ADAS: Расширенные системы поддержки водителей. Один датчик содействует работе нескольких систем помощи водителю. ESP - гарантия курсовой устойчивости

При покупке автомобиля все чаще определяющим фактором становится наличие систем помощи водителю. В частности, повысилась значимость систем удерживания автомобиля в выбранной полосе и автоматического экстренного торможения. По оценке компанией Bosch статистики регистрации новых автомобилей, каждый пятый легковой автомобиль оснащен такими системами. При этом в 2013 году системы помощи были установлены только в каждом десятом новом автомобиле. Если бы все автомобили были оснащены системой автоматического экстренного торможения, можно было бы предотвратить до 72% ДТП, в которых пострадали люди, связанных с наездом на автомобиль сзади. Было также выявлено, что система поддержки движения по выбранной полосе может предотвратить до 28% ДТП, в которых по вине водителей, случайно съехавших со своей полосы, пострадали люди.

Технические требования для большинства современных автомобилей

Повышение безопасности, обеспечиваемое системами помощи водителю, является одной из причин их растущей популярности. В частности, автоматическая система экстренного торможения оценивается в рейтингах европейской программы оценки безопасности новых автомобилей Euro NCAP. С 2016 года новые транспортные средства должны оснащаться системой предотвращения столкновения с пешеходом, если автопроизводитель стремится получить высшую оценку в 5 звезд. В связи с изменениями в нормативах испытаний и благодаря постоянному снижению стоимости, все больше современных легковых автомобилей оборудуются датчиками, которые отслеживают параметры окружающего пространства.

Один датчик содействует работе нескольких систем помощи водителю

В основе технологии лежит использование датчика радарной системы - MRR - радара среднего диапазона. Например, такой радар используется в моделях VW Polo и Golf, что свидетельствует о его доступности даже для сегмента небольших и компактных автомобилей. Один датчик может поддерживать работу нескольких систем помощи водителю. Помимо системы экстренного торможения, датчик MRR работает для адаптивного круиз-контроля (ACC). ACC автоматически поддерживает выбранную водителем скорость и запрограммированное безопасное расстояние до идущего впереди автомобиля. В комбинации с системой предупреждения столкновений, АСС может снизить количество экстренных торможений на автомагистралях до 67%. В 2014 году 8% новых автомобилей оснащались АСС, что в два раза больше по сравнению с данными Bosch годом ранее.

Каждый четвертый новый легковой автомобиль умеет определять, когда водитель устал


Количество новых автомобилей, оснащённых системой распознавания дорожных знаков, а также системой распознавания сонливости водителя растет – оба показателя выросли на 2% по сравнению с 2013 годом. Так, шесть процентов всех автомобилей, зарегистрированных в 2014 году, могут распознавать определенные дорожные знаки на дороге с помощью видеокамеры. Далее информация отображается в виде символов на приборной панели, что помогает водителям разобраться в сложностях навигации по дорожным знакам. В 2014 году система, которая определяет степень усталости водителя, была установлена в каждом четвертом новом автомобиле. С помощью датчика угла поворота рулевого колеса и электрического усилителя руля система проводит анализ поведения водителя для выявления первых признаков сонливости. Система сразу же регистрирует резкие маневры руля и, учитывая дополнительные параметры, такие как длительность поездки и время дня, определяет степень сонливости. Прежде чем водитель успевает заснуть, предупреждает его, чтобы он остановился для отдыха.

Системы помощи при парковке являются наиболее распространенными в новых автомобилях

Система управления фарами автоматически включает фары дальнего света при движении за пределами населенных пунктов, пока впереди или по встречной полосе не обнаружится какое-нибудь транспортное средство. Также она постоянно управляет работой передних фар. Системы, которые регулируют только ближний свет, не были включены в последнее исследование, в результате чего количество автомобилей со встроенными системами управления фарами уменьшилось. В 2014 году система была представлена только в 13% новых зарегистрированных автомобилей.

Также в исследования впервые была включена система помощи при парковке. Она задействует ультразвуковые датчики, подающие звуковые сигналы, которые сообщают водителю о расстоянии между транспортным средством и препятствиями при парковке, а также камеры заднего обзора и парковочные помощники. Эти помощники контролируют рулевое управление при парковке, в то время как водитель отвечает только за ускорение и торможение. Так, например, в 2014 году более половины новых зарегистрированных автомобилей (52%) были оснащены системами помощи при парковке, что свидетельствует о наибольшей популярности этих систем в новых автомобилях.

