Сергей Жарков, директор школы контраварийного вождения X-Avto

Ежегодно после таяния снега на наших дорогах появляются ямы. Пока дорожные службы латают их, мы расскажем, как преодолеть такие препятствия.

Основная беда украинских дорог - ямы и возвышенности (наплывы), к которым относятся и «лежачие полицейские». При попадании колесом, а то и двумя-четырьмя на подобные неровности страдает ходовая и увеличивается риск ДТП. Кстати, повреждения резины и диска в таких случаях квалифицируются как дорожно-транспортные происшествия. Поэтому желательно научиться выходить из «неровных» дорожных ситуаций с наименьшими потерями.

Проезжаем неровности

Действенным способом безопасного проезда неровностей является так называемый полет над препятствием. Им пользуются спортсмены-раллисты при проезде внедорожных участков на большой скорости. Основная задача - проехать так, чтобы колеса в проблемном месте лишь слегка коснулись асфальта либо были максимально освобождены от массы авто. Оба метода работают по одному принципу - загрузить-разгрузить необходимую часть автомобиля, активируя силы инерции. Достичь этого можно, работая педалями газа и тормоза и/или рулем. Например, если во время движения резко нажать на педаль тормоза, то машина «клюнет», то есть передние пружины сожмутся, а задние, соответственно, разгрузятся. При сильной подаче газа произойдет обратное - автомобиль присядет, то есть «распустит» передние амортизаторы. При резком повороте руля, например, влево машина загрузит правую сторону.

Используя перечисленные приемы, вы сможете проезжать дорожные неровности с минимальным ущербом. О том, как это делать, читайте в «советах специалистов».

Для объезда неглубоких ям или невысоких наплывов нет смысла сильно разгружать ту или иную сторону автомобиля. Здесь работает принцип - чем препятствие опаснее, тем больше разгружаем соответствующие колеса или оси. Но в любом случае для результативного применения описанных приемов нужно постоянно тренироваться. А препятствий на отечественных дорогах предостаточно.

Способ 2. На малых скоростях

Что говорят ПДД

В Правилах дорожного движения ухабы обозначены как препятствия. Здесь мы нашли несколько пунктов, которыми должен руководствоваться водитель при вынужденных маневрах (10.1, 11.4, 11.11, 12.3, 13.3). Так, ямы и возвышенности нельзя объезжать по встречной полосе, если автомобилист двигается по дороге с двухсторонним движением, которая имеет, по меньшей мере, две полосы для движения в одном направлении. Однако при появлении на горизонте препятствия водитель должен немедленно принять меры для уменьшения скорости - вплоть до полной остановки транспортного средства или объезда препятствия, которая будет безопасна для других участников движения.

Препятствия на дорогах нужно проезжать уверенно и умело. Так, если яма находится на траектории движения правого колеса, то его необходимо разгрузить, т. е. выполнить ряд действий рулем. Сначала нужно на несколько сантиметров сместить автомобиль влево и тут же вернуть его обратно. Таким образом, сначала правое колесо загружается, а затем, при возврате авто, оно разгружается. В таком состоянии колесо и «перелетает» через яму с небольшим ударом. Следует помнить, что подобные действия будут безопасными только при отсутствии соседей по потоку. Иногда яма бывает настолько огромной, что в нее попадают все колеса - сначала передние, затем задние. В таких случаях автомобилисту нужно сначала максимально сжать передние амортизаторы путем нажатия или короткого удара по педали тормоза. Тогда после «клевка» авто произойдет обратный процесс - амортизаторы «раскроются», и автомобиль переедет яму с наименьшей нагрузкой на переднюю ось. Еще можно заставить машину совершить прыжок через препятствие - для этого требуется перед самой ямой или наплывом на мгновенье нажать на педаль газа. В этом случае передняя ось налегке переедет через препятствие за счет загрузки задних амортизаторов. Замечу, что поворот руля и степень нажатия на тормоз должны соответствовать скорости движения автомобиля. Так, при больших скоростях движения рулем должны быть минимальными - 1-2 см, иначе машина может перевернуться. Чем скорость ниже, тем на больший угол поворачиваем руль.

