Различие между антифризом и тосолом. Чем тосол отличается от антифриза. Можно ли смешивать тосол с антифризом

Корректная работа силовой установки автомобиля невозможна без охлаждающей жидкости. Также она отвечает за ресурс узлов двигателя. Качество охлаждающей жидкости во многом определяют «комфорт» работы силовой установки и сказывается на общем ресурсе автомобиля.. С целью предотвращения проблем с различными системами силового агрегата нужно серьезно отнестись к выбору охлаждающего состава жидкости. Тосол или антифриз? - разница между ними несущественна, как думают многие. Но это мнение ошибочно. Чем отличается тосол от антифриза и какому из них отдать предпочтение – об этом ниже.

Технические особенности

Тосол и антифриз – оба представляют из себя охлаждающую жидкость, но между ними есть различия.
Антифриз изготавливается зарубежным производителем, который использует в процессе изготовления карбоксилатную технологию.
В его состав включен: этиленгликоль, вода, присадки на карбонатной основе либо соли органических кислот.
Преимущество антифриза перед своим конкурентом заключается в повышенных антикавитационных, антикоррозийных и антипенных свойствах. Данный вид охлаждающей жидкости распространен на отечественных автомобилях, а также на иномарках.
Тосол включает в свой состав технологии традиционные для отечественного производителя. Аналогично антифризу состав содержит воду и этиленгликоль. Но отличие тосола от антифриза заключается в присадках, которые имеют основу из неорганичных кислот. В основном, тосол используется на отечественных автомобилях, и по достижению температурного режима в +105 градусов по Цельсию лишается полезных свойств.

Преимущества одной жидкости перед другой

  • высокая эффективность охлаждения двигателя. Благодаря применению карбоксилатной технологии на металлической поверхности металла не образуется слой отложений, ухудшающий теплопередачу. Это существенная разница между антифризом и отечественным тосолом;
  • высокие эксплуатационные показатели. Тосол лишается своих антикоррозийных и прочих защитных свойств уже после 40 тысяч километров пробега, тогда как его оппонент гарантированно выхаживает до 250 тысяч километров;
  • высокий уровень защиты элементов двигателя при высоких температурах. Это стало возможно благодаря присадкам карбоксильного состава. Тосол не может гарантировать корректную работу узлов, когда температура поднимается выше 105 градусов по Цельсию;
  • увеличение ресурса насоса водяной жидкости из-за снижения воздействия кавитации. Это возможно за счет избирательного принципа действия свойств защиты антифриза;
  • высокая степень защиты цилиндрических гильз силовой установки от воздействия кавитации;
  • не засоряет радиатор и не оставляет отложения;
  • хорошо взаимодействует с пластмассовыми элементами/эластомерами;
  • обеспечивает экологическую чистоту ингибиторов коррозии;
  • высокая устойчивость к высоким температурам.

Как итог: разница между тосолом и антифризом очевидна в пользу последнего. Но как их отличить друг от друга?

Признаки отличия

Визуально и на запах – разница отсутствует.
Однако есть другие пути определения:

  1. Изготовитель
    Если охлаждающая жидкость имеет отечественные корни, то вероятней всего – это тосол. Потому что антифриз, имеющий карбоксиалатный состав не может быть изготовлен в России по определению.
  2. Состав
    Тосол включает в себя: борат, фосфат, нитрат, силикат, амин.
    Антифриз имеет присадки, за основу которых взяты соли органических кислот.
  3. Температура кипения. Тосол кипит уже на +105 C, тогда как антифриз «сдается» чуть позже – после +120 градусов.
  4. Срок эксплуатации
    Тосол служит в пределах 40 тысяч километров пробега. Тогда как антифриз выхаживает более 100 тысяч километров пробега.

Предостережения

Смешивание разных технологий производства составов чревато неполадками и перебоями в работе как системы охлаждения, так и самого двигателя.

Как заливать

Чтобы заменить антифриз или тосол, нужно придерживаться следующего порядка действий:


Тосол и антифриз похожи между собой. Основная отличие заключается в рабочих температурах конкретного состава, а также в его способности выдерживать нагрузки. Иномаркам тосол противопоказан, тогда как отечественный автомобиль старого образца может довольствоваться и тосолом.

Статья об антифризе и тосоле - в чем сходства и различия этих жидкостей, советы и рекомендации по выбору. В конце статьи - интересное видео о том, что будет, если смешать тосол с антифризом.

