Примерные конспекты занятий. Методические рекомендации по обучению дошкольников разных возрастных

Структурное подразделение «Детский сад «Центр коррекции и развития детей»

ГБОУ ООШ №18 г. Новокуйбышевска

Конспект урока литературы
«Составление рассказа по сюжетной картине «Один дома»

подготовила

учитель-логопед:

Шишулина Елена Павловна

г. Новокуйбышевск

2012

Задачи:

1.Обучать детей навыкам составления рассказа по сюжетной картине, с придумыванием предшествующих событий.

2. Учить выделять событийную основу и существенные детали изображения.

3. Формировать навык планирования рассказа.

4. Формировать грамматически правильную фразовую речь.

5. Упражнять в подборе синонимов.

6. Развивать творческое воображение.

Оборудование: сюжетная картина «Одни дома» (из пособия Т.А.Ткаченко), план рассказа, рисунки детей к стихотворению Э.Успенского «Разгром».

Предварительная работа: чтение стихотворения Э.Успенского «Разгром»; беседа по содержанию; рисование детьми иллюстраций к изученному произведению.

Ход занятия:

I. Организационный момент

Составьте из слов предложения:

Игрушки, в, дети играть. Кукла, девочка, кормить.

Алеша, катать, машина, мишка, на. Аня, кукла, качать.

Саша, мяч, в, играть. Ребята, игрушки, убирать, место, на.

Играть, в, ребята, прятки. Ваня, башня, построить, высокий.

II .Основная часть

1. Введение в тему :

Сейчас я напомню вам стихотворение Э.Успенского «Разгром», к которому вы рисовали иллюстрации:

Мама приходит с работы,

Мама снимает боты,

Мама проходит в дом,

Мама глядит кругом.

Был на квартиру налет?

Нет.

К нам заходил бегемот?

Нет.

Может быть, дом не наш?

Наш.

Может, не наш этаж?

Наш.

Просто заходил Сережка,

Поиграли мы немножко.

Значит это не обвал?

Нет.

Значит, слон не танцевал?

Нет.

Очень рада. Оказалось,

Я напрасно волновалась.

    Откуда вернулась мама? Чем занимались дети во время ее отсутствия? Как вы думаете, что же увидела мама?

Сегодня на занятии мы будем составлять рассказ том, как дети остались дома одни. На картине вы видите окончание рассказа, начало рассказа мы будем учиться сочинять сами.

2. Рассматривание картины «Одни дома» (приложение №1) и беседа по ней.

Где происходит действие картины?

Кто изображен на картине?

Как вы думаете, кем приходятся девочка и мальчик друг другу?

Придумайте имена мальчику и девочке.

Придумайте кличку собаке.

Посмотрите на маму. Какая мама?…грустная, печальная, сердитая, расстроенная, недовольная, строгая, хмурая…

Почему мама рассердилась? (Дети порвали ее бусы )

Что сказала мама, увидев рассыпанные бусы?

Скажите, а когда могла произойти эта история? (когда мамы не было дома )

Как вы думаете, куда уходила мама? (в магазин, в гости, на работу )

Что могла сказать мама детям перед уходом? (ведите себя хорошо … )

Что пообещали дети?

Чем занимались ребята?

Что делала девочка?

Во что играл мальчик?

Что в это время могла делать собака?

Зачем детям понадобились бусы?

Где они лежали?

Давайте подумаем, кто и как мог разорвать бусы? Как это произошло?

Могла ли это быть девочка? (могла ) Давайте представим, что девочка разорвала бусы.

Как это произошло?

Посмотрите на картину: Что делает девочка, почему она показывает на себя?

Что она говорит маме? (извиняется, говорит, что вышло нечаянно )

Посмотрите на картину: что делает мальчик? (спрятался под диван )

Почему он спрятался? (испугался )

Чего он мог испугаться? (мама отругает )

А может быть, мальчик порвал бусы, потому и спрятался? (может быть )

Как это могло произойти?

извиняется за брата, просит его не ругать, берет вину на себя)

Посмотрите на собаку. Что она делает?

Какой взгляд у собаки? (хитрый )

Так может быть, собака разорвала бусы? (может быть )

Как собака могла порвать бусы?

Что в этом случае девочка может говорить маме? (извиняется за собаку, просит ее не ругать, берет вину на себя)

Посмотрите, что у нас получилось: оказывается каждый, из нарисованных персонажей мог разорвать бусы. Это могла быть и девочка, и мальчик, и собака.

Скажите, а было ли детям стыдно за свой поступок?

А как нужно себя вести, что бы не огорчать своих родных?

Как вы думаете, что мама сказала детям? Простила ли она их?

3. Придумывание названия рассказу.

Как можно назвать рассказ?

4.Игровое упражнение «Закончи предложение»

Придумайте подходящий конец к каждому предложению. Повторите предложение полностью.

Эта история «приключилась», когда мама ушла … (в магазин ).

Как по-другому можно сказать история «приключилась» (случилась, произошла ).

Дети остались одни … (дома ).

Перед уходом мама сказала детям: … (ведите себя хорошо, не берите мои вещи … )

Дети ответили маме: … (не волнуйся, все будет хорошо )

Мальчик стал играть … (в машинки )

Девочка читала медвежонку … (сказки )

Собака с интересом «наблюдала» за … (детьми ). Как по-другому можно сказать собака «наблюдала» (смотрела ).

Вскоре мама вернулась из … (магазина ). Как по-другому можно сказать мама «вернулась» (пришла ).

На полу мама « заметила» рассыпанные … (бусы ). Как по-другому можно сказать мама «заметила» (увидела ).

Мама «печально» смотрела на рассыпанные …(бусы ).Как по-другому можно сказать «печально» смотрела (грустно ).

Мама строго спросила детей: …(кто рассыпал мои бусы ?)

Мальчик от испуга спрятался … (под диван ).

Девочка стала «извиняться» за … (свой поступок ). Как по-другому можно сказать «извиняться» (просить прощение).

Собака тоже со страхом смотрела на … (маму ).

Детям было очень стыдно за … (свой поступок, за бусы ).

Они сказали маме: … (прости, мы больше так не будем ).

5. Составление плана рассказа.

Сейчас вы будете составлять рассказ по картине (на доску выставляется план):

1).Скажите, как называется рассказ.

2).Начало рассказа придумаете сами.