(Исследование Bosch, основанное на статистических данных компании Polk и Немецкого федерального представительства автотранспорта за 2014 год для новых зарегистрированных автомобилей).

(Исследование Bosch, основанное на статистических данных компании Polk и Немецкого федерального представительства автотранспорта за 2014 год для новых зарегистрированных автомобилей).

Если расшифровать и перевести аббревиатуру ADAS, получаем некий набор функций, призванных помогать водителю. Обычно она заложена в комплектации или добавляется в авто дополнительно. Цель системы ADAS — автоматизировать и повысить безопасность ТС, предупреждая сидящего за рулем человека о вероятной или возникшей проблеме, которую надо немедленно решить.

Ключевыми составляющими системы помощи водителю ADAS являются:

  1. САЭТ, система экстренного автоторможения.
  2. САРУ, система рулевого автоуправления.
  3. СУП, система управления автомобильными педалями.
  4. Свободный вызов по телефону (hands-free).

Если говорить о типах и принципах работы системы ADAS, то в автомобильном мире различают следующие:

  1. Адаптивную — подстраивается под данные от внешней среды.
  2. Автоматизированную — берет на себя функции, с которыми водителю не справится безопасно.
  3. Мониторинговую — использует датчики, видеокамеры и прочие средства, чтобы наблюдать за обстановкой рядом с машиной, оценивает и решает нужно ли вмешивать в управление авто.
  4. Предупреждающую — сообщает автолюбителю о потенциальной угрозе (опасности) на дороге, в т.ч. об исходящих от других транспортных средств.

Узнать о том, присутствует Adas на авто или нет, можно просто внимательно осмотрев свое лобовое стекло в том месте, где установлено автозеркало (заднего вида), плюс заднюю часть его корпуса. Если вы обнаружили там камеры / датчики, значит, скорее всего система есть.

Нужна ли видеорегистратору система ADAS?

2017 год стал трендовым в плане снабжения регистраторов элементами системы. Особенно отличились корейские авторегистраторы премиум-класса. Стоит ли автовладельцу отдавать большую сумму за этот гаджет из-за реализованных в нем функций Adas? Чтобы понять, нужно разобраться в том, что означает функция ADAS в видеорегистраторе.

Поскольку не всем доступны авто с уже встроенной полноценной системой, интеграция некоторых ее составляющих в обычные регистраторы, стала просто гениальной идеей. Конечно, это не тот же размах, но в целом реально помогает безопаснее водить и избегать аварийных ситуаций. Фактически, система ADAS в авторегистраторах только идентифицирует объекты при помощи камеры и подает сигнал водителю (звуковой, голосовой, визуальный - на экран устройства).

Наиболее распространенные элементы Adas

ForwardCollisionWarningSystem. Автовладельцам он известней под аббревиатурой FCWS. Если вы уже подбирали для себя регистратор, то наверняка в списке параметров встречали такой пункт. В данном случае система контролирует скорость сближения с другой автомашиной. Ели оно происходит при скорости большей, чем 30 км/ч, то хозяин ТС будет немедленно уведомлён об опасности столкновения.

LaneDepartureWarningSystem . Кто шарит в английском уже наверняка понял в чем ее суть. LDWS, как одна из возможных функций регистратора, следит за тем, чтобы автомобиль следовал выбранной дорожной полосе. Т.е. прибор зафиксирует нарушение пределов разметки и «просигнализирует» об этом водителю. Однако тут стоит учесть один момент: функция заработает только после достижения скорости, равной 60 км/ч. Просто так система различает трассу и городские дороги.

ForwardVehicleStopAlarm . Очень полезная функция, если вы периодически попадаете в слишком плотный трафик или пробку. FVSA просто скажет, что вам пора двигаться, если вы вдруг упустили момент старта авто, стоявшего впереди. Однако, глазеть в смартфон все равно не стоит J

PedestrianDetectionWarningSystem . Этот элемент Adas особенно пригодится в ночное время суток, когда пешеходы так и норовят попасть под машину, переходя дорогу в неположенном месте и одеваясь во все черное. PDW обнаруживает пешеходов и сообщает о появлении таковых перед автомашиной за несколько секунд до возможного столкновения. Правда тут требуется специальная узкооптическая видеокамера.

