Автомобили советских и российских лидеров. Справка. Знаковые правительственные автомобили для генсеков ссср и президентов россии

Российские лидеры в перспективе могут вновь пересесть с иномарок на "Зилы", сообщил управляющий делами президента РФ Владимир Кожин. До первой половины 1990-х годов лидеры СССР и России пользовались в основном отечественными машинами представительского класса марки "ЗиЛ".

Иосиф Сталин питал страсть к огромным и роскошным американским машинам "Паккард" (Packard).

В 1933 г. была закуплена партия машин "Паккард" с 12-цилиндровым мотором, который так и назывался - "Твелв" с открытым кузовом фаэтон. Этот автомобиль оснащался двигателем 7,7 литра, развивающим при формированном варианте до 180 сил. Один из них с упрощенным 160‑сильным мотором попал к Сталину.

Вождь очень любил пользоваться этим автомобилем в дачных поездках, где его спутниками были Киров и Орджоникидзе, а шофером - сын Василий, научившийся уже в 12 лет лихо управляться с 12-цилиндровой машиной.

В октябре 1935 г. американским послом Авереллом Гарриманом в дар от президента США Франклина Рузвельта Сталину был передан роскошный и дорогой лимузин "Паккард Твелв" 14-й серии. Четырехступенчатая коробка передач за 20 секунд разгоняла семитонный автомобиль до 100 км/час, а максимальной была скорость в 120 км/час.

Во всей 14-й серии, выпускавшейся с 10 сентября 1935 до 3 сентября 1936 г. , был лишь один длиннобазный лимузин с бронезащитой. Именно эта машина, покрашенная в белый цвет, была преподнесена Сталину. Иосифу Виссарионовичу машина очень понравилась, однако он приказал в срочном порядке перекрасить белый "Паккард" в государственный черный цвет.

В 1936 г. была выпущена первая партия из четырех новых отечественных лимузинов "ЗИС 101". Самый первый серийный экземпляр подарили Сталину. Глава СССР с пренебрежением отнесся к подарку, ведь его "Паккард Твелв" был и просторней, да и с технической стороны совершенней. К тому же после бронирования этого автомобиля 90-сильный мотор плохо справлялся с его передвижением. Вождь передал машину в распоряжение дочери Светланы.

К концу 1945 г. на ЗИСе был построен специализированный цех N5, где шла сборка представительского лимузина "ЗИС 110", аналога "Паккард 180", с рядным 140-сильным мотором. "ЗИС 110" был современным по тем временам автомобилем, но Сталину нужна была бронированная версия.

В 1947 г. в одну ночь все правительственные иномарки заменили "ЗИСами" , а бронированной машиной "ЗИС 115" пользовался сам вождь. Автомобиль весом в 4 150 кг был менее скоростным и развивал лишь 100 км/час, а простой "ЗИС 110", весивший 2 575 кг, разгонялся до 140 км/час.

Зато "ЗИС 115" был незаменим в целях безопасности. По трем маршрутам одновременно шли колонны из трех одинаковых машин, причем как ехать и куда садиться, Сталин и Власик решали в последнюю минуту.

В 1948 г. Alfa Romeo подарила Сталину на его день рождения суперсовременную 6С2500, но миланское сокровище так и не смогло вытеснить более надежный ЗИС.

С приходом к власти Никиты Хрущева все бронированные машины исчезли. Никита Сергеевич был открыт для народа, а потому предпочитал кабриолет . После судьбоносного XX съезда ЗИС превратился в завод имени Лихачева, а Хрущев пересел уже на новый ЗИЛ-111. Для встречи почетных гостей использовался ЗИЛ-111В с открытым верхом. Именно эта машина везла в 1961 г. Юрия Гагарина в Кремль.

Никита Сергеевич, став лидером страны, ездил в основном на советских машинах. Хрущев любил автомашины. Редкая его заграничная поездка обходилась без "обновки".

Машины ему часто просто дарили, но иногда он покупал приглянувшийся экземпляр. Во время визита в Югославию маршал Тито подарил ему кабриолет "Хорьх-951 А". Осенью 1959 г. Хрущев привез из США "Кадиллак-Флитвуд 75" красного цвета, с бархатной обивкой салона и кондиционером.