Скажите, куда ушла мама, почему ее не было в комнате. Что могла сказать мама детям на прощание? Что пообещали дети маме? Не забудьте дать имена детям, кличку собаке.

Затем расскажите о том, что могло произойти за время ее отсутствия:

Что делал мальчик? Девочка? Собака? Зачем дети взяли бусы? Что произошло с ними и почему?

3). Затем расскажите о том, что увидела мама, когда вернулась домой:

Что случилось с бусами? Что делал мальчик? Девочка? Собака? Придумайте разговор между девочкой и мамой. Что девочка могла говорить маме?

4). В конце рассказа скажите о том, было ли стыдно детям за свой поступок?

6. Подготовка детей к рассказыванию.

Еще раз посмотрите на картину, подумайте, кто, по вашему мнению, мог бы рассыпать бусы. Придумайте и расскажите свою историю.

Физминутка: Пальчиковая гимнастика «Помощники»

Раз, два, три, четыре

кулачками друг об друга)

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку ()

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли, (одна ладонь скользит по другой по кругу)

Только чашку мы разбили, (загибают пальчики, начиная с большого )

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали. (попеременно хлопки ладонями и удары

кулачками друг об друга)

7. Составление рассказадетьми.

По мере составления дети анализируют рассказы друг друга.

III . Итог занятия

Чем занимались на занятии?

Дифференцированная оценка деятельности детей.

Список литературы

1. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи – СПРб.: Детство – Пресс, 2007.

2.Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам: пособие для логопеда - М.: Владос, 2005.

Приложение №1.

ГККП «Ясли-сад № 96» города Павлодара – ЦГР «Радуга» отдела образования и спорта города Павлодара, акимата города Павлодара.

Воспитатель:

Солоденко З.В.

Занятие по развитию речи

во второй младшей группе.

Тема : Составление рассказа по картине «Дети играют в кубики». «Игрушки»

Цели : Уметь составлять рассказ по картине по образцу воспитателя.

Задачи: Содействовать развитию связной речи у детей, формировать умение рассматривать картину, акцентируя внимание на сюжете; развивать мышление, внимание, умение отвечать на вопросы взрослого; воспитывать умение слушать друг друга.

Материал : Картина «Дети играют в кубики», мольберт, мяч.

Ход занятия :

    Актуализация опорных знаний по теме «Игрушки»

Игра с мячом «Приветствие» (в кругу).

Ребята, что у меня в руках?

Какой этот мяч?

Что с ним можно делать?

Давайте поиграем с ним так: назовём ему своё имя и свою любимую игру. Я начну: «Меня зовут Зоя Викторовна, я люблю играть с мячом и с конструктором» - передаю детям, где каждый ребёнок участвует, а я помогаю им правильно сформулировать ответ.

    Пальчиковая игра «Апельсин».

Мы делили апельсин. Много нас, а он – один!

Эта долька - для ежа, эта долька - для чижа,

Эта долька - для утят, эта долька - для котят,

Эта долька – для бобра…а для волка – кожура!

Он сердит на нас, беда! Разбегайтесь, кто куда!

(дети выполняют действия по тексту)

    Лексико-грамматическое упражнение

У меня на столе разные игрушки. Давайте рассмотрим их и назовём. (Юла, мяч, кукла, машинка, кубики, матрёшка)

Подойдите к столу, возьмите ту игрушку, которая вам понравилась. Назовите её и расскажите, как с ней можно играть.

МЯЧ – КАТАЮТ, ЛОВЯТ, БРОСАЮТ.

КУКЛУ – КОРМЯТ, КАЧАЮТ, ОДЕВАЮТ и т.д.

    Активизация словаря:

    Рассматривание картины (дети сидят на стульчиках).

Ребята, я вам предлагаю рассмотреть одну картину.

Что вы видите на картине? (ответы детей)

Кто это? (указкой показывает на детей, изображённых на картине)

Что делают дети?

С чем они играют?

Давайте рассмотрим внимательнее! Кто это? (девочка)

Как вы догадались, что это девочка? (на ней надето платьице, а на голове красивый бантик)

Что делает девочка? (делает постройку из кубиков)

    Сравнение объектов на картине:

А это кто? (мальчик)

А как вы догадались, что это мальчик? (у него короткие волосы, он одет в зелёную рубашку и шорты)

Что делает этот мальчик? (тоже играет с кубиками вместе с девочкой)

А здесь кого мы видим? (указывает на другого мальчика)

Это тоже мальчик? Почему вы так решили? (да, потому что он так же одет в рубашку и шорты, а волосы короче, чем у девочки)

Как же нам их различать, чтобы было удобнее рассказывать? (у этого мальчика рубашка красного цвета)

Что можно сказать про мальчика в красной рубашке? (у него в руках верёвочка от грузовой машины)

А что находится в грузовике? (кубики)

А зачем этот мальчик привёз в машинке кубики? (чтобы их стало больше и можно было бы ещё что-нибудь построить)

Какие они молодцы: играют все вместе и друг другу помогают!

А как вы думаете, где они играют? (в садике или в детской комнате)

5. Работа по развитию связной речи

А теперь давайте вместе составим рассказ по картине! Я начну, а вы мне помогайте!

«В красивой, светлой комнате играют дети. Мы видим одну…девочку и двух …мальчиков. Они играют в …кубики и строят из них…дом. Дети играют спокойно и …дружно, друг другу помогают – значит они какие ребята? – хорошие, заботливые и воспитанные!» (ответы детей могут варьироваться)

6. Рефлексия:

Ребята, что вы сегодня делали на занятии?

Что вам понравилось?

А мне понравилось, как вы сегодня отвечали на вопросы, и как мы вместе составили рассказ по картине! Спасибо вам! Молодцы!

Марина Макарова
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы «Составление творческого рассказа по картине «Строим дом»

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы «Составление творческого рассказа по картине «Строим дом»(с применением ТРИЗ-технологии)

Макарова Марина

Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления рассказа по сюжетной картине. Создать условия для усвоения обобщенной модели составления рассказов по сюжетной картине.

Оборудование: картина «Строим дом» (серия «Мы играем», автор Е. Г. Батурина, магнитная доска, схематическое изображение алгоритма составления описательного рассказа по картине, бумага формат А 4 для «подзорной трубы», фломастеры черного цвета, бумага для зарисовки схемы.