BlindSpotDetection . Ох уж эти слепые зоны! Вечная проблема и лишняя головная боль для автолюбителя. Авторегистратор с функцией BSD предупредит об объектах в упомянутых областях. Но, как и в случае с PDWS, потребуются дополнительные вложения: камеры, детекторы (помимо двухканального регистратора).

Movingcardetection . В дороге всяких можно встретить. Жаль, но и неадекватов там полно. MCD отслеживает машины впереди и выдает предупредительное сообщение, если при движении в гору (по наклонной) было обнаружено неконтролируемое движение.

Превышение установленной скорости . Известно, что и при 45 км/ч столкновения избежать тяжело, а в 50% случаев либо сбитый получает значительные повреждения, либо погибает. Соблюдать скоростной лимит важно, и поможет в этом данная функция ADAS. Включена в авторегистраторы с GPS модулем.

Rearviewcamera . Позволяет использовать дисплей видеорегистратора для трансляции происходящего позади машины. По факту, выполняет работу парковочной камеры.

Emergencycall. Аварийная кнопка SOS. Оба эти элемента (клавиша / триггер) инициируют сигнал в зарегистрированную экстренную службу при срабатывании датчика удара (G-сенсора) посредством СМС или через internet сеть. Акселерометр реагирует на слишком резкие повороты и торможении, столкновения и удары, что обычно свидетельствует о ДТП.

Выводы: нужна ли система ADAS видеорегистратору

Однозначный ответ дать тяжело. Ясно одно: от того, что вы купите девайс с системой, снижающей риск несчастного случая и пренеприятнейших ситуаций, будет только лучше. Но это не должно стать основным критерием выбора. Если разобраться, нужны далеко не все компоненты Adas.

Например, функция LDWS не понадобится при перемещении по дороге без разметки (что в пределах России довольно часто встречается). А предупреждение о нарушении скоростного ограничения выдает и навигатор. Так что, если он у вас уже есть или понравившейся регистратор является комбо-гибридом, полезность опции сводится к нулю.

В 2017 году почти все премиум-модели видеорегистраторов, особенно корейского производства , снабжены элементами системы ADAS. Хотя этот функционал начал появлятся в видеорегистраторах гораздо раньше, именно 2016-2017 год стал трендовым для расширенного функционала ADAS. Что скрывается под этой аббревиатурой и стоит ли переплачивать за эти возможности?

ADAS (advanced driver-assistance systems) — система помощи водителю. Это набор определенных алгоритмов, которые в разной степени помогают водителю в быстром принятии решений для безопасного и легкого управления транспортным средством.

Иномарки премиум-класса зачастую имеют встроенные средства системы ADAS в бортовых компьютерах, к примеру система от NVIDIA может различать и идентифицировать различные типы обьектов при движении. Или всем известная система безопасного торможения от VOLVO при быстром сближении с обьектом (пешеходом или автомобилем), по сути — тоже элемент системы ADAS.

Но что же делать, если у вашего автомобиля нет даже простейших систем ADAS? И вы вдруг услышали, что в видеорегистраторах они есть? Стоит ли покупать аппараты, в которых уже присутствуют какие-то элементы безопасности?

В автомобильных видеорегистраторах пока все гораздо проще, так как вычислительные мощности в целом ограничены, да и программисты не спешат писать скрипты для такого узкого рынка.

Самые продвинутые модели видеорегистраторов, как правило корейского производства Thinkware, Iroad, BlackVue, VicoVation и т.д. , имеют некий набор элементов системы ADAS, но они рассчитаны только на идентификацию обьектов с помощью видеокамеры. Давайте взглянем на наиболее распространенные из них:

  • FCWS (uFCWS) Forward Collision Warning System — элемент системы контроля опасного сближения. Если происходит быстрое сближение с обьектом на скорости до 30км в час, то видеорегистратор предупреждает о об опасности звуковым сигналом и картинкой на экране
  • LDWS Lane Departure Warning System — элемент системы контроля сьезда с полосы. Если на дороге есть разметка по полосам, то видеорегистратор отслеживает ее и предупреждает водителя звуковым эффектом и на экране в случае, если автомобиль начинает ее покидать. Включается это функция только при выставлении лимита по скорости, например более 60 или 100 км в час, чтобы отделить город от трассы
  • FVSA Forward Vehicle Stop Alarm — предупреждение о начале движения обьекта впереди. Если вы стоите в пробке, и авто впереди вас двинулось вперед, а вы в это время смотрите в ваш мобильный, то система выдаст предупреждение, что пора уже и двигаться
  • PDW Pedestrian Detection Warning System элемент системы обнаружение пешеходов на определенной скорости, предупреждает о появлении обьектов перед авто за секунды до столкновения. Требует установки специальной камеры с узкой оптикой
  • BSD Blind Spot Detection — элемент системы контроля слепых зон. Сигнализирует об обьекте в слепых зонах, требует дополнительных камер или датчиков, помимо стандартного видеорегистратора с 2-мя камерами.
  • Moving car detection — опасное начало движения автомобиля, отслеживается неконтролируемое движение авто и выдается предупреждение об этом. Имеется ввиду движение авто при наклоне поверности (в горку)
  • превышение скорости — при наличии GPS модуля и соответствующих настройках на экране и звуком водитель предупреждается о превышении установленного скоростного лимита
  • rear view camera — работает аналогично парковочной камере в 2-х канальных системах, при движении назад на экране видеорегистратора появляется картинка с задней камеры
  • Emergency call или кнопка SOS — тревожная кнопка или автоматический триггер, который при срабатывании G-сенсора определенной силы (как будто произошло ДТП) сообщает через интернет или через SMS вашего телефона о произошедшем событии в экстренные службы

Не понимаете, как все это работает? Посмотрите ролик от Thinkware, который вживую показывает различные элементы системы ADAS, и вам сразу все станет понятно.

И все же, стоит ли покупать видеорегистратор только из-за того, что там есть система помощи водителю? Однозначно сказать можно лишь, что этот параметр не должен быть основным при выборе модели. А вот удобство, которое принесет некоторые элементы — очевидно, что оно есть. Но все ли элементы нужны?

К примеру, элемент LDWS не будет работать в снежных условиях, где не видно разметку. То же касается и дорог без наличия разметки (что не диковинка в российских условиях даже в крупных городах).

Элемент PDW работает только с узкой оптикой и в стандартный комплект, как и система контроля слепых зон BSD , никогда не входит.

Предупреждения о превышении скорости часто выдает навигатор, которым пользуются многие. Да и разве кто-то у нас соблюдает скоростной режим до 60 в городе?

Тревожная кнопка с датчиком удара встраивается в новые автомобили с начала 2017 года по умолчанию, так что дополнительно вроде она не требуется.

Элемент начала движения картинка с задней камеры действительно может пригодится тем, у кого ее нет в комплектации. Также FCWS и FVSA могут пригодится при движении в пробках, где не редки случаи отвлечения водителя от управления ТС.

Выводы

В общем и целом смысл в ADAS есть, хоть он в видеорегистраторах и является по большей части маркетинговой составляющей для привлечения внимания, но и лишними некоторые элементы не будут.

Расслабьтесь и доверьте управление своему BMW. Система помощи при движении в пробке существенно снижает нагрузку на водителя в монотонных ситуациях на автомагистралях Европы и США. При движении в плотном потоке на скоростях до 60 км/ч она автоматически регулирует скорость в зависимости от ситуации, позволяя с комфортом преодолевать любые дорожные заторы. Система поддерживает дистанцию до впереди идущего автомобиля, самостоятельно регулирует скорость (при необходимости замедляясь вплоть до полной остановки) и задействует рулевое управление. Таким образом для того, чтобы автомобиль самостоятельно двигался в своей полосе, Вам достаточно лишь держать хотя бы одну руку на рулевом колесе.


Подруливающая система удержания в полосе движения, включающая в себя систему помощи при движении в пробках, может быть использована для помощи водителю в монотонных условиях движения. На скоростях от 0 до 210 км/ч она автоматически корректирует направление движения автомобиля, удерживая его по центру полосы движения. Высокотехнологичная функция рулевого управления использует данные многочисленных радиолокационных датчиков и стереоскопической камеры. Система позиционирует автомобиль относительно границ разметки и впереди идущего автомобиля (если таковой присутствует). Она автоматически поддерживает дистанцию и активно контролирует направление и скорость движения автомобиля (при необходимости замедляясь вплоть до полной остановки). Подруливающая система удержания в полосе движения представляет собой очередной шаг на пути к полностью автоматизированному передвижению. Несмотря на то, что система фактически способна самостоятельно управлять автомобилем, согласно правовым нормам во время движения водителю все еще необходимо держать обе руки на рулевом колесе. Если водитель нарушает это требование, система зафиксирует это при помощи датчиков и спустя определенное время подаст звуковое предупреждение. После этого она перейдет в режим ожидания. Система также переключится в режим ожидания в случае, если будут включены указатели поворота для перестроения, или если требования, необходимые для работы системы, перестанут выполняться (например, полоса станет слишком узкой).


