Почему на автомобиле Гитлера возили дыни (14 фото). Автомобильные cтрасти Адольфа Гитлера

Удивительная находка сделана на Балтийской косе осенью 2004 года. Около погранзаставы «следопыты» обнаружили останки легковой машины. Они были разбросаны в радиусе нескольких десятков метров и слегка присыпаны землей.

Внимательно изучив металлические фрагменты и сравнив с архивными фотографиями, «охотники за сокровищами Третьего рейха» поняли: перед ними все, что осталось от знаменитой служебной машины Адольфа Гитлера, на которой он катался в ставке «Вольфшанце» в 1943-1944 годах.

Тайна блиндажа

Из хорошо сохранившихся деталей нам достались колесный колпак с остатками черного обвода вокруг «мерседесовской» эмблемы, два декоративных обода на колесные диски и дверная ручка с замком… Остальное уже ушло в частные коллекции России и Германии.

«Черный копатель» Алексей (фамилию по его просьбе называть не будем) делится впечатлениями:

В тот день мы работали у самого кордона, под носом у пограничников. Нелегально. Разрешения нам никто не давал. Потому что пропуск на раскопки в этой зоне мы в жизни бы не получили. Хоть к самому шефу ФСБ в Москве обращайся… Старались не шуметь, чтобы не привлекать внимание. Нас интересовало, главным образом, оружие или его фрагменты.

Различные военные регалии - ордена, медали, нашивки, жетоны «смертников». Все это необыкновенно ценится среди немецких и московских коллекционеров, которым мы продаем свои находки. Так вот, с помощью металлоискателя мы обследовали местность возле полузасыпанного блиндажа. От него тянулись два заросших окопа. Чуть поодаль - старая воронка. Или от бомбы, или от снаряда. Довольно глубокая.

Почти сразу в наушниках раздалось пронзительное пищание. Ясно, здесь покоится что-то большое. Стали откапывать. Увы, всего проржавевшая канистра для бензина с еле различимой надписью на боку: «Wehrmacht 20 L». Потом нашли еще две каких-то железки. Для нас интереса они не представляли. Когда стали «прощупывать» землю возле воронки, нас ожидало множество находок. Фляги, противогазные коробки, штык-нож. А затем - просто целый каскад сюрпризов.

Под ногами вся земля «пищала». Скоро стало ясно, что все это - части и фрагменты какого-то автомобиля. Похоже, в него попала бомба, разметав взрывом части кузова в радиусе десятков метров.

Через некоторое время мы поняли: автомобиль был легковой, но очень большой по размерам, и, скорее всего, с кузовом кабриолет. То есть с мягким верхом. Потому что большой цельнометаллической крыши мы так нигде и не нашли.

Показать это место мы не можем - пока не обследовали засыпанный блиндаж. Надеемся найти еще что-нибудь интересное… Ведь рядом стояла машина Гитлера!

Ручка и колпак

Рассматриваем находки, принесенные «черными копателями». То, что это запчасти от «Мерседеса» - никакого сомнения. На слегка поблекшем от времени никелированном колпаке с черной окантовкой хорошо видна знакомая трехлучевая звезда. Точно, «Мерседес»... Но какой? В конце 30-х годов прошлого столетия их выпускали множество - 7 типоразмеров, десятки всевозможных модификаций. Так что определить модель «Мерседеса» по ручке и колпаку довольно непросто. Но попробуем...

Взять хотя бы дверную ручку. Судя по характерному расположению штока - правая. Внизу - замок и замочная скважина. Вероятно, это ручка водительской передней дверцы. Оттянув рукоятку - она на пружинках (что удивительно, механизм отменно действует до сих пор) - можно посмотреть, как эта хитроумная штуковина работает. Да, сейчас так не делают…

Хромированное покрытие кое-где сохранилось. Местами силуминовая деталь изъедена коррозией. Все-таки в земле пролежала шестьдесят лет.

Памятуя о словах «черного копателя» Алексея («очень большая, скорее всего открытая машина»), обращаемся к монографии Яна Мелина «Гросс-Мерседесы».

Что такое «Гросс-Мерседесы»? Эти машины выпускались небольшими партиями. Обслуживали, главным образом, верхушку Третьего рейха. Оснащались великолепными 12-цилиндровыми движками с нагнетателями «Рутс». И стоили раз в тридцать дороже обыкновенной массовой малолитражки. Не машина - шедевр.

Выпустили их всего 88 штук. О местонахождении каждой из них сейчас доподлинно известно почти все. Потому что аукционная цена каждого изделия теперь зашкаливает за миллион евро. Летопись этих легендарных машин ведут профессиональные историки, энтузиасты-коллекционеры, архивариусы компании «Даймлер-Бенц».

Известно, что несколько образцов этих автореликвий погибло в Берлине под развалинами рейхсканцелярии в мае 1945 года. Штук 10 после войны попали в Советский Союз. Еще столько же увезли за океан предприимчивые янки. Дюжина «Гроссов» сейчас экспонируется во многих странах мира. Несколько машин числится без вести пропавшими…

Книга Мелина - самый полный каталог машин этого класса. Листаю страницы дальше. Кузов имеет заводское обозначение W-150. Модель производилась с 1938 по 1943 годы. Пик выпуска пришелся на 1939 год, когда из заводских ворот предприятия в Зидельфингене выехали 44 автомобиля: пульман-лимузины, кабриолеты «F» и седаны.

Тщательно изучаю фотографии. Рассматриваю фрагменты автомобилей с увеличительным стеклом. Здесь важна каждая деталь. Удивительное дело, но ТАКИХ ручек ни на одном «сто пятидесятом» кузове нет. Они принципиально другие.

На всех «Гросс-Мерседесах», чтобы открыть дверь, ручку надо повернуть вниз. Они работают в точности как на старых советских грузовиках «ЗИЛ» и «ГАЗ» или на современных «УАЗиках». А лежащая передо мной ручка - «отжимного» действия. Такие устанавливались когда-то на «Победах» и «ЗИМах». И еще один штрих: характерная полукруглая скоба «копытцем», в которую «вписали» дверной замок с замочной скважиной.

