Двигатель внутреннего сгорания для инструментов ударного действия. Требования технического регламента о требованиях пожарной безопасности к пожарному инструменту. Требования охраны труда при работе с инструментом с приводом от двигателя внутреннего сгоран

Двигатель внутреннего сгорания для инструментов ударного действия относится к машиностроению и может быть использован в устройствах ударного действия с возвратно-поступательным движением рабочего органа, например, в отбойных молотках, перфораторах, вибраторах, трамбовках и т.п. Двигатель содержит цилиндрический корпус с крышкой и дном, размещенный в корпусе подпружиненный в осевом направлении поршень-ударник, камеру сгорания, образованную торцом поршня-ударника и крышкой, подпоршневую полость, образованную вторым торцом и дном, установленные в подпоршневой полости возвратную пружину и соосно ей хвостовик рабочего инструмента, выходящий через отверстие на дне наружу. На боковой поверхности поршня-ударника продольно нанесены кулачковый профиль и зубчатая рейка, которая в паре с шестерней, установленной в корпусе напротив рейки, образует пусковой механизм, причем часть зубьев шестерни удалена. Зубья на рейке и шестерне ступенчато и ответно укорочены по длине. В теле поршня-ударника выполнен перепускной канал с возможностью сообщения в конце рабочего хода поршня-ударника подпоршневой полости последовательно с камерой сгорания и атмосферой, посредством выполненных в корпусе продувочного и выпускного каналов. Применение предлагаемого двигателя внутреннего сгорания позволит повысить коэффициент полезного действия и надежности работы двигателя в инструментах ударного действия. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности, к двигателям внутреннего сгорания (ДВС) и может быть использовано в устройствах ударного действия с возратно-поступательным движением рабочего органа, например, в отбойных молотках, перфораторах, вибраторах, трамбовках, и т.п., для применения в строительстве, горном деле и других отраслях народного хозяйства. Известен ДВС для инструментов ударного действия , содержащий корпус, боек, ударный инструмент, шток с поршнем, цилиндр с головкой, взрывную камеру и свечу зажигания. Поршень снабжен подпружиненным клапаном, а головка выполнена в виде корпуса, в вершине которого смонтирована детонационная трубка с электрической свечой зажигания. Кран детонационной трубки снабжен клапаном от смесителя и соединен через рычаг с блоком автоматического управления. Последний соединен с управляющей тягой, взаимодействующей с инструментом. Недостаток ДВС заключается в том, что он имеет низкий КПД, т. к. для обеспечения работы двигателя необходим сжатый воздух, на что затрачивается энергия, а так же жидкое топливо для увеличения силы удара. На каждом этапе преобразования и передачи энергии происходят ее потери, что и приводит к повышенным затратам энергии (топлива, эл. энергии) на единицу произведенной полезной работы. Низкий КПД двигателя обусловлен также применением нескольких звеньев (поршень со штоком, боек, ударный инструмент) для передачи энергии взрыва горючей смеси к разрушаемой породе. Потери энергии происходят как в длинном и тонком штоке вследствие его вибрации, так и на границах от одной детали к другой . Известен ДВС для инструментов ударного действия , содержащий муфту, которая с тыльного конца соединена с поршнем. Движущийся возвратно-поступательно ударник имеет удлиненный передний участок, который образует с корпусом амортизирующую камеру, возвращающую ударник после рабочего хода. Концевой участок ударника образует с корпусом кольцевой зазор. Камера сгорания имеет с тыльной стороны входные и выходные каналы. Каналы сообщаются через прорези с наружней стороны муфты пазы с первым и вторым отверстиями. Концевой участок ударника периодически закрывает отверстия и отсекает камеру сгорания от входного и выходного каналов. Кольцевой зазор соединен с амортизирующей камерой отдельной прорезью. Недостатки ДВС заключаются в том, что он имеет низкий КПД, т. к. для обеспечения работы двигателя необходим сжатый воздух, на что затрачивается энергия, а так же жидкое топливо для увеличения силы удара. Ненадежность работы двигателя, выражающаяся в том, что уже при небольших утечках воздуха в амортизирующей камере ударник не будет досылаться в камеру сгорания до требуемой степени сжатия топливо-воздушной смеси (ТВС), что за несколько циклов приведет к остановке инструмента, к тому же отсутствует пусковое устройство и требуется дополнительная система для подготовки ТВС. Известен ДВС для инструментов ударного действия , включающий цилиндр с выхлопными окнами, поршень-боек, установленный в цилиндре между передней и задней головками, камеру сгорания, буферную камеру, канал для подвода сжатого воздуха, породоразрушающий инструмент, насос-форсунку со штоком, установленную в одном из сквозных отверстий задней головки, и приспособления для управления перемещением штока насоса-форсунки, расположенное в другом сквозном отверстии задней головки. Устройство снабжено диафрагменным пневмодвигателем для перемещения штока насоса-форсунки и приспособлением управления перемещением штока насоса-форсунки. Недостаток ДВС заключается в том, что он имеет низкий КПД. Для обеспечения работы устройства необходим сжатый воздух, на что затрачивается энергия, а так же жидкое топливо для увеличения силы удара. Известен ДВС для инструментов ударного действия , содержащий цилиндрический корпус с закрепленной в нем гильзе. В гильзу помещен поршень, шарнирно соединенный с шатуном. На другом конце шатуна имеется головка с осевым буфером-стволом. В последний свободно установлена меньшая ступень двухступенчатого корпуса пневматического амортизатора. Механизм пуска выполнен в виде клиновидного бокового выступа, размещенного на головке шатуна, толкателя в виде двуплечего рычага, большее плечо которого взаимодействует с боковой поверхностью шатуна, а скошенный торец периодически контактирует с клиновидным боковым выступом. Механизм подъема выполнен в виде двух соосных зубчатых колес, храповой собачки и рейки, жестко связанной с боковой поверхностью шатуна. Недостатки ДВС заключаются в том, что он имеет низкую надежность работы. В основе работы лежит принцип действия дизель-молота для забивания свай, в котором энергия падающего тяжелого цилиндра (или поршня) используется как для совершения полезной работы, так и для воспламенения ТВС для совершения нового цикла. Для этого необходим большой запас кинетической энергии, чтобы довести степень сжатия в камере сгорания до величины 1215, для надежного самовоспламенения ТВС и совершения полезной работы . Поэтому поршень в ДВС должен быть либо большой массы, либо падать с большой высоты. То и другое исключает ДВС из класса ручных инструментов. Поскольку в описании ДВС представлен как ручной инструмент, то вышеназванные причины приводят к ненадежности работы этого двигателя. Герметичность камеры сгорания обеспечивается тремя подвижными уплотнениями, в случае нарушения любого из них снижается надежность самовоспламенения ТВС. КПД ДВС значительно снижается в результате того, что падающий поршень совершает удар не непосредственно по поршню-бойку, а передает свою энергию через газовую подушку в камере сгорания. Пусковая шестерня постоянно находится в зацеплении с поршнем, что снижает КПД и надежность работы в результате увеличения пар трения и износа. Надежность работы дизель-молотка снижается при отклонениях его продольной оси от вертикали. Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является ДВС для инструментов ударного действия , содержащий цилиндрический корпус с крышкой и дном, размещенный в корпусе подпружиненный в осевом направлении поршень-ударник, камеру сгорания, образованную торцом поршня-ударника и крышкой, подпоршневую полость, образованную вторым торцом и дном, установленные в подпоршневой полости возвратную пружину и соосно ей хвостовик рабочего инструмента, выходящий через отверстие в дне наружу, установленные в крышке впускные и выпускные клапаны, выполненные в виде тарелки со штоком, и электрическую цепь зажигания, в крышке установлены механизмы взвода впускного и выпускного клапанов, каждый из которых выполнен в виде двух рычагов, своими концами соответственно шарнирно связанных с крышкой и штоком клапана, и пружин, размещенных на рычагах между их шарнирными осями, и механизмом зажигания, выполненным в виде шарнирно закрепленных на крышке подпружиненного рычага, с которым периодически взаимодействует впускной клапан, и стержня, подвижно установленного в крышке, взаимодействующего с рычагом и предназначенного для включения и выключения электрической цепи, а шток впускного клапана выполнен с осевым каналом и отверстиями в тарелке, сообщенными между собой и служащими для подачи топлива в камеру сгорания. Недостатки ДВС заключаются в том, что, во-первых, он имеет низкий КПД работы, который вызван следующими причинами: степень сжатия равна нулю, т.