Точно реагирует на любую опасность: в критической ситуации системы активной безопасности принимают защитные меры - включается предварительное натяжение ремней безопасности, сиденья переводятся в вертикальное положение, закрываются окна и люк. После происшествия функция автоматического торможения тормозит автомобиль до полной остановки - это предотвращает или снижает вероятность повторных столкновений. Чтобы предотвратить развитие опасных ситуаций на самом раннем этапе, система контроля за вниманием оценивает поведение водителя на предмет наличия любых симптомов переутомления.


Сохраняйте выбранный курс. Система предупреждения о сходе с полосы движения, включая реализованную с помощью системы камер функцию предупреждения об опасности столкновения, отслеживает дорожную разметку на расстоянии 50 м и скорости приблизительно 70 км/ч. Как только Вы пересекаете дорожную разметку слева или справа от Вашего автомобиля, не включив при этом соответствующий указатель поворота, система, получив соответствующий сигнал от камеры, предупреждает Вас об этом посредством легкой вибрации рулевого колеса. С помощью видеокамеры функция предупреждения об опасности столкновения обнаруживает впереди идущие транспортные средства и предупреждает Вас об опасном сокращении дистанции или возникновении угрозы столкновения. Благодаря этому Вы можете вовремя отреагировать и избежать аварии.


Ваш BMW осматривается за Вас. В случаях, когда другой автомобиль приближается на большой скорости или находится в «мертвой зоне» и, следовательно, незаметен для Вас, зачастую сложно правильно оценить ситуацию и связанные с ней потенциальные риски. Если в соседней полосе находится транспортное средство, радиолокационные датчики предупредят Вас путем отображения специального символа на боковых зеркалах. Если в этот момент Вы включите указатель поворота, рулевое колесо начнет вибрировать, а символ замигает.

Системы помощи при парковке, слежения за полосой движения и предупреждения засыпания водителя за рулем – только часть функционала, без которого покупатели новых автомобилей больше не хотят обходиться. Популярность оснащения автомобилей системами помощи водителю неуклонно растет. «Все больше и больше покупателей хотят автомобиль, который сам предвидит дальнейшее движение и помогает в маневрировании», – говорит д-р Дирк Хоайзель, член совета директоров Bosch. Примечательно, что чаще всего умной парковкой в качестве стандартной комплектации оснащаются автомобили вовсе не премиум-сегмента. Первенство здесь занимают компактные автомобили и модели среднего класса. Об этом свидетельствуют проанализированные компанией Bosch данные о регистрациях новых легковых автомобилей. Идет ли речь о парктронике, ассистенте при парковке или камере заднего вида, 55% недавно зарегистрированных в Германии компактных и среднеразмерных автомобилей оснащены по меньшей мере одной из этих систем в стандартной комплектации. В то же время для автомобилей премиум-класса этот показатель составляет всего около 25%. В целом 45% новых автомобилей всех классов оснащены каким-либо парковочным ассистентом в стандартной комплектации.

Анализ результатов исследования, проведенного в Германии, показывает, что системы помощи при парковке возглавляют список желаемого функционала. За ними следуют автоматические системы экстренного торможения , которые помогают предотвратить ДТП либо смягчить его последствия, если оно неизбежно. «Системы помощи водителю – не просто отличные устройства, которые делают вождение более удобным. Они могут спасти жизнь», – говорит Хоайзель. По этой причине Европейский Союз готовит законодательство, предписывающее обязательное оснащение автомобилей системами экстренного торможения. Ожидается, что благодаря этой инициативе все новые модели транспортных средств должны будут оснащаться системой автоматического торможения в обязательном порядке, начиная с 2022 года. Всемирный форум для согласования правил в области транспортных средств, который является частью Европейской экономической комиссии ООН, разработал рамочные правила для реализации этой инициативы. Форум рекомендует продавать в будущем в ЕС и других странах только легковые автомобили с системой экстренного торможения. По оценкам ЕЭК ООН, помощники по экстренному торможению могут спасать тысячи жизней в год в ЕС.