«Копытца» для фюрера

Есть! Нашел! Вот точно такие же дверные ручки с «копытцем». Но устанавливались они лишь на спецмашинах с бронированными кузовами, которые заказывала рейхсканцелярия. Больше никаких подробностей в книге Мелина я не обнаружил.

Что касается особенной конструкции ручки, то, скорее всего, она была сделана так в целях безопасности. Даже если шальной пулей или осколком сорвет ручку, то сам замок останется целым и невредимым. Дверь можно будет легко закрыть на ключ и без проблем отомкнуть.

А теперь про спецзаказ. Итак, 17 сентября 1943 года на завод приходит заявка на изготовление 10 бронированных автомобилей. Однако по непонятным причинам машин изготовили всего 7. Из них: 6 - четырехдверных седанов и всего ОДИН (всего один!) туренваген.

Туренваген - по немецкой классификации - большая семиместная машина со складывающимся верхом. Стеклянной перегородки за сиденьем водителя она не имела. Кстати, именно туренвагенам Гитлер и отдавал особое предпочтение. Ибо обожал ездить рядом с шофером. И считал, что лимузины с отделенным от водителя салоном - пережитки буржуазного строя.

Однако прокатившаяся по рейху череда покушений на фюрера заставила службу безопасности предпринять необходимые меры и, насколько возможно, защитить броней некоторые части открытого кузова «Гросс-Мерседеса».

На машину установили пуленепробиваемые стекла толщиной 40 мм. В дверях поставили 3-миллиметровые металлические листы. А к полу прикрутили стальные крупповские плиты (6 миллиметров толщиной), способные защитить седоков от взрыва малой противотанковой мины. Хотя, если разобраться, и тогда подобная защита смысла особого не имела. Достаточно шарахнуть фаустпатроном по туренвагену сверху - и пассажиры престижного «экипажа» мигом превратятся в суповой набор…

Броневик с «ушами»

По данным Мелина, единственный в подобной комплектации бронированный туренваген был изготовлен в конце 1943 года. На многочисленных снимках, сделанных в 1943 году на заводской территории, отлично просматриваются характерные дверные ручки и колесные колпаки с четкой окантовкой.

Еще одна характерная деталь. На туренвагене последней серии почему-то установили подфарники старого образца, которые применялись на машинах конца 20-х годов. Они не были интегрированными в переднее крыло, а стояли торчком, как уши. Почему, сказать сложно. Может, на заводских складах в 1943 году не нашлось подходящей оптики?

Или, возможно, «уши» поставили специально - для лучшего освещения дороги. В условиях светомаскировки, например.

Туренваген со «стоячими» подфарниками попадается на фотографиях в книге Мелина дважды: в сборочном цехе и во время поездки этой же самой машины по разбомбленному Кенигсбергу (значит, он все же попал в Восточную Пруссию и вполне мог закончить свой путь на Балтийской косе) осенью 1944 года.

Кстати, упоминаемый нами туренваген не имеет ничего общего с «Мерсами», на которых катался Адольф на своих празненствах и парадах в Берлине. Хотя внешне они немного похожи. В «парадной» машине было преду­смотрено место, где фюрер мог стоять в полный рост. Соответственно, в салоне имелись небольшие поручни.

КПП оборудовалось «ползущей» передачей специально для движения на малых скоростях (до 5-6 километров в час). А двигатель, чтобы не перегревался, комплектовался системой охлаждения увеличенной емкости.

Туренваген - автомобиль для совершенно иных целей. Его максимально приспособили для дальних поездок. Кстати, он развивал скорость до 180 километров в час и имел запас хода, позволявший без дозаправки преодолевать расстояние от Берлина до Кёнигсберга…

Далее в каталоге Мелина указывается, что туренваген Гитлера получил заводской номер 10 150 003. Правда, автор делает оговорку, что с номерами, которые присваивались «Гросс-Мерседесам» в 1943 году, творится какая-то чехарда (это в бюрократическом-то рейхе!). Мол, в регистрационных книгах значатся машины, которые никогда не выходили из заводских ворот. В то время как реально изготовленные лимузины, сохранившиеся до сих пор, почему-то имеют номера, в каталогах не присутствующие. Загадка да и только...

Хотя известно и другое. В 1945-м, после очередной бомбардировки был разрушен цех в Зиндельфингене, где собирали бронированные «Мерседесы». Почти вся документация погибла.

«Телефункен» на дембель

Как «Мерседес» с заводским номером 10 150 003 мог попасть в конце войны на Балтийскую косу?

В 1942-м, 1943-м и 1944 годах Гитлер частенько наведывался в свою ставку «Вольфшанце» («Волчье логово»), расположенную в нескольких километрах от города Растенбург (всего в часе езды от Кёнигсберга). Для обслуживания рейхсканцлера в гараже ставки постоянно находилось несколько автомобилей.

Например, трехмостовый внедорожник «Мерседес» G-класса. Еще бронированный пульман-лимузин. (Эта машина известна тем, что осенью 1944 года по ней стреляли английские диверсанты - пульманом фюрера воспользовался гауляйтер Эрих Кох, чтобы добраться из Растенбурга в свое поместье под Кёнигсбергом.)

В гараже постоянно находилось и несколько «Мерседесов» со складывающимся верхом - кабриолеты и туренвагены.

Вероятнее всего, при продвижении линии фронта все дальше и дальше на запад администрация «Вольфшанце» не смогла (а может, и не посчитала нужным) эвакуировать машины фюрера в Берлин.