Методические приёмы:

Игровая мотивация «Волшебная картина»;

Игра «Подзорная труба»;

Игра «Фотографирование;

Игра «Вхождение в картину»;

Физкультминутка;

Игра «Живые картинки»;

Игра «Превращение в объект на картине».

Ход занятия:

Организационный часть:

Воспитатель:

Давайте сегодня совершим путешествие по картине. Вы готовы? (Выносится картина). - А для этого у нас есть «волшебная подзорная труба». Каждый из вас, через трубу увидит, только один предмет или одно живое существо. Посмотрите в волшебную подзорную трубу и скажите: кого или что вы там видите?

Основная часть:

Игра «Подзорная труба»

Детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы. (Навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его: девочка, мальчик, грузовик, флажок, кубики, кукла, и т. д.)

Игра «Фотографирование»

Воспитатель: - Молодцы, сколько разных объектов увидели, а давайте, чтобы ничего не пропустить и не забыть, схематично зарисуем все предметы, как будто сфотографируем их, я на доске, а вы у себя на листах.

Назовите предметы, которые вы увидели? Где они расположены на картине?

(Дети называют как можно большее число объектов, изображённых на картине, а я схематично фиксирую их на доске, дети у себя на листах повторяют схему за мной).

Воспитатель: - Ребята, давайте внимательно посмотрим, все ли объекты мы обозначили, на том ли месте мы их изобразили? Проверьте своей подзорной трубой.

Да, молодцы, ничего не пропустили! Были внимательны (быстро перечислить все названное, начиная с главного)

Воспитатель: – Ребята, что мы сейчас делали? (называли объекты на картине). Правильно, запомните правило: «Смотрю на картину и называю объекты». (На доску вывешивается схематическое изображение этого правила).

Ребята, все объекты на картине связаны между собой, давайте подумаем и скажем:

Чем или как они связаны? Кто кому друг? Кто кому недруг? - соединяю стрелками два предмета на доске, а дети на своих схемах, затем дают объяснение взаимосвязям объектов.

Молодцы! Все справились с заданием.

А, что мы сейчас делали? (ответы детей). Правильно, мы говорили о том, как объекты накартине, связаны между собой. А вот второе правило нашей игры: «Один предмет связан с другим, потому что). (На доску вывешивается схематическое изображение этого правила).

Игра «Вхождение в картину»

Воспитатель:

Вам нравится эта картина? А вы хотели бы войти в эту картину? (ответы детей). Тогда, закроем глаза и представим себе, что мы перенеслись в картину.

Откройте глаза, ребята, вот мы и в картине, как хорошо ребята играют, дружно строят дом, помогают друг другу.

А давайте и мы с вами поиграем.

Физкультминутка «Строим дом»

Целый день тук да тук-

Раздаётся звонкий стук. (Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам)

Молоточки стучат, (Стучать кулаком о кулак)

Строим домик для ребят. (Пальцы соединить, показать «крышу»)

Вот какой хороший дом, (Сжимать-разжимать пальцы.)

Как мы славно заживём. (Вращать кисти рук)

Воспитатель:

Молодцы, как хорошо поиграли.

Ребята, мы с вами находимся в картине, а какие звуки вы слышите? (я слышу звук детского смеха, как кубики стучат друг об друга, дети разговаривают).

Какие запахи ощущаете? (пахнет деревом, чувствую запах пирогов….).

Молодцы, вот сколько звуков мы услышали и какие запахи почувствовали.

А, вот и следующее правило: «Я слышу, как…», «Здесь пахнет…» (На доску вывешивается схематическое изображение этого правила).

Игра «Живые картинки»

Воспитатель:

Ребята, картина ещё, хочет вам что-то рассказать о себе. Сейчас, я каждому из вас предложу карточку, на которой схематично изображён тот или иной объект с картины. Вы должны определить: кто из вас кто и найти своё место на картине (каждый ребёнок по схеме определяет, кто он и где ему встать).

Ребята, давайте мы с вами «нарисуем живую картинку»: «Вокруг себя мы покружились и в картину превратились».

Молодцы, давайте проверим, все на своих местах? Замечательная картина.

А вот, и следующее правило: «У каждого объекта есть своё место на картине». (На доску вывешивается схематическое изображение этого правила).

Игра «Превращение в объект на картине»

Воспитатель:

Ребята, а теперь подумайте и расскажите нам каждый о себе: «Кто ты или что ты? Что делаешь на картине? Какое у тебя настроение? С кем ты дружишь на картине?» (Каждый ребёнок выбирает себе объект, изображённый на картине (одушевлённый или неодушевлённый) и рассказывает о себе в рамках выбранного образа).

Молодцы вы так интересно о себе рассказывали. Запомним правило игры: «Я превращаюсь в героя, изображенного на картине, и у меня….» (На доску вывешивается схематическое изображение этого правила).

«Вокруг себя мы покружились и в ребят мы превратились».

Рефлексия:

Воспитатель:

С какой картиной мы сегодня с вами играли?

Что нам помогло лучше рассмотреть картину?

Какие правила вы запомнили?

Молодцы! Вы все сегодня порадовали меня, придумывали, фантазировали, интересно рассказывали об объектах. А всему этому нас научила «волшебная» картина.

А вы хотите, чтобы она ещё погостила у нас? (ответы детей). Картине тоже очень понравилось с вами играть, и она решила ещё погостить у нас. А в следующий раз для нашей картины, мы постараемся составить большой интересный рассказ.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи «Составление рассказа по картине «Куры» Старший возраст (5-6 лет) «Составление рассказа по картине «Куры»» Веселова Александра Владимировна воспитатель МБДОУ «Детский сад» № 47.

Конспект НОД по развитию речи. Составление описательного рассказа по картине «Ателье по ремонту обуви» Авторы: Летавина Наталья Геннадьевна, старший воспитатель Мякшина Анна Васильевна, учитель-логопед Борисова Ольга Николаевна. Возрастная.

Конспект НОД по развитию речи. Составление рассказа по картине «Зимние забавы» (средняя группа) Задачи: - связная речь: учить отвечать на вопросы по содержанию картины, составлять рассказ с помощью воспитателя; -словарь и грамматика:.

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи «Составление рассказа по картине «Ежи» Программное содержание: - формировать умение рассматривать картину и рассуждать над ее содержанием, озаглавить картину; -учить составлять.

Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи «Составление рассказа по картине «Зимние забавы» Общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Цель:.