е. ТВС начинает гореть при атмосферном давлении, поэтому выделение энергии будет небольшим по отношению к единице объема ТВС и, как следствие, будет слабый удар поршня-ударника по рабочему инструменту; герметичность камеры сгорания, кроме неподвижных, обеспечивается двумя подвижными соединениями, при этом увеличивается вероятность утечек и уменьшается сила удара, и во-вторых, в ненадежности его работы, которая обусловлена следующими причинами: многоэлементностью газораспределительного механизма, что в условиях динамических нагрузок приводит к отказам по причине перекосов, заклиниваний, износа и т. п. ; сложностью настройки механизма взвода впускного и выпускного клапанов, т. к. в результате температурных воздействий, смолистых отложений, нагара, износа изменяются усилия открытия и закрытия клапанов; закоксовыванием канала, управляющего открытием выпускного клапана; ненадежностью работы узла зажигания, выражающаяся в заклинивании подвижных частей механизма удержания в результате нагара, возможностью сваривания контактов, сложностью регулировки момента зажигания; отсутствием пускового механизма; отсутствием охлаждения поршня, что приводит к выгоранию смазки; прекращением работы в случае пропуска зажигания, т.к. ход сжатия возвратной пружины равен полному ходу поршня. Несгоревшая ТВС не сможет продвинуть поршень до открытия выпускного канала вследствие постоянного противодействия пружины, поэтому не произойдет зарядки свежей ТВС. Задачей, на решение которой направлено предложенное изобретение, является повышение КПД и надежности работы ДВС для инструментов ударного действия. Указанная задача решается тем, что в ДВС для инструментов ударного действия, содержащем цилиндрический корпус с крышкой и дном, размещенный в корпусе подпружиненный в осевом направлении поршень-ударник, камеру сгорания, образованную торцом поршня-ударника и крышкой, подпоршневую полость, образованную вторым торцом и дном, установленные в подпоршневой полости возвратную пружину и соосно ей хвостовик рабочего инструмента, выходящий через отверстие в дне наружу, в отличие от прототипа на боковой поверхности поршня-ударника продольно нанесены кулачковый профиль и зубчатая рейка, которая в паре с шестерней, установленной в корпусе напротив рейки, образует пусковой механизм, причем часть зубьев шестерни удалена для обеспечения расцепления с рейкой после запуска, а зубья на рейке и шестерне ступенчато и ответно укорочены по длине для обеспечения правильного зацепления после остановки поршня-ударника в произвольном месте, в теле поршня-ударника выполнен перепускной канал с возможностью сообщения в конце рабочего хода поршня-ударника подпоршневой полости последовательно с камерой сгорания и атмосферой, посредством выполненных в корпусе продувочного и выпускного каналов, причем ход сжатия возвратной пружины равен ходу поршня-ударника после открытия выпускного канала, а подпоршневая полость дополнительно сообщается с атмосферой через карбюратор с обратным клапаном, на корпусе с возможностью перемещения относительно его продольной оси и взаимодействия с кулачковым профилем на поршне-ударнике установлены контакты управления моментом зажигания, а блок зажигания электрически соединен со свечой зажигания, установленной в крышке корпуса и с контактами управления моментом зажигания. Конструкция предлагаемого ДВС обеспечивает повышение КПД его работы тем, что обеспечивается необходимая степень сжатия и точная регулировка момента зажигания для сообщения поршню-ударнику большей энергии при ударе. Увеличение надежности работы предлагаемого двигателя достигается за счет того, что уменьшено число лижущихся частей, для чего применено газораспределение поршнем, вследствие этого отсутствуют клапаны, рычаги и т.п., снижено количество подвижных уплотнений камеры сгорания до одного, применено охлаждение поршня-ударника, что улучшает условия его смазки, уменьшен ход сжатия возвратной пружины по отношению к полному ходу поршня-ударника, что позволяет в случае пропуска зажигания совершить продувку и зарядку свежей ТВС камеры сгорания для следующего рабочего цикла в результате колебаний поршня-ударника с гарантированным открытием выпускного и перепускного каналов, применен пусковой механизм с расцеплением шестерни и рейки после запуска, что уменьшает число подвижных деталей и трущихся пар во время работы. На фиг.1 представлена принципиальная схема предлагаемого двигателя внутреннего сгорания для инструментов ударного действия; на фиг.2 - схематичный вид шестерни и рейки. Двигатель состоит из цилиндрического корпуса 1, закрытого с одного конца крышкой 2, с другого конца дном 3, размещенного в корпусе подпружиненного в осевом направлении поршня-ударника 4, камеры сгорания 5, образованной торцом поршня-ударника и крышкой, подпоршневой полости 6, образованной вторым торцом и дном, установленных в подпоршневой полости возвратной пружины 7 и соосно ей хвостовика рабочего инструмента 8, выходящего через отверстие в дне наружу. На боковой поверхности поршня-ударника продольно нанесены кулачковый профиль 9 и зубчатая рейка 10, которая в паре с шестерней 11, установленной в корпусе напротив рейки, образует пусковой механизм, причем часть зубьев шестерни удалена для обеспечения расцепления с рейкой после запуска, а зубья на рейке и шестерне ступенчато и ответно укорочены по длине для обеспечения правильного зацепления после остановки поршня-ударника в произвольном месте, в теле поршня-ударника выполнен перепускной канал 12 с возможностью сообщения в конце рабочего хода поршня-ударника подпоршневой полости последовательно с камерой сгорания и атмосферой, посредством выполненных в корпусе продувочного 13 и выпускного каналов 14, причем ход сжатия возвратной пружины равен ходу поршня-ударника после открытия выпускного канала, а подпоршневая полость дополнительно сообщается с атмосферой через карбюратор 15 с обратным клапаном 16, на корпусе с возможностью перемещения относительно его продольной оси и взаимодействия с кулачковым профилем на поршне-ударнике установлены контакты управления моментом зажигания 17, а блок зажигания 18 электрически соединен со свечой зажигания 19, установленной в крышке корпуса, и с контактами управления моментом зажигания. Двигатель работает следующим образом. Вращают шестерню 11 по часовой стрелке. Происходит зацепление шестерни и рейки 10 той парой зубьев, длины которых соответствуют друг другу в данном положении поршня-ударника. Поршень-ударник перемещается в сторону подпоршневой полости 6, после открытия выпускного канала 14 начинает сжимать возвратную пружину 7. После того, как последний зуб перед срезанным сектором шестерни выйдет из зацепления с последним зубом рейки, поршень-ударник освобождается и под действием сжатой пружины движется в сторону камеры сгорания, перекрыв выпускной и продувочный каналы. В подпоршневой полости создается разряжение, клапан 16 открывается и подпоршневая полость заполняется ТВС через карбюратор 15. Непосредственно перед тем моментом, когда поршень-ударник израсходует свою энергию на сжатие ТВС, находящуюся перед тем в камере сгорания, и остановится, кулачковый профиль 9 воздействует на контакты управления моментом зажигания 17. Блок зажигания 18, получив сигнал от контактов управления зажиганием, посылает электрический импульс на свечу зажигания 19. Начинается рабочий ход. Поршень-ударник движется в сторону подпоршневой полости. При открытии выпускного канала происходит выпуск отработанных газов. Поршень-ударник начинает сжимать возвратную пружину и в конце хода ударяет по хвостовику рабочего инструмента 8, совершая полезную работу. При рабочем ходе поршня-ударника давление в подпоршневой полости увеличивается, обратный клапан 16 закрывается. В момент открытия выпускного и продувочного каналов сжатая в подпоршневой полости ТВС проходит через перепускной канал 12, охлаждает поршень, производит очистку цилиндра от остаточных газов и зарядку цилиндра свежей смесью. Далее цикл повторяется. Источники информации, принятые во внимание: 1. Авторское свидетельство СССР N 279527, кл. E 21 C 37/16, 1970. 2. Патент Великобритании N 1398739, кл. B 25 D 9/10, 1975. 3. Авторское свидетельство СССР N 1335692, кл. E 21 C 3/18, 1987. 4. Авторское свидетельство СССР N 1523331, кл. B 25 D 9/10, 1987. 5. Авторское свидетельство СССР N 656825, кл. B 25 D 9/10, 1979. 6. Александров Е.В., Соколинский В.Б. Прикладная теория и расчеты ударных систем. М. Наука, 1969. 7. Орлин А. С.. Круглов М.Г. Теория поршневых и комбинированных двигателей. М:, Машиностроение, 4-е изд., переработанное и дополненное, 1984.