Вначале автомобили перевезли в Кёнигсберг. Потом в Пиллау. Ну а затем, когда советские войска стали интенсивно продвигаться по Замландскому полуострову, машины Гитлера были переправлены через пролив на Фрише Нерунг (Балтийскую косу). Там-то, видно, «Мерседес» Гитлера и нашел свое последнее пристанище - возле штабного блиндажа. В машину угодила бомба…

Но даже если бы она уцелела, легко представить, как бойцы-победители срезали с кресел туренвагена куски натуральной кожи, чтобы сшить потом себе отпадные хромачи и щегольнуть обновкой на дембель. Автобатовцы, скорее всего, поскручивали бы с машины все, что только можно: шланги, трубки, гайки, подшипники. А начальникам, видать, достались бы самые лакомые куски: лучший в то время ламповый радиоприемник «Телефункен» и электрические часы фирмы «VDO»…

И сейчас судьба останков машины Гитлера окутана тайной. Колпак и дверную ручку со знаменитого туренвагена за приличную сумму перекупил известный в Калининграде коллекционер авто старины Владимир Медведев - и даже поделился c журналистами «МОТОРА» выставить эти реликвии на знаменитом аукционе Сотби.




В мире немало машин, являющихся легендами, независимо от личности их владельца. Но есть и такие, славу которым придавали именно люди, под которых они разрабатывались. Наш сегодняшний рассказ пойдет именно об автомобиле последнего типа. А начнем мы его в подмосковном посёлке Архангельское.

С улицы по крутой лестнице мы спускаемся в подвал. Большое помещение заполнено различными запчастями, инструментами и техническими жидкостями, но везде – чисто и аккуратно. По всему залу расставлены автомобили различных годов выпуска, вокруг которых трудятся реставраторы. Наш главный герой также находится здесь, буквально за углом, за небольшой ширмой. Трудно поверить, но на подъемнике нашему взору предстает , возивший самого ужасного диктатора и военного преступника в истории – Адольфа Гитлера.

Судьба этого бронированного кабриолета Mercedes-Benz 770K может показаться фантастической. Ведь за свой более чем полувековой возраст эта машина пересекла полмира, побывав в нескольких странах - от Германии до Узбекистана, и лишь в начале 2000-х годов попала в Музей техники Вадима Задорожного. Как же так вышло? Начнём издалека – с истории этого транспортного средства.

В далеком 1938 году в Третьем Рейхе представили Mercedes-Benz Typ 770 второго поколения. Эта модель, считавшаяся одним из самых дорогих автомобилей своей эпохи, уже неплохо себя зарекомендовала. Ездили на ней в основном первые лица государств – например, рейхспрезидент Пауль фон Гинденбург и император Японии Хирохито. Любил эту машину и Гитлер. Поэтому выход новой генерации для элиты был встречен в Рейхе очень благосклонно. К тому же, уже прижилось и народное название этой модели – Großer Mercedes, или в переводе «Большой Мерседес».

Все важнейшие системы уникального Мерседеса, такие как зажигание или топливная система, дублированы. Такое решение позволяло продолжить движение, в случае отказа того или иного агрегата.


Как и прежде, Mercedes-Benz 770 был доступен в двух типах кузова: и кабриолет. И, учитывая любовь фюрера именно к машинам последнего типа, уже в 1939 году рейхсляйтер Мартин Борман поручает Mercedes-Benz выполнить особый заказ - изготовить шесть бронированных кабриолетов для обслуживания первых лиц страны. Фирма справилась с задачей, и уже с 1942 года автомобили поступили на службу. И, надо сказать, бронированные кабриолеты вышли на славу.


Посудите сами: бронированный Mercedes-Benz 770 имел все достоинства обычного - от длины свыше шести метров, внушавшей уважение на дороге, до дорогих материалов отделки, а также конструкции подвески (независимой – спереди, и типа де Дион сзади), обеспечивавшей потрясающий комфорт во время движения. В движение 770-е «Мерседесы» второго поколения приводила 7,6-литровая рядная «восьмерка» мощностью 170 л.с. Но к моменту выхода на рынок кабриолета мощность мотора удалось увеличить до 230 л.с. за счет установки компрессора (такие автомобили получили букву «К» в названии). А тут еще и бронезащита…

Правда, на первый взгляд, броня этого «Мерседеса» была не из лучших. От возможных вражеских пуль пассажиров (читай – фюрера) защищала 4-6-миллиметровая сталь. Любопытно, что при этом бронированные панели крепились на двери, в конструкции которых использовалось дерево.


Однако не надо думать, что пассажиры бронированного «Мерседеса» были плохо защищены. Дело в том, что немецкие инженеры продумали, как укрыть первых лиц государства от пуль неприятеля. Благодаря особой конструкции кузова, фюрер все равно оказывался защищенным со всех сторон. Судите сами: кроме бронепанелей нацистского диктатора оберегали бронированные стекла толщиной от 35 до 40 мм. В задней части щитом служила специальная бронеспинка, которая поднималась при помощи специальной ручки. Даже запасные колёса на «большом Мерседесе» были расположены так, чтобы выполнять защитную функцию. Таким образом, фюрер получался прикрытым со всех сторон, но визуально оказывался близким к народу. А в случае покушения диктатору достаточно было лишь присесть, а водителю – посильнее надавить на газ, и вывезти своего шефа на безопасное расстояние.


Единственно потенциально уязвимым местом данной машины был открытый верх. Впрочем, не сказать, что в этом плане кабриолет радикально отличался от других представительских машин того времени. Дело в том, что даже у седанов крыша оставалась единственным местом, которое не закрывалась бронёй. Поэтому свист ветра над головой никак не мешал пассажирам открытого «Мерседеса» чувствовать себя в безопасности.

В общем, Гитлеру новый кабриолет, поступивший в распоряжение рейхсканцелярии, понравился. Нацистский диктатор даже активно использовал машину во время выездов на оккупированные территории, о чем свидетельствуют многочисленные фотографии в немецких архивах. Но как же этот оказался сначала в Узбекистане, а в итоге попал в Россию?

