ч 190 210 240 270 300 >210 >240 >300

    Американская маркировка

    Теперь рассмотрим пример американской (дюймовой) маркировки:

    Пример: 35×12.50 R 15 LT 113R

    • 35 - внешний диаметр шины, в дюймах
    • R - шина имеет каркас радиального типа
    • 15 - посадочный диаметр шины, в дюймах, то же что в метрической системе
    • LT - функция шины (LT - light trucks, для лёгких грузовиков)
    • 113 - индекс нагрузки
    • R - индекс скорости

    Помимо этих значений, на шинах автомобиля также присутствует несколько других обозначений. Рассмотрим их подробно.

    Год выпуска шины

    Маркировка года выпуска шины обозначается четырьмя цифрами. Первые две цифры – это неделя года (37-я), вторые – год изготовления (11).

    Страна – изготовитель шины

    Тут всё просто. Находим надпись «Made in…». Эта шина – китайская.

    Тип корда

    А так выглядит информация о типе корда в брекере и боковине. Здесь в брекере (TREAD ) применяется 2 слоя стального корда (STEEL 2 ), 2 слоя синтетического корда (POLYESTER 2 ) и одного экранирующего слоя из нейлона (NYLON 1 ). В боковине же (SIDEWALL ) здесь 2 слоя синтетического корда (POLYESTER 2 PILES ).

    Также существуют шины, предназначенные для повышенной нагрузки. В них применяется больше слоёв корда, чем в обычных шинах. Обозначаются они маркировкой XL (Extra Load), которая обычно ставится после индекс нагрузки. Также может быть и отдельная надпись EXTRA LOAD .

    Максимальное давление в шине

    Маркировка MAX PRESSURE (сам надпись может и отсутствовать, а стоять только цифры) указывает на максимальное давление, которое шина может выдержать. У этой шины максимальное давление составляет 350 kPa (килопаскаль). В переводе на атмосферы это будет 3,5 атмосфер (по курсу 100 kPa = 1 атмосфера). Также давление бывает указано в PSI (фунт на квадратный дюйм). Для перевода PSI в атмосферы можно посмотреть в специальную таблицу:

    PSI 20 22 23 25 26 28 29 30 32 33
    BAR 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 2.0 2.1 2.2 2.3
    PSI 35 36 38 39 41 42 44 45 46 48
    BAR 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 3.0 3.1 3.2 3.3

    Обратите внимание, что на шине указывается не рекомендуемое давление, а максимальное, которое шина может выдержать !

    Маркировка шин M S

    На всесезонных шинах (и зимних тоже) наносится маркировка M+S. Эти буквы обозначают грязь + снег
    Тут же видна маркировка радиальной конструкции шины отдельным словом — RADIAL

    Направление вращения шины

    Если шина имеет направленный рисунок протектора, то на такой шине будет показано направление её вращения в виде стрелки с надписью ROTATION

    А если у шины рисунок протектора ассиметричный, то на внутренней её стороне будет надпись INSIDE , а на наружной – OUTSIDE .

    Индикатор износа шины

    Расположение индикатора износа может быть указано на боковой поверхности шины небольшой надписью TWI , треугольником или каким-нибудь другим значком. Сам же индикатор обычно представляет собой перемычку в канавке между протекторами. Когда протектор стирается и его высота уменьшается до высоты индикатора, это означает, что шину пора менять. Также на шине может присутствовать индикатор в виде капли. Когда эта капля стирается, шина перестаёт сопротивляться аквапланированию.

    У зимней резины есть дополнительный индикатор — снежинка. Зимний индикатор выше «летнего» и, когда протектор стирается до «зимнего» индикатора, сопротивление зимней резины скольжению по льду и снегу полностью исчезает, и её пора менять. Ну или можно «докатать» как летнюю. Некоторые производители оснащают свои шины цифровым индикатором, который выполняется в виде цифры на шине. Как только у летних шин цифра стирается до 1,6 мм, а у зимних – до 4 мм (минимальной высоты рисунка протектора), шины пора менять.