Формула изобретения

Двигатель внутреннего сгорания для инструментов ударного действия, содержащий цилиндрический корпус с крышкой и дном, размещенный в корпусе подпружиненный в осевом направлении поршень-ударник, камеру сгорания, образованную торцом поршня-ударника и крышкой, подпоршневую полость, образованную вторым торцом и дном, установленные в подпоршневой полости возвратную пружину и соосно с ней хвостовик рабочего инструмента, выходящий через отверстие в дне наружу, отличающийся тем, что на боковой поверхности поршня-ударника продольно нанесены кулачковый профиль и зубчатая рейка, которая в паре с шестерней, установленной в корпусе напротив рейки, образует пусковой механизм, причем часть зубьев шестерни удалена, а зубья на рейке и шестерне ступенчато и ответно укорочены по длине, в теле поршня-ударника выполнен перепускной канал с возможностью сообщения в конце рабочего хода поршня-ударника подпоршневой полости последовательно с камерой сгорания и атмосферой посредством выполненных в корпусе продувочного и выпускного каналов, причем ход сжатия возвратной пружины равен ходу поршня-ударника после открытия выпускного канала, а подпоршневая полость дополнительно сообщается с атмосферой через карбюратор с обратным клапаном, на корпусе с возможностью перемещения относительно его продольной оси и взаимодействия с кулачковым профилем на поршне-ударнике установлены контакты управления моментом зажигания, а блок зажигания электрически соединен со свечой зажигания, установленной в крышке корпуса, и с контактами управления моментом зажигания.

Двигатель внутреннего сгорания для инструментов ударного действия


Раздел 2: Пожарная техника и приёмы работы с ней

Тема 1: Ручной немеханизированный и механизированный инструмент

Вопрос 1: Ручной немеханизированный инструмент, виды, назначение, устройство и требования безопасности при эксплуатации.
При тушении пожаров возникает необходимость разбирать и вскрывать строительные конструкции, коммуникационные сети и элементы технологических установок.

Инструмент пожарный для ведения специальных работ предназначен для проведения работ по вскрытию и разборке строительных конструкций при тушении пожаров, включает следующие виды (в зависимости от используемой энергии):


  1. ручной немеханизированный инструмент, включающий:

  • пожарные топоры, багры, ломы;

  • комплекты многофункционального универсального инструмента для проведения аварийно-спасательных работ на пожаре.

  1. ручной механизированный инструмент с приводом:

  • от электродвигателя

  • от двигателя внутреннего сгорания

  • от сжатого воздуха

  • от гидроагрегата или ручного насоса

  1. эластомерные пневмодомкраты, пневмозаглушки и пневмопластыри.

Инструмент пожарный ручной немеханизированный - инструмент без какого-либо привода, кроме мускульной силы человека, предназначенный для выполнения различных работ при тушении пожара (пожарные багры, ломы, топоры, крюки, пилы, лопаты).
Пожарные багры предназначены для разборки кровли, перегородок, стен, других элементов конструкций зданий и сооружений, растаскивания горящих предметов, материалов и т. п.

Багры, входящие в комплектацию пожарных автомобилей, бывают двух типов:


  • БПН - багор пожарный насадной , закрепленный на деревянном шесте.

Масса - не более 2,0 кг.

Рисунок 2


Пожарные ломы выпускают трех типов:


  • ЛПТ - лом пожарный тяжелый используют для вскрытия деревянных полов, ферм и т. п.

Крюк пожарный служит для выполнения работ при растаскивании, вскрытии и обрушении различных конструкций на пожарах. В отверстии головки крюка закрепляется смоленая веревка длиной до петли не менее 1,3 м.



Масса - не более 1,5 кг.

Рисунок 6



К немеханизированному ручному инструменту также относятся пилы (поперечные и продольные), которые хранят и переносят в чехлах, топоры плотницкие , лопаты (совковая, штыковая) и комплект для резки электрических проводов .


По мере необходимости осуществляют заточку заостренных частей ручного инструмента, после чего их подвергают термической обработке на длину не менее 60 мм, лезвия топора - 15 мм и прямые концы ломов на глубину 150 мм.

Ломы, багры, крюки изготовляют из стали Ст45, полотно топора - из стали Ст.У7.


Механические свойства металла ломов, крюков и головок багров должны быть не ниже, чем у стали марки 45 по ГОСТ 1050.

Сварные швы должны быть ровными, без посторонних включений, наплывов и пережогов металла.

Заостренные рабочие части инструмента должны быть заточены, а затем термически обработаны на длине, не менее:


  • 60 мм - для крюков, багров, загнутых концов ломов и кирок топоров;

  • 150 мм - для прямых концов ломов.
Ломы подвергаются испытаниям на изгиб путем закрепления прямого конца лома в опоре на длине 60 мм и приложения к противоположному концу лома типа ЛПУ, а для других ломов на расстоянии 1 м. от места закрепления нагрузки, равной:

  • 980 Н (100 кгс) - для ломов типа ЛПТ;

  • 784 Н (80 кгс) - для ломов типов ЛПЛ и ЛПУ в направлении, перпендикулярном продольной оси лома, в течение 10 мин.
Появление трещин и остаточные деформации не допускаются.

Комплекты инструмента пожарного ручного немеханизированного - это комплекты инструмента без какого-либо привода, кроме мускульной силы человека, состоящие из одной или двух штанг со специальными замками и набора съёмных рабочих органов для выполнения различных работ на пожаре.



Рисунок 7
Инструмент ручной аварийно-спасательный ИРАС (рисунок 7) предназначен для выполнения операций, связанных с деформацией и разрушением элементов конструкций транспортных средств, поврежденных при дорожно-транспортных происшествиях, а также строительных и других конструкций, поврежденных вследствие аварии или стихийного бедствия, с целью расширения доступа к пострадавшим, ускорения освобождения проезжей части дорог. Инструмент не требует особого ухода. После работы его требуется сразу же вычистить, высушить и уложить на хранение в помещение с влажностью не более 90%. Для заточки инструмента могут быть использованы повсеместно применяемые методы и средства для заточки ручных инструментов. Угол заточки кайла - 90°, режущей кромки кайла - 40°, острой кромки рубящей части - 80° и лезвия ножа вскрывателя - 70°.При проведении аварийно-спасательных работ инструмент должен находиться в исправном состоянии.

На месте проведения работ должны быть обеспечены условия, исключающие травмирование людей. Запрещается: использовать топор в раздвинутом состоянии как рубящий инструмент; работать под грузом, приподнятым инструментом, без дополнительных упоров; работать с электропроводкой (кабелями под напряжением без принятых специальных мер безопасности).


Техническая характеристика ИРАС:

  • Максимальный изгибающий момент на рукоятку головки - 220 Нм.

  • Максимальный изгибающий момент на штангу вскрывателя - 160 Нм.

  • Масса полная - 5,0 кг.

  • Масса многоцелевой головки - 3,15 кг.

  • Масса вскрывателя - 1,82 кг.

  • Длина инструмента при выдвинутом вскрывателе - 825 мм.

  • Габаритные размер - 570х67х200 мм.

  • Срок службы - 6 лет.



УКИ-12М


Рисунок 8
Комплект универсального инструмента УКИ-12М (рисунок 8) предназначен для вскрытия и разборки строительных конструкций при тушении пожаров. В комплект входит: две универсальные штанги с выдвижными рукоятками и набор сменных рабочих органов (см. таблицу № 1).

Штанга универсальная имеет фиксирующие устройства для крепления рукоятки в двух положениях и установки одного из рабочих органов.

Освобождение рабочих органов и рукоятки (открытие замка) производится поворотом втулки фиксирующего устройства после нажатия кнопки.

Фиксация (закрытие замка) производится поворотом втулок в обратном направлении до характерного щелчка, при котором кнопка возвращается в свое исходное положение.

Таблица № 1.


Наименование

Назначение

Штанга универсальная

вскрытие потолков, перекрытий, дверных замков запоров и т.д.

Лом-крюк

расчистка места пожара, вскрытие кровли, обрешетки, растаскивание тюков, открывание крышек колодцев ПГ.