Это – отдельная захватывающая история. Один из «больших Мерседесов», которым активно пользовался Гитлер, в самой Германии проработал недолго. Дело в том, что фюрер лично подарил машину хорватскому диктатору Анте Павеличу. Но время летит быстро. Уже два года спустя нацистская империя на всех парах неслась к своему неминуемому концу. Весной 1945 года НОАЮ вместе с советскими войсками освобождает территорию Югославии от фашистов. К власти приходит Иосип Броз Тито, в стране наступают перемены. Автомобиль Гитлера, подаренный Павеличу, национализируется, а затем Тито передает его в качестве подарка своему другу – Иосифу Сталину. Машина поступает в Гараж особого назначения.

Впрочем, советский диктатор на Mercedes-Benz 770K так и не пересядет. И на то есть вполне понятные причины. Во-первых, у Сталина уже был бронированный – ЗИС-115, о котором мы уже рассказывали. Ну, а во-вторых, совершенно очевидно, что ездить главе советского государства на немецкой машине, да еще и побывавшей в руках Гитлера, было абсолютно не комильфо.

Вот в таком виде Mercedes-Benz 770K был обнаружен в Узбекистане




Поэтому Сталин решил передарить этот автомобиль, и наградил им… первого секретаря ЦК Компартии УзСССР Усмана Юсупова. Mercedes-Benz 770K отправился в Узбекистан! Правда, и в гараже руководителя южной республики машина не осталась надолго. Причины этого были довольно очевидны: как бы ни был хорош немецкий кабриолет, это была иномарка, достать запчасти на которую оказалось довольно трудно. А ведь любой автомобиль имеет свойство ломаться, даже Mercedes-Benz. В какой-то момент так произошло и с 770-ым, поэтому глава ЦК узбекской компании передал автомобиль в собственность его личного шофера. Машина попала в частные руки.


А дальше события развиваются уже довольно печально. Новый владелец решил переделать автомобиль в грузовик, а также заменить оригинальные детали на те, что выпускались в Советском Союзе. Сама же машина превратилась в верного помощника в сельском хозяйстве. Говоря по-русски, вместо глав государств новорожденный грузовик стал возить дыни на рынок. В какой-то момент и на такой деятельности был поставлен крест: машина в очередной раз сломалась, и её оставили гнить на заднем дворе дома в узбекской степи. В таком виде автомобиль простоял до начала 2000-х годов.

Однако в 2002 году на след «большого Мерседеса» выходят автомобильные энтузиасты из России под руководством Вадима Задорожного. Приехав в Узбекистан, они поняли, что перед ними машина Гитлера, и упускать такой шанс нельзя. Почему? Всё очень просто. Несмотря на изменения, произошедшие со внешностью автомобиля, у него сохранился шильдик с номером двигателя и шасси. Именно по нему и удалось проследить историю этого транспортного средства.

Те самые шильдики, которые помогли идентифицировать родословную легендарного Мерседеса. Сейчас номерные таблички хранятся в специальном сейфе, поскольку считаются самой дорогой частью автомобиля.




В итоге Mercedes-Benz 770K был куплен, и началась кропотливая работа по отправке его в Россию. Когда автомобиль, наконец, попал на территорию РФ, выяснилось, что для полного комплекта не хватает очень многих запчастей. А ведь найти оригинальные комплектующие на модель, тираж которой не превышает 100 экземпляров, очень тяжело.


Но дорогу осилит идущий! С 2002 года реставраторы приступили к поиску нужных запчастей. В Германии были найдены и выкуплены оригинальные двигатель и коробка передач, а также другие комплектующие. Собирать запчасти пришлось в разных уголках света.

Сейчас бронированный кабриолет Mercedes-Benz 770K разобран, а некоторые запчасти аккуратно сложены на полки. Но беспокоится не нужно, это - неотъемлемый этап реставрации.


В итоге за 14 лет кропотливой работы комплектность еще не собранного автомобиля удалось довести до 90%. Разумеется, подобными оригинальными запчастями интересовались не только наши специалисты, но и коллекционеры из других стран мира. Часто за раритетные элементы конструкции приходилось бороться. Доходило до курьезов. Рассказывают, что один немецкий коллекционер, узнав о покупке «мерседесовского» мотора, даже приехал в нашу страну и посетил музей техники в Архангельском, где долго стоял перед двигателем, и ругался. Никак не мог простить русским, что они увели такую находку у него из-под носа!

Сейчас кабриолет Mercedes-Benz 770K находится в реставрационной мастерской Музея техники Вадима Задорожного.


И всё же теперь Mercedes-Benz 770K в нашей стране и может считаться самым настоящим достоянием, ведь всего в мире осталось только пять таких машин. Правда, собственно реставрационная работа над автомобилем только началась. Сейчас кабриолет в разобранном виде находится в мастерской Музея техники Вадима Задорожного в подмосковном Архангельском.


Предстоит еще очень большая работа по подгонке деталей, восстановлению их оригинального вида, окраске и финальной сборке. А затем – обязательная обкатка собранной машины по шоссе. Ведь именно за первые 300 километров живого пробега реставраторы выявляют те недостатки, которые имеются у воскрешенного автомобиля. Но однажды Mercedes-Benz 770K займет свое место на стенде музея. И, несмотря на своё темное прошлое, будет радовать посетителей своим внешним видом и тяжелой историей, как уже делают точно такие же автомобили в Германии, США, Великобритании и Японии.

Одни предпочитали огромные бронированные лимузины, другие — спортивные купе и агрессивно-стильные кабриолеты. Например, известный нацистский деятель Италии Бенито Муссолини был страстно влюблен в Alfa-Romeo ярко-красного цвета, приберегая представительную и респектабельную Isotta-Fraschini лишь для официальных выездов. Чего не скажешь о его «партайгеноссе» - немецких национал-социалистах во главе с самим фюрером - Адольфом Гитлером. Которые предпочитали легкомысленным итальянским хитам немецкую мощь и имперскую стать Mercedes-Benz…

Примечательно, что свой самый первый автомобиль - пульман-кабриолет Mercedes-Benz 630 - пришедший к власти Адольф Гитлер отобрал у бывшего президента Германской республики Гинденбурга. Однако в 1934 году в модельном ряду знаменитого концерна появился вездеход, созданный для нужд рейхсвера, и Главнокомандующий Адольф Гитлер заинтересовался этим огромным трехосным авто с открытым шестиместным кузовом.

