Собирают машины на заводе. Как собирают автомобили

Завод Ford Sollers находится в Набережных Челнах (Республика Татарстан). Кроме него, в городе располагается предприятие «КамAЗ». До 2011 года здесь производились автомобили SsangYong и Fiat, а ещё раньше - «Ока». Сейчас на заводе делают кроссоверы Ford EcoSport, а в 2015 году к ним добавится Ford Fiesta. Всего в России три завода Ford Sollers - ещё два находятся в особой экономической зоне «Алабуга» и во Всеволожске. The Village побывал на предприятии в Набережных Челнах и узнал, как там собирают автомобили.

Ford Sollers

Расположение: город Набережные Челны

Сотрудники: 1 200 человек

Завод изобилует яркими цветами: жёлтые сварочные пистолеты, синие тележки, красные монорельсы, оранжевые балантёры и хангеры, разноцветные провода. Интересно, что оформлением пространства занимался промышленный дизайнер - для создания комфортной атмосферы.










Детали для EcoSport завозятся из более чем десяти стран, но сейчас активно работает программа локализации, благодаря которой у завода появилось 50 российских поставщиков. К концу года долю российских комплектующих хотят довести до 40 %. При этом не все поставщики могут сотрудничать с Ford Sollers: их производственная система должна соответствовать требованиям Ford.

Сначала на линиях в цехе сварки подсвариваются отдельные узлы автомобиля - моторный отсек, передний пол, задний пол, днище кузова и боковины. Потом роботизированный комплекс формирует кузов. Этот процесс полностью автоматизирован. После формирования геометрии на кузов устанавливается крыша. Это делают с помощью видеосистемы. На контрольные мониторы выводятся возникающие ошибки, и это помогает корректировать работу.





Каждая пятая конструкция проверяется на предмет соответствия стандартам качества в лаборатории измерения геометрии. Там выясняют, всё ли правильно сварено. В этом помещении температуру воздуха всегда держат на уровне +20 градусов, чтобы компенсировать сезонную погрешность: зимой металл имеет свойство сужаться, а летом расширяться. Измерение происходит по более чем 200 точкам методом механического касания. Допустимый отход от нормы - 1,5 миллиметра. Отчёты с результатами измерений уходят в цех сварки для коррекции линий.

Перед покраской кузов проходит предварительную подготовку в 11 ваннах. Здесь происходит промывка, активация, фосфатирование, катафорезное грунтование поверхности, нанесение противошумной и шовной мастики. После этого кузов сушится и попадает в камеру окраски, где роботы покрывают его вторичным грунтом и цветным покрытием. Сейчас используется восемь цветов, но их количество может меняться - в зависимости от заказов дилеров. После завершающей полировки сверкающий кузов может ехать дальше.





Потом он идёт на ленточный конвейер в цех сборки, который состоит из трёх линий - «Трим», «Шасси» и «Финал». Сначала к кузову присоединяются защитные чехлы, щумоизоляция, моторный отсек, жгутоустановка салонного пучка, подушки безопасности, тормозные трубы, педали, кондиционер,
IP-панель. Чтобы рабочий знал, какие детали использовать, к каждой машине прикрепляется манифест - документ с обозначением типа комплектации.





На втором посту линии снимаются двери. Позже они опустятся на ту же машину, с которой их сняли. До этого момента они дополняются стеклоподъёмником, электропроводом, шумо- и виброизоляцией, панелью, динамиками, зеркалами заднего вида и другими частями.





В цехе работает много женщин. По словам руководителя отдела, именно они в основном становятся бригадирами. Вообще, несмотря на то что автомобильное производство принято считать тяжёлым и трудоёмким, ещё в 1914 году половина функций не требовала от людей физического напряжения и могла выполняться одинаково успешно как мужчинами, так и женщинами.


На некоторых постах стойки с деталями снабжены горящими фонариками - по одному в каждом отсеке. Когда рабочий берёт деталь, он выключает фонарик, чтобы снова не схватить её по ошибке при сборе того же автомобиля. Вместе с людьми в цехе трудится один робот: он наносит клей на стекла. Автоматизация процесса позволяет избежать попадания чрезмерного количества клейкой массы и предотвратить протечку.