Конспект занятия по развитию речи составление рассказа по картине «В школу» (подготовительная группа) Конспект занятия по развитию речи составление рассказа по картине «В школу» (подготовительная группа). Задачи: - связная речь: учить составлять.

Конспект занятия по развитию речи для детей с диагнозом F83 III года обучения. Составление рассказа по картине «Зима» Тема: Составление рассказа по картине «Зима». Цель: Формирование связной монологическую речь у дошкольников при помощи составления рассказа.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Составление рассказа по картине «Таня не боится мороза» Программное содержание: Учить детей внимательно рассматривать картину, понимать ее содержание, отвечать на вопросы полными ответами. Учить.

ООД для детей старшего дошкольного возраста по развитию речи. Тема: составление рассказа по картине «Кролики». Цель: учить детей внимательно рассматривать картину, выделяя в ней главную мысль (с помощью вопросов воспитателя, рассуждать над её содержанием,.

Составление творческого рассказа по картине «Зимние забавы» Цель: 1. Учить детей целенаправленно рассматривать картину, эмоционально воспринимать содержание. 2. Учить составлять рассказ из личного.

Библиотека изображений:

Занятие по картине «Мы строим дом»

в младшей группе

I период обучения (октябрь)

Тема. Рассматривание картины «Мы строим дом».

Образовательные цели. Обеспечение целостного восприятия картины. Формирование умения отвечать на вопросы по картине (развитие диалогической речи). Совершенствование навыка работы по заданной схеме, навыка хорового пения.

Развивающие цели. Повышение речевой активности. Развитие речевого общения, диалогической речи, зрительного восприятия, пространственного мышления, конструктивного праксиса, тонкой моторики, творческого воображения.

Воспитательные цели. Формирование положительной установки на занятие. Воспитание навыков общения, взаимодействия, чувства доброжелательности.

Оборудование. Картина «Мы строим дом», большой грузовик с кубиками, магнитофон с записью музыкального сопровождения, схема постройки домика из кубиков.

Предварительная работа. Разучивание песенки «Строим дом», разучивание упражнения «Вот какой красивый дом!».

Ход занятия

1. Организационный момент. Объявление темы занятия. Пение песенки «Строим дом». Совершенствование навыка хорового пения.

· Педагог приглашает детей в группу, организует приветствие и предлагает спеть знакомую песенку «Строим дом». Если есть возможность, аккомпанирует музыкальный руководитель. Если такой возможности нет, включается запись аккомпанемента .

СТРОИМ ДОМ

Строим дом - ом, ом,

Впятером - ом, ом.

Вот окошко, крыша вот.

От-от-от, от-от-от.

Припев Кубик красный, кубик синий

Подвозите на машине.

Подвозите на машине

Кубик красный, кубик синий.

Дом растет - от, от,

Видит кот - от, от.

Крыша вот, а вот труба.

Ба-ба-ба, ба-ба-ба.

2. Предварительная работа. Игра с кубиками на ковре. Развитие пространственного мышления, конструктивного праксиса, тонкой моторики.

· Педагог приглашает детей на ковер и вывозит большой грузовик с кубиками.

Посмотрите, какой грузовик к нам приехал. (Он желтый.)

Правильно. У грузовика желтый кузов, желтая кабина. А колеса какие? (Черные.) Конечно, колеса черные. Давайте их сосчитаем. (Одно, два, три, четыре)

Сколько у грузовика колес? (Четыре колеса.)

А что привез нам грузовик? Начните ответ со слова слова грузовик. (Грузовик привез кубики.) Какие кубики? (Большие. Маленькие.) Верно. Кубики большие и маленькие. Они яркие, разноцветные. Какого они цвета? (Красные. Желтые. Зеленые. Синие.)

Давайте построим из кубиков

· Педагог организует конструкторскую игру. Можно поупражнять детей в постройке по заданной схеме, модели.

Посмотрите на картинку. Какие взять сначала? (Красные.) Правильно давайте возьмем и поставим на ковер три красных кубика.

· Дети ставят в ряд три красных кубика.

Какие кубики мы поставим (Синие.) Сколько их? (Два.) Верно. Поставьте два синих кубика на красные.

· Дети выполняют задание. Педагог следит за тем, чтобы в работе принимали участие все дети, чтобы они уступали друг другу.

Какие кубики вы поставите на синие? (Желтые. ) Сколько их? (Тоже два.)

Молодцы! Как вы хорошо считаете сегодня! Поставьте два желтых кубика на синие.

· Дети выполняют задание. Педагог напоминает, чтобы они выполняли задание аккуратно и не сломали дом.

Посмотрите на картинку. Башенку какого цвета вы поставите на самый верх? (Красную башенку.} Отлично! Заканчивайте работу.

· Дети завершают работу.

Что мы сделали? (Построили дом.) Какой дом у нас получился? (Большой. Высокий. Красивый.)

Молодцы! Как вы дружно работали! Вот поэтому дом такой красивый! Давайте похлопаем себе!

3. Рассматривание картины и беседа по ней. Развитие зрительного внимания. Обеспечение целостного восприятия картины. Повышение речевой активности. Развитие диалогической речи.

· Педагог приглашает детей сесть на стульчики, которые стоят полукругом перед мольбертом. На мольберте картина «Мы строим дом».

А теперь давайте рассмотрим картину «Мы строим дом». Кого вы видите на ней? Начните ответ со слова мы. (Мы видим детей.) Что они делают? Начните ответ со слова они. (Они строят дам.)

Малыши в детском саду построили дом из кубиков. Какой дом у них получился? (Большой. Красивый. Высокий. Разноцветный.)

Какая крыша у домика? (Синяя.) Правильно. У дома синяя крыша. А сколько окон в домике? Начните ответ со слов в домике. (В домике два окна.) Верно. В домике два окна и одна дверь. Вот красивый дом, как у нас с вами! Дом получается таким красивым, потому что дети дружно его строят, работают все вместе. Давайте рассмотрим, как дети строят дом. Посмотрите на мальчика в комбинезоне и белой рубашке. Он привез кубики в большом оранжевом грузовике. Мальчик сидит на полу рядом с грузовиком. Наверное, он сейчас будет выгружать кубики.

Расскажите про мальчика в полосатых шортах и пестрой рубашке. (Он сидит на полу. У него красный подъемный кран. Мальчик поднимает синий кубик.)

