Велодрезина: от идеи к изделию. Классификация моторных дрезин

С целью осмотра железнодорожного пути и по другим служебным надобностям. В прежние годы дрезины, как правило, не оборудовались сцепками, либо были приспособлены только для буксировки специально приспособленных прицепов. В настоящее время все дрезины оборудуются сцепками и для пересылки на большие расстояния могут включаться в состав поездов .

Название своё дрезина получила по имени лесничего Карла Дреза , который в изобрёл самокат (двухколёсный экипаж) для собственного передвижения, прототип современного велосипеда .

Дрезины с мускульным приводом

«Классическая» дрезина в нынешнем её виде введена на железных дорогах в 1839 году . Она состоит из лёгкой рамы на четырёх колёсах, имеющих реборды наподобие колёс железнодорожных вагонов . В передней части дрезины находится скамейка с подножкой, представляющая место для двух-трёх человек. Сзади помещаются рабочие, из которых двое приводят дрезину в движение вращением рукояток, а двое для смены. На дрезине хорошей конструкции при весе её около 650 килограммов, приводимой в движение двумя рабочими, может быть на подъёме в 1:2000 достигнута скорость от 25 до 30 километров в час. Для возможности езды с большими скоростями (50 до 70 километров в час) были введены паровые дрезины.

Велодрезины

Были построены также дрезины, сходные по конструкции с велосипедами и приводимые в движение с чрезвычайной лёгкостью, так как сопротивление их качению по рельсам очень незначительно. Четырёхколёсный экипаж такого рода был испытан на французской Восточной железной дороге. На нём могут поместиться два человека. Один рабочий может снять его с пути. Лёгкость удаления дрезины с рельсов имеет большое значение, так как иногда приходится соскочить с дрезины и снять её с пути в виду приближающегося поезда . В наши дни велодрезины (железнодорожные велосипеды) используются на многих закрытых железных дорогах Европы для развлечения туристов.

Пионерка

Пионерка (также жаргонное - «бешеная табуретка») - лёгкая, как правило, самодельная мотодрезина.

В пятидесятых годах серийно выпускалась лёгкая дрезина ТД-5 и ТД-5У «Пионерка» узкоколейная. Её распространенность привела к тому, что в России и странах СНГ название стало нарицательным, и так стали называть различные самодельные устройства.

Самодельные пионерки часто используются на узкоколейках местными жителями как личный транспорт. Встречаются пионерки и на дорогах широкой колеи, но гораздо реже.

Бронедрезины

Все армии стран, участвовавших в Первой мировой войне , использовали бронепоезда , в том числе армии Германии, Австро-Венгрии, России, Франции, Италии. На фронтах применяли и отдельные подвижные единицы - бронедрезины.

  • Бронедрезина, созданная на базе Т-28 - моторный броневой вагон (МБВ). Создан на основе использования агрегатов, узлов и орудийных башен танка Т-28. Вооружение: три 76,2-мм пушки КТ-28 (или Л-11 , которые в период Великой Отечественной войны были заменены на Ф-34), 8 пулемётов ДТ и 4 пулемёта «Максим». Выпущено 2 экземпляра.

Галерея

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Дрезина" в других словарях:

    Беговая машина с двумя колесами; назв. по имени изобретателя Дреза. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДРЕЗИНА небольшая платформа на маленьких колесах; употребляется для небольших переездов по рельсам … Словарь иностранных слов русского языка

    Дрезина - грузовая. ДРЕЗИНА [немецкое Draisine, от имени немецкого изобретателя К.Ф. Дреза (1785 1851)], тележка с ручным приводом или вагон с двигателем (автодрезина, мотодрезина), передвигающиеся по рельсам; служит для перевозки грузов и пассажиров на… … Иллюстрированный энциклопедический словарь Толковый словарь Ожегова - [нем. Draisine, от имени изобретателя К. Ф. Дреза (К. F. Drais; 1785 1851)], автодрезина, мотодрезина, трансп. средство, передвигающееся по рельсам; служит для перевозки хоз. грузов и людей на небольшие расстояния; имеет привод от автомоб. или… … Большой энциклопедический политехнический словарь