Был у Никиты Сергеевича и "Мерседес-Бенц 300SL" и черный "Роллс-Ройс Сильвер Клауд", подаренный им затем дому инвалидов. В 1961 г. из поездки во Францию Хрущев привез кабриолет "Рено‑Флорида", но вскоре подарил его дочери Раде.

Леонид Брежнев был единственным из всех отечественных вождей XX века, кто любил, понимал и ценил автомобили.

Руководство Итальянской компартии в 1968 г. доставило в Москву Maserati Quattroporte 1968 г., четырехдверный седан с двигателем V8 мощностью 290 лошадиных сил, который развивает максимальную скорость в 230 км/ч. В это же время у Брежнева появился "Мерседес-280". Эта машина вишнево-коричневого цвета прибыла из Штутгарта в марте 1968 г.

Rolls Royce было два, потому что первый Брежнев разбил, попав в аварию. Из Бонна был доставлен один из двух уникальных шестидверных шестисотых Mercedes (второй автомобиль был подарен японскому императору). В 1973 г., после выставки "Мерседес-Бенц", проходившей в Москве, у Леонида Ильича появился еще один "Мерседес-Бенц-350 SE", который привлек генсека возможностью легко разгоняться до 205 км/час, и руководству фирмы не оставалось ничего, кроме как подарить руководителю нашей страны эту машину.

Именно этот голубой "Мерседес" и запомнился москвичам - Брежнев водил его исключительно сам. В том же 1978 г. во время визита в Бонн канцлер ФРГ Вилли Брандт подарил Брежневу спортивное купе "Мерседес-Бенц-450SL".

В 1972 г. президент США Ричард Никсон подарил Брежневу Cadillac Eldorado (автомобиль изготовили по специальному заказу за три дня). Через два года в ответ на просьбу Брежнева Никсон направил в Кремль Lincoln Continental специальной сборки, подаренный от лица американских бизнесменов.

В середине 1970-х гг. у Брежнева появились черный "Роллс-Ройс", известный как «Серебряная тень», и спортивное золотисто-коричневое купе "Ситроен-Мазерати".

По оценкам разных источников гараж первого секретаря насчитывал от 49 автомобилей до 324. После смерти советского лидера, в 1982 г., коллекция была раздроблена, и некоторые экземпляры оказались в руках иностранных торговцев автомобилями.

Юрий Андропов не интересовался автоколлекцией , так же как Константин Черненко .

Михаила Горбачева и Бориса Ельцина возил бронированный автомобиль ЗИЛ-41052 1988 года выпуска. В СССР было изготовлено всего 22 автомобиля ЗИЛ-41052, из них на данный момент сохранились только 10 машин. Максимальная скорость - 190 км/час. Время разгона до 100 км/час - 13 секунд. Масса автомобиля составляет 5,5 т.

Ельцин ездил также на бронированном "шестисотом" . Это был первый такой "Мерседес" - до 1995 г. концерн не занимался удлинением своих автомобилей, это делали тюнинговые фирмы. Ельцинский же пульман был создан на заводах "Мерседес-Бенц" сразу длинным и бронированным, в нем были воплощены все тогдашние технические достижения.

В гараже президента России Владимира Путина числился бронированный лимузин Mercedes 600 Pullmann. Длина автомобиля составляет 6,2 м, а вес около 3 т. На машине установлен 6-литровый двигатель V12 мощностью 400 л.с. Наблюдать за происходящим сзади лимузина помогает встроенная в багажнике видеокамера. Системы связи и безопасности автомобиля держатся в строжайшем секрете. Для официальных визитов и парадов Владимир Путин использовал ЗИЛ-41052.

Для обычных перемещений Путин использует Mercedes S-class . Изредка ездит на раритетной "Волге" 1956 г. выпуска, цвета слоновой кости, с АКПП, хромированными стальными дисками и кожаным салоном в цвет кузова. Путин купил эту машину в 2005 г. Вместо обычных цифр на госномере машины написано - ГАЗ-21.

В поездках по России Путин предпочитал микроавтобус "Мерседес-Спринтер" , так как по пути и работал в нем и даже проводил совещания. Для него сконструировали "Спринтер", который может вместить сразу 8 человек, не считая охраны.

В 2009 г. премьер-министр Владимир Путин показал журналистам свою недавно приобретенную Ниву. Автомобиль носит название Lada 4x4 "Джунгли" и производится под ограниченный заказ на АВТОВАЗе в Управлении спортивных автомобилей.