Примечательно, что вооруженные силы Германии отказались от этого автомобиля - он был слишком «прожорливым» и дорогим в обслуживании для обычного военного автомобиля. Однако трехосный Mercedes G4 в кузове W31 приглянулся рейхсканцелярии и вскоре стал использоваться нацистскими руководителями для разнообразных целей: его частенько гоняли на маневры, в прифронтовую полосу и на парады.

Особенно нравился «товарищам по партии» характерный вид роскошного автомобиля, совмещающего в себе роскошь представительского лимузина внешние данные бывалого «вояки», что играло на пользу имиджу Гитлера как военного руководителя страны. Для фюрера был создан эксклюзивный экземпляр, оборудованный специальной подставкой под ноги и поднятым на 13 сантиметров передним пассажирским сиденьем. В колонне всегда следовало несколько автомобилей, однако только на автомобиле фюрера имелось возвышение и специальный личный «штандарт присутствия». На этом автомобиле Главнокомандующий въехал в занятую нацистами Вену, посещал маневры и участки, на которых велись боевые действия. Правда, после удачного покушения на гауляйтера Протектората Богемии и Моравии Гейдриха, убитого в Чехословакии в начале 1942 года, большинство G4 все же приобрело бронированные кузова и пулестойкие покрышки - как и остальные члены партийной верхушки Третьего Рейха, Адольф Гитлер панически боялся покушений...

Однако трехосный вездеход не вполне соответствовал имиджу всенародно любимого вождя, и в 1936 году военный вездеход сменил шикарный кабриолет Mercedes-Benz 770 K. Эта машина имела несколько неофициальных названий, среди которых - звучное «Überauto» - «сверхавтомобиль», «Kaiserwagen» - «кайзеромобиль» или «Grosser Mercedes» - «Великий Мерседес».

Именно это средство передвижение верхушка Третьего Рейха выбрала в качестве своего «официального» автомобиля - всего в период с 1933 по 1938 год на заводах немецкой автомобильной компании их было построено 117 штук. Grosser Mercedes был самой престижной, мощной и дорогой моделью компании: Mercedes-Benz 770 с двигателем объемом 7,7 л. в кузове W 07 был даже представлен весной 1935 года на выставке в Париже как высшее достижение немецкой конструкторской и дизайнерской мысли.

Автомобиль Гитлера был практически таким же, как и остальные 26 фаэтонов, заказанных для рейхсканцелярии, однако таковым он был только снаружи. Автомобиль фюрера имел увеличенный бензобак, бронированные боковые панели кузова и дверей, многосекционные камерах колес, позволяющие продлевать движение при простреленном колесе, приставных бронированных окошках в алюминиевых рамках, используемых вместе с тентом на случай непогоды. Вес некоторых из бронированных версий 770 достигал 5400 кг. Особенно тяжелые автомобили оснащали двигателем с двумя компрессорами, мощность которых доходила почти до 400 л.с. К моменту завершения производства бронированных лимузинов в 1943 году их было построено 88 экземпляров - примечательно, что немецким водителям, обслуживающим эти машины, категорически воспрещалось ездить со скоростью более 80 км/ч - во избежание чрезмерной нагрузки на двигатель и тормоза.

Автомобиль, имевший длину шесть метров, весил 5,5 тонн: двери, щит передка, спинка заднего сидения и пол кузова были защищены броневыми листами, толщина которых местами достигала 18 мм. Кожухи боковых запасок и диски всех колес изготовлялись из броневой стали, а пулестойкие стекла имели толщину 40 мм. Все двери роскошного автомобиля были снабжены электромагнитными замками, открыть которые можно было только из салона при помощи особого механизма. Для защиты находящихся в автомобиле лиц предназначалось и стрелковое автоматическое оружие, размещенное в специальных кобурах - примечательно, что среди «средств самообороны» в машине фюрера присутствовал даже ручной пулемет! Фары и прожекторы-искатели, которыми во множестве была оборудована машина, имели заведомо избыточную мощность. Предполагалось, что с их помощью во время возможного преследования можно будет ослепить врага. В конструкции автомобиля предусматривались также специальные выдвижные подножки для телохранителей - мобильный отряд сопровождения еще до начла Второй Мировой составлял 18 человек. Этот автомобиль может по праву считаться «автомобилем Гитлера»: он сопровождал вождя Единой Германии повсюду и именно на нем Гитлер планировал принимать парад в побежденной Москве.

Многим сторонникам нацистской идеи импонировало то, что вовремя парадов Гитлер стоял в открытой машине. На самом же деле на нем почти всегда был надет плащ, пропитанный специальным антивоспламеняющимся раствором, а фуражка, покрывавшая голову вождя Великой Германии, имела козырек, тулью и околыш со встроенными металлическими пластинами весом 1,5 килограмма на случай внезапного выстрела из толпы. Для повседневных тайных поездок Гитлера был приобретен и закрытый бронированный «770-й», внешне не отличавшийся от обычного пульман-лимузина. К этому автомобилю кузовное ателье Erdmann Rossi также изготовила особый двухколесный прицеп, предназначавшийся для проверенных продуктов и напитков, которые Ева и Адольф брали с собой на пикник.

Однажды Гитлер сказал: «Больше всего я люблю автомобили, потому что они открыли для меня Германию». Однако ни до, ни после своего высказывания бессменный вождь немецких национал-социалистов никогда не сидел за рулем. Да и водить машину Гитлер не умел - он боялся большой скорости. Однако это совсем не мешало ему живо интересоваться автомобильными новинками своего времени, выберать самые лучшие образцы национального автопрома и использовать их для поднятия собственного политического авторитета.