Проезд неровностей требует от водителя концентрации, кроме того, он должен иметь представление о поведении автомобиля и его подвески в том или ином случае. Например, на соревнованиях по ралли-рейдам, когда на большой скорости проходишь разбитый участок, приходится выставлять машину таким образом, чтобы она парила над кочками. Всего этого можно достичь, работая рулем и педалями. Если в этот момент посмотреть на автомобиль сзади, то создастся впечатление, будто он проносится по верхушкам кочек, а не скачет с одной на другую. Точно так же можно проезжать городские неровности - не обязательно сбавлять скорость, достаточно четко понимать поведение своего авто в конкретном случае при конкретном маневре. Тренируйтесь!

При возникновении препятствия мы бы советовали как можно быстрее сбросить скорость. Подъехать, оценить глубину и высоту колдобины, а уж потом предпринимать маневры, описанные специалистами. Повышенное внимание к ямам должны уделять автомобилисты, чьи машины «обуты» в низкопрофильные шины. Такие покрышки легко повреждаются о края ям. Низкое давление в колесах также повышает риск их повреждения. Помните, что повреждение шин является дорожно-транспортным происшествием. Вызов ГАИ и получение справки о ДТП, конечно, будет неоспоримым доказательством в суде против дорожных служб. Но в таком случае автомобилист лишится водительских прав до вынесения судебного вердикта.

Иван Терентьев
Фото Андрея Яцуляка

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Последнее время качество дорог в России а также в соседней Украине оставляет желать лучшего, а точнее, дороги являются убийственными для наших автомобилей. Ездить приходится с опаской, аккуратно выбирая скорость, траекторию, дабы миновать ямы, сохранив резину, диски и подвеску. В статье ниже мы постараемся дать Вам основные советы по тому как уберечь ваш автомобиль после столько «отбомбардированных» дорог.

Наши дороги сегодня буквально окутали колдобины, на которых техника часто превращается в утиль, а водители банально в инвалидов, попадая из-за них в ДТП. И если отказаться от автомобиля для вас невыносимо, то вы буквально обязаны изучить приемы автомобильного слалома, маневрирования и экстренного торможения, с ними моральные и материальные потери можно свести к минимуму.

Итак, начнем — Как правильно проезжать ямы?
Первым делом усвоим золотое правило: по разбитой дороге нужно ехать медленно, при минимальной тяге, чтобы машина мягко переваливала бугры и ямы. Если требуется, включите более низкую передачу, особенно если у вас не джип с громадными колесами, а к примеру маленькая Дэу Матиз , с ее нежной подвеской и маленькими колесами.

Ну а если прозевали препятствие и скорость великовата — ваша задача все-таки сберечь себя и машину. Покажите мастерство! Запомните: если уж резко оттормаживаться в пол — то до ямы, а не в ней. Иначе инерция машины сожмет пружины передней подвески и нос грубо клюнет в яму. Такой удар может покалечить не только подвеску, но и кузов, радиатор, поддон двигателя. Значит, очень важно правильно оценить тормозные возможности машины.

Если скорость перед ямой все-таки не погашена, выручит другой прием: быстро перенести ногу с педали тормоза на газ, чтобы инерция кузова, теперь уже разгоняемого, разгрузила пружины передней подвески. А так как они сжаты предыдущим торможением — то охотно выстрелят нос машины к верху, небольшую яму передок буквально перепрыгнет. Но в следующий миг нужно спасать от сильного удара задние колеса и их подвеску! Поэтому за ямой вновь резко тормозим, чтобы инерция кузова разгрузила задние пружины. (Но, конечно, не до полной остановки!)

1. Торможение не должно заканчиваться в яме!

Кстати, на тяжелой, но не слишком мощной машине (например, Волге, Жигулях) подобная игра тормозами даже важнее, чем двигателем.

Достается подвеске и на поворотах. Здесь инерция кузова нагружает внешние относительно центра поворота колеса. Поэтому для них удар в выбоину, камень и т. п. особенно опасен. Яма на прямой, полбеды, яма на повороте легко может опрокинуть машину. И если уж падать в нее, то безопаснее внутренними колесами. Они разгружены, удар будет слабее. Конечно, это удается не всегда, колдобины на дорогах бывают разные. Например, на бугор часто выгоднее наехать наружными колесами. А потому неплохо освоить еще один слаломный прием.

2. Правильный полет через яму передних колес.

Видя, что одно из передних колес вот-вот наскочит на препятствие, перед ним прибавьте газ и (казалось бы, вопреки логике!) энергично поверните руль навстречу опасности. Приподняв передок, кузов завалится на колеса, идущие по ровному покрытию, а противоположные пройдут через препятствие с минимальной нагрузкой. Попробуйте этот прием на какой-нибудь тихой улице, например, положив на дорогу обрезок доски миллиметров 20 толщиной, и убедитесь в его эффективности.