Молодцы! Очень хорошо рассказали. Светловолосый мальчик сидит на полу. У него красный подъемный кран. Он поднимает синий кубик.

Теперь посмотрите на девочку. Что она делает? (Она стоит за домиком. У нее мишка. Она сажает мишку в домик. Мишка будет жить в домике.)

Хорошо! Кудрявая девочка в нарядном платье и с полосатым бантиком стоит за домиком и сажает в ломик большого коричневого мишку.

А что делает мальчик в красных полосатых браках? (Он везет грузовик. В грузовике кубики.) Верно. Мальчик в красных брюках и белой рубашке везет грузовик. У грузовика черная кабина и желтый кузов.

Что вы видите на картине слева? (Там стоит шкаф. В шкафу лежат игры.) А что находится за детьми? (Там окно. На окне цветок.)

Посмотрите, какая уютная группа у малышей, светлая, просторная. На стене висит картинка, на окне - нарядные шторы. Хорошо малышам в детском саду!

4. Упражнение «Вот какой красивый дом». Координация речи с движением. Развитие чувства ритма. Закрепление умений подниматься на носки и приседать без опоры.

· Педагог предлагает детям встать со стульчиков, немного отдохнуть и вспомнить упражнение «Вот какой красивый дом!».

Раз, два, три, четыре, пять.

Дети стоят лицом в круг, руки на поясе, выполняют повороты влево-вправо.

Будем строить и играть.

Ритмично выполняют приседания.

Дом большой, высокий строим,

Встают на носочки и тянутся руками вверх.

Окна ставим, крышу кроем,

Выполняют прыжки на месте.

Вот какой красивый дом!

Указательным жестом вытягивают руки вперед.

Будет жить мишутка в нем.

Приседают.

5. Рассказ педагога по картине. Формирование целостного представления об изображенном на картине.

· Педагог усаживает детей на стульчики, предлагает еще раз посмотреть на картину и послушать рассказ. Можно предложить детям рассказывать вместе со взрослым.

МЫ СТРОИМ ДОМ

Пришли дети утром в детский сад и решили построить дом. Они взяли красный подъемный кран и два больших грузовика. В грузовики они погрузили разноцветные кубики.

У них получается очень красивый высокий дом. В домике два окна и одна дверь.

Темноволосый мальчик в синем комбинезоне и белой рубашке привез кубики в большом оранже­вом грузовике. Он сидит на полу рядом с грузовиком и, наверное, будет сейчас выгружать кубики. Светловолосый мальчик в полосатых шортах тоже сидит на полу. У него красный подъемный кран. Он поднимает синий кубик. Кудрявая девочка в нарядном платье и с полосатым бантиком стоит за домиком и сажает в домик большого коричневого мишку. А мальчик в красных брюках и белой рубашке везет к дому свой грузовик с кубиками. У грузовика черная кабина и желтый кузов.

Дети строят дом все вместе, дружно. Детям хорошо в детском саду!

6. Подведение итога занятия. Оценка работы детей.

· Педагог положительно оценивает деятельность каждого ребенка, отмечает, что дети работали дружно, все вместе, поэтому у них все получилось. Можно выяснить, детям особенно понравилось на занятии и на картине.

Занятие по картине «В песочнице» в младшей группе

III период обучения (май)

Тема . Рассматривание картины «В песочнице».

Образовательные цели. Формирование первичных естественнонаучных представлений, знаний о смене времен года, о лете и его приметах. Формиро­вание, расширение и уточнение словаря (ведерко, формочка, совочек, машина-погрузчик, куличик, дом, окно, дверь, одуванчик, солнышко; красный, желтый, зеленый, синий, большой, маленький; больше, меньше; насыпать, строить, делать, возить; тепло). Обеспече­ние целостного восприятия картины «В песочнице».

Развивающие цели. Развитие коммуникативных навыков, диалогической речи (формирование уме­ния отвечать на вопросы по картине). Повышение речевой активности. Развитие зрительного воспри­ятия и внимания, пространственного мышления, тонкой моторики, творческого воображения. Воспи­тание длительного плавного выдоха.

Воспитательные цели . Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания , доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование . Гофман «В песочнице», большая игрушечная машина-погрузчик, разноцветные пластмассовые ведерки, совочки и фор­мочки, емкость с сырым песком, стол для работ с песком.

Предварительная работа. Наблюдения за изменениями, происшедшими в природе в связи с приближением лета. Разучивание упражнения «Одуванчик». Игры с песком на улице и в центре экспериментирования, изготовление куличиков из сухого и сырого песка.

Ход занятия

1. Организационный момент. Объявление темы занятия.

· Педагог предлагает детям подойти к нему и приготовиться к занятию.

Сегодня мы с вами поговорим о лете, которое скоро наступит, поиграем с песком. Я хочу узнать, умеете ли вы делать куличики из песка, умеете ли играть дружно. А еще мы рассмотрим картину, на кото­рой нарисовано лето и дети тоже играют с песком.

2. Работа в центре экспериментирования. Уточнение и расширение словаря. Развитие диалогической речи. Формирование коммуникативных навыков.

· Педагог приглашает детей в центр экспериментирова­ния, где приготовлены емкость с сырым песком, раз­ноцветные пластиковые ведерки, совочки и формочки, большая игрушечная машина-погрузчик.

Посмотрите-ка, что я приготовила для вас. Что вы видите? (Ведерки, совочки, формочки.) Какие ведерки? Расскажите, какого они размера и цвета. (Это красное большое ведерко. Это зеленое ведерко поменьше.) Для чего вам нужны ведерки? (Носить песок, водичку. Делать куличики.)

Теперь давайте рассмотрим совочки. (Этот совочек желтый. А этот совочек голубой. А этот совочек красный.) Для чего вам нужны совочки? (Сыпать песок. Строить дом. Рыть ямку.)

А вот это формочки. Какие они? (Желтая формочка-цветочек. Синяя формочка-рыбка. Зеленая формочка-листок.) Для чего нужны формочке? (Делать куличики.)

А вот и машина-погрузчик. На нее можно нагрузить ведерко с песком. Какая это машина? (Ма­шина большая, красная. У нее черные колеса.)

Давайте насыплем в ведерко песок и погрузим его в машину. Берите совочки и насыпайте носок в зеленое ведерко. Видите, песок сырой. Из него получатся хорошие куличики. Давайте будем рабо­тать дружно, по очереди, чтобы не мешать друг другу.