На линии «Шасси» корпус движется по хангерам, каждый из которых поднимается на определённую высоту - в зависимости от роста человека, который работает на каждом посту. Интересно, что принцип вертикального положения на работе ввёл Генри Форд ровно 100 лет назад: «Поднятие рабочей плоскости на высоту руки и дальнейшее дробление рабочих движений… привели к сокращению рабочего времени до 1,33 часа для шасси», - писал он в своей автобиографической книге. На линии «Шасси-1» устанавливаются трубки кондиционера, теплозащита, топливный бак, амортизаторы, фильтры, клеятся логотипы. Болты на днище кузова маркируются после каждой затяжки - чтобы работник знал, что он не только наживил его, но и затянул. Клиенты порой по незнанию принимают такую маркировку за признак брака.





Важная часть сборки - стыковка кузова с трансмиссией (на заводе его называют «свадьбой» или декингом). Трансмиссия подаётся с помощью автоматических шаттлов, которые передвигаются по напольному кольцевому монорельсовому конвейеру.






Далее идёт установка выхлопной системы, карданного вала, происходит окончательный монтаж механических групп с помощью манипуляторов для электронного программируемого инструмента. На линии «Шасси» также устанавливаются сиденья, бамперы, колёса, запаска, соединяется рулевая рейка. В конце находится пост контроля - там осматривают кузов перед тем, как отправить его на «Финал». Происходит заливка тормозной, омывающей и охлаждающей жидкостей в автомобиль. После этого собирается задняя дверь багажника и передний моторный отсек. Там же устанавливаются фары и крепятся двери, а с помощью сканера проверяется электроника. Контроллер проверяет качество сборки.






Сотрудники завода проверяют электронные системы машины, углы установки колёс и пучки света фар. Потом автомобиль проходит динамические испытания на ролл-тесте - проверяется, как работает двигатель и коробка передач при разгоне до 110 км/ч. В самом конце тестируется скорость закрывания дверей и лакокрасочное покрытие, проверяется устойчивость автомобиля к протечке. Затем машина выезжает на испытательный трек, где происходит её окончательная проверка в действии. Потом автомобиль выезжает на склад готовой продукции, после чего отправляется дилерам.

Фотографии: Иван Гущин

Модель Mulsanne, которую на заводе многие по привычке называют кодовым именем Kimberley, вообще можно считать образцом индпошива, штучным товаром. Например, чтобы получить цельный, в духе прошлого, крой корпуса, в Крю оборудовали отдельный цех по производству собственных кузовов, где - понятное дело - вкалывают и 11 добросовестных роботов, но самые ювелирные операции, включая некоторые виды сварки, все равно доверяются человеку. Иные волшебники "электрода" умудряются обеспечивать почти абсолютную точность стыковки - погрешность в 1 мм уже считается браком.



О кожевенном деле: для прострочки одного салона мастеру требуется сделать 3800 стежков, на что уходит (если стежок обычный, двойной, а не крестообразный) 37 ч. На обшивку одного руля затрачивается по 5 ч 40 мин.

Однако прежде чем попасть в руки "портных", кожа проходит самую тщательную проверку скорняков. Вооружившись мелком и лазерным оком, они выбраковывают все шрамы и царапины, оставшиеся на шкуре от колючих кустов, проволоки, кнута и т.п. После чего программируют компьютер, который из каждой шкуры вырезает максимальное количество деталей, обходя помеченные участки.

Качеству кожи уделяется особое внимание. Bentley использует только кожу быков, так как она прочнее и больше, чем кожа коров. Родом быки только из Скандинавии или Баварии, что сказывается на качество и «чистый» запах в их гормонах. Кстати, на обшивку салона Continental GT расходуется 11-12 шкур, а на Mulsanne 17-18.

За способ отделки и покраски отвечает компания Pasubio Spa. Они решили проблему мерзкого скрипа, раньше возникавшего при трении слоев кожи друг о друга, благодаря новому силиконовому лаку. Что касается покраски, итальянцы готовы подобрать для Бентли цвета, находящиеся даже за гранью спектрального круга. К примеру недавно палитру пополнил «русский» цвет Beluga. Хотя уже сейчас Британцы могут похвастаться 24 стандартными цветовыми вариантами для интерьера и 28 стандартными вариантами для экстерьера.



Шекспир, разумеется, прав: роза и под другим названием сохраняла бы свой сладкий запах. Зато понятие "дерево" в автомобилях точно должно трактоваться по-разному, поскольку суть его в одних моделях отнюдь не та же, что в других.