Содержание статьи:

При проведении технического обслуживания автомобиля, можно услышать от мастеров СТО 2 названия охладителя - «тосол» и «антифриз». Но в чем их отличия, знают немногие владельцы автомобилей. Также нет четкого понимания, можно ли смешивать эти жидкости и какая из них лучше. Разобраться во всем поможет обстоятельное, глубокое исследование этих вопросов.


Оба слова означают одно и то же – охлаждающую жидкость, отличия кроются в составе, характеристиках и происхождении:
  • антифриз – общее название охладителей, используемое в международном обиходе;
  • тосол в действительности является аббревиатурой, которая расшифровывается как «Технология органического синтеза», ОЛ указывает на принадлежность жидкости к группе спиртов. Этот продукт разработан отечественным НИИ.
Эта аббревиатура появилась в начале 70-х годов прошлого столетия и так как не была запатентована, то сегодня множество производителей охладителей используют ее. Это делается в маркетинговых целях для привлечения покупателей на раскрученное название.

Но это не является критичным критерием при выборе охладителя. Все дело в том, что со временем поменялись производственные технологии, требования к подобным жидкостям.

Антифризы по определению западных специалистов – охлаждающая жидкость, которая представляет собой смесь присадок, спиртовой основы и воды, циркулирующей в системе автомобиля для регулирования температуры. Она предотвращает его замерзание зимой и перегрев в теплое время года.


Фактически, производители антифриза разных стран имеют собственные стандарты производства жидкостей по примеру отечественного ГОСТа.

Чтобы упорядочить эту систему, было принято решение использовать классификацию охладителей концерна Volkswagen, согласно которой жидкости делятся на такие классы:

  1. G11 – для производства используется традиционная или силикатная технология. Такие антифризы включают комбинации органических соединений, таких как нитраты, нитриты, фосфаты, амины. Они препятствуют возникновению коррозии, эффективно защищают систему от негативного воздействия и разрушения. Этот класс обозначается: Traditional coolants, G11, Conventional coolants, IAT (Inorganic Acid Technology).
  2. G12 – в производстве применяются органические кислоты – карбоновые соединения. Их отличие от предыдущего класса – очаговое действие на отдельные участки. Данная технология считается более прогрессивной. Этот класс жидкостей имеет увеличенный срок эксплуатации 3–5 лет, обозначаются G12, Carboxilate coolants, OAT (Organic Acid Technology).
  3. G12+ – гибридные составы, содержащие органические и неорганические соединения. Причем для разных рынков присуща определенная специфика. Например, европейские производители используют силикаты, японские применяют фосфаты, а американцы - нитриты. На емкостях этот класс обозначается Hybrid coolants, HOAT (Hybrid Organic Acid Technology).
  4. G12++ – этот класс антифризов начал выпускаться в 2008 году. Он отличается составом, в который входят органические элементы (основа) и минеральные соединения, обозначается Lobrid coolants, SOAT coolants.
  5. G13 – наиболее продвинутая технология, исключающая использование агрессивных химических соединений. Им на смену пришли экологически чистые и безопасные пропиленгликогеновые составы. Этот класс появился на рынке в 2012 году.
Исходя из вышеописанного, антифризы можно разделить на минеральные G11 (к ним относится тосол), органические G12, G12+, лобридные G12++, G13 – экологичные составы нового поколения.

Также составы подразделяются по таким параметрам:

  • температура кипения и замерзания;
  • смазывающие характеристики;
  • степень антикоррозийной защиты.
Тосол относится к классу минеральных охладителей, его средний срок эксплуатации составляет 2 года или 50 000 км пробега. Он разработан для автомобилей отечественного производства.

Внимание! Градации охладителей по цветам не существует, от этого не зависят их защитные характеристики.

Изначально все классы жидкостей прозрачные, красители в них добавляют для того, чтобы люди, работающие на СТО, а также владельцы автомобилей могли их отличать от других составов и определять рабочий температурный диапазон.

Также нужно знать, что основа у всех охладителей одна. Она состоит из:

  • этиленгликогеля – 90%;
  • дистиллированная вода до 5–7%;
  • улучшающие присадки – 3–5%.
Этиленгликогель – это двухсоставный спирт, имеющий маслянистую структуру и температуру кипения +200 и замерзания -12 градусов по Цельсию. То есть, отличаются составы только присадками.


Относительно цвета тосола стоит сделать поправку - он определяет рабочий температурный режим. Состав отечественного производства бывает синего или красного цвета. В первом случае жидкость обеспечивает работоспособность автомобиля до -40, а во втором, – до -65 градусов по Цельсию.