    Износостойкость, сцепление и температура

    TREADWEAR означает износостойкость резиносмеси, из которой шина изготовлена. Чем ниже числовое значение (здесь – 180), тем меньше ресурс шин. У обычных шин для повседневной езды TREADWEAR обычно составляет от 220 до 340. У шин, которые устанавливают на комфортабельные автомобили, не предназначенные для агрессивной езды, ресурс обычно выше – около 400. У спортивных же шин, напротив, он может быть ниже 200 (как на примере). Это объясняется тем, что спортивные шины изготавливаются из более мягкой резиносмеси для более лучшего сцепления с дорожным покрытием.

    Однако, TREADWEAR не даёт чёткой картины относительно будущего износа покрышки, так как на износ сильно влияет манера езды, вес автомобиля, давление в шинах и т.д. Поэтому не стоит предавать этому показателю большое значение.

    TRACTION показывает сцепление шины с дорожным покрытием. AA лучший результат, A -высокий, B -средний и C -низкий.

    TEMPERATURE – термостойкость шины на высоких скоростях. Чем выше этот показатель, тем большую температуру шина может выдержать при эксплуатации. A означает, что шина может выдержать высокую температуру, B – среднюю и C – низкую. Практически все шины для легковых автомобилей имеют обозначение A. B и C могут встретится на шинах, не рассчитанных на высокие скорости, например на внедорожных.

    Стандарты качества

    Автошины могут иметь сертификацию, соответствующую стандартам Европы или США.

    Европейская сертификация обозначается буквой E (соответствие требованиям ECE – Economic Comission for Europe) с цифрами. Цифра рядом с буквой обозначает одну из стран, уполномоченных сертифицировать шины. После указывается номер сертификата из 5-6 цифр.

    Соответствие шины американским стандартам обозначается аббревиатурой DOT (Department Of Transport) c буквами и цифрами, которые обозначают завод-производитель и типоразмер покрышки.

    Что означают цифры и символы на автомобильных шинах?

    При выборе автомобильных шин мало обращать внимание на стоимость и внешний вид, следует внимательно изучить, что написано на боковой стороне шины. Первое на что стоит обратить внимание, это размерность.

    кликните по рисунку для увеличения

    Например, обозначение 195/65 R15 говорит, что ширина шины составляет 195 мм, высота профиля шины 65% от ширины шины и R15 это монтажный диаметр в дюймах. Далее следует маркировка индексов скорости и индексов максимальной нагрузки . Приведенные ниже таблицы помогут расшифровать эти значения.

    Таблица индексов максимальной нагрузки.

    Индексы максимальной скорости

    Например, обозначение 91Т информирует нас, что максимальная скорость для данной покрышки не должна превышать 190 км/ч, а так же, что не больше 615 кг. Постарайтесь не экспериментировать с размерами шин, не зря производитель рекомендует определенные размеры. Ведь именно на них достигаются максимальные ходовые характеристики вашего автомобиля. При бортировании шины обязательно стоит учитывать направление вращения, обычно обозначается стилилизованной стрелкой.

    Разные виды обозначения направления вращения

    На зимних шинах будет присутствовать знак снежинки на фоне горы, а так же буквы M+S , М обозначает «грязь», S «снег»

    Пожалуй, самое главное и малоприметное обозначение это дата выпуска шины . Обозначение наносится в формате «35.11», это значит, что шина выпущена в 35 неделе 2011 года. Следите, чтобы шина не была старше двух лет, ведь срок жизни покрышки пять лет, потом она теряет свои свойства.

    Остальная информация несет в себе кодировку завода изготовителя и информацию для шиномонтажников. Например, цветные кружки и треугольники на шине . Правда, наши шиномонтажники особо не уделяют внимание на эти обозначения. Современная балансировочная техника позволяет точно отбалансировать колесо. Особого внимания на эти знаки уделять не стоит.

    Балансировочные метки

    Технологические метки

    Красный цвет указывает на самую тяжелую часть шины, желтый напротив самую легкую, а белый на самую тонкую часть боковины шины. Продольные цветовые полоски на протекторе вопреки расхожим мнениям, указывают на тип заготовки резиновый смеси. Такая маркировка используется только для того, что бы на этапе производства рабочие не перепутали заготовки будущих шин.

    Выступы на протекторе это индикаторы износа . Не рекомендуется использовать шину, если индикаторы износа по уровню сравнялись с рисунком протектора.