Резак

вскрытие металлических обшивок кровли, вентиляционных и отопительных коробов, кузовов и кабин транспортных средств.

Лом-пика и лом-зубило

вскрытие кирпичных, каменных и железобетонных конструкций.

Лом-гвоздодер

вскрытие деревянных конструкций

Лом-клин

вскрытие конструкций, имеющих плотные соединения, подъем элементов конструкций.

Лом отжимной

вскрытие дверей, люков, ворот, снятие оконных решеток.

Лом шаровой

сбивание замков, открывание крышек колодцев ПГ в зимних условиях.

Багор пожарный

разборка кровли, стен, перегородок, обрушение труб, растаскивание горящих материалов.

Лом монтажный

разборка конструкций, расчистка завалов, эвакуация оборудования.

Сумка

упаковка и транспортирование сменных рабочих органов.

Техническая характеристика УКИ-12М


  • Максимальный изгибающий момент, Нм - 785

  • Максимальное растягивающее усилие, Н - 1960

  • Оперативная продолжительность замены рабочих органов, с. - 10

  • Время вырезания отверстия диаметром 500 мм в листе кровельного железа толщиной до 0,8 мм, с. - 180

  • Масса штанги универсальной с рукояткой-крюком, кг. - 5,3

  • Масса комплекта в контейнере, кг. - 28,0

  • Габаритные размеры контейнера с инструментом, мм. - 1000х295х270

  • Срок службы, лет - 11

Техническое состояние ручного немеханизированного инструмента проверяют при смене дежурства. При внешнем осмотре обращают внимание на то, чтобы поверхность инструмента была гладкой, без трещин, пленок, заусенцев, глубоких раковин, окалин и ржавчины.

Для предотвращения образования ржавчины ежедневно и после каждого использования инструмента его поверхность протирают сухой тряпкой до блеска.


Требования ПОТРО-01-2002 к пожарному инструменту (инвентарю):

п. 307. Долговечность инструмента (инвентаря) и безопасность работы с ним обеспечивается содержанием в исправном состоянии и своевременным техническим обслуживанием. Пригодность инструмента (инвентаря) определяется наружным осмотром и испытанием. С целью предотвращения несчастных случаев при работе с инструментом (инвентарем) при его осмотре следует обращать внимание на качество насадки инструмента на ручки и чистоту рабочих поверхностей. Топоры, пилы, ножницы для резки металлических решеток должны храниться в чехлах.

п. 308. Металлические части топоров и багров должны быть надежно насажены на рукоятки. Прочность насадки должна быть установлена в стандартных и технических условиях на инструменты конкретного вида.

Деревянные рукоятки должны быть изготовлены из прочных пород древесины, не иметь признаков порчи, сучков, трещин и сколов.

Запрещается красить деревянные поверхности инструмента и инвентаря (в этом случае они скользят в руках, а на окрашенных поверхностях трудно заметить повреждения – С.А.Н. ).
Электрозащитные средства.

Перечень электрозащитных средств, сроки их испытаний и критерии непригодности приведены в таблице.


Наименование

Срок испытания

Критерии непригодности

Перчатки резиновые диэлектрические

один раз в 6 месяцев



Галоши (боты) резиновые диэлектрические

один раз в 3 года

проколы, разрывы, наличие отверстий

Коврики резиновые диэлектрические размерами не менее 50x50 см. с рифленой поверхностью

отбраковка при внешних осмотрах не реже 1 раза в год

проколы, разрывы, наличие отверстий

Ножницы для резки электропроводов с изолированными ручками (требования к указанным электрозащитным средствам определены ГОСТ)

один раз в год

повреждение изоляции на рукоятках и отсутствие упорных колец и резиновых втулок на концах рукояток

Переносной заземлитель из гибких медных жил произвольной длины, сечением не менее 12 мм 2 для пожарных автомобилей, у которых основная система защиты - защитное заземление

внешний осмотр проводится ежедневно при заступлении на боевое дежурство

разрушение контактных соединений, нарушение механической прочности медных жил (обрыв более 10% медных жил)



Диэлектрические перчатки

Рисунок 9

В комплект для резки электрических проводов (электрозащитные средства) входят:



Диэлектрические боты

Рисунок 10



Диэлектрические коврик

Рисунок 11




Диэлектрические ножницы

Рисунок 12



Переносной заземлитель

Рисунок 13


Требования, предъявляемые к электрозащитным средствам, изложены в Правилах по охране труда в подразделениях ГПС (ПОТРО-01-2002).

Испытания электрозащитных средств проводятся специальными лабораториями , имеющими на это разрешение органов Госэнергонадзора. Результаты испытаний оформляются актом, который хранится в подразделении ГПС до проведения следующего испытания. На перчатках, ботах, ковриках и т.д. ставится штамп с указанием срока следующего испытания.

Все средства электрической защиты, не прошедшие в установленные сроки испытания , считаются непригодными к использованию .

Пригодность к работе защитных изолирующих средств определяется внешним осмотром и испытанием. Внешний осмотр проводится ежедневно при заступлении на боевое дежурство личным составом подразделений ГПС, за которым они закреплены.

Электрозащитные средства хранятся на пожарном автомобиле отдельно от ПТВ и шанцевого инструмента в зачехленном виде.
Вопрос 2: Ручной механизированный пожарный инструмент, виды, назначение, устройство и требования безопасности при эксплуатации.
Комплекты инструмента пожарного ручного механизированного предназначены для выполнения аварийно-спасательных работ на пожаре.

Виды ручного механизированного инструмента в зависимости от привода:


  • от электродвигателя (электрический);

  • от двигателя внутреннего сгорания (бензомоторный);

  • от сжатого воздуха (пневматический);

  • от гидроагрегата или ручного насоса (гидравлический).

Электрический ручной механизированный инструмент.
Переносной дымосос ДПЭ-7 с электроприводом позволяет удалять продукты горения из помещения с температурой до 200 0 С или подавать в него чистый воздух. Производительность дымососа 7 тыс. м 3 / ч.

Переносной дымосос ДП-7 можно также использовать для получения и подачи на пожар воздушно-механической пены высокой кратности (Кр = 800) в количестве 120 м 3 /мин.

Электропила цепная консольного типа имеется на вооружении автомобилей ГДЗС и состоит из электродвигателя, редуктора, цепной пилы. Для управления пилой на корпусе включателя смонтирована рукоятка. Приводом цепной пилы служит высокочастотный электродвигатель с частотой тока 400 Гц и напряжением 220 В. Частота вращения ротора 12000 об/мин.
Требования ПОТРО-01-2002 к электрифицированному инструменту и приборам электроосвещения.

п. 327. Техническое обслуживание и проверка исправности электрифицированного инструмента и приборов электроосвещения, которыми укомплектованы пожарные автомобили, производится ежедневно при смене караулов, после каждого применения, ремонта, а также в сроки, указанные в технических паспортах или инструкциях по их эксплуатации.

п. 328. Командиры отделений и технический состав, обслуживающий электроустановки, должны пройти подготовку в объеме второй квалификационной группы по мерам безопасности при эксплуатации электроустановок - не менее 24 часов.

Личный состав подразделений ГПС, работающий с выносным электрооборудованием (прожекторами, электроинструментом, дымососами и др.), должен пройти подготовку в объеме первой квалификационной группы по мерам безопасности при эксплуатации электроустановок - не менее 12 часов.

Программа подготовки указанных должностных лиц разрабатывается территориальным органом управления ГПС самостоятельно.

Порядок допуска к самостоятельной работе с выносным электрооборудованием определяется в соответствии с требованиями правил безопасности при эксплуатации электроустановок пожарных автомобилей и прицепов, утвержденных в установленном порядке.

п. 329. На корпусах дымососов и вентиляторов должно быть указано стрелкой направление вращения рабочего механизма и направление потока воздуха. Рабочий механизм должен иметь защитное ограждение. Органы управления дымососов и вентиляторов следует размещать в безопасной зоне. Рукоятка для переноски должна иметь чехол из материала, обладающего низкой теплопроводностью.