Зарубежные производители, как правило, используют зеленые красители для охладителей класса G11. Составы других поколений окрашены в красный, розоватый цвет. Это делается для того, чтобы фактически отличать силикатные антифризы от остальных.

Так, ориентироваться при выборе охладителя можно на его цвет:

  • красный полностью совместим с медью и латунью;
  • зеленый антифриз рекомендуется заливать в радиаторы на алюминиевые сплавы.
При этом тосол не дает достаточную защиту алюминию при работе на высоких температурах. Рациональной альтернативой тут станут карбонокислатные составы. Это классы: G12, G12+, G12++. Они также увеличивают на 50% эксплуатационный ресурс водяного насоса (помпы).


Зарубежные и отечественные эксперты утверждают, что выбор «правильного» антифриза так же важен, как и моторного масла. Правильный выбор поможет надолго сохранить технические характеристики автомобиля на высоком уровне, уберечь двигатель от поломок.

Тосол отлично подходит под двигатели с чугунными элементами.

Еще одним важным моментом при выборе охладителя являются рекомендации производителя. Минус тосола – относительно низкая теплопроводность. Причина – защитный слой, образующийся на поверхности металла, который сокращает теплоотдачу.


Еще один недостаток – снижение защитных свойств при температурах, превышающих +100 градусов по Цельсию. В результате этого на поверхности гильз цилиндров и в помпе образуется коксующийся налет. Этот процесс называется гидродинамическая кавитация. От нее лучше защищают антифризы. В то же время составы, содержащие фосфор, способствуют образованию осадка, который забивает радиатор, снижая теплообмен, и препятствует штатной работе термостата.


Сразу нужно отметить, что цвет не является индикатором совместимости, и по этому признаку охладители смешивать нельзя. Согласно рекомендациям производителей автомобилей и охладителей, они не должны содержать твердых частиц. Смешение разных классов антифризов с тосолом может спровоцировать их образование.

Совместимы составы одних классов, но разных производителей и цветов. Их характеристики не меняются, но тут существует риск образования суспензии высокой вязкости при нагреве, приближающего к температуре +100 градусов по Цельсию.

Чтобы исключить возможные риски, желательно использовать один класс охладителей определенного производителя. При смене антифриза рекомендуется промывать систему специальными составами. Практика показывает, что относительно безопасно смешивать класс G12++ с G11 и G12.


Если нет уверенности в том, какая жидкость залита в автомобиль, доливать следует только составы G12++ или G13, которые совместимы с остальными классами, являются универсальными.

Важно! Для определения плотности тосола и антифриза используются различные ареометры.

Выводы


В вопросе выбора охлаждающей жидкости не стоит руководствоваться домыслами или мифами, а учитывать практику и фактические характеристики. Так, отечественной классике отлично подойдет тосол. Не стоит переплачивать и покупать более дорогие зарубежные антифризы класса G11, так как они идентичны составу отечественного производства.

В иномарки лучше заливать жидкости классом выше. Они обеспечивают лучший теплообмен и длительный срок эксплуатации. Производители составов G13 обещают промежутки между заменами до 650 000 км пробега, что составляет в среднем более 5 лет.


Не стоит полагать, что тщательная промывка системы ВАЗ или другой марки автомобиля отечественного производства и заливка дорого антифриза существенно улучшит ходовые характеристики и динамические показатели. Тосол и зарубежные аналоги не дают прироста мощности, а только обеспечивают стабильную работу автомобиля при различных температурных режимах.

Дорогие зарубежные охладители обеспечат устойчивость к температурному воздействию, более надежную защиту и длительный срок эксплуатации. Вывод – антифриз все же лучше тосола.

Видео о том, можно ли смешивать тосол и антифриз:

Большинство автолюбителей не задумываясь заливают любую понравившеюся охлаждающую жидкость в радиатор. Однако некоторое количество из них все-таки интересуется тем, и антифриз. Но еще более интересует данную группу автовладельцев вопрос о том, какая разница существует между этими охлаждающими жидкостями и каково отличие тосола от антифриза? Что выбирают в России? В нашей стране особой популярностью среди охлаждающих жидкостей у водителей пользуются Разница между данными жидкостями заключается в итоговом воздействии на систему охлаждения и на двигатель в общем. Зато в основных функциях эти продукты имеют одинаковое значение.