У нынешнего президента России Дмитрия Медведева лимузин S600 Pullman Guard - новый Mercedes-Benz для первых лиц государств и коронованных особ. По сравнению с обычным удлиненным бронированным S600 колесная база нового лимузина увеличена на 1,15 м и составляет 4,31 м. В сочетании с общей длиной в 6,35 м S600 Pullman Guard имеет поистине королевские размеры. Естественно салон оборудован по последнему слову техники.

Компьютер с выходом в Интернет, DVD-проигрыватель, телевизор, холодильник - это лишь небольшая часть "оснастки" машины. Автомобиль оснащен 12-цилиндровым двигателем с двойным турбонаддувом рабочим объемом 5513 см3 мощностью 517 л.с.

Точная информация о конструкции "броневиков" держится в строжайшем секрете. Каждый автомобиль собирается по спецзаказу.

В настоящее время на заводе ЗИЛ готовится замена пульману - новый лимузин ЗИЛ 4112. Специально разработанная модель была представлена еще в 2003 г. тогдашнему президенту России Владимиру Путину.

Бронированная "президентская" версия будет весить около 5 т. О возможной технической "начинке" лимузина ходят разные слухи. В то время, как в одних СМИ говорится, что новый ЗИЛ 4112 унаследует слегка модернизированный мотор V8, объемом 7,7 литра и мощностью 400 л.с. от предыдущих моделей, в других говорится, что под капотом установят силовой агрегат Mercedes. Предполагается также, что новый ЗИЛ будет выпускаться в трех кузовах: седан, лимузин с перегородкой и сиденьями, установленными друг против друга, а также кабриолет.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Если вы понимаете, что вашей потребностью является благотворительная помощь, то обратите внимание на эту статью.
К вам обратились за помощью те, кто без вашего участия может лишиться увлекательного дела.
Многие дети, мальчишки и девчонки, мечтают стать пилотами на трассе.
Они ходят на занятия, где под руководством опытного тренера изучают приемы скоростного вождения.
Только постоянные упражнения позволяют правильно обгонять, выстраивать траекторию и выбирать скорость.
В основе победы на трассе лежит хорошая квалификация. И, конечно, профессиональный карт.
Дети, которые занимаются в кружках, полностью зависят от взрослых, потому что отсутствие денег и сломанные запчасти не позволяют участвовать в соревнованиях.
Сколько удовольствия и новых ощущений испытывают ребята, когда они попадают за руль и начинают управлять машиной.
Может быть, именно в таком кружке растут не только чемпионы России, но даже будущие чемпионы мира в этом виде спорта?!
Вы можете помочь детской секции картинга, которая находится в городе Сызрань. У них в настоящее время просто бедственное положение. Все держится на энтузиазме руководителя: Краснова Сергея.
Прочитайте моё письмо и посмотрите фотографии. Обратите внимание на то, с каким увлечением работают мои воспитанники.
Они любят этот развивающий вид спорта и очень хотят продолжать обучение.
Обращаюсь к вам с просьбой помочь выжить секции картинга в городе Сызрани.
Раньше в городе было ДВЕ станции юных техников, и в каждой была секция картинга. Картинг был ещё и во Дворце пионеров. Сейчас в городе нет ни одной стации, и кружок во Дворце пионеров тоже уничтожили. Закрыли - не поворачивается сказать, просто уничтожили!
Мы боролись, писали письма, везде ответ у них один. Лет пять тому назад я ездил к губернатору Самарской области на прием. Он не принял, а приняла меня заместитель.
Вот после этого нам дали помещение, где мы и базировались. У нас очень много детей хотят заниматься картингом, но очень плохая материальная часть не позволяет набирать детей.
Да и большая часть картингов требует ремонта. Вот в таком положении находится наш кружок.
Мы обращались и к мэру города Сызрань за помощью. Второй год ждем помощи. Решили обратиться через интернет к вам за помощью.
Связаться со мной,посылки по адресу,446012 Самарская обл.г.Сызрань,ул.Новосибирская 47, можно через соцсети СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ КРАСНОВ.или пишите на почту Ютуб канал https://www.youtube.com/channel/UC4AHkKA-LDAwjALyHr0JzEw/videos?view_as=subscri
ber Всегда, находясь на волне успеха, надо творить дела милосердия, подавать милостыню. А если Господь помогает в тяжелых обстоятельствах, то не забывать после о благодарности. Тогда и Он не забудет о ваших нуждах.