Придя к власти в Германии в 1933 году, Адольф Гитлер объявил приз в 500 тыс. рейхсмарок (около 100 тыс. долларов по курсу 30-х годов) за разработку нового автомобиля, призванного не только разделить вместе с Mercedes-Benz победы на автогонках, но и «повысить международное положение Германии».

На призыв фюрера откликнулся сам Фердинанд Порше. Так появился Auto Union, правда, сначала это была модель С-Type. Она и стала прототипом более усовершенствованного D-Type, оснащенного двигателем V12, 550 л.с. которого разгоняли болид до невероятных по тем временам 300 км/час.

Автомобиль полностью оправдал ожидания Гитлера - в 1939 году именно на этом автомобиле, который выставляется на аукцион, немецкий гонщик Х. П. Мюллер одержал победу в Гран-при Франции, а Тацио Нуволари в том же году выиграл Гран-при в Белграде. К слову, эта гонка стала последним автосоревнованием Европы перед Второй мировой войной.

В конце войны разработчики Auto Union спрятали выпущенные болиды и все имущество гоночной команды в заброшенной шахте, чтобы их не разрушили и они не достались в качестве трофея советским солдатам. Долгое время считалось, что Auto Union D-Type утерян безвозвратно.

После распада Советского Союза один болид Auto Union вдруг обнаружился в Риге, но, как потом выяснилось, это была модель С-D-Type. Позже появилась информация, что D-Type всплыл в Праге, но эксперты снова разочаровали поклонников - нашлась демонстрационная модель.

Оригинальный же Auto Union D-Type в 1976 году неожиданно обнаружился на Московском автозаводе имени Лихачева (ЗИЛ). Нашли его в разобранном виде среди деталей, направляемых на металлолом. Машина была спасена председателем нашумевшего в свое время Рижского клуба антикварных автомобилей и создателем Рижского мотор-музея Виктором Кулбергсом и позже, в 1994 году, восстановлена в Англии автомобильными экспертами Crosthwaite & Gardiner по чертежам, предоставленным бывшими сотрудниками Auto Union. Всего было восстановлено два болида Auto Union D-Type, один из которых, имеющий номер 21, и выставлялся на аукцион. Именно на этой машине и победил в Белграде Тацио Нуволари.

Однако, аукционный дом Кристи (Christie"s Auction House) в конце февраля приостановил торги по продаже уникального автомобиля Auto Union D-Type. У участников и устроителей аукциона появились сомнения относительно «родословной» этого лота, который мог войти в историю аукционных сделок как один из самых дорогих. Стоимость раритета была оценена в 12 миллионов долларов. Британское издание Metro сообщает, что первый Auto Union D-Type был уничтожен во время Второй мировой войны, а еще одна, самая титулованная машина, была вывезена в Советский Союз для изучения ее конструкции. И, как предполагалось, именно этот экземпляр был выставлен на торги. Однако проведенная экспертами аукциона Christie"s повторная экспертиза установила, что это - другой автомобиль с куда меньшей гоночной историей, который до этого момента считался уничтоженным. Представители аукционного дома заявляют, открытие нисколько не уменьшает ценность лота как раритета, хотя и полагают, что участники торгов будут разочарованы. Сроки возобновления аукциона пока не сообщаются.

Не секрет, что все крупнейшие политики середины ХХ столетия испытывали привязанность к автомобилям. Одни предпочитали огромные бронированные лимузины, другие – спортивные купе и агрессивно-стильные кабриолеты.

Например, известный нацистский деятель Италии Бенито Муссолини был страстно влюблен в Alfa-Romeo ярко-красного цвета, приберегая представительную и респектабельную Isotta-Fraschini лишь для официальных выездов. Чего не скажешь о его «партайгеноссе» – немецких национал-социалистах во главе с самим фюрером – Адольфом Гитлером. Которые предпочитали легкомысленным итальянским хитам немецкую мощь и имперскую стать Mercedes-Benz…

Трехосный кабриолет Mercedes – Benz 630

Примечательно, что свой самый первый автомобиль – пульман-кабриолет Mercedes-Benz 630 – пришедший к власти Адольф Гитлер отобрал у бывшего президента Германской республики Гинденбурга. Однако в 1934 году в модельном ряду знаменитого концерна появился вездеход, созданный для нужд рейхсвера, и Главнокомандующий Адольф Гитлер заинтересовался этим огромным трехосным авто с открытым шестиместным кузовом. Примечательно, что вооруженные силы Германии отказались от этого автомобиля – он был слишком «прожорливым» и дорогим в обслуживании для обычного военного автомобиля. Однако трехосный Mercedes G4 в кузове W31 приглянулся рейхсканцелярии и вскоре стал использоваться нацистскими руководителями для разнообразных целей: его частенько “гоняли” на маневры, в прифронтовую полосу и на парады.

Особенно нравился «товарищам по партии» характерный вид роскошного автомобиля, совмещающего в себе роскошь представительского лимузина внешние данные бывалого «вояки», что играло на пользу имиджу Гитлера как военного руководителя страны. Для фюрера был создан эксклюзивный экземпляр, оборудованный специальной подставкой под ноги и поднятым на 13 сантиметров передним пассажирским сиденьем. В колонне всегда следовало несколько автомобилей, однако только на автомобиле фюрера имелось возвышение и специальный личный «штандарт присутствия». На этом автомобиле Главнокомандующий въехал в занятую нацистами Вену, посещал маневры и участки, на которых велись боевые действия. Правда, после удачного покушения на гауляйтера Протектората Богемии и Моравии Гейдриха, убитого в Чехословакии в начале 1942 года, большинство G4 все же приобрело бронированные кузова и пулестойкие покрышки – как и остальные члены партийной верхушки Третьего Рейха, Адольф Гитлер панически боялся покушений…