Моторные дрезины подразделяются на следующие шесть основных классов:
класс MW-А* - легкая инспекторская дрезина для перевозки 1-2 чел.;
класс MW-В - стандартная инспекторская дрезина для перевозки от 1 до 4 чел.;
класс MW-С - легкая отделенческая дрезина для перевозки до 6 чел.;
класс MW-D - стандартная отделенческая дрезина для перевозки до 8 чел.;
класс MW-E - тяжелая отделенческая дрезина для перевозки также до 8 чел.;

Рис. 3. Снятие с пути моторной дрезины с помощью удлиняющихся ручек


Рис. 1. Легкая инспекторская дрезина Mg

класс MW-F - мощная дрезина для перевозки 14 чел., а на прицепах до 200 чел.
Легкая инспекторская дрезина (рис. 1 и 2) предназначена для поездок дорожных мастеров, контролеров, инспекторов, путевых осмотрщиков, связистов и других линейных работников, которые обычно выполняют свои работы в одиночку или вдвоем. Дрезина имеет минимальный вес, что дает возможность снять ее с пути и установить обратно на путь силами 1 чел. (рис. 3). Кузов дрезины сделан из алюминиевых сплавов, дерева и стали. В отдельных случаях применяются рессорные подвески кузова или резиновые прокладки. Большой опыт эксплуатации инспекторских дрезин позволил создать сбалансированную устойчивую конструкцию.
Моторные дрезины обычно имеют одноцилиндровые двух- или четырехтактные двигатели мощностью от 4 до 9л. с. Общий вес дрезин 238 кг; нагрузка на руки рабочего при снятии дрезины с пути при выдвижных ручках дрезины составляет около 45 кг.
Стандартная инспекторская дрезина несколько тяжелее легкой инспекторской дрезины (рис. 4); на ней могут ехать 4 чел. Как и инспекторская дрезина, она особенно удобна для поездок участковых инженеров, дорожных мастеров и контролеров по пути, мостам, зданиям, по связи и водоснабжению. На дрезине установлен одноцилиндровый двух- или четырехтактный двигатель или двухцилиндровый четырехтактный. Номинальная мощность двигателя, в зависимости от его типа, от 4 до 10 л. с. Общий вес дрезины от 272 до 346 кг с нагрузкой на выдвинутые ручки от 43 до 50 кг при снятии дрезины с пути.
Легкая отделенческая дрезина предназначена для перевозки малых и средних отделенческих бригад численностью до 6 чел. Благодаря хорошо сбалансированному весу дрезины ее можно снимать с пути и устанавливать обратно на путь силами 1-2 чел. Кузов дрезины сделан из специальных сортов дерева и металла. На дрезине установлен одноцилиндровый двухтактный или двухцилиндровый четырехтактный двигатель. Номинальная мощность двигателя в зависимости от его типа от 4 до 10 л. с. Общий вес дрезины от 359 до 408 кг с нагрузкой от 43 до 51кг на ручки при снятии ее с пути.


Рис. 2. Легкая инспекторская дрезина Ml 9-С с цельнометаллическим кузовом из алюминия, небьющимися стеклами, с боковыми и задними шторками, сигнальным рожком, рельсовыми очистителями
Стандартная отделенческая дрезина имеет большую мощность, чем легкая отделенческая; она предназначена для перевозки тяжелых грузов на большие расстояния. Дрезина может перевозить до 8 чел. и груз до 816 кг. Дрезина снимается с пути и устанавливается обратно на путь усилиями 2 чел. Общий вес дрезины от 476 до 544 кг с нагрузкой от 84 до 91 кг на ручки при снятии ее с пути. На дрезине установлен одноцилиндровый или двухцилиндровый двухтактный двигатель с номинальной мощностью от 8 до 13 л. с.
Тяжелые отделенческие дрезины с прицепами предназначены для отделенческих бригад, занятых на ремонте пути и на земляных работах. Дрезина может перевозить одновременно до 10 чел. и груз до 817 кг. Тяговое усилие дрезины на первой скорости 98 кг. На дрезине установлен одноцилиндровый или двухцилиндровый двух- или четырехтактный двигатель с номинальной мощностью от 8 до 13 л. с. Общий вес дрезины от 517 до 635 кг с нагрузкой на ручки от 98 до 145 кг при снятии ее с пути.
Мощная дрезина (рис. 5) предназначена для перевозки укрупненных районных или участковых бригад от места их жительства до места работ и обратно. На дрезине могут разместиться 14 чел., а с боковыми дополнительными скамейками - 28 чел. Основным преимуществом мощной дрезины является ее способность тянуть за собой несколько прицепов, на которых можно разместить до 200 чел. Двигатель, установленный на дрезине, имеет от 4 до 8 цилиндров; он развивает тяговое усилие на крюке на первой скорости от 250 до 907 кг. В большинстве случаев используются двигатели автомобильного типа с муфтой сцепления. Мощные дрезины грузоподъемностью до 2 т имеют прочный металлический кузов. Общий вес такой дрезины от 476 до 1 905 кг. Дрезина имеет удлиняющиеся ручки для снятия ее с пути; для этой же цели применяются поворотные круги. Нагрузка на ручки при снятии дрезины с пути от 150 до 277 кг.