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и советские легковушки с восьмицилиндровыми моторами существовали и продолжают существовать – вспоминаем славных носителей славных V-образных агрегатов.

К онечно, подавляющее большинство таких машин – это большие черные седаны для партийной элиты. Однако в разработке в Союзе были и такие «народные» экземпляры, на которые любо-дорого посмотреть и сегодня. Но начнем мы все же с «БЧС».

Этот красивый черный седан пришел на смену устаревшему ЗИС-110, который не попал в нашу подборку лишь потому, что его 8 цилиндров под капотом располагались в ряд, а не под углом. Зато ЗИЛ-111 получил новый мотор с аналогичной маркировкой, который располагал 6 литрами рабочего объема, двумя сотнями лошадиных сил и крутящим моментом в 442 Нм. В паре с ним работал двухдиапазонный гидротрансформаторный «автомат».

На базе этого седана чуть позже был разработан и фаэтон ЗИЛ-111В – наследник представительского кабриолета ЗИС-110В.

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4

Это, в свою очередь, наследник ЗИЛ-111 – уже в то время нужно было следить за автомобильной модой, чтобы не «проспать» актуальные веяния дизайна. Новый седан получил и новый мотор – разумеется, с той же маркировкой, что и сам седан. Этот карбюраторный агрегат выдавал уже 300 сил при выросшем до 7 литров объеме, а крутящий момент увеличился до 559 Нм. Дополнительную ступень получила и автоматическая трансмиссия, с которой работал новый мотор.

Конечно, на базе ЗИЛ-114 тоже было выпущено несколько специальных модификаций. Одна из таких – универсал ЗИЛ-114А, получивший медицинскую специальность. В СССР такие машины называли «Черными докторами».

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Это укороченная версия лимузина ЗИЛ-117, получившая ту же техническую основу, что и оригинал. Семилитровый мотор ЗИЛ-114 при снизившейся массе машины обеспечивал более уверенную динамику, а уменьшение базы положительно сказалось на управляемости.

ЗИЛ-117 тоже не избежал популярности в качестве основы для специальных машин. Помимо экземпляров для спецслужб был выпущен и двухдверный фаэтон с матерчатым тентом – такие машины участвовали в парадах на Красной площади.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Лимузин, который должен был получить имя ЗИЛ-115 как законный преемник предыдущего автомобиля подборки, из-за смены системы индексов стал носить название ЗИЛ-4104. Такое же название получил и его мотор – V 8 объемом 7,7 литра. Этот агрегат получил небольшую прибавку в мощности относительно предшественника – она выросла до 315 л.с., зато крутящий момент увеличился заметнее, до 608 Нм. Мотор сохранил и основные особенности: алюминиевый блок с чугунными гильзами, два клапана на цилиндр, гидротолкатели клапанов и карбюраторную систему питания.

Правительственный лимузин традиционно отправился служить в различные ведомства, получая различные модификации. Помимо фаэтона ЗИЛ-41044 существовал и «короткий» седан ЗИЛ-41041, и «Черный доктор» ЗИЛ-41042, и спецверсия ЗИЛ-41072 «Скорпион», и многие другие спецмашины.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Эта машина стала косметическим обновлением ЗИЛ-4104: это ясно даже из названия. Сохранив техническую часть и кузов неизменными, она получила новую светотехнику, модернизированный вариант оформления передка и иную стилистику хромированных элементов на кузове.




Это последнее обновление ЗИЛ-4104: такие автомобили выпускались до 2002 года, а после стали производиться штучно по спецзаказам. Машину вновь оставили неизменной технически, но освежили снаружи, сделав экстерьер строже и «квадратнее».

Этот автомобиль, в отличие от большинства зиловских машин, не стал серийным. Изначально он должен был стать заменой «короткого» ЗИЛ-41041, получив современную внешность и новую техническую начинку. Облик новой машины был заметно «демократичнее», чем у остальных представителей семейства, а вот оснащение им не уступало.