Распространенным в технике, что пониже рангом, композитным "сэндвичам" с деревянным шпоном сверху мастера Bentley отдают долг только в спортивных моделях, где форс заключается в легком весе автомобиля и высоких скоростях, а не в солидном декоре. Другое дело - господские машины: Arnage, Flying Spur, Mulsanne. Здесь кудесники Крю стараются использовать настоящие "массивы" дерева, которые затем покрываются зеркально симметричным шпоном или, на английский манер, виниром. Впрочем, на некоторых деталях торцы оставляют голыми нарочно, чтобы клиент видел - все натуральное, никакой "обманки". На отделку одной машины уходит 17 листов винира с одинаковым рисунком, их общая площадь - 10 м3. Любопытно, что c десяток таких же листов будет храниться на складе до тех пор, пока официальный продавец не снимет автомобиль с заводской регистрации.

А может статься, что и дольше - пока склад не переполнится. В 2009 году компания Bentley Motors вынуждена была провести распродажу своих запчастей и аксессуаров для освобождения необходимых площадей. На уникальную ярмарку попало более 55 000 различных предметов, начиная от гаек и заканчивая двигателем V8. Полная коллекция насчитывает 7 миллионов запчастей, которые хранятся на 143 000 квадратных футов в чеширском графстве с 1955 года.

Внушительный срок хранения легко объясним: преимущественно ручной процесс изготовления каждой детали Bentley действительно трудоемкий и долгий. На вырезанный и отшлифованный фигурный брусок художественно накладывают винир, лакируют его в пять слоев, три дня запекают в печи и, наконец, полируют, закрашивая вручную точечные дефекты. Изготовление всего комплекта деревянных элементов декора занимает 3 недели.



В лексиконе сотрудников отдела «Mulliner», отвечающих за выполнение капризов клиента, слово "невозможно" вообще отсутствует. Например, султан Брунея захотел внедорожник - собрали ему Bentley Dominator за 3 млн фунтов стерлингов, или королева Елизавета II захотела обшить задние кресла тканью вместо кожи, и такую ткань нашли, или королева попросила сменить литеру "В" на фамильную фигурку Георгия Победоносца - нет проблем.



Сегодня команда из Крю активно развивает еще одно направление - создания бронированных автомобилей для клиентов в Латинской Америке, на Ближнем Востоке и в России. Интересно, что восемь из 10 автомобилей Bentley в настоящее время продаются за пределами Великобритании.

На фотографии ниже, показан редчайший Bentley, изготовленный в 1930-е годы в единственном экземпляре - «Embiricos». Заказчиком был греческий гонщик Андре Эмбирикос, живший в то время в Париже. Кузов для нового автомобиля под руководством дизайнера Жоржа Полена строили в ателье Pourtout Carrossier и изготовили его из дюралюминия. В конце 1939 года Эмбирикос продаёт его другому гонщику, который участвует на нём в трёх послевоенных 24-часовых гонках в Ле Мане и в 1949 году добивается шестого места.

Когда был построен этот автомобиль, у Bentley появилось желание развить тему обтекаемых кузовов в своих будущих моделях. Влияние же Bentley Embiricos на модели послевоенного периода можно было проследить по R Type Continental 1952 года или же в чертах современного Continental GT.

Роскошь, высокое качество и престиж – это символы автомобилей BMW. Большое количество любителей автомобилей спят и видят себя владельцем машины, выпускаемой на заводах Германии. Любая компания, достигшая успеха и ставшая настоящей легендой, трепетно оберегает свои технологии и новаторские идеи. О компании BMW можно сказать то же самое: руководство концерна за семью печатями хранит свои секреты. Но всё же попасть на завод возможность есть. Своими глазами увидеть, как идёт сборка автомобилей БМВ в Германии может каждый.

Где ещё собирают БМВ?

Основные производственные мощности расположены в Германии и США. Кроме этого, автомобили собирают в других странах: Египте, Тайланде, ЮАР, Индии, Малайзии, России. В основном в этих странах происходит сборка готовых элементов будущего автомобиля. Но не все запчасти производят в Германии. Много комплектующих производят другие предприятия, расположенные в разных уголках земного шара. К примеру, заднюю оптику делают в Италии, а колёсные диски в Швеции. Автомобильную кожу для салонов заказывают в Южной Африке. Как ни странно, но автоматические коробки переключения передач делают в Японии. Всего на баварские заводы осуществляют поставку более 600 фирм и компаний.

Все ключевые заводы расположены на территории Германии. В Берлине выпускают мотоциклы фирмы всех модификаций. BMW 1 серии, купе 2 серии, BMW X1, BMW i3, BMW i8, BMW 2 Series Active Tourer собирают в Лейпциге. Моторы выпускают на околице старинного городка Регенсбурга. Он всего в часе езды от Мюнхена.