Из всех новых автомобилей, зарегистрированных в Германии в 2017 году, 54% были оснащены системой экстренного торможения, по сравнению с 38% в 2016 году. Оценка статистики по новым зарегистрированным автомобилям в 2017 году также показала, что в дополнение к системам помощи при парковке и торможении набирают популярность еще две системы: предупреждения засыпания водителя за рулем и слежения за полосой движения. Почти половина всех новых автомобилей может распознать усталость водителя, и более чем один из трех автомобилей имеет по крайней мере одну систему слежения за полосой движения. Кроме того, чуть менее четверти автомобилей оснащены адаптивным круиз-контролем (ACC), а в 9% недавно зарегистрированных автомобилей в Германии уже имеется частично автоматизированная система управления передвижением в пробках. Это помогает водителям расслабиться при попадании в затор, просто активизировав автоматическое следование за автомобилем впереди. Такая система также контролирует запуск и остановки двигателя, ускорение и торможение, движение в пределах полосы.

Япония и ЕС сделали обязательной систему автоматического торможения для новых автомобилей

В середине февраля 2019 года 40 стран, включая Японию и европейские государства, согласились принять разработанный ООН технический регламент об использовании систем автоматического торможения автомобилей. С 2020 года такими электронными помощниками начнут оснащаться все новые легковые и небольшие коммерческие автомобили.

Речь идет о системе, которая во время движения транспортного средства контролируют ситуацию вокруг него и останавливает автомобиль, если есть риск ДТП. В частности, технология предпринимает экстренное торможение в случае опасности наезда на пешехода, столкновения с другой машиной или каким-то объектом на дороге. Своевременное реагирование достигается за счет датчиков и камер, а также управляющего блока, в котором осуществляется обработка данных.

Система автоматического замедления и полной остановки автомобиля будет срабатывать на скоростях до 60 км/ч и должна быть установлена на всех новых машинах, продаваемых в странах, которые одобрили технический регламент ООН. Владельцам ранее купленных авто не придется дооснащать свой транспорт этим помощником.

Сначала нововведение вступит в силу в Японии (в 2018 году там было продано 4 млн автомобилей) - это произойдет в 2020 году. В Европейском Союзе , где в 2018 году продажи новых транспортных средств превысили 15 млн штук, требование начнет действовать в 2022-м. Китай и не подписали этот регламент к февралю 2019 года.

Как сообщили в Европейской экономической комиссии ООН (UNECE), страны, поддержавшие инициативу с системой автоторможения, подтвердили свои намерения снижать количество ДТП. В 2016 году на дорогах ЕС погибло более 9500 человек. В Еврокомиссии считают, что система экстренного торможения сможет спасать более 1 тыс. жизней ежегодно.

2018

Система помощи при парковке и система экстренного автоторможения на пике популярности

«Наметилась явная тенденция: в ближайшее время иметь автомобиль с электронными ассистентами будет так же естественно, как с радиоприемником и ESP», – прокомментировал весной 2018 года член правления Bosch д-р Дирк Хоайзель, ссылаясь на результаты аналитики Bosch, основанной на данных о регистрации новых автомобилей в 2016 году. Согласно статистике, системы помощи при парковке, слежения за полосой движения и экстренного торможения становятся все более популярными. Системы помощи при парковке – от простых датчиков до полностью автоматического ассистента – входят в оснащение 62 процентов новых легковых автомобилей, зарегистрированных в Германии в 2016 году. Второе место по популярности занимают системы экстренного торможения, предупреждающие водителя об опасности столкновения и автоматически снижающие скорость вплоть до полной остановки. Так, каждый третий новый автомобиль, зарегистрированный в 2016 году (38 %), был оснащен системой автоматического торможения. При этом она входит в список стандартного оборудования более чем четверти этих автомобилей. На третьем месте рейтинга контроль состояния водителя. Это устройство вошло в оснащение 37 процентов новых легковых автомобилей, зарегистрированных в 2016 году. А наиболее интенсивно растет популярность систем слежения за полосой движения. Количество новых зарегистрированных автомобилей, оснащенных этой системой, в 2016 году выросло вдвое в сравнении с предыдущим годом. Еще один интересный всплеск роста связан с адаптивным круиз-контролем (ACC). В 2013 году автомобили, оснащенные этой системой, едва набирали 4 процента от всех вновь зарегистрированных в Германии, а в 2016 году адаптивный круиз-контроль появился почти в каждом пятом автомобиле (19 %).