1 / 2

2 / 2

Под капот поместили все тот же мотор ЗИЛ-4104 объемом 7,7 литра и мощностью 315 л.с., а главным техническим отличием новой машины было отсутствие рамы – ее планировали перевести на несущий кузов. Однако развития автомобиль не получил, оставшись существовать в двух экземплярах, на которых отрабатывали технические решения и варианты внутреннего оснащения.

На фото: Под капотом ЗиЛ-4102 Опытный ‘1988

ЗИЛ-118 «Юность»

ЗИЛ-118 «Юность» — это не легковой автомобиль, а микроавтобус, но обойти его вниманием мы просто не могли: уж слишком шикарной была его внешность – правда, только в первой инкарнации. Истории этой любопытнейшей машины , а здесь предлагаем просто полюбоваться на этот образец стиля своего времени и класса.

На фото: ЗиЛ-118 «Юность» ‘1962–70

Заканчивая речь о зиловских машинах, можно передохнуть от черных седанов: в истории завода были и спортивные машины. Одна из таких – ЗИЛ-112С: стремительный родстер со стеклопластиковым кузовом. На него могла устанавливаться не одна, а целых две разных V -образных «восьмерки». Первая имела 6 литров рабочего объема и развивала 240 л.с., а вторая – уже 7 литров, которые давали в разное время от 270 до 300 лошадиных сил. Максимальная скорость родстера составляла около 270 км/ч, а разгон до сотни занимал менее 5 секунд.



ГАЗ-13 «Чайка» — это еще одна легенда советского автопрома. Вобрав в себя стилистику зарубежных машин того времени, она выглядела роскошно, смело и солидно одновременно. Мотор ГАЗ-13 был под стать внешности: 5,5-литровый V 8 выдавал 195 л.с. и 412 Нм. Он имел два клапана на цилиндр и алюминиевый блок, а сочетался с трехступенчатой автоматической трансмиссией. Кроме него на автомобиль устанавливался двигатель ГАЗ-13Д, имевший при том же объеме и крутящем моменте уже 215 л.с.

На фото: ГАЗ-13 «Чайка» ‘1959–81

Разумеется, не обошлось без различных модификаций и на базе газовских машин. Так, например, Чайка имела открытую версию с мягким верхом, носившую индекс ГАЗ-13Б.

На фото: ГАЗ-13Б «Чайка» ‘1961–62

Преемница первой Чайки, новая машина под индексом ГАЗ-14 стала выглядеть совсем иначе – строже, проще и угловатее, приблизившись по своей стилистике к зиловским лимузинам. Сдвоенные передние фары, длинный и низкий профиль, дозированное количество хрома – такой стала Чайка во втором поколении. Под капотом при этом прописался мотор ГАЗ-14, разработанный на основе все того же ГАЗ-13 и имевший 5,5 литров, но чуть больше мощности и крутящего момента – 220 л.с. и 450 Нм соответственно. Питал его не один, а сразу два карбюратора.

На фото: ГАЗ-14 «Чайка» ‘1976–89

На базе «второй» Чайки были созданы как традиционный фаэтон для парадов под индексом ГАЗ-14-05, так и «Черный доктор» ГАЗ-РАФ-3920.





На фото: ГАЗ-14-05 и ГАЗ-РАФ-3920

Отдельная каста мощных газовских машин с V 8 – это автомобили для спецслужб, так называемые . ГАЗ-23 – седан на базе ГАЗ-21, получивший усиленный кузов, адаптированный для установки слегка модернизированного силового агрегата от Чайки. Мотор ЗМЗ-23 имел 5,5 литров объема и 195 л.с. мощности, разгоняя седан до ста километров в час за 16 секунд и обеспечивая максимальную скорость в 160 км/ч. Разумеется, под новые технические реалии был доработан не только кузов, но и тормозная система, и трансмиссия, и ходовая часть.

На фото: ГАЗ-23 «Волга» ‘1962–70

Этот седан пришел на смену ГАЗ-23. Новая «догонялка» тоже получила модернизированный двигатель от Чайки и автоматическую КПП: с 5,5-литровым ЗМЗ-2424 она, по разным данным, разгонялась до 160-180 км/ч.

Логическим развитием модели стал ГАЗ-24-34, получивший кузов от ГАЗ-24-10, в который по отработанной схеме установили V 8 и трехступенчатый «автомат», попутно доработав все основные узлы автомобиля.