Сборка БМВ 3 серии в Германии

Главный производитель находится в Мюнхене на баварской земле. Здесь собирают БМВ 3 серии. При въезде в город туристов встречает огромное здание. Оно возвышается на много этажей вверх. Архитектурный комплекс представляет собой четыре цилиндра, соединённые между собой. Возле небоскрёба Bayerische Motoren Werk AG расположен музей и огромный выставочный зал. Его крышу украшает огромная фирменная эмблема, которая знакома всем автолюбителям. Вход в музей абсолютно бесплатный. Любой желающий может познакомиться с историей автомобилей BMW, прикоснуться к настоящей легенде мирового автопрома.

Общая территория завода в Мюнхене составляет несколько сотен гектаров. Масштабы производства таковы, что и за 2 часа не обойти весь завод. Здесь расположены прессовочный, сварочный, покрасочный, сборочный цеха и небольшой тестовый трек. На заводе построена собственная теплотрасса, подстанция и ресторан. Всего на заводе работает 6700 человек. С их помощью выпускается более 170 тысяч автомобилей БМВ в год.

На территории баварских заводов всё очень строго, передвижение посторонних по территории разрешено только в составе экскурсионных групп под руководством гида. Ездить можно на машине со скоростью до 30 км/ч. Местная полиция имеет право при нарушении установленных правил запретить заезд личного автотранспорта на территорию завода сроком на 2 и более месяцев.

Пресс

Производство BMW начинается в прессовочной цехе. Рабочих тут не увидишь, всё автоматизировано. На входе в станок металл, скрученный в рулон. Через минуту из-под пресса выходит готовая деталь. Для изготовления различных элементов кузова используется металл разной толщины. Все это контролируется с помощью компьютерной системы.

Серийное производство деталей BMW

Сварка

Следующий этап – сварочный цех. Отштампованные детали поступают на сварку. Большое количество роботов работают быстро и слаженно на небольшой территории. Их металлические манипуляторы буквально в паре миллиметров проходят друг от друга. Весь процесс рассчитан по секундам. Буквально на глазах появляется кузов будущего автомобиля. Потом он отправляется дальше. Следующий этап – грунтовка и оцинковка.

Покраска

Работу роботов в покрасочном цеху можно назвать чудом инженерной мысли. Подготовленный кузов красят десяток манипуляторов, они сами открывают двери, капот и крышку багажника. Самое удивительное: робот подал очередной кузов на покраску, машина красится в зелёный цвет, следующий корпус может быть покрашен в совсем другой цвет, к примеру, в красный или белый. Все это без остановок и всяких промывок краскопультов.

Температура воздуха в цеху примерно 90–100 градусов Цельсия. В покраске используется свойство частиц, имеющие заряды разных полюсов. Из курса школьной физики известно, то они притягиваются. Кузов машины имеет «-», а краска – «+». В этом случае лакокрасочное покрытие ложится идеально ровно. Затем кузов отправляется в печь, чтобы краска и лак окончательно высохли. Под конвейером течёт разноцветная река. Это технологическая вода, с помощью неё собирают частицы краски, которые не попали на кузов. Потом она очищается и снова возвращается в покрасочный цех для повторного использования.

Сборка

В сборочном цехе 90% операций выполняются человеческими руками. Здесь всего 10 роботов для сборки. Их используют для установки тяжёлых элементов и агрегатов. По очереди устанавливаются:

  • двигатели с навесным оборудованием;
  • собирается подвеска и механизм рулевого управления;
  • устанавливает электропроводка;
  • монтируется элементы интерьера: ковровое покрытие, сидения, панель, задняя полка.

Работают в этом цеху только высококвалифицированные кадры. Чтобы не запутаться в таком огромном количестве деталей, людям помогают компьютеры. На каждую модель составлены карты комплектации, система поставки отработана с немецкой точностью: одна ошибка, и весь процесс может остановиться.

Руководство поощряет обучение персонала. Работает девиз: «Хочешь получать больше – учись». Многие рабочие могут выполнять различные операции. Их периодически ставят на разные участки сборки во время одной смены. Это намного повышает производительность.

Для сравнения, сборка итальянского автомобиля Фиат занимает 22 часа, а вот авто марки Rolls-Royce переходит от цеха к цеху на протяжении 2 недель.