Рис. 4. Стандартная инспекторская моторная дрезина S-2, наиболее распространенная на дорогах США


Рис. 5. Перевозка бригады, производящей укрепление земляного полотна цементацией, и материалов на мощной моторной дрезине А-5 с прицепами
Автомобили на комбинированном рельсо-грунтовом ходу предназначены для перевозки людей по автомобильным дорогам и по рельсовому пути. Такие автомобили (рис. 6) особенно удобны для переезда от одного участка железной дороги до другого по автомобильной дороге и затем по рельсовой колее до требуемого места, до которого нельзя доехать по автомобильной дороге. При таком виде транспорта не расходуется непроизводительно время на простои и задержки. На некоторых дорогах с сильно изменяющейся грузонапряженностью автомобили на комбинированном рельсо-грунтовом ходу используются для перевозки отделенческих бригад по рельсовой колее на участках с малой грузонапряженностью и по автомобильным дорогам вдоль участков с большой грузонапряженностью.
Автомобили на комбинированном рельсо-грунтовом ходу, право производства которых принадлежит определенным фирмам, бывают трех типов: типа обычного автомобиля, типа обычного грузового автомобиля и типа автомобиля, специально предназначенного для передвижения на рельсо-грунтовом ходу.
Все типы автомобилей на рельсо-грунтовом ходу имеют дополнительные ребордчатые колеса малого диаметра впереди и сзади автомобиля. Эти колеса являются только направляющими, так как колеса автомобиля катятся непосредственно по рельсам, создавая тяговое усилие. Направляющие колеса не несут нагрузки и не доходят до верхней поверхности рельсов на 6 мм. Вес от автомобиля передается на рельсы через шины. Переход с рельсовой колеи на автомобильную дорогу делается на переездах. Для этого направляющие колеса с помощью специального гидравлического устройства приподнимаются и автомобиль своим ходом выезжает на автомобильную дорогу.
Некоторые железные дороги применяют специальные автомобили на комбинированном рельсо-грунтовом ходу, у которых направляющие колеса несут часть нагрузки автомобиля, когда он идет по рельсам.
Содержание, ремонт и смазка моторных дрезин. Ремонт моторных дрезин производится в центральных районных или участковых мастерских совместно с ремонтом других видов механизмов и оборудования под общим руководством заведующего отделом механизации дороги и под непосредственным руководством его сотрудников на местах. Дополнительно имеется штат опытных разъездных механиков, приписанных к районным и участковым ремонтным мастерским.