На фото: ГАЗ-24-34 «Волга» ‘1987–93

Этот малоизвестный автомобиль должен был стать представительской машиной нового поколения, не просто сменив на посту Чайку, но став куда более современным и технологичным, а заодно и компактным. Судите сами, сколько технических новшеств было заложено в автомобиль на стадии создания: полный привод с принудительной блокировкой межосевого дифференциала, дисковые тормоза всех колес, гидроусилитель, климат-контроль, оригинальное остекление кузова… и это лишь малая часть интересных технических решений – подробно мы рассказывали о

На фото: Под капотом ГАЗ-3105 «Волга» ‘1992–96

К сожалению, стать серийным новому ГАЗ-3105 было так и не суждено: прекращение государственного финансирования и появившаяся конкуренция с зарубежными моделями сделали модель слишком затратной для разработки. Ставший убыточным автомобиль остался в прошлом как образец того, на что был способен консервативный горьковский завод при условии достаточного стимулирования.


В Интернете были опубликованы первые фотографии макетов автомобилей, разработанных компанией Marussia для кортежа Президента России и других российских чиновников высшего ранга. Впервые после многих лет первые лица государства пересядут на машины отечественного производства. И сегодня мы расскажем про наши автомобили , созданные специально для руководителей страны от сталинских времен до современности.

ЗИС-101 – бронированный автомобиль для Сталина





Владимир Ильич Ленин любил всякие автомобили, но ездил в основном на иностранных машинах, таких как Turcat-Mery 28 и Rolls Royce Silver Ghost – отечественный автопром был уничтожен войной и послевоенной разрухой. А потому первым руководителем советского государства, пересевшим на российский автомобиль, стал Иосиф Виссарионович Сталин. По его заказу на автозаводе ЗИЛ в Москве было создано шикарное авто ЗИЛ-101, которое стало любимой машиной «вождя народов» на многие годы. Машина обладала передовыми на тот момент характеристиками – системой отопления в салоне, встроенным радиоприемником, а также вакуумными усилителями сцепления и тормозов.

ЗИС-110 – первый послевоенный правительственный автомобиль



ЗИС-101 прослужил главным правительственным авто почти десять лет, до 1945 года, когда на смену ему пришел автомобиль ЗИС-110. Изначально эту машину планировалось создать на основе американской Packard 180, но в силу определенных конструктивных особенностей последней некоторые решения были заимствованы от Buick Limited 90 L. В результате появился автомобиль ЗИС-110 и его специальная правительственная версия ЗИС-110Б (бронированная), на котором ездил не только Сталин, Хрущев и другие советские руководители, но и китайский Великий Кормчий Мао Цзе Дун, северокорейский лидер Ким Чер Ир, а также албанец Энвер Ходжа.

ЗИЛ-111 – автомобиль для кортежей и парадов



ЗИС-110 устарел всего за несколько лет. Построенный с дизайном еще довоенной эпохи, к началу пятидесятых годов он выглядел динозавром на фоне послевоенных авто. А потому в 1959 году был представлен новый автомобиль для высшего руководства страны – ЗИЛ-111 (автозавод в 1956 сменил имя со Сталина на Лихачева). В техническом плане он мало отличался от предшественника, зато выглядел куда более современно. Во время визита в 1963 году в Москву такую машину получил в подарок Фидель Кастро. ЗИЛ-111 стал первым советским авто, для которого были предусмотрены также открытые модификации, специально созданные для парадов.

ГАЗ-13 – прародитель семейства «Чайка»



Несомненно самым известным советским правительственным авто была «Чайка» - серия машин, историю которой следует отсчитывать от появления в 1959 автомобиля ГАЗ-13. Считается, что из трех тысяч выпущенных «Чаек» первого поколения лишь три попали в частные руки (обладателями таких авто стали писатель Михаил Шолохов, первая советская женщина-космонавт Валентина Терешкова и балерина Галина Уланова), остальные использовались в правительственных нуждах в СССР и за границей. К примеру, на ГАЗ-13 ездили руководители ГДР Вальтер Ульбрихт и Эрик Хонекер. Несколько машин было отдано «Интуристу».