Охлаждающая жидкость антифриз

Тосол является первым представителем антифриза. То есть тосол - это жидкость, которая предназначена для охлаждения двигателя в летний период, предотвращая тем самым его перегрев. В зимнее время, благодаря присадкам, он не замерзает, позволяя запускаться двигателю при установленных температурах.

Состав, как правило, изготавливается из этиленгликоля, в процессе создания к которому добавляет некоторое количество присадок. При этом, в зависимости от производителя, набор присадок значительно отличается. Присадки в тосоле призваны защищать двигатель от коррозии, а также производить очищение системы от посторонних веществ. Тосол, характеристики которого могут быть известны многим водителям, производится с давних времен, именно в нашей стране. Из чего он состоит? В состав тосола и антифриза могут входить различные элементы. Например, тосол состоит из некоторого количества неорганических кислот. Это нитраты, силикаты, нитриты, фосфаты и амины. Например, если на тосоле имеется буквенная маркировка, то это означает, что он предназначен для автомобилей. Имеющиеся цифры говорят о температуре, при которой тосол начинает замерзать. Стоит помнить, что плотность жидкости должна составлять 1.08 на 1 см куб.

Сроки замены

Данный вопрос наиболее актуален для начинающих водителей. Стоит отметить, что примерно через 30-40 тысяч километров пробега тосол начинает терять свои свойства, поэтому замена жидкости необходима один-два раза в год. Помимо пробега, на замену жидкости влияет ее цвет. Например, появление рыжеватости говорит о необходимости срочной замены. Также об этом свидетельствует и появление посторонних резких запахов из расширительного бачка. Нормальная жидкость должна быть без резкого запаха, а на ощупь хороший тосол всегда скользкий и маслянистый.

Если производится замена его, то перед заливкой новой жидкости нужно промыть систему охлаждения двигателя с помощью специальных средств. После чистящего средства производится промывка водой. Желательно произвести промывку несколько раз, и только после этого нужно залить новый тосол.

Выбор

Жидкость (тосол) не будет стоить очень дешево, именно поэтому при покупке в первую очередь нужно обращать внимание на цену за 5-литровую канистру. Помимо этого, продукт низкого качества может продаваться в канистрах без маркировок.

Чтобы уберечь себя от подделки, нужно опираться на некоторые факторы:

  • Тосол покупается непосредственно под конкретную марку, так как из-за неправильной жидкости может снизиться ресурс двигателя.
  • Покупать жидкость нужно в крупных специализированных магазинах.
  • На упаковке должны указываться контактные данные производителя.
  • Если проверять тосол с помощью лакмуса, то на бумаге (если это качественный продукт) должен быть слегка зеленоватый оттенок.

Стоит помнить, что если в тосол регулярно добавляется дистиллированная вода, через год необходимо произвести замену жидкости в системе охлаждения.

Что же такое антифриз?

Он представляет собой с набором различных свойств. По своему составу антифриз также включает этиленгликоль, однако, наряду с данным веществом, в жидкость стали добавлять дополнительные химвещества. Полученный в результате продукт получил свое название. Продукт имеет заграничное происхождение и характерное имя «антифриз».

Характеристики иностранной жидкости

Характерными особенностями антифриза является высокая температура кипения и выдерживание низких температур. Закипает антифриз при температуре примерно в 180 градусов. Морозостойкость определяется наличием присадок, потому что не для всех регионов необходима жидкость, которая прекрасно охлаждает двигатель в жару и быстро набирает рабочую температуру в холода. В среднем антифриз замерзает при температурах ниже -45 градусов. Стоит отметить, что при замерзании антифриз может максимум расшириться только на 1,5%, что является весьма приемлемым результатом.

Если смотреть на состав с химической точки зрения, то антифриз представляет собой жидкость на основе дистиллированной воды и этиленгликоля, в которую впоследствии добавили спирты и глицерин. Как отличить тосол от антифриза? В настоящее время возможно приобрести антифриз различных цветов. Тосол же продается только синим.

Покупка антифриза

В настоящее время рынок охлаждающих жидкостей заполнен различными Купить можно любой. Однако при покупке антифриза необходимо опираться на самое главное правило: следует приобретать антифриз только той маркировки, которую рекомендует завод изготовитель ТС. В противном случае очень быстро могут начаться проблемы с автомобилем, вплоть до перегрева двигателя.

Стоит отметить, что в настоящее время некоторые производители стали использовать вместо этиленгликоля метанол, который разрушает сплавы из алюминия. Поэтому необходимо покупать товар в специализированных центрах, попросив предоставить при покупке соответствующий сертификат.