· Дети насыпают песок в ведерко, передавая друг другу совочки. Педагог помогает детям поднять ведерко и выгрузить его на машину.

Давайте отвезем ведерко к столу и сделаем большой куличик.

· Дет перевозят ведерко к столу. Педагог помогает им поднять, перевернуть ведерко, постучать по нему, чтобы куличик получился красивым.

Вот какой большой и красивый куличик мы сделали все вместе. Молодцы! А теперь вернемся к нашей «песочнице» и сделаем много маленьких куличиков с помощью формочек.

· Педагог организует игру в зоне экспериментирования, после чего предлагает детям вымыть и вытереть руки, а затем пройти к мольберту.

3. Рассматривание картины и беседа по ней. Раз­витие зрительного восприятия. Обеспечение целостного восприятия картины. Повышение речевой активности. Развитие диалогической речи.

· Педагог приглашает детей сесть на стульчики, которые стоят полукругом перед мольбертом. На мольберте кар­тина «В песочнице». Педагог показывает указкой ту часть картины, о которой идет речь, направляя таким образом внимание детей.

А теперь давайте рассмотрим картину «В пе­сочнице». Кого вы видите на ней? Начните со слова мы. (Мы видим детей.) Что они делают? (Они игра­ют в песочнице.) Они построили дом из песка. Какой дом у них получился? Расскажите о нем. (Дам большой, красивый. Высокий, похожий на замок. Он с дверью и окошками. У него есть крыша.)

Вот какой красивый дом! Дети дружно его строят, работают все вместе. Давайте рассмотрим детей. Сначала посмотрите на девочку в разноцветном платье и розовой панамке. Что она делает? (Она и смотрит на нас.) Что у нее в руке? (Она в руке красный совочек.)

Как вы думаете, какое у нее настроение? Нравится ей играть в песочнице? Посмотрите на ее лицо. (Она улыбается. Ей весело. Ей нравится играть в песочнице.)

Молодцы! Очень хорошо рассказали о девочке. А теперь давайте расскажем о мальчике с желтым совочком. Что он делает? Какое у него лицо?

(- Мальчик сидит в песочнице и смотрит на домик

- У него веселое лицо.

- Ему нравится домик.

- Ему интересно строить из песка дом.)

Хорошо! А что вы можете рассказать о девочке в полосатой футболке? Где она сидит? Что делает? Что говорит? Как вы думаете?

(- Девочка стоит на травке за песочницей.

- Она наклонилась к домику.

- Она говорит: «Давайте сделаем еще одно окошко!»

- Ей тоже интересно и весело играть с друзьями.)

О ком мы еще не рассказали? (О мальчике в синих шортах.)

Что он делает? Какие игрушки у него есть? Что он собирается делать? Расскажите.

(- Мальчик стоит около песочницы.

- Он поправляет панамку на голове и смотрит та друзей.

- У него в руке голубой совочек.

- Он привез машину с зеленым ведерком. Будет нагружать в ведерко песок.)

Вот какие вы молодцы! Очень хорошо рассказали о детях. А что вы видите вокруг детей, около песоч­ницы? (Около песочницы зеленая травка и цветочки.)

Какие это цветочки? (Это одуванчики.)

А что вы видите наверху, в углу картины, над мальчиком в синих шортах? (Это ветка с зелеными листьями.)

Правильно. Рядом с песочницей растет дерево. На дереве зеленые листья. А как вы думаете, какая погода на улице? (На улице тепло. Светит солнышко.)

Почему вы так решили? (У детей легкая одежда. Они в панамках.)

Обратите внимание на то, какие дети нарядные. У них яркая красивая одежда, разноцветные панам­ки, на ногах летние туфельки и сандалии. Какое время года на картине? (Это лето.)

Правильно! Вы ответили на все мои вопросы, рассказали о том, что видите на картине. А теперь можно и отдохнуть.

4. Упражнение «Одуванчик». Координация речи с движением. Закрепление умений подниматься на носки, выполнять наклоны туловища влево-вправо. Формирование направленной воздушной струи.

· Педагог предлагает детям встать со стульчиков, пройти на ковер и выполнить упражнение.

На картине возле песочницы много одуван­чиков. Давайте вспомним упражнение «Одуванчик». Помните, что «дуть на одуванчик» нужно, не раз­дувая щек, вытянув губы «трубочкой».

Предварительная работа. Экскурсия в магазин «Овощи-фрукты», разучивание пальчиковой гимнастики «Магазин», проведение сюжетно-ролевой игры «Магазин».

Ход занятия

1. Организационный момент. Создание положительного эмоционального фона восприятия картины. Сообщение темы занятия. Расширение и уточнение глагольного словаря по теме «Профессии».

· Педагог сообщает детям о начале занятия, предлагает им встать в круг на ковре, берет в руки мяч. - Сейчас я буду бросать вам по очереди мяч и называть профессию, а вы будете ловить мяч и возвращать его мне. Бросая мяч, каждый должен сказать, что делает представитель этой профессии.

Учитель. (Учит.)

Строитель. (Строит.)

Врач. (Лечит.)

Продавец. (Продает.)

Вы правильно назвали действия представителей разных профессий. Молодцы! Сегодня мы будем говорить о профессии продавца, вспомним все, что вы знаете об этой профессии, о том, как мы играли в магазин. А еще мы рассмотрим картину «Мы играем в магазин» и составим рассказ по ней.

2. Рассматривание картины «Мы играем в магазин» и беседа по ней. Развитие зрительного внимания и восприятия, диалогической речи.

· Педагог приглашает детей на стульчики, стоящие полукругом перед мольбертом, помещает на мольберт картину «Мы играем в магазин» и беседует с детьми.

Это картина «Мы играем в магазин». Кого изобразил художник на этой картине? Что они делают? (На картине нарисованы дети. Они играют в магазин.)

Рассмотрите внимательно девочку, которая стоит за прилавком. Кого изображает девочка? Расскажите о том, как она одета, чем занимается.

(- Девочка за прилавком - это продавец.

- Ни ней передник и косынка, как у настоящего продавца.

- Она положила на весы оранжевый апельсин и собирается взвесить еще и красный помидор. Потом она упакует их в пакет.