ЗИЛ-114 – лимузин к 50-летию Революции



ЗИЛ-114 был основным правительственным лимузином СССР в конце шестидесятых – начале семидесятых годов двадцатого века. Первые автомобили этого поколения сошли с конвейера в 1967 году к 50-летию Октябрьской революции, а всего было изготовлено лишь 113 экземпляров ЗИЛ-114 для самых высших руководителей СССР. В 1971 году на основе этого авто была выпущена более «простая» его версия – ЗИЛ-117 для чиновников рангом пониже.

ГАЗ-14 – «Чайка» номер два



Всего с 1977 по 1988 году было выпущено чуть более тысячи автомобилей ГАЗ-14, каждый из которых собирался вручную, а затем проходил длительные испытания на предмет качества и надежности. Машина предназначалась для чиновников самого высокого уровня, а также руководства армии и других силовых структур. Производство прекратилось в 1988 году на волне горбачевской «борьбы с привилегиями». Причем, одновременно с этим была разрушена конвейерная линия, уничтожена рабочая документация и даже линия по сборке игрушечных моделей ГАЗ-14.



ЗИЛ-115 (позже был переименован в ЗИЛ-4104) стал последней машиной знавшего толк в автомобилях Леонида Ильича Брежнева и последним советским правительственным лимузином. Это авто до сих пор можно считать одним из самых шикарных в мире за всю истории автопромышленности. Кресла в нем были отделаны кожей, а двери – карельской березой. ЗИЛ-4104 в разных модификациях выпускался до 2002 года. А самыми известными его вариантами стали модели Фаэтон (для парадов) и Черный Доктор (реанимационный автомобиль для кортежа Генсека). Интересно, что в 2010 году было выпущено три экземпляра ЗИЛ-4104 (модель ЗИЛ-410441) для юбилейного парада на Красной Площади.

ЗИЛ-4105 – легендарная «Бронекапсула»



Отдельно можно упомянуть модификацию ЗИЛ-4104, получившую маркировку ЗИЛ-4105 и имя «Бронекапсула». В 1980-х годах, когда создавалась эта машина, она была самым защищенным авто в мире. Ведь броня в ней не просто вставлялась в двери и крышу, а была сплошной – сначала на заводе в городе Курган сваривали капсулы из брони, а потом вокруг них создавался автомобиль. ЗИЛ-4105 выдерживал не только обстрел из винтовок и автоматов, но даже взрыв гранаты под бензобаком.

Marussia L2 и Marussia F2 – представительские автомобили для Президента России





На днях в одном из аккаунтов в социальной сети Instagram были опубликованы фотографии, которые принято считать первыми изображениями макетов будущих автомобилей из кортежа Президента России – седана Marussia L2 и внедорожника Marussia F2. Разработкой этих машин, как известно, занимается известная по команде в гонках Formula 1 и одноименному отечественная компания Marussia. Ожидается, что первые такие автомобили сойдут с конвейера в 2018 году и будут выпускаться под маркой ЗИЛ на мощностях этого легендарного завода.

В 2018 году в России пройдут очередные президентские выборы, и на церемонию инаугурации главу государства повезут на новом лимузине отечественного производства. На смену нынешнему президентскому лимузину Mercedes-Maybach S-Class Pullman придет автомобиль, который носит рабочее название «Кортеж». Новый лимузин будет максимально комфортным, защищенным и оборудованным всеми возможными видами связи.

Как выяснили СМИ, на создание проекта "Кортеж" сохранено финансирование, в рамках которого только из госбюджета выделяется 3,7 миллиарда рублей. В Москве уже размещается сборочная площадка лимузинов для первых лиц государства.

Так, глава Минпромторга РФ Денис Мантуров на днях уже признал, что бюджетное финансирование "не заморозили". "Я не помню, под каким наименованием идет (строка в бюджете), но ничего у нас не заморожено - 3,7 миллиарда рублей, как планировалось, так и есть. Все планы остаются не просто в силе, они реализуются", - рассказал он. Более того, опытный образец, который никому не будут показывать для сохранения интриги и секретности, будет готов уже в январе-2016 года.



"Мы первую предсерийную партию должны в конце 2017 года ФСО отгрузить, соответственно, на инаугурации увидите", - поделился министр, имея в виду инаугурацию президента России после выборов в 2018 году.

"До настоящего момента точно неизвестно, какой рабочий объем будет у двигателя - 6,0 л или 6,6 л. А вот мощность данного мотора должна будет в пределах 800 лошадиных сил", - уже писала пресса. Журналисты добавляли, что в проекте есть и другие автомобили - "седан, внедорожник и микроавтобус", которые получат турбомоторы "с меньшим рабочим объемом".