п. 330. Работающие с приборами и электроинструментами обязаны:


  • держать и переносить инструменты и приборы только в прорезиненных или резиновых перчатках (рукавицах);

  • перед пуском электроинструмента надеть защитные очки;

  • устанавливать прожекторы и приборы на прочную и устойчивую основу в тех местах, где нет опасности попадания на них воды (пены);

  • выключать электроинструмент при перерыве подачи тока и при перемещении на новое место работы;

  • выключать токоприемники при попадании напряжения на корпус электроинструмента или прибора, а также при обнаружении других неисправностей.
п. 331. Эксплуатация электрифицированного инструмента и приборов электроосвещения должны производиться с соблюдением требований, указанных в инструкциях заводов-изготовителей. Все приборы должны иметь инвентарные номера.

п. 332. Запрещается использовать электрифицированный инструмент и приборы электроосвещения при:


  • нарушении целостности электрической изоляции проводов, инструмента, приборов;

  • слабом креплении двигающихся (вращающихся) частей (узлов) инструмента, приборов;

  • при наличии сильных следов деформации инструмента (прибора).
Кроме указанных пунктов настоящих Правил, необходимо соблюдать меры безопасности, изложенные в инструкциях заводов-изготовителей.

Испытания электроинструмента, приборов электроосвещения производятся в сроки и по программам, изложенным в технических паспортах и ведомственных технических условиях на эти изделия.
Гидравлический ручной механизированный инструмент.
Комплекты инструмента пожарного ручного механизированного с гидроприводом предназначены для выполнения аварийно-спасательных работ на пожаре.



Рисунок 14


Ножницы (кусачки) гидравлические предназначены для разрезания различных элементов конструкций посредством двух ножей, приводимых в действие.

Разжимы гидравлические предназначены для раздвигания или стягивания элементов различных конструкций посредством рычагов, приводимых в действие гидроцилиндром.

Инструмент комбинированный гидравлический предназначен для использования при проведении аварийно-спасательных работ, имеет универсальное назначение, обладает качествами разжима и ножниц.

Домкраты гидравлические предназначены для подъёма груза в вертикальном направлении, расширении проёма между двумя объектами в произвольном направлении и стягивания трудно перемещаемых объектов при проведении аварийно-спасательных работ.

Устройства для вскрытия металлических дверей предназначены для проведения работ по вскрытию металлических дверей при тушении пожаров и выполнении аварийно-спасательных работ. Используются совместно с разжим-ножницами.

Устройства приводные гидравлические (ручные насосы и насосные агрегаты) предназначены для обеспечения гидравлического инструмента рабочей жидкостью с необходимым давлением.

Гайковёрты гидравлические предназначены для тарированного и нетарированного завинчивания, развинчивания болтовых и подобных им резьбовых соединений с шестигранной головкой “под ключ” при ведении аварийно-спасательных работ.

Пережиматели труб гидравлические предназначены для пережимания стальных труб с целью уменьшения их проходного сечения при ведении аварийно-спасательных работ.
Пневматический ручной механизированный инструмент.
Пневмодомкраты эластомерные предназначены для подъёма тяжестей при проведении аварийно-спасательных работ.

Пневмопластыри эластомерные предназначены для временной герметизации трубопроводов и ёмкостей с жидкостями при проведении аварийно-спасательных работ.

Инструмент пожарный ручной механизированный с пироприводом приводится в действие энергией пороховых газов.

Отбойные пневматические молотки (бетоноломы) применяют при разборке железобетонных, каменных и кирпичных сооружений, а также для вскрытия твердых покрытий. В пожарной охране на автомобилях технической службы используют четыре типа отбойных молотков: МО-8, 9, 10 и 13.

Отбойный молоток состоит из рабочего наконечника 1, хвостовика 2, ствола 3, цилиндра с поршнем 4, стакана 5 с пусковым устройством, штуцера 6 для подвода сжатого воздуха и рукоятки 7. Пуск отбойного молотка осуществляется при нажатии на рукоятку, перемещая ее вдоль оси молотка.

При работе с отбойным молотком необходимо пользоваться защитными очками. Корпус молотка следует держать в вертикальном положении с небольшим наклоном на себя. Не допускается холостая работа бетонолома, Необходимо следить за креплением воздушного шланга на бетоноломе. Обнаруженные на отбойном молотке неисправности лотка устраняют только после отсоединения воздушного шланга.
Требования ПОТРО-01-2002 к пневмо-гидроинструменту.

п. 322. Надежность инструмента и безопасность работы с ним обеспечивается исправным содержанием, повседневным контролем за его состоянием и своевременным техническим обслуживанием. Исправность инструмента определяется наружным осмотром и испытанием.

п. 323. Работа с пневмо-гидроинструментом должна проводиться в спецодежде (комбинезоне), защитных перчатках (крагах, рукавицах), каске с защитным стеклом.

п. 324. Пневмо-гидроинструмент должен соответствовать требованиям ТУ на каждый имеющийся в комплекте агрегат, иметь значения параметров вибрации, не превышающие установленных ГОСТ, а также параметры шума, не превышающие октавные уровни звуковой мощности, установленные в стандартах и технических условиях на машины конкретного вида.

п. 325. Для обслуживания пневмо-гидроинструмента, его регулировки и настройки допускается личный состав подразделений ГПС, прошедший специальное обучение и назначенный приказом руководителя подразделения ГПС.

п. 326. При работе с токоведущими конструкциями и механизмами следует:


  • провести их обесточивание;

  • следить за рабочей магистралью инструмента, не допускать ее изломов, перегибов и других повреждений, способных повлечь остановку или порчу механизма;

  • следить за обстановкой в рабочей зоне, знать и соблюдать безопасные приемы работы с инструментом в зависимости от вида материала и особенности конструкции устройств, находящихся в непосредственном контакте с инструментом.

Бензомоторный ручной механизированный инструмент.
Мотоперфоратор МП-2 (ОАО «Агрегат», г. Сим) предназначен для бурения скальных пород, бетона, разрушения блоков, резки асфальта, уплотнения материалов, забивания шпунта, труб, костылей при проведении аварийно-спасательных работ. Состав: двигатель внутреннего сгорания, компрессор, карбюратор, стартер, система зажигания, комплект рабочих насадок. ТТХ: энергия удара 36 Дж, скорость бурения в граните коронкой диаметром 36 мм 20 см/мин. Глубина бурения до 4 м. Часовой расход топлива 1,8 л. Масса 30 кг.

Моторез МР-230 «Корунд» (ОАО «Агрегат», г. Сим) предназначен для резки металла, стройматериалов при проведении аварийно-спасательных работ. Состав: двигатель «Марс» 2-тактный карбюраторный с воздушным охлаждением, пильный круг диаметром 230 мм. ТТХ: частота вращения 6180 об/мин, скорость резания листа 10 см 2/мин, мощность до 1,7 кВт, расход топлива до 1,1 кг/час, емкость топливного бака 0,9-1,0 л, масса сухая не более 12 кг.
Требования ПОТРО-01-2002 к механизированному инструменту, оборудованию для вскрытия и разборки конструкций

п. 344. Техническое обслуживание и проверка исправности механизированного инструмента, которым укомплектованы пожарные автомобили, производится при смене караулов, после каждого применения, ремонта, а также в сроки, указанные в технических паспортах или инструкциях по их эксплуатации.

п. 345. Меры безопасности при работе с механизированным инструментом должны соответствовать требованиям ГОСТ:


  • иметь автоматическое отключение вращающихся режущих органов при прекращении воздействия на органы управления и защитный кожух, закрывающий режущую часть абразивного круга не менее чем на 170 0 ;

  • обеспечивать выхлоп отработанных газов, направленных в сторону от органов дыхания оператора и не загрязняющих зону его дыхания вредными примесями свыше норм, установленных соответствующим ГОСТ.
п. 346. К работе с механизированным инструментом приказом руководителя подразделения ГПС допускаются лица, прошедшие специальную подготовку, сдавшие экзамены, получившие удостоверение установленного образца.