Нам осталось нарисовать фрукты. Расскажите, где вы нарисуете грушу, какая груша; где вы нари­суете яблоки, какие они, сколько их. (Груша лежит слева. Она овальная, зеленая, с румяным бочком. Яблоки лежат справа. Они круглые, красные. Их три.)

· Дети рисуют фрукты. Воспитатель помогает им догово­риться о том, кто что будет рисовать.

Вот и готов натюрморт «Цветы и фрукты». Мне очень понравилось, что вы работали дружно. Вы сделали большую и красивую картину. Мы по­местим ее в рамку и повесим в раздевалке, чтобы ее могли увидеть ваши мамы и папы.

5. Музыкальная пауза. Релаксация.

· Педагог вновь приглашает детей на ковер и включает запись спокойной инструментальной музыки.

Сейчас вы немного отдохнете. Ложитесь на ковер так, чтобы не мешать друг другу. Закройте глаза. Постарайтесь расслабиться. Ваши ноги ста­новятся легкими, как облако. Ваше тело становится легким, как облако. Ваши руки становятся легкими, как облако. Ваша голова становится легкой и невесомой. Представьте, что вы превратились в облако и летите по небу.

· Звучит музыка. Дети лежат на ковре расслабившись.

Медленно откройте глаза. Потянитесь лежа. Медленно садитесь. Потянитесь сидя. Медленно вставайте. Потянитесь. Сделайте глубокий вдох. Уроните руки. Выдохните. Проходите к стульчикам.

6. Составление плана рассказа по картине.

· Дети садятся на стульчики перед мольбертом, на котором вновь стоит картина.

Давайте подумаем вместе, как мы будем составлять рассказ по картине, и составим план рассказа. Я предлагаю начать рассказ с того, как дети готовились к рисованию. сказала им перед выходными, что в понедельник они будут рисовать натюрморт «Цветы и фрукты», и попросила тех, кто поедет на дачу, привезти цветы и фрукты. Что и в каком порядке вы будете описывать дальше?

(- Мы расскажем о том, какая у детей изостудия, как они готовились к рисованию.

- Потом мы расскажем о каждом из детей, о том, как они одеты, что они делают, какие у них лица.)

Очень хорошо. Вы составили план рассказа, а теперь можете обдумать то, как вы будете рассказывать.

7. Пауза для подготовки детей к рассказыванию.

8. Творческий рассказ по картине.

Маша начнет рассказ, напомнит нам о том, что сказала детям Анна Сергеевна, что привезли дети с дачи. Сережа расскажет, как дети готовились к ри­сованию, какая у них изостудия. Антоша расскажет о мальчиках, изображенных на картине, а Марина рас­скажет о девочках и закончит рассказ. Не забудь, Марина, рассказать о том, в каких тонах написана кар­тина, что помогает передать настроение детей.

(- Перед выходными воспитатель Анна Сергеевна сказала ребятам: «В понедельник мы будем рисовать натюрморт „Цветы и фрукты". Я прошу тех ребят, кто поедет на дачу, привезти георгины, яблоки, груши». В понедельник ребята пришли в детский сад с цветами и фруктами. Маша принесла подсолнухи, а Арина - красные георгины. Сережа привез с дачи красивые красные яблоки и румяные груши.

- Анна Сергеевна поблагодарила ребят и пригласила их в изостудию. Изостудия была большой и светлой. На стенах висели рисунки. За окном был виден парк. Ребята поставили посреди студии круглый столик, покрыли его белой скатертью. Девочки поставили на стол вазу с цветами, а мальчики разложили фрукты. Дети сели к мольбертам и стали рисовать.

- Слева на табурете перед мольбертом сидит мальчик в синей рубашке и коричневых шортах. Он уже заканчивает работу и задумчиво улыбается. Он думает, что еще можно добавить в рисунок. Анна Сергеевна предложила ему сделать желтый фон. Рядом с его мольбертом стоит мальчик в разноцветной рубашке. Он уже дорисовал натюрморт и подо­шел, чтобы посмотреть на работу товарища.

- В центре, у окна, сидит перед мольбертом де­вочка в красном сарафане и белой блузке. Она рисует и улыбается. Ей очень нравится рисовать. Справа перед мольбертом сидит девочка в клетчатой рубаш­ке и зеленом сарафане. В одной руке у нее палитра, а в другой - кисть. Она уже нарисовала цветы в вазе, а теперь собирается нарисовать фрукты. Детям нравится рисовать. Они рисуют с удовольствием. Не зря все они улыбаются. У них счастливые лица. Кар­тина написана в теплых тонах. Это помогает передать хорошее настроение детей.)

Отлично! Вы сегодня порадовали меня. И натюрморт, и рассказ получились замечательными! После тихого часа мы с вами вернемся к рассматриванию этой картины, и я попрошу одного из вас повторить рассказ целиком.

9. Организация окончания занятия. Оценка работы детей.

· Педагог убирает картину с мольберта, предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, что им было особенно интересно. Обязательно оценивается работа каждого ребенка. Это может сделать педагог. Можно предложить детям оценить работу друг друга При этом педагог должен показать детям, что следует быть объективными и справедливыми.

Занятие по картине «Играем в театр» в подготовительной к школе группе

III период обучения (март)

Тема. Составление творческого рассказа по картине «Играем в театр». Подготовка к театрализован­ной игре по русской народной сказке «Царевна-лягушка». Закрепление знания содержания сказки «Царевна-лягушка».

Образовательные цели. Обеспечение целостного восприятия картины. Расширение, уточнение и активизация словаря (сказка, царь, царевич, царевна, дворец, трон, мантия, корона, кокошник, ширма, декорации, лягушка, болото, колчан, стрелы, лук; читать, играть, учить, показывать, изображать; русский, народный, интересный, царский). Обучение составлению плана рассказа и творческого рассказа по картине.

Развивающие цели. Развитие навыков речевого общения, связной речи, слухового и зрительного внимания и восприятия, мышления, памяти, твор­ческого воображения, координации речи с движе­нием, общей моторики. Формирование интереса к театрализованной деятельности.

Воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, стремления действовать согласованно. Воспитание активности, ини­циативности, самостоятельности.

Оборудование. Картина «Играем в театр», сказка «Царевна-лягушка», аудиокассета с записью звуков природы.

Предварительная работа. Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка», разыгрывание фрагментов сказки в настольном театре, разучивание подвижной игры «Лягушки».