Замена антифриза

Производителями антифриза утверждено, что можно эксплуатировать транспортное средство до пробега в 100 тысяч километров. Стоит учесть тот факт, что в нашей стране на двигатель оказывают непосредственное влияние климатические условия. Именно поэтому лучше всего производить через 40 тысяч километров. Многие специалисты упросят автовладельцев производить замену жидкости через каждый год эксплуатации, даже если пробег при этом минимален.

Особенности антифриза

При эксплуатации ТС и использовании в системе охлаждения антифриза необходимо четко знать его маркировку. Данные знания необходимые в первую очередь для того, чтобы при необходимости доливать именно такой же антифриз. Изготовителями не рекомендовано производить смешивание антифризов различных цветов, так как это может повлиять на их состав и приведет к разрушению некоторых узлов двигателя. Состав тосола и антифриза отличается не только по добавкам. Его различают по используемым красителям.

В итоге, рассмотрев обе жидкости, многие автолюбители теперь зададутся вопросом «что выбрать: тосол или антифриз». Разница между жидкостями будет рассмотрена далее.

Отличия

На первый взгляд это абсолютно идентичные продукты. Но отличие тосола от антифриза заключается как раз в используемых при производстве добавках. Помимо этого, о характеристиках той или иной жидкости может подсказать автолюбителю цвет. Качество срока службы напрямую зависит от используемых компонентов. Например, в состав тосола и антифриза входят присадки. Основное отличие - для отечественной жидкости используется неорганика, а для антифриза - органические вещества. Именно из-за этого температуры кипения жидкостей немного отличается друг от друга.

Стоит рассмотреть основные особенности работы двигателя при использовании тосола или антифриза. Если в систему охлаждения залит тосол, то во всей системе образуется антикоррозийная корка. В результате происходит ухудшенная передача тепла от металла. Главным итогом использования плохого тосола со временем станет выход из строя двигателя. При этом в процессе эксплуатации наблюдается увеличенный расход топлива. Как говорилось ранее, тосол быстро теряет свои основные свойства, а также при длительном воздействии высоких температур происходит ухудшение всего состава присадок. Если температура двигателя будет постоянно держаться в диапазоне 105 градусов и более, то разрушение агрегата при использовании тосола произойдет намного быстрее. Если говорить об антифризе, то данная жидкость более долговечна. При этом антикоррозийный слой будет образовываться только на самых проблемных участках в системе охлаждения, что, несомненно, продлит срок службы силового агрегата. По времени замены тосол также уступает иностранному продукту. В итоге автовладелец сам выбирает, что ему заливать - тосол или антифриз. Разница, как правило, заключается не только в добавках, но и в цене.

Заключение

Стоит отметить тот факт, что многие развитые страны уже отказались от использования тосола. В первую очередь это связано с тем, что технология производства сильно устарела и отстала от времени. В итоге производимый в настоящее время тосол становится малоэффективным при защите двигателя от перегрева, коррозии и других случаев.

При изготовлении антифриза используются более современные технологии, благодаря чему он активнее защищает двигатель от коррозии. Антифриз, по сравнению с тосолом, стоит гораздо дороже, а для многих цена - решающий фактор. Однако экономия на охлаждающей жидкости может сыграть с водителем злую шутку.

При покупке не стоит обращать внимание, какого цвета тосол или антифриз. Разница между жидкостями состоит в их технических характеристиках. О которых, кстати, теперь известно многим автолюбителям. Благодаря данной статье каждый автовладелец, слегка разбирающийся в автомобилях, сможет понять, как отличить тосол от антифриза.

Разница между тосолом и антифризом в происхождении охлаждающей жидкости, существует ли принципиальное отличие, давайте разбираться. Система охлаждения двигателей выполняет важные функции и требует к себе особого внимания. Представляет собой замкнутый контур, по которому циркулирует жидкость, охлаждая двигатель.

В зависимости от особенностей автомобиля и рекомендаций производителя допускается использование жидкости определенного класса (тосол и антифриз). Почему так и в чем отличие тосола от антифриза рассмотрим далее.

Все охлаждающие жидкости можно классифицировать на четыре цветовые группы: синие, зеленые, красные и желтые. Все они носят название Антифриз. В переводе с английского языка – «против замерзания». Выполняют одни и те же задачи, но, за счет отличий химических составов, делают это по-разному.

Состав тосола и антифриза

Практически все охлаждающие жидкости имеют одинаковую основу. Около 90-93% общего объёма составляет этиленгликоль + дистиллированная вода. Само по себе такое соединение выдает неплохие характеристики: температура кипения около 150 градусов, замерзание происходит при -40 градусах.