Рис. 6. Автомобиль на комбинированном рельсо-грунтовом ходу А31-В
Непосредственная ответственность за содержание моторных дрезин лежит на шоферах, которым в их работе помогают разъездные механики. Эти механики в соответствии с календарным планом производят профилактический осмотр дрезин. Успех в работе разъездных механиков в основном зависит от понимания ими своих задач и сработанности их с шоферами моторных дрезин. Если разъездные механики вызываются для устранения мелких неполадок, которые могут устранить сами шоферы, то не выполняется основная задача разъездных механиков, и стоимость содержания моторных дрезин неоправданно повышается.
Главная задача разъездных механиков заключается в инструктировании водителей по надлежащему содержанию и текущему ремонту закрепленных за ними моторных дрезин. Разъездные механики регулярно на месте проверяют содержание дрезин, качество и количество используемой смазки и устанавливают сроки для отправки дрезин на ремонт в мастерские.
Моторные дрезины ремонтируются в мастерских, имеющих соответствующее оборудование, если такой ремонт собственными силами не может быть выполнен самими шоферами или разъездными механиками. Когда шоферами моторных дрезин являются механики связи, водоснабжения или механики мастерских, то обычно простой и даже сложный ремонт дрезин они производят сами в полевых условиях, так как имеют достаточную квалификацию для выполнения этих работ.
Однако обычно шоферы моторных дрезин не обладают достаточной квалификацией и не настолько знакомы с конструкциями двигателей, чтобы выполнять даже простой ремонт в полевых условиях. Весьма желательно простой ремонт и замену вышедших из строя деталей производить на месте и только более сложный ремонт и капитальный ремонт производить в мастерских, которые имеют необходимые средства для выполнения этих работ. В настоящее время каждая дорога централизует ремонт моторных дрезин в одной или двух специализированных мастерских.
Смазка. Особое внимание при эксплуатации дрезин должно быть обращено на смазку двигателей, зубчатых передач и подшипников в связи с тем, что дрезины часто перегружаются и эксплуатируются в неблагоприятных условиях. Технические требования к смазке определяются инструкциями соответствующих фирм, которые изготовляют двигатели.
Двухтактные двигатели смазываются смесью из хорошего смазочного масла в которое добавляется горючее обычно в пропорции от 1 до 2 л масла на 19 л бензина. В отдельных случаях смазка должна быть более обильной, в зависимости от условий работы, температуры наружного воздуха и системы охлаждения. Однако во всех случаях требуется соблюдать соответствующую пропорцию между смазочным и горючим и тщательно смешивать их.
Необходимость применения универсальной смазки независимо от времени года привело к созданию хороших смазочных масел. Эти смазочные масла удовлетворяют широкому диапазону условий, в которых эксплуатируются моторные дрезины.
К смазке четырехтактных двигателей предъявляются такие же требования, как и к смазке автомобильных двигателей. Смазочные масла в цилиндре двигателя подвергаются разжижению бензином и загрязняются пылью. Такое загрязнение ускоряется при плохо очищенных смазочных маслах и от присутствия в них воды как продукта горения. В связи с этим через определенные периоды времени картеры двигателей должны быть промыты и в них налито свежее смазочное масло, которое должно соответствовать требованиям инструкции по этим двигателям.
Требования к смазке зубчатых передач зависят от типа и конструкции дрезин. Зубчатые сцепления в общем случае должны смазываться специальной смазкой, которая должна создавать соответствующей толщины пленку в зубчатых сцеплениях, но вместе с тем не должна быть обильной, чтобы она не уменьшала мощности двигателя. Для низких температур по классификации Общества автомобильных инженеров требуется специальная смазка № 140, которая вполне удовлетворительна и для высоких температур наружного воздуха.

Дрезина – романтический транспорт из фильмов про забытые богом края и революцию 1917 года. В числе ее «клиентов» – сталкер, старуха Шапокляк, лирически настроенные отшельники, безбашенные комсомольцы и комиссары всех мастей.

Каюсь: когда я увидел этот экзотический аппарат на выставке технического эксклюзива, подумал, что ТД-5У – редкость несусветная. Копнув тему поглубже, выяснил, что подобные мотодрезины и сегодня служат подручным транспортом – причем порой единственным! – жителям отдаленных регионов. Не говоря уже о профессионалах-железнодорожниках, которые кое-где по сей день эксплуатируют эту моторизованную тележку. И от этого она стала еще интереснее.

Рельсовые велики

Идея поставить на рельсы тележку с сиденьем, на которой несколько человек могли бы покрыть десяток верст, не могла не родиться вслед за более вместительным подвижным составом – настолько соблазнительно легко катились стальные колеса по гладким рельсам. Даже мускульного привода на железной дороге оказалось достаточно для уверенного передвижения на небольшое расстояние путевых бригад и нарочных со срочными депешами. Апогеем простоты стали железнодорожные велосипеды с боковым подпорным роликом для второго рельса, но… Вовремя появились моторизованные дрезины – и коварная старуха Шапокляк, кажется, стала последней, кто в новейшей истории передвигался по рельсам силой собственных мускулов.

1 / 2

2 / 2

Железнодорожники делят свою «подсобную» технику на два вида – съемную и несъемную. Наша дрезина считается съемной – это значит, что по прибытии на место назначения, а также при встрече с поездом или иным «сородичем» ее можно снять с путей и поставить «на обочину». С учетом внушительного веса ТД-5У (310 кг), ведомственная инструкция обязывает ездить на этой дрезине в составе экипажа не менее как из четырех человек – чтобы они смогли быстренько подхватить свою тележку и убрать ее с путей ввиду приближающегося поезда.