п. 347. При работе с механизированным инструментом необходимо соблюдать следующие требования:


  • перед запуском двигателя проверить надежность крепления рамы, приставок, шины, отрезного круга, натяжения пильной цепи;

  • при запуске двигателя пильная цепь и отрезной круг не должны касаться каких-либо предметов, при этом запрещается наматывать трос стартера на руку;

  • на холостом ходу, во избежание разноса, двигатель должен работать при отпущенном рычаге управления газом;

  • дополнительная заправка топливом инструмента допускается только при остановленном двигателе;

  • начало резания и конец его (вывод рабочей части инструмента из пропила) должны выполняться плавно, без рывков;

  • переносить инструмент с работающим двигателем допускается только при холостых оборотах двигателя;

  • при разрыве или сбеге пильной цепи, ослаблении крепления приставок, шины, отрезного круга, защитного кожуха и других неисправностях, обнаруженных в процессе выполнения работы, следует немедленно сбросить газ и остановить двигатель.
п. 348. При работе с бензомоторными пилами, отбойными молотками, дымососом личному составу подразделений ГПС запрещается:

  • работать неисправным инструментом и запускать двигатель без приставки;

  • включать сцепление на холостом режиме работы двигателя;

  • выводить двигатель без нагрузки на рабочие обороты;

  • производить регулировочные работы на приставках и устранять неисправности при работающем двигателе;

  • останавливать двигатель путем снятия колпака провода высокого напряжения в свече;

  • работать с отбойным молотком и при резании абразивным кругом без защитных очков или защитных стекол пожарных касок.

Ранцевая установка для термической резки металла.
Ранцевая установка для термической резки металла УТР/Р-3БН представляет собой газопламенный аппарат автономного пользования и предназначена для кислородной резки углеродистых низколегированных сталей (в том числе броневых) в кратковременном режиме, используется для оперативной резки металлических конструкций в ходе выполнения аварийно-спасательных работ.

В качестве компонентов топлива используются газообразный кислород и керосин (возможно использование дизельного топлива без примесей масла).


Тактико-техническая характеристика УТР/Р–3БН

Вместимость баллона для кислорода, л.

5,0

Время непрерывной работы, мин

12…15

Вместимость баллона для горючего, л.

1,5± 0,05

Соединительные рукава

диаметр условного прохода, мм.

6

Давление заправки кислорода в баллоне, МПа.

15,0

длина кислородного рукава, м.

3,5

Давление кислорода на входе в терморезак, МПа.

0,3…0,5

длина рукава для горючего, м.

3,0

Расход

кислорода, м 3 /час

3,0…4,0

Масса в заправленном состоянии, кг.

20,0

(не более)



горючего, л/час

1,5…2,0

Габаритные размеры, мм.

650х400х200


Рисунок 15


Требования ПОТРО-01-2002 к газорезательным аппаратам.

п. 357. К работе с газорезательными аппаратами допускаются лица, прошедшие специальную подготовку, сдавшие экзамены, имеющие удостоверение на право проведения работ и назначенные приказом руководителя подразделения ГПС.

п. 358. Перед заступлением на дежурство газорезчик обязан:


  • убедиться в исправности аппарата;

  • проверить исправность боевой одежды и защитных очков;

  • внешним осмотром убедиться в исправности и чистоте резака, шлангов, редуктора, приборов и надежном креплении баллонов;

  • проверить давление в баллонах аппарата: в ацетиленовом - не менее 1 МПа, в кислородном - не менее 10 МПа.
п. 359. Переноска и перевозка баллонов (пустых и наполненных) допускается только при наличии колпаков и заглушек на штуцерах вентилей. Запрещается снимать защитный колпак баллона ударами молотка или другого металлического предмета, который может вызвать искру.

  • не имеющих установленных клейм;

  • с неисправными вентилями и поврежденными (слабо насаженными) башмаками;

  • с поврежденными корпусами (вмятины, коррозия и др.);

  • с наличием на штуцере жира, масла, грязи;

  • без окраски и надписей;

  • с истекшими сроками переосвидетельствования и проверки пористой массы (для ацетиленовых баллонов).
п. 361. Если баллон невозможно использовать из-за неисправности вентиля, на нем делается надпись: "Осторожно, полный" и он возвращается на завод-изготовитель. После каждого применения на пожаре и занятиях газорезательных аппаратов их исправность проверяется согласно инструкции по их эксплуатации.

п. 362. Герметичность соединений разрешается проверять только мыльным раствором. Переосвидетельствование баллонов проводится согласно требованиям, установленным Госгортехнадзором России.

п. 363. Газорезчик обязан выполнять только те работы, которые ему поручает руководитель тушения пожара (непосредственный начальник). При этом газорезчик должен лично убедиться, что работа с газорезательным аппаратом на данном участке не приведет к взрыву, пожару и аварии, не нанесет ему травму или увечье.

Испытания газорезательных аппаратов производятся в сроки и по программам, изложенным в технических паспортах и ведомственных технических условиях на эти изделия.

Механизированный инструмент применяется также с двигателями внут-реннего сгорания.

Достоинством этого инструмента - автономность действия и поэтому используется для работ, удалённых от источников энергии.

Основным недостатком механизированного инструмента с бензодвигателями является повышенный по сравнению с электрифицированными или пневматическим инструментом вес и более сложная эксплуатация, особенно бензодвигателя.

Типичным представителем этого вида инструмента является бензомоторная пила, получившая широкое применение на лесозаготовках для валки и предварительной разделки деревьев.


Рис.7. Бензомоторная пила.

Бензопила «Крона-202 », как и бензопила «Тайга-214 », имеет низкое расположение рукояток Это обеспечивает универсальность ее применения. Наличие топливного насоса в карбюраторе и заборнике топлива в баке обеспечивает работоспособность пилы в любом положении в пространстве. Пила предназначена для обрезки сучьев и вершин и для рубок ухода за лесом: с ее помощью можно выполнять подготовительные, вспомогательные, строительные и хозяйственные работы.

Бензопила М-22 8 в отличие от бензопилы МП-5 «Урал» имеет верхнее расположение рукоятки двигателя с виброгасящей подвеской рамы. В двигателе пары встроен механизм динамического уравновешивания, что обеспечивает снижение вибрации на рукоятках управления до санитарных норм. Пила предназначена в основном для валки деревьев в равнинной местности. При повороте рамы с рукоятками ею можно раскряжевывать деревья и обрезать толстые сучья. Двигатель пилы может быть использован для привода различных механизмов и агрегатов. Для механизации сталкивания спиленного дерева в конструкции пилы предусмотрен привод валочного механизма.

Бензопила «Дружба-4 », как и МП-5 «Урал-2 », специализированный мотоинструмент, предназначенный в основном для валки деревьев в равнинной местности. Бензопила «Дружба-4 » имеет такую же компоновку, что и пила МП-5 «Урал-2 ». Основные узлы бензопилы «Дружба-4 » - двигатель, муфта сцепления, редуктор, рама и пильный аппарат. Двигатель этой пилы отличается от двигателя бензопилы МП-5 «Урал-2» меньшими размерами, мощностью, частотой вращения коленчатого вала. В системе питания двигателя используют карбюратор КМП-100А , который отличается от карбюратора бензопилы МП-5 «Урал-2» типом дросселя и отсутствием насоса. Принцип работы этого карбюратора аналогичен описанному выше. Ведущая часть муфты сцепления бензопилы «Дружба-4» соединена с ведомой частью пружинными кольцами. Редуктор мотопилы «Дружба-4» конструктивно более прост и отличается отсутствием встроенного масляного насоса и бачка для смазки пильной цепи. В стойке рамы помещен плунжерный насос, и стойка одновременно служит резервуаром для масла, смазывающего пильную цепь и направляющий паз шины. Рычаг смазки закреплен на левой ручке рамы.

Пилящий аппарат моторной пилы состоит из пилящей шины, ведущей и ведомой звездочки, устройства для натягивания цепи на шине и амортизатора. Пилящая шина воспринимает все внешние силы, которые действуют на пилу, и потому она должна иметь достаточную жесткость и прочность. Современные бензиновые моторные пилы имеют шины толщиной 5...6 мм , которая обеспечивает достаточную их жесткость и дает возможность получить пропил шириной 7,5...8,5 мм . В ребрах шины расположены направляющие канавки (пазы) глубиной до 8 мм и шириной до 2 мм, в которых скользят хвостовики зубов пилящей цепи.

Гидравлические аварийно – спасательные инструменты «Спрут» и «Медведь». Виды, назначение, устройство и краткая техническая характеристика, область и порядок применения.

Гидравлический аварийно-спасательный инструмент (ГАСИ) «СПРУТ» – это:

  • высокие силовые характеристики при малых массе и габаритах;
  • простота и удобство в эксплуатации и обслуживании;
  • многофункциональность;
  • высокая эксплуатационная надежность, возможность использования в разных климатических условиях и др.

Рис.1. Кусачки КГC – 80Х

Предназначены для резания листового металла, труб, профилей, перекусывания арматуры.

Рис.2. Ножницы комбинированные КНКГС – 80

Применяются для резания металла, труб, перекусывания арматуры из стали, а также для раздвигания, поднимания и удержания грузов в фиксированном положении

Рис.3. Расширитель большой КРБГС – 80

Применяется для перемещения различных объектов, проделывания проходов в завалах, расширения щелей в стыке трудно раздвигаемых объектов. Для удержания грузов в фиксированном положении, деформирования и стягивания

Рис.4. Домкрат клиновой гидравлический ДКГ – 80

Рис.5. Домкрат клиновой гидравлический моноблочный ДКГМ – 80

Применяется для отжатия стальных дверей, фланцев трубопроводов, расширения щелей, где отсутствие зазоров не дает возможности применения других инструментов.

Рис.6. Гидроцилиндр КЦГС – 1/80

Применяется для поднятия инженерных конструкций железобетонных плит, автомобилей, а также передвижения других тяжелых предметов.

Рис.7. Удлинитель барабанный ККУС – 1/15

Применяется в комплекте с гидростанцией для увеличения зоны работ гидроинструмента

Рис.8. Наносная установка с электроприводом КНУГ- 1Х1 – 80ЭБ

Применяется для нагнетания рабочей жидкости в рабочую полость гидроинструмента

Насос ручной РН 2080М предназначен для подачи рабочей жидкости в гидравлический инструмент. Приводится в действие рукой оператора. Может быть использован во взрывопожароопасных помещениях, шахтах. Оснащается рукавами высокого давления длиной 3 или 6 метров.

Рабочее давление 80,0 МПа
Тип насоса двух- ступенчатый
Полезный объем рабочей жидкости 2000 см3
Масса готового к работе насоса 11,9 кг
Рабочий объем на каждый такт, не менее:
- первая ступень 20,4 см3
- вторая ступень 2,25 см3
Габаритные размеры:
- длина 740 мм
- ширина 220 мм
- высота 176 мм

Катушка-удлинитель КУ2080-1/10М предназначена для подачи рабочей жидкости от насосной станции или ручного насоса в гидравлический инструмент, транспортировки и хранения рукавов. Является составной частью аварийно-спасательного переносного инструмента с гидроприводом.

Ножницы комбинированные НК2080М предназначены для расширения узких проемов, подъема, перемещения и удержания в неподвижном состоянии объектов, перекусывания и резки стальных прутков, уголков и других профилей, сжатия труб. Возможно применение совместно с набором принадлежностей НП 2080М. Оснащены гидрозамками.

Резак универсальный РУ2080М предназначен для перекусывания и резания стальных прутков, труб, уголков, различных профилей, тросов и кабелей при проведении аварийно-спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций, аварий на транспорте, катастроф, пожаров, стихийных бедствий, а также при строительных и монтажно-демонтажных работах в различных отраслях промышленности.

Требования технического регламента о требованиях пожарной безопасности к пожарному инструменту

Пожарный инструмент в зависимости от его функционального назначения должен обеспечивать выполнение:

  • работ по резке, подъему, перемещению и фиксации различных строительных конструкций;
  • работ по пробиванию отверстий и проемов, дроблению строительных конструкций и материалов;
  • работ по закупорке отверстий в трубах различного диаметра, заделке пробоин в емкостях и трубопроводах.

Ручной механизированный инструмент должен быть оснащен предохранительными устройствами, препятствующими случайному попаданию в подвижные механизмы частей тела человека или одежды. Органы управления механизированным пожарным инструментом должны быть снабжены указателями, исключающими неоднозначное толкование размещенной на них информации.

Конструкция механизированного и немеханизированного пожарных инструментов должна обеспечивать возможность быстрой замены рабочих элементов.

Конструкция стыковочных узлов пожарного инструмента должна обеспечивать быстрое и надежное их соединение вручную без применения ключей или другого слесарного инструмента.

Конструкция пожарного инструмента должна обеспечивать электробезопасность оператора при проведении аварийно-спасательных работ.

Требования правил охраны труда при работе с ручным пожарным инструментом

Пожарный инструмент и инвентарь (ломы, багры, крюки, лопаты, топоры, пилы) должны иметь форму и массу, отвечающие эргономическим требованиям, и отвечать требованиям технических условий и мерам безопасности, определенным НПБ.

Долговечность инструмента (инвентаря) и безопасность работы с ним обеспечивается содержанием в исправном состоянии и своевременным техническим обслуживанием. Пригодность инструмента (инвентаря) определяется наружным осмотром и испытанием. С целью предотвращения несчастных случаев при работе с инструментом (инвентарем) при его осмотре следует обращать внимание на качество насадки инструмента на ручки и чистоту рабочих поверхностей. Топоры, пилы, ножницы для резки металлических решеток должны храниться в чехлах.

Металлические части топоров и багров должны быть надежно насажены на рукоятки. Прочность насадки должна быть установлена в стандартных и технических условиях на инструменты конкретного вида. Деревянные рукоятки должны быть изготовлены из прочных пород древесины, не иметь признаков порчи, сучков, трещин и сколов. Запрещается красить деревянные поверхности инструмента и инвентаря.

Ознакомление с размещением инструмента на пожарных автомобилях

Размещение инструмента должно удовлетворять ряду требований:

Во-первых, часть оборудования необходимо размещать, по возможности, в кабине боевого расчета. Это необходимо для того, чтобы уже при следовании на пожар боевому расчету можно было готовиться к выполнению боевой задачи. К такому оборудованию относятся кислородно-изолирующий противогаз, электрофонари.

Во-вторых, размещение оборудования в отсеках кузова должно быть подчинено необходимости минимальных затрат времени на боевое развертывание.

Рис. 13. Размещение пожарного оборудования в кузовах и кабинах пожарной автоцистерны АЦ-40 (131)-137:

1 - огнетушитель ОУ-2; 2 - шоферский инструмент; 3 - ключ гаечный 41-50: 4 - пожарный рукав 77 мм; 5 - пожарный ствол СВП-4; 6 - пожарный рукав 0 6Ь мм; 7 - колонка пожарная; 8 - разветвление трехходовое: 9 - крюк; 10 - сетка всасывающая; 11 - зажим рукавный; 12 - головка переходная ГСП-50Х80; 13 - головка переходная ГСП-70Х80; 14 - пожарный ствол PC; 15 - пожарный ствол РСК; 16 - шланг для пенообразователя; 17 - напорный пожарный рукав льняной 51 мм; IS - напарный пожарный рукав 0 51 мм; 19 - водосборник

Литература:

  1. Учебник для высших образовательных учреждений МЧС России М.Д. Безбородько, С.Г. Цариченко, В.В. Роенко, Н.И. Ульянов, М.В. Алешков, А.В. Рожков, А.В. Плосконосов, С.А. Шкунов, В.М. Климовцов, С.П. Храмцов «Пожарная и аварийно-спасательная техника» Москва 2012.
  2. Техника пожарная. Инструмент для проведения специальных работ на пожарах. Общие технические требования. Методы испытаний
  3. “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
  4. ГОСТ Р 22.9.17-2014 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Инструмент аварийно-спасательный пневматический. Общие технические требования
  5. Об утверждении Правил по охране труда в подразделениях федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы

Приводом называют энергосиловое устройство, приводящее в движение машину. Привод состоит из источника энергии (силовой установки), передаточного устройства (трансмиссии) и системы управления для включения и отключения механизмов машины, а также для изменения режимов их движения.

Силовая установка состоит из двигателя и обслуживающих его устройств. На­пример, в случае двигателя внутреннего сгорания - топливного бака, устройств для охлаждения, для отвода выхлопных газов и т. п.

Трансмиссии могут быть механическими, электрическими, гидравлическими, пневматическими и смешанными. Только в механических и смешанных трансмиссиях на их механических участках механическое движение передается без его преобразования в другие формы энергии. Во всех других случаях вращательное движение выходно­го вала двигателя силовой установки с помощью электрогенераторов, гидравлических или пневматических насосов преобразуется соответственно в электрическую энергию, энергию движения рабочей жидкости или энергию сжатого воздуха, которая поступает к электро-, гидро- или пневмодвигателям, повторно преобразующим ее в механическое движение. Все указанные выше преобразователи энергии (механической в иные формы и наоборот) являются составными частями трансмиссий.

Обычно свое наименование привод получает либо по типу двигателя силовой ус­тановки (от карбюраторного двигателя, дизельный), либо по виду используемой энергии внешнего источника (электрический, пневматический), либо по типу трансмиссии (гидравлический, дизель-электрический и т. п.).

Для характеристики режимов работы привода отдельных механизмов и машин в целом пользуются отношениями максимальных значений усилий (вращающих момен­тов) Р m ах (Т m ах) и скоростей υ m ах (ω m ах) на выходном звене привода к их средним значе­ниям соответственно Р c р (Т c р) и υ c р (ω c р), продолжительностью включений ПВ в процен­тах от общего времени работы машины и количеством включений KB в час. В зависи­мости от степени изменения этих параметров, которые колеблются в пределах Т m ах /Т c р = 1,1 ... 3 (для вращательного движения), ПВ = 15 ... 100%, KB = 10 ... 600, режимы нагружения многих машин и их механизмов условно подразделяют на легкий, средний, тя­желый и весьма тяжелый.

2.2. Двигатели внутреннего сгорания

Двигатели внутреннего сгорания (ДВС) относятся к группе тепловых двигателей. В ДВС химическая энергия топлива, сгорающего в рабочих полостях цилиндров, преобразуется в механическую энергию.

В ДВС все процессы сгорания топлива, выделения теплоты и превращения ее в механическую энергию происходят в рабочих цилиндрах при перемещени­ях в них поршней, приводящих во вращение коленчатый вал через шатуны во вре­мя рабочего хода и приводимых в движение коленчатым валом на всех других этапах ра­бочего цикла. В приводах строительных машин применяют многоцилиндровые карбю­раторные и дизельные двигатели (дизели) с четырьмя (рис. 2.3, а), шестью (рис. 2.3, б), восемью (рис. 2.3, в) или двенадцатью цилиндрами. Карбюраторные двигатели работа­ ют на бензине, а дизели - на дизельном топливе. ДВС является сложным механическим устройством, состоящим из корпуса, кривошипно-шатунного механизма, механизма га­зораспределения, систем смазки, охлаждения, питания, зажигания (для карбюраторных двигателей), пуска, впуска и выпуска.

Рис. 2.3. Схемы четырехтактных двигателей внутреннего сгорания

Рабочим циклом или рабочим процессом ДВС называют последовательность пе­риодически повторяющихся процессов (впуск, сжатие и сгорание топлива, расширение образовавшихся при сгорании газов и их выпуск). Часть рабочего цикла, совершаемого за ход поршня в одном направлении, называют тактом.. В приводах строительных ма­шин, кроме малых машин, применяют обычно четырехтактные двигатели, у которых ра­бочий цикл совершается за четыре такта или за два оборота коленчатого вала.

Рабочий цикл четырехтактного карбюраторного двигателя представлен схе­мой (рис. 2.4). В течение первого такта (рис. 2.4, а) приводимый коленчатым валом 1 че­рез шатун 2 поршень 4 перемещается вниз, всасывая в рабочую полость цилиндра 5 че­рез открытый впускной клапан 6 топливовоздушную смесь из паров бензина и возду­ха, поступающую из карбюратора - специального устройства для ее приготовления. На втором такте (рис. 2.4, б) поршень, также приводимый коленчатым валом, перемещает­ся снизу вверх, сжимая находящуюся в цилиндре рабочую смесь при закрытых впуск­ном 6 и выпускном 8 клапанах. Вследствие сжатия рабочей смеси ее давление и температура повышаются, чем создаются хорошие условия для ее сгорания. В конце такта смесь воспламеняется электрической искрой от све­чи 7 (рис.2.4, а). Образовавшиеся в результате сгорания рабочей смеси газы, увеличиваясь в объеме, создают повышенное давление в рабо­чей камере, воздействуя на поршень, который вследствие этого совершает рабочий ход - движение вниз (третий такт, рис. 2.4, в), передавая усилие через палец 3 (рис.2.4, а) и шатун 2 коленчатому валу, заставляя его вращаться и через соединенную с ним трансмиссию при­водить в движение рабочий орган или исполнительные механизмы. На четвертом, заклю­чительном такте (рис. 2.4, г) поршень перемещается коленчатым валом вверх, выталки­вая отработавшие газы из рабочей полости цилиндра через открытый выпускной клапан, 8 (рис.2.4, а) в атмосферу.

Рис. 2.4. Схема работы четырехтактного карбюраторного двигателя

У дизеля топливо-воз­душная смесь образуется непосредственно в рабочей полости цилиндра из впрыскиваемого через форсунку 7 (рис. 2.5, а) распыленного дизельного топ­лива и всасываемого из атмо­сферы через клапан 6 воздуха. Порядок движений поршня и клапанов на всех четырех так­тах рабочего цикла такой же, как и у карбюраторного двигателя. Воздух поступает в рабочую полость через открытый клапан 6 в течение первого такта. Топливо впрыскивается топливным насосом через форсунку 7 в конце второго такта (рис. 2.5, б) - сжатия при закрытых клапанах б (рис. 2.5, а) и 8. Смешиваясь с воз­духом, при дальнейшем сжатии топливо прогревается, частично испаряется и самовос­пламеняется. В дальнейшем работа дизеля аналогична работе карбюраторного двигате­ля.

Рис. 2.5. Схема работы четырехтактного дизеля

При установке на коленчатом валу нескольких цилиндров (см. рис. 2.3) в один и тот же момент времени все они находятся на разных стадиях (тактах) рабочего цикла. Так, например, если в первом цилиндре четырехцилиндрового двигателя (рис. 2.3, а) происходит рабочий ход, то в четвертом цилиндре при таком же положении поршня -впуск рабочей смеси (для карбюраторных двигателей) или всасывание воздуха (для ди­зелей), второй цилиндр работает на сжатие рабочей смеси, а третий - на выпуск отрабо­тавших газов. Таким образом, рабочий ход осуществляется последовательно цилиндра­ми 1, 3, 2 и 4. При этом за счет энергии рабочего хода одного цилиндра преодолевают­ся как внешние сопротивления, так и сопротивления перемещениям поршней других цилиндров, находящихся в других стадиях рабочего цикла двигателя.

Чем больше цилиндров установлено на двигателе, тем более равномерно враще­ние коленчатого вала. С той же целью на коленчатом валу устанавливают маховик 1 (см. рис. 2.2), накапливающий энергию на интервалах ускоренного вращения коленчатого вала и отдающий ее в движущуюся механическую систему при замедлениях.

Как следует их описанных рабочих процессов ДВС, теплота сгорающего в рабо­чей полости топлива преобразуется в механическое движение только на третьем такте, которому должны предшествовать такты впуска и сжатия. Это означает, что для начала работы ДВС его коленчатый вал следует привести во вращение внешней силой. Запус­тить карбюраторный двигатель небольшой мощности можно от руки вращением колен­чатого вала рукояткой, палец которого сцепляется с храповиком на переднем конце ва­ла. Более мощные ДВС запускают установленным на машине электродвигателем посто­янного тока, называемым стартером и питаемым от аккумуляторной батареи. Дизели средней и большой мощности запускают с помощью вспомогательного карбюраторно­го двигателя, обычно одноцилиндрового двухтактного, установленного на основном ди­зеле и запускаемого в свою очередь стартером. Рабочий процесс двухтактного двигате­ля отличается от работы четырехтактного тем. что у него горючая смесь поступает в ра­бочую камеру в начале хода сжатия, а отработавшие газы удаляются в конце рабочего хода продувкой потоком горючей смеси.

Основными показателями работы ДВС являются: мощность и крутящий момент на коленчатом валу; часовой и удельный расход топлива, характеризующие экономич­ность двигателя; эффективный КПД, характеризующий совершенство конструкции ДВС. Удельным расходом топлива называют отношение его часового расхода к мощно­сти на коленчатом валу. Под эффективным КПД понимают отношение указанной выше мощности к затраченной теплоте использованного топлива. Дизели обладают более вы­соким эффективным КПД (0,35 ... 0,45) по сравнению с карбюраторными двигателями (0,26 ... 0,32), а также более низким удельным расходом топлива - 190 ... 240 г/кВт-ч при 280 ... 320 г/кВт-ч у карбюраторных двигателей. В выхлопных газах дизелей содержит­ся меньше токсичных веществ. К недостаткам дизелей относятся: затрудненный запуск при низких температурах, высокая чувствительность к перегрузкам, а также большая масса.