К минусам этого состава относится высокая агрессивность в отношении элементов системы охлаждения. Использование такой жидкости без антикоррозийных присадок приводит к непоправимым последствиям (деформация блока цилиндров, выход из строя помпы и радиатора, размягчение патрубков и магистралей).

Для того чтобы избежать негативных последствий используют дополнительные присадки, состав и количество которых классифицирует все антифризы следующим образом.

Тосол – жидкость синего или красного цветов

Берет свое начало еще со времен СССР. Тосол – это всего лишь незапатентованная аббревиатура, которая широко используется множеством производителей.

Первые три буквы ТОС расшифровываются как технология органического синтеза, последние две буквы добавили для созвучия.

В его основу входят этиленгликоль и дистиллированная вода, а так же добавляется пакет химических присадок (силикаты, фосфаты, бораты и т.д.), благодаря чему агрессивность жидкости снижается.

Как определить качество тосола — видео

Помимо охлаждающих свойств, тосол несет в себе и защитные функции. При помощи пакета присадок внутри блока цилиндров, радиатора и патрубков образуется защитный слой, толщиной в несколько микрон, который препятствует образованию коррозии, но уменьшает теплоотдачу двигателя.

Зимой это способствует к ускоренному прогреву ДВС и является положительным качеством. Но в летний период может стать причиной перегрева двигателя. Температура замерзания тосола -40 градусов, если жидкость синего цвета и -65, если красного. Температура кипения +115 градусов.

Срок службы Тосола в нормальных условиях эксплуатации составляет от двух до трех лет. При более длительной эксплуатации возможно выпадение осадка и разрушение защитного слоя.

Антифриз (G11)

Цвет синий или зеленый. Производится импортными организациями. G11 – маркировка по общепринятой классификации, предложенной концерном VAG.

В своем составе имеет гликолевую основу и дистиллированную воду с дополнительным набором химических присадок. Главное отличие от тосола – добавление органического вещества (карбоновая кислота) . Действия, которого направлены на предотвращение развития очагов коррозий.

Защитная функция выполняется аналогичным способом с синими ОЖ. Температура замерзания – 40 градусов. Максимальная рабочая + 130 градусов. Рекомендуемая частота замены – 5 лет.

Красный антифриз (G12) . Все та же основа: этиленгликоль и дистиллированная вода. Для производства данной жидкости не используются химические присадки. От них отказались в пользу органических на основе карбоновой кислоты.

Отсутствие защитной пленки на внутренних элементах охлаждающей системы увеличило теплоотдачу, что решило проблему с перегревом в летнее время. Но увеличило образование коррозийных очагов, с которыми достаточно эффективно борется карбоновая кислота.

Минус данной формулы заключается в том, что защитные функции антифриза проявляются лишь после образования проблемы. Никаких профилактических мер органическими присадками не выполняется.

Диапазон рабочих температур составляет от -40 до +150 градусов. Срок службы ОЖ G12 составляет 5 лет.

Модификации красного антифриза

Для решения проблем с образованиями коррозии в системе были разработаны антифризы, получившие названия G12+, G12++. Которые отличаются от G12 добавлением химических присадок в количестве 10-15% от их общего объема.

Благодаря профилактическим функциям неорганических соединений, получилось добиться меньшего образования очагов коррозии без существенной потери теплоотдачи.

Желтый . Разработан концерном VAG в 2012 году специально для своих автомобилей. Изначальный цвет, применяемый на немецких автомобилях – фиолетовый.

В базовую основу входит пропиленгликоль и дистиллированная вода. В сравнении с этиленгликолем, такое соединение практически безвредно. Добавление в его состав гибридных присадок (органических и химических) повышает его профилактические и защитные функции. Температур замерзания около — 40 градусов. Закипает при +140 градусах.

Отличие тосола от антифриза и возможность смешивания

Так в чем же разница между тосолом и антифризом? По большому счету только в их названии и стране-производителе. Принято считать, еще со времен СССР, что Тосол выпускается в России, а антифриз за рубежом. Одинаковая основа и схожесть присадок способствует беспрепятственному смешиванию тосола и антифриза G11.

О разнице между тосолом и антифризом — видео

Антифризы группы G13 не совместимы с тосолом полностью. Неорганическая основа тосола и пропиленгликоль в составе G13 вступают в сильную химическую реакцию.