3. Ослабим удар задних колес!

Теперь вы можете грамотно одолеть и лежачего полицейского, для этого как правило, требуется глубокий клевок машины перед самым бугром с мгновенным переходом к резкому разгону, после чего автомобиль легко перелетает препятствие.

4. Препятствие на повороте особенно опасно.

Конечно, разнообразием сюрпризов наши дороги удивят кого угодно. Скажем, проезжую часть пересекает канава, трамвайные рельсы и т. п. Преодолевать их лучше всего не перпендикулярно, а, как говорят спортсмены, крестя под острым углом — это ослабит удары по кузову, хотя машина и будет переваливаться с боку на бок. Серию таких канав тоже приходится крестить. Но учтите: эти маневры не всегда согласуются с Правилами движения и редко вызывают одобрение автоинспекторов! Главное же (напомним начало нашей беседы) увлеченно управляя машиной, не терять хладнокровия, чувства меры. Рядом другие водители, и тоже не всегда мастера!

Представьте, что вы ковыляете на своем автомобиле по разбитой сельской дороге, и вдруг у вас появляется альтернатива - проехать через яму либо через кочку примерно равных пропорций. Что вы выберите? В зависимости от вашего решения и нагрузка на подвеску будет разная.

Что предпочтительнее для машины, зависит от массы факторов - глубины ямы, высоты кочки, диаметра препятствия, остроты его граней, крутизны стенок, твердости дорожного покрытия, и конечно же - от скорости автомобиля и энергоемкости подвески.

Актуальные Автоновости

Как известно, чем длиннее ход амортизатора, тем лучше он справляется с плохим асфальтом. На выпуклом препятствии он прежде всего сжимается, а на внушительной кочке может сократиться до упора, спровоцировав сильный удар. В результате есть шанс повреждения рычагов, шаровых опор и прочих элементов ходовой части.

На яме происходит обратный эффект - подвеска срабатывает на отбой, а потом возвращается в прежнее положение. Чем ниже опустится колесо, тем потом ощутимее будет его столкновение с дальней кромкой углубления, и это также грозит проблемами с ходовой частью. Соответственно, чем шире и глубже яма, тем хуже для автомобиля. Не секрет, что если, например, на высокой скорости колеса целиком провалятся в широкую и глубокую промоину, их может оторвать вместе с рычагами и передним бампером.

С другой стороны, когда ямы меньше диаметра колеса, автомобиль на высокой скорости под воздействием большой инертной массы может вообще их проигнорировать. В этом случае амортизаторы не успевают сработать на отбой, оставаясь в первоначальном состоянии. Причем здесь важен именно диаметр впадины, а не ее глубина. Отсюда пословица, которую знает каждый водитель: «Больше скорость - меньше ям».

На кочку подвеска в любом случае отреагирует, если она не настолько мала, что ее «проглотит» покрышка. Таким образом, если для колеса глубина небольшой ямы безразлична, то высота кочки для подвески всегда актуальна.

Так или иначе, ходовая часть среднестатистической легковушки при скорости 60 км в час испытает куда большую нагрузку на резиновом «лежачем полицейском», чем при прохождении впадины с аналогичной геометрией.

В любом случае, и кочку, и яму не стоит форсировать с выжатой до упора педалью тормоза, так как от сильного удара о препятствие застопоренным колесом велик шанс повредить ходовую часть. Притормозить лучше заблаговременно, нагрузив переднюю подвеску, чтобы машина наклонилась вперед, а потом отпустить педаль. Фронтальная часть разгрузится и автомобиль мягче преодолеет препятствие.

Или не ШРУС, а новый диск взамен погнутого и покрышку взамен получившей грыжу. Таких аварий с пометой «из-за неудовлетворительного состояния дорожного покрытия» областная ГИБДД фиксирует в среднем по 3–4 в день. И будет фиксировать впредь, если вы прямо сейчас не запомните пару лайфхаков.

Физика штока и баланс

Без оглядки на тип («МакФерсон», не «МакФерсон»), в общем и целом работа подвески - это сжимание/разжимание, и выглядит оно вот так:

Помимо работы подвески, есть работа водителя - педалями газа и тормоза.

  • Когда тормоз «в полу» - машина припадает на нос.
  • Когда тормоз отпускаешь - машина выравнивается.
  • Когда при этом еще и открываешь , то нос чуть-чуть приподнимается.