Системы помощи водителю все чаще входят в состав стандартного оборудования

Системы помощи при парковке, экстренного торможения и слежения за полосой движения входят в число наиболее популярных электронных ассистентов в Германии, Нидерландах, Бельгии и Франции. Парковочные ассистенты во Франции даже более популярны, чем в Германии: 67 процентов новых легковых автомобилей, зарегистрированных в этой стране в 2016 году, оснащены такой системой. При этом в большинстве случаев – в 63 процентах зарегистрированных во Франции новых автомобилей – она входит в стандартное оснащение. В Бельгии и Нидерландах 39 процентов новых автомобилей оснащены автоматической системой аварийного экстренного торможения: это самый высокий процент по Европе. В аналитическое исследование Bosch впервые попали Италия и Россия . В этих странах популярность систем помощи водителю сравнительно невелика в сравнении с другими. Тем не менее системами помощи водителю оснащены 18 процентов новых легковых автомобилей, зарегистрированных в Италии в 2016 году. В России доля таких автомобилей пока лишь 6 процентов. Автомобили, оснащенные системой экстренного торможения, составили те же 6 процентов.

Bosch развивается быстрее рынка систем помощи водителю

Электронные системы помогают водителям в сложных и критических дорожных ситуациях. Эти помощники – важный шаг на пути к безаварийной и лишенной стресса мобильности будущего. Если бы на все автомобили в Германии была установлена автоматическая система экстренного торможения, это позволило бы предотвратить до 72 процентов дорожно-транспортных происшествий, связанных с наездом сзади. Количество автомобилей, оснащенных системой аварийного торможения, непрерывно растет. Для компании Bosch, одного из крупнейших поставщиков компонентов, это означает рост рынка. «За прошедшее время рынок уже вырос примерно на 20 процентов, но Bosch растет еще быстрее», – говорит Герхард Стейгер, президент Bosch Chassis Systems Control. В 2019 году продажи компании в направлении систем помощи водителю превысят отметку в два миллиарда евро. Предыдущая отметка – один миллиард евро – была пройдена в 2016 году. В настоящее время технический прогресс находится на пути к автономному вождению. Результаты аналитических исследований Bosch говорят о том, что первая функция частично автоматизированного вождения, ассистент движения в пробке, уже представлена на рынке. Действие этого электронного помощника позволяет в автоматическом режиме повторять движение автомобиля, следующего впереди. Система самостоятельно приводит автомобиль в движение, разгоняет и останавливает его, а также осуществляет маневрирование в рамках полосы движения. Ассистент помощи при движении в пробке входит в список оборудования приблизительно половины новых автомобилей, зарегистрированных в Германии и оснащенных системой адаптивного круиз-контроля. В общей сложности количество таких автомобилей составляет 9 процентов от всех легковых автомобилей, впервые прошедших государственную регистрацию.

Аналитика Bosch основана на статистике по регистрации новых легковых автомобилей за 2016 год

В 2016 году в Германии было зарегистрировано 3,4 миллиона новых автомобилей. Основываясь на статистике регистрации новых транспортных средств, собранной Федеральным управлением автомобильного транспорта Германии (KBA) на 2016 год, а также данных (за 22.03.2017), предоставленных экспертами в области бизнеса IHS Markit, специалисты Bosch проанализировали все сегменты рынка легковых автомобилей. Результаты анализа демонстрируют оснащение серийных моделей системами помощи водителям – в качестве стандартного или дополнительного оборудования. Исследование также показывает, какие из систем в настоящее время доступны на рынке. Bosch проводит аналитику рынка электронных ассистентов с 2013 года.

2014-2016

Технические требования для большинства современных автомобилей

Повышение безопасности, обеспечиваемое системами помощи водителю, является одной из причин их растущей популярности. В частности, автоматическая система экстренного торможения оценивается в рейтингах европейской программы оценки безопасности новых автомобилей Euro NCAP . С 2016 года новые транспортные средства должны оснащаться системой предотвращения столкновения с пешеходом, если автопроизводитель стремится получить высшую оценку в 5 звезд. В связи с изменениями в нормативах испытаний и благодаря постоянному снижению стоимости, все больше современных легковых автомобилей оборудуются датчиками, которые отслеживают параметры окружающего пространства. Эта тенденция сказывается и на показателях продаж компании Bosch: количество продаж радарных систем и видео-датчиков в 2015 году увеличилось вдвое.