Все виды антифризов представлены на рынке в виде концентратов или готовых охлаждающих жидкостей и, включая тосол, разбавляются только дистиллированной водой согласно указанным пропорциям в инструкции.

Внимание!

Лишнее количество воды снижает температуру кипения и повышает температуру замерзания.

Что лучше антифриз или тосол

Сказать однозначно, что не представляется возможным. У каждой жидкости имеются свои плюсы и минусы. Каждая рекомендуется для использования в тех или иных автомобилях.

Антифризы класса G12 (красные), в составе которых есть карбоновая кислота, отлично проявляют свои качества при работе в медных и латунных радиаторах. Наибольшую защиту алюминиевых радиаторов обеспечивают жидкости класса G11 (зеленые) и тосол.

Важный момент при выборе ОЖ. Сам по себе антифриз бесцветный. Синий, красный, зеленый, желтый цвет охлаждающей жидкости достигается добавлением красителей, которые никаких функций не выполняют.

Соответствие цвета определенному классу является общепринятым, но не перманентным. Нужно понимать, что цвет не является определяющим фактором при выборе жидкости. Именно классификация на этикетке поможет подобрать необходимую для вашего автомобиля охлаждающую жидкость.

Как отличить поддельный антифриз

Качество охлаждающей жидкости имеет большое значение. Несоответствие с заявленными свойствами может обернуться серьезными проблемами для автовладельцев.

Низкая температура закипания может привести к перегреву двигателя.
Отсутствие кристаллизации и высокая температура замерзания может вывести из строя охлаждающие магистрали, радиатор охлаждения и блок цилиндров ДВС.

При покупке охлаждающей жидкости, обращаться лучше к продавцам с хорошей репутацией, давно находящимся на рынке. Наличие сертификата качества уменьшит вероятность приобретения контрафактной продукции.

Даже в этом случае покупатель не застрахован от подделки. Несколько советов, которые могут помочь выбрать и залить качественный антифриз.

Первое, на что стоит обратить внимание, это качество упаковочной тары и наклейки. Плохо отпечатанная наклейка, которая еле держится или деформированная канистра – первый признак поддельной продукции.

Сильное вспенивание антифриза свидетельствует о низком качестве . Достаточно потрясти канистру. Если ёмкость не прозрачная, смотрим на уровневую линию в торце.

Все эти меры являются предварительными и не могут дать однозначного ответа о качестве охлаждающей жидкости. Более точных результатов помогают добиться следующие эксперименты после открытия упаковки.

Тестируем на Ph

Выполняется при помощи лакмусовой бумажки. Если индикатор кислотной среды поменял цвет на розовый или синий после контакта с ОЖ – значит антифриз низкого качества. Зеленый цвет говорит о правильности выбора.

Измеряем плотность

При помощи ареометра. Замеры производятся на жидкости комнатной температуры (15-20 гр.) Показатели в диапазоне от 1,071 до 1,104 являются нормой. Рекомендуется произвести замеры новой жидкости и после недели использования. Большая разница в результатах говорит о присадках увеличивающих плотность. Жидкость рекомендуется заменить.

Замораживаем в домашних условиях

Достаточно поместить незначительно количество антифриза или тосола в морозильную камеру. В виду низкой температуры и небольшого количества жидкости (100-150 мл), выводы можно делать уже по истечении полутора-двух часов. Если вязкость жидкости не изменилась или произошла кристаллизация, антифриз хорошего качества.

Доводим до кипения

Используем термостойкую ёмкость. Этиленгликоль – сильнодействующий яд. Поэтому подобрать лучше одноразовую тару. Если есть термометр, позволяющий выполнить необходимые замеры, используем его. Сравниваем температуру кипения с заявленной.

Минимальный предел кипения антифриза 110 градусов. Если замеры произвести нечем, обращаем внимание на наличие осадка. При низкокачественном антифризе происходит выпадение присадок.

Подведем итог

Существенной разницы между тосолом и антифризом нет. Это маркетинговый ход позволяющий отделить российских производителей охлаждающей жидкости от импортных.

Разбавлять тосол и антифриз можно только дистиллированной водой в рекомендованных пропорциях.

Смешивать между собой тосол и антифриз можно, но с оглядкой на химсостав. Заливать в машину только то, что рекомендовано производителем автомобиля.

Не все знают, в чем заключается разница между тосолом и антифризом. Ведь термин антифриз означает устойчивость к морозу, и применим ко всем охлаждающим жидкостям, включая тосол. Но, если тосол можно называть антифризом, то обратная терминология в нашем случае не применима. Возникает вопрос: чем отличается тосол от антифриза?