Финальная сборка и тест

На последнем этапе проходит установка опционного оборудования, проверка работоспособности и тест всех систем и приборов готового автомобиля. На изготовление одной машины марки БМВ уходит 32 часа. В бак заливают 22 литра бензина или дизеля, и машина отправляется на специальной платформе на склад. Но там она долго не задерживается и отправляется прямиком к заказчику. Стоянка готовых автомобилей вмещает только 3000 автомашин. Примерное время от заказа до получения новенького БМВ составляет 40–50 дней.

Все технологические линии постоянно модифицируются. Обслуживание конвейеров, роботов и манипуляторов проходит параллельно производству. Завод раз в год закрывается на профилактику, которая длится 3 недели. Средняя зарплата работника завода составляет 2,5 тысячи евро. Кроме этого, руководство концерна поощряет за новые идеи и изобретения и не скупится платить за это премии.

Как побывать на заводе БМВ?

Записаться для экскурсии на завод баварского гиганта может каждый желающий. Для этого достаточно забронировать место в группе через официальный сайт BMW. 2,5-часовая экскурсия стоит 8 евро с одного туриста. Вас проведут от самого начала до финишного этапа. Посещение заводских цехов вызывает восторг и восхищение от силы инженерной мысли. Если у вас нет возможности лично приехать в Германию, то можно посмотреть виртуальную 15-минутную экскурсию на сайте BMW.

АвтоВАЗ – один из крупнейших автомобильных заводов Европы, чьи производственные мощности позволяют выпускать до 800 тысяч автомобилей и автокомплектов в год. Днём рождения АвтоВАЗа считается 20 июля 1966 года, когда было подписано Постановление правительства СССР о строительстве в Тольятти завода по выпуску легковых автомобилей. Завод был построен в рекордно короткие сроки: через 3 года после начала земляных работ с конвейера сошла первая «копейка» – легендарный ВАЗ-2101, с которого и началась история бренда LADA, известного сегодня каждому. Сегодня АвтоВАЗ выпускает шесть основных семейств автомобилей LADA: LADA 4х4, LADA SAMARA, LADA PRIORA, LADA GRANTA, LADA KALINA и LADA LARGUS.

Все автомобили АВТОВАЗа соответствуют международным нормам «Евро-4», а экспортируемые в страны ЕЭС – и «Евро-5». На заводе работает около 67 тысяч человек, средний возраст которых 40 лет;примерно 21 тысяча человек – молодежь до 30 лет. В конце 2012 года АвтоВАЗ станет мультибрендовым- здесь начнут выпускать Ниссан Алмеру и две модели Рено. На днях пресс-служба АвтоВАЗа организовала экскурсию для блогеров Тольятти на завод, благодаря чему вы можете увидеть этот фотообзор.

01. В начале мы поднялись на 24-й этаж здания заводоуправления и полюбовались видами завода и окрестностей с высоты. Снимать правда пришлось через стекло, поэтому качество фото не очень.

02. Завод огромен- он расположен на площади более 600 гектаров, площадь зданий предприятия – более 4 млн кв.м. Цеха АВТОВАЗа содержат десятки тысяч единиц оборудования; протяженность конвейерных линий – 300 км; длина главного конвейера – 1,5 км

03. Машины работников, приехавших на завод.

04. Подробнее о том, как строился завод, можно посмотреть в моем историческом обзоре тут (КРАТКАЯ ИСТОРИЯ АВТОВАЗа)

05. ТЭЦ ВАЗа- подробнее о ней в моем фотообзоре тут (ТЭЦ ВАЗа)

06. Площадки для товарных автомобилей заполнены наполовину.

07. Автомобили продаются быстро, что говорит о растущей популярности продукции автозавода.

08. Трек для испытания автомобилей.

09. Вдали виден Автозаводский район Тольятти.

10. Южное шоссе.

11. Часовня и фрагмент научно-технического центра (НТЦ)

12. Фрагмент технического музея.

13. Игорь Юрьевич Буренков- директор по внешним связям АвтоВАЗа (слева), вкратце рассказал о развитии завода за последние три года и ответил на вопросы блогеров.

15. Здесь, из ровных листов стали штампуют детали кузова автомобилей. Без проводника можно заблудиться, цеха огромные.

16. 14 июля 2010 года на АВТОВАЗе запущена самая современная автоматическая прессовая линия японского производствалиния "KOMATSU". Суточная производительность линии – 11300 деталей, причем парные детали могут штамповаться одновременно. При необходимости перенастройки пресса замена штампов может быть произведена в рекордно короткие сроки – 10-12 минут (вместо 4-5 часов на старом оборудовании). Агрегаты линии полностью закрыты специальными звукопоглощающими экранами, что обеспечивает снижение шума до 85 децибел.