Ход занятия

1. Организационный момент. Создание положительного эмоционального фона для восприятия картины. Развитие слухового внимания. Объявление темы занятия.

· Педагог сообщает детям о начале занятия, предлагает им пройти к стульчикам, стоящим полукругом перед мольбертом, включает магнитофон и предоставляет детям возможность прослушать запись.

Расскажите, какие звуки вы сейчас слышали. (Мы слышали, как шелестят листья деревьев, журчит вода в ручейке, поют птицы, квакают лягушки.)

Эти звуки помогут нам с вами перенестись в сказку, которую мы читали и так хорошо знаем, что даже показывали ее в настольном театре. Что это за сказка, как вы думаете? (Это русская народная сказка «Царевна-лягушка».) Правильно. Сегодня мы с вами рассмотрим картину «Играем в театр», которую нарисовала для вас художник Ольга Рафаиловна Гофман, и подготовимся к игре по этой сказке.

2. Рассматривание картины и беседа по ней. Рассказ по отдельным фрагментам картины по плану, предложенному воспитателем. Развитие зрительного внимания и восприятия, связной речи.

· Педагог помещает на мольберт картину и дает детям одну минуту для ее свободного рассматривания, а затем организует беседу по ее содержанию, с помощью указки привлекая внимание детей к той части картины, о которой идет речь.

Кто изображен на картине? (Художник нарисовал на картине детей.) Где они находятся и что делают? (Они находятся в группе и готовятся показывать спектакль по сказке «Царевна-лягушка».)

Что и кого вы видите в центре картины?

(- В центре картины стоит ширма. Это декорации для спектакля.

- Перед ширмой на красном стуле-троне сидит мальчик в костюме царя.

- У него царская мантия, большая корона и белая борода.

- Из-за занавеса выглядывают две девочки. Они уже надели костюмы. Одна девочка в кокошнике, у другой на голове широкая лента.

- На переднем плане мы видим озеро и кувшинки. Наверное, дети сами сделали эти декорации.)

Кого и что изобразил художник в левой части картины?

(- Слева воспитательница помогает девочке привести в порядок костюм Царевны-лягушки.

- Она помогает девочке надеть корону.

- Девочка держит в руках книгу «Царевна-лягушка» и повторяет свои слова.

Дети выполняют прыжки на обеих ногах, присев на корточки, уперев руки в колени; двигаются по кругу друг за другом.

Стадо целое лягушек

Отдыхает на опушке.

Меняют направление движения.

«Раз, два. Раз, два.

Кваки-кваки-кваки-ква.

Мы лягушки-попрыгушки,

Молодые и старушки,

Вновь прыгают по кругу на корточках.

Громко квакаем в болоте.

Где таких певиц найдете?

Опять меняют направление движения.

Раз, два. Раз, два.

Кваки-кваки-кваки-ква».

Встают, поворачиваются лицом в круг, выполняют прыжки вприсядку.

4. Подготовка к театрализованной игре по сказке «Царевна-лягушка». Закрепление знания содержания сказки. Формирование интереса к театрализованной деятельности.

· Педагог приглашает детей в центр «Играем в театр».

Я уже говорила вам, что мы, как и ребята на картине, тоже будем показывать спектакль по сказке. Давайте распределим роли и выберем костюмы для исполнителей.

· Педагог помогает детям распределить роли, выбрать костюмы и атрибуты для игры.

Мы с вами подобрали все, что нужно нам для спектакля. К нему мы будем готовиться после тихого часа, а сейчас давайте вернемся к картине и составим план рассказа по ней.

5. Составление плана рассказа по картине. Развитие диалогической речи, мышления.

· Дети садятся на стульчики перед мольбертом, на котором стоит картина.

Давайте подумаем вместе, как мы будем со­ставлять рассказ по картине, составим план рассказа. Я предлагаю начать рассказ с того, как называ­ется картина, что на ней изображено. О чем вы будете рассказывать дальше?

(- Мы подробно расскажем о каждом человеке на картине, о том, какой он, чем занят.

- И сказать, какими красками написана кар­тина.)

Очень хорошо. Вы составили план рассказа, а теперь можете обдумать то, как вы будете расска­зывать.

6. Пауза для подготовки детей к рассказыванию.

7. Творческий рассказ по картине. Обеспечение целостного восприятия картины. Обучение составлению творческого рассказа. Развитие связной речи.

· Педагог вызывает четверых детей и напоминает им план рассказа.

Катя начнет рассказ с того, что напомнит нам, как называется картина, кого изобразил на ней художник. Илюша расскажет о том, кто изображен в центре картины. Кирилл расскажет о тех, кого художник изобразил в левой части картины, а Маша - том, кто изображен на картине справа.

Инна закончит рассказ и не забудет рассказать о том, в каких тонах написана картина, что помогает передать настроение детей.

(- Эта картина называется «Играем в театр». Художник изобразил на ней детей, которые готовятся показывать спектакль по сказке «Царевна-ля­гушка».

- В центре картины стоит ширма. Это деко­рации для спектакля. Перед ширмой на красном стуле-троне сидит мальчик в костюме царя. У него цар­ская мантия, большая корона и белая борода. Из-за занавеса выглядывают две девочки. Они уже надели костюмы. Одна девочка в кокошнике, у другой на голове широкая лента. На переднем плане мы видим озеро и кувшинки. Наверное, дети сами сделали их.

- Слева воспитательница помогает девочке при­вести в порядок костюм Царевны-лягушки. Она по­могает девочке надеть корону. Девочка держит в ру­ках книгу «Царевна-лягушка» и повторяет свои слова. За ними стоит вешалка с костюмами.

- Справа стоит мальчик в костюме Ивана-ца­ревича. В одной руке он держит стрелу, а в другой - лук.

- У детей веселые лица. Видно, что им интерес­но готовиться к спектаклю. Наверное, к ним в гости придут ребята из другой группы. Картина написана яркими красками. Она светлая и радостная. И группа у детей светлая. За большим окном видны еще голые деревья.)

Молодцы! У вас получился очень интересный рассказ.

8. Окончание занятия. Оценка работы детей.

· Педагог предлагает детям вспомнить, чем они занима­лись на занятии, и оценить работу друг друга.

Сл. Н. Нищевой, муз. Л. Гавришевой. Ноты песенки опубликованы в ж. «Дошкольная педагогика», 2005, № 3.

Нищева 1 для старшей логопедической группы детского сада.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2005