Обратим наш взгляд в прошлое, чтоб понять, чем отличаются эти ОЖ. Несколько десятков лет назад, когда по нашим дорогам передвигались только отечественные автомобили и все расходные материалы для них тоже были отечественными, так как импорт, в том числе и автомобильный, был большой редкостью, даже диковинкой, появился тосол.

Появился он в то время, когда был построен Волжский автомобильный завод (ВАЗ), и количество счастливых автолюбителей стало резко увеличиваться. На заре автомобилизма, когда двигатели автомобилей делались не из алюминиевых сплавов, применение обычной воды (или дистиллированной), было оправданным решением благодаря своей дешевизне.

Правда, в морозные зимние дни её приходилось сливать, а перед запуском мотора заливать опять в систему охлаждения, что было не совсем удобно. Чтобы избежать этой процедуры, в воду начали добавлять спирт – этиленгликоль. Вместе с тем, вода является довольно агрессивным с химической точки зрения веществом. Она приводит к появлению накипи на элементах охлаждающей системы и, как следствие, к снижению теплопроводности. У воды отсутствует смазывающий эффект, что плохо отражается на функционировании помпы. Наконец, вода вызывает коррозию металлических элементов двигателя и растрескивание резиновых деталей (уплотнителей, муфт и т.п.).

Поэтому советскими специалистами, работающими в ГосНИИОХТ, в отделе под названием Технология органического синтеза, был разработан состав охлаждающей жидкости, предназначенный в основном для вазовских двигателей. От первых трех букв названия лаборатории и пошла это название – тосол. Две последние буквы просто являются характерным окончанием при обозначении химических соединений.

Название оказалось довольно удачным и стало впоследствии нарицательным для всех охлаждающих жидкостей того времени, что и привело к путанице. Никто особо не задумывался, в чем разница тосола и антифриза и как отличить тосол от антифриза.

Отличия в составе

И антифриз, и тосол являются охлаждающими жидкостями (ОЖ), имеющими некоторые отличия. Их можно отличить по высокой теплопроводности, низкой температуре замерзания (зависит от концентрации ОЖ), высокой температура закипания, присутствием смазывающих свойств, отсутствием разрушающего действия на резинотехнические и металлические элементы систем охлаждения.

Тогда, как отличить тосол от антифриза? Самый простой способ увидеть отличие тосола от антифриза – обратить внимание на содержащиеся в них присадки, которые придают необходимые свойства этим ОЖ. В тосоле содержатся только неорганические присадки, а в антифризе – органические. Это и есть то главное, чем отличается тосол от антифриза.

Это придает особые свойства этим жидкостям. Присадки тосола образуют на всей поверхности металлических элементов системы охлаждения тонкую защитную антикоррозийную пленку, имеющую не очень высокую теплопроводность. Это несколько снижает эффективность системы охлаждения, из-за чего повышается износ двигателя и растет расход топлива. Свои охлаждающие свойства тосол теряет примерно через 30 тыс. километров пробега и требует, таким образом, замены через 2-3 года эксплуатации.

Антифриз действует избирательно, и защитная пленка образуется только на проблемных местах, подверженных коррозии. Благодаря этому охлаждение двигателя происходит более эффективно. Также плюсом является большой срок годности антифриза, который рассчитан на пробег до 250 тыс. километров (примерно 5-6 лет интенсивной эксплуатации).

Надеюсь, что эта информация помогла вам разобраться, в чем разница между тосолом и антифризом.

Следует обратить внимание на то, что смешивать между собой разные виды ОЖ не желательно, хотя и возможно.

Смешивание может привести к самым неожиданным и неприятным последствиям. Чтобы их избежать, охлаждающие жидкости окрашиваются в разные цвета (каждому виду ОЖ соответствует свой цвет). Поэтому рекомендуем смешивать ОЖ только одного цвета.

Если же вы решите поменять один тип жидкости на другой, то после слива старой жидкости из системы, я настоятельно рекомендую произвести обязательную двух – трехкратную промывку всей системы охлаждения дистиллированной водой с добавлением специальной очистительной смеси.

Надеюсь, мои советы вам помогли, и вы уже знаете, в чем разница между тосолом и антифризом.

Видео “Как отличить тосол от антифриза”

В этом видео автолюбитель рассказывает много интересных фактов о антифризах и тосоле, в чем разница между ними, и какие бывают технологии производства.