Мотодрезина ТД-5У

Краткие технические характеристики

Габариты, Д/Ш/В, мм

2 188 / 1 210 / 1 040

Колея, мм

Масса снаряженная / полная, кг

Двигатель

0,650 л, бензин, 32 л. с.

Максимальная разрешенная скорость

01 /3

Когда-то давно первой версии ТД-5 дали торговую марку «Пионер» – с тех пор в народе за таким транспортом закрепилось общее прозвище «Пионерка». Причем оно касается не только фабричных дрезин, но и любой «самоделки» подобного рода, коих в российской глубинке, оказывается, и сегодня предостаточно.

Как оно устроено

Дрезину ТД-5У (транспортная дрезина пятой модели, узкоколейная) спроектировали в середине 1950-х годов и тогда же начали ее серийный выпуск на Калужском заводе транспортного машиностроения. Конструкция сохранилась практически неизменной по сей день, менялись только двигатели. В основе – сварная рама из уголков и труб. Труб много, и они на виду: сбоку, спереди и сзади. Частично заменяя кузов, они ограничивают пространство для пассажиров, а еще служат поручнями для поднятия дрезины во время снятия с рельс.

Но главная и самая видимая часть дрезины – скамейка, занимающая всю длину машины по ее продольной оси. Вдоль «бортов» – широкие подножки, тоже деревянные.

Собственно, лавок две, они рассчитаны таким образом, что на них могут сидеть шесть человек – спиной друг к другу, по трое лицом налево и направо по ходу движения.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Водитель здесь располагается чуть более комфортно: для его правой ноги есть вырез в скамье, чтобы он, как непоседливый мальчишка, мог сидеть вполоборота вперед. В этом же месте над скамьей возвышаются органы управления – фиксирующаяся манетка-акселератор и кочерга тормоза с ручкой сцепления, а под сиденьем в этом районе доступны рычаг реверса трансмиссии и мотоциклетная педаль переключения передач.

Так мы подошли к теме главной сути нашей дрезины – к ее сугубо мотоциклетному началу. С самого начала транспортная дрезина ТД-5 и ее узкоколейная версия с литерой «У» комплектовалась оппозитным мотоциклетным двигателем воздушного охлаждения: сперва это был архаичный нижнеклапанный М-72 (750 см³, 22 л. с.), позднее – по мере обновления моторной линейки советских и российских тяжелых мотоциклов – верхнеклапанные «оппозитники» К-750 (26 л. с.), Днепр (36-32 л. с.), Урал (32-41 л. с.). Для самой дрезины эти двигатели конечно же чрезмерно сильны. Не зря «пионерку» иногда избито называют «бешеной табуреткой» – пустая, с любым из более-менее «свежих» двигателей она легко развивает 80 км/ч. Как можно, сидя на открытой всем ветрам прямой деревянной лавке плечом вперед, гнать с нешуточной скоростью – пусть даже это будут разрешенные в паспорте 50 км/ч – представить трудновато.

1 / 2

2 / 2

Вес дрезины ТД-5У

Но дело в том, что официально дрезина поставлялась в комплекте с парой прицепов ТП, на каждый из которых можно усаживать до 10 человек или укладывать до 1 000 кг груза. И тут мощность мотора уже была весьма кстати. Впрочем, при грузоподъемности самой дрезины в 500 кг суммарный вес нагрузки всего состава ограничивался 1,5 тоннами – очевидно, конструкторы не могли гарантировать полную эффективность тормозов с деревянными колодками при такой массе «поезда». Интересно, что частные владельцы ТД-5У, которым дрезина досталась в постсоветские времена от распавшихся предприятий, часто меняют прожорливый и громоздкий «оппозитник» на любой более слабый моторчик – к примеру, от Восхода (175 см³) или Иж Планеты (350 см³). Для одиночного использования дрезины их «лошадок» вполне хватает, да и пути на ведомственных узкоколейках обычно далеки от состояния, при котором можно гонять на «Пионерке» «под восемьдесят».

Кроме четырехступенчатой мотоциклетной коробки передач у дрезины есть реверс-редуктор, который дает возможность этому транспорту с одинаковым успехом двигаться как вперед, так и назад. Еще одна ступень трансмиссии – контрпривод, который распределяет крутящий момент между двумя ведущими осями; передача от КПП к нему и от него к осям – цепная.