17. Высокоскоростная автоматическая линия "KOMATSU" состоит из 5 прессов и предназначена для изготовления крупных лицевых и видовых панелей: крыша, двери, капот, багажник, крылья, боковины. Чезер пластиковое окно можно посмотреть за процессом. Махина действительно впечатляюще шустрая.

18. На данный момент штампуются крыши, работник на выходе проверяет их качество.

19. Готовые детали отправляются на склад.

22. Сад роботов – так поэтично называют цех сварки LADA KALINA работники.

23. Здесь из нескольких десятков кузовных деталей формируется самая важная и дорогостоящая часть автомобиля – кузов.

25. Детали для будущего кузова "Калины" ждут своей очереди.

27. В цехе сконцентрировано около 350 сварочных роботов.

28. Вот уже кузов обретает черты.

29. Роботы приваривают всё новые и новые детали.

30. Сварочные линии настроены согласно математическим моделям, которые в свою очередь были созданы при проектировании LADA KALINA. Применение таких технологий позволило достичь качественно новых показателей по геометрии кузова.

31. Весь этот "сад" создан по лицензии известной немецкой фирмы "KUKA". На ограниченной площадке работают роботы двух типов: транспортировщики и сварщики.

32. Чтобы гарантировать точность геометрии каждую смену случайным образом выбираются готовые кузова и тестируются в камере с КИМ (координатно-измерительная машина). Высокоточное устройство, способное определить несоответствие в несколько микрон с заложенной программой, сможет своевременно идентифицировать проблему и выдать рекомендации по перенастройке сварочного оборудования.

33. Ручная сварка в цехе тоже есть.

34. Далее мы отправились на линию В0 (читается "бэ ноль"). Производство В0 – первый крупномасштабный совместный проект АВТОВАЗа и Альянса Renault-Nissan с мощностью производства до 350 тысяч автомобилей в год (при трехсменном режиме работы).

35. Сейчас здесь выпускают автомобиль "Лада-Ларгус" (пяти и семиместный). Стоимость- от 350 до 450 тыс. в зависимости от комплектации.

36. Пока линия работает на неполную мощность, здесь собирают около 100 "Ларгусов" в сутки.

37. В скором времени здесь будут выпускать также автомобили под марками "Ниссан" и "Рено".

39. Глушители для "Ларгуса".

40. Шасси.

41. Салон у "Ларгуса" большой, на мой взгляд неплохой автомобиль для большой семьи.

42. Рассматриваем новинку.

43. Параллельно проходит конвейер, где собирают "Самару"- 14 и 15-е модели.

44. Тут конечно всё попроще, ещё старое оборудование стоит, но со временем и здесь всё заменится.

45. Тут устанавливаются стёкла на "Ларгус".

46. У простых моделей задние боковые стёкла приклеиваются, у люкса- окна открывающиеся, по типу форточки.

47. Устанавливают бамперы.

48. Здесь устанавливают фары.

49. Прикручивают колеса.

50. И практически готовый автомобиль продвигается к пункту контроля.

51. Вид "Ларгуса" спереди.

52. Вид "Ларгуса" сзади.

53. Вид "Ларгуса" сбоку.

54. Контрольный пункт.

56. Проходим ещё вперед до цеха сборки "Калины" и "Приоры".

57. Попутные виды.

58. Заводская газета "Волжский автостроитель" на столе.

59. Пройдем немного по цеху сборки "Калин".

60. Информационные табло для работников.

61. В цехе работает много молодежи.

63. У меня у самого "Калина", я доволен машиной. Кое-какая мелочевка сломалась, но ничего серьезного не было.

64. В следующем году "Калины" обновятся, как внутри, так и снаружи.

69. Здесь машины заправляют бензином, заливают масло и прочее.

70. Водители загоняют машины на проверочные пункты.

72. Последний этап- линия окончательной сдачи.

73. Здесь машина проходит последний контроль перед выпуском.

75. Автомобиль готов!

76. И в заключении несколько кадров рядом с заводоуправлением. Памятник Полякову- первому директору АвтоВАЗа.

77. Здания заводоуправления.

78. И конечно же общее фото на память: слева направо- Равиль, Валера, Дмитрий и я

Спасибо пресс-службе АвтоВАЗа и отдельно Михаилу за хорошую экскурсию!

Один день на АвтоВАЗе

mova wrote in December 25th, 2014

В конце прошлой недели мне удалось посетить центральный завод Volkswagen, находящийся в Вольфсбурге. Он является одним из крупнейших предприятий Германии как по площади, так и по количеству персонала, а также одним из крупнейших автомобильных заводов в мире. Шутка ли: на его территории (6,5 кв. км) может одновременно уместиться сразу 3 княжества Монако.

Здесь нужно сделать небольшое отступление и отметить, что концерн Volkswagen – это не только «народные» машины с логотипом VW. Концерн Volkswagen – это крупнейший производитель автомобилей во всём мире. Более 25% машин, колесящих по дорогам Европы, были построены на конвейерах именно этой компании.


В данный момент концерну Volkswagen принадлежат следующие автомобильные марки:
- Непосредственно сами автомобили Volkswagen
- Другая известная немецкая автомобильная марка – Audi
- Чешская гордость – Škoda
- Малопопулярная на постсоветском пространстве испанская автомобильная марка – Seat
- Bentley – престижнейшая автомобильная марка класса «люкс»
- Итальянский производитель суперкаров – Lamborghini
- Bugatti – французская автомобильная марка, выпускающая самые дорогие серийные автомобили в мире
- Porsche – ещё одна немецкая компания, делающая самые надёжные и самые прибыльные (для производителя) автомобили в мире
- Компании, специализирующиеся на производстве грузовых машин и автобусов – Scania и MAN
- Ducati – единственная в этом списке компания, производящая не автомобили, а мотоциклы

Было бы наивно полагать, что весь этот огромный список автопродукции выпускают в Вольфсбурге. Местный завод «заточен» под производство нескольких моделей самого Volkswagen"а. Сейчас это Golf, Golf Sportsvan, Golf GTE, e-Golf, Tiguan и Touran, тогда как ранее именно в Вольфсбурге производился знаменитый Volkswagen «Жук» (Beetle в англоязычной версии и Käfer – в немецкоязычной). Всего же концерн владеет 107 заводами по всему миру, из которых 28 находятся в Германии.

Немного истории.

Сейчас об этом не принято говорить, но появление такой автомобильной марки как Volkswagen непосредственно связано с периодом правления нацистской партии Германии. Одной из многих популистских идей Гитлера было обеспечение каждой немецкой семьи личным автомобилем. С подобным предложением он выступил в 1933 году, предварительно проконсультировавшись с представителем компании «Daimler-Benz», а также Фердинандом Порше, которого он и назначил куратором проекта «народного автомобиля».

Фердинанд Порше, будучи добросовестным и талантливым конструктором, справился со своей задачей на отлично, предоставив несколько проектов недорогих и доступных для каждого автомобилей. Впоследствии именно по его проектам будет сконструирован легендарный «Жук».

26 мая 1938 года среди полей и деревень западной Германии был заложен первый камень в основание будущего завода. Насчёт полей и деревень – это не преувеличение. В радиусе нескольких десятков километров действительно не было ни одного крупного населённого пункта. Такое расположение завода потребовало строительства отдельного города, которое началось 1 июля 1938 года. Новый город получил невероятно трудное для русскоязычного человека название – Штадт дес КдФ-Вагенс бай Фаллерслебен (Stadt des KdF-Wagens bei Fallersleben). Название города можно перевести как «Город KdF-автомобилей близ Фаллерслебена». Аббривиатура «KdF» расшифровывается как «Kraft durch Freude» или «Сила через радость» – так во времена Третьего Рейха называлась государственная организация, занимавшаяся вопросами досуга населения, а Фаллерслебен – в то время небольшая деревушка, входящая сейчас в состав Вольфсбурга.

Как я уже упоминал, та идея «народного автомобиля» оказалась полностью популистской. На построенном заводе начали производить военную технику для нужд Германии, занимаясь этим вплоть до самого 1945 года. После окончания Второй мировой войны завод и город попали в зону британской оккупации. Представители островного государства сразу же переименовали Штадт дес КдФ-Вагенс бай Фаллерслебен в гораздо более легкопроизносимый Вольфсбург, а руководству полуразрушенного завода поставили условие: либо завод будет снесён, либо действительно станет выпускать «народные автомобили», да ещё и не менее 1000 штук каждый месяц (на то время – это огромные цифры). Тем не менее, с этой задачей Volkswagen успешно справился, постепенно став лидером мирового машиностроения.

В данный момент только на заводе в Вольфсбурге каждый день изготавливается 3800 новых автомобилей марки Volkswagen, или по одному автомобилю каждые 18 секунд.

А теперь давайте взглянем непосредственно на производство. Пройдёмся по цехам и посмотрим, как из ничего собой не представляющих частей и деталей получаются отличнейшие автомобили.

Сейчас это просто огромные рулоны стали, но скоро они попадут под пресс, приобретут узнаваемую форму автомобиля и наполнятся механической и электронной начинкой.

А вот и те самые прессы. Каждый день они в работе, каждый день они штампуют детали.

Из-под них выходят различные элементы будущего кузова. Как можно понять уже на этой стадии, данные детали вскоре станут частью новых Volkswagen Golf.

Всю физически тяжёлую и вредную работу, такую как, например, сварка, в Volkswagen выполняют роботы.

После того, как работы «поколдовали» с различными частями машины, получается уже практически готовый кузов.

Красят и кузов, и прочие детали, конечно же, тоже роботы. Вообще, в наше время человек уже не должен постоянно работать с веществами, так негативно сказывающимися на здоровье. Ладно, когда один раз в несколько лет нужно сделать дома ремонт и покрасить стены – подобная деятельность ещё допустима, но никак не отравлять свой организм изо дня в день.

У вас может сложиться впечатление, что на заводе Volkswagen трудятся только роботы, но оно будет ошибочно. На заводе в Вольфсбурге задействованы около 60 000 человек, которые, в основном, занимаются мелкой ручной работой. Такая деятельность не требует больших физических усилий, поэтому у конвейеров очень много женщин. Кроме того, почти 10 000 сотрудников – это труженики ума. Именно такое огромное количество человек здесь, на заводе в Вольфсбурге, обеспечивает наши шаги в будущее: разработку новых моделей, совершенствование технологий, поиск новых неординарных решений и многое, многое другое.

Работники, находящиеся у конвейеров, разделены на бригады по 14-16 человек в каждой. Для того, чтобы они не уставали от рутинной работы, людям в пределах одной бригады разрешается самостоятельно меняться друг с другом рабочими заданиями.

Один из самых важных процессов при сборке автомобиля – так называемая «свадьба», или же, говоря простым языком, стыковка кузова с трансмиссией.

Наиболее любопытным для меня стал процесс установки колёс.

Конвейер привозит заготовку будущей машины и оставляет её перед очередным роботом. Тот, в свою очередь, фотографирует место, в которое будет установлено колесо и самостоятельно решает, в какую сторону на нём должны закручиваться болты.

Здесь машины обретают своё имя.

Все готовые автомобили (которые, я напомню, выпускаются каждые 18 секунд) проходят контроль качества. Проверяется как работоспособность машин, так и их визуальные параметры.

А потом готовые автомобили отправляются в своё многолетнее путешествие по всему миру. Кто-то – в соседний город, кто-то – на другой континент. В автосалонах ждут они своего часа, дабы осчастливить уготованного им покупателя. И, возможно, вы или ваши родственники, друзья и знакомые сейчас ездят на том самом «Народном автомобиле», что родом из цехов этого завода в небольшом немецком городке под названием Вольфсбург.

Кстати, любой желающий может своими глазами взглянуть на то, как происходит процесс превращения куска металла в новый автомобиль. Для этого необходимо предварительно записаться на экскурсию на сайте Volkswagen (сайт на немецком, но все мы прекрасно умеем пользоваться Гугл-переводчиком – его будет вполне достоточно). Стоимость экскурсии – 7 евро, что, опытные путешественники не дадут мне соврать, для западноевропейских достопримечательностей совсем недорого.

И ещё: все фотографии, использованные в посте, принадлежат пресс-службе Volkswagen. Любая фото- и видеосъёмка на территории завода запрещена, дабы хитрые конкуренты (например, из стран восточной Азии) не выведали некоторые технологические секреты.

Подводя итог: однозначно, самое интересное мероприятие, которое мне удалось посетить в уходящем 2014 году! Увидеть весь процесс создания автомобиля от начала до конца будет интересно не только автолюбителям, но всем, кто хочет расширить свой кругозор.

Как добраться:
Добраться до Вольфсбурга можно различными способами, но удобнее всего из Ганновера на региональном поезде или из Берлина на скоростном. В обоих случаях дорога займёт примерно 1 час. Завод виден уже непосредственно с железнодорожной станции.

Отдельные слова благодарности я бы хотел выразить компании Volkswagen , которая организовала и провела данное мероприятие, а также информационно помогала в написании этого поста.