Однако трехосный вездеход не вполне соответствовал имиджу всенародно любимого вождя, и в 1936 году военный вездеход сменил шикарный кабриолет Mercedes-Benz 770 K. Эта машина имела несколько неофициальных названий, среди которых – звучное «Uberauto» – «сверхавтомобиль», «Kaiserwagen» – «кайзеромобиль» или «Grosser Mercedes» – «Великий Мерседес». Именно это средство передвижение верхушка Третьего Рейха выбрала в качестве своего «официального» автомобиля – всего в период с 1933 по 1938 год на заводах немецкой автомобильной компании их было построено 117 штук. Grosser Mercedes был самой престижной, мощной и дорогой моделью компании: Mercedes-Benz 770 с двигателем объемом 7,7 л. в кузове W 07 был даже представлен весной 1935 года на выставке в Париже как высшее достижение немецкой конструкторской и дизайнерской мысли.

Автомобиль Фюрера.Mercedes – Benz 770K

Автомобиль Гитлера был практически таким же, как и остальные 26 фаэтонов, заказанных для рейхсканцелярии, однако таковым он был только снаружи. Автомобиль фюрера имел увеличенный бензобак, бронированные боковые панели кузова и дверей, многосекционные камерах колес, позволяющие продлевать движение при простреленном колесе, приставных бронированных окошках в алюминиевых рамках, используемых вместе с тентом на случай непогоды. Вес некоторых из бронированных версий 770 достигал 5400 кг. Особенно тяжелые автомобили оснащали двигателем с двумя компрессорами, мощность которых доходила почти до 400 л.с. К моменту завершения производства бронированных лимузинов в 1943 году их было построено 88 экземпляров – примечательно, что немецким водителям, обслуживающим эти машины, категорически воспрещалось ездить со скоростью более 80 км/ч – во избежание чрезмерной нагрузки на двигатель и тормоза.

Автомобиль, имевший длину шесть метров, весил 5,5 тонн: двери, щит передка, спинка заднего сидения и пол кузова были защищены броневыми листами, толщина которых местами достигала 18 мм. Кожухи боковых запасок и диски всех колес изготовлялись из броневой стали, а пулестойкие стекла имели толщину 40 мм. Все двери роскошного автомобиля были снабжены электромагнитными замками, открыть которые можно было только из салона при помощи особого механизма. Для защиты находящихся в автомобиле лиц предназначалось и стрелковое автоматическое оружие, размещенное в специальных кобурах – примечательно, что среди «средств самообороны» в машине фюрера присутствовал даже ручной пулемет! Фары и прожекторы-искатели, которыми во множестве была оборудована машина, имели заведомо избыточную мощность. Предполагалось, что с их помощью во время возможного преследования можно будет ослепить врага. В конструкции автомобиля предусматривались также специальные выдвижные подножки для телохранителей – мобильный отряд сопровождения еще до начла Второй Мировой составлял 18 человек. Этот автомобиль может по праву считаться «автомобилем Гитлера»: он сопровождал вождя Единой Германии повсюду и именно на нем Гитлер планировал принимать парад в побежденной Москве.

Многим сторонникам нацистской идеи импонировало то, что вовремя парадов Гитлер стоял в открытой машине. На самом же деле на нем почти всегда был надет плащ, пропитанный специальным антивоспламеняющимся раствором, а фуражка, покрывавшая голову вождя Великой Германии, имела козырек, тулью и околыш со встроенными металлическими пластинами весом 1,5 килограмма на случай внезапного выстрела из толпы. Для повседневных тайных поездок Гитлера был приобретен и закрытый бронированный «770-й», внешне не отличавшийся от обычного пульман-лимузина. К этому автомобилю кузовное ателье Erdmann Rossi также изготовила особый двухколесный прицеп, предназначавшийся для проверенных продуктов и напитков, которые Ева и Адольф брали с собой на пикник.

Однажды Гитлер сказал: “Больше всего я люблю автомобили, потому что они открыли для меня Германию”. Однако ни до, ни после своего высказывания бессменный вождь немецких национал-социалистов никогда не сидел за рулем. Да и водить машину Гитлер не умел – он боялся большой скорости. Однако это совсем не мешало ему живо интересоваться автомобильными новинками своего времени, выберать самые лучшие образцы национального автопрома и использовать их для поднятия собственного политического авторитета.

Придя к власти в Германии в 1933 году, Адольф Гитлер объявил приз в 500 тыс. рейхсмарок (около 100 тыс. долларов по курсу 30-х годов) за разработку нового автомобиля, призванного не только разделить вместе с Mercedes-Benz победы на автогонках, но и «повысить международное положение Германии».

Гитлер и Фердинанд Порше

На призыв фюрера откликнулся сам Фердинанд Порше. Так появился Auto Union, правда, сначала это была модель С-Type. Она и стала прототипом более усовершенствованного D-Type, оснащенного двигателем V12, 550 л.с. которого разгоняли болид до невероятных по тем временам 300 км/час.

Auto Union D-Type – Спорткар Гитлера

Автомобиль полностью оправдал ожидания Гитлера - в 1939 году именно на этом автомобиле, который выставляется на аукцион, немецкий гонщик Х. П. Мюллер одержал победу в Гран-при Франции, а Тацио Нуволари в том же году выиграл Гран-при в Белграде. К слову, эта гонка стала последним автосоревнованием Европы перед Второй мировой войной.В конце войны разработчики Auto Union спрятали выпущенные болиды и все имущество гоночной команды в заброшенной шахте, чтобы их не разрушили и они не достались в качестве трофея советским солдатам. Долгое время считалось, что Auto Union D-Type утерян безвозвратно.