Кстати, внедорожник и седан из проекта "Кортеж" будут выпускаться серийно - как минимум 5000 единиц в год и будут продаваться даже частным (естественно, очень обеспеченным) лицам. Понятное дело, что частные автомобили серии "Кортеж" не будут оснащаться "президентским" бронированием и спецсвязью (если они, конечно, не будут закупаться на госторгах для руководства органов власти).

"Правительство России в июле 2013 года запретило государственные и муниципальные закупки автомобилей иностранного производства", - рассказывали издания, поясняя - речь не идет о российских полных или "отверточных" сборках иномарок. Правда, для высших руководителей все машины, их узлы, агрегаты и самые мельчайшие детали проверяются ФСО и ФСБ на "закладки" и уязвимости.

Эксперты, в том числе мировые специалисты по автомобилестроению, уже признают - марка "Кортеж" (или "автомобиль как у президента") будет очень популярна у обеспеченных бизнесменов и государственных чиновников. Впрочем, речь не о коммерческом проекте - всё-таки впервые с советского времени в России появится "свой" суперавтомобиль, на котором будет ездить глава государства - и машины его сопровождения.

"Как известно, проект "Кортеж" включает себя разработку лимузина для президента РФ, автомобилей поддержки в кузовах внедорожников и микроавтобусов для сопровождающих лиц", - подтверждают специалисты.

"Стилизацию под сталинский лимузин ЗИС-115 можно признать вполне удачной: с одной стороны, его мотивы безошибочно узнаются в прототипе по проекту «Кортеж», с другой, у них нет ни одной похожей по форме детали экстерьера", - делятся СМИ, анализируя просочившиеся данные о проекте "Кортеж".

"Естественно, в машинах такого уровня - бронекапсула, системы связи и спецсвязи, мултьимедийные системы, средства защиты от прослушивания и перехвата коммуникаций, системы эвакуации, радиоэлектронной и силовой обороны, а также всевозможные специальные "примочки". Шины, которые даже после шквального обстрела действуют, система дисков, на которых лимузин может ехать без шин, специальный бензобак", - рассказывает человек, приложивший руку к созданию советских и постсоветских лимузинов для руководства страны.

Он добавил, что даже без зачищенной ФСО территории и машин охраны, "что в реальности не бывает", находящиеся в лимузине "должны встретить во всеоружии появление враждебного вертолета, беспилотника, гранато- и пулеметчиков.

Конечно же, спецификации проекта "Кортеж", равно как и подробности бронирования президентского лимузина, систем спецсвязи и прочие тонкости он сообщать не стал.

"Точная информация о конструкции «броневиков» держится в строжайшем секрете. каждый автомобиль собирается по спецзаказу. но известно, что на автомобиле установлены специальные шины, позволяющие продолжать движение, несмотря на проколы", - пишут эксперты.

"Самогерметизирующийся топливный бак и система автоматического пожаротушения. как отмечают эксперты, лимузин имеет баллоны с запасом воздуха, что позволит выдержать газовую атаку, скрытые бойницы, отсеки для хранения разнообразного оружия", - добавляют они.

Некоторые специалисты даже сообщают, что "американская машина президента - хороша, если у вас возникли небольшие неприятности, но наша готова к войне". Они поясняют, что "пассажиры автомобиля могут пережить небольшой ядерный взрыв, но на определенном расстоянии".

"Это будет мощь, величие, сила, технологии и безопасность - наверное, такими словами можно описать головной лимузин "Кортежа", - поделился с один из участников разработки проекта "Кортеж", добавив - любое более подробное описание является нарушением государственной тайны.

"ФСО и ГОН должны заранее получить автомобили проекта "Кортеж" для их освоения, для тренировок всех водителей, охраны - у каждого президентского лимузина или микроавтобуса своя динамика, разгон, вес, занос, поведение на дороге же. Нужно учитывать каждый момент для комфортного и безопасного прохождения трасс, на случай ЧП, и так далее",- пояснил он. "Конечно, возможно кто-то "сольет" в СМИ вид проекта "Кортеж" в 2016 году, это появится в СМИ и будет обсуждаться - но "начинку" точно не узнает никто".