Один датчик содействует работе нескольких систем помощи водителю

Компания Bosch является участником рынка радаров с частотой в 77 ГГц. В 2016 году ожидается производство 10-миллионного датчика радарной системы. Разработка MRR - радара среднего диапазона - позволила Bosch сделать эту технологию более доступной для рынка. Например, такой радар используется в моделях VW Polo и Golf, что свидетельствует о его доступности даже для сегмента небольших и компактных автомобилей. Один датчик может поддерживать работу нескольких систем помощи водителю. Помимо системы экстренного торможения, датчик MRR работает для адаптивного круиз-контроля (ACC). ACC автоматически поддерживает выбранную водителем скорость и запрограммированное безопасное расстояние до идущего впереди автомобиля. В комбинации с системой предупреждения столкновений, АСС может снизить количество экстренных торможений на автомагистралях до 67%. В 2014 году 8% новых автомобилей оснащались АСС, что в два раза больше по сравнению с данными Bosch годом ранее.

Каждый четвертый новый легковой автомобиль умеет определять, когда водитель устал

Количество новых автомобилей, оснащённых системой распознавания дорожных знаков, а также системой распознавания сонливости водителя растет – оба показателя выросли на 2% по сравнению с 2013 годом. Так, шесть процентов всех автомобилей, зарегистрированных в 2014 году, могут распознавать определенные дорожные знаки на дороге с помощью видеокамеры. Далее информация отображается в виде символов на приборной панели, что помогает водителям разобраться в сложностях навигации по дорожным знакам. В 2014 году система, которая определяет степень усталости водителя, была установлена в каждом четвертом новом автомобиле. С помощью датчика угла поворота рулевого колеса и электрического усилителя руля система Bosch проводит анализ поведения водителя для выявления первых признаков сонливости. Система сразу же регистрирует резкие маневры руля и, учитывая дополнительные параметры, такие как длительность поездки и время дня, определяет степень сонливости. Прежде чем водитель успевает заснуть, предупреждает его, чтобы он остановился для отдыха.

Системы помощи при парковке являются наиболее распространенными в новых автомобилях

Система управления фарами автоматически включает фары дальнего света при движении за пределами населенных пунктов, пока впереди или по встречной полосе не обнаружится какое-нибудь транспортное средство. Также она постоянно управляет работой передних фар. Системы, которые регулируют только ближний свет, не были включены в последнее исследование, в результате чего количество автомобилей со встроенными системами управления фарами уменьшилось. В 2014 году система была представлена только в 13% новых зарегистрированных автомобилей. Компания Bosch впервые включила в исследования систему помощи при парковке. Она задействует ультразвуковые датчики, подающие звуковые сигналы, которые сообщают водителю о расстоянии между транспортным средством и препятствиями при парковке, а также камеры заднего обзора и парковочные помощники. Эти помощники контролируют рулевое управление при парковке, в то время как водитель отвечает только за ускорение и торможение. По данным исследования Bosch, в 2014 году более половины новых зарегистрированных автомобилей (52%) в Германии были оснащены системами помощи при парковке, что свидетельствует о наибольшей популярности этих систем в новых автомобилях.

Разные страны с одинаковыми предпочтениями в системах помощи водителю

Системы помощи при парковке очень популярны и за пределами Германии . В 2014 году каждый второй новый автомобиль (50%) в Бельгии, Нидерландах, а также 19% новых легковых автомобилей в были оснащены такими системами. Автоматические системы экстренного торможения в Бельгии даже более популярны, чем в Германии: каждый четвертый вновь зарегистрированный легковой автомобиль поддерживает систему торможения при обнаружении препятствия. В Нидерландах 17% новых автомобилей обеспечены такой системой, в Испании – 11%, в Великобритании ‒ 5%. Системой поддержки движения по выбранной полосе в 2014 году были оснащены 14% автомобилей в Бельгии, 11% ‒ в Нидерландах, 20% ‒ в Испании, 6% ‒ в Англии.