После распада Советского Союза один болид Auto Union вдруг обнаружился в Риге, но, как потом выяснилось, это была модель С-D-Type. Позже появилась информация, что D-Type всплыл в Праге, но эксперты снова разочаровали поклонников - нашлась демонстрационная модель. Оригинальный же Auto Union D-Type в 1976 году неожиданно обнаружился на Московском автозаводе имени Лихачева (ЗИЛ). Нашли его в разобранном виде среди деталей, направляемых на металлолом. Машина была спасена председателем нашумевшего в свое время Рижского клуба антикварных автомобилей и создателем Рижского мотор-музея Виктором Кулбергсом и позже, в 1994 году, восстановлена в Англии автомобильными экспертами Crosthwaite & Gardiner по чертежам, предоставленным бывшими сотрудниками Auto Union. Всего было восстановлено два болида Auto Union D-Type, один из которых, имеющий номер 21, и выставлялся на аукцион. Именно на этой машине и победил в Белграде Тацио Нуволари.

Однако, аукционный дом Кристи (Christie’s Auction House) в конце февраля приостановил торги по продаже уникального автомобиля Auto Union D-Type. У участников и устроителей аукциона появились сомнения относительно «родословной» этого лота, который мог войти в историю аукционных сделок как один из самых дорогих. Стоимость раритета была оценена в 12 миллионов долларов. Британское издание Metro сообщает, что первый Auto Union D-Type был уничтожен во время Второй мировой войны, а еще одна, самая титулованная машина, была вывезена в Советский Союз для изучения ее конструкции. И, как предполагалось, именно этот экземпляр был выставлен на торги. Однако проведенная экспертами аукциона Christie’s повторная экспертиза установила, что это - другой автомобиль с куда меньшей гоночной историей, который до этого момента считался уничтоженным. Представители аукционного дома заявляют, открытие нисколько не уменьшает ценность лота как раритета, хотя и полагают, что участники торгов будут разочарованы. Сроки возобновления аукциона пока не сообщаются.

Российские олигархи не перестают удивлять мир. После построек самых дорогих яхт или покупки футбольных клубов миллионеры переключились на раритетные автомобили, которые, впрочем, являются неплохим вложением денег. Российский миллиардер приобрел автомобиль, на котором Гитлер встречал парад и семь автомобилей, принадлежавших самым высокопоставленным лицам нацистской Германии. В скором времени его должны доставить в Москву.Имя его держится в секрете.Он не пожалел на покупку ни денег, ни времени – по заказу покупателя автомобиль разыскивали по всей Европе несколько недель.Об этом журналистам стало известно от эксперта в области раритетных автомобилей из Дюссельдорфа Майкла Фройнлеха, который выступил посредником в этой сделке. Фройнлех рассказал, что несколько недель назад к нему обратились представители некого бизнесмена из Москвы, который интересовался покупкой «Мерседес-770 К» темно-синего цвета, принадлежавшего Адольфу Гитлеру. У Фройнлеха попросили найти этот автомобиль и договориться с его владельцем о продаже. Обнаружить автомобиль Гитлера, по словам Фройнлеха, оказалось не таким уж простым делом. «Я просто разрывался, – признался эксперт в интервью германской газете The Local. – Я был вынужден иметь дело с автомобилем, принадлежавшим убийце миллионов людей». Никто из коллег Фройнлеха, к которым он обращался за советом, не хотел заниматься этим. «Это было очень деликатное дело», – говорит он.

Наконец, после кропотливых поисков, эксперту удалось напасть на след автомобиля. Он выяснил, что после завершения Второй мировой войны «Мерседес» оказался в Австрии, откуда был передан в собственность императорского дворца-музея в Лас-Вегасе. Затем автомобиль был выкуплен частным коллекционером из Мюнхена. После его смерти в 2008 году его вдова продала автомобиль, в результате чего он оказался в руках коллекционера из города Билефельд (Германия). В Непале на машину Гитлера денег не нашли. В 2008 году в музее в Непале был выставлен автомобиль, подаренный некогда непальскому королю Адольфом Гитлером. Тогда власти сообщили, что раритетный автомобиль ржавеет уже три года, для его восстановления нет денег. Фройнлеху удалось связаться с коллекционером, и тот согласился продать принадлежавший ему автомобиль.

Кроме того, он выразил готовность расстаться с еще шестью автомобилями, когда-то принадлежавшим высокопоставленным чиновникам Рейхстага, в том числе советник Гитлера по внешней политике Иоахиму фон Риббентропу. В результате и эти автомобили были выкуплены российским миллиардером. Как рассказал Фройнлех, в пятницу, 20 ноября, миллиардер прилетел в Германию на частном самолете для заключения сделки. Полная стоимость покупки не раскрывается, однако один только «Мерседес», принадлежавший Адольфу Гитлеру, эксперты оценивают в сумму от 4 до 10 миллионов евро. По словам Фройнлеха, в ближайшее время этот автомобиль будет доставлен в Москву. Остальные шесть перепродадут другим коллекционерам.

Тот факт, что этот автомобиль действительно принадлежал Адольфу Гитлеру, подтверждают старые фотографии. Номерной знак обнаруженного у коллекционера из Билефельда «Мерседеса» – 1A 148461 – совпадает с номером автомобиля фюрера, изображенного на фотографиях, сделанных на параде в Берлине. По словам Фройнлеха, продажа автомобиля была абсолютна законной. Он даже проконсультировался по этому поводу с прокуратурой, которая установила, что, учитывая, что на автомобиле не сохранилось ни одного нацистского символа, его продажа не нарушает национальное законодательство.

В конце октября стало известно о том, что на продажу выставлены сразу три автомобиля «Мерседес-Бенц», некогда принадлежавшие Адольфу Гитлеру и Еве Браун. Долгое время автомобили были спрятаны в различных резиденциях фюрера в Германии. Все автомобили – бронированные, чтобы Гитлер могу передвигаться по разбомбленному городу. Кроме этого, они оснащены мощным радиоустройством, способным связать Гитлера со штабом, а также раскладывающимися сидениями, чтобы пассажиры могли отдохнуть во время пути. Стоимость каждого автомобиля оценивается в 3,3 млн долларов.