В обычных условиях (если въезжаем в яму, не трогая педали вообще) работа подвески выглядит так: колесо проваливается в яму, выбирая ход, передок нагружается, на выезде из ямы разгружается.

Задача водителя в экстренной ситуации - сделать так, чтобы сжатие не навредило и пружины с амортизаторами правильно отработали, снижая нагрузку на кузов.

Сергей Жарков, директор школы контраварийного вождения X-Avto:

Если перед препятствием мы врубаем режим экстренного торможения, то попадаем в яму на загруженной передней подвеске. Передние пружины в этот момент уже сжаты, энергоемкость уменьшается, и даже на небольшой кочке мы рискуем повредить диск, шину и другие детали. Если за несколько метров до кочки или ямы мы отпускаем тормоз , то пружины распрямляются и восстанавливают энергоемкость - и мы с меньшими последствиями эту кочку проезжаем.

Другими словами: подъезжая к кочке/яме, надо давить тормоз - и резко отпустить его прямо перед въездом на нее. Нос как бы подпрыгнет, машина неровность (по мере сил) облизнет:

Сергей Жарков:

Профессионалы знают, что пружина после распрямления из-за накопленной кинетической энергии может подбросить кузов выше, чем он был изначально. Таким образом, если мы точно подгадаем время, когда бросить тормоз перед кочкой, то повысим энергоемкость подвески даже относительно статического положения автомобиля.

Так, играя балансом, мы можем приподнимать над кочкой нос. И не только: когда передние колеса уже миновали кочку/яму, то повторное нажатие на тормоз позволит загрузить переднюю ось и разгрузить заднюю, повышая тем самым ее энергоемкость.То есть проехали неровность - и тут же снова тормоз в пол что есть сил. Машина припадает на нос, разгруженный зад слегка подпрыгивает:

Прелесть этого лайфхака в том, что он маленький, но действенный. И тренироваться можно хоть каждый день - перед «лежачими полицейскими» или на стыках бебелевского моста: подъехали к стыку - тормоз, перед наездом - . Скоро вы перестанете их замечать.

Повороты в зазеркалье

Второй прием по дороге на работу особо не потренируешь - здесь всё-таки требуется помощь инструктора и очень много вката. Речь про повороты руля на небольшой угол, которые помогут правильно разгрузить подвеску и смягчить удар по ней.

Опять никакой магии - голая механика: при повороте руля влево кузов отклоняется вправо. Соответственно, правые колеса оказываются загруженными - на них лежит вся масса - в то время как левые разгружены. Соответственно, под левыми колесами мы можем пропустить более глубокую яму без последствий, чем под правыми.

Сложность в том, что в последний момент перед ударом надо переломить себя и повернуть не от ямы, а на яму. Тогда масса сместится на противоположный борт автомобиля, а колеса, которые едут на неровность, получат меньший удар, чем могли бы.

Ну, и никто не возбраняет комбинировать филигранную работу тормозами с поворотами руля на яму: если во время поворота руля резко затормозить, то подпрыгнет заднее внутреннее колесо. Если во время поворота руля на яму резко ускориться, то разгруженная передняя ось мягче пролетит над неровностями.

Через эту напасть - откапывание лопатой и/или вытягивание тросом машины, севшей на брюхо, прошла добрая половина пелотона, некоторые экипажи по два-три раза за этап, и потери у них впечатляющие. Целая череда двухчасовых штрафов за опоздание на пункты контроля времени. Не миновали неприятности и россиян. Досадно, но самый быстрый из наших, Леонид Новицкий, тоже потерял четыре часа и откатился из группы лидеров в середину турнирной таблицы. Хотя, с учетом масштабов гонки, у него еще есть шанс вернуться в первую десятку. Поскольку время теряют даже топ-пилоты, претендующие на победу. Люк Альфан, в частности, где-то «наездил» лишние полчаса.

Плотность результатов в группе лидеров поражает. Разрывы между экипажами по сумме трех этапов просто ничтожные - картина больше напоминает классическое ралли, нежели марафонский ралли-рейд. С тем отличием, что дистанция классического ралли (уровня чемпионата мира) в три раза короче! Нассер аль Аттиях, выигравший первый этап, отличился и на третьем, на полминуты опередив Карлоса Сайнса. Уместно вспомнить, что пилот из Катара, так же как и испанец, начинал гоночную карьеру в классическом ралли. Он был чемпионом мира в зачете «Продакшн-кар», многократным чемпионом Ближнего Востока, а потом перешел в ралли-рейды, и в 2008-м выиграл оба официальных турнира - Кубок мира по ралли-рейдам и Кубок FIA по бахам.