1 / 2

Цепные передачи к контрприводу и осям

2 / 2

Привод оси и ее подвеска

Диаметр колёс

Но оказывается, самая большая ценность дрезины ТД-5У – вовсе не двигатель, а колеса! Для облегчения (вы же не забыли – аппарат классифицируется как съемный!) их делают не монолитно-литыми, как на «взрослых» локомотивах и вагонах, а штампованными из листового металла, из-за чего беговая дорожка часто изнашивается если не до дыр, то до трещин точно. Так что за хорошие колеса действующий владелец «Пионерки» готов отдать просто несметные сокровища. И еще одна эксплуатационно-техническая хитрость: каждое колесо крепится к оси через фибровые прокладки и втулки, исключающие электрический контакт колес одной пары через ось между собой. Это нужно для того, чтобы «обмануть» автоматическую сигнализацию, переключающую на железной дороге стрелки и семафоры: железнодорожникам часто не нужно, чтобы автоматика воспринимала дрезину как поезд и соответствующим образом закрывала перегон. А еще у дрезины есть мягкая подвеска осей – на цилиндрических пружинах!

Без руля

Руля у дрезины, естественно, нет, зато есть газ и тормоз. Акселератор в виде маленького тугого рычажка управляет дроссельными заслонками двух карбюраторов, и при желании его можно оставить в любом положении – такой себе круиз-контроль.

Тормоз механический: деревянные колодки прижимаются к каждому колесу – точнее, непосредственно к его внешней стороне, так сказать, к «протектору». Управляется тормоз длинным рычагом, который торчит прямо посреди скамейки – на нем расположена также похожая на мотоциклетную ручка сцепления. Такие же тормоза были и на прицепах ТП, которыми комплектовалась каждая дрезина ТД-5 – и с таким же точно рычагом, за который должен тянуть специально назначенный человек из пассажиров прицепа. Поэтому та же инструкция предписывала непременное нахождение одного человека даже на груженом прицепе во время движения.

Значение ДРЕЗИНЫ;"РУЧНАЯ ДРЕЗИНА" в Книге рекордов Гиннеса 1998 года

ДРЕЗИНЫ;"РУЧНАЯ ДРЕЗИНА"

Командаиз 5 человек (1 толкающий и 4 качающих рычаг) развили на ручной дрезинескорость 33,12 км/ч на дистанции в 300 м, которую они прошли за 32,61 с.Этот рекорд был установлен 21 августа 1989 г. в Ролвендене, гр. Кент,Великобритания."

Книга рекордов Гиннеса 1998 года. 1998

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ДРЕЗИНЫ;"РУЧНАЯ ДРЕЗИНА" в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ДРЕЗИНА в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    дрезины, ж. (фр. draisienne) (ж.-д.). Четырехколесная тележка для езды по железнодорожным рельсам, приводимая в движение ручным способом или …
  • ДРЕЗИНА в Словаре автомобильного жаргона:
    - вид …
  • ДРЕЗИНА в Словаре воровского жаргона:
    - гоpодской …
  • ДРЕЗИНА
    [нем. Draisine от имени изобретателя К. Ф. Дреза (K. F. Drais)], транспортная машина на железнодорожном ходу с ручным приводом, автомобильным …
  • ДРЕЗИНА
    (нем. Draisine, по имени изобретателя К. Ф. Дреза, К. F. Drais, 1785-1851), транспортная машина, передвигающаяся по рельсам, для перевозки людей …
  • ДРЕЗИНА
    тележка, передвигаемая механически по рельсам и служащая для поездок инженеров с целью осмотра железнодорожного пути и по другим служебным надобностям. …
  • ДРЕЗИНА в Современном энциклопедическом словаре:
  • ДРЕЗИНА
    [немецкое Draisine, от имени немецкого изобретателя К.Ф. Дреза (1785 - 1851)], тележка с ручным приводом или вагон с двигателем (автодрезина, …
  • ДРЕЗИНА в Энциклопедическом словарике:
    ы, ж. Механическая железнодорожная тележка, передвигаемая по рельсам вручную с помощью …
  • ДРЕЗИНА в Энциклопедическом словаре:
    , -ы, ж. Небольшая транспортная машина, передвигающаяся по рельсам с помощью двигателя (первонач. с помощью ручного привода), II прил. дрезин-ный, …
  • РУЧНАЯ
    РУЧН́АЯ ГРАНАТА, см. Граната …
  • ДРЕЗИНА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДРЕЗ́ИНА (нем. Draisine, от имени изобретателя К.Ф. Дреза, K.F. Drais), трансп. машина на ж.-д. ходу с ручным приводом, автомоб. (автодрезина) …
  • ДРЕЗИНА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? тележка, передвигаемая механически по рельсам и служащая для поездок инженеров с целью осмотра железнодорожного пути и по другим служебным …
  • ДРЕЗИНА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    дрези"на, дрези"ны, дрези"ны, дрези"н, дрези"не, дрези"нам, дрези"ну, дрези"ны, дрези"ной, дрези"ною, дрези"нами, дрези"не, …
  • ДРЕЗИНА в словаре Анаграмм.
  • ДРЕЗИНА в Новом словаре иностранных слов:
    (нем. draisine по имени нем. изобретателя Дреза (Drais), 1785-1851) ж.-д. небольшая платформа (механическая тележка), приводимая в движение вручную посредством …
  • ДРЕЗИНА в Словаре иностранных выражений:
    [нем. draisine по имени нем. изобретателя дреза (drais), 1785-1851] ж.-д. небольшая платформа (механическая тележка), приводимая в движение вручную посредством системы …
  • ДРЕЗИНА в словаре Синонимов русского языка:
    автодрезина, бронедрезина, локомотив, …
  • ДРЕЗИНА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
  • ДРЕЗИНА в Словаре русского языка Лопатина:
    дрез`ина, …
  • ДРЕЗИНА в Полном орфографическом словаре русского языка:
    дрезина, …
  • ДРЕЗИНА в Орфографическом словаре:
    дрез`ина, …
  • ДРЕЗИНА в Словаре русского языка Ожегова:
    небольшая транспортная машина, передвигающаяся по рельсам с помощью двигателя (Primo с помощью ручного …
  • ДРЕЗИНА в Современном толковом словаре, БСЭ:
    [нем. Draisine, от имени изобретателя К. Ф. Дреза (K. F. Drais)], транспортная машина на железнодорожном ходу с ручным приводом, автомобильным …
  • ДРЕЗИНА в Толковом словаре Ефремовой:
    дрезина ж. Механическая железнодорожная тележка с ручным приводом, автомобильным или мотоциклетным двигателем, предназначенная для перевозки людей и грузов на небольшие …
  • ДРЕЗИНА в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    ж. Механическая железнодорожная тележка с ручным приводом, автомобильным или мотоциклетным двигателем, предназначенная для перевозки людей и грузов на небольшие …
  • ДРЕЗИНА в Большом современном толковом словаре русского языка:
    ж. Механическая железнодорожная тележка с ручным приводом, автомобильным или мотоциклетным двигателем, предназначенная для перевозки людей и грузов на небольшие …
  • ГРАНАТА в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    РУЧНАЯ — 1. Пустотелый, начиненный порохом чугунный шар с фитилем. Возникла в XVII в. Воспламенение фитиля и бросок осуществлялись вручную. …
  • ДРЕЗИНЁР
    водитель дрезины, …
  • ВЕЛОСИПЕД в Словаре Русского железнодорожного сленга:
    Путейская …
  • ШВАРЦ ПАВЕЛ
    Шварц (Павел) - писатель по садоводству и огородничеству. Напечатал: "Описание Линнеевой системы" (Москва, 1827); "Садовый календарь на 1825 и 1826 …
  • ПОЛЕВАЯ ЕКАТЕРИНА АЛЕКСЕЕВНА (В ЗАМУЖЕСТВЕ АВДЕЕВА) в Краткой биографической энциклопедии:
    Полевая (Екатерина Алексеевна, родная сестра Н.А. Полевого, в замужестве Авдеева) - писательница (1789 - 1865); составила ряд компиляций по …
  • 1989.08.21 в Страницах истории Что, где, когда:
    В Англии устанавливается мировой рекорд скорости ручной дрезины - 33,12 …
  • СТЫКОВКА в Большом энциклопедическом словаре:
    в космонавтике - сближение и соединение космических летательных аппаратов на орбите. Осуществляется автоматически или космонавтами (ручная стыковка). Первая ручная стыковка …
  • НОЖОВКА в Большом энциклопедическом словаре:
    1) ручная пила с одной ручкой, 2) Ручная машина с ножовочным полотном, имеющим электрический или пневматический …
  • ФРАНЦИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • ФОРМОВКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    в литейном производстве, процесс изготовления литейной формы, предназначенной для получения фасонной отливки. Различают Ф. ручную и машинную. Первая …
  • СНЕГООЧИСТИТЕЛЬ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    железнодорожный, путевая машина для очистки ж.-д. путей от снега. С. представляет собой специальный вагон, на котором размещены снегоочистительные устройства, двигатели, …
  • ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    состав железнодорожный и автомобильный, транспортные средства любых категорий, приспособленные для передвижения по рельсовым путям или автомобильным дорогам; определяется в пределах …
  • НОЖОВКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    1) ручная пила, у которой рабочим органом служит ножовочное полотно. Н. для работы по металлу представляет собой рамку, в …
  • МОТОДРЕЗИНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    съёмная двух-, четырёх- или шестиместная дрезина с двигателем внутреннего сгорания небольшой мощности (например, мотоциклетным), предназначенная для перевозки путевых рабочих, материалов …
  • ЛОКОМОТИВ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (франц. locomotive, от лат. loco moveo - сдвигаю с места), тяговое транспортное средство, относящееся к подвижному составу и предназначенное для …
  • ИНДИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (на языке хинди - Бхарат); официальное название Республика Индия. I. Общие сведения И. - государство в Южной Азии, в бассейне …
  • ШВЕЙНЫЕ МАШИНЫ
  • ШВАРЦ, ПАВЕЛ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    писатель по садоводству и огородничеству. Напечатал: "Описание Линнеевой системы" (М., 1827); "Садовый календарь на 1825 и 1826 годы" (М., 1826); …
  • ФИЗИЧЕСКИЙ ТРУД в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • ФАЯНС в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Под названием фаянса в керамике принято обозначать глиняные изделия из белой или цветной массы с пористым (проницаемым жидкостями) черепом, который …

Классическая дрезина с ручным мускульным приводом

«Классическая» дрезина с ручным мускульным приводом была введена на железных дорогах в 1839 году.

Она состояла из лёгкой рамы на четырёх колёсах, имеющих реборды наподобие колёс железнодорожных вагонов. В передней части дрезины находится скамейка с подножкой, представляющая место для двух-трёх человек. Сзади помещаются рабочие, из которых двое также могут приводить дрезину в движение вращением рукояток, а двое для смены.



На дрезине хорошей конструкции при весе её около 650 килограммов, приводимой в движение двумя рабочими, может быть на подъёме в 1:2000 достигнута скорость от 25 до 30 километров в час.

Важной характеристикой дрезин с мускульным приводом является лёгкость её удаления с рельсов, так как иногда приходится быстро соскочить с дрезины и снять её с пути ввиду приближающегося поезда.

[править]Велодрезины
Велодрезины - частный случай дрезин с мускульным приводом. Так называют дрезины, приводимые в движение усилиями мышц ног через специальную систему передач. Отличаются достаточной лёгкостью приведения в движение, так как сопротивление их качению по рельсам очень незначительно.
Часто это устройства, сходные по конструкции с велосипедами. Иногда это просто обычный велосипед, поставленный на рельсы, оборудованный дополнительным опорным колесом или колёсами для движения по второму рельсу.
Существуют (существовали) и четырёхколёсные велодрезины, где усилие все передается не на одно, а на два или все четыре колеса, являющиеся в таком случае ведущими. В частности, экипаж такого рода был испытан[когда?] на французской Восточной железной дороге. На нём могут поместиться два человека. Один рабочий может снять его с пути.
В наши дни велодрезины (железнодорожные велосипеды) используются на многих закрытых железных дорогах Европы для развлечения туристов.
[править]Дрезины с комбинированным приводом
В Америке почти на всех железных дорогах, а в Европе только в виде исключения существовали дрезины, состоящие из скамейки, установленной на двух колёсах, расположенных одно за другим и движущихся вдоль одного из рельсов, употребляются для поездок дорожных мастеров и сторожей. Переднее, большое колесо приводится во вращение руками и ногами посредством рычага и системы зубчатых зацеплений. Точкой опоры служит третье малое колесо, движущееся по другому рельсу и соединённое укосиной с общей рамой. Такая трёхколёсная дрезина служит для передвижения одного или двух человек.
[править]Дрезины, приводимые в движение двигателями