В целом анализировать результаты группы лидеров в зачете Car и выявлять лучшую команду и машину сейчас, пожалуй, бессмысленно. Отставание Стефана Петеранселя от Карлоса Сайнса в пять с половиной минут ровным счетом ничего не значит: в условиях «Дакара» можно в любой день и проиграть час, и выиграть столько же. И подобные приключения наверняка еще впереди. Добавим, что ни один российский экипаж не сошел с дистанции - все добрались до финиша, хотя некоторые с многочасовыми задержками.

Грузовикам аргентинские ямы и кочки менее страшны. Большие колеса, внушительный дорожный просвет - как следствие, тяжелые машины почти не усаживаются намертво. На третьем этапе, также как и на втором, зафиксирован лишь один сход - экипажа, не претендующего на высокие места. Правда, и группа лидеров тоже слегка поредела: стартовавший третьим Марсель ван Влит (GINAF) финишировал последним с отставанием свыше пяти часов. «Дакар» для него, возможно, не закончен, но с надеждой на победу голландцу придется расстаться.

Свой день рождения Владимир Чагин отметил достаточно традиционно - победой на этапе. Камазовская дружина быстра, феноменально стабильна и мало-помалу вытеснила с первых четырех позиций всех, кроме Жерарда де Роя. Очевидно, что именно он в этом году главный соперник россиян. Ханс Стейси (победитель «Дакара-2007») наконец показал приличный результат на этапе и впервые поднялся в лучшую десятку. Но полтора часа отставания - это многовато при таком ходе гонки, когда на 500 км соперники отыгрывают считанные минуты. Впрочем, «Дакар» еще не добрался до самых сложных мест - пустынь и горных этапов (несколько участков забираются на высоту 2000 м). Но и «разминка» уже закончилась, расклад сил ясен, дальше пойдет настоящая борьба.

Борис Букатов: «Сегодня начали забираться в горы, поэтому скорость немного упала. Но максимальная все равно высока - больше 150 км/ч. Были жесткие обгоны, во время одного мы пробили два колеса и потеряли десять минут на замене. Но, в общем, день прошел без особых происшествий. Старались очень корректно пропускать быстрые КамАЗы. Сегодня все для нас сложилось хорошо».

Владимир Чагин: «Напряженный день. Практически везде можно идти на максимальной скорости. Она для грузовиков ограничена 150 км/ч, за превышение сразу штрафуют. Поэтому ехали от 140 до 149 км/ч. Боролись с де Роем - он сильный пилот, да и машина его хороша. Правда, он долго не давал себя обогнать, и хотя мы явно накатывали - приходилось сидеть в пыли. Ну что же, это спорт. Я доволен тем, как все складывается, доволен машиной и работой экипажа. Наш штурман Сергей Савостин показал себя сегодня с самой лучшей стороны: участок был похож на трассы классического ралли, много людей по краю дороги, и одна ошибка могла дорого стоить. Но мы не ошибались».

Результаты третьего этапа:

Зачет Car (стартовало 136 экипажей, финишировало 126)

1. Нассер аль Аттиях (Катар, BMW X3) - 4:29.27

2. Карлос Сайнс (Испания, Volkswagen Touareg) - 0.35

3. Дитер Деппинг (Германия, Volkswagen Touareg) - 1.40

4. Жинель де Вильерс (ЮАР, Volkswagen Touareg) - 4.01

5. Стефан Петерансель (Франция, Mitsubishi Racing Lancer) - 5.31

6. Марк Миллер (США, Volkswagen Touareg) - 8.01

Зачет Truck (стартовало 62 экипажа, финишировало 61)

1. Владимир Чагин (Россия, КамАЗ 4326) - 5:15.59

2. Жерард де Рой (Голландия, GINAF X2223) - 3.24

3. Фирдаус Кабиров (Россия, КамАЗ 4326) - 7.12

4. Вульферт ван Гинкель (Голландия, GINAF X2222) - 16.01

5. Ханс Стейси (Голландия, MAN TSG 18.480) - 18.05

Положение после трех этапов:

1. Карлос Сайнс (Испания, Volkswagen Touareg) - 9:04.48

2. Нассер аль Аттиях (Катар, BMW X3) - 3.40

3. Жинель де Вильерс (ЮАР, Volkswagen Touareg) - 5.45

4. Стефан Петерансель (Франция, Mitsubishi Racing Lancer) - 8.47

5. Хуан Рома (Испания, Mitsubishi Racing Lancer) - 14.22

6. Марк Миллер (США, Volkswagen Touareg) - 15.45

7. Орландо Терранова (Аргентина, BMW X3) - 17.41

8. Кшиштоф Холовчик (Польша, Nissan Navara) - 34.25

9. Робби Гордон (США, Hummer H3) - 34.32

10. Люк Альфан (Франция, Mitsubishi Racing Lancer) - 38.47…

22. Борис Букатов (Россия, Mitsubishi Pajero) - 1:59.26…

30. Александр Мироненко (Россия, Mitsubishi Pajero) - 4:06.55…

35. Илья Кузнецов (Россия, Mitsubishi L200) - 4:46.39…

40. Леонид Новицкий (Россия, BMW X3) - 5:00.07…

61. Александр Бараненко (Россия, Toyota Land Cruiser Prado) - 5:59.24…

63. Ярослав Соловьев (Россия, Buggy SMG V8) - 6:04.11…

75. Алексей Беркут (Россия, Mitsubishi Pajero Evo) - 6:36.03…

97. Виктор Воликов (Россия, Toyota Land Cruiser 120) - 8:03.19

Зачет Truck

1. Жерард де Рой (Голландия, GINAF X2223) - 10:54.14

2. Фирдаус Кабиров (Россия, КамАЗ 4326) - 7.46

3. Владимир Чагин (Россия, КамАЗ 4326) - 9.28

4. Ильгизар Мардеев (Россия, КамАЗ 4326) - 38.06

5. Андре де Азеведо (Бразилия, Tatra 815) - 55.32

7. Марек Спасил (Чехия, LIAZ) - 1:09.25

8. Франц Эктер (Германия, MAN TSG 18.480) - 1:10.37

9. Хуго Дьюстерс (Бельгия, GINAF X2223) - 1:20.01

10. Ханс Стейси (Голландия, MAN TSG 18.480) - 1:27.21

Дакар глазами Кузьмича

Специально для ЗР о гонке рассказывает ее участник Алексей Кузьмич - штурман экипажа №474.

Кузьмич Алексей, мастер спорта международного класса, неоднократный призер этапов Чемпионата и Кубка России, Кубка Мира по ралли и ралли-рейдам. Обладатель Кубка России по ралли-рейдам 2006 года. Финишировал в ралли-рейде «Дакар 2007».

В марафоне «Дакар 2009» - штурман экипажа №474. Пилот Виктор Воликов, автомобиль Toyota Land Cruiser KDJ 120, класс Production (T2), команда Toyota Competition Russia.

Результат после третьего этапа - 97 место в зачете автомобилей.

Третий этап марафона с его жесткой программой и скоростным участком более 500 км дался нам очень не просто. Глубокие и ступенчатые колеи, зона видимости, ограниченная размерами капота «железного коня», красивейшие прямики по 20 км, а еще и дождь - это все минувший день.

Начался он с форс-мажора. На 70 км трассы пробили колесо. Благодаря опыту и слаженной работе экипажа его замена заняла считанные минуты. А дальше с нами сыграли злую шутку страшные ямы, о которых писал ранее. Прыжок из очередной песчаной ямы и неудачное приземление на 188 км скоростного участка лишили нас поворотного кулака. Он не выдержал нагрузок и сломался. Съехали с трассы и ждали техничку с болью в сердце, наблюдая, как едут те, кого с таким трудом обогнали вчера. В результате потеряли полтора часа -

именно столько потребовалась механикам, чтобы до нас добраться. Но вынужденную стоянку провели с пользой: осмотрелись, отдохнули, сделали интересные фото.

С распростертыми объятиями встретили механиков, которым потребовалось всего 15 минут на замену кулака в сборе, и снова вернулись на трассу. Уже на 250 км начались действительно скоростные отрезки, а острые камни и рыхлый песок остались позади. Мы с удовольствием «зажигали» на довольно длинных прямиках, успевая обменяться не только впечатлениями о красивейших пейзажах, но и подбадривая друг друга интересными историями и анекдотами. Финиш СУ 3 и итоговое время 9 часов 20минут и 27 секунд. Место на этапе - 123, соответственно, результат после трех дней гонки - 97 